Исповедь в исламе

4 условия полноценного покаяния

Осознание совершенных ошибок

Человек по натуре своей склонен совершать ошибки. Он не ангел, поэтому, будучи подверженным соблазну, человек неспособен полностью отдалиться от греха. Каждый из нас обладает своей глубиной веры, степенью повиновения, и каждый из нас в той или иной мере имеет набор своих слабостей, ошибок и грехов. Поэтому никто, кроме пророков, не защищен от совершения греха.

Аллаху известны и благие качества человека, и его слабости. После сотворения человека, ангелы обратившись к Всемогущему Аллаху, выразили беспокойство по поводу того, что представители людского рода будут сеять семена раздора на Земле, ослушаются создателя Создателя и очернят себя греховными деяниями. Однако Великий и Мудрый Аллах прекрасно зная об этом, заложил в человека склонность к совершению греховных деяний, но в то же время Милостивый и Милосердный Творец наделил его чувством раскаяния, чтобы совершив ошибку, человек мог исправить ее.

Существует множество аятов и хадисов, указывающих важность раскаяния в Исламе. И история знает примеры, когда по Милости Аллаха были прощены даже те, кто совершил очень тяжкие грехи.

Каждый человек должен задаться вопросами, как совершить покаяние, как достичь того, чтобы моления были приняты Аллахом и как, с помощью Божественной Милости, очистить душу от грехов. Ответы на данные вопросы кроются в смысле слова «покаяние».

Покаяние — это осознание совершенных ошибок и раскаяние в них перед Всемогущим Аллахом. Это чувство стыда перед Аллахом за совершение деяний и поступков, запрещенных Всевышним Творцом. Это душевный плач человека, его душевные переживания, искренние и от всего сердца, а не просто произнесенное слово «прости», не имеющее за собой крепкую основу в виде раскаяния.

Имам Ахмада бин Ханбал в своем «Муснаде» приводит хадис, в котором со слов Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал следующее: «Горе упорствующим, которые упорствуют в том, что они делают, зная (что совершают грех)!».

Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен насмехающемуся над Аллахом».

Сообщается также, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Можно считать, что лжёт тот, кто говорит: «Прошу прощения у Аллаха», а потом возвращается (к тому, что он делал)».

4 условия покаяния

Для полноценного покаяния необходимо исполнение четырех условий:

  1. Ощущение чувства раскаяния.

Неслучайно первым условием покаяния является ощущение чувства раскаяния человеком, совершившим греховный поступок, то есть чувства огорчения по поводу совершенной ошибки.

Однажды рано утром шайтан разбудил омеядского халифа Муавийю. Муавийа спросил его: «Кто ты?». Он очень удивился, когда услышал в ответ: «Шайтан». Халиф подумал про себя, что здесь произошла какая-то ошибка и сказал: «Ты осознаешь то, что делаешь? Ты разбудил меня на утренний намаз». Шайтан ответил: «Да», и продолжил: «Вчера утром я ввел в заблуждение одного друга Аллаха, он опоздал на утренний намаз. Проснувшись, он так огорчился, что Аллах простил ему и нынешние, и будущие грехи. Я побоялся, что тоже самое может повториться и с тобой, поэтому разбудил тебя вовремя». Иногда в процессе покаяния прощается не только один грех, но и все грехи, совершенные в прошлом. Действие покаяния зависит от чувства раскаяния, степени огорчения и цены, которую заплатили за тот или иной грех.

Покаяние очищает сердце от греха. И как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своем хадисе: «Каждый грех, совершенный мусульманином, образует на сердце черное пятно. Если человек покается, то данное пятно исчезнет. Если же не покается и продолжит совершать грехи, то пятно увеличится и покроет все сердце».

Поистине разумен тот верующий, кто совершив греховный поступок, с помощью покаяния немедленно очищается от него. Умнее же его тот, кто постоянно контролирует себя и избегает совершения греха. А еще умнее их тот, кто постоянно делает добро и тем самым не оставляет время и возможность для совершения греха.

  1. Обещание не повторять более совершенную ошибку и проявление максимального усердия для этого.

То есть, избежание повторения греховных поступков является вторым условием раскаяния человека, усердие и старание ее не повторять, не возвращаться к ним, как бы тяжело не было. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал как-то: «Человек, умоляющий Аллаха о прощении его греха, но совершающий его повторно, подобен тому, кто насмехается над Аллахом».

А теперь представьте себе, что кто-то из числа ваших знакомых сделал вам нечто неприятное, а затем попросил у вас за это прощения. Через некоторое время он вновь повторил свой проступок по отношению к вам и снова попросил прощения, и так несколько раз. В итоге, каким бы вы не были великодушным, ваше терпение будет исчерпано, и вы скажете ему: «Ты что смеешься надо мной?!»

Исходя из этого хадиса следует для себя определить следующее понятие — если мы совершили грех, покаялись и опять повторили тот же грех, то, в этом случае мы, уже не имеем морального права продолжать совершать подобный грех и вновь каяться, потому что это будет неуважением к Аллаху.

Проявлять терпение, делать над собой усилие и просить помощи об этом у Всевышнего Аллаха, а не искать себе оправдания – вот путь искреннего верующего раба.

  1. Попросить прощения у тех, с кем человек поступил несправедливо, и попытаться исправить по возможности ошибку, дабы была восстановлена справедливость.
  2. Если это невозможно, необходимо постоянно просить Аллаха о прощении грехов своих и тех, с кем он поступили несправедливо.

Безусловно, Милость и Милосердие Всемогущего Аллаха безграничны, и искренние раскаяния от искренних рабов Аллаха несомненно будут приняты Всемогущим Творцом.

Один из ближайших сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абу Хурайра (да будет им доволен Аллах) поведал следующую историю:

«Однажды ночью я, совершив вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)вечерний намаз, отправился в путь. По дороге встретил одну женщину. Она спросила меня: «Абу Хурайра, я совершила грех, хочу знать примет ли Аллах мое раскаяние?»

— А какой грех ты совершила?

— Я изменила мужу и убила ребенка, зачатого вне брака.

— Все безнадежно. Клянусь, что твои моления не будут услышаны Аллахом.

После этих слов женщина потеряла сознание. Я же продолжал свой путь. Я шел и думал: «Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) жив, а я решаю вместо него, неправильно поступаю». Я вернулся обратно и зашел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему про этот случай, приключившийся со мной.

Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал тогда мне в ответ: «Ты погубил и себя, и ту женщину. Как ты думаешь, на что вот эти аяты?» и прочитал следующие аяты Священного Корана: «Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура аль-Фуркан, аяты 68-70).

Я вскочил и отправился на поиски той женщины. Я кричал, пытаясь найти человека, который повел бы меня к той женщине. Дети, обращая внимание на мое поведение, говорили: «Абу Хурайра сошел с ума». Я все же нашел женщину и передал ей слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Женщина закричала от радости: «У меня есть сад и я, ради Аллаха и Его пророка, отдам его в качестве милостыни».

Нужно понять одну простую истину: покаяние — это не планы на будущее, а в первую очередь, сведение счетов с прошлым. Это просьба о прощении совершенных ошибок, потому что мы не можем вернуться назад во времени и не в состоянии изменить уже что-либо. Поэтому единственным решением остаются покаяние, просьба о прощении, отдаление от греха, совершение благих дел для того, чтобы сгладить прежние ошибки.

Но если человек, сославшись на милость Аллаха, будет продолжать усердно совершать грехи, то вполне вероятно, что в итоге он может оказаться в Аду. Ибо это ни что иное, как злоупотребление покаянием и милостью Аллаха. Никто из нас не любит тех, кто злоупотребляет чем-либо и Всемогущий Аллах не любит этого тоже.

Час последнего нашего вздоха на этом свете неизвестен никому кроме Великого Творца, и будет ли возможность у нас покаяться потом?

В заключение хотелось бы привести совет Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который был высказан им в хадисе дошедший до нас по преданию от Му’аз ибн Джабаля (да будет им доволен Аллах): «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми».

Покаяние за совершённые грехи (тауба)

Каждый человек не является свободным от совершения грехов. Все люди – существа грешные, разница лишь в количестве совершённых запретных поступков и в их тяжести. Совершая грех, человек отдаляется от истинного пути и может даже наслать на себя гнев Всевышнего. В подобной ситуации лучшим средством в руках верующего, способным стереть его пригрешения, служит покаяние (тауба).

Коранический аят гласит:

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный»» (39:53)

Процедура, как делать покаяние, описана в хадисе Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Если верующий, совершив грех, очищается, затем совершает намаз в два ракаата и просит у Господа прощения, то Аллах непременно простит его» (ат-Тирмизи).

То есть после того, как человек согрешит, ему сначала следует сделать омовение, далее – прочитать тауба-намаз, процедура совершения которого ничем не отличается от других намазов, и в конце попросить у Создателя прощения за содеянное.

Однако для того, чтобы покаяние было совершено наилучшим образом, верующему следует соблюсти ряд условий:

1. Искреннее раскаяние в содеянном

Прежде всего, верующему надлежит чётко осознавать в чём именно он допустил ошибку и искренне раскаяться в совершённом грехе. В Своём Откровении Творец говорит:

«Ведь Аллах прощает тех, которые совершают зло по глупости, легкомыслию и неведению, но вскоре раскаиваются в этом и просят у Него прощения» (4:17)

2. Отказ от повторного совершения этого греха

Человеку, осознавшему пагубность некого деяния, следует отказаться от его повторения в дальнейшем. На это есть указание в Коране:

«Для тех, которые, совершив скверный поступок или маленький грех, вспомнили Аллаха Великого, Его наказание и награду, Его милость и гнев, раскаялись, попросили прощения у Аллаха – а кто, кроме Аллаха, прощает грехи? – и не упорствовали в том, что они совершили, зная свои грехи, им воздаянием будут прощение от Господа и райские сады…» (3:135-136)

3. Отказ от разглашения своих проступков другим людям

Совершивший грех человек не должен рассказывать о нём другим людям. Посланник Господа (с.г.в.) наставлял: «Создатель простит и исцелит всех мусульман, за исключением тех, которые публично разоблачили себя, распространяясь о своих грехах, в то время как Всевышний их скрыл от взора других» (хадис приводят Бухари и Муслим).

4. Искренняя вера в прощение Всевышним

Ещё одно немаловажное условие – рабу Аллаха следует верить и всем сердцем ожидать милость своего Создателя. Пророк Мухаммад (с.г.в.) высказывался по этому поводу так: «Если человек совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я совершил грех, прости меня», то Творец отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу» (Бухари, Муслим).

5. Многократное прошение о прощении грехов

Верующим желательно регулярно взывать к своему Господу с просьбой простить их за совершённые проступки. В хадисе, который приводится со слов Ибн Умара, сказано: «По нашим подсчётам, за время одной встречи (с людьми) Посланник Всевышнего (с.г.в.) обычно стократно (произносил слова): «Господь мой, прости меня и прими моё покаяние, поистине, Ты – Приемлющий покаяние, Милосердный! (Рабби-игфирли уа туб ‘аляй-йа, иння-кя Антат-Тау-уабур-Рахим!)» (Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).

6. Терпение

Также покаявшимся надлежит помнить, что залогом успеха всегда служит терпение. Здесь можно привести такой хадис: «Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Господу миров), но не получил ответа!”» (Бухари).

7. Нельзя затягивать с покаянием

После совершения запретного поступка верующим не следует откладывать процедуру тауба, поскольку мы не знаем того, что может наступить завтра. Пророк Мухаммад (с.г.в.) предупреждал: «Поистине, Всевышний принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы» (хадис приводят Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад).

Достоинства покаяния

— Тауба стирает грехи. На этот счёт имеется достоверный хадис: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не грешил» (Ибн Маджа).

— Создатель не наказывает Своих рабов, совершающих покаяние. В Священном Писании говорится:

«Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении» (8:33)

— За раскаявшихся ангелы совершают дуа. В Книге Аллаха приводятся слова ангелов, обращённые к Нему:

«Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду. Господь наш! Введи их в сады Эдема» (40:7-8)

— Кающиеся – лучшие из людей. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) наставлял: «Все люди совершают ошибки, а лучшими среди ошибающихся являются кающиеся» (хадис от Тирмизи и Ибн Маджи).

Молодежный форум

Петр Калугин
«Я казался себе прекрасным человеком, мусульманином, все вопросы решались через призму ислама…»
Расскажу о тех чувствах, которые я испытывал, когда избрал для себя ислам. Все началось с того, что в Турции, несмотря на наличие многочисленной толпы мусульман пьющих и развращенных, мне довелось встретиться и с весьма достойными людьми. Я был далек от православия, также как и большинство из вас когда-то считал себя в то время православным по определению, потому что я русский.
Естественно, это не давало мне духовного роста, мое русское окружение было также далеко от православия, как и я сам. И вот я вижу перед собой людей искренне верующих, исполняющих предписания. У меня появилась симпатия к ним. Но до отъезда она не перерастала ни во что большее. Я узнавал об исламе от своих знакомых турок.
Но в день отъезда очень многое переменилось. Кто вылетал на чартерном рейсе из аэропорта Ататюрка в Стамбуле наверное хорошо поймет меня. Я испытал страшный шок, увидев толпу челночниц и челноков в зале ожидания. Они громко разговаривали, их речь была непристойна, обесцвеченные волосы толстых баб вызывали просто омерзение. И у всех, буквально у всех, в этой толпе торгашей массивные золотые кресты на подобающих цепочках. Тогда я видимо взглянул на русских глазами турка. «Это что, христиане?» — думал я, и мне не хотелось быть их земляком, их «единоверцем». Тогда я еще не понимал, что люди эти имеют своим богом все что угодно, только не Христа.
По приезде домой я начал все более активно интересоваться исламом. В церковь я не ходил, жизнь вел обычную, т.е. по сути своей она была Богу противна, хотя особых грехов я и не совершал.
Примерно год я был, как бы выразились на этом форуме, «антитринитарием». Это был период поиска. В основном я надеялся на собственные силы. Очень редко я просил Господа помочь мне указать путь к Нему, но все же в ослеплении своей гордыней искал путь самостоятельно. Христианство я отверг безоговорочно, найдя 1001 «бесспорный» довод против него.
Наконец, я подумал, что пора бы уже окончательно решить в какой я вере нахожусь. Ислам был прост, многих мусульман я знал и понимал, что мое обращение доставит им радость. Кроме того, в тот же период я стремился показать всем и каждому какой я мудрый и умный, сам дошел до истины. Мне хотелось бросить другим в лицо: «Оставайтесь во лжи, христиане, вы верите сказкам и басням, Истина в исламе!»
Мною двигала гордыня, упоение от того чувства, что я не такой как все, раз выбираю ислам.
Начались разногласия в семье. Я задирал нос все выше и выше. Любой мусульманин, даже отъявленный террорист оказывался в моих глазах человеком достойным. Это среда была не права. А мусульмане получались правы всегда, это меня и привлекало.
Коран, интернет, книги, знакомства давали мне знания об исламе. Я с упоением принимал их. Турки – мусульмане с рождения. Им и в голову не приходит искать другие пути.
Мне же необходимо было постоянно получать материалы о том, насколько христианство преисполнено лжи и обмана. Без этой «подпитки» меня начинала одолевать непонятная тоска. Теперь-то я понимаю с чем она была связана. Это все равно как для человека покинувшего Родину постоянно находить предлоги, чтобы не возвращаться обратно, хотя в глубине души он и понимает, что жизнь его ущербна.
В целом ислам оказывал на мою душу разрушающее воздействие, однако я не замечал этого. Это было впадение в фарисейство. Отказ от свинины, от вина, ритуальные омовения и т.п. вообще-то сами по себе не оказывает на душу благотворного воздействия. А духовность ислама настолько поверхностна и примитивна, что мне стыдно вспоминать времена, когда она казалось мне верхом совершенства.
Все шло таким порядком. Я казался себе прекрасным человеком, мусульманином, все вопросы решались через призму ислама.
Но у меня были глубоко верующие друзья — баптисты. Мы часто спорили с переменным успехом, я всегда считал себя правым.
Однажды летним вечером, когда я возвращался домой, в моей душе что-то произошло. Стало как-то светло и легко. Я полюбил в этот незабываемый момент весь мир, каждого человека в отдельности!
Дома я не находил себе места от радости. Блаженным сном я уснул лишь после полуночи. На следующий день радость моя несколько ослабла, но все еще продолжалась.
Через какое-то время ислам совсем незаметно начал утрачивать для меня интерес и таким же необъяснимым образом меня потянуло в церковь… И вдруг после спокойного периода, последовавшего за днями полными чудесной радости, наступило время, когда все мои грехи, копившиеся всю жизнь после Таинства Крещения, навалились на меня. Я остро почувствовал их, и в тот момент исламская химера испарилась как дым. Я не выбирал православия, Господь привел меня в Церковь.
Не было никаких раздумий и мудрствований. Все доводы, которые я нашел против христианства, неожиданно потеряли свою силу. Господь предстал моему душевному зрению во всей силе и святости.
Первая исповедь, первое причастие навсегда останутся в моей памяти. Тогда я проснулся от тяжкого сна, сплетенного из человеческой мудрости и бесовского лукавства, и обрел свободу!
Благодарю Господа за Его поистине великое Милосердие и Любовь, Который не дал мне пропасть во тьме, но указал путь к Себе. На этом тяжком, и в то же время радостном пути Он хранит уповающих на Него, верующих Слову Его, не стыдящихся Его.
Воистину Иисус Христос – Истинный Бог наш! Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Покаяние (тауба) в Исламе

Покаяние (тауба) — то, с чего человек верующий начинает свой день, и то, что никогда его не покидает, становится неотъемлемой частью его духовной жизни.

Один из наших современников метко заметил: «Разве может быть пустословным человек, говорящий, что построил дворец или написал книгу? А ведь построить прекрасный дворец легче, чем выстроить, восстановить опустошенную душу. Написать ценную книгу проще, чем суметь поднять душу над легкомыслием и беспечностью. Покаяние является важной составляющей в душевном строительстве. Поэтому странно и удивительно, что люди могут говорить о покаянии без осознания и соответствующего внимания».

С точки зрения мусульманской этики покаяние требует от каждого в отдельности определенных усилий.

«Верующие! Кайтесь пред Аллахом (Богом, Господом) искреннейшим покаянием» (см. Св. Коран, 66:8).

Настолько правдиво, что человек без слов становится в душевной чистоте и искренности примером для других.

У имама ‘Али спросили о смысле покаяния, на что он ответил: «В нем (покаянии, правдивом покаянии) шесть составляющих: 1) раскаяние в совершенных ранее грехах; 2) восполнение пропущенных обязательств; 3) возмещение обид и нанесенного другим ущерба; 4) испрашивание прощения у тех, с кем спорил, враждовал; 5) вознамеренность не повторять впредь ошибок и прегрешений; 6) воспитание себя в покорности Всевышнему, как ранее воспитывал себя в грехе «.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передал следующие слова Господа миров: «О человек! До тех пор, пока ты молишь Меня и просишь у Меня , Я буду прощать тебе несмотря ни на что! О потомок Адама! Даже если грехи твои по многочисленности своей поднимутся до небес, но ты все-таки раскаешься и попросишь Меня о прощении, то Я прощу тебе несмотря ни на что! Сын Адама, даже если ты придешь ко Мне с таким количеством ошибок, что ими можно было бы заполнить всю эту землю, но предстанешь предо Мною, являясь приверженцем Единобожия, то Я дам тебе столько же прощения Своего !».

Пророк также оповестил: «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела !» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) , пока они просят у Меня о прощении «.

Посланник Божий (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раскаявшийся в грехе подобен тому, на ком греха нет . Если Аллах (Бог, Господь) полюбит кого-то , то грех не причинит ему вреда». Затем процитировал аят из Корана: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит искренне кающихся и любит очищающихся «. У Пророка спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление».

Три категории кающихся

По осознанию, глубине раскаяния людей можно разделить на три категории:

Первая — те, кто не имеет проницательности, не видит того, что стоит за тем или иным событием, поступком. Прегрешение или ошибка оставляют в их душе определенный отрицательный осадок. Для удаления его и возвращения себя в первичное легкое состояние души они, с упоминанием форм раскаяния и покаяния, устремляются всей своей сутью к Всевышнему Творцу.

Вторая — люди, обладающие проницательностью, приобретшие умение анализировать то, что в душе, и то, что происходит вокруг. При малейшем проявлении беспечности, легкомыслия, душевной пустоты они голосом сердца устремляются к Богу, к Его помощи, окрыленные заботой о возвышенности и духовной чистоте.

Третья — «глаза мои спят, а сердце бодрствует». Этот уровень устремленности к Творцу и связи с Ним практически недостижим. Он был присущ Божьим пророкам и посланникам Всевышнего Аллаха. Был ли дан кому-либо помимо них? Ведомо только Ему, Богу.

Покаяние — величественная клятва, исполнение которой зависит от мужественности и волевых качеств раскаявшегося.

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд говорил: «Правдивая клятва — это когда ты больше не возвращаешься к греху, в совершении которого раскаялся ранее».

Сподвижник Пророка Джабир ибн ‘Абдулла говорил: «Кающийся (искренне раскаявшийся и навсегда оставивший свой грех позади) пред Всевышним — (по степени величественности поступка и вознаграждаемости) на уровне мученика за веру (отдавшего жизнь в защиту своей веры, Родины)».

На словах страшащийся Ада и продолжающий при этом грешить; рассказывающий о неописуемых красотах Рая, но крайне скупой на благородный поступок; вдохновенно говорящий о любви ко Всевышнему и посланнику Его, но при этом ни на шаг не приблизивший себя к пророческому наследию… Убеждения такого человека несерьезны. Покаяние для подобных людей — это перемена, передышка в нескончаемом потоке грехов и ошибок. В этом контексте интересны слова праведника Фудейля ибн ‘Ияда: «Наиболее бесчестный человек — совершающий один и тот же грех дважды».

Устремленность к Творцу и мольба о прощении должны быть в сердце любого мусульманина:

В одном из аятов Священного Писания люди с точки зрения наличия и отсутствия в их сути голоса покаяния делимы на две категории:

Этим аятом все люди разделены на (1) кающихся, раскаивающихся в своих ошибках, прегрешениях и (2) грешных, несправедливых к себе, к другим; жестоких, они даже и не думают исправляться. В ком умерло чувство раскаяния пред Богом и осознание своего греха, тот невежественен в ощущении истинного положения своих дел. Он далек от Господа и крайне эгоистичен в людской среде. Совесть его находится в заточении у низменных чувств и животных потребностей. Он редко когда считается с людьми. От такого человека можно ожидать чего угодно.

Важно отметить, что когда человек в полной мере устремлен к Творцу и чувствует единство с милостью Его и силой, слова «астагфирулла» (прости меня, Господи) не являются покаянием (тавба), он просто не совершает грехов, чтобы каяться. А произнесение «астагфирулла» стало для него средством укрепления связи со Всевышним, символом устремленности к Нему. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, кайтесь пред Господом вашим! Я, поистине, прошу прощения у Бога и возвращаюсь к Нему (каюсь пред Ним) более семидесяти раз в день».

Человек верующий никогда не может быть до конца уверен в получении полного прощения, и это поддерживает в нем определенный трепет пред Аллахом, бдительность во взаимоотношениях с людьми, что в свою очередь становится определенным гарантом мирского и вечного благополучия. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) подчеркнул: » никого из вас и никогда они не введут в Рай! «. Сподвижники в недоумении спросили: «Даже тебя , о посланник Божий?» — «Да, даже меня, — ответил Пророк, — кроме как по милости Аллаха (Бога, Господа), проявленной в большей мере, чем мы того заслуживаем .

Наставляйте на верное (правильное) (погашайте долги, выполняйте финансовые обязательства)! Сближайте (приближайтесь к намеченным целям без фанатизма или промедлений) (делайте больше благого, приближающего вас к Богу)!

Пусть никто из вас и ни в коем случае не желает себе смерти! Если человек благороден, то у него еще есть возможность приумножить свои хорошие поступки, а если грешен, то может исправиться».

Разумный, проницательный и приобретший крупицы жизненной мудрости легко понимает, что окружающие его блага и достаток — это не то, что он заслужил и обязан получить, а то, что временно оказалось в его управлении и ведении в результате приложенных усилий и Божьей милости, благословения. Это касательно мирского. Что уж говорить о вечности, о райской обители, великолепие которой неописуемо словами и невообразимо разумом.

Для людей по-настоящему верующих покаяние, легкое естественное раскаяние и ощущение своей неполноценности пред Господом миров будет неотъемлемой частью внутренних ощущений, внешних проявлений и в Судный День:

«Верующие! Кайтесь пред Аллахом (Богом, Господом) искреннейшим покаянием. Велика вероятность, что Господь простит вам прегрешения и введет вас в сады , под которыми текут реки, в День , когда Он не будет позорить (срамить) Пророка , а также тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет струиться спереди и по правую сторону от них. Они скажут: «Господи, доведи наш свет до необходимой полноты проявления и прости нас. Поистине, Ты можешь абсолютно все» (Св. Коран, 66:8).

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир . В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 28. С. 315.

См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 458, хадис № 4250, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3385, «хасан».

См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3386, «хасан».

В кораническом аяте применена усиленная форма слова «кающийся».

Св. Коран, 2:222.

См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 458, хадис № 4252, «сахих».

Слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в ответ на вопрос его супруги ‘Аиши.

См.: ад-Дайлями Ш. (445–509 гг. по хиджре). Аль-фирдавс би ма’сур аль-хытаб. Т. 2. С. 76, хадис № 2431.

Важно отметить, что сура, в которой упоминается данный аят, относится к сурам мединского периода. То есть обращение это направлено не к тем, кто только-только стал верующим в Единого и Вечного, а к тем мусульманам, которые прошли через значительные жизненные испытания и притеснения (в мекканский период, а также в начале мединского), достигнув впоследствии стабильности и непоколебимости вероубеждения и высоких нравов. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 184.

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, была ли исповедь в иудаизме до Иисуса Христа? Есть ли исповедь сейчас в других религиях, кроме Христианства? Есть ли какие-либо работы по истории и «развитию» исповеди?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В Ветхом Завете исповедание грехов передается двумя глаголами: нахам (сожалеть о чем-либо, раскаиваться в чем-либо) и шув (обратиться, возвратиться). Для характеристики духовного обновления человека через покаяние особо значимо слово шув. Оно указывает на нравственное возрождение через полное обращение к Господу. Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением (Иез.18:30).

Наиболее совершенным выражением покаяния в древнем Израиле является 50-й псалом Давида Ханнени Елогим… (Помилуй мя, Боже…). Всматриваясь в себя, кающийся Давид видит в себе грех на грехе. Поэтому он многократно повторяет беззаконие мое, грех мой. Глубину своей греховности он выражает тем, что пользуется тремя различными выражениями, которые в еврейском языке обозначают грех: пэша (преступление, которое отделяет человека от Бога), хатта (заблуждение, осквернение) и авон (отклонение от правды, кривда, вина). Приложенные к одному человеку и соединенные вместе, они дают возможность кающемуся Давиду сделать сугубую самооценку своего греховного состояния. При таких бедствиях, которые поразили самую внутренность псалмопевца, для него остается лишь одно средство — надежда на бесконечную благость Божию. Поэтому Давид неотступно взывает к ней: по милости Твоей…, по множеству щедрот Твоих… Глубокий и разнообразный грех, поразивший человека, требует и многократных очистительных средств. Вот почему Давид взывает: очисти (в тексте глагол маха – тщательно стирать, истреблять), наипаче (опять и опять) омый мя (по-евр. кабас – мыть по способу валяльщиков, растирая и ударяя с силой, чтобы вывести пятна, которые глубоко проникли в ткань), очисти (в евр. тексте тахер – слово, употребленное в книге Левит для обозначения очищения прокаженных). Давид не просто просит простить его, но молит духовно воссоздать его заново: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня (Пс.50:12). Употреблено слово бара (творить) — глагол, который в Библии применяется только к творческой деятельности Бога.

На протяжении ветхозаветной Священной истории мы ясно видим существенные изменения в покаянной практике. Внешние обрядовые действия характерны больше для раннего периода истории Израиля: раздирание одежд, облачение во вретище, посыпание главы пеплом, биение себя в грудь. В пророческий период настойчиво проводится мысль, что внешнее покаяние, не сопровождающееся искренним обращением и внутренним обновлением, не приносит необходимых плодов. Св. пророк Иоиль призывает раздирать сердца, а не одежды (Иоил.2:13). Идея нравственной свободы и личной ответственности перед Богом за грехи особенно полно выражена у пророка Иезекииля, проходившего служение в период плена. Господь через него запрещает евреям употреблять пословицу: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иез.18:2). Каждый отвечает за свои согрешения. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез.18:31-32).

В новозаветной Церкви после искупительной Жертвы Иисуса Христа покаяние поднято на новую духовно-сакраментальную высоту. Оно становится таинством. Возрожденный крещением человек вновь и вновь умерщвляется грехами. Нужно регулярно приступать к покаянию, чтобы возрождаться благодатью Божией. Поэтому святые отцы называют исповедь «вторым крещением».

Возникший через 6 веков после рождения христианства, ислам отказался от духовных богатств этой богооткровенной религии. Во всем наблюдается крайнее упрощение. В исламе есть понятие покаяния (ат-тауба), но смысл его очень сужен. Покаяние — это отказ от неповиновения Аллаху и возврат к покорности Ему. Понимание исповеди как пути духовного исцеления больной души и ее благодатного возрождения совершенно чужд этой религии. Удивляет, как легко представлено многотрудное дело очищения души от внутренней грязи. Ничего не говорится о сокрушении сердца, об очищающих душу слезах, о плодах покаяния. Нет даже намека на покаянную дисциплину. Святые отцы опытно знали, какие лекарства нужны для врачевания больной души от греховного яда. Поэтому они оставили специальные канонические руководства пастырям, совершающим таинство исповеди.

Нужно сказать еще об одной великой разнице. Христианство – религия воскресения и спасения. Она каждому до его последнего издыхания оставляет надежду на спасение. Ислам лишает человека такой возможности. «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается. Аллах примет покаяние таких, ибо Аллах – Всезнающий, Премудрый! И не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть, говорит: «Поистине, теперь я раскаялся!»» (Коран. 4: 17-18). Как видим, покаяние не принимается в момент, когда человек узнал о приближении своего смертного часа. Все это можно объяснить только упрощенным взглядом на отношения между человеком и Богом, неведением человеческой души, способной и трагически погибать среди зла этого мира и воскресать благодатью нашего милосердного Небесного Родителя. Священнику приходится принимать исповедь умирающих. Среди них есть люди, которых десятилетиями греховный мир приковывал к себе как тяжелыми кандалами. Болезненные страдания или дыхание смерти нередко приводят таких людей к духовному прозрению. После такого чудесного преображения души они приносят глубокое покаяние, какое редко встречаешь во время обычной исповеди. Любой священник, прикоснувшийся к этому чуду, уходит с чувством особого благодарения к всемилостивому Богу.