Изгнанный из временного пристанища

EX-Фарисей

Современный русский перевод

43 Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по безводной пустыне, ища пристанища, но не находит. 44 Тогда он говорит: «Вернусь-ка я в свой прежний дом». И, возвратившись, находит его незанятым, подметенным и прибранным. 45 И тогда отправляется он, берет с собой семь других бесов, ещё худших, чем он, и они, войдя, там поселяются. И в конце концов человеку тому становится ещё хуже, чем было вначале. Так будет и с людьми этого негодного поколения.

В Синодальном переводе вместо «негодного поколения» – «злого рода». В остальном – практически точное совпадение.

Обычно, на это место самым распространённым толкованием является контекстное. Мол, перед этим Господь укорил фарисеев за их клевету, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского, Вельзевула. На что Господь задал резонный вопрос, какою тогда силой изгоняют бесов иудеи-экзорцисты, кои существовали и не будучи учениками Христа. Экзорцисты того времени могли изгнать беса из человека, но не давая людям после этого духовных знаний на закрепление результата, могли привести к худшему результату

Еще одна мысль заключается в словах Спасителя. В этом контексте толкователи считают, что рассказ о нечистом по поводу просимого фарисеями знамения в подтверждение его мессианства духе – это иносказание. Если дать иудеям явное знамение, то они на время исправятся. Но, не имея нового инструмента спасения, вновь вернуться к своему новому навыку, когда впечатления от чуда притупеют и забудуться. Страсти же, после их временного укрощения имеют свойство проявляться с удвоенной силой. Многие из нас православных, которые восприняли больше внешнее, чем внутренне деланье, могут припомнить, как они «разносят холодильник» после строгого поста))). И только большим усилием некоторые проявляют постоянное воздержание.

Думаю, что Господь мог найти примеров для притчи удвоенного действия страстей из повседневной жизни более чем достаточно. Но приведён именно этот рассказ о нечистом духе. Просто так ничего в Евангелиях не написано. Потому, считаю, что должно быть и прямое толкование, без аллегорий и иносказаний. Попытка дать прямое толкование присутствует в Толковом Евангелии (архим.Михаил), но оно идёт вперемежку с иносказательным пояснением, что снижает его качество и понимание.

Одно из чисто аллегорических толкований связано с судьбой Израиля от его избрания до рассеяния. После избрания из него было «выметено» язычество Моисеем и пророками, но иудеи не заполнили сердце верой, опять и опять уклонялись в язычество и не признали в Иисусе Мессию. За это они подверглись длительному в исторической перспективе наказанию в виде уничтожения Иерусалима римлянами и рассеяния, которое было намного существеннее предыдущего плачевного состояния.

В комментариях к этому месту в переводе РБО содержится и такая мысль: «Ключом к пониманию притчи являются последние слова: «Так будет и с людьми этого негодного поколения!», которыми начинался предыдущий отрывок (ст. 39). Толчком для создания притчи явился собственный печальный опыт Иисуса: многие люди, из которых Иисус изгнал бесов, так и не поверили в Него. Но речь, вероятнее всего, не только о них. Темой притчи является народ Израиля в целом. Людям выпала великая привилегия видеть и слышать Божьего Помазанника, Он возвещал им Весть, Он исцелял их недуги, но они отвергли Его. Им было много дано, но кому много дано, с тех много и спросится. Поэтому на Суде им придется тяжелее, чем тем городам, к которым Иисус не обращал Свою проповедь. Им было бы даже легче, если бы Иисус не являлся к ним вообще».

Однако, попытаюсь всё же вернуться к прямому толкованию. Очевидно то, что здесь, в этой притче, закладывается учение о человеке, как о сосуде, в котором может жить дух. Апостол Павел говорит прямо: «Неужели вы не знаете, что вы – Храм Бога и в вас живёт Божий Дух?» (1 Кор.3:16). Но это было позже. Причем, мы так устроены, что не только сказанное касается духовной составляющей – души, но и тела, т.е., всего человека. «Разве вам неизвестно, что ваше тело – Храм, в котором живёт Святой Дух, полученный вами от Бога, и вы не принадлежите Себе?» (1 Кор.6:19).

Подтверждает мою мысль о том, что данный отрывок имеет цель показать, что человек создан жилищем и тот факт, что в первом абзаце «Слова о человеке» первого раздела «Определение человека» святитель Игнатий Брянчанинов ссылается именно на это место из Евангелия. На основе этой притчи он утверждает: «Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом.» Определение человека у святителя в этой связи весьма лаконично: «Человек есть Богом созданный храм Божества по душе и телу». С чем сложно не согласиться, поскольку кроме вышеприведенных подтверждений из Нового Завета, в последнем содержится ещё множество подтверждений о том, что человек создан сосудом для Духа.

Но если человек сосуд, и в нем не обитает Дух Святой, в силу неготовности или нежелания Его принять, то в нем может обитать нечистый дух (ангелы в людей не вселяются в принципе). Может, но не должен. Есть много людей, которые не имеют в себе нечистого духа, их свобода не нарушается, но они подвержены косвенному влиянию нечистого духа (включая автора этих строк). Но в некоторых людях бесы поселяются. И вселиться в человека они могут по двум причинам: по Промыслу Бога и с разрешения человека.

Вообще, очень показательно, что демон не в состоянии овладеть волей человека без его согласия или попущения Бога. Это понимание даже вошло в кинематограф и художественную литературу. Если бы сериал «Твин Пикс» не содержал такого количества жестоких сцен, я бы его даже рекомендовал к просмотру. Там приведены два способа овладения бесом человека. Причем, то, как это представлено, полностью соответствует христианским представлениям по этому поводу. Бес может обманом и лестью добиться согласия на вхождение в человека. В конце же фильма бес покупает душу главного героя фильма за возвращение ему его возлюбленной. При этом у фильма жуткий конец, никакого хэппи энда (что есть огромная, просто нереальная редкость для штатовского фильма), но очень реалистичный с позиций готовности человека со светскими ценностями продать душу и свою вечность ради страсти. В сериале «Дневники вампира» встречается сцена, когда вампир не просто не может зайти с разрешением, ему для вхождения просто в дом к человеку нужно его приглашение. Это всё есть реализация онтологических знаний, встроенных в человечество, что зло не может овладеть человеком просто так. Все люди под защитой Бога. А если кому-то хочется поиграть с нечистой силой, то он наперекор защите Бога может дать разрешение. Но расхлёбывать придётся самому.

Есть ещё один способ овладения бесом человека – запугивание. Кстати, он тоже отчасти был реализован в пресловутом “Твин Пиксе”. Запугивание может быть разным, от угроз личной жизни и здоровью, до козней родственникам и друзьям. Допускаю, что первый бес из притчи (изгнанный), вместе с семью приглашёнными ним, могли взять именно испугом, раз на уговоры уже человек не пойдёт. Потом изгнанный и взял злейших себя. Надо отдавать отчёт себе в том, что большинство угроз бесов, не более чем угрозы. Любые их действия сверх меры будут заблокированы благодатью Бога. Но кое-что они могут конечно сделать, в рамках того, насколько объекты их воздействия окажутся поддатливы злу. Нужно быть готовым к этому, но соглашаться с ними и впускать из страха – ни в коем случае. Они всё равно сделают то, что хотели. Обещания их – пустой звук. Потому нет в мире причин для разрешения бесу войти в себя. Если же с верой и молитвой им противостоять, то они вообще ничего не сделают, и постыженные удалятся. Главное – после этого не превозноситься. Иначе попущено будет Богом намного больше, точно, как в толкуемом тексте.

Но вернемся к толкованию. Если нечистый дух вышел из человека, то значит он туда раньше зашёл, возможно обманом или подкупом. По своей воле из комфортного жилища он не выйдет. И для выхода нужна только воля Бога, поскольку воля человека под существенным контролем жильца. Происходит это часто по молитвам самого одержимого, что есть редкостью, или по молитвам экзорциста. Но вот пасьянс сложился, и беса выгнали. Бесу не комфортно в астрале, а за бездарное творение зла с помощью подконтрольного человека могут и на астральные Соловки отправить, в ад, места сухие и безводные, а то и очень жаркие. Побродив и набравшись злости, он возвращается к человеку, из которого вышел. Оказывается, человек после такой напасти не удосужился дальше молить о защите и не приобрёл навык к обретению благодати. Правда он усвоил причину прошлого несчастья, прибрал свой внутренний дом от последствий бесовского присутствия и наверняка уже не пустит его тем же способом. Бес тоже это понимает, а может и наткнулся на блокаду самого человека. Если он, при этом, не обнаружил и благодати, тогда он идёт и находит других бесов, более опытных в искушении, чем он сам, и они снова завладевают человеком. И теперь ему намного хуже, чем было. 8 – число основных страстей, по толкованию отцов. Теперь его раздирают все страсти вместе взятые, вместо одной. Хотя берут меня сомнения, что Господь имел ввиду восемь страстей. Тогда аскетика так не была развита и страсти не были классифицированы. Думаю, здесь подразумевается полнота бедствий, которые обрушаться на человека с входом 8 бесов.

Ещё один интересный вывод можно сделать из сюжета. Есть бесы более и менее злые (может от голода, недостатка энергии или долгого пребывания в аду), а может и от индивидуального уровня злобности. Менее злые, возможно, менее изобретательны во зле. Потому бес берёт более изощрённых во зле, чтоб с помощью них взломать сопротивление человека, например, запугиванием. Но всё равно они все злые, никакого беса Господь совестливым не назвал, значит нужно избегать мудрований на тему покаяния бесов.

Какие выводы напрашиваются, исходя из возможности бесов овладевать людьми исходя из их согласия (обманом или запугиванием) или путём торга за душу? Думаю, бесноватых в мире очень много, и становится всё больше. Бесы ведь не обязательно должны афишировать своё присутствие пеной у рта и разрыванием цепей. Лукавство становится тоньше, если желаешь и даже иметь возможность исподтишка гадить и портить жизнь, а то и уводить от спасения. Предполагаю, «профессионализм» бесов в этом плане существенно варьируется.

Человечество очень быстро разлагается. Процессы нравственного разложения и утраты веры наиболее видны в Европе и Северной Америке. Недаром на последнем Всемирном церковном форуме, который закончится 8 ноября в Пусане (Южная Корея), представители разных церквей именно этого региона подняли синие карточки во время выступления митр.Иллариона Алфеева и его слов против гомосексуализма. Это свидетельствовало, что они высказывают видимым образом несогласие со сказанным (оранжевые – согласие). Представление о некоторых грехах как не грехах входит в практику многих «продвинутых» церквей. Епископалы в Штатах дошли до утверждения, что греха нет! И человеку всё можно, что хочется. Эти процессы будут постепенно продавливаться на всё человечество, которое превратится в живой труп. А «Где будет труп, там соберутся стервятники». Они уже собираются. И львиная доля человечества в этих стервятников не верит, чего им и нужно. Ведь как просто:

– Тук, тук.

– Кто там?

– Это я, твоё подсознание, твоё второе Я, глубинное и настоящее, впусти меня.

– Конечно, заходи!

Зашёл: Стоять-бояться! Стой там, иди сюда! Лежать – отставить!

Или, более мягко: Я знаю наперед, что нужно делать, так что слушайся меня и будешь богатым и счастливым. А с Богом не заморачивайся, я твой бог. А я – это ты. Всё понял? Не понял? Ну и хорошо. Понимать уже поздно.

Для неопытного верующего-христинина, не знающего по опыту святых отцов, как отличить посещение в сердце духом злобы, облеченного в свет (ведь он обманщик искони), от посещения Духом Святым, может быть и такой вариант:

– Тук, тук.

– Кто там?

– Это я, утешитель, дух истины, пришел наставить тебя на всякую истину.

– Конечно, заходи!

Зашёл: Теперь ты точно будешь понимать смысл Евангелия. Я тебя научу. Слушай меня во всем остальном, и спасешься.

Это самый опасный вариант. Если дух не выдаст себя проявлением тщеславия, гордости, заносчивости, гнева или других форм зла, то верующий будет водим бесом. Бес будет искажать понимание цели, приводя к погибели человека. Понятно, что диалоги выше, полушутка. Человек чувствует дух, который пытается войти в сердце. И, либо распахивает дверь любому по неопытности, либо начинает выяснять, кто и зачем. Тогда может быть и диалог. И даже более пространный, чем я привел.

Есть основания предполагать, что ряд знаменитостей, которых мы знаем, были или являются бесноватыми. И вопрос об их популярности может оказаться в плоскости продажи души. Я не утрирую. У некоторых, даже русских исполнителей (не буду публично тыкать пальцем), это пробивалось в песнях, что вдохновение они получали от внезапно приходившего духа. И по содержанию песен ясно, что это был совсем не ангел.

Судя по биографии, с огромной вероятностью можно утверждать, что у группы “The Doors” название очень не случайное, не случайна популярность и не случайна такая смерть Джима. Довели, в принципе, хорошего и очень умного хлопца до ада. А он не сильно и сопротивлялся. Есть и некие родственники, назовём их Сикорски, написавшие очень популярную книгу, по которой сняли популярный фильм, принёсшие правообладателям кучу денег. Бесноватость одного из них проявилась для всего мира самым видимым образом. Просто большинство в мире не поняло, что это за явление, и его духовную причину. И чем дальше, тем это непонимание будет становиться тотальным. И процессы разложения, как правило, только ускоряются. Нет оснований считать, что и наша страна не будет со временем вовлечена в процесс гниения. И большинству наших граждан уже сейчас термин «беснование», либо ни о чем не говорит, либо вызывает реплику – «поповские басни». Я уж не говорю о гражданах ЕС или Штатов.

Думаю, процесс усиления контроля бесами над людьми, через секуляризацию и безбожие и приведет к тому, что когда в Конце придёт Сын Божий, обретет ли он веру на Земле? Даже без непосредственного овладения человеком, отсутствие духовных знаний приводит к тому, что люди уже считают, что все мысли в их голове и все страсти – их собственные. Хотя очень часто это не так. Особенно у тех, кто пытается жить хотя бы по совести.

Первый приход Христа был как изгнание беса из поверившего в мессианство Иисуса человечества. Но возвращение набродившихся по безводным местам чертей приведет к тому, что скорбь в конце будет такой, какой ещё никогда не было. И я не кликуша на теме апокалиптики и эсхатологии, я просто трезво смотрю на то, что происходит прямо сейчас. Просто мы живём во время, когда «добрый» бес пошёл звать семерых корешей, злейших, чем он сам.

13 ноября. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 11, ст. 23 — 26.

23. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

25. и, придя, находит его выметенным и убранным;

26. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.

(Лк. 11, 23 – 26)

Сегодняшнее евангельское чтение начинается со слов Господа: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 14, 23) , показывающих, что если дело Спасителя – собирать во спасение, то дело дьявола как врага человеческого спасения совсем другое – расточать ради гибели. Тем самым Господь объясняет, что не может быть с Ним тот, кто против Него, ведь перед лицом любви и славы Христовой невозможно оставаться равнодушным. Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу: принять или отвергнуть Его.

Святитель Феофан Затворник замечает: «Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, — жить так, чтоб духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области — добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным».

Далее Господь рассказывает притчу о нечистом духе, вышедшем из человека и вернувшимся в него с другими, еще более злыми, чем он сам. Этой притчей Христос наглядно объясняет, что, хотя бы Он и заставил людей, окружавших Его, каким-либо поразительным чудом уверовать в Себя, но нравственная их испорченность была настолько сильна, что через некоторое время неверие их возникло с еще большей силой и упорством, потому как неверие и испорченность в них и есть тот самый злой дух из притчи о бесноватом.

Святитель Кирилл Александрийский замечает: «В Израильтянах, когда они еще жили в Египте, как в идолослужителях обитал дух лукавый. Но потом он был изгнан, потому что они призваны были чрез Моисея к богопознанию. Но поскольку они не уверовали во Христа, бес опять напал на них, ибо нашел их сердце пустым и незанятым никаким благочестием, словно бы выметенным, и поселился в них. Когда же они сделались Господоубийцами и виновными в бесчисленных преступлениях; тогда для них последнее стало хуже первого, потому что в них поселился не один только, но целое полчище бе́сов».

В притче, рассказанной Господом, заключена фундаментальная истина – дом нашей души пуст, пока он не занят Господом. И поэтому недостаточно просто изгнать плохие помыслы наряду со скверными привычками и расстаться с прежним образом жизни. Человек должен выбрать Христа, выбрать спасение, выбрать жизнь. И Спаситель много раз помогает нам, снова и снова освобождая от всякого рабства, снова и снова даруя свободу выбора. Но если человек остается нерадивым, праздным, невнимательным к себе, то злой дух и страсти, изгнанные из него однажды, возвращаются к нему с гораздо большей силой.

Евфимий Зигабен, византийский богослов XII века, замечает, что «всякий, освободившийся от зла и не становящийся лучшим, подвергнется бо́льшему наказанию; всякий, освободившийся от власти греха и опять сделавшийся для него легко доступным, заслужит этим еще более жестокое осуждение».

Лучшим же способом уклонения от зла станет наполнение нашей жизни благими мыслями и совершение подлинно добрых дел, а также проявление милосердия к ближнему.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что невозможное для человека возможно для Бога. Если мы сознательно стремимся к духовной свободе, то наша задача очищать свою душу, свою жизнь от всякого греха и порока через покаяние. Мир, который «расточает» благодать Христову всегда будет стремиться запятнать нас своею грязью, но только осознание суетности всего земного и своей немощи может привести нас к очищающей милости Божией. Сын Божий непременно пойдет нам навстречу, наполняя Собою наше сердце – наш внутренний дом. Он и есть то величайшее сокровище и благо, которое никто не сможет у нас отнять. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

«Нечистый дух… берет с собою семь других духов, злейших себя» (Мф. 12:43-45)

Резюме.

Мф. 12:43-45 «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом».

Таинства Церкви очищают верующего не только от грехов, но и от нечистых духов, сила действия которых в человеке прямо обусловлена силою совершаемого греха. Ибо один и тот же грех может иметь разную тяжесть. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «А ведь не одинаковому подвергаемся мы наказанию за грехи явные и за грехи тайные. Грех один и тот же, но вред от него не одинаков, или лучше сказать – и грех не одинаков, потому что не все равно – грешить тайно и незаметно, и грешить явно» (СПб. 1903. Т. 9. Кн. 1. Беседа 3, §5. С.39).

Также есть бесы всех грехов, и они, по выражению святых отцов, «присидят» греху и возбуждают страсти. И если принимая таинства, человек не борется с греховными влечениями и, будучи побеждаем, не кается и не смиряется, то может произойти то страшное, о чём говорят эти евангельские слова.

Игумен Никон (Воробьёв) писал по этому поводу: «Самым основным свойством “нового” человека является смирение, без которого исполнение даже всех заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает врагом Божиим, ибо если не будет смирения, то обязательно будет гордость. Именно к этому свойству души, я полагаю, применима особенно мысль Евангелия, что са­тана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого… без смирения всуе добродетели человека. Без него в душу войдет гордость, с нею семь бесов» (Нам оставлено покаяние. М. 2010. С. 181) семи главных страстей: чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия.

Оказывается, принятие таинства без раскаяния, без благоговения и искреннего желания исправиться оказывается для человека хуже, чем если бы он в таком состоянии не принимал его. Апостол Павел пишет об этом на примере причащения: кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор. 11:29,30). А прп. Симеон Новый Богослов предупреждает даже о крещении младенцев: «Ибо принявшие крещение Твое от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещеные, как поругавшие, по словам Твоим (Евр. 10: 29) святую одежду Твою».

Подобное же происходит и в миссионерской деятельности, когда к принятию Крещения, Евхаристии и других таинств приглашаются люди, не наученные основам веры, не понимающие, к чему они приступают. Тогда на священнослужителей, совершающих такое, падает это суровое слово Христа и Апостола.

Так будет и с этим злым родом. Так сказал Господь о еврейском народе, которому прежде других дано было откровение Божие о Спасителе. Однако он в своей основной массе отверг Христа, не принял Благовестия о Царстве Небесном, променяв его на царство земное, что и привело его к печальным последствиям как духовного, так и внешнего характера.

Это предупреждение Христово также в полной мере относится и к тем христианским народам и отдельным верующим, которые вместо искания прежде Царства Божия и правды Его, ищут только, что есть, что пить и во что одеться (Мф. 6: 33, 25).

Такому же тяжёлому осуждению подвергаются и христианские общины и церкви, которые всю активность своей деятельности переносят с научения верующих духовной жизни и проповеди покаяния на решение чисто мирских проблем.

См.: свт. Игнатий (Брянчанинов). Восемь главных страстей…//Твор. Т.1. С. 168. СПб. 1905.

Прп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад. 1917. С. 36.