Как стать бесстрастным

Кто любит славу человеческую, тому нельзя быть бесстрастным,

но ревность и зависть обитают в нем.

(прп. авва Исайя).

Бесстрастность (Бесстрастие) как качество личности – неподверженность страсти, ровное отношение к друзьям и врагам, равнодушие к различным двойственностям материального мира (слава и позор, радость и печаль); быть преисполненным невозмутимости.

Однажды авва Аммон пошёл к авве Антонию. Они занялись беседою о душевной пользе. После беседы авва Антоний предсказал Аммону, что тот преуспеет в страхе Божием. Произнёсши это пророчество, Антоний вывел Аммона из кельи и, показав на камень, сказал: – Нанеси оскорбление этому камню и ударь его. Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил его: – Дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень? Аммон отвечал:

– Нет. – Так и ты, — сказал ему авва Антоний, – достигнешь в подобную меру бесстрастия. Пророчество аввы Антония впоследствии исполнилось.

Бесстрастность нужно рассматривать только через призму, под влиянием какой энергии находится человек: благости, страсти или невежества. Для духовно развитого человека, прошедшего последовательно и поступательно шесть ступеней (шесть врагов): жадность, гордыня, вожделение, иллюзия, гнев и зависть, бесстрастность является благом. Это очень высокий уровень сознания. Обладают им единицы. Бесстрастие для духовно развитого человека несомненное благо, положительное качество личности.

Поэтому все духовные традиции почтительно относятся к бесстрастию:

«Да не будет душа твоя рвом, который иногда источает животворную воду смирения, а иногда иссыхает от зноя славы и возношения; но да будет она источником бесстрастия…» (прп. Иоанн Лествичник).

«Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло». (прп. Максим Исповедник).

«Прощение грехов многие скоро получили, но бесстрастия никто скоро не приобрел… Для приобретения бесстрастия нужно долгое время, великое усердие, многий труд любви и помощь Божия».

(прп. Иоанн Лествичник).

«…Приобретение бесстрастия есть совершенная любовь, т.е. совершенное вселение Бога в тех, которые чрез бесстрастие сделались чистыми сердцем» (прп. Иоанн Лествичник).

В Божественной песне есть такие строки:

Грехи и заслуги отвергни ты разом:

Кто к йоге пришел, тот постиг Высший Разум.

Отвергнув плоды, сбросив путы рожденья,

Достигнешь Бесстрастья и Освобожденья.

Когда к заблужденьям не будешь причастен,

Ты станешь, от них отрешенный, бесстрастен

К тому, что услышишь, к тому, что услышал:

Из дебрей ты шел и к простору ты вышел.

… Чей разум всегда в равновесье, в покое,

– Сей мир победил, победил все земное,

И не умирая, и не возрождаясь,

Пребудет он, в духе святом утверждаясь,

Не станет, достигнув покоя, бесстрастья,

От счастья смеяться, страдать от несчастья.

Большинство людей никак не может преодолеть первую ступеньку – жадность, не говоря уж о гордыни и вожделении. Материальный мир – мир страстей, корысти, эгоистических побуждений. В мире страстей быть бесстрастным – значит, быть равнодушным ко всему живому, не чутким, не сострадательным. В контексте этой мысли прав был великий педагог В.А. Сухомлинский: «Большой порок – это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце – будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу».

Бесстрастность – блокировка души и чувств. Александр Александрович Блок писал:

Я, не спеша, собрал бесстрастно
Воспоминанья и дела;
И стало беспощадно ясно:
Жизнь прошумела и ушла.

Бесстрастность в невежестве также бесчувственна, как часы и календарь. В невежественной среде она обрастает вульгарностью, аморальностью, жестокостью. Бесстрастному в невежестве убить человека, что таракана раздавить. Он равнодушен к чужой боли. Прописавшись в невежественном уме, бесстрастность становится одним из злейших пороков в системе проявленных качеств личности.

бесстрастность

Смотреть что такое «бесстрастность» в других словарях:

  • бесстрастность — БЕССТРАСТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Не подверженный страстям, холодный и спокойный. Б. мудрец. Б. тон. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Бесстрастность — ж. отвлеч. сущ. по прил. бесстрастный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • бесстрастность — бесстрастность, бесстрастности, бесстрастности, бесстрастностей, бесстрастности, бесстрастностям, бесстрастность, бесстрастности, бесстрастностью, бесстрастностями, бесстрастности, бесстрастностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по… … Формы слов

  • бесстрастность — (3 ж), Р., Д., Пр. бесстра/стности … Орфографический словарь русского языка

  • бесстрастность — см. бесстрастный; и; ж. Проявлять бесстра/стность … Словарь многих выражений

  • Бесстрастность божественная — ♦ (ENG impassibility, divine) см. Бога бесстрастность … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • официальность, бесстрастность — Стилевые черты, присущие официально дело вому стилю. Они помогают выполнять волюнтативную (повелительную) функцию речи. О.,б. обусловливают употребление следующих языковых средств: неопределенная форма глагола в значении повелительного… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Бесстрастие (бесстрастность) — – состояние холодного спокойствия; первоначально «неугождение страстям». И он стоял близ вас бесчувственный, как сталь, С лицом, исполненным бесстрастья. (М. Лермонтов, Маскарад) Ср. бездушие, равнодушие … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Бога бесстрастность — ♦ (ENG God, impassibility) традиционное теологическое воззрение, согласно к рому Бог не изменяется, а значит, не поддается влиянию со стороны действий, происходящих в мире, особенно тех, к рые выражаются в терминах страдания и боли. Этим… … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • impassibility, divine — Бесстрастность божественная … Вестминстерский словарь теологических терминов

Как достичь бесстрастия

Продолжаем знакомить читателей с наставлениями мудрого духовника архимандрита Софиана (Богиу).

– Как достичь бесстрастия?

– Избегая страстей! То есть надо принять решение, что мы будем меняться. Так говорит святой апостол Павел: «Кто крал, вперед не кради». Чтобы избавиться от страстей, необходима молитва. Молись, кайся, пробуй, повторяй снова. Необходима исповедь и после этого епитимия, то есть чтобы ты делал что-то, чтобы мог искупить или уничтожить это зло. Епитимия нужна потому, что ты сотрудничал со злом до этого, и тебе надо решиться более не повторять зла и мало-помалу отрываться от него и войти в ту зону, что насыщена духовным озоном.

Бесы становятся очень ревнивы, видя, что ты приступаешь к молитве. Ты избавился от них, а они хотят, чтобы ты принадлежал им. Нужно, чтобы тебя всегда сопровождала молитва – так ты сможешь уберечься от искушения. Они действуют втайне, и так же втайне действует Тот, Кто защищает тебя, то есть Бог, применяющий Свои средства.

Избавиться от страстей за один день невозможно. То есть так, чтобы после одной исповеди я уже стал святым – и всё. Избавление от страстей – это процесс очищения, который небезболезнен.

Например, преподобная Мария Египетская, бывшая большой грешницей в Египте, с помощью Божией попала в Палестинскую пустыню и взяла там на себя очень суровые аскетические подвиги. Когда она оказалась в пустыне, она начала борьбу с самой собой и с тем, что вокруг нее. В Египте у нее были всякие яства, музыка, молодежь, банкеты, всякие разные грехи. В пустыне у нее не было ничего: у нее был один только песок, камни да голубое небо над головой. Ночью было холодно, а днем обжигал горячий воздух, ей нечего было есть, и она мучилась так столько же времени, сколько предавалась страстям. 17 лет она прожила в страстях в Египте, и 17 лет ей потребовалось для того, чтобы освободиться от страстей.

Когда в пустыню пришел некто посланный Богом – старец Зосима, священноинок, – и заговорил с ней, то святая Мария Египетская, отвечая ему, поднималась над землей на 2 локтя (1 метр) – так она была преображена. Продолжалось это ее освобождение от страстей долгое время, равное тому, сколько она провела в страстях. Благодать действует очень быстро, мгновенно, однако необходимо время для освобождения от страстей, нужна внутренняя борьба, борьба с собой, со страстями, со страстями внешними и духами нечистыми.

– Батюшка, не хотели бы вы рассказать нам о христианской мистике?

– Человек, который освобождается от страстей, входит в эту чистую зону, духовную, однако и здесь он встретит некоторые искушения. В монастыре Сучевица на северной стене изображена лестница преподобного Иоанна Лествичника. Справа от лестницы изображены ангелы (52–54 ангела) с венцами в руках. Слева – бесы с трезубцами и разными крючьями. А вверх по лестнице поднимаются аскеты; одни доходят до верха (там, в серо-голубой вышине, стоит Иисус Христос, и с Ним ангелы), и там есть дверь – врата небесные. Кто поднимется, тех ангелы увенчивают венцом, и их принимают в этой небесной горнице в вышних.

С другой стороны (слева) бесы тянут их крючьями вниз, и есть некоторые, кто уже почти дошел до врат небесных, но обрушивается в пропасть. То есть имеются всяческие искушения, такие лукавые, что могут одолеть тебя.

Вот тут у меня житие святого Макария Великого, и в нем рассказывается об одном случае. Некий человек, весьма обученный христианской жизни, мистической, совершал путешествие, с ним были святой Макарий и еще какие-то люди. И этот гражданин, отправившийся в достаточно длинный путь, этот христианин (ведь он был христианином) все время цитировал на память огромные тексты из Священного Писания, из Ветхого и Нового Завета, из Деяний апостольских, из житий святого апостола Павла и других святых, так что всех привел в изумление своей памятью и рвением.

Потом они пришли в один город, там распрощались, и этот гражданин, столь прекрасно осведомленный, впал в какие-то очень гнусные страсти. Все те знания, которые были у него в уме, не смогли ему помочь, потому что христианская жизнь в очень большой степени есть жизнь опытная, проживаемая не только интеллектуально, но и сердцем, всем твоим существом. Он был человеком с прекрасной памятью, обладал обширными познаниями и, должно быть, прошел через страсть возношения, гордости, ведь он знал очень много. Гордость и привела его к тому, что он пал.

Так и на этой лестнице святого Иоанна в Сучевице: эти люди поднимаются вверх блистательно, идя очень светлым путем, но из-за гордости отрываются от Бога и падают. Так что еще в самом начале своей духовной жизни сделай очень серьезный упор на смирение.

Спаситель говорит так: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», то есть если у тебя есть смирение, сочетающееся с подвигом твоим, тогда ты победишь, а если у тебя нет смирения, ты всегда бываешь подвержен падению. Это и есть жизнь духовная, мистическая, проживаемая в Духе Святом, – жизнь в борьбе, в великом внимании, в истинном смирении.

Есть люди и очень грешные, тебе кажется, что они очень смиренные, но они полны гордости внутри. Смирение должно быть смирением сердца, внутренним; это очень много значит в нашей духовной жизни – если оно у тебя есть, ты достигнешь вершины лестницы из монастыря Сучевица, если же его нет, ты упадешь в пропасть.

– Как обрести сердце чистое, мир в сердце?

– Стараясь быть искренним, всегда быть честным с самим собой, иметь сердце чистое, искреннее, без загрязнений, признавать свои грехи, как говорит псалмопевец в 50-м псалме: «Грех мой предо мною есть выну».

Когда ты осознаёшь грех в себе и не забываешь его (ведь если ты его забудешь чуточку, то тут же начнешь гордиться), если ты не забываешь его, то держишь себя в смирении, а смирение помогает тебе сохранять свое сердце чистым. И не скрывайся, не защищайся, когда ты грешен, и кайся чисто, а не так, для одного виду, на самом же деле оставаясь другим.

Святой апостол Павел был большим гонителем Церкви, но после своего обращения был исполнен духовных даров, вознесен до третьего неба, говорил с Духом Святым. Он был наделен великими дарами, и все же именно от него у нас пошло это слово: «из грешников я первый». Несмотря на то, что он был прощен, он не забывал об этом. Если мы соблюдем этот обычай, то соблюдем и это смирение, а также чистоту и мир сердца.

Проповедь духовника Киевских духовных школ архимандрита Маркелла (Павука).

В IV веке жил один ученый монах, которого звали Евагрий. У него самого духовная жизнь не очень складывалась, но он был великим эрудитом и даже помогал святителю Григорию Богослову в опровержении арианской ереси. Однако более всего его волновал вопрос: почему многие люди уходят в пустыни, где основывают монастыри, и там строго постятся и непрестанно возносят молитву Богу. Он недоумевал: зачем так истязать и мучить себя, неужели и без такого подвига невозможно быть христианином? Ответ на этот вопрос он хотел найти не только для себя, но и для всех христиан, чтобы все знали, для чего они берут на себя подвиг молитвы и поста. Он путешествовал по египетской пустыни, где встречался с прп. Макарием Великим и прп. Макарием Александрийским, а также с простыми монахами, и от них узнал очень важные вещи, необходимые для духовной жизни, которые запечатлел в книге. Этими наставлениями руководствовались и до сих пор руководствуются многие христианские подвижники.

Хотя большинство из нас не монахи, но мы вступили в Великий пост и нам тоже будет не бесполезно узнать, зачем нужно сейчас сугубо молиться и усилить воздержание. Это необходимо знать еще и потому, что о смысле воздержания нас могут спросить наши родные, близкие, друзья и важно уметь дать им правильный и убедительный ответ.

От египетских подвижников Евагрий узнал, что существуют три этапа духовной жизни:

– жизнь деятельная;
– жизнь «естественная», или созерцательная;
– вершина духовной жизни – видение Святой Троицы, или богословие.

Весь смысл жизни деятельной состоит в преодолении и погашении страстей, в подчинении беспорядочных движений души законам естества, а также в борьбе со злыми помыслами и бесовскими приражениями. Страстность есть рассеяние (рассеянность), блуждание ума, легкая подвластность внешним впечатлениям. Страстный человек берется за многие дела, но ни одно из них не может сделать как следует, довести до конца. Особенно тяжело ему дается молитва, требующая максимальной степени сосредоточения.

Среди множества страстей, которые терроризируют человека с малых лет и до гробовой доски, подвижники выделяют 8 основных – это чревоугодие, блуд, гнев, сребролюбие, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

Кстати, большинство современных СМИ работает над тем, чтобы возбуждать в людях именно эти страсти. Чем лучше им это удается, тем выше их рейтинг, а в интернете – большее количество просмотров.

Всего тяжелее – бес уныния, которого святой псалмопевец Давид в 90-м псалме называет «бесом полуденным». Он томит однообразием и старается, чтобы человек постоянно искал себе новых развлечений. Человеку, например, быстро надоедает его однообразная работа, постоянное место жительства, окружающие люди, и он все время ищет чего-то нового, но в конце концов, как старуха в сказке Пушкина о золотой рыбке, остается ни с чем.

Всего опаснее – бес гордости и помысл тщеславия. Именно по причине гордости пал с неба светлый Ангел Денница и превратился в злого беса. По этой же причине возникали древние и продолжают возникать новые церковные расколы и ереси.

Со страстями подвижники советуют бороться, вытесняя их противоположными им добродетелями, особенно молитвой и постом, а со злыми помыслами – молитвой и духовным созерцанием.

Вершиной и расцветом деятельной жизни является бесстрастие, от которого рождается настоящая жертвенная любовь. Любовь есть начало «естественной жизни» и восхождения к видению Святой Троицы.

Современные люди боятся бесстрастия и часто отождествляют его с безразличием, апатией. Кстати, с греческого языка бесстрастие так и переводится словом «апатия». Но бесстрастие не есть бесчувствие, или нечувствие, или равнодушие, как в религиозных практиках Востока – в буддизме, например, – где под бесстрастием понимают бесчувствие, избавление как от злых, так и от добрых чувств. Бесстрастие есть независимость и стойкость, подлинная духовная свобода во Христе, но никак не пассивность, равнодушие и холодность.

В одном из патериков рассказывается о старце-подвижнике, который решил лучше разъяснить и наглядно показать своим ученикам, что такое бесстрастие. Из монастыря он повел их в шумный город. И по пути следования им встретилась большая процессия – шла очень красивая женщина, которая, по-видимому, была известной театральной актрисой. Вокруг нее увивались десятки ухажёров, стараясь всячески угодить. Старец велел ученикам не смотреть на нее, а опустить глаза. Когда они приблизились к процессии, то ученики так и сделали, а старец внимательно на нее смотрел. В келье ученики стали спрашивать у старца, почему допущена такая несправедливость – им было запрещено поднимать глаза на эту красивую женщину, а сам он ей любовался. Подвижник объяснил, что если бы они, молодые и страстные, посмотрели на нее, то не остались бы без искушения, а сам он, когда видел ее, то хвалил Бога, что создал такую красоту. То есть старец смотрел на женщину бесстрастно, прославляя Христа.

По мере того как душа освобождается от страстей и чувственных впечатлений, перед ней открывается иной, высший мир. Она видит, что все в этом мире подчинено суду и Промыслу Божию, что нет в нем языческого рока (судьбы) или чистой случайности. От созерцания видимых вещей мира ум восходит к созерцанию невидимых вещей, где на высотах духа достигает богословия – созерцания Святой Троицы. Отсюда известное крылатое выражение: «Богослов тот, кто молится, и кто молится, тот богослов».

В этом духовном познании преобразуются душа и тело человека. Человек духовно умирает и воскресает, становится новым. Евагрий называет это малым воскресением, которое является преддверием великого и всеобщего воскресения.

Мы увидели, для чего брали на себя сугубый подвиг поста и молитвы древние подвижники. Постараемся хоть в малой мере им подражать. Пожалуй, все мы находимся лишь на первой ступеньке духовного роста и Великим постом будем продолжать вести невидимую духовную брань со страстями и похотями. Кому-то пост будет даваться непросто. Но все мы призваны вдохновляться и стремиться к тому, чтобы достичь подлинной свободы во Христе – блаженного бесстрастия, а через него, по слову апостола, хотя бы гадательно, как через тусклое стекло, увидеть Бога (1 Кор. 13:12). А в грядущий праздник Пасхи, который в этом году будет очень рано, 8 апреля, духовными очами увидеть светлое Христово Воскресение и ощутить всю силу Его благодати; в вечной же жизни сподобиться зреть Святую Троицу в Царствии Небесном. Аминь!