Каинова печать

Содержание

Каинова печать

Смотреть что такое «Каинова печать» в других словарях:

  • — «КАИНОВА ПЕЧАТЬ», Россия, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ ЛАД, 1996, цв., 41 мин. Телетеатр. По книге А.Родина. В основе сюжета воспоминания Николая Мартынова, убившего на дуэле М.Лермонтова. В ролях: Игорь Ясулович (см. ЯСУЛОВИЧ Игорь Николаевич).… … Энциклопедия кино

  • — сущ., кол во синонимов: 1 • грех преступления (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • — что Клеймо изгоя или преступника. Подразумевается совершение поступков, обладание характеристиками, которые отвергаются обществом. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), реже организация (Z) отмечены очевидными признаками осуществлённых ими … Фразеологический словарь русского языка

  • — это особый знак, которым, согласно Ветхому Завету, был отмечен Богом старший сын Адама и Евы. Каин – первый плод чадорождения во грехе. Он от рождения был угрюм, злобен, завистлив. Эти качества подтолкнули его на страшный грех братоубийства… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • — крыл. сл. В библейском мифе Каин один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог «сделал ему «знамение» (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • — Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /em> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444 … Большой словарь русских поговорок

  • «КАИНОВА ПЕЧАТЬ» — особый знак, к рым был отмечен богом, согласно библ. легенде, старший сын Адама и Евы Каин за то, что убил из зависти своего брата Авеля … Атеистический словарь

  • — В библейском мифе Каин – один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог сделал ему знамение (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы,… … Словарь крылатых слов и выражений

  • — Каинова печать. Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /em> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444. Класть/ положить печать на кого, на что. Книжн. Устар. Оставлять на ком л., на чём л. след какого л. воздействия, влияния. Ф… … Большой словарь русских поговорок

  • ДЕМОНИЧЕСКИЕ ЗНАКИ — в демонологии считалось, что при заключении договора с Сатаной на неофита возлагалось клеймо дьявола, или «печать Сатаны». Оно являлось символом служения силам тьмы. Клеймо дьявола напоминало шрам, родимое пятно или татуировку. Оно могло иметь… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

как выглядела Каинова печать?Что это за знак был?

как выглядела Каинова печать?Что это за знак был?

Бог осудил Каина на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”

/ с тем чтобы никто его, Каина , не убил/. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.

Также вам будет интересно: Что такое «Филькина грамота?»

Начало страшного «знамения» было положено, когда «поникло лице его».
«Ужас и отчаяние Каина могли «образовать во внешнем его человеке ясную и неизгладимую печать отвержения, которая бы соделывала его живым памятником суда Божия и удаляла бы от него всех его видящих» (кого?Е.Г.) (Филафет. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия).
Позже под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин…

Тут есть над чем работать!
В этой статье не хватает сведений. Вы можете помочь Сверхъестественное Wiki, дополнив её в соответствии с рекомендациями по оформлению статей.

Что нужно сделать:
Посерийное описание появлений

Я могу передать тебе печать, однако с ней ты получишь тяжкое бремя.
— Каин Дину

Метка Каина (каинова печать, первое проклятие) — мощнейший магический символ, которым Люцифер отметил Каина после совершения с ним сделки.

Описание Править

Метка является своеобразным ключом к одному из самых мощных демонических артефактов — Первому клинку: древнему костяному орудию, с помощью которого Каин некогда убил своего брата Авеля (запустив тем самым в наш мир саму идею убийства).

Метка даёт своему носителю ряд преимуществ:

  • Бессмертие — человек с Меткой Каина живет вечно, а при насильственной смерти превращается в демона. После превращения в демона владельца не сможет убить даже Смерть. Единственный шанс носителя умереть — передать Метку другому, после чего он может быть убитым.
  • Неуязвимость — после превращения в демона носитель становится практически неуязвимым, но пока он сохраняет человеческий облик, даже обычное оружие способно причинить ему вред. К тому же, физическую оболочку демона всегда можно повредить или даже уничтожить.
  • Сверхсила — человек с Меткой Каина обладает большей физической силой, чем у обычного человека. Дин Винчестер в одиночку справлялся со множеством опасных врагов. Демон с Меткой (такой, как Каин) также превосходит по силе всех себе подобных.
  • Использование Первого клинка — Метка позволяет использовать Первый клинок. В руках же обычного человека он — всего-навсего древний обломок кости.
  • Убийство сверхъестественного — Первый клинок в руках носителя Метки в состоянии убить любого монстра, демона, языческого бога и ангела.

Однако носитель, получив её однажды, уже не может ни избавиться от неё, ни умереть, будучи обречённым вечно испытывать неудержимую тягу к убийствам. Так что по сути Метка Каина — самое первое в истории и самое опасное проклятие, известное человечеству.Надёжный способ избавиться от Метки всё же есть, но если сделать это, предварительно не передав её другому, будет освобождена Тьма — величайшее первородное зло.

Метку может снять только Бог, создавший её, Смерть — при условии, что Метка останется у кого-то другого. Также Метку можно снять с помощью ритуала, описанного в Книге проклятых. Для его проведения необходимо собрать три компонента: нечто созданное Богом, но запрещённое человеку (запретный плод); нечто созданное человеком, но запрещённое Богом (золотой телёнок); и «сердце» того, кто проводит обряд (нужно убить того, кого больше всех любишь).

История Править

Несмотря на связь с именем Каина, на самом деле Метка появилась задолго до него. В незапамятные времена, ещё до сотворения Вселенной, мироздание населяла Тьма — чудовищная разрушительная стихия, являющая собой изначальное зло. Когда в мироздании наступила эра Бога, Он заточил Тьму и создал Метку — своеобразный «замок», не позволяющий ей вырваться. Но Метка нуждалась в живом существе — носителе, поэтому Бог доверил её Люциферу.

Но, как оказалось, даже из заточения Тьма могла воздействовать на носителя через Метку. Именно из-за неё Люцифер возгордился и поднял мятеж против Бога, после чего Бог низверг его с Небес.

Одержимый жаждой мести, Люцифер ходил по Земле и искушал людей, пытаясь тем самым доказать своему Отцу, насколько несовершенны Его творения. Авель, один из первых людей, общался с Люцифером. Чтобы спасти брата, Каин заключил сделку с Люцифером: Авель отправится в Рай, а Каин в Ад. Люцифер согласился, но при условии, что Каин сам убьёт Авеля. В знак сделки Каин получил от Люцифера Метку. Взяв первое, что попалось под руку — обломок челюсти осла — Каин убил своего брата. Первое убийство превратило обычную кость в Первый клинок и связало его с Меткой. Не в силах вынести тяжесть проклятия, Каин покончил с собой с помощью этого же Клинка. Но Метка, разумеется, не дала Каину умереть: он возродился одним из самых могущественных демонов — Рыцарем Ада (все остальные Рыцари были его учениками, которых он сам же впоследствии перебил Первым Клинком).

Одному из Рыцарей — демонице по имени Абаддон — удалось уцелеть. Когда она благодаря перемещению во времени объявилась в наши дни, этой проблемой занялись братья Винчестеры. Совместно с Кроули они разыскали Каина, усилием воли смерившего жажду убивать и все эти тысячелетия ведущего мирную жизнь среди людей. Каин согласился передать Дину свою печать, но предупредил его, что это чрезвычайно тяжкое бремя. Также он поставил Дину условие: убить его, когда он однажды попросит.

Таким образом, следующим истинным владельцем Клинка стал Дин Винчестер. С его помощью он убил Абаддон, но так и не смог избавиться от Метки. Вскоре после этого Дин получил смертельную рану в поединке с Метатроном, но, как и следовало ожидать, не умер, а превратился в сильнейшего демона — Рыцаря Ада. После этого его личность изменилась: он стал жесток, хладнокровен, потерял все человеческие чувства и ушёл в самоволку, посвящая всё своё время алкоголю, сексу, дракам и убийствам. Сэму, однако, удалось остановить Дина и насильно исцелить его с помощью обряда крови праведника. Дин снова стал человеком, но не избавился от Метки.

Метка продолжала влиять на него, провоцируя на ярость и непреодолимое желание убивать. Дин отчаянно сопротивлялся, но при этом всё яснее осознавал, что не сможет держаться вечно. После того, как братья вновь столкнулись с Каином, который сорвался, не в силах дальше бороться против Метки, Дин вступил с ним в неравную схватку и убил Первым Клинком, таким образом выполнив своё обещание. Это происшествие только подтвердило худшие опасения Дина: в любом случае Метка рано или поздно победит.

Видя, что метка делает с братом, Сэм Винчестер ещё настойчивее стал искать способ избавиться от метки, и узнал от Ровены, что Печать Каина — это первое проклятие, и, как любое другое проклятие, его можно снять. Описание ритуала, позволяющего снять метку, было найдено в Книге проклятых, но ценой за это стало освобождение Тьмы. После ритуал снятия Печати Каина Метка появилась на теле новорожденной девочки, которую Тьма избрала быть своим сосудом. Но поскольку Метка всегда оставляет след, Дин Винчестер, как последний живой её носитель, получил некоторую связь с освободившейся Тьмой. В результате Дин не мог как-либо навредить Амаре и ощущал её присутствие поблизости, а последняя испытывала к старшему Винчестеру некое подобие романтических чувств и тоже не желала наносить ему вред.

Появления Править

9.11 «Первенец» Править

После убийства демонов, Дин бьёт ножом Руби Каина, но это не приносит ему никакого вреда. Каин рассказывает правду о смерти Авеля. Его брат попал под влияние Люцифера, и тогда Каин заключил сделку: он добровольно попадает в Ад, а Авель — на Небеса. Чтобы Авель попал в Рай, Каин должен был сам убить его. В Аду Каин стал первым Рыцарем Ада. Именно он тренировал других Рыцарей. И именно он, а не архангелы, убил всех рыцарей с помощью Первого Клинка.

Каин показывает метку, оставленную Люцифером. Она является ключом к Первому клинку, и без неё это лишь древняя кость. Он предлагает Дину взять её, а после достать Клинок со дна океана и убить Абаддон. Дин соглашается.

9.12 «Острые зубы» Править

Сэм замечает метку Каина на руке Дина, и спрашивает что это, на что Дин отвечает, что метка не от известного рестлера Кейна, а от того самого, и что получил он её в результате сотрудничества с Кроули. Это очень возмущает Сэма.

9.17 «Маленький помощник матери» Править

9.19 «Алекс Энни Алексис Энн» Править

9.23 «Ты веришь в чудеса?» Править

10.03 «Уцелевшая душа» Править

10.06 «Спросите Дживса» Править

10.09 «То, что мы уже прошли» Править

10.11 «Нет места лучше дома» Править

10.13 «Остановись и гори» Править

10.18 «Книга проклятых» Править

Сэм, видя страдания брата, всеми силами старается найти средство. Единственную надежду даёт Книга Проклятых, содержащая информацию о всех самых жутких проклятиях, какие только известны человечеству. Вместе с Ровеной он берётся за её расшифровку.

10.21 «Тёмная династия» Править

10.23 «Сторож брату своему»Править

Дину приходит в голову неожиданная идея, как можно покончить со своим бременем: он должен попросить саму Смерть убить его. Только так Земля останется в безопасности. Однако Смерть, откликнувшись на зов, не стал убивать Дина. Он рассказал ему о том, что Метка — это своего рода «замок», созданный Богом, чтобы удерживать Тьму. На Земле всегда должен быть хотя бы один живой носитель Метки, иначе Тьма вырвется на свободу, и Вселенная будет уничтожена. Поэтому убить Дина не под силу даже Смерти: единственный шанс Дина умереть — это передать Метку другому, тогда он станет смертен. Но это не гарантирует, что новый носитель сможет ей сопротивляться. Смерть предложила Дину такое решение проблемы: отправить его на другую планету подальше от Земли, где он точно никому не навредит, но с одним условием: Дин должен убить Сэма, чтобы тот не стал его спасать. Для этой цели Смерть дал Дину свой Серп. Дин согласился, вызывает Сэма на встречу и уже готовился его убить, но в последний момент одумался и вместо этого убил Смерть с помощью его же оружия.

Дин освобождается от Метки

В это же самое время Ровена с Кастиэлем и Кроули нашли последний компонент и провели обряд по снятию Метки. Молния, с небес поразившая Дина, навсегда стёрла каинову печать с его руки. Но радовались братья недолго: Метка перестала существовать, и прямо на их глазах из-под земли начинает вырываться Тьма…

11.02 «Форма и пустота» Править

11.06 «Наш маленький мир» Править

11.11 «Дьявол кроется в деталях» Править

11.22 «Горсточка счастливцев» Править

Интересные факты Править

  • В эпизоде «О мальчике», когда Гензель превратил Дина в 14-летнего мальчика, Метка с его руки исчезла. Тьма при этом на свободу не вырвалась. Возможно, это объясняется тем, что тогда ещё был жив Каин.
  • По-видимому, метка источает некую тёмную энергию. Такой вывод можно сделать из слов Кроули, когда тот, подъехав к дому Каина, сказал Дину, что чувствует что-то тёмное.
  • Даже после передачи метки её бывший владелец продолжает испытывать влияние Тьмы, как Каин, передавший Метку Дину, так как Каин вновь стал испытывать тягу к убийствам, причем тягу гораздо большую, чем обычные демоны, вроде Кроули или даже Азазеля.

Каинова печать цивилизации: кем на самом деле был Каин и какова его роль в истории человечества?

Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?

Преступление и наказание

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – “первый”. Каин – первый ребенок Адама и Евы. То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.

Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться , он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.

Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом.

Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин…

Культура, разрушающая гармонию

Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.

Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца.

Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.

А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.

Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности.

Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.

Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.

Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.

Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф.

В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.

Каин: печать милосердия

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет — «первый». Каин — первый ребенок Адама и Евы. То есть первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а родившийся от папы и мамы. Кроме того, он первый строитель — создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления — зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин — часть урожая, а Авель — лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему Бог не принял жертву Каина? Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу то, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Но ведь очевидно, что Богу вообще не нужны никакие приношения от людей. Все, что человек может принести Ему в дар, Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты и зефирины, а может, отведя глаза в сторону, сунуть им пару слипшихся карамелек. И если он пожалел самое вкусное лакомство, приберегая его для себя, родителям есть от чего расстроиться. Но причиной этого огорчения будет тревога и горечь за свое чадо, которое растет жадиной.

Можно ли считать человека лишь игрушкой в руках Бога? Есть ли у Бога «любимчики» и «гадкие утята»? Чем человек отличается от куклы, а Бог от Карабаса Барабаса? У каждого из нас, как и у одного из читателей «Фомы», иногда возникают такие вопросы. Ответить на них попытался психолог и постоянный автор нашего журнала Александр Ткаченко.

Каин. Ловис Коринт. 1917

Так и с жертвой Богу — она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: «Смотри, Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Без Твоего благословения эти плоды никогда не стали бы такими прекрасными, возьми их часть Себе!» Так человек своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А что же сделал Каин? К сожалению, он поступил так же, как жадный ребенок на новогоднем утреннике, и принес свою жертву по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». Святитель Иоанн Златоуст писал об этом так: «Каин, сказано, принес от плодов земли жертву Господу. Потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных он принес самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, то есть — из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».

И, наверное, не так уж важно, что же именно принес Каин в жертву Богу. В любом случае ясно, что это была не лучшая часть его урожая, а значит, и о любви к Богу тут говорить не приходится.

Но, отвергнув его жертву, Бог вовсе не отверг его самого. Непринятие даров Каина было, если можно так выразиться, воспитательной мерой, призванной пробудить в нем сомнение в собственной правоте: ведь если Бог не принял твоей жертвы, значит, ты что-то делаешь не так. Бог не принял плоды Каина, давая ему повод задуматься над причинами этого отказа, желая помочь ему разобраться в себе и вернуть в душу утраченную любовь. Однако в отношениях человека и Бога далеко не все определяется действиями и намерениями Бога. Человек волен отвергнуть предложенную ему помощь, восприняв ее как оскорбление, и остаться наедине со своей обидой. Именно такой выбор, к несчастью, сделал Каин.

Бог не оставил его Своей любовью и после того, как он решил убить своего брата. Увидев, как один лишь замысел братоубийства уже изменил саму внешность Каина, Бог обращается к нему с такими словами: …почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ( Быт 4:6–7). Грех у дверей — образ мыслей Каина, которые всеведущий Бог провидел так же ясно, как мы слышим произнесенные слова. Мысль — дверь, ведущая к поступку. Мысль об убийстве — путь к убийству. Бог дал Каину понять, что замысел убить брата Ему известен. Однако при этом Бог не угрожает наказанием, а объясняет ему, словно маленькому ребенку, как должен вести себя человек, когда его одолевают нехорошие мысли: грех влечет тебя, но ты господствуй над ним. Но Каин снова отвергает этот совет и предупреждение. Мало того, даже убив своего брата, Каин все равно не захотел услышать призыв Бога, теперь уже — к покаянию в сделанном. Где Авель, брат твой?Это ведь очень страшные слова. Бог спрашивает его так вовсе не потому, что не знает, где Авель. «Что же ты натворил, Каин? Подумай, где теперь из-за тебя твой брат, опомнись!» — вот что звучало в этом, таком простом с виду, вопросе. Но Каин уже окончательно окаменел душой: Не знаю, разве я сторож брату своему? Так действует на человека совершенный грех: сердце становится невосприимчивым к голосу совести, разум мутнеет, и вот — уже самому Богу он готов врать.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть каиновой печатью. В чем она заключалась, сказать трудно. В Библии сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог (отсюда, кстати, и пошла поговорка: «Бог шельму метит»).

Под каиновой печатью обычно понимают некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Однако Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что, несмотря на совершенное им преступление, он находится под защитой Господа.

Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. И пресловутая каинова печать — знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца на Земле — Каин.