Кадры из фильма баллада о солдате фото

Кадры

Баллада о солдате1959 Подписка на обновления… подписались 182 человека

Кадры & Постеры & Обои

Человек-невидимкаThe Invisible Man
ОсобенныеHors normes
Видоизменённый углеродAltered Carbon
ПереводчикиLes traducteurs
Подлинная история банды К…True History of the Kelly Gang
Пушки АкимбоGuns Akimbo
Мне это не нравитсяI Am Not Okay with This
Просто помиловатьJust Mercy все постеры

Кадры & Постеры & Обои

Человек-невидимкаThe Invisible Man

ОсобенныеHors normes

Видоизменённый углеродAltered Carbon

ПереводчикиLes traducteurs

Подлинная история банды К…True History of the Kelly Gang

Пушки АкимбоGuns Akimbo

Просто помиловатьJust Mercy

ЧудотворцыMiracle Workers

ДжентльменыThe Gentlemen все кадры Результаты уик-энда Зрители4 977 471231 620 Деньги1 303 929 270 руб.18 455 395 Цена билета261,97 руб.8,89 21.02 — 23.02 Лучшие фильмы — Top 250 240. ГаттакаGattaca 8.029 241. ДогвилльDogville 8.028 242. История игрушек: Большой побегToy Story 3 8.027 243. Леди и бродягаLady and the Tramp 8.027 244. Мужики!.. 8.027 лучшие фильмы Ожидаемые фильмы 20. ФлэшThe Flash 88.44% 21. Новые мутантыThe New Mutants 88.27% 22. Фантастические твари и где они обитают 3Fantastic Beasts and Where to Find Them 3 87.63% 23. Отряд самоубийц 2The Suicide Squad 87.15% 24. Аватар 3Avatar 3 86.95% ожидаемые фильмы Сегодня в кинорейтинг Человек-невидимка The Invisible Man промо 7.346 Джентльмены The Gentlemen 8.699 Удивительное путешествие доктора Дулиттла Dolittle 6.139 Лёд 2 7.082 Соник в кино Sonic the Hedgehog 6.545 афиша Скоро в кинопремьера Сладкая жизньLa dolce vita05.03 Человек-невидимкаThe Invisible Man05.03 ПаразитыGisaengchung08.03 Курьер26.03 Новые мутантыThe New Mutants02.04 премьеры

Санина Яна. Алёша Скворцов – герой, который будет жить вечно!

Баллада о солдате

Алёша Скворцов — герой, который будет жить вечно!

50-летию фильма «Баллада о солдате» посвящается.

Ровно 50 лет назад фонд мирового кинематографа стал богаче на один «золотой слиток», — на экраны СССР вышел фильм «Баллада о солдате». 60-е годы двадцатого века (куда по-братски относят и конец 50-х), — время холодной войны между Западом и Востоком, первых полётов на Луну, эпоха битломании, движения хиппи, и так называемой «новой волны» в искусстве, преимущественно, в кинематографе.

В отечественных фильмах в это время военная тематика играет не меньшую роль, чем в пост-военный период. Однако стиль отображения войны несколько изменился: он стал выражением нравственного, поэтического мироощущения. В сторону отошел пафос и военная торжественность, появился отдельный подход к личности героя и глубокий психологизм, взгляд вглубь человека и сопоставление его личной беды и судьбы, с бедою своей Родины, своего народа.

Режиссёр Григорий Чухрай сам был солдатом и прошёл Великую Отечественную войну от начала до конца. Прекрасно испытал на себе все ее фронтовые будни, боль потерь и радость побед, страх перед неизбежным горем и величие солдатского подвига.

Не желая оспорить или осудить способы выражения темы войны своих современных и предшествующих коллег-кинематографистов, Чухрай решил создать фильм о войне, где главный герой — это простой рядовой солдат, не самый сильный и не самый смелый, но отдавший себя — свою жизнь и молодость Родине, потому что хорошо понимал значение слова «долг». Когда родная земля просила о помощи, он эту помощь дал. И стал бессмертным. И всеми любимым. И вечно живым и молодым в сердцах целого поколения. Имя его — Алёша Скворцов.

Так в 1959 году вышла в свет чухраевская «Баллада о солдате», ставшая мировым киношедевром.

1960 год, Франция. В Каннах проходит 13-й кинофестиваль, куда съехались кинематографисты со всего мира. Такие представительные режиссеры, как Антониони, Ингмар Бергман, Мунк Банюэль, Жак Садуль, Федерико Феллини с картиной «Сладкая жизнь» и Григорий Чухрай с «Балладой о солдате».

Надо сказать, что на этом съезде атмосфера среди жюри и зрителей была весьма напряженная и противоречивая. Американцы, как обычно, пустили в ход «зрелищную бомбу» под названием «Бен-Гур» с 11-ю «Оскарами», который, впрочем, должного впечатления на каннских завсегдатаев не произвёл. Гвоздём программы на этот раз оказался Феллини со своей «Сладкой жизнью», которая и стала причиной разразившейся в зале бури. Среди такого шума и суматохи о единстве мнений можно было только мечтать.

И вот, как бы из пепла всей этой противоречивой и возбужденной борьбы тонким и ярким светом, вдруг появляется мягкая и лирическая песнь, легенда, сказ, или, всё же, баллада, «Баллада о солдате». О том русском солдате, совсем ещё мальчишке, с испугу подбившего два танка, растратившего весь свой чудом полученный отпуск на других людей, нечаянно полюбившего чистой любовью девушку — случайную попутчицу, и весь час, как будто проливающего свет на тьму. Это и есть наш солдат Алёша Скворцов — главный герой «баллады», который за два часа по уши влюбил в себя напыщенную каннскую публику, а в последствии стал символом Защитника Отечества от фашизма.

Вообще, 13-й съезд по праву назвали как чрезвычайно представительным (из-за собравшегося бомонда), так и самым скандальным. Ведь, в итоге, на арене остались два фильма: «Сладкая жизнь» и «Баллада о солдате». И, несмотря на то, что после очень долгих споров, переговоров и разногласий, Пальмовую ветвь вручили Феллини, зал остался разочарован и зрители недовольно свистели, когда итальянский режиссер получал свою награду. Отсюда и пошла легенда о том, что добрый и милый Алеша Скворцов «уложил на лопатки» героя «Сладкой жизни» Марчелло Мастроянни. Тем более, что премии наш фильм, конечно же, тоже удостоился. Более того, их было две. Первая звучала так: «За высокий гуманизм и превосходное художественное качество». А вторая была такая: «Приз за лучший фильм для молодежи». После «Пальмовой ветви» эти награды были самыми высокими и почетными. Но, пожалуй, еще важнее то, что искушенная каннская публика точно так же плакала, а в некоторых местах, смеялась, во время просмотра фильма, не уступая своего восхищения картиной советскому зрителю.

Что же это все-таки за фильм — «Баллада о солдате» и почему он так хватает за душу, оставляет в ней такую неугасающую и светлую печаль? Почему после просмотра этой картины так хочется жить и верить в то, что зло обязательно падет, побежденное добром?

По сути дела, — этот фильм о том, что юному солдату во время войны был подарен отпуск в 6 суток за то, что он подбил два танка. И в фильме показывают, «как» наш герой его «провел».

Главного героя, 19-ти летнего Алешу Скворцова играет его сверстник, студент-второкурсник ВГИКа, Володя Ивашов, впоследствии ставший кумиров миллионов зрителей. Юный актер так сыграл молодого солдата, что даже американские критики писали: «Если в московских вузах готовят Таких актёров из 19-тилетних юнцов, то американским деятелям кино следует купить билет на Москву и первым же рейсом отправиться к вашим мастерам на обучение.»

Итак, Алёша. Имя, которое звучит, как нежный, тихий шепот, а его фамилия — Скворцов! — подобно звонкому щебетанию весенних птиц. Но перед нами возникает отнюдь не образ бесстрастного воина-героя, готового с криками «За Родину, за Сталина!» грудью пойти на движущийся на него танк. Нет, наш герой еще мальчишка, и бессилие против наступающего чудовища пугает и злит его. Мы четко видим, как он растерян и напуган, и злиться сам на себя, и на слезы свои, и на безвыходное положение. И вдруг, этот растерянный мальчишка, можно сказать, совершенно случайно, в отчаянии, подбивает два танка. И на наших глазах, происходит взросление этого юноши, неумолимыми обстоятельствами, за несколько минут превратившегося в мужчину. В настоящего солдата.

Дальше, по сюжету, генерал хочет наградить Алешу почетным орденом, но вместо этого, наивный и добродушный юноша, буквально, выпрашивает у генерала отпуск, чтобы съездить домой к матери и починить прохудившуюся крышу. И хотя в начале войны отпуска солдатам практически не давали, старый генерал не смог отказать той душевной простоте, с которой обратился к нему Алеша.
Путешествие в тыл началось. Весь этот путь складывается из эпизодов, в которых герой сталкивается с разными людьми, ранее ему незнакомыми. И все время Алеша должен делать выбор, так как людям этим, постоянно нужна его помощь. И он делает свой выбор в пользу людей, не задумываясь; жертвуя единственным богатством, которое у него есть — временем.

Например, в случае с инвалидом, который пишет письмо жене и тут же его рвет, не желая открыть ей горестную правду, Алеша, безраздумья помогает донести и посторожить его вещи. И хотя, долгое ожидание и нерешительность инвалида раздражают его, ведь поезд скоро уедет, Алеша никуда без него не уходит.

Но самым главным, кульминационным моментом фильма, является встреча Алеши с Шурочкой в товарном вагоне. Девушку сыграла начинающая актриса, студентка МХАТа, Жанна Прохоренко.

Растерянный и удивленный, такой агрессивно настроенной попутчицей, Алешка и подумать не мог, что встретил свое первую и единственную любовь. Испуганная присутствием в вагоне юноши, куда она забралась тайком, девушка выдумывает на ходу, что она едет к жениху. И Алеша, несмотря на неизменно растущую к девушке симпатию, всю дорогу оберегает ее, чтобы доставит к несуществующему парню в целости и сохранности. А Шурочка (так зовут эту девушку), точно так же, как и Алеша, незаметно для себя, влюбляется в своего честного и красивого «телохранителя».

Весь образ Алеши построен как будто на тонких переплетениях добра, света, чистоты. И еще есть в нем что-то родное, близкое, до боли знакомое каждому человеку. Не в нем ли, миллионы матерей узнавали своих сыновей, не вернувшихся с войны? Не его ли верной дружбой дорожило множество солдат, и более старших, и таких же молоденьких ребят, как он сам? Не о нем ли мечтает и сейчас каждая третья девушка? Ведь и сам Алеша больше похож на принца из сказки, чем на простого рядового. Он и есть тот, самый добрый, смелый, стройный, красивый и милый. Тот, что всегда защитит и никогда в беде не бросит, отдаст последнее и в любом горе утешит.
Можно только представить, как сложилась бы судьба Алеши и Шурочки, как чиста и невинна была их неосуществленная любовь, исколько счастья могли бы они пронести в жизни, если б не было войны…

Но характер Алеши всё же не так однозначен. Он проявляется мягко и нежно при встрече с прекрасным, и с каким презрением и непониманием относится он к подлости, измене и цинизму.

В эпизоде, где толстомордый часовой требует у него, честного солдата, банку тушенки, чтобы проехать в вагоне товарного поезда, Алеше приходится сдержать свое негодование, потому что ему предстоит дорога домой, дорога к маме. Но, когда тот же часовой, в его присутствии оскорбляет девушку, солдатская честь этого уже простить не может.

Очень ревностно и строго относится Алеша к измене жены того солдата, который так рьяно «выбивал» у командира роты последние куски мала в подарок своей любимой. Эта женщина не дождалась мужа с фронта и живет с другим мужчиной. И хоть в доме царит достаток и относительный покой, видно, что она несчастна. Но Алеша не жалеет ее. Наоборот, уже спускаясь вниз по ступенькам, он вдруг резко бежит наверх и одним движением забирает мыло, считая, что этот драгоценный подарок не должен оставаться у изменщицы. Этим поступком, полным неприкрытого осуждения, открыто и по-братски, Алеша защитил солдатскую честь и правду.

А вот, в заключительном, и пожалуй, самом напряженном эпизоде фильма, когда Алешка бежит навстречу матери, а она, спотыкаясь и падая, к нему,- в их глазах, в недосказанности фраз на фоне настой-чиво гудящего сигнала машины, открывается та больная и трагическая, «воспалённая нота» и «свежая рана» фильма,- мать видит сына в последний раз. А сын, так мечтавший, попасть домой, к маме, так ничего и не успел,- ни с ней побыть, ни крышу починить. Бескорыстный и добрый солдат, — он раздал себя всего и все свое последнее свободное время людям, которые так или иначе, в нем нуждались. Но тем самым, по своей наивности, он отобрал себя у матери, которая также, а может, ещё и больше, нуждалась в нем. И благородно по-солдатски, и жестоко, по-мальчишески.

Снимая этот великий фильм, Григорий Чухрай не стремился показать на экране ужасы и зверства той страшной войны. Он решил открыть ее трагизм с тыла. И суть картины — жизнеутверждающая, она уверенно говорит о том, что даже в кровавых и жестоких временах, кроме борьбы, существует еще и просто жизнь, со всеми ее проявлениями: любовью и изменой, дружбой и предательством, честью и подлостью, наконец, добром и злом.

«Баллада о солдате» — это, прежде всего, лирическая песнь о прекрасном и светлом человеке и о том, как много теряет мир, когда такой как он, покидает нас навсегда. Насколько подл и мерзок характер войны, насколько уродлива ее сущность и насколько мы должны ненавидеть ее, если такой парень, как Алеша Скворцов должен был погибнуть на ее тропе, не став ни кем иным, кроме как солдатом.

Какое бесчисленное множество хороших ребят полегло на полях в кровавых битвах за Родину! Как много их, неизвестных, забытых, простых рядовых зарыто в шаре земном… Но этого звали Алеша. Неспроста его светлым о именем назван памятник русскому солдату в Болгарии, который потом воспели в песнях. Не просто так героя своего фильма, который посвящен всем павшим воинам во время ВОВ, Григорий Чухрай назвал Алешей.

Памяти всех павших воинов во имя защиты Отечества от фашизма посвящается фильм «Баллада о Солдате»

«Балладу о солдате» полюбили не только в Каннах. Если говорить без лишней скромности, она облетела весь шар земной, сражая наповал зрителей и кинематографистов всех стран и национальностей. Чухрая признали на мировом уровне одним из лучших советских режиссеров, а Володя Ивашов покорял наповал сердца людей своей искренней и естественной игрой.

После просмотра картины в Соединённых Штатах газеты писали, что наши актёры пристыдили Голливуд. Чарли Чаплин плакал над начальным эпизодом с танком, а идею с перевернутым кадром нашел гениальной. Но это был не только лестный отзыв, а еще признание «Баллады о солдате» подлинным искусством.

Вот какую оценку фильму дала фильму американская газета «Голливуд репортер»:

«Все в Голливуде должны посмотреть этот фильм, потому что в нем нет извращений, часто свойственным нашим фильмам, а также, потому, что он показывает трогательную чистоту юности, напоминая нам, насколько она прекрасна».

То, что фильм полюбила не только наша, но и американская и европейская публика, подтверждает его величие и щемящую правду.

Вот несколько отзывов иностранного зрителя:

«Я считаю, что „Баллада о солдате“ — это самый мощный призыв к миру, который когда-либо сходил с экрана».
Маруорри Барентон, США.

«„Баллада о солдате“ — одно из тех творений, которые, несомненно, будут жить века».
Газета «Эфиопиен Геральд», Эфиопия.

«„Баллада о солдате“ принадлежит к числу тех больших событий в области искусства, познакомившись с которым снова чувствуешь, что ты — настоящий человек». Газета «Экстрабладеш», Дания.

Да, заграничное турне «баллады» было действительно долгим и триумфальным. Не так еще удивительно, что советский фильм полюбила Европа, тоже знавшая цену войны, но Америка… Казалось бы, откуда у этой страны такое сопереживание и восторженное понимание того, что происходит на экране, ведь эту страну война коснулась лишь косвенным путем, а тем не менее… «Баллада» торжественно и громко заявила о себе на другом континенте и была принята зрителем с большой любовью и благодарностью. Наибольший ажиотаж «Баллада о солдате» вызвала на кинофестивале в Сан-Франциско. И вот тому подтверждение:

«На прошлой неделе в первый раз за всю свою четырехлетнюю историю кинофестиваля, в „Тетро Тиетр“ пришлось отказать в билетах нескольким сотам человек. „Тиетр“ был забит до предела, некоторые сидели в проходе на ступеньках. Фильмом, который вызвал такой интерес, была русская „Баллада о солдате“, первая картина, представленная Советским Союзом на фестивале в Сан-Франциско».
Газета «Окленд Трибюн».

Итак, подытожим. «Балладу о солдате» показали более чем в 50-ти странах мира. Совершив триумфальное шествие по экранам мира, фильм завоевал 100 международных наград:

  • премию за режиссуру на кинофестивале в Сан-Франциско;
  • приз «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии;
  • главный приз Лондонского кинофестиваля;
  • В.Ежов и Г.Чухрай удостоились номинации на премию «Оскар» в категории «лучший оригинальный сценарий»;
  • приз Британской киноакадемии за лучший фильм года;
  • почётный диплом лучшему зарубежному актеру Владимиру Ивашову в фильмах сезона в Афинах; и многие другие награды и премии.

А вот на родине, в отличии от заграницы, картину Чухрая приняли и полюбили далеко не сразу. Сколько раз, спустя годы, в своих интервью режиссер будет вспоминать, какой тяжелый путь прошла «баллада» до своего выхода в свет и права на существование.

Фильм, еще, будучи на сценарном этапе, не понравился партии, его обвинили в мелкотемности и пессимизме, а также, обнаружили антисоветские мотивы: наш солдат боится и убегает от немецкого танка, советская жена изменяет мужу-фронтовику, часовой берёт взятки, наконец, главный герой погибает. Разве такие вещи когда-нибудь случались в нашей стране? Бред…

Сначала Чухраю предложили изменить существенные места в сценарии. Режиссер принципиально отказался. Ведь, если бы Алеша возвратился живой с войны, — менялась бы вся главная идея. Фильм ведь посвящен тем, кто не вернулся из боя. Тогда Чухраю по-дружески посоветовали вообще отказаться от этой картины. Режиссер и тут настоял на своем. Все кончилось тем, что Григория Чухрая исключили из партии, а фильм разрешили показывать только в маленьких городках и поселках.

Однако, несмотря на это, люди буквально ломились в кинотеатры посмотреть на доблестного рыцаря Алешу. По данным анкетирования, «Баллада о солдате» была признана лучшим фильмом о войне среди других, снятых в то время. Это было неспроста. И очень скоро, случилось так, что «Баллада» попала в руки Никите Хрущёву, по велению которого и была отправлена в Канны.

И лишь после завоевания всемирной славы «Балладу» признали дома, в СССР. В 1961 году «Балладу о солдате» наградили Ленинской премией, а Григорий Чухрай был восстановлен в партию. И наконец-то советские критики напишут, что «несмотря на свой трагический финал, „Баллада о солдате“ — глубоко оптимистичная картина. Алеша Скворцов отдает свою жизнь за народ, но раз у этого народа был ТАКОЙ сын, значит, он бессмертен».

Итак, «Баллада о солдате» выдержала борьбу в сердцах и зарубежного и своего зрителя. Никто не остался равнодушным — картина брала за живое. И подтверждением тому являются многочисленные отзывы о картине. Вот некоторые из них:

«Фильм „Баллада о солдате“ не просто волнует, он вселяет твердость духа, веру в человека, в красоту нашей жизни, зажигает желанием быть похожим на тех хороших людей, которые прошли на экране».
А. Штыков, Петрозаводск, «Ленинская правда».

«Баллада о солдате» напоминает еще раз, что нужно зорко сохранять мир, завоеванный ценой жизни Алеши Скворцова. Воспевая мужество советского бойца, фильм своим острием направлен против бедствий войны. В этом его гуманизм».
Н. Аматукам, Батуми, «Батумский рабочий».

«Фильм этот, зовет нас, сидящих в зале сделать все, чтобы не было этих военных дорог, тяжелых расставаний, материнских слез».
Л. Малышев, Хабаровск, «Тихоокеанская звезда».

«Это светлая память о тех, кто, успев стать только солдатом, отдал свою короткую и светлую жизнь за мир и счастье людей, за радость и величие нашего сегодня».
М. Лесовицкий, Ростов-на -Дону, «Молот».

Это отзывы зрителей прошлых лет. Но когда я зашла на форум, где обсуждалась «Баллада о солдате», то с радостью увидела, что и сейчас этот фильм пользуется огромной популярностью и любовью. И полвека спустя, картина Чухрая все также актуальна и даже современна. Наверное, в первую очередь потому, что та страшная война оставила такую глубокую рану в сердце народа, которая еще долго будет кровоточить.

Пусть же светлая память об Алеше Скворцове будет вечным огнем пылать в наших сердцах. Пусть никогда мы не забудем его и таких же честных и смелых солдат, которые отдали самое главное, что есть у каждого человека, — жизнь, ради жизни и свободы будущего. И какой бы не была наша Родина сейчас, мы не имеем права осквернять и предавать ее, ибо те, кто пали во имя ее, никогда нам этого не простят.

Вечная и светлая память всем павшим воинам в боях за Родину. Горячая любовь и преданность честному и смелому солдату Алеше Скворцову.

Алеша Скворцов — это первая и самая главная роль, которую сыграл в своей жизни народный артист СССР Володя Ивашов. Как и своему герою, Ивашову тогда было 19 лет. Рос Володя в Москве, в рабочей семье. Актеров в их роду не было. В творческий вуз юноша решил пойти потому, что к тому времени очень увлекался театром и считал его панацеей от всех бед. Из всех высших учреждений Ивашов выбрал ВГИК и попал на курс к Григорию Козинцеву. «Этот студент был талантлив в меру; на курсе были и хуже и лучше него»,- скажет позже о начинающем актере его руководитель группы. Однако, парень с детства обладал чудесным характером: веселый, добрый, открытый и непринужденный в бе-седе, он всегда был душой компании, любил общение и смех.

Тем временем, начались съемки «Баллады о солдате». На главную роль был утвержден уже знаменитый к тому времени, Олег Стриженов. Было снято несколько эпизодов. Но, во время съемки сцены, где солдаты переправляются через реку, режиссера картины, Григория Чухрая, сбивает машина и он попадает в больницу с переломами ног. Через четыре месяца съёмки возобновляются, но режиссер чувствует, что что-то не так. При постоянном просмотре отснятого материала все время ощущается какой-то дискомфорт. В итоге Чухрай понимает, что Олег Стриженов совершенно не подходит на роль Алеши Скворцова.

Тщательные поиски главного героя и привели режиссера к студенту ВГИКа Володе Ивашову, который принес в образ благородного солдата все обаяние молодости, наивность и непосредственность. Молодой актер так вжился в этот образ, что Стриженов безропотно согласился отказаться от роли, честно уступив место юному таланту. Как известно, Алеша Скворцов принес Ивашову мировую славу.

Его любили, им восхищались, на него хотели быть похожими. Фотографии актера расходились миллионными тиражами.

На западе Ивашова считали одним из лучших зарубежных актеров. «Одаренность, чувство стиля, потрясающие манеры, — никогда не подумаешь, что этот аристократ из рабочей семьи» — писали о нем заграничные газеты. Интересно, что даже спустя десятилетия, английский актёр Джуд Лоу вдохновлялся именно образом Алеши перед съемками блокбастера «Враг у ворот».

И вот, как сложилось, что дебютная роль стала не только самой большой ролью в жизни актера, но и практически совпала с его личностью. Как и Алеша, Володя тоже встретил единственную и настоящую любовь. Только это произошло не в вагоне товарного поезда, а во ВГИКе, на курсе Михаила Ромма, куда Ивашову пришлось перейти из-за постоянных съемок и гастролей. Его избранницей стала одногруппница Светлана Светличная, которая после просмотра «баллады» была, как и множество девчонок, влюблена в героического бойца Алешу. Взаимные чувства открылись во время репетиций одного из спектаклей.

Спустя год они поженились и были самой красивой парой советского кинематографа. Ещё спустя время, у них появился сын Алеша, названный в честь героя «Баллады о солдате». И если сопоставить дальнейшую судьбу Володи Ивашова и Алеши Скворцова, то можно с горечью заметить, что судьба актера складывалась не совсем удачно, а закончилась тоже трагично. Слава Богу, Ивашову не пришлось отдавать свою жизнь за Родину, но его трагизм заключался в другом.

В 60-е годы Ивашов был всемирно признан, много снимался в кино. Сценарии сыпались со всех сторон, он буквально не успевал их читать.

В 70-80 годы происходит смена поколений и типаж лирико-романтического героя идет на убыль, а в идейность настоящего советского человека уже почти не верят. И режиссеры всё реже приглашают актера на съемки.

90-е годы. Перестройка была самым тяжелым временем для артистов. Из театров толпами выгоняют актеров, а Ивашов и Светличная уходят из «Театра студии-киноактёра», где они работали, сами. В кино об актере забывают вообще.

Чтобы хоть как-то прокормить семью, Ивашов, пройдя, как и все, кастинг, снимается в рекламе. Но этих денег хватает ненадолго, и бывшая звезда идёт… простым рабочим на стройку. А к тому времени у него уже была острая язва желудка. Но привыкнуть к таким переменам было нелегко, и Владимир ужасно страдал оттого, что он уже не актер, особенно, когда его, одетого в кирзовые сапоги и телогрейку, узнавали на улице и в метро.

Однажды, разгружая грузовик со шлакоблоками, Ивашову вдруг стало плохо. Вызвали «скорую», оказалось, что у него открылось желудочно-кишечное кровотечение. Операция, сделанная руками нетрезвого хирурга, оказалась безуспешной. Пришлось делать еще одну, но на второй раз, сердце актера не выдержало. Так, в городской больнице, на 55 году жизни, ушел от нас талантливый и любимый актер, просто хороший и благородный человек, — Владимир Сергеевич Ивашов…

В то перестроечное время, всем было тяжело. Люди не знали, куда деться, чем заняться, и что, вообще, их ожидает завтра. Мужчины, от беспомощности и безысходности, в большинстве своем, топили горе в вине, или в чем-то, более крепком. Актеры и другие деятели искусства, в таком случае еще куда более подвластны угнетающим эмоциям и панике. Кто пил, кто просто плакал в подушку, а кто мог, и руки на себя наложить.

Но Ивашов, не хотел опускать себя до такого уровня. Внутренне благородство и привитое с детства, чувство долга, не позволяли ему плакаться или просить кого-то о помощи. Решившись пойти на стройку, он поступил, как настоящий мужчина, при этом, окружающие могли только догадываться о том, насколько тяжело с вершины мировой славы спуститься до простого рабочего. Ивашов очень страдал. Но молча и тихо. Никогда никому не пожаловался, никого ни в чем не обвинил.

У Володи всегда было много друзей, как среди актеров, так и среди обычных людей. Ни капли зазнайства, ни капли высокомерия, он так и остался тем скромным и добрым пареньком, Алешей Скворцовым. Индивидуальной чертой Ивашова, было также то, что с юности до самой своей смерти, актер оставался открытым, искренним и тонко чувствующим романтиком. Вот именно эта лирическая поэтичность его натуры была так сопоставима с чистой и светлой душевной гармонией Алешки. А законы чести, дружбы и любви, они оба, также чтили и берегли всю жизнь.
И пусть, в мире кино существует мнение, что Владимир Ивашов — актер одной роли, пусть говорят. Но эта роль — с большой буквы «А»; она не только подарила ему всемирную любовь и признание, но и предопределила в нем высоконравственную человеческую сущность.

Однажды, после просмотра «Баллады о солдате», один кинематографист сказал, обращаясь к главным героям фильма: «Теперь, вы должны глубоко осознавать, какая огромная моральная ответственность лежит перед вами, раз вы приняли на себя право воссоз-дать на экране эти образы кристальной чистоты. И не дай вам Бог, когда-нибудь, преступить эту черту, ибо вам этого никогда не простят».

Резюмируя все вышесказанное и оглядываясь на жизненный путь Володи Ивашова, можно с гордостью ответить, что этот человек выполнил завет, данный старым мастером. Он прожил свою непростую жизнь честно и открыто, с чувством собственного достоинства, так и не преступив черту подлости, лицемерия и цинизма.

P.S. А в довершение всего скажу, что 18 Февраля 2008 года имя Владимира Ивашова было присвоено малой планете № 12978, открытой в Крымском астрономическом обсерватории.
Если Звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!!!

Душа русского солдата

Древняя Таврида столь прекрасна и многолика, что, приезжая сюда погостить в очередной раз, непременно делаешь для себя новое открытие. Прошедшим летом мы замечательно отдыхали в Алупке в пансионате им. святителя Луки Крымского, в нашу путевку входили запланированные поездки по священным местам чудного полуострова. Многие из них мы уже прекрасно знали и не раз там бывали. Однако порог алуштинского, единственного в мире, музея писателя Ивана Сергеевича Шмелева никогда не переступали. Поэтому ожидали экскурсию с особенным чувством.

Искренний интерес к этому знаковому для меня месту вызывали почтительная любовь к самому «распрерусскому» художнику слова и его трепетным творениям и даже тот факт, что появился музей в 1991 году, накануне развала СССР, не в Москве, на родине писателя, а в Крыму. В конце экскурсии мы зашли в небольшое помещение, где на полках стояли произведения Ивана Сергеевича, изданные в разное время и на различных языках.

Тут я услышала удивительные слова экскурсовода о том, что фильм «Баллада о солдате» Григория Чухрая был поставлен по мотивам рассказа Ивана Шмелева, и его главный герой, новобранец Степан Жданов, — прототип Алеши Скворцова. Признаться, неожиданное переплетение судеб солдат Первой мировой и Великой Отечественной меня удивило и заинтересовало. Но я не расслышала названия рассказа, а переспросить не удалось, так как после экскурсии Нину Николаевну срочно вызвали на совещание.

Вернувшись в Москву, захотела написать о музее И.С. Шмелева и прочитать рассказ, ставший прообразом любимого в нашем народе фильма о простом русском солдате.

Так как в Москве среди моих знакомых, связанных с литературой, никто не слышал о связи рассказа Шмелева с фильмом Чухрая, стала искать сведения об этом в биографии режиссера. Оказалось, что Григорий Чухрай родился в 1921 году и вряд ли был знаком с дореволюционным творчеством Ивана Шмелева, к тому же запрещенного в СССР. Тогда я подумала, что, возможно, сценарист Валентин Ежов был старше его и мог знать о военном рассказе Шмелева. Однако Валентин Ежов тоже был 1921 года рождения. Так и не узнав название рассказа, решила, что за разъяснениями нужно обратиться в музей Шмелева.

Позвонила в Алушту. Трубку сняла, как показалось по голосу, девушка. На мою просьбу позвать экскурсовода Нину Николаевну молодая особа ответила, что у нее сегодня выходной, и она будет в музее завтра. Тогда я решила спросить у нее, какой рассказ Ивана Шмелева послужил прообразом фильма Чухрая «Баллада о солдате». Она сказала: “Три часа”. — “А как это выявилось? Есть какие-то подтверждения режиссера в его дневниках или изустно?” — “Прочтите рассказ, и вы сами все поймете”, — ответила девушка.

Рассказ «Три часа» был опубликован в восьмом томе дореволюционного издания собрания сочинений Ивана Шмелева. В нем говорится о Степане Жданове — рядовом солдате императорской армии, ехавшем на фронт Первой мировой войны. В рассказе портрет его описан очень кратко. У Жданова светлые глаза, нежное розовое лицо, как у девушки. Он наивен, ласков, исполнителен и очень смирен. Старый запасной унтер-офицер называет его «сынок».

Эшелон, в котором находится призывник Жданов, должен проезжать мимо его родной деревни, а на узловой станции будет долгая остановка. Под честное слово Жданова прапорщик отпускает его домой и дает сроку три часа. И солдатик четыре версты бежит в свою деревню. Вместе с ним проделывает путь и читатель. Короткими, емкими, отрывистыми фразами автор передает реальное ощущение бега, непрерывно происходящего движения: «Жданов бежит по рельсам… Перемахивает канаву, скатывается с откоса, к тропке… Вот и мостик через Черпейку… А вот и дорога, в кустах… Тут сейчас верстовой столбик и дорога на графский сад… а вон и поля Настасьина, а вон и само Настасьино, с синей церковью. Жданов бежит наперекоски… А вот и лавочка против церкви, у лавочки взъерошенная лошаденка…»

Сцена в доме Жданова, где его встречает только мать (отец невовремя уехал за дровами), действительно напоминает кадры из фильма «Баллада о солдате»: «Уже и соседи сбираются, уже и полно. Теперь не дадут посидеть с глазу на глаз, в тишине, — поглядеть. Они спрашивают про своих. Но он мало знает. Двоих ставили в последний набор — малолюдна Скворча. Замков? Замков в другом эшелоне пойдет, попозже. А ходики идут да идут. Сидят рядом Жданов и мать, скинувшая платок и будто помолодевшая .

И никто не догадается уйти, оставить одних. А ходики уже подошли к двум.

– Пора, мамаша… — с подбирающейся оторопью говорит Жданов. — Погоню на почтовых, ждут меня все…

И все целуются, все. Тянутся целоваться девчонки».

Мать, желая побыть с сыном наедине, проводить его, бежит за ним следом, пока позволяют силы. Степан возвращается в свой эшелон. Дальнейшая его судьба нам неизвестна.

В фильме «Баллада о солдате» главный герой Алеша Скворцов, замечательно сыгранный Владимиром Ивашовым, — вчерашний школьник, рядовой солдат Красной Армии, с мальчишеской непосредственностью и светлым открытым взглядом. Он, отказываясь от ордена, к которому представлен за совершенный подвиг, просит отпустить его в отпуск повидаться с мамой. Алеша Скворцов в фильме успевает проявить себя больше, чем солдат Степан Жданов, так как на побывку ему дается целая неделя. Во время своего отпуска, за несколько дней без войны, он успевает прожить целую жизнь и даже встретить свою первую и единственную любовь. Лишь на несколько минут успевает Алеша увидеть мать, коротко обнять ее и со словами: “Я вернусь, мама!” — уйти навсегда. «Он мог бы стать замечательным гражданином. Он мог бы строить или украшать землю садами. Но он был и навечно останется в памяти нашей солдатом. Русским солдатом», — звучат с экрана завершающие «балладу» авторские слова.

Чиновники от искусства посчитали фильм «провальным», пришли к выводу, что он «порочит честь Советской Армии и напрасно печалит зрителей». Но уже после того, как он завоевал десятки международных призов, стал всемирно известным и к тому же самым титулованным фильмом за всю историю советского кинематографа (101 премия!), критика писала: «В этой короткой и простой истории авторы фильма увидели большой и современный смысл. Простой солдат, всё движимое и недвижимое имущество которого — вещевой мешок и скатка, он оказывается вдруг сказочно, баснословно богат. В нём нуждаются все: и девушка-сирота, едущая невесть куда к тётке, и безногий инвалид, и бабы в родном селе, засыпавшие его вопросами — как там, на фронте. И этот девятнадцатилетний паренёк с великолепной щедростью оделяет всех своим временем, своей жизнью. Он раздаёт себя людям. Это нравственный подвиг. Подвиг в том обычном человеческом, житейском смысле, что порой считается не стоящим внимания. Правы ли были Валентин Ежов и Григорий Чухрай, поднимая эти поступки Алёши на такую высоту? Безусловно. Авторы фильма понимали всё значение нравственных истин, которые хотел растоптать фашизм и которые наш народ отстаивал в войне, как и самые высокие идейные ценности. Потому что без этих простых человеческих установлений тоже нельзя жить».

Кинокритик Н. М. Зоркая сделала интересное наблюдение. «Баллада о солдате» появилась на Каннском фестивале в 1960 году, когда Федерико Феллини показал «Сладкую жизнь», Антониони — «Приключение», Ингмар Бергман — «Источник». Некоммуникабельности, отчуждению — этим главным мотивам западного искусства — «Баллада о солдате» противопоставила свою веру; сложности — простые истины, оплаченные жизнью; всеобщей относительности — верное знание того, что хорошо, а что плохо; изображению трагического одиночества человека — добро, любовь и людские связи, возникающие даже в аду войны, ибо они есть естественная потребность человека». В этом суть «нашей русской» и «их западной» жизни вплоть и до сего дня.

Отметим еще одну общую художественную деталь в рассказе Шмелева и кинофильме Чухрая: главным героем этих творений, кроме солдат Степана и Алеши, стала бесконечная русская дорога.

Едет на запад эшелон, в нем сидят солдатики-призывники императорской армии, разговаривают, шутят, пекут картошку в печке. «Густо от махорки и новых сапог, парит. Топят жарко. Трое сидят перед печкой на карточках, будто у костерка, и глядят в огонь. Усиков еще нет, глаза детские, словно порядились солдатами и балуются у огонька. Пекут картошку. Насовал кой-кому в карманы старичок-лавочник, у вокзала, когда закупали ситного и махорки. Стали было на штыке печь, но Курочкин не дозволил.

— Штык на неприятеля береги, пуще глазу! Ну-ка, как у вас спеклось, дай-ка…»

Морозное утро. Смотрит в окно Жданов: «Багровое солнце глядит в окно. Много морозного грохота. Леса, леса… А какие яркие снега! Едет кто-то полем, по вешкам. Куда едет? На базар, домой… а то за дровами… Приглядывается Жданов к придорожным деревушкам — бегут, бегут. Они закутаны в соломенные шубы, дымят розовыми дымками – дышат. В инее ветлы, рыхлые, нежные, розовые против солнца. Да как красиво! А лед на речке зеленый, как на Чолкне. Бабы болтают у проруби. Мимо, все мимо. Остались висеть на прясле мерзлые рубахи. Прощай, дед! Куда-то идет с салазками…»

Большая часть действия фильма «Баллада о солдате» тоже происходит в эшелоне, на железнодорожных путях. Одинаково смонтированы куском — тот же паровоз, те же колеса, вагоны, те же березовые рощицы, проносящиеся мимо. Алешина дорога входит в сердце иным — не только монтажом, ритмом, не движением на экране. «Поэзия самых простых вещей берет над нами власть. Атмосфера «Баллады» в своем роде единственна. На экране, высветленный памятью, предстает солдатский военный мир: серый, махорочный, полный каких-то передвижений и трудной работы, из пропотевших гимнастерок и тяжелых скаток».

Григорий Чухрай с Валентином Ежовым — бывшие фронтовики. Поэтому им доподлинно было известно, что на войне дорога — это одно из главных действующих лиц. И спасительница, и мучительница: ведь оно как — в распутицу артиллеристам с пушками, да по грязи? Но для меня осталось тайной, откуда об этом узнал Иван Шмелев, никогда на войне не бывавший. Да так живо описал, будто мы сами вместе с ним в этом эшелоне побывали.

Одним словом, признаков сходства между рассказом и фильмом нашлось очень много. Но мне хотелось знать, кто первый это заметил и рассказал любознательным? И я продолжила поиски истоков. В биографиях режиссера Григория Чухрая и сценариста Валентина Ежова ничего не нашла о писателе-эмигранте Шмелеве. Только у вдовы Валентина Ежова Натальи Готовцевой в интервью вдруг прочла, что больше всего муж любил фильм «Баллада о солдате»: «Им с Чухраем хотелось сделать фильм о сокровенном. Тогда солдатских картин не было, только генеральские. Решили, что он поедет в отпуск к маме — отличится в бою, и его поощрят. У него трое суток. Но он добрый парень и не может отказать людям. На встречу с матерью остается всего минута».

У меня возникли вопросы: «Почему Наталья Готовцева сказала «трое суток», когда в кинофильме на отпуск дали неделю? Что вдруг всплыло в ее памяти? В конце концов, в театральной библиотеке, или вгиковской, или у кого-то из знакомых вполне могло оказаться дореволюционное собрание сочинений Ивана Шмелева, и сценарист прочел том и о Первой мировой войне…»

И вдруг в книге «Московиана» Ольги Сорокиной, американской исследовательницы, прочла: «Многие любители кино помнят фильм 1959 года, получивший приз на фестивале в Каннах, — «Баллада о солдате», темой которого тоже была история молодого солдата, спешившего во время Второй мировой войны в деревню на свидание к матери. Вполне вероятно, что сценарист «Баллады о солдате» во многом оттолкнулся от рассказа Шмелева «Три часа», в котором уже изначально заложены возможности для создания фильма: здесь и элементы живого диалога, и мелькающие картины природы, и прощание матери с сыном среди полей, и мотив драгоценного времени, раздробленного различными преградами-вмешательствами, и сжатость, многозначность стиля изложения — все это приметы кинематографического языка». Думаю, что именно отсюда берет начало «шмелевская» версия, возможно, Ольга Сорокина что-то об этом знала? Хотя можно допустить, что и не читали Ежов и Чухрай писателя Шмелева, но творческая интуиция, основанная на едином душевном устроении этих авторов, подсказала родственные сюжеты. Самое главное то, что эти творческие люди были единомышленниками: «из одного колодца воду пили».

Творческая интуиция, основанная на едином душевном устроении авторов, подсказала родственные сюжеты

Лишь под конец своих поисков я вдруг уразумела, что ведь эти два явления русского искусства — рассказ и кинофильм — принадлежат абсолютно противоположным эпохам, где одна пыталась разрушить другую, описывают две разные войны… Правда, враг был тот же, да и герои в них остались единородными… Рядовой Красной Армии Алеша Скворцов со своей юношеской искренностью, любовью к маме, готовностью идти на страшную войну, чтобы родную землю защищать, ничем не отличался от призывника императорской армии Степана Жданова…

Самым поразительным для меня в этой небольшой истории оказалось свидетельство о несокрушимости благородного и жертвенного духа русского солдата.

Ведь между Первой мировой и Великой Отечественной войнами произошли две революции, пагубная гражданская война, красный террор, невиданное доселе гонение на христианство, слом вековых устоев, коллективизация… Русский народ прошел через такую мясорубку, которой не вынесла бы ни одна нация. Но заступничеством Богородицы и кровью новомучеников он не только все выдержал, но, пройдя тягчайшие испытания, стал рассудительнее, опытнее, не предал забвению память о высшем смысле своего бытия. Одним словом, химера мировой интернациональной революции изгибла в бескрайних русских землях, так же как все предшествующие ей поработители Руси. Мало того, наш народ, пропустив через себя чуждые его миросозерцанию идеи и переосмыслив их по-своему, создал новую сверхдержаву с огромным политическим, экономическим, военным и культурным потенциалом, одержал победу в тяжелейшей войне ХХ века, запустил первую ракету в космос — и при этом остался самим собой, сохранив свой русский характер. О чем живым свидетельством для меня стало проведенное сравнение рассказа писателя-эмигранта Ивана Шмелева, открывшего западному миру русского Христа и свет православной веры, и фильма советского режиссера Григория Чухрая, заставившего этот же мир плакать о судьбе русского солдата, не вернувшегося с Великой войны.

Русский солдат остался таким же, как и во все времена, скромным и жертвенным

Параллели можно, не кривя душой, проводить и дальше. В конце ХХ века, несмотря на убийственную для нашего Отечества «перестройку», лихие 1990-е годы, развращавшие народ идеологией «купи-продай», русский солдат остался таким же, как и во все времена, скромным и жертвенным. О чем могу свидетельствовать, так как во время второй Чеченской войны мы с подругой навещали наших молодых бойцов-защитников в военном госпитале Бурденко. В то время народ жил невозможно плохо, и не всякая мать могла приехать из провинции в Москву и ухаживать за раненым сыном. К чести москвичей надо сказать, что сердобольных помощников у наших солдат оказалось не мало. А нам, приходившим в госпиталь, было чему поучиться у этих мальчиков, увидевших войну глаза в глаза.

Мужественный дух ушедших отцов и дедов, отдавших единственное, что у них было — собственную жизнь — за други своя, в русском человеке неистребим. На том стояла и будет стоять земля наша.

В памяти моего сердца хранится немало тому героических примеров.

Подполковник Константин Иванович Васильев Подполковник Константин Иванович Васильев. Вечером 23 октября 2002 года, услышав о захвате чеченскими террористами зрителей «Норд Оста» в качестве заложников, он в военной форме, со служебным удостоверением прошел через оцепление и, войдя в здание, вступил в переговоры с террористами. Константин Иванович надеялся, что террористы захотят иметь в заложниках чиновника юстиции, и, видимо, хотел ценой своей жизни спасти других. Боевики не поверили, что он пришел сам, чтобы предложить себя в качестве заложника за других, и расстреляли его. 26 октября 2002 года, после штурма театрального центра, тело Васильева с шестью пулевыми ранениями нашли в подвальном помещении. Про Константина Васильева снят фильм «Русский офицер», рассказывающий о его подвиге.

Командир батальона майор Сергей Александрович Солнечников в марте 2012 года ценой собственной жизни спас солдат своего батальона. Во время учений на полигоне боевая граната без чеки попала в окоп. Сергей Солнечников закрыл ее своим телом. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью. В памяти друзей, сослуживцев и подчиненных он навсегда остался Солнцем. Его так называли друзья за глаза. 3 апреля 2012 года Указом Президента Российской Федерации майору Солнечникову С.А. за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

На Дальнем Востоке в 2013 году во время наводнения люди собою закрывали город Комсомольск-на-Амуре. Чтобы сдержать напор воды, приходилось днем и ночью стоять по пояс, а то и по грудь в ледяной воде. Те, кто на передовой, буквально своими телами держали дамбу, практически все были молодыми людьми, не старше 20-22 лет. Это курсанты Ивановского института МЧС РФ, Санкт-Петербургского института ГПС МСЧ РФ, солдаты Восточного военного округа. Город удалось спасти.

Последние события в Сирии показали, что герои живут рядом с нами, только мы об этом узнаем из сводок военных новостей, рассказывающих об этой стране, истерзанной общенародной распрей.

Александр Александрович Прохоренко — военнослужащий Сил специальных операций Вооруженных Сил Российской Федерации, старший лейтенант. Российский офицер в Сирии 17 марта 2016 года повторил подвиг героев Великой Отечественной войны. Окруженный врагами, он вызвал огонь на себя и геройски погиб, но вместе с ним были уничтожены боевики Исламского государства. Город Пальмиру освободили, что вселило в сирийский народ надежду на победу. Александру было только 25 лет! 11 апреля 2016 года также Указом Президента Российской Федерации ему посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации и медаль «Золотая Звезда».

Мы можем вспомнить еще очень многих наших героев-современников… Остается только сказать: жива Россия, а наш народ непобедим, во что всегда верил и этой верой жил русский писатель Иван Сергеевич Шмелев. Он говорил о душе своей Родины: «Народ не знает, что такое его Россия, какие пути ее. Чувство Родины узко, мелко, свое у каждого. Но из этих мельчайших нитей скручена великая пуповина: она вяжет народ в одно. Придет время, и народ свое скажет».

Баллада о солдате

Скачать фильм можно по ссылке: http://film.arjlover.net/film/ballada.o.soldate.avi 700 мб

Это один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне — добрый, очень светлый и при этом пронзительно-грустный.

19-летний русский солдат Алеша Скворцов совершает подвиг на поле боя. Случайно попавшееся ему на глаза противотанковое ружье не только спасает ему жизнь, но и дает возможность подбить несколько машин противника. Бойца вызывают в командный блиндаж и обещают ему орден, но вчерашний школьник, мальчишка со светлым лицом и детским взглядом отказывается от почетной награды и просит взамен отпустить его в отпуск — повидаться с мамой.

И теперь перед Алешей лежит дорога на родину, в свое село.

Несколько дней без войны.

Несколько дней на пути к дому. Он так и останется для на 19-летним юношей. Героем, отказавшимся от ордена ради того, чтобы в последний раз обнять маму.

Эшелоны, станции, встречи с людьми, первая пылкая любовь, расставания и потери — круговерть событий, подхватила солдата в тылу. По пути в родную деревню он помогает девушке спрятаться в вагоне и проехать до нужной ей станции. Эта девушка, Шура, останется его первой и единственной любовью. На всю жизнь до конца. А до конца оставалось несколько часов.

Лишь на несколько секунд успевает он увидеть мать, коротко обнять ее и скрыться в облаке пыли, оставив после себя лишь надорванное сердце и реки невыплаканных слез…

Картина режиссера Григория Чухрая обошла экраны всего мира и снискала широкое признание публики.

Зоркая Н.М. www.portal-slovo.ru

«Сценарий «Баллады о солдате» Чухрай писал вместе с Валентином Ежовым, своим товарищем, выпускником ВГИКа и тоже фронтовиком.

От многочисленных редакторских поправок и заключений — к Ленинской премии, десяткам международных призов, всемирному успеху. Такой путь за короткий срок прошла картина, ныне — отечественная классика.

«Баллада о солдате» — название дано не зря. Фильм построен как баллада, когда начало и конец образуют некое кольцо, в которое заключено содержание, развертывающееся также по поэтическим законам. Начинает и завершает балладу солдатская мать, мать героя фильма, восемнадцатилетнего Алеши Скворцова — совсем еще молодая женщина с прекрасным лицом. Во вдовьем черном платке каждый день выходит она на околицу села и вглядывается в пыльную дорогу в надежде, что вернется ее мальчик. Но мы уже знаем, что он не вернется никогда.

И все дальнейшее течение фильма — это путь Алеши Скворцова, связиста, который ухитрился подбить два вражеских танка, за что и получил у начальства награду — отпуск на неделю домой: починить матери прохудившуюся крышу. Путь Алеши в родное село — метафора всей его коротенькой жизни, и расположен между двумя этими точками на дороге. Все сжимается и сжимается, как шагреневая кожа, отпускной срок, все новые и новые встречи, препоны и внезапности готовит Алеше военный путь, и бежит-бежит солдат к заветной цели. И бежит за ним музыкальная тема, простенькая, веселая, на стаккато — счастливая для фильма удача композитора Михаила Зива. Две минуты, пока гудел, торопился грузовик, подкинув Алешу на последнем отрезке пути, виделись мать и сын, чтобы расстаться навсегда.

За гибелью одного из миллионов, рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия — потеря драгоценнейшей жизни человеческой. По сути дела, фильм — это баллада не о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. «Баллада о солдате» проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов, счастливо найденный Чухраем, обессмертил себя ролью Алеши.

Забота Чухрая — не о кадре, не о фразе. Например, добрая половина картины происходит в эшелоне, на железнодорожных путях. Одинаково смонтированы куском — тот же паровоз, те же колеса, вагоны, те же березовые рощицы, проносящиеся мимо. Алешина дорога входит в сердце иным — не только монтажом, ритмом, не движением на экране. Поэзия самых простых вещей берет над нами власть. Атмосфера «Баллады» в своем роде единственна. На экране, высветленный памятью, предстает солдатский военный мир: серый, махорочный, полный каких-то передвижений и трудной работы, из пропотевших гимнастерок и тяжелых скаток.

В этом мире и Чухрай и Алеша ориентируются легко, здесь для них все просто, ясно. Режиссер не боится элементарности своих простых истин и оказывается прав: возникает особая этика «Баллады», подобная прозрачной простоте народной песни, старинной притчи, откристаллизовавшей мудрость и справедливость многих поколений.

Алешин путь с фронта домой, воспетый в фильме, — это поистине путь добра, творимого так же естественно, как дышит человек.

И особое обаяние любви Алеши и девушки Шуры именно в том, что Алеша и не подозревает, что полюбил и любим, а продолжает считать себя лишь провожатым, старшим спутником этой чудной и славной девчонки с тяжеленной косой, непомерной для тоненькой ее фигурки. Продолжает считать и после того, как один раз уже потерял свою спутницу, отстав от эшелона, и почувствовал, как ее не хватает, перепугался и в эту минуту заметил Шуру на высоком мосту через пути, свесившуюся с перил в позе долгого и терпеливого ожидания. «Шурка ты моя…» — звучит ласково и доверительно. И весело взявшись за руки, несутся по лестнице вниз эти дети, сведенный войной, чтобы слишком скоро расстаться друг с другом навсегда. Актерский дуэт Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко предстал на экране как идеальная любовь, равнозначная самой молодости.

«Баллада о солдате» появилась на Каннском фестивале в 1960 году, когда Федерико Феллини показал «Сладкую жизнь», Антониони — «Приключение», Ингмар Бергман — «Источник». Некоммуникабельности, отчуждению — этим главным мотивам западного искусства, прозвучавшим с таким широким и трагическим размахом, «Баллада о солдате» противопоставила свою веру; сложности — простые истины, оплаченные жизнью; всеобщей относительности — верное знание того, что хорошо, а что плохо; изображению трагического одиночества человека — добро, любовь и людские связи, возникающие даже в аду войны, ибо они есть естественная потребность человека.

Пьер Паоло Пазолини, взволнованный картиной, сказал: «Фильм производит впечатление чудом сохранившейся до наших дней классики. Как если бы в квартале, состоящем сплошь из серых и посредственных зданий, открылись вдруг контуры огромного и прекрасного старинного сооружения».

Потом рассказывали, смеясь, про мосфильмовские заключения о «Балладе» или годовой отчет, в котором картина была поставлена чуть ли не на последнее место, далеко после жалкой «Черноморочки». Но все же «Баллада о солдате» любезно рекомендовалась для армейского зрителя. Стали одиозными редакторы имярек, которые предлагали Алешку Скворцова оставить в живых…

Просветленная классичность в сочетании с редкостной задушевностью — свойство режиссуры Григория Чухрая, его следующих фильмов: драмы «Чистое небо» об отверженном и реабилитированном летчике-герое, повести о чете любящих и одиноких «Жили-были старик со старухой» и других. Но вклад в отечественную культуру Григория Чухрая — великого кинематографиста — не исчерпывается только его картинами. У него были и другие миссии, другие грани таланта и личности. «

Награды и премии

1962 г. Номинация на премию «Оскар» в категории «Лучший сценарий» — Валентин Ежов, Григорий Чухрай

1962 г. Премия БАФТА в категории «Лучший зарубежный фильм». Номинация на премию БАФТА в категории «Лучший зарубежный актер — Владимир Ивашов

1960 г. Каннский кинофестиваль. Номинация в категории «Лучший режиссер» — Григорий Чухрай

1960 г. Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Франциско. Приз как лучший режиссер получил Григорий Чухрай.

Призы «Давид Донателло» и «Серебряная лента» (Италия), Серебряная медаль за режиссуру (Иран), призы «Варшавская сирена» и «Злата качка» (Польша), «Большой приз» (Чехословакия), «Серебряное сомбреро» и «Приз Халиско» (Мексика), приз Ассоциации продюсеров США «Золотой лавр».

Режиссер: Григорий Чухрай
Авторы сценария: Валентин Ежов, Григорий Чухрай
В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков, Евгений Урбанский, Валентина Телегина, Эльза Леждей, Лев Борисов, Марина Кремнева, Александр Кузнецов, Евгений Евстигнеев, Георгий Юматов

стихи М.Матусовского
музыка В.Соловьева-Седого

Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат,
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, преград не зная,
Шел солдат, друзей теряя,
Часто, бывало,
Шел без привала,
Шел вперед солдат.

Шел он ночами грозовыми
В дождь и град,
Песню с друзьями фронтовыми
Пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы,
Пел про русские березы,
Про кари очи,
Про дом свой отчий,
Пел в пути солдат.

Словно прирос к плечу солдата
Автомат-
Всюду врагов своих заклятых
Бил солдат,
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в поселке энском,
Пуль не считая,
Глаз не смыкая,
Бил врагов солдат.

Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, слуга Отчизны,
Шел солдат во имя жизни,
Землю спасая,
Мир защищая,
Шел вперед солдат!

Зря некоторые считают, что Максим Перепелица спо­собен подтрунивать абсолютно надо всем. Конечно, нравится мне добрая шутка. Ведь она для человека словно ветерок для костра. Но бывает время, когда и Максиму не до шуток. Вчера, например, даже слеза про­шибла.

И при каких, вы думаете, обстоятельствах у Перепе­лицы нервы не выдержали? Не поверите, если скажу, что набежала слеза в ротном походном строю, да еще под бой барабана.

До этого давно мне не приходилось плакать. Не потому, что у солдата душа каменная и нет сил выжать из нее слезу. Насчет слезы, конечно, правильно. Это уж послед­нее дело, когда солдат распускает нюни. Со мной, прямо скажу, приключился необычный случай, и брать его в рас­чет не нужно. Но все же душа у нас, солдат, точно струна у скрипки: отзывается на каждое прикосновение к ней. А жизнь щедро прикасается к душе солдатской. До всего нам дело есть. Одно волнует, переполняет сердце радостью и гордостью, другое – заставляет не дремать и закалять наши мускулы.

Раз уж разговор зашел, расскажу, что заставило мою душу зазвенеть до слез.

Возвращался я однажды из городского отпуска. Вижу, впереди меня идет незнакомая женщина в новом пальто, платком цветастым повязана, с чемоданом в руке. Путь к нашему военному городку держит. «Наверное, мать к ко­му-то приехала», – думаю. А к кому – не догадаюсь. Она услышала стук кованых сапог и оглянулась. Увидела меня, улыбнулась, остановилась.

– Давайте, – говорю ей, – чемодан подсоблю нести.

– А не торопишься? – спрашивает.

– Нет, время у меня есть.

Взял ее чемодан, несу. А навстречу строй солдат вдет – в кино.

Женщина остановилась, смотриг Ясное дело – мать.

– Что, – спрашиваю, – не узнала своего?

– Нет, – отвечает, – не узнала.

А потом говорит:

– Мне бы к вашему начальнику пройти. Я из Белорус­сии к сыну в гости приехала, к Ильку.

– Не к Самусю ли? – насторожился я.

– Угадал Самуси – наша фамилия.

«Как же это ты, Максим Перепелица, сразу не сообра­зил? – думаю себе. – Ведь Илья Самусь с лица как две капли воды на свою мать похож». Брови у нее такие же черные, тонкие. А глаза, даже удивительно, – синие. У на­ших яблонивских женщин и девчат, если брови черные, то глаза обязательно карие.

Только мать Ильи Самуся не похожа на своего сына станом: крепкая, стройная. На лице румянец. Смотрю на нее и вроде свою мать вижу. Всегда она такой румяной бы­вает, когда у печи хлопочет.

А если б вы посмотрели на Илью Самуся! Да что на него смотреть! Не солдат, а сплошное недоразумение. Не­поворотлив, точно из жердей сколоченный. По физподготовке отстает, стреляет слабо. Понятно: если солдат на турнике больше одного-двух раз не подтянется, значит он и оружия не возьмет как следует. Этим и известен на всю роту Илья Самусь.

– Вижу, сынок, знаешь ты моего Илька.

– Как не знать, в одном отделении служим, – отве­чаю. А в голове мысль: «Рассказать бы ей, каков из Ильи солдат. Пусть посовестила бы парня».

Но разговаривать некогда. Уже к контрольно-пропуск­ной будке подошли. Представил я мать Самуся дежур­ному. Тот проверил ее документы, пропуск выписал и гово­рит мне:

– Проводите Марию Федоровну в комнату посетите­лей. Не давайте ей скучать, пока рядовой Самусь из го­родского отпуска не вернется.

Привел я гостью в клуб, при котором эта самая ком­ната находится, зашли в нее. Здесь уютно, цветы на под­оконниках, у стены мягкий диван, а возле дивана столик круглый, бархатной скатертью покрытый. Еще несколько кресел мягких. В углу – столик, за которым дежурный по комнате сидит. А мать Самуся – Мария Федоровна – деловито осматривается, развязывает цветастый платок и спрашивает:

– Ну, как тут наш Илько?

В самый раз, думаю, выложить ей горькую правду про сына. Пусть знает и пособляет нам воспитывать из него на­стоящего солдата. На то она и мать. Подбираю нужные слова и тем временем помогаю гостье снять пальто. И вдруг… Как вы думаете, что я увидел? На левой стороне жакета Марии Федоровны висят золотая звезда Героя Труда и два ордена Ленина!

Нет у меня языка – отнялся! Стою окаменелый и глаз не свожу с золотой звезды. Вот это награды! Эх, хотя бы одну такую для начала на весь наш перепеличий род…

Вспомнил тут я, что собирался рассказать этой Героине Труда про Илью Самуся, и плохо почувствовал себя. Так плохо, что передать трудно. Тяжкая обида на Илью взяла. Какое он имеет право мать свою позорить?

А Мария Федоровна торопит.

– Рассказывай, как он здесь? Начальников слушает­ся? Говори и пирогами угощайся – домашние, с калиной.

Достает она из чемодана узелок с пирогами: подрумя­ненные, аппетитные. Беру я пирог, а сам думаю:

«Пусть у тебя, Максим, язык отвалится, если сделаешь больно этой женщине».

Начинаю разговор. Рассказываю, что, мол, Илья – сол­дат как солдат. Честный, справедливый, товарищей не оби­жает. Цену себе знает, и командиры видят, на что он спо­собен. Много сил отдает службе и учебе. Говорю так, а у самого душа радуется. Ведь я еще ни одного слова не­правды не сказал. Крой дальше, Максим!

А Мария Федоровна все пироги пододвигает и глаз с меня не сводит. Я ем, конечно, с оглядкой, чтобы Илью без пирогов не оставить, и думаю, о чем еще можно ска­зать.

– Какие отметки на занятиях заслуживает Илько? – задает она вопрос.

У меня дух перехватило. Кусок пирога стал поперек горла – ни туда ни сюда. Пока справился я с этим куском, удачный ответ придумал. Говорю Марии Федоровне:

– Это вы у командира роты спросите. Он имеет право отвечать на такие вопросы.

Но мать, она и есть мать. Ее не проведешь. Почувствовала неладное. В глазах тревога засветилась. Смотрит мне в лицо, а я не знаю, куда деваться от ее взгляда. Так совестно мне, вроде это я отстаю в стрельбе из личного оружия, а не Илья Самусь. Доел пирог и на часы, что в углу стоят, оглядываюсь – как будто бы тороплюсь. Только повернулся к часам и увидел… Илью. Встретился с его взглядом, и мурашки у меня по спине забегали, а лицо вроде кипятком отпарило.

Стоит Самусь в дверях – бледный, взволнованный. Тут я как можно спокойнее говорю:

– А вот и Илья.

Встреча сына с матерью известно какая бывает. Кину­лись друг к другу. Мать слезу утирает. Я тем временем бочком к двери. Мне здесь делать нечего.

– Постой, Перепелица, – обращается ко мне Са­мусь. – Хочу два слова тебе при матери сказать.

Остановился я, насторожился. Как бы не оконфузил меня Илья перед героиней. Так и случилось. Говорит:

– Слышал я, как ты тут пытался меня выгородить. К чему это? Смелости не хватает правду сказать? Так я сам не побоюсь ее матери выложить.

Не знаю, как ноги вынесли меня из помещения. И вроде ничего плохого я не сделал, а чувствовал себя прескверно.

Какой-то внутренний голос спросил у меня: «А что ты, Максим Перепелица, сделал, чтобы твой товарищ Илья Самусь хорошо стрелял и не отставал по физподготовке?» – «Так мне же никто не поручал заниматься с ним», – оправдывался я. «А где твоя комсомольская со­весть?» – упрекал тот же голос.

Крепко задумался я. Самусь три года прожил с ма­терью в землянке, когда гитлеровцы в Белоруссии хозяй­ничали. Каждую зиму болел. Сказалась фашистская не­воля на организме Ильи. Нет в нем цепкости, какая сол­дату нужна. А ты, Максим Перепелица, палец о палец не ударил, чтобы помочь Самусю. Мало того, посмеивался еще, когда он мешком болтался на турнике и не мог вы­полнить самого простого упражнения. Надеялся, что ко­мандир со всеми управится, всех научит, а не подумал о том, что и товарищи большую помощь Илье оказать могут.

Заскребло у меня на душе… Не буду подробно расска­зывать, какой был разговор у нас с Ильёй после того, как мать его уехала. Признаюсь только, что не принял Самусь моей помощи. Человек с характером! Говорит:

– Помощь тогда впрок идет, когда она от чистого сердца. А ты, Перепелица, мать мою пожалел. Подумал, что неудобно, мол, – сын Героини Труда, а отстает. По­моги Таскирову, у него тоже нелады со стрельбой. А я и без того выбьюсь в люди…

Вся совесть моя вспенилась от этих слов. Ведь правда, до приезда Марин Федоровны мне не приходило в голову заниматься вместе с Ильёй Самусем Я считал, что «брать на буксир» отстающего товарища можно только по пору­чению командира или комсомольской организации. Но Илья трижды не прав, если думает, что теперь хочу помочь ему не от чистого сердца. А как докажешь ему?… Впрочем, никакими тут словами не убедишь человека. Да суть не в одном Самусе. Ведь Али Таскиров тоже неважно стреляет. Теперь-то уж не буду ждать, пока мне поручат помогать ему.

Казаха Таскирова, по имени Али, знает у нас каждый. Крепкий он парень. До службы в армии табунщиком был. О лошадях может целыми часами рассказывать. Заслу­шаешься!

У них в Казахстане на пастбищах бродят тысячи та­бунов молодых лошадей. Силы нагуливают. Но пока на­берут их, одичают совсем. Как звери делаются, не подсту­пишься к ним. И вот Таскиров был усмирителем диких жеребцов. Очень серьезная профессия!

Скачет Али на лошади наперерез табуну одичавших коней и аркан в руках держит. Наметит самого красивого жеребца и начинает охотиться за ним. Как стрела, несется вперед. А приблизится на нужное расстояние к выбранной «жертве» – приподнимется на стременах и бросает аркан.

Как будто бы собственными глазами вижу эту картину.

Кинет Али аркан вперед и в один миг охватывает шею дикого жеребца. А тот, как тигр, во все стороны мечется. Только держись! Если рука у тебя нетвердая и нет нужной ловкости, увлечет тебя дикий конь куда глаза глядят или из седла стащит.

Но Али Таскиров не такой. Как сожмет твою руку, пальцев потом не расцепишь. Только охаешь от боли, а он улыбается, показывает ровные, белые, как бумага, зубы, щурит чуть раскосые глаза. И если он заарканит коня, будь тот сильным, как ветер, – удержит.

Вначале мчится следом за ним, не дает ему от табуна оторваться. В это время другие табунщики направляют косяк несущихся лошадей к ручью, который впадает в речку Чу. Там в землю целый ряд толстых столбов вко­пан. Поровняется Али со столбом и камнем на землю из седла вываливается. В один миг конец аркана вокруг стол­ба несколько раз обвивает. Жеребец на дыбы, потом на ко­лени падает. И тут на него наваливаются табунщики, не­доуздок надевают. И сколько бы он ни ржал, ни бил копы­тами в землю, Али его не отпустит.

Твердый характер у Таскирова. Упрямый он человек. Только в стрельбе ему не очень везет. Когда промахнется Али на стрельбах, такая грусть бывает написана на его широком, скуластом лице. Кажется, от этого лицо еще бо­лее смуглым делается. И вот диво бывает, что Таскиров стреляет и хорошо, но чаще мажет. Значит, нет у него на­стоящего мастерства в этом деле.

Никаких разговоров о помощи я не заводил с Таскировым. Просто на занятиях и в свободное время начал ближе держаться к нему. И как-то само собой получилось, что вскоре Максим Перепелица и Али Таскиров стали друзь­ями – водой не разольешь. А командир нашего отделения, младший сержант Левада, видит, что это на пользу Али идет, и дает мне разные указания – на одно, на другое обратить внимание: то Таскиров изготавливается вяло, то карабин сваливает или не умеет правильно локти ставить при стрельбе лежа. Сам Левада на занятиях показывает Таскирову, как нужно делать. А я уже слежу потом, идет ли ему на пользу наука.

Однажды Левада понаблюдал в ортоскоп, как целится из карабина Али Таскиров, и сказал ему:

– Встаньте передо мной и смотрите мне в глаза.

Затем вытянул вперед руку кистью вверх и, поставив указательный палец вертикально перед своим лицом, по­требовал:

– Смотрите на палец!

Когда озадаченный Али перевел взгляд на палец Ле­вады, тот вдруг спросил:

– Какой глаз я сейчас закрывал?

– Уй-бай! – изумленно воскликнул Таскиров. – Я, то­варищ командир, на палец смотрел.

– А когда смотрите на прорезь прицела, вы видите, что делается с мушкой, и тем более с мишенью? – снова спросил командир отделения. – Если нет, то обязаны при­учить глаз видеть. Иначе стрелять не научитесь.

– Уй-бай! – восхищался Таскиров.

И есть чем – вот так Левада! Прямо – профессор! Когда жили мы с ним в нашем селе Яблонивке, я и не по­дозревал, что у него такая голова. Ведь верно! Впервые взяв оружие в руки, и я никак не мог приловчиться одно­временно смотреть на прорезь прицела, на мушку и на мишень. Глядишь на одно, другое расплывается, а треть­его совсем не видишь. А тут не только глядеть нужно, но и совмещать, как того стрелковая наука требует. Вот этой болезнью до сих пор страдает Таскиров. А раз недуг изве­стен, побороть его легче.

Во время одного перерыва говорю я Али:

– На следующих стрельбах мы с тобой не промажем. А для этого ежедневную порцию стрелковых тренировок утроим.

Таскиров улыбается и отвечает:

– Максим – хорош товарищ; по-нашему – жолдас. Спасибо тебе. С Максимом Али будет красиво стре­лять…

– Может, и меня в компанию возьмете? – вдруг по­слышался рядом голос Ильи Самуся.

От неожиданности я даже не тем концом папиросу в губы сунул. Товарищи смеялись, а я крепко пожимал Самусю руку.

Много времени прошло с тех пор. В отделении давно привыкли к тому, что раз отсутствует в расположении роты Перепелица, значит – не ищи ни Самуся, ни Таски­рова. Наверняка все вместе в спортивном городке нахо­дятся (конечно, с ведома командира отделения). Да и в часы самоподготовки занимаемся мы только за одним сто­лом.

И вот этот вчерашний воскресный день. Никогда его не забуду.

От нашего лагеря до города недалеко. Было решено в воскресенье коллективно отправиться в театр. Строем дви­нулись мы в путь.

День был на исходе. На улицах города полно людей. Известно – воскресенье. А строй по асфальту так печа­тает шаг, что дух захватывает. Рядом с командиром роты старшим лейтенантом Куприяновым и командирами взво­дов идут молодые отличники. Я думаю, никто не удивится тому, что в числе их – Илья Самусь и Али Таскиров… Ра­достно мне!

Барабан впереди роты точно подтверждает мои мысли;

Да! Да-да-да-да!

Да! Да-да-да-да!..

Ему вторит скрип сапог и гул асфальта под их ударами. На нашем пути на перекрестках зажигается зеленый свет светофора. Замирает движение. Пешеходы стоят на тро­туарах и любуются молодцеватым видом солдат. Каждый вспоминает сейчас о своем сыне, брате, муже или люби­мом, которые, как и мы, несут службу в рядах Советской Армии. Поневоле грудь колесом становится, а голова еще выше поднимается. А улыбок! Столько я еще никогда не видел. Нам улыбаются с тротуаров, из трамваев, улыба­ются шоферы машин и постовые милиционеры, продав­щицы мороженого и молодые мамаши с карапузами на руках. Девушки машут руками…

Вот он, наш народ! Эх, нет слов у Максима Перепе­лицы, чтобы рассказать о том, что делалось в его душе в эти минуты!

И когда запевала начал песню, Максим Перепелица впервые за свою солдатскую жизнь не поддержал его. Твердый комок подкатился к горлу…