Иннокентий кульчицкий епископ иркутский

Жизнеописание святителя

Святой Иннокентий (при рождении нареченный Иоанном) родился и вырос в Чернигове в семье религиозных дворян. С юности Иннокентий Кульчицкий мечтал посвятить свою жизнь служению Господу. После получения начального образования дома, он обучался в Киевской духовной академии. Далее поехал в Москву и Санкт-Петербург.

Заметил молодого священнослужителя Петр I и лично пожаловал ему епископский сан, а позже молодого епископа отправили с государственной миссией в Китай. Но, к сожалению, святителю не удалось попасть в Поднебесную, поскольку власти Китая всячески препятствовали этому и откладывали визит священнослужителя. В это время умер Петр І, но Екатерина I назначила Иннокентия Кульчицкого первым епископом Иркутска.

Именно это и стало ключевым этапом в распространении православной веры в Сибири. Святитель был образованным человеком, смог самостоятельно изучить язык местных жителей и открыл несколько детских школ, где преподавал слово Божие.

К сожалению, епископ пробыл на своей должности всего чуть более 4-х лет. Но это время оказалось очень плодотворным, так как он успел построить несколько церквей, искоренил пьянство среди сибирских монахов и лично занимался просвещением иноверцев. Одним из самых известных решений Иннокентия Иркутского являлся запрет на захоронение по православным канонам тех людей, которые погибли от пьянства и чревоугодия. Их хоронили за пределами кладбища, как и самоубийц.

Сам святитель не обладал крепким здоровьем, а суровый климат Сибири окончательно подкосил его. Однако епископ никогда не отказывал прихожанам в молитве и благословении и служил богослужения даже в отдаленных селениях. После смерти епископ Иннокентий Иркутский был захоронен в Тихвинской церкви на территории обители, а точнее – под ее алтарем, в специально возведенном для этого склепе.

Канонизация, обретение мощей и их местонахождение в прошлом

Спустя несколько десятилетий после смерти епископа церковь начали ремонтировать. Так и обнаружили, что тело Иннокентия Иркутского не сгнило. Подобное происходит нечасто и лишь с по-настоящему благочестивыми людьми. Усыхание тела святителя и отсутствие каких-либо признаков гнили или плесени не только на его теле, но и на внутренней обивке гроба подтолкнули монастырских служителей к тому, чтобы посчитать тело усопшего цельбоносным и нетленным. Поскольку святитель еще при жизни почитался чудотворцем, обретение его мощей сделало Вознесенский монастырь одним из самых известных и богатых в стране, так как прихожане со всех уголков России начали паломничество к мощам святителя.

Иннокентия Кульчицкого возвели в ранг святых, а его мощи перенесли в Тихвинскую церковь. Для возложения мощей от императора Александр І было получено дорогое парчовое покрывало с позолотой.

Изначально мощи святителя Иннокентия лежали в гробу с деревянной ракой, но уже спустя 3 года, благодаря щедрому пожертвованию купца из Иркутска, из Москвы была привезена специально изготовленная деревянная рака, украшенная позолотой и херувимами. Вокруг раки расположилось огромное количество дорогих ценностей, принесенных в дар паломниками.

Теперь память святого чтят несколько раз в год на особых храмовых праздниках, а в Томске даже есть отдельная домовая церковь в честь святителя Иннокентия Иркутского. Позже Вознесенскую обитель разрушили, но после распада СССР ее начали восстанавливать заново.

Потеря мощей во времена СССР и их повторное обретение

Негативное отношение советской власти к религии и всему, что с ней связано, привело к тому, что в начале 20-го века раку с мощами вскрыли, а останки святителя вывезли. Долгое время они считались безвозвратно утерянными. Однако в 1990-е годы произошло повторное обретение мощей. Их нашли в сырой подсобке церкви Николы Надеина в Ярославле. Позже их перевезли в Знаменский монастырь в Иркутске, где святые мощи находятся и по сей день. Каждое воскресенье открывают окно раки, чтобы прихожане могли приложиться к мощам, а в особых случаях прихожанам дают разрешение узреть руку святителя Иннокентия Иркутского.

Кому следует обратиться за помощью к мощам святителя

Святитель Иннокентий Иркутский еще при жизни был известен своими чудесами. Он не только занимался просветительской работой среди местного населения, но и заботился о своих прихожанах.

Преклонившись перед мощами святителя Иннокентия, люди просят избавления от телесных недугов, в том числе и от наркомании. Даже был создан особый душепопечительный центр имени епископа Иннокентия Иркутского. Это закрытая община монастырского типа, в котором занимаются реабилитацией наркозависимых молодых людей и их родителей.

Кроме того, существуют особые молитвы, которые следуют читать, преклонившись перед мощами святителя. С помощью таких молитв можно попросить исцеления и содействия в укреплении веры.

Некоторые чудеса от мощей святителя Иннокентия Иркутского

Святые мощи Иннокентия Иркутского произвели много чудес. Вера в заступничество святителя была настолько сильной, что передавалась из поколения в поколение, а многие люди, преклонившись перед мощами, получали желаемое. И хотя существуют и современные чудесные исцеления от недугов, наиболее полная информация о чудодейственных способностях мощей сохранилась в древних летописях:

  • В 1770 году сон о Тихвинской церкви и молитве в ней исцелил от лихорадки жительницу Иркутска Пелагею Судейкину.

  • Еще одно чудесное исцеление произошло с купцом из Якутска. Он сломал ногу, но последствия травмы оказались настолько серьезными, что мужчина был готов проститься с жизнью. Но больной увидел видение, в котором святитель подсказывал ему попросить помощи у мощей Иннокентия Иркутского. Когда купец уверовал в правдивость видения, утром он проснулся полностью исцеленным.

  • Однажды осмотреть Вознесенский монастырь пришло двое мужчин, которые совершили акт кощунства над мощами. Один мужчина взял святителя за ногу, а другой за руку. Но Господь не допустил подобного обращения, и по пути домой бричка кощунников перевернулась, и один из них сломал руку, а другой – ногу.

  • Чудо произошло с протоиереем Иаковом Загоскиным, который сначала начал терять зрение, а позже и вовсе его утратил. Зная о чудодейственном действии мощей, протоиерей призывал Иннокентия Иркутского помочь ему, но безрезультатно. Однажды святитель явился ему во сне и попросил чаще призывать его имя. Протоиерей послушал совета, и постепенно зрение вернулось к нему.

  • Чудотворные свойства мощей коснулись и самого Вознесенского монастыря. Когда огонь охватил весь монастырь и Тихвинскую церковь, прихожане хотели вынести мощи из нее, но епископ Михаил сказал, что мощи смогут побороть огонь. Так и случилось, огонь постепенно угас и внутренняя часть храма не пострадала.

  • Искренняя молитва у мощей может помочь и в избавлении от умственных расстройств. Когда-то в Иркутск приехала незнакомая никому слабоумная женщина. Нужда вынудила ее просить денег, чтобы попасть, по ее собственным словам, за реку, к могиле старца. Когда женщина попала в нужный монастырь, она присутствовала на нескольких богослужениях, после которых полностью исцелилась и даже смогла назвать свое имя. Кроме того, женщина сообщила, что ей было видение святителя, который точно указал дату ее смерти. И действительно, женщина скончалась в назначенный день.

Подобных примеров насчитываются сотни.

Кроме того, посетители Знаменской обители знают, что еще несколько десятилетий назад икона святителя Иннокентия была в очень плохом состоянии. Почти вся она была черной. Однако, после повторного обретения мощей изображение на иконе стало постепенно обновляться, и теперь просветлело.

Где можно приложиться к мощам святителя сегодня

Поток паломников к мощам святителя не ослабевает и сейчас, так как искренняя молитва и преклонение перед мощами святителя продолжают исцелять тяжелобольных. Сейчас преклониться перед мощами можно в женском Знаменском монастыре Иркутска. Это действующий монастырь, расположенный в городе Иркутске по адресу: улица Ангарская, 14.

Все храмы Иннокентия, епископа Иркутского (78 всего, 77 на карте)

Амурская область

Магдагачинский район. Черняево. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Серышевский район. Серышево. Иннокентия (Вениаминова), церковь

Владимирская область

Александровский район. Годуново. Михаила Архангела, церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)

Забайкальский край

Читинский район. Лесной Городок. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Улётовский район. Танга. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь

Иркутская область

Иркутск, город. Иркутск. Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Иркутск, город. Иркутск. Николая Чудотворца и Иннокентия, епископа Иркутского, церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Иркутск, город. Иркутск. Казанской иконы Божией Матери, кафедральный собор (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Иркутск, город. Иркутск. Иннокентия, епикопа Иркутского, часовня
Иркутск, город. Иркутск. Прокопия и Иоанна, Устюжских Чудотворцев, церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Иркутск, город. Иркутск. Иннокентия, епископа Иркутского, часовня
Иркутск, город. Иркутск. Никанора и Иннокентия Иркутского при бывшем Ремесленно-воспитательном заведении им. Н.П. Трапезникова, домовая церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Иркутск, город. Иркутск. Иннокентия, епископа Иркутского на станции Иннокентьевская, церковь
Иркутск, город. Иркутск. Иннокентия, епископа Иркутского (Глазковская), церковь
Иркутск, город. Иркутск. Иннокентия, епископа Иркутского при покойницкой Кузнецовской больницы, церковь
Иркутск, город. Иркутск. Вознесенский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Качугский район. Белоусово. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Качугский район. Залог. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Качугский район. Качуг. Вознесения Господня (каменная), церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Жигаловский район. Чикан. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Ольхонский район. Курма. Иннокентия, епископа Иркутского, часовня (координаты не указаны)
Слюдянский район. Половинная. Николая Чудотворца и Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Усольский район. Мальта. Вознесения Господня, церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Усть-Илимский район. Невон. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Тулунский район. Тулун. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Киренский район. Мутина. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Киренский район. Киренск. Троицкий Киренский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Киренский район. Красноярово. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Усть-Кутский район. Омолой. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Усть-Кутский район. Турука. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Бодайбинский район. Апрельск. Иннокентия, епископа Иркутского на Надеждинском прииске, церковь
Аларский район. Кутулик. Иоанна Предтечи (каменная), церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Аларский район. Аларь. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Нижнеилимский район. Голиковское, урочище. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Нижнеудинский район. Старый Алзамай. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Нижнеудинский район. Нижнеудинск. Вознесения Господня, собор (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)

Казахстан

Восточно-Казахстанская область. Семей (Семипалатинск). Иннокентия, епископа Иркутского при учительской семинарии, домовая церковь

Камчатский край

Усть-Камчатский район. Козыревск. Иннокентия, епископа Иркутского, часовня
Алеутский район. Никольское. Николая Чудотворца (старая), церковь

Красноярский край

Красноярск, город. Красноярск. Троицы Живоначальной, собор (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Красноярск, город. Заповедник. Иннокентия, епископа Иркутского, часовня
Дивногорск, город. Овсянка. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Партизанский район. Партизанское. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Балахтинский район. Балахта. Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Енисейск, город. Енисейск. Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)

Ленинградская область

Выборгский район. Красавица. Иннокентия, епископа Иркутского в эко-парке Вереск, часовня

Московская область

Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники. Люберцы. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Ленинский городской округ. Остров. Петра Митрополита Московского и Иннокентия Иркутского, церковь

Нижегородская область

Нижний Новгород, город. Советский район. Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)

Пензенская область

Пенза, город. Пенза. Иннокентия, епископа Иркутского в бывшем здании духовной семинарии, домовая церковь
Пенза, город. Пенза. Иннокентия, епископа Иркутского в дореволюционном здании духовной семинарии, домовая церковь

Пенза, город. Пенза. Иннокентия, епископа Иркутского при духовной семинарии, домовая церковь

Приморский край

Хасанский район. Цуканово (Янчихе). Филиппа, митрополита Московского и Иннокентия, епископа Иркутского, церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)

Прочие страны

Китай. Пекин. Иннокентия, епископа Иркутского в здании Красной фанзы, домовая церковь
Китай. Лабудалинь. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь

Республика Бурятия

Улан-Удэ, город. Улан-Удэ. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Улан-Удэ, город. Улан-Удэ. Иннокентия, епископа Иркутского, часовня
Кабанский район. Танхой. Иннокентия, епископа Иркутского (временная), церковь
Северобайкальский район. Байкальское. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь

Республика Саха (Якутия)

Ленский район. Нюя. Иннокентия Иркутского, церковь
Таттинский район. Черкёх. Иннокентия, епископа Иркутского, часовня
Вилюйский район. Вилюйск. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь

Республика Татарстан

Казань, город. Казань. Иоанно-Предтеченский монастырь. Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)

Республика Тыва

Туран, город. Туран. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь
Туран, город. Туран. Иннокентия, епископа Иркутского (старая), церковь

США

Аляска. Анкоридж. Иннокентия, епископа Иркутского, собор
Орегон. Рог Ривер. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь

Свердловская область

Ирбит (МО город Ирбит). Ирбит. Богоявления Господня, собор (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)

Томская область

Томск, город. Томск. Иоанно-Предтеченский Томский женский монастырь. Церковь Иннокентия, епископа Иркутского
Томский район. Калтай. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь

Тюменская область

Тобольский район и г. Тобольск. Тобольск. Иннокентия, епископа Иркутского, при Тобольской мужской гимназии, церковь

Украина, Ровненская область

Здолбуновский район. Дермань 2-я. Троицкий Дерманский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)

Хабаровский край

Хабаровск, город. Хабаровск. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь

Эстония

Сааремаа. Пярсама. Иннокентия, епископа Иркутского, церковь

г. Москва

Восточный административный округ (ВАО). Преображенское. Алексия, митрополита Московского и Иннокентия Иркутского при бывшей митрополичьей даче в Черкизове, церковь
Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Спаса Преображения, что в Наливках, церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)

г. Санкт-Петербург

Санкт-Петербург. Василеостровский район. Александра Невского при 1-м Реальном Училище Императора Александра III, церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)
Санкт-Петербург. Центральный район. Шестоковской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Иннокентия, епископа Иркутского)

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, чудотворец

Краткое житие святителя Иннокентия,
епископа Иркутского, чудотворца.

празднование 9/22 февраля, 26 ноября/9 декабря.

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, известный благочестием и ученостью архипастырь, был просветителем отдаленнейшей окраины Русского государства— Восточной Сибири, опытным устроителем церковной жизни Иркутской епархии.

Происходил он из дворянского рода Кульчицких (в миру носил имя Иоанн). Святитель родился около 1682 года. Обучался он в Киевской духовной академии. В 1706 году, окончив курс обучения, принял монашеский постриг с именем Иннокентий и вступил в число братии Киево-Печерской Лавры.

В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1714 году его назначили префектом академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию. В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Петра I вызвали в Александро-Невскую Лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финском городе Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях.

В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переяславского. До окончательного утверждения этого определения святитель исполнял должность наместника Александро-Невской Лавры, а 5 марта 1721 года святой Иннокентий был хиротонисан в Троицком соборе Лавры во епископа Переяславского, в присутствии Петра I.

19 апреля 1721 года русский миссионер вместе с двумя иеромонахами, двумя диаконами, пятью певчими и несколькими служителями выехал из Петербурга, и только в марте 1722 года прибыл в Иркутск. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как неосторожно назвал Святителя в грамоте тобольский губернатор.

Три года вынужден был провести Святитель в Селенгинске на границе с Китаем, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и от неустройства гражданского управления в Сибири. Неоднократно он обращался в Синод, сообщая о своем бедственном положении: «Где мне главу приклонити и прочее жития моего время окончити…? Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад? И чем? — Без указа подвод не дадут. И куда? — Понеже лисы язвины имеют для отдыха, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюся бо со двора на двор и из дома в дом преходящи».

Не получая жалованья, Святитель и его спутники питались подаяниями русских купцов. Единственной отрадой для святого Иннокентия были Богослужения в Селенгинском соборе и в храме Троицкого Селенгинского монастыря. Несмотря на тягостные условия жизни, Святитель никогда не оставался в праздности: писал иконы, проповедовал Слово Божие жившим вокруг бурятам и монголам и просвещал их святым Крещением.

В феврале 1725 года из Синода пришел указ, повелевавший Святителю выехать из Селенгинска в Иркутск, где архипастырь поселился в Вознесенском монастыре. В августе 1727 года Святитель получил указ о назначении его правящим епископом новой Иркутской епархии. Обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурятов, монголов, якутов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало архипастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он подолгу не получал жалования и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства Вознесенского монастыря содержалась монголо-русская школа. Неустанные заботы святителя были обращены на подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.

Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания, инструкции и предписания.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению Святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления,— говорил Святитель,— должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено,— засуха прекратилась.

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи. В епархии Святителя насчитывалось 33 церкви и 4 монастыря. Будучи строгим ревнителем благочестия, святитель Иннокентий неутомимо заботился о избрании достойных пастырей, он говорил: «Но ныне аще кто пожелает святую церковь построити, то не стены едины созидайте, но и внутрь украшайте ризами, сосудами, а наипаче всех сих — людьми благоразумными — священниками богобоязненными»,

Заповедуя инокам соблюдать монашеское правило, Святитель сам строго выполнял его. Любил он уединяться для молитвы в пещеру, которую ископал для себя основатель Вознесенской обители старец Герасим, любил он возносить свои моления и над могилой старца. По ночам Святитель читал творения святых отцов и часто, ночью, выходил из своей келлии, направлялся к главному храму Вознесенской обители и молился на него со всех четырех сторон. В своей келейной жизни святой был прост, принимал участие в полевых работах. Одежда его состояла из власяницы, поверх которой он надевал сделанный из кожи лося подрясник и кожаный пояс.

Не отличаясь крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод святитель Иннокентий рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

В 1764 году тело святого первопрестольника Иркутского обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к Святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя Иннокентия в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение».

Второй день памяти Святителя— 9 февраля.

Главная / Церковный календарь

Житие святителя Иннокентия епископа Иркутского

Прославленный во святых, дивный в чудесах, чтимый ближними и дальними,чудотворец Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии. По преданию, родился он в семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего польского рода. Фамилию эту вместе с дворянским достоинством пращуры будущего святителя получили от польского короля Болеслава Храброго. При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия.

Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Учился Иван очень хорошо, каждый предмет изучал основательно и не было ни одной дисциплины, которую бы он не освоил с успехом. С особенным прилежанием он занимался словесностью, надеясь впоследствии подвизаться в проповеди Слова Божия.
Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий. Избранник Божий принял постриг в Антониевой пещере, под Киевом.

По окончании академии, примерно в 1706-1708 годах, благочестивый инок был затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а отсюда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Лавра, чтобы послужить здесь примером доброго иноческого жития. Ему была поручена важная должность обер-иеромонаха во флоте. Св. Иннокентий в течение каждой недели должен был обозреть все корабли, наблюдая за жизнью флотских иеромонахов в качестве правительственного лица и разрешая им разные недоуменные вопросы.

Появление образованного, благочестивого инока стало заметно на общем фоне подвизавшихся, и молодой монах скоро обратил на себя внимание императора Петра I. Опираясь на мнение Сибирского митрополита Филофея (Лещинского), государь утвердился в своем желании образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по плану царя, должен был возглавить епископ. Митрополит рекомендовал на эту должность иеромонаха Иннокентия, мужа вполне достойного царева доверия.

На третьей седмице Великого поста, 5 марта 1721 года, в воскресенье, в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа. Таинство в присутствии Всероссийского самодержца свершили члены Святейшего Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) и Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович).

Сразу по Пасхе, на Светлой седмице, владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, выехал из Санкт-Петербурга в страну неведомых хинов. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.

В то время в Пекине неожиданно большое влияние приобрели иезуиты, которые под различными предлогами склоняли, местных чиновников уклоняться от принятия русского епископа. И повод для отказа был найден. В письме с просьбой о разрешении на въезд владыка Иннокентий был назван <богдо> — то есть <великий>, а у китайцев такое обращение было принято только к императору, и потому де двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно.

В ожидании новых указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Скорбна была жизнь святителя. Не получая жалования, а назначено ему было 1500 рублей в год, он содержал себя и свиту подаяниями доброхотов. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась. Поношенное платье владыка чинил себе сам. Утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе.

<Где мне главу преклонити и прочее жития моего время окончати Святейший Правительственный Синод заблагорассудит? — писал он в Синод. — Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад… понеже и лисы язвины имут на починок, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюсь бо со двора на двор и и из дому в дом переходящи>.

Кое-как пристроился владыка со свитой жить на даче Троицкого Селенгинского монастыря. А чтобы не даром есть монастырский хлеб, он и его диакон писали для храма иконы.

Не без Промысла Божия отказали китайцы во въезде владыке. Вынужденное его <сидение> в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск.

Лишь в марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. Управлял монастырем в отсутствие архимандрита Антония Платковского игумен Пахомий. Он отвел высокому гостю и его свите помещение на восточной стороне обители, на берегу Ангары. Здесь же, на монастырских землях, им выделили участки под огород, и таким образом жизнь обрела некую стабильность, особенно летом, когда нужно было заниматься огородничеством. Узнав о жительстве в монастыре епископа, в поисках духовного утешения к нему стали стекаться люди. Особенно стремились к владыке дети и инородцы.

В тот же год скончался император Петр I. Вдова и наследница престола Екатерина I назначила чрезвычайным послом в Китай графа Савву Владиславовича Рагузинского и обязала его взять с собой в Пекин епископа Иннокентия, если, конечно, китайцы согласятся.

В Иркутск Рагузинский прибыл 5 апреля 1726 года. Встретившись с владыкой, он предложил ему возвратиться в Селенгинск и там ждать его, а сам задержался в Иркутске для необходимых дорожных приготовлений. В это время в Иркутск из Москвы вернулся архимандрит Антоний Платковский, ранее уже бывавший в Пекине с послом Измайловым. Очень ему хотелось быть начальником тамошней миссии, и он постарался расположить к себе графа Рагузинского. Всю ловкость, хитрость, услужливость и хлебосольство, даже наветы и хулу на епископа Иннокентия, постарался употребить архимандрит Антоний. Следствием этих маневров архимандрита было письмо посла Рагузинского в Петербург, в котором говорилось, что он не надеется на то, что китайцы примут владыку, а потому находит способным к должности начальника миссии архимандрита Антония Платковского. Письмо было отравлено с нарочным в Петербург и там принято без проверки. В марте следующего года святитель Иннокентий получил новый указ — опять переселиться в Вознесенский монастырь. Начальником миссии в Пекине был назначен архимандрит Антоний Платковский.

Только владыка успел устроиться в Вознесенском монастыре, как из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была образована новая кафедра, и с преосвященного Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов.

Водворившись на новом месте, владыка Иннокентий столкнулся с теми же проблемами, что и в Селенгинске. По-прежнему не на что было жить, все так же не было крыши над головой. Консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. В то время Иркутск еще не разросся до пределов Вознесенского монастыря, и владыке приходилось часто путешествовать по плохой дороге в город и обратно. Будучи не очень здоровым человеком и тяжело перенося переезды, он просил граждан Иркутска дать ему на время помещение. Не нашлось среди иркутян того, кто бы принял в свой дом будущего молитвенника и заступника пред престолом Божиим за всю иркутскую паству. Наконец в 1728 году провинциальная канцелярия сжалилась над владыкой и отвела ему дом боярского сына Димитрия Елезова.

Немногим более четырех лет окормлял он иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил он с великой пользой для спасения. Как было уже сказано, владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял. На теле он носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.

Очень любил владыка делать что-либо своими руками. Днем помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовном послушании, а по ночам шил для учеников обувь (чарки). Своими руками посадил в монастыре два кедра.

Пастырь добрый не только руками трудился, но и на мгновение не оставлял главного дела — проповеди Слова Божия. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное.

Физические немощи не могли остановить его неиссякаемой любви к Богу, которой он спешил поделиться со всеми. Следование за Христом было для него не просто призывом, но смыслом жизни. Этим принципом руководствовался он в каждом деле. Шил ли чарки, учил ли бурят, возводил ли храм, он всегда перед собой имел образ Спасителя нашего Иисуса Христа.

Надлежало ему по должности творить суд, и никогда не перекладывал он на других это неприятное дело. Всегда решал сам, входил во все обстоятельства дела, быстро принимал решения, покрывая любовью строгую правду закона.

При всех неблагоприятных условиях сообщения с городом в его правление почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора.

При Вознесенском монастыре еще архимандритом Платковским была устроена монгольская школа. Святитель Иннокентий не только поддержал это полезное для края начинание, но открыл еще славяно-русскую школу для всех сословий.

Первый Иркутский епископ исходатайствовал из государевой казны содержание для своих преемников и средства на сооружение архиерейского дома. Им же были определены границы епархии.

От трудов праведных любил владыка отдохнуть в небольшом селении Малая Еланка, в пятнадцати верстах от Вознесенской обители.
Здесь жили направленные из монастыря на полевые работы послушники, монахи и крестьяне. Помогая в будние дни «труждающимся и обремененным», он следил за тем, чтобы воскресные и праздничные дни никакие заботы не отвлекали бы их от службы Божией. В самой Малой Еланке была организована часовня и, владыка не раз предсказывал, что со временем на месте ее будет возведен храм. Пророчество это исполнилось в конце XIX века. При жизни владыка не раз еще поражал современников своей духовной прозорливостью.

Как-то на день Кирилла, патриарха Александрийского (9 июня), жители селения Фекского просили владыку отслужить у них Божественную литургию. «Хорошо, — ответил владыка, — отслужим. Но только вперед съездим по лету, а назад по зиме». В тот момент селяне не поняли смысла его слов, но на следующий после литургии день выпал такой снег, что владыке пришлось возвращаться в санях.

Был и другой удивительный случай, утвердивший всех в том, что владыка был подлинно сосудом избранным, исполненным Духа Свята. Однажды, при совершении крестного хода вокруг города, начался ливень и все промокли до нитки. И только святительских одежд не коснулась ни одна капля!

Такие проявления на нем Божией благодати стяжали ему еще при жизни любовь и уважение паствы, а по кончине стали основанием к благоговейному почитанию его памяти. >

Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом. В последний раз совершал он Божественную литургию в день Покрова Пресвятой Богородицы и затем в воскресный день 3 октября. После этого немощи человеческие приковали владыку к одру. Болезнь то усиливалась, то отпускала. В минуты ухудшения здоровья владыка созывал братию, благодарил служивших ему за любовь и попечение, раздавал на память кое-что из своих вещей, а тем, кому подарков не хватило, обещал при первом укреплении сил обязательно вознаградить. Очень скорбел владыка, что оставляет Вознесенский храм в неисправном состоянии и не раз высказывался, что если бы положили ему жалованье, то первую тысячу рублей употребил бы на построение каменной церкви.

Жалованья при жизни он так и не дождался. Решение о начислении ему содержания и удовлетворения некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался.

В четверг 25 ноября страдания святителя стали чрезвычайными. Братию и всех городских священников он просил молиться о себе и отслужить после литургии параклис. В субботу 27 ноября 1731 году в седьмом часу утра Господь навеки упокоил святителя.

Монастырский колокол возвестил о его кончине, последовавшей в присутствии его духовника иеромонаха Корнилия (Бобровникова), братии и келейников. Почившего облекли в его власяницу, поверх которой надели китайского шелка подрясник и шелковую мантию. Голову владыки покрыли клобуком, в котором он ходил при жизни.

О кончине владыки было доложено вице-губернатору Жолобову. Вице-губернатор, непомерно корыстный и алчный человек, решил воспользоваться случаем и отобрал не только все имущество владыки, но и часть монастырского достояния. Обобрав таким образом обитель, он лишил братию не только возможности похоронить святителя Иннокентия, но даже и литургию невозможно было совершать за неимением вина. И только после настойчивой просьбы Жолобов выделил на погребение святителя триста рублей, запретив при этом впредь обращаться к нему.

Погребение святителя было совершено 5 декабря. Гроб из соснового дерева был обит черным бархатом. Пречистое тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведенной в 1688 году старцем Исаией.

Вскоре после кончины святителя Господь явил суд над обидчиками владыки. Архимандрит Антоний (Платковский), до последней степени обесчещенный в Пекине иноверцем Лангом, который публично и жестоко избил его, в узах был провезен мимо Вознесенской обители в Петербург. Там ожидало несчастного лишение сана и заточение. Вице-губернатору Жолобову по приговору уголовного суда в Петербурге была отрублена голова. Оба эти события поразили промыслительностью всех, даже самых закоснелых в неверии.

Возврат к общему списку

Иннокентий (Кульчицкий)

Иннокентий (Иван Кульчицкий, или Кульчитский; 1680 или 1682, Черниговский полк Войска Запорожского, Гетманщина — 27 ноября 1731, г. Иркутск, Российская империя) — православный священник, епископ Иркутский и Нерчинский (с 15 января 1727), первый правящий православный епископ Восточной Сибири. Прославлен Российской церковью в лике святых 1 декабря 1804; память 26 ноября (9 декабря) и в третью неделю по Пятидесятнице (Собор Галицких святых и Собор Санкт-Петербургских святых).

Происходит из шляхетского рода Кульчицких. Родился в именитой семье, члены которой играли заметную роль в истории Галиции, Литвы, Волыни, Заднепровской Украины. Учился в Киевском духовном училище, которое во время пребывания в нём И. Кульчицкого было преобразовано в академию (сентябрь 1700). В нём И. Кульчицкий провел годы с 1695 по 1706. Есть предположение, что родители И. Кульчицкого скончались ещё до окончания им учения и что это обстоятельство, а также склонность к иноческому житию побудили его принять монашество (1706). В Киево-Печерской лавре И. Кульчицкий пробыл до 1710. С 1714 по 1718 преподавал в московской Славяно-греко-латинской академии, префект академии.

В 1719 переведен в Санкт-Петербург и определен соборным иеромонахом в Александро-Невскую лавру. Назначен на должность корабельного иеромонаха на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле, затем — обер-иеромонахом флота, стоявшего в городе Або.

5 марта 1721 по повелению Петра I был рукоположён во епископа Переяславского и назначен руководителем русской духовной миссии в Пекине. В начале марта 1722 прибыл в Иркутск, затем в Селенгинск, но встретил сопротивление китайской стороны. Её представители заявили, что Иннокентий Кульчицкий назван в официальных бумагах «великим господином», а у них так называют кутухту (правителя), поэтому «Богдыхану не угодна» такая фигура. Три года тянулись переговоры, три года жил в Селенгинске, в Троице-Селенгинском монастыре, где написал несколько икон для Селенгинского монастыря. Открыл духовную школу в Селенгинске. После чего вернулся в Иркутск, жил в Вознесенском монастыре.

15 января 1727 Святейший Правительствующий Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским. Дата считается днём основания самостоятельной Иркутской епархии.

В 1728 весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – засуха прекратилась.

Управлял Иркутской и Нерчинской епархией в течение 4 лет и 3 месяцев до своей смерти в 1731, проживая постоянно в Вознесенском монастыре близ Иркутска. Оказывал содействие 1-й камчатской экспедиции В. Беринга.

Умер в результате тяжелой болезни. Преставился в Вознесенском монастыре в субботу 27 ноября 1731 в седьмом часу утра.

Будучи человеком глубоко верующим, высокообразованным, деятельным, Иннокентий Кульчицкий много сделал для укрепления православия в Восточной Сибири, для религиозно-нравственного просвещения паствы. В день его вступления в должность на огромном пространстве было всего 43 церкви и 4 монастыря. За короткий срок возникли храмы в Нерчинском Заводе, Балаганском остроге, Селенгинске, Иркутске (Владимирская), Чите, Троицкосавске, многие церкви возобновлены и отремонтированы. Автор опубликованных проповедей.

Народное почитание останков святителя началось в конце XVIII века вследствие обнаружения их нетленности. В последних числах сентября 1800 епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных мощей святителя для всенародного чествования. Преосвященный передал бывшим тогда в Иркутске сенаторам письмо для Государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Святейшего Синода рассмотрения дела. По распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин, который лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 докладывал Синоду. 1 декабря 1804 Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил:

«Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя».

Мощи святителя были открыты 19 января 1805; 16 февраля того же перенесены в соборную церковь Вознесенской обители и открыто почивали там в серебряной раке. Мощи были вскрыты в 1921 и позднее вывезены из храма. Повторно мощи были обретены в 1990 в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина и с того времени находятся в Знаменском монастыре Иркутска.

Память святителя и чудотворца Иннокентия, епископа Иркутского, совершается несколько раз в год: 10/23 октября — в день памяти Собора Волынских святых; 26 ноября/9 декабря — преставление; 9/22 февраля — обретение мощей; 10/23 июня — в день памяти Собора Сибирских святых; Третья неделя по Пятидесятнице — Собор Галицких и Санкт-Петербургских святых.

Читайте в Иркипедии: Иркутский святитель Иннокентий (Кульчитский): историко-биографический очерк.

  1. Житие Св. Иннокентия, 1-го епископа Иркутского. — Томск, 1876.
  2. Наумова О. Е. Иркутская епархия XVIII – 1-й пол. XIX в. – Иркутск, 1996.
  3. Иннокентий (Иоанн Кульчицкий) // Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск, 2011.
  4. Чупалов Н. С. Чудеса св. Иннокентия. — Иркутск, 1805.
  5. Иероним, иеромонах: Сказание о житии иже во святых отца нашего Иннокентия первого епископа Иркутского чудотворца. — Иркутск, 1807.
  6. Стрельбицкий Модест. О проповедничестве св. Иннокентия 1-го епископа Иркутского чудотворца. — Иркутск, 1873.
  7. Громов П. Протоиерей Иркутский. — Иркутск, 1868.
  8. Он же. Сказание о святом Иннокентии. — Иркутск, 1800.
  9. Иоанн Дроздов. Святитель Иннокентий епископ Иркутский. — Иркутск, 1903.
  10. Калинина И., Медведев С. Духовный вертоград Сибири // Земля Иркутская. — 2000. — № 14. — С. 8–10.