Подворье коневского монастыря

Подворье Коневского монастыря

История Коневского подворья в Петербурге неотделима от истории главной святыни обители — чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений принес с Афонской Святой Горы.

Когда в 1610 году Коневец отошел к Швеции, братия, взяв Коневскую икону, была вынуждена переселиться в Новгород. И только в 1718 году отвоевавший обратно эти земли император Петр Великий повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде.

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время от Коневского образа совершилось множество чудесных исцелений. Братия монастыря радостно встретила долгожданную святыню колокольным звоном и крестным ходом.

Чудесные исцеления от святой иконы в 1799 году вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли по Загородному проспекту для устройства подворья. 8 сентября 1821 года настоятелем Коневского монастыря там была заложена церковь. Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список иконы, как и сама икона, прославился многими чудесами, в том числе — и защитой от страшного пожара 1862 года. Во время этого пожара, когда огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора и сжег многое вокруг, все иконы были вынесены с подворья во Владимирский собор.

Купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В память об этом купцы отстроили новое каменное здание подворья по проекту архитектора Ивана Слупского с флигелем во дворе.

После Октябрьской революции, в 1919 году, храм стала приходским, а 11 июля 1932 года его закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его до конца 1996 года. Только 6 января 1997 года здесь появились первые насельники.

Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, духовно окормляет православных жителей Петербурга. Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на 1-м этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей. 27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.

В здании подворья также располагается Паломническая служба Коневского монастыря и лавка, где можно приобрести иконы, книги, свечи и другие товары, а также подать записки о родных и близких.

Храм Коневской иконы Божией Матери, подворье Коневского Рождества Богородицы мужского монастыря в Санкт-Петербурге

В 1393 году преподобный Арсений принес со Святой Горы Афонской Чудотворную Коневскую икону Божией Матери. Он вернулся в Новгород, на свою родину и Архиепископ Новгородский Иоанн благословил его на устройство новой обители. Отправившись по реке Волхов в Ладожское озеро, преподобный Арсений прибыл на остров Коневец, где и основал монастырь.
В 1617 году по Столбовскому мирному договору Коневец отошел к Швеции, братия монастыря, взяв Коневскую икону, была переселилась в Новгород, в Деревяницкий монастырь. В 1718 году Император Петр I отвоевал эти земли обратно и повелел восстановить Коневский монастырь. В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель иеромонах Варфоломей получил дозволение возвратить святую икону в монастырь на остров Коневец.
В 1799 году по пути в монастырь чудотворная икона два месяца пребывала в Санкт-Петербурге, пока для неё изготовлялась позолоченная серебряная риза. Чудесные исцеления от святой иконы вызвали желание петербуржцев оставить икону в столице. Однако по распоряжению Священного Синода святыня должна была отплыть на Коневец, но с неё дозволено было сделать список, который решили поместить на петербургском подворье Коневского монастыря. Первоначально предполагалось устроить его на зимней Конной площади, но расположенная там часовня (между пл. Александра Невского, Лаврским и Чернорецким переулками) была невелика, на площади непрестанно проводились шумные ярмарки, что мешало молящимся.
В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли размером в 17,5 кв. саженей по Загородному проспекту для устройства подворья. 5 августа 1821 года, по личному ходатайству петербургского генерал-губернатора М.А. Милорадовича от Императора Александра I последовало разрешение на землевладение и на устройство часовни. Земля была дана «в собственность и вечное владение Коневской обители» (ЦГИА, ф.797, оп.2, д.5129, л.50, Историко-статистическое описание…, с. 75-77)
8 (28) сентября 1821 года строителем Коневского монастыря иеромонахом Илларионом (Кирилловым) была заложена каменная часовня на гранитном фундаменте и монашеские кельи.
Подворье простояло до 1862 года. Но 28 мая того года страшный пожар уничтожил все строения от Гостиного и Апраксина дворов до Загородного проспекта. Чудотворная икона в тот момент была укрыта во Владимирском храме. Во время пожара огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора, купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен.
В память об этом в 1864-1866 годах купцы собрали пожертвования на строительство нового каменного здания подворья. 28 марта 1863 года новый проект часовни с шатровой звонницей на месте сгоревшей был Высочайше утвержден. 15 декабря построенное здание было освящено настоятелем монастыря архимандритом Израилем (Андреевым) во имя Коневской иконы Божией Матери. Автор проекта академик архитектуры И.Б. Слупский (1826 — 1891) был автором и других проектов Коневского монастыря: скит, гостиница, хозяйственные постройки. Во дворе нового петербургского подворья был выстроен каменный трехэтажный флигель для жилья. Над храмом третьим этажом возвышалась восьмигранная башня с шатровым куполом и маковкой на вершине. Аттик представлял собой треугольный фронтон, продолжающий оформление второго этажа. Общий стиль архитектуры был выбран русско-византийский.
На первом этаже помещался храм с большим алтарем возле винтовой лестницы, ризница, комната рядом с клиросом и дежурная комната. Основную часть храма от алтаря отделял резной деревянный иконостас с иконами Спаса Нерукотворного, свт. Николая Чудотворца, свт. Алексия митрополита Московского, архистратига Михаила и св. князя Александра Невского. Престол и жертвенник были мраморными. Чудотворная икона Коневской Божией Матери помещалась в храме в мраморном киоте. На втором этаже, где помещались хоры, среди многочисленных икон выделялись образа Божией Матери — Казанской, Смоленской и Спаса Нерукотворного. В главном храме подворья службы совершались ежедневно.
В верхнем этаже помещалась ныне утраченная домовая часовня с иконостасом, освящённая, предположительно, во Имя Вознесения Господня или Божией Матери. Этот домовый храм располагался в левой части здания над аркой с воротами и был обращен окнами во двор. Здесь служились требы совершались крестины, по непроверенной информации, совершались и венчания, хотя по правилам, венчания в монастырских храмах проводить не полагалось.
После революции, в 1919 году остров Коневец отошел Финляндии, а храм подворья стал приходской церковью, подчиненной Епархии.
11 июля 1932 года храм был закрыт и передан новой властью под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости — снести возвышавшийся над церковью барабан с шатровым завершием и крестом. Самому зданию был придан облик обычного двухэтажного дома, который ничем не выделялся среди других домов Загородного проспекта и на церковь никак не походил.
Чудотворный список Коневской иконы был перенесен в действующую церковь Св. Симеона и Анны Пророчицы.
С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», затем — ТСО «Ленстройреконструкция» при районной администрации.
В 1993 одно здание подворья — корпус, выходящий на Загородный проспект — было возвращено монастырю, однако трест продолжал занимать здание более трёх лет и покинул его только 4 декабря 1996 года.
6 января 1997 года на подворье появились первые насельники. Первым управляющим подворья был протоиерей Сергий Бельков. Первая литургия была отслужена 19 сентября 1997 года. Храм теперь действует как церковь.
27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест, первоначально — деревянный. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.
Осенью 2013 года началось восстановление прежнего облика подворья по проекту ООО «Строительная компания «Подземстройреконструкция»». Деньги на это выделил городской бюджет через дирекцию КГИОПа. Подрядчиком выбрали ЗАО «Балтстрой», входящее в холдинг «Форум». В контракт с «Балтстроем» не входили фасады первого и второго этажей, поэтому новый объем выделяется более яркими цветами.
Подворье Коневецкого Монастыря — объект федерального значения (Указ Президента РФ от 20.02.1995 №176).
Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на первом этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей и икона равноапостольной Марии Магдалины.
В здании подворья располагается Паломническая служба Коневского монастыря и иконная лавка.
Богослужения совершаются ежедневно с 8.00 и 18.00 ч., кроме понедельников. Ежедневно совершаются молебные пения и заупокойные литии о усопших.
Еженедельно кроме дней поста и попразднств совершается акафист перед Коневской иконой Божией Матери.
Тел (812) 571-71-94
Паломническая служба (812) 571-80-79
e-mail: spb.podvorie@gmail.com
Адрес 191002, Санкт-Петербург, Загородный пр., 7.
Проезд: метро — Достоевская (140 м); Владимирская (200 м); Звенигородская (740 м).

Подворье Коневецкого Монастыря, восстановление утраченной башни с шатровым куполом над храмом. Фото — май, 2014.

Фрагмент здания подворья во время ремонтных работ. «Звонница». Фото — май, 2014.

Восстановленный фронтон подворья. Фото — март, 2015.

Решетка на окне первого этажа и вывеска. Фото — март, 2015.

Фрагмент первого этажа здания. Фото — март, 2015.

Вход в Подворье Коневецкого Монастыря со стороны Загородного проспекта. Фото — март, 2015.

Фрагмент здания Подворья Коневецкого Монастыря. Фото — март, 2015.

Ворота и фрагмент внутреннего двора со стороны Загородного проспекта. Фото — март, 2015.

Загородный проспект и соседние с подворьем дома. Фото — март, 2015.

Подворье Коневецкого Монастыря. Фото — март, 2015.

Подворье Коневецкого Монастыря. Фото — март, 2015.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Вернуться на Главную

Коневский Рождество — Богородичный мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Санкт-Петербургская митрополия, Выборгская епархия, Приозерское благочиние

Контактная информация

ostrov.konevets@yandex.ru +7 (960) 279-26-97, тел. монастыря http://konevets.ru http://vk.com/konevez Адрес: Россия, Ленинградская область, Приозерский район, остров Коневец

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Состояние:восстанавливаемый
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):6.00 — 9.00 полунощница, утренняя, часы, Литургия
    19.00 — 20.30 9-й час, вечерняя, повечерие
  • Наместник:игумен Александр (Арва)
  • Престольные праздники:15 февраля (Сретение Господне)
    25 июня (прп. Арсений Коневский)
    23 июля (день памяти Коневской иконы Божией Матери)
    21 сентября (Рождество Богородицы)
  • Святыни:Коневская икона Божией Матери
    мощи прп. Арсения Коневского
  • Деятельность:мужской монастырь
  • Краткая историческая справка:Коневский Рождество-Богородичный монастырь был основан в 1393-м году на острове Коневец, расположенном всего в 5 км от западного берега Ладожского озера. Основателем обители стал уроженец Великого Новгорода преподобный Арсений Коневский. Будучи ковщиком по меди, он уже в молодые годы принял монашеский постриг в новгородском Лисогорском монастыре, прожив там около десяти лет. Затем прожил три года на Афоне, откуда вернулся на родину, получив как благословение икону Пресвятой Богородицы, впоследствии прославленную как Коневская, и афонский монастырский Устав. Стремясь к уединенной жизни, он обратился за благословением к архиепископу Новгородскому Иоанну II. Отметим, что в конце XIV века Новгородская республика, состоявшая из 5 пятин вблизи самого города и отдаленных волостей, протягиваясь от Торжка и Руссы на юге до Кольского полуострова на севере и от реки Наровы на западе до Урала на востоке. Получив архипастырское благословение, Арсений отправился в Водскую пятину: спустившись в лодке вниз по Волхову, он начал выбирать место для поселения на одном из ладожских островов. После долгих колебаний его выбор пал на Коневец.
    Остров был необитаем, однако некогда использовался береговыми жителями в качестве пастбища для конского молодняка. Осенью, забирая лошадей на материк, одну из них оставляли в жертву на огромном валуне, формой напоминающим конский череп. В связи с этим валун получил наименование Конь-камень, по которому был назван и сам остров.
    Хотя еще в 1227 г. великий князь Ярослав Всеволодович «посла крестить множество карел, мало не вся люди», языческий дух сохранялся в Корельских землях. Решив поселиться на острове, Арсений провел всю ночь у языческого капища, со слезами молясь об очищении острова. Как гласит легенда, духи вырвались из Конь-камня и обратились в огромную стаю черных воронов, которые полетели прочь на Выборгский берег, в бухту, получившую наименование Сортанлахти (на современных картах бухта Владимирская). Преподобный Арсений установил крест и келью в глубине острова, а затем, когда к нему начали сходиться ученики, перенес обитель на берег Ладоги. Согласно новгородским летописям «в лето 6908 (1398) поставлена бысть церковь каменна и монастырь устроиша Пресвятой Богородицы на Ладожском езере, на острове Коневом при архиепископе Иоанне Великого Новаграда и Пскова». Таким образом, Коневский монастырь стал, видимо, первым центром каменного строительства на Карельском перешейке. После наводнения 1421 года обитель была перенесена на возвышенное место, где находится и по сей день.
    Дальнейшая история Коневского монастыря, как и судьба всего Карельского перешейка, связана с его пограничным положением. Еще в 1573-м году в ходе Ливонской войны шведы безуспешно пытались захватить Коневец. Примерно в это же время, 10 июля 1576 года, происходит некое чудесное событие от Коневской иконы Божией Матери, некогда принесенной преподобным Арсением с Афона. Однако в 1577 (возможно, в 1581-м) Коневец все же был занят шведскими войсками. Братии монастыря пришлось, сокрыв мощи основателя обители под спудом, искать убежища в новгородском Деревяницком монастыре. По Тявзинскому договору 1595 года Кексгольм с окрестными землями был возвращен России. Вернувшаяся братия начала возрождать монастырь. Однако мирный период оказался недолгим. В начале XVII века в России наступают Смутные времена. Василий Шуйский заключает со шведским королем Карлом IX договор, по которому Кексгольмские земли передаются Швеции, которая, в свою очередь, помогает России в изгнании поляков. Так в 1610-м году братии Коневского монастыря вновь приходится покидать остров и перейти в Деревяницкий монастырь. Изгнание для них продлилось до 1718 года. Впрочем, район Карельского перешейка был возвращен в состав России еще в 1709-м году, а в 1716-м году остров Коневец вместе с окрестным Пюхаярвским погостом был передан во владение тайному советнику Якову Федоровичу Долгорукову. 6 мая 1718 года последовал Высочайший указ о передаче острова Деревяницкому монастырю для возрождения обители. В 1719-м году была освящена деревянная церковь во имя Святителя Николая Мирликийского. В 1760-м году Коневский монастырь был признан самостоятельным, однако был оставлен за штатом. Период активного строительства монастыря пришелся на конец XVIII – начало XIX века, когда в обитель была полностью перестроена в камне, в ней возникли три формы монашеской жизни (общежительная, скитская и отшельническая), и Коневец, благодаря отцам Василиску Сибирскому и Зосиме (Верховскому) стал центром старчества на северо-западе России.
    Отдавая должное древности Коневского монастыря и его благоустройству, в 1825 году по ходатайству Синода император Николай I возвел его в число штатных монастырей третьего класса. Таким образом, были созданы условия для дальнейшего расцвета обители в конце XIX – начале XX веков. Тогда в монастыре проживал 321 человек, на острове действовало два скита, а в Санкт-Петербурге – два монастырских подворья, одно на Загородном пр. (сохранилось), другое – на Большой Охте (уничтожено в 1930-е гг.). Однако в начале ХХ века политическая жизнь страны затронула и удаленный монашеский остров в Ладожском озере.
    Еще в 1811-м году в связи с образованием Великого княжества Финляндского Коневец вместе со значительной частью Карельского перешейка (так называемой Старой Финляндией) вошел в его состав. Однако если до Октябрьской революции такое административное отношение не составляло для монастыря существенной разницы, то сразу после нее Финляндия реализовала свое право на самоопределение. Коневец вошел в состав независимой республики Финляндия, причем монастырь продолжил свое существование. С 20-х гг. ХХ века на Коневце воздвигались финские оборонительные сооружения, располагались две огневые точки. Однако непосредственно на территории острова боевые действия не велись, братия оставалась в монастыре вплоть до окончания Зимней войны и эвакуировалась вглубь Финляндии лишь 13 марта 1940-года (мирный договор был подписан 12 марта в Москве). Коневский монастырь продолжил свое существование в усадьбе Хиекка в провинции Северный Саво. В годы Великой Отечественной войны, когда остров был занят финскими военными, несколько монахов возвращались на остров. В 1956-м году, когда из братии в живых осталось только девять человек, было принято решение об объединении Коневского и Валаамского монастырей, и братия вместе с Коневской иконой Божией Матери перешла в принадлежащую Новому Валааму усадьбу Папинниеми.
    На острове Коневец со времени окончания войны расположилась советская военно-морская часть. В 1991-м году было принято решение о передаче острова Ленинградской епархии и началось возрождение Коневского Рождество-Богородичного монастыря. В ноябре 1991-го года были обретены мощи преподобного Арсения Коневского, а в 1993-м году, когда праздновалось 600-летие монастыря, был написан и доставлен на Коневец список Коневской иконы Божией Матери. За два десятка лет возрождающаяся обитель снова стала местом паломничества и одним из духовных центров Карельского перешейка.

Вот уже более 600 лет сияет своей славой обитель во имя Рождества Богородицы, основанная преподобным Арсением. Коневский монастырь был и остается доныне одним из главных оплотов православной веры в Ладожской земле. История обители полна славных и героических страниц, являя собой пример молитвенной и подвижнической жизни монашеской братии.

Об основателе Коневского монастыря преподобном Арсении Коневском мы знаем довольно немного. Житие преподобного говорит, что Арсений был уроженцем Великого Новгорода. Ни точная дата его рождения, ни его родители, ни даже его мирское имя нам неизвестны. Арсений был искусным ремесленником и немало преуспел в ковке медных сосудов. В возрасте примерно 20 лет он уходит в новгородский Лисогорский монастырь, где в 1379 году принимает монашеский постриг с именем Арсений.

Преподобному еще предстоит побывать на Афоне и получить величественное благословение: «Господь воздвигнет через него обитель в стране северной, которая спасётся его молитвами от многих прелестей бесовских и суеверий»

Прибыв на остров, Арсений построил себе небольшую келью на вершине небольшой возвышенности в глубине острова (ныне именуемой Святой горой) и поселился в ней…