Может ли разведенный стать священником?

Духовник – не конвоир

Протоиерей Алексий Сорокин «Ты знаешь, это даже хорошо, что священник был тогда пьян». – «???!!!» – «Если за ним водится этот грех, то он никогда не будет считать себя лучше всех. Никогда. Он не посмеет просто. Значит, будет знать, что он – не ангел, не пророк, не старец, не истина в последней инстанции, и претендовать на это постыдится. Думаю, это поможет его смирению. Священники тоже люди, и не стоит им приделывать ангельские крылышки. А смирения нам всем недостает, не так ли? Так что давай оставим в покое священников и будем беспокоиться о собственной греховности, которая, похоже, зашкаливает», – крестный не желал больше разговаривать на эту тему и отвернулся. И время показало, что он, как обычно, был прав: чужие грехи – не столь интересная тема.

Грехи грехами, но часто, увы, мы сталкиваемся с неким восторженным, экзальтированным отношением к духовенству: мол, если батюшка, то – всё, как минимум ангел с небес и, конечно, безгрешный. О вреде такого отношения к людям в священном сане говорилось и говорится много: от него страдают как миряне (чаще мирянки), так и сами священники. Горько, если для мирянина место Христа занимает кто-то другой – пусть этот кто-то и в священном сане. Вспомним, как отреагировали на это апостолы Павел и Варнава в Листре: «“Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них…” И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой» (Деян. 14: 15–18). Горько, если и сам священник способствует такому о себе мнению.

Исповедь – путь к освобождению от грехов. Исповедуются все христиане: и миряне, и священники – все мы грешные. Исповедь у священников епархии принимают духовники. Наша беседа с духовником Вологодской епархии протоиереем Алексием Сорокиным.

***

Исповедь. Фото: Алексий Колосов – Скажите, пожалуйста, батюшка: духовник епархии – это должность такая?

– Лучше назвать по-церковному – послушанием. У каждого послушания есть границы, рамки…

– Нынче чиновники называют это «функционалом».

– Это слово пусть чиновникам и останется. Послушание всё-таки, как и любое церковное дело, не сводится к определенным должностным обязанностям и правам. Это часть жизни Церкви, объединенной не только уставами и инструкциями, но и Таинствами, догматами. Послушание духовника может нести только священник, потому что он совершает Таинство покаяния.

– Это должен быть духовно опытный человек, образованный, которого уважают люди?

– Особенности послушания духовника епархии в том, что это человек, который выполняет две задачи. Первая – принимать исповедь у священников епархии. Они так же нуждаются в Таинстве покаяния, как нуждается в нем каждый человек.

– Многие прихожане относятся к священникам как к ангелам…

Публикации, которые с визгом обсуждают любой грех священника, основаны на непонимании вообще смысла священнослужения

– Ошибаются те, которые полагают, будто священник – существо безгрешное. И даже сам священник ошибается, думая, что если он принял благодать священства, то стал непогрешимым во всех вопросах – строительных, вопросах веры, вопросах дисциплины, вопросах управления приходом… Конечно, нет. Как и в любом человеке, в нем есть удобопреклонность ко греху. Священник может так же погрешать, как и все мы. И поэтому публикации, которые с визгом обсуждают любой грех священника, основаны на непонимании вообще смысла священнослужения.

Священник – такой же человек, как и все мы. Конечно, ему больше дано, и, значит, больше с него спросится. В то же время все наши страсти и немощи человеческие – они остаются с ним. И бесовские искушения на священника тоже могут действовать. В общем-то, ему приходится в своей духовной жизни даже сложнее, чем мирянину. Естественно, что всё это связано с видением своих немощей, недостатков, несовершенства. И верный путь, чтобы исправиться от этого налета греха, – это, конечно, искренняя исповедь. Как и для любого человека.

В идеале и духовник должен жить высокой духовной жизнью, но наши обычные заботы, житейская суета – всё это, конечно, влияет и на жизнь духовника. У него тоже есть немощи и недостатки, и он тоже кается в своих грехах.

– Кому каются духовники епархии?

– Во-первых, есть знакомые священники, которые по духу близки, и через них можно принести покаяние. А бывает так: кто пришел к тебе на исповедь из батюшек, ему ты и каешься сам, потому что чувствуешь: носить грех, его тяжесть в себе невозможно. Конечно, есть знаменитые духовные центры – Троице-Сергиева Лавра, Оптина пустынь… Там опытные духовники, к ним можно поехать. Можно пообщаться с духовниками других епархий, ведь такая должность в каждой епархии есть. У меня такая мысль есть – съездить и исповедоваться, и побеседовать, как поступать в тех или иных сложных случаях, с опытными духовниками других епархий.

– Сложные случаи встречаются?

– Конечно, встречаются. К священнику прилагаются повышенные требования в отношении его личной жизни. Любые грехи, связанные с грехами против седьмой заповеди: супружескими изменами, блудными падениями, – для священника это очень серьезное потрясение, и, в общем-то, через это он может быть и отстранен от священнослужения. По канонам, священникам нельзя на охоту ходить, например. Если священник совершил небрежность по отношению к Святым Дарам, если он пролил их – это может повлечь за собой запрещение в священнослужении.

– А как часто исповедуются священнослужители?

– Если мы настаиваем на том, чтобы прихожане наши регулярно исповедовались и понимали, что исповедь – часть жизни христианской, то, конечно, сами священники тоже должны правила этой жизни соблюдать и тоже с определенной регулярностью приходить к Таинствам исповеди и Причастия.

Есть, скажем так, установленное время в году, когда духовник ждет священника на исповедь: в первой половине года – это Великий пост, во втором полугодии – где-то возле праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Но в принципе священник может приходить на исповедь любым многодневным постом. Есть приходы, где поддерживают хорошую благочестивую традицию или самим приходить всем клиром к духовнику епархии на исповедь, или приглашать его в свой храм. Там все вместе молимся, все вместе просим у Господа прощения.

Помощь духовной жизни священнослужителей – это, наверное, первое направление служения духовника епархии.

– Есть и другое направление?

– Второе направление – это исповедь кандидатов на поставление в священный сан, их нередко называют ставленниками. Чтобы стать священником, необходимо соблюдать определенные и очень строгие условия жизни. Кандидат в священнослужители не должен иметь тяжелых грехов на совести, в частности греха убийства. Есть требование единобрачия; не должно быть каких-то худых свидетельств от внешних.

Это всё открывается в так называемой «ставленнической исповеди». На ее основании духовник выносит решение: имеются препятствия к хиротонии или нет.

Кроме того, духовник исповедует и супругу ставленника, поскольку от жены будущего священника во многом зависит успех его дальнейшего служения. Есть определенные канонические правила, несоблюдение которых может воспрепятствовать кандидату стать священником в силу строгих требований к семейной жизни. Священником не может стать, например, тот, кто женился на разведенной женщине, имеющей ребенка от первого брака. Это может быть замечательный брак, в котором супруги ведут церковную жизнь, любят друг друга и правильно воспитывают детей, но священнослужителем муж разведенной женщины быть не может.

Фото: Алексий Колосов

Духовник епархии принимает присягу ставленника. Присяга есть везде – и в армии, и в духовной жизни, потому что Церковь – это воинство Христово. Кандидат в священство приносит обещание перед Богом, что будет служить чисто, беспорочно, по Уставам Церкви, будет подчиняться всем требованиям епископа, помня о том, что священник и диакон – это помощники епископа, через них он действует, осуществляя волю Божию.

Присягой человек, желающий стать священнослужителем, свидетельствует свою верность заветам Церкви и жизни не по своему уму, а по тому Преданию, по тому направлению жизни Церкви, которое проверено, которое приводит людей ко спасению. Ставленник обязуется не выдумывать чего-то своего, не сокращать, не добавлять, не действовать самочинно, а идти в русле церковно-соборного разума, церковно-соборного предания. Вот в чем смысл этой присяги. И понятно, что за нарушение присяги, за неисполнение каких-то ее требований человек может быть и лишен священства или отставлен от него на какой-то срок или даже на всю жизнь.

– Всегда ли любой желающий может стать священником?

– К счастью или к несчастью, но – нет. Священническое служение – строгое, возвышенное. Понятно, что идеального человека найти на служение у Престола Божия сейчас очень-очень сложно; думаю, что сейчас вообще невозможно. Но, с другой стороны, общаясь с кандидатами на принятие священного сана, видишь, что в большинстве своем это люди, которые чисты душой и искренни. Многие телесную и духовную чистоту сохраняли до вступления в брак или жили в браке чисто, без каких-то там вольностей юности. Бывают случаи, которые требуют решения архиерея. В сложных случаях мы советуемся и выносим свое решение, может человек быть рукоположен или нет.

Вот такое служение духовника, связанное с исповедью духовенства и с исповедью кандидатов в священники.

– Духовником зачастую называют любого священника, которому открывают душу на исповеди. И есть такое мнение: духовник должен быть у каждого верующего свой. Так ли это? Духовник – это преподобный Амвросий Оптинский или приходской батюшка, с которым каждый день в одном троллейбусе ездишь?

– Это может быть и так, и этак. Духовником может быть и известный высотой своей духовной жизни человек, и обычный приходской священник. Для человека, живущего в русле православной традиции, в русле церковного предания, необходим наставник, путеводитель. Он показывает путь, по которому уже прошли поколения церковных людей, и путь этот, мы знаем точно, привел их ко спасению души. Православие сильно именно тем, что у нас есть эта традиция спасительной духовной жизни. Она ощутима, она реальна, и ничего нового здесь не надо выдумывать. Это живая жизнь, у нее есть свои законы, которые мы знаем. О них нам рассказали люди, прошедшие этим путем. Они поделились своим опытом, и мы, применяя их опыт в своей жизни, видим, что это действительно так, и живем по этому закону, идем этим путем, который приводит к Богу.

Фото: Алексий Колосов Но человек, который вступает на этот путь, в самом начале, конечно, нуждается в помощи, поддержке. Что зависит только от него одного – это решимость жить духовной жизнью, это понимание того, что без участия в Таинствах Церкви невозможно достичь спасения. Человек, который старается жить по Евангелию, видит, что это делать очень сложно, если делать по-настоящему и искренне, и здесь необходима помощь, поддержка, совет. Для этого и нужен духовник.

С другой стороны, духовник – носитель права, которое Спаситель даровал Своим ученикам – апостолам, а через них – священству как сословию в Церкви: права освобождать человека от уз греха. Священник – не просто какой-то психолог, который послушает и даст совет. Да, некоторым людям становится легче в сложные моменты жизни, если они смогут выговорить все свои проблемы случайному попутчику, например в поезде – классический случай. Это понятно, да и психологические какие-то законы здесь действуют. Но служение священника связано не только с этим…

– Если батюшка – только «жилетка», в которую человек может выплакаться, тогда чем он отличается от психотерапевта? Тем, что не белый халат на нем, а подрясник с епитрахилью?

– Служение священника связано еще и с тем, что он освобождает человека от груза греха, от власти греха – и не по каким-то своим достоинствам, заслугам, а потому что ему дано это право Таинством священства.

И вот эти две стороны служения священника как духовника помогают человеку идти к Богу – своими шагами, но при поддержке свыше, благодатью Божией и по совету наставника, мудрого руководителя. Понятно, что если один человек знает другого в течение долгого времени, то этот путь осуществляется как-то легче, доверительнее. Священник знает прихожанина, условия его жизни, его работы, его внутренний мир, уровень образования, какие-то шаги его духовной жизни; и ему буквально с полуслова понятно, в каком настроении человек на исповедь приходит, и легче ему подсказать не что-то «вообще», а то, что именно этому человеку нужно именно сейчас. Понятно, что тогда возникают очень хорошие отношения духовного отца и духовного чада, когда между ними существует доверие.

– К духовнику люди ходят советоваться по разным поводам. Нужно ли советоваться, какого цвета диван покупать или в какую школу дочку отвести?

Жизнью человеческой Бог управляет, и действует Он не только через духовника, действует еще и через наше произволение.

Внимай себе. Фото: Алексий Колосов – Мне кажется, это всё очень индивидуально. Есть люди, которые в своей жизни достаточно самостоятельны, и свобода выбора, свобода воли, которая является частью образа Божия в каждом человеке, не должна как-то подавляться авторитетом духовника. В каких-то моментах житейских можно человеку предоставить свободу – даже вплоть до выбора места работы… Потому что жизнью человеческой Бог управляет, и действует Он не только через духовника, действует еще и через наше произволение. Священник может посоветовать: давай попробуем, давай помолимся, чтобы путь, который ты избираешь, был бы для тебя полезным.

Когда человек считает, что он имеет право решать за кого-то, как ему стоит поступать, – значит, или он достиг очень высокой степени духовного… продвижения, либо имеет просто высокую степень гордости, которая именуется прелестью.

Есть люди, которым действительно необходима поддержка даже в событиях жизни, на сторонний взгляд не очень значительных или даже вовсе неважных. Вот – пример из жития преподобного старца Амвросия: к нему пришла крестьянка и рассказала об индюшках, за которыми ухаживала… Она очень переживала, как их выращивать, потому что через них у нее напасти и скорби от барыни бывали. Отец Амвросий крестьянку утешил и помог ей практическими советами, как выхаживать этих птиц, зная, что для нее это очень важно. Хотя многие не понимали старца.

Но сейчас такие отношения – редкость, для этого необходимо очень большое терпение священника и наличие достаточного количества времени у него.

– Духовник – это ведь не конвоир. Он показывает путь, а решает-то человек, в общем, сам. Только вот хорошо ли ему такое право отдавать? Есть примеры, когда человек спрашивает одного, другого, третьего батюшку, дожидается нужного ему ответа и поступает только так, как он и хотел вначале. То есть просто «проштамповывает» собственное же решение. Это, по-моему, вообще извращение духовной жизни…

– Ну… думаю, что да. Такие вот поиски санкции свыше – они идут от своеволия.

– Так что же получается: священнику лучше и не настаивать ни на чем?

– Всегда уверенно указывать: делай только так, как я сказал, – это неправильно, мы уже выяснили причину такой склонности к тотальному командованию – гордыня священника. Но есть случаи, когда священник может – и даже должен – предостеречь: тебе это не полезно будет – например, поездка туда-то и туда-то. Или встреча с тем-то и тем-то. Даже в семейной жизни: если священник хорошо знает юношу и девушку, которые хотят создать семью, и понимает, что это решение с большой долей вероятности приведет их к беде, он может сказать: не торопитесь, обдумайте всё и взвесьте, есть опасность, что у вас сложности возникнут.

– И слушаются? К священнику могут идти не из желания получить верную духовную оценку своего намерения, а «по традиции». Полагается так, ну и мы сделаем, «как положено». Только когда батюшка вдруг начинает предостерегать от опрометчивого поступка, не всегда его слушают, по-моему. «Как же я не женюсь, когда уже за ресторан заплачено…»

– Нет, иногда слушают… Слушают… На самом деле очень редко с такими вопросами сейчас к священникам подходят, потому что люди привыкли всё делать сами почему-то. Хотя – есть люди, которые приходят в храм и спрашивают, вступать в брак с этим человеком или не вступать.

Совет – это ведь некое врачевание от греха. Духовный отец может предложить человеку какое-то вразумление. Или, используя грозное слово, наказание – в церковной жизни это называется епитимией.

Епитимия не кара за грехи, а лекарственное средство, применяя которое человек достигает исцеления, если делает это искренне.

И хотя в переводе с древнегреческого «епитимия» значит «наказание», она является не карой за грехи, а лекарственным средством, применяя которое человек достигает исцеления, если делает это искренне. Это такое… духовное задание, которое должно быть и посильно для человека. Бывает иногда в монастырях, что человек приходит к неизвестному ему батюшке, кается в грехах, а тот говорит: вот тебе епитимия на десять лет вперед: по сто земных поклонов каждый день. А человек заболел, и для него не то что сто – один поклон совершить сложно… Это же не пожизненный приговор, но снять епитимию может только тот, кто ее дал. Разрешить от епитимии может также епископ.

– Наш разговор дает понять, что духовник необходим любому человеку, считающему себя верующим и ведущему церковную жизнь. Лучше, если это священник, который давно тебя знает, ты у него постоянно исповедуешься-причащаешься. Но сколько может выдержать батюшка один? Внимательно следить за духовной жизнью каждого из прихожан можно… наверное, если их 50. А если 5000? Есть же предел возможностям, силам человеческим! И каждый ли может быть духовником? Мне кажется, нет. Почему к Оптинским старцам шли со всей России о тех же индюшках советоваться? Может, потому, что приходской батюшка в разговор про индюшек и не вступал?

– Сложно определять какие-то нормы в духовной жизни. Сколько должно быть духовных чад у священника? – Кто знает, сколько. В этом смысле каждый человек, приходящий к тебе, уже и есть твое духовное чадо. Как он распорядится твоим советом, как он воспримет жизнь после исповеди – другое дело, но пастырское отношение ко всем предполагает и участие, и доброжелательность, искреннее желание помочь.

В старой России была немножко другая система, там исповедь-то была всего раз в год. И это было отчасти «для галочки», формально. Естественно, священнику выслушать в Великий пост исповедь 100 человек было очень тяжело, вот и копились вопросы духовной жизни год, а то и больше. Поэтому люди искали тех священников, которые могли ответить на эти вопросы.

Сейчас практики обязательной для всех исповеди нет. Слава Богу, и священников становится всё больше. Хотя мы и в дефиците до сих пор, но по крайней мере в Вологде можно найти возможность побеседовать со священником не второпях, не бегом. Может быть, в Москве и Петербурге это сделать сложнее, в столицах храмов всё еще недостаточно. Но у нас сейчас такая возможность есть, не так уж сложно найти в любом русском городе священника, с которым можно побеседовать.

Продолжим сравнение помощи духовной и медицинской. Есть случаи, когда человеку необходима экстренная помощь врача, он вызывает «скорую», и какой доктор приезжает, ему совсем не важно. Главное, чтобы он облегчил его страдания – дал лекарство, укол нужный сделал, электрошокер применил, чтобы сердце «завести»… Но когда человек чувствует себя более-менее нормально и беспокоит его совершенно конкретная болезнь, он ищет специалиста.

Вот так и в духовной жизни. Есть моменты, когда человеку нужно исповедоваться, не надо ждать какого-то высокодуховного батюшку, ехать к нему за тридевять земель. Любой священник приходской, даже самый простой, примет у него исповедь и тем облегчит ему душу. Но если ты хочешь каких-то постоянных советов – тогда ищи духовника.

В общем, духовная жизнь – это такая жизнь, которая постигается только опытным путем. О ней можно рассуждать очень много, но тот, кто ею не живет, – и не понимает ее.

Фото: Алексий Колосов

– Всё написано в Евангелии, только надо его читать, и всё? Вот тебе и духовная жизнь со всеми правилами и условиями?

– Не только читать, а переживать, потому что пока ты не вживешься, ты понимать не будешь ровным счетом ничего. О духовной жизни можно много рассказывать, но слова вряд ли будут до конца понятны, пока человек сам не сделает первый шаг. А когда он пойдет на исповедь к священнику, когда сам будет вечером анализировать свой день, принося покаяние Богу в каких-то своих грехах и благодаря Его за какие-то благодеяния, которые каждый день в нашей жизни происходят… Вот тогда разговор о духовной жизни может стать глубоким.

А сидя за чашкой чая, говорить, что оскудела земля Русская духовниками, нету их никого… И потом пойти куда-нибудь в кабак или на другой же день обмануть человека, чтобы себя обогатить… Это всё будут пустые разговоры.

– Многие говорят об оскудении духовной жизни, так есть ли сейчас духовники? Или их не может не быть?

– Духовная жизнь всегда есть, потому что в Церкви – Христос. Человек, который к Нему идет, уже живет духовной жизнью. Идти средним путем, царским путем – исполняя заповеди Божии, соблюдая посты, читая Евангелие, стараясь поступать по заповедям евангельским, – тут в общем-то каких-то сложностей нет. Ты живешь, тебя Господь ведет, ты видишь свои немощи, недостатки… Другое дело, когда человека обуревают страсти или он попадает в ситуации какие-то экстремальные – тут, может быть, нужен совет опытного духовного человека.

Духовника, конечно, надо искать, но любой духовник всегда посоветует прежде всего заниматься своими грехами.

И такого человека можно найти. Даже через простого священника может человеку открыться воля Божия – мы же в духовнике ищем волю Божию прежде всего! Не внимательного собеседника, не интеллектуала какого-нибудь, который побеседует с тобой о высоких материях мистического богословия, а того, кто волю Божию открывает. Господь через кого Сам решит, через того и откроет ее, лишь бы ты сумел ее услышать и поступить вот так – по воле Бога, себе на пользу. И хочу подчеркнуть: давайте не будем копаться в грехах священников, выискивать тех, кто достоин нас обслуживать, и втаптывать в грязь «недостойных». Духовника, конечно, надо искать, но любой духовник всегда посоветует прежде всего заниматься собственными грехами. Блажен, кто их увидит!

На ком может жениться священник?

Определиться с женитьбой будущему священнику предлагается до 30 лет – к этому возрасту он уже должен принять сан. Если к 30 годам не женился, то должен постричься в монахи.

Чаще всего женятся еще семинаристами. Невеста, по существующим канонам, должна быть православной и обязательно девицей. Если она разведена или у нее есть дети, такая женщина не может стать женой священника.

Что касается профессии будущей матушки, то здесь меньше ограничений. Главное – чтобы ее профессиональная деятельность не нарушала Божьи заповеди. Например, она не может работать стриптизершей, торговать спиртным или табачными изделиями. Ранее священникам запрещалось жениться на актрисах, так как это ремесло приравнивалось к проституции. Сейчас существует иной взгляд на эти вещи.

Впрочем, семьи священнослужителей обычно бывают многодетными, так как в православии принято рожать, «сколько Бог даст». Поэтому далеко не всегда матушка может позволить себе работать, нередко она вынуждена вести хозяйство и заниматься воспитанием детей.

Священство

Во всех исторических церквях правом совершения рукоположения обладает только епископ.

Священство в православии

Общие сведения

В Православной церкви существуют три степени священства: низшая — диакон, затем — пресвитер (священник, иерей) и высшая — епископ (архиерей).

При посвящении в диакона, ставленник (то есть принимающий сан) получает благодать лишь служить (то есть помогать) при совершении таинств.

Посвящаемый в священника (пресвитера) человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа.

А при посвящении в епископа (архиерея), ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Рукоположение диакона и иерея может совершать лишь архиерей. Перед рукоположением ставленник проходит ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую присягу. После этой исповеди духовник говорит архиерею, достоин ли ставленник принять священный сан.

Священническая хиротония в храме «Большое Вознесение»

В современной Православной церкви все священнослужители обычно бывают либо монахами — чёрное духовенство, либо (для диаконов и священников) женатыми первым браком — белое духовенство. Первым же целибатным священником в Русской церкви Нового времени был Александр Горский.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о рукоположении пишет следующее:

Рукоположение сообщает человеку власть и силу Создателя. Без Него не могло бы существовать ничто, что существует. Он Сам приходил на землю, чтобы и нас возвести к жизни блаженной. И вот эту-то силу Свою, возносясь от нас, даровал Он нам через установленное Им священство. Благодаря этому теперь у нас совершаются священнодействия. ибо без священников они невозможны. Так, когда-то поставив нас над всеми тварями, теперь Он делает нас через священство распорядителями всех благ. Об этом псалмопевец говорит: поставивши я князи всей земли (псалом 44:17). Ибо Господь вручил нам ключи от Неба.

Три ступени священства

Рукоположение в диакона

Это таинство совершается во время Литургии после освящения Святых Даров. Ставленник трижды обводится вокруг Престола, целуя его углы, затем встаёт перед Престолом на колени и кладёт на него свою голову, на которую архиерей возлагает омофор и свои руки (отсюда и название — рукоположе́ние), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву. Епископ молится об избрании человека священнослужителем при незримом присутствии Господа.

Затем архиерей вручает рукоположённому необходимые для его служения атрибуты (поручи, орарь и рипиду) и провозглашает «Аксиос!» (греч. ἄξιος — «достоин»), на что священники, хор и все присутствующие тоже отвечают троекратным «Аксиос!» Этим возгласом церковное собрание и община свидетельствует о своём согласии на рукоположение достойного ставленника.

Рукоположение в пресвитера

Рукоположение в сан священника (пресвитера) совершается архиереем за Литургией после Херувимской песни, перед освящением Даров. Во время совершения самого таинства архиерей вручает новопоставленному священнику атрибуты его служения — епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест и Служебник.

Приняв сан, рукоположённый принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил Сам Господь Иисус Христос в Своей земной жизни и апостолы. Рукоположённый пресвитер может совершать таинства крещения, миропомазания, исповеди, совершать святую Евхаристию, а также совершать таинства брака и соборования.

Рукоположение в епископа

Рукоположение в сан епископа, по Апостольским правилам, осуществляется несколькими епископами (собором епископов). Оно совершается за Литургией после малого входа, перед чтением Апостола. При рукоположении на главу новопоставляемого епископа возлагается раскрытое Евангелие. Это Евангелие держат в своих руках все служащие архиереи. Этим символизируется тот факт, что епископ ставится самим Господом, а служащие архиереи — лишь исполнители Его воли.

Духовник епархии: тридцать лет служения

Митрофорный протоиерей Владимир Кузив — старейший клирик Архангельской епархии. Вот уже тридцать лет он несет непростое послушание духовника священнослужителей. Батюшка принимает ставленнические исповеди и духовно окормляет тех, кто Благодатью Божией был призван к пастырскому служению.

— Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, как вы стали духовником епархии?

— Я приехал в Архангельск в 1984 году, при владыке Исидоре. Я закончил Ленинградскую духовную академию, а когда ещё учился в семинарии, он был благочинным и принимал у меня ставленническую исповедь перед рукоположением и в диаконы, и в священники. Духовного образования, особенно очного, тогда почти ни у кого не было, а я пришёл после академии. Быть духовником епархии, конечно, не собирался, но владыка посмотрел-посмотрел, и сказал: «Давай». Я спорить не стал, надо так надо. Начал исповедовать, и вот уже тридцать лет прошло…

Когда кому-то нужен был совет, я всегда старался найти его в книгах. В советское время была настоящая беда: старцев нет, монастырей нет, в духовном смысле – голая земля, пустыня, не к кому обратиться. Духовный скарб приходилось искать в трудах Святых отцов и проверять на собственной жизни.

— Получается, все клирики, которые служат в Архангельской епархии, ставленническую исповедь проходили у вас?

— Большинство, хотя владыка Тихон иногда рукополагал прямо на приходах.

— И все в какой-то степени являются вашими духовными чадами?

— Да. Особенно ясным это стало для меня, когда нас в первый раз подожгли , и я попал в больницу с сильными ожогами. Я чувствовал, что все молились, вся епархия. Священники звонили и говорили: «Батюшка, не переживайте, мы молимся…». Духовное родство так явно проявилось не в радости, а в горе.

— А насколько вообще важна исповедь для священника? Духовенство обычно причащается без исповеди…

— Я готов исповедоваться перед каждой воскресной службой. Слова, помышления, раздражение – всю эту мелкую грязь, которая оседает на душу, надо снимать, а то она присохнет. Прошло недели две – ты уже и забыл, какие были грехи, каешься в новых, а эти что? Повторяю, я готов каждую неделю, но раз в месяц нужно уж точно. А иначе, как очищать душу?

— А почему для священника важно исповедоваться именно епархиальному духовнику?

— Тут есть два момента. Во-первых, священник не живет сам по себе, он приходит в епархиальное братство, как монах в монастырь. Духовник – тот, кто следит за его жизнью в общине, направляет, помогает. Епархиальный духовник знает совесть каждого пастыря и несет перед Господом ответственность за его служение.

А ещё, конечно, опытный священник, который исповедует уже много лет, может дать правильный совет, помочь. Есть много вопросов, связанных с литургической жизнью, да и домашней, семейной, на которые молодому священнику ответ не дать, даже если он все книги прочитал.

— До сих пор возникает много вопросов, связанных с событиями на Заостровском приходе. Вы принимали у отца Иоанна Привалова ставленническую исповедь, наблюдали за началом его служения. Что вы, как духовник епархии, можете сказать об этой ситуации?

— Да, я знал его с самого начала, когда он только пришёл в Ильинский собор. У епископа Пантелеимона не хватало иподиаконов, было ещё сложное, переходное время. Владыка сказал, что хочет присмотреться к Ивану. Ваня согласился стать иподиаконом, сказал, что ему нравится церковная жизнь, что он хочет петь. Он очень любил православное богослужение, и никто тогда не мог бы сказать, к каким разделениям приведет его деятельность. После рукоположения отца Иоанна назначили в Сретенский храм в Заостровье. Через некоторое время стали доходить слухи, что отец Иоанн на приходе вводит новые порядки, искажает службу и даже не даёт присутствовать на Евхаристическом каноне людям, которые уже лет 20 как крещены.

Наконец, когда к отцу Иоанну стали ездить делегации из Москвы от священника Георгия Кочеткова, причём целыми автобусами, стало понятно, что он участвует в чуждом нашей Церкви движении.

— Получается, что разделения в Заостровском храме начались после того, как отец Иоанн познакомился с отцом Георгием Кочетковым?

— Да, отец Иоанн начал ездить к нему, и тот зачастил сюда. Наши священники были обеспокоены всей этой историей. Владыка Тихон неоднократно говорил отцу Иоанну, просил, чтобы он не отдалялся от епархии, не служил самочинно. Отец Иоанн вроде бы соглашался, просил прощения, а делал все равно по-своему. Мы видели, что из Сретенского храма ушли прихожане, которые не принимали всех этих нововведений. Многие жаловались мне, что в Заостровье не дают оставаться на Литургии, не исповедуют и не причащают крещеных людей. Заостровский приход на бумаге подчинялся епархии, а на деле управлялся о.Георгием Кочетковым. Можно сказать, он тут открыл свое подворье и полностью его контролировал.

Я еще владыке Тихону предлагал: «Переведите отца Иоанна в собор» — надеялся, что ситуация исправится.

— Отец Иоанн мог прийти к вам, как к духовнику, посоветоваться, поговорить?

— Он исповедовался мне на рукоположении, может быть, ещё один раз после этого, и всё. Когда мы с ним встречались (бывали такие случаи, в городе, в автобусе) я начинал что-то говорить, просил его изменить свое отношение. Отец Иоанн на словах соглашался, но служить в соборе не хотел. Почему?..

Каждый священник перед рукоположением дает присягу. Если он её нарушает, значит изменяет Церкви и становится как засохшая ветка на дереве. В его сердце не приходит благодать. Святитель Феофан Затворник писал, что если человек лукавит на исповеди, священник может этого и не знать, но когда он говорит: «Прощаю и разрешаю», — то Господь может сказать: «А Я не прощаю». Также и Серафим Саровский говорил, что человек может причаститься на земле, но остаться без Причастия на небе. Хорошо, если что-то происходит, и человек задумывается над своим состоянием. Господь посылает скорби и болезни для нашего вразумления.

— Решением Епархиального совета отец Иоанн был переведен в кафедральный собор под Ваше попечение. Общаетесь ли Вы сейчас?

— Я ждал его после Епархиального совета, но отец Иоанн так и не пришел, не поговорил со мной, не позвал поисповедовать. Мне его очень жаль. Исповедь – это лекарство, а тот, кто отказывается от лекарства, усугубляет своё состояние. Я и сейчас жду отца Иоанна, надеюсь все обсудить. Переживаю и постоянно молюсь за всех батюшек нашей епархии.

Беседовал Михаил Насонов

Епископ Архангельский и Мурманский Исидор (возглавлял Архангельскую кафедру с 1977 по 1987 годы), сейчас — митрополит Екатеринодарский и Кубанский

Ночью 24 ноября 2007 года неизвестные злоумышленники бросили в окно деревянного дома отца Владимира бутылку с зажигательной смесью Священник и его семья чудом остались живы.