Как часто причащаться

Содержание

Что можно в пост?

На самые распространенные вопросы о посте отвечают протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, и протоиерей Алексей Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино.

Что можно и нельзя есть в пост?

Можно ли исповедоваться и причащаться в пост?

Можно ли целоваться и вступать в супружескую близость в пост?

Можно ли читать в пост светскую литературу?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Что можно и нельзя есть в пост?

В вопросе о том, что можно и нельзя есть в пост, две составляющие. Первая — сугубо гастрономическая, вторая — смысловая.
Что касается ограничений в еде во время Великого поста, на этот счет существуют определенные правила. Они прописаны в Типиконе (Уставе), их цель — воздержание плоти. Из рациона исключаются мясные и молочные продукты, а также яйца и рыба. В определенные дни поста запрещено даже приправлять еду растительным маслом.
Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.
Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что Великим постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.
Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Что можно пить в пост?

Типикон, богослужебный Устав, который регулирует также церковные посты, в определенные дни разрешает даже пить немного вина. Но тут, как и в еде, надо понимать свою меру. Одному «две красовули», то есть две определных емкости вина, о которых говорит Типикон, не принесут вреда. Другому стоит отказаться от алкоголя полностью. Мы все так или иначе знаем свои слабости, и должны сами или с помощью духовника решить, как с ними бороться в пост.

Что касается чая и кофе, вопрос неоднозначный. Мне нравится, что все больше и больше людей сегодня ведут здоровый образ жизни и, в частности, следят за тем, чтобы на стол к ним попадали как можно более натуральные и полезные продукты. Во время Великого поста мы специально немного ослабляем свой организм воздержанием, чтобы сосредоточиться на своей душе, на молитве и покаянии. Стоит ли в этот непростой период травить себя химическим растворимым кофе или давать излишнюю нагрузку сердцу употреблением кофеина (которого в чае, кстати, еще больше, чем в кофе)?

Если вы любите кофе и пьете его каждый день, попробуйте поставить эксперимент. Откажитесь от этого напитка полностью — дня на два. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. Любая зависимость — это грех, с которым нужно бороться.

Можно ли ходить в кафе в пост?

Пост — это время, когда мы отказываемся от того, что нам особо приятно. К примеру, любит человек черный хлеб с подсолнечным маслом, посыпанный солью. Любит настолько, что порой среди ночи бежит на кухню, чтобы себя усладить. Так вот, если ты от чего-то зависим настолько, попробуй отказаться от этого.
Можно не поститься ведерком картошки и поститься маленьким кусочком рыбы. Все зависит от того, что творится у нас внутри.
Что касается кафе, не вижу ничего дурного, если вы будете периодически есть там во время Великого поста. Многие заведения предлагают постное меню, и это очень хорошо. Кроме того, современный ритм жизни таков, что у некоторых горожан просто нет выхода. Либо ты ешь в кафе, либо весь день остаешься голодным.
Другое дело — «постные изыски». Если вы идете в кафе, чтобы вдоволь наесться постными блюдами, подчас еще более причудливыми, чем непостная еда, стоит задуматься, а пост ли это?

Можно ли расписываться и венчаться в пост?

Венчаться в пост нельзя. Значит, расписываться в ЗАГСе тоже не стоит. Это благочестивая традиция.
Конечно, в этом церковном правиле бывают исключения. Например, я знаю случай, когда молодой человек отправлялся на войну в Чечню, и правящий архиерей благословил пару на венчание в пост.
Почему в пост нельзя венчаться? Потому что венчание предполагает супружескую близость, а в период поста и некоторые другие дни церковного года на нее наложен запрет.
Если по каким-то жизненным обстоятельствам вам необходимо оформить брак в ЗАГСе во время Великого поста, сохраните себя в чистоте до венчания. А венчаться можно будет сразу после поста.

По традиции, приступать к близости с супругом можно лишь в те дни, когда разрешается венчание. В дни поста венчаться не принято.
Но надо помнить, что Церковь, — это не свод запретов и нормативов. Это живой организм, наша родительница. Как мать, Церковь может сетовать на несоблюдение своих советов, но она относится к каждому своему ребенку с пониманием и любовью. Если физиология одного или обоих супругов не позволяет полное воздержание от близости в долгие 40 дней поста, то Церковь идет на уступки.
Если же ваш супруг неверующий, вам тем более будет трудно объяснить ему, почему пост — время воздержания. Ссоры по этому вопросу могут не только расшатать брак, но и подтолкнуть мужа или жену к серьезному греху — измене, блуду. Если этот грех свершится, виноваты будут оба.
Вообще в этом вопросе все должно быть, как говорит Апостол Павел, по согласию.
Что касается поцелуев, то, если у супругов есть чувство меры, поцелуи между ними вполне дозволительны. Это проявление нежности. Тем более если речь идет о так называемом «святом лобзании», когда христиане здороваются или прощаются друг с другом.

Можно ли заниматься спортом в пост?

В приходе, где я служу настоятелем, есть профессиональные спортсмены. Это благочестивые люди, которые делают много добрых дел. Спорт — их работа, и, конечно, они не имеют возможности отказаться от нее в период Великого поста. Кроме того, у спортсменов есть определенный график питания, связанный с большой физической нагрузкой, поэтому строгие ограничения в пище им противопоказаны.
Если вы не спортсмен, а просто занимаетесь физкультурой для поддержания физической формы, продолжайте на здоровье! Главное — не делать из тела культ.

Можно ли беременеть в пост?

К каждой ситуации стоит подходить индивидуально. Советоваться с духовником, читать церковную литературу, исходить из особенностей характера каждого из супругов.
Если вы можете воздержаться от зачатия чада в пост, это хорошо. Но если зачатие произошло, ни в коем случае не надо считать ребенка «обреченным на несчастье» и тем более делать аборт. Ребенок совершенно ни при чем, у него своя жизнь, в которой он будет отвечать перед Богом за свои поступки. Потому что, как пишет Священное Писание, не бывает так, чтобы «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина».

Можно ли курить в пост?

Все зависит от того, как поставить вопрос. Пост — это время покаяния и молитвы. Можно ли курить, когда молишься? Почти все ответят: нет. Поставим вопрос иначе. Можно ли молиться, когда куришь? Конечно, да, потому что молиться можно всегда.
Курение — зависимость, а любая зависимость — это грех. Вопрос в том, что вы как верующий человек ставите во главу угла. Может быть, стоит попробовать испытать себя? К примеру, бросить курить на 40 дней Великого поста. Или курить не пачку в день, а в два раза меньше. Тогда станет понятно, вы владеете сигаретой или сигарета владеет вами.

Можно ли гадать в пост?

Если вы хотите свести счеты с жизнь, то гадание — верный способ сделать это. Потому что гадание — грех, а грех — шаг к духовной смерти.
Церковь запрещает гадать в любое время, будь то пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина.

Светская литература, особенно если речь идет о русской классике, — чаще всего глубоко христианская. Если вы сомневаетесь в этом, советую прочесть замечательный труд литературоведа Михаила Дунаева «Православие и русская литература».
Если вы хотите, чтобы Великий пост стал особым временем, то, конечно, стоит переосмыслить все стороны повседневной жизни, придать им новое измерение. Нет никакого запрета на светскую литературу, но будет полезно, если вы обратите свое внимание на духовные книги. Тем более, сейчас они легко доступны.
Если вы уже читали, к примеру, поучения аввы Дорофея, ничего страшного, если Великим постом вы их перечитаете. Еще не знакомы с «Лествицей» Иоанна Лествичника? Откройте ее для себя. Изучите в период Четыредесятницы «Слово на Святую Пасху» святителя Григория Богослова, и вы обнаружите, что это и есть Пасхальный канон.
В пост мы не отягчены едой и вообще всем своим существом устремлены к Богу, поэтому любое духовное произведение воспримем с особым вниманием.

В период Великого поста в храмах особенно много исповедников и причастников. Конечно, хотелось бы видеть столько же людей в другие дни церковного года, но в любом случае отрадно, что люди понимают значение Четыредесятницы. Ведь Великий пост — особое время для покаяния, молитвы и соединения с Господом через Таинство Причащения.
Как часто нужно причащаться в пост? Мнения по этому вопросы разнятся. Некоторые считают, что за 40 дней Великого поста достаточно два раза подойти к Чаше, другие говорят, что следует причащаться один раз в день. Каждый из нас должен решить этот вопрос для себя. Чтобы это было по потребностям и по силам. Потому что Таинство Причащение, когда мы принимаем Христа в свою душу как дражайшего гостя, требует не просто желания, но и усилий. Это молитва, покаяние, исправление себя.
Если у вас есть сомнения в вопросе, как часто вам следует причащаться, спросите совета у священника, который вас знает и которому вы доверяете.

Отвечает протоиерей Алексей Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино:

Можно ли крестить в Великий пост?

По уставу церкви крестить в Великий пост не возбраняется. Тем более что в древней церкви желающие принять крещение в течение поста проходили особую подготовку, в том числе оглашение, а в конце поста, накануне праздника Пасхи, в Великую субботу крестились.

Можно ли крестить ребенка в Великий пост?

Соответственно, как и со взрослыми – детей в Великий пост крестить можно.

Можно ли расписываться в Великий пост?

Тем, кто считает себя членами церкви христианской, особенно православной, желательно выбрать другое время для совершения росписи. Но в то же время сама роспись – чисто технический момент, если после нее не последует никакого торжества и начала совместной жизни. По благословению духовного отца или приходского священника можно расписаться в ЗАГСе и Великим постом. А вот празднование свадьбы, то есть венчания следует совершить после Пасхи, начиная с Красной горки (первое воскресение после Пасхи или Антипасха).

Можно ли жениться/выходить замуж/играть свадьбу в Великий пост?

В Великий пост нельзя венчаться. Расписаться в ЗАГСе по благословению духовника можно, если сама свадьба планируется в день венчания. Это будет нарушением церковной традиции и церковных канонов.

Можно ли есть рыбу в Великий пост?

По церковному уставу рыбу в Великий пост есть нельзя. Но важно помнить, что устав формировался в первую очередь для монахов. Все-таки миряне живут другой жизнью, часто более сложной в бытовом плане. Люди очень устают на работе, много времени тратят на дорогу, жители больших городов дышат плохим воздухом. Поэтому в миру в приходах людям немощным благословляется кушать рыбу. Но в таком случает, как говорил апостол Павел: «кто не ест, ядущаго да не осуждает» (Рим. 14:3). Кто не ест рыбу по собственной воле, пусть не осуждает тех, кто ест.

Можно ли есть морепродукты в Великий пост?

Морепродукты в Великий пост кушать можно. Но чисто практический совет: не увлекаться.

Можно ли есть креветки и кальмары в Великий пост?

Креветки и кальмары в пост есть разрешается. Они относятся к морепродуктам.

Можно ли есть мед в Великий пост?

В Великий пост есть мед можно. Он освещается на Медовый спас в августе и вкушается целый год без всяких запретов. Тем более весной, во времена авитаминоза и простудных заболеваний, мед даже рекомендуется, чтобы праздник Пасхи Христовой встретить в силе и радости.

Можно ли заниматься сексом в Великий пост?

Стоит вспомнить слова апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Вопрос очень тонкий, он всегда вызывает много толков. Желательно поговорить со своим приходским священником, со своим духовником.

Каждый христианин должен быть в идеале как монах. И в семейной жизни необходимы периоды воздержания. А время поста для этого – самое благоприятное, подходящее. Но воздержание одного не должно стать искушением для другого.

Можно ли курить в Великий пост?

Курить вообще нельзя никогда. Курение – это разрушение здоровья себя и окружающих. Курение – это зависимость. Нехорошо, когда христиане курят, к тому же вредя тем, кто не курит.

Можно ли зачинать ребенка в Великий пост?

В церкви нет собственно запрета зачинать ребенка в пост, есть традиция воздержания от супружеской близости в пост. Но если зачатие произошло, не нужно делать из этого катастрофу. Нужно вынашивать ребенка, просить у Господа помощи, регулярно причащаться Христовых Тайн.

Можно ли читать акафисты в Великий пост?

Читать дома акафисты мирянам Великим постом можно, ничто тому не препятствует. Так, например, ежедневно в Великий пост акафисты читаются на Красной площади в Иверской часовне, а также в Троице-Сергиевой лавре. В храмах же чтение акафистов прекращается, так как афкафситы – это особенно радостное молитвословие, а Великим постом весь богослужебный строй меняется на более строгий, покаянный.

ФОМА

Мы постепенно начинаем готовиться к великому празднику Рождества Христова. У людей, которые только начинают свою жизнь в Церкви, как правило, возникает много вопросов о правилах и традициях Рождественского поста. Мы постарались собрать самые типичные вопросы и задали их протоиерею Алексею Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Косино.

Рождественский пост нужен нам для того, чтобы приготовить свою душу к встрече великого праздника – Рождества Христова. В православной церкви два события отмечаются особенным образом: это Воскресение Христово и Рождество Христово.

Рождество Христово люди ждали много веков, чтобы с рождением Господа избавиться от власти дьявола над собой. Радость этого рождения Спасителя в мире мы продолжаем праздновать до сих пор. Поэтому христиане приготавливают себя к этому событию заранее, постом.

До Рождественского поста христиане не постятся более трех месяцев (после Успенского поста). Мы расслабляемся духовно и телесно, а перед Рождеством наступает время внутренне собраться. Когда пост исчезает из нашей жизни, мы даем слабину и в духовном, и в телесном плане.

Рождественский пост нужен, чтобы достойно, по-христиански встретить великой праздник Рождества. Принести Богу благодарность за то, что Он не погнушался нашего человеческого естества и стал, как и мы, совершенным Человеком, принимая на Себя все тяготы нашего земного бытия, болезни плоти и духа.

Как соблюдать Рождественский пост?

Рождественский пост не такой строгий и сложный, его называют рыбным. Мирская традиция соблюдения поста легче, чем монастырская. Миряне в этот пост могут есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

А монахи по церковному уставу едят рыбу только по субботам и воскресеньям; по вторникам и четвергам – только если на эти дни выпадают праздники. Например, День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), Празднование иконы Божьей Матери «Знамение» (10 декабря) или престольный праздник. После первого января рыба монахами уже не вкушается.

Как держать Рождественский пост мирянам?

Нужно сказать, что в традиции Русской Православной Церкви мирянам следует подражать монахам в их воздержании. Кто имеет силы, тот может поститься по церковному уставу. Кто такой возможности не имеет, пускай не отчаивается, не унывает, а в этот пост лучше упражняется в смирении, в любви к окружающим, в чтении духовной литературы, в чтении Евангелия.

Что нельзя делать в Рождественский пост?

В первую очередь в Рождественский пост нельзя грешить повседневными грехами. Если в пост мы не будем есть скоромного, но будем продолжать оставаться лукавыми, злыми, раздражительными, будем ссориться с ближними, осуждать других, болтать попусту – это будет нарушением поста. Пост – это возможность воздержаться не только от пищи, но и от таких моральных ежедневных грехов, которые мы привыкли не замечать в повседневности.

Можно ли играть свадьбу (жениться/выходить замуж) в Рождественский пост?

Православным христианам играть свадьбу в Рождественский пост, конечно, нельзя. Венчание в это время не совершается. Для тех, кто решит заключить брак в ЗАГСе, Рождественский пост также не самый подходящий момент. Важно помнить, что всему свое время: время радости и время воздержания. Если человек считает себя православным христианином, то он должен прислушаться к голосу Церкви.

Можно ли заниматься сексом в Рождественский пост?

Это очень тонкий, личный вопрос. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам отвечает так: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 4:7). Если муж и жена постятся в телесном воздержании, то по обоюдному согласию.

Если у православных христиан есть духовный отец, то этот вопрос нужно решать с ним. Подобный вопрос гораздо более личный, чем, например, воздержание от мяса. Может быть, у жены-христианки неверующий муж, ему совершенно непонятно подобное воздержание, это может привести к ссоре в семье. Поэтому данную проблему лучше решать со своим духовником.

Что можно есть в Рождественский пост?

В Рождественский пост можно есть рыбу, морепродукты, овощи, фрукты, хлеб. Нельзя есть мясо, птицу, молочные продукты и яйца.

Можно ли есть рыбу в Рождественский пост?

В мирской традиции, в снисхождении к нашим немощам, рыбу есть можно во все дни, кроме среды и пятницы. Для мирян это скорее не правило, а послабление. Современный человек тратит по несколько часов в день на дорогу, устает на работе, находится дома в постоянных бытовых заботах, поэтому нам, как жителям мегаполисов, даются такие снисходительные послабления.

Можно ли пить вино в Рождественский пост?

Вино разрешается пить Рождественским постом по воскресеньям и большим праздникам, которые выпадают на время поста. Скажем, Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), День святителя Николая Чудотворца (19 декабря), день апостола Андрея Первозванного (13 декабря), День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), престольные праздники.

Как сказал царь Давид в Псалтыри: «…И вино веселит сердце человека, и хлеб его укрепит» (Пс. 103:15). Вино разрешается пить и в праздники, и в дни поста, но в меру.

Отдельно стоит сказать о ночи с 31 декабря на 1 января. В 2017 году 1 января-это воскресенье. Если вы собираетесь в этот день причащаться, то нужно соблюдать полное воздержание от пищи и напитков с полуночи (это ограничение не касается совсем маленьких детей и приема лекарств). Во всех остальных случаях празднование Нового года также должно быть скромным, поскольку у православных продолжается Рождественский пост.

Можно ли крестить в Рождественский пост?

Крещение может совершаться в любой день Рождественского поста. Не существует никаких препятствий к тому, чтобы крестить ребенка или взрослого во время Рождественского поста. Другое дело, что к таинству нужно готовиться: позвонить в храм, договориться о времени крещения, поговорить со священником. Сейчас существует правило обязательной катехизации для взрослых и подростков, собирающихся креститься, и крестных отцов или матерей при крещении маленьких детей.

Обязательно спросите о том, как проходит подготовка к крещению, в том храме, где вы собираетесь креститься сами или крестить ребенка. Узнать это можно на сайте прихода, по телефону или за свечным ящиком.

Можно ли причащаться в Рождественский пост?

Можно и, более того, Рождественским постом желательно причащаться чаще, чем обычно. Так как пост – это время, которое способствует подготовке к причащению. Мы находимся в воздержании, молитве. Поэтому, соблюдая правила поста, мы можем со страхом Божьим приступать ко причастию.

Как готовиться к причащению в Рождественский пост?

Пост, если он соблюдается, уже сам по себе является подготовкой ко причастию. Нужно читать последование ко святому причащению, читать покаянный канон Спасителю, молебный канон Пресвятой Богородице и канон ангелу-хранителю.

Какие молитвы читают в Рождественский пост?

Так как не все мы успеваем вне поста читать ежедневные утренние и вечерние правила, лучше всего будет Рождественским постом начать с них и постараться вычитывать их регулярно. Это будет для нас лучшее молитвенное делание, которое желательно после Рождественского поста оставить в нашей обычной жизни.

Кроме этого, в христианской традиции в пост следует чаще читать Евангелие: или подряд, или то, которое читается в этот день в храме (это можно посмотреть в церковном календаре, где указано чтение на каждый день). А тем, кто исполняет и ежедневные правила, и регулярно читает Евангелие, стоит читать Псалтырь.

Можно ли читать акафисты в Рождественский пост?

Дома можно читать любые православные молитвы для мирян (без священнических возгласов). Есть известное выражение «Келия не имеет устава». Другое дело, что акафист — это торжественная, радостная, благодарственная молитва, которая, возможно, не очень уместна, например, в Великую Пятницу — день распятия Христа. Но во время Рождественского поста можно читать акафист, тем более, что в декабре празднуются дни памяти таких известных святых как апостол Андрей Первозванный, Спиридон Тримифунтский или святитель Николай архиепископ Мир Ликийских.

Чем можно поминать в Рождественский пост?

Поминать усопших в любое время года нужно молитвой: подачей записок на проскомидию (часть литургии), панихидами, домашней молитвой за умерших родственников и друзей.

Если же речь идет о поминальной трапезе, то она должна быть постной. Меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.

Можно ли зачать ребенка в Рождественский пост?

Существует традиция отказываться на время постов от супружеской близости, поэтому зачинать ребенка в Рождественский пост не стоит. С другой стороны, апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7:5), так что вопрос о возможности супружеских отношений в Рождественский пост нужно обсудить с супругом. Если же зачатие ребенка все же произошло, не обращайте внимания на суеверные представления с этим связанные – дата зачатия никак не сказывается на ребенке.

Можно ли есть зефир в Рождественский пост?

В Рождественский пост по монастырскому уставу запрещены молоко и яйца. Если эти продукты входят в состав зефира (о чем можно прочитать на упаковке товара), то есть его нельзя. Напомним, что меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно предварительно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.

Можно ли свататься в Рождественский пост?

Не совсем понятно, что имеется в виду под словом «свататься». Если речь идет о предложении руки и сердца или знакомстве с родителями избранника или избранницы, то это не запрещено. Если же речь идет о венчании, то в Православной Церкви во время многодневных постов это таинство не совершается.

Постом можно «расписаться в ЗАГСе», а венчание отложить на потом, но лучше попросить на это благословение у духовника, посоветоваться с ним, как лучше поступить.

Можно ли шить в Рождественский пост? Можно ли вышивать бисером в Рождественский пост?

Безусловно можно. Шитье – это спокойное и умиротворяющие занятие, вполне соответствующие постному настроению. Лучше вышивать и шить, чем тратить время на телевизор или нерабочее время в интернете. Кстати, по церковному преданию сама Пресвятая Богородица занималась шитьем – она шила завесу для храма Соломона. На иконах Благовещения Богоматерь часто изображают с принадлежностями для шитья.

Главное, чтобы занятие вышиванием не подменяло собой молитву в храме. В остальном каких-то запретов на занятие вышивкой в любое время нет.

К любому занятию нужно подходить с внутренним духовным рассуждением.

Где можно собороваться в Рождественский пост?

Соборование в Рождественский пост – явление более редкое, чем соборование в пост Великий. Тем не менее во многих православных храмах существует традиция соборования во время многодневных постов. Узнать, как пособороваться в храме, который вы выбрали, можно на сайте прихода, по телефону или за свечным ящиком. Вам расскажут, когда можно пособороваться и как лучше подготовиться к таинству. Жителям спальных районов Москвы лучше выбрать храм в центре города, где людей может быть значительно меньше, чем на окраинах.

Соборование — это таинство, в котором мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. К ним не относятся грехи, которые человек сознательно утаил на исповеди.

Можно ли есть сухари в Рождественский пост?

Есть сухари в Рождественский пост, конечно, можно – это один из самых постных видов пищи, если только они не с молочной начинкой.

Напомним, что меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно предварительно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.

И, главное, нужно помнить, что суть Рождественского поста состоит не только в ограничениях в еде, хотя они тоже важны. Начиная с поста гастрономического, христианин совершенствуется в духовном делании – учится быть ответственным за свою жизнь через сознательное самоограничение. Пост в еде – не самоцель, а лишь средство к возрастанию во Христе, еще один шаг к Господу и исполнению Его заповедей.

протоиерей Алексей Митюшин

Звучит возглас священника при выносе Чаши на Причастие Святых Христовых Тайн, происходит кульминация Божественной литургии. Как часто причащаться? Как готовиться? А что с супружеским постом? Что читать? На часто задаваемые вопросы отвечает и делится своими размышлениями клирик Духосошественского храма города Казани иерей Александр Киреев.

Как часто нужно причащаться? Считаю, что прекрасный ответ дал священник Димитрий Смирнов: не чаще одного раза в день и не реже одного раза в год. В этот диапазон все помещается. А святые отцы отвечают так: «Часто? Нет. Редко? Нет». Представляете? А в остальном — свобода! Нет у нас никаких указаний, когда, сколько. Конечно, можно и привыкнуть к причастию, огрубеть, особенно если внимание обращать не на себя, а на окружающих. Человек начинает возноситься, гордиться, а надо внимать себе, стараться жить чисто, каяться в грехах, следовать заповедям. Именно жизнь в таком ключе и помогает человеку понять, как часто нужно причащаться.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский причащался каждый раз, когда у него была возможность, но куда нам до святого. У меня, к примеру, бывало всякое: когда был мирянином, то старался причащаться раз в три недели — как-то услышал, что батюшка именно такие цифры называл. Это продолжалось 12 лет. Когда был диаконом, то полтора-два года причащался каждый день. Сейчас служим по чередам — одну неделю служу, другую помогаю, и уже по-другому все сложилось.

Иногда встречаются прихожане, которые очень страждут и телесно, и духовно — и скорби у них, и болезни. Спрашиваю: «А что не причащаетесь?» «Ой, батюшка, я не готова», или «я не могу прочитать правило ко Причастию», или «некогда посетить храм». Всякие ответы бывают. Знаком с людьми, кто из ложной скромности считает себя недостойным. А кто достоин? Если человек по-настоящему захочет, то причастится.

Что мы получаем через причастие? Благодать. Святые отцы учат, что это Божественная энергия. А как это понять, дело каждого. Например, актер Петр Мамонов, главный герой фильма «Остров», говорит, что эта благодать помогает перенести в жизни все, ты словно в броне и все перенесешь — и болезни, и поношения.

Причастие в воскресенье и по праздникам — это не «часто»

В воскресенье причащаться должны все. Почему? Воскресение — это малая Пасха, а на Пасху все причащаются. Получается, что христиане у нас приходят и просто стоят в воскресенье, молятся, считают себя недостойными причастия.

А для кого Литургия служится? Чаша для кого выносится? «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), — говорит Господь, а мы не приходим. Ногами пришли, а сердцем не дошли. Если ты не причастен распятому и воскресшему Христу, то ты посторонний наблюдатель.

Конечно, у женщин бывают свои обстоятельства, когда причащаться не рекомендуется. Также сразу форсировать события в ревности причастия не следует. Но каждому можно прислушаться к себе, начать с простого и перейти к сложному, доверять себе. Труждающиеся и обремененные — это мы, неспокойные, в грехах. А вне Христа нельзя успокоиться — ни психотерапевт, ни водка, ни наркотики не помогут. Со Христом же, скажу по опыту своему и прихожан, выносятся такие скорби, которые даже сложно представить. Бывает, что машины сбивают людей, переломы, или дома мира нет, нестроения всякие. А человек ходит, причащается и выкарабкивается. Нельзя не прибегать к Божьей помощи, иначе веру потеряем, себя потеряем.

Что такое благодать?

Мне очень нравится следующий пример. Во дворе храма есть турник, и отец сыну предложил подпрыгнуть и повиснуть на нем. Тот, естественно, не мог достать по малолетству. Тогда папа взял ребенка под мышки, тот подпрыгнул и достал. С помощью благодати Божией человек допрыгивает до своего турника. Без благодати он может ходить в храм годами, но топтаться на месте, не расти, не преодолевать страсти, не перевоспитывать себя. Синергия — соучастие человека и Бога, когда мы вместе работаем над душой и жизнью. Бог человека сделал свободным, и Он не будет ничего в нас менять без нашего участия.

Поэтому надо причащаться, чтобы Тело и Кровь Христа были в нас. Мы соединяемся и на физическом, и на духовном уровне. «Не бойся, только веруй» (Мк. 5:36) — вот к чему нас Господь призывает. Конечно, нельзя просто так ходить на причастие, не пытаясь работать над собой. Свою жизнь, повторяю, нужно строить в соответствии с заповедями, тогда постепенно все станет на свои места. Человек постепенно карабкается на свою Голгофу, а там крест, и на нем нужно висеть.

Причащал незадолго до этой беседы одну бабушку, которая несла свой крест — лежала больная, уже как месяц только пила, так как организм не принимал пищу. Тазы, памперсы… Говорить не может, кивает на вопрос, грешная ли, кается ли. Исповедал, а потом волнуюсь, как же она принимать частицу будет, ведь организм уже все отвергает, кроме воды.

Взмолились ее родственница, сиделка и я, и маленькой крошечкой Тела Христова получилось ее причастить. Всем вдруг стало хорошо. Через 12 часов звонит ее родственница и сообщает, что больная отошла ко Господу. Успели в последний момент. То есть, если человек ищет Бога, то Господь бежит к нему навстречу, как отец к блудному сыну из известной притчи.

Часто люди все упирают в «вычитывание» канонов. Да грех надо по-настоящему оставить, бороться с ним насмерть, покаяться. Лишь бы сердце было горячим, нельзя быть теплохладным.

Как поститься?

Мы должны всегда поститься в среду и пятницу, кроме недель, когда даже в эти дни разрешается скоромное. По еде каждый смотрит по своим силам. Но ведь важно поститься и от развлечений, от осуждения, от того дурного, к чему привык — сплетен, например. Среда и пятница — дни молитвенной подготовки. В субботу не обязательно поститься, но если кто-то желает — пожалуйста. А то, бывает, слышу: «ой, я мясо поела». И что, из-за этого без Христа останешься? Священный Синод разрешил тем, кто держит пост в среду и пятницу, а также многодневные посты, причащаться без дополнительных постов.

Приходят на исповедь с тем, что в постный день «были на дне рождения, там угощали, было неудобно отказаться». Как поступить? Смотря, что делал. Просто общался или наелся-напился? Желательно, конечно, в пост от всего уклоняться: «извините, я не могу». Если невозможно, то сиди спокойно, ешь салатик и пригубляй. Разве до дна всегда пить нужно? Вас же не насиловать позвали. Без фанатизма можно время проводить.

«Вы же не моетесь раз в полгода…»

Давайте подытожим. Среда и пятница — дни поста, разумное поведение на неделе и причастие в воскресенье. Если бы все следовали этому, то было бы замечательно — у нас бы были полные храмы, люди слушали проповеди, старались сопротивляться соблазнам. А если посещать храм раз в месяц или в полгода? Но мы же кушаем или моемся не раз в полгода. Мысли, что человек недостоин, — от лукавого. Бывают, конечно, какие-то уважительные причины и обстоятельства, когда нет возможности прийти на вечернюю службу — с ребенком надо сидеть или заболел.

О супружеском посте

Господь благословил брак, но Он благословил дни, когда нужно воздерживаться от супружеской близости — это канун среды, пятницы и воскресенья. Раз Бог сказал, надо доверять. Знаем же, что из-за стола стоит выходить немного голодным, без пресыщения. Так и в супружеских отношениях — не надо пресыщения, не надо крайностей. Всю жизнь мы боремся со славолюбием, сластолюбием и сребролюбием. Надо знать меру, и Церковь во всем призывает к мере. Чуть-чуть поголодавший — во всех смыслах — хорошо кушает, у него хороший аппетит. Поэтому нужно немного разлучиться, поскучать, и какая потом будет прекрасная встреча.

В браке не должно быть тоски, мы должны скучать друг по другу. Бывает, что супруги грызутся, пилят друг друга — так отдохните немного друг от друга, на рыбалку съездите, с подругами пообщайтесь. Господь премудро распределил, что есть ночь и день, весна и осень. Так и в личной жизни должна быть смена.

Как причащаться детям?

Если человек с детства привыкнет причащаться, то, мне кажется, для него это будет как дыхание. Конечно, нужно, чтобы постепенно ребенок начинал понимать смысл Таинства. Но гнать его из-под палки на причастие нельзя, это катастрофа. Вот между этими Сциллой и Харибдой надо проскочить. До 4 лет ребенок может кушать и пить перед Причастием, до 7 — пить воду, после 7 лет уже необходим Евхаристический пост. Можно постепенно в среду и пятницу убирать мясо и сладости. На исповедь гнать не надо, и вообще, самое лучшее — родительский пример.

Все созревает постепенно, как плод. Так и человек должен постепенно поспевать. У нас есть Священное Писание, Священное Предание, где содержатся ответы для каждого. Важно, чтобы человек боролся со своими злыми наклонностями. Нам не нужно ничего придумывать, достаточно молиться, читать Евангелие, работать над собой и причащаться. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), — сказал Господь.

Поэтому давайте будем снисходительными к слабостям других и жесткими к своим грехам.

Иларион (Алфеев), митр. О частом причащении Святых Христовых Таин

Иларион (Алфеев), митрополит

Владыка, как часто можно и нужно приступать к Таинству Евхаристии?

В своих епархиях и на приходах, которые входят в эти епархии, я всегда стараюсь подчеркивать, что основой духовной жизни христианина и основой жизни церковной общины является именно Евхаристия, Литургия, Святое Причащение. Евхаристическое благочестие — тот камень, на котором созидается всякая духовная община. Я замечаю, что там, где нет регулярного причащения, где люди подходят к Святой Чаше только по большим праздникам или по особым случаям, очень трудно или даже невозможно создать крепкую церковную общину, потому что нет той основы, на которой она могла бы строиться. Без этой основы невозможно построить и крепкую семью, которая призвана быть «малой церковью», ибо она может стать таковой только в том случае, если все члены семьи будут регулярно причащаться. Поэтому я в проповедях призываю прихожан причащаться как можно чаще и считаю, что в принципе каждый христианин имеет право причащаться на каждой литургии, которую он посещает. При условии, конечно, что он соблюдает церковные правила, что живет в соответствии с церковным календарем, что его образ жизни соответствует нравственным нормам, которые установила Церковь. Если все эти условия соблюдены, то нет никаких препятствий для того, чтобы человек причащался за каждой литургией.

Более того, я считаю, что присутствие на литургии без причащения — это экклезиологический нонсенс.

Слова Христа, которые произносит священник: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, Новаго Завета», слова диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите» — эти слова адресованы всем присутствующим в храме, а не только к одной какой-то категории людей, например, тем, кто подготовился ко Святому Причащению. Конечно, здесь нужно избегать крайностей, и важно, чтобы человек, по слову апостола Павла, с рассуждением приступал к принятию Святых Христовых Таин, чтобы причастие не превращалось в формальность, рутину, чтобы у человека от частого причащения не наступало чувство привыкания к этому величайшему Таинству. Но я повторяю, что частое и регулярное причащение должно быть основой духовной жизни всякого христианина. Мне трудно представить себе мою жизнь без причащения хотя бы раз в неделю. Я в каком-то смысле живу от одного воскресения до другого, от одного праздника до другого. Именно причащение дает силы быть христианином.

Владыка, вопрос о правиле. Согласно уставу Русской Православной Церкви, есть целый ряд молитв перед причастием, которые должен совершить человек, прежде чем он приступит к этому таинству. Если учесть тот ритм, в котором живет сейчас большинство людей, особенно молодежь, учащиеся, то вычитать все эти правила довольно сложно. В результате многие не подходят к Святой Чаше потому, что не могут должным образом подготовиться к Причастию.

Во-первых, нет никакого официального устава Русской Православной Церкви, который бы говорил, что именно должно быть вычитано перед причащением Святых Христовых Таин. В молитвенниках существует Последование ко Святому Причащению: на него и надо ориентироваться. Это Последование не является частью суточного богослужебного круга, оно нигде не упоминается в типиконе, но является набором молитв, которые были составлены в разные века и которые помогают христианину настроиться на соответствующий лад и достойно подготовиться ко Святому Причащению. Я думаю, что прочитать это Последование раз в неделю, накануне воскресного дня, когда человек готовится к принятию Святых Христовых Таин, не является чем-то требующим очень большого времени и очень больших жертв. Думаю, что и учащиеся, и учащие, и работающие, и воспитывающие детей могут найти необходимые двадцать минут, чтобы прочитать это правило. Если же этих минут не находятся, тогда правило можно сократить, ограничившись несколькими молитвами. Смысл ведь заключается не в том, чтобы вычитать определенное число молитв, а в том, чтобы соответствующим образом себя настроить и духовно подготовиться к принятию Христовых Таин. Иногда бывает полезнее прочитать одну молитву, но несколько раз — медленно, с пониманием, продумав и прочувствовав каждое ее слово, — чем вычитать целое Последование, но при этом чтобы ум оставался рассеянным и мысли блуждали на стороне.

Существует, кроме того, практика чтения канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин. И есть духовники, которые эту практику навязывают своим духовным чадам в качестве обязательной. Говорится, например, что перед причащением следует вычитать как минимум три канона, один акафист, а сверх того Последование ко Святому Причащению. Я лично не согласен с этими требованиями. Во-первых, никакой церковный устав их не предписывает: это лишь благочестивая традиция, которая ни в одном церковном уставе не прописана. А во-вторых, если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может, но ставить вычитывание этих канонов и акафистов условием для причастия, я считаю, глубоко неверно. Таким образом мы только отпугиваем людей от Святой Чаши, лишая их того, что является сердцевиной и основой христианской жизни, — причащения Святых Христовых Таин.

Владыка, есть еще одна практика: перед причастием нужно три дня поститься. Если человек причащается еженедельно, каждое воскресенье, получается, что он должен поститься со среды по субботу включительно. Для многих это является неудобным и невозможным.

Ответ на этот вопрос, так же как и на другие подобные вопросы, следует искать в церковном уставе, в типиконе. Где-либо типикон предписывает посты сверх тех, которые установлены Святой Церковью? Нет. Какой-либо другой устав, принятый Церковью и одобренный ею в качестве общеобязательного, предписывает эти посты? Не предписывает. Человеку, который причащается редко, который не соблюдает посты, который далек от Церкви, полезно перед причастием несколько дней попоститься. Но если человек соблюдает те посты, что установлены Церковью, — а это четыре многодневных поста, еженедельный пост в среду и пятницу в течение всего года, — то мне кажется, что навязывать ему еще какие-то дополнительные посты не следует. К тому же, если вы откроете православный антикатолический катехизис, который издавался в XIX веке и до сих пор используется в качестве учебного пособия в некоторых духовных семинариях, то там Католическая Церковь обличается за то, что она установила пост в субботу. Там же говорится о том, что пост в субботу противоречит церковным установлениям. Таким образом, тем людям, которые соблюдают посты и церковные правила, навязывать сверх этого еще что-либо не следует. Я бы этим людям рекомендовал, если они в среду и пятницу постятся, то в воскресенье и в праздничные дни со спокойной совестью приступать к причастию Святых Христовых Таин.

Страница сгенерирована за 0.11 секунд !

Цитата:
Что в церкви можно и нужно делать?
Входить в церковь нужно тихо, спокойно, с благоговением. На пороге положено креститься и читать специальную молитву. Но можно прочесть «Отче наш». Если не знаете эту молитву, можно просто перекреститься и сказать: «Господи, помилуй».
Одеваться в церковь следует скромно и благопристойно. Предпочтительны спокойные, темные тона, недопустимы кричащие. Платье или юбка должны быть достаточно длинным – до колен и даже ниже. Нехорошо прикладываться к иконе или кресту накрашенными губами.
Мужчины, входя в церковь, обнажают голову. Женщины, наоборот, покрывают ее платком или другим головным убором.
Войдя в храм, без суеты найдите себе место и сотворите три поклона.
Если идет служба, мужчины становятся на правой стороне, женщины – на левой.
Если службы нет, можно подойти к иконе, стоящей в центре храма, дважды перекреститься и приложиться губами к нижней части иконы. После этого нужно перекреститься в третий раз.
В алтарь можно заходить только священнослужителю и тому лицу мужского пола, которое он благословляет.
Ставить свечи о здравии родных и близких нужно перед иконами святых. Для того чтобы ставить свечи на упокоение душ умерших, в храме существует заупокойный каноник. На нем располагается малое распятие.
Креститься и преклонять голову нужно, когда осеняют:
— крестом;
— святым Евангелием;
— образом;
— святой чашей.
Только преклонять голову, не крестясь, нужно, когда:
— осеняют свечами;
— благословляют рукой;
— кадят.
Ставить свечку можно любой рукой. А вот креститься нужно только правой.
Благословение получают у священника или епископа (но не у диакона). Для этого нужно подойти к пастырю, сложить ладони крестообразно (правая сверху), а после благословения поцеловать десницу (правую руку) благословляющего.
Если что-нибудь хотите спросить, обращайтесь к священнику.
Что в церкви делать нельзя?
Громко разговаривать.
Держать руки в карманах.
Жевать жевательную резинку.
Переходить с одной стороны церкви на другую перед читающими чтецами или священниками.
Пожимать руку знакомым.
Вносить в кассу членские взносы и вести другие денежные дела (за исключением покупки свечей) во время богослужения.
Что и где расположено
Алтарь. Здесь располагаются иконы самых чтимых православных святых и апостолов. Например, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Андрея Первозванного, апостолов Петра и Павла. Обязательно присутствуют иконы святых, чье имя носит храм, а также Святая Троица.
Аналой — высокая подставка, на которую кладут иконы и церковные книги (Евангелие на вечернем богослужении). Икона на аналое меняется в зависимости от праздника. Сейчас, например, это — икона Иисуса Христа.
Где ставить свечи?
Во здравие. Свечи во здравие ставят в специальные подсвечники, которых в храме может быть несколько. Подсвечники располагаются перед иконами святых – Миколая Угодника (Николая Чудотворца), Святых Кирилла и Мефодия, Ксении Петербургской, Марии Египетской и др. практически во всех приморских храмах присутствует икона Порт-Артурской Божьей матери (списки). Ставить свечи нужно в зависимости от потребностей молящегося перед иконой нужного святого.
За упокой (справа). Заупокойный каноник в храме бывает только один. Узнать его можно по квадратной форме и малому распятию, на нем установленному. Однако свечи за упокой в Пасхальное воскресенье не ставятся.
Как правильно исповедоваться?
Припомните все грехи, которые сделали вольно или невольно. Особенно те, которые еще не исповедованы.
Исповедуйтесь в грехах откровенно, поскольку Бог уже знает их и только ждет твоего признания. Не стыдись говорить о грехах священнику. Поведайте ему о своих грехах, как рассказали бы о телесных болезнях врачу в больнице, и получите душевное исцеление.
Исповедуйся в каждом грехе отдельно и подробно.
Не жалуйся ни на кого во время исповеди. Осуждение других — тоже грех.
Нехорошо рассказывать о своих грехах хладнокровно. Тем самым вы не очищаетесь от грехов, а увеличиваете их.
Не исповедуйся, если не веришь в Христа и не надеешься на его милосердие.