Иконы новодевичьего монастыря

История

Период правления Великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, неразрывно связан с увеличением и расширением территории Русского государства. Правитель совершил множество успешных сделок, благодаря которым присоединились Псковские, Смоленские и Рязанские земли. Кроме расширения границ собственного государства, князь занимался внутренними делами русского княжества, уделял большое внимание сохранению и популяризации традиций и религии народа.

Портрет Василия 3 — основателя Новодевичьего монастыря и сына Ивана Грозного

Указом Василия III был основан Новодевичий монастырь. Создание этой обители приурочили к памятному событию — победой над литовцами и взятием Смоленска. Датой создания монастыря принято считать 1524 год. Исторический памятник расположился в урочище Лужники на Самсоновом лугу, что в пригороде Москвы. Прежде территория носила еще одно название — Девичье поле. Именно здесь во времена бесчинства татар и монгол отбирали молодых русских девушек, чтобы отправить красавиц в Орду для развлечения нерусских захватчиков.

Гравюра «Осада Смоленска татарами» — в честь данного события состоялось возведение святыни

Новый монастырь расположился на перекрестке городских развязок: сухопутной дороги из Смоленщины с востока и водной артерии Москвы-реки с запада. Обитель выполняла сразу несколько важных задач. Кроме молитвенного и религиозного места, эта постройка с дополнительными укреплениями препятствовала проникновению вражеских войск на территорию Москвы.

Москва на картине 16 векаПлан Москвы в годы создания Новодевичьего монастыря

Также история Новодевичьего монастыря неразрывно связана с одноименной иконой. Указом князя новострой освятили в честь Смоленской иконы Божьей Матери Путеводительницы (по-гречески — «Одигитрии»). По некоторым данным ее написанием занимался святой евангелист Лука. Святыня долгое время находилась в Иерусалиме, а затем была доставлена в Великий Константинополь. Икону часто использовали императоры в своих походах. Поверье гласит, что лик Одигитрии даровал победу, защищал воинов от врагов и смерти. Списком с иконы в XI веке Константин Мономах благословил свою дочь во время ее замужества с князем Всеволодом. Спустя 100 лет сын Всеволода — Владимир, передал святой лик обратно из Чернигова, назвав его Смоленской иконой.

Новодевичий монастырь освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери (автор — Дионосий, 15 век)

В XIV веке образ Божьей Матери Путеводительницы был перемещен в Москву. Спустя время местные жители Смоленщины, находившиеся в составе Польши, просили князя вернуть икону обратно в город. Прощание со святыней проходило торжественно, сопровождалось крестным ходом и молебном на Девичьем поле.

Первое название монастыря — Пречистой Одигитрии Нового девичьего, или Новодевичий. По некоторым сведениям, оно было связано также с именем Елены Девочкиной. Еще одно наименование монастыря — Богородице-Смоленский.

Елена Девочкина (часть иконы «Собор русских святых», 19 век) — первая игуменья (руководитель) Новодевичьего монастыря

В 1524 году возвели главный собор, приурочив постройку к церковному престольному празднику 10 августа. Прототипом этого здания послужил Успенский собор Кремля. Достоверных сведений по поводу архитекторов, которые трудились над монастырем, сегодня нет, но по некоторым данным основную работу выполнил Алевиз Новый, а другая версия утверждает, что обитель строил зодчий Нестор, скоропостижно погибший во время возведения.

Строительство монастыря запечатлено в Лицевом летописном своде (вторая половина 16 века)

История обители связана с именем Бориса Годунова и его сестры. Ирина Федоровна инкогнито проживала здесь до начала правления брата. К сожалению, Смутные времена не прошли мимо церковного комплекса — обитель была сожжена врагами.

Реконструкция лика Ирины Годуновой (сестры Бориса Годунова) — до правления брата она скрывалась в стенах монастыря

Возрождение великого строения пришлось на правление династии Романовых. Когда на трон вступил Михаил Федорович, монастырь начали реставрировать, а указом Алексея Михайловича он превратился в место царского богомолья. Благодаря Софье Алексеевне на территории комплекса развернулось полномасштабное строительство.

Фрагмент монастыря на картине Апполинария Васнецова в 1926 годуФото обители в конце 19 века

Архитектурный комплекс пережил захват Наполеоном. При отходе из Москвы войска пытались сжечь башни и колокольню, но монахиням удалось потушить пожар с наименьшими потерями. Активным восстановлением и реставрацией сооружений и зданий с 1890 года занимался архитектор Сергей Родионов. Сегодня большая часть комплекса переведена в музей.

Как добраться до Новодевичьего монастыря

Обитель расположена в самом сердце столицы, в районе Хамовников на Девичьем поле. Именно поэтому историческое наследие входит в неизменный список туристических маршрутов по Москве. Ближайшая станция метро — Спортивная. Самостоятельно добраться до исторического памятника можно несколькими способами: на такси или на метро.

Точный адрес: Новодевичий пр-д, 1, Москва, Россия, 119435.

Как добраться от аэропорта Домодедово:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом № 308 ехать до станции метро Домодедовская, в пути 44 минуты.

    Метро:от станции Домодедовская ехать до Театральной по зеленой ветке №2 около 30 минут.

    Метро:пересесть на красную ветку №1 и ехать до станции Спортивная 8 минут.

    Пешком:700 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:через трассу А-105 и Каширское шоссе. На 3-м кольце направляться в сторону проезда Лужнецкий. С кольцевой автодороги свернуть на съезд Хамовнический вал. Расстояние — 44,4 км.

Как добраться от Курского вокзала:

  • Вариант 1

    Метро:от станции Чкаловская по линии №10 ехать до Сретенского бульвара 2 минуты.

    Метро:на Сретенском бульваре перейти к станции Чистые пруды красной ветки №1 и ехать до Спортивной 10 минут.

    Пешком:700 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:через Садовое кольцо на запад в сторону ул. Зубовской по ул. Большой Пироговой в сторону проезда Лужнецкого. Расстояние — 11,2 км.

Новодевичий монастырь на карте

Что посмотреть

В Новодевичий монастырский комплекс приезжают не только, чтобы приложиться к иконам и святым местам, но и чтоб собственными глазами увидеть культурное наследие предков. В центре монастыря расположен Соборный храм Смоленской иконы Божией матери. Когда-то несущие стены обители и высокие башни были выполнены из дерева, а вход через ворота первоначально находился с южной стороны. Северные ворота появились позже. Внутри собора сохранились фрагменты фресок XVI века, а также иконостас с мученицами Верой, Надеждой, Любовью и их матерью Софией.

Карта Новодевичьего монастыряМонастырь с высоты птичьего полёта

Расположение собора на местности не случайно: постройка выступает центром пересечения двух осей «север-юг» и «запад-восток». Кирпичные ограждения с 12-тью башнями вокруг центрального строения датируются XVII веком. Их внешний вид и технические характеристики напоминают Московский Кремль: угловые башни — круглой формы, а те, что в крепостных стенах — с четырьмя углами. Наверху всюду красуются симметричные зубцы вида «ласточкин хвост», а по периметру в стенах имеются специальные отверстия — бойницы, через которые велась прицельная стрельба по врагу. В качестве украшения архитекторы использовали каменную резьбу. В целом этот объект — наглядный пример стиля «московское барокко».

Здание Смоленского собора является примером стиля «московское барокко»В святыне сохранились фрески 16 века

Рядом со Смоленским собором расположен Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной. Он появился в 1685 году. Успенская церковь выполнена в классическом «московском барокко»: прямоугольные оконные и дверные проемы с наличниками, нарядная отделка, преобладание красного и белого цвета. Особый тип церковной постройки носил полугражданский характер. Сам храм занимал небольшую часть территории, а все остальное отдавалось под нужды, не связанные с богослужением. Трапезная предназначалась для ежедневных приемов пищи, но также в ней устраивали торжественные встречи высокопоставленных гостей.

Храм Успения Пресвятой Богородицы построен в 1685 году и носил полугражданский характер

Колокольню Новодевичьего монастыря трудно не заметить. Памятник архитектуры замыкает перспективу главного подъезда к монастырю из центра города. Постройка датируется 1690 годом. Колокольня выполнена в духе «нарышкинского» (московского) барокко. Постройка словно состоит из отдельных фрагментов — восьмигранников, которые симметрично сужаются к вершине, создавая ровную башню правильной формы. Как и весь архитектурный ансамбль, колокольня украшена белыми колоннами и праздничными наличниками.

Ярко выделяется здание колокольни Новодевичьего монастыря 1690 года постройки

Со стороны северных ворот расположен храм Спаса Преображенского. Несмотря на то, что вход внутрь надвратной церкви закрыт, все желающие могут оценить внешний вид строения. Снаружи храм опоясан балконом-гульбищем. Праздничный и торжественный вид постройке придают окна «в два света». Лукообразные купола напоминают украинское барокко.

Вход в храм Спаса Преображенского закрыт

К Преображенской церкви примыкают Лопухинские палаты. Их возводили специально для дочери царя Алексея, а названо это строение в честь первой жены Петра Великого. Главной достопримечательностью палат остаются старейшие в городе солнечные часы, расположенные на фасаде здания. Но самыми старыми постройками после Смоленского собора считаются палаты царицы Ирины Годуновой. Они соединены с Амвросиевской церковью. Первоначально, здание использовалось в качестве трапезной, пока возводили Успенскую церковь.

Лопухинские палаты возводились для дочери царя Алексея На фасаде постройки расположены старейшие в Москве солнечные часы Палаты Ирины Годуновой — одно из самых старых зданий Амвросиевская церковь изначально выполняла роль трапезной

Для тех, кто любит выставки и музейные экспонаты, рекомендуется заглянуть в палаты царевны Софьи. У этого места непростая и трагическая история, ведь именно отсюда Софье, заточенной в здание, было приказано смотреть через небольшое окно на повешенных мятежников.

У палат царевны Софьи непростая трагическая история Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» Ильи Репина (19 век) — заточенной принцессе было приказано смотреть на повешенных бунтовщиков из окон святыни

Также на территории обители находится Филатьевское училище, на сегодняшний день оно относится к Московскому епархиальному управлению. Раньше же в этом здании проживали девочки-сироты.

Раньше в Филатьевском училище располагался приют для девочек-сирот

Разнообразие архитектурной стилистики Новодевичьего монастыря подтверждает часовня-усыпальница Прохоровых. Это красивое строение — образец неорусского стиля. Внутри сохранилась разноцветная мозаика.

Часовня-усыпальница Прохоровых — образец неорусского стиля Внутри сохранилась красивейшая мозаика

На территории монастырского комплекса проводятся экскурсии для туристических групп и одиночных посетителей. В будний день в храмах идут службы с хоровым пением, а по выходным и праздникам — таинства крещения и исповеди. Ознакомиться с расписанием богослужений можно на официальном сайте.

По выходным и праздникам проходят таинства крещения и исповеди Эккурсии проводятся как для групп так и для одиночных посетителей

Кроме того, особой популярностью пользуется Новодевичье кладбище. Оно основано в 1525 году. Во все времена на территории этого кладбища хоронили элиту, первых лиц государства, известных личностей. Сегодня некрополь практически разрушен, но здесь сохранились вековые захоронения. Поскольку Новодевичье кладбище — незаменимое место для посещения туристов, при ГУП “Ритуал” работает специальное экскурсионное бюро. Все желающие могут увидеть знаменитые могилы, возложить цветы и почтить память кумиров и великих людей.

На Новодевичьем кладбище похоронено множество известных людей

Часы работы и стоимость билетов

Новодевичий монастырь открыт для посещения:

  • Ежедневно — с 09:00 до 17:00.

Самостоятельная прогулка по территории архитектурного комплекса — бесплатная. Отдельная плата взимается за вход в музей.

Стоимость билетов:

  • Взрослым — 300 руб.;
  • Льготным категориям граждан (пенсионеры, студенты, школьники) — 100 руб.

Посещающим необходимо придерживаться стандартного церковного дресс-кода

Правила посещения

  • Запрещено без предварительного согласования проводить профессиональную видео- и фотосъемку.
  • Запрещено фотографировать духовенство и монашествующих без их личного согласия.
  • Курить и распивать спиртные напитки на территории обители также запрещено.
  • При посещении рекомендуется соблюдать общепринятый для церкви внешний вид: женщинам покрывать голову, входить на территорию в длинной юбке, мужчинам — в закрытой обуви и длинных брюках (не шортах).
  • Запрещено осуществлять выгул животных, а также кататься на велосипедах, самокатах и роликовых коньках.

Ночной вид Новодевичьего монастыря

Интересные факты

  • С 1995 года территория носит статус памятника архитектуры федерального значения, а с 2004 года Новодевичий архитектурный ансамбль включен в список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
  • Первая историческая работа знаменитого русского художника Ильи Репина посвящена реальным событиям 1689 года. Картина «Царевна София в Новодевичьем монастыре» написана со старшей сестры Петра I — Софьи Алексеевны. За причастие к организации бунта девушку сослали в монастырь, лишив свободы.
  • В Успенском храме хранится Иверская икона Божией Матери. Величайшая святыня окутана множеством легенд.
  • В 1926 году фрагмент стены и башни монастыря стал основой для сюжета картины художника Аполлинария Васнецова.
  • Президент РФ Владимир Путин издал указ о праздновании в 2024 году 500-летия со дня основания монастыря.

Скульптуры уточек, в монастырском сквере, подарены США в знак любви и дружбы

Полезные советы

  • На территории комплекса отсутствует общепит, поэтому не помешает взять с собой перекус и воду.
  • Экскурсии и туры рекомендуется заказывать заранее.
  • В местном пруду живут утки, которых можно покормить во время прогулки.
  • Для детей на территории расположена интересная площадка для активных и подвижных игр.
Панорама Новодевичьего монастыря
Новодевичий монастырь на видео

Новодевичий монастырь — идеальное место для прогулок семьей и приятного времяпровождения зимой и летом. Здесь можно расслабиться, восстановить душевное равновесие, отвлечься от текущих проблем, найти ответы на возникшие духовные вопросы. Среди москвичей и гостей города эта обитель не менее популярна, чем знаменитый храм Матроны Московской и храм Покровы Пресвятой Богородицы

Визитная карточка

В этом мире всегда есть пространство для чуда, хотя скептики всячески стараются опровергнуть различные невероятные факты, практически каждый человек всегда хранит в себе допущение о чем-то удивительном. Как знает «друг Горацио» многое и «не снилось нашим мудрецам». Так или иначе, в мире много необъяснимого и верующие люди некоторые феномены относят к проявлению божественного в этом мире. В частности характерным примером является чудотворная икона, которую почитают в самых разных ветвях христианства. Конечно, некоторые христиане вообще не используют икон, но как минимум христиане и православные имеют такую традицию.

Чудотворные иконы в православии

По большей части следует говорить именно о православных чудотворных иконах, так как именно в этой традиции святой образ почитается особым образом и используется для молитвы. Католики тоже пользуются иконами, но часто они написаны художниками, которые могут даже не выполнять никакой религиозной практики. Поэтому о чудесах тут трудно говорить. В православии в свою очередь соблюдается строгий канон, который позволяет создавать своеобразный «портал» к миру Небесному. Именно поэтому через такой портал и может являться чудо.

Следует отличать такие понятия как чудодейственные иконы и мироточащие образы. Первые исполняют различные просьбы людей и помогают преодолевать различные невзгоды, вторые только являют знак, который привлекает внимание людей. Чаще всего миро начинает стекать по определенным иконам как предупреждение, к которому людям следует прислушаться и начать каяться для того чтобы Господь оставался к ним милостивым.

Тем не менее, икона, которая источает миро, тоже является в определенной степени чудом. Ведь такой феномен является необъяснимым (особенно, если учитывать наличие мироточения также у икон, которые изображаются на бумаге или фотобумаге) для простого ума. Например, есть некоторые свидетельства о том, как ученые исследовали состав мира и получали данные, которые указывали на идентичность этого состава человеческим слезам.

Чудотворная бюрократия

Современная церковь представляет собой не только пространство веры, но и религиозный институт с собственными учреждениями и подразделениями.

Как бы странно не звучало, но церковью измеряются чудеса, и есть определенные параметры, которые отделяют чудо от не чуда.

Безусловно, некоторые иконы стали чудотворным с давних времен в связи с некоторыми удивительными событиями, которые стали беспрецедентными. Таким образом эти иконы стали безоговорочно чудотворными и со временем только подтверждали собственный статус. Тем не менее, есть и другие.

Церковь требует определенного количества зафиксированных свидетельств о чудесах, к примеру, о чудесных исцелениях после обращения к той или иной иконе. Когда данное количество достигается и соблюдены некоторые другие параметры, икона объявляется чудотворной. В связи с этим существуют такие образа, которые формально чудотворными не являются, но фактически помогали и помогают многим людям.

Разнообразие чудотворных икон

На самом деле существует много разнообразных чудотворных образов.

Как правило, речь идет об оригинале, с которым связаны события чудесного исцеления или какие-то другие чудеса и копии данного изображения. Многие чудотворные иконы являются нерукотворными, то есть обретенными милостью Господа и не созданные людьми.

  • Казанская икона Божией Матери. Начать, безусловно, следует с этого образа, который считается одной из главных святынь Руси. Эта икона помогали стране на протяжении многих лет, ей молились о заступничестве Петр Первый и Кутузов, молятся до сих пор православные христиане от мала до велика.
  • Богоматерь Владимирская. Почитаема наравне с предыдущим образом, считается избавительницей от всяких невзгод.
  • Иконы Николая Чудотворца. Тоже высоко чтятся православными. Этот образ считается чудодейственным и есть немало свидетельств верующих, которым помогла молитва Николаю Угоднику.

Помимо этого к чудотворным иконам относятся и другие образы Богоматери, в частности нерукотворные, к примеру, Жировицкая. Также чудеса дают иконы святых подвижников и юродивых (Ксения Блаженная, Матрона Московская, Марфа Царицынская) и, конечно, иконы Спаса.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Пресвятая Богородица почитается Церковью, как святейшая из людей. В дни своей земной жизни Она перенесла много скорбей, когда видела страдания и смерть своего сына – Господа Иисуса Христа. Поэтому Пречистая всегда с особой чуткостью отзывается на наши молитвы. Через свои чудотворные образы, каковых в мире насчитывается более трёхсот, Матерь Божия непрестанно исполняет наши просьбы о защите, исцелении, даровании детей. Одной из самых почитаемых на Руси чудотворных икон Богородицы является её образ «Знамение».

История иконы Божией Матери «Знамение»

К глубокой древности восходит вид иконографического изображения Божией Матери, называемый «Оранта». На иконах этого типа Пресвятую Деву изображают в позе молитвенного заступничества за народ. Руки Её воздеты вверх и обращены ладонями к молящимся в храме. Одна из первых «Орант» написана ещё в IV веке по Рождестве Христовом для церкви святой Агнии в Риме.

Икона Божией Матери «Знамение»

Образ Пресвятой Богородицы «Знамение» также относится к типу «Оранта». От других подобных икон образ отличается медальоном с изображением Спасителя в центре композиции, на уровне груди Пречистой. Спаситель в медальоне имеет редко встречающийся в иконописи вид отрока, который называется «Спас-Эммануил».

В 1170 году рати владимиро-суздальского княжества под предводительством Андрея Боголюбского осадили Новгород. Ополчение города было явно меньше и слабее. Горожане во главе с архиепископом Илией стали молиться о спасении от нападающих перед большой выносной иконой Божией Матери. Когда новгородцы крестным ходом понесли икону к городским стенам, суздальцы дали по молящимся залп из луков. Пали наземь раненые и убитые. А одна из стрел попала в лик Приснодевы.

Тогда и случилось дивное знамение силы Божией, от которого икона Царицы Небесной получила своё название. Из глаз Богородицы на иконе полились слёзы, и Она отвернулась от воинов князя Андрея Боголюбского, обратив лик к новгородцам. В этот момент на осаждающих напал сверхъестественный страх. Они стали сражаться друг с другом и бежать от стен города. Разгром довершил полк новгородцев, вышедший из города.

Как образ Пречистой защитил себя и других

Образ Божией Матери «Знамение» проявил себя множеством чудес. В 1356 году деревянный храм Спаса на Ильинской улице Новгорода занялся пламенем. Молящиеся встали на колени перед иконой Богородицы и стали просить Её остановить стихию. Через непродолжительное время пожар в церкви чудесным образом потух сам.

Икона Божией Матери «Знамение-Абалацкая»

Второй раз Пресвятая Дева вновь спасла новгородцев от пламени по молитвам у чудотворной иконы. На этот раз горел весь город. Пламя было столь сильным, что потушить его у горожан никак не получалось. Тогда владыка Макарий вышел на берег Волхова с чтимой иконой и через некоторое время ветер подул к реке. Дойдя до воды, пламя естественным образом стихло. Жители города смогли погасить его остатки в домах и с молитвой благодарили свою Заступницу.

В 1611 году шведские войска заняли Новгород Великий. Интервенты не только убивали местных жителей и грабили их дома, но дерзнули поднять руку и на священные сосуды и драгоценную утварь в храмах. Один из шведских отрядов попытался разорить церковь Знамения, где хранился образ Богородицы. Двери были открыты, так как шло Богослужение. Но войти шведы не сумели – их отбросила невидимая сила. Разозлённые варвары вновь попытались вбежать в храм, но снова были отброшены невидимой силой. После этого они бежали и более не приближались к Знаменскому храму.

В 1636 году сереброкузнец Лука Плавильщиков решился на святотатство. Вечером, во время Богослужения, он спрятался в Знаменском храме. Когда все ушли, вор собрал в храме священные сосуды, достал деньги из церковных ящиков и собирался содрать серебряную ризу с иконы «Знамение», но был сокрушён невидимой силой. Утром его обнаружили церковнослужители и нашли украденное. Сам же мастер несколько дней приходил в себя, а потом раскаялся и рассказал людям о чуде.

Почитаемые списки иконы «Знамение»

Чудотворная икона «Знамение» до сих пор хранится в Новгороде. Это двусторонний образ с размерами 59 на 52 сантиметра для ношения на древке в качестве хоругви. На обороте «Знамения» писаны святые родители Девы Марии – праведные Иоаким и Анна. Они предстоят в молитве перед Господом Иисусом Христом.

Икона Божией Матери «Знамение»

С лицевой стороны «Знамения» списаны несколько других почитаемых икон, которые часто имеют географическое наименование. Самые известные из них: «Знамение-Абалацкая», «Знамение Курская» (она же «Курская Коренная»), «Знамение Корчемная», Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая, Павловская, Царскосельская.

Большинство списков образа «Знамение» также известно чудотворениями. Так, «Курская Коренная» икона осталась совершенно целой при попытке террористов из числа революционеров взорвать её в 1898 году. Храм и утварь вокруг иконы получили множественные повреждения. При этом сама икона, к которой бомба находилась ближе всего, совершенно не пострадала.

Свидетельства исцелений по молитвам к чудотворной иконе

Образ «Знамение» известен и многочисленными исцелениями больных. В 1352 году, когда Новгород поразила эпидемия чумы, несколько заболевших «моровой язвой» чудесным образом очистились от болезни, помолившись Пресвятой Богородице.

Абалацкий список «Знамения» даже написан был по обету крестьянина Евфимия, который исцелился от паралича по молитве к Пресвятой Богородице. Во сне болящему явилась Приснодева в образе «Знамения» со святыми Николаем Чудотворцем и Марией Египетской. Утром крестьянин полностью исцелился, возблагодарил Бога и заказал протодиакону Матфею икону, которую потом подарил собору Абалака.

После революции большевики изъяли чудотворный образ, и он долгое время пребывал в Новгородском музее-заповеднике. В 1991 году его вновь передали Церкви. Сегодня каждый православный христианин может поклониться иконе Божией Матери «Знамение» в Софийском соборе Новгорода Великого. Помолитесь Пресвятой Владычице вместе с нами! Даже если вы не можете присутствовать перед образом Царицы Небесной лично, вы можете заказать записку или молебен перед святой иконой:

Заказать молебен перед святой иконой можно тут:

Сотни верующих пришли сегодня в Новодевичий монастырь, чтобы увидеть возвращение святыни. Первый и древнейший список Иверской иконы Божией Матери, принесенный на Русь с Афона в XVII веке, последние десятилетия хранился в историческом музее. Теперь одну из наиболее почитаемых реликвий передали Русской Православной Церкви.

В русской православной традиции Иверский образ Богородицы – одна из основных святынь обретенная еще в XVII веке. Когда память о смуте, едва не уничтожившей российское государство, была еще свежа, будущий Патриарх Никон, знавший о чудотворной иконе Иверского монастыря на горе Афон, обратился к его настоятелю с просьбой передать ее в дар Московскому царству. Но монахи греческого острова не могли и подумать расстаться с защитницей. Было решено сделать с нее список — точную копию образа. За работу взялся один из монахов-художников, специально принявший строжайший пост. На обратной стороне кедровой доски надпись: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов в кельях Иверских живущий».

«Омыли эту икону освященной водой и растворили в этой воде краски и, как мы читаем, до нас дошли письменные свидетельства, что в этих красках растирали и мощи святых угодников, и этими красками и на этой воде была написана икона», — рассказала настоятельница Московского Новодевичьего монастыря Игуменья Маргарита.

В октябре 1648 года встречать икону, привезенную с Афона, вышла вся Москва во главе с царем Алексеем Михайловичем. С тех пор 26 октября по новому стилю православные отмечают как праздник ее обретения. Они верят, что именно эта икона с тех пор стала главной защитницей русской земли в войнах и невзгодах. Много столетий к ней с молитвой приходили в стены, куда она снова вернулась.

«Икона, которая в истории практически никогда не покидала Новодевичьего монастыря, а если ее и вывозили за пределы Новодевичьего монастыря, то для того, чтобы она сопутствовала нашим войскам. При взятии Вязьмы, при взятии Смоленска пред ней молились наши полководцы, наши воины. Можно себе представить, какая сила молитвы, какая огромная энергия духовная развивалась у этого священного изображения», — рассказал Патриарх Кирилл.

На правой щеке образа сохранился след от ножа иконоборца, пытавшегося ее уничтожить. У нее вообще непростая судьба, которую она разделила со всей Русской Православной Церковью. В ХХ веке монастырь был музеем, и образ пылился в шкафу. А совсем недавно, когда комплекс Новодевичьего монастыря вернули церкви, росчерком чиновничьего пера она покинула родные стены. К счастью, справедливость восторжествовала.

«Это святыня сопровождала наших предков на протяжении столетий и в мирных трудах, и в ратных походах, в том числе при освобождении Смоленска в середине XVII века от иностранных захватчиков. Сегодня День памяти Святого Георгия Победоносца – символа Москвы. Мы находимся в преддверии Великой Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня не лишним будет вспомнить, что без Русской Православной Церкви невозможно себе представить ни Российской государственности, ни нашей культуры. Русская Православная Церковь так же, как и другие традиционные конфессии России, является хранительницей наших нравственных ценностей. Я с чувством радости передаю эту икону Русской Православной Церкви. Пусть она служит и помогает людям. С наступающим вас праздником», — сказал Владимир Путин.

Патриарх поблагодарил Владимира Путина за помощь в возвращении святыни монастырю и поздравил его.

«В преддверии вашего восхождения, официального вступления в должность Президента Российской Федерации, я хотел бы еще раз сердечно поздравить вас, Владимир Владимирович с избранием, и дай Бог, чтобы молитвами церкви перед чудотворным образом в мире и ко благу народа устроялась ваша деятельность на посту Президента», — заявил Патриарх.

По словам настоятельницы Новодевичьего монастыря игуменьи Маргариты, образ Иверской Богоматери теперь будет доступен для верующих каждый день во время богослужений.