Иисус Мария и иосиф

Иосиф Обручник

Иосиф Обручник


Гвидо Рени. Святой Иосиф с младенцем Иисусом. 1620-е гг.

Родился

I век до н. э.

  • Назарет, Иудейское царство

Умер

I век

  • Назарет, Иудея, Римская империя

Почитается

во всех христианских церквах

В лике

святой

День памяти

19 марта

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Святой Иосиф (значения). В Википедии есть статьи о других людях с именем Иосиф.

Ио́сиф Обру́чник (Иосиф Плотник) — согласно Новому Завету (Мф. 1:18 и след.), обручённый муж Пресвятой Богородицы.

Жизнеописание

Иосиф, согласно евангельскому рассказу, по прямой линии происходил из рода Давида-царя, но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством.

Святой Иосиф с ребёнком-Христом. Живопись школы Куско, Перу

После смерти первой жены Иосиф уже в преклонном возрасте обручился с девой Марией, Матерью Иисуса и, согласно Евангелию от Матфея (Мф. 1:19-24), через некоторое время после Благовещения архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Её». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа, известно мало, хотя апокрифическая литература и старалась восполнить этот пробел.

Некоторые источники сообщают, что Иосиф был женат дважды. Мария была второй женой и от первого брака у него осталось шесть детей: четыре сына и две дочери (подробнее см. Ближние Иисуса).

Полагают, что он скончался в возрасте около ста лет, по-видимому вскоре после посещения Иерусалима с 12-летним Иисусом Христом, так как о нём после того уже не упоминается. Под его именем известно апокрифическое евангелие: «История Иосифа-плотника».

Родословие Иисуса

Основная статья: Родословие ИисусаБолгарская икона: Иосиф с юным Христом и столярными инструментами

Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса Христа. Фактически это родословие Иосифа, «мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф. 1:16). В Евангелии от Луки также есть родословие Христа: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев…» (Лк. 3:23). Эти два родословия не совпадают, в промежутках между Давидом и Иосифом почти что нет общих имен, кроме Зоровавеля. В частности, на это противоречие указывал император Юлиан. Учители церкви, такие как Иероним Стридонский, объясняют противоречие левиратом. Согласно этой версии, Иаков, отец Иосифа по родословию Матфея, и Илий, отец Иосифа по родословию Луки, родились от одной матери (по преданию, её звали Эстой), но разных отцов. Илий умер бездетным, и Иаков восставил ему семя, взяв за себя его вдову.

День святого Иосифа Труженика в Католической церкви

Католики отмечают два праздника в честь святого Иосифа:

  • 19 марта — день Иосифа Обручника как главы и покровителя Святого семейства
  • 1 мая — день Иосифа Труженика как покровителя всех трудящихся

Папа Пий XII учредил праздник Иосифа Труженика в 1955 году, придав светскому празднику труда новое религиозное значение — Иосиф Труженик является для христиан образцом терпения, выносливости и трудолюбия.

Особенности иконографии

Уникальным для Иосифа Обручника является его изображение вместе с неким согбенным старичком, встречаемое на старых православных иконах. Старик символизирует те сомнения, которые охватили Иосифа при известии о беспорочном зачатии Христа во чреве Девы Марии.

Помню, лет 20 назад в Москве был археологический съезд. Речь зашла о том, кто изображался на древних иконах Рождества Христова внизу, в уголке, против праведного Иосифа Обручника, сидящего с закрытыми глазами. … Простой иконописец из Палеха объяснил, что эта фигура изображает искусителя, во сне влагающего Иосифу помыслы подозрения против Пресвятой Девы… «Видите, сказал этот иконописец, у него и голова закрыта, чтобы рога спрятать, и ноги не видны, а на старых иконах ноги кончаются копытцами…». Вот наглядный пример того, как с перенесением к нам идеалов западной живописи оборвались нити родного предания в искусстве иконографии.

> См. также

  • Ааронов жезл
  • Храм Святого Иосифа
  • Сан-Хосе
  • Сан-Жозе

Примечания

  1. 1 2 Иосиф Обручник // Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Гл. ред С.С. Аверинцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — С. 640. — ISBN 5-85270-050-9.
  2. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа (рус.), Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Дата обращения 13 ноября 2017.
  3. Святоотеческое наследие — Евсевий, еп. Кесарийский. Церковная история, Книга первая (1848). tvorenia.russportal.ru. Дата обращения 13 ноября 2017.
  4. Таинственный старик на иконе. Православие в Татарстане.
  5. Архиепископ Никон (Рождественский). Берегите сокровища церковных преданий // Даниловский благовестник. Издание Московского Свято-Даниловского монастыря : журнал. — 1992. — № 4. — С. 87—88.

Литература

  • Иосиф, в Новом Завете // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • П. Ю. Лебедев, С. А. Моисеева, Игум. Иосиф (Крюков), А. К., Е. Е. Макаров, Н. В. Квливидзе. ИОСИФ ОБРУЧНИК // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXVI. — С. 47-58. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-048-6.

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

GND: 118558382 · ISNI: 0000 0000 9928 2036 · LCCN: n79147954 · NKC: jx20041022004 · VIAF: 147328714 · WorldCat VIAF: 147328714

Поколения после Сотворения

Праотцы после Потопа

От Государственности до Единого царства

Иудейское царство до Вавилонского плена

От возвращения из плена до Иисуса

  • Салафииль
  • Зоровавель
  • Авиуд
  • Елиаким
  • Азор
  • Садок
  • Ахим
  • Елиуд
  • Елеазар
  • Матфан
  • Иаков
  • Иосиф
  • Иисус

От Адама и Евы до Авраама — родословие из Евангелия от Луки,
от Авраама до Давида — из Евангелий от Луки и Матфея (совпадают),
от Давида до Иисуса Христа — из Евангелия от Матфея

Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

Святое Семейство — Иисус, Мария и Иосиф. Праздник

Семья — община домашней Церкви

Сир 3, 2-6.12-14; Пс 128(127), 1-2.3.4-5 (Пр.: 1); Кол 3, 12-21; Лк 2, 22-40

Всего несколько дней назад мы отметили Торжество Рождества Христова, поэтому сегодняшний праздник с хронологической точки зрения продолжает и дополняет его. Как именно мы встретили Рождество? Возможно, многие семьи в эти дни столкнулись со страданием, печалью, разногласиями и всевозможными «проблемами», которые показались нам неразрешимыми. А быть может, многие семьи вовсе не познали рождественской радости…

Наверняка были семьи, где родители участвовали в Мессе праздника Рождества с печальным сердцем, ибо их сыновья или дочери отказались праздновать Рождение Господа вместе с ними. В других семьях могло быть наоборот. Сколько же страданий и боли переживают наши семьи! На первый взгляд может показаться, что праздник Святого Семейства – Иисус, Мария и Иосиф только подчеркивает непреодолимую разницу между идеальной и обычной, реальной семьей. Мы можем задаться вопросом, каким образом Святое Семейство может послужить «образцом» нашим семьям. Разумеется, в Святое Семейство входили уникальные «личности», а среди них – и Сам Сын Божий. Но Бог действует и в нас самих, и в наших домах.

Божия воля

Начало главы Книги премудрости Иисуса сына Сирахова говорит о Божием замысле относительно семьи: «Господь хочет». У Бога есть Свой план о семье: Он задумал ее и создал как Свою общину, в которой Он присутствует и действует.

Во взаимодействии с семьей мы можем освободиться от грехов: «Почитающий отца очистится от грехов»; «Уважающий отца будет долгоденствовать». В маленькой семейной общине верующий обретает Божие прощение и избавление от грехов при условии, что он по-настоящему, искренне примирится со всеми домочадцами: с отцом и матерью, с детьми, братьями и сестрами. Тогда семья становится подлинной домашней Церковью.

Если дети уважают отца и мать, любят их, помогают им и стремятся их понять — они выполняют Божию волю, иначе говоря – образуют общину по замыслу Бога. Если мы обратимся к Священному Писанию, выражение «Божия воля» всегда относится к созиданию и утверждению общества любви и взаимопомощи. Семья, соблюдающая Божию волю, созидает саму сущность Церкви и формирует общество согласно желанию Бога. Кто слушает Господа, тот не только радует мать и отца, но и сам находит радость и утешение у Господа. Мы учимся сочувствию, любви, терпению, взаимоуважению и помощи ближнему, прежде всего, в кругу семьи — в нашей первой школе любви к ближним. Ибо кто нам ближе, нежели самые родные люди?

Семейные добродетели

Выше мы сказали, что семья — первая школа христианских добродетелей. Именно в ней мы должны в первую очередь продемонстрировать, насколько мы соответствуем словам святого Павла: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». В семье нам надлежит «снисходить друг другу и прощать взаимно, если кто на кого имеет жалобу». Семейные узы с вложенным в них их удивительно глубоким посланием любви должны стать образцом истинной любви к каждому нашему ближнему: любви самоотверженной, всепонимающей и чуткой, не ведающей холода и отстраненности. Добродетели, о которых говорит Апостол Павел, представляют собой различные аспекты подлинно христианского отношения к ближнему: предложить ему помощь, приютить, дать уверенность в себе и хоть чуточку семейного тепла, чтобы он смог почувствовать себя «как дома». Но откуда нам взять сил и энергию для такой любви, чтобы она не связывала, не парализовала, а напротив — освобождала, чтобы мы не ломали людей в угоду себе, а принимали их такими, какими они есть?

Слова Святого Павла предельно ясны: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями». Искреннее слушание слова Христова, его принятие и укоренение в нашем внутреннем мире, а также молитва — неиссякаемые источники, дарованные нам, чтобы мы черпали из них, пили из них и обретали силы щедро и искренне дарить себя.

Божия семья

Отрывок из Евангелия описывает случай из жизни Иисуса. Родители принесли младенца в храм, чтобы посвятить Его Господу, согласно требованию Закона: «Чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» (Лук 2, 23). Иисус безоговорочно и исключительно принадлежит Богу, поскольку Он – Святой и Божий Сын (Лк 1, 35). Также безоговорочно посвящены Богу и Дева Мария, и Иосиф, всецело доверившийся Богу и Его таинственной воле. Это – исключительная характеристика данной семьи из Назарета. Она принадлежит Богу, посвящена Ему, и именно поэтому, а вовсе не из-за отдельных красивых жестов или добрых дел, является примером для всех семей. Каждая семья находит в семье из Назарета пример того, каким образом ей следует строить свою жизнь.

«Быть семьей, посвященной Господу» означает, что Бог хочет войти в эту семью как единственный Господь. В ней не должны чтить других богов – например, развлечения, деньги, престиж и т.д. Семья Иисуса демонстрирует нам намерение Бога, жаждущего присутствовать в каждом доме на правах Господа. Ибо семья — Божья собственность: Он ее задумал, сотворил и желает, чтобы она существовала. Изгоняя Бога из семьи, мы со временем теряем способность понимать суть и жизнь семьи так, как ее задумал Бог.

Ясное дело, что Бог не дает нам универсального рецепта для решения повседневных проблем каждой отдельной семьи. Но на примерах из истории Он показывает, каким образом мы должны искать решение этих проблем. Он хочет, чтобы мы умели слушать Евангелие и молитвами создавали пространство для присутствия Бога, Создателя семьи – согласно воодушевляющим словам святого Павла.

» Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

Вопрос:

Простите мое невежество, но у меня вот какой вопрос. В обетовании Господь сказал, что Спаситель явится в мир от рода Давида. В Евангелии дается подробнейшая родословная Иосифа, мужа Пресвятой Девы, который действительно был потомком Давида. Но ведь Иосиф был только отчимом Христа. Слышала версию, что Сама Пречистая также происходила из колена Иудина, т.к. по закону, все браки должны были совершаться в пределах своего рода. Но… Праведная Елисавета, мать Иоанна Предтечи, называемая в Библии родственницей Марии, также упоминается как дочь Ааронова. Значит, Иисус не происходил из колена Иудина? Разрешите мои сомнения. Спаси Вас Господи!

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Согласно церковному преданию, которое сообщает святитель Димитрий Ростовский, отец Пречистой Девы Марии св. прав. Иоаким вел свое происхождение от Давида, но не через Соломона, а через его брата Нафана, родившегося тоже от Вирсавии (2Цар.5:14; 1Пар.3:5; 14:4). Нафан упомянут как предок Иисуса Христа у св. евангелиста Луки: Маттафаев, Нафанов, Давидов (Лк.3:31). А так как св. евангелист Матфей называет не Нафана, а Соломона, то исследователи считают, что в Евангелии от Луки родословие Спасителя дается по Матери. В конце родословия указан Иосиф, так как род ведется по мужской линии, а мать не могла быть указана как звено в цепочке наследования.

Пресвятая Богородица и св. прав. Елисавета были двоюродными сестрами по материнской линии. Мать Пресвятой Богородицы св. прав. Анна происходила из колена Левиина, рода Аарона. Она была дочерью священника Матфана. Женой его была Мария из рода Иудина. У них были три дочери: Мария, Совия и Анна. «Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет» (святитель Димитрий Ростовский. Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, 9 сентября).

Законом не запрещались браки между представителями разных колен. Так царь Саул, происходивший из колена Вениаминова, выдал свою дочь Мелхолу за Давида (1Цар.18:27), который принадлежал к колену патриарха Иуды. Ограничение существовало для невесты, которая при отсутствии братьев была наследницей. Не допускалось, чтобы земля переходила из одного колена к другому: вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего, чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих (Чис.36:6-7).

О родословной Иисуса Христа и его родственников по плоти

В издательстве «Русский хронограф» находится в печати книга монахини Александры (Мушкетовой) «Господь Иисус Христос в семье, среди близких и учеников. О родословной Иисуса Христа и его родственников по плоти», рекомендованная к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Спасителя нашего в Его земной жизни окружали люди: семья, ученики, народ, а также враги… Случайно ли они оказались рядом? Или это был промысел Божий? Как сложилось генеалогическое дерево семьи Господа Иисуса Христа? Проследим его не только от «корня» — Адама, но и по «ветвям и отросткам». Например, в каком родстве были Пресвятая Богородица со свв. правв. Елизаветой и Иосифом Обручником? Кем доводятся Спасителю свв. Иоанн Креститель и апп. и евв. Иоанн Богослов и Матфей, кто такие «братья Господни»? Переплетения «ветвей» святого древа исследованы на фоне евангельских событий. Построены генеалогические схемы семьи Господа Иисуса Христа, а также — ап. Петра, апп. и евв. Марка и Луки, родственников ап. Павла и др. (12 схем). В книге приведены житийные рассказы о них. Материал изложен доступным простым языком, что делает описание понятным и интересным для широкого круга читателей.

Генеалогия семьи Иисуса Христа (Фрагмент)

Ответы на вопросы, часто задаваемые в процессе работы над книгой

1. Как возникла идея написания книги?

В Евангелии, Священном Писании, Житиях Святых и других библиографических источниках много сведений, которые можно уложить в родословные системы. Я попыталась строить локальные ветви: потом заинтересовалась и целенаправленно стала отбирать имена Святых и их житийные материалы, соединять родословные ветви, по возникающим вопросам искать недостающие звенья. Получались генеалогические схемы святых семейств.

Вопросы были такого порядка: как соединились на Пресвятой Деве Марии ветви царственного дома Давида от колена Иудина и священнического рода от колена Левиина, в каком родстве Пресвятая Богородица и Прав. Иосиф Обручник, кто такая Саломия (родственница Девы Марии, имеющая поле возле Вифлеема), кто первая действительная жена прав. Иосифа и их дети, в каком родстве с Господом находятся свв. Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и др.? Встречающиеся сведения я систематизировала по общности, например, по семьям. Было просто интересно. Радость открытий переполняла меня, не могла удержать в себе приходящих знаний, рассказывала окружающим и записывала, чтобы не потерять. С кем ни беседовала — всех эти вопросы интересовали: «Я бы с удовольствием занялся, но не имею времени. Если напишете — покажите, очень интересуюсь». Когда собрался большой материал, взяла благословение у игум. Виссариона (Великого Остапенко) и у архим. Михаила (Борея) — ризничного семинарского храма прп. Иоанна Лествичника (МДАиС, Свято-Троицкая Сергиева Лавра), прихожанкой которого являюсь. И приступила к написанию книги.

2. В названии книги обозначены две темы. Они самостоятельные или взаимосвязанные?

Описание земной жизни Богочеловека, сохранившееся в Священном Писании и Предании Церкви, и ее деталей, характерных для I-го в., а также Его скорбей, радостей, трудностей, и попутное при этом построение структуры родственных связей — две неразделимые и взаимосвязанные темы.

Сначала целью исследования было выявление родственных связей внутри семьи Господа и соприкасающихся с ней близких современников конца I в. до Р.Х. и I в. по Р.Х., и апостолов. Для наглядности строились и постепенно уточнялись генеалогические схемы. Оказалось, что без описания событий Евангельской истории невозможно было вводить в схему членов семьи Иисуса Христа. Это было неестественно и создавало много трудностей. Например, ап. и ев. Матфей описал как Господь призвал его (Мф. 9.9); ев. Матфей- родной брат ап. от 12-ти Иакова Алфеева. По многим свидетельствам, их отец — Клеопа (Лк. 24.13 -35), иначе Алфей, родной брат св. прав. Иосифа Обручника. Как, минуя Евангельскую историю, показать их родство с семьей Иисуса Христа? Поэтому в повествовании ведется (в хронологической последовательности) пересказ тех событий, в которых участвуют вводимые в схемы представители семейств.

3. Сначала Вы увлеклись созданием генеалогического древа. А как эта идея переросла в повествование о жизненном пути Сына Божия Иисуса Христа на земле?

Величественный Образ Спасителя, с Его премудростью и любовью, мужеством и жертвенностью, простотой и кротостью, присутствует на каждой странице Евангелия и естественно стал главным в книге. Как Всеведущий Бог, Он Сам привлекает к Себе людей, из которых одни становятся последователями, а другие, не принявшие любовь Божию, — противниками; старается вразумить последних, чтобы возвести и их в стадо Свое, в Царство Небесное, Сам вызывает их на открытую борьбу чтобы вразумить или обезоружить, плачет о окаменении их сердец; не щадя Себя, мужественно отдает Себя на смерть, посвящает Себя, да принявшие Его святы будут.

Хранимые Священным Преданием факты и свидетельства о напряженных проповеднических трудах Богочеловека до устали, до изнеможения; о Его радостях при встречах с простыми людьми, доверчиво принимающих Его учение; о Его скорбях от нападок и лукавых уловлений врагов, не принявших приблизившегося к ним Царства Небесного, сами собой вливались в повествование

4. Какие самые трудные места в «древе»?

Их много. Среди них главные — это доказательство версий родства Пресвятой Богородицы с прав. Иосифом Обручником, и о братьях и сестрах Господа по плоти. Уже после написания книги пришли очень интересные сведения о современных патристических исследованиях по этим труднейшим богословским проблемам, ведущихся в том же направлении. Это помогло мне углубить свои дальнейшие исследования.

5. В Святом Писании мало говорится о Пресвятой Богородице. Как у Вас освещена эта тема?

Пресвятой Богородице посвящены в книге несколько глав от Ее Рождества до Успения. В странствиях Господа с евангельской проповедью Матерь Божия всегда старалась быть ближе к Нему. Параллельной нитью с повествованием о Господе Иисусе Христе описаны известные события жизни Его Пречистой Матери по творениям свв. свтт. Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, Григория Паламы, прп. Иоанна Дамаскина и др.

6. В книге есть главы о семье св. прав. Иосифа Обручника о братьях и сестрах Господних. Как сложилась Ваша версия о них, что они его дети?

В этом вопросе затронуты две богословские проблемы:

— чьи дети братья Господни, Иаков, Иосия, Симон, Иуда и кто их непоименованные в Евангелии сестры (Мф. 13. 55-56)?

— как понимать свидетельство ап. и ев. Иоанна Богослова, что братья Его не веровали в Него (Ин. 7. 3 — 5)?

Самым обоснованным и наиболее опирающимся на древнее церковное предание является взгляд, по которому братья Господни — дети Иосифа Обручника от первого брака. Это воззрение уже с середины III в. распространяется в Восточной Церкви, становится в ней господствующим и считается палестинской традицией. Первой женой Иосифа по многим историческим свидетельствам была двоюродная сестра Иоанна Крестителя — Саломия. Синаксарий Недели жен-мироносиц (Цветная Триодь) свидетельствует, что «четыре сына родил Иосиф: Иакова малого и Иосию, Симона и Иуду, и три дочери: Есфирь, Фамарь и Саломию Зеведееву». В Предисловии к Евангелию от Иоанна также говорится, что Иосиф имел от первой жены четыре сына и три дочери: Марфу, Есфирь и Саломию, сыном которой является сам Иоанн Богослов (Зеведеев). Древние историки Марфу (Фамарь) называют также Марией, а Георгий Кедрин (XI-XII вв.) свидетельствует, что Мария была выдана замуж за Клеопу, родного брата Иосифа, уже после возвращения Святого Семейства из Египта, и по мужу называется Марией Клеоповой. Следовательно, дочери прав. Иосифа — Мария Клеопова и Саломия Зеведеева — известные всему миру св. жены-мироносицы.

Вторая проблема поставленного вопроса тоже очень значительная. Братья Господни видели Его рождение, сознавали свое плотское с Ним родство и долгое время не могли принять мысль, что их сводный брат — Господь и Мессия. Воспитанные Иосифом в духе истинного благочестия, они были строгие исполнители Моисеева закона, а их Брат по плоти отступал от того идеала, который составился у них под влиянием писаний закона и толкований книжников. Присутствие Богочеловека и Пресвятой Девы Марии в семье, Его необыкновенная духовная сила и нравственная безупречность даже при кажущемся нарушении закона, несомненно, влияли на их духовное развитие, и братья постепенно восходили к высшему познанию учения Христова и к цели Его сошествия в мир. После Воскресения Господь Иисус Христос явился старшему из братьев Иакову (праведному); это убедило его в божестве Христа, изменило религиозное мировоззрение и обратило в христианство. Его обращение повлекло за собой и обращение остальных братьев.

По Вознесении Господнем Иаков был поставлен от верховных апостолов первым епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви, согласно предызбранию его к этому служению Самим Христом. Он был причтен к числу 70-ти апостолов и почитается как первый из них.

Второй брат Иосия (также именуемый Варсава и Иуст) упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был избираем вместе с Матфием в число 12-ти апостолов на место отпадшего Иуды Искариотского (Деян. 1. 23). О нем упоминают евангелисты Матфей (27.56) и Марк (15. 40): При Кресте стояли Мария Магдалина и Мария, мать Иакова малого и Иосии, прикровенно указуя этой ссылкой христианам на Матерь Божию — «мачеху» Иакова праведного (малого) и Иосии. Иосия вошел в лик 70 — ти апостолов и занимал епископскую кафедру в Елевферополе (в Южной Палестине).

Третий брат Симон уже в зрелом возрасте уверовал во Христа, был сопричислен к сонму 70-ти апостолов и проповедовал Его учение. После мученической смерти его старшего брата Иакова, он был избран на его место и стал вторым Иерусалимским епископом.

Младший из братьев Иуда Иаковлев принадлежал к лику 12-ти апостолов. Это дает основание полагать, что он уже в первые два года служения Господа Иисуса Христа спасению людей был часто или постоянно при Нем, так как Господь избрал Двенадцать уже на втором году Своего служения.

Все четверо братьев приняли мученическую кончину за исповедание Христа.

Дочери прав. Иосифа Обручника — Мария Клеопова (Алфеева) и Саломия Зеведеева известны как жены-мироносицы, но не все знают, что они подарили миру сыновей — апостолов из сонма 12-ти: Иакова Алфеева (Клеопова), Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. А кто стоял при Кресте, никого не боясь? — Семья Господа! Его Пресвятая Матерь, обе сводные сестры — мироносицы и племянник Иоанн Богослов!

Вот какая дивная эта святая семья прав. Иосифа Обручника, в которой Сын Божий благоволил воплотиться на земле и усвоить ее членов как Своих земных родственников.

7. Вы по новому поставили вопрос о том, что существовали родственные связи среди апостолов. Господь ведь отбирал их не по принципу родства?

Господь принимал идущих к Нему не по человеческим расчетам и влечениям, а по Божественному прозрению сердец, ищущих Его, и по расположению и способности их к будущему служению, по их внутреннему устроению — любви к Богу и ближнему человеку, к самопожертвованию ради этой любви. Не случайно, но по Промыслу Божию в число Его ближайших учеников вошли и родственники, как родственные души, выросшие в благочестивых семьях, впитавшие в себя дух и устои семьи, желание спасения и ожидание Мессии. Среди учеников были всецело послужившие Божиему делу, не вступавшие даже в брак — девственники: свв. Иоанн Креститель, апп. от 12-ти Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, Симон Кананит, апп. от 70-ти Иаков брат Господень и Варнава, первоверховный ап. Павел и др. Неудивительно, что призванные Господом ученики, приводили к Нему своих родственников и друзей, близких по духу. К примеру, ап. Андрей Первозванный привел старшего брата Симона, в будущем первоверховного ап. Петра;

-ап. Филипп — своего друга ап. Нафанаила;

— ап. Варнава вымаливал из фарисеев друга своего по Гамалиилову училищу Савла, прозревая его полезность и способность служить делу Христа. Уже призванного Господом на дороге к Дамаску Савла (в будущем первоверх. ап. Павла) он привел к апостолам и вместе они много потрудились в благовестии Христовом;

— апп. Варнава, Петр и Павел воспитали ап. и ев. Марка (Иоанна), сродника Варнавы и Петра.

Очень интересна семья апп. Петра и Андрея Первозванного, их родство с родными братьями апп. от 70-ти Аристовулом и Варнавой и их двоюродным братом ап. и ев. Марком. О семье ап. Павла собраны житийные сведения о десяти его сродниках. В книге повествуется более чем о 50 святых. Все это — известные факты, благодаря систематизации в генеалогических схемах, приведенные в стройное изложение. Всего в книгу вошло 12 генеалогических схем.

8. О Родословии Господа написано много. В чем новизна вашего труда?

Генеалогическое древо Господа Иисуса Христа по ближайшим предкам (вглубь времен в соответствии с Мф. и Лк.) явилось основным стержнем. Но главное внимание (новизна) было обращено на исследование и построение:

— генеалогии Его семьи по ближайшим родственникам — современникам, ранее здесь уже названным (как бы вширь);

— генеалогии семейств апостолов (первоверховных Петра и Павла, Андрея Первозванного, евв. Марка и Луки, Аристовула, Варнавы, первомученика и архидиакона Стефана и др).

Для наглядности привожу схему родословных связей Господа и апостолов от Адама, взятую из книги. По ней видно, что родословные ветви святых семейств восходят через Иакова, Исаака и Авраама к Адаму, отцу рода человеческого. Генеалогические схемы построены только от 4-х сыновей Иакова: Симеона, Левия, Иуды и Вениамина (по доступным сведениям). Родословное древо показывает, что Иисус Христос родственно связан со всем человечеством. Он — Сын Адамов и Сын Божий (Лк. 3.38).

9. Трудами каких богословов Вы пользовались при написании книги?

На версии, изложенные в книге, оказали большое влияние богословы и учители Русской Православной Церкви: св. свт. Димитрий Ростовский (XVII — XVIII вв.), прот. Александр Васильевич Горский — ректор МДА нач. XIX в., проф. А. П. Лопухин с коллегией, проф. МДА А. П. Лебедев (нач. XX в.), архиеп. Феодор (Поздеевский) — ректор МДА нач. XX в., св. свт. Иннокентий Херсонский, архиеп. Аверкий (Таушев) и А. В. Иванов, Б. И. Гладков, еп. Михаил (Лузин), киевский архим. Георгий (Ярошевич) (XIX- XX вв.), прот. Николай Попов — ректор Вятской Духовной семинарии (XIX- XX вв.), Д. П. Боголепов, еп. Кассиан (Безобразов) — препод. Петроградского Богословского института, затем ректор Парижского Православного Богословского института (перв. пол. XX в.) и др. И, конечно, Творения свт. Иоанна Златоуста и блаж. Феофилакта Болг. В перечень литературы включено 34 библиографических источника, но проработано несравненно больше.

10. Что бы Вы хотели сказать Вашему читателю в заключение?

Книга рассчитана на широкий круг читателей, но может быть заинтересует и специалистов. На ее страницах вас ожидает много встреч со знакомыми по Евангелию святыми, как бы приглашающими увидеть шире события I- го века в их живом взаимодействии друг с другом: — жених, оставивший брачный пир в Кане Галилейской — ап. от 12-ти Симон Кананит; самарянка, она же св. мц. Фотина; теща Петра, огнем жегомая — жена Аристовула, ставшего ап. от 70-ти; сухорукий; ап. и ев. Марк (Иоанн) — по преданию, юноша в Гефсиманском саду, следовавший за арестованным Спасителем и убежавший от воинов, оставив в их руках прикрывшее его покрывало; Мария — мать его, много послужившая Господу и апостолам, и множество других, ставших святыми свидетелями Евангельской истории. Достойно прошедшие свой земной путь и взятые на Небеса, они смотрят на нас из Царства Небесного, всегда готовые прийти на помощь.

Хочу посоветовать моему дорогому читателю при знакомстве с книгой открыть ее выборочно на главах III. 3-13. Это «Христос в тесном кругу 12-ти накануне Своих Страданий, Тайная Вечеря, Прощальная беседа, Гефсиманский подвиг,.. Распятие,… Снятие с Креста и погребение, Воскресение Христово, Свидетельство Туринской плащаницы»… Они проникнуты особенной любовью уходящего на Небо Сына Божия к Своему созданию — ученикам, последователям. всему человечеству; преподающего апостолам последнее утешение перед земным расставанием. И в ответ на эту уже открытую жертвенную любовь Бога избранные простосердечные представители земли, притихшие в ожидании грядущих, как они уже поняли, печальных событий, не могут наглядеться на Него.

Книгу я не написала, а составила из известных сведений и малоизвестных фактов, которые скрупулезно собирала из достоверных источников, поэтому в ней много ссылок на них. Старалась так построить описание, чтобы держать «накал» внимания читателя от первой до последней страницы, чтобы в душе навсегда запечатлелся дорогой, любимый образ Спасителя — Сына Божия, Сына Человеческого, перед Которым преклонится всяко колено небесных и земных в изумлении, благодарности и ответной любви.

Святой отец Девы Марии

Примеры употребления слова иоаким в литературе.

На всенародном референдуме в мае Аляска единогласно превратилась в монархию с царем Иоакимом Первым во главе.

Дела, которые мне нужно решить с сэром Джефри, я поручаю почтенному и добронравному мистеру Иоакиму, по прозвищу Победоносный, стряпчему из Честера, который уладит их, не притесняя сэра Джефри, по всей справедливости и в законном порядке, ибо если у меня, как я надеюсь, достанет сил не поддаться искушению превратить смертоубийственное оружие в орудие своей мести, то я, уж во всяком случае, не прибегну для этого к презренному мамоне.

А служат вам эти коньки напоминанием о двух вещах: об аквариуме с морскими коньками и об Аляске, с которой у вас все приятное связано, ибо правит Новоархангельском ваш лучший друг царь Иоаким Первый, и о Мальте, с которой у вас связано все неприятное, ибо ее наместником волей-неволей оказался отправленный в почетную ссылку ваш старший сын, Иван Павлович.

У заиндевелого окна, где в круглых стеклышках играл лунный свет, — сидел на раскладном итальянском стуле патриарх Иоаким, суровый и восковой, в черной мантии и клобуке с белым восьмиконечным крестом, сидел согбенно и неподвижно, как видение смерти.

Именно в это время Навуходоносор совершил первое нашествие на иудеев для того, чтобы наказать царя Иоакима, сына Иосии, который воевал на стороне фараона Нехо против Вавилона.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Дедушка и бабушка воплотившегося Иисуса

Христос Бог воплотился через Деву Марию и стал ее Сыном. А сама Богородица родилась от бездетных и уже пожилых Иоакима и Анны. Всю жизнь их осуждали соплеменники за их бездетность, потому что каждый род надеялся, что через него воплотится Бог. Почему же Господь выбрал именно эту чету своими земными бабушкой и дедушкой?

Житие Пресвятой Богородицы повествует нам о Рождении Пречистой Девы от престарелых и неплодных, но вместе с тем искренне и глубоко верующих родителей, явивших в себе совершенный образец ветхозаветной святости, — от праведных Иоакима и Анны. Святые отцы, авторы гомилий на праздник Рождества Богородицы, уделяют Ее родителям очень большое внимание.

Прежде всего они отмечают личную нравственную высоту святых Иоакима и Анны. По словам святого Николая Кавасилы, Иоаким и Анна «более всех людей угодили Богу». А по убеждению преподобного Феодора Студита, супружеский союз Иоакима и Анны оказался выше любого из супружеских союзов, когда-либо до этого заключенных на земле.

По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, Богоматерь делается для породивших Ее Иоакима и Анны их величайшей славой. При этом, по словам святого Николая Кавасилы, Рождение от них Пречистой Девы «оказалось делом» их «молитвы и праведности». Как подчеркивает преподобный Иоанн Дамаскин, они смогли стать Ее родителями лишь потому, что вели чистую и благую жизнь, будучи блаженной и всенепорочной четой.

То, что Господь даровал им возможность стать родителями Богородицы, по убеждению святителя Григория Паламы, напрямую связано с особой высотой их целомудренной жизни, личной праведности, постоянного пребывания в храме, непрестанного подвига поста и непрекращающегося молитвенного предстояния Богу. Он говорит о том, что именно «целомудрие, и пост, и сокрушенная молитва, сойдясь вместе, явили Иоакима и Анну родителями Сосуда Божия» — ради их «богоугодного образа жизни».

Вот как описывает внешне смиренное, но вместе с тем подлинно святое совершенство Иоакима и Анны святитель Андрей Критский: «Иоаким был муж кроткий, благочестивый, воспитанный в законе Божием… Равно и Анна была боголюбива, целомудренна, но бесплодна; жила с мужем в согласии, но была бесчадна».

А вот как прославляет этих праведников святитель Георгий Никомидийский, напрямую обращаясь при этом к храмовым слушателям своей гомилии с таким призывом: «Рассуди сам о избрании всех праведников и пророков, равно как и о тесном союзе их с избравшим их Богом, и ты увидишь несравненное превосходство Иоакима и Анны, увидишь, что они и сверхпочтены, и сверхпрославлены безмерно. Создатель Бог избрал их для возобновления обветшавшего мира; от них Он приемлет Матерь, чрез Которую соизволил приготовить новую тварь; от кровей этих лиц, превосходивших добродетелями даже царское величие, Он облекся в царскую багряницу человеческого рода. Вот что сделало их высшими всех праведников, вот их право, превосходящее всякую заслугу: они избраны из среды всех, явились в должное время и приняты для осуществления тайны».

Ангел говорит Иоакиму, что у него будет ребенок

Святые отцы также подчеркивают, что, несмотря на то что Рождение Богоматери совершилось от престарелых и бесплодных родителей, уже не способных по причине преклонных лет иметь детей, сам образ Ее зачатия и Рождества был тем же самым, что и для всякого иного человека — через посредство физического супружеского общения Иоакима и Анны.

Так, по убеждению святителя Андрея Критского, здесь имел место естественный образ зачатия Богоматери, подкрепленный силой Божественной благодати: «Податель даров не презрел дар упования их. Немедлящая сила скоро предстала на помощь просившим и умолявшим Бога и сделала способными одного к произведению, а другую к восприятию плода».

Согласен с ним и преподобный Иоанн Дамаскин, который говорит о том, что Рождение Богоматери произошло естественным образом: от физического общения супругов, от зачатия, которое и оказалось здесь неким добрым источником для нашего будущего спасения.

«О, блаженная чета, Иоаким и Анна, все творение обязано вам , ибо через вас оно принесло Творцу дар, превосходящий все дары, — Священную Матерь, Единую Достойную Создателя. О, всеблаженные чресла Иоакима, из которых изошло чистое семя! О, прославляемая утроба Анны, в которой мало-помалу возрос, сформировался и родился всесвятой плод. О, чрево, носившее в себе одушевленное Небо, более широкое, чем простор небес».

И далее, обращаясь уже к Самой Богородице, Дамаскин восклицает: «Блаженны чресла и чрево, из которых Ты произошла». Естественный образ зачатия и Рождения Богоматери Иоакимом и Анной подчеркивает и святитель Григорий Палама, который говорит, что Рождество Богоматери как плод естественного супружества должно стать образцом и примером благой брачной жизни для всех христианских мужей и жен…

Однако, по словам святителя Фотия, Рождество Богородицы есть одновременно и плод естественных способностей нашей природы, и событие, превосходящее человеческую природу. Ведь, по выражению преподобного Иоанна Дамаскина, Богоматерь есть «Порождение бесплодия», ибо родилась от Иоакима и Анны в результате Божественного чуда. По мысли же святого Николая Кавасилы, Мария стала для Иоакима и Анны «даром Божиим».

По убеждению преподобного Феодора Студита, плотское бесчадство Иоакима и Анны есть еще и духовный образ того нравственного бесплодия в отношении доброделания и святости, в котором после грехопадения Адама пребывал весь человеческий род. Он говорит: «Мне кажется, что эта чета представляла собою лицо всего человечества… Горестное расстройство, печальное бесплодие!» Они взывали с молитвой ко Господу о даровании им ребенка «в… саду. Почему? Потому что из сада происшел печальный грех… О чем же они взывали? О плоде чрева, то есть просили о плодоносии богопознания…»

Согласен с ним и священномученик Сергий Мечёв, который говорит о том, что Рождество Богородицы разрешило собой не только физическое неплодство праведных Иоакима и Анны, но и прежнее духовное неплодство всего человеческого рода, бывшее прямым следствием власти над ним греха. Ведь как раз в этот день прежнее бесплодие греха начинает терять свою былую силу — в рождающейся Пречистой Деве как будущей Матери грядущего в мир ради скорой победы над грехом Христа…

Итак, по словам святого Николая Кавасилы, в ответ на молитву праведных Иоакима и Анны, в ответ на их надежду на Божественное милосердие Господь «даровал им Чадо, самое чудесное из всех когда-либо бывших, Самую Родительницу Творца всех, обожившую человеческий род, и соделавшую небом землю, и соделавшую Сына Божия Сыном Человеческим, а людей — чадами Божиими…»

Из книги богослова Петра Малкова «Рождество Пресвятой Богородицы».