Какая существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным

Содержание

Социальное партнёрство государства и религиозных организаций

Озвученная вчера на страницах «Ведомостей» позиция господина Прохорова о «антирелигиозном», а не светском (как это формулируется) государстве, не может не тревожить. Российскому государству и народу фактически предложено изгнать религию из своей повседневной жизни, отведя ей небольшие «участки», не соприкасающиеся с широкими слоями населения. В стенах Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования вопрос отношений церкви и государства ставился давно и основательно. В рамках исследования «Социальное партнёрство государства и религиозных организаций» был разработан проект Федерального закона «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями». Некоторые положения которого мы доводим до Вашего сведения.
С целью выработки наиболее правильной формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями была исследована российская практика подобного сотрудничества, которая до сих пор не получила должного закрепления в законодательстве Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации, как правило, имеется несколько видов религиозных объединений, которые выполняют множество разнообразных видов социально значимой деятельности. В целом картина выглядит очень внушительно, но требует осмысления. Опыт практически всех стран мира показывает, что систему идейно-духовных ориентиров в долговременной перспективе развития страны возможно построить только с участием социально значимых религий. Как подтверждение этого факта могут рассматриваться слова Президента Российской Федерации В. Путина, произнесенные им на пресс-конференции перед представителями ведущих СМИ страны 1 февраля 2007 г.: «И традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться — и сегодня, и в будущем — и к тому, и к другому». Известные социологи религии С. Филатов и Р. Лункин дают следующие общие показатели культурной религиозности (т. е. численность людей считающих себя представителями данного религиозного движения):

  • православных — 75–85 млн;
  • католиков — до 1 млн;
  • протестантов всех деноминаций — 1,5–1,8 млн;
  • старообрядцев всех толков — менее 1,5 млн;
  • мусульман — 6–9 млн;
  • иудаистов — до 50 тыс.;
  • буддистов — около 550 тыс.;
  • жестко организованных новых религиозных движений — не более 300 тыс.

Десять самых влиятельных религиозных организаций страны по мере своей значимости расположились следующим образом: Русская православная церковь, Федерация еврейских общин России, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Буддийская традиционная сангха России, Русская православная старообрядческая церковь, Армянская апостольская церковь. В так называемых новых религиозных движениях (Свидетели Иеговы, мормоны, кришнаиты, муниты, сайентологи, бахаиты, сатанисты, последователи Виссариона и т. д.) числятся в общей сложности не более 300 тыс. последователей. В ряде случаев точная оценка численности верующих представляет большие затруднения. В Аналитическом Центре Юрия Левады (Левада-центр) в июле 2007 г. был проведен представительный опрос свыше 2 тыс. россиян.
Более половины опрошенных россиян заявляли о приверженности православию (56%), треть считали себя атеистами, а остальные участники опроса указали на принадлежность к другим религиозным организациям. Итак, в России наряду с крупнейшими конфессиями представлено множество иных религиозных направлений, занимающихся социально значимой деятельностью. Некоторые из них — ровесники российского государства, другие возникли сравнительно недавно. Оглядываясь на историю, необходимо обратить внимание на три момента. Во-первых, в результате гонений на верующих в советское время некоторые относительно небольшие религиозные направления были полностью уничтожены и фактически возродились с нуля в конце 1980-х — начале 1990-х гг. (реформатство, методизм, Армия Спасения). Во-вторых, в лютеранстве, евангельском христианстве и пятидесятничестве примерно в то же время появились влиятельные группы из относительно многочисленных новообращенных, происходящих не из традиционных протестантских семей (хотя лидеры этих групп, как правило, — потомственные протестанты). В-третьих, после декларации 1927 г. митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти стали возникать оппозиционные РПЦ МП православные объединения. Рост и дробление небольших альтернативных православных юрисдикций продолжается по сей день.
Исторически сложившаяся распространенность религиозных организаций в субъектах Российской Федерации разная. Неудивительно, что выделяются две группы религий. Первая — крупные конфессии, которые уважаются значимым большинством населения. По доле населения и территориальной представленности с большим преимуществом первым идет православие, затем — ислам. Если учитывать уровень общественного признания, то к первой группе можно отнести дополнительно иудаизм и буддизм. Ко второй группе могут быть отнесены, во-первых, многочисленные религии, верования, вероучения и традиции малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые, тем не менее, несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в весьма ограниченных ареалах. В случаях, когда эти верования представлены действующими по закону религиозными организациями, их локальная социокультурная миссия должна быть уважаема. Также ко второй группе можно отнести неправославные христианские конфессии: католичество и протестантизм. Такая двойная структура религий в России не уникальна.

В большинстве стран мира также выделяются ведущие, общенациональные религии, которые получают особый статус в этой связи

и локальные, традиционные для определенной местности религии, а также менее распространенные по сравнению с общенациональными конфессии, не являющиеся культурообразующими для данной страны. Разница в статусах отражает естественную разницу в потенциалах и возможностях социально-культурного влияния на жизнедеятельность общества. Поэтому оба типа религий, оба типа статуса таких религий должны быть уважаемы и представлены в виде соответствующих норм и регуляций в разрабатываемом законопроекте.

Объем и разнообразие видов социально значимой деятельности религиозных организаций весьма велики. Многие из них могут осуществляться религиозными организациями самостоятельно на инициативной основе, однако большая часть приводит к необходимости сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления. В то же время правил такого взаимодействия не существует. Но социальное и гуманистическое значение самих перечисленных видов деятельности ни у кого сомнений вызывать не может. Из этих двух обстоятельств вытекает актуальность законопроекта о взаимодействии религиозных организаций и органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно статье 14 Конституции, Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 указывает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Вопрос о возможности преподавания религии в государственных школах стал даже предметом внимания ООН. Комитет по правам человека ООН в комментарии (1993) № 22 (48) к статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) установил, что обучение в государственных школах, касающееся общей истории религий и этики, разрешено, если это делается нейтрально и объективно. Но государственное образование, которое связано с обучением конкретной религии или вере, должно допускать исключения или альтернативы для родителей или попечителей.
Наряду с государственным образованием, в которое «внедряется» религиозное обучение, в государствах мира развиты институты непосредственно духовного религиозного образования. (Например, в Греции религиозные школы оплачиваются государством, священникам выплачивается жалованье).

Религиозные организации, осуществляя разностороннюю социальную деятельность, неизбежно оказываются в поле общественной, политической и государственной активности.

Естественно, что эти поля связаны с деятельностью СМИ. Соответственно встает вопрос о правах и возможностях религиозных организаций по взаимодействию со СМИ. В практике многих государств этот вопрос отрегулирован на уровне национального законодательства.
В России деятельность религиозных объединений регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. Он решает ряд вопросов практической деятельности религиозных образований разных конфессий и деноминаций в системе светского государства, но не учитывает и не вводит специфики социально значимых религий. Более того, этот закон не раскрывает конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства, что создает правовые препятствия для гармоничного существования социально значимых для России созидательных религиозных организаций. Все это не дает возможности религиозным организациям оказывать в полной мере то позитивное воздействие на формирование духовной основы российского общества, как это происходит поныне во многих государствах мира.
В России в настоящее время достаточно активно распространена практика заключения соглашений о сотрудничестве между религиозными организациями и отдельными исполнительными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако в законодательстве Российской Федерации этот вопрос остается неурегулированным. Мы предлагаем установить специальный правовой механизм взаимодействия — социальное партнерство, который уже получил закрепление в других отраслях права.

Под социальным партнерством понимается система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями, направленная на обеспечение реализации религиозными организациями уставных целей и задач в решении социально значимых проблем.

Отношения социального партнерства устанавливаются при безусловном соблюдении прав личности на свободу совести и свободу вероисповедания, принципа равенства всех религиозных объединений перед законом и предусматривают введение для тех религиозных организаций, которые получают статус социальных партнеров, приоритетов и льгот в отношении деятельности, направленной на позитивное решение социально значимых задач в интересах человека, семьи, общества и государства. Законодательное выделение статуса религиозных организаций — социальных партнеров для целей сотрудничества с органами государственной власти и органами местного самоуправления не противоречит конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом (часть 2 статьи 14). Этот принцип закрепляет исключительно формальное (юридическое), но не реальное равенство. Приведенная правовая норма не предполагает построения отношений государства со всеми религиозными объединениями, как с равными друг другу. В этом смысле следует различать такие понятия, как «равноправие» и «равенство». В конституционной норме, упоминающей этот принцип, речь идет именно о равноправии, которое означает предоставление религиозным объединениям равного объема прав (т. е. равных юридических возможностей пользования ими) и равного объема обязанностей.
Поэтому, по аналогии с конституционным принципом равенства граждан перед законом, который не исключает предоставления определенным категориям населения различных льгот, равенство религий перед законом не исключает законодательного закрепления преимуществ некоторых религиозных организаций, исходя из их исторической значимости, особой социальной роли, вклада в культурную жизнь России. Такой подход полностью отражает мировой опыт взаимодействия государства и религиозных организаций. Сотрудничество государства с религиозными организациями, внесшими существенный вклад в культурно-историческое развитие страны, не может рассматриваться как ущемление или умаление прав и законных интересов других религиозных организаций или объединений. Более того, учитывая национальные традиции и социальную активность иных религиозных организаций, государство обязано поддерживать и их, способствовать их социально полезной деятельности и регулировать ее с тем, чтобы не нанести ущерб той части населения России, которой ближе иные законно существующие религиозные организации. Для достижения этих целей необходимо четкое законодательное регулирование всех возможностей взаимодействия религиозных организаций — социальных партнеров с органами государственной власти и местного самоуправления в сферах образования, социальной поддержки населения, благотворительной деятельности и др.

Свобода духовной самореализации

Решение проблем:
а) просвещение в религиозной сфере для реализации осознанного и свободного духовного самоопределения;
б) проведение активной государственной политики противодействия демографическим угрозам и разрушению традиционных основ семьи;
в) обеспечение условий для широкого распространения просветительских программ религиозных объединений, которые направлены на охрану права на жизнь посредством укрепления семьи, противодействия практике абортов и так называемому «планированию семьи»;
г) создание механизмов действенной защиты от нарушающей конституционный принцип свободы совести, оскорбительной антирелигиозной пропаганды;
д) урегулирование возможности совершения религиозных обрядов для лиц, находящихся на военной службе;
е) урегулирование возможности совершения религиозных обрядов для лиц, находящихся в местах лишения свободы;
ж) предоставление централизованным религиозным организациям — социальным партнерам права создавать в соответствии со своими внутренними установлениями структурные подразделения по взаимодействию с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами и обеспечение органами государственной власти их присутствия и деятельности в Вооруженных Силах РФ по желанию военнослужащих;
з) предоставление структурным подразделениям по взаимодействию с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками религиозных организаций – социальных партнеров, воинскими формированиями и органами по согласованию с Коллегией при Правительстве Российской Федерации по социальному партнерству права проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей;
и) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров в сфере укрепления семьи.

Защита от внешнего деструктивного воздействия

Решение проблем:
а) привлечение религиозных организаций — социальных партнеров к участию в разработке правовых и административных мер по недопущению целенаправленного негативного психологического воздействия на людей;
б) сотрудничество государства и религиозных организаций — социальных партнеров в сфере образования;
в) участие религиозных организаций — социальных партнеров в решении вопросов примирения религиозных, этнических и иных социальных конфликтов;
г) участие религиозных организаций — социальных партнеров в разработке проектов законодательных актов и программ по развитию гражданского добрососедства, религиозной социальной и бытовой терпимости, по укреплению нравственного здоровья.

Возможность наследования духовных ценностей

Решение проблем:
а) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров с государством в сфере защиты и сохранения культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, культурного достояния всех народов России;
б) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров с государством в сфере непосредственного формирования у граждан моральных и нравственных, семейных и общественных, гражданских и патриотических ценностей;
г) сотрудничество государства и религиозных организаций — социальных партнеров в сфере обеспечения национальной безопасности.

Доступ к информации и образованию

Решение проблем:
а) привлечение органами государственной власти и органами местного самоуправления для решения социально значимых проблем общества и государства образовательных учреждений следующих типов: учреждений профессионального религиозного образования для подготовки священнослужителей; негосударственных общеобразовательных учреждений с преподаванием культурологических, религиоведческих, этических образовательных программ, содержащих основы вероучения и религиозной практики религиозных организаций — социальных партнеров; государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений с факультативным светским преподаванием культурологических, религиоведческих, этических образовательных программ, содержащих основы вероучения и религиозной практики религиозных организаций — социальных партнеров;
б) сотрудничество религиозных организаций — социальных партнеров с государством в сфере укрепления семьи;

Защита культурно-цивилизационной (национальной) идентичности России и повышение престижности созидательного религиозно-культурного мировоззрения и созидательных ценностей в России

Решение проблем:
а) четкая правовая регламентированность конституционного принципа отделения церкви от государства, устанавливающая, что в соответствии с принципом отделения религиозных объединений от государства религиозная организация: не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. В соответствии с принципом невмешательства государства в деятельность религиозных организаций в сферы, не подлежащие государственному регулированию, а относящиеся к исключительному ведению религиозных организаций — социальных партнеров и регулируемые их внутренними установлениями, включаются: вероучение; богослужение, другие религиозные обряды и церемонии; формирование внутренней иерархической и институциональной структуры и кадрового состава, осуществление религиозных прав и обязанностей, управление имуществом религиозного назначения.
б) правовая возможность установления органами государственной власти и органами местного самоуправления отношений социального партнерства и организации ими взаимодействия с религиозными организациями в сферах: формирования моральных, нравственных, семейных, гражданских и патриотических ценностей; предотвращения и разрешения межрелигиозных конфликтов; благотворительности; обеспечения национальной безопасности, включая взаимодействие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; представительства в органах государственной власти и органах местного самоуправления; образования; имущественных отношений; использования и сохранения памятников истории и культуры религиозного назначения.
в) разработка органами государственной власти и местного самоуправления и религиозными организациями — социальными партнерами совместных социально-благотворительных программ, а также участие религиозных организаций — социальных партнеров в государственных и муниципальных социальных программах, направленных на: поддержку социально незащищенных слоев населения, в том числе через учреждения религиозных организаций — социальных партнеров; создание и финансовое обеспечение домов-интернатов для одиноких престарелых граждан и инвалидов, социальных приютов для детей и иных учреждений социального обеспечения; поддержку семьи (создание семейных домов и баз отдыха, выплата целевых стипендий для многодетных семей).

Формирование в России правовой базы для обоснованной поэтапной компенсации материального ущерба религиозным организациям — социальным партнерам, нанесенного им в период воинствующего атеизма

Решение проблем:
а) определение порядка безвозмездной передачи в собственность централизованным религиозным организациям — социальным партнерам имущества религиозного назначения, относящегося к государственной или муниципальной собственности и находившегося до национализации его государством в собственности религиозных организаций, правопреемниками которых являются централизованные религиозные организации — социальные партнеры, за исключением имущества религиозного назначения, отнесенного к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, следующими государственными органами: в отношении федерального имущества Правительством Российской Федерации по согласованию с Коллегией при Правительстве Российской Федерации по социальному партнерству; в отношении имущества субъекта Российской Федерации органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с региональной коллегией по социальному партнерству в случае ее формирования в субъекте Российской Федерации; в отношении муниципального имущества органом местного самоуправления по согласованию с региональной коллегией по социальному партнерству в случае ее формирования в субъекте Российской Федерации;
б) поддержка органами государственной власти или органами местного самоуправления религиозных организаций — социальных партнеров в виде предоставления безвозмездных субсидий в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, а также в иных формах, реконструкции и ремонта имущества религиозного назначения, в случае если его ненадлежащее использование вплоть до момента безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций — социальных партнеров, привело к невозможности использования для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Совершенствование отношений государства и местных органов власти с отдельными верующими и религиозными объединениями в России

Решение проблем:
а) возможность заключения договора между государством и религиозными организациями о разграничении полномочий и принципах сотрудничества в различных сферах;
б) осуществление поддержки государством социально значимой деятельности религиозных организаций — социальных партнеров путем: предоставления целевых грантов в соответствии с положением о грантах, утверждаемом Правительством Российской Федерации; предоставления льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов, платежей и иных льгот; материально-технического обеспечения и представления из бюджетных средств Российской Федерации субсидий (включая полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом), государственных или муниципальных гарантий по решению уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления; содействия в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских и образовательных мероприятий;
в) признание имущества религиозного назначения, находящегося в собственности религиозных организаций — социальных партнеров, неотчуждаемым и ограниченным в обороте (особенности использования данного имущества религиозными организациями — социальными партнерами регулируются их внутренними установлениями);
г) установление для религиозных организаций — социальных партнеров обязательной статистической отчетности по видам деятельности, осуществляемой в рамках социального партнерства, предоставление религиозными организациями — социальными партнерами данной отчетности субъектам официального статистического учета по формам федерального статистического наблюдения;
д) установление порядка раздельного ведения бухгалтерского учета и отчетности по видам деятельности, осуществляемой в рамках социального партнерства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, религиозным организациям — социальным партнерам и их структурным подразделениям возможно предоставление права применения упрощенной системы налогообложения с момента государственной аккредитации;
е) регулирование Правительством Российской Федерации по согласованию с Коллегией по социальному партнерству с религиозными организациями — социальными партнерами вопросов совместного использования в культурно-просветительских и образовательных целях государственными и муниципальными учреждениями культуры и образования и религиозными организациями — социальными партнерами зданий и сооружений культового назначения, являющихся памятниками истории и культуры народов России, включенных в соответствующий государственный реестр и находящихся в собственности религиозных организаций — социальных партнеров. Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку религиозным организациям — социальным партнерам в виде предоставления безвозмездных субсидий в соответствии с лимитами бюджетных обязательств для обеспечения сохранности зданий и сооружений религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций — социальных партнеров и являющихся памятниками истории и культуры народов России, соразмерную их доле участия в безвозмездном совместном использовании с религиозными организациями — социальными партнерами. Религиозные организации — социальные партнеры несут ответственность за сохранность данных зданий и сооружений в части, в которой ими осуществляется их совместная эксплуатация.

Исправление концептуальных недоработок существующего российского законодательства, регулирующего взаимоотношения государства и религиозных объединений

Решение проблем:
а) введение правового статуса «религиозная организация — социальный партнер»;
б) введение юридических терминов: «религиозная организация — социальный партнер», «централизованная религиозная организация — социальный партнер», «местная религиозная организация — социальный партнер».

Статус религиозной организации — социального партнера государства

Решение проблем:
а) законодательное закрепление следующих критериев для придания статуса централизованной религиозной организации — социального партнера: единство вероучения, священных писаний и их толкований, религиозной практики, внутренних установлений; факт, свидетельствующий о существенном историческом позитивном вкладе в создание и построение российского государства; развитие гражданственности и патриотизма населения; укрепление семьи; формирование традиций, культуры, языка, духовно-нравственных ценностей государства и общества; отсутствие в вероучении и в литературе, признанной религиозной организацией в качестве священной, положений,которые авторитетно толкуются на уровне вероучения как целенаправленно призывающие к насилию над личностью, направленных против жизни и здоровья человека, основ конституционного строя и безопасности государства; исторически сложившееся правопреемство структуры и органов управления, основанных на внутренних установлениях; наличие внутреннего механизма контроля за сохранением основных положений вероучения и организационной целостности;
б) законодательное закрепление следующих критериев для придания статуса местной религиозной организации — социального партнера: единство вероучения, священных писаний и их толкований, религиозной практики, внутренних установлений; факт, свидетельствующий о существенном историческом позитивном вкладе в построение российского государства на части его территории; развитие гражданственности и патриотизма населения; укрепление семьи; формирование традиций, культуры, языка, духовно-нравственных ценностей народов России; отсутствие в вероучении и в литературе, признанной религиозной организацией в качестве священной, положений, которые авторитетно толкуются на уровне вероучения как целенаправленно призывающие к насилию над личностью, направленных против жизни и здоровья человека, основ конституционного строя и безопасности государства; исторически сложившееся правопреемство структуры и органов управления, основанных на внутренних установлениях; наличие внутреннего механизма контроля за сохранением основных положений вероучения и организационной целостности.
В документе отражены и другие сложнейшие проблемы и способы их решения, такие как: границы отделения религиозных объединений от государства; реализация филантропической (благотворительной) функции; реализация хозяйственно-экономической функции; реализация социально-этической функции; реализация миротворческой функции; реализация гражданской позиции религиозных организаций; концепты решений проблем в интересах государства; защита от внешнего деструктивного воздействия (защита суверенитета); заинтересованность государства в созидательных конфессиях; право на заключение договора о сотрудничестве между государством и религиозной организацией.
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ».

Вернуться на главную *Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»

Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 58

Данный принцип вытекает из положений ст. 14 Конституции РФ: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

В ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» <19> закрепляется, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

<19> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

При этом каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими (ст. 5 того же Закона).

Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

В последнее время принцип, утверждающий светский характер образования, все чаще используется в правоприменительной практике в связи со спорами по поводу так называемой религиозной компоненты общего образования <20>, неправомерного осуществления образовательной деятельности религиозными организациями (Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N 78-АПГ14-2 <21>), правил ношения школьной формы (Определение Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 15-АПГ14-11 <22>) и т.д.


<20> См. подробнее: Сабаева С.В. Проблемы правового регулирования и гарантирования реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение религиозного образования (религиозного компонента общего образования) // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 9.

<21> СПС «КонсультантПлюс».

<22> СПС «КонсультантПлюс».

Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Свобода образования в пределах, предусмотренных законодательством, — один из важнейших принципов современного образовательного права.

Этот принцип производен от базовых положений Конституции Российской Федерации и в первую очередь от конституционных норм, закрепляющих, что:

— человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2);

— Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Свободное развитие человека, предусмотренное Конституцией РФ, в современном мире невозможно без гарантированных свобод в сфере образования.

Следуя упомянутым конституционным принципам, законодательство об образовании исходит из того, что процесс образования должен быть организован с созданием условий для полного и свободного развития способностей каждого человека, его самореализации с учетом имеющихся у него склонностей и потребностей.

Свобода выбора получения образования предполагает, что каждый вправе осуществлять выбор:

— форм получения образования — в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования;

— организации, осуществляющей образовательную деятельность;

— направленности (профиля) <23> образования в пределах, предоставленных системой образования;

<23> Под направленностью (профилем) образования понимается ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, а также преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ст. 2 комментируемого Федерального закона об образовании).

— формы обучения — очной, очно-заочной или заочной, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся и с учетом потребностей и возможностей обучающегося.

Современное понимание права на образование, соответствующее стандартам международного права в области прав человека, не сводит его исключительно к праву каждого на получение образования, к возможности получения образования всеми желающими, оно дополняется правом на получение различных уровней образования и на получение образования в различных формах, правом на свободный выбор языка обучения, а также свободой получения образования в соответствии с убеждениями, то есть возможностью для каждого получить образование в соответствии с его религиозными или идеологическими взглядами на мир.

Особого упоминания заслуживают особенности реализации комментируемого принципа в отношении несовершеннолетних обучающихся.

К числу юридических гарантий комментируемого принципа относятся законодательные нормы (например, ст. 44 Федерального закона об образовании), которыми устанавливается правовой статус родителей обучающихся, одним из элементов которого является право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования форму получения образования и форму обучения, организацию, осуществляющую образовательную деятельность, язык (языки) образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность и т.д. Данное право родители реализуют с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, при наличии таких комиссий. Кроме того, в той же статье Закона об образовании закреплено право родителей дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.

Наконец, свобода образования предполагает обязательное наличие педагогических и академических свобод, которые подразумевают свободу выбора педагогических методов обучения, источников информации, свободу постановки вопросов, проведения исследований и дискуссий и т.д. Соответствующая законодательная норма-принцип производна от конституционной нормы, в соответствии с которой «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания» (ст. 44 Конституции РФ).

Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Концепция «образование в течение жизни» (Lifelong Learning — LLL) сформировалась на фоне перехода развитых стран к формированию экономики, основанной на знаниях, и стала одним из признаков современного постиндустриального общества.

Быстроменяющаяся среда, стремительно развивающиеся наука и техника, обновляющиеся технологии оставляют в прошлом прежнюю образовательную стратегию «образование на всю жизнь», которая исходила из возможности в самом начале жизни «набраться образования» на всю оставшуюся жизнь.

Непрерывное образование («образование в течение жизни») стало ответом на новые социально-экономические реалии и вызовы современности — стремительно развивающийся научно-технический прогресс, ускоренная глобализация, существенные изменения, происходящие на рынке труда, миграционные потоки и т.д.

Наряду с экономическими причинами, переходу к модели непрерывного образования («образование в течение жизни») содействовала также нацеленность образования на максимальное удовлетворение культурных, духовных, познавательных и иных запросов человека.

Политико-правовые основы концепции «образование в течение жизни» были заложены в актах ЮНЕСКО и Совета Европы. Концепция получила свое развитие в документах, принятых в рамках Болонского процесса. Так, в заключительном Коммюнике Пражской конференции министров образования европейских государств (май 2001 г.) подчеркнута важность «образования в течение жизни» как существенного элемента Европейского пространства высшего образования. В Глоссарии к документам по Болонскому процессу читаем: «Обучение в течение жизни» включает все периоды обучения, от дошкольного до послепенсионного, и охватывает целый спектр формального, неформального и самостоятельного обучения. Выполнение этой идеи будет реализовано посредством достижения взаимодействия формального образования и профессиональной подготовки при формировании политики, охватывающей такие важные аспекты жизнедеятельности, как образование, молодежная политика, научные исследования и занятость. Пожизненная структура обучения должна развиваться для предоставления каждому индивидууму возможности выбора среди широкого круга образовательных услуг, видов занятости, регионов и стран, для того чтобы повышать его знания, квалификацию и компетентность при их оптимальном использовании» <24>.

Задачи «обучения в течение жизни» формулируются следующим образом: «Двумя стратегическими задачами обучения в течение жизни, равными по важности, являются развитие идей активной гражданской позиции и развитие профессиональных навыков, необходимых для адаптации к требованиям нового общества, построенного на знаниях, и позволяющих в полной мере участвовать в социальной и экономической жизни. Обучение в течение жизни необходимо для того, чтобы жители Европы получили инструменты для саморазвития и для активного участия в жизни современного общества, включая навыки, необходимые в области новых технологий» (Меморандум Комиссии Европейского Совета «Об обучении в течение жизни», 30 октября 2000 г.) <25>.

<25> Там же. С. 337.

Важным элементом в концепции «образование в течение жизни» является логично выстроенная система кредитов, позволяющая осуществить оценку и признание дипломов и сертификатов, полученных в школе, университете, в процессе обучения на производстве. С ее помощью обеспечивается трансфер квалификаций между школами, университетами и сферой производства <26>.

<26> Там же. С. 226.

Современный вектор образовательной политики направлен на формирование обучающегося общества (learning society), то есть такого общества, в котором всем категориям граждан предоставляются условия для обучения, отвечающего их запросам и интересам.

В обществе, основанном на знаниях, образование и профессиональные умения становятся одними из важнейших факторов достижения экономического успеха и социального согласия, а ответственность за обучение распределена между государством, работодателями, работниками и гражданами.

При этом важно отметить, что «образование в течение жизни» — понятие более широкое и емкое, чем понятие «непрерывное профессиональное образование». Базой непрерывного образования является начальное и среднее общее образование, в процессе которого у обучающегося формируется мотивация к обучению и накапливаются навыки, составляющие понятие «умение учиться». Однако его целью становится не только получение новых профессиональных навыков, но и всестороннее развитие человека в соответствии с его культурными и религиозными потребностями и запросами.

«Образование в течение жизни» означает сочетание формального обучения в образовательных организациях, заканчивающееся получением определенного документа об образовании, с неформальным образованием, позволяющим организовать обучение с учетом индивидуальных потребностей обучающихся, предлагающим гибкие программы и расписание и предполагающим наличие тесных связей обучения с практикой (неформальное образование в общественных университетах, муниципальных учебных центрах, заочное образование для жителей труднодоступных районов, обучение новым трудовым навыкам непосредственно на рабочем месте и т.д.), а также с информальным образованием, представляющим собой индивидуальную познавательную деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь человека, так называемое спонтанное образование — результат активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде (интеллектуальное общение, чтение, досуговая активность, посещение музеев, театров, выставок, путешествия и т.д.), позволяющий ему трансформировать образовательный потенциал общества в факторы своего личного развития.

Обеспечение права на образование в течение жизни предполагает создание на рабочих местах качественных систем обучения и формирование у обучающихся умений, необходимых для самообразования.

Концепция «образование в течение жизни» исходит из необходимости постоянного и последовательного обучения, в ходе которого обучающийся овладевает компетенциями, которые ему нужны для жизни, а также для того, чтобы найти свое место в обществе, экономика которого основывается на знаниях.

Комментируемый принцип нацеливает государственную политику и законодательство в сфере образования на обеспечение права на непрерывное образование в течение всей жизни. Для того чтобы наполнить это право реальными гарантиями, система образования должна отвечать следующим требованиям:

— предоставлять качественное «стартовое образование» (общеобразовательное и профессиональное);

— быть многоуровневой;

— дополнять базовое образование последипломным образованием;

— обеспечивать маневренность образовательных программ (возможность изменения впоследствии образовательной траектории, обучения одновременно на двух и более программах в разных областях);

— гарантировать преемственность образовательных программ (окончание одной образовательной программы должно «стыковаться» с поступлением на другую программу);

— добиваться интеграции образовательных структур, превращения их в многопрофильные, многоуровневые образовательные центры.

Комментируемый принцип законодатель дополнил также требованием адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Адаптивной называют образовательную систему, способную помочь каждому обучающемуся достичь оптимального уровня интеллектуального развития и (или) профессиональной подготовки в соответствии с его способностями и интересами.

Адаптивная система образования выстраивается таким образом, чтобы развивать у каждого обучаемого механизмы природной и социальной адаптации. Для этого в интересах максимального развития возможностей каждого обучаемого вносятся изменения во все основные компоненты образовательного процесса: его структуру, содержание, формы и методы, критерии оценки результатов обучения и т.д. <27>.

Принцип адаптивности системы образования получил свое развитие в ряде статей главы 11 комментируемого Федерального закона («Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся»).

Так, статья 77 посвящена организации получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности: «В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования».

В статье 79 закреплены особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Вопросы организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, составляют предмет статьи 80: «Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» и т.д.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования

1.2 Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования

Данный принцип является один из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии.

Светский характер образования предполагает:

1. Недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.

2. Исключение какого бы то ни было вмешательства
религиозных организаций в содержание и организацию учебного
процесса в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, недопустимость цензуры с их стороны программ,
учебников, учебных пособий, соответствующих образовательному стандарту, включая религиоведение.

3. Запрет на размещение в зданиях государственных и
муниципальных учебных заведений религиозной символики,
предметов культа, отправления молебнов и религиозных обрядов,
мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм
религиозной пропаганды.

Государственная и муниципальная школа должна быть запретной территорией для прозелитизма любой религии или конфессии.

Вместе с тем такая постановка вопроса не означает ограничения возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

Эту функцию в государственном образовательном стандарте выполняют курс «Религиоведение» («Основы религиоведения») и широкий комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском и культурологическом планах.

Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепций свободомыслия и атеизма, их места в развитии духовной культуры общества осуществляется в курсе религиоведения и других гуманитарных дисциплин наряду с изучением религии как социального явления и феномена культуры. Для обеспечения научного уровня религиоведческого образования и исключения конфессионального влияния на его содержание необходимо четко определить различия между религиозным и религиоведческим образованием по ряду параметров.

Религиозное образование Религиоведческое образование
Различие в целях
Внедрение религиозной веры в сознание учащихся и ее укрепление, богопознание Вооружение учащихся научными знаниями о религии как социальном явлении и явлении культуры, ее месте в духовной жизни обществ, конкретных народов и личности
Конфессиональное определение Воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культурным потенциалом, широтой кругозора
Обучение догматам и обрядам определенной религии, ее предписаниям и правилам поведения
Итог: воцерковление, воспитание верующей личности Итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости
Различия в содержании
Вероучение, истины веры, догматы конкретной религии (конфессии) Знания о религии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе происхождении, историческом развитии)
Изучение священных книг конкретной религии (конфессии) Знания о роли религии в истории и культуре конкретных стран и народов
Номы правила религиозного культа Знакомство с Библией, Кораном и священными книгами других религий как культурно историческими памятниками
Соединение обучения с богослужением Знание особенностей вероучения и культа, систем нравственных норм и ценностей различных религий
Система нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей Знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре человечества и отдельных народов
История церкви

Различия по субъектам ответственности

(организация, определение содержания)

Церковь, религиозные организации: руководящие органы конфессий, соответствующие отделы, епархиальные (региональные) управления, общины (приходы, поместные церкви и т. п.) религиозные фонды Государство в лице министерства образования, других министерств и ведомств, имеющие образовательные учреждения
Органы образования субъектов РФ
Муниципальные органы власти и их отделы образования
По субъектам исполнения
Духовные учебные заведения ( академии, семинарии, теологические институты, библейские курсы) -для подготовки священно — церковнослужителей Государственные вузы всех типов
Конфессиональные общеобразовательные учебные заведения (гимназии, лицеи, школы) – для получения общего образования в сочетании с религиозным воспитанием Государственные и муниципальные средние и средне специальные учебные заведения
Богословские университеты и институты для подготовки теологов и преподавателей религиозных дисциплин, воскресные школы

Обеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной, муниципальной системы образования, в определении содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.

Образовательное учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляет основу понятия светского образования, светской школы.

Светская школа выступает в роли гаранта соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. Религиозное образование и воспитание не предусмотрено учебными программами, но может осуществляться по желанию детей, их родителей или опекунов вне светской школы.

Светской школе противостоят религиозная (церковно­приходская) и антирелигиозная школы.

Религиозная (церковно-приходская) школа, составлявшая основу системы образования и просвещения в России до 1917 году, в обязательном порядке обучала школьников молитвам, Закону Божию, церковному пению, основам гражданской печати, письму и начаткам арифметики. Для сельской местности такая школа была первым и часто единственным учебным заведением.

Антирелигиозная школа сформировалась в советский период российской истории. Одной из основных ее задач было формирование у учащихся атеистического мировоззрения, непримиримого отношения к религии. Этой задаче были подчинены как учебная, так и воспитательная работа, что не только исключало из программ целые пласты отечественной культуры, но и сужало возможности обеспечения свободы совести обучающих и обучающихся.

2. Конституционно-правовая база религиоведческого

и религиозного образования в государственных

и муниципальных образовательных учреждениях

Российской Федерации

Правовое поле получения образования в Российской Федерации, в том числе религиоведческого и религиозного, создается и поддерживается Конституцией РФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ, приказов Министра образования РФ. Определенную роль в его оптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации, соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемые федеральными органами управления (министерствами, ведомствами) с отдельными конфессиями. Одна из основных идей этих документов: право на свободу совести и религиозных убеждений есть неотъемлемое условие достойной жизни каждого человека и гражданина.

Все известные документы, составляющие конституционно — правовую базу обеспечения свободы совести в сфере образования, целесообразно объединить и проанализировать в рамках следующих трех групп:

1) международные декларации, пакты, Конституция РФ, федеральные законы и другие документы федерального уровня;

2) законодательные акты субъектов Федерации;

3) ведомственные, межведомственные правовые акты.

Информация о работе «Конституционно – правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ» Раздел: Право
Количество знаков с пробелами: 53141
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

49086 0 0

… расчетов по трудовым договорам. Приостановление деятельности политических партий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О политических партиях». Отдельные ограничения деятельности общественных и религиозных объединений устанавливаются в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст. 23 Закона Российской Федерации «О чрезвычайном положении», в случае введения чрезвычайного …

43757 0 0

… актов, входящих в такие законодательства, но и серьезно затрудняет попытки реконструкции последних. — в целях совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями представляется целесообразным Правительству Российской Федерации разработать и принять положение, которое определит формы взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями …

63272 0 0

… не ограничены какой-либо определенной сферой, как это предусмотрено Законом о профсоюзах в случае осуществления контрольных функций органами исполнительной власти. 3. Административно-правовой статус благотворительных организаций. Законом об общественных объединениях предусмотрено, что деятельность отдельных видов общественных объединений может быть урегулирована в специальных законах. …

245579 5 0

… являются отделение религии от государства, невмешательство религиозных объединений в дела государства и политику. 3. Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций 3.1 Опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан Начало полному разделению церковных и государственных институтов в Дагестане …

Статья 14 Конституции РФ

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к Статье 14 Конституции РФ

1. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является одно из основных направлений христианства — протестантизм (англиканская церковь), в Израиле — иудаизм. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня — Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

2. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь. В Российской Федерации как демократическом и светском государстве религиозное объединение не может подменить политическую партию, оно надпартийно и неполитично. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Принцип светского государства в понимании, сложившемся в странах с моноконфессиональным и мононациональным устройством общества и с развитыми традициями религиозной терпимости и плюрализма, позволяет допустить в некоторых странах политические партии, основанные на идеологии христианской демократии, поскольку понятие «христианский» в данном случае выходит за конфессиональные рамки и обозначает принадлежность к европейской системе ценностей и культуре.

В многонациональной и многоконфессиональной России такие понятия, как «православный», «мусульманин», «русский», «башкирский» и т.д., ассоциируются в общественном сознании скорее с конкретными конфессиями и отдельными нациями, чем с системой ценностей российского народа в целом. Поэтому конституционный принцип демократического и светского государства применительно к конституционно-историческим реалиям, сложившимся в России, не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. Такой запрет соответствует аутентичному смыслу ст. 13 и 14 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 28 и 29 (см. комментарии к ст. 13, 14, 19, 28 и 29) и является конкретизацией содержащихся в них положений (см. Постановление КС РФ от 15.12.2004 N 18-П).

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является упомянутый Закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции или его территориальным органом в порядке, установленном действующим законодательством. Перерегистрация религиозных организаций не может проводиться вопреки условиям, которые в силу п. 1 ст. 9 и п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях необходимы и достаточны для учреждения и регистрации религиозных организаций. Из этих норм следует, что для перерегистрации религиозных организаций, учрежденных до вступления в силу данного Закона, а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации, не требуется документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет; на такие религиозные организации не распространяется требование о ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока; они не могут быть ограничены в правоспособности на основании абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 (см. Постановление КС РФ от 23.11.1999 N 16-П).

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в России вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе: производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительную деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством РФ; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Надо сказать, что отдельные положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях неоднократно служили предметом рассмотрения Конституционного Суда. Однако каждый раз Суд признавал их не противоречащими Конституции.

Так, Конституционный Суд РФ принял Определение от 13.04.2000 N 46-О по жалобе регионального объединения «Независимый российский регион Общества Иисуса» на нарушения конституционных прав и свобод п. 3-5 ст. 8, ст. 9 и 13, п. 3 и 4 ст. 27 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях*(77).

Суд пришел к выводу, что оспариваемыми положениями Закона о свободе совести и о религиозных объединениях применительно к их действию в отношении религиозных организаций, учрежденных до вступления данного Закона в силу, конституционные права и свободы заявителя не нарушены.