Интервью патриарха варфоломея

Содержание

Патриарх Варфоломей испугался «Иорданского собора»?

Константинопольский патриарх Варфоломей планирует провести общеправославную встречу по образцу Иорданского Собора и пригласить на нее всех Предстоятелей Православных Церквей, в том числе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщил РИА Новости источник в церковных кругах.

При этом глава Фанара также собирается пригласить главаря раскольнической т.н. ПЦУ Сергея Думенко. «Понятно, он приглашает Епифания, чтобы не приехал Патриарх Кирилл, и тогда не приедут и другие», — полагает источник РИА Новости.

«Варфоломей сейчас созывает синод Константинопольской патриархии, который обсудит ситуацию в Православии и итоги встречи в Аммане. Трехдневный синод патриархии решит вопрос о созыве общеправославной встречи с вопросом о ситуации в Православии. Название будет такое же, как в Аммане», — сказал собеседник.

По его словам, патриарх Варфоломей обеспокоен тем, что Иорданский Собор прошёл без него. «После великого раскола 1054 года между западом и востоком, православием и римскими католиками, это был первый синаксис, в котором участвовала большая часть православия без Константинополя. Это очень беспокоит Константинополь. Так что патриарх созовет синод, он будет работать три дня. Предполагается, что затем Варфоломей пригласит другие Церкви — все остальные Церкви, в том числе участвовавшие во встрече в Аммане, — для того чтобы рассудить, и не тему Украины, а то, что произошло», — сказал собеседник.

«Встреча должна будет обсудить единство в Православии в связи с тем, что произошло. Они считают, что встреча в Аммане была шагом против единства», — сказал собеседник.

Сам он назвал межправославную встречу в Иордании «правильным шагом». «Это то, что предусматривают священные каноны, первые апостольские каноны», — заметил он.

По его мнению, то, что Константинопольский патриарх созывает синаксис, означает, что результаты Аммана положительные. «И будет ошибкой Кирилла (патриарха Московского и всея Руси. — Ред) не поехать. Большой ошибкой. До сих пор он (патриарх Кирилл — ред.) призывал к этому (всеправославному совещанию — ред.). Варфоломей, для того чтобы не поехал Кирилл, позовет Епифания. С одной стороны, будет проблема, если Кирилл не поедет. С другой стороны, будет проблема, если поедет. Существует, однако, решение — они не должны сослужить вместе», — сказал собеседник.

«Русская Церковь может поехать, говорить, получить большинство, но не служить литургию вместе с Епифанием. Или не будет служить Епифаний с ними. Единственное решение сесть за один стол, обсудить. Сейчас Варфоломей вынуждается пойти и сесть за такой стол, поскольку не может сделать иного», — сказал источник.

Он считает, что организаторы межправославной встречи в Аммане правильно сделали, собрав всех за круглым столом: «То, что в Аммане все сидели за круглым столом, без кого-то во главе, показало единство и соборность Церкви, что все равные. В отличие от того, что было на Крите, где во главе был Варфоломей, а все остальные ниже его».

«В Аммане был большой круглый стол, но стол может быть и большим, чтобы за него сели все Церкви. Этого требовали и митрополиты Кифирский и Пирейский, требовал Ириней Сербский, этого требовали столько иерархов, но их не слушал патриарх Варфоломей. Сейчас он вынуждается делать это, но делает это не с мирным намерением, он делает это с упрямством и в духе мести. Это ошибка», — полагает источник в церковных кругах.

По его мнению, если встреча состоится, то после Пасхи. При этом в середине мая патриарх Варфоломей планирует посетить Америку, он побывает в Вашингтоне, Нью-Йорке, Пенсильвании и Бостоне. «Я не знаю, где будет собор, должна пройти подготовка к нему. Когда собирали всех за круглым столом (в Аммане — ред.), никто не возвышался над другими. В Фанаре, если Предстоятели поедут туда, будут левые, правые, а Патриарх в центре. Когда синаксис созывает Патриарх, все Церкви будут слева или справа, а он в центре. Это ошибка. Православная Церковь отделилась от католической именно по этой причине, потому что у нее нет первого. Первым в Православии является только Христос. Варфоломей сделал такую ошибку и создал раскол», — считает источник РИА Новости.

Он напомнил, что тот раскол имел тяжелые последствия: «Раскол создает геополитическое волнение, ломает сотрудничество, которое было между странами. Он открывает проблему с Черногорией, открывает проблему с Северной Македонией. И не только это. Он открывает проблему и с другими Церквами».

По его словам, после болгарского раскола 1872 года Константинопольский патриархат осудил этнофилетизм, чтобы не создавались в будущем такие проблемы. «Сейчас сама патриархия с украинским вопросом, с другими Церквями, создает ту же самую проблему. Православная Церковь не имеет национальной ориентации – все православные имеют одну идентичность, прежде всего они православные, и только после этого они греки, русские, болгары, сербы. «Вселенский патриарх» значит, что им может быть в следующий раз русский, потом серб, затем грек. За две тысячи лет не было вселенскости», — сказал он.

Собеседник агентства высказался и о возможном месте проведения собора: «Если он соберет встречу, то в Турции она пройти не может. Не может состояться и на Крите. В Иерусалиме также большая проблема. Встреча может состояться в Греции или в нейтральной стране».

На вопрос о возможности провести встречу в Москве собеседник агентства ответил, что патриарх Варфоломей поступил бы умно, если бы предложил провести там. «Но гнев плохой советник. Это очень плохое чувство. Он проявляется в письме, которое Варфоломей направил Феофилу», — сказал он.

«Варфоломей потерял хладнокровие в связи с совещанием в Аммане, вышел из себя. Он сам лично писал письмо Феофилу, без советников. Он делал одну ошибку за другой. И сейчас он делает крупнейшую ошибку. Если он созывает собор с целью найти способ изолировать или наказать всех тех, кто поехал в Амман, то у нас будет не просто раскол, у нас будет война», — выразил опасение собеседник РИА Новости.

Он уверен, что есть приемлемый способ решить вопрос с Сергеем Думенко: «Его можно назначить митрополитом в какой-либо из епархий. Но у него должна быть апостольская преемственность, надо провести правильное рукоположение, и он должен сначала быть простым священником, затем епископом».

По его мнению, до конца года история с «украинской автокефалией» может закончиться.

«Митрополит Волоколамский Иларион сказал, что состоится вторая встреча до конца года. Так что история может завершиться», — сказал он.

Комментируя заявления патриарха Варфоломея, что Иерусалимский Патриарх Феофил не имел права созывать Предстоятелей всех Поместных Церквей на встречу, собеседник агентства сказал, что это не так. «Только пять древнейших Церквей могли созывать большой синаксис с участием всех Церквей. До раскола 1054 года в пентархии были Римская церковь, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. После раскола остались четыре Церкви, Иерусалимская входит в их число», — заметил он.

«Всеправославный собор — это когда участвуют все, это то, что должно было пройти на Крите, но не произошло. Это то, что могло пройти в Аммане, но не произошло. Это означает, что у нас есть проблема, и проблема называется «раскол»», — заключил собеседник РИА Новости.

Намерение Константинопольского патриарха Варфоломея провести общеправославную встречу по образцу Иорданского собора косвенно свидетельствует о том, что он признает успех совещания в Аммане. Поэтому он пытается перехватить инициативу, хорошо понимая, что если без его участия пройдёт еще один подобный собор, то тогда Иорданский собор приобретёт прецедентный характер. И неизбежно встанет вопрос об исключительном праве Константинопольского патриарха созывать подобные соборы. А, проявив инициативу созыва собора, глава Фанара постарается заболтать вопрос в бесконечных согласованиях. Например, по поводу участия в соборе Сергея Думенко, что для Русской Православной Церкви и других не признающих его законность неприемлемо.

Некоторые, правда, вдруг вспомнили, что во Вселенских соборах принимали участие еретики. Но надо помнить, что на момент проведения соборов эти люди ещё не были признаны еретиками, поэтому канонически являлись священнослужителями и членами Церкви. Думенко же признается раскольником и человеком без священного сана большинством Поместных Православных Церквей.

В целом, инициатива патриарха Варфоломея свидетельствует о нём как о дальновидном политике, понимающем, что Иорданским собором запущен процесс по достижению единства в Православном мире, и если он не включится в этот процесс, то автоматически, самой историей, будет выброшен за борт церковной политики в области межправославных отношений. Патриарх Варфоломей боится оказаться аутсайдером.

Редакция «Русской народной линии»

Реакции всех поместных церквей на «ПЦУ» и «томос Варфоломея»

Обозначенная Бжезинским цель «Теперь остался один враг — Православная церковь» его единомышленниками никогда не упускалась из виду. К решению задачи по организации раскола во вселенском православии они приступили, действуя через Украину, где гниль местного раскольничества уже въелась в ткань общества. Томос для анафематов и самосвятов, объединённых в «Православную церковь Украины» (ПЦУ), подписанный и врученный патриархом Варфоломеем в театрально-цирковой обстановке, является той технологией, на которую и сделана ставка. Но проект вполне может развалиться, если поместные церкви откажутся принять в свою братскую семью «церковь» украинских анафематов и самосвятов. Константинопольский патриархат окажется в новой реальности. Тогда и сбудется полностью древнее пророчество: «Москва – третий Рим. Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать».

Рассмотрим реакции всех поместных церквей на «ПЦУ» и «томос Варфоломея». Сразу скажем, на данный момент отношение к этим феноменам разное, но для единства поместных церквей пока не безнадёжное: от однозначного неприятия варфоломеевского сговора с закулисой до многозначительного молчания.

Слово «сговор» – не отсвет публицистического задора. Глава Сербской православной церкви патриарх Ириней по поводу аферы Варфоломея высказался жёстко: «Патриарх Константинопольский, не советуясь ни с кем и, вероятно, находясь в сговоре с какими-то другими силами этого мира, попытался решить этот вопрос — и, как мы видим, вопрос решён самым катастрофическим образом, когда новый раскол на Украине будет узаконен и углублён».

Итак, по порядку.

Вселенская православная церковь, единая по существу, признающая решения семи Вселенских соборов (IV-VIII вв.), состоит из 15 поместных православных церквей. Все они имеют административную независимость (автокефалию) друг от друга и возглавляются предстоятелями. Главой Церкви является Господь Иисус Христос.

К древним церквям византийской традиции относятся Константинопольская (в 2018 году РПЦ с ней разорвала евхаристическое общение), Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская церкви. В славянском диптихе вслед за древними церквами следуют Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская православные церкви.

Слепленную в Стамбуле и Киеве ПЦУ (СЦУ) мировая закулиса пытается вбить в виде клина внутрь вселенского православия, заведомо провоцируя раскол.

Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X пытался убедить патриарха Варфоломея: «Мы призываем Вас не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус Автокефальных Православных Церквей». Таково мнение и Архиерейского Собора Польской православной церкви: «Согласно убеждению Поместных Православных Церквей, автокефалия предоставляется по представлению Матери-Церкви после консультации со всеми Предстоятелями Поместных Православных Церквей».

1.Константинопольская православная церковь

Инициатор создания ПЦУ. Сверхактивная поддержка.

КПУ полагает: патриарх Варфоломей имеет право отменять указы и документы, подписанные предшественниками хоть и треть тысячелетия назад, прощать раскольников без их покаяния в чужой юрисдикции, давать автокефалию сомнительным религиозным группам без учёта мнения поместных церквей.

2.Александрийская православная церковь

Настроенность на соблюдение канонов и на непризнание ПЦУ и томоса.

Официальных заявлений АлПЦ нет. Однако патриарх Феодор II своё отношение к проблеме озвучивал не раз. В июне 2018-го он заявил, что если схизматик (раскольник) Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, то ему необходимо обращаться туда, откуда он ушел (то есть в РПЦ). В сентября 2018-го, находясь в Одессе, патриарх Феодор, обращаясь к верующим, призвал их «оставаться верными Православной вере, оставаться в канонической Церкви». И пообещал: «Мы будем вместе с теми, кто хочет Православного единства, потому что моя любовь всегда с вами».

3. Антиохийская православная церковь

Настроенность на соблюдение канонов, поиск консенсуса. Неприятие ПЦУ и томоса.

Официальных заявлений АнтПЦ нет.

Патриарх Иоанн X, как было показано выше, в письме просил патриарха Варфоломея «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус». Здесь так же укажем на слова владыки, который упрашивает и предостерегает патриарха Варфоломея: «Мы очень просим Ваше Всесвятейшество призвать Ваших братьев Предстоятелей Православных Церквей изучить эти вопросы, чтобы уберечь нашу Церковь от опасностей, которые не приведут к миру и согласию ни на Украине, ни в православном мире».

4.Иерусалимская православная церковь

Неприятие ПЦУ.

Священный Синод Иерусалимского патриархата официальных заявлений не делал. Однако предстоятель ИПЦ патриарх Феофил III своё мнение оглашал при личной встрече с предстоятелем УПЦ митрополитом Онуфрием 26 апреля 2018 года: «Я как духовный иерарх и Патриарх Иерусалимский всегда полагал и полагаю, как и мои духовные отцы, что наилучший способ решения церковного раскола на Украине – это восстановление единства Украинского Православия с Московским Патриархатом и затем диалог как способ решения проблемы». Речь о каноническом решении проблемы: покаянии раскольников.

После подписания стамбульсого томоса в СМИ появилось сообщение, что «на Иерусалимскую Церковь оказывается серьезное давление с тем, чтобы она приняла раскольников и сослужила вместе с ними». При этом сообщается, что «около 80% иерархов Иерусалимского Патриархата поддерживают позицию канонической Украинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви в принципе».

5.Русская православная церковь

Активное непризнание ПЦУ.

Позиция РПЦ выражена в основательном ответном письме патриарха Московского и всея Руси Кирилла патриарху Варфоломею 31 декабря 2018 г. (до подписания томоса).

Патриарх Кирилл отметил, что «нынешний политизированный процесс принудительного объединения далек от норм и духа святых канонов». При этом констатировал, что политизированному процессу «сопутствует чудовищное нагромождение лжи, а теперь уже и насилие по отношению к подлинной Украинской Православной Церкви». В письме показана незаконность отмены акта 1686 года, снятие анафемы и создания ПЦУ: «То, что Вы называете «поместным собором», стало собранием раскольников под прикрытием имени Святой Константинопольской Церкви. Что это, как не легализация украинского раскола, которой Вы публично обещали не допустить?»

Патриарх отмечает влияние, которому подвержен Варфоломей: «Могу лишь выразить сожаление, что Ваши разрушительные для общецерковного единства решения так сильно зависят от “внешних”, то есть от политических условий, о чем Вы не стесняетесь прямо сообщить».

6.Грузинская православная церковь

Выжидательная позиция.

Примечательно сообщение в СМИ от 12 января о том, что «индекс демократии» Грузии понизился. Связывают это с тем фактом, что «Грузинская православная церковь пока воздерживается от признания автокефалии Украинской церкви, настаивая на необходимости консультаций с другими православными церквями. Власти Грузии даже не поздравили Украину с достижением автокефалии, ссылаясь на позицию Мцхета-Тбилисской Патриархии и Патриарха Илии II».

Здесь отметим высказывание иерарха ГПЦ митрополита Николая (Пачуашвили) о «прощённых архиереях»: «Как же такие епископы могут сослужить с нами за Божественной литургией? Мы не можем признать таких священнослужителей без канонического порядка». Митрополит Николай также сообщил о своих волнениях касательно претензий патриарха Варфоломея на «исключительное право вмешиваться во внутренние дела любой Поместной Церкви».

7.Сербская православная церковь

Неприятие ПЦУ.

Святейший патриарх Сербский Ириней высказал глубокое суждение, что разрыв отношений между Московским и Константинопольским патриархатами по масштабу возможных трагических последствий может быть поставлен в один ряд с происшедшим в 1054 году разделением Восточной и Западной церквей.

В выступлении накануне выдачи стамбульского томоса владыка сказал: «Не болеем ни за Константинополь, ни за Россию, а придерживаемся канонов, в которых все четко указано. Украинская Православная Церковь была в составе Русской Православной Церкви, после получила автономию и сегодня существует на Украине. Эта Церковь насчитывает около 90 епархий, 90 епископов и наибольшее количество верующих … Относительно других церквей в Украине все понятно: если отбросить политику, то канонический момент очень ясный». А политический момент таков: «Желание сильных мира сего иметь лучший контроль на этой земле. На этот путь стал и Патриарх Константинопольский, не консультируясь ни с кем, вероятно, в согласии с некоторыми другими силами этого мира, принял катастрофическое решение. Таким образом, раскол в Украине будет узаконен и продлен».

8.Румынская православная церковь

Выжидательная позиция.

Более двух лет из Румынского патриархата по украинской теме – тишина.

Известно лишь, что в конце 2018 года патриарх Варфоломей в Бухаресте просил Румынского патриарха Даниила признать «украинскую автокефалию».

9.Болгарская православная церковь

Выжидательная позиция. Молчание.

Прежде сообщалось, что по украинской теме Священный Синод Болгарской православной церкви намеревался собраться в ноябре, затем – в декабре. Пока не собрались. А в октябре 2018-го он не поддержал предложение РПЦ провести Всеправославный собор для обсуждения предоставления томоса.

10, Кипрская православная церковь

Активное непризнание ПЦУ.

Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом ІІ 9 января сообщил, что ему сделали предложение принять на Кипре «митрополита» Епифания. Предложение он отверг, заявив, что не поминал его за божественной литургией и не будет поминать. Владыка также опроверг заявление МИД Украины, назвав ложными заявления о его «очередной» поддержке автокефальной церкви на Украине. Архиепископ Хризостом уточнил: «Предоставление автокефалии пока не имеет первостепенного значения, важно, чтобы не произошло разделения Православия».

Минувшим летом владыка провидчески заметил: «Всякий раз, когда государство и особенно парламент вмешиваются в вопросы Церкви, вред очевиден. Действия парламента приведут к созданию некоей раскольнической церкви. А отцы рассматривают раскол как глубочайшую рану на священном теле Церкви… Кипрская Церковь выражает свое неудовольствие этим вмешательством».

11. Элладская (Греческая) православная церковь

Выжидательная позиция.

На заседании 8 января 2019 года Священный Синод ЭПЦ, ознакомившись с документами, передал украинский вопрос на рассмотрение Архиерейскому Собору ЭПЦ, дата которого не назначена.

Прежде предстоятель ЭПЦ архиепископ Иероним также озвучивал выжидательную позицию: «Мы остановились на том, что будем следить за развитием событий, чтобы высказать или нет свое согласие. Желаем просвещения свыше всем, кто, в отличие от нас, наделен большими полномочиями, да будет результат на благо всей Церкви».

12.Албанская православная церковь

Молчание. Настороженное ожидание раскола мирового православия.

После заявления в ноябре 2018 г. вестей от данной церкви нет. Тогда глава Албанской православной церкви архиепископ Анастасий констатировал: «Противоборствующие группировки сохранят свою индивидуальность и сплочённость, как это неоднократно случалось в разных поместных церквах. В итоге вместо единства православных на Украине проступает опасность раскола единства мирового Православия».

13.Польская православная церковь

Активное неприятие отмены анафемы, создания ПЦУ, выдачи томоса.

Митрополит Варшавский и всей Польши Савва 5 января изложил позицию ППЦ в ответном послании патриарху Варфоломею. В частности, он напомнил о клятвопреступлении Денисенко и том факте, что решение о низложении Денисенко и отлучение его от Церкви были признаны всеми поместными православными церквами, в том числе и Константинопольской. Деятельность Денисенко, как он отметил, «перешла также и в соседние страны, в том числе в Польшу». В Польше, стоит помнить, проживают многие десятки тысяч украинцев.

6 января в интервью польской Polityka архиепископ Савва заявил, что ППЦ не будет признавать новую украинскую церковь, назвав митрополита Епифания «светским человеком», поскольку тот получил духовный сан в неканонической церкви. При этом Польская церковь – не против канонической автокефалии как таковой. В мае патриарх Савва говорил: «Статус автокефалии может быть предоставлен, только если в одной стране существует одна Церковь. На Украине существует несколько раскольнических церковных групп, которые должны сначала совершить покаяние и вернуться в каноническое лоно Церкви. Только тогда может начаться дискуссия о предоставлении автокефалии».

14.Православная Церковь Чешских земель и Словакии

Подчёркнутое выжидание. Тишина.

15.Православная Церковь в Америке

Выражена определённая поддержка канонической УПЦ.

19 декабря (после киевского лжесобора), в день памяти Николая Чудотворца, митрополит всей Америки и Канады Тихон передал слова поддержки иерархам, духовенству и мирянам УПЦ, «переживающим нелегкое время».

* * *

Таким образом, нет и речи об «общей поддержке» Поместными церквями Варфоломеевой аферы. Очевидно и то, что на Поместные церкви оказывается давление, которое выражается в самых причудливых формах. Трудно и представить, какого рода «предложение» было сделано самому Варфоломею, какого уровня шантаж был запущен, если пожилой человек очертя голову ринулся в антиканоничную авантюру. То, что закулиса умеет шантажировать и делает это со вкусом, говорят шумные скандалы с обвинениями в харассменте видных лиц.

Теперь выяснилось, что патриарх Варфоломей, готовя аферу, перетасовал состав своего Синода, чтобы в нём заседали исключительно те иерархи, «которые полностью разделяют решение Патриарха Варфоломея по украинскому вопросу». Ибо наличие хотя одного особого мнения разрушало аферу.

Теперь «экзархи» Варфоломея и их ставленник Сергей Думенко (Епифаний) прогнозируют, фантазируя перед руководством (а что им остаётся!), называют сроки, когда начнётся признание ПЦУ поместными церквями. Они склонны полагать, что через месяц-полтора дрогнут греческие церкви и румыны, а затем под давлением «политических условий» и самые стойкие.

Не исключено, что кого-то и сломают. Закулиса вцепилась в Украину, будет жать, пока зубы целы. При этом важно заметить, что пророчество «Москва – третий Рим» сбудется и в том случае, если поместные церкви под давлением закулисы признают ПЦУ, даже если и все признают. А Московский патриархат и верные Церкви останутся в Истине и одиночестве.

Есть предпосылки к тому, что РПЦ в состоянии самостоятельно восстановить всё единство Церкви.

Олег Миклашевский, «Одна Родина»

Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен

апокриф

религиозный текст, не признанный церковью

Альтернативные описания

• книга религиозного содержания, не совпадающего с официальным вероучением

• произведение на библейские темы, не соответствующее офиц. религиозным догматам и не признаваемое церковью

• произведение с библейским сюжетом, отвергнутое церковью

• произведение с библейским сюжетом, содержание которого не вполне совпадало с официальным вероучением

• сочинение, предание, авторство которого сомнительно

• сочинение, предполагаемое авторство которого не подтверждено и маловероятно

• произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон

• произведение на библейскую тему

• неканонический труд

• книга, написанная на основе другой

• неканонический религиозный текст

• не канонический религиозный текст

• Произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон

• Произведение на библейскую тему, признаваемое недостоверным и отвергаемое церковью

• Сочинение, предполагаемое авторство которого не подтверждено и маловероятно

• Произведение иудейской или раннехристианской литературы на библейскую тему, не включенное в канонический текст Библии и отвергаемое церквью как недостоверное

Румынская Церковь подтвердила, что не признает ПЦУ и примет участие во Всеправославном совещании

Священный Синод Румынской Православной Церкви подтвердил, что не признает раскольническую т.н. «Православную Церковь Украины» (ПЦУ), кроме того, он сообщил, что румынское священноначалие примет участие во Всеправославном совещании в Иордании, намеченном на 26 февраля.

В коммюнике по итогам заседания Синода Румынской Церкви 13 февраля 2020 года говорится, что Синод «согласен с предоставлением автокефалии для всей Православной Церкви в Украине (а не только для ее части), но это может быть достигнуто только путем взаимопонимания между Вселенским Патриархатом и Московским Патриархатом, а также всеобщим православным консенсусом», сообщает Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви со ссылкой на сайт Basilica.ro.

Также в документе напоминается, что Синод Румынской Церкви призвал найти пути решения религиозных проблем на Украине, чтобы не углублять поляризацию в православном мире.

Что касается Всеправославного совещания по ситуации на Украине и вцелом в православном мире, которое должно состояться 26 февраля в Аммане (Иордания), то Синод сообщил, что Румынская Церковь будет в нем участвовать в лице епископов.

«Участие Румынской Церкви в Аммане оправдано тем фактом, что все Автокефальные Церкви несут ответственность за совместную работу для сохранения единства и евхаристического общения, как того требует Евангелие Христово», – подчеркнуто в коммюнике Синода.

Напомним, что 21 ноября 2019 года, находясь в Москве на вручении премии Международного фонда единства православных народов, Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с призывом обсудить вопрос сохранения единства православия. Патриарх Феофил пригласил всех на совещание в Амман (Иордания).

Неправда в устах патриарха Варфоломея

На днях Константинопольский патриарх Варфоломей дал интервью болгарскому информагентству БГНЕС, которое в Украине в наиболее полном виде опубликовал «Главком». В этом довольно компактном интервью столько неправды, что впору задаться вопросом: зачем его всесвятейшеству так откровенно выставлять себя, как бы покорректнее выразиться, неправдоглаголющим?

О заповеди Божией «не лжесвидетельствуй» умолчим. Но ведь современные люди довольно грамотны, могут за секунду открыть интернет и проверить… Зачем патриарху так себя позорить? Может, ему просто некуда деваться? Или он открывает «окно Овертона»?

Неправда начинается уже с самого заголовка интервью (в варианте «Главкома»): «Присутствие Московского Патриархата вредит интересам украинской нации».

Глава Фанара забыл уточнить: присутствие Московского Патриархата в Украине или в мире вообще? Патриарху Варфоломею доподлинно известно, что присутствия Московского Патриархата в институциональном смысле в Украине нет вообще. На территории Украины нет ни одного органа Московского Патриархата, ни одного московского архиерея, ни одного синодального учреждения, ни даже представительства.

Об этом свидетельствуют и уставные документы УПЦ и РПЦ. Вот что говорит о статусе УПЦ ее устав:

«1. Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве. 2. Высшими органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви является Собор Украинской Православной Церкви, Собор епископов Украинской Православной Церкви и Священный Синод Украинской Православной Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины. 3. Украинская Православная Церковь соединена с Поместными Православными Церквями через Русскую Православную Церковь».

Аналогичные положения содержатся в уставе РПЦ:

«1. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. 2. Украинской Православной Церкви предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении в соответствии с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года «Об Украинской Православной Церкви». 3. В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси. 4. Органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются ее Собор и Синод, возглавляемые ее Предстоятелем, носящим титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве».

Ни один русский архиерей, даже Патриарх, не входит в состав органов управления УПЦ и не участвует в принятии решений. Напротив, украинские архиереи являются членами высших руководящих органов РПЦ: Поместного и Архиерейского Соборов, Синода и Высшего Церковного Совета. Поэтому впору говорить не о присутствии Московского Патриархата в Украине, а о присутствии Украинской Православной Церкви в России.

«Присутствие Московского Патриархата вредит интересам украинской нации».

Константинопольский патриарх Варфоломей

Да, территория Украины входит в каноническую территорию РПЦ. «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике, Кыргызской Республике, Латвийской Республике, Литовской Республике, Монголии, Республике Таджикистан, Туркменистане, Республике Узбекистан, Эстонской Республике, Японии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах» (Гл. 1, п. 3 устава РПЦ).

Но присутствия структур Московского Патриархата, если в этом смысле говорит патриарх Варфоломей, в Украине нет. Правда, за одним весьма показательным исключением.

В Украине есть одна ставропигия Московского Патриарха – Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь. По какой причине довольно небольшой и малоизвестный в масштабах РПЦ монастырь на Западной Украине вдруг оказался в непосредственном управлении Патриарха Московского? Имя этой причине – Филарет Денисенко, который, будучи в 1984 г. митрополитом Киевским, в угоду коммунистическим властям решил закрыть этот древний монастырь. Настоятельнице обители, игуменье Наталии (Ильчук) пришлось ехать в Москву, чтобы найти управу на Киевского митрополита, который закрывал монастыри не в 30-е, при Сталине, и не в 60-е, при Хрущеве, а в 1984 году, когда уже на горизонте была видна «перестройка» и либерализация социальной жизни. Вот тогда распоряжением Московского Патриарха Пимена и появилась в Украине единственная патриаршая ставропигия.

Если же Константинопольский патриарх употребляет термин «присутствие в Украине Московского Патриархата» в том смысле, что в Украине присутствует Украинская Православная Церковь, то получается вообще маразм: интересам украинской нации вредит то, что в Украине есть Украинская Православная Церковь, которая состоит из украинских граждан, украинских священников и украинских архиереев, управляется украинским Предстоятелем, украинским Священным Синодом и украинским Собором епископов?

Однако это не вся неправда в заглавии интервью.

Интересно, какой смысл вкладывает патриарх Варфоломей в термин «украинская нация». Согласно Конституции Украины, это понятие является синонимом для понятий «народ Украины» и «граждане Украины всех национальностей».

Согласно последней переписи населения, в Украине проживают более 8 млн этнических русских, а по опросам отнюдь не пророссийского Центра им. Разумкова 2016 г., русский язык считают родным более 27% населения Украины или более 11 млн человек. Абсолютное большинство этих людей положительно относятся к России как к стране (не путать с российским политическим руководством), к ее народу и к ее Церкви.

Эти люди, как правило, имеют родственные и дружеские связи с жителями России, поддерживают культурные и иные гуманитарные связи. Как им может помешать существование Московского Патриархата?

Или патриарх Варфоломей не включает эти 11 млн граждан Украины в понятие «украинская нация»? Можно вспомнить, что УПЦ – даже после кампании по захватам храмов – самая многочисленная конфессия в Украине. Она включает около 12 000 общин, 258 монастырей, 100 архиереев, 12 500 священнослужителей. Паства УПЦ – это многие миллионы украинских граждан. Эти люди ну уж совсем, не считают, что Московский Патриархат кому-то вредит.

И вообще, странно слышать из уст православного патриарха риторику, свойственную украинским национал-радикалам. Термин «украинская нация», а не «народ» или «общество», сегодня все больше ассоциируется с бесчинствами националистических группировок, которые захватывают храмы, избивают прихожан и угрожают священникам. Зачем патриарх Варфоломей употребляет такие выражения? Чтобы подчеркнуть, что те, кто не разделяет подобного радикализма, в «украинскую нацию» не входят?

Странно слышать из уст православного патриарха риторику, свойственную украинским национал-радикалам.

Неправды уже достаточно, однако это только заглавие. Перейдем к собственно интервью.

В качестве введения патриарх Варфоломей решил сделать небольшой экскурс в историю и пояснить, как появилась на Руси Православная Церковь:

«Как известно, Вселенский патриархат после Крещения князя Владимира и Киевского государства в 988 году основал Киевскую митрополию. Киевская митрополия канонически относилась к Вселенскому патриархату, даже и после создания Московского Патриархата в 1589 году. После освобождения украинских земель от монгольского ига в 1685 году московский патриарх Иоаким (1674-1690) вторгся в епархии Киевской митрополии, которая, как мы уже говорили, канонически относилась к Вселенскому патриархату, и избрал епископа Гедеона митрополитом Киевским. Таким образом, 700-летний церковный строй Киевской митрополии, который действовал с 988 года, был изменен путем переворота. Это происходило с нарушением священных и святых канонов в пользу Московского Патриархата и в ущерб Константинопольской Церкви».

Пропустим очевидный ляп по поводу окончания монгольского ига в 1685 г. Патриарх Варфоломей вполне может не знать, что для северо-восточной Руси монголо-татарское иго окончилось в 1480 г., а для юго-западной Руси (теперешней Украины) – примерно на 130-150 лет раньше, по мере вхождения украинских земель в Великое княжество Литовское.

Что же касается избрания и посвящения Киевского митрополита Гедеона (Святополк-Четвертинского) Московским Патриархом Иоакимом, то это действие получило полное одобрение Константинопольского патриарха Дионисия и его Синода – так же, как и последующая передача Киевской митрополии в состав Русской Православной Церкви. Как можно назвать вторжением то, что получило одобрение со стороны Константинопольского патриархата? Да и причина, по которой состоялось посвящение митрополита Гедеона на Киевскую кафедру, состояла в том, что на этот пост претендовал Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), который открыто высказывал намерение принять унию в случае избрания на Киевскую кафедру, в чем его поддерживал польский король.

А дальше его всесвятейшество опустился до откровенной неправды:

«Несмотря на это, Киевская митрополия никогда не была канонически переданной Московскому Патриархату. Нет ни одного официального документа, подтверждающего такое подчинение или уступку со стороны Константинопольской Церкви. Известные письма Вселенского патриарха Дионисия IV только давали каноническое разрешение Московскому Патриарху назначать Киевского митрополита, одновременно остающегося подчиненным Константинопольскому патриарху».

Как же не была переданной? И как нет ни одного документа? Все есть! Есть и документы, и фразы в этих документах, прямо указывающие, что Киевская митрополия была передана в состав Русской Церкви. Приведем лишь основные документы, которыми была оформлена передача Киевской митрополии.

Вот цитата из письма Константинопольского патриарха Дионисия:

«Прошение тишайших великих царей и самодержцев православных Московских, сынов о Господе возлюбленных и превозлюбленных наших, благославных и преукрашенных, мы решили со всем святым архиерейским Собором и с пречестными во Святом Духе возлюбленными нашими братьями и сослужителями. Пусть отныне Киевская митрополия будет подчиняться святому патриаршему Московскому престолу и когда будет необходимость поставить митрополита в этой епархии – да поставляется от патриаршествуюшего в богохранимом великом граде Москве».

А вот цитата из другого письма того же Патриарха Дионисия:

«Это дело мы рассмотрели со всем Собором преосвященных митрополитов и пречестных во Святом Духе возлюбленных братий наших и сослужителей. Оно нам показалось не только хорошо аргументированным, но и очень похвальным и удивительным. Об этом мы изложили соборные патриаршие грамоты и написали в кодексе великой христовой Церкви, которые объявляют, что блаженнейший Патриарх Московский и всея России, господин Иоаким, возлюбленный во Святом Духе брат наш и сослужитель, имеет право рукополагать Киевского митрополита, которого изберут в епархии по церковному уставу. Избирать Киевского митрополита также имеют право и будущие патриархи. Таким же образом и митрополия Киевская пусть будет подчинятся святейшему Московскому престолу. И все архиереи, и настоящие, и будущие, пусть почитают своего старшего и предстоятеля Патриарха Московского, поскольку от него они принимают хиротонию».

А вот разъяснение патриарха Дионисия, что Киевский митрополит не только рукополагается Московским Патриархом, но и подлежит суду последнего:

«Вручили мы эту митрополию блаженнейшему Патриарху Московскому, который имеет право совершать беспрепятственно поставление митрополита этой епархии по обычаю того места, и избранием на общем совете той епархии, что и объявляют наши соборные грамоты. Пусть имеет его блаженство право рукополагать беспрепятственно митрополита Киевского и пусть будет подчинятся митрополит суду Патриарха Московского по церковному чину».

Патриарх Дионисий говорит не от себя, а от всего Собора Константинопольской Церкви.

Далее патриарх Варфоломей утверждает: «С тех пор и до апреля 2018 года, когда Вселенский патриархат решил предоставить Украинской Церкви автокефалию, было сделано много попыток получить церковную независимость Украины от России, но ни одна из них не была успешной, за что Московский Патриархат несет полную ответственность».

А кто делал эти попытки «получить церковную независимость Украины от России»? И кому Русская Православная Церковь должна была предоставить независимость?

Попыток было не много, как утверждает патриарх Варфоломей, а всего две. Первая, в 1917-м и последующих годах, которую инициировал III Всеукраинский войсковой съезд. Эту инициативу сама Церковь отвергла начисто. Ее не поддержал ни один архиерей, но зато поддержали власти в лице Центральной Рады, Директории и, как ни странно, большевиков. Число сторонников этой автокефалии было очень небольшим, а их репутация в среде верующих – грязноватой. Когда законному Киевскому митрополиту Михаилу (Ермакову) предложили рукоположить архиереев для этой «автокефальной Церкви» и представили соответствующие кандидатуры, он ответил: «Я гадюк в епископы не посвящаю».

По мнению патриарха Варфоломея, Русская Церковь должна была проигнорировать мнение всего епископата, духовенства и верующих на территории тогдашней Украины и даровать автокефалию III Всеукраинскому войсковому съезду?

Бесчинства тогдашних автокефалов дошли до того, что, не имея возможности привлечь на свою сторону ни одного епископа, они кощунственно «рукоположили» себе «иерархию» при помощи мощей священномученика Макария, митрополита Киевского.

Вторая попытка получения автокефалии – это «филаретовский» раскол 1992 г. Идею автокефалии на тот момент не поддержал ни один правящий архиерей, ни один монастырь, ни одно духовное учебное заведение. Не поддержало ее и абсолютное большинство общин УПЦ. По мнению патриарха Варфоломея, РПЦ должна была наплевать на все это и предоставить автокефалию бывшему Киевскому митрополиту Филарету?

Говоря о «восстановлении» каноничности Филарета Денисенко и Макария Малетича, патриарх Варфоломей признает их обоих архиереями: «11 октября 2018 Синод Вселенского патриархата, после длительных просьб Филарета и Макария, восстановил каноничность двух лидеров канонических групп, признав их архиерейства, но не их ранг. Это означает, что Филарет больше не является киевским патриархом, а бывшим киевским митрополитом, и Макарий не является архиепископом Львова, а скорее бывшим львовским архиепископом».

Во-первых, Константинопольский патриархат не имел никакого канонического права «восстанавливать» раскольников. А во-вторых, какой же Макарий архиепископ или митрополит, если до своего уклонения в раскол он был всего лишь священником? Филарета – да, в свое время канонично рукоположили в епископский сан, но Макария если и «восстанавливать», то только в сане иерея, а никак не епископа.

После этого патриарх Варфоломей заявил, что «две церковные юрисдикции Филарета и Макария объединены под духовным руководством Вселенского патриархата». Это объединение на самом деле фикция (по крайней мере, на данный момент), что подтверждает и Единый госреестр юридических лиц Украины, и «почетный патриарх» Филарет Денисенко. И УПЦ КП, и УАПЦ как существовали в качестве юридических лиц, так и продолжают существовать.

Затем патриарх Варфоломей выдал совсем уж абсурдный пассаж. Свое собственное беззаконное вмешательство в дела другой Поместной Церкви он назвал… «Божиим благословением»: «Мы считаем большим Божьим благословением, что Вселенскому патриархату удалось восстановить каноничность целой многомиллионной нации, которая была вне Церкви без каких-либо догматических на то причин».

Во-первых, как это можно «восстановить каноничность целой многомиллионной нации», если в Украине существует каноничная Украинская Православная Церковь? Если уж на то пошло, то можно говорить о «восстановлении» раскольников из УПЦ КП и УАПЦ, но никак не «целой многомиллионной нации».

А во-вторых, каким образом Фанар «восстановил» каноничность? Он принял покаяние УПЦ КП и УАПЦ в грехе раскола? Или хотя бы провел какое-то судебное разбирательство? Нет. Он просто взял – и «восстановил». Вы были в смертном грехе раскола? Ну ладно, теперь будем считать, что вы в праведности! Я соответствующую бумажку подписал.

Свое собственное беззаконное вмешательство в дела другой Поместной Церкви патриарх Варфоломей назвал… «Божиим благословением».

Да и аргумент о том, что раскольники были «вне Церкви без каких-либо догматических на то причин», очень неоднозначный. Догмат о единстве Церкви является одним из основных для православного вероучения и включен в Символ Веры: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Раскол и есть попирание этого основного догмата.

Свое вмешательство в дела других Поместных Церквей патриарх Варфоломей считает законным и оправдывает канонами Церкви: «В течение последующих лет Вселенский патриархат, руководствуясь священными канонами (включая 9-й, 17-й и 28-й каноны IV Вселенского Собора, 36-й Канон Трулльского Собора и 1 канон Собора от 879/880 г., который был проведен в церкви Святой Софии в Константинополе)…».

Мы уже разбирали подробно вопрос канонов. Здесь же приведем основной вывод из анализа Священных канонов Церкви: «Правила, принятые Вселенскими Соборами, не предоставляют Константинопольскому патриарху никаких полномочий в отношении других Поместных Церквей. Более того, они, совершенно однозначно, обуславливают положение Константинопольского патриарха в православном мире сугубо политическими обстоятельствами».

Политические обстоятельства сейчас уже не те, что в первом тысячелетии, когда Константинополь был столицей обширной христианской империи. Сегодня Константинопольский патриархат является подданным мусульманской Турции, не имеет на территории этого государства собственной паствы, вынужден жить на деньги, поступающие из США, и выполнять требования Госдепартамента, даже если они противоречат учению Церкви, священным канонам, истории и здравому смыслу.

Наконец, пожалуй самая циничная и грубая неправда от патриарха Варфоломея – утверждение, что в Украине исцелен раскол и восстановлено единство Церкви: «Итак, решающим фактором, который заставил Вселенский патриархат дать Украине автокефалию, есть исцеление раскола и восстановление церковного единства».

Еще в 2016 году архиепископ Фанара Иов (Геча), приезжая в Украину горячо заверял всех, что Константинополь не никогда не станет создавать в нашей стране еще одну церковную юрисдикцию, поскольку параллельная структура не исцелит раскол, а лишь усугубит его.

И вот сейчас патриарх Варфоломей заявляет, что церковное единство восстановлено. Что это – неведение, слепота, или презрительное отношение к объективной действительности? Ведь все видят, что никакого единства нет, более того, его нет даже среди членов ПЦУ.

Украинская Православная Церковь по-прежнему существует. Она с кем не объединялась, никуда не исчезала, более того – она вообще практически не изменилась – у нее все так же более 12000 общин. Даже если на секунду представить, что ПЦУ – каноническая Церковь, то и в этом случае никакого церковного единства нет, мы видим просто параллельную структуру – ту самую, которую Фанар создавать не собирался.

Конечно, патриарха Варфоломея в связи с этим всем можно только пожалеть. Политические условия, в которых сегодня живет Фанар, весьма нелегкие. Но это совершенно не оправдывает того беззакония, которое сотворил Константинополь в Украине. Не оправдывает тех гонений на УЦП со стороны государства и национал-радикалов, которые он спровоцировал. Не оправдывает и провала той политики, которую проводит в Украине Константинопольский патриархат.

А провал этот становится все более и более явным. Детище Фанара, ПЦУ, ни одна из Поместных Церквей признавать не хочет. В самой ПЦУ сплошные скандалы и открытая неприглядная борьба за власть. Ее лидеры обвиняют друг друга в работе на Москву. УПЦ КП и УАПЦ, оказывается, вовсе не ликвидированы. Каноническая Украинская Православная Церковь подвергается открытому насилию и грабежу. И это все – последствия решений Константинопольской «Матери-Церкви».

И что более всего печалит в интервью патриарха Варфоломея, так это то, что при всей наглядности как антиканоничности его действий в Украине, так и их горьких последствий, он не хочет признать свою ошибку и по возможности ее исправить, а еще более утверждается в своих заблуждениях и неправде.