Ирзабеков Василий давыдович

Автор и ведущий Василий (Фазиль) Ирзабеков обращается к теме — созидающей Божественной силе слова. Осознаем ли мы, что содержится в каждом слове, которое мы произносим?
Ирзабеков Фазиль Давуд оглы — азербайджанец по национальности. Для него, коренного бакинца, русский язык стал родным — после окончания Института русского языка и литературы им. М.Ф. Ахундова он преподавал русский язык иностранным студентам в Азербайджанском государственном университете, работал заместителем председателя Республиканского совета по делам иностранных учащихся. Переехав в 1992 году в Москву, работая ответственным секретарем Общества российско-азербайджанской дружбы, Фазиль Ирзабеков стал еще глубже ощущать глубинное родство двух культур. В 1995 году на русской земле он принял Таинство Святого Крещения с именем Василий. В 2001 году создал и возглавил Православный центр во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, является литературным редактором журнала «Переправа» («Шестое чувство»).
Для Василия Ирзабекова, как для учителя русского языка и литературы, как православного человека, русский язык стал более чем родным — он стал сутью и нервом его жизни. Василий Давудович борется за чистоту русского языка как публицист, участник и организатор духовно-просветительских конференций (в том числе и международных). Его лекции в школах, светских и духовных учебных заведениях не могут оставить равнодушными, потому что зажигают в сердцах любовь к русскому слову.

Автор и исполнитель: Ирзабеков Василий Давудович
Жанр: Лекции
Год выпуска: 2009

«Язык Бога и человека», «Церковнославянский язык и его значение»

Православный публицист, общественный деятель и писатель Фазиль Дауд оглы Ирзабеков (в крещении Василий) родился в 1953 г в Баку (Азербайджанская ССР), окончил Бакинский институт русского языка и литературы им. М.Ф. Ахундова. После службы в армии стал секретарем организации ВЛКСМ в институте, потом попал в Азербайджанский Госуниверситет им. С.М. Кирова, где преподавал русский язык. Впоследствии занимал должность председателя Республиканского Совета по делам иностранных учащихся.

В 1992: ответственный секретарь Общества российско-азербайджанской дружбы. В 1995 году принял Таинство Святого Крещения. В 2001 году создал и возглавил Православный Центр во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В течение ряда лет трудился в качестве члена приходского совета и помощника настоятеля храма, занимался миссионерской работой, в качестве лектора, участника российских и международных конференций. Его произведения часто публикуются в печати. Василий Даудович частый гость на радиостанции «Радонеж» и известен как борец за чистоту русского языка, который занимает центральное место в его жизни. Читает курс лекций «Русский язык как Евангелие» в институте им св. Иоанна Богослова, богословских курсах и курсах усовершенствования преподавателей ОПК.

Василий Ирзабеков

Тайны русского слова

Предисловие. Душа России

О чем эта книга, которую вы взяли в руки, быть может, из любопытства? О нашем языке? Нет — она о Боге. О Том, Который сотворил мир Своим Словом (Ин. 1,13), Который Сам есть Слово.

Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в то же время она либо исполнена Божественным отсветом, либо искалечена лукавой лексикой. Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). Но язык — это и великая заповедь творчества: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Это и бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем.

Все ли мы помним про нашу ответственность перед Богом за слово? А она велика, о чем предупреждают нас евангельские строки: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф. 12, 36). Поразительно, но наше слово — станет главным свидетелем о нас на Суде Божием: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишъся» (Мф. 12, 37). Недаром и представители современной науки, например академик Ф.Я. Шипунов, утверждают, что раз произнесенные или воплощенные в событиях слова «запечатлеваются в любой точке Вселенной навсегда».

«Мы обязаны знать, — пишет профессор доктор филологических наук В.Ю. Троицкий, — одухотворенный русский язык — душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает, ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша — в словах, нами произносимых».

Но что же может напомнить современному человеку о духовной сущности как слова, так и великого родного языка в целом? Иногда это может быть свежий взгляд того, кто родился в иной культуре и потому особенно остро переживает богоданность русского языка. Я встретил такого человека — было это еще во время моей учебы в Московской Духовной Академии. Во время разговора о происхождении русских слов с иностранцем, православным епископом, знатоком русского языка, я услышал от владыки восторженные слова: «Вы, русские, очень счастливые люди. Слова вашего языка творили святые. Слова эти все свидетельствуют о Боге, о вечности, призывают ко спасению, в Царствие Божие».

А несколько лет назад на православной конференции в Саратове произошла другая (считаю — промыслительная) встреча. Я познакомился с азербайджанцем Василием Давыдовичем Ирзабековым, который оказался филологом, исследователем русского языка. Его удивительные, яркие выступления целиком захватывали слушателей, высвечивая то, что мы обычно не замечаем: язык наш — это великое духовное достояние, святыня нашего народа. Тогда я горячо порекомендовал ему написать об этом книгу. И вот я с радостью держу в руках рукопись.

Книга Василия Ирзабекова «Тайна русского слова» — это признание в любви к русскому языку. Она утверждает высокий строй души русской, связанной с Божественным Светом Истины. Это не специальное лингвистическое исследование, а скорее, популярное, чрезвычайно живое, образное и острое размышление о связи языка и духовности, культуры русской речи и здоровья души. Она говорит о силе и скрытых возможностей слова. Девизом ее я бы поставил слова: «Кто светел, тот и свят».

На примере жизни и творчества самого автора можно видеть, как благодатное слово преображает национальные покровы сознания, делая их общечеловеческими, надкровными.

Исследуя в своей книге природу слова как такового, его внутренний, изначальный смысл, говоря о таинственных корнях человеческой культуры и цивилизации, Василий Ирзабеков приводит яркие примеры связи слова с явлениями и предметами культуры. Он обращается к людям разного уровня мышления, воспитания и образования — и каждый может найти в этих размышлениях что-то свое, сокровенно затрагивающее душу. Примеры и рассуждения автора о связи слова и души человеческой особенно актуальны в наши дни — дни поругания слова, разнузданности уличной, да и общественной речи.

Всем строем своей книги автор утверждает: там, где нарушается божественное достоинство человеческого слова, там происходит искажение божественного достоинства человека, его образа, его «иконы», там происходит отход от Творца, от нравственности, от культуры человеческих отношений — и человек становится рабом, скотом, зверем, не помнящим своего родства.

Проповедуя единство души человеческой («души одной», по слову автора), Василий замыкает свой очерк на Святой Руси, на Православии как на конечной составляющей «всечеловечества». Вновь стать русскими, обратиться к своим духовным истокам — таков призыв этой книги к нашим современникам, отчасти раскрывший «тайну русского слова» и его глобальный смысл в нашу эпоху тотального грехопадения.

Игумен Петр (ПИГОЛЬ), кандидат богословия, первый проректор Российского православного института св. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, зав. информационно-издательским сектором Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, главный редактор альманаха «К Свету»

1. Язык Бога или язык черни?

Удивительно, но язык каждого народа, пусть даже немногочисленного, обязательно содержит в себе информацию о Боге. Точнее, те представления о Творце, которые бытуют именно в этой конкретной общности людей. Даже у полудикого племени индейцев, затерянного где-нибудь в дебрях Амазонки, в их весьма скудном, на наш просвещенный взгляд, лексиконе наверняка найдутся слова, относящиеся к их божествам. Воти получается, что если безбожного человека еще можно встретить, то безбожного языка просто быть не может.

Так, в лексике некоторых тюркских языков мы встречаем интересные параллели со Священным Писанием. Скажем, в азербайджанском языке слово человек звучит как адам, что сразу же возводит нас к самым истокам ветхозаветной истории. Слово предатель произносится как хаин — да-да, тот самый Каин, совершивший самое первое и тяжкое предательство: убийство единокровного брата. Значение чуждый, нездешний, несведущий, не наш человек — это хам, что также не нуждается в особых комментариях. Такая вот причудливая ветхозаветная матрица.

Что касается русского языка, то мы можем говорить о нем, как о явлении сакральном. При внимательном любовном рассмотрении становится ясным, что он повествует нам об Иисусе Христе, содержит сокровенное знание о Нем.

Корни и мысли

Начнем со слова человек: что оно значит в русском языке?

Обращаясь с этим вопросом к различным аудиториям, нередко слышал в ответ: «чело» и «век». Однако это не несет в себе никакой смысловой нагрузки, чего попросту не может быть. Невероятно, чтобы слово, означающее в столь богатом языке понятие венец Божьего творения, было случайным набором не стыкующихся меж собой смыслов. Вспоминаю в этой связи, как был участником отпевания блаженного младенца, который прожил три неполных дня, но, к счастью, его успели окрестить. Я еще поинтересовался тогда у священника: какие же грехи у этого крошечного создания? И услышал в ответ, что даже новорожденный несет на себе печать первородного греха, — и в этом заключается одна из тайн человеческой природы. Немало повидавший за свои более чем полвека, я не нашел тогда в себе мужества взглянуть на чело этого ангелочка. А уж какой там век?! Но Церковь отпевала именно человека!

Василий (Фазиль) Ирзабеков: Я понял, что если не крещусь, то умру

Крестился в 42 года

— Каким был ваш путь к вере?
— Я вырос в Баку. У нас летом жарко, поэтому дети спали на балконе. Мимо нашего балкона иногда проносили мёртвых людей в гробах. И я подолгу потом смотрел на небо и думал о том, что такое смерть, есть ли бессмертие и Бог. И о том, что, если человеческие отношения, которые возникли на земле, не переходят в вечность, тогда всё это вообще не имеет никакой ценности.
В моей семье все были атеисты, кроме бабушки. Она была мусульманкой. А мой интерес к православию возник так. В центре Баку был православный храм, и я, когда шёл в центр города, заходил в него просто из любопытства. Но мне всегда становилось там хорошо. Тогда на свои карманные деньги я стал покупать свечки и ставить их к иконам. Я ничего не понимал, но душа моя тянулась к Богу.
— Когда же пришло понимание?
— Наступил очень тяжёлый момент в жизни. Это произошло, когда рухнул СССР. Всё на наших глазах начало разрушаться. Моя семья тоже была вынуждена уехать. И вот тут вдруг я понял, что если не крещусь, то умру. На момент крещения мне было 42 года.
— В каком храме это было?
— Я крестился и венчался в храме Преподобного Сергия в Крапивниках. Это мой самый любимый храм. Он построен в ХVI веке. В нём есть уникальная святыня — знаменитый Кийский крест, который является точной копией Креста Христова. Он выполнен из кипариса, которому более 3 тысяч лет, и содержит в себе частицы мощей 300 святых угодников.
Успеть спастись
— Случались ли в вашей жизни чудеса?
— Они бывают каждый день. Разве не чудо, что я, азербайджанец, бывший член КПСС, вдруг оказался в лоне Церкви? Или такой пример. Когда вышла моя книга «Тайна русского слова», мне позвонила моя редактор и сказала, что Департамент образования города Москвы рекомендовал эту книгу для изучения русского языка в школах. Ещё одно чудо произошло, когда представители журнала «Шестое чувство» прочитали мой рассказ «Видеть Христа». Они не только опубликовали его, но и сразу сделали меня литературным редактором, хотя у меня даже не было опыта. По-своему чудесно всё, что связано в моей жизни с русским языком, который и сам по себе самое большое чудо.
— Почему?
— Каждый язык содержит в себе представления о Боге. Но русский язык — это особый случай. Он неразрывно связан с православной верой. Порой даже самое обыденное слово несёт в себе сакральный смысл. Например, в русском языке слово «пол» означает «половина». Мужчина и женщина в божественном смысле — две половинки одного целого. Или, например, слово «поцелуй». В нём таится призыв к целостности человека. Слово «цель» олицетворяет извечное стремление к целостности. Пожелание успеха означает «успеть спастись и попасть в рай». Невеста — это та, которая не ведает греха, а ведьма, наоборот, ведает. Этот список можно продолжать бесконечно. Русский язык повествует нам об Иисусе Христе. Как говорилось в Евангелии от Матфея: «Имеющий уши, да услышит!»

Перемена участи
— Судя по вашей истории, язык может менять судьбу человека, его личность?
— Да. Без русского языка я бы не был собой. Интересно, что многие иностранцы приходят к вере благодаря изучению русского языка. Например, Владимир Даль был немцем, всю жизнь занимался составлением словарей. Русский язык стал для него родным, и умер он как русский человек. За несколько лет до смерти Даль принял православную веру.
Язык — это и фактор национальной безопасности. Шишков говорил, если хочешь уничтожить народ, надо изменить его язык. И когда из языка изгоняются исконно русские слова, то мы изгоняем Христа из нашей жизни. Слово, лишённое русских корней, лишается смысла, действующего на душу человека. Вот сравните: киллер и душегуб.
— Какие евангельские слова вам наиболее близки?
— В моём любимом Евангелии от Иоанна есть очень важные слова: «боящийся несовершенен в любви». Это значит, что не надо ничего бояться. Любовь изгоняет страх. Также полюбились мне такие слова из молитвы: «Господь хочет всем спастися и в разум истинный прийти». То есть Господь хочет, чтобы все спаслись, и Он каждому даёт шанс. Господь и меня умудрил, как творить доброе дело. Как Он это делает? Великая тайна.
Анна Игнатьева