Иоанн Миронов старец

В Санкт-Петербурге есть домовой храм иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша», а об Иоанне Миронове настоятеле храма известно огромному количеству православных людей и не только. Здесь он проводит Богослужения и помогает людям. Этот старец – удивительный человек с нелегкой судьбой и невероятной силой. К нему обращаются при необходимости получения исцеления от недугов телесных и душевных. Особенно ярко выражается его сила во время избавления людей от наркологической зависимости, чрезмерной азартности, алкоголизма или буйства страстей.

Не всегда он имел возможность заботиться о здоровье просящих о помощи. В жизни его было много мрачных страниц, наполненных лагерями и войной, гонениями и голодом. Вера его помогла пройти все эти этапы и выдержать невероятные испытания, указав ему путь православного священника ради утешения души и заботы о близких.

Детские годы Иоанна Миронова

С самого рождения отца Иоанна Миронова окружали отнюдь не роскошь и изящество богатых домов того времени. Он был сыном обычного крестьянина, проживающего в селе Шабаны, расположенного на территории Псковской области. На свет будущий священник появился 25 ноября 1926 года, когда репрессии и голод гуляли по всей стране.

Поскольку родители Иоанна Миронова были людьми верующими, при этом отказались вступать в колхоз, то их направили на исправительно-принудительные работы. Назначение они получили на разработку торфяников в Синявских болотах. Перевозили их туда в обычных товарных вагонах, не приспособленных для транспортировки людей. Селиться пришлось в промерзших бараках.

Жизнь в бараках была нелегкой. К тому же, с 1932 по 1935 год здесь стал царить голод. В эти дни будущий старец потерял своих троих братьев и сестру, дядю, а мать заболела туберкулезом. 1936 принес некоторое облегчение, поскольку на столах у людей появился свежий хлеб, а дети стали получать по конфетке в качестве вознаграждения.

Мальчику часто приходилось видеть, как власти оставляли гибнуть многие семьи, арестовывая невинных и увозя единственных кормильцев в места заключения в 1937 году. Мало кто из членов таких семей получил реальную возможность выжить.

Детям в те годы было очень трудно, ведь им приходилось становиться в рабочий строй сызмальства и выдавать нормы, почти равные взрослым. Начать учиться Иоанн смог только в девятилетнем возрасте. Ему приходилось также заниматься плетением корзин и переносом в них торфа. Сочетая работу и учебу, мальчик практически не имел времени на детские игры и сон.

Военное время

Сентябрь 1941 года принес с собой оккупацию. Семье Мироновых необходимо было (как и другим) уходить из занятых врагом земель. Они начали пробираться на территорию Псковской области.

Тяжелый путь вдоль линии фронта принес семейству много лишений и проблем. Никто не хотел помогать беженцам, поэтому добираться до нужного места пришлось с огромным трудом.

Прошел перелом в войне, и немецкие войска начали свое отступление. В этот период жить стало еще страшнее. Трагедии множились, в лагерях гибли сотни и тысячи людей. Когда немцы ушли, юному Иоанну было всего 17 лет. Его отправили воевать на фронт, где парень стал артиллеристом.

Миронов никогда не прятался за спины сослуживцев, действовал открыто. За заслуги его наградили Орденом Отечественной Войны ІІ степени. Когда война окончилась, Иоанну вручили медаль «За победу над Германией».

Вступление в священство

Война прошла, но легче жить не стало. Отца на то время отправили в десятилетнюю ссылку, а мать долго не протянула: в 1946 году она тихо покинула сей бренный мир. Вера уже тогда вела молодого мужчину. Еще на передовой ему часто хотелось стать священником, чтобы помочь хоть душам убиенных солдат, поддержать окружающих. В эти годы решение лишь окрепло. Надо было лишь получить наставление, необходимое для поступления в семинарию. Благословение удалось получить не сразу. Лишь в 1948 году он был благословлен на обучение в стенах Ленинградской духовной семинарии старцем Серафимом Вырицким.

Серафим Вырицкий

Посещения старца Серафима стали нередкими. Наиболее запомнилась юноше первая их встреча. Иван добрался к дому батюшки Серафима в праздничные дни. Он встретил двух семинаристов, с которыми познакомился. Люди здесь ожидали приема или проповеди. К собравшимся вышла келейница. Она пригласила учеников семинарии к старцу, Иван же остался во дворе. Чуть погодя, келейница вышла снова и вновь позвала семинаристов, показав при этом на Ивана. В келье молодой человек открыл свое тайное чаяние и был благословлен старцем на обучение. Позже старцем было предсказано и его обучение в стенах Духовной академии.

В 1948 году началось его обучение. Количество семинаристов было небольшим. Параллельно с Мироновым обучение проходили будущий митрополит Иоанн и будущий патриарх Алексий. Студентам необходимо было проводить литургии в действующих открытых церквях и храмах, не имеющих собственного священника и находящихся на территории Ленинградской области. Делали они это по наставлению заведующего.

Период обучения дал студенту Иоанну Миронову возможность отправиться в паломничество, чем молодой человек и воспользовался, направив свой путь к Кукше (Величко) из Одессы. Мудрый старец во время беседы предложил юноше путь служения в монашестве, однако Иоанн отказался от него. Тогда Кукша дал пророчество, согласно которому Миронов сменит много церквей и приходов.

преподобный Кукша Одесский

1956 год принес радость в жизнь Иоанна Миронова: в зимние дни он был обвенчан со своей невестой Ниной. Весной, в апреле, прошло рукоположение будущего старца на сан диакона, а через 3 месяца прошла и священническая хиротония. Первое же назначение в с. Борисово стало началом воплощения пророчества старца Кукши в жизнь.

Следующим назначением стало с. Чудово. Здесь жена разрешилась от бремени и подарила молодому священнику старшую дочь Ольгу. Позже отец Иоанн был направлен в Старую Руссу. Тут свет увидела вторая дочь, названная Серафимой. Потом Миронова направили служить в храме города Петрозаводск. Здесь Бог подарил им с женой сына Александра.

Хрущевская «оттепель», пришедшая в начале 60-х годов, не принесла в жизнь священника ничего хорошего. Миронов попал в немилость у власти. В те дни, по приглашению отца Александра Ильина, молодой священник служил в Великом Новгороде. После полета в космос Гагарина, конечно же, многие говорили, что при посещении космических просторов космонавт не видел Бога. Даже присказку об этом придумали.

Возмутившийся изменениями в настроении народа, будущий старец негодовал. Он не мог сдержать в себе порыв и не смолчал об этом во время служения, напомнив слова церковного песнопения.

Компетентные органы не могли оставить этот выпад без внимания. Как результат, батюшка (вместе со всем своим семейством) перебирается в совсем небольшой приход сельского типа, расположенный рядом со станцией Мстинский мост.

Отец Иоанн никогда не сомневался в Вере. Она в его сердце была глубокой и непоколебимой. Особенно способствовали этому творящиеся вокруг чудеса. Одно из чудес свершилось, когда священник сильно захворал, вследствие чего оказался в стационарном отделении местной больницы. В заполненной больными палате было душно, поэтому сон не приходил. В ночной тиши вошли в помещение три монахини. Они совершили молитву о здравии батюшки и подошли к каждому из пациентов, лежащих здесь же.

Наблюдая за монахинями, священник заметил, что к пациентам они приближались по-разному. У одних они молились, рядом с другими просто тихо останавливались, после чего продолжали путь к следующему. Позже отец Иоанн узнал, что все, о ком молились странные ночные гостьи, быстро пошли на поправку, а не получившие такого благословения молитвой быстро и тихо ушли из жизни.

Вылечившись, священник обратился к церковным книгам. Он выяснил один интересный факт: тот день, в ночь на который было странное видение, был днем почитания трех мучениц, сестер-монахинь Агапии, Хионии и Ирины:

Подобные чудеса не раз открывались о. Иоанну, однако рассказывать о всех старец не спешит.

1964 год ознаменовался получением звания протоиерея. За все время, проведенное в сане приходского священника, он сменил 15 храмов. В буйные 90-е он был духовным наставником храма Великомученицы Екатерины, находящемся в поселке Мурино, расположенном на территории Ленинградской области.

Перед самым началом нового тысячелетия священник был переведен на служение в сане настоятеля храма иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша», находящийся при ОАО «Завод АТИ» в СПб. Здесь он и остался поныне, наблюдая, как практически пустой ранее храм наполняется людьми и живет активной православной жизнью.

Деятельность

Как и другие священники, отец Иоанн продолжает обычное служение Церкви, совмещая его с современными способами подачи информации для несения в мир Слова Божия. Так, он организовал «Православное радио Санкт-Петербурга», издает при приходе информационный вестник «Листок трезвенника», стал отцом Всероссийского общества «Трезвение».

Идея создания обществ для встреч единомышленников тоже принадлежит ему. Так появились общества «Бодрствование» и «Сретение», сформировался центр, противостоящий сектам, а также воскресная школа для детей. Старец Иоанн стал тем камушком, который подталкивает огромную кучу, создавая обвал, ведь с его благословения во всей епархии формируются всевозможные общества трезвости.

К ним можно отнести:

  • Сообщество, сформированное при соборе святой великомученицы Екатерины в городе Луга;
  • Сообщество, начавшее свою деятельность в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре;
  • Крестные хода, с 2001 года проводимые на территории Лавры в день поминания св. мученика Вонифатия, то есть в первый день нового года, в которых принимают участие многочисленные участники сообществ трезвости северной столицы и другие.

Отец Иоанн Миронов уже немолод. В 2016 году он отпраздновал юбилей: 90 лет со дня рождения. Испытания, перенесенные им за всю жизнь, не сломили душу верующего, поскольку он принял их с воистину христианским смирением и верой Богу. Труды мудрого старца не остались незамеченными. Они были отмечены множеством наград как от светских властей, так и от церковных. Ему была дана патриаршая грамота. На данный момент старец Иоанн Миронов удостоен высокого звания белого духовенства: митрофорный протоиерей.

Власти Санкт-Петербурга внесли имя старца в «Золотую книгу Санкт-Петербурга». На страницы этого фолианта каждый год вносят имена тех, кто принес с собой в город изменения, положительно и активно влияющие на развитие города, а также его историю.

Сейчас старец является старейшим протоиереем, продолжающим служить в храме. Уже 60 лет он стоит на службе защиты душ людских, и многие радуются этому. Молитвы его и чудеса, которые творятся рядом с ним, снова и снова укрепляют веру православных христиан. Пример его показывает нам, как надо жить как в годы лишений и голода, так и в сытой жизни. Старец Иоанн – яркая личность, которая показывает окружающим, как надо любить Бога, верить Спасителю и любить творение Господне.

Как попасть к Иоанну Миронову

Каждый год, 18 мая, приходит престольный праздник в храме иконы Богоматери «Неупиваемая чаша». Тем, кто желает попасть на исповедь к о. Иоанну, необходимо прийти сюда на 9 часов 15 минут с утра или в 4 часу пополудни. Литургия здесь начинается с 10 утра, а к вечерней службе надо приходить на 5 часов вечера.

Беседа с протоиереем Иоанном Мироновым

Митрофорный протоиерей Иоанн Миронов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (на территории завода АТИ) — один из старейших клириков Санкт-Петербурга. Отец Иоанн родился 25 ноября 1926 года на Псковщине в благочестивой семье. С детских лет он видел много страданий. После раскулачивания и отказа вступить в колхоз семью отправили на торфоразработки на Синявинские болота, где от голода погибли три брата Вани, его сестра и дядя, заболела туберкулезом мама. В годы Великой Отечественной войны 17-летним юношей Ваня Миронов ушел на фронт, воевал, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией». Вернувшись с войны, он в 1947 году по благословению святого Серафима Вырицкого поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Много подлинных христиан встречал в своей жизни отец Иоанн: это и преподобный Кукша Одесский, и преподобный Симеон Псково-Печерский, и старец Николай Гурьянов, и митрополит Вениамин (Федченков), и монахи и монахини разоренных монастырей — Валаамского, Коневецкого, Иоанновского, запечатлевшие на себе образ Святой Руси. За 53 года пастырства отец Иоанн служил на 16 приходах городов и весей России: в Старой Руссе, Петрозаводске, Гатчине, Великом Новгороде, Сиверском, Мурине… Он оказался свидетелем смены исторических эпох, застал и разрушение церквей, и их открытие, пронес веру и доброе отношение ко всем через годы репрессий и хрущевских гонений, собеседовал святым.

Мы встретились с батюшкой в субботу, 27 сентября 2008 года, в день Крестовоздвижения, между утренней и вечерней службами. И всем нам, кого Господь сподобил в тот день прийти в келейку к батюшке, было мирно и радостно слушать его, смотреть на него, находиться подле него, словно собраны мы были «в благодати Духа Святого». Мы храним в сердце эту незабвенную встречу и желаем дорогому батюшке в день его 82-летия милости Божией и здравия телесного, благодарим за его неустанные молитвы обо всех нас!

— Батюшка, Господь даровал вам необыкновенную жизнь. Расскажите, пожалуйста, о своей семье и детских годах.

— Нас было шестеро детей. Папа Георгий, мама Ольга. В 1932 году отец в колхоз не пошел, и нас сослали на Синявинские болота. Переселенцы жили в бараках, человек по двести, наверное, в каждом. Нары были сделаны так, что если поворачивался один человек, то нужно было повернуться и всем остальным. Таким помню свое детство. Родился я в 1926 году. Во время голода, зимой, нас кормили мерзлой рябиной, в ней много витаминов, и мы выжили. А четверо — трое братьев и сестра — умерли: Вася, Петя, Коля, Шура — полтора годика было ей, молочка просила, да ничего не было. Хлеб мама топором рубила, отогреет во рту и кормит нас, как птица птенцов. Мама очень хорошая была, и папа хороший. Они простые крестьяне, занимались землепашеством. Раньше же не по одной корове держали, а по две-три, и лошади не по одной, а по две — одна пахотная, другая выездная. Хозяйства крепкие были, в Псковской губернии люди жили хорошо. А потом, когда уже появились колхозы, все поникло.

— Люди, которые окружали вас в детстве, были верующими?

— Мы все тогда были верующими. Еще мальчиком я ходил в церковь за святой водой, на Пасху. Когда нас из Синявино перевели в Медное, там был храм Тихвинской иконы Божией Матери. В 1937 году храм закрыли, а что с ним стало потом — взорвали или еще что-то — не знаю; мы с отцом Валерианом ездили, ничего не нашли. Переселенцам запрещали ходить в храм, ходили тайно. Вот так и жили. И хоть трудно было, а все равно о детстве вспоминается хорошее. Лес был кругом, собирали ягоды, грибы, на болоте клюкву. Потом в Петербург возили продавать, чтобы купить себе обувь и одежонку. Папа, бывало, поедет, так всю ночь и простоит, чтобы 10 метров ситца получить.

— Батюшка, когда семью выслали, вы, дети, были маленькими. Как родители учили вас относиться к вере?

— Родители все равно молились и нас приучали. Читали «Отче наш», «Богородицу». Мы приехали в ссылку с маленькими иконочками Спасителя и Божией Матери. Потом уже, в Медном, нам дали небольшую комнатку; в ней стояла печка и кровать. Когда комнатенку эту получили, жить стало лучше. Папа работал, уходил в 6 утра и приходил в 12 ночи. Мама заболела и получила хронический туберкулез. Папа пробыл 20 лет в ссылке. В 1947 году я один похоронил дождавшуюся меня с войны маму. А в 1948 году поступил в семинарию. Со Святейшим Патриархом Алексием мы учились вместе, он на два года младше.

— А как возникла идея поступить в семинарию в разгар советских лет?

— Это великое счастье. Была у меня тетушка по дяде Тихону, Евдокия Митрофановна. Сестра ее, Анна Митрофановна, жила в Петербурге. Она рассказала, что здесь есть великий старец. Хотя старцы были и у нас, я в Псково-Печерский монастырь пешком ходил 45 километров к старцу Симеону, теперь прославленному. А тут она мне посоветовала сходить к старцу Серафиму Вырицкому. Поехал я в Вырицу, а сам думаю: куда же я, грешник, еду, недостойный! Боюсь, трясусь, плачу, а батюшка меня принял с такой радостью! Он лежал, отдыхал после службы, как я вот сейчас, и так ласково-ласково стал меня расспрашивать. Я и рассказал, что хочу в семинарию, документов никаких нет, все потеряно после войны. А батюшка мне говорит: «Поступай, поступай, хорошим студентом будешь». Не сказал «воспитанником» или «семинаристом», но «студентом»! А так называли учащихся академии.

Там же я встретился с отцом Анатолием Малининым и Васей Ермаковым. Матушка, келейница батюшкина, к нам обращается: «Семинаристы, идите, вас батюшка зовет». Я не пошел. Батюшка как-то быстро их принял, я помню. А матушка мне опять: «А ты-то чего не идешь?» Я и говорю: «Нет, матушка Серафима Ивановна, я же не семинарист». Хорошая была, святой жизни матушка. «Иди-иди, батюшка тебя ждет». Потом часто я ездил к отцу Серафиму. Последний раз приехал к нему в самый день его кончины, 3 апреля 1949 года. Он сам назначил мне приехать в тот день. И не думал, что доживу до его прославления.

— Вы уже тогда понимали, что он был человеком святой жизни?

— Как к ангелу к нему приходил, чувствовал, что неземной он человек. Войдешь, расплачешься, уткнешься батюшке в коленочки, а он гладит по голове и расспрашивает: как ты там живешь? как кормят тебя в семинарии? Я всегда говорил, что все хорошо, никогда не жаловался.

— А какие воспоминания остались у вас о годах, проведенных в семинарии, о ее преподавателях?

— Все казалось — как в раю. Семинаристы у нас были хорошие, дружные. Профессора еще царские. Прекрасный Сергей Алексеевич Купресов по гомилетике, Николай Дмитриевич Успенский по литургике. Парийский Лев Николаевич… Дмитрий Дмитриевич Вознесенский катехизис преподавал. Все были дети священников, окончившие духовную академию еще в царские времена. Так что я принял залог еще от старого поколения.

— Что это было за старое поколение? Как можно охарактеризовать его дух?

— Дух был мирный, хороший. Сейчас я мало встречаю того, что было у нас раньше.

— Отец Иоанн, кого еще из старого поколения вы знали?

— Бывал я у старца Кукши. К старцу Симеону Псково-Печерскому часто ездил вместе с семинаристами. Монастырь-то один тогда был. Лавру закрыли, даже собор Троицкий закрыли. Выхлопотали его, когда я стал священником, при митрополите Григории. Из пятисот храмов, вместе с кладбищенскими, в Петербурге всего восемь или девять действовали. Но люди ходили, некоторые на улице стояли, а все равно молились.

С отцом Николаем Гурьяновым я дольше всех знаком, ездил к нему еще в Литву, когда мамушка его была жива. Приеду и шесть километров от станции до места, где он служил, пешком бегу; бывало, и ночью. Я очень любил батюшку Николая, и он меня всегда приглашал. При моем переходе с одного прихода на другой многие его письма утерялись. Да и обыска мы боялись, вот и сжигали, ничего не хранили. Такая жизнь была. Но слава Богу за все. Недельки две-три у батюшки поживу, потом съезжу в Вильнюс, к виленским мученикам.

В Киев ездил, в Почаев два раза ездил к старцу Кукше. Он хотел, чтобы я стал архиереем, а я давай спорить со старцем: «Не могу, это трудно». «Ну, женись-женись, и будешь по приходам ездить». Вот так по приходам и ездил, как старец Кукша сказал: пятнадцать приходов поменял, это шестнадцатый. А когда мы отправлялись в Иерусалим на пароходе «Шостакович», то пришлось мне в Успенский монастырь заехать, где мощи преподобного Кукши, уже прославленного. Дивны дела Господни!

Хорошо знал митрополита Вениамина и беседовал с ним. Он приезжал в Псково-Печерский монастырь. Мы, семинаристы, к помазанию подходим, а он говорит: «Зайди завтра-то ко мне». А народу много, и молодых, и старых, полный Михайловский собор, так я думал, что, наверное, не мне владыка говорит. А он мне в грудь постучал легонько: «Тебе, тебе говорю». На другой день я пришел. Владыка так мудро говорил… А я, Господи, ничего не понимаю! Он меня вот так по головке постукал: «Ванюшка, не понимаешь? Потом все поймешь». О духовном рассуждении старца Серафима Саровского с Мотовиловым шла речь, а мне показалось, что уж очень это трудно — благодать стяжания Святаго Духа.

«В том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и в разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Христос Иисус, а, напротив, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего и делаемся в многоразличных мерах многогрешными людьми. Слово Божие недаром говорит: „Внутрь вас есть Царствие Божие и нуждно есть оно, и нуждницы е восхищают“. То есть те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связавшие их и не допускающие прийти к Спасителю нашему, нудятся расторгнуть эти узы, такие люди являются потом действительно пред лице Божие паче снега убеленными» (из беседы старца Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым «О цели христианской жизни»).

— Отец Иоанн, как вы не озлобились в ссылке, в гонениях?

— Так еще все было очень хорошо. Люди мне встречались только добрые, плохих людей я не встречал. И христиане хорошие были, все помогали друг другу. Особенно в горестях. Где тяжко дышится, где горе слышится, христианин был первый там. Был у нас приход преподобного Серафима — там и постельку постелют, и уложат; мир царил и тишина.

— Эти мир и тишину духа, свойственные христианам, к сожалению, многие из нас сегодня утеряли. Отец Иоанн, вы бывали в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии (Северная Греция), основанном старцем Емилианом (Вафидисом)…


С отцами Кириллом и Мефодием Зинковскими
— Да, вот там действительно открытое окно в небо. Игумения Никодима, великая старица, приняла нас, как детей Божиих. А в наши монастыри придешь — всем некогда, игумении недоступные. В Сербии митрополит Амфилохий как родной отец. Мы с ним беседовали так, как с вами сейчас.

Надо жить в простоте сердца. «Где просто — там ангелов со сто», — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Самое великое счастье, когда есть простота. Монастырь был разрушен, сестры все выстроили заново. А уж в их церковной лавке… «Батюшка, проходи, бери, что хочешь». Ну, разве я возьму что-нибудь? А там и облачения, и многое другое. Вот так — «бери, что хочешь»! Наши монастыри должны учиться принимать людей. Монастырь — это училище благочестия. Нужно, чтобы люди получали утешение, а не только давали пожертвования. «Утешайте народ свой», — говорил пророк Иеремия. Когда мы беседовали, сестры плакали, и мы плакали. А почему? Потому что были в благодати Духа Святого.

— Сколько лет вы уже служите, батюшка?

— В феврале будет 53 года, как мы с матушкой прожили, 53 года служу.

С будущим владыкой Иоанном мы ездили в Суйду. Расскажу удивительный случай. Я псаломщиком, а он иеромонахом были тогда. Выходим мы на Варшавском вокзале, отец Иоанн в ряске, сверху длинный плащ, батюшки тогда носили такие — до самых пят. Вижу одну «барыню», богато одетую, и полковника. Она к мужу своему оборачивается: «Ленин сказал, что религия — опиум для народа». А я обернулся и говорю: «А нам Христос сказал, что мы — свет миру». Отец Иоанн поглядел на меня, улыбнулся, мы скорей в трамвай сели, а он и говорит: «Ваня, да как ты не боишься-то ничего?» — «А чего мне бояться? — отвечаю. — Она о Ленине, я о Христе, одно другому не мешает. Мы должны им ответ дать». Он сказал, что я молодец.

— Батюшка, а можно ли было в советское время служить Богу искренне?

— И страшно было, и мучили меня: гоняли с прихода на приход; органы действовали строго, грозили иногда. Но я войну прошел, столько всего видел! Им трудно было меня переубедить. Так до конца жизни сохранил чистоту Православия. Слава Господу за все. Все было. И меня не один раз предавали. Свои же, собратья. А что сделаешь?

— Как можно пережить предательство?!

— Без Господа, конечно, было бы трудно. А с Господом все можно пережить. Конечно, тяжело, сердечко-то обливается кровью. А ведь уже семья у меня была, все равно надо идти потихонечку и просить у Господа.

— Мне рассказывали, батюшка, что Господь сподобил вас чудесных явлений святых?

— Да я и не говорю об этом особенно никому, что уж говорить-то. Это Господь милость Свою показывает. Очень много всего Господь показывал мне, а особенно в болезнях. Когда я страдал мочекаменной болезнью, врачи не могли помочь. Это сейчас уже умеют делать всякие проколы, чтобы можно было достать камни. А у меня камень застрял в мочеточнике — и ни туда, ни сюда. Больше 40 лет тому назад это было. В Петрозаводске я тогда служил, с владыкой Гедеоном. Может быть, слышали? Он был потом митрополитом Ставропольским, несколько лет тому назад умер. Он крестный моего сына, протоиерея Александра. Так вот, лежу я в больнице, и вдруг входят три монахини. Я их вижу, как вас сейчас. Одежды у них, как на иконах. Складки такие, походка легкая, к одному подошли, к другому, и к моей кровати подходят. И одна говорит: «Этого больного надо ослабить». А я сразу: «Ослаби, остави, прости мне согрешения моя… А кто мне это сказал?» Она мне: «Ирина». И сразу пошли в двери и ушли. Раз — камень и выскочил сразу. Наутро приходит профессор, а больные кричат: «Ой, а у нас новости!» Тот спрашивает: «Какие?» — «Миронов улыбнулся!» Он камень посмотрел: «Ну и негра ты родил», говорит. Вот такое посещение святых. А я потом вычитал, что в этот день праздновалась память Ирины, Агапии и Хионии, трех сестер-мучениц. А я еще подумал: как же они вошли? Как они из монастыря приехали, как их пустили ночью? И те, у чьих кроватей они остановились, выжили, а про тех, мимо кого они прошли, не останавливаясь, я уже знал, что умрут. Много всего было. Господь вел нас с сестрой Анастасией, самых больных и захудалых, и оставил для жизни.

— Отец Иоанн, как вам удалось пронести через всю жизнь веру неугасимой?

— Когда смотришь на народ, который приходит в храм, то сам загораешься их верой. Каждое чадо приносит особую радость священнику. Даже когда и скорби приносит, нужно ободрить нежно и подкрепить. Пастырь должен заботиться о стаде духовном.

Храм при заводе АТИ в Санкт-Петербурге — место не совсем обычное. Сюда стекаются со всего Петербурга люди с тяжелыми недугами, болезнями, пороками, и всех отец Иоанн нежно ободряет и подкрепляет. Вселяет надежду в отчаявшихся и озлобленных, тех, кого утешить найдет в себе духовные силы не каждый священник.

— Батюшка, вы сегодня сказали на проповеди: «Я так рад видеть ваши светлые добрые лица, готовые славословить Господа каждую минуту». Вы действительно нас видите такими?

— Да. А как же по-другому то? По-другому нельзя видеть. Я очень радуюсь, когда вижу, что народ тянется к Богу. Господь сказал: «Ищите и обрящете, стучите — и откроется вам. Я стою у дверей, и кто откроет дверь, Я войду и вечерю с ним сотворю». Господь творит вечерю Свою, поэтому каждый христианин должен открыть Ему сердце.


Христос Воскресе!
— Чего не хватает современным христианам? Над чем нам нужно особенно трудиться?

— Господь назвал этот мир и прелюбодейным, и грешным. Мы действительно видим полное разложение, апокалипсис: ночные клубы, наркомания, блуд, нечистота. Все это пропагандируется. Поэтому я радуюсь, что «люди не идут на ристалище», как говорил Иоанн Златоуст, а идут в храм Божий, хотят почерпнуть духовное знание. А иное — все пустое. Старец Серафим говорил: «Много ученых, но в ступе недотолченных». Так и у нас. Ученые выступили: «Зачем православную культуру преподавать? Не надо! У нас иудеи, у нас магометане, разноязычие в России». А раньше-то как же? Закон Божий в каждой школе преподавался.

Вот когда Господь сделает из нас муку, чтобы сотворить вечерю, тогда будет мир и тишина. А пока этого нет. Помните, как говорил Игнатий Богоносец, что мы как пшеница, рассеянная по холмам? Господь собрал и смолол ее. Единое тело Христово должно быть. Господь собирает нас, и кто хочет — идет в храм Божий. И я радуюсь как пастырь, что мы не притягиваем никого насильно, а люди идут сами. Всякие приходят люди. Некоторые такие озлобленные, и пьяницы, и курильщики. А потом потихонечку бросают, все у них налаживается. Они видят, как другие люди живут, — и исправляются. И лица их светлеют. Помню, Лешенька пришел ко мне, как негр, черный, а теперь, как ангел. Я говорю: «Господи, Леша, тебя и не узнать!» Вот так! Поверили в Господа, бросили нечистоту — и совершенно переродились. «Во Христе Иисусе, — как говорит апостол Павел, — новая тварь». Господь все новое творит. Поэтому пастырям сейчас надо быть особенно бдительными. Пророк говорит: «Блюдите стадо Христово».

— Отец Иоанн, часто люди, приходящие сегодня в храм, сталкиваются с тем, что когда они начинают жить по-христиански, то на них смотрят как на ненормальных.

— А это хорошо. Господь сказал: «Для нас крестное знамение — сила Божия». И апостолов считали глупыми, таскали их на суд, помните? Апостола Павла и палками били, и в темницу сажали, а он все равно проповедовал Христа. Вот так и нам надо: идти и проповедовать. Какие гонения были, сколько пастырей погибло! Я всегда говорю, что кровь наших мучеников российских — семя новых христиан.

Разве я мог так свободно говорить, так свободно общаться с народом? Это было очень опасно. Каждое слово записывали и потом вызывали к уполномоченному. «Когда на суд вас позовут, Дух Святой наставит вас на всякую истину». Поэтому я не боялся, если куда-то вызывали. Когда Гагарин полетел в космос, Хрущев-то и спрашивает: «А вы Бога видели там?» А я возьми и скажи: «„Бога человеком невозможно видети, на него же не смеют чини ангельстии взирати“! Как же можно грешному человеку видеть Бога? Бога никто же виде нигде же. Хорошо, что Господь открыл нам о Себе через Свое Писание, через Свое Откровение». Меня в 24 часа из Новгорода и выгнали. Отправили в Бор, был там приход Успения Божией Матери. Я и там проповедовал.

Надо смело идти, а что «дураками» называют — это хорошо. Господь говорит, что для века мы и должны быть безумными, как блаженная Ксения Петербургская. Как она жила? А блаженная Матрона Московская? Они жили жизнью Христа Спасителя. Все отдавали для ближних, а себе не оставляли ничего. Яркий светоч Христа Спасителя сиял у них в сердце.


С духовными чадами
— Отец Иоанн, вы застали русский народ, Русскую Церковь еще дореволюционной закалки. Какими бы вам хотелось видеть грядущую Россию, свой народ?

— Хочется, чтобы народ держался того, что оставили нам предки, чтобы держался своей веры. А то я смотрю: и кришнаиты, и иеговисты возмущаются: «Как это трех Богов признают православные христиане: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой?» А мы признаем Единого Бога в трех лицах. Все эти иеговисты — насаждение Запада, который духовно разложился. Когда я ездил в разные страны, то видел, что веры там уже нет. В Чехословакии веры нет, в Германии пастор хоть и воспитывает людей, и помогают они другим, и санатории построены для больных, но это все не то. Духовного делания нет. Все потеряно и в католическом мире. В Америке полное духовное разрушение, блуд, нечистота.

Господь сказал: «Когда приду, то вряд ли обрящу веру», поэтому русскому народу надо хранить свое Православие. Это наше ядро. Оно от апостольских времен: «во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Мы сохранили и Предание, и Священное Писание в верности, как передано святыми отцами. Почему я рассказал вам о таких великих подвижниках, как старец Симеон, старец Серафим, старец Кукша, отец Николай Гурьянов, старец Иоанн (Крестьянкин), которого я знал еще молодым, он служил у нас в Троицком соборе? Они дожили до 95 лет, а отец Николай 93 года прожил. Господь им даровал долголетие, чтобы проповедовать слово Божие, назидать людей словом истины, укреплять их в вере. К отцу Иоанну приезжал Путин, к отцу Николаю — жена Путина. А почему? Потому что тоже хотели услышать голос Божий от старцев. Я говорил, как к старцу Серафиму приходил и с какой он встречал меня любовью. Вот и они хотели этой любви почерпнуть от старчиков. Живите в благодати Духа Святого, как говорил преподобный Серафим. «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а остальное приложится вам». Это самое основное.

В своей беседе отец Иоанн вспомнил, как впервые трудною ему показалась беседа митрополита Вениамина (Федченкова) о благодати Святого Духа и как позже он понял ее смысл. Наверное, невозможно понять слова о Святом Духе, ни разу не испытав Его действия в своей жизни. Равно как невозможно и забыть, хоть однажды ощутив через прикосновение к человеку в Духе и Духом живущему, как было с нами в день Крестовоздвижения Господня 27 сентября 2008 года в келье у батюшки Иоанна Миронова.
Беседовала Александра Никифорова
25 / 11 / 2008

Старец Симеон (в миру Василий Иванович Желнин; 18691960) иеросхимонах Псково-Печерской обители, молитвенник и прозорливец. Прославлен как местночтимый святой; память старца празднуется 5/18 января.

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев; 18661949) причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 г.; память празднуется 21 марта / 3 апреля.

Протоиерей Анатолий Малинин (19252004) более полувека прослужил в Великом Новгороде, последние годы был клириком Софийского собора.

Протоиерей Василий Ермаков (19272007) на протяжении многих лет был настоятелем храма преподобного Серафима Саровского в Санкт-Петербурге.

Митрополит Григорий (в миру Николай Кириллович Чуков; 18701955) занимал кафедру Ленинградскую и Новгородскую в 19451955 гг.

Отец Николай Гурьянов (19102002) был настоятелем Никольского храма в селе Гегобросты Паневежисского благочиния Виленско-Литовской епархии в 19431958 гг. (с 1956 протоиерей). Затем он был назначен настоятелем Никольского храма на о. Залит, на Псковском озере, где прослужил многие годы. Сюда к батюшке Николаю приезжали со всей России.

Преподобный Кукша Одесский (в миру Косма Кириллович Величко; 18751964; память 16/29 сентября. Постриженик Киево-Печерской лавры, он претерпел много гонений и страданий от богоборческой власти: арест, принудительные работы, ссылка, многократные переводы из одной обители в другую. В Почаевской лавре отец Кукша подвизался с 1951 по 1957 г. Последней обителью старца стал одесский Успенский монастырь.

Митрополит Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков; 18801961) православный подвижник, миссионер, известный духовный писатель. В 19331938 гг. экзарх Московской Патриархии в Америке, в 19401950-е гг. возглавлял различные епархии (Рижскую, Ростовскую, Саратовскую). В феврале 1958 г. уволен на покой с проживанием в Псково-Печерском монастыре.

Митрополит Амфилохий (в миру Ристо Радович; род. в 1938) епископ Сербской Православной Церкви, с 1991 г. митрополит Черногорский и Приморский.

Владыка Иоанн (в миру Иван Матвеевич Снычёв; 19271995) митрополит Ленинградский и Ладожский (с июля 1990), подвижник и богослов.

Владыка Гедеон (в миру Александр Николаевич Докукин; 19292003) митрополит Ставропольский и Владикавказский (с февраля 1990 г.). В Петрозаводске владыка Гедеон, тогда священник, служил в Крестовоздвиженском соборе города в 19651966 гг. (с января 1966 настоятель собора и благочинный церквей Олонецкой епархии).

Фотоматериалы предоставлены иеромонахом Кириллом (Зинковским), Димитрием Бирюковым, Феодосием Амбарцумовым.

Прозорливые святые старцы нашего времени, живущие сейчас

Православными старцами считаются люди, обладающие высокой духовностью и природной мудростью, чаще всего священнослужители. В древней Руси, истории о таких людях передавались из уст в уста, о них слагались легенды. Собиралась огромная очередь, желающих получить совет, избавиться от болезней.

Оглавление:

  • Известные старцы современности
  • Старцы на Украине
  • Отзывы о помощи
  • Актуальная информация

Известные старцы современности

С давних пор, старчество в православии — это особый институт духовного наставления. В России и на Украине все еще живут люди, обладающие даром прозорливости. Не все монахи принимают посетителей, но к некоторым из них все еще можно попасть на прием. Святые современные старцы в России, которые живы в это время:

  • Отец Герман — является настоятелем в Троице-Сергиевой Лавре. Архимандрит удивительный человек с добрым сердцем. Господь наделил его даром изгонять бесов. Известны случаи, когда одержимых нечистой силой к нему привозили со связанными руками. Отец Герман читал проповедь, а затем избавлял людей от недуга с помощью особой отчитки.
  • Отец Власий — схиархимандрит Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Обладает Божьим даром прозорливости. К сожалению, в настоящий момент не принимает и не исповедует.
  • Архимандрит Петр (Кучер) — служил духовником в Боголюбском монастыре. На покое с 2010 года. На портале «Православие и мир» можно ознакомиться с ответами Петра (Кучера) на вопросы прихожан.
  • Схиархимандрит Илий (Алексей Ноздрин) — градский старец, является духовником патриарха Кирилла, служит в Оптиной Пустыне. По состоянию здоровья, принимает верующих крайне редко.
  • Архимандрит Илларион — отец-настоятель Ключевской пустыни (поселок Тургенево) в Казани. Будучи ребенком, увидел вещий сон, в котором было сказано, что он станет монахом и доживет до XXI века. Миряне рассказывают о том, что архимандрит способен избавлять людей от алкоголизма и наркомании.
  • Отец Амвросий (Юрасов) — духовник Введенского женского монастыря в городе Иванов. Наделен прозорливостью. К архимандриту можно попасть на прием. Несмотря на то что Амвросий ведет праведный образ жизни и является священнослужителем, человек он очень современный. С его проповедями можно ознакомиться в социальных сетях также он неоднократно участвовал в радиопередачах станции «Радонеж».
  • Отец Адриан. Живет в стенах Псково-Печерского мужского монастыря. К сожалению, больше не принимает людей, о чем очень жалеют верующие. По словам мирян, таких людей, как отец Адриан — единицы.
  • Валериан Кречетов — священник Московской Епархии, писатель. Служит и исповедует в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово. Можно уточнить, какое расписание сейчас действует и встретиться с ним. Книги Кречетова — настоящий кладезь мудрости.
  • Отец Иоанн (Миронов). Служит в городе Санкт-Петербурге, в храме в честь Матери Божьей «Неупиваемая Чаша». Священник занимается духовной работой уже более 50 лет, за помощью к нему обращаются тысячи людей со всей России. На сайте православие.ру представлено множество бесед с батюшкой.
  • Отец Петр — священнослужитель, наделенный прозорливостью. Живет в стенах Покровского женского монастыря (село Лукино, Нижегородская область). В Москве часто собираются группы людей, совершающие паломничество в эту обитель, а заодно и посещающие Сеченовский угол, который находится неподалеку. Священник уделяет внимание каждому прихожанину.
  • Прозорливый Стефан — настоятель храма апостола Иоанна Богослова в Рязани. Подробную биографию старца невозможно найти в открытом доступе. Но те, кто совершал паломничество, утверждают что он действительно провидец от Бога.
  • Протоиерей Василий Изюмский. Проводил службы в церкви Рождества Христова в селе Беседы. Наделен даром лечить людей.

Редакторы сайта рекомендуют ознакомиться с биографией протоиерея Андрея Ткачева.

Старцы на Украине

На территории Украины не так много священнослужителей, наделенных даром прозорливости. К ним относятся:

  • Алипий (Погребняк) — архиепископ Украинской Православной церкви, на покое с 1997 года.
  • Старец Серафим. Живет в Святогорской Лавре Удивительная личность, о нем есть множество благодарных отзывов. К нему можно обратиться, предварительно уточнив график приема.

Помимо этого, можно посетить Почаевскую Лавру. Она находится на Западной Украине (Тернопольская область, г. Почаев). Там живут несколько монахов, обладающих даром свыше. С ними можно побеседовать без предварительной записи и обычно не приходится ждать.

Отзывы о помощи

Люди, обратившиеся к прозорливым старцам, в Москве и Московской области, делятся своими впечатлениями о встрече, чтобы помочь другим:

В воскресенье батюшка Илий проводил службу в Подмосковье (район Переделкино). Потом подошел к людям и давал наставления. Огромное ему спасибо и крепкого здоровья! Очень помог нам с мужем. Приехали в первый раз и сразу же попали.

Виктория

Была на отчитке у отца Германа. Помогло за один раз. В моем храме так и сказали, что может помочь только он. В Москве больше нет священников с такой силой.

Рада

Ходила к отцу Валериану Кречетову на исповедь и причастие. Сейчас батюшке уже тяжело проводить исповедь, но службы он ведет и с людьми общается. Часто бывает в храме Новомучеников и Исповедников Российских. Это рядом с храмом Покрова Богородицы. Когда идет Великий пост, его почти всегда можно застать в храме.

Татьяна

Актуальная информация

Великие старцы — такие же люди. Ни один человек еще не смог прожить вечную жизнь в материальном мире. Все рано или поздно уходят. К сожалению, некоторых священнослужителей не так давно не стало:

  • 2 февраля 2018 года умер протоиерей Иоанн Слугин, служивший клириком в храме Сошествия Святого Духа в Москве. Ему было 77 лет;
  • 13 октября 2017 года отошел к Богу, старец Наум из Троице-Сергиевой Лавры. Отзывы о священнослужителе передавались из уст в уста, многие люди мечтали о встрече с ним. Священнослужитель был одним из самых почитаемым старцев Православной Церкви;
  • 20 февраля 2017 года не стало архимандрита Кирилла. На момент смерти ему было 97 лет. Воспоминания людей, которым посчастливилось встретиться со старцем, легли в основу книги. Редактором издания выступил священнослужитель Виктор Кузнецов;
  • 1 декабря 2017 году после длительной борьбы с болезнью, умер Архимандрит Дионисий (Шишигин). Батюшка до самых последних дней был предан служению. Он не только встречался с людьми лично, но и передавал священные знания в своих статьях. Его работы можно встретить на крупных православных ресурсах. Одно из важнейших творений архимандрита — труд «Патриарх Пимен и его время», написанию которого он посвятил часть своей жизни;
  • Архимандрит Иероним (Шурыгин) последние годы которого проходили в Чувашии, отошел к Господу 28 августа 2013, в день Успения Богородицы. Но и сейчас с ним связаны необыкновенные явления. Люди, которые приходили на его могилку, заметили, что у них стали происходить настоящие чудеса. Все о чем они искренне просили — сбывалось. Могила находится в г. Алатыре, где ее часто посещают паломники. Архимандрит более 40 лет был насельником Успенского Псково-Печерского монастыря;
  • А также паломничества не прекращаются и в месте погребения саранского старца Феофана. Отец Феофан был очень светлой и отзывчивой личностью, все, кто знали его при жизни, любили святого отца. Он был духовником в Макаровском Иоанновском Богословском монастыре в Мордовии. Сейчас люди приезжают на могилку старца, как и раньше за советами, помощью и исцелением. Говорят, что чудеса стали происходить чаще.

Светлая память великим старцам, вся жизнь которых являлась служением Богу и людям. Но тем, кто нуждается в помощи, не стоит отчаиваться. В России и Украине еще здравствуют ныне наделенные дарами Господа, и преданно выполняют свой долг. Ни один из тех, кто обратился за поддержкой к этим мудрым людям, еще не пожалел о своем решении.

Однако стоит подумать над словами старицы монахини Матроны. Она утверждала, что прежде чем отправиться к старцу, стоит помолиться Господу, чтобы он дал ему правильный ответ на вопрос. Так или иначе, будущее зависит не только от наказов мудрецов, но и оттого, будут ли этим советам следовать.

Прозорливые старцы России. Живущие в нашем мире .

В настоящее время в Санкт Петербурге служит «духовный брат» Николая Гурьянова митрофорный протоиерей Иоанн Миронов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на территории завода АТИ.

В Пскове в Снетогорском монастыре служит старец отец Гермоген (Муртазов).

В Заяньи в Никольской обители игуменом служит «духовное чадо» Николая Гурьянова — прозорливый отец Роман (Загребнев). Он, как и ранее Николай Гурьянов, находится в положении гонимого властью за свои откровенные пророчества. Однако, если вам удастся с ним встретиться, вы, вероятно, сможете поговорить с ним наедине.


Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. 1919) братский духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, духовник патриархов Пимена и Алексия II


Архимандрит Наум — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Принимает ежедневно, кроме воскресения.

Отец Герман (Чесноков) — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Занимается отчиткой бесов. Обладает даром прозорливости.

Отец Власий, прозорливый — Калужская обл., г. Боровск, Пафнутьев-Боровский монастырь. Время от времени исповедует. Лучше приезжать на несколько дней.

Отец Пётр, прозорливый, духовник — Лукино, Нижегородская область. Лучше приезжать на несколько дней.

Архимандрит Дионисий — Москва, храм св. Николая Чудотворца в Покровском (Бакунинская, 100). Обладает редкой силой молитвы и даром пастырства.

Отец схиархимандрит Илий — Теперь живет в Переделкино являясь духовником патриарха Кирилла, почти не принимает.

Отец Иероним — Алатырь, Чувашия, Успенский монастырь.

Отец Илларион — Ключевская пустынь, Мордовия, пос. Тургенево. Попасть на исповедь относительно легко.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) — Иваново, Свято-Введенский женский монастырь.

Схиархимандрит Иоанн — Иоанновский мужской монастырь под Саранском. Проводит отчитку.

Отец Николай — настоятель Покрово-Эннатского монастыря в Башкирии.

Архимандрит Адриан (Кирсанов) — Псково-Печерский монастырь, Псковская область. Почти не принимает…
Протоиерей Валериан (Кречетов) — Покровская церковь, с. Акулово Одинцовского района. Духовник многих московских священнослужителей.
Владыка Алипий — Украина, Донецкая обл., г. Красный Лиман.
Отец Серафим — Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, Святогорская лавра
Архимандрит Митрофан, Жировицкая лавра, Белоруссия (г. Слоним Гродненской обл.). Почти не принимает. Надо приезжать на несколько дней.
Несколько прозорливых монахов есть в Почаевской лавре на Западной Украине (г. Почаев, Тернопольская обл.). Там нетрудно без записи и ожидания можно побеседовать со старцами.

Отец Иоанн Миронов — один из старейших священников города Санкт-Петербурга. Служит настоятелем храма в честь иконы Божьей матери «Неупиваемая чаша». 25 ноября 2019 г. о. Иоанну исполнилось 93 года. Его очень любят прихожане, многочисленные духовные чада и называют «солнечным батюшкой». Слава об отце Иоанне и чудесных исцелениях по его молитвам разносится по всей России.

Биография

Родился отец Иоанн Миронов на Псковщине в селе Шабаны, в 1926 году, в крестьянской семье. Мать его была неграмотной, отец — окончил два класса церковно-приходской школы. Но люди они были верующие, и детям своим прививали христианское мировоззрение, несмотря на разгул антицерковной пропаганды в послереволюционный период.

Протоиерей Иоанн Миронов

Когда советская власть стала принуждать крестьян вступать в колхозы, родители Иоанна отказались от этого шага. В 1932 году вся семья Мироновых была раскулачена и на 10 лет отправлена в ссылку. Они вместе с другими ссыльными были расселены по холодным, насквозь промерзшим баракам, в районе синявинских болот. Здесь нужны были рабочие руки для добычи торфа.

Жизнь зимой, в сырых бараках, была очень тяжелой. К тому же с 1932 года здесь начался страшный голод. Всего детей в семье было шестеро, но в живых остались только Иоанн и его сестра. Умер дядя мальчика, переболела туберкулезом мать. После 1935 года ситуация немного облегчилась, — питание улучшилось, а дети даже стали получать конфеты.

В ссылке Иоанна и членов его семьи прозвали «лишенцы», то есть не имеющие право голоса. С самого детства мальчику приходилось работать наравне со взрослыми, чтобы выжить. Он плел корзины, в которых переносили торф остальные ссыльные, а также по мере сил помогал им и сам.

Учебу в школе Иоанн смог начать только в 9-летнем возрасте. В ссылке он закончил пять классов. Трудно было совмещать работу и учебу в школе, поэтому на игры у Иоанна совсем не оставалось времени и сил.

Война

Затем началась Великая Отечественная война. Пришли немцы и все оккупировали. Отец Иоанн вместе со своей семьей оказался в прифронтовой зоне. Целый месяц они находились под непрекращающимися бомбежками и отправились к себе на малую родину, в Псковскую область.

Мироновы преодолели долгий и трудный путь по прифронтовой линии в качестве беженцев. Никто не хотел им помочь, поэтому они сталкивались со многими страданиями и лишениями.

Отец Иоанн Миронов

Затем начался перелом в войне, немцы начали отступление. В 1944 году, в возрасте 17 лет, батюшка ушел на фронт простым солдатом. Попал в артиллерийские войска. Воевал отважно, не прятался за спины других солдат. Его награды в этот период:

  • орден Великой Отечественной войны 2 степени;
  • медаль «За победу над Германией».

Война закончилась. Но для семьи Мироновых все осталось по-прежнему, лучше не стало. Отца вновь отправили в ссылку на очередные десять лет. Мать в 1946 году умерла. А в душе Иоанна происходил перелом. Он осознал в себе желание стать священником и со временем только укреплялся в своем непростом решении.

Начало духовного пути и обучение в семинарии

В 1948 году, по благословению преподобного Серафима Вырицкого, поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Случилось это следующим образом. Иоанн очень хотел поступить в семинарию, но сомневался, возможно ли это. Во время ВОВ были утеряны все документы, остались кое-какие военные справки.

И вот кто-то посоветовал юноше съездить к Серафиму Вырицкому за благословением. Иоанн и еще двое его знакомых, которые на то время уже обучались в семинарии, приехали к святому старцу и стали ожидать его приглашения под крыльцом дома.

Вышла келейница и сказала, что батюшка приглашает к себе семинаристов. Двое знакомых Иоанна вошли в дом, но женщина продолжала стоять на крыльце и сказала, что батюшка пригласил всех семинаристов. Иоанн вошел в келью старца. Тот принял его отдельно и сказал, чтобы юноша готовил документы для поступления и ничего не боялся, — он обязательно пойдет учиться, будет хорошим студентом.

Важно! Благодаря благословению святого старца Серафима Вырицкого, Иоанн Миронов поступил в духовную семинарию.

Впоследствии Иоанн не раз приезжал к батюшке Серафиму за советом и духовной помощью. Старец предсказал и его обучение в Духовной академии, что в точности сбылось. Приходилось общаться отцу Иоанну и с другими известными старцами:

  • преп. Симеон Псково-Печерский;
  • Кукша Одесский;
  • митрополит Федченков;
  • Николай Гурьянов;
  • Иоанн Крестьянкин.

В семинарии отец Иоанн проходил обучение вместе с будущим патриархом Алексием, митрополитом Иоанном. Студенты по благословению заведующего семинарией проводили богослужения в храмах города и области. В период обучения Иоанн получил возможность отправиться в паломничество.

Юноша направил свой путь в Почаев и другие святые места. Там он встретился с Кукшей (Величко) Одесским. Во время беседы старец призвал Иоанна на монашеский путь, но тот отказался. Тогда Кукша Одесский предсказал юноше, что тот, будучи священнослужителем, поменяет множество приходов и церквей.

Семья и приходское служение

Зимой 1956 года Иоанн вступил в церковный брак со своей невестой Ниной. В том же году, в апреле, он был рукоположен в диаконы, а через три месяца — во священнический сан. Первый приход, в который был направлен молодой священник, — село Борисово. Здесь он долго не прослужил, как и предсказал Кукша Одесский, пришло следующее назначение, в село Чудово.

Беременная жена, следовавшая повсюду за своим мужем, родила ему дочь, которую назвали Ольгой. После отец Иоанн с семьей переехал на служение в Старую Руссу. Здесь родилась вторая дочь, — Серафима. Впоследствии священника перевели в город Петрозаводск на служение в один из опустевших храмов. На новом месте родился сын Александр.

Раскрытая книга. Духовные беседы и поучения отца Иоанна Миронова

В начале 60-х гг. состоялся полет Гагарина в космос. Это очень сильно повлияло на сознание людей. Все стали повторять, что Гагарин Бога в космосе не видел, значит Его существование — это выдумки. Отец Иоанн не выдержал таких пересудов. Во время службы в г. Новгороде, где был в то время в гостях, произнес пламенную речь. В ней он напомнил верующим, что «…Бога никто видеть не может, ни ангелы…».

Власти отреагировали на такой поступок священника гонениями. Батюшку отправили служить в небольшой сельский приход, расположенный недалеко от ж/д станции Мстинский мост. Всего за время своего служения он сменил не менее пятнадцати мест. В 90-е гг. служил в храме св. Екатерины поселка Мурино Ленинградской обл. В самом конце 20-го века стал настоятелем храма в честь иконы Неупиваемая чаша при заводе АТИ в Санкт-Петербурге, где пребывает и поныне.

Служение и деятельность

Иоанн Миронов продолжает свое пастырское служение. Наряду с проведением богослужений он занимается миссионерской деятельностью. Несет в мир слово Божье при помощи современных средств коммуникации. Так появились:

  • православное радио Санкт-Петербурга;
  • информационный вестник «Листок трезвенника»;
  • общества для встреч единомышленников «Бодрствование», «Сретение»;
  • антисектантский центр;
  • воскресная школа для детей;
  • ежегодные крестные хода в день памяти мчн. Вонифатия (1-й день нового года);
  • другие духовные мероприятия.

Иоанн Миронов — настоятель храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Отец Иоанн духовник петербургских православных трезвенников. По его благословению были созданы общества трезвости:

  • всероссийское Иоанно-Предтеченское;
  • при соборе св. вмц. Екатерины в городе Луги;
  • в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

По свидетельствам прихожан-очевидцев, за все время работы обществ, от алкоголизма избавилось уже более тысячи человек. К работе с больными людьми привлекаются специалисты в этой области: психологи, врачи-наркологи.

Награды

Отец Иоанн служит уже больше 60 лет. Его проповеди — целое событие для прихожан. Труды батюшки были не раз отмечены церковными и гражданскими наградами:

  • вручена патриаршая грамота;
  • удостоен высшего звания для белого духовенства — митрофорный протоиерей;
  • внесен в «Золотую книгу Санкт-Петербурга» как человек, внесший значительный вклад в развитие и историю города (2005 г.).

Сам отец Иоанн называет эти награды человеческими, а не Божьими, которые нужны больше для тщеславия. Самыми главными украшения батюшка считает христианские добродетели:

  • мудрость;
  • рассуждение;
  • терпение;
  • смирение;
  • кротость.

На сегодняшний день старец является старейшим действующим протоиереем епархии. По-прежнему, как и в молодые годы, он стоит на защите православной веры и человеческих душ.

Домовой храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Санкт-Петербург

За свою долгую жизнь он перенес немало болезней, лишений и страданий. Многочисленные тяжелые испытания не сломили отца Иоанна, а лишь утвердили в вере и сформировали как яркую личность, которая светит всему миру и показывает окружающим, как надо верить и любить Бога.

Адрес храма, в котором служит отец Иоанн: ул. Цветочная 16. Был выстроен и освящен в 1997 году. К отцу Иоанну многие едут за духовным советом, с просьбой помолиться об исцелении. Особенно сильна молитва батюшки в таких случаях:

  • пагубных привычек (алкоголизм, наркомания;
  • чрезмерной азартности (зависимость от игр);
  • других болезней.

Слава об отце Иоанне как целителе разносится по всей стране. К нему едут люди издалека, и получают помощь. Принимает батюшка в дни богослужений, в храме по воскресным дням и двунадесятым праздникам:

  • 10-00 — литургия;
  • 17-00 вечерняя служба;
  • Четверг 17-00 — акафист перед иконой «Неупиваемая чаша»;
  • 9-15 или 16-00 — исповедь.

18 мая каждый год в храме проходит престольное празднование в честь иконы «Неупиваемая чаша». Обратиться к батюшке можно и в субботу, когда в храм он приезжает к двум или трем часам дня для проведения исповеди. Если не получается встретиться лично с о. Иоанном, можно передать записку.

Протоиерей Иоанн Миронов

LiveInternetLiveInternet

Митрофорный протоиерей Иоанн Миронов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (на территории завода АТИ) – один из старейших клириков Санкт-Петербурга. Отец Иоанн родился 25 ноября 1926 года на Псковщине в благочестивой семье. С детских лет он видел много страданий. После раскулачивания и отказа вступить в колхоз семью отправили на торфоразработки на Синявинские болота, где от голода погибли три брата Вани, его сестра и дядя, заболела туберкулезом мама. В годы Великой Отечественной войны 17-летним юношей Ваня Миронов ушел на фронт, воевал, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией». Вернувшись с войны, он в 1947 году по благословению святого Серафима Вырицкого поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Много подлинных христиан встречал в своей жизни отец Иоанн: это и преподобный Кукша Одесский, и преподобный Симеон Псково-Печерский, и старец Николай Гурьянов, и митрополит Вениамин (Федченков), и монахи и монахини разоренных монастырей – Валаамского, Коневецкого, Иоанновского, запечатлевшие на себе образ Святой Руси. За 53 года пастырства отец Иоанн служил на 16 приходах городов и весей России: в Старой Руссе, Петрозаводске, Гатчине, Великом Новгороде, Сиверском, Мурине… Он оказался свидетелем смены исторических эпох, застал и разрушение церквей, и их открытие, пронес веру и доброе отношение ко всем через годы репрессий и хрущевских гонений, собеседовал святым.

Протоирей Иоанн Миронов. Обыкновенный Святой

Обыкновенный Святой
Все, даже люди категорически неверующие, слыхали о святых. О людях благочестивой жизни, которые удостоились даров чудотворения и прозорливости. О тех, кто уже на земле сподобился входить в горние обители. Как правило, мы знаем о них по житийным повествованиям. Но время непрерывно, и каждое – имеет своих угодников. Через них воочию действует сам Господь. Очень важно знать, что не оскудевает русская земля праведниками и неизменно Божье милосердие. Очень важно увидеть их рядом. И подумать о том, где пребывают они, и где находимся мы. О таком Божьем человеке, нашем современнике и нашем земляке – митрофорном протоирее Иоанне Миронове, сегодняшний разговор.
25 ноября 1926 года в деревне Шабаны на Псковщине в обычной крестьянской семье Егора Мироновича и Ольги Денисовны Мироновых родился шестой ребёнок, мальчик. Это день празднования Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Благочестивые родители с радостью назвали сына Иваном в честь святого. Первые годы Вани прошли в большой трудолюбивой крестьянской семье с патриархальным укладом. В традиционной, насыщенной православием, народной культуре.
Когда началась коллективизация, отец, как и многие крестьяне, наотрез отказался вступать в колхоз. За это семью отправили в ссылку на 10 лет. В лагерь на Синявинские болота, на торфоразработки. Сестра Анастасия вспоминала: «Везли в товарных вагонах…строить гидроэлектростанцию. Кто отказывался вступать в колхоз, все были там. Привезли, расселили в промерзших бараках…». – Типичная судьба 30-х годов – сила государственной машины ломала твёрдость устоев народной жизни, дух хозяина земли. Несколько десятков номерных рабочих посёлков и доныне хранят на карте историю страны. В одном из бараков одного из посёлков оказалась семья Мироновых. Здесь от голода и болезней умерли четверо детей: три брата и сестра. Выжили Иван и Анастасия. Мама на работе простудилась и заболела туберкулёзом. Эта болезнь мучила её до смерти, 17 лет. Погиб на торфоразработках дядя. А в 1937 – расстреляли второго дядю. Труд, непрестанный труд был главным содержанием жизни. С 10 лет начинали работать и дети. Плели корзины и носили в них торф. Впрочем, для крестьян посильный детский труд был обычен. В традиционном народном общинном и семейном укладе сторонних нет, все: и стар, и млад, делят и труд, и праздники. Главное же, чему учили родители детей – хранить веру, не роптать. Принимать со смирением и благодарить за всё, что посылает Господь. Впоследствии отец Иоанн вспоминал: «Остались мы – самые слабые, чтобы жить и поведать людям, что это все было в нашей истории, не во сне, а наяву. Все надо было испытать, пережить, пройти чрез огонь, воду и медные трубы, но не озлобить и не повредить свою душу».
В 1936 году семью перевели в посёлок Медное (недалеко от нашего нынешнего Арбузова). Здесь Ваня окончил начальные классы, а затем, как и все счастливые советские дети, продолжил обучение в средней школе в Павлово-на-Неве. О своих учителях отец Иоанн всю жизнь хранит благодарную память. «Это были умные, образованные, большей частью верующие люди, и знания они нам давали крепкие. Они не срывали с нас крестов, не хулили Господа. Одна учительница – Муза Константиновна – и вовсе была дочерью священника, правда, о вере с нами никогда не говорила, нельзя было». Перед войной семья немного обжилась, был свой огород, держали кур и козочку.
Но началась война. 6 сентября 1941 пришли немцы. Не прекращались бомбёжки. Сначала бомбили немцы, потом свои. Мироновы решили возвращаться на родину. Отец Иоанн вспоминает: «Больше месяца мы шли рядом с фронтом в Псковскую губернию, откуда наша семья была выслана. Бывали такие скорбные дни, что и не чаяли дойти. Но Господь помог». «До самой Мги поля были буквально засеянные трупами. Мы шли по полю, мама шептала: “Господи, много снопов в поле, а мёртвых людей ещё больше”. Очень тяжело было видеть молодых погибших русских солдат». «Путь был тяжелым, от голода едва шли. Во время одной из бомбежек беженцы подняли иконы и стали молиться – так, как никогда». И сохранил Господь. Питались подаянием. Ночевали, как придётся, если пустят, в сарае или в бане. И за то спасибо. Много неприкаянных горемык моталось по свету. Одна остановка в дороге запомнилась особо. Хозяйка дома «натопила баню, нас намыла, бельё, которое завшивевшее было, прожарила, выгладила. А мама спрашивает: “Что же ты, Лизанька, так стараешься?” – “Мои тоже где-нибудь странствуют, так, может, и их кто примет”». Навсегда Иван запомнил Елизавету и то, что была она католичкой.
Есть известный народный духовный стих о том, как сам Господь под видом странников хотел войти в дом, а хозяйка Его никак не узнавала. Через много лет в проповеди отец Иоанн вспоминал эту притчу: «Кто пришёл к тебе – тот званный твой гость. И сделав для него – ты сделал для Господа». Ибо сам Господь посылает милостивому страждущего, а страждущему – милосердного. Та главная встреча в дороге – была встречей с самим Христом. Но при всей своей удивительности это обычный Евангельский эпизод народной жизни.
Вернулись домой, и некоторое время жили спокойно. Партизан в окрестностях не было, немцы не беспокоили. А в 1944 году перед отступлением всё население погнали в Германию. Иван бежал из лагеря, пересёк линию фронта. И в 17 лет пошёл защищать отечество рядовым в гаубичном полку Красной армии. «Часто и недоедали, и недосыпали мы. Во время переходов даже спал на ходу, но на станину орудия не садился: заснешь – свалишься, так тебя и задавит. Работать доводилось много. Всякий раз при стоянке требовалось вырыть окоп полного профиля для 152-миллиметровой гаубицы да еще замаскировать ее. А только сделаешь – команда: “Идем дальше”. Всякое бывало, попадали под немецкие обстрелы и бомбежки. А когда наши “Катюши” сзади нас стреляли, приходилось рот открывать, чтобы перепонки не лопнули. Но с Богом мне ничего не было страшно, крест я носил всегда. Мой командир знал об этом и говорил: “С Миронова крест и не пробуйте снять. Не даст. Я его знаю”». – Воевал как все. Обычный русский солдат, отличался лишь особо крепкой верой. За службу награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией». Впрочем, наград батюшка не носит, ни военных, ни церковных. Считая, «что награда должна быть от Господа, а все это – видимость человеческая, чтобы украсить нас. А украшаться надо смирением и терпением».
В ноябре 1946 был демобилизован. В марте 1947 от чахотки умерла мама. Отец сослан на новые 10 лет. Такой приговор был типичным для многих ещё трудоспособных мужчин, побывавших в немецком плену либо в оккупации.
Иван Миронов решил служить Богу. Это был серьёзный шаг в богоборческое время. Здесь требовалось мужество. Духовенство старшего поколения начинало свою жизнь с подвига исповедничества. Тётушка Анна, опекавшая юношу, посоветовала съездить за благословлением на поступление в семинарию к Серафиму Вырицкому. Первая встреча со святым в 1948 году совпала со знакомством с семинаристами Василием Ермаковым и Анатолием Малининым, будущими известными пастырями. В том же году Иван начал обучение в духовных школах. После окончания академии в 1956 году приступил к пастырскому служению.
Народная любовь к батюшке проявилась рано. Протоирей Анатолий Мороз, в то время учившийся в академии, вспоминает о золотоволосом семинаристе Иване Миронове, всегда окружённом старушками. Духовную благодать они распознали в нём уже тогда. Он рано сумел «выбрать путь к святому, имя которого носишь» – стать Иоанном Милостивым. Вот, как он сам говорит о своём пастырском методе: «Мы забыли слово “нежность”. Это особое слово. Нежность неотделима от любви. Когда человеку на его израненную кающуюся душу возлагают духовный бальзам – это называется нежностью. Когда мы добрым, сердечным, ласковым словом даем опечаленному человеку силы жить, верить, любить – это и есть нежность. Жалко, что мы забыли это слово, забыли это понятие, не любим, не жалеем и не бережем друг друга».
Нежность батюшки проистекает из глубокого знания жизни. Он часто приводит строки:
Горя-то, горя-то сколько кругом –
Божьего света не видно,
право, о собственном горе своем
думать становится стыдно.
Отцу Иоанну довелось служить во многих местах. Уполномоченные по делам религии зорко следили за духовенством. Стоило наладить добрый контакт с прихожанами или сделать что-либо неугодное властям, как священника тотчас перемещали. Отец Иоанн служил в Великом Новгороде во время знаменитого полёта Гагарина. Атеистическая пропаганда использовала это событие как вульгарное материалистическое «доказательство», что «Бога нет, потому что Гагарин в космосе Его не увидел». В проповеди батюшка процитировал покаянный канон: «Бога человекам невозможно ви;дети, на Негоже не смеют чины ангельскии взира;ти». Не сказал ничего оригинального, привёл слова, которые постоянно звучат за богослужением, но на следующий день был переведён в сельский храм.
Его биография была самой обычной для честного советского священника. Ему довелось непрестанно путешествовать с семьёй и служить на 16 приходах. Он стал земляком многих. Его молитва освящала большие и малые города и сёла России: Борисово, Чудово, Старую Руссу, Свирскую, Петрозаводск, Рождествено, Гатчину, Великий Новгород, Тихвин, Бор, Тосно, Мурино. С 1998 года отец Иоанн является настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» в Петербурге.
Что питает его дерзновенную веру в Бога? Опыт народной жизни, народа-богоносца. Личный опыт страданий и молитвы. Опыт общения со святыми старцами. Его благословляли Серафим Вырицкий, Кукша Одесский, Вениамин Федченков, Николай Гурьянов, Иоанн Крестьянкин. Он был омыт в водах той духоносной реки, которая таинственно течёт в недрах России, и сам стал её животворящей струёй. Терпение, смирение, молитва, милосердие увенчались чудом – дарами прозорливости, особой силой молитвы отца Иоанна.
Его проповеди и беседы с народом апостольски просты. Он неизменно возвращает слушателей к одним и тем же самым главным словам Писания, просит ответа на вроде бы очень простые вопросы. И прихожане, словно дети, подхватывают слова пастыря. Клубящиеся многозначностью, сложные жизненные «проблемы» низводятся к элементарной альтернативе: правильно это или неправильно? Хорошо это или плохо? И очевидный выбор рассекает наше лукавое двоедушие.
Храм его переполнен прихожанами, здесь колышется людское море. Сюда едут со всей России и из-за рубежа. Батюшка, как и надлежит Иоанну Милостивому, принимает всех. Тут окормляются люди с самыми тяжёлыми закоренелыми пороками пьянства и наркомании, и постепенно очищаются их души, просветляются лица. Сюда стекается духовенство и монашествующие. Сослужащие ему пребывают в духовном изумлении, находясь рядом с живым Святым.
В этом году 25 ноября Батюшке исполнилось 90! Поздравить его собралось более 50 священников. Литургию возглавлял наместник Александро-Невской лавры епископ Назарий. Вся Церковь молилась о нём. И в нашем храме в Отрадном в престольный праздник святителя Иоанна Милостивого епископ Лодейнопольский и Тихвинский Мстислав возглашал молитвы за здравие протоирея Иоанна Миронова.
Старец Иоанн пребывает одновременно на земле и уже на небе. Он Святой. Обыкновенный Святой.
А где мы? Что мы? – А мы – его земляки.
Использованы материалы сайта РНЛ и телеканала «Союз».