Как хвалить человека

Хвастовство — признак неуверенности. Грубость — признак бессилия. Надежда на пользу от их проявления — признак глупости.

Хань Сян-цзы

Сейчас, как никогда, обострилась тенденция к болезнетворным качествам личности человека. Ведь теперь, в железный век средств массовых коммуникаций, у людей появились новые, более обширные возможности общаться друг с другом. Как и любые другие изменения, эти несут в себе как положительный, так и отрицательный характер. Если раньше человек имел довольно ограниченные возможности в общении, то теперь с появлением соответствующих технологий и интернета, которыми связаны практически все страны, люди могут общаться друг с другом из любой точки мира без особых усилий. Возникновение социальных сетей сильно обострило конкурентные отношения между людьми, что, вероятнее всего, привело к болезненно выраженному хвастовству и другим негативным чертам характера человека.

Начнём с позитивного. В меру хвастовство имеет довольно безобидный характер. Человек склонен проявлять свою индивидуальность перед другими, говоря о своих достоинствах и достижениях, ожидая от окружающих внимания и одобрения, дабы почувствовать себя важным и уникальным. В этом нет ничего злого, но если серьёзно — это нормально, когда ты ребёнок; будучи же взрослой, целостной личностью, хвастовство в лучшем случае может создать несерьёзное впечатление о том, кто восхваляет себя, а в худшем — вызовет зависть и неприязнь.

Хвастливые речи — первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами.

Марк Туллий Цицерон

Хвастовством болеет почти каждый член современного общества, но есть те, кто подвержен этому недугу больше других. При этом в обратных ситуациях, когда перед таким человеком будет восхваляться кто-то другой — кто, по его мнению, круче, чем он сам, — это вызовет в нём бурную реакцию в виде зависти, гнева и раздражения.

Очень полезно проследить эти реакции в себе и в других, таким образом, можно полностью отказаться или хотя бы уменьшить эту черту характера. Главное, быть перед собой честным.

Итак, чем же является хвастовство на самом деле?

Хвастовство — синоним чванства и бахвальства, также является проявлением гордыни и противоположностью уверенности, самодостаточности и целостности.

Хвастовство можно определить как качество личности, представляющее собой излишнее преувеличение своих достоинств, успехов и прочих качеств. Хвастливый человек специально выставляет напоказ какие-то свои качества с целью выделиться среди других, получить одобрение. Как уже говорилось ранее, характерно практически всем людям в детском возрасте. Ожегов в своём словаре определял хвастовство как «неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств».

Как одно из проявлений гордыни, хвастовство вызывает у окружающих людей зависть и другие негативные чувства. Оно вызывает такие ситуации, в которых вас будут стремиться унизить.

Любовь к хвастовству, откуда корни?

Источником хвастовства всегда была и остаётся низкая, ущербная самооценка. У хвастуна всё может быть в полном порядке и даже более чем: материальная и социальная успешность, внешняя привлекательность и всё то, что ценится на сегодняшний день в обществе; но тем не менее в глубине души он может ощущать себя настоящим неудачником. Чтобы почувствовать себя хорошо, хвастун начинает источаться о своей уникальности, гениальных планах и глобальных намерениях. Как только он ощутит реакцию восторга слушателей, цель достигнута: самооценка поднимается и человек удовлетворен. В этом случае имеет место быть сознательное поведение посредством хвастовства, обманом самого себя, самоутверждением за счёт других, повышая тем самым свою самооценку. Хвастовство в такой замысловатой форме борется с комплексом неполноценности.

Иногда хвастовство может использоваться как манипуляция. Этот вид хвастливости также очень распространён сейчас. С помощью намеренного хвастовства можно спровоцировать желаемые зависть и раздражение. Хвастун действует по принципу: продемонстрируй людям своё счастье и ты отравишь им жизнь. К примеру, хвастун запланировал отомстить своим бывшим друзьям. Для этого ему надо изрядно постараться приукрасить свою жизнь. Друзья–завистники отреагируют соответствующим образом, и жизнь для них потеряет смысл. Хвастун добился своей цели. Такая деструктивная игра не принесёт никому пользы: хвастун насладится «победой» лишь на несколько мгновений, а завистники могут долго грызть себе ногти, так и не осознав, что их просто использовали.

В итоге всё это никого не спасает, самооценка всё равно остаётся на прежнем уровне, а отношения с людьми испорчены, так как искать изъяны всегда нужно в себе и только тогда можно что-то наладить, а не провоцировать на гнев и зависть других людей, которые в свою очередь принесут самому хвастуну огромный вред.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что хвастливость — это очень низкое и деструктивное поведение, отказ от которого поможет сэкономить массу энергии, а также наладить тёплые взаимоотношения с окружающим миром.

Что же принесет жизнь без хвастовства?

Сведя черту хвастливости к минимуму или вообще избавившись от неё, перед человеком откроется множество возможностей как в личностном росте, так и в социальной среде. Ведь хвастовство — это слабая черта характера, а избавляясь от слабости, мы приобретаем силу. В данном случае это уверенность в себе, которую ни на что не купишь. Когда человек уверен в себе и в своих силах, он знает и понимает чего хочет, что делает и зачем, ему больше не нужно самоутверждаться и искать одобрения у других, он просто берёт и делает. Что, в свою очередь, открывает двери перед бесчисленными возможностями, в том числе и перед собственным предназначением — ведь только по-настоящему сильный человек будет готов пойти навстречу себе, себе истинному.

Сегодня, когда я читал одну христианскую книгу, меня зацепило место Писания из Евангелии от Луки 17:10
«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.»
А ведь это так важно иметь именно такое отношение ко всему, что бы мы ни делали!
Я верю, что очень важно избавляться от надменности, гордости и превозношения в любой сфере жизни и в любом их проявлении!
К сожалению, никто не застрахован от того, чтобы не попасть в эту ловушку. Печально, что и в христианских кругах есть слишком много надменности, гордости, превозношения и пустого хвастовства!
Смотрите, что написано в Библии:
«23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.
24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благородно Мне, говорит Господь.»
(Иеремия 9:23,24)
«17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.» (2-Коринфянам 10:17,18)
«…облекитесь смиренномудрие, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» (1-Петра 5:5)
Нам нужно смиряться в своих сердцах перед Богом, так как смирение — это единственный «канал», через который Божья благодать может действовать в жизни человека. А без Божьей благодати мы не сможем не только спастись, но также и изменяться, расти и приносить плоды в жизни, которые будут славить Бога.
Что значит смиряться?
Я верю, что смирение — это процесс, который сопровождается следующими признаками в жизни человека:

  • Всегда и за все воздавай Богу славу. Помни, что когда ты во всем и за все славишь Бога, не присваивая заслуги и славу себе, то Божьей славы хватит и на тебя. Бог обязательно почтит тех, кто прославляет Его Имя.
  • Все делай как для Господа. Христиане должны быть людьми качества во всех сферах!

«23 И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
(Колоссянам 3:23,24)

  • Всегда будь слугой. Некогда не переставай служить людям вокруг тебя!

«3 ничего по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе каждый заботься, но каждый и о других.»
(Филипийцам 2:3,4)
«43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Марк 10:43-45)

  • Искренне радуйся за людей, которые достигают успехов и результатов. Это поможет тебе избавляться от зависти и высокомерия!

«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.» (Римлянам 12:15)

  • Всегда оставайся простым и доступным независимо от высоты успеха, который Бог позволит тебе достичь. Я верю в эту истину: » Чем человек более великий, тем он проще и доступнее.»

«Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, от простоты во Христе.» (2-Коринфянам 11:3)
Может есть еще какие-то признаки, которые должны проявляться в смиренном человеке? Если вы знаете таковые, то напишите об этом в комментариях ниже.
Давайте все вместе и во всём прославлять Бога, делая имя Господа Иисуса Христа известным и популярным, распространяя Евангелие по всей земле!
«ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.» (Деяния 4:12)
Не забудьте поделиться этим постом с вашими друзьями!

заслужить похвалу (быть достойным похвалы)

  • 1 быть достойным похвалы

    General subject: merit reward

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным похвалы

  • 2 быть достойным

    merit глагол: merit (заслужить, быть достойным) deserve (заслуживать, быть достойным, стоить)

    Русско-английский синонимический словарь > быть достойным

  • 3 зарабатывать заслуживать быть достойным

    зарабатывать, заслуживать, быть достойным verdienen

    БНРС > зарабатывать заслуживать быть достойным

  • 4 быть достойным (самой) высокой похвалы

    General subject: be worthy of great praise, to be worthy of great praise

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным (самой) высокой похвалы

  • 5 быть достойным высокой похвалы

    1) General subject: (самой) be worthy of great praise, (самой) to be worthy of great praise 2) Makarov: be worthy of great praise

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным высокой похвалы

  • 6 быть достойным самой высокой похвалы

    Makarov: be worthy of great praise

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным самой высокой похвалы

  • 7 быть достойным

    to deserve, to merit;
    to be worthy (of)

    Большой англо-русский и русско-английский словарь > быть достойным

  • 8 быть достойным

    1) General subject: deserve, deserve (чего-л.), live up to (чего-либо), measure up to (кого-л.), merit 2) Makarov: live up, measure up to ( smb.) (кого-л.)

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным

  • 9 быть достойным большего доверия, чем

    Mathematics: hold more credibility than

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным большего доверия, чем

  • 10 быть достойным внимания

    1) Mathematics: be noteworthy, be worth mentioning, be worthy of notice 2) Makarov: deserve attention

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным внимания

  • 11 быть достойным всяких похвал

    Colloquial: deserve kudos

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным всяких похвал

  • 12 быть достойным кисти художника

    1) General subject: to be worthy of an artist’s brush 2) Makarov: be worthy of an artist’s brush

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным кисти художника

  • 13 быть достойным преемником

    General subject: fill shoes (e.g. young people filling their parents’ shoes)

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным преемником

  • 14 быть достойным противником

    General subject: be a match for, (оказаться)(более сильным или искусным) to be (to prove oneself) a (more than а) match for (smb.) (кого-л.), to be a match for (smb.) (кого-л.)

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным противником

  • 15 быть достойным упоминания

    Mathematics: be noteworthy, be worth mentioning, be worthy of notice

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным упоминания

  • 16 быть достойным чего-л.

    General subject: be worthy ( of)

    Универсальный русско-английский словарь > быть достойным чего-л.

  • 17 заслужить похвалу

    1) General subject: merit reward, win praise 2) American: take a bow 3) Diplomatic term: deserve commendation

    Универсальный русско-английский словарь > заслужить похвалу

  • 18 заслужить право быть членом

    General subject: win one’s letter (спортивной организации и носить её инициалы)

    Универсальный русско-английский словарь > заслужить право быть членом

  • 19 заслужить право быть членом спортивной команды

    University: letter

    Универсальный русско-английский словарь > заслужить право быть членом спортивной команды

  • 20 заслужить право быть членом спортивной организации

    General subject: win letter

    Универсальный русско-английский словарь > заслужить право быть членом спортивной организации

См. также в других словарях:

  • Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

  • Франсуа де Ларошфуко — (1613 1680 гг.) писатель моралист Безрассудство сопутствует нам всю жизнь; если кто нибудь и кажется нам мудрым, то это значит лишь, что его безрассудства соответствуют его возрасту и положению. Бесхарактерность еще дальше от добродетели, чем… … Сводная энциклопедия афоризмов

  • Александр II (часть 1, I-VI) — — Император Всероссийский, старший сын Великого Князя — впоследствии Императора — Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны; родился в Москве 17 го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 … Большая биографическая энциклопедия

>Как поощрить сотрудников без денег?

Как поощрить сотрудников без денег?

Если вы спросите у сотрудников, что их мотивирует больше всего, наверняка, большинство из них ответит – “деньги”. Это понятно, по себе знаем. Но все не так просто, и современному человеку уже недостаточно только одних денег в качестве оценки его талантов и способностей. Руководители, в свою очередь также испытывают дискомфорт в этой ситуации: вроде бы и зарплату, как положено исправно выплачивают, а с другой стороны, хочется сделать так, чтобы без денег, а у человека крылья вдруг за спиной выросли. Как поощрить сотрудников без денег, и есть ли способы, что бы сразу, и на все случаи жизни?

Хотя, все случаи мы рассматривать в этой статье не будем, а возьмем нашу жизнь на работе от 1-го до 30-го числа каждого месяца. А теперь представьте, что из месяца в месяц, год за годом, мы ходим на работу только потому, что это необходимо. Даже те люди, которые умеют себя мотивировать самостоятельно, испытывают различные периоды спада и подъема в своей профессиональной деятельности. Что говорить о тех, для кого признание его заслуг и результатов, или поддержка в нужный момент, является физиологической потребностью? Ну не может кто-то заряжаться самостоятельно, обязательно нужна батарея внешняя))

Нематериальная мотивация

В качестве такой подзарядки выступает нематериальная мотивация, именно она и предполагает поощрение, награждение и стимулирование сотрудников в не денежной форме награждения. По сути, такая мотивация выполняет двойную задачу: она привлекательна для очень многих людей и стимулирует их к повышению качества и производительности труда, и обеспечивает очень важную вещь, – признание, которое приобретает все большее значение.

Если уж совсем откровенно, то во времена Советской власти, эта форма мотивации играла чуть ли не ключевую роль. Потом, годы перестройки, и полный провал, казалось в безвозвратное прошлое ушли переходящие флаги, кубки, путевки в санаторий и т.д. Но сегодня мы стараемся брать то лучшее, что эффективно работает, и является двигателем успешной работоспособности человека. Почему бы и нет?

Я предполагаю, что многие из читателей, так или иначе, применяют различные способы взаимной мотивации для того, чтобы трудиться в коллективе было интересно. Я напишу, о каких способах знаю я, а в комментариях вы можете описать свой опыт.

Личное общение

Как-то читала книгу об основателе компании Амвей – Рич де Вос, и с восхищением узнавала о том, как он руководит сотрудниками своей компании. После того, как он заходил в здание своей компании, в офисе, на своем рабочем месте, он мог появиться примерно через час. Все это время он шел, и по дороге к своему офису приветствовал своих сотрудников, останавливался, спрашивал, как у них дела, все ли у них хорошо. Очень многих из них он знал по именам, и не только их, но и их родных. Люди вспоминают, что он не раз помогал им в трудных жизненных ситуациях, когда требовалась помощь членам их семей. Вспоминают, что одному сотруднику он помог доставить на вертолете больную жену в больницу.

Это очень хороший способ – личное общение. Попробуйте, поговорите со своими людьми, господа руководители. Или хотя бы спросите, как у них дела? Проявите участие не только руководители, но и сотрудники, которые зачастую бывают черствы к своему начальству. Знаю, что не за просто так. Но чувство комфорта в душе невозможно купить ни за какие деньги, его можно только приобрести с помощью регулярного личного общения, постепенно выстраивая прочную духовную связь друг с другом на уровне единого мышления.

Ищите только хорошее и хвалите

Очень легко увидеть ошибки, недочеты, промахи… Они так и лезут в глаза. А вот возьмите, и постарайтесь найти только хорошее. Что этот человек, у которого как-то пропала активность, да и настрой не такой, какой нужно, – сделал сегодня правильно? Трудное занятие. Отыскали? А теперь берите и хвалите. Не откладывайте похвалу, а хвалите немедленно. Простым языком, и не с глазу на глаз, а так, чтобы другие слышали. Можете даже пожать ему руку, похлопать по плечу. Объясните, как это важно для компании, и попросите его продолжать в том же духе.

Не верите, что это работает? А вы сами проверьте, а потом расскажете. А мы будем дальше узнавать, как поощрить сотрудников без денег.

Работа – это центр получения прибыли. А значит, в случае успешно выполненной работы, большая прибыль выгодна всем участникам процесса. Чтобы трудиться было интересно, нужно поддерживать огонек энтузиазма и воодушевления, и постараться сделать его неиссякаемым источником энергии. Есть хорошие способы:

Дух соревнования

Внедрите в свое предприятие или производство дух соревнования. Думаю, что даже при скромном бюджете найдутся небольшие деньги на лист ватмана и пару ярких маркеров. В зависимости от вида деятельности, которым вы занимаетесь, на этом листе можно фиксировать лучшие показатели. В моем случае это были объемы продаж и количество заключенных договоров. Кто-то может отмечать произведенные торты в штуках или килограммах, или затраченное время на выпуск одной детали. К этой карте полезно добавить щепотку воодушевляющих утренних напутствий и пожеланий хорошего трудового дня, и считайте, что дух соревнований уже внедрился в ваш трудовой коллектив. Такое панно, размещенное у всех на виду, будет “раздражающим” источником, мотивирующим на достижение лучшего результата.

Доска почета

Доска почета. На ней, конечно, должны быть размещены фотографии лучших сотрудников. Демотивирующим фактором становится, как правило, редкое и нерегулярное обновление.

Обучение

Обучение за счет компании. С одной стороны это может вылиться в финансовые затраты со стороны компании, а с другой – всегда можно поработать с партнерами по бартеру, и получить взаимную выгоду от сотрудничества. Так как многие сейчас понимают, что только с помощью тренировок можно улучшить свои навыки, то большинство сотрудников будут относиться к обучению, как к поощрению, которое еще нужно заработать.

Атрибуты – символы

Если в вашей компании много отделов, то соревнования можно устраивать между ними. Переходящий флаг, кубок, почетные таблички – будут символизировать победу лучших и стимулировать других стать лучшими в следующем месяце. Сейчас у многих компаний в социальных сетях есть свои страницы. Отмечайте лучших сотрудников, дайте возможность о них узнать и за пределами вашей компании. Публичное достижение результатов лучшего сотрудника положительно скажется на имидже вашей компании в социальных сетях. Предложите участникам сообщества участвовать в оценке результатов и выбрать лучшего сотрудника.

Доставим бесплатно!

Если у вас есть служебный автомобиль, то лучшего сотрудника можно наградить бесплатной доставкой на работу или с работы за счет компании. Неделя, полмесяца, месяц – эти варианты можете выбирать в соответствии со своими возможностями.

Работать, когда захочешь!

Гибкий график работы – что может быть лучше? Если по результатам работы сотрудник признается лучшим, наградите его возможностью работы с гибким графиком, и позвольте ему выполнять работу в удобное для него время. Вот увидите, как у его коллег загорятся глаза. По секрету скажу, что опасаться, что сотрудник перестанет работать, не нужно. План выполнять и в этом месяце нужно! А то, что он придет на час попозже, и уйдет на час пораньше, не принципиально, и не должно испортить показатели месяца. Такая награда понравится любому из нас.

Только лучшему – бесплатно

Бесплатные обеды, бесплатные путевки (туристические и санаторные), сертификаты на приобретение товаров и услуг, также могут быть способом не денежной мотивации. Бартер – вот что может обеспечить вам такую форму награждения своих сотрудников, если вы готовы по достоинству оценить их вклад в развитие компании.

Дополнительный выходной

Сотрудников можно премировать отгулом, или дополнительными днями к отпуску. Это хорошая награда, но применять ее нужно осторожно, чтобы не нанести ущерб общей результативности.

Отличные способы, вы как считаете? И согласитесь, что можно очень много вариаций придумать на эту тему. Осталось подключить инициативность, воображение и креатив, и объединить народ будет уже не таким сложным делом, как это казалось раньше.

Единственная проблема, которую я вижу и знаю, что как правило, в компаниях нет специальной должности массовика-затейника. И все заботы по созданию системы стимулирования ложатся на плечи непосредственных руководителей, которые, как правило, в одном лице выполняют обязанности еще нескольких сотрудников. И им, бедненьким, ну никак не разорваться, чтобы обеспечить регулярное стимулирование своих сотрудников.

Это только с первого взгляда кажется, что все не сложно. А на самом деле, если кто не знает, то для того, чтобы соорудить красивую таблицу своими руками, даже с помощью компьютера, нужно потратить не один час рабочего времени. То же самое касается и других видов неденежной мотивации.

Что выбрать и что предпринять?

Поэтому, выбирать и решать, конечно же вам, уважаемые руководители. Исходя из своего практического опыта, я могу сказать, что понимая важность и эффективность поощрения своих сотрудников, я тратила немного больше времени на то, чтобы обеспечить функциональность системы мотивации, чем отведено в рабочем дне, но результатом была общая сплоченность, направленные действия коллектива на достижение результата, и соревновательный дух, который поддерживал спортивный и здоровый дух соревнования довольно продолжительное время.

Пробуйте! Делайте! Тестируйте и анализируйте. Что-то у вас получится лучше, а какие-то виды поощрения вам абсолютно не подойдут. Главное, что теперь вы знаете, как поощрить сотрудников без денег, и что не хлебом единым жив человек. Дайте ему зрелищ! Вы обязательно увидите результат: ваши сотрудники будут с удовольствием не только приходить на работу, но и намного качественнее ее выполнять. Желаю вам успехов!

Невротическая личность: жажда внимания, одобрения, похвалы

20 января 2017 63163
Анатолий Токарский
Жажда внимания, признания и любого проявления одобрения всегда связана с невротическим состоянием и невротическим восприятием. Речь в статье пойдёт об условно здоровом человеке, с некоторыми невротическими расстройствами. О тех случаях, где условная граница здоровье-патология с точки зрения специалиста не пересечена.
Человек жаждущий внимания, одновременно очень сильно зависит от этого внимания, человеку кажется, что он очень в этом нуждается и одновременно такой человек очень боится этого внимания лишиться, а лишаясь – переживает бурю не самых приятных эмоций, это и злость, и раздражение, и агрессия, и тревога, и ревность – список можно продолжать долго. Настолько остро переживается ломка отсутствия признания и одобрения со стороны.
Подобное состояние я не могу назвать счастливым. Нормальное ли это состояние – вполне. Здоровое ли – тут сложнее, потому что угрозой жизни это как таковой не является, но полноценной жизнь из подобного состояния я назвать не могу, хотя так живёт абсолютное большинство людей. Это совершенно точно не патология.
Лечения это не требует, и в помощи это нуждается только в том случае, если вы от этого устали, хотите научиться жить иначе, но не знаете как. Если же вас всё или большая часть того, как вы живёте устраивает, если решимости узнать «а как можно иначе» нет, то всё в порядке, вполне возможно, эта статья не для вас.
Безусловно в той или иной степени, хотя бы отчасти, подобные состояния знакомы практически каждому человеку, по-крайней мере тех, кому это не было бы знакомо, за собственную жизнь я не встречал.
Именно поэтому невротический взгляд на жизнь до определённого момента для каждого человека является вполне естественным. Но это состояние всегда тревожное и оно полюсное: состояния эйфории, радости и лёгкости сменяются провалами в тревогу, тоску, печаль или депрессию. Степень глубины подъёмов и падений безусловно индивидуальна – у каждого она своя.
Хотеть внимания – это ненормально, точнее, возможно, это и нормально, в том смысле, что так живёт большинство, но к радости и счастью это не ведёт. Испытывать нужду во внимании для человека взрослого – тяжело. Это нормально для ребёнка, которого кормят грудью – испытывать нужду во внимании и заботе.
Быть может, это нормально лет до трёх, максимум пяти. Дальше, если ребёнок не умеет быть целостным и интересным сам себе – он обречён на поиск интереса к себе на стороне. И буквально обречён на пристрастие к эмоциональным качелям, и автоматически обречён на страдания.
Такой человек живёт в мире неутоляемой жажды внимания, заботы и одобрения. Ведёт он себя соответствующе: всегда в расчёте на ту выгоду, в которой от людей нуждается. Происходит всё это неосознанно, на автомате – такова оказалась усвоенная модель поведения. Скорее всего спросив напрямую, этот человек вам скажет, что это не про него, что в этом плане у него всё нормально.
Люди испытывающие нужду и жажду внимания, одобрения и похвалы обычно весьма порядочны, учтивы, приятны в комплиментах, умело могут нащупать вашу собственную важность и будут умело, очень тонко её подогревать, набивая себе цену, порой весьма изящны и обходительны, умеют красиво говорить, умеют доставить собеседнику удовольствие как словом, так и своими действиями, жестами, едва уловимыми касаниями, всеми возможными средствами демонстрируя своё участие. И всё бы хорошо, только где-то здесь есть небольшой подвох.
А подвох здесь в том, что всё это происходит небескорыстно, с конкретной целью, а точнее нуждой.
Такой человек нуждается в вашем одобрении, в подпитке собственной важности. И собственное поведение выстраивает соответственно – исключительно из этой нужды. Отыгрывая свою роль, такой человек буквально как в кислороде, нуждается так же и в «аплодисментах» с вашей стороны.
Что именно является «аплодисментами» для каждого отдельного человека может очень сильно варьироваться. Одному достаточно услышать спасибо, другому захочется более ярких эпитетов, третий будет с содроганием ждать от вас благодарных объятий, четвёртому достаточно вашей милой одобрительной улыбки, пятый будет надеяться на ваши добрые слова о себе в кругу знакомых.
Как именно – не важно, важна сама суть: вы должны такому человеку отплатить своим вниманием и одобрением, должны похвалить или хотя бы не проигнорировать.
Такой человек испытывает потребность во внимании выраженном любыми способами, важно чтобы этим вниманием человеку выражался квант доверия, чтобы он оказался признан и одобрен, если и ни просто так, то хотя бы за что-то. Такой человек нуждается в положительных комментариях, в похвале того чем занимается, своего внешнего вида или хоть какой-то похвале связанной с ним и его деятельностью непосредственно.

Ради подобной похвалы человек готов трудиться, стараться, соответствовать, развивать какую-то деятельность, отыгрывать роли, быть нужным и полезным.
Злиться на таких людей бесполезно, и если вы не специалист, то пытаться помогать – тоже.
Помощь для такого человека может начать происходить только в момент, когда в нём зарождается осознание того, как он живёт и что творит, а вместе с таким осознанием, возможно, возникает естественное желание так больше не жить. В это мгновение человек оказывается открыт для нового и незнакомого.
До этого пытаться помочь особенно из благих побуждений – бесполезно, а уж из жалости – тем более. До этого всё что вы можете, если вам это доступно – это сострадать не страдая. Или говоря другими словами: помогать не вмешиваясь, молчаливо. Ещё это можно было бы назвать приятием, если для вас это доступно и комфортно. Если же это не комфортно – идите туда где вам будет комфортно, ищите свой комфорт, находите его и не теряйте.
Если можете оставаться рядом, но только будучи не задетыми неврозами близкого человека – оставайтесь. Для человека находящегося в невротическом состоянии это будет очень полезным – присутствие рядом того, кто неврозом не задет. Если же вы из раза в раз оказываетесь задеты, то решение для вас единственное – начать с себя и разобраться со своим неврозом. Лучший подарок для невротика – отсутствие рядом того, кто так или иначе тоже страдает неврозом.
Чтобы быть не задетыми чьим-то неврозом, вам необходимо вылечить собственный невроз. Человек залатавший собственный невроз – глубоко подобным больше не может быть задет.
Вылечив невроз, вы не становитесь неуязвимыми, вы скорее становитесь незаинтересованными в переживании тех эмоций, которыми сопровождался ваш невроз.
Сколь бы долго вы не общались и как бы вы ни были близки – будьте уверенны, невротическая личность вам обязательно однажды выставит приличный счёт. Вы можете быть 20 лет рядом, так может получиться, что вы долгие годы могли быть рядом и так не коснулись ни одной действительно острой темы (как так вышло – это другой хороший вопрос), но как только вы споткнётесь и заденете что-то важное, лишив человека того, в чём он испытывает острую жажду, случайно лишив его своего внимания или привычного одобрения – будьте готовы получить в ответ крупный счёт.
Когда на невротика реагируют хорошо, когда не критикуют, не осуждают, не подвергают сомнениям его выбор и решения – человек ощущает себя комфортно, в безопасности.
Как только такой человек встречается с самой мало-мальской критикой или же с идеями и мнениями, которые не подпитывают его чувство собственной правильности, важности, нужности и особенности, а возможно даже слегка подшатывают ценность валюты, которой невротик расплачивается за внимание, одобрение и заботу – такой человек мгновенно оказывается в переживании отчуждённости, потерянности, ненужности, злости, обиды. Проявляться это может в зависимости от выбранной в каждом конкретном случае модели по-разному.
Кто-то будет вести себя агрессивно, может начать кричать, брызгать слюной, что-то доказывать, пытаясь перетащить одеяло такого тёплого внешнего внимания на себя. Пытаясь вас перевоспитать, переделать, настоять на своём, пытаясь добиться от вас извинений, прощения, обещания итп.
Кто-то будет хитро пытаться задеть, уязвить и спровоцировать «обидчика» – таким образом стараясь победить «противника» и доказать самому себе собственную лучшесть, важность, правость – доказать, что противник ошибался, а значит «я прав» и «со мной всё в порядке».
Такой образ поведения связан с постоянной борьбой за внимание и признание как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Такой человек обречён на бесконечное напряжение и жизнь в перманентном стрессе, как бы порой ему не казалась жизнь уютной и приятной. Борьба, надо сказать, эта всегда виртуальная – битва происходит всегда исключительно только «в голове» этого человека.
В повседневной жизни на такого человека никто не нападает, никто ни к чему не призывает и ничего не заставляет – человек сам выбирает из раза в раз вставать в позу защиты или нападения, отстаивая свою психологическую территорию, в страхе потерять свою важность и исключительность.
Для этого такой человек всегда специально (но не осознанно) выбирает быть рядом с теми, кто в состоянии подпитывать его подобное поведение и поддерживать статус-кво. И это всегда те, кто готов регулярно отыгрывать одну из нескольких ролей: роль защитников, нападающих или кормчих, питающих нашего героя важностью, вниманием и заботой.
И это всегда взаимная неосознанно заинтересованная игра, направленная на подпитку собственной обусловленности обеих сторон. И игра эта может случиться только с теми, кто в состоянии эту игру играть, кому она интересна.
Такие люди сильно привязаны к переживаниям ярких эмоций, полюс которых никто никогда контролировать не может: порой это эмоции приятные и положительные, а порой наоборот. Человек тянется как наркоман к переживанию яркого, а суть ярких эмоций такова, что полюс их контролировать невозможно.
Так же невротическое расстройство связано напрямую с неспособностью испытывать удовлетворение и радость от простых переживаний, лишённых эмоциональной составляющей – такие переживания невротику скучны и неинтересны.
Невротику интересна драма и для этого он готов лукавить, недоговаривать, ждать, лицемерить, манипулировать, подыгрывать, угождать, обижаться, терпеть, таким образом продолжая свой собственный излюбленный драм. театр.
Театр, в котором главный герой – он, главный режиссёр – он, главный зритель – он, и главный критик тоже он. Да, в таком восприятии много ярких эмоций: много удовольствия и автоматически много страдания. Вот только простой жизни и простому счастью в подобном театре места не остаётся.
Невротическое расстройство связано напрямую с неспособностью испытывать удовлетворение и радость от простых переживаний: простой жизни и простому счастью в драматическом театре невротика места не остаётся.
Кто-то вместо открытой агрессии использует другие стратегии, например, стратегии тонкой манипуляции и хитрости. Это стратегии более тихой борьбы с «соперниками», стратегии партизанской войны за внимание. Эмоций здесь кажется меньше, но в действительности они есть и в точности те же, весьма яркие, просто переживаются чуть иначе – подобно чиху «про себя».
Чих происходит и здесь и сила чиха идентичная громкому чиху во весь рот, но снаружи этого не видно, потому что звук самого чиха чихающим активно подавлялся. Поэтому жажда внимания и одобрения здесь утоляется чуть иначе: она вуалируется под заботу, доброту, самопожертвование.
Есть и другие стратегии. Но это не главное.
В этой статье мне хотелось вам напомнить, обратить ваше внимание на пару мгновений на то, как проживает свою жизнь невротик. Как проживаете свою жизнь вы, когда вы не ощущаете себя полноценно, когда испытываете потребность во внимании, одобрении и похвале со стороны и нуждаетесь в постоянной подпитке этого.
Познакомить для того, чтобы вы на мгновение поставили на паузу. Прямо сейчас. И посмотрели на себя со стороны. И на секунду задумались.
Задумались и обратили внимание на себя. Вам нужно начинать с себя, каждому просто необходимо разобраться с собой и с собственными паразитическими моделями поведения. Если вы испытываете подобную нужду даже не постоянно, а время от времени – не ждите манны с небес, не рассчитывайте на авось и не откладывайте в долгий ящик – ищите специалиста, который подойдёт именно вам и начинайте над собой работать. Это непростой шаг, но в определённый момент в нём нуждается буквально каждый.
Помочь здесь выбраться из подобных виртуальных качель вы конечно можете себе сами. Это не просто, но возможно. Без помощи это происходит на порядок медленней. Поэтому возможность взаимодействовать с хорошим специалистом я считаю более разумной и конструктивной.
Вам необходимо нормализовать как фон, на котором вы себя воспринимаете, так и привести в норму собственный образ, представление о себе, лишить его высоченных пиков и глубоких впадин: «ты не велик и не ужасен – ты прост и обычен».
Необходимо сжиться, смириться и полюбить собственную обыкновенность. И я повторюсь, в этом может помочь только очень хороший специалист, которых не много. Отвечая на возможный немой вопрос – себя я отношу к специалистам хорошим.
Без глубокого, настоящего смирения со своей простотой и обыкновенностью – о большем речи нет. Это самая база – основа простой, гармоничной, счастливой жизни. Без этого можно даже не начинать искать удовлетворения ни в деньгах, ни в любимой работе, ни в семье, ни в отношениях, ни в детях – всё будет мимо, будет буквально обречено на провал, но видно вам это станет далеко не сразу.
И не начав прямо сейчас, вы будете продолжать оттягивать момент, в надежде на более удачный случай, на более благоприятные обстоятельства, а по сути дожидаясь гангрены.
Поэтому не тяните. Начните с себя. И решайтесь не завтра, а прямо сегодня:
Начните уделять своему психологическому здоровью, собственной душевной гармонии внимание либо самостоятельно, либо воспользовавшись помощью специалиста, который подойдёт именно вам. Пробуйте к себе прислушиваться, начните над собой работать.
Источник

Метки: Невроз, Нарциссизм,

Понравился пост? Поддержи журнал «Психология Сегодня», нажми:
Понравился пост? Поддержи журнал «Психология Сегодня», нажми: