Икона божией матери Владимирская

Содержание

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Велика милость Божия и любовь к многострадальной нашей земле, и этого трудно не заметить. Стоит повнимательней присмотреться, и можно увидеть ее в простой вере народа, в кротком сиянии лиц святых, в ходе истории нашей и судьбах правителей. А еще любовь и милость Божия являются к нам в вид святых образов, которыми так богата наша Православная Церковь. Как раньше, так и сейчас особое значение, и почтение верующих отдается лику Пресвятой Богородицы.
Икона Владимирской Богоматери считается покровительницей русского народа и самой России. Согласно преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой во время земной жизни Ея. И увидев изображение свое, Дева Мария молвила:

«Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

На протяжении всей истории лика Богородицы засвидетельствовано множество чудес и удивительных светлых событий, которые затронули судьбу не только России, а и тысяч верующих христиан. Значение, в чем помогает Владимирская икона Пресвятой богородицы, как молиться и просить Ее о помощи – обо всем расскажет наша статья.

Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает

Велико значение молитвы перед каждым из чтимых образов Пречистой Девы Марии, нашей Покровительницы и Заступницы перед Господом, что способна защитить всех нас, и наши души от напасти. Человечеству явилось много Ее чудотворных образов, а истории их обретения указывают на то, что в разных жизненных ситуациях мы можем обращаться к разным Ее ипостасям.

Божья Матерь Владимирская помогает каждому верующему, обращенному к Ней с искренней молитвой. Она заступница и защитница, оберегает обитель и помогает во многих житейских нуждах. Каждый праведный христианин просто обязательно должен иметь в своем доме этот чудотворный образ. А об истории и значении иконы для народа русского записано много историй, которые случались в ревности и происходят до сих пор.

  • Кроме троекратного спасения русских земель от нашествия вражеского ига, Пресвятая Богородица не один раз проявляла волю Свою через образ Свой. Так, например, где должен был остаться лик Ее (во Владимире) – было видение во время молитвы князю Андрею Боголюбскому.
  • А еще в Вышгороде, в храме происходило самовольное перемещение иконы. Трижды она оказывалась в разных частях Божьей обители. В итоге Боголюбский после молитвы забрал в Ростовскую землю ее.
  • После, было засвидетельствовано множество чудесных исцелений прихожан. Вода, омывшая святыню, помогала в излечение недугов телесных. Особенно часто исцелялись болезни глаз и сердца.
  • Жена священнослужителя Микулы, будучи в ожидании ребенка, произнеся молитву образу Владимирскому, чудом спаслась от взбесившейся лошади.
  • Настоятельница монастыря Мария исцелилась от слепоты. Ее брат попросил воды от святого лика, игуменья с молитвой выпила ее, и умыла глаза, и вскоре прозрела.
  • Случилось однажды, что во Владимире упали Золотые ворота проездной башни, и оказались под ними двенадцать человек. Стал молиться тогда князь Андрей перед образом Пречистой Богородицы, и все двенадцать человек спаслись чудом, и даже без телесных увечий.
  • Омовением водой от святого лика Девы Марии был спасен от чародейства младенец.
  • Некая Ефимия семь лет страдала сердечным недугом. Узнав о чудесах исцеления от образа Богородицы, она послала со священником Лазарем множество украшений золотых в храм к иконе. А после, тот привез ей святую воду, выпивши которую, и помолившись, женщина исцелилась.

И таковых чудесных явлений было великое множество. Они связаны не только с оригиналом образа Пречистой Заступницы, а и с Ее многочисленными списками и молитвами к Ней.

В чем помогает икона Владимирской Божией Матери

Эта святыня стала свидетельницей важнейших событий в России. Это были военные походы и назначение патриархов, перед образом Богородицы проводили коронации монархов и присягали на верность родине. Молитва, обращенная к святому лику Девы Марии – это поистине спасение во время смуты или раскола государства. Она позволяет унять вражду и гнев, стихнуть страстям.

Много верующих христиан приходит к святыне за помощью при необходимости принять важное решение, во время болезни, для укрепления духа. Если Вы спросите: икона Владимирская в чем помогает обычному верующему человеку, ответ будет таковым:

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала …ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте http://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

  • Поможет Пресвятая Богородица найти путь истинный, принять верное решение.
  • Дает силы в тяжкий период жизни, укрепляет веру.
  • Исцелит от недугов физических. Особенно часто Ей молятся для исцеления болезней сердца и глаз, что символизирует прозрение не только телесное, а и духовное.
  • Защитит от вражды и искаженной веры, избавит от греховных помыслов и смуты.

Владычица способствует счастливому браку, ибо крепкие семейные узы, без ссор и раздоров, это залог крепкой страны. Брак считается небольшим государством, но такие небольшие государства являются частичками одной большой державы.

А молятся перед Ея святым ликом так:

«О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Дни почитания

Поскольку святое изображение Заступницы имеет огромное значение для Российской земли, то празднования устраивают в ее честь три раза в году, и особенно на Сретение:

  • 21 мая (3 июня по новому стилю) – почитание в честь помощи в победе ( 1521г.) над ханом Махмет-Гиреем.
  • 23 июня (6 июля по новому стилю) – происходит празднование после победы над татарским игом (1480г.).
  • 26 августа (8 сентября по новому стилю) – торжественно поклоняются лику Владимирскому за освобождения от хана Тамерлана (1395г.) и в честь сретения иконы при перенесении ее в Москву.

Где находится Владимирская икона Божией Матери

Подлинник святыни ныне находится в Толмачах при Третьяковской галерее в храме-музее Святителя Николая. Совершить паломничество можно и чудотворным спискам, которые находятся в храмах названных в честь святого лика Богородицы в селе Нововасильевка Бердянского района, в селе Быково Раменского района, в селе Дубна в Подмосковье, в Южном Бутове и Виноградове в Москве. А в Украине преклонится перед святыней можно в церкви, названной в честь Матери Божией Владимирской в Киеве.

Храни Вас Господь!

Владимирская икона Божией Матери — значение, в чем помогает

Из древних времен Владимирская икона Божией Матери творила чудеса и по праву считается одной из самых почитаемых и известных в православном мире. В честь нее отмечается несколько больших праздников: 21 мая, 23 июня, 25 августа. В память спасения Москвы от: Мухаммеда-Гирея, Ахмата и Тамерлана соответственно. В эти дни принято читать тропарь Владимирской иконе.

Значение Владимирской иконы

Мольбы перед этой иконой способны защитить людей от напастей, к ней обращаются за помощью в самых разных ситуациях. В жизни человека бывают очень сложные периоды и тогда они прибегают к молитвам. Каждый верующий, который искренне просит помощи высших сил, получает ее. Владимирская Богоматерь является защитницей и охраняет дома от напастей, помогает в разных житейских ситуациях.

Каждый православный человек, просто обязан иметь у себя дома этот образ. О значении и чудотворности иконы написано много разных историй, чудеса случались сотни лет назад, так же случаются и в нынешнее время.

Чудотворность иконы

На протяжении всего времени случались чудеса, связанные с Владимирской иконой.

  • Три раза мольбы людей про спасение собственной земли были услышаны. Чужеземцы покидали русскую землю по разным причинам.
  • Когда икона находилась в Вышгороде, были замечены самовольные перемещения иконы. Три раза образ оказывался в разных частях монастыря.
  • Вода, которая омывала святыню, имела лечебные свойства, прихожане неоднократно исцелялись от различных телесных недугов.
  • Жена одного из священнослужителей, ждала ребенка, она часто молилась перед Владимирской иконой Богоматери и один раз чудом ее жизнь была спасена от взбесившейся лошади.
  • Настоятельница монастыря была исцелена от слепоты. Девушка просто выпила воды от святого лика и произнесла молитву.
  • Однажды, в городе Владимире на двенадцать человек обрушились Золотые ворота, все эти люди внезапно оказались под завалами. Один из них прочитал молитву перед образом Богородицы, затем всем этим людям удалось спастись. Никто из них не получил тяжких увечий.
  • Младенец был омыт святой водой, и он спасся от злых чар.
  • Женщина на протяжении многих лет болела серьезным сердечным заболеванием, она отдала священнику все свои золотые украшения и послала с ними священника в храм, где находилась икона. Он привез женщине святой воды, она ее выпила и помолилась, а через некоторое время женщина оказалась полностью здоровой.

Это еще далеко не полный список чудес, которые связаны с Владимирской иконой. Причем чудеса случались не только связанные с оригиналом иконы, а и с многочисленными ее копиями.

Чем помогает икона Владимирской Божией матери

Данная святыня была свидетельницей практически всех важных событий в истории России. Она видела военные походы, как происходила коронация монархов, а также назначения многих патриархов. Молитва, обращенная к иконе, помогает унять вражду, снизить уровень гнева и страстей.

Большое количество прихожан обращались за помощью к иноке, чтобы принять судьбоносное решение, укрепить собственный дух и набраться жизненных сил во время болезни. На вопрос, чем помогает Владимирская икона, ответить можно так:

  • приходит на помощь при принятии важного решения, показывает путь истинный;
  • укрепляет веру и дает силы, которые практически на исходе;
  • помогает в исцелении болезней, в особенности часто исцеляются люди со слепотой и различными недугами сердца;
  • избавляет от злых намерений и греховных помыслов.

Также Богоматерь помогает в становлении счастливого брака, так как счастливая и крепкая семья – залог крепкой и успешной страны.

Как выглядит Владимирская икона

Данная икона относится к типу «Ласкающей». Этот образ считается самым лиричным из всех образов Богородицы.

Каждый человек может увидеть лик Богородицы, левой рукой она держит своего маленького сына.

Они умильно прильнули друг к другу, тем самым открывая другую сторону общения Девы со своим сыном. Оригинал иконы был написан на деревянной крышке от стола.

По всему полотну изображено только две фигуры: Богородица и ее сын. Голова ее склонена к Младенцу Христу, он же левой рукой свою Мать обнимает за шею.

Отличительной чертой этого иконы от всех остальных является то, что ножка Христа изогнута так, что видно его ступню.

Чудотворные списки

На протяжении всего времени было создано очень большое количество разнообразных списков Владимирской иконы. Некоторые из них приобрели также чудотворные свойства и получили особые наименования:

  • Владимирская-Волоколамская, которая была создана в 1572 году;
  • Владимирская-Селигерская, создана в 1528 году;
  • Владимирская-Оранская, датирована 1634 годом.

Все эти образы также имеют чудотворность, и все православные часто приезжают к ним, чтобы прочитать акафист Владимирской иконе Божией.

История Владимирской иконы

В легенде говорится, что данная икона была написана евангелистом Лукой, в качестве основы была использована крышка обеденного стола. За ним принимали пищу Пречистая Матерь и Иосиф Обручник. И когда Божья Матерь увидела образ, она стала очень радостной и сказала следующие слова: «Отныне ублажат Мя вси роди».

Изначально икона была в Иерусалиме, позже она переехала из этого города в Константинополь, длительное время она находилась там. Затем, Юрий Долгорукий получил эту икону в подарок от одного влиятельного патриарха.

В городе Вышгород (недалеко от Киева) совершенно недавно был построен монастырь, туда и поставили образ. Практически сразу же, икона начала прославляться разного рода чудотворными деяниями. Сын Юрия Долгорукого очень сильно возжелал иметь у себя такую икону и привез ее в город Владимир, там она обрела новый дом. Именно с тех пор она и получила название – Владимирская.

Эта икона очень часто спасала солдат, которые отправлялись на войну. В битве против волжских болгар икона Богометери помогла князю одержать нелегкую победу в бою.

Тридцатью годами позже был страшный пожар, тогда собор, в котором находилась икона, сгорел, но она сохранилась совершенно невредимой. В 1237 году на город Владимир напал Батый и полностью разорил его, но и на этот раз иконе удалось уцелеть.

Дальнейшая история иконы полностью связана с Москвой, куда она попала только в 1395 году, когда на Русь наступил хан Тамерлан. Завоеватель полностью разграбил Рязань и направил свое войско на Москву, все у себя на пути они уничтожали. Князь не теряя ни минуты, собрал большое войско и приказал им идти в атаку на встречу к захватчикам. Митрополит в это время призывал высшие силы помочь им. Тогда князь и митрополит решили перенести икону в Москву.

Когда святыня попала в Москву и ее внесли в собор, начали происходить невероятные вещи. Как гласит летопись, завоеватель просто находился на одном месте несколько недель, он не шел в наступление, но и не отступал. Но внезапно его окутал страх, он повернул назад и покинул московские пределы.

Немного позже, когда в Москве даже не ожидали нашествия, внезапно перед стенами города появилась огромнейшая армия захватчиков. Тогдашний князь понял, что ему не хватит времени и навыков собрать достойное войско, чтобы противостоять чужеземцам и просто покинул столицу вместе с семьей. Владимир Храбрый, которому внезапно пришлось управлять Москвой, был опытным полководцем и собрал большую армию, да такую, что орда не решилась на штурм Москвы. Однако они начали грабить соседние города.

В это время все православные люди молились перед Владимирской иконой, призывая Богоматерь помочь своему народу. И вновь мольбы были услышаны, Едигей (предводитель Орды) получил известия о перевороте и был вынужден покинуть русскую землю. Так Богородица еще раз спасла свой народ от врагов.

Молитва иконе Владимирской

О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Это очень древняя и сильная икона, она является одной из наиболее почитаемых ликов Богородицы. Трижды при помощи иконы получалось остановить чужеземных захватчиков. Огромное количество людей получили духовные и физические силы, молясь перед ней.

  • Почаевская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Спорительница хлебов —
  • Икона Божией Матери «Державная» — http://bogolub.info/ikona-bozhiej-materi-derzhavnaya-znachenie-v-chem-pomogaet/

Как и перед любой другой иконой, молиться нужно с чистым сердцем и открытой душой, тогда высшая помощь обязательно придет. Ведь неоднократно были замечены случаи исцеления от полной слепоты и серьезных болезней сердца.

Что нужно знать о Владимирской иконе

Владимирская икона Божией Матери

У этого термина существуют и другие значения, см. Владимирская.

Владимирская икона Божией Матери

Иконографический тип

Елеуса

Местонахождение

Храм Святителя Николая в Толмачах

Дата празднования

21 мая (3 июня)
23 июня (6 июля)
26 августа (8 сентября)

Медиафайлы на Викискладе

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви.

Оригинал

Жизненный путь

По сказанию XV века (в списках «Повести о Темир-Аксаке»), икону написал евангелист Лука. Согласно преданию, икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.

Появление на Руси

Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородцкой церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1130 года) как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, удельного города Андрея Боголюбского, недалеко от Киева. В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимире-на-Клязьме, где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой этого храма. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу князя Андрея икона была украшена дорогим окладом. Икона сопровождала Андрея в походе 1164 года против волжских булгар. После убийства Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Перенесение в Москву

Сретение (встреча) Владимирской иконы, икона второй половины XVI века

Во время нашествия Тамерлана при великом князе Московском Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы.

В источниках XV века нет сведений о возвращении иконы во Владимир, как не сообщается и о том, что она была оставлена в Москве. По мнению А. И. Анисимова, в XV века икона неоднократно «отпускалась» из Москвы во Владимир, а затем возвращалась. В 1471 году великий князь Иван III, собираясь в поход на Новгород, «вшед к чюдотворной иконе Пречистыа Богородица Владимерьскиа и многа молениа съвръши, и слезы доволно излиа…».

Возвращение иконы в Москву в 1480 году, в год освобождения Руси от монголо-татар, было отмечено особо — как второе перенесение иконы. Это стало окончательным её перенесением в Москву. Икона была установлена в новом кремлёвском Успенском соборе. Помещалась справа от царских врат.

Перед Владимирской иконой в Успенском соборе молился царь Иван Грозный накануне своих походов, Казанского в 1552 году и Полоцкого в 1563 году. Возвращаясь из походов, царь совершал перед иконой благодарственные молебны. Составляя духовное завещание, Иван IV молитвенно обращался к Владимирской иконе, называл её «державы Руския заступление» и завещал своим детям жить так, чтобы Бог был с ними «молитвами… Богородицы… и милостию честнаго Ея образа иконы Владимирская».

Борис Годунов был «умолен» сесть на престол принесением к нему в Новодевичий монастырь с крестным ходом Владимирской иконы 21 февраля 1598 года. Современник и очевидец этих событий старец Авраамий (Палицын) обличил это действо как умаление святыни, которая никогда ранее не приносилась к смертному человеку.

В XVI—XVII веках икона постоянно находилась в Московском Кремле.

В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. Икона стояла по левую сторону от царских врат иконостаса. В 1918 году была взята для реставрации. В 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243).

Почитание

В XII веке Владимирская икона была покровительницей прежде всего жителей Владимира, святыней князя Андрея Боголюбского и его приближённых. Однако уже в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» второй половины XII века проводится идея покровительства Богоматери над Владимиро-Суздальской Русью и всей Русской землёй. Позднее икона становится главной святыней Руси.

По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи. Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена избираемых (жребии) клались в её киот, после молебна вынимался один из жребиев, который распечатывался царём и имя избранного оглашалось народу.

В ноябре 1917 года во время выбора патриарха в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, был поставлен запечатанный ковчег с тремя записками (жребиями) с именами архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем митрополита Тихона, который стал Московским патриархом.

Чудеса

В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:

  • 21 мая (3 июня) — избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
  • 23 июня (6 июля) — избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году;
  • 26 августа (8 сентября) — сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

С Владимирской иконой также связывают избавление Москвы от ордынского эмира Едигея в 1408 году.

Местонахождение

Икона в интерьере храма-музея в Толмачах

С сентября 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в конце XIV – начале XV века, в первой трети XV века и в 1657 году, экспонируются в Оружейной палате.

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

  • Первоначальный размер (75×55 см) без нарощенных полей

  • Фрагмент

  • Фрагмент

Оборот

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые к началу XV века (времени второй починки иконы). Это изображение, возможно, выполнено Андреем Рублевым. Существует версия, что икона с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги с обеих сторон. Изучение иконы под бинокулярным микроскопом подтвердило датировку XV веком. Фон и буквы были прописаны, возможно, в конце XIX века.

В 2013 году в ходе исследования иконы было установлено, что под нынешним изображением на оборотной стороне, согласно сопоставлению рентгенограмме гвоздей, оставшихся от старого оклада, было изображение некоего святителя, возможно, святого Николая Чудотворца.

Датировка и сохранность

«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы» Схема-картограмма фрагментов разновременных слоев живописи иконы

По оценкам современных искусствоведов, икона написана в первой трети XII века в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана (прописана) четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия (возможно, Андреем Рублевым), в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская» позволяет увидеть эти записи.

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).

Оклады

Оклад Владимирской иконы, 1657 год

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около 2,5 кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад был изготовлен в конце XIV – начале XV века, третий золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в первой трети XV века; в 1656—1657 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза, в конце XIX века оценивавшаяся на сумму около 60 000 серебряных рублей. В настоящее время эти оклады хранятся в Оружейной палате.

В 1910 году вор ночью проник в Успенский собор Кремля и снял камни с оклада иконы, однако не смог выйти из него незамеченным и был задержан.

Списки

С Владимирской иконы часто писали списки, часть которых получили особые именования.

Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:

  • Петровская икона Божией Матери (письма митрополита Петра, точный список, так называемая икона-наместница);
  • Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоцкий монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва);
  • Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столобенским в XVI веке);
  • Псково-Печерская икона «Умиление» (1524);
  • Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря) (1588);
  • Красногорская (Черногорская) (1603);
  • Оранская Владимирская икона Божией Матери (1634, Оранский Богородицкий монастырь).
  • Волоколамская Владимирская икона. 1572. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

  • Харьковская Владимирская икона. 1870-е. Беловодск

Влияние на другие иконографические типы

Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий:

  • «Сказание о Владимирской иконе»;
  • «Владимирская икона с акафистом»;
  • «Сретение Владимирской иконы»;
  • «Древо государей Российских» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым);
  • Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы).

В древнерусской литературе

Владимирская икона Божией Матери занимала столь важное место в культуре Владимиро-Суздальской земли, что летопись того времени, по выражению Д. С. Лихачёва, «строилась как цепь чудес Богоматери». Первое упоминание об иконе содержится летописной статье 1155 года, которая повествует об Андрее Боголюбском: «Того же лета иде Андреи от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогощею из Царяграда… и украсив ю постави и в церкви своеи Володимери». Победу князя Андрея над волжскими булгарами в 1164 году летописец назвал «новым чудом святой Богородици Владимирской».

Под 1395 годом летописи рассказывают о помощи Владимирской иконы в избавлении Москвы от нашествия Темир-Аксака (Тамерлана). Владимирская икона упоминается в летописании и позднее, в связи с повествованиями о войнах с литовцами и ордынцами, походами великих князей и царей, избранием митрополитов и патриархов, венчанием на царство русских государей.

В качестве отдельных произведений в XII—XVI веках составлялись и переписывались различные сказания и повести, посвящённые Владимирской иконе и её чудесам. Самое раннее из них, «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», датируется второй половиной XII века. Создание Сказания связывается исследователями непосредственно с деятельностью Андрея Боголюбского. Произведение описывает перенесение иконы из Вышгорода во Владимир и десять чудес от иконы, совершившихся во время перенесения и позже, во Владимире и других русских городах. В Сказании проводится идея избранности Владимиро-Суздальской земли среди других русских княжеств, подчёркивается политическое значение деятельности великого князя и покровительство ему небесных сил. В XV веке была составлена «Повесть о Темир-Аксаке» о чудесном избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Согласно Повести, великий князь Василий Дмитриевич, ища защиты от нападения Темир-Аксака, посылает во Владимир за главной чудотворной иконой Руси. 26 августа (8 сентября) близ Москвы икону встречают крестным ходом митрополит Киприан со «всем клиросом и причтом церковным», с князьями и народом. В тот же день Темир-Аксак поворачивает войска и уходит в свою землю. Также рассказывается о повелении князя Василия устроить на месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы монастырь (Сретенский монастырь) и установить празднование иконе 26 августа. В списках Повести впервые появляется сказание о написании Владимирской иконы самим евангелистом Лукой. Ещё ярче мысль об избранности русского народа и небесном покровительстве Москве выражена в монументальном компилятивном «Сказании о иконе Богоматери Владимирской», созданном во второй половине XVI века на основе «Сказания о чудесах Владимирской иконы» XII века, «Сказания о победе над болгарами» XII века, «Повести о Темир-Аксаке» и других источников. Сказание XVI века вошло в состав Степенной книги, Лицевого летописного свода, других летописей и сборников.

Примечания

  1. Владимирская икона Божией Матери / Бусева-Давыдова И. Л. // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 8—38. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  3. Успенский Л. А. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Богословие иконы Православной Церкви. — Коломна: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1997. — ISBN 5-89419-009-6.
  4. 1 2 Владимирская икона // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Владимирская икона Божией Матери. Православный календарь 2014. Дата обращения 1 декабря 2017.
  6. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. OK’s Nest. Дата обращения 1 декабря 2017.
  7. 3 июня — празднество Владимирской иконы Божией Матери. Патриархия.Ru (6 марта 2009). Дата обращения 1 декабря 2017.
  8. 1 2 3 4 5 6 Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. 1. Древнерусское искусство X — начала XV века. — С. 35—40. — 272 с.
  9. Ямщиков С. Свидетельница русской истории // Юный художник. — 1988. — № 2. — С. 16—17.
  10. Анисимов А. И. Владимирская икона Божией Матери. С. 48—49.
  11. Полное собрание русских летописей. Т. 25. С. 287.
  12. Духовное завещание царя Иоанна Васильевича // ДАИ. 1846. Т. 1. С. 378.
  13. ПСРЛ. Там же. Т. 14. Ч. 2. С. 50.
  14. Сказание Авраама Палицина // Памятники др. письменности, относящиеся к Смутному времени. М., 1871. Стб. 476—477. (РИБ; Т. 13).
  15. 1 2 Снессорева С. И. Владимирская икона Божией Матери // Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон. СПб., 1898.
  16. 1 2 Жучкова И. Л. Сказание о чудесах Владимирской иконы… // Словарь книжников и книжности Древней Руси : / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв . Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин, О. В. Творогов. 1987.
  17. Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России // sedmitza.ru.
  18. Иванов А. А. «Лучше уповать на Господа, чем уповать на князя»
  19. Оружейная палата. Зал 1. Витрина 3. Ювелирное искусство Москвы XV века
  20. Оружейная палата. Зал 1. Витрина 4. Ювелирное искусство Москвы XV века
  21. Оружейная палата. Зал 2. Витрина 14. Изделия московских мастеров второй половины XVII века.
  22. Гладышева Е. В. Икона как предмет научно-технического исследования // Коммерсантъ Наука : журнал. № 6. 5.9.2017. С. 50.
  23. Гладышева Е. В., Суховерков Д. Н. Богоматерь Владимирская. М. : Гос. Третьяковская галерея, 2016. С. 35—37. 88 с. ISBN 978-5-89580-140-6.
  24. 1 2 Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963. — Т. 1. — С. 59.
  25. Богданов Г. А. и др. Илл. 6 // Реставрация станковой темперной живописи: / под ред. В. В. Филатова. — М.: Изобр. иск-во, 1986.
  26. Диакон Сергий Правдолюбов. Кремлёвский вор-неудачник // Православная Москва : газета. — 05.03.2016.
  27. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М. ; Л., 1947. С. 288.
  28. Ипатьевская летопись, Полное собрание русских летописей. Т. 2. С. 78; Лаврентьевская летопись, ПСРЛ. Т. 1. С. 148; Радзивиловская летопись, ПСРЛ. Т. 38. С. 128.
  29. ПСРЛ. Т. 1. С. 151; Т. 38. С. 131.
  30. Жучкова И. Л. Повесть о Темир-Аксаке // Словарь книжников и книжности Древней Руси : / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв . Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 2 : Вторая половина XIV—XVI в., ч. 2 : Л—Я / ред. Д. М. Буланин, Г. М. Прохоров. 1989. С. 283—287.
  31. Дробленкова Н. Ф. Повесть о Темир-Аксаке // Литература Древней Руси : биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова ; сост. Л. В. Соколова. М. : Просвещение, 1996.
  32. Жучкова И. Л. Сказание о иконе Богоматери Владимирской // Словарь книжников и книжности Древней Руси : / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв . Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 2 : Вторая половина XIV—XVI в., ч. 2 : Л—Я / ред. Д. М. Буланин, Г. М. Прохоров. 1989. С. 360—362.

Литература

  • Анисимов А. И. Владимирская икона Божией Матери. — Прага, 1928.
  • Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 8-38. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  • Владимиров Иосиф. Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу // Древнерусское искусство: ХVІІ век. — Москва, 1964. — С. 33.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — Т. 1. — М., 1995. — С. 35—40.
  • Кочетков И. А. Древние копии иконы «Богоматерь Владимирская» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003, № 3 (13). — С. 44—62.
  • Alpatoff M. und Lasareff V. Ein byzantinisches Tafelwerk aus der Komnenenepoche. — Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen, Bd. XLVI, Hf. II. — Berlin, 1925. — S. 140—155 .
  • Lazarev V. Storia della pittura bizantina. — Torino, 1967. — P. 204, 257.

Ссылки

  • Богоматерь Владимирская. // www.icon-art.info
  • Скан книги «Сказанie о чудотворной иконѣ Богоматери, именуемой Владимірскою» — М: Тип. Александра Семена, 1849 — 53 стр.
  • Владимирская икона Божией Матери как заступница Руси от иноплеменных врагов.
  • Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы
  • Пелевин Ю. А. Богоматерь Владимирская // Мировая художественная культура
  • Бусева-Давыдова И. Л. К иконографии Богоматери Владимирской в XVII веке // X научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой : Сборник статей. — Ярославль, 2006. — С. 74—82.

Греческие
(корсунские)

Новгородские

Владимиро-
суздальские

1Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом

Владимирская икона Божией Матери: история происхождения

Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

Владимирская икона Божией Матери

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

Владимирская икона Божией Матери

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα — «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα — «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа «Умиление»: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится Его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии — «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом — Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу — пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений — жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (см.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль Владимирской иконы Божией Матери

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057—1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи — неплотные, очень прозрачные; главное — в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов — зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений — приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода — времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

  • Владимирская — Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Владимирская — Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
  • Владимирская — Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря), 1588 год.
  • Владимирская — Оранская (память М. 21/ Ин. 3), 1634 год.
  • Владимирская — Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3). 1603 год.
  • Владимирская — Ростовская (память Ав. 15/ 28), XII век.

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. — СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. — М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…

. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

Там же, с. 407-408.

Вы прочитали статью «Владимирская икона Божией Матери». Вам также может быть интересно:

  • Как разобраться в изображениях креста?
  • Владимирская икона: Христос делает шаг, чтобы спасти нас

Владимирская икона Божией Матери – самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской Православной Церкви. Согласно преданию, эту икону написал святой апостол и евангелист Лука на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Иконографически Владимирская икона относится к типу «Елеуса», что в переводе с греческого означает «Умиление». Младенец Христос припал щекой к щеке Пресвятой Богородицы. Между Пречистой Девой Марией, символом и идеалом рода человеческого, и Богом Сыном нет расстояния, Их любовь безгранична. Такую же любовь являет Богородица и ко всем людям, ради которых Спаситель пришел на землю.

Владимирская икона Божией Матери

История чудесного образа богата событиями и путешествиями. В V веке из Иерусалима икона попала в Византию, а в XII веке патриархом Константинопольским была отправлена в Киев в подарок святому благоверному великому князю Мстиславу († 1132). Сначала чудесная икона хранилась недалеко от Киева, в женском Богородичном монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. В 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский († 1174) перевез икону во Владимир-на-Клязьме, поместил святыню в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе и украсил дорогим окладом. Именно тогда чудотворный образ стал именоваться Владимирским.

В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, икону крестным ходом принесли в Москву, и все жители города во главе с патриархом встречали ее и со слезами молились о защите от жестокого захватчика. На месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы был основан в 1397 году наш Сретенский монастырь. Избавление от страшного нашествия по молитве к Пресвятой Богородице было настолько чудесным и радостным событием, что день Сретения Владимирской иконы – 8 сентября – стал главным историческим праздником Москвы.

Владимирская икона Божией Матери в иконостасе Владимирского собора

Икона долгие годы хранилась в кремлевском Успенском соборе, и ее не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо – как второе перенесение иконы. После революции Успенский собор в Кремле закрыли, а икону изъяли для реставрации. В 1926 году ее передали в Государственный Исторический музей, а позднее – в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года Владимирская икона Божией Матери находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Риза греческой работы с чудесного образа, сделанная из чистого золота и украшенная драгоценными камнями, находится ныне в московской Оружейной палате.

В прошлые века чудотворную Владимирскую икону неоднократно приносили в нашу Сретенскую обитель крестными ходами, в которых принимали участие царь и патриарх. 8 сентября 1995 года, когда отмечалось 600-летие Сретения Владимирской иконы, из Успенского собора Московского Кремля снова был совершен торжественный крестный ход в возобновленный Сретенский монастырь со списком Владимирской иконы. В тот же день в нашу обитель привезли из Государственной Третьяковской галереи и сам чудотворный образ, на поклонение к которому пришли десятки тысяч москвичей.

Своей келейной иконой Божией Матери Владимирской благословил обитель старец Иоанн (Крестьянкин)

В нашем монастыре хранится чтимый список Владимирской иконы, которой благословил нашу обитель старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Это была его келейная икона.

Владимирская икона Божией Матери — благословение обители от архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Во многих православных храмах можно увидеть икону князя Владимира, которому принадлежит величайшая заслуга – распространение христианства на Руси. Он был мудрым, дальновидным правителем, и его выбор оказал решающее влияние на дальнейшую историю Руси.

Князь Владимир: история жизни и роль в истории

Отцом Владимира был великий князь киевский Святослав Игоревич, матерью – ключница Малуша, а бабкой – княгиня Ольга, первой из русских правителей принявшая христианство. Под ее руководством и проходило его воспитание, наставником же его стал воевода Добрыня.

Его путь к киевскому княжению был долгим и сложным. Владимир княжил в Киеве 37 лет и первоначально не собирался отказываться от язычества, да и образ жизни его отнюдь не был праведным: у него было много жен и наложниц. И все же он обратился в Веру Истинную сам, а затем крестил народ, как показывает икона «Крещение Руси».

Выбор христианства в качестве официальной государственной религии явился мудрым политическим шагом, но свою роль сыграли и наставления, полученные в детстве от крещеной княгини Ольги. Об искренней вере самого Владимира свидетельствуют изменения, произошедшие в нем после крещения: летописи повествуют о его кротости и милосердии, щедрости к сирым и убогим. В семейной жизни также произошли изменения, Владимир венчался и жил только с одной женой, византийской царевной Анной.

В правление князя Владимира после принятия христианства на Руси началось распространение грамотности, строительство православных храмов.

В историю он вошел как Владимир Красное Солнышко, а впоследствии был канонизирован как святой равноапостольный князь, то есть приравненный к апостолам за распространение христианства.

Описание иконы

Первые иконы «Святой Владимир» появились в 15 веке; иногда встречаются его иконы с житиями. Как правило, икона «Святой князь Владимир» ростовая или поясная, изображает его в княжеском облачении и венце, с крестом в правой руке. На некоторых иконах в левой руке его меч как символ надежной защиты государства; на других – свиток с молитвой.

Иногда можно увидеть двойную икону, где Владимир изображен со своей бабушкой, святой равноапостольной княгиней Ольгой, первой принявшей христианство.

Значение иконы св. князя Владимира

Для каждого мальчика, юноши, мужчины, нареченного именем Владимир, значение иконы «Святой Владимир» неоценимо, ведь это его небесный покровитель, к которому можно обращаться в трудную минуту жизни. Лучшим подарком новорожденному или новокрещеному Владимиру станет икона «Князь святой Владимир».

Кроме того, св. князь Владимир почитается в качестве покровителя внутренних войск нашей страны.

В чем помогает икона князя Владимира

К иконе обращаются с просьбой об исцелении от болезней, особенно от заболеваний глаз. По преданию, практически полностью утративший зрение из-за тяжкого недуга, князь после обряда крещения вновь обрел его.

Князь Владимир был мудрым государственным деятелем, поэтому его икона помогает не только в ответ на просьбы личного характера — ей молятся, чтобы Господь избавил Россию от врагов, чтобы она преодолела свои внутренние проблемы, чтобы воцарился мир, и укрепилась вера.

Память 28 июля.

Молитва перед иконой

Святой угодник Божий, премудрый князь Владимир! Не обойди вниманием мольбы наши, умоли Господа о нас, дабы не прогневался он за грехи наши, вольно или невольно совершенные, но удостоит милосердия Своего и прощения, дабы могли мы удостоиться Спасения и Царствия Небесного. К Тебе, всемилостивый, взываем: упаси от врагов видимых и невидимых, от наветов дьявольских и человеческих, от недугов телесных и душевных. Не оставь своим покровительством в делах, во благо человеческое совершаемых. Во веки веков славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Во многих православных храмах есть икона князя Владимира, благодаря которому была крещена Русь. Он был мудрым, дальновидным правителем, и его выбор новой религии оказал решающее влияние на дальнейшую историю Руси.

Отцом князя Владимира был киевский князь Святослав Игоревич, матерью – ключница Малуша, а бабушка – княгиня Ольга, которая первой из русских правителей приняла крещение. Именно под руководством бабушки и происходило воспитания будущего князя.

Владимиру предстоял долгий и сложный путь к киевскому княжению. Князь правил в Киеве на протяжении 37 лет и совершенно не собирался отказываться от язычества, вел распутный и разгульный образ жизни. У него было много жен и огромный гарем из наложниц, но все же Владимир принял христианство, а после этому крестил и всю Русь.

Выбор христианства в качестве новой религии для Руси — это мудрый политический ход, но свою ключевую роль сыграли и наставления, полученные в детстве от крещеной княгини Ольги. После крещения с князем произошли заметные изменения, об этом рассказывают летописи.

Он стал кроток и милосерден, щедр к сирым и убогим. В семейной жизни Владимира также произошли изменения, он обвенчался и жил только с одной женой, византийской царевной Анной. После крещения на Руси началось распространение грамотности, строительство православных храмов.

В историю русский князь вошел как Владимир Красное Солнышко, а после был канонизирован, как святой равноапостольный князь, то есть приравненный к апостолам за распространение христианства.

Первые написанные лики «Святой Владимир» появились в ХV веке, иногда встречаются иконы с житиями правителя. Как правило, образ «Святой князь Владимир» ростовая или поясная, изображает его в княжеском облачении и венце, с крестом в правой руке. На некоторых ликах в левой руке его меч как символ надежной защиты государства; на других – свиток с молитвой.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте http://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Также можно встретить двойную икону, где Владимир изображен со своей бабушкой, святой равноапостольной княгиней Ольгой, первой принявшей христианство.

Значение иконы Святого князя Владимира

Для мужчины, носящего имя Владимир, значение иконы «Святой Владимир» неоценимо, ведь это его небесный покровитель, к которому можно обращаться в трудную минуту жизни.

Когда мальчика крестят под именем Владимир, лучшим подарком для него будет икона «Князь святой Владимир». Плюс ко всему, Святой князь Владимир почитается в качестве покровителя внутренних войск нашей страны.

Прихожане молятся перед Святым образом об исцелении от болезней, особенно от заболеваний глаз. По преданию это связано с тем, что перед крещением Владимир почти полностью утратил зрение из-за тяжелой болезни, но после обряда вновь обрел его.

Князь Владимир был мудрым государственным правителем, поэтому его лик помогает не только от проблем личного характера, ей также молятся, чтобы Бог избавил страну от врагов и напастей.

День памяти великого князя отмечают 28 июля.

Молитва равноапостольному князю Владимиру

Святой угодник Божий, премудрый князь Владимир! Не обойди вниманием мольбы наши, умоли Господа о нас, дабы не прогневался он за грехи наши, вольно или невольно совершенные, но удостоит милосердия Своего и прощения, дабы могли мы удостоиться Спасения и Царствия Небесного. К Тебе, всемилостивый, взываем: упаси от врагов видимых и невидимых, от наветов дьявольских и человеческих, от недугов телесных и душевных. Не оставь своим покровительством в делах, во благо человеческое совершаемых. Во веки веков славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.