Илларион монах

Иларион (Удодов)

Схиархимандрит Иларион (Удодов)

Схиархимандрит Иларион (в миру Иоаким Хрисанфович Удодов; 20 сентября 1862, село Буйловка, Воронежская губерния — 15 марта 1951, село Виноградово) — схиархимандрит Русской Православной Церкви, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.

Детские и юношеские годы. На Святой Горе Афонской

Родился 20 сентября 1862 года в селе Буйловке Воронежской губернии в крестьянской семье. Его отца звали Хрисанфом (преставился 16 июня 1906 года), мать — Агриппиной (преставилась 11 декабря 1908 года).

В семье было три сына: старший — Иоаким, средний — Пётр и младший — Феодор. Родители с раннего возраста воспитывали детей в любви к труду. Так, Иоаким ещё в юности обучился кузнечному ремеслу.

Иоаким рано определился с выбором жизненного пути. Твёрдо решив стать монахом, он в возрасте двадцати лет ушёл на Святую Гору Афон.

Придя на Святую Гору, Иоаким не сразу решил, в какую обитель ему поступить. Хорошее знание кузнечного ремесла, ценившегося на Афоне, открывало ему двери во многие из них. Однажды после усердной молитвы Иоаким увидел во сне Божию Матерь, которая в ограде монастыря шла со святым великомучеником Пантелеимоном. Пресвятая Богородица, указав на юношу, обратилась ко святому со словами: «Возьми его к себе». Это было явным знамением благословения Царицы Небесной на поступление Иоакима в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь.

Вскоре после поступления в обитель Иоаким был пострижен в мантию с именем Иларион. Его небесным покровителем стал преподобный Иларион Великий (память 21 октября по ст. ст.). Монах Иларион нёс послушание кузнеца. Обладая недюжинной силой, он так отбивал удары молотом, что, слыша их, знавшие его говорили: «Ну, это Иларион ударил!»

Однажды, работая на строительных лесах, он упал с высоты около тридцати метров и сильно разбился. Было ему около двадцати трёх лет. По существовавшему на Афоне обычаю его, как находившегося в безнадёжном состоянии, постригли в схиму, оставив при постриге имя Иларион. Однако он поправился, вернулся в число братии и продолжал нести своё послушание. С тех пор до глубокой старости старец никому об этом не рассказывал.

Отец Иларион от природы имел особые технические дарования. Как-то во время сильного землетрясения (частого явления на Афоне) барабан с куполом монастырского храма дал трещину, и иеродиакону Илариону предложили его укрепить. У отца Илариона нередко бывали особые моменты вдохновения, из-за чего монастырское начальство иногда даже отстраняло его от совершения чередных богослужений. Именно в такой момент вдохновения ему было открыто, как укрепить барабан с куполом храма.

Спустя некоторое время, когда барабан был надёжно скреплён металлическими затяжками, в монастырь приехали греческие инженеры. Они попросили познакомить их с мастером, производившим этот ремонт. Пригласили отца Илариона. На просьбу специалистов показать чертежи крепления купола отец Иларион, стукнув себя по лбу, сказал: «Вот где мои чертежи».

Так, водимый свыше, он выполнил сложную техническую работу по укреплению храмовой конструкции, не имея специального образования.

В архиве архиепископа Сергия (Голубцова) хранится фотография, на обороте которой рукой владыки сделана следующая надпись: «Молодой монах Иларион с отцом на фоне Св. Афонской горы, где он жил в русской келье Св. Иоанна Златоустаго с 1888 г.».

На обороте фотографии — надпись архиепископа Сергия (Голубцова): «Молодой монах Иларион с отцом на фоне Св. Афонской горы, где он жил в русской келье Св. Иоанна Златоустаго с 1888 г.

Эта фотография даёт основание полагать, что отец Иларион после шести лет прохождения монашеской школы в Свято-Пантелеимоновом монастыре перешёл на жительство в русскую келию святителя Иоанна Златоуста, настоятелем которой был в то время иеросхимонах Кирилл (Абрамов).

Возвращение в Россию. Московский Сретенский монастырь

Анкета священнослужителя культа

Из воспоминаний владыки Сергия известно, что в 1905 году отца Илариона послали в Россию с его старцем схиигуменом Кириллом для сбора пожертвований на монастырь, но им пришлось остаться.

В сохранившейся Анкете священнослужителя культа при церкви селения Виноградово Удодова Илариона Хрисанфовича, заполненной, по всей вероятности, рукой самого старца, указано, что с 1914 по 1923 год он служил в московском Сретенском монастыре; с 1923 по 1935 год при Сергиевской села Заболотья церкви; с 1935 года… На этом запись обрывается. В московском Сретенском монастыре отец Иларион нёс послушание казначея. В архивных материалах встречается упоминание о том, что в 1921 году игумен Иларион, фамилия которого не указана, был членом Совета общины Сретенского монастыря. Предположительно речь идёт об отце Иларионе (Удодове).

Духовник ивановских сестёр. Монастырский хутор в селе Чернецово

Храм прп. Сергия Радонежского на хуторе в Чернецах (ныне территория г. Долгопрудного)

В 1923 году отец Иларион по просьбе сестёр закрытого к тому времени московского Иоанно-Предтеченского монастыря стал их духовником и переселился на монастырский хутор, расположенный вблизи станции Марк Савёловской железной дороги.

Здесь батюшка поселился в келии при храме во имя преподобного Сергия Радонежского, построенном в 1893—1895 годах. В этом храме отец Иларион прослужил до самого его закрытия, 20 мая 1931 года. В период с января по май 1931 года были арестованы все монахини и послушницы Ивановского хутора, обвинявшиеся в систематической антисоветской агитации среди крестьян окружающих деревень, пропаганде против коллективизации сельского хозяйства и других «общественных кампаний».

На свободе оставили старца Илариона, который не переставал об этом сокрушаться. «Лучше бы их оставили, — говорил он о своих чадах-страдалицах, — а меня одного бы взяли». Схимонахиня Феоктиста вспоминала, что батюшка «сильно плакал, когда их арестовали. Хотел, чтобы все сёстры были, его только бы забрали. А его оставили в колхозе, телеги нужно было чинить, сани, инвентарь». По свидетельству матушки Феоктисты, старец отправлял сёстрам в Казахстан посылки.

После ареста ивановских сестёр дом на хуторе опечатали. Отец Иларион поселился в колокольне храма преподобного Сергия Радонежского и жил здесь совершенно один в течение нескольких лет.

Священнослужение в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово

В 1935 году схиархимандрит Иларион по приглашению благочинного, протоиерея Константина Сперанского, перешел служить в село Виноградово «на Долгом пруде».

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове

Покидая хуторской храм преподобного Сергия, отец Иларион перенес в Виноградово резной деревянный иконостас и некоторые чтимые образа: икону святого Иоанна Предтечи с частицей мощей, икону Божией Матери Черниговскую-Гефсиманскую. Из Сергиевского храма были принесены также волосы с главы Преподобного и частица его мощей. В дополнение к правому Никольскому приделу старец устроил левый придел во имя преподобного Сергия и построил деревянные хоры для певчих в обоих приделах.

С 1936 года схиархимандрит Иларион был назначен настоятелем Владимирского храма.

Много трудов положил отец Иларион, для того чтобы Владимирский храм в селе Виноградово приобрёл благолепный вид, все ремонтные работы, даже на куполе храма, производились всегда при участии старца.

Через его золотые руки, как некоторые выражались о нём, проходили починка костюмов, карманных и стенных часов, кладка печей со всевозможными приспособлениями, починка железных крыш и т. д.. Часто наградой за это было: «Большое спасибо, батюшка» — у неимущих. Вся жизнь старца протекала в неустанном труде и помощи всем, с кем приходилось ему соприкасаться. «Не люблю сидеть без дела, люблю постучать!» — говаривал иногда архимандрит.

Схиархимандрит Иларион — хранитель главы преподобного Сергия Радонежского

Основная статья: Сохранение главы преподобного Сергия Радонежского

В годы Великой Отечественной войны во Владимирском храме богослужения не прекращались. С этим храмом была связана тайна, открывшаяся лишь в последнее время. Здесь с 1941 по 1945 год, в алтаре под престолом, хранилась величайшая святыня Православной Церкви — глава преподобного Сергия Радонежского. И никто не знал, что эта церковь в годы войны освящалась присутствием великой святыни.

После закрытия Троице-Сергиевой Лавры в 1919 году, из-за возникшей опасности лишиться честных мощей Преподобного, его святая глава по благословению Святейшего Патриарха Тихона тайно от всех была изъята и заменена на череп одного из князей Трубецких, погребённых под Троицким собором с западной стороны. Предположительно это произошло 20 — 30 марта 1920 года.

П. А. Голубцов, один из хранителей главы, в 1941 г. перенёс её к своему старцу схиархимандриту Илариону (Удодову), служившему в храме Владимирской иконы Божией Матери.

По окончании войны П. А. Голубцов перенёс главу Преподобного на московскую квартиру Е. П. Васильчиковой (лето 1945 — весна 1946 гг.), которая, когда открылась Троице-Сергиева Лавра, передала главу Патриарху Алексию I. Возвращение главы Преподобного к его мощам произошло 7/20 апреля 1946 года, в Великую Субботу. Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) в конце 1990-х годов вспоминал, что главу прп. Сергия к его мощам вернул схиархимандрит Иларион.

После открытия Лавры отец Иларион по благословению Святейшего Патриарха Алексия перешёл на жительство в обитель и вскоре был избран братским духовником.

В Лавре отец Иларион пробыл год с небольшим и снова вернулся в Виноградово. В то время настоятелем Владимирского храма был его брат отец Пётр (Удодов). Вместе с отцом Петром батюшка служил в Виноградово до самой своей кончины.

Воспоминания о старце схиархимандрите

Духовным детям отец Иларион запомнился очень жизнерадостным человеком, готовым в любое время прийти людям на помощь. Батюшка был чрезвычайно искусным рабочим по своей специальности жестянщика, всем все делал бесплатно. Отец Иларион паял кастрюли, ремонтировал часы, прохудившиеся чайники, кружки и другую посуду.

Из воспоминаний схимонахини Феоктисты известно, что многим жителям села Виноградово батюшка помогал материально. «Кому даст на стройку, кому на коровку, без отдачи», — рассказывала матушка.

Схиархимандрит Иларион оказал решающее влияние на духовное развитие и становление будущего архипастыря — архиепископа Сергия (Голубцова). Их встреча произошла в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого столетия. Именно отец Иларион благословил Павла Александровича Голубцова на церковное служение, а впоследствии — на принятие монашества и священного сана. Сохранился листок, на котором владыка Сергий, тогда ещё иеромонах Сергий, вспоминал слова старца архимандрита Илариона: «Терпи казак — атаманом будешь» и «Большому кораблю — большое плавание».

Вот каким запомнился старец своему духовному сыну и ученику — архиепископу Сергию: «Отец схиархимандрит Иларион отличался исключительно большим смирением, был молчалив, никогда не смеялся, никого не осуждал. Во время его труда уста шептали Иисусову молитву. Беря какой-нибудь инструмент, он ограждал себя крестным знамением».

Уединенная жизнь в непрестанном труде с Иисусовой молитвой — таков был духовный строй жизни старца. Изо дня в день текла размеренно его внутренняя и внешняя деятельность. Он не любил много говорить. Часто характерными резкими жестами дополнял он свою несложную речь. Эту мимику рук и пальцев, имевшую большую связь с его рабочими жестами, надо было понимать, как немую речь, невысказанную мысль.

Батюшка отличался необыкновенной вежливостью, не допускал в своей речи никаких грубых резких выражений, никогда не смеялся. В то же время был прост, сопровождал речь ласковой, согревающей сердце улыбкой. Никогда никто не видел в нём проявления гнева, вспыльчивости, раздражительности.

Роста старец был среднего, ходил крупными энергичными размеренными шагами, был худощав, имел выразительные рабочие руки с широкими ладонями. Лицо у старца было выразительное, с небольшим лбом, запоминающееся навсегда: большие подвижные темно-карие глаза, которые он то широко открывал, то, говоря, совсем прищуривал. Старец имел большую белую бороду, такие же волосы, маленькую короткую шею, крепкое телосложение.

Старец, как он сам выражался, не любил заниматься учительством. Часто он говаривал: «Заповеди Господни знаешь? Их надо исполнять». Таков был его ответ на многословные вопросы о спасении и духовной жизни. И сам он в пример приводил свою встречу с отцом Иоанном Кронштадтским, когда на вопрос батюшки отца Иоанна, уставшего от народа, отец Иларион кратко ответил: «Мне ничего не нужно от Вас, дорогой батюшка, прошу только Ваших святых молитв».

Когда отца Илариона спрашивали, что он читал, старец отвечал: «Евангелие и Псалтирь». Всегда на вопросы давал ответы из сих Священных книг.

На вопрос: «Как молиться без рассеяния?» — отвечал: «К молитве надо приготовиться». Любил повторять слова: » Иисусова молитва должна быть чаще дыхания». Не раз от него слышали: «Молчание никогда не раскаивается; леность муку вечную ходатайствует; не люблю властвовать над людьми».

С встречными прохожими имел обыкновение вежливо кланяться, снимая головной убор; в случае ответного неприветствия смущенно комкал шапку.

Монахиня Ивановского монастыря Марфа (бывшая псаломщица Владимирского храма) вспоминает, что как-то при ней женщина спросила отца Илариона: «Сколько Вам лет?» А он ей в ответ: «Живи правдой и верой, а Бог даст сколько хочешь годов, не пожалеет!».

Могилы схиархимандрита Илариона и его брата протоиерея Петра у храма в Виноградово

Митрополит Питирим (Нечаев) в своей книге «Русь уходящая» вспоминает:

«Это был древний старец, принявший монашество ещё задолго до Первой мировой войны. Он почти ни с кем не разговаривал. Был у нас замечательный юноша, ассириец, которому очень хотелось пойти в Лавру. Его определили послушником к отцу Илариону, но через несколько дней он сбежал. Его спросили: „Почему?“ — „А он не разговаривает!“ Паша Голубцов провел при отце Иларионе значительную часть своей жизни. Как-то Паша посетовал: „Батюшка, ну Вы мне хоть что-нибудь скажите!“ — „А что я тебе должен говорить? — удивился отец Иларион. — Вот смотри и делай. Это всё“. Действительно, монах по своей внутренней психологической природе не общественный деятель, не учитель. Если он начинает учить, это значит, что в нём какое-то самомнение».

По словам очевидцев, у схиархимандрита Илариона, несомненно, был дар прозорливости. Владыка Сергий вспоминал, что, когда он в 1940 году спросил старца о возможности для себя принятия сана священника, отец Иларион неожиданно ответил: «Кто епископства желает, доброго дела желает, но епископ должен быть мучеником». И действительно, через 15 лет Павел Голубцов принял епископский сан.

Архимандрит Стефан, бывший казначеем в Троице-Сергиевой Лавре, вспоминал, что много было чудес по молитвам отца Илариона. Часто за помощью приходили к нему молодожены, и старец помогал им своими благодатными советами.

В последние дни своей праведной и бескорыстной жизни батюшка тяжело болел. Когда при кончине старца духовные чада просили его не забывать их, он отвечал: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс. 136, 5).

Схиархимандрит Иларион преставился 15 марта 1951 года на 89-м году жизни. Он был погребён у алтаря Владимирского храма.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Священник Владислав Мишин. Подвижник Афона и Москвы. Жизнеописание старца схиархимандрита Илариона (Удодова). М. 2010. 160 стр.
  2. Основным источником сведений о почти двадцатилетнем пребывании старца на Святой Горе Афонской до сих пор являются воспоминания его духовного сына архиепископа Сергия (Голубцова). Сохранились два варианта воспоминаний владыки Сергия о старце Иларионе. Рукопись воспоминаний была предоставлена духовным сыном владыки игуменом Андроником (Трубачёвым).
  3. 1 2 «Не люблю властвовать над людьми». Схиархимандрит Иларион (Удодов)
  4. ЦАГМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 130. Л.3 об.
  5. История Иоанно-Предтеченского монастыря в советский период Архивная копия от 2 апреля 2012 на Wayback Machine
  6. 1 2 Сокрытое чудо: тайна Лавры преподобного Сергия.
  7. Андроник (Трубачев), игумен. Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918—1946 гг. Изд. Совет Русской Православной Церкви, М., 2008.
  8. 1 2 Голубцов Сергий, протодиакон. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М. 1999.
  9. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб. 2007. — С. 150.

Литература

  • Священник Владислав Мишин. Ученик старцев. Протоиерей Владимир Жаворонков. Жизнеописание, воспоминания о батюшке и его духовниках, проповеди. М. 2009 (Без изд.), 240 стр.
  • Баталов А. Л., Головкова Л. А., послушница Галина Харченко. Московский Иоанно — Предтеченский женский монастырь. Страницы истории. М., 2005.
  • Боскин Сергий, протодиакон. Пасха 1946 года. Открытие Лавры Преподобного Сергия // Троицкое слово, 1990, № 4.
  • Великие стража. Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. М., 2001.
  • Головкова Л. А. Ивановский монастырь в годы гонений // Баталов А. Л., Вайнирауб Л. Р., Головкова Л. А. Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. М., 2007.
  • Жаворонков Владимир, протоиерей. Протоиерей Пётр Хрисанфович Удодов // Журнал Московской Патриархии. М.,1968, № 7.
  • Комарова Л. С. Судьба главы Сергия Радонежского: история Дмитровской дороги, села Виноградово и храма Владимирской иконы Богоматери в этом селе. М.,2006.
  • Кунгуров Алексий, протоиерей. Протоиерей Петр Хрисанфович Удодов // Журнал Московской Патриархии. М.,1968, № 7.

Схиархимандрит Иларион (Удодов): «Не люблю властвовать над людьми»

Схиархимандрит Иларион (Удодов)

Середина 30-х годов, разгар очередной волны гонения на Церковь… И в этот момент простые люди, работавшие на государственном заводе в Долгопрудном, встают горой на защиту скромного священника-монаха и препятствуют его аресту. Их аргумент был один: «Кто будет нас поддерживать? Кто будет нам бесплатно паять керосиновые лампы, столярничать, чинить часы?»

Для внешнего облика отца Илариона характеристикой могут являться слова, сказанные священником , под началом которого старец начал служить во Владимирском храме в Виноградове: «У отца архимандрита молитва в устах, а работа в руках».

О семье старца известно немногое. Родители были крестьянами села Буйлова Воронежской губернии. Будущий схиархимандрит Иларион родился 20 сентября 1862 г . и был старшим сыном в семье и во святом крещении получил имя Иоаким. Родители прививали своим детям любовь к труду — Иоаким еще в юности обучился кузнечному ремеслу.

Когда ему было около двадцати лет, он ушел на Афонскую Гору и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Вскоре он был пострижен в мантию с именем Иларион, нес послушание кузнеца. Однажды, работая на строительных лесах, он упал с высоты около тридцати метров и сильно разбился. Е го, как находящегося в безнадежном состоянии, постригли в схиму, оставив при постриге имя Иларион. Однако он поправился, продолжал работать и с тех пор до глубокой старости никому об этом не говорил .

Как-то во время сильного землетрясения барабан с куполом монастырского храма дал трещину, и отцу Илариону благословили его укрепить. Во время богослужения (в то время он уже служил иеродиаконом) его осенила мысль, как это можно лучше сделать. Монастырское начальство иногда даже отстраняло отца Илариона от совершения чередных богослужений, зная о его особых состояниях вдохновения. Впоследствии, когда барабан уже был надежно скреплен рельсами, как-то приехали греческие инженеры и попросили показать мастера, производившего этот ремонт. Он был вызван и на их вопрос: «Покажи нам чертежи крепления купола», — ответил, стукнув себя рукой по лбу: «Вот, где мои чертежи». Этим ответом русский монах необычайно удивил всех присутствовавших. Так, ведомый свыше, он собственноручно выполнил сложную техническую работу по укреплению храмовой конструкции.

В 1905 году отца Илариона, который уже был рукоположен в сан пресвитера, и его старца, схиигумена Кирилла, послали по послушанию в Россию на сбор пожертвований для монастыря. Уехав, они уже не вернулись на Святую Гору. Господь судил им остаться на Родине.

С 1914 по 1923 г . отец Иларион подвизался в московском Сретенском монастыре, занимая одно время хлопотную должность казначея.

Позже, в тридцатые годы, по приглашению сестер Иоановского женского монастыря, батюшка стал их духовником и жил в келье при деревянном храме преподобного Сергия на монастырском хуторе, в котором и служил. Храм власти закрыли 20 мая 1931 г . Отца Илариона пригласили в храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово, расположенный неподалеку от Ивановского хутора (в трех километрах от станции Долгопрудная).

На хуторе тем временем выстроили государственный завод. Отец Иларион при строительстве завода помогал рабочим, как и чем мог. За эту помощь начальством завода ему было оказано всяческое содействие. Все церковное имущество из упраздненного храма было предоставлено в пользование отцу Илариону, был выделен транспорт для перевозки утвари, в том числе иконостаса, на новое место служения батюшки.

На новом месте старец стал приводить храм в порядок. Он был в запустении, ремонт не было возможности произвести несколько десятилетий: на крыше росли березки, карнизы обвалились, штукатурка от стен откалывалась кусками. В течение короткого времени, благодаря батюшке, храм приобрел благолепный вид. Отец Иларион, в ту пору 80-летний старец, все работы контролировал, а часто и выполнял сам. Забраться по куполу и осмотреть крест могут только привычные и молодые люди, а батюшка говорил: «С Божией помощью доберусь, а быть необходимо!»

Труды батюшки вызывали большое уважение у всех окрестных жителей. Он не отказывался починить костюм, карманные и настенные часы, клал нуждающимся печи, чинил железные крыши. И всегда он, прежде выполнения работы, хорошо продумывал последовательность действий. Однажды отец Иларион откликнулся на просьбу одного жителя села Виноградово починить обветшавший пол в доме. Хозяин дома попросил заодно сделать люк в подпол. Когда работа была закончена, немного смущенный хозяин сказал: «Батюшка, а где же люк? Вы забыли сделать?» «Дайте мне ввернуть колечко в доску», — ответил отец Иларион. Колечко батюшка ввернул и поднял за него крышку люка, так подогнанную, что ее невозможно было заметить.

Трудами отца Илариона в храме был устроен левый придел во имя преподобного Сергия Радонежского и туда поставлены иконы из закрытого хуторского храма. В новом приделе отец Иларион сделал небольшие хоры для певчих, такие же хоры пристроил и в уже существующем, правом приделе во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1936 году настоятель храма протоиерей Константин Сперанский был арестован и погиб в лагере, та же участь грозила и отцу Илариону, но местные жители ходатайствовали перед властями за батюшку, как за искусного мастера-бессребреника, который всем всё чинил бесплатно.

Во время Великой Отечественной войны, с августа 1941 г . по 1945 г ., под престолом Владимирского храма села Виноградово находилась святая глава преподобного Сергия Радонежского, переданная старцу на хранение его духовным сыном Павлом Голубцовым. В апреле 1946 г . Троице-Сергиева Лавра была вновь открыта. Отец Иларион облачал святые мощи преподобного Сергия в схиму и вернул святую главу к мощам. Тогда же батюшка перешел на жительство в обитель преподобного Сергия. Он был избран братским духовником, но пробыл в Лавре недолго, всего год с небольшим. Снова вернулся в Виноградово, где тогда настоятелем был его родной брат, протоиерей Петр.

Уединенная жизнь в непрестанном труде с Иисусовой молитвой — таков был духовный строй жизни почившего старца. Изо дня в день текла размеренно его внутренняя и внешняя деятельность. Он не любил много говорить. Часто характерными резкими жестами дополнял он свою несложную речь. Эту мимику рук и пальцев, имевшую большую связь с его рабочими жестами, надо было понимать, как немую речь, невысказанную мысль.

Батюшка отличался необыкновенной вежливостью, не допускал в своей речи никаких грубых резких выражений, никогда не смеялся. В то же время был прост, сопровождал речь ласковой, согревающей сердце улыбкой. Никогда никто не видел в нем проявления гнева, вспыльчивости, раздражительности.

Роста старец был среднего, ходил крупными энергичными размеренными шагами, был худощав, имел выразительные рабочие руки с широкими ладонями. Лицо у старца было выразительное, с небольшим лбом, запоминающееся навсегда: большие подвижные темно-карие глаза, которые он то широко открывал, то, говоря, совсем прищуривал. С тарец имел большую белую бороду, такие же волосы, маленькую короткую шею, крепкое телосложение.

Вся его жизнь протекала в неустанном труде и помощи всем, с кем приходилось ему соприкасаться. «Не люблю сидеть без дела, люблю постучать!» — говаривал иногда архимандрит. В о время работы уста его шептали Иисусову молитву.

Старец ч асто говаривал: «Заповеди Господни знаешь — их надо исполнять». Таков был его ответ на вопросы о спасении и духовной жизни. И сам он в пример приводил свою встречу с отцом Иоанном Кронштадтским, когда на вопрос уставшего от народа всероссийского молитвенника, что ему нужно, кратко ответил: «Мне ничего не нужно от Вас, дорогой батюшка, прошу только Ваших святых молитв».

Не раз от него слышали: «Молчание никогда не раскаивается», «Леность муку вечную ходатайствует», «Не люблю властвовать над людьми».

Преставился схиархимандрит Иларион 15 марта 1951 года и был погребен в ограде Владимирской церкви, близ северных дверей храма.

Готовится к изданию книга «Подвижник Афона и Москвы», содержащая полное жизнеописание схиархимандрита Иллариона.

Жизнеописания составлено священником Владиславом Мишиным по материалам, предоставленным игуменом Андроником (Трубачевым) из архива архиепископа Сергия (Голубцова).

В 1891 году московский Иоанновский женский монастырь, располагавшийся в центре Москвы, на Солянке, получил от казны в надел в Московском уезде Троицкой волости лесной участок земли в 107 десятин. Среди леса была расчищена площадка, на которой в 1892 году началось строительство православного храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

Храм был выстроен деревянный, под железной кровлей, на каменном фундаменте. Крыша на средней части шпилевая, покрытая листовым железом в закрой, и окрашена в шашечку. Сооруженный в русском стиле, со звонницей, храм обращал внимание в художественном отношении по своему вкусу и изяществу внутренней отделки. В трех его выступах были устроены хоры, а в четвертом помещался деревянный с прекрасной резьбой иконостас, писанный сестрами Иоанновского монастыря. В алтаре построенного храма хранились частички мощей святых Сергия Радонежского и Иоанна Предтечи.

Кроме самого здания церкви, монастырский комплекс, который стал называться монастырским хутором, включал в себя кельи сестер ( 4 сестринских дома), дом для священника, больницу, помещение одноклассной церковно-приходской школы для девочек, а также хозяйственные постройки: скотный двор, конюшню, птичник, баню, прачечную, сторожку, погреб. Здесь же находилось монастырское кладбище.

К сожалению, архивные документы ничего не сообщают о количестве монахинь и послушниц, подвизавшихся на хуторе Иоанновского монастыря. Однако, судя по описанию построек и земель, которые имел здесь монастырь, их было немало. Они трудились и в школе, и в больнице, и на скотном дворе, и на птичнике, и в прачечной. Своими силами сажали и выращивали хлеб, картофель и другие, необходимые для существования, продукты, заготавливали их на зиму.

Последние сестры Иоанновского монастыря, проживая на этом хуторе (с. Чернецово близ станции Марк Савеловской ж/д), вели самостоятельное хозяйство вплоть до 1929 г ., когда после национализации земель и имущества и в связи с обложением огромными налогами хозяйство было разрушено. После этого сестры занимались пошивом одеял, другим рукоделием и поденными работами в Москве и окрестных селениях. В разное время здесь проживало от 43 до 60 человек.

В начале 30-х годов у платформы Долгопрудная Савеловской железной дороги начал создаваться центр научного и спортивного воздухоплавания, выполнявший функции строительства дирижаблей и Московского дирижаблепорта. В апреле 1931 г . он получил статус рабочего поселка Дирижаблестрой. В 1937 году был пущен в эксплуатацию Газовый завод по выработке водорода для дирижаблей и аэростатов.

LiveInternetLiveInternet

Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 21 21/05/2014
Преподобный Сергий Радонежский в житии. 1480-90-е гг. © / Дионисий / Public Domain

260 лет назад родился Серафим Саровский и 700 лет назад Сергий Радонеж­ский — два самых почитаемых старца, обладавших невероятным даром предсказаний.
«Жаль, у тебя только один сын, а остальные девчонки, не бывать ему священником, не замолвить слова за семью перед Богом, — вздохнул иеромонах Алексий (Медведев), с которым я познакомилась за несколько минут до этого в храме Гроба Господня в Иерусалиме, и добавил: — А племянник твой, о котором молиться пришла, бегать почище многих других ещё будет». Ну откуда этот совершенно незнакомый мне батюшка мог знать столь точную информацию о моей судьбе?

Говорят, число старцев в России постепенно убывает, но этому противоречат всё новые и новые свидетельства чудес и невероятных в своей прозорливости озарений, которые исходят от многих прошлых и настоящих монахов. К старчест­ву сами священники относятся чрезвычайно настороженно. Сами себя никогда старцы старцами не назовут, о своём даре говорить не будут, а осторожно скажут вслед за Серафимом Саровским: «Когда я от себя говорю, всегда бывают ошибки». А не менее известный архимандрит Иоанн (Крестьянкин) удивлялся: «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички».
И это понятно. К сожалению, за многовековую историю православной церкви на этом невероятном умении, даруемом единицам, паразитировало огромное число разных мошенников. Тем не менее в судьбе большинства самых известных священнослужителей старцы сыграли огромную роль.

Под нож нельзя!
Архимандрит Тихон (Шевкунов) так рассказывал о своём духовнике Иоанне (Крестьянкине): «Однажды отец Иоанн категорически запретил делать одной нашей знакомой совершенно плёвую, казалось бы, операцию по удалению катаракты. Потребовал от меня, чтобы я, дабы отвлечь её, вёз её на отдых в Крым. Но дама не послушалась и легла под нож. Во время операции у неё вдруг случился инсульт и полный паралич, а на следующие сутки она умерла. Как же мучился батюшка, что его не послушали, как отчитывал, что не уберёг её от неправильного шага».
А вот что вспоминает отец Димитрий Смирнов: «Как-то встретился со мной некий чин с Лубянки и начал соблазнять: «Ты на нас поработай, никого при этом подставлять не надо будет, но зато получишь хорошую церковь в центре Москвы». Не успели расстаться, а мне от отца Павла (Троицкого), духовника многих молодых московских священников, письмо, где тот пишет: «Не поддавайся на посулы, это тебя искушает дьявол!» О нём же другой его духовный сын, епископ Пантелеимон (Шатов) рассказывал так: «В полученном от него письме вдруг приписка для моей дочери: мол, нельзя так плохо учиться и столько двоек хватать. Удивился я, попросил дневник показать, а там и правда полно плохих отметок. Дочь после этого сразу лениться бросила, так удивилась».
Духовным отцом нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла также является признанный обладатель провидческого дара, его однокашник по Духовной академии оптинский старец схиархимандрит Илий (Ноздрин). О нём монахиня Филарета говорит так: «Батюшка иногда мог дословно повторить слова, сказанные в келье Новодевичьего монастыря, хотя находился за 400 км от Москвы — в Оптиной пустыни».
Богатырь с кошачьими усами
Безусловно, кто-то из читателей скептически усмехнётся. И конечно, не следует верить всем и всему, но факт остаётся фактом — число старцев в России из века в век не убывает. И касаются их предсказания как бытовых вещей, так и судеб страны. Например, Василий Блаженный, в честь которого выстроен самый, наверное, известный православный собор России, за несколько столетий до Петра I предсказал: «За Ивашкой Грозным будет много царей, но один из них, богатырь с кошачьими усами, злодей и богохульник, наново укрепит русскую державу, хотя на пути к заветным синим морям поляжет треть народа русского, аки брёвна под телеги».

Пророчества старцев о России

Святитель
Феофан Затворник
«Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам всё в толк не берётся. Завязли в грязи западной по уши, и всё хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня».

Святитель
Феофан Полтавский, 1930 г.
«Господь предызбрал будущего царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Произойдёт то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мёртвых, и весь мир удивится. Православие в ней восторжествует. Самим Богом будет поставлен сильный Царь на Престоле».

Схииеромонах
Аристоклий Афонский, 1917 г.
«Начался суд Божий над живыми, и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснётся. Началось с России, а потом дальше… А Россия будет спасена. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость свою над Россией».

Преподобный
Серафим Саровский, 1825-1832 гг.
«Перед концом времён Россия сольётся в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог изрёк устами святых: «Царство Всероссийское, пред которым в трепете все народы будут».

Преподобный Серафим Вырицкий, начало XX в.
«Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Но спасение миру — от России».
Где живут самые известные современные старцы

Архимандрит Кирилл (Павлов)
В этом году братский духовник Сергиевой лавры отмечает 95-летний юбилей. Он был духовником двух предыдущих патриархов — Пимена и Алексия II. Принимает, в силу возраста, паломников в очень ограниченном количестве. Поговаривают, что он тот самый сержант Павлов, чьим именем назван легендарный дом в Волгограде, не сдавшийся фашистам.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
Он единственный человек, перед кем склоняет голову в знак глубочайшего уважения сам патриарх Кирилл. 5 лет назад вновь избранный Патриарх всея Руси попросил отца Илия переехать к нему в резиденцию в Переделкино. С того времени монах большую часть времени проводит в подмосковной резиденции патриарха, в небольшом отдельном домишке вместе с несколькими другими монахами, где ведёт приём желающих. Но порой уезжает в родную Оптину пустынь, где также принимает.
Отец Власий (Перегонцев)
Человек невероятной судьбы, получивший прозвище «прозорливый» — все общавшиеся с ним уверяют: видит людей насквозь. Время от времени исповедует. Но очередь к нему — по 700 человек ежедневно, потому надо настроиться на долгое ожидание и приезжать в монастырь на несколько дней.
Архимандрит Иларион (Царёв)
Наместник монастыря — человек деятельный, попасть к нему на приём относительно легко, но славен строгостью и непримиримой позицией по многим современным новшествам, например по ИНН. Как-то по его слову обладатель налогового номера буквально врос в землю и не смог двигаться, пока не покаялся.
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
Основатель женской обители являет редкий пример поистине современного старца — обладая, как говорят очевидцы, исконно старинным пророческим даром, он ведёт вполне современную жизнь — участвует в теле- и радиопередачах, пишет книги, ведёт интернет-сайт, работает в фондах.
Протоиерей Валериан (Кречетов)
Редкий пример старца из «белого духовенства» (долгое время считалось, что даром прозорливости обладают исключительно монахи). Духовник многих московских священнослужителей. Он сам говорит: «Совершать таинства могут многие священники, а давать советы только те, кому это дано».
Юлия Тутина