История рождественского поста

Содержание

Протодиакон Андрей Кураев: Почему Рождественский пост называют Филипповым постом? (+ВИДЕО)

У начинающегося завтра поста есть два названия. Официальное — «Рождественский пост» и неофициальное народное — «Филиппов пост», «филипки». Почему так?

Рассказывает протодиакон Андрей Кураев.

Спрашиваешь у церковных людей — отвечают: «Потому что пост начинается на следующий день после памяти апостола Филиппа».

Ну и что? Какая разница, когда он начинается? В церковной традиции пост — это дорога. И дорога получает название по тому, куда она ведет. Иначе бы все московские проспекты и шоссе назывались «московские», будь то Шоссе Энтузиастов или Киевское шоссе. В Москве же начинаются.

В Церкви так же: Великий пост — пост Пасхи, Успенский пост — к Успению, Петровский, Апостольский пост — к дню апостолов Петра и Павла. В Церкви раньше были другие посты: осенние Дмитровский и Михайлов пост (по неделе), но они исчезли.

В любом случае, когда бы какой пост ни устанавливался, он получал название по тому, к какой цели вел. И вдруг — довольно старое название «Филиппов пост».

Ответ мы находим в житии апостола Филиппа.

В каком-то городке апостола Филиппа арестовали и казнили, повесив, распяв на крепостной стене. Правда, длани и ноги ему не пробили гвоздями, а просто привязали к кольцам, и в таком растянутом состоянии он висел неделю и скончался. Перед кончиной он не выдержал и возмолился: «Боже Саваоф! Покарай моих палачей!»

Его молитва была исполнена. Город провалился в преисподнюю земли вместе с градоначальником, палачом и судьей Филиппа.

Когда же Филипп приходит ко Христу, Христос не пускает его в рай. Филипп вопиет: «Господи, но я же Твой апостол, Твой ученик», — а Христос говорит: «Ты не Мой ученик. Что Я говорил Своим ученикам? «Молитесь за обидящих вас!» — а ты желал зла своим палачам. Ты не Мой ученик, пошел вон отсюда».

Тогда душа Филиппа является остальным еще живым апостолам и умоляет их: «Упросите, собратья, Христа простить мне такую мою слабость!»

И апостолы налагают на себя молитву и пост, и после сорока дней их поста Христос переменяет Свое решение, прощает Филиппа и пускает его в рай.

В такой версии рассказывал это житие в IX веке Анастасий Библиотекарь — образованный грек, который служил спичрайтером и библиотекарем при римском папе (были еще православные времена), был другом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Сегодня же в церковных книгах, в Четьях-Минеях святителя Димитрия Ростовского, вы увидите совершенно другую историю — рассказ о том, что когда апостол Филипп умер, Христос зовет его в рай, а Филипп сам не входит и говорит: «Не пойду, Господи, в рай, пока не простишь моих палачей!»

Сорок дней не входил Филипп в рай, пока Христос не сказал: «Ну ладно, ради компании — иди вместе своими палачами».

В самом конце ноября у православных особые дни – начало Рождественского поста. Это именно – дни, а не один день. Хотя есть, конечно, конкретная дата, с которого начинается пост, 28 ноября, но фактически перестраивать свою жизнь на постный лад верующие начинают раньше. Уже 26 ноября в календаре значится «заговенье на Рождественский пост». Вообще-то заговенье, то есть подготовка к посту, бывает накануне первого постного дня. Но в этом году 27 ноября выпадает на среду, которая сама по себе постный день (верующие постятся по средам и пятницам), поэтому и заговенье в этот раз будет днём раньше обычного.

Кроме того, 27 ноября – день памяти апостола Филиппа. Именно поэтому Рождественский пост называют ещё Филипповым. Впрочем, такое объяснение, по мнению протодиакона Андрея Кураева, выглядит слишком примитивным: «Какая разница, когда он начинается? В церковной традиции пост – это дорога. И дорога получает название по тому, куда она ведёт. Иначе бы все столичные проспекты и шоссе назывались «московские» – в Москве же начинаются. И вдруг – довольно странное название «Филиппов».

Искать ответ отец Андрей предлагает в личности апостола Филиппа. Этот апостол не раз появляется на страницах Нового Завета, и всякий раз его участие в евангельских событиях очень содержательно. Да и кончина апостола, о которой рассказывается в его житии, многое может открыть для нас в размышлениях о сути поста. Речь идёт о прощении обидчиков и врагов. О том, как встречать самые тяжёлые испытания. Так что знакомство с апостолом Филиппом – хорошее начало Рождественского поста.

Рождественский пост 2019

Можно ли есть рыбу
Рыба разрешается:

  • 28 ноября – 19 декабря: по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям;
  • 20 декабря – 1 января: по субботам и воскресениям;
  • 4 декабря (в праздник Введение Богородицы во храм);
  • 19 декабря (в день святителя Николая).

Можно ли пить вино
Употребление этого напитка допускается по субботам и воскресениям, а также в праздники Введение Богородицы во храм и святителя Николая.

Как подготовиться и плавно войти в пост

Чтобы пищевые ограничения воспринялись вашим организмом легче и не навредили самочувствию, следует:

  • готовиться к посту за несколько недель. Продукты животного происхождения стоит исключать плавно, чтобы не вызвать у организма стресс из-за внезапного голодания. Первые продукты, от которых следует отказаться: баранина, говядина, свинина. Затем запрет должен коснуться молока и яиц;
  • за день до входа в пост очистить кишечник, чтобы запустились механизмы внутриклеточного питания. Также это поможет избавиться от навязчивого чувства голода. Людям, которые пренебрегают очищением кишечника, будет сложнее подавлять свой аппетит, особенно в первые 2-3 дня;
  • перед заговением запрещается употребление жирной, тяжелой и трудноусваиваемой пищи;
  • входить в пост со слабыми ограничениями, которые необходимо постепенно устрожать;
  • сниженную калорийность пищи можно компенсировать увеличением размера порции за один прием;
  • в первые дни можно поэкспериментировать с режимом питания и есть чаще. Когда организм окончательно привыкнет к новой диете, можно вернуться к прежнему распорядку дня;
  • делать частые фруктовые и овощные перекусы между основными приемами пищи;
  • пить воду вместо других напитков: сока, компота.

Правила поведения и традиции Рождественского поста

Рождественский пост – не только пищевые ограничения, но и время, когда можно раскаяться в своих мыслях и поступках. Это означает, что человек должен отказаться от многих привычных вещей:

  • пищи животного происхождения – молока, масла, яиц, сыра, сметаны и частично рыбы;
  • употребления алкогольных напитков – они запрещены по церковному Уставу на протяжении всего периода поста (кроме вина);
  • безделья – излишний отдых может навредить как телу, так и душе;
  • развлечений – посещение увеселительных заведений, шумные гулянья с товарищами, отмечание юбилеев, чрезмерная увлеченность Интернетом недопустимы во время поста;
  • просмотра телевизора – сцены жестокости, насилия из телесериалов и новостей усложнят процесс поиска внутри себя Божественного начала;
  • путешествия – поездки, которые не связаны с посещением святынь или не содержат под собой духовную основу, лучше перенести на другое время;
  • супружеских отношений – плотские ограничения приветствуются только по обоюдному согласию обоих супругов.

Перемены должны коснуться и сферы взаимоотношений с людьми. Во время Рождественского поста необходимо стать добрее и терпимее к окружающим, отбросить все обиды и перестать нецензурно выражаться.

В дни поста желательно посещать храмы и богослужения, читать Евангелие, молиться, читать Псалтырь, совершать богоугодные дела и давать милостыню, причащаться.

Православная церковь не запрещает чтение во время Рождественского поста акафистов. Учитывая большое количество дней памяти в православном календаре на декабрь, делать это не только можно, но и полезно с духовной точки зрения.

Что можно и нельзя делать в Рождественский пост

Пост – период ограничений не только в питании, а и в образе жизни. Чтобы достичь духовного очищения, необходимо воздерживаться от повседневных грехов. Нельзя оставаться злыми, раздражительными, допускать плохих мыслей, ссориться с близкими людьми, осуждать других и сплетничать. Запрещается посещать развлекательные мероприятия, злоупотреблять просмотром телевизора и интернет ресурсами. Пренебрегание этими правилами считается нарушением поста.

Можно ли рукодельничать
В период Рождественского поста разрешается шить, вышивать бисером, вязать спицами и крючком. Ограничения для рукоделия возникают лишь тогда, когда оно заменяет произношение молитв и хождение в храм.

Можно ли крестить ребенка
Для крестин можно выбрать любой день Рождественского поста.

Можно ли поминать усопших
Разрешается поминать усопших в период с 28 ноября по 5 января. Лучше это делать молитвой – в церкви или у себя дома. Также можно заказывать панихиды и подавать записки на проскомидию. Если в этот период выпадет поминальная трапеза, ее рацион должен быть максимально простым и постным. Ослаблять постовые требования можно только с разрешения священника или личного духовного наставника.

Можно ли зачинать ребенка
По церковным традициям, зачинать ребенка во время поста нежелательно, хотя ограничения в интимной близости могут быть лишь по обоюдному согласию. Если зачатие все же случилось, не стоит мучить себя предрассудками и лишний раз тревожиться. Дата зачатия по церковному календарю не имеет отношения к здоровью и развитию будущего ребенка.

Можно ли венчаться
Таинство Венчания в дни поста не совершается.

Можно ли играть свадьбу
Скромный вариант росписи в загсе не выходит за рамки постовых ограничений. Веселое гулянье с изобилием мясных и рыбных блюд в 40 дней поста не приветствуется. Считается, что такая свадьба сулит молодоженам несчастья и лишения.

Можно ли ходить на охоту и рыбалку
Убийство животных и ловлю рыбы ради азарта и интересного времяпровождения Православная церковь не поддерживает. Поэтому от них лучше отказаться во время поста.

Поговорки и приметы

  • Если во время Рождественского поста погода крайне облачная или снежная, то май будет достаточно ненастным.
  • Если часто метут метели, следует ожидать раннюю весну.
  • Если в первые его дни стоят морозы, то урожай хлеба будет хорошим.
  • Если родные ссорятся в пост, то весь будущий год будет полон неприятностей.
  • Утеря какой-то вещи сулит убытки в будущем году, а любая находка – новые доходы.
  • Если на исходе луны дотронуться бородавкой до сухой ветки, проговорив при этом: «Как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто», то она засохнет и отпадет.

Рождественский пост у католиков

У католиков традиции Рождественского поста во многом похожие на православные. Главным отличием являются даты проведения. Католический Рождественский пост начинается 15 ноября и заканчивается 24 декабря. В этот период люди берут на себя индивидуальные обязательства, которые могут касаться различных сфер повседневной жизни: ограничение посещений развлекательных мероприятий, благотворительность, примирение с окружающими. Особых ограничений в питании католики не придерживаются.

Наиболее строгими днями поста у католиков являются четыре воскресенья, предшествующие Рождеству, которые называются Адвентами. Эти дни посвящают покаянью и молитвам. Атрибутом Адвента является венок с четырьмя свечами, который располагают на домашнем алтаре.

Рождественский пост

Статуя апостола Филиппа на Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге

Рожде́ственский пост (Фили́ппов пост, в просторечии Фили́пповки) — пост, установленный в честь Рождества Христова в восточной христианской традиции. Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января). Во многом аналогичен предрождественскому периоду Адвента на Западе.

По словам святителя Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

Древнерусское народное название рождественского поста — Корочун. Новгородская первая летопись содержит древнейшее письменное упоминание календарного праздника Корочуна: «Въ лѣто 6651. Стояше вся осенина дъждева, от Госпожина дни до Корочюна, тепло, дъжгь; и бы вода велика вельми въ Волхове и всюде, сено и дръва разнесе; озеро морози въ нощь, и растьрза вѣтръ, и вънесе въ Волхово, и поломи мостъ, 4 городнѣ отинудь безнатбе занесе. Въ то же лѣто оженися Святопълкъ Новгородѣ, приведе жену из Моравы, межи 13 Рожествомь и Крещениемь». По предположению Карамзина, такое название происходит из-за коротких дней в этом посту.

История

Установление Рождественского поста относится ко времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Первоначально Рождественский пост длился семь дней, после чего реформой 1166 года по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным.

Армянская апостольская церковь (ААЦ), после Четвёртого Вселенского собора не состоящая в общении с Восточным православием, до сих пор сохраняет эту древнюю традицию и держит пост в течение семи дней. ААЦ, относящаяся к группе древневосточных церквей, совместно отмечает праздники Рождества Христова и Богоявления. Рождественский пост в ААЦ, как и в первые века христианства, продолжается в течение семи дней. Начинается пост 30 декабря, заканчивается 5 января вечером в сочельник, когда в церквях закончится рождественская литургия и начнут разносить и передавать благую весть Рождества, а люди — приветствовать друг друга словами «Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!»

В православных церквях

В православных церквях византийской традиции Рождественский пост является одним из четырёх многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) включительно и завершается праздником Рождества Христова. Заговенье (канун поста) — 14 (27) ноября — приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым. Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 13 (26) ноября.

Предписания о трапезе

По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову посту. Согласно церковному уставу, во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца. Кроме того, предписывается:

от начала поста и по 6 декабря (19 декабря) включительно:

  • по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение;
  • по вторникам, четвергам — горячая пища с растительным маслом;
  • по субботам и воскресеньям — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;
  • 21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;

с 20 декабря (2 января) по 23 декабря (5 января) включительно (период предпразднства Рождества Христова):

  • по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение;
  • по вторникам и четвергам, по субботам и воскресеньям — горячая пища с растительным маслом;
  • 24 декабря (6 января), в Рождественский сочельник — горячая пища с растительным маслом (по Уставу); кроме того, по обычаю едят сочиво (коливо) — сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы, обычно только после вечерни.

В те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление.

Так же, как и другие посты, Рождественский пост строго соблюдается старообрядцами.

Богослужение

На пост приходится память многих ветхозаветных пророков: Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Даниила. В дни памяти пророков, а также в ряд иных дней (все дни: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 7, 8, 11, 14, 16, 18 и 19 декабря) Устав предписывает петь «Аллилуйя или тропарь», что означает: если в указанные дни не будет праздника, предпразднства или попразднства, а также если такой день не случится в субботу или Неделю (воскресенье), то на утрене вместо «Бог Господь» поётся «Аллилуиа» и «все возследование с поклоны, якоже и в великую четыредесятницу». Такой же порядок службы предусмотрен Уставом на первый день поста — 15 ноября, если он не приходится на субботу или Неделю.

В современной приходской практике Русской православной церкви исполнение данного указания Устава оставляется на усмотрение настоятеля и обычно в указанные дни богослужение отправляется по вседневному, а не великопостному чину.

> См. также

  • Адвент
  • Пост в христианстве
  • Куделица (Филиппов день)

Примечания

  1. Корочун // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Зиборов В. К. 3. Новгородская первая летопись старшего извода (1136—1177 гг. 1200—1247 гг.) // «История русского летописания XI—XVIII вв.». Часть II
  3. Срезневский, Измаил Иванович. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам : труд И. И. Срезневского. — Санкт-Петербург : издание Отд-ния рус. яз. и словесности Императорской акад. наук, 1890—1906. — 32 см. Т. 1: А — К. — 1893. — IX, 1420 стб., 49 с./ стб. 1291.
  4. 1 2 Семидневный Рождественский пост начнётся в среду в Армении. Рождество Христово отметят 6 января. Пресс-центр АМИ «Новости-Армения», 30.12.2009.
  5. Петросян Е. Армянская апостольская Святая церковь.
  6. В Церквах, придерживающихся новоюлианского (григорианского) календаря, — с 15 ноября по 24 декабря по новому стилю.
  7. Календарь постов и трапез Архивная копия от 22 сентября 2010 на Wayback Machine на сайте «Православие и современность».
  8. Устав 14 ноября и 33 глава.
  9. М. Скабалланович. Приготовление к празднику Рождества Христова. Рождественский (или Филиппов) пост.
  10. Устав 14 ноября.

Ссылки

  • О Рождественском посте на официальном сайте Московского Патриархата
  • Рождественский пост: вопросы и ответы на сайте Православие и мир
  • Рождественский пост

О Рождественском посте

И. Д. Мансветов

Об истории установления поста и его значении

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже в V–VI веках его упоминают многие церковные западные писатели. Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был пост кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — больше. Как писал профессор Московской Духовной академии И. Д. Мансветов, «намек на эту неодинаковую продолжительность содержится и в самих древних Типиках, где пост Рождественский разделяется на два периода: до 6 декабря — более снисходительный в отношении воздержания… и другой — от 6 декабря до самого праздника» (Указ. соч. С. 71).

Рождественский пост начинается 15 ноября (в XX–XXI веках — 28 ноября по новому стилю) и продолжается до 25 декабря (в XX–XXI веках — 7 января по новому стилю), длится сорок дней и потому именуется в Типиконе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост иногда называют Филипповым.

По словам блж. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи — Ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от не приличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский (Петров) пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 24 декабря (старого стиля, т. е. — в XX–XXI веках — со 2 по 6 января нового стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим». Иными словами, главное в посте — не качество пищи, а борьба со страстями.

Рождественский пост: что нужно знать

Даты: 28 ноября — 6 января

Название: Рождественский (Филиппов) пост

Двойное название поста объясняется просто: он начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа, и заканчивается в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой 40-дневный период поста, отсюда и его название.

Смысл поста:

Любой многодневный пост, и Рождественский в том числе, готовит нас к максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника. Цель постящегося христианина — добиться, чтобы встреча со Христом в праздничный день стала для него действительно важным событием, подготовленным и усиленной молитвой, и подвигом воздержания. Человеческие тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане (например, в еде), мы помогаем и душе: мы перестаем разбрасываться по сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни: молитве, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей.

Рождество Христово, Греция; XV в.

Кроме того, ослабляя тело (да и душевные силы тоже) менее калорийной, чем обычно, пищей, мы учимся подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — Богу.

В Евангелии рассказывается, что перед выходом на проповедь в Галилее и Иудее, которой суждено было длиться три с половиной года, Христос удалился от людей и строго постился сорок дней и ночей (Мф 4:1–11; Лк 4:1–13; Мк 1:12, 13). Столько же прежде Него постились и Моисей, когда взошел на гору Синай, где Бог дал ему десять заповедей (Исх 24:18); и пророк Илия, сорок дней шедший без еды и питья к горе Хорив, где его ждала встреча с Богом (3 Цар 19:5–8). Характерно, что именно в конце сорокадневного поста Спасителя попытался искусить диавол, очевидно, полагая, что пост физически истощил Иисуса и сделал менее стойким. Но духовно Господь, наоборот, укрепился и все искушения преодолел. Тем самым Он показал, что пост — лучшее оружие против искусителя (о чем говорят в один голос все святые отцы), и подготовился к Своему служению в мире.

В память об этих событиях и Рождественский пост, готовящий нас к переживанию события Рождества Христова, и Великий пост, предшествующий празднику Воскресения Христова, длятся по сорок дней и именуются в церковном уставе Четыредесятницами.

«Пост Рождественской Четыредесятницы, — добавляет святитель Симеон Солунский, — изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

История поста:

По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. О его существовании упоминают уже святитель Амвросий Медиоланский (скончался в 397 году) и учившийся у него блаженный Августин (‡430 год). А римский епископ Лев I Великий (‡461 год) называл Рождественский пост древним установлением и жертвой Богу за плоды, собранные в летнюю и осеннюю пору.

В ранней Церкви Филиппов пост предшествовал празднику Богоявления. Именно так — днем явления Бога в мир — называли в те времена христиане праздник Рождества. А тот праздник, который мы называем Богоявлением сегодня, — Крещение Господне, — присоединялся к «главному» Богоявлению, встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд.

Фото Владимира Ештокина

О том, что Рождество и Крещение Господне первоначально были одним праздником, нам напоминает и устройство богослужения (обе службы начинаются с великого повечерия), и особенная подготовка к обоим торжествам. В день накануне праздника — сочельник, или навечерие — пост становится особенно строгим: в монастырях принято не есть в этот день ничего, миряне же стараются по возможности просто уменьшить количество пищи. В этот день в Церкви совершается особенно торжественное богослужение. Если день будний, то читают царские часы — более продолжительные, чем обычно, с фрагментами из Ветхого Завета (паремиями), чтениями из Апостола и Евангелия. Царскими эти часы называются потому, что в древности на них присутствовали члены царской фамилии. А вечерня (которая, против обыкновения, служится утром) плавно переходит в литургию Василия Великого — так же, как в Великий Четверток на Страстной седмице.

Первоначально Рождественский пост не был таким протяженным, как сейчас: у одних христиан он длился семь дней, у других — несколько больше. Держать пост сорок дней стали, судя по всему, только после Константинопольского собора 1166 года, когда Константинопольский Патриарх Лука вынес решение по поводу длительности Рождественского поста: четкого правила по этому поводу нет, признал он, однако «понуждаемся… последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября (28 ноября по новому стилю. — Прим. ред.)».

Особенности поста:

Во все дни Рождественского поста церковный устав Типикон предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам (до дня памяти святителя Николая — 19 декабря) можно есть горячую пищу без масла; во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыбу и постную пищу с растительным маслом; самый строгий пост традиционно — в среду и пятницу (сухоядение: овощи, фрукты, хлеб). Впрочем, если на среду или пятницу попадает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (в этом году это как раз среда), то разрешается рыба.

После дня памяти святителя Николая и до дней предпразднства Рождества (2–6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, а пост в другие дни становится строже. В дни предпразднства пост самый строгий: рыба не вкушается вообще, пища с маслом — только в субботу и воскресенье. А в сочельник (с вечера 5 января до вечера 6-го) существует традиция не есть ничего до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами.

Но нужно обязательно учитывать, что все эти правила — строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, советуясь насчет питания со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств. Традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста со 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января).

3 факта, связанных с Рождественским постом:

1.

Филипп, как и большинство апостолов, был родом из Галилеи — северной провинции Палестины. Именно он, согласно Евангелию от Иоанна, привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин 1:46); он участвовал в раздаче пяти тысячам человек хлебов, умножившихся по слову Господа (Ин 6:5–13); он привел к Нему эллинов, желавших видеть Христа (Ин 12:21–22); во время Тайной Вечери он желал увидеть Отца и получил от Господа Иисуса знаменательный ответ: Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца (Ин 14:8–9).

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал в Галилее, а затем в Греции среди местных евреев. Об этом прослышал иудейский первосвященник и прибыл в Грецию, чтобы пресечь деятельность Филиппа, но тот прилюдно обличил первосвященника в подкупе стражников, которые охраняли Гроб Господень, и в повелении им лгать, будто тело Христово похитили и скрыли Его ученики.

Странствовал апостол и по другим землям, всюду проповедуя Евангелие и много страдая: Филиппа и его сестру Мариамну, с которой он путешествовал, побивали камнями, сажали в тюрьму, изгоняли из селений.

Скончался апостол Филипп в городе Иераполе Фригийском, где перед этим умертвил огромную змею, которой местные жители выстроили храм как божеству. Он был распят на кресте вместе с апостолом Варфоломеем, который, в отличие от Филиппа, остался жив и дошел с проповедью о Христе до Армении.

2.

Начиная с 4 декабря — праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на одной из частей вечернего богослужения, утрене, хор начинает петь рождественские катавасии — короткие стихословия, которые припеваются в конце каждой из восьми песней богослужебного канона. «Христос раждается — славите; Христос с небес — срящите (встречайте. — Прим. ред.); Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и воспойте людие, яко прославися», — так звучит первая из цикла катавасий, и мы чувствуем: Рождество уже на пороге.

Вдобавок на праздничных службах периода подготовки к Рождеству — например, 19 декабря, в день памяти Николая Чудотворца, — на утрене поются особенные рождественские стихиры.

3.

Два последних воскресных дня, предшествующих Рождеству, называются Неделями святых праотцев и святых отцов. Святые праотцы — это ветхозаветные праведники: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые провели жизнь в послушании и доверии Богу и этим внесли свой человеческий вклад в подготовку пришествия Христова. А под святыми отцами Церковь в данном случае подразумевает непосредственных сродников Христовых по плоти, начиная от Давида и заканчивая праведным Иосифом, названым отцом Господа Иисуса. В это воскресенье на литургии читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его… — и так далее.

>Рождественский пост в 2019 году

Сюжет: Рождественский пост.

Рождественский пост в 2019-2020 году: 28 ноября – 6 января 2020 года

Рождественский пост в 2019-2020 году: 28 ноября – 6 января 2020 года

Рождественский пост в 2020-2021 году: 28 ноября – 6 января 2021 года

Рождественский пост в 2021-2022 году: 28 ноября – 6 января 2022 года

Рождественский пост в 2022-2023 году: 28 ноября – 6 января 2023 года

Рождественский пост в 2023-2024 году: 28 ноября – 6 января 2024 года

Как был установлен Рождественский пост?

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. — Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?

Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2018 год

Когда начали праздновать Рождество Христово?

Начало этого праздника относится к временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен , не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно — будут поститься недобровольно…»

Вы прочитали статью Рождественский пост в 2019 году. Возможно, Вам будет интересно узнать:

  • Рецепты постных блюд
  • Рождественский пост: Пост №1
  • Рождественский пост: календарь питания
  • Рождественский пост. Добрый путь — добрые помыслы

Рождественский пост 2019-2020: календарь питания по дням

Рождественский пост будет самым строгим и продолжительным. В 2019-2020 годах верующие будут воздерживаться от многих продуктов, и им на помощь придет календарь питания. В нем отражены все предписания церкви, чтобы не ошибиться и не нарушить пост.

В 2019 году Рождественский пост начнется 28 ноября, а продлится он до 6 января 2020 года. Верующие уже начинают готовиться к длительному воздержанию, посещают церкви и храмы, чтобы помолиться о прощении грехов и заручиться поддержкой Высших Сил. Эксперты сайта dailyhoro.ru составили подробный календарь питания, с которым будет проще планировать ежедневное меню и не нарушать при этом запретов.

28 ноября. Первый день поста не отличается особой строгостью. Верующие могут есть рыбу, горячую пищу, но не употреблять растительного масла. В этот день хозяйкам на помощь придут овощные супы с добавлением чечевицы, блюда из булгура или риса.

29 ноября. В пятницу не едят приготовленную пищу. Верующие соблюдают сухоядение, вкушая орехи, фрукты и овощи в сыром виде. Допускается употребление хлеба, меда, сухофруктов.

30 ноября, 1 декабря. В эти дни верующим разрешено приготовить рыбу с использованием подсолнечного масла. Хозяйки могут порадовать близких котлетами на пару, запеченной в фольге рыбой или ухой.

2 декабря. В понедельник нельзя употреблять в пищу масло, но можно кушать горячее. В качестве основного блюда в этот день можно подать грибной суп или щи, а на ужин потушить овощи.

3, 4 и 5 декабря. В эти дни разрешено употреблять в пищу не жирные сорта рыбы, как морской, так и речной. Верующие могут сделать запеченную рыбку с гарниром из риса и овощами, а также испечь пироги с рыбной начинкой и добавлением растительного масла. 4 декабря в день Введения во храм Пресвятой Богородицы верующие смогут поприсутствовать на торжественной службе и заручиться поддержкой Высших Сил на время строго поста.

6 декабря. Верующим вновь предстоит кушать термически необработанные продукты. Полезным перекусом в этот день будут ягодные и фруктовые коктейли с добавлением молотых орехов, меда и сухофруктов. Такая пища позволит сохранить энергию и прекрасно восполнит запас витаминов.

7, 8 декабря. В эти дни в меню вновь можно добавить рыбу и морепродукты. Паста с креветками, устрицами и кальмарами станет прекрасным обедом. Рыбные блюда стоит сочетать с овощами, чтобы исключить недостаток витаминов в зимний период.

9 декабря. В понедельник масло под запретом, однако и без него можно приготовить вкусную пищу. Блюдом дня может стать запеченная в тыкве пшенная каша с добавлением сухофруктов и меда. На ужин можно приготовить тушеные овощи с грибами.

10 декабря. Рыбный день. Верующие могут вкушать рыбу и морепродукты.

11 декабря. Вновь наступает время сухоядения, когда верующие могут есть лишь не вареные продукты. В этот день ситуацию спасет салат из свежих овощей, а также перекус из сухофруктов, орехов и меда. Такая пища быстро насытит и добавит бодрости для выполнения запланированных дел.

12 декабря. Постящиеся могут приготовить рыбные рулеты, запечь кусочки морской рыбы в постном кляре, а также использовать иные морепродукты (вроде морской капусты).

13 декабря. В пятницу вновь под запретом горячая пища. Это время верующие проведут в молитвах и воздержании. Исключить упадок сил позволят сытные перекусы, в том числе постные энергетические батончики, содержащие семечки, орехи, мед и высушенные фрукты.

14, 15 декабря. В эти дни вновь разрешена рыба. Стоит позаботиться о питании на ближайшие дни, сварить компот из замороженных ягод с добавлением фруктов, напечь сушек и пополнить запас орехов.

16 декабря. В понедельник не допускается использование растительного масла. Несмотря на запрет, хозяйки смогут запечь овощи в собственном соку, добавить сушеные или свежие грибы, а также сварить постный суп-пюре из тыквы.

17 декабря. Рыба и рыбные продукты в этот день станут главным лакомством. Кроме того, верующие смогут заварить чаи из лекарственных трав для бодрости и профилактики простудных заболеваний.

18 декабря. Сухоядение. Верующие ограничиваются не вареной пищей. Есть можно фрукты и не обработанные термически овощи, орехи и мед.

19 декабря. Праздник в честь Николая Чудотворца. В этот день запрет касается употребления масла и вина. Верующим разрешается готовить рыбу.

20 декабря. Вновь наступает день сухоядения без горячей еды. Несмотря на запрет, день пройдет удачно, если употреблять больше жидкости, в том числе компотов и травяных настоев. Запас витаминов можно восстановить благодаря коктейлям на основе меда и фруктов.

21, 22 декабря. Рыба и морепродукты будут главными блюдами на эти дни. Хозяйки могут запечь крупного карпа, нафаршировав его гречкой с добавлением овощей. Сытное блюдо прекрасно смотрится на листьях салата.

23 декабря. Дозволяется есть горячую пишу, но без использования растительного масла. Побаловать семью можно постным овощным супчиком, а также салатами из капусты, огурцов, редиса, помидоров, зелени и иных овощей. С добавлением лимонного сока и морской крупной соли эти блюда станут еще вкуснее.

24 декабря. В горячую пищу можно добавлять масло. Запеченные фаршированные шампиньоны с гарниром и салатом украсят любой стол.

25 декабря. День сухоядения. Верующие ограничиваются пищей, не прошедшей термическую обработку. Восполнить запасы энергии помогут фруктово-медовые лакомства, а также лесные орехи.

26 декабря. В этот день разрешено есть горячую пищу с добавлением масла. Хозяйки смогут побаловать близких вкусными запеченными овощами с картофелем, приготовить драники и фаршированные грибами картофельные котлеты.

27 декабря. День сухоядения. В пищу можно употреблять сырые овощи и фрукты, хлеб, орехи, мед.

28, 29 декабря. В эти дни вновь можно накрывать на стол рыбу. Запечь ее можно в фольге с добавлением риса и овощей, а чтобы рыбка получилась сочной, стоит сбрызнуть ее лимонным соком.

30 декабря. Пища без масла. Вареные овощи, постные супы, фруктовые и овощные салаты станут прекрасными блюдами этого дня.

31 декабря. В этот день в пищу можно добавлять масло. Запеченные овощные котлеты с салатом из свежих овощей будут уместными. Также не стоит забывать о травяных настоях и компотах.

1 января. Вновь верующие строго постятся, не позволяя себе вкушать пищу, прошедшую термическую обработку.

2 января. В среду в пищу не добавляют масла. Тем не менее богатое разнообразие круп позволяет готовить вкусные и полезные блюда. В кашу, сваренную на воде, стоит добавить молотые орехи, сухие фрукты и немного варенья.

3 января. Четверг — день сухоядения. Это время проводят в молитвах, чтобы Высшие Силы помогли справиться с трудностями и завершить пост. Дозволены орехи, фрукты и овощи.

4, 5 января. В эти дни вновь разрешено масло. Приготовить в этот день можно вкусный постный плов с использованием булгура и стручковой фасоли.

6 января. В этот день верующие отмечают Рождественский сочельник и соблюдают сухоядение.

7 января. Пост завершается празднованием Рождества. Дозволяется употреблять любую пищу, однако верующим не стоит забывать, что выход из поста должен быть осторожным. Большое количество пищи может плачевно сказаться на здоровье.

Соблюдение поста — это не диета, ведь главный смысл воздержания заключается в усмирении желаний и противостоянии злу. Верующим важно подготовиться к посту заранее, чтобы исключить проблемы со здоровьем. Послабления в пище касаются беременных женщин, детей, а также людей, которым по состоянию здоровья важно употреблять в пищу определенные продукты. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и