Икона Иоанна златоустого

Храм во имя святителя Иоанна Златоуста (Годеново)

Россия Ярославская область село Годеново

Идёт загрузка карты…

В храме святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново находится Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь православной России. Храм является подворьем Никольского монастыря, что в Переславле-Залесском, и сестры многие годы ведут историю Животворящего Креста Господня, явившегося пастухам на Сахотском болоте в 1423 году.

История

Недалеко от города Петровска есть удивительное место — небольшое село Годеново. Здесь стоит храм Иоанна Златоуста — церковь, в которой уже без малого сто лет хранится великая святыня — небоявленный Животворящий Крест Господень.

Златоустовская церковь была построена в 1794 году, и с тех пор ни разу не закрывалась. Ни революция, ни войны словно не коснулись её. Все эти годы там бережно сохраняли старинные росписи начала ХIХ века и иконостас того же времени.

Левый придел церкви освящён в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. Там в несгораемом киоте выставлен на всеобщее обозрение Крест Животворящий. Чтобы поклониться ему, в Годеново всё время едут паломники, а в Свято-Никольском монастыре Переславля-Залесского тщательно фиксируют все чудеса, происходящие по молитве, обращённой к древнему Распятию. Этот крест был тайно, ночью перенесён в церковь Иоанна Златоуста в 1933 году из Крестовоздвиженской церкви Никольского Погоста, и с тех пор его стали называть Годеновским Крестом.

С тех пор о Кресте заботились, но для всеобщего поклонения он был, разумеется, закрыт — вплоть до 1997 года.

А уже в конце ХХ века этот храм стал подворьем Никольского монастыря, что в Переславле-Залесском.

Описание

С архитектурной точки зрения храм во имя свт. Иоанна Златоуста — широко распространённое архитектурное сооружение, считающееся «визитной карточкой» русского культового зодчества в ту эпоху, когда новомодные архитектурные тенденции, прижившиеся в больших городах, уверенно шагнули в провинцию, а провинция пока ещё столь же уверенно настаивала на сохранение традиционных архитектурных форм. Куб, четырёхскатная кровля, пятиглавие, шатровая колокольня — всё на первый взгляд как в допетровскую эпоху. Хотя опытному глазу, конечно, видно, что это — самый что ни на есть провинциальный ХVIII век. Пятиглавие нарочито измельчено относительно общего объёма четверика, да ещё визуально уменьшено узенькими барабанчиками и специфическими, в духе русского барокко, главками на «шейках». Это новая эстетика — эпоха могучих ярославских глав, на которых порой приходилось до половины высоты всего храма, уходила в прошлое… Да и шатёр колокольни уже не такой, как делали в ХVII веке. Одни отделённые прямым карнизом кокошники чего стоят — сравним с традиционным арочным завершением колокольного столпа, характерным для допетровского зодчества. Старые шатры являлись не только эстетическим, но и конструктивным, функциональным продолжением столпа. В ХVIII столетии у них уже скорее декоративная функция. Эта тенденция достигнет апогея ко второй половине ХIХ века — когда в эпоху расцвета «псевдорусского» стиля будет новый всплеск интереса к шатровым колокольням. Так-то оно так, да только при сравнении большинство «колоколен-ретроспекций» ХIХ века безусловно проиграет в изяществе «колокольням-оригиналам» века семнадцатого. Основание колокольни покоится на своде трапезной. Явление в русской архитектуре не очень частое, тем не менее практиковавшееся ростовскими зодчими ХVIII века. Всё, что выше сводов, в большей степени традиционно. Небольшой четверик основания переходит в восьмигранный столп.

Интересная деталь, не сразу бросающаяся в глаза, — арочные проёмы яруса звона не равны по ширине: те, что обращены строго по сторонам света, значительно шире. Алтарная часть храма представляет собой развитую полукруглую апсиду, украшенную декором, строго повторяющим убранство основного объёма, и перекрытую высокой, как бы «вздутой» конхой. Этот несколько гипертрофированный объём зримо перетягивает центр тяжести храма в сторону алтарной части — особенно это заметно со стороны северного фасада. Четверик храма — почти строго кубический объём, углы акцентированы декоративными лопатками. Перспективный портал, достаточно простые наличники и карниз «треугольниками» — узнаваемые элементы русского зодчества допетровской эпохи. Однако ни кокошников, ни тем более закомар уже нет — восемь в ряд перспективных полуциркульных ниш между двумя карнизами как бы намекает на пояс кокошников, но при ближайшем рассмотрении оказывается бутафорией. Ворота с оградой появились значительно позже самого храма, однако хорошо вписались в общий ансамбль. Их воздушное изящество стало хорошей архитектурной антитезой массивному Боголюбскому приделу, несколько «рапластавшему» храм по площади, «прижавшему» его к земле. Максимально приближенные к западному фасаду, воротца словно вписываются в него, активно вступая в общую игру архитектурных объёмов и вертикалей.

Интерьер Златоустовской церкви логично распадается на два самостоятельных объёма: собственно «главный храм» и придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Это само собой разумеется. Но есть и кое-что вне привычной логики: так уж сложилось, что «главный храм» в наши дни фактически является второстепенным объёмом, основное внимание акцентировано на приделе… Неудивительно — ведь именно в приделе находится главная Святыня — Животворящий Крест! С другой стороны, основной храм интересен своими фресками и иконами. Храм летний. Внутренний объём его двухсветный, стены выкрашены в умиротворяющий нежно-сиреневый цвет. Большую площадь занимают фрески, выполненные, однако же, не сплошной стенописью, а как бы в виде заключённых в рамы картин. Это — хорошо узнаваемая стилистика и техника ХIХ века: никогда не закрывавшемуся храму посчастливилось сохранить оригинальные росписи. Ими покрыты своды храма, в нишах окон — ростовые изображения святых. Очень хорош современный фрескам, золочёный резной четырёхъярусный иконостас, изготовленный с большим мастерством. Особенно эффектны детали растительного орнамента и искусно украшенные царские врата, по обе стороны которых — образа Спасителя и Божией Матери в драгоценных окладах. Иконостас увенчан распятием. В арочном переходе из трапезной в собственно храм, на стене справа, располагается храмовая икона Святителя Иоанна Златоуста.

Боголюбский придел, примыкающий к основному зданию с севера, оформлен более лаконично: в центре Животворящий Крест Господень, к-ый располагается справа от иконостаса. Алтарная преграда одноярусная. Фресок нет — стены покрыты побелкой. По стенам висят чтимые старинные иконы, среди них — Боголюбский образ Божией Матери, Иоанн Предтеча и Святой Георгий с житием и другие иконы.

Святыни

  • Животворящий Крест Господень

Годеновский Крест

Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь православной России — нашел свою обитель в Храме во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново, неподалеку от города Переславль-Залесский. Храм входит в подворье Никольского монастыря, и сестры многие годы ведут историю Животворящего Креста Господня, явившегося пастухам на Сахотском болоте в 1423 году.

Животворящий Крест Господень был чудесно явлен пастухам близлежащего села на болоте в 55 верстах от г. Ростова. Увидев над непроходимым болотом посреди неизреченного столпа света на воздухе Животворящий Крест Господень пастухи, по благословению епископа, начали строить на расстоянии версты от этого места церковь. Однако сделанное ими основание церкви Божиим произволением переместилось на место чудесного явления, над которым вновь воссиял Животворящий Крест. И услышали голос от него: “На сем месте поставите церковь Мою”. В ту же ночь после сильной бури часть болота обратилась в сухой холм, где и была выстроена церковь. Явленный образ распятия Христова после этого сделался всем видимым и доступным. Прошедшие века хранят историю множества чудес и благодатных исцелений от этих святынь.

  • Чудотворная икона святителя Николая

>Престольные праздники

Иоанн Златоуст, святитель — 26 ноября

Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская» — 1 июля

Как добраться

Адрес: Ярославская область, Ростовский район, село Годеново.

Проезд:

Расстояние от Москвы до Годеново: от Москвы до города Петровска 180 км, от Петровска до Годеново — 15 км, итого — 195 км.

Как проехать к храму Иоанна Златоуста в Годеново своим ходом: по ж/д или на автобусе до г.Петровска, далее местным автобусом на пос. Приозерный до с.Годеново. Время отправления автобуса 7.00, 11.40, 15.10 (информация на июль 2010 года).

Как проехать к храму Иоанна Златоуста в Годеново на машине: если ехать из Москвы, то в г. Петровске (находится между Переславлем-Залесским и Ростовом Великим) повернуть направо по указателю к Храму Иоанна Златоуста. Далее везде по указателям на Годеново к храму Иоанна Златоуста — заблудиться невозможно. В пос. Демьянское на Т-образном перекрестке повернуть налево на Приозерный. После поселка Приозерный повернуть налево на Годеново — тоже по указателю. Если же в этом месте проехать прямо, то дорога приведет в Антушково — сначала будет Захарово, а далее дорога (насыпная дамба) приведет прямо к монастырю Сошествия Креста на Никольском погосте. От Петровска до поворота на Годеново и до самого Годеново хорошая асфальтовая дорога, от поворота на Годеново до Захарово – тоже. От Захарово до Антушково – до места явления Креста и святого источника, где теперь Монастырь Сошествия Креста – грунтовка, и в плохую погоду проехать сложно.

Телефон: 8(962)206-82-15 (звонить с 11:00 до 15:00 ежедневно, кроме воскресенья).

Факс: 8(48535) 3-06-45

Электронная почта: eustolia@rambler.ru

Паломнику

Для посещения паломников храм открыт ежедневно с 7.30 до 20.00.

Богослужения совершаются ежедневно.

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма.

Ежедневно можно приложиться к открытым стопам Животворящего Креста Господня.

Фото

  • Животворящий Крест в Годеново

  • Внутреннее убранство храма

  • Чудотворная икона святителя Николая в Годеново

Видео

Ссылки

Сайт храма святителя Иоанна Златоуста

Никольский Годеново

Годеново. Животворящий Крест Господень. Фотопаломничество

Чудотворный Животворящий Крест в Годеново – чудеса исцеления

Свято-Никольский женский монастырь (Переславль-Залесский)

>Святой Иоанн Златоуст — обличитель

Кто такой Иоанн Златоуст? Какими подвигами веры он прославился? Обо всём этом Вы можете прочитать в нашей статье на портале «Православие и мир»!

Иоанн Златоуст — память святого 26 ноября в 2019 году

Имя святителя Иоанна Златоуста знакомо каждому православному человеку — хотя бы потому, что в храмах служится составленная им литургия. Но если представить себе, как он во плоти вдруг оказался бы на этой литургии, — что бы он сказал с амвона? Отметил бы, как много изменилось в порядке богослужения с IV века? Удивился бы, насколько иначе выглядят сегодня прихожане? Или, напротив, произнес бы пламенную проповедь о том, как мало на самом деле изменили прошедшие века христианской истории человеческие души, как живут в нас те же редкие добродетели и распространенные пороки, что и в его времена?

Провинциал

Он родился около 347 года в Антиохии в семье военачальника по имени Секунд. Место и время рождения во многом определили облик его христианского служения. Весь тот край входил в состав огромной Римской империи, власти которой только недавно обратились в христианство. Антиохия была крупнейшим городом восточного Средиземноморья, где эллинистическая цивилизация соседствовала с семитской.

Это здесь еще в апостольские времена впервые прозвучало само название «христиане». В деревнях здесь говорили практически на языке Христа и апостолов — на арамейском (этот его вариант обычно называют «сирийским»), в городах звучали изысканные философские беседы и тщательно выстроенные речи на греческом. Здесь были все возможности получить хорошее и разностороннее образование, как общегуманитарное, так и сугубо христианское, и Иоанн ими в юности воспользовался, благо он происходил из обеспеченной семьи.

Отношение к христианству в Римской империи второй половины IV века было отчасти похожим на то, что мы знаем по собственному опыту. Старики еще помнили те времена, когда говорить о Христе было смертельно опасно, можно было угодить на арену в качестве жертвы для диких зверей. Да и во время отрочества Иоанна Римом правил император Юлиан Отступник, пытавшийся возродить языческую религию.

Впрочем, Юлиан потерпел неудачу и сам погиб на войне, так что отныне империя становилась христианской. Это значит, что в Церковь пришло огромное количество людей — кто ради веры, кто за компанию, кто из любопытства, а кто-то и в поисках выгоды. Всех их объединяло крайне поверхностное знакомство с верой и жизнью Церкви и вполне языческий менталитет.

Вскоре после смерти Юлиана принял крещение и двадцатилетний Иоанн. Среди новокрещеных немного было людей столь образованных. Многие и вовсе не понимали, чем поклонение Христу принципиально отличается от поклонения множеству божеств, которых они прежде чтили. А некоторые видели в христианстве всего лишь новую идеологию, полезную имперской власти.

Именно тогда и именно по этим причинам зародилось монашество — движение тех, кто тщательно оберегал чистоту христианства, уходя от шумных толп в малодоступные места. Иоанн тоже принял иночество после смерти своей матери Анфусы: четыре года он провел в уединении, два из них — в полном молчании.

Его красноречию предстояло вызреть, словно плоду во чреве. А многие ли из нас утерпели бы в такой ситуации, чтобы не начать поучать всех вокруг?

И в эти, и в последующие годы Иоанн очень много писал — сегодня собрание его сочинений занимает целую полку. Это и богословские трактаты, и комментарии на Священное Писание, и письма разным людям по разным поводам, и конечно же проповеди. Но до них дело дошло не сразу.

Публицист на амвоне

Еще до отшельничества Иоанн был рукоположен в чтеца — одна из низших ступеней церковной иерархии. Хотели его рукоположить и в пресвитеры, и даже в епископы, но он отказался. Собственные размышления на эти темы привели его к написанию «Шести слов о священстве».

Вот как видел он пастырскую ответственность:

«Пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше».

Собственно, эти «Шесть слов» — объяснение, почему Иоанн не считал нужным в тот момент становиться священником.

Читайте также — Святитель Иоанн Златоуст — иконы, иконография

Впрочем, когда он вернулся в Антиохию, то в 381 году был рукоположен во диакона, и только через 5 лет — в пресвитера. Ему было поручено произносить проповеди, и он делал это при стечении народа не реже двух раз в неделю, а иногда и ежедневно. В те времена не было средств массовой информации, а книги были очень дороги, и проповедь, по сути, оставалась единственным способом научить чему бы то ни было церковный народ.

В центре его проповеди всегда оставалось Священное Писание. И это неудивительно, ведь он сам считал, что именно

«от незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме».

Иоанн мог выбрать какую-то одну из библейских книг и разбирать ее подробно, от главы к главе, за каждой проповедью, а мог поступить иначе — посвятить свою беседу тем страницам Писания, где речь идет о наступающем празднике. Но его интерес к Писанию — не теоретический, именно там он находит самые важные указания для своей паствы: как жить по Евангелию, как исполнять волю Божию, как любить ближнего. Его проповеди очень мало похожи на скучные богословские лекции, пересыпанные цитатами.

Вот он рассказывает о хананеянке, то есть язычнице, которая обратилась ко Христу с мольбой об исцелении ее дочери. Среди аудитории наверняка было много вчерашних язычников, выходцев практически из родных мест этой женщины, таких же, по сути, хананеев.

«Итак, возлюбленный, зная, что так бывает во время молитв, подражай хананеянке; хотя ты — муж, однако подражай жене, иноплеменнице, слабой, отверженной и презираемой. Ты не имеешь бесноватой дочери? Но ты имеешь грешную душу. Что сказала хананеянка? “Помилуй меня, дочь моя жестоко беснуется”. Так и ты скажи: “Помилуй меня: душа моя жестоко беснуется” …Куда бы ты ни пошел, везде слышишь слова Христовы: “О, женщина! Велика вера твоя”. Войди в церковь персов и услышишь Христа, говорящего: “О, женщина! Велика вера твоя”; равно как и в церковь готов, варваров, индийцев, мавров, и какую только страну освещает солнце».

И простые человеческие чувства не проходят мимо внимания Златоуста. Он пишет молодой вдове и, прежде чем поучать, старается посочувствовать ей:

«Все будут согласны с тобою, и никто, даже из весьма любомудрых, не станет противоречить тому, что ты получила тяжкий удар и что посланная свыше стрела поразила тебя в самое роковое место… Согласно с тобою и я признаю, что на всей земле между светскими людьми немного бывало таких любезных, кротких, смиренных, искренних, разумных и благочестивых, как твой муж. Но, если бы он совершенно разрушился и обратился в ничто, тогда следовало бы скорбеть и сокрушаться; если же он приплыл в тихую пристань и переселился к своему истинному Царю, то об этом должно не плакать, а радоваться. Эта смерть не смерть, но некоторое переселение и перемещение из худшего состояния в лучшее, с земли на небо, от людей к ангелам и архангелам, к Владыке ангелов и архангелов».

А вот что говорит он подвижнику, которого мысли о демонских искушениях заставили думать о самоубийстве:

«Какое зло, большое или малое, может причинить нам демон сам по себе? Уныние же и без него может сделать много зла, и большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечом, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием… Как же можно, скажешь ты, не унывать? Можно, если, отвергнув мнения толпы об этом предмете, будешь помышлять о горнем. Теперь твое положение кажется тебе ужасным, потому что толпа считает его таким; но если ты захочешь с точностью рассмотреть его само по себе, отрешившись от пустого и ошибочного предубеждения, то найдешь, что оно не представляет никакого повода к унынию».

Читайте также — Кофе с сестрой Вассой: Святитель Иоанн Златоуст и колея человекоугодия

За красноречие Иоанна называют Златоустом, но он служит Богу далеко не только устами. Много занимается он и благотворительностью в Антиохии. Его слава не прошла мимо внимания властей Восточной Римской империи: когда в 397 году скончался Константинопольский архиепископ Нектарий, на первенствующую кафедру пригласили именно Иоанна. Главную роль здесь сыграло желание императора Аркадия видеть в своей столице такого одаренного и активного иерарха.

Обличитель знати

Но, как это часто бывает, ожидания властей не совпали с подлинным призванием великого христианина. Проповедовать ему удается уже не так часто, как прежде, зато он с головой уходит в организацию практической деятельности Церкви: преодолевает раздоры, устраняет недостойных клириков, требует от остальных прилежания и чистоты жизни. Епископ в его представлении не обласканный властью чиновник, а служитель народа Божьего. Он распродает роскошное убранство архиепископского дворца и передает вырученные средства на содержание больниц и гостиниц для паломников.

Это было время, когда уже стала забываться первоначальная простота христианских общин, особенно здесь, в величайшем и богатейшем городе мира, рядом с блистательным императорским двором. Почти никого уже не удивляло, что голодный нищий и пиршествующий богач (словно из евангельской притчи) формально суть братья во Христе, а на деле от одного до другого как от земли до неба. Мало кого смущала далекая от аскезы жизнь иных христианских пастырей.

Но Златоуст не собирался мириться ни с чем подобным. От нового константинопольского архиепископа достается всем: и епископам, и знати, и даже императорской чете. Но больше всего он ополчается против богатства и социального расслоения:

«Сначала Бог не сделал одного богатым, а другого бедным и, приведши людей, не показал одному многих сокровищ, а другого лишил этого приобретения, но всем предоставил для возделывания одну и ту же землю. Каким же образом, когда она составляет общее достояние, ты владеешь столькими-то и столькими участками, а ближний не имеет ни клочка земли? <…> Корыстолюбивые богачи — это какие-то разбойники, засевшие при дороге, грабящие проходящих и зарывающие имущества других в своих кладовых… как свиньи в грязи, они услаждаются, валяясь в нечистотах сребролюбия».

Так и с императрицей Евдоксией, фактической правительницей при слабом и безвольном императоре Аркадии, Златоуст вступает в конфликт из-за ее неумеренной роскоши и жадности. Он защищает от конфискации имущество вдовы и детей опального вельможи, а в храме, обличая в проповедях щегольские траты, недвусмысленно показывает глазами на саму императрицу…

Такого снести она никак не могла! Ведь еще недавно римские императоры официально считались богами, а «оскорбление величества» было самым страшным уголовным преступлением.

Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия (Жан-Поль Лоран, 1880-е)

Среди священства и епископата многие тоже были в обиде на святителя: его требования казались чрезмерными, его стиль управления — жестоким. В 403 году Собор епископов отправил Иоанна Златоуста в ссылку. Правда, длилась она недолго: простой народ обожал своего архиепископа, в столице начались волнения, и его пришлось вернуть.

Иоанн просто не мог воспринимать христианство и в особенности священство не всерьез, не мог рядом с собой видеть людей, сочетавших христианскую символику со вполне языческими поступками. Например, установили на городском ипподроме серебряную статую императрицы — что в этом такого? Всегда так поступали в Риме! Но Иоанн откликается на это событие проповедью: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Императрицу он сравнивает с распутной женой царя Ирода, император, соответственно, оказывается Иродом… Это уже было слишком.

В 404 году новый Константинопольский собор отправляет Иоанна Златоуста в новую ссылку. Сам он сказал об этом так:

«Братия, вор не приходит туда, где хворост, сено и дрова, но — туда, где лежит золото, или серебро, или жемчуг; так и дьявол не входит туда, где прелюбодей, или богохульник, или хищник, или корыстолюбец, но — туда, где провождающие пустынную жизнь… Так, если изгонят меня, я уподоблюсь Илии; если бросят в грязь — Иеремии; если в море — пророку Ионе; если в ров — Даниилу; если побьют камнями — Стефану; если обезглавят — Иоанну Предтече; если будут бить палками — Павлу; если распилят пилою — Исайе; и о, если бы пилою деревянною, чтобы мне насладиться любовью ко кресту!»

Но у Иоанна Златоуста был свой собственный путь, о котором можно сказать его же словами:

«Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества».

Он был отправлен в городок Кукуз в Армении, где продолжал активнейшую переписку с друзьями (до нас дошло более двухсот писем). И за это из Кукуза он был отправлен еще дальше, на самый край тогдашней Империи — в Питиунт (нынешняя Пицунда в Абхазии). Места назначения измученный святитель так и не достиг — он умер в местечке под названием Команы 14 сентября 407 года.

Перед смертью он произнес слова, ставшие затем своего рода последним девизом всех пострадавших христиан: «Слава Богу за все!» В этих словах — итог его земной жизни.

Почитание святителя началось практически сразу после его смерти, и мощи его недолго оставались в Команах. Уже в 438 году по инициативе нового патриарха Прокла и нового императора Феодосия (сына Аркадия) они были перенесены в Константинополь. Оттуда они были похищены в 1204 году крестоносцами, которые увезли их в Рим, и лишь в 2004 году Иоанн Павел II возвратил их на прежнее место.

Преставление святого Иоанна Златоуста совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня, и поэтому его память была перенесена на 13/26 ноября. Кроме того, 27 января/9 февраля отмечается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, а 30 января/12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Но мы к тому же поминаем святителя на большинстве наших литургий и встречаем вместе с ним каждую Пасху, слушая в храмах его «Огласительное слово», где цитаты из Писания перемежаются с ликующим голосом самого Иоанна:

«Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!»

Вы прочитали статью Святой Иоанн Златоуст. Читайте также:

  • Святитель Иоанн Златоуст о землетрясении
  • Золотые уста архиепископа Иоанна

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Архиепископ Константинополя и известный богослов Иоанн Златоуст почитается православными людьми наравне с Григорием Богословом и Василием Великим, автор многих псалмов и Божественной Литургии, критик нарушения прав человека. В его память на Руси возведено множество храмов, а икона Великого Иоанна Златоуста размещается на самом почетном месте, иконостасе.

Значение иконы Иоанна Златоуста

На иконах Иоанн изображен по пояс с Евангелием в руках. Образ Иоанна повествует о его делах и жизни, которая изречениями и делами учила христианской реальности на земле. Созидание и семья это стержень благополучия, а библия это книга, которая учит христиан.

В каждой семье святых были примеры для заимствования в воспитании детей. Макрина мать Великого Василия, святитель Георгий и святая Нонна родители Григория Богослова, мать Иоанна, воспитавшая его в христианских традициях.

В помещении, где находится образ Святого, всегда будет благосостояние. Иоанн Богослов защищает от нужды и голода, семейной вражды.

Великий учитель:

БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!) Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возмÑ… Read more САМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМ Писательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read more «И ВООБЩЕ, Я НА ИСПОВЕДЬ ОПАЗДЫВАЮ…» самая христианская история Поехала я в один монастырь на всенощную и на исповедь. Приехала к началу, но очень хотела есть. А там, недалёко от входа, монастырский ларёк с выпечкой, чаем-кофе и всякими другими вкусностями. Заняла очередь, и когда она … Read more

САМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИК Оные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read more СИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВА Ругая ребенка (и взрослого!), то есть, более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): „лентяй“, „трус“, „бестолочь“, „идиот“, „подлец“, мы это ВНУШАЕМ. Если говорить: „Ничего из тебя не выйдет!“, „Ты соверше… Read more
  • является покровителем учеников и студентов, потому что сам любил многому учиться;
  • защищает дом от недоброжелателей и врагов;
  • опекает адвокатов, преподавателей и работников средств массовой информации;
  • те, кто трудится в сфере вещания, могут просить поддержки и сил, чтобы не причинить вреда и не навредить публичным личностям;
  • поможет раскрыть таланты детей, к нему обращаются родители, чтобы детки быстрей заговорили.

В чем помогает икона Иоанна Златоуста

Святой получил много божьих даров и поможет просящим людям об этом в молитвах. В своих проповедях он неоднократно говорил, что дарования используются не для развития, а для гордыни, честолюбия, зависти. Следует объединить таланты для созидания. Поэтому в молитвах просят избавить от гордыни и раздражительности, дать любовь и взаимопонимание, послать мир в семью, возлюбить ближнего как самого себя.

При гонениях, душевных муках, мыслях о самоубийстве, унынии следует обращаться к иконе святителя Иоанна Златоуста, чтобы он дал сил справиться и пережить посланные испытания.

Для священных служителей церкви особенно необходимы обращение к святому. Те, кто служит господу, встречают на пути препятствия в духовной борьбе. К нему обращаются певчие, чтецы и священные служители с просьбой избавить от искушений и защитить. Он благодетель богословов, проповедников, ученых.

Его наставления учат, как забыть зло и любить добродетель, как использовать библейские истины в жизни, как перестать заботиться о стяжательстве и направить усилия на духовную заботу, потому что всем людям придется отвечать перед Господом.

Правила молитвы

Молитва подразумевает просьбу в форме доверительного общения христианин со святыми. В чтении молитвы сложились определенные правила, которых следует придерживаться:

  1. Молиться следует искренне без фальши и обмана.
  2. Очистить душу от гнева и злости и сосредоточиться только на молитве.
  3. Сконцентрировать мысли на образе Иоанна Златоуста и тех людях, о которых прошение.
  4. Не следует просить материальных ценностей, а обращаться с просьбой дать возможность заработать.
  5. Перед началом молитвы желательно исповедаться и причаститься.
  6. Мольбу произносят размеренно с чувством искренности и без спешки. Просто заученный текст огорчит святого, и просьба останется не услышанной.
  7. Молитву следует произносить несколько раз и продолжительное время.
  8. Мольба в храме будет сильнее, чем в домашней обстановке.

Текст молитвы к Иконе Иоанна Златоуста:

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси, сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Мы же, грешнии (имена), по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку злобу, недоброжелательство, гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Смотрите еще видео рассказ о святителе:

Икона святителя Иоанна Златоуста — значение и в чем помогает

Чтобы школа не навредила Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем призÑ… Read more «У нас в классе тоже есть такой мальчик» Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read more ВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТ Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read more Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти? Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчив… Read more РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Жили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read more ЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! 1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read more БУЛОЧНИК И НИЩИЕ. Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read more ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ! За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и обÐ… Read more ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read more

Метки:икона Иоанн Златоуст молитва

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православии есть не мало великих святых, которые почитаются верующими. Одним из таких угодников Божьих является Иоанн Златоуст. Его лик находится практически в каждом храме. К иконе приходит не малое количество паломников, чтобы вознести молитвенные прошения с самыми сокровенными просьбами.

Краткое житие святого Иоанна Златоуста

Святой родился в древней Сирии в период прекращения гонений христиан в семье военного начальника. Отец Иоанна умер, когда мальчик был еще очень мал. Но несмотря на это, мальчик все же сумел получить хорошее образование. Его образованием занимались лучшие философы и ораторы того времени. В 18 летнем возрасте юноша отправился В Афины. Здесь преподобный продолжил свое обучение и глубоко начал изучать святое письмо. Прошло немного времени как Иоанна рукопожали чтецом.

В те времена христианская вера считалась не истинной. Многие думали, что это идеология власти. Именно по этой причине многие верующие предпочитали уходить в монахи. После того как умерла мать святого, он все свое богатство раздал бедным и нуждающимся людям. Спустя несколько лет преподобный вернулся домой, где и принял священство и стал пресвитером.

Во времена, когда не существовало ни газет, ни радио, лучшим способом донесения информации было проведение проповеди. На то время Иоанн был уже образованным и мудрым человеком, го проповеди слушали многие люди. Благодаря его проповедей многие люди поверили в веру у Всевышнего и стали христианами.

После смерти архиепископа, его назначили на должность епархом столицы. Иоанн ответственно подошел к исполнению своих обязательств, чего не ожидала от него власть. Он был требовательным и справедливым, не поддавался мнению властей. По этой причине его изгнали и отправили в ссылку, с которой спустя несколько лет вернули благодаря требованию народа.

Не на долго его народ спас. Позже его снова отправили снова в ссылки, где он и умер 14 сентября. Эта дата и считается днем памяти святого.

О чем просят у святого Иоанна Златоуста

Глубоко верующие христиане наверняка знают в чем помогает икона Иоанна Златоуста. Принято обращаться к святителю с просьбами о:

  • помощи в учении;
  • исцелении от болезней;
  • защите от магии и негативных эмоций;
  • защиты от зависти;
  • укреплении семьи.

Великий проповедник считается покровителем семей, адвокатов, нотариусов. Он помогает укрепить семью и уберечь отношения.

Также читается молитва святого Иоанна Златоуста перед причастием.

Верую, Господь, и в слух всех свидетельствую, что Ты поистине Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых первый (самый большой) я. Еще верую, что это есть самое Пречистое Тело Твое, а это – самая Безценная Кровь Твоя. Итак, молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне мои согрешения вольные и невольные, какие я совершил словом и делом, сознательно или безсознательно, и удостой меня без осуждения быть причастником Пречистых Твоих Таинств во оставление грехов и для вечной жизни.

Прими меня сегодня, Сын Божий, участником Твоей таинственной вечери, ибо я не выдам тайны врагам Твоим, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда; но, как разбойник, призываю Тебя: вспомни меня, Господь, в Твоем Царстве.

Да не в суд и не в осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таинств, Господь, но во исцеление души и тела.

Прошение читается специальными словами из молитвослова. Но священнослужители говорят, что разрешается обращаться к святому своими словами.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Молитва для помощи и заступничества:

«О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается.

Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды гонимым — терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши.

Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси.

Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются.

Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Очень важно чтобы молитвенное прошение было произнесено простыми, не заумными словами. Нужно выражать главную мысль, чтобы она исходила из глубины души, искренне. Не разрешается отвлекаться на посторонние звуки и дела. Если молитвенное прошение произносится дома, тогда нужно на это время обеспечить покой и тишину, чтобы можно было уединится со своими мыслями.

Чтобы прошение было услышано его нужно читать ежедневно в одно и тоже время на протяжении 40 дней. Запрещено просить о материальном, святые не помогают в решении таких вопросов. Если есть возможность посещать храм, тогда нужно отдать предпочтение чтению молитвы Иоанна Златоуста на каждый час именно в стенах церкви.

Храм святого Иоанна

Существует храм во имя святителя Иоанна Златоуста. Это историческое место является чудотворным и находится в Ярославской области недалеко от поселка Петровск.

Храм относится к женскому монастырю. В данном святом месте находится очень большое количество чудотворных икон. В нем хранятся такие святыни как:

  • Животворящий крест Господень;
  • чудотворный образ Николая Угодника и многое другое.

Добраться до святого места можно как на собственном автомобиле, так и на общественном транспортом. Хотя второй вариант будет намного сложнее, так как рейсовые автобусы от Москвы в сторону Ярославля ходят всего три раза в сутки. Сначала нужно ехать до конечной остановки от Москвы до Ярославля, после чего нужно выходить на Петровске и ловить местный автобус.

Несмотря на трудность маршрута все же стоит посетить это чудное место и испытать всю благодать и величие святого места.

Храни Вас Господь!

Святитель Иоа́нн Златоуст, архиепископ Константинопольский

Кондак 1

Возбранный вождю Церкве Христовы, златословесный учителю Иоанне! От юности добродетельми украсився, добре потрудился еси, и за имя Христово гонение претерпев, во изгнании житие скончал еси: сего ради на небесех сугубо прославлен еси, мудрый чина Церковнаго устроителю. Темже и мы умиленне чтим тя, зовуще:

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Икос 1

Ангельский образ нося, во плоти аки безплотен пожил еси, Иоанне; во спасение бо братий многия труды подъемля, делы добрыми Отца Небеснаго прославил еси. Темже ти глаголем:

Радуйся, Церкве Православныя украшение; радуйся, родителей именитых чадо благословенное.

Радуйся, еще во отрочестве от матере твоея любовию ко слову Божию напоенный; радуйся, от юности разум игу Христову покоривый.

Радуйся, Богови усердно послуживый; радуйся, вселенныя учителю.

Радуйся, христиан всех времен в молитвах наставниче; радуйся, жития иноческаго в Цареграде обновителю.

Радуйся, готфов и скифов просветителю; радуйся, богоукрепленный правды ревнителю.

Радуйся, вшедый в радость Господа твоего; радуйся, усердный о нас предстателю.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 2

Видя Христос родителей твоих Секунда и Анфусы житие чистое, благоволи я прославити, и тя, Иоанне, има во утешение дарова; да вернии, добродетели твоя поминающе, превозносят чету праведную, тя израстившую, и, той ревнующе, поют Богови: Аллилуиа.

Икос 2

Разум учением умудривый, сердцем же во благочестии от младости воспитанный, радость и утешение был еси, Иоанне, матери твоей, егда супруга своего и дщере лишися. Темже приносим тебе хвалы сицевыя:

Радуйся, отроком звездо благонравия; радуйся, ангела хранителя увеселение.

Радуйся, яко того николиже опечалил еси; радуйся, присных любимиче.

Радуйся, во учении преспевавый и тем мудрецы мира сего удививый; радуйся, яко, еще ученик сый, Анфимия богохульника посрамил и вразумил еси.

Радуйся, угнетенных слезы горькия в судех узревый; радуйся, от творящих беззакония уклонивыйся.

Радуйся, пути незлобия спасительнаго взыскавый; радуйся, по успении матере в пустыню заключивыйся.

Радуйся, тамо за родители преставльшияся Богови усердно моливыйся; радуйся, яко тии днесь, со Владычицею и святыми ликующе, от земнородных величаются и хвалятся.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 3

Силы, во еже словом и делом Христу работати, стяжал еси, Иоанне, аки тезоименный ти Предтеча, в пустыни. Тамо бо, постом страсти плотския умертвив, молитвою дух окрилил еси и, яко воин, противу князя власти воздушныя во вся оружия Божия облеклся еси, со упованием поя Богу крепкому: Аллилуиа.

Икос З

Имея власяницу и пояс усмен о чреслех, Крестителя Христова ревнителю, былием питался еси, Иоанне, в пустыни, из неяже, яко муж силы исполнь, изшел еси. Темже вопием ти:

Радуйся, воздержанием Илии Пророку уподобивыйся; радуйся, нищеты Христовы подражателю.

Радуйся, целомудрием неможение телесе укрепивый; радуйся, богомыслием уныние отгнавый.

Радуйся, памятию всеведения Божия сердце непорочно соблюдый; радуйся, бдением козни бесовския посрамивый.

Радуйся, искушения сам победивый и иныя последи томужде научивый; радуйся, в делании духовнем подвизающихся мудрый укрепителю.

Радуйся, друга твоего Феодора от падения греховнаго удержавый; радуйся, друга твоего епископа Василия во служении утвердивый.

Радуйся, от мира изгнанным пристанища тихаго указателю; радуйся, иноческаго жития защитниче.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 4

Бурю искушений новую победил еси, Иоанне, в пещере един вселився; болезни же ради из пустыни изшед во Антиохию, от святаго Мелетия во диакона поставлен был еси и попечению о неимущих ревностно предался еси. Еже видяще, вернии радостно пояху Богови: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав от верных о тебе речи хвалебныя, святый Флавиан по достоянию благодать священства низведе на тя, Иоанне. Темже людие антиохийстии веселяхуся и, труды твоя праведно чтуще, тако тя величаху:

Радуйся, о себе попечение всякое отвергий; радуйся, убогим покрове.

Радуйся, теплое сирым прибежище; радуйся, скорбей утолителю.

Радуйся, о людских невежествиих печальниче; радуйся, девственнаго жития сладкогласный ублажателю.

Радуйся, многи иудеи просветивый; радуйся, искавшия спасения правым учением оглашавый.

Радуйся, житием твоим сего учения не посрамивый; радуйся, благочестия светильниче.

Радуйся, апостолом единонравниче; радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 5

Боготочною кровию от вечныя смерти искупленныя соблюдая, егда сан священства приял еси, Иоанне, дело благовестника трезвяся добре сотворил еси, обличая, запрещая, умоляя со всяким долготерпением и учением и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя нестроения во граде, скорбя же о сем, покоя не познал еси, Иоанне, неверныя бо благовестием оглашал еси, верныя же таинствы церковными освящая и тайнам веры уча, достойно стяжал еси имя Златая уста, слышав от всех сицевая:

Радуйся, пастырю добрый; радуйся, святым крещением многа чада Церкви Христове породивый.

Радуйся, помазанием мира печать дара Духа Святаго тем даровавый; радуйся, святейшия Трапезы предстоятелю умиленный.

Радуйся, пищею нетления чада твоя питавый; радуйся, покаянием сердец очистителю.

Радуйся, супружеств о Господе сочетателю; радуйся, елеа помазанием целителю.

Радуйся, слова Божия неложный истолкователю; радуйся, ересей мощный обличителю.

Радуйся, глубокий кладязю истиннаго богословия; радуйся, яко притяжал еси паствы сердца, любве к тебе исполненная.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 6

Проповедник покаяния наипаче явился еси, Иоанне, егда людие антиохийстии, царя подобие низвергше, гневу того достойно подпадоша. Божиим бо милосердием утешая, ко исправлению жития словесы твоими влекл еси вся, во еже сердцем чистым пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия Антиохия радостию, егда по словеси твоему беззакония своя оплакавши, царево прощение получи. Обаче скорбию омрачися вскоре, с тобою разлучаема: во архиепископа бо Царюграду призван был еси, Иоанне. Темже тебе вопием:

Радуйся, аки Исаия, скорбьми града отеческаго поболевый; радуйся, аки Иеремия, злонравие людское оплакавый.

Радуйся, аки Иезекииль, беззаконники ко обращению призывавый; радуйся, молние, гордыню низложившая.

Радуйся, громе, беззаконно жившия устрашивый; радуйся, корыстолюбия обличителю.

Радуйся, пагубу тщеславия показавый; радуйся, студнаго еллинскаго многобожия посрамителю.

Радуйся, смятенных сердец умирителю; радуйся, споспешниче епископу Флавиану, старцу праведному.

Радуйся, со пустынножители царския приставники на милость преклонивый; радуйся, Ионе, Ниневию спасшему, равный.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 7

Хотя церковь Цареградскую, аки невесту Христову, достойно украсити, во благолепие вся привел еси, Иоанне. Всенощными бо бдении от сборищ арианских верныя отвратил еси и чин Божественныя Литургии мудре устроил еси, яко благовонное миро, источив молитвы, имиже назидающеся, о тебе Богови поем: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение милости Божия бысть о тебе, святителю: молитвами бо твоими вернии всех времен, Богови беседующе, во спасение умудряются. Приими убо от нас сицевыя хвалы:

Радуйся, аки Давид, словесы молитвенными Церковь Божию обогативый; радуйся, аки брат Божий Иаков, чин Божественныя Литургии написавый.

Радуйся, в томже Великому Василию подражавый; радуйся, Духа Святаго приятелище.

Радуйся, тобою бо Дух Святый написа словеса спасительная; радуйся, яко молитвами твоими, от сна воставше, Отца благодарим.

Радуйся, яко твоими словесы, ко сну грядуще, от Духа Святаго прегрешений оставления просим; радуйся, яко усты твоими Сына Божия умоляем, да не в суд причастие Божественных Таин приимем.

Радуйся, рабе Божий, уничиженныя на вечерю Христову глашаяй; радуйся, проповедниче Распятаго на кресте за мирский живот и спасение.

Радуйся, яко в слово твое, аки в ризы позлащены, тайны веры одеяшася; радуйся, песнотворче и вития дивный.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 8

Странник во юдоли земней быв, смирения, воздержания и чистоты образ показал еси, Иоанне, житием во царствующем граде: тамо бо обители иноческия обновил и создал еси и уставы жития монашескаго дал еси девам непорочным; от нихже, аки фимиам благовонный, вознесеся Богови песнь великая: Аллилуиа.

Икос 8

Всею душею Христови работая, человеком угождати не восхотел еси, Иоанне. Именитым бо вечери устрояти престав, убогим трапезы умножил еси, странноприимницы же и безмездныя врачебницы недужным создав, научил еси пети тебе:

Радуйся, Николая, святителя Мирликийскаго, соревнователю; радуйся, стяжавый смирением высокая.

Радуйся, приобретый нищетою богатая; радуйся, сими добродетельми иноком образ бывый.

Радуйся, гладных питателю; радуйся, аки Авраам, странныя приимавый.

Радуйся, безприютных сирот приятелище; радуйся, безпомощных старцев и стариц попечителю.

Радуйся, избытки своя неимущим расточивый; радуйся, яко коемуждо в горестех, аки ангел утешитель, являлся еси.

Радуйся, руки богатых на благодеяния отверзавый; радуйся, яко о глубине милосердия твоего Мати Божия возрадовася.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 9

Всяк язык спасти хотя, проповедники Евангелия ко скифом, праотцем нашим, послал еси, Иоанне, из Константина града, в немже храм во имя Апостола Павла создал еси готфом, да и тии, ересь ариеву отвергше, православными усты поют Богови: Аллилуиа.

Икос 9

Витии православия к неверным послав, к церквам верных, во Асии сущим, сам подвиглся еси, Иоанне, и тыя посещая, нерадивыя обличая, усердныя же похваляя, вся смотрительне устроил еси. Темже тя славим:

Радуйся, православия светило; радуйся, пастырю добрый, о заблуждших овцах попекийся.

Радуйся, яко в земли скифстей днесь имя твое прославляется; радуйся, яко во имя твое церкви Божия зде воздвизаются.

Радуйся, служения апостольскаго причастниче; радуйся, по словеси Апостола Петра стадо Божие пасый.

Радуйся, не нуждею, но волею и по Бозе сие посещавый; радуйся, мздоимства твердый искоренителю.

Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю; радуйся, ленивыя рабы праведно изгнавый.

Радуйся, яко во благое трудившиися от тебе похвалишися и укрепишася; радуйся, Церкве испытанный управителю.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 10

Спасению паствы твоея служити не престал еси, Иоанне, от Асии в Царьград возвратився. Егдаже царицы и именитых злонравное житие обличати безбоязненне начал еси, скорби многи приял еси; тобою бо обличаемии, не могуще абие яве заградити праведная уста твоя, тайно ковы деяху, во еже погубити тя, чисте Богови взывающа: Аллилуиа.

Икос 10

Стена невинно гонимым иноком явился еси, Иоанне: сего ради яве обнажися злоба велия, юже врази на тя имеяху. Льстивый бо Феофил со царицею нечестиво на соборищи оболга и низложи тя, не помянув трудов твоих во благо отечествия. Мы же сия благодарне воспоминаем, глаголюще:

Радуйся, дивную любовь ко отечеству земному показавый; радуйся, Царяграда от варварскаго нашествия свободителю.

Радуйся, Гаины, грознаго вождя готфскаго, укротителю; радуйся, милостей древних, Церкви царьми дарованных, охранителю.

Радуйся, Евтропию властному убежище церковное отъяти не попускавый; радуйся, последи в сем убежищи тогожде Евтропия гонима спасый.

Радуйся, ограждения ради нитрийских иноков неправды соборища беззаконнаго кротце претерпевый; радуйся, яко слово Писания «любы долго терпит», на тебе оправдася.

Радуйся, ополчатися за тя присным воспретивый; радуйся, меча противу врагов не подъемый.

Радуйся, властем повинувыйся и сего ради волею в руки воинов нощию предавыйся; радуйся, из отечествия правды ради изгнанный.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 11

Пением радостным изменися вскоре плачь паствы твоея, доблий страдальче: во изгнание бо влекому ти, внезапу гром возгреме, молния возблиста и, ветром шумящим, земля поколебася. Яже видящи и трепещущи, царица раскаяся и честне тя возврати, смиренно вопиющи Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлую православия свещу, сугубо царица возненавиде тя вскоре, егда обличил еси ю, подобие свое близ храма поставльшую: сего ради, вторицею осужденный, в Кукузе, веси дальней и малей, заточен был еси, Иоанне. Приими убо от нас сицевыя хвалы:

Радуйся, по словеси Иеремиину от юности ярем Божий подъемый; радуйся, по глаголу Христову, руку делания на рало духовное возложивый.

Радуйся, до конца вспять не отвративыйся; радуйся, противу царицы злонравныя возгремевый.

Радуйся, тою, аки Креститель Иродиадою, возненавиденный; радуйся, от убийц незримо ангелом спасенный.

Радуйся, в дому твоем любовию паствы твоея хранимый; радуйся, клевретами неправедных судей уничиженный.

Радуйся, в заточение со смирением безропотно шедый; радуйся, верными оплаканный.

Радуйся, за Господа распятаго изъязвленный и заушенный; радуйся, яко мученицы со Предтечею на небесех о терпении твоем ликоваху.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 12

Благодать Божия и во изгнании соблюдаше тя, Иоанне, тамо бо, аки Павел святый во узах, финикияном и персом Евангелие возвещал еси, посланьми верныя утешая. И тако упасл еси Церковь даже до дне, воньже златая уста твоя изрекоша словеса последняя: Слава Богу за вся! Душа же твоя на небеса пренесена бысть святыми ангелы, победне вопиющими: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще радостно, вернии пренесоша святыя мощи твоя, Иоанне, в Царьград, отнюдуже слава твоя пройде до последних земли и обыде всю вселенную, учащи всех пети тебе сице:

Радуйся, странниче, во отечествие небесное вшедый; радуйся, всех церквей молитвами напутствованный.

Радуйся, на пути в Пифиунт дальний в Команех течение скончавый; радуйся, яко кончину ти предрече священномученик Василиск.

Радуйся, от сего услышавый: Брате, заутра купно обрящемся; радуйся, Святых Таин приятием к восхождению в рай укрепивыйся.

Радуйся, яко душа твоя от многотруднаго телесе тихо разлучися; радуйся, яко тление не прикоснуся костем твоим.

Радуйся, яко на сих во храмех Жертва Безкровная днесь возносится; радуйся, небесных высот обитателю, светом невечерним осиянный.

Радуйся, яко со святыми Василием Великим и Григорием Богословом явлься, восхваляти тя купно со онеми вся научил еси; радуйся, славо Церкве вселенския.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 13

О, святителю великий Иоанне Златоусте! Призри с небесных высот на ны, долу поверженныя, и прием сие от любве нашея приносимое ти хваление, умоли Господа Бога, да излиет на ны благодать Свою, немощная врачующую, сущия во православии укрепит, отпадшия же от Церкве паки в лоно тоя приведет, благоутробием Своим оскудевающая восполняя, и всех сподобит с тобою и всеми святыми пети Ему во веки: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельский образ нося…» и кондак 1-й «Возбранный вождю…».

Молитва

О, святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.