Гребневская икона божией матери

Храм Гребневской иконы Божией Матери

Христианский храм

Гребневской Иконы Божией Матери

Вид храма на фотографии из альбома Н.А.Найденова

Страна

Россия

Местоположение

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Дата постройки

XV век

Дата упразднения

1933 год

Статус

Уничтожен

Состояние

Разрушен в 1935 году

Медиафайлы на Викискладе

Храм Гребневской Иконы Божией Матери — православный храм, находившийся в Москве, в Белом городе, на Лубянской площади.

Основан в конце XV века, в ознаменование присоединения Иваном III к Великому княжеству Московскому Новгородской республики. Перестроен в камне в середине XVI века.

Гребневская икона

Основная статья: Гребневская икона Божьей Матери

Гребневская икона Богоматери известна со времен Дмитрия Донского. По легенде, её вручили князю Дмитрию жители древнего городка Гребня, что стоял на реке Чири, впадающей в Дон — после победы над Мамаем в 1380 году. После этого икона около века хранилась в Успенском соборе Кремля. В конце XV — начале XVI века была перенесена в новый храм, давший начало Мясницкой улице.

Описание и история строительства

Древняя одноглавая каменная церковь с главным престолом Успения Пресвятой Богородицы. Юго-восточный придел Димитрия Солунского упоминается в 1585. Над его алтарем — невысокая 8-гранная шатровая колокольня кон. XVI в. Придел не возобновлен после 1812, но освящен вновь уже в советское время, в 1923. Другой придел Иоанна Нового Белградского устроен в 1634-35 гг. При обновлении 1710-11 пристроена трапезная с новым приделом преподобного Сергия.

История

Гребневская икона Богоматери (список)Картина Ф. Я. Алексеева Церковь Гребневской Божьей Матери

В октябре 1612 года войско князя Д. Т. Трубецкого подступило от этого храма к Никольским воротам Китай-города, участвуя в осаде поляков в Кремле силами русского ополчения. В 1768 году в Гребневском храме упокоили поэта Василия Тредиаковского, «реформатора российского стиха». Кроме этих знаменитостей, в церкви хоронили её именитых прихожан — Щербатовых, Урусовых, Толстых. Традиционное кладбище было упразднено после эпидемии чумы 1771 года и его территория застроена домами причта. И в 1812 году при пожаре Москвы храм остался невредимым.

Советский период

В 1918—1922 годах настоятелем храма был священник Сергий Калиновский, один из организаторов обновленческого раскола (с 1923 года — на антирелигиозной работе).

В декабре 1926 года Моссовет распорядился снести храм — ради уличного движения. Прихожане составили ходатайство во ВЦИК, указывая на историческую ценность этого редкого в Москве памятника зодчества XV—XVI веков. Они писали, что в нём находится усыпальница замечательных русских людей Леонтия Магницкого, Никиты Зотова, Василия Тредиаковского, что община своими силами и средствами оберегает храм как археологическую ценность и даже стремится её отреставрировать в первоначальном виде. Под ходатайством стояло более 600 подписей. 7 марта 1927 года ВЦИК вынес решение о сносе пристроек к храму и его ограды.

Гибель храма была отсрочена. В конце июня 1927 года начался разбор колокольни и трапезной с Сергиевским приделом. Сам храм ещё можно было спасти, но в 1933 году его передали под нужды Метростроя, так как в том месте прокладывалась первая линия московского метро.

1 мая 1935 года храм был окончательно разрушен. На образовавшемся пустыре водрузили будку-шахту для вентиляции метро. И только в сравнительно недавнее время — в 1980-х годах на том месте выстроили огромное здание для Вычислительного центра КГБ, рядом с книжным магазином «Библио-Глобус».

Литература

  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. В 4-х томах. — М., 1994.
  • Михайлов К. П. Москва погибшая. 1917—2007. — М., 2007.

Ссылки

  • Церковь Гребневской Иконы Божьей Матери в Москве
  • На сайте «Храмы России»

Гребнево. Церковь Гребневской иконы Божией Матери.

Первые поселения в здешних местах упоминаются в духовном завещании князя Владимира Андреевича Храброго, внука Ивана Калиты, который княжил в Серпухове. А одним из первых именитых владельцев села Гребнева был фаворит Ивана Грозного Богдан Бельский. В документах конца ХVI века сказано, что «за Богданом Яковлевичем Бельским в вотчине село Гребнево на речке, на Любосивке, что преж того было за Василием Феодоровым, сыном Воронцова, а в нём церковь Николы Чудотворца…». Через некоторое время Бельский впал в немилость, и Гребнево вернули вдове Василия Воронцова Марии. Эта была очень уважаемая при дворе женщина. Её дочь Анна вышла замуж за князя Дмитрия Трубецкого, сподвижника князя Пожарского, и Гребнево стало её приданным. Именно при Дмитрии Трубецком возникла идея построить на старом церковном месте новый храм, во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы и, как гласили старые документы, «к оной церкви придел царя Константина и матери его Елены». Ещё известно, что именно при этом князе на Любосеевке поставили плотину, благодаря которой возникла целая система обширных прудов с несколькими островами — в народе они получили название «Барских прудов».

В первой половине ХVIII века усадьбой ещё владели Трубецкие. В это время опекуном имения был Богдан Васильевич Умский, видный чиновник. Умский, помимо благоустройства собственно усадьбы, лично заботился о гребневском храме — поновлял его утварь. А дальше владельцы несколько раз менялись. В 1760 году Гребнево перешло Екатерине Дмитриевне Голицыной, урождённой Кантемир — дочери молдавского господаря и сестре поэта Антиоха Кантемира. В 1772 году снова смена хозяйки, теперь это Анна Даниловна Трубецкая, мать другого знаменитого поэта ХVIII века — Михаила Матвеевича Хераскова, автора эпической поэмы «Россиада». А в 1781 году имение переходит Гавриле Ильичу Бибикову, генералу, брату жены прославленного фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. В то время в Гребневе была деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с Константино-Еленинским приделом и колокольней. Рядом с ней новый владелец решил возвести летний храм. Он был посвящён Гребневской иконе Божией Матери. Чин освящения совершил в 1791 году митрополит Платон Левшин.

Строить церковь поручили Ивану Ветрову. Ранее некоторые исследователи полагали, что он был крепостным, однако теперь краеведы склоняются к тому, что на самом деле он был иностранцем по имени Иоганн Веттер. Имел собственный дом на Моховой, сначала работал вместе с архитектором и строителем Карлом Бланком, возводил, к примеру, присутственные места в Московском Кремле, Екатерининский дворец в Лефортове. Строительство Гребневской церкви стало его первой самостоятельной работой. Он подошёл к ней творчески, а её изюминкой сделал завершение в виде трёхметрового Архангела с крестом в руке. В начале ХIХ века усадьба перешла во владение князей Голицыных. Новые хозяева решили, что прежний деревянный храм давно пора заменить на новый. Правда, началась война с французами, и стройку заморозили на пять лет. В 1817 году её возобновили, и в 1823 году новый храм был выстроен. Считается, что автором этого проекта был А.Н. Воронихин. Этот знаменитый зодчий создал Казанский собор в Петербурге, участвовал в формировании архитектурного облика столичных пригородов — Павловска и Петергофа. Чтобы две находившиеся рядом церкви смотрелись гармоничнее, оба храма решили украсить похожим декором, а их портики с колоннами сделали одинаковой высоты. Рядом с зимней церковью поставили колокольню с часами, которые били каждые 15 минут. Подбор колоколов тоже был замечательный. Самый большой весил 600 пудов. Старожилы рассказывали, что когда после революции его сбросили на землю, то вся округа огласилась невероятным звоном. Одним из последних владельцев Гребнева в 1842 году стал помещик Федор Фёдорович Пантелеев. Его «иждивением и тщанием» у летней церкви появились два придела, освящённые во имя великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия Радонежского. Накануне Первой мировой войны усадьба Гребнево вновь сменила хозяина. Её купил врач Фёдор Александрович Гриневский, троюродный брат писателя Александра Грина, чтобы открыть в ней филиал своего санатория «для больных внутренними и нервными болезнями». После революции новые власти закрывать санаторий не стали. Только назначили в нём нового главного врача — специалиста по туберкулёзу Николая Андреевича Зевакина. Незадолго до Великой Отечественной войны санаторий закрыли, но профессор Зевакин из Гребнева не уехал. Здесь он и умер в 1942 году. Похоронен Николай Зевакин в ограде гребневских храмов.

Сейчас гребневские храмы — единственное, что не разрушается в некогда замечательном имении. Усадебные постройки пережили несколько пожаров, часть дома обвалилась, всё стоит бесхозным и разваливается на глазах. Впрочем, сейчас над главным домом навели временную кровлю, поставили леса — очень хочется верить, что ситуация всё же изменится в лучшую сторону. Гребневским храмам повезло — после революции они не были закрыты и разорены, сохранили немало старинных икон и интерьерные росписи. Главной храмовой святыней является Гребневская икона Божией Матери. Согласно легенде, такой образ казаки преподнесли князю Дмитрию Донскому «у города Гребни на притоке Дона реке Чир», Поэтому образ и назвали Гребневским. В Москве она долгое время хранилась в Успенском соборе Кремля. А со временем её перенесли на Лубянку в храм Успения Божией Матери. В 1930-е годы ту церковь разрушили, а сам образ отправили в Третьяковскую галерею. Однако с неё успели сделать несколько списков, один из которых теперь хранится в Гребневе. После революции многие храмы в соседних с Гребневым сёлах закрывались. Их иконы свозили в гребневские церкви — пожалуй, лишь они одни на всю округу и остались действующими. В 1990-х годах по всей России стали заново открывать храмы. Тогда церкви в Каблуково и Трубине попросили вернуть их бывшие образы, что и было сделано, сделав предварительно их списки. Как известно, Гребневская церковь избежала поругания со стороны богоборцев и сохранила исторический интерьер. Зайдя в храм, у человека в какой-то момент, что называается, «глаза разбегаются» от обилия дореволюционных барельефов, лепнины, резьбы, чеканки…

Вот что пишут в «Краткой истории Гребневского прихода» (Щёлково, Отчий светильник», 2007) Н.В. Потапов и Г.В. Ровенский: «Интерьер летней церкви по целостности и строгости несколько уступает внешнему облику сооружения. Однако в интерьере (автор Степан Васильевич Грязнов) обнаруживается зрелое архитектурное мастерство. Таково мнение специалистов. Нам же сейчас трудно судить о былом интерьере: храм неоднократно ремонтировался, а в середине ХIХ века, при владении усадьбой Пантелеевыми, интерьер был существенно изменён — храм из однопрестольного превратился в трёхпрестольный». Какие конкретно отступления были внесены в отделку интерьеров при Пантелеевых, специалисты до настоящего времени не установили. Как бы ни случилось, ни у кого не возникает сомнения в большой художественной ценности оригинального иконостаса, в виде античного здания с колоннами; несколько иных по стилистике, но оформленных в тон ему малых придельных иконостасов, являющих собой как бы продолжение центрального; лепных фигур на карнизах и в межоконных простенках ротонды; наконец, огромного живописного плафона в куполе ротонды. А вот что пишет об архитектуре церкви Александр Юрьевич Послыхалин, историк-краевед, специалист по северо-восточному Подмосковью и автору обстоятельной «Истории усадьбы Гребнево» (Москва, «Книга и Бизнес», 2013): «Кирпичный с белокаменными деталями крестообразный в плане храм центрического типа с вписанным овалом центральной части выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой… Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и четырёхколонными портиками дорического ордера». Пожеланием Г.И. Бибикова на Гребневскую церковь была установлена бронзовая позолоченная фигура ангела с крестом. Высота скульптуры — 5 аршин (около 3,5 метров). Ангел словно воспарил над кронами деревьев укрытого в зарослях и несколько теряющегося в тени соседней Никольской церкви Гребневского храма. Особенно хорошо она смотрится зимой и ранней весной — по малой свежей листве. Купол покоится на обширной ротонде, примечательной тем, что она в плане представляет собой не традиционный круг, а овал, сообразно с внутренней планировкой церковного помещения. Овал вытянут по линии запад-восток; ротонда световая, включает 10 крупных окон, в простенках между ними — такие же по форме ложные оконные проёмы. Над окнами ротонды, в кровле купола, расположены декоративные люкарны.

В плане храм представляет собой крест, его пазухи усложнены снаружи трёхгранным выступом типа эркера; его правая и левая грани украшены пилястрами, образующими пару с угловыми пилястрами крыльев креста. Красное и белое — довольно смелое для классицизма сочетание цветов. Этот стиль, как известно, художественно полемизировал с барокко, и в анитезу его мажорной яркости предпочитал пастельные оттенки: охристо-жёлтый, небесно-голубой, светло-зелёный, из ярких пурпурный. Портик четырёхколонный, с развитым, утяжелённым антаблементом и фронтоном, в центре которого располагается полуциркульное слуховое окно. Колонны дорического ордера расположены с едва заметной группировкой попарно, как бы расступаясь перед дверными проёмами. В северном и южном портиках слева и справа от дверей — ниши с полукруглыми завершениями, в них изображения святых. Над дверями — относительно крупное циркульное окно, по обе стороны от которого — аналогичные по форме и размерам ниши, также с живописными изображениями. На примере западного крыла крестообразного в плане здания видим подчинённость декора общему замыслу. Дорические колонны, пилястры, сочетание прямоугольных и циркульных окон основного объёма с полуовальными окнами ротонды, карнизы, антаблемент — всё выдержано в единой стилистике и свидетельствует о прекрасном знании зодчим И. Ветровым законов классицизма.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №269, 2017 г.

Гребневская икона Божией Матери

Чудотворный образ Богородицы глубоко почитается всеми верующими. И по сей день православные христиане восхваляют икону Божией матери, прославившую себя чудесными действиями.

Огромное количество икон Пречистой Девы разбросанно по нашей необъятной Родине. Каждый лик славится произошедшими с ним чудесами. Гребневская икона Божией Матери — не исключение. Прославленный чудотворный образ Богородицы получил свою известность при загадочных обстоятельствах.

История иконы

Обретение иконы датируется 1380 годом. Жители города Гребня поднесли чудотворный образ в дань почтения великому князю Дмитрию Донскому после его победы в Куликовской битве.

Святой лик сто лет защищал Успенский Собор города Владимира, пока внук владимирского и московского князя не взял ее с собой на покорение близ лежащих земель. Победа была гарантирована. А впоследствии во имя Богородицы построили новый храм Божий на Лубянке и оставили Гребневскую икону покоиться там. В 1617 году церковь была уничтожена огнем. Все, что находилось в соборе, сгорело, превратившись в пепел, кроме образа Богородицы, который остался не тронутым огнем.

Где находится икона

Икона украшала выстроенный в честь Пречистой Девы храм Успения Пресвятой Богородицы на Лубянке. Но в 1935 году церковь была полностью разрушена. Несколько святых образов были спасены и переданы в руки праведных людей. К сожалению среди них не удалось обнаружить Гребневскую икону. Чудотворный лик бесследно исчез, и восстановить хронологию событий минувших лет и собрать другие сведения о его возможном нахождении представляется невозможным.

Описание иконы

Реставраторы и иконописцы писали изображение с подлинника в 1917 году. Образ Божией Матери сохранил в себе древнюю живопись, написан на тонкой кипарисовой доске. Имеет в наличии драгоценный оклад. На руках Благочестивая Дева держит Божественного Младенца. Голова Богородицы покрыта красным одеянием, символизирующим собой заступничество и покров земли Русской.

В чем помогает чудотворный образ

Молитвы перед образом Пречистой Девы помогают в избавлении от грехов, недругов, иноверцев. Икона защищает от распада России и захвата иноплеменными. К ее помощи призывают в минуты тяжбы, при болезнях, пожарах и людских зверствах. Богородица оберегает кров, семью и здоровье близких.

Молитва перед Гребневской иконой Божией Матери

«О, Пречистая Царица Небесная, Всеславная Матерь Спасителя нашего. Услышь молитвы грешных людей, обращающихся пред образом Твоим в слезах и словах покаяния. Защити нас от смертных страстей, избавь от печалей, несчастий и скорби, огради от напастей, злых помыслов, невежества и врагов неправедных. В Твоих силах, о Благочестивая Мать, защитить православных христиан от всякого зла и спасти от огня дьявольского. Ты, скорая заступница в бедах и несчастьях, награди нас покровительством своим. Умоли Господа Бога и Сына Своего Христа о нашем праве на Царство Небесное. Славим имя Твое, спасительницы нашей, и превозносим имя Отца, и Сына, и Святого Духа во веки веков. Аминь».

День почитания

День чудотворного образа Божией Матери глубоко верующие люди ежегодно празднуют 10 августа.

Гребневская икона Божией матери в вашем доме способна оградить от пожаров, семейных разладов, безверия, воров и разорения. Сила образа сохранит вокруг вас мир, процветание и укрепит веру. Мы желаем вам благополучия и душевного покоя. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона божией матери гребневская о чем молятся

Гребневская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями и находившаяся в храме города Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон), была поднесена жителями города, Донскими казаками, великому князю Димитрию Донскому по возвращении его с Куликовской битвы в 1380 году.

В ХV веке, после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собой в поход. В 1687 году, когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась.

Чудотворный образ Богородицы глубоко почитается всеми верующими. И по сей день православные христиане восхваляют икону Божией матери, прославившую себя чудесными действиями.

Огромное количество икон Пречистой Девы разбросанно по нашей необъятной Родине. Каждый лик славится произошедшими с ним чудесами. Гребневская икона Божией Матери — не исключение. Прославленный чудотворный образ Богородицы получил свою известность при загадочных обстоятельствах.

Обретение иконы датируется 1380 годом. Жители города Гребня поднесли чудотворный образ в дань почтения великому князю Дмитрию Донскому после его победы в Куликовской битве.

Святой лик сто лет защищал Успенский Собор города Владимира, пока внук владимирского и московского князя не взял ее с собой на покорение близ лежащих земель. Победа была гарантирована. А впоследствии во имя Богородицы построили новый храм Божий на Лубянке и оставили Гребневскую икону покоиться там. В 1617 году церковь была уничтожена огнем. Все, что находилось в соборе, сгорело, превратившись в пепел, кроме образа Богородицы, который остался не тронутым огнем.

Икона украшала выстроенный в честь Пречистой Девы храм Успения Пресвятой Богородицы на Лубянке. Но в 1935 году церковь была полностью разрушена. Несколько святых образов были спасены и переданы в руки праведных людей. К сожалению среди них не удалось обнаружить Гребневскую икону. Чудотворный лик бесследно исчез, и восстановить хронологию событий минувших лет и собрать другие сведения о его возможном нахождении представляется невозможным.

Реставраторы и иконописцы писали изображение с подлинника в 1917 году. Образ Божией Матери сохранил в себе древнюю живопись, написан на тонкой кипарисовой доске. Имеет в наличии драгоценный оклад. На руках Благочестивая Дева держит Божественного Младенца. Голова Богородицы покрыта красным одеянием, символизирующим собой заступничество и покров земли Русской.

Молитвы перед образом Пречистой Девы помогают в избавлении от грехов, недругов, иноверцев. Икона защищает от распада России и захвата иноплеменными. К ее помощи призывают в минуты тяжбы, при болезнях, пожарах и людских зверствах. Богородица оберегает кров, семью и здоровье близких.

День чудотворного образа Божией Матери глубоко верующие люди ежегодно празднуют 10 августа.

Гребневская икона Божией матери в вашем доме способна оградить от пожаров, семейных разладов, безверия, воров и разорения. Сила образа сохранит вокруг вас мир, процветание и укрепит веру. Мы желаем вам благополучия и душевного покоя. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

10 августа (28 июля по старому стилю)

Описание иконы Богородицы Гребневская:
Во время возвращения великого князя Дмитрия Донского с Куликовой битвы жители городка Гребени, расположенного на притоке Дона реке Чири, подарили ему местночтимую чудотворную икону, названную по месту своего нахождения Гребневской. По прибытии в Москву великий князь велел поставить икону Божией Матери в Успенский собор, в котором она пребывала около ста лет.

В 1471 году внук Дмитрия Донского великий князь Иоанн Васильевич III взял с собой Гребневскую икону в поход на покорение новгородских земель. После одержанной победы князь во исполнение данного им обета построил на Лубянке храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и перенёс туда чудотворную икону.

Из многих чудес, прославивших икону Божией Матери, особо известен случай, происшедший во время пожара в церкви в 1617 году. Пламя так быстро охватило здание церкви, что вынести икону Божьей Матери не успели. Но вдруг присутствующие на пожаре люди увидели стоявшую в воздухе Гребневскую икону Божией Матери. После окончания пожара выяснилось, что в церкви всё было истреблено огнём, но чудотворная икона Божией Матери осталась совершенно неповреждённой.

Молитва первая
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, изба-ви нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Тропарь, глас 8

Днесь, яко солнце пресветло, просия в Российстей стране, в конце ея полуденнем, всечестная икона Твоя, Влады­чице, юже благоверный великий князь Димитрий в град Москву принесе. Свет­ло празднуем, благовернии людие, честнаго образа пришествие, молящеся при­лежно: Владычице Богородице, молися Сыну Твоему, Христу Богу нашему, избавити град Москву, страну нашу и вся православныя христианы от варварскаго пленения, и междоусобныя брани, и всех навет вражиих, Тебе бо Едину За­ступницу имамы.

Кондак, глас тойже

От святыя иконы Твоея, Богородице Дево, источаются исцеления, яко реки многи, яже видевше, российстии людие, сице глаголем: о Пресвятая Владычице Богородице, не забуди грешных раб Твоих, молящихся Христу Богу нашему спастися нам.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные «духовные» практики.

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

Гребневский храм

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Храма в честь Гребневской иконы Божией Матери

г. Одинцово, Московской области

От ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673—1679 гг. здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери.

Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня Елизавета Васильевна в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «… в вотчине моей… селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Служили в то время в Гребневском храме священник Федор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне графини Зубовой.

В 1812 г., в ночь с 31 августа на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамонове в Одинцове. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцове.

Гребневский храм подвергался осквернению и разорению французами, так как с 1813 по 1816 гг. при храме не было священника. По клировым ведомостям 1813 г. церковь готовилась к новому освящению.

В начале 1870-х годов, с вводом в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест, появляется пристанционный поселок Одинцово, вокруг которого растут дачи. Уже в 1890 г. их было здесь 125.

К лету 1898 г. по просьбе прихожан к храму была пристроена трапезная с двумя пределами: с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая и с левой — во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Также была построена новая колокольня из трех ярусов.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. в Гребневской церкви по-прежнему продолжались Богослужения. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920 г. в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

В 1938—1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Судьба священства храма — это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в нашем храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр Ворончев. 3 ноября после всенощной под праздник в честь Казанской Божией Матери он был арестован. О. Александр провел несколько лет в лагерях в Карелии на Медвежьей горе и принял вместе с узниками этого лагеря мученическую кончину: заключенных лагеря согнали на большой катер и пустили в озеро, где катер был уничтожен бомбами с самолетов. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). Дожила до наших дней дочь последнего диакона Гребневской церкви — Нина Владимировна Запольская. Она сообщила нам о крестном пути ее отца. После того, как диакон Владимир не пожелал официально отречься от Бога и священного сана, он был арестован и сослан в северные лагеря. Умер диакон Владимир в г. Киржач на поселении. Со слов же Нины Владимировны Запольской, после закрытия храма было осквернено кладбище при церкви. Озверевшие люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

В начале Великой Отечественной войны здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. выходит Постановление СМ РСФСР за № 1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».

«ОХРАНЯЛИ» ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан». Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные жители г. Одинцово начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви, а настоятелем назначен священник Игорь Борисов.

Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы.

Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храм были переданы сюда.

2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери, которое совершил преосвященный Григорий, епископ Можайский, викарий Московской епархии.

В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша» и др.

При храме действует Воскресная школа. В школе работают 6 групп. Занятия в младших группах (от 3 до 7 лет) проводятся вместе с родителями, изучаются православная традиция, церковный календарь и жития святых, В средних группах преподается Закон Божий. Старшие дети изучают основы нравственности, литургику и историю. Раз в неделю проходят евангельские беседы для прихожан. Для детей и взрослых организованы кружки: резьба по дереву, вышивка с бисероплетением, роспись по дереву. Один-два раза в месяц проводятся образовательные встречи в Воскресной школе для родителей и педагогов. К праздникам ученики Воскресной школы готовят концерты, ставят увлекательные спектакли, поздравляют детей школы для инвалидов и детского приюта.

В марте 2000 г. при Гребневском храме был организован Православный Молодежный центр. Главное направление работы Центра — участие в Богослужениях, алтарное и клиросное послушания. Другой формой работы Центра является благотворительная деятельность. Молодежь из Центра — частые гости в Одинцовском приюте, школе «Надежда», воинской части, военном госпитале. В городской больнице ребята ухаживают за больными, выполняют различные поручения. Молодежь часто ездит в паломнические поездки по святым России и Подмосковья. При Центре организованы спортивные секции, кружки, занятия по сольфеджио и вокалу, кружок игры на гитаре.

В летнее время молодежь благочиния трудится и отдыхает в летнем молодежном лагере, расположенном в живописных окрестностях г. Звенигорода в селе Луцино. В лагере ежедневно совершается Божественная Литургия. Руководят жизнью лагеря священники Благочиния.

Богослужения в Гребневском храме совершаются ежедневно.

Гребневская церковь (Одинцово)

Православный храм
Гребневская церковь
Гребневская церковь
Страна Россия
Конфессия православие (Русская православная церковь)
Епархия Московская
Благочиние Одинцовское
Архитектурный стиль классицизм
Строительство 1801—1802 годы
Основные даты:
1801 — постройка
1930-е — закрытие
1991 — возвращение
Последний настоятель священник Григорий Федотов

Гребневская церковь — церковь в городе Одинцово, одна из исторических построек города.

в 1673—1679 гг. была построена деревянная церковь во имя священномученика Артемона — небесного покровителя владельца села, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени.

История храма начинается в конце 1790-х годов, когда село Одинцово стало владением графини Елизаветы Васильевны Зубовой. По её указанию рядом со старой ветхой деревянной церковью священномученика Артемона к осени 1801 года был построен каменный храм в стиле классицизма. Новая церковь была освящена во имя Гребневской иконы Божией Матери, и в неё была перенесена утварь со старой.

В 1812 году храм был осквернён французами, но на следующий год освящён заново. В 1898 году были пристроены трёхярусная колокольня, трапезная и два придела: во Имя Святителя Николая и преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского.

В 1917 г. в Гребневской церкви по-прежнему продолжались Богослужения. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920 года в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

В конце 1930-х гг. Гребневская церковь была закрыта, а некоторые её священники позже погибли в лагерях. Возобновились богослужения лишь в марте 1991 года. Сегодня при храме действует воскресная школа и Православный молодёжный центр.

Престольный праздник — Иконы Божией Матери Гребневская (10 августа).

Настоятели

Даты Настоятель
? ?
1928—1938 митрофорный протоиерей Александр Филиппович Ворончев (1876—1941)
1938—март 1991 период закрытия храма
март 1991—?1995 священник Игорь Иванович Борисов (род. 1962)
?1995—9 ноября 1999 священник Николай Алексеевич Симонов
9 ноября 1999—29 ноября 2010 архимандрит Нестор (Жиляев) (род. 1955)
с 29 ноября 2010 по настоящее время священник Григорий Владимирович Федотов (род. 1982)

Священнослужители

Дата назначения Священнослужитель
с 6 сентября 2004 священник Леонид Аркадьевич Савченко (род. 1970)
с 19 мая 2009 священник Николай Дмитриевич Колесник (род. 1951)
с 8 декабря 2009 священник Глеб Владимирович Федотов (род. 1984)
с 23 мая 2008 священник Илия Александрович Деркачёв (род. 1982)
с 9 августа 2010 священник Иоанн Анатольевич Филипас (род. 1973)
с 9 апреля 2012 священник Иоанн Алексеевич Федоров (род. 1986)
с 19 апреля 2006 диакон Константин Александрович Ильин (род. 1972)

> См. также

Список храмов Одинцовского района

Примечания

  • Гребневский храм на официальном сайте Одинцовского благочиния.
  • Гребневский храм на официальном сайте Московской епархии.

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.