История про иосифа

Иосиф

Земля, в которой жил Иаков, называлась Ханааном. Его отец Исаак и мать Ревекка уже умерли. Умерла также и любимая Рахиль. У Иакова было 12 сыновей, из которых два были самими любимыми. Они всегда находились при нем. Вы уже знаете, как их звали. Мне остается только сказать вам, что это были сыновья Рахили.

Этих любимцев отца звали Иосифом и Вениамином.

Иосиф был скромный и простодушный мальчик.

Он никогда никого не обманывал, обо всем и всегда говорил правду; что он думал, то и говорил. Он не поступал так, как поступают хитрые люди: думают одно, а говорят другое, скрывают что-то или что-то прибавляют. Обмануть кого-нибудь, а особенно отца, скрыть от него шалость братьев или свою собственную Иосиф считал большим грехом.

Когда сыновья Иакова находились в поле и пасли стада, Иосиф иногда бывал вместе с ними; иногда же отец посылал его к братьям в поле проведать их, узнать, живы ли они, здоровы ли и чем занимаются; иногда Иосиф носил им пищу.

Отец, разумеется, спрашивал Иосифа, что делают братья. И простодушный, откровенный Иосиф ничего не скрывал от отца и рассказывал ему о разных дурных поступках своих братьев. За это братья возненавидели его.

Однажды, желая порадовать своего любимца Иосифа, отец купил ему превосходную красную одежду.

Другие же сыновья не получили ничего. Когда Иосиф в первый раз надел свою новую одежду и братья увидели ее, они страшно рассердились и начали испытывать чувство сильной злобы к Иосифу. Они даже не могли смотреть на него и никогда не говорили с ним ласково.

Но Иосиф по-прежнему был простодушен, ничего не скрывал ни от отца, ни от братьев. Однажды он пришел к ним в поле и сказал: «Послушайте, что я расскажу. Этой ночью я видел замечательный сон. Мне снилось, что я с вами вяжу снопы в поле. Вдруг мой сноп поднялся и стал прямо, как палочка. Ваши же снопы стояли вокруг моего и кланялись ему».

Братья сильно рассердились и сказали: «Мы понимаем, что ты хочешь сказать нам этим сном. Неужели ты думаешь, что будешь нашим повелителем, будешь властвовать над нами и мы все будем преклоняться пред тобой? Не воображай себе этого».

Иосифу приснился еще один сон, который он тоже рассказал отцу и братьям. «Послушайте, что мне приснилось еще, – говорил он. – Мне снилось, что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне».

Это не понравилось и отцу, который сказал Иосифу: «Что это еще за сон приснился тебе? Неужели когда-нибудь я, моя жена и твои братья будем кланяться тебе?» Но отец подумал, что неизвестно, что означает этот сон, и потому запомнил все это. Братья же сердились на Иосифа все больше и больше и даже думали: «Извести бы Иосифа совсем». Это была ужасная мысль.

О чем говорит нам Библия, описывая жизнь Иосифа, сына Иакова

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне» Иоанн 5, 39.
Эти слова Господа нашего Иисуса Христа были обращены к евреям в Израиле около двух тысячелетий тому назад, но они не потеряли своего значения для них и в дни сегодняшние, а также актуальны для христиан и для всех остальных людей на земле.
Священные Писания предсказали людям о приходе на землю к ним Сына Божьего в человеческом теле для служения им и принесения Себя в жертву для искупления их от их грехов. И об этом Иисус Христос говорил своим ученикам:
«… что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Лука 24:44.
История жизни Иосифа, одного из 12 сыновей Иакова, названного Богом «Израиль», очень поучительна и интересна не только событиями того времени, но и тем, как всю свою жизнь Иосиф был искренне предан Богу. Читающему Библию с примечаниями пастора Скоуфилда становится более доступным для понимания многого в ее содержании. Скоуфилд указывает нам характерные черты сходства Иисуса Христа с Иосифом. Стараясь быть кратким, Скоуфилд указал только некоторые черты сходства. Но каждый читающий Библию может найти их гораздо больше.
Скоуфилд пишет, что «хотя нигде не говорится в Библии, что Иосиф символизирует Христа, аналогии слишком многочисленны, чтобы быть случайными. Вот они:
1) Оба были предметом особенно отцовской любви.
«Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих» Быт. 37:3
Слова Бога Отца Небесного при крещении Иисуса Христа были:
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение» Матф. 3:17
2) В обоих сообщениях Библии мы читаем о ненависти братьев, основанной на зависти к ним:
«И увидели братья его (Иосифа), что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно» Быт. 37:4
Пилат, приняв решение казнить Иисуса Христа, знал «… что первосвященники предали Его из зависти» Марк. 15:10
«Но да сбудется слово, написанное в законе их: «возненавидели Меня напрасно». Иоанн 15:25.
3) Высокие притязания Иосифа и Иисуса Христа были отвергнуты близкими. Братья Иосифа так говорили ему:
«И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его». Быт. 37:8
А вот что написано в Библии об этом про Иисуса Христа. В книге Матфея, глава 16:16,17, Иисус спрашивает учеников своих:
«… а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах…»
Отношения иудеев к Иисусу Христу были более коварными и более жестокими, чем отношения братьев к Иосифу.
«И сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя кроме кесаря» Иоанн 19:14, 15
4) Против обоих близкие по крови составили заговор.
«И увидели они (братья Иосифа) его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его». Быт. 37:18
«Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить…» Матф. 26:3, 4
5) Иосиф взял в жены язычницу, а Христос обрел невесту в лице церкви, принявшей не только евреев, но и язычников.
Фараон «… дал ему (Иосифу) в жены Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского». Быт. 41:45
Асенефа, языческая невеста, символизирует Церковь будущего, вобравшую в себя языческие народы и ставшую невестой Христа. Апостол Павел в Послании «К римлянам» в главе 11:25 так говорит о будущей церкви Господа:
«… Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников».
6) Иосиф был вторым лицом после фараона в Египте.
«И сказал фараон Иосифу: вот, я поставлю тебя над всею землею Египетскою. … только престолом я буду больше тебя». Быт. 41:41, 40
Господь Иисус Христос есть второе лицо Троицы после Отца Небесного.
7) Иосиф и Иисус Христос начали служение, когда им исполнилось 30 лет.
«Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского». Быт. 41:46
«Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати…» Лука 3:23
8) Бог использовал Иосифа для спасения братьев его.
«… Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни». Быт. 45:5
Бог послал Сына Своего для спасения всех верующих в Него (братьев и сестер Его).
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» Иоанн 3:16
9) Иосиф кормил дом свой, а также и людей в Египте хлебом во время голода, и хлеб спасал их в трудное для них время.
«И снабжал Иосиф отца своего, и братьев своих, и весь дом отца своего хлебом…:
Быт. 47:12
Иосиф сделал большие запасы хлеба и путем продажи или обмена смог прокормить и других людей. Египтяне говорили Иосифу: «… ты спас нам жизнь». Быт. 47:25
Иисус Христос во время своего служения неоднократно кормил тысячи людей хлебом. Хлеб имеет приоритет перед всеми остальными продуктами питания. Крестьянское хозяйство, основной поставщик продуктов питания, использует хлеб для кормления животных своего двора. Из хлеба приготавливают различные кондитерские изделия. От достатка хлеба, пищи зависит жизнь людей. Хлеб для людей -это также символ Бога, без которого жизнь людей невозможна. И об этом людям говорит Господь.
«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Иоанн 6:35
10) Иосиф был послушен Богу и, терпя все незаслуженные наказания от братьев и царедворца фараона, старался жить так, чтобы это было угодно Богу.
Иисус Христос был послушен во всем Отцу Небесному, и в своей молитве перед казнью Он говорит об этом.
«… Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.» Лука 22:42
11) Иосиф от всех дел своих праведных, а также и от того, что спас людей от голода, приобрел славу в Египте.
«… потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех». Быт. 39:23
Иисус Христос сотворил много чудес на земле. Самым великим событием на земле является Голгофа, где желание Бога спасти людей и любовь Его к людям осуществились Иисусом Христом на Голгофском кресте. История людей на земле разделилась на два периода: до Голгофы и после Голгофы. Величие и слава, которые Бог дал Иисусу Христу, неизмеримо велики. Но Господь делится Своею славою с Его Апостолами, а также со всеми учениками и последователями Его. Об этом Господь говорит так:
«И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будет едино, как Мы едино». Иоанн 17:22
12) Иосиф был продан своими братьями в Египет.
«… И продали Иосифа Измаильтянам за двадцать серебренников; а они отвели Иосифа в Египет». Быт. 37-28
Первосвященники и иудеи совершили сговор убийства Иисуса Христа и для Его поимки заплатили за предательство Иуде тридцать серебренников.
«Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать серебренников первосвященникам и старейшинам» Матфей 27:3
13) Иосиф испытал дьявольское искушение через свою плоть, когда жена господина его сказала: «спи со мною». Для Иосифа главным в его жизни был Бог. Все остальное было второстепенным. Иосиф любил и слушался Бога, и все это настолько стало потребностью всего его существования, что он во всех своих действиях и желаниях не мог никогда допустить огорчения Бога. И Иосиф сказал жене господина своего:
«… как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом.» Быт. 39:7,9
Иисус Христос прошел и выдержал все искушения, в том числе и самое большое из искушений плоти, голодом, когда Он постился сорок дней и сорок ночей. Такое время голодания критично для организма, когда могут начаться необратимые процессы и наступит смерть. Все это известно медицине из жизни людей. Об этом искушении Иисуса Христа так нам говорит Библия.
«И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Матфей 4:3, 4.
Иисус сказал дьяволу в ответ на его искушения «отойди от Меня сатана». Так поступил и Иосиф.
14) Иосиф, несмотря на то, что братья надругались над ним, любил их, заботился о них. Тот, кто любит, тот всегда прощает. Если человек боится Бога, то это означает не что иное, как то, что человек боится сделать плохое Ему, т.к. любит Его и боится огорчить Его. В человеческой семье дети, любящие отца, поступают так же. Удивительны и прекрасны слова Иосифа, сказанные братьям, чтобы они не беспокоились о том, что он не простит их: «… не бойтесь; ибо я боюсь Бога». Быт. 50:19
Как бы мы хотели иметь рядом в своей жизни всегда такого друга, как Иосиф! Кто бы это ни был: муж или жена, брат или сестра, товарищ по работе; любой, с которым мы живем рядом в своей жизни. Эта любовь, которая была у Иосифа, привлекает нас к нему. Но гораздо более прекрасна и удивительна любовь Сына Божьего Иисуса Христа, которая открылась нам в своей полноте на Голгофе — любовь нашего Бога и друга на земле и в вечности. И размеры этой любви к нам непостижимы для нашего разума. Когда казнили Господа, когда Его руки и ноги прибивали гвоздями к кресту, люди стояли не только в полном равнодушии, но некоторые надсмехались над Ним. Испытывая адские боли, Иисус Христос просил Отца Небесного не о помощи для себя, а о помощи этим людям, чтобы Бог простил их.
«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Лука 23:34
15) Очень много похожего, одинакового у Иисуса Христа и, далекого по времени в истории людей, Иосифа. Вот еще один пример о послушании. Так фараон говорил египтянам:
«… пойдите к Иосифу, и делайте, что он вам скажет». Быт. 41:55
Задолго до прихода Господа на землю к людям Моисей изрек пророчество с призывом к послушанию Его.
«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой. – Его слушайте». Второзаконие 18:15
Когда ехал Иосиф на своей колеснице, то по приказанию фараона необходимо было провозглашать перед ним египтянам: «преклоняйтесь». Быт. 41:43
Христиане любят Иисуса Христа и преклоняются перед Ним во всех молитвах благодарности к Нему ежедневно и неоднократно.
* * *
Удивительная связь существует между Новым Заветом и Священными Писаниями, в которых за тысячелетия назад было сообщено людям о предстоящей Голгофе. Об этом Библия нам повествует в самом начале Ветхого Завета. Это — история о принесении сына Авраама в жертву, которое не состоялось. То, что не допустил Бог для Авраама, Он сделал Сам.. Бог Сам Себя принес в жертву для спасения людей, Бог принес в жертву Своего Сына. Любовь Бога, любовь Его Сына Иисуса Христа победила смерть, которая угрожала людям потерей вечности для них. Эту связь между Ветхим Заветом (Священными Писаниями) и Новым Заветом разорвать невозможно, также как и разорвать, отделить историю жертвоприношения Авраамом Исаака, историю об Иосифе и другие события.
Мы имеем Библию как одну книгу. Она имеет две части, но является духовно нераздельной книгой, повествующей об Иисусе Христе, повествующей о любви Бога к людям.
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него». 1-е Иоанна 4:9

Бней-Брит

Бней-Брит

англ. B’nai-B’rith International, ивр. ‏בְּנֵי בְּרִית‏‎, нем. Bnei Briß


Сертификат членства в «Независимом ордене Бней-Брит» (бланк образца 1876 года)

штаб-квартира

США, Вашингтон, 1120 20th St NW Suite 300 N

Тип организации

общественная организация

Основание

Дата основания

13 октября 1843

Оборот

  • 7 205 928 $ (2017)

bnaibrith.org​ (англ.)

Медиафайлы на Викискладе

Бней-Брит (англ. B’nai-B’rith International, ивр. ‏בְּנֵי בְּרִית‏‎, нем. Bnei Briß — бней брис) — одна из наиболее известных и старейших еврейских общественных организаций. Имеет отделения в 40 странах.

История

Организация была основана в Нью-Йорке 13 октября 1843 года выходцами из Германии и изначально называлась по-немецки «Бундесбрудер» («Братья Союза»), или Unabhängiger Orden Bne Briss. Позднее организация стала называться «Бней-Брит» («Сыны Союза», «Сыны Завета», «Владыка Завета»). До 1850 года документы организации были оформлены на немецком языке. Эмблема «Бней-Брит» — менора (семисвечник). В целях сплочения перед антисемитскими настроениями в Европе Бней-Брит начинает открывать отделения за океаном. Так, в 1882 году, в Берлине, было открыто первое европейское отделение Бней-Брит .

В преамбуле к уставу Бней-Брит цели организации сформулированы следующим образом: «Бней-Брит видит свою цель в объединении лиц еврейской веры в работе, направленной на удовлетворение их важнейших интересов и интересов всего человечества»

В 1897 году возникла женская секция Бней-Брит. К 1968 году она имела одну тысячу отделений в 22 странах (общее число членов — 135 тыс. человек).

Бней-Брит начала свою деятельность с основания приютов, домов престарелых и больниц. В 1901 году, когда иммиграция евреев из Восточной Европы достигла своего апогея, «Бней-Брит» совместно с Фондом австрийского барона Мориса де Гирша способствовала переезду иммигрантов с восточного побережья США в другие штаты. В течение 15 лет таким образом было расселено сто тысяч евреев.

Перед 1-й мировой войной, в ответ на усиление антисемитизма в США, Бней-Брит организовала Антидиффамационную лигу (1913). Основными целями Лиги являются борьба против антисемитизма во всех его проявлениях и отстаивание интересов еврейства.

В 1924 году была создана юношеская секция Бней-Брит, имевшая в 1970 г. около 1,5 тыс. отделений во многих странах мира (общее число членов — пятьдесят тысяч). В 1948 году возникло отделение Бнэй-Брит, ведающее еврейским обучением взрослых. Бней-Брит сыграла значительную роль в борьбе Израиля за независимость и служит важным связующим звеном между Государством Израиль и евреями диаспоры.

В 1973 году Бней-Брит присоединилась к Международному еврейскому комитету по межрелигиозным консультациям. Представители Бней-Брит в 1976 году принимали участие в работе совещания Международного католическо-еврейского комитета взаимодействия, проходившего в Еврейском университете в Иерусалиме, и в подобных совещаниях в 1980-х гг. Бней-Брит содействовала развитию культурной жизни еврейских общин, оказывала финансовую поддержку библиотекам, общинным центрам, образовательным программам. В 1987 г. Бней-Брит организовала в Лондоне концерт канторской музыки. В 1992 г., в рамках мероприятий, посвященных 500-летию изгнания евреев из Испании, Бней-Брит организовала передвижную выставку «Шествие к свободе: 500 лет еврейской жизни в Латинской Америке и на Карибских островах».

Бней-Брит поддерживала евреев Советского Союза в их стремлении переселиться на историческую родину в Израиль. Представители Бней-Брит участвовали в организации и работе 2-й всемирной конференции еврейских общин в поддержку советских евреев в Брюсселе (февраль 1976 г.).

К 1974 году число членов организации «Бней-Брит» составило около пятисот тысяч человек.

Деятельность

Орден Региональной Большой ложи Бней Брит № 4

В Израиле Бней-Брит поддерживает движение учащихся средних школ «Hoap ле-ноap», члены которого добровольно ведут общественную работу среди новоприбывших репатриантов. В Соединенных Штатах Америки число членов Бней-Брит сократилось с двухсот тысяч в 1969 г. до 136 тыс. в 1989 г. Причиной этого, по мнению руководства Бней-Брит, была нечеткость в постановке конкретных целей организации; создавалось впечатление, что Бней-Брит решала, прежде всего, социальные задачи; заинтересованность в личном участии в практической работе ослабла, (многие американские евреи предпочитают поддерживать организацию лишь материально). Работает женская секция Бней-Брит. Однако особое развитие в связи со значительным ростом антисемитизма в 1970-80-х гг. получила деятельность Антидиффамационной лиги. Лига наладила широкий выпуск информационных и справочных материалов, организовывала конференции, семинары и лекции, направляла протесты и послания государственным деятелям различных стран и общественным организациям. Лига боролась с антисемитизмом, распространившимся среди негритянского населения США. В 1975 г. Лига выпустила книгу «Евреи в американской истории. Справочник для учителей», чтобы преодолеть негативные представления о евреях, которые могут сложиться на основе учебников истории. Одним из приоритетных направлений деятельности Лиги была защита интересов Израиля на международной арене. Разрабатывались и осуществлялись программы противодействия арабской пропаганде, проводились кампании протеста против экономического бойкота Израиля.

Одно из важнейших направлений деятельности организации Бней-Брит — помощь Израилю, укрепление его позиций на международной арене, налаживание тесных контактов между евреями, проживающими в разных странах мира и евреями гражданами Израиля. Бней-Брит осуществляет совместный проект с ЭЙПАКом (AIPAC — American Israel Public Affairs Committee — Американо-израильский комитет по общественным связям) поездки молодых американских евреев в Израиль, включающие занятия в израильских учебных заведениях, работу в киббуцах, службу в частях Армии обороны Израиля. Антидиффамационная лига активно противодействовала резко усилившемуся антисемитизму после начала «Интифады Аль-Аксы». Большое внимание уделялось борьбе с проявлением антисемитизма в университетах, где наблюдался значительный рост различных антисемитских инцидентов. Так, 5 ноября 2004 г. началась кампания по борьбе с проявлениями антисемитизм в университетах Канады, организованная канадским отделением Бней-Брит. Был составлен список университетов, где еврейские студенты подвергались дискриминации. В этот список вошли университеты Конкордия, Йорк, Райерсон (Торонто), Университет Макмастер (Гамильтон), Университет Западной Онтарио. Бней-Брит подал жалобы в комитеты по правам человека Квебека, Онтарио и других провинций, были организованы несколько пресс-конференций, в результате чего появились публикации в средствах массовой информации Канады. Подчеркивалось тяжелое положение, которое сложилось в университете Конкордия, на пресс-конференции было объявлено о мерах, которое необходимо принять, чтобы не нарушались права студентов.

Бней-Брит проводит различные акции по пропаганде еврейской культуры. Так, с июня 2001 по июнь 2005 г. в мэрии 16 округа Парижа проходили праздники книги, в которых участвовали популярные писатели, журналисты и ученые — евреи. В 2001 г. впервые после семидесятилетнего перерыва состоялась Генеральная ассамблея Бней-Брит в Европе. Бней-Брит ежегодно присуждает награды и премии, самая почетная из них — президентская золотая медаль за выдающиеся заслуги перед еврейским народом и Государством Израиль. Среди награждённых были Д. Бен-Гурион, Голда Меир, президенты США Кеннеди, Джон Фицджеральд, Джордж Буш-старший. В ноябре 2005 г. золотая медаль была присуждена бывшему канцлеру Австрии Ф. Враницкому, в 2006 г. — премьер-министру Австралии Дж. Ховарду. В 2006 г. Симона Вейль вручила награду за защиту прав человека католическому священнику П. Дюбуа за обнаружение на территории Украины около 400 мест массового захоронения евреев, уничтоженных во время Второй мировой войны. В одном из мест массовых захоронений были обнаружены останки 97 тысяч человек.

Примечания

  • Бней-Брит // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Бней-Бритс // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Сайт организации
  • Сайт Канадской организации
  • Сайт организации в Великобритании
  • Сайт организации в Австралии и Новой Зеландии
  • Бней-Брит — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Иосиф (сын Иакова)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иосиф.

Иосиф

יוסף


Иосиф управляет Египтом

Пол

мужской

Имя на других языках

греч. Ιωσηφ
лат. Ioseph

В иных культурах

Юсуф

Местность

Иудея, Древний Египет

Занятие

религиозный лидер

Происхождение

от Иакова

Отец

Иаков Быт. 37:3

Мать

Рахиль

Супруга

Асенефа (Оснат)

Дети

Манассия, Ефрем

Место погребения

  • Гробница Иосифа

День памяти

4 сентября

Медиафайлы на Викискладе

Иосиф (ивр. יוֹסֵף Yosef, Yôsēp̄, араб. يوسف‎, Yusuf «Яхве прибавит») — персонаж Пятикнижия, сын библейского праотца Иакова от Рахили; отец Манассии и Ефрема. В истории с Иосифом отмечают некоторое совпадение с родословной Иисуса Христа: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии…» (Мф. 1:16).

В исламе соответствует Юсуфу.

Согласно Библии

Как любимый сын отца (Иакова) (Быт. 37:3), он был ненавистен своим старшим десятерым братьям, которые даже захотели убить его после одного случая. Во сне Иосиф увидел солнце, луну и 11 звезд поклонившихся ему (Быт. 37:9). Был и другой подобный сон про клонившиеся снопы.

Однажды братья ушли пасти скот далеко. Тогда отец позвал Иосифа и послал посмотреть, как обстоят дела, и принести ответ. Послушный сын пошел исполнять волю отца. Братья, увидев приближающегося Иосифа, замышляют убить его. Однако старший — Рувим, желая тайком позже спасти невинного младшего брата, уговаривает всех бросить живую жертву в ров, предварительно раздев. Иуда же предложил более хитрый план.

Случайно проходивший караван измаильтян или аравитян решил судьбу: Иосиф был продан по совету Иуды (Быт. 37:26) за 20 серебреников и перепродан в Египет. Братья испачкали одежды Иосифа в крови заколотого козла, чтобы Иаков поверил в смерть от хищного зверя (Быт. 37:1-36).

Фараон награждает Иосифа за толкование сна (Быт. 41:42). Иллюстрация, 1869 год Алексей Новоскольцев. «Иаков узнаёт одежды Иосифа»Александр Иванов, Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару.

В Египте честный Иосиф был заключён в темницу по наговору распутной жены своего хозяина Потифара, с которой он не захотел разделить ложе. В тюрьме Иосиф правильно истолковывает сны своих товарищей по несчастью — виночерпия и хлебодара фараона. Оба провинились перед фараоном.

Иосиф истолковал виночерпию: через три дня слуга вернет должность, а хлебодар будет казнен повешением. Предсказание сбылось. Взамен Иосиф попросил виночерпия вызволить его из тюрьмы, но слуга вскорости позабыл данное обещание. Спустя два года вспомнить помог случай: фараону приснился странный сон. И тут только виночерпию пришло в голову позвать заключенного.

Иосиф, в возрасте 30 лет (Быт. 41:46), истолковал фараону сны о тощих коровах, пожирающих тучных, после чего достиг положения верховного министра (наместника фараона) богатейшей страны древнего мира, которую он спас от бедствий голода своей мудрой предусмотрительностью. Он истолковал два сновидения фараона, предсказав: ближайшие семь лет будут плодородными, затем наступят семь лет голода.

Фараон поверил толкованию сна (Быт. 41:37-45), и оно сбылось. Владыка «поставил Иосифа над всей землей Египетской», и сказал: «без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей, во всей земле Египетской». Фараон сделал его визирем Египта (англ.)русск. и возможно своим соправителем, нарек имя Цафнаф-панеах и дал в жёны Асенефу, дочь Потифера, жреца Гелиополиса.

Во второй год голода Иосиф (возможно, соправитель фараона) предложил израильтянам жить на территории Египта в земле Гесем. Вот как это произошло: когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Древний Египет за пищей (Быт. 45:11), Иосиф постепенно открылся им и примирился. Затем переселил весь род Израиля (70 человек), с приведенным братьями по просьбе Иосифа престарелым отцом Иаковом во главе, в Египет, где фараон отвел им для поселения округ Гесем (46:34, 47:27).

В течение всей своей жизни Иосиф покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью. Он скончался в возрасте 110 лет, и египтяне набальзамировали тело и положили в ковчег в Египте (Быт. 50:26). Оставил после себя двух сыновей, внуков и правнуков.

Впоследствии, во время Исхода из Египта, Моисей вынес останки Иосифа, чтобы перезахоронить их в земле Израиля (Исх. 13:19).

Мусульмане считают, что могила Иосифа тоже находится возле пещеры Махпелы (также Пещера Патриархов) в Хевроне , там же где и захоронены библейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков.

Дети

Асенефа родила Иосифу двух сыновей: Манассию и Ефрема.

Иосиф в исламе

Основная статья: Юсуф

Иосиф (Юсуф) — один из почитаемых пророков в исламе, отличавшийся необычайной красотой, а также обладающий способностью толковать сны. Истории его жизни посвящена 12-я сура Корана «Юсуф», состоящая из 111 аятов.

Иосиф в ветхозаветной традиции

В соответствии с агадическим мидрашем кости Иосифа согласно обещанию должны были быть вынесены в Землю Обетованную во время Исхода. Его ковчег из вод Нила поднял Моисей с помощью таблички со словами але шор (поднимись, бык) с тотемным знаком Иосифа, для перезахоронения на Земле Обетованной после её покорения племенем Израиля. Знаменитый Золотой телец был оживлён благодаря Всевышней силе, которая была даже в кусках этой таблички и потому золото в плавильне преобразовалось в символ Иосифа — тельца.

В каббале раскрывается соответствие Иосифа (Йосэфа) и сфиры йесод.

Попытки исторической идентификации Иосифа

Записанная в XII веке до н.э. древнеегипетская сказка «Повесть о двух братьях» могла оказать влияние на появление библейской легенды об Иосифе и жене Потифара.

Иосиф стал визирем Египта. Иллюстрация, 1926 год

Осарсиф

В литературе обращалось внимание на сходство имени Осарсифа с Иосифом, а также на то, что в рассказах (и о том, и о другом) видное место отводится сновидениям.

Имхотеп

На нильском острове Сихил найдена настенная надпись «Стела Голода». Во время первого перевода стелы считалось, что история семилетнего голода была связана с библейской историей об Иосифе в книге Бытия, где также голод продолжается на протяжении семи лет. Месопотамские легенды также говорят о семилетнем голоде и в известном эпосе о Гильгамеше бога Ану дает пророчество о голоде в течение семи лет. Ещё одна египетская сказка рядом со Стелой Голода о длительной засухе появляется в так называемой «Книге Храма», которую перевел немецкий египтолог и языковед Йоахим Фридрих Квак. Древние текстовые отчёты о фараоне Неферкасокара (в конце второй династии) рассказывают о семилетнем голоде во время его правления.

Визирь Ирсу

Есть некоторое сходство Иосифа с биографией визиря Ирсу. Он жил во времена XIX династии фараонов, и, возможно, фараона Мернептаха. По одной из основных версий в библеистике, именно с этой эпохой связывается жизнь Моисея. Правил Танисом — центром 19-го нома Нижнего Египта, то есть округом земли Гесем.

Канал Аменемхета IV

Арабы считали Иосифа строителем Канала Иосифа (араб. ‎Бахр-Юсуф). Сам канал вырыт по приказу фараона Аменемхета IV.

Иосиф в культуре

  • «Легенда об Иосифе» — балет в постановке М. М. Фокина (1914) на музыку Р. Штрауса (Josephslegende, op. 63, 1912), написанный по заказу С. П. Дягилева для его труппы Русский балет Дягилева. Многие балетмейстеры осуществляли собственные постановки на эту музыку Штрауса.
  • «Иосиф и его удивительный, разноцветный плащ снов» — мюзикл (1968).
  • История Иосифа пересказана в романе Томаса Манна «Иосиф и его братья»
  • Юсуф и Зулейха — исламская поэма
  • Кисса-и Йусуф — поэма булгарского поэта Кул-Гали
  • Jāzeps un viņa brāļi («Иосиф и его братья») — пьеса латышского поэта и драматурга Райниса.

Кинематограф

  • 1995 — телевизионный фильм «Иосиф»
  • 1995 — телевизионный фильм «Раб снов».
  • 2000 — мультфильм «Царь сновиденийruen»
  • 2008 — телесериал «Пророк Юсуф» (Иран)
  • 2014 — мини-сериал «Красный шатёр»
  • 2014 — мини-сериал «Иосиф из Египта» (Бразилия)

Мультфильмы

  • 2000 — мультфильм DreamWorks «Йосиф: Царь сновидений»

> См. также

  • Гробница Иосифа
  • Абрех
  • Осарсиф
  • Ирсу
  1. Иосиф, сын Якова // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Православная энциклопедия, 2011.
  3. Евангелие от Матфея 1:16 – Мф 1:16.
  4. Быт. 40:1

    После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским.

  5. Быт. 44:18
  6. Иосиф Флавий. The Antiquities of the Jews, Book II, 7.1.168
  7. Mehler, S. From Light Into Darkness: The Evolution of Religion in Ancient Egypt, (ISBN 1-931882-49-5 , ISBN 978-1-931882-49-1), 2005
  8. Иосиф Флавий. The Antiquities of the Jews, Book II, 6.1.91
  9. Быт. 41:50-52
  10. Пинхас Полонский Еврейский «национальный вид идолопоклонства» // Комментарии к Торе.
  11. «Введение в каббалу. Десять сфирот» (недоступная ссылка). Дата обращения 3 мая 2014. Архивировано 3 мая 2014 года.
  12. Walter C. Kaiser Jr, Paul D. Wegner. A History of Israel: From the Bronze Age through the Jewish Wars. — B&H Publishing Group, 2017. — С. 264. — 1364 с. — ISBN 9781433643170.
  13. Louis H. Feldman. Josephus’s interpretation of the Bible. — University of California Press, 1998. — 837 p.
  14. Joachim Friedrich Quack: Ein ägyptisches Handbuch des Tempels und seine griechische Übersetzung. In: Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik; vol. 119; Rudolf Habelt, Bonn 1997, page 297—300.
  15. C. H. Gordon: Before the Bible: The common background of Greek and Hebrew civilization; in: Orientalia, vol. 22; 1953, page 79-81.
  16. Shaul Bar: A letter that has not been read: dreams in the Hebrew Bible. Hebrew Union College Press, Michigan 2001, ISBN 0-87820-424-5, page 58 & 59.

Литература

  • Диак. Александр Безруков, А. Е. Петров, С. А. Моисеев, Э. С. П., Е. Е. Макаров, Н. В. Квливидзе, И. А. Орецкая. Иосиф // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXV. — С. 543-553. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
  • F. Vigouroux, «La Bible et les découvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrie», tome II, Paris: Berche et Tralin, 1877 (2-е издание: 1879).
  • A. П. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий», Спб., 1889—1895 (т. I, кн. IV — «Иосиф и его время»).
  • Я. А. Богородский, «Об Иосифе, библейском патриархе», Казань, 1891.
  • Кугел, Джеймс. В доме Потифара. М., Текст, 2010.

Ссылки

  • Иосиф — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Иосиф Прекрасный в изобразительном искусстве
  • Иосиф прообраз Иисуса Христа

Братья Иосифа в Египте

Когда сыновья Иакова собрались в Египет для закупки хлеба, отец им сказал:

— Дети мои, все вы одарены от Господа и силой, и красотой. Дабы не возбуждать лишнего любопытства, не входите вместе в одни ворота и, вообще, не держитесь близко один к другому.

Предание от рав Иегуды бар Симона:

— Иосифу известно было, что братья его идут в Египет для закупки хлеба, и, дабы узнать немедленно о их прибытии, он у всех ворот поставил особых людей, которым поручено было вести ежедневные записи, по имени и отчеству, всем приезжим, а вечером списки представлять Иосифу. Убедившись таким образом, что братья его все налицо, хотя они и входили через разные ворота и находились в разных местах в городе, Иосиф повелел закрыть все зерновые склады и оставить открытым единственное зернохранилище. Дав заведующему список имен десяти братьев, Иосиф приказал, когда явятся эти люди, немедленно задержать их и доставить к нему.

Прошло три дня, а братья к зернохранилищу не являлись. Пошли их разыскивать и нашли поодиночке бродящими по городу из одной улицы в другую, с одного базара на другой; задержали их всех и доставили к Иосифу.

«Узнал их Иосиф, но сделал вид, будто не знает их» — как человек им чужой, иноплеменный. Взял он в руки кубок, постучал по нему пальцами и, прислушиваясь к звону металла, сказал:

— Кубок этот говорит, что вы соглядатаи.

— Мы люди честные, — ответили они.

— Если вы честные люди, почему вы входили как бы крадучись, поодиночке в разные ворота, и зачем в продолжение трех дней слонялись по базарам?

— Мы отыскивали пропажу.

— Какую такую пропажу? Мой кубок говорит мне, что двое из вас разрушили большой город.

— Назови, кто именно из нас? Постучав по кубку, Иосиф сказал:

— Имена их: Симеон и Леви.

— Господин, — начали они, пораженные чудесной силой кубка, — нас, рабов твоих, двенадцать братьев…

— Но вас здесь только десять; где же двое остальных?

— Меньший — при отце, а одного не стало.

— Это самое я и говорил вам и утверждаю: вы соглядатаи. И вы не выйдете отсюда, пока не приведете меньшего брата вашего.

И, взяв Симеона, приказал связать его. Но, зная необыкновенную силу Симеона, Иосиф ввел семьдесят испытанных воинов, которым повелел наложить кандалы на Симеона и отвести его в темницу. Едва воины приблизились к Симеону, последний крикнул с такой силой, что все они повалились как подкошенные, и зубы выскочили у них из челюстей и рассыпались по полу.

При Иосифе в это время был сын его, Манасия.

— Возьми ты его, — сказал Иосиф.

Встал Манасия, одним ударом оглушил Симеона и, наложив на него кандалы, отвел в темницу.

— Этот удар, — говорил Симеон братьям, — не удар египтянина: такие удары наносить умеют только люди нашего рода.

Великий страх пал на братьев, и они отправились к Иакову поведать ему о происшедшем.

Нелегко было убедить отца отпустить с ними Вениамина.

— Отец, — убеждал его Иуда, — если Вениамин пойдет с нами, то, неизвестно еще, может быть, его и не заключат в темницу; без него же мы не можем явиться к фараону, и всем нам неизбежно придется умереть с голода. Наконец, я беру на себя ответственность и ручаюсь за его безопасность.

Поникнув головой, сидел Иаков у входа в шатер свой. Бесконечной цепью испытаний проходила в памяти старца вся его долгая жизнь: бегство из родного дома к Лавану; двадцать лет полурабского служения тестю; бегство от Лавана и встреча с Исавом, которого приходилось умилостивить дарами, чтобы спастись от лютого гнева его; несчастие с Диною; смерть любимой жены, Рахили. Подросли, наконец, дети; давно пора было дать отдых старым костям, — исчезает Иосиф. Теперь — грозит голод, а Симеон в темнице, и Вениамина ждет та же участь…

— Боже Всемогущий, смилуйся над моими детьми, смилуйся над старостью моей. Положи предел испытаниям моим!

Радостно забилось сердце Иосифа при виде Вениамина. Как живое встало перед ним милое лицо Рахили, матери их. Позвал Иосиф братьев на пир и, желая быть во время пира поближе к любимому брату, снова обратился к помощи своего кубка.

— «Иуда, — начал он, поднося к носу бокал и в запахе его содержимого ища указаний, — Иуда, у которого царственный вид, пусть займет первое место. Рувиму сесть рядом с ним дает право его первородство». И т. д. Когда очередь дошла до Вениамина, Иосиф сказал: «Я сирота без матери, и его мать умерла, родив его. Меня разлучили с братом, и у него не стало брата. Одна судьба у обоих нас, и нам отрадно будет склонить головы друг к другу.

Видя особое радушие Иосифа к этому отроку, Асенефа, жена Иосифа, положила и свое кушанье на блюдо Вениамина; то же самое сделали Ефреем и Манасия .

Но вот в мешке Вениамина оказался серебряный кубок Иосифа.

— Вор! — накинулись на него братья, — вор, сын воровки! — кричали они ему. — Мать твоя покрыла стыдом отца нашего0, и ты опозорил нас, украв чашу у гостеприимного хозяина! И вот, останешься ты вечным рабом этому человеку.

Но тут выступил вперед Иуда и встал перед Иосифом. В это время духи небесные говорили друг другу:

— Сойдем вниз и поглядим, как Вол со Львом в единоборство вступает. И нет у Вола страха перед Львом.

Предание от рав Иоханана:

— Голос Иуды в это время звучал на расстоянии четырехсот парса ( четыре версты). Услыша знакомый голос, Хушам, сын Дана, поспешил из Ханаана в Египет и встал рядом с Иудой. Загремели голоса этих двух человек — и заколебалась земля во всем Египте.

Видя гнев Иуды, закипели гневом и другие братья; затопали ногами — и глубокими бороздами взрывалась земля под ними.

Но более всех других страшен был Иуда. На груди, против сердца, рос у него один волосок, который в то время, когда Иуда распалялся гневом, превращался в острую иглу и выходил наружу, проколов ткань пяти одеяний, которые носил Иуда.

Но Вол не уступал Льву.

Ударил Иосиф ногою о мраморную скамью, на которой перед тем сидел, — и скамья рассыпалась на мельчайшие осколки.

— Что это значит? — удивился Иуда. — Этот человек силен не менее каждого из нас!

Схватился Иуда за меч, но меч, точно удерживаемый невидимой рукой, не выходил из ножен.

— Сомнения нет, он и человек богоугодный, — подумал Иуда и обратился к Иосифу с такими словами:

— Господин! С самого начала ты, без всякого повода, начал взводить на нас обвинения. Множество народу из разных стран приходит в Египет для закупки зерна, и ни одного человека ты не подвергал такому допросу. А мы, пришли мы, что ли, взять дочь твою себе в жены или сестру свою выдать за тебя замуж? Ты спрашивал, и мы на все твои вопросы отвечали, ничего не скрывая. Чего же ты требуешь от нас?

— Прежде всего, — сказал Иосиф, — объясни, почему именно ты выступаешь защитником этого отрока, а не кто-либо другой из братьев, старше тебя?

— Потому, — ответил Иуда, — что я поручился за его безопасность перед отцом.

— А почему ты не заступился за другого брата, когда вы продавали его измаильтянам, и не пожалел старика отца, спокойно говоря ему:

«Хищным зверем растерзан Иосиф»? Тот брат твой ничем не погрешил перед тобою; этот же похитил мой кубок. Ты и скажи отцу, когда он спросит о нем: «в колодезь ведро — туда и веревка». Громко и горестно зарыдал Иуда, говоря:

— Как мне пойти к отцу моему, когда отрока не будет со мною?

— Хорошо, — сказал Иосиф, — рассудим спокойно дело наше; чего ты требуешь от меня?

Но Иуда уже не слушал его.

— Нефтали! — крикнул он. — Иди узнай, сколько в городе кварталов. — Быстрый, как серна, Нефтали вернулся и сказал: «двенадцать».

— Братья, — крикнул Иуда, — три квартала разрушу я, да каждый из вас — по одному кварталу, чтоб ни души в живых не осталось.

— Иуда, — заговорили братья, — Египет не Сихем: разрушить Египет — все равно что разрушить весь мир.

Почувствовал Иосиф, что не выдержать ему дольше, и крикнул: «удалите от меня всех и оставьте меня одного с этими людьми».

Удалились египтяне, и снова заговорил Иуда:

— Ты поклялся жизнью фараона нечестивого, а я жизнью праведного отца моего клянусь: стоит мне только извлечь из ножен меч мой — и Египет наполнится трупами.

— Обнажи свой меч, — отвечал Иосиф, — и я узлом завяжу его на шее твоей!

— Огонь Сихема пылает во мне!..

— Не огонь ли Тамары, Иуда? Так я потушу его!

Гневу Иуды в это мгновение не было пределов. Слитки железа изгрызал он, превращая их в опилки.

— Все улицы я кровью обагрю! — гремел голос его.

— Красильщиками вы всегда были, — ответил Иосиф,- вы и одежду брата вашего выкрасили кровью.

Но, видя, что они готовы кинуться и опустошить Египет, Иосиф заговорил:

— Не верно то, что вы сказали, будто брат Вениамина умер. Нет, он жив: купил его я. Позову — и он придет. «Иосиф, сын Иакова! — начал он звать. — Приди ко мне! Иосиф, сын Иакова, приди к братьям твоим, которые продали тебя!» Начали братья оглядываться во все стороны. А Иосиф говорит:

— Не ищите его кругом себя. Он перед вами: я — Иосиф, брат ваш. И очи ваши, и очи Вениамина видят, что это-мои уста говорят с вами; на родном языке я с вами говорю.

Братья и глазам своим не верили: помнили они его отроком, а перед ними стоял человек, обросший бородою.

В одиннадцати колесницах, из колесниц фараоновых, возвращались братья Иосифа в Ханаан, везя с собою для Иакова особую, роскошной отделки, колесницу и целый караван, нагруженный дорогими одеждами для каждого из внуков Иакова, тканями и благовониями для жен своих, невесток Иосифа, для Дины — целую сокровищницу золототканых и серебротканых одежд. Провожая братьев, Иосиф говорил им:

— Когда придете к отцу нашему, не говорите ему обо мне сразу, но постепенно подготовьте его к этому.

Случилось так, что, при приближении их к шатрам своим, им встретилась Серах, дочь Ассира, девушка, прекрасная лицом и обладавшая в редкой степени даром игры на цитре. Поведали они ей об Иосифе и сказали:

— Ступай к отцу нашему, к Иакову, и заиграй перед ним на цитре, и песню запой, а в песне этой упомяни то, о чем мы рассказали тебе.

Сбегала Серах в шатер за цитрой, пришла к Иакову и, сев у ног его, стала перебирать струны цитры и сладким голосом своим запела:

«Он жив и славен В стране далекой…»

Поднял патриарх поникшую голову свою и начал прислушиваться к голосу Серах.

«Он жив и славен…» — повторила девушка, заставляя тихо и сладостно звенеть струны на цитре, и наконец громким и ликующим аккордом зазвучала песня:

«Он жив!

Он жив и славен, В стране далекой, Твой сын Иосиф, Твой сын и дядя мой!.»

Потоком света и радости полилась песня Серах в душу Иакова — и дух Господен сошел на него, и понял он, что правда звучит в словах песни этой.

Братья Господни

  • Кто именуется в Евангелии «братьями» Господа Иисуса Христа Закон Божий
  • Братья Господни А. П. Лебедев
  • «Братья» и «сестры» Иисуса Христа Е. Верещагин

Бра́тья Госпо́дни – так в Евангелии (Мф.12:46-48); (Ин.7:3-5) и других источниках именование, относимое преданием к детям св. праведного Иосифа Обручника (нареченного мужа Девы Марии), от его первого брака, либо к родственникам Иисуса Христа (по человеческому естеству).

В Новом Завете упоминается не менее 6-ти лиц, которые названы «братьями» и «сестрами» Иисусовыми. Нет сомнения в том, что они были или считались родственниками Христа Спасителя по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же именуются Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном (Мф.13:55-56); (Мк.6:3). B (Мф.27:56) матерью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в (Мк.15:40) об этой Марии говорится как о «матери Иакова меньшого и Иосии». Евангелист Иоанн свидетельствует, что во дни земной жизни Христа «братья» Его «не веровали в Него» (Ин.7:5), однако сразу же после Вознесения мы находим их среди учеников (Деян.1:13-14). Апостол Павел говорит о братьях Господних и в частности об Иакове, который с 40-х гг. стал руководителем Иерусалимской христианской общины.

Ни в церковных преданиях, ни в библейских исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой. Единственное, что Предание Церкви решительно отвергает, это взгляд некоторых протестантов, согласно которому братья Господни были родными братьями Иисуса. В Евангелиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отождествляется с Девой Марией. Даже рационалист Ренан вынужден признать, что назаряне называли Христа «Сыном Марии», потому что Он был известен «как единственный сын вдовы».

Начиная с первых веков христианства, высказывалось несколько предположений о братьях Господних, ни одно из которых не стало господствующим.

а) Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого бpaкa. Taк думали автор Ев. Иакова, Ориген, Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский. Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа.

б) Братья Господни были детьми Марии, родственницы Пресвятой Девы или же Иосифа и т.о. приходились Христу Спасителю двоюродными или троюродными братьями. В (Ин.19:25) названа некая Мария Клеопова (т.е. жена Клеопы), которая, по-видимому, тождественна с матерью Иакова меньшого и Иосии. Из текста Ин. явствует, что она была сестрой Девы Марии, хотя некоторые экзегеты считают, что в словах «сестра Матери Его, Мария Клеопова» речь идет о двух женщинах. Древние церковные предания, сохраненные в Ев. Иакова, не допускают, что у Девы Марии были родные сестры. Однако Мария Клеопова могла быть двоюродной сестрой Богоматери. Такого мнения придерживались блж. Иероним и блж. Августин. Противники его ссылались на то, что греч. слово братья означает только родных братьев. Однако следует помнить о семитической основе Евангелий. В евр. языке слово ахим может означать разные степени родства (ср. (Быт.13:8); (Быт.19:15); (3Цар.12:24) и др.).

в) Согласно гипотезе Ренана и русского православного историка Лебедева А.П., Клеопа был братом Иосифа Обручника и поэтому их жены именовались сестрами. Иаков Праведный и его брат Иуда были детьми Иосифа от первого брака, а Иаков Меньшой, Иосия, Симон (и второй Иуда?) и «сестры» Иисусовы – детьми Клеопы, Марии».

Из «Библиологического словаря» священника Александра Меня

«Братья» и «сестры» Иисуса Христа

Эпизод, способный вызвать недоумение. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк.8:19-21; см. также Мф.12:46-50; Мк.3:32-35).

Конечно, в ответе Иисуса присутствует метафора, то есть под братьями понимаются просто единомышленники, духовно близкие люди, но пришли к нему и ждали его, несомненно, родственники по плоти.

Более того, одного из братьев Иисуса по плоти мы хорошо знаем. О нем сообщает апостол Павел, когда говорит о своем путешествии в Иерусалим, где он повидался с апостолом Петром и с апостолом Иаковом: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:19). Апостол Иаков был первым христианским епископом Иерусалима: он был известен своей праведной жизнью, что, однако, не помешало толпе растерзать его в 62 г н.э. (или в 66-м). Сохранилось замечательное Соборное послание апостола Иакова, являющееся одним из самых ранних произведений христианской литературы. Между прочим, в православном месяцеслове в день памяти автора этого послания (23 октября по старому стилю) так и сказано: «Апостола Иакова, брата Господня по плоти».

Встречается в Евангелии упоминание и о сестрах Иисуса.

Есть такое крылатое выражение: «Несть пророка в отечестве своем». Оно означает: выдающегося человека обычно не ценят там, где он родился и хорошо известен. Подобно многим другим крылатым изречениям, и это восходит к одному евангельскому эпизоду.

Вы знаете, что, хотя Иисус родился в Вифлееме, городе на юге Палестины, в области, называемой Иудеей, свое детство он провел в городе Назарете, расположенном в области Галилея на севере Палестины. Так вот, однажды в Галилее, «в отечестве своем», Иисус проповедовал в одной из синагог. «… и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк.6:2-4; см. также Мф.13:54-57; Лк.4:22-24; Ин.4:44).

Обратите внимание: здесь не только по именам перечисляются братья Иисуса, но и говорится о его сестрах.

В повествовании о рождении Иисуса есть место, которое как бы подсказывает, что у Иисуса были родные братья и сестры. У Матфея говорится, что Дева Мария «родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25), и Лука ему вторит: «И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли…» (Мф.2:7). По-русски можно сказать, что, предположим, Ваня первенец, если известно, что за ним были другие дети. Если же других детей не было, то обычно говорят, что Ваня — единственный ребенок, и в таком случае слово первенец неуместно.

Между тем оно разрешается, если принять во внимание, что смысловое пространство ивритского слова ’ахей, равно как и слова ’ахут, значительно шире соответствий в русском языке — брат и сестра. Братьями и сестрами назывались не только люди, происходящие от одного и того же отца и от одной и той же матери, но вообще все родственники человека, более или менее равные ему по возрасту. Не только сводные или двоюродные братья и сестры, но вообще все родственники, даже такие, которых в нашей культуре мы назвали бы дальними. Так, братьями Иисуса по плоти считались не только дети Иосифа, обручника Девы Марии, от предыдущего брака, но и, например, тот же Иаков, мать которого, по имени Мария (она упоминается в Мф.27:56), приходилась родственницей Деве Марии. Таким образом, житель Палестины имел многих братьев и сестер, и совсем не обязательно, чтобы у его матери были еще дети. Поэтому когда в Евангелии говорится о братьях и сестрах Иисуса, этим совсем не утверждается, что он не был единственным — «единородным» — ребенком.

А что касается слова первенец, то оно соответствует греческому слов уprotōtokos, буквально «перворожденный», но в конечном итоге должно передавать смысл ивритского слова-понятия бехор. Слово бехор не содержит никакого упоминания о числительных: бехор — это сын, который «разверзает ложесна» женщины, и совсем не предполагается, что после него были еще братья. Братья могут быть или не быть, но родившийся сын непременно называется бехор, потому что по обычаю за «бехором» были закреплены многие преимущества. Только «бехора» посвящали Богу, присваивали ему особенное достоинство, при разделе ему принадлежала двойная доля имущества отца, а во время отсутствия отца в доме «бехор» считался его представителем (и даже его собственная мать была у него в подчинении). По этой причине «бехорство» — по-русски это понятие не совсем точно передается как «первородство» — было вожделенным достоянием: не случайно в Ветхом Завете праотец Иаков выкупил его у подлинного «бехора» Исава (за пресловутую чечевичную похлебку). Первородство другого ветхозаветного персонажа, Рувима, перешло к его брату Иосифу вследствие совершенного Рувимом преступления. Следовательно, первородство —бехора(х) — это понятие не генеалогическое, а юридическое, оно не предполагает, что у «бехора» есть еще непременно младшие братья.

Кстати, в Евангелии не случайно подчеркнуто, что Иисус был «бехором». Лишь первородного младенца мужского пола приносили в Иерусалимский храм, где совершалась очистительная жертва матери, а сам ребенок представлялся «пред лице» Господа. По этому закону и Иисус был принесен в Иерусалимский храм: «…как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу…» (Лк.2:23). Об этом событии мы вспоминаем в праздник Сретения.

После сказанного, думаю, понятно, что ни именование Иисуса первенцем, ни упоминания о наличии у него братьев и сестер на фоне еврейского языка и культуры отнюдь не противоречат тому, что он был единственным сыном Девы Марии. Греческий язык, на котором были написаны евангелия, был средством отражения другой культуры, поэтому, когда ему пришлось стать зеркалом для культуры Палестины, он привнес от себя некоторые смыслы, реально способные ввести в заблуждение. Соответственно эти смыслы затем перешли и в христианский славяно-русский язык, сформировавшийся на базе греческого.

Глава из книги Е. Верещагина «Современная библеистика в общедоступном изложении». М. Лада, 2013.

См. также: РОДОСЛОВНАЯ ИИСУСА ХРИСТА