История жизни Иисуса Христа

Иисус Христос — национальность — Мать и отец Иисуса Христа

Ортодоксальные иудеи Иерусалима были непримиримы в своей вражде к учению Христа. Означает ли это, что Иисус не был евреем? Этично ли подвергать сомнению непорочное зачатие Девы Марии?

Сыном Человеческим часто называл себя Иисус Христос. Национальность родителей, по заключению богословов, прольет свет на принадлежность Спасителя к той или иной этнической группе.

Следуя Библии, все человечество произошло от Адама. Позднее люди сами разделили себя на расы, народности. Да и Христос при жизни, учитывая Евангелия апостолов, никак не комментировал свою национальность.

Рождение Христа

Страна Иудея, где родился Иисус Христос, Сын Божий, в те давние времена была провинцией Рима. Император Август повелел провести перепись населения. Он хотел выяснить, сколько жителей в каждом из городов Иудеи.

Мария и Иосиф, родители Христа, проживали в городе Назарете. Но им пришлось вернуться на родину предков, в Вифлеем, чтобы внести свои имена в списки. Оказавшись в Вифлееме, супруги не смогли найти себе приют — так много народа пришло на перепись. Они решили остановиться за городом, в пещере, которая служила убежищем для пастухов во время ненастья.

Ночью Мария родила сына. Завернув малыша в пеленки, она уложила его спать туда, где кладут корм для скота — в ясли.

Первыми о рождении Мессии узнали пастухи. Они пасли стада в окрестностях Вифлеема, когда им явился ангел. Он вещал, что родился спаситель человечества. Это радость для всех людей, а знаком для опознания младенца будет то, что он лежит в яслях.

Пастухи тут же отправились в Вифлеем и набрели на пещеру, в которой и увидели будущего Спасителя. Они поведали Марии и Иосифу о словах ангела. На 8 день супруги дали имя ребенку — Иисус, что в переводе означает «спаситель» или «Бог спасает».

Был ли евреем Иисус Христос? Национальность по отцу или по матери определялась в то время?

Вифлеемская звезда

В ту самую ночь, когда родился Христос, в небе появилась яркая, необычная звезда. Волхвы, изучавшие движения небесных тел, отправились вслед за ней. Они знали, что появление такой звезды говорит о рождении Мессии.

Волхвы начали свой путь из восточной страны (Вавилонии или Персии). Звезда, перемещаясь по небу, указывала мудрецам дорогу.

Тем временем многочисленный люд, пришедший в Вифлеем на перепись, разошелся. И родители Иисуса вернулись в город. Над тем местом, где находился младенец, звезда остановилась, и волхвы зашли в дом вручить дары будущему Мессии.

Они поднесли золото как дань будущему царю. Подарили ладан, как Богу (ладан и тогда употреблялся в богослужении). И смирну (благовонное масло, которым натирали умерших), как смертному человеку.

Царь Ирод

Местный царь Ирод Великий, подчинявшийся Риму, знал о великом пророчестве — яркая звезда на небе знаменует рождение нового царя иудейского. Он призвал к себе волхвов, священников, прорицателей. Ирод хотел знать, где находится младенец-Мессия.

Лживыми речами, коварством он пытался выведать местонахождение Христа. Не добившись ответа, царь Ирод задумал истребить всех младенцев в округе. 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет были убиты в Вифлееме и его окрестностях.

Однако древние историки, в том числе Иосиф Флавий, не упоминают об этом кровавом событии. Возможно, это связано с тем, что численность убитых детей была гораздо меньше.

Считается, что после такого злодейства гнев Божий покарал царя. Он умирал мучительной смертью, съедаемый червями заживо в своем роскошном дворце. После его жуткой кончины власть перешла к трем сыновьям Ирода. Были поделены и земли. Области Перея и Галилея достались Ироду Младшему. В этих землях около 30 лет провел свою жизнь Христос.

Ирод Антипа, тетрарх галилейский, в угоду своей жене Иродиаде обезглавил Иоанна Крестителя. Сыновья Ирода Великого не получили царского титула. Иудея управлялась римским прокуратором. Ему подчинялся Ирод Антипа и прочие местные правители.

Мать Спасителя

Родители Девы Марии долгое время были бездетны. В то время это считалось грехом, такой союз был знаком гнева Божьего.

Иоаким и Анна жили в городе Назарет. Они молились и верили, что у них обязательно появится ребенок. Спустя десятилетия им явился ангел и провозгласил, что супруги скоро станут родителями.

По преданию, Дева Мария родилась 21 сентября. Счастливые родители поклялись, что это дитя будет принадлежать Богу. До 14 лет воспитывалась Мария, мать Иисуса Христа, в храме. Уже с юных лет она видела ангелов. По легенде, архангел Гавриил опекал и охранял будущую Богородицу.

Родители Марии умерли к тому времени, когда Деве надо было покинуть храм. Священники не могли ее оставить у себя. Но и отпускать сироту им было жалко. Тогда священники обручили ее с плотником Иосифом. Он больше являлся опекуном Девы, чем ее мужем. Мария, мать Иисуса Христа, оставалась девственницей.

Какая была национальность у Богородицы? Ее родители были уроженцами Галилеи. А значит и Дева Мария была не иудейкой, а галилеянкой. По конфессиональному признаку она принадлежала к закону Моисея. Ее жизнь в храме также указывает на воспитание в вере Моисея. Так кем был Иисус Христос? Национальность матери, жившей в Галилее языческой, остается неизвестной. В смешанном населении области преобладали скифы. Возможно, что свой облик унаследовал Христос от матери.

Отец спасителя

Богословы с давних времен ведут полемику о том, стоит ли считать Иосифа биологическим отцом Христа? Он по-отечески относился к Марии, знал, что она невинна. Поэтому весть о ее беременности потрясла плотника Иосифа. Закон Моисея строго карал женщин за прелюбодеяние. Иосиф должен был забить камнями свою юную жену.

Он долго молился и решил отпустить Марию, не держать ее возле себя. Но Иосифу явился ангел, возвестивший о древнем пророчестве. Плотник понял, какая большая ответственность лежит на нем за сохранность матери и ребенка.

Иосиф по национальности является евреем. Можно ли считать его биологическим отцом, если у Марии было непорочное зачатие? Кто отец Иисуса Христа?

Существует версия, что римский солдат Пантира стал биологическим отцом Мессии. Кроме того, есть вероятность, что у Христа было арамейское происхождение. Это предположение связано с тем, что проповедовал Спаситель на арамейском языке. Однако в то время этот язык был распространен на всем Ближнем Востоке.

Иудеи Иерусалима не сомневались, что где-то существует реальный отец Иисуса Христа. Но все версии слишком сомнительны, чтобы быть правдой.

Облик Христа

Документ тех времен, описывающий внешность Христа, носит название «Послание Лептула». Это отчет римскому сенату, написанный проконсулом Палестины Лептулом. Он утверждает, что Христос был среднего роста с благородным лицом и хорошей фигурой. У него выразительные сине-зеленые глаза. Волосы, цвета спелого ореха, расчесаны на прямой пробор. Линии рта и носа безукоризненны. В беседе он серьезен и скромен. Поучает мягко, дружески. В гневе страшен. Иногда плачет, но никогда не смеется. Лицо без морщин, спокойное и сильное.

На Седьмом Вселенском Соборе (VIII век) был утвержден официальный образ Иисуса Христа. На иконах следовало писать Спасителя в соответствии с его человеческим обликом. После Собора началась кропотливая работа. Она заключалась в реконструкции вербального портрета, на основе которого был создан узнаваемый образ Иисуса Христа.

Антропологи уверяют, что в иконописи используется не семитский, а греко-сирийский тип внешности: тонкий, прямой нос и глубоко посаженные, большие глаза.

В раннем христианском иконописании умели точно передавать индивидуальные, этнические черты портрета. Самое раннее изображение Христа было найдено на иконе, датированной началом VI века. Она хранится на Синае, в монастыре святой Екатерины. Лик иконы схож с канонизированным обликом Спасителя. Судя по всему, ранние христиане причисляли Христа к европейскому типу.

Национальность Христа

До сих пор встречаются люди, которые утверждают, что Иисус Христос — еврей. При этом огромное количество трудов выпущено на тему неиудейского происхождения Спасителя.

В начале I века нашей эры, как выяснили ученые-гебраисты, Палестина распалась на 3 региона, которые различались по своим конфессионным и этническим признакам.

  1. Иудея во главе с городом Иерусалимом была населена ортодоксальными иудеями. Они подчинялись закону Моисея.
  2. Самария находилась ближе к Средиземному морю. Иудеи и самаряне были давними врагами. Запрещались даже смешанные браки между ними. В Самарии находилось не более 15% иудеев от общего числа жителей.
  3. Галилея состояла из смешанного населения, часть которого сохраняла верность иудаизму.

Некоторые теологи уверяют, что типичным иудеем был Иисус Христос. Национальность его не подлежит сомнению, так как он не отрицал всю систему иудаизма. А только был не согласен с некоторыми постулатами Моисеева закона. Тогда почему так спокойно реагировал Христос на то, что иудеи Иерусалима называли его самарянином? Это слово было оскорблением для истинного иудея.

Бог или человек?

Так кто же прав? Те, кто утверждают, что Иисус Христос — Бог? Но тогда какую национальность можно требовать от Бога? Он вне этнической принадлежности. Если Бог — основа всего сущего, в том числе и людей, о национальности вообще говорить не приходится.

А если Иисус Христос — человек? Кто его биологический отец? Почему он получил греческое имя Христос, которое означает «помазанник»?

Иисус никогда не утверждал, что он — Бог. Но он и не является человеком в обычном смысле этого слова. Его двойственная природа заключалась в обретении человеческого тела и божественной сути внутри этого тела. Поэтому как человек Христос мог чувствовать голод, боль, гнев. И как сосуд Божий — творить чудеса, наполняя вокруг себя пространство любовью. Христос говорил, что совершает исцеления не сам от себя, а только с помощью Божественного дара.

Иисус поклонялся и молился Отцу. Он полностью подчинил себя Его воле в последние годы жизни и призывал народ уверовать в Единого Бога на небесах.

Как Сын Человеческий он был распят во имя спасения людей. Как Сын Божий он воскрес и воплотился в триединстве Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.

Чудеса Иисуса Христа

Около 40 чудес описано в Евангелиях. Первое произошло в городе Кане, куда Христа с матерью и апостолами пригласили на свадьбу. Он превратил воду в вино.

Второе чудо Христос совершил излечив больного, недуг которого длился 38 лет. Иудеи Иерусалима озлобились на Спасителя — он нарушил правило о субботе. Именно в этот день Христос работал сам (излечил больного) и заставил работать другого (больной сам нес свою постель).

Спаситель воскресил умершую девочку, Лазаря и сына вдовы. Исцелил бесноватого и укротил бурю на Галилейском озере. Христос насытил пятью хлебами народ после проповеди — их собралось около 5 тысяч, не считая детей и женщин. Ходил по воде, исцелил десять прокаженных и иерихонских слепцов.

Чудеса Иисуса Христа доказывают его Божественную сущность. Он имел власть над бесами, болезнью, смертью. Но никогда не совершал чудеса во славу свою или для сбора приношений. Даже на допросе у Ирода Христос не явил знамение как свидетельство своей силы. Он не пытался защитить себя, а просил только искренней веры.

Воскресение Иисуса Христа

Именно воскресение Спасителя стало основой для новой веры — христианства. Факты о нем являются достоверными: они появились в то время, когда еще были живы очевидцы событий. Все зафиксированные эпизоды имеют небольшие расхождения, но не противоречат друг другу в целом.

Пустая гробница Христа свидетельствует о том, что тело забрали (враги, друзья) или Иисус воскрес из мертвых.

Если бы тело забрали враги — они не преминули бы поглумиться над учениками, таким образом остановив зародившуюся новую веру. Друзья же мало верили в воскресение Иисуса Христа, они были разочарованы и подавлены его трагической смертью.

Почетный римский гражданин и еврейский историк Иосиф Флавий упоминает в своей книге о распространении христианства. Он подтверждает, что на третий день Христос явился живым своим ученикам.

Даже современные ученые не отрицают того, что некоторым последователям Иисус являлся после смерти. Но они объясняют это галлюцинациями или другим феноменом, не оспаривая подлинности свидетельств.

Явление Христа после смерти, пустая гробница, бурное развитие новой веры являются доказательством его воскресения. Не существует ни одного известного факта, отрицающего эту информацию.

Назначение Богом

Уже с первых Вселенских соборов церковь объединяет человеческую и божественную природу Спасителя. Он является одной из 3 ипостасей Единого Бога — Отца, Сына и Святого Духа. Такая форма христианства была зафиксирована и объявлена официальной версией на Никейском Соборе (в 325 году), Константинопольском (в 381 году), Эфесском (в 431 году) и Халкидонском (в 451 году).

Однако споры о Спасителе не прекращались. Некоторые христиане утверждали, что Иисус Христос — Бог. Другие уверяли, что он только Сын Божий и полностью подчинен его воле. Основную же идею о триединстве Бога часто сравнивают с язычеством. Поэтому споры о сущности Христа, так же как и о его национальности, не утихают по сей день.

Крест Иисуса Христа является символом мученической смерти во имя искупления грехов человеческих. Имеет ли смысл дискуссия о национальности Спасителя, если вера в него способна объединить разные этнические группы? Все люди на планете — дети Бога. Человеческая природа Христа стоит над национальными характеристиками и классификациями.

|

Евангелие детства (Евангелие от Фомы)

I. Я, Фома израильтянин, рассказываю, чтобы вы узнали, братья среди язычников, все события детства Господа нашего Иисуса Христа и Его великие деяния, которые Он совершил после того как родился в нашей стране. Начало таково.

II. Когда мальчику Иисусу было пять лет, Он играл у брода через ручей, и собрал в лужицы протекавшую воду, и сделал ее чистой и управлял ею одним своим словом. И размягчил глину, и вылепил двенадцать воробьев. И была суббота, когда Он сделал это. И было много детей, которые играли с Ним. Но когда некий иудей увидел, что Иисус делает, играя в субботу, он пошел тотчас к Его отцу Иосифу и сказал: Смотри, твой ребенок у брода, и он взял глину и сделал птиц, и осквернил день субботний. И когда Иосиф пришел на то место и увидел, то он вскричал: для чего делаешь в субботу то, что не должно?! Но Иисус ударил в ладоши и закричал воробьям: Летите! и воробьи взлетели, щебеча. И иудеи дивились, увидев это, и ушли, и рассказали старейшинам, что они видели, как Иисус свершил сказанное.

III. Но сын Анны книжника стоял там рядом с Иосифом, и он взял лозу и разбрызгал ею воду, которую Иисус собрал. Когда увидел Иисус, что тот сделал, Он разгневался и сказал ему: Ты, негодный, безбожный глупец, какой вред причинили тебе лужицы и вода? Смотри, теперь ты высохнешь, как дерево, и не будет у тебя ни листьев, ни корней, ни плодов. И тотчас мальчик тот высох весь, а Иисус ушел и вошел в дом Иосифа. Но родители того мальчика, который высох, взяли его, оплакивая его юность, и принесли к Иосифу и стали упрекать того, что сын его совершает такое!

IV. После этого Он (Иисус) снова шел через поселение, и мальчик подбежал и толкнул Его в плечо. Иисус рассердился и сказал ему: ты никуда не пойдешь дальше, и ребенок тотчас упал и умер. А те, кто видел произошедшее, говорили: кто породил такого ребенка, что каждое слово Его вершится в деяние. И родители умершего ребенка пришли к Иосифу и корили его, говоря: Раз у тебя такой сын, ты не можешь жить с нами или научи Его благословлять, а не проклинать, ибо дети наши гибнут.

V. И Иосиф позвал мальчика и бранил Его, говоря, зачем Ты делаешь то, из-за чего люди страдают и возненавидят нас и будут преследовать нас? И Иисус сказал: Я знаю, ты говоришь не свои слова, но ради тебя Я буду молчать, но они должны понести наказание. И тотчас обвинявшие Его ослепли. А видевшие то были сильно испуганы и смущены и говорили о Нем: каждое слово, которое Он произносит, доброе или злое, есть деяние и становится чудом. И когда Иосиф увидел, что Иисус сделал, он встал, взял Его за ухо и потянул сильно. И мальчик рассердился и сказал: тебе достаточно искать и не найти, и ты поступаешь неразумно. Разве ты не знаешь, что Я принадлежу тебе? Не причиняй Мне боли.

VI. И вот некий учитель по имени Закхей, стоя неподалеку, услышал, как Иисус сказал это своему отцу, и дивился очень, что, будучи ребенком, тот говорит так. И через несколько дней он пришел к Иосифу и сказал ему: у тебя умный сын, который разумеет. Так приведи мне Его, чтобы Он выучил буквы, а вместе с буквами я научу Его всему знанию, и как надо приветствовать старших и почитать их как отцов и дедов, и любить тех, кто Ему ровесники. И он показал Ему ясно все буквы от альфы до омеги и много задавал вопросов. А (Иисус) посмотрел на учителя Закхея и спросил его: Как ты, который не знаешь, что такое альфа, можешь учить других, что такое бета. Лицемер! Сначала, если ты знаешь, научи, что такое альфа, и тогда мы поверим тебе о бете. И Он начал спрашивать учителя о первой букве, и тот не смог ответить Ему. И тогда в присутствии многих слышавших ребенок сказал Закхею: слушай, учитель, об устройстве первой буквы и обрати внимание, какие она имеет линии и в середине черту, проходящую через пару линий, которые, как ты видишь, сходятся и расходятся, поднимаются, поворачиваются, три знака того же самого свойства, зависимые и поддерживающие друг друга, одного размера. Вот таковы линии альфы.

VII. Когда учитель Закхей услышал, сколь много символов выражено в написании первой буквы, он пришел в замешательство таким ответом и тем, что мальчик обучен столь великому, и сказал тем, кто был при этом: Горе мне, я в недоумении, я, несчастный, я навлек позор на себя, приведя к себе этого ребенка. Посему возьми Его, я прошу тебя, брат Иосиф. Я не могу вынести суровость Его вида, я совсем не могу понять Его речи. Этот ребенок не земным рождением рожден, Он может приручить и огонь. Может быть, Он рожден еще до сотворения мира. Я не знаю, какое чрево Его носило, какая грудь питала. Горе мне, Он поражает меня, я не могу постичь Его мысли. Я обманулся, трижды несчастный, я хотел получить ученика, я получил учителя. Я думаю о своем позоре, о, друзья, что меня, старого человека, превзошел ребенок. Мне остается только отчаиваться и умереть из-за этого ребенка, ибо я не могу смотреть Ему в лицо. И когда все будут говорить, как маленький ребенок превзошел меня, что я скажу? И что могу я сказать о линиях первой буквы, о чем Он говорит мне?! Я не знаю, о друзья, ибо не ведаю ни начала, ни конца. Посему я прошу тебя, брат Иосиф, забери Его себе домой. Он, может быть, кто-то великий, Бог или ангел, или кто-то, кого не ведаю.

VIII. Когда иудеи утешали Закхея, дитя рассмеялось громко и сказало: «Теперь пусть то, что ваше, приносит плоды, и пусть слепые в сердце своем узрят. Я пришел сверху, чтобы проклясть их и призвать их к высшему, как повелел пославший Меня ради вас. И когда ребенок кончил говорить, тотчас, кто пострадал от его слов, излечились. И после того никто не осмеливался перечить ему, чтобы не быть проклятым и не получить увечье.

IX. Через несколько дней Иисус играл на крыше дома, и один из детей, игравших с Ним, упал сверху и умер. И когда другие дети увидели это, они убежали, и Иисус остался один. А родители того, кто умер, пришли и стали обвинять Его (Иисуса), что Он сбросил мальчика вниз. И Иисус ответил, Я не сбрасывал его. Но они продолжали поносить Его. Тогда

Иисус спустился с крыши, встал рядом с телом мальчика и закричал громким голосом — Зенон — ибо таково было его имя,- восстань и скажи, сбрасывал ли Я тебя? И тотчас он встал и сказал: нет, Господь, Ты не сбрасывал меня, но поднял. И когда они увидели, они были потрясены. И родители ребенка прославили случившееся чудо и поклонились Иисусу.

X. Через несколько дней юноша колол дрова по соседству, и топор упал и рассек ему стопу, и столько вытекло крови, что он совсем умирал. И когда раздались крики и собрался народ, Иисус также прибежал туда, и пробрался сквозь толпу, и коснулся раненой ноги, и тотчас исцелил ее. И Он сказал юноше: встань теперь, продолжай рубить и помни обо Мне. И когда толпа увидела, что произошло, они поклонились Иисусу, говоря: истинно, Дух божий обитает в этом ребенке.

XI. Когда Ему было шесть лет от роду, Его мать дала ему кувшин и послала Его за водой. Но в толпе Он споткнулся, и кувшин разбился. И Иисус развернул одежду, которая была на нем, наполнил ее водой и принес матери. И когда мать увидела, она поцеловала Его и сохранила в сердце своем чудо, которое, как она видела, Он совершил.

XII. И вот во время сева мальчик вместе с отцом пошел сеять пшеницу в их поле. И пока Его отец сеял, Иисус тоже посеял одно пшеничное зерно. И когда Он сжал и обмолотил его, оно принесло сто мер, и Он созвал всех бедняков поселения на гумно и роздал им пшеницу, а Иосиф взял остаток зерна. Было Ему восемь лет роду, когда он совершил это чудо.

XIII. Его отец был плотник и делал в это время орала и ярма. И богатый человек велел ему сделать для него ложе. Но когда одна перекладина оказалась короче другой и Иосиф не мог ничего сделать, мальчик Иисус сказал своему отцу Иосифу: Положи рядом два куска дерева и выровни их от середины до одного конца. И когда Иосиф сделал то, что ребенок сказал ему, Иисус встал у другого конца и взял короткую перекладину, и вытянул ее, и сделал равной другой. И Его отец Иосиф видел это и дивился, и он обнял и поцеловал ребенка, говоря: счастлив я, что такого Сына дал мне Бог.

XIV. И когда увидел Иосиф, сколь разумен мальчик и что Он растет и скоро достигнет зрелости, он снова решил, что Иисус должен научиться грамоте. И он взял Его и привел к другому учителю. И учитель сказал Иосифу: сначала я научу Его греческим буквам, потом еврейским. Ибо он знал о разумении мальчика и боялся Его. Все же учитель написал алфавит и долго спрашивал о нем. Но Он не давал ответа. И Иисус сказал учителю: если ты истинный учитель и хорошо знаешь буквы, скажи Мне, что такое альфа, и Я скажу тебе, что такое бета. И учитель рассердился и ударил Его по голове. И мальчик почувствовал боль и проклял его, и тот бездыханный упал на землю. А мальчик вернулся в дом Иосифа. И Иосиф был огорчен и сказал Его матери: не пускай Его за дверь, ибо каждый, кто вызывает Его гнев, умирает.

XV. И по прошествии некоторого времени другой учитель, друг Иосифа, сказал ему: приведи ребенка ко мне в школу. Может быть, я сумею убедить Его выучить буквы. И Иосиф сказал ему: если ты решишься, брат, возьми Его с собой. И тот взял Его со страхом и беспокойством, но ребенок пошел охотно. И Он спокойно вошел в дом, где была школа, и нашел книгу, которая лежала на подставке, и взял ее, но не стал читать буквы в ней. И раскрыл уста, и стал говорить от святого Духа, и учил тех, кто стоял вокруг. И большая толпа стояла вокруг, дивясь благодати Его поучения и мудрости Его слов, какие, будучи ребенком, Он изрекал. А когда Иосиф услышал о происходящем, он в испуге побежал к школе, боясь, что и этот учитель не может справиться с Иисусом. Но учитель сказал Иосифу: знай, брат, я взял этого ребенка как ученика, но Он полон великой благодатью и мудростью, и теперь я прошу тебя, брат, возьми Его в свой дом. И когда мальчик услышал эти слова, он тотчас засмеялся громко и сказал: раз ты говорил и свидетельствовал истинно, ради тебя тот, кто был поражен, исцелится. И тотчас другой учитель был исцелен. И Иосиф взял ребенка и отвел Его домой.

XVI. Случилось так, что Иосиф послал своего сына Иакова принести связку дров. И Иисус пошел вместе с ним. И когда Иаков собирал хворост, змея укусила его в руку. И когда он упал навзничь и был близок к смерти, Иисус подошел к нему и дыхание Его коснулось укуса, тотчас боль прошла, а тварь лопнула, и Иаков сразу же стал здоров и невредим.

XVII. После этого по соседству от Иосифа умер больной ребенок, и мать его горько рыдала. И Иисус услышал плач великий и смятение и прибежал быстро, и, увидев мертвое дитя, Он коснулся груди его и сказал: «Я говорю тебе: не умирай, но живи и будь с твоей матерью». И тотчас дитя открыло глаза и засмеялось. И Он сказал женщине: возьми и дай ему молока и помни обо Мне. И когда стоящие вокруг увидели происходящее, они говорили: Истинно это дитя или Бог, или ангел Божий, ибо каждое Его слово становится деянием. И Иисус ушел оттуда и стал играть с другими детьми.

XVIII. Спустя некоторое время строился дом, и произошел обвал, и Иисус встал и пошел туда и увидел человека, лежащего замертво, и взял его руку и сказал: Говорю тебе, человек, встань и делай свое дело. И тотчас человек встал и поклонился Ему. И люди были поражены и говорили: этот ребенок (пришел) с небес, ибо Он спас много душ от смерти и будет спасать их всю свою жизнь.

XIX. И когда Он был двенадцати лет, пришли Его родители по обычаю в Иерусалим на праздник пасхи вместе с другими. Когда же после праздника возвращались домой, Иисус пошел обратно в Иерусалим, родители же думали, что Он идет вместе со всеми. Прошедши дневной путь, стали искать Его среди родственников и близких. И, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, чтобы искать Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего среди учителей, слушающего Закон и спрашивающего их. И все со вниманием слушали Его и дивились, как Он, будучи ребенком, заставил умолкнуть старейшин и учителей народа, разъясняя Закон и речения пророков. И мать Его сказала Ему: Дитя! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу моему. А книжники и фарисеи сказали: Ты — мать этому ребенку? И она сказала: да. И они сказали ей: благословенна ты между женами, ибо Господь благословил плод чрева твоего. Такой славы, такой доблести и такой мудрости мы никогда не видели и никогда о ней не слышали. И Иисус встал и пошел за своей матерью и был в повиновении у своих родителей. И мать Его сохранила все слова в сердце своем. Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в благодати. Слава Ему во веки веков. Аминь.

Евангелие детства Иисуса от Фомы имеет полное название Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Христа. Оно посвящено описанию ранних лет жизни Иисуса.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВАНГЕЛИЯ ДЕТСТВА

Созданное во II в., оно пользовалось огромной популярностью, так как изображало детство Иисуса и описывало чудеса, которое Иисус творил с самого детства.

Данное Евангелие относится к апокрифичным и появилось по причине необходимости подтвердить божественное происхождение Иисуса, ведь Иисус-ребенок должен был обладать чудодейственной силой с точки зрения суеверных, воспитанных на подобных мифах людей.

Описание чудес, сотворенных в детстве, было весьма популярно в истории литературы. К примеру, мы знаем о том, что, еще будучи в пеленках, Геракл задушил двух огромных змей, а Кришна в детстве побеждал демонов и поглощал лесные пожары.

В Евангелии Детства от Фомы повествуется о чудесах, совершенных Иисусом в возрасте от 5 до 12 лет. Евангелие Детства имеет явную теологическую направленность. Это – многослойный рассказ, где чудесное смешанно с бытовым. Фома — автор Евангелия детства вводит множество бытовых деталей: дети играют у ручья, маленький Иисус лепит птичек из глины, мать посылает его за водой с глиняным кувшином, сосед ранит ногу топором.

Именно по этим деталям становится понятным, что автор опирается не на какие-либо подлинные события, но на собственный опыт и не ожидания грекоязычных читателей. Очевидно, что автор был совершенно не знаком с бытом палестинского поселения.

Композиция Евангелия детства от Фомы очень проста: каждый из эпизодов повествует о чуде, совершенном маленьким Иисусом. При этом чудеса можно условно разделить на 2 категории:

  • Чудеса, направленные против обидчиков Иисуса
  • Чудеса исцеления и воскрешения

Такая классификация отражает философию и суть Христианства – наказание за грехи и спасение верующих.

В Евангелии Детства можно найти множество символических образов:

  • двенадцать воробьев — символ двенадцати апостолов,
  • Иисус-сеятель, собравший невиданный урожай с брошенного им зерна, — символ сеятеля истинной веры

Евангелие детства, безусловно, сыграло огромную роль в распространении Христианства, ведь в нем явно звучала тема заступничества, очень близкая ранним последователям Христианства.

ОБРАЗ ИИСУСА В ЕВАНГЕЛИИ ДЕТСТВА ОТ ФОМЫ.

Образ Иисуса в Евангелии детства отличается от образа его в новозаветных евангелиях. Основное отличие в том, что в канонических Евангелиях Иисус в детстве «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости», тогда как в апокрифическом Евангелии Детства Иисус изначально преполнен мудростью. Человеческие черты полностью исчезают в образе Иисуса в детстве, историческая реальность заменяется псевдореальностью, придуманной автором автором.

Автор Евангелия Детства несомненно пользовался текстами канонических Евангелий. Так мы видим обыгранный эпизод, описанный в Евангелии от Луки, когда Иисус отправился с родителями в Иерусалим на праздник, по окончании праздника родители отправились домой, Иисус же остался в Иерусалиме; родители нашли его в храме, где он сидел среди учителей, слушал их и спрашивал их; «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Евангелие от Луки, глава 2).

В Евангелии Детства мы видим ту же ситуацию, однако здесь Иисус заставляет замолкнуть старейшин и поучает собравшихся в храме «учителей народа и старейшин», разъясняя им смысл Закона и пророков.

Включение фраз из Евангелия от Луки было специальным стилистическим приемом, показывающим, что повествование о детстве Иисуса есть не что иное как предыстория канонических Евангелий.

Евангелие детства было весьма популярным и было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его эфиопская и арабская версии. Существовали и древнеславянские переводы данного Евангелия. Этот перевод встречается в списках древнерусских запрещенных книг под названиями «История Фомы израильтянина» и «Детство Христово».

Иосиф, земной отец Иисуса Христа, — плотник ли?

Как-то раз в одном из обсуждений в сообществе ru_antireligion</lj> один из пользователей обмолвился, будто ни Иисус, ни Иосиф плотниками на самом деле не были, а были каменщиками. Плотниками их сделали переводчики Библии на русский — вроде как в те времена на Руси каменных домов не строили, а потому профессия «каменщик» оказалась бы просто непонятна рядовому барану верующему. Однако на Руси все дома были деревянные — вот и заменили профессию Христа и его земного отца на более понятную, дескать, строитель домов, но на Руси не каменщик, а плотник.
Наглая ложь! На Руси особо богатые люди всегда могли себе отгрохать каменный дом, значит, была и профессия «каменщик». Так кем были всё-таки Иосиф и Иисус — плотниками или каменщиками?
Полез в «Благовествования», сначала в русские переводы — ну, чтоб найти те места, где упоминается про профессию этих двоих. Пришлось несколько раз просматривать, прежде чем наткнулся на эти два стиха:
«не плотников ли он сын? не его ли мать называется Мария, и братья его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф 13:55)
«Не плотник ли он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, его сестры? И соблазнялись о нём.» (Мк 6:3)
Надобно заметить, что в обоих «Благовествованиях» речь идёт об одном и том же моменте. Так что же на самом деле спросили люди: «не плотник ли он?» или «не плотников ли он сын?»? Хотя, в принципе, раз отец плотник, то и сын, скорее всего, стал бы в те времена плотником. Но оставим подобную историческую составляющую и перейдём к лингвистической.
Эти стихи, с «плотниками» и «плотниковыми сыновьями» взяты, разумеется, из Синодального перевода Библии. А что же мы имеем на других языках?
Я для проверки заглянул в «Вульгату» — если уж и там «плотник», то нет смысла лезть в древнегреческий оригинал. А так — почти что второй родной язык, всё ж проще 🙂 Однако вот что там можно обнаружить:
«nonne hic est fabri filius nonne mater eius dicitur Maria et fratres eius Iacobus et Ioseph et Simon et Iudas» (Mt 13:55)
«nonne iste est faber filius Mariae frater Iacobi et Ioseph et Iudae et Simonis nonne et sorores eius hic nobiscum sunt et scandalizabantur in illo» (Mk 6:3)
В принципе, оба стиха должны переводиться так, как это и сделали в Синодальном переводе, кроме места, где говорится о профессии 😉 (выделено жирным).
Кто же такой этот самый faber? Электронный словарь Lingvo выдаёт следующую статью по этому слову:
faber, brī m.
1) а) мастер, ремесленник, художник
f. aeris — медник, чеканщик
f. eboris — резчик по слоновой кости
f. tignarius — плотник
f. ferrarius — кузнец
f. aerarius — бронзовых дел мастер
б) рабочие
praefectus fabrum (=fabrorum) — мастер, начальник рабочей группы или начальник сапёрного отряда
2) творец, создатель
f. est suae quisque fortunae (Appius Caecus) — всякий — кузнец своего счастья
3) «солнечная» рыба (Zeus Faber)
т.е. во-первых: чтобы допустить, что faber — это плотник, надо с этим существительным употребить прилагательное tignarius (иначе значение у слова слишком размытое, сами видите);
во-вторых: в латинском языке существуют и другие слова, обозначающие конкретно плотничью профессию — это и просто tignarius (как существительное), а также lignarius (тоже как существительное, однако может употребляться также в значении «столяр»), sartitector (это уже чистой воды плотник, безо всяких столяров) и (внимание!) заимствованное из греческого dendrophorus («древоносец», ага-ага; кстати, тоже и плотник, и столяр в одном флаконе).
Однако это всё-таки перевод, хоть и более адекватный, нежели Синодальный. А что в оригинале?
А вот что:
«ouvcou-to,j evstin o` tou/ te,ktonoj ui`o,jИ ouvch` mh,thr auvtou/ le,getai Maria.m kai. oi` avdelfoi. auvtou/ VIa,kwboj kai.VIwsh.f kai. Si,mwn kai. VIou,dajИ» (Mat13:55)
«ouvcou-to,j evstin o` tektwn( o` ui`o.j th/j Mari,aj kai. avdelfo.j VIakw,bou kai.VIwsh/toj kai. VIou,da kai. Si,mwnojИ kai. ouvk eivsi.n ai` avdelfai. auvtou/w-de pro.j h`ma/jИ kai. evskandali,zonto evn auvtw» (Mar 6:3 )
Опять же, перевод всех слов, за исключением названия профессии, будет такой же, как и Синодальный. А кто же такой этот загадочный te,ktwn?
«Древнегреческо-русский словарь Дворецкого даёт следующее толкование:
τέκτων, ονος ὁ, редко ἡ
1) плотник;
2) строитель, мастер: νεῶν τέκτονες — кораблестроители; τ. κεραοξόος — мастер, изготовляющий изделия из рога; τ. νωδυνιᾶν — целитель болезней, врач;
3) художник, создатель, творец: τ. ἐπέων — поэт; τέκτονες κώμων — участники хоровода, танцоры;
4) виновник или зачинщик (νεικέων; κακῶν πάντων): τ. γένους — родоначальник.
В принципе, слово это можно, конечно, употреблять в значении «плотник», но нежелательно — может недопонимание возникнуть. Хотите назвать эту профессию — говорите «dendrophorus», тогда уж точно никто не ошибётся!
Как мы можем увидеть из словарных статей, латинский faber и греческий τέκτων — понятия довольно схожие, и притом имеющие множество значений. Переводчики на русский почему-то выбрали из этого множества значений не самое популярное — «плотник». Почему? Сие есть тайна великая. Однако сами видите, что лучшим переводом являлось бы слово «пролетарий» «рабочий» или (ещё лучше) «ремесленник», т.е. евангелисты хотели сказать, что Иосиф с Иисусом были явно не земледельцами: не выращивали хлеб, не ухаживали за скотом, а занимались несколько иной деятельностью: может, ковали, может, строили каменные дома, а может, и плотничали. Однако наверняка сказать нельзя — Матфей с Марком не конкретизировали. Ремесленники, и всё тут.
Надо сказать, что подобные ляпы в переводе встречаются довольно часто, когда в греческом оригинале употреблено многозначное слово, а переводят на русский только одно из его значений. В результате — смысл сильно меняется. Кстати, «Вульгата» лишена (по крайней мере, я не замечал) подобных ляпов — там подобраны такие же многозначные слова, как и в греческом.
В русской версии бывает и похуже. Иной раз недостаёт (в оригинале есть, а в переводе куда-то пропали — вовки з’їли) отдельных словосочетаний, а порой даже целых стихов! Да-да, иногда смотришь — в оригинале в этой главе 15 стихов, а в русском переводе — 14. Чудеса, да и только…

Отец Иисуса Христа: настоящий и названный

Рубрика: Основы веры

От кого родился Христос

Словосочетание “Отец Иисуса Христа” для невоцерковленного светского человека звучит неоднозначно. С одной стороны, согласно христианским догматам, Дева Мария зачала от Бога (Духом Святым). С другой, Богородица считалась женой праведного Иосифа, который хранил ее девство. Именно Иосиф воспитал Иисуса Христа, и ему Спаситель повиновался во всех земных делах как настоящий сын. Но для христиан в этом вопросе нет никакого противоречия. Божественным Отцом действительно был Сам Бог, а земным – праведный Иосиф Обручник.

Бог Отец и Младенец Иисус (фреска в православном Соборе Святой Троицы, Иерусалим)

Небесный Отец Христа

Далекие от Православия люди зачастую не понимают, почему верующие люди называют Иисуса Христа то Богом, то Сыном Божьим. Ответ кроется в вероучительном догмате о Святой Троице.

Бог раскрывается в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Это не значит, что существуют три разных Бога, так как Бог Един. Но есть три Личности Единого по природе Бога. Личности отличаются друг от друга, при этом между ними существует теснейшая взаимосвязь, общение.

Главным свидетельством о Троице является Евангелие от Иоанна: “В начале было Слово – и Слово было у Бога – и Слово было Бог” (Ин.; 1:1).

Под “Словом” подразумевается Иисус Христос, а Бог является Богом Отцом. С этого евангельского отрывка берет основание все богословие о троичности Бога. Бог Отец до начала времен рождает Сына и от Отца исходит ипостась Святого Духа.

“Он – Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает” (преподобный Иоанн Дамаскин).

Отсюда следует, что Отцом Иисуса Христа является Бог Отец. Бог Отец был всегда. Он не был ни от кого рожден и ни от кого не происходил. Но Бог Сын и Бог Святой Дух имели начало от Бога Отца.

“Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его” (Лк 1:32).

Из Священного Писания следует, что Иисус Христос является одновременно Богом и Человеком, так как рожден был от Девы Марии и Святого Духа.

Евангелие повествует нам о тесной взаимосвязи между Богом Отцом и Богом Сыном. Но Отец отдает своего возлюбленного Сына для искупления грехов всего человечества.

“ Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына” (Мф 11:27).

Иосиф Обручник как названый отец Христа

Праведный Иосиф происходил из рода царя Давида, был простым плотником. За добродетельную жизнь, благочестие и праведность Иосифу выпала честь стать названным отцом Иисуса Христа. В возрасте 80-ти лет был обручен с Девой Марией.

Но до момента вступления в брак Иосиф узнал, что Мария беременна. За беременность до брака, как следствие прелюбодеяния, полагалась смертная казнь. Но человеколюбивый Иосиф намеревался тайно отпустить девушку, не предавая огласке случившееся. Но во сне ему явился ангел и велит не оставлять Деву Марию, так как она беременна от Святого Духа. Ангел предрекает рождение мальчика, которого непременно нужно назвать Иисусом, и который спасет людей от грехов.

Покорный Богу Иосиф принимает слова ангела и в точности их исполняет. Он становится в глазах людей отцом Иисусу Христу, защитником и кормильцем семейства. Иосиф не задает лишних вопросов, не возмущается происходящим, но покорно исполняет все, что предписано ему Богом. Богом был избран Иосиф в качестве земного отца Спасителя не случайно. Он милостив и готов хранить в тайне чужие поступки, которые на первый взгляд кажутся греховными, чтобы не опорочить честь Девы Марии. Он спокойно и без сомнений покоряется воле Божьей. В праведном Иосифе сосредоточены главные мужские, отцовские качества и достоинства.

“Самое главное то, что Иосиф – лучший пример подлинного отцовства. Он не рождал Иисуса по плоти, но сделал все, что нужно, как самый лучший в мире папа. Как пример и как упрек он смотрит на нас из глубины истории. Как упрек для тех, кто зачинал, но не воспитывал; зачинал и бросал; зачинал и подталкивал женщину к аборту. А как пример для тех, кто, неважно зачинал ли или только усыновлял, но воспитывал, учил, берег, заботился” (протоиерей Андрей Ткачев).

Метки: кто Отец Иисуса Христа, Мать Иисуса Христа, Отец Иисуса, Отец Иисуса Христа, родители Иисуса Христа

Иисус Сын плотника

Знаешь ли ты, что Сын Божий Иисус родился в хлеву? Для Него не нашлось места в гостинице. Знаешь ли ты, что Иисус был Сыном плотника? Иисус работал Своими руками, был плотником, помогал отцу Своему Иосифу. И Дух Божий был на Нём, когда пришло Его время, Он стал Сыном Бога и Царём всех царей.
В Святом Писании написано, что «за Иисусом ходило множество народа». Первая церковь была большая. Три пять, десять тысяч человек слушали слово Божье и подучали исцеление и прощение грехов. И если учесть, что раньше не было микрофонов, колонок и никакой акустической системы вообще, но все слышали, что говорил Иисус. Сегодня же на стадионах собираются больше миллиона человек, что бы услышать слово Божье, получить от Бога прощенье и исцеление. Какое преимущество у больших церквей?
По причине большого количества прихожан, в больших церквях, налажен настоящий конвейер, по спасению и обучению новых людей. Там нет критики и нет времени на сплетни и осуждение. Потому что каждый занят своим делом и нет никого, кто бы скитался без дела и от нечего делать выискивал бы недостатки у служителей.
У великого лидера, пастора Ёнги Че нет высшего образования, он едва ли закончил школу. Написано, что «Бог избирает ничего не значащее, что бы ПОСРАМИТЬ великих мира сего и значащих». Аминь! В церкви под его началом больше миллиона прихожан, а точнее учеников Иисуса Христа. Вот это настоящая Божья армия! Там послушание Богу, полное повиновение старшим и любовь, которая покрывает множество грехов.
Бог сказал, что когда спасется полное число язычников, тогда Он спасет и «остаток Израиля». Ему очень не терпится спасти Свой народ Евреев. Сегодня основная часть Его народа не верят в Иисуса, мало того они Его и распяли две тысячи лет тому назад. Их великая Еврейская гордость не позволила признать Миссию в Сыне плотника. Иисус до сих пор для них самозванец, которого они распяли. По их мнению, не может Бог придти таким способом, родится из чрева простой Еврейской женщины Марии и жить, как все люди в обычной семье, работать простым плотником и т. д. Они всегда спорили с Богом и в этот раз не приняли Его простого планы спасения.
Да, Иисус родился у простой женщины Марии, но зачатие было не от мужчины, но от Духа Святого. Мария, будучи девственной, родила Иисуса. Иосиф, муж Марии, не дотрагивался до неё, пока она не родила Иисуса. Так наказал ему Ангел. В это плотским фарисеям трудно поверить. Да и к чему? Если можно просто распять, так ведь проще. Работал простым плотником. Ну, а это, ни в какие ворота не проходит! Как, Сам Божий Сын, Бог мог работать плотником? Как Бог родился, в простой семье и жил до определённого возраста, как все? Это никак не укладывалось в голове гордых Евреев. Они ждали Миссию, своего Царя на белом коне под звуки фанфар, падающего с Небес, ну что — то вроде того. А тут простой сын плотника.
Бог закрыл глаза гордому народу Израильскому, что бы прежде спасти полное число язычников. Он думал о тебе и обо мне. Он хотел спасти не Евреев прежде, чем спасет Свой родной народ, Евреев. У Него благородные цели и мотив. Оценим ли мы это? Ты бы мог пожертвовать своим родным сыном ради, приёмного? А Он смог. И теперь ждет когда полное число язычников спасется, что бы спасти и «остаток Израиля». Так написано и не я это выдумала. Так сказал Бог в слове Своем. И если ты веришь Его слову, веришь, что Иисус Христос умер за тебя и воскрес в твое оправдание, ты спасешься, если нет, погибнешь. И это тоже не я сказала, но Бог, который столь премудро послал Сына Своего в этот мир. Он позволил Ему родиться в яслях, в кормушке для коров, в хлеву. Он опустился на самый низ, что бы поднять тебя и меня. Он унизил Своего Сына ниже некуда, что бы возвысить тебя и меня. Что бы вырвать нас из трясины греха, из лап сатаны, из проклятья и ада. «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего»… Он показал миру, что Иисус для них, что каждый верующий в Него может спастись от вечного ада. Каждый! Бедный и богатый и злой и добрый. Каждый, кто поверит в Него. Покается в своих грехах и посвятит свою временную жизнь на земле взамен вечной жизни в Раю, на Небе.
Иисус сказал: «Блажен, кто не соблазниться обо Мне». Евреи распяли, они соблазнились о Нем, не поверили, что Бог может так действовать. Их ум не был гибким, и у них совершенно не было веры. Они ждали Царя на белом коне упавшего с Неба в великой славе. Да, Иисус придет именно так но во второй раз и заберет всех, кто поверил в Того простого плотника, который когда то родился в хлеву. Если ты поверил в такого Иисуса, покаялся в грехах, посвятил свою временную жизнь на земле Ему, последовал за Ним, то ты обязательно увидишь Его совсем другим, не простым Сыном плотника, который родился в хлеву, а Царем пришедшем во славе. Если ты принял Сына плотника, то тебя ждет встреча с великим Царем.
Иисус Царь Царей и Бог всех Богов не имел образования, был сыном плотника до поры до времени. Работал Своими руками и ничем не отличался от окружающих людей. Сын Бога стал человеком, для того, что бы ты стал сыном Бога.
Молитва спасения:
Если ты еще не знаешь Иисуса Христа, как своего
Господа и Спасителя и если ты не уверен, что твое имя записано в книге жизни и твоя душа идет на Небеса, молись вслух из всего сердца вместе со мной:
«Отец Небесный, я прихожу к Тебе в покаянии и прошу прощенье за все мои грехи. Я верю, что Иисус Христос умер лично за меня и воскрес в мое оправдание! Иисус войди в мое сердце, стань моим Господом и Спасителем! Я отрекаюсь от греха и всего, что дает мне сатана во имя Иисуса Христа. И посвящаю всю свою жизнь Богу. Измени меня, мою жизнь, мое сердце. Помоги идти Твоим путём ведущим на Небеса. Я прошу записать мое имя в книгу жизни на Небесах и с этого дня я Твое дитя. Спасибо Тебе, что простил мои грехи и записал мое имя в книгу жизни. Отец, во имя Иисуса Христа. Аминь».
Теперь найди церковь, где ты сможешь познавать Бога со всеми святыми. Церковь, где проповедуют Евангелие, исцеляют больных силой Духа Святого. Изгоняют бесов, приводят грешников к покаянию и помогают освободиться от греха и проклятья. Найди в церкви своё место и служи Богу, потому как свято место пусто не бывает, если не служишь Богу, значит, служишь себе, греху, дьяволу. И как бы к тебе не относились в церкви, не уходи из дома Божьего, изучай слово Божье, поступай согласно написанному в Евангелие и крепко держись Господа. Помни, ты спасен, идешь на Небеса, Бог твой Отец и у тебя великая судьба!