Свобода вероисповедания

1 октября 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон «О свободе совести и религиозных организациях», утвердивший за отдельными приходами и церковными учреждениями статус юридического лица. Закон сохранил существовавший ранее орган по связям с церковными учреждениями — Совет по делам религий при Совете министров СССР, но лишил его властных полномочий.

Прямым результатом этого закона стало изменение статуса Русской православной церкви и других религиозных организаций, которые получили должную правовую основу своей деятельности и приобрели правоспособность юридического лица.

Отныне религиозные организации могли владеть недвижимостью, заниматься хозяйственной деятельностью, создавать учебные заведения для детей и взрослых, а также свободно распространять религиозную литературу.

Спустя месяц, 25 октября 1990 г., был принят российский закон «О свободе вероисповеданий», подтвердивший большинство положений союзного закона, но предлагавший более радикальное решение «религиозного вопроса». В частности, был упразднён Совет по делам религий, и впервые в советском законодательстве прописывалось право на альтернативную военную службу по религиозным мотивам.

Принятие этих законодательных актов было прогрессивным явлением в развитии государственно-церковных отношений. Впервые в истории страны законодательно провозглашались и закреплялись нормы, обеспечивавшие свободу совести и религиозных действий. В 1997 г. этот акт был заменён новым законом «О свободе совести и религиозных объединениях».

О свободе совести и религиозных организациях (не применяется. В настоящее время действует Федеральный закон от 26.9.97 N 125-ФЗ)

О свободе совести и религиозных организациях

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН

О свободе совести и религиозных организациях

____________________________________________________________________
Не применяется. В настоящее время действует Федеральный закон
от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ
____________________________________________________________________

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи закона

Настоящий Закон гарантирует права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии и регулирует отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций.

Статья 2. Законодательство о свободе совести и религиозных
организациях

Законодательство о свободе совести и религиозных организациях состоит из настоящего Закона, устанавливающего в соответствии с Конституцией СССР основные гарантии свободы совести, и издаваемых в соответствии с ним законов Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 3. Право на свободу совести

В соответствии с правом на свободу совести каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии.
Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии.
Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или к отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии.
Осуществление свободы исповедовать религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья и морали, а также прав и свобод других граждан, установлены законом и совместимы с международными обязательствами СССР.

Статья 4. Равноправие граждан независимо от их отношения
к религии

Граждане СССР равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии. Указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается, кроме случаев, когда этого желает сам гражданин.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и установление каких-либо преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как возбуждение связанных с этим вражды и ненависти либо оскорбление чувств граждан влекут ответственность, установленную законом.
Никто не может по мотивам своих религиозных убеждений уклоняться от исполнения установленных законом обязанностей. Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам убеждений допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством СССР.

Статья 5. Отделение церкви (религиозных
организаций) от государства

Все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим не допускается.
Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует деятельность религиозных организаций и деятельность по пропаганде атеизма.
Не допускаются ограничения на ведение научных исследований, в том числе финансируемых государством, пропаганду их результатов либо включение их в общеобразовательные программы по признаку их соответствия или несоответствия положениям какой-либо из религий или атеизма.
Религиозные организации не выполняют государственных функций.
Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, а также использовать наравне с общественными объединениями средства массовой информации.
Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и не оказывают политическим партиям финансовой поддержки. Служители религиозных организаций имеют право на участие в политической жизни наравне со всеми гражданами.
Религиозные организации обязаны соблюдать требования действующего законодательства и правопорядок.
Государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между религиозными организациями различных вероисповеданий, а также между их последователями.

Статья 6. Отделение школы от церкви (религиозных
организаций)

Государственная система образования в СССР отделена от церкви и носит светский характер. Доступ к различным видам и уровням образования предоставляется гражданам независимо от их отношения к религии.
Граждане могут обучаться религиозному вероучению и получать религиозное образование на языке по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
Религиозные организации, имеющие зарегистрированные в установленном порядке уставы (положения), вправе в соответствии со своими установлениями создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения и группы, а также проводить обучение в иных формах, используя для этого принадлежащие или предоставляемые им в пользование помещения.

Глава II. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР
Статья 7. Религиозные организации

Религиозными организациями в СССР являются религиозные общества, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, состоящие из религиозных организаций. Религиозные объединения представляются своими центрами (управлениями).
Религиозные организации в СССР образуются с целью удовлетворения религиозных потребностей граждан по исповеданию и распространению веры и действуют в соответствии со своей собственной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим уставам (положениям).

Статья 8. Религиозное общество

Религиозное общество образуется гражданами в целях совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей и действует на добровольных началах.
Уведомление государственных органов об образовании религиозного общества не является обязательным.

Статья 9. Религиозные управления, центры
и объединения

Религиозные управления, центры и объединения действуют на основании своих уставов (положений), поскольку они не противоречат действующему законодательству.
Религиозные организации в СССР, имеющие руководящие центры за рубежом, могут руководствоваться в своей деятельности их уставами (положениями), если при этом не нарушается советское законодательство.
Отношения государства с религиозными управлениями, центрами и объединениями, в том числе и зарубежными, не урегулированные законом, разрешаются в соответствии с договоренностями между ними и государственными органами.

Статья 10. Монастыри, братства и миссии

Религиозные управления и центры вправе в соответствии со своими зарегистрированными уставами (положениями) основывать монастыри, религиозные братства и миссионерские организации (миссии), которые действуют на основании своих уставов (положений), регистрируемых в установленном законом порядке.
Монастыри и религиозные братства могут быть образованы также в порядке, предусмотренном настоящим Законом для образования религиозных обществ, с регистрацией их устава (положения).

Статья 11. Духовные учебные заведения

Религиозные управления и центры в соответствии со своими зарегистрированными уставами (положениями) вправе создавать духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей и служителей иных необходимых им религиозных специальностей. Духовные учебные заведения действуют на основании своих уставов (положений), регистрируемых в установленном законом порядке.
Граждане, обучающиеся в очных высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются в порядке, установленном для учащихся государственных учебных заведений, правами и льготами по отсрочке прохождения воинской службы, налогообложению, включению времени обучения в трудовой стаж.

Статья 12. Уставы религиозных организаций

Устав (положение) религиозной организации, в соответствии с гражданским законодательством определяющий ее правоспособность, подлежит регистрации в порядке, установленном законом. Этот устав содержит сведения о виде и местонахождении религиозной организации, ее вероисповедной принадлежности, о месте в организационной структуре религиозного объединения, об имущественном положении, о правах по учреждению предприятий и средств массовой информации, основанию других религиозных организаций, созданию учебных заведений и об иных правомочиях, о порядке решения имущественных и других вопросов в случае прекращения ее деятельности, а также иные положения, связанные с особенностями деятельности данной организации.
Уставы (положения) или иные документы, определяющие вероучительную сторону деятельности, решающие прочие внутренние вопросы религиозной организации, не подлежат регистрации в государственных органах. Государство принимает к сведению и уважает внутренние установления религиозных организаций, если они представлены в соответствующие государственные органы и поскольку они не противоречат действующему законодательству.

Статья 13. Религиозные организации — юридические лица

Религиозные организации признаются юридическими лицами с момента регистрации их устава (положения).
Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и несут обязанности в соответствии с законодательством и своими уставами (положениями).

Статья 14. Регистрация уставов религиозных организаций

Для получения правоспособности юридического лица религиозным обществом образовавшие его граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, в количестве не менее десяти человек подают заявление с приложением устава (положения) для регистрации в органе юстиции исполнительного и распорядительного органа местного Совета народных депутатов, а в республиках, не имеющих областного деления, — в Министерство юстиции по месту предполагаемой деятельности общества. В случае, если религиозное общество принадлежит к какой-либо религиозной организации, это указывается в уставе и подтверждается соответствующим религиозным управлением или центром. Орган юстиции рассматривает заявление в месячный срок и принимает соответствующее решение.
При отсутствии подтверждения, указанного в части первой настоящей статьи, орган юстиции вправе запросить дополнительные материалы и получить заключение специалистов. В этом случае решение принимается в трехмесячный срок.
Религиозные объединения, а также центры, управления, монастыри, религиозные братства, миссии, духовные учебные заведения, создаваемые религиозными организациями, представляют на регистрацию устав (положение), принятый этими организациями, орган юстиции исполнительного и распорядительного органа местного Совета народных депутатов, а в республиках, не имеющих областного деления, — в Министерство юстиции его расположения. Орган юстиции принимает решение о регистрации устава в месячный срок.
Религиозные объединения, состоящие из религиозных организаций, действующих на территории двух и более союзных республик, вправе представить свой устав (положение) на регистрацию в Министерство юстиции СССР, которое в этом случае рассматривает его и принимает решение в месячный срок.
Законодательством союзных и автономных республик может быть установлен иной порядок регистрации уставов (положений) религиозных организаций, действующих на их территории. (В ред. — Закон СССР от 4 июня 1991 г. N 2225-I).

Статья 15. Отказ в регистрации устава религиозной
организации

Решение об отказе в регистрации устава (положения) религиозного общества или религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с указанием оснований отказа. Это решение или превышение установленного настоящим Законом срока принятия решения могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Статья 16. Прекращение деятельности религиозных
организаций

Деятельность религиозных организаций может быть прекращена лишь при их ликвидации в соответствии с их собственными установлениями или при нарушении положений настоящего Закона, других законов Союза ССР, союзных и автономных республик.
Решение о прекращении деятельности религиозной организации принимается органом, зарегистрировавшим ее устав (положение). Это решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Глава III. ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья 17. Пользование имуществом, являющимся собственностью
государства, общественных организаций или граждан

Религиозные организации вправе использовать для своих нужд здания и имущество, предоставляемые им на договорных началах государственными, общественными организациями или гражданами.
Местные Советы народных депутатов и государственные органы могут передавать религиозным организациям в собственность или в безвозмездное пользование культовые здания и иное имущество, находящиеся в собственности государства.
Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им культовых зданий с прилегающей территорией.
Решения по вопросу о передаче религиозным организациям культовых зданий и имущества должны приниматься не позднее чем в месячный срок с момента получения соответствующего ходатайства, с одновременным сообщением об этом в письменном виде заявителям.
Передача религиозным организациям и использование ими объектов и предметов, являющихся памятниками истории и культуры, осуществляются в соответствии с законодательством.
Владение и пользование землей религиозные организации осуществляют в порядке, установленном законодательством.

Статья 18. Собственность религиозных организаций

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности.
Религиозные организации имеют право собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством, а равно приобретенное по другим основаниям, предусмотренным законом.
В собственности религиозных организаций может быть также имущество, находящееся за границей.
Религиозные организации вправе обращаться за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями и получать их.
Финансовые и имущественные пожертвования, а равно иные доходы религиозных организаций налогами не облагаются. Право собственности религиозных организаций охраняется законом.

Статья 19. Производственная и хозяйственная деятельность
религиозных организаций

Религиозные организации вправе в соответствии с законодательством и своими уставами (положениями) учреждать издательские, полиграфические, производственные, реставрационно-строительные, сельскохозяйственные и другие предприятия, а также благотворительные заведения, (приюты, интернаты, больницы и другие), обладающие правами юридического лица.
Прибыль от производственной деятельности и иные доходы предприятий религиозных организаций облагаются налогами в соответствии с законодательством в порядке и размерах, установленных для предприятий общественных организаций.

Статья 20. Распоряжение имуществом религиозных организаций,
прекративших свою деятельность

После прекращения деятельности религиозных организаций имущество, предоставленное им в пользование государственной, общественной организацией или гражданами, возвращается его прежнему владельцу.
При прекращении деятельности религиозной организации распоряжение находившимся в ее собственности имуществом осуществляется в соответствии с ее уставом (положением) и действующим законодательством.
На имущество культового назначения, принадлежащее религиозным организациям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.
При отсутствии правопреемников имущество переходит в собственность государства.

Глава IV. ПРАВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН,
СВЯЗАННЫЕ СО СВОБОДОЙ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Статья 21. Религиозные обряды и церемонии

Религиозные организации имеют право основывать и содержать свободно доступные места богослужений или религиозных собраний, а также места, почитаемые в той или иной религии (места паломничества).
Богослужения, религиозные обряды и церемонии беспрепятственно проводятся в молитвенных зданиях и на принадлежащей им территории, в местах паломничества, в учреждениях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, в квартирах и домах граждан.
Командование воинских частей не препятствует участию в богослужениях и выполнению религиозных обрядов военнослужащими в их свободное время.
Богослужения и религиозные обряды в больницах, госпиталях, в домах для престарелых и инвалидов, в местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан. Администрация этих учреждений оказывает содействие в приглашении священнослужителей, принимает участие в определении времени и других условий проведения богослужения, обряда или церемонии.
В иных случаях публичные богослужения, религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, демонстраций, и шествий.
Религиозные организации вправе обращаться с предложениями о проведении богослужений к гражданам, находящимся в больницах, госпиталях, домах престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы.

Статья 22. Религиозная литература и предметы религиозного
назначения

Граждане и религиозные организации вправе приобретать и использовать религиозную литературу на языке по своему выбору, а равно другие предметы и материалы религиозного назначения.
Религиозные организации вправе производить, экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения, религиозную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания.
Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения предприятий по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения.

Статья 23. Благотворительная и культурно-просветительская
деятельность религиозных организаций

При религиозных организациях могут создаваться общества, братства, ассоциации и другие объединения граждан, образующиеся для благотворительности, изучения и распространения религиозной литературы и иной культурно-просветительской деятельности. Они могут иметь собственные уставы, регистрируемые в порядке, установленном для общественных объединений.
Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность и милосердие как самостоятельно, так и через общественные фонды.
Пожертвования и отчисления на эти цели исключаются из сумм, подлежащих налогообложению.

Статья 24. Международные связи и контакты верующих и религиоз-
ных организаций

Граждане и религиозные организации вправе на групповой или индивидуальный основе устанавливать и поддерживать международные связи и прямые личные контакты, включая выезды за границу для паломничества, участия в собраниях и других религиозных мероприятиях.
Религиозные организации могут направлять граждан за границу для обучения в духовных учебных заведениях и принимать в этих целях иностранных граждан.

Глава V. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ИХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ

Статья 25. Трудовые правоотношения в религиозных
организациях

Религиозная организация вправе принимать на работу граждан.
Условия труда устанавливаются по соглашению между религиозной организацией и работником и указываются в трудовом договоре, который заключается в письменной форме.
Религиозная организация обязана в установленном порядке зарегистрировать трудовой договор.
В том же порядке регистрируются документы, определяющие условия оплаты священнослужителей.
Граждане, работающие в религиозной организации по трудовому договору, могут быть членами профсоюза.

Статья 26. Трудовые права граждан, работающих
в религиозных организациях

На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовому договору, распространяется законодательство о труде наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций.
Налогообложение доходов от работы в религиозных организациях, получаемых гражданами, включая священнослужителей, осуществляется по ставкам, установленным для рабочих и служащих государственных предприятий, учреждений и организаций.

Статья 27. Трудовые правоотношения граждан на предприятиях
и в учреждениях религиозных организаций

На граждан, работающих на всех предприятиях, учрежденных религиозными организациями, а также в созданных ими благотворительных заведениях, распространяются законодательство о труде, порядок налогообложения, социального страхования и социального обеспечения рабочих и служащих государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций.

Статья 28. Социальное обеспечение и социальное
страхование граждан, работающих в религиозных
организациях

Граждане, работающие в религиозных организациях, включая священнослужителей, подлежат социальному обеспечению и социальному страхованию наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций.
В этих целях религиозные организации, их предприятия и заведения вносят в Фонд государственного социального страхования и Пенсионный фонд СССР отчисления в порядке и размерах, устанавливаемых для общественных организаций, их предприятий и учреждений.
Всем гражданам, работающим в религиозных организациях, государственная пенсия назначается и выплачивается на общих основаниях в соответствии с законодательством.

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 29. Государственные органы по делам религий

Государственный орган СССР по делам религий является информационным, консультативным и экспертным центром. В этом качестве он:
осуществляет контакты и координационные связи с аналогичными учреждениями в союзных и автономных республиках и за границей;
создает банк данных о религиозных организациях в СССР и по исполнению законодательства о свободе совести и религиозных организациях;
создает экспертный совет религиоведов, представителей религиозных организаций и специалистов по проблемам прав человека для проведения религиоведческой экспертизы и дает в необходимых случаях официальное экспертное заключение по вопросам органов государственного управления и суда;
оказывает по просьбе религиозных организаций содействие в достижении договоренностей с государственными органами и необходимую помощь по вопросам, требующим решения государственных органов;
способствует укреплению взаимоотношений и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий внутри страны и за границей.
Государственный орган СССР по делам религий образуется Советом Министров СССР.
Государственные органы по делам религий союзных и автономных республик образуются и действуют в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства
о свободе совести и религиозных организациях

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о свободе совести и религиозных организациях, несут ответственность, установленную законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 31. Международные договоры

Если международным договором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о свободе совести и религиозных организациях, то применяются правила международного договора.

О введении в действие закона

Верховный Совет СССР постановляет:

1. Ввести в действие Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» с момента его опубликования. Акты законодательства о свободе совести и религиозных организациях действуют до их пересмотра постольку, поскольку не противоречат названному Закону.

2. Верховным Советам союзных, автономных республик привести законодательство союзных, автономных республик в соответствие с Законом СССР «О свободе совести и религиозных организациях».

3. Установить, что религиозные организации, ранее зарегистрированные в соответствии с действовавшим законодательством, для получения правоспособности юридического лица представляют до 1 июля 1991 года в исполнительные комитеты районных (городских) Советов народных депутатов при сохранении зарегистрированной вероисповедной принадлежности только соответствующие требованиям названного Закона уставы (положения), которые подлежат регистрации в месячный срок. Религиозные организации, ранее не зарегистрированные в соответствии с действовавшим законодательством, вновь образующиеся, а также меняющие свою вероисповедную принадлежность, представляют свои уставы (положения) с 1 июля 1991 года и приобретают правоспособность юридических лиц после регистрации уставов (положений) в порядке, установленном законодательством.

4. Совету Министров СССР до 1 января 1991 года: внести в Верховный Совет СССР предложения по приведению законодательства СССР в соответствие с Законом СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и предложения об установлении ответственности за его нарушение;
привести решения Правительства СССР в соответствие с Законом СССР «О свободе совести и религиозных организациях»;
обеспечить пересмотр ведомственных нормативных актов, а также составление и рассылку на места документов, разъясняющих порядок регистрации уставов (положений) религиозных организаций и передачи им культовых (молитвенных) зданий и сооружений, другого имущества и земельных участков;
утвердить положение о государственном органе СССР по делам религий с функциями и полномочиями, определенными Законом. Принять решение об упразднении института уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР.

5. Поручить Совету Министров СССР:

обеспечить пересмотр программ обучения в государственной системе образования с целью приведения их в соответствие с Законом СССР «О свободе совести и религиозных организациях» к 1992/1993 учебному году;
оказывать религиозным организациям содействие и помощь в реализации их права собственности на принадлежащее им имущество за границей.

6. Местным Советам народных депутатов, государственным организациям по обращениям религиозных организаций, имеющих зарегистрированные в установленном порядке уставы (положения), решать вопросы о передаче им в собственность или бесплатное пользование на договорной основе культового имущества, культовых и находящихся в их пользовании административно-хозяйственных зданий и сооружений с прилегающей территорией.

7. Комитету Верховного Совета СССР по законодательству совместно с Комитетом Верховного Совета СССР по международным делам, Комитетом Верховного Совета СССР по делам молодежи, Комитетом Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности подготовить к пятой сессии Верховного Совета СССР предложения по законодательному обеспечению введения различных форм общественно полезной альтернативной службы гражданского характера по соображениям совести.

8. Рекомендовать общественным объединениям привести свои уставы (положения) и программные документы в соответствие с Законом СССР «О свободе совести и религиозных организациях».

Закон РСФСР от 25.10.1990 N 267-1
(ред. от 27.01.1995)
«О свободе вероисповеданий»

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ

(в ред. Федерального закона от 27.01.95 N 10-ФЗ)

Свобода вероисповеданий является неотъемлемым правом граждан РСФСР, гарантированным Конституцией РСФСР и международными обязательствами Российской Федерации.

Настоящий Закон исходит из содержащегося в международных соглашениях и пактах положения о том, что свобода иметь религиозные или атеистические убеждения и осуществлять соответствующие этому действия подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для обеспечения прав и свобод других лиц.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи Закона РСФСР о свободе вероисповеданий

Задачами Закона РСФСР о свободе вероисповеданий является регулирование возникающих в этой области общественных отношений в целях соблюдения и единообразного осуществления на всей территории РСФСР принципов свободы совести, закрепленных в Конституции РСФСР, а также реализации права граждан на пользование этой свободой.

Статья 2. Законодательство о свободе вероисповеданий

Законодательство РСФСР о свободе вероисповеданий состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных актов законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Содержание свободы вероисповеданий в РСФСР

Гарантированная Конституцией РСФСР свобода вероисповеданий включает право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства.

Статья 4. Основные формы осуществления права на свободу вероисповеданий

Граждане РСФСР, иностранные граждане и лица без гражданства могут пользоваться правом на свободу вероисповеданий индивидуально, а также совместно, путем создания соответствующих общественных объединений. Религиозные и атеистические общественные объединения граждан образуются и действуют на основании своих уставов (положений), регистрируемых в установленном в настоящем Законе порядке. Деятельность общественных объединений граждан, образуемых с целью реализации права на свободу вероисповеданий, не должна быть сопряжена с посягательствами на личность, права и свободы граждан, а также с иными нарушениями законодательства.

Статья 5. Гарантии свободы вероисповеданий

Основными гарантиями свободы вероисповеданий в РСФСР являются:

— равноправие граждан независимо от их отношения к религии;

— отделение религиозных и атеистических объединений от государства;

— светский характер системы государственного образования;

— равенство религиозных объединений перед законом;

— законодательство, обеспечивающее претворение в жизнь свободы вероисповеданий и устанавливающее ответственность за ее нарушение.

Статья 6. Равноправие граждан независимо от их отношения к религии

Граждане РСФСР равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии.

Указание в официальных документах на отношение граждан к религии не допускается. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как и возбуждение связанных с этим вражды и ненависти, либо оскорбление граждан в связи с их религиозными или атеистическими убеждениями влекут ответственность, установленную законом.

Оскорбление религиозных чувств граждан, равно как и осквернение почитаемых в данной религии предметов, строений и мест, преследуется по закону.

Статья 7. Гражданские обязанности и религиозные убеждения

Отношение к религии не может быть основанием для отказа или уклонения от исполнения установленных законодательством гражданских обязанностей.

В случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, допускается замена исполнения одной гражданской обязанности на другую. Лицам, которые по своим религиозным убеждениям не могут нести воинскую службу в рядах Вооруженных Сил, предоставляется право на условиях и в порядке, установленном законодательством, заменить таковую на службу, не связанную с принятием и ношением оружия.

Статья 8. Отделение религиозных и атеистических объединений от государства

Религиозные объединения в РСФСР отделены от государства. Государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. На территории РСФСР не могут учреждаться исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповедания. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

Религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и управления и в деятельности политических партий, члены религиозных объединений имеют равные с остальными гражданами права на участие в политической жизни.

Религиозные объединения граждан могут принимать участие в социально — культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений в РСФСР.

Общественные объединения граждан, образованные в целях совместного изучения и распространения атеистических убеждений, отделены от государства. Государство не оказывает им материальной и идеологической помощи и не поручает им выполнение каких-либо государственных функций.

Статья 9. Светский характер системы государственного образования

Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.

Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях.

Преподавание религиозно — познавательных, религиоведческих и религиозно — философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информационный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, имеет право на свободу мысли, совести и религии. Государство уважает свободу ребенка и его родителей или законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание ребенка в соответствии с убеждениями по их выбору.

Статья 10. Равенство религиозных объединений перед законом

Все религии и религиозные объединения равны перед законами государства. Ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

Статья 11. Государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий в РСФСР

Государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий в РСФСР осуществляется Советами народных депутатов, а также соответствующими правоохранительными органами согласно установленной им Законом компетенции. Осуществление государственного контроля иными государственными органами, политическими партиями и должностными лицами запрещается.

Исключительно в компетенцию Министерства юстиции и его органов на местах в отношении религиозных объединений входит регистрация уставов (положений) религиозных объединений по правилам, установленным настоящим Законом.

Статья 12. Экспертно — консультативный совет при Комитете Верховного Совета РСФСР по свободе совести, вероисповеданиям, благотворительности и милосердию

Экспертно — консультативный совет при Комитете Верховного Совета РСФСР по свободе совести, вероисповеданиям, благотворительности и милосердию образуется из представителей религиозных объединений, общественных организаций, государственных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области свободы совести и вероисповеданий. Состав Совета утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР по свободе совести, вероисповеданиям, благотворительности и милосердию.

Экспертно — консультативный совет:

— создает банк данных о религиозных объединениях, зарегистрированных в РСФСР;

— консультирует Комитет по свободе совести, вероисповеданиям, благотворительности и милосердию и другие комитеты Верховного Совета РСФСР по вопросам применения настоящего Закона;

— проводит юридическую и религиоведческую экспертизу и дает официальное заключение по запросам органов государственного управления и суда.

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства о свободе вероисповеданий

Лица, виновные в нарушении законодательства о свободе совести и вероисповеданий, несут уголовную, административную и иную ответственность, установленную законодательством РСФСР. Никто не может быть привлечен к ответственности за убеждения, связанные с отношением к религии.

Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может допрашиваться или давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали известными из исповеди гражданина.

Статья 14. Государственные органы и религиозные праздники

По просьбам массовых религиозных объединений органы государственной власти в РСФСР вправе принимать решения об объявлении дней больших религиозных праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями.

II. ПРАВО НА РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И

РЕЛИГИОЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 15. Право на религиозные убеждения

В соответствии с Конституцией РСФСР каждый гражданин имеет право выбирать и иметь религиозные убеждения и свободно менять их. Гражданин РСФСР может единолично или совместно со своими единоверцами исповедовать любую религию, беспрепятственно совершать религиозные культы, добровольно вступать в религиозные объединения или выходить из них. Гражданин РСФСР может высказывать и распространять религиозные взгляды и убеждения в устной, печатной и любой другой форме при условии, что эта деятельность не нарушает настоящего Закона, общественного порядка и не сопровождается посягательствами на личность и права граждан.

Воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, равно как и применение в этих целях мер принуждения, наказывается по закону.

Статья 16. Право на совершение религиозных обрядов

Воспрепятствование совершению религиозных обрядов, если они не нарушают законодательства РСФСР, наказывается по закону.

Недопустимо проведение атеистических мероприятий в местах, используемых верующими в соответствии с настоящим Законом для совершения культа.

Статья 17. Религиозное объединение

Религиозное объединение — добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры.

Исповедание и распространение веры включают в себя совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую деятельность (монастыри, скиты и прочее), паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом (положением) данного объединения.

Религиозные объединения могут составлять региональные или централизованные объединения со своими органами управления и иными структурными подразделениями, предусмотренными уставами (положениями) данных объединений.

Создание религиозных объединений в воинских частях не допускается.

(в ред. Федерального закона от 27.01.95 N 10-ФЗ)

Статья 18. Религиозное объединение — юридическое лицо

Религиозное объединение совершеннолетних граждан, в состав которого входит не менее 10 человек, пользуется правами юридического лица с момента регистрации его устава (положения) в порядке, предусмотренном ст. 20 настоящего Закона.

Религиозное объединение, пользующееся правами юридического лица, может учреждать другие религиозные объединения с правами юридического лица.

Статья 19. Уставы (положения) религиозных объединений

Устав (положение) религиозного объединения, получающего права юридического лица, должен отвечать соответствующим требованиям гражданского законодательства.

В уставе (положении), представленном для регистрации, должны быть указаны:

1) название, местонахождение и район деятельности религиозного объединения;

2) цели, задачи и основные формы деятельности данного объединения;

3) порядок образования, структура и управление данного религиозного объединения;

4) источники образования средств и имущественные отношения как внутри данного объединения, так и с другими объединениями, взаимодействие с которыми предусмотрено его уставом (положением);

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав (положение).

Все религиозные объединения в РСФСР, независимо от характера своих определяемых уставом (положением) взаимоотношений с религиозными объединениями вне пределов и компетенции РСФСР, действуют в соответствии с законодательством РСФСР.

Статья 20. Регистрация уставов (положений) религиозных объединений

Граждане, образовавшие религиозное объединение, для получения правоспособности юридического лица подают заявление с приложением устава (положения) в Министерство юстиции РСФСР или его органы на местах (в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного объединения).

Принадлежность к региональному или централизованному религиозному объединению указывается в уставе и подтверждается названным объединением. В таких случаях органы юстиции обязаны зарегистрировать устав (положение) в течение одного месяца.

При отсутствии подтверждения регионального или централизованного объединения соответствующий орган юстиции обращается за заключением Экспертно — консультативного совета при Комитете Верховного Совета РСФСР по свободе совести, вероисповеданиям, благотворительности и милосердию. В этом случае срок регистрации может быть продлен до 3 месяцев.

В регистрации устава (положения) может быть отказано только в том случае, если его содержание противоречит требованиям настоящего Закона и другим актам законодательства РСФСР. Отказ в регистрации устава (положения) религиозного объединения может быть обжалован в суд.

Статья 21. Прекращение деятельности религиозного объединения

Деятельность религиозного объединения может быть прекращена:

1) по решению общего собрания учредителей религиозного объединения, съезда (конференции), его образовавшего, а также в случае его самоликвидации (распада);

2) решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом.

Статья 22. Религиозные обряды и церемонии

Религиозные объединения вправе основывать и содержать свободно доступные места богослужений или религиозных собраний, а также места, почитаемые в той или иной религии (места паломничества).

Граждане и религиозные объединения имеют право беспрепятственно проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в молитвенных зданиях и на принадлежащей им территории, в местах паломничества, в учреждениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, в квартирах и домах граждан.

Граждане имеют право получать, приобретать и пользоваться предметами культа и религиозной литературой, равно как и право совершать и участвовать в религиозных обрядах в воинских частях всех родов войск, в лечебных учреждениях, в домах для престарелых и инвалидов (всех типов), в детских домах и интернатах, в местах предварительного заключения и отбывания наказания (включая штрафные изоляторы и помещения камерного типа).

Администрация данных учреждений, за исключением командования воинских частей, обязана обеспечить реализацию этого права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе путем предоставления отдельных помещений для совершения обрядов и церемоний, содействия в приглашении священнослужителей и создания условий для их свободного общения с гражданами.

(в ред. Федерального закона от 27.01.95 N 10-ФЗ)

В других местах религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций.

Статья 23. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

Религиозные объединения вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и иные печатные материалы.

Религиозные объединения пользуются исключительным правом учреждения предприятий по производству богослужебной литературы и предметов культа.

Выпуск периодических изданий религиозного характера и иной религиозной литературы, не имеющей богослужебного назначения, осуществляется в соответствии с общим законодательством о печати и средствах массовой информации.

Статья 24. Благотворительная деятельность и культурно — просветительская деятельность религиозных объединений

Религиозные объединения вправе осуществлять благотворительную деятельность как самостоятельно, так и через общественные организации (фонды). Они имеют право создавать культурные и просветительные организации, а также учреждать органы массовой информации, включая радио и телевидение, на условиях и в порядке, установленном для общественных объединений в РСФСР.

Статья 25. Международные связи и контакты

Граждане и религиозные объединения вправе на групповой и индивидуальной основе устанавливать и поддерживать международные связи и прямые контакты, в том числе для паломничества, участия в собраниях, других религиозных мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

III. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 26. Собственность религиозных объединений

В собственности религиозных объединений могут находиться здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно — просветительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для их деятельности.

Религиозные объединения имеют право собственности на имущество, приобретенное ими за счет собственных средств, пожертвований, завещанное гражданами, организациями или переданное государством, а также приобретенное на других законных основаниях.

Религиозные объединения могут иметь собственность на территории других государств.

Условия содержания религиозными объединениями объектов и предметов, являющихся историко — культурными памятниками, согласовываются с соответствующими управлениями (отделами) культуры Советов народных депутатов. Государство оказывает материальную помощь в реставрации культовых зданий, представляющих историко — культурную ценность.

Статья 27. Пользование имуществом, являющимся собственностью государства, общественных объединений или граждан

Религиозные объединения вправе использовать для своих нужд и в соответствии со своими уставами (положениями) территорию, здания и имущество, предоставляемое им на договорных началах государством и общественными организациями, а также гражданами.

Пользование землей религиозные объединения осуществляют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Производственно — хозяйственная деятельность религиозных объединений

Религиозные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов и руководствуясь своими уставами (положениями) вправе учреждать производственные, реставрационные, художественные, сельскохозяйственные и иные предприятия, обладающие правами юридического лица.

Статья 29. Трудовые правоотношения граждан в религиозных объединениях, на их предприятиях и в учреждениях

Религиозные объединения, а также созданные ими предприятия и учреждения могут нанимать граждан в качестве рабочих и служащих.

Оплата и другие условия труда работников определяются религиозным объединением по соглашению с работником и указываются в трудовом договоре. Религиозное объединение обязано зарегистрировать трудовой договор в установленном порядке.

На граждан, работающих в религиозных объединениях по трудовому договору, распространяется законодательство о труде наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций.

Налогообложение доходов от работы в религиозных объединениях, на их предприятиях и в учреждениях, получаемых гражданами, включая священнослужителей, осуществляется по ставкам, установленным для рабочих и служащих.

Статья 30. Налогообложение религиозных объединений

Имущественные и финансовые пожертвования, поступающие в религиозные объединения, а также все виды денежных поступлений от граждан не подлежат налогообложению.

Прибыль от производственной деятельности на основе собственности религиозных объединений за исключением средств, отчисляемых на благотворительные и культурно — просветительские цели, облагается налогом в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном для предприятий общественных организаций.

Статья 31. Социальное обеспечение и социальное страхование граждан, работающих в религиозных объединениях

Граждане, включая священнослужителей, работающие в религиозных объединениях, на их предприятиях и в учреждениях, подлежат социальному обеспечению и социальному страхованию наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций.

В этих целях религиозные объединения, их предприятия и учреждения производят отчисления в фонды государственного социального страхования и обеспечения в порядке и размерах, установленных для общественных организаций.

Всем гражданам, работающим в религиозных объединениях, на их предприятиях и в учреждениях, государственная пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством на общих основаниях.

Статья 32. Распоряжение имуществом религиозных объединений, прекративших свою деятельность

После прекращения деятельности религиозных объединений имущество, предоставленное в их пользование государственной, общественной или иной организацией, а также частными лицами возвращается его прежнему владельцу.

При прекращении деятельности религиозного объединения распоряжение находившимся в его собственности имуществом осуществляется в соответствии с его уставом (положением) и действующим законодательством.

При отсутствии правопреемника имущество переходит в собственность государства.

Первый заместитель Председателя

Верховного Совета РСФСР

Р.И.ХАСБУЛАТОВ

Москва, Дом Советов РСФСР.

25 октября 1990 года.

N 267-1

Судебная практика и законодательство — Закон РСФСР от 25.10.1990 N 267-1 (ред. от 27.01.1995) «О свободе вероисповеданий»

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1732-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Лычкина Антона Юрьевича, Мильчаковой Марии Леонидовны и Симоновой Антонины Александровны на нарушение их конституционных прав положениями части 5 статьи 11, статьи 12, частей 3 и 4 статьи 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Соответственно, данные правовые позиции не исключают проверку соответствия религиозной организации, созданной до вступления в силу Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», ее фактической деятельности закрепленным законодательно признакам религиозного объединения, условиям ведения религиозной деятельности, в установленных законом случаях, в частности при регистрации изменений и дополнений в устав религиозной организации, в том числе с целью ее перерегистрации в порядке статьи 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», тем более что установленные признаки религиозного объединения не претерпели какого-либо принципиального изменения по сравнению с признаками религиозного объединения, определенными статьей 17 Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий».

<Письмо> ПФ РФ от 18.04.2005 N ЛЧ-25-26/3935 «Об оценке пенсионных прав граждан из числа священнослужителей»

Согласно Разъяснению «О порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов», утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2004 N 280 (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2004 N 6253), периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и участия их в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.1990 N 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2004 N 280 Об утверждении разъяснения «О порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов

Периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. N 267-1 «О свободе вероисповеданий» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст. 240) засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке.

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 N 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления»

8. До вступления Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в силу создание, учреждение и регистрация религиозных организаций осуществлялись в соответствии с Законом РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповеданий». Как юридические лица религиозные организации пользовались равными правами, имели одинаковый правовой статус, что соответствовало содержащимся в статьях 13 (часть 4), 14, 19 (части 1 и 2), 28 и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации положениям о юридическом равенстве, в том числе равенстве религиозных объединений перед законом.

Указание Минсоцзащиты РФ от 06.12.1991 N 1-112-У (ред. от 08.11.1994) «Ответы на вопросы по применению законодательства о пенсиях и пособиях РСФСР»

Ответ: Согласно статье 31 Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятого Верховным Советом РСФСР 25 октября 1990 г., граждане, работающие в религиозных объединениях, на их предприятиях и учреждениях, подлежат социальному обеспечению и социальному страхованию наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций.

Постановление Правительства РФ от 14.03.1995 N 248 «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения»

На основании распоряжения Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» и в соответствии с Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и Законами РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», «О свободе вероисповеданий» Правительство Российской Федерации постановляет:

Приказ Минюста РФ от 30.11.1994 N 19-01-159-94 <Об утверждении Правил регистрации уставов (Положений) религиозных объединений> (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.12.1994 N 747)

1.1. Настоящие Правила разработаны на основе Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» и другого действующего законодательства Российской Федерации, Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации и регулируют порядок рассмотрения в Министерстве юстиции Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, органах юстиции краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов заявлений о регистрации уставов (положений) религиозных объединений.

Значение понятия «свобода совести»

Свобода совести – это право человека на самоопределение, формирование убеждений, взглядов и воззрений, то есть на приверженность той или иной мировоззренческой позиции или религии.

Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Данная декларация стала основой и образцом для законодательных актов, регулирующих права человека.

В ст. 18 вышеназванной декларации указывается, что каждый человек имеет право на свободу совести. Далее это понятие раскрывается, как возможность иметь, менять и проповедовать свои убеждения или религию как лично, так и в среде единомышленников.

По-другому обсуждаемое понятие можно назвать свободомыслием, то есть неотъемлемым и данным человеку от природы правом и способностью мыслить, без которого не может быть и речи о права человека и социальном государстве, поскольку без свободомыслия не может быть демократического выбора, а, стало быть, и демократии. Попытка же поразить человека в его естественном праве недопустима, так как является насилием над личностью и идет вразрез с принципами построения социального общества.

Свобода совести – широкое понятие, которое включает в себя и свободу вероисповедания, которая, в свою очередь, является весьма важным для светского государства принципом.

Что такое «свобода вероисповедания»

Свобода вероисповедания – это элемент свободы совести и право человека как исповедовать и практиковать любую религию, так и отказаться от нее и возможность этот отказ пропагандировать.

В данное понятие также включают следующие элементы:

  1. Возможность исповедовать религию.
  2. Возможность совершать религиозные обряды и ритуалы.
  3. Возможность сменить религию.
  4. Право вести пропаганду религиозного течения.
  5. Возможность заниматься благотворительной деятельностью.
  6. Право на религиозное образование.
  7. Равенство всех граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии.

Право человека выбирать, какой религии придерживаться или не придерживаться ее совсем, а также равенство людей перед законом вне зависимости от сделанного выбора – это один из принципов, на котором строится светское общество и государство.

Светское общество – это такое общество, в котором церковь отделена (существует также термин «секуляризация») от власти, а законы и политику страны правительство определяет исходя из гражданских норм, а не религиозных воззрений.

Парадоксально, но именно при таком государственном устройстве, когда церковь отделена от власти, возможна свобода вероисповедания.

В теократических государствах превалирует одна религия и исповедующие другие вероучения или отвергающие их вовсе подвергаются дискриминации, гонениям и репрессиям.

Свобода совести и вероисповедания в законодательстве России

Статья 14 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Россия является светским государством, ни одно религиозное течение и направление не может быть государственным и обязательным, а любые религиозные организации равны в глазах закона. Как уже было сказано выше, светское государство – это одно из условий обеспечения свободного вероисповедания на территории страны.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, которое ставит своей целью достойное обеспечение жизни и свободное развитие человека. А такое развитие личности невозможно при насильственном насаждении какого-либо религиозного течения или его запрете.

Право выбора религии или мировоззренческой концепции закреплено в статье 28 Конституции Российской Федерации. В ней говорится о том, что на территории Российской Федерации каждому человеку гарантируется право на свободу совести и вероисповедания.

На основании этой статьи 26.09.1997 был принят Федеральный закон N 125 “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Данный закон более полно раскрывает принципы, заложенные Конституцией, и устанавливает условия деятельности религиозных объединений. Целью закона является установление понимания, терпимости и уважения в вопросах веры и свободы совести, что является жизненно важным для многонационального и многоконфессионального населения России.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция)

26 сентября 1997 года N 125-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 26.03.2000 N 45-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 07.06.2013 N 119-ФЗ, от 02.07.2013 N 180-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2014 N 316-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.04.2015 N 80-ФЗ, от 20.04.2015 N 103-ФЗ, от 13.07.2015 N 261-ФЗ, от 28.11.2015 N 341-ФЗ, от 30.03.2016 N 76-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ, от 01.05.2019 N 85-ФЗ, от 03.07.2019 N 170-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ, от 02.12.2019 N 407-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П) (см. Обзор изменений данного документа) Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
    • Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания
    • Статья 4. Государство и религиозные объединения
    • Статья 5. Религиозное образование
  • Глава II. Религиозные объединения
    • Статья 6. Религиозные объединения
    • Статья 7. Религиозная группа
    • Статья 8. Религиозная организация
    • Статья 9. Создание религиозных организаций
    • Статья 10. Устав религиозной организации
    • Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций
    • Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации
    • Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций
    • Статья 13.1. Реорганизация религиозной организации
    • Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства
  • Глава III. Права и условия деятельности религиозных организаций
    • Статья 15. Внутренние установления религиозных организаций
    • Статья 16. Религиозные обряды и церемонии
    • Статья 17. Религиозная литература и предметы религиозного назначения
    • Статья 17.1. Паломническая деятельность
    • Статья 18. Благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций
    • Статья 19. Духовные образовательные организации
    • Статья 20. Международные связи и контакты
    • Статья 21. Право собственности религиозных организаций
    • Статья 21.1. Распоряжение имуществом, находящимся в собственности религиозных организаций
    • Статья 22. Пользование имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений
    • Статья 23. Предпринимательская деятельность религиозных организаций
    • Статья 24. Трудовые правоотношения в религиозных организациях
  • Глава III.1. Миссионерская деятельность
    • Статья 24.1. Содержание миссионерской деятельности
    • Статья 24.2. Порядок осуществления миссионерской деятельности
  • Глава IV. Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
    • Статья 25. Осуществление надзора и контроля
    • Статья 25.1. Отчетность религиозной организации, получившей денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства
    • Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
    • Статья 27. Заключительные положения

Открыть полный текст документа