Какая церковь связана с именем лютера

Наследие доктора Лютера: как Реформация изменила мир

Утром 31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер пришёл к Замковой церкви в немецком городе Виттенберге и прибил к её дверям листы бумаги с напечатанным на них текстом. Сегодня этот документ известен как «95 тезисов», хотя его оригинальное название — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций».

  • Знаменитые «95 тезисов» — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций»
  • © staatsbibliothek-berlin.de

В своих тезисах Лютер подверг критике католическую церковь и предложил её реформировать, а также усомнился в непогрешимости Папы Римского и обрушился на индульгенции, которыми торговал Святой престол. Известие об этом отважном шаге разнеслось по всей стране, и Германия раскололась на сторонников и противников идей Лютера.

Католическую церковь критиковали и ранее, но обычно противники папы заканчивали свою жизнь на костре. С Лютером вышло иначе, потому что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, «пришлись ко двору» многим германским князьям.

Учение Лютера в 1521 году рассмотрел съезд германской политической элиты — Вормсский рейхстаг. На нём выяснилось, что Лютер пользуется поддержкой влиятельных князей, которые готовы оказывать ему помощь.

  • Вормсский рейхстаг
  • © Цветная гравюра 1557 года.

Хотя на рейхстаге был принят осуждающий богослова Вормсский эдикт, Лютер не был арестован, а укрылся в резиденции одного из князей. Так начиналось политическое противостояние католичества и лютеранства. А приглашение к религиозному диспуту закончилось эпохой братоубийственных войн, которые несколько десятков лет длились в Германии, а затем разгорелись и в других странах Европы.

В Англии процесс Реформации в 1534 году начал король Генрих VIII, стремившийся сосредоточить в своих руках не только светскую, но и духовную власть, а также присвоить богатые монастырские владения. Так появилось одно из направлений протестантизма — англиканство.

Борьба с роскошью

Характерной особенностью Реформации была борьба всех её направлений с показной роскошью католической церкви. Ярче всего это выражалось в отрицании почитания икон и других изображений святых, которые сторонники реформ Лютера нередко безжалостно уничтожали.

Важную роль в распространении идей Реформации играло книгопечатание, которое к тому времени уже широко распространилось в Европе. Книги протестантских богословов и мыслителей расходились по всем католическим странам. Особенной популярностью пользовалась Библия, которую переводили с латыни на национальные языки. Один из первых таких переводов — на немецкий язык — сделал сам Лютер.

В ответ католическая церковь начала процесс, известный как Контрреформация: создала новые монашеские ордены, самым известным из которых стал иезуитский, и провела внутренние реформы, в частности запретила индульгенции. Однако это ещё сильнее разделило католиков и протестантов.

Война на уничтожение

Помимо Лютера с альтернативными идеями о реформации католической церкви выступали и другие богословы и проповедники. Наиболее известным из них был француз Жан Кальвин. Католическая церковь всеми силами сопротивлялась движению Реформации и, чтобы искоренить ересь, не останавливалась ни перед массовыми казнями, ни перед войнами на уничтожение.

  • «Утро у ворот Лувра». Художник Эдуард Деба-Понсан, 1880. Из коллекции Музея Роже-Кийо (Клермон-Ферран, Франция). На картине изображена Екатерина Медичи (в чёрном) в сопровождении свиты, разглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи.
  • © Репродукция Эдуарда Деба-Понсана

Реформация изменила всю политическую и религиозную карту Европы, а потом выплеснулась за пределы Старого Света. Сторонники новых религиозных направлений бежали в далёкие страны, чтобы обустроить жизнь в соответствии со своими религиозными принципами. Такими радикальными беглецами были, например, отцы-основатели США. Войны из-за принципов веры достигли грандиозного размаха.

Одним из последних крупных конфликтов, связанных с появлением протестантизма, была Тридцатилетняя война (1618—1648), охватившая практически всю Европу.

«Глобальный духовный переворот»

Сегодня страсти улеглись. Католики и протестанты живут в мире. Но для этого потребовались сотни лет и сотни тысяч жизней.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал RT, что Реформация для своего времени была глобальным духовным переворотом и повлияла на развитие христианства не только в Западной Европе, но и во всём мире.

«Реформация породила тысячи различных деноминаций (направлений), церквей и миссий. Духовная логика развития этого движения была заложена Мартином Лютером. Сейчас существует как исторический протестантизм, так и масса разных течений, которые зародились впоследствии — и в XIX, и особенно в ХХ веке, которые многие называют новым протестантизмом или евангельским движением. Именно это движение оказалось наиболее подготовлено к эпохе глобализации и секуляризации: сегодня протестантские течения занимаются самой активной миссионерской деятельностью в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии», — считает эксперт.

Главная и самая известная разновидность протестантизма — лютеранство. Однако, помимо последователей Мартина Лютера, существуют ещё кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

В российских условиях

Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию. Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство. Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.

Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.

Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России. В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.

  • Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве
  • © Wikipedia

«И в начале ХХ века, и в первые годы советской власти протестантизм в России развивался достаточно бурно. Интересно, что именно в первое десятилетие советской власти протестантизм стал общероссийским явлением. Но в более позднюю эпоху это движение оказалось загнано в подполье до 1990-х годов. Сегодня представители русского протестантизма существуют во всех регионах России, и в этом плане мы не отличаемся от других христианских стран», — заключил эксперт.

Мумифицированное тело девочки, принадлежавшее инкам, было обнаружено еще в 1999 во время экспедиции на вершину аргентинского вулкана Льюльяйльяко (инки называли его Йу-Йи-Йа-Ко). Там на высоте 6723 метра находились тесные каморки, а в них — три мумии: девочки 13 лет, 5-летней девочки и 5-летнего мальчика. Уже тогда археологи не сомневались, что детей принесли в жертву — у инков такое было в порядке вещей. Однако подробности этого кошмарного ритуала под названием «капакоча» прояснились лишь недавно — после того, как ученые исследовали тела детей и сделали анализы их тканей. Результаты опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Мумию принесенной в жертву девочки нашли на высоте более 6 тысяч метров

Тела пролежали на вершине вулкана 500 лет, но выглядят так, будто бы детей убили несколько дней назад. Как уверяет руководитель исследовательского коллектива британский доктор Эндрю Уилсон (Andrew Wilson) из университета Брэдфорда (University of Bradford in the UK), благодаря вечному холоду на высоте сохранились все внутренние органы — даже легкие, кровь в сосудах.

Рядом с девочкой нашли мумию маленького мальчика. И его принесли в жертву

Девочка 13 лет стала главным объектом исследования. Ее нашли одетой и сидящей — со скрещенными ногами и руками. Голова — наклонена, глаза закрыты, лицо — без гримасы ужаса. Более того, на губах, как уверяют некоторые, нечто вроде улыбки. Откуда такое спокойствие у ребенка, обреченного на смерть?

Ключевую информацию дали волосы. Ученые провели их анализ и установили, что примерно за год до жертвоприношения девочку стали пичкать листьями коки и поить алкоголем. Листья коки сохранились даже во рту мумии.

У девочки спокойное выражение лица

Томография показала, что во врту девочки листья коки. Их не вынули после ее смерти

Примерно за шесть недель до смерти девочку поили алкоголем особенно активно. Также поступили и с младшими детьми, но дозы у них были гораздо меньше.

Пока ученые предполагают: инки элементарно одурманивали детей, выбранных для жертвоприношения, чтобы те не понимали, что с ним собираются сделать. Да чтобы сам обряд не страшил. В этом смысле «подготовка» выглядит актом милосердия. В гипотезу, правда, плохо укладывается длительность этой подготовки. Зачем надо было одурманивать детей целый год? Или такое было нужно еще для чего-то?

В ближайшее время ученые собираются проанализировать волосы мумий на предмет обнаружения в них гормона стресса — кортизола. Он накапливается в волосах у тех, кто испытывает ужас.

Тело этой девочки обнаружили в 1999 году. По приблизительным оценкам, её биологический возраст четырнадцать — пятнадцать лет и, судя по всему, она пролежала во льдах более 500 лет.

Археологи обнаружили её на склоне вулкана Льюльяйльяко на пересечении Аргентины и Чили. Поблизости нашли похожие мумифицированные останки: семилетнего мальчика и девочки возрастом около шести лет. Ученые не стали проводить анализ ДНК, а сразу перешли к бактериальному изучению белков в тканях и заключили, что у девочки, которая внешне выглядит полностью здоровой, в организме присутствует инфекция наподобие туберкулёза. Это первый случай, когда легочную инфекцию обнаружили в мумии. До этого наука не знала таких случаев.

Учёные из Нью-Йоркского университета провели исследования этих останков. Мумию назвали — «Девица». Эта невероятная находка заставила исследователей поломать голову над вопросом — как девушке удалось так хорошо сохраниться?

Всего возле вершины вулкана обнаружили три бальзамированных мумии, которые были погружены в анабиоз (глубокую заморозку). Но в какой-то момент процедура потерпела неудачу и дети не выжили. Ученые приступили к изучению тела мальчика, а с шестилетней девочкой было решено подождать. Причиной этого служат показания приборов, на которых видно, что в девочку попадала молния. В связи с этим изучение останков решили отложить, так как это могло повлиять на точность результатов.

Антураж вокруг находки подтверждает догадки ученых. Исследователи нашли украшения, разные артефакты, яства и странный предмет, напоминающий шапку из перьев. Обычно такие вещи свидетельствуют о том, что в этом месте проводился ритуал.

Инки намеренно занимались детскими жертвоприношениями. Дети признаются непорочными. К тому же эти дети оказались красивыми. Детские жертвоприношения являлись редкостью среди племени Инков, так как для этого требовалась тщательная и долгая подготовка.

Дальнейшие исследования указывают на то, что перед жертвоприношением этих детей целый год «откармливали» лучшими яствами. Мясом лам, цукатами, разными «элитными» напитками. Перед этим они являлись обычными бедняками, которые в жизни не прикасались к такой еде. Их рацион состоял из простой крестьянской еды. Это своеобразная компенсация. Но стоила ли она того? Пожить год в золотой клетке, чтобы потом быть принесённым в жертву.

История нашей цивилизации таит много невероятных секретов. Откуда взялись эти дети? Зачем их принесли в жертву? Как древнейшие Инки смогли достичь такого мастерства в бальзамировании тела человека? Всё это удивительные вещи, на которые современная наука не может дать ответа. Нам остается лишь гадать и проводить исследования, которые возможно когда-то и принесут результаты.

Увидеть мумию своими глазами можно на видео:

Как возникло протестантство

Протестантство или протестантизм – это одно из 3-х главных направлений христианства. Пользуется огромной популярностью во многих странах мира наравне с католицизмом и православием. Представляет собой совокупность церковных союзов, деноминаций и независимых церквей. Возникло протестантство в первой половине XVI века как оппозиционное движение Римско-католической церкви. Данное преобразование церковных устоев и стремление вернуть веру к апостольскому христианству вошло в историю как Реформация.

Лидером религиозной революции стал христианский богослов Мартин Лютер (1483-1546). В 1517 году он публично осудил погрязший в грехе католицизм и изложил свои взгляды в 95 тезисах. Главными в них было 3 постулата:
1. Душа человека может быть спасена через Писание. Для постижения Бога нужно лишь внимательно читать Библию. Каждый в состоянии её понять без посторонней помощи. А раз так, то церковь и священники не должны существовать как институт. Любой член общины способен сам исполнять обязанности духовного лица. А судить всех может лишь один Бог. Поэтому ни церковная власть, ни церковные суды не нужны.
2. Душа человека может быть спасена через веру. Нет никакой надобности в пышных церковных ритуалах. Количество церковных таинств необходимо сократить до 3-х: крещение, исповедь, причастие. Целибат (обет безбрачия) нужно отменить. Службы должны вестись не на латинском языке, а на местном, чтобы прихожане понимали, о чём идёт речь и могли приобщиться к вере без священников.
3. Душа человека может быть спасена через милость. Церковь не имеет никаких прав давать отпущение грехов. Судить и прощать может только Бог. А по грехам каждому воздаётся только после его смерти. А вот индульгенции не имеют никаких прав отпускать грехи, поэтому их необходимо упразднить.

Но данные установки созрели в голове Мартина Лютера не просто так и не в один день. Этому предшествовал целый ряд событий, которые выставили Римско-католическую церковь не в лучшем свете. Основополагающим же здесь была продажа индульгенций. Именно она и стала тем катализатором, благодаря которому пошёл процесс Реформации, и возникло протестантство.

А началось всё при римском папе Юлии II (1503-1513). Этот человек обладал непомерными амбициями и задумал построить в Риме роскошный храм огромных размеров (базилика Святого Петра). Тем самым он хотел прославить себя и продемонстрировать всему миру мощь Папского государства. Он заложил первый камень в основание будущего храма 18 апреля 1506 года.

После смерти понтифика строительные работы продолжились при папе Льве X (1513-1521). Однако стройка была величайшая, а поэтому требовала огромных денежных вливаний. И кто мог дать такие суммы? В первую очередь паства, с которой собирали деньги по всей Европе. Также весомым источником доходов был динарий святого Петра. Это ежегодные выплаты в казну папы, которую платили католические страны. Но всё равно средств не хватало. И тогда предприимчивые отцы церкви решили продавать индульгенции.

Индульгенция – освобождение от наказания за грех, чаще всего постом. После исповеди и покаяния верующему давалась грамота с подписью папы или другого церковного иерарха. Также индульгенции выдавали за паломничество, участие в крестовом походе, постройку церкви или часовни. Практиковалось такое много лет, но никому и в голову не приходило брать за это деньги. И вот церковь решила заменить благие дела денежным эквивалентом, и индульгенциями стали торговать.

Их выпустили огромным тиражом, и возник самостоятельный рынок с покупкой и перепродажей. Те, кто распространял эти папские грамоты, обещали покупателям отпущение любых грехов, и не только прошлых, но и будущих без всякого покаяния на 1000 лет. Гарантировалось место в раю и для покупателя, и для всех его будущих родственников. Папа и другие отцы церкви ничего не делали, чтобы пресечь порочную практику, так как деньги рекой текли в Рим.

Лихорадка, связанная с индульгенциями, охватила все страны Европы, в том числе и Германию. При этом нашлось немало служителей церкви, которые начали возмущаться такой вакханалией. Среди них был и Мартин Лютер. Он преподавал в Виттенбергском университете богословие и имел степень доктора теологии. Помимо этого, он проповедовал в церкви и являлся смотрителем 11 монастырей.

Мартин Лютер прибивает на ворота церкви текст с тезисами

Это был разносторонне образованный и думающий человек, ищущий свою дорогу к Богу. Он прекрасно знал об алчности и развращённости римско-католического клира, но молчал до поры до времени. Индульгенции же стали последней каплей. Мартин Лютер понял, что больше не может молчать, и 31 октября 1517 года он вывесил на воротах церкви в Виттенберге текс с 95 тезисами. Указанная дата считается началом Реформации.

В своих тезисах доктор теологии не только критиковал практику продажи индульгенций, но и выражал несогласие с основами существующего католицизма. То есть покушался на основные догмы, благодаря которым ела, пила, развратничала и купалась в роскоши церковная элита.

Помимо этого, Лютер отправил письма с тезисами архиепископу Майнцскому и епископу Бранденбургскому. В них теолог утверждал, что торговля индульгенциями противоречит духу христианства, а сама католическая церковь погрязла в грехе. Не дождавшись ответов от людей столь высокого сана, Мартин разослал письма церковным иерархам Германии и светским князьям.

Надо сказать, что тезисы Лютера светской власти понравились. Князья не хотели, чтобы их деньги утекали в Рим. К тому же все они были прекрасно осведомлены о коррумпированной и погрязшей в политических интригах папской власти. Иерархи жили в роскоши, при этом не скрывали своих любовниц и незаконнорожденных детей. В церкви должности покупались и продавались. Очень часто на них пристраивали родственников, а те плохо знали латынь и не умели говорить проповеди.

Поэтому тезисы Мартина Лютера очень быстро распространились среди образованных людей и нашли в их душах горячий отклик. Со временем тезисы оказались в каждом доме, где люди умели читать. А высокие церковные чины забеспокоились, так как по их понятиям тезисы представляли собой ересь.

Вскоре пришло письмо от папы. Он настоятельно требовал, чтобы Лютер явился в Рим для беседы. Но доктор теологии туда не поехал, опасаясь пыток и костра. Вместо этого он выступил на богословских диспутах в Аугсбурге. На них присутствовал папский представитель, и он во всеуслышание объявил Мартина еретиком.

В октябре 1520 года папа Лев X издал буллу, по которой Лютера отлучили от церкви. Это была страшная кара по тем временам. Отлучённый оказывался вне закона. Любой мог его избить, ограбить, убить. Но Мартин публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу, а самого понтифика и его иерархов отлучил от христианской общины.

Дерзость была неслыханная, и папа попросил вмешаться императора Священной Риской империи Карла V. Тот в 1521 году вызвал бунтовщика на Вормсский рейхстаг. Но и перед императором Мартин Лютер не отрёкся от своих взглядов. Его не арестовали, так как на руках у доктора теологии была императорская охранная грамота.

Мартин Лютер и Карл V на Вормсском рейхстаге

Поэтому сторонник реформ уехал, но император тут же издал указ, объявивший Лютера еретиком. Сочувствующие реформатору люди имитировали его похищение и тайно переправили в замок Вартбург. Почти год Мартин жил там под именем дворянина Георга. Многие даже начали считать, что его убили.

Но нет, доктор теологии был жив и здоров. Он много работал, и это время оказалось очень плодотворным для возникновения протестантства. Лютер перевёл на немецкий язык Библию, и теперь любой немец, умевший читать, мог ознакомиться с Ветхим и Новым Заветами. Продолжил распространение сочинения о спасении души. В нём теолог утверждал, что ни душа, ни Бог не нуждаются в папе и прелатах, в пышных богослужениях и грамотах с печатью Святого престола.

А в Европе начали появляться последователи реформатора. Причём они были отнюдь не безобидными гражданами. Восставшие крестьяне стали громить монастыри, а представители светской власти захватывать церковные земли. В 1563 году, уже после смерти Мартина Лютера, состоялся Тридентский собор. На нём католическая церковь осудила торговлю индульгенциями. Однако Реформация уже набрала обороты.

Вот как возникло протестантство. И на протяжении почти 200 лет представители его различных течений сражались за свои убеждения с католиками. Однако в отличии от других еретических течений протестанты не были поголовно убиты и сожжены на кострах. Протестантизм утвердился в Европе, а затем его представители основали первые колонии в США.

Официально Реформация закончилась в 1648 году. Но приведённая дата чисто условная. Стычки между католиками и протестантами продолжались и позже, просто уже не носили масштабного характера. В конце концов протестантство выстояло и во многом изменило мир, дополнив его рациональной и прагматичной жизненной философией некатолической конфессии.

Леонид Журавлёв

Кто такой Мартин Лютер и как он изменил Европу

Мартин Лютер вошел в историю как инициатор движения Реформации и основатель протестантской ветви христианства. Кроме того, по оценкам специалистов, он является одним из тех мыслителей, которые проложили западной цивилизации дорогу к положительным переменам во многих сферах жизни.

Жизнь Лютера до Реформации

Родился Лютер в 1459 году в семье крестьянина, который позднее стал состоятельным предпринимателем.

Родители Мартина Лютера Ганс и Маргарита Лютер (худ. Лукас Кранах Старший)Вопреки воле отца, желавшего дать сыну карьеру адвоката, Лютер решил поступить в августинский монастырь в Эрфурте и в 1506 году принял монашеский обет, а еще через год был посвящен в священники.

Как сообщают исторические источники, решение посвятить свою жизнь служению Богу могло быть связано с одним символическим событием. Однажды Лютер попал под сильную грозу и молния ударила рядом с ним. Ощущение близости смерти и мучительные мысли по этому поводу могли вызвать резкую перемену в мировоззрении Лютера и заставить его быть очень религиозным всю оставшуюся жизнь. При этом нужно отметить, что для того времени религиозность была совершенно естественным состоянием. Это все еще веками назад сложившееся средневековое общество, где сословие священнослужителей занимало главенстующую роль и владело властью.

Новый этап в жизни Лютера начался в 1508 году, когда его направили преподавать в Виттенбергский университет. Параллельно Лютер начал учиться и сам, получив в итоге степень доктора теологии в 1512 году.

Годом раньше произошло еще одно важное событие, которое, возможно, предопределило дальнейшую реформаторскую деятельность Лютера: он посетил Рим по делам своего монашеского ордена и был сильно впечатлен тем, насколько развращенным оказалось римско-католическое духовенство.

Начало реформаторской деятельности

Фактически Реформация началась 18 октября 1517 года. В этот день Папа Римский Лев X выпустил указ об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Сама теория индульгенции к этому моменту пережила несколько этапов интерпретации – от строгих до упрощенных.

В период Лютера индульгенция обрела практичный вид и, по сути, стала главным церковным товаром, который продавался очень успешно. Церковь объясняла свое право выдавать индульгенцию тем, что заслуги Иисуса Христа, Богоматери и святых мучеников образовали у неё безграничный запас «сверхдолжных добрых дел» перед Богом. Следовательно, церковная власть решила, что может поделиться за денежное вознаграждение этим запасом с людьми, желающими получить искупление за свои грехи. За каждый из таких грехов был установлен отдельный ценник.

Лютер в ответ на указ раскритиковал церковь и ее роль в спасении человеческой души. Сделал он это в очень эффектной манере: написал свои знаменитые «95 тезисов» против продажи индульгенций и, согласно легенде, прибил их к дверям виттенбергской Замковой церкви. В этих тезисах, помимо индульгенций, затрагивалось еще множество вопросов, связанных с церковью и духовенством.

Знаменитые «95 тезисов»Главной целью послания Лютера было донести до общественности и духовенства, что Церковь и священнослужители не являются и не могут быть посредником между человеком и Богом в деле спасения души. Он также считал, что клирики должны лишь быть примером для людей и направлять их, но не более того.

Содержание тезисов хоть и было остро критическим, тем не менее, находилось в легальном поле с точки зрения норм дискуссии, допустимой среди христианских мыслителей. Лютер на данный момент не подвергал критике сами основы католичества, но лишь указывал на то, что клирики отошли от них.

Папа придает Лютера анафеме

Тем не менее Папа Лев X в ответ на критику вскоре предал Лютера анафеме. Существует версия, что это произошло из-за того, что папе представили подложные тексты, подписанные якобы Лютером, где действительно содержались уже недопустимые с точки зрения Церкви суждения. То есть в Ватикане за спиной папы мог произойти заговор с целью спровоцировать Лютера на преступные заявления и избавиться таким образом от его ранее обоснованной критики. Это довольно разумная версия, поскольку индульгенция на тот момент стала суперприбыльной инициативой для Ватикана.

Реформатор ответил на анафему и сделал это снова в своей эффектной манере – публично сжег папский документ, отлучавший его от церкви.

Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве, 1557 После этого Лютер в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» и вовсе объявил борьбу с папством главным делом всего немецкого народа.

Этим жестом Лютер уже совершил серьезное преступление с точки зрения церкви и очень смелый гражданский шаг, поскольку по схожим мотивам примерно сто лет до этого церковь расправилась с чешским реформатором Яном Гусом – он был сожжен вместе со своими книгами. Серьезность поступка Лютера подкрепляется еще и тем, что та эпоха отличалась большой религиозностью и сильной связью жизни человека и общества с Церковью.

Император приглашает Лютера объясниться

Следующее слово было за императором Священной Римской империи Карлом V, который принял сторону папы и вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где тот должен был объясниться за свои слова и поступки. Естественно, император ожидал, что Лютер отречется от своих слов, испугавшись за свою жизнь. Однако он этого не сделал и высказался так же смело и ярко, как и раньше.

Лютер в ВормсеСразу после этого Лютер покинул заседание, поскольку у него была императорская охранная грамота, которая гарантировала ему защиту от инквизиции до финального вердикта правителя.

Похищение Лютера

В пути после заседания Лютера похищают, и он бесследно исчезает. По итогам заседания был издан Вормсский эдикт, объявивший Лютера еретиком, что ставило его вне закона на всей территории Священной Римской империи. Согласно документу, через 20 дней после его оглашения Лютер должен быть арестован.

Исчезновение Лютера оказалось инсценировкой похищения, которую организовал сочувствовавший реформатору князь Фридрих Саксонский. Если бы не это событие, Лютеру пришлось бы бежать или быть казненным инквизицией. Некоторое время многие считали Лютера погибшим, хотя на самом деле придворные князя спрятали реформатора в замке Вартбург. При этом Фридрих, которого называли Мудрым, поручил спрятать Лютера таким образом, чтобы даже он не знал, где будет находиться реформатор. Сделано это было для того, чтобы князю при случае не пришлось лгать императору.

Лютер как первопроходец

Таким образом Лютер стал первым человеком, который открыто выступил против католических догм и подверг сомнению основы христианского учения в католической интерпретации, но не был казнен за это. Ему было суждено начать то, что не удалось его предшественникам – возбудить умы интеллектуалов и остальной общественности против экономической и религиозной тирании церкви. И сделал он это через смелые и понятные высказывания, которые нашли отклик почти у половины населения тогдашней Европы.

Исторический перевод Библии

В замке Лютер занялся другим исторически важным делом для того времени – переводом Библии на немецкий язык, что дало бы каждому грамотному человеку возможность читать Священное Писание самостоятельно и следовать только ему, а не духовенству, что раньше было просто невозможно. Церковь не позволяла никому читать и трактовать Библию, оставив эту функцию исключительно за собой. Кстати, именно этот перевод стал важным событием для немецкого языка, поскольку в нем Лютер утвердил основные языковые нормы.

Успех этого перевода, как и Реформации в целом, был обусловлен тем, что в Германии к этому времени уже был изобретен печатный станок. Множество копий Священного Писания и других работ Лютера разошлись очень быстро при помощи его соратников.

Реформация захватывает умы и кардинально меняет Европу

В итоге Реформация начала набирать обороты и захватывать умы, Лютер приобрел множество сторонников, а диспут – невероятные масштабы. Церковь начала решительно бороться с этим движением, ответив Контрреформацией.

В результате этого движения привычный на то время католический мир, объединявший Западную Европу, был разрушен – многие регионы империи начали создавать национальные церкви. Все они сегодня объединены в протестантизме, третьей крупной ветви христианства. Одна из таких церквей – лютеранство – была названа именем Лютера и существует по сей день.

Лютер в возрасте 42 лет совершил еще одно важное для Реформации дело. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, у них родилось шесть детей. Этим поступком он отверг еще один христианский принцип – принудительное безбрачие для священнослужителей. Скончался Лютер 18 февраля 1546 года, не дожив до победы Реформации.

Новый христианский мир Европы, разделившийся идеологически надвое, погрузился практически на сто лет в религиозные и межнациональные войны с большим числом жертв с обеих сторон. Тридцатилетняя война, ставшая результатом противостояния католичества и протестантства, считается одной из самых кровопролитных, не считая мировых войн XX века. Завершились войны только в 1648 году Вестфальским миром, когда общество пришло к тому, что нужно научиться уживаться с теми, кто имеет иные представления о Боге и религии.

Вместе с этим договор подвел итоги Реформации: появилась новая самостоятельная ветвь христианства; католичество вынуждено было реформироваться, чтобы соответствовать духу времени (индульгенции за деньги были отменены); папа перестал быть центром европейской политики; усилился процесс секуляризации (снижения роли религии в жизни общества) как в протестантских, так и в католических странах.

Значение деятельности Лютера

По мнению немецкого социолога и философа Макса Вебера, реформаторская деятельность Лютера не только дала толчок Реформации, но также стала важным поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового времени.

Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего 1526Объясняется это основами протестантской этики, одной из которых является концепция «призвания». Согласно этому принципу, каждый человек имеет те или иные таланты как дар божий и должен развивать их и трудиться наилучшим образом в своей профессиональной сфере.

Этот принцип дополнил другой деятель Реформации швейцарец Жак Кальвин, заявивший, что символом божьей благодати является удача и богатство. И чтобы спасти свою душу человек должен тратить все свое время на труд, поскольку земная жизнь дана человеку взаймы, в отличие от католического понимания, где она является даром божьим. Следовательно, согласно Кальвину, чтобы добиться спасения, нужно также добиться успеха в профессиональных делах и обязательно приумножать собственное состояние. Этот принцип стал по-настоящему важным двигателем протестантского мира, который довольно быстро стал опережать экономически католический и православный.

Самым главным результатом Реформации стало появление совершенно нового взгляда на мир, который освободил часть христианского сообщества от многих несправедливых догм, установленных католическим духовенством.

Почтовая марка ГДРНапример, протестантизм избавил человека от огромной структуры священнослужителей-посредников, которые стояли перед ним и Богом. Этот же факт избавил протестантов от тяжкой ноши – финансового содержания огромной церковной машины, которая, как увидел Лютер в своей поездке в Рим, занималась совсем не спасением душ человеческих, а сама по-настоящему погрязла в грехах и пороках.

15 интересных фактов о Мартине Лютере

500 лет назад монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. Что доказывал в них родоначальник Реформации? Кем был он сам? И какие последствия это все имело?

1. Мартин Лютер (10 ноября 1483 – 18 февраля 1546 г.) – родоначальник Реформации, в ходе которой возникает протестантизм как одно из трёх (наряду с православием и католицизмом) главных направлений христианства. Название «протестантизм» возникает из так называемой Шпайерской протестации. Это был протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами на рейхстаге в Шпайере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий – протестантизм.

2. Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов. В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

95 тезисов Мартина Лютера

3. Доминиканский монах Иоганн Тецель, который был агентом по продаже папских индульгенций и который беззастенчиво ими торговал и тем самым спровоцировал Мартина Лютера, прочитав 95 тезисов, заявил: «Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик взошел на костер и в урне проследовал к небу».

Тецель утверждал, что индульгенции имеют большую силу, чем само Крещение. Про него рассказывают следующую историю: один аристократ в Лейпциге обратился к Тецелю и попросил простить ему грех, который он совершит в будущем. Тот согласился при условии немедленной оплаты индульгенции. Когда Тецель покинул город, аристократ нагнал его и побил, сказав, что именно этот грех он подразумевал.

4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Его отец принимал участие в прибылях, получаемых с восьми шахт и трех плавилен («огней»). В 1525 году Ганс Людер завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было приобрести поместье с пахотными землями, лугами и лесом. Вместе с тем, семья жила очень умеренно. Питание было не слишком изобильным, экономили на одежде и топливе: например, мать Лютера наравне с другими горожанками собирала зимою хворост в лесу. Родители и дети спали в одном алькове.

5. Настоящая фамилия родоначальника Реформации – Людер (Luder или Luider). Уже став монахом он много общался и переписывался с гуманистами, среди которых было принято брать себе звучные псевдонимы. Так, например, Герард Герардс из Роттердама стал Эразмом Роттердамским. Мартин в 1517 году скрепляет свои письма именем Eleutherius (в переводе с древнегреческого – «Свободный»), Elutherius и, наконец, не желая далеко отходить от имени отца и деда, Luther. Первые последователи Лютера называли себя еще не лютеранами, а «мартинианами».

6. Отец мечтал видеть своего способного сына преуспевающим адвокатом и смог обеспечить сыну хорошее образование. Но неожиданно Мартин решает стать монахом и вопреки воле отца, пережив сильный конфликт с ним, поступает в Августинский монастырь. Согласно одному из объяснений, однажды он попал в очень сильную грозу, когда молния ударила совсем рядом с ним. Мартин почувствовал, как он потом сказал, «чудовищный страх перед внезапной смертью» и взмолился: «Помоги, святая Анна, я хочу стать монахом».

7. Отец, узнав о намерении Лютера принять монашеский постриг, пришел в бешенство и отказал ему в благословении. Другие родственники заявили, что вообще не хотят его больше знать. Мартин был в затруднении, хотя и не был обязан спрашивать разрешения отца. Однако летом 1505 года в Тюрингии свирепствовала чума. Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие.

8. Когда была подготовлена папская булла с отлучением Лютера «Exsurge Domine» («Восстань, Господь…»), она была доставлена на подпись папе Льву X, охотившемуся в своем поместье на дикого кабана. Охота была неудачной: кабан ушел виноградниками. Когда расстроенный папа взял в руки грозный документ, то прочел его первые слова, которые звучали так: Восстань, Господь, и Петр, и Павел… на дикого кабана, который опустошает виноградник Господень». Папа тем не менее подписал буллу.

9. На Вормсском рейхстаге 1521 года, где в присутствии германского императора слушалось дело Лютера и от него требовали отречения, он произносит свою знаменитую фразу «Я здесь стою и не могу иначе». Вот его более полные слова: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума — ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, — то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово божье… Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне бог!».

Лютер в семейном кругу

10. Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн – как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей.

11. Во время немецкой Крестьянской войны 1524–1526 годов Лютер выступил с резкой критикой восставших, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. Впрочем, во многом восстания были вызваны реформационным брожением умов, порожденным Лютером. На пике восстания весной-летом 1525 года в событиях участвовало до 300 000 человек. По современным оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек.

12. Лютер решительно отверг принудительное безбрачие духовенства, в том числе и на собственном примере. В 1525 году он, бывший монах, в возрасте 42 лет женится 26-летней и тоже бывшей монахине Катарине фон Бора. В браке у них родилось шесть детей. Вслед за Лютером женится и другой лидер Реформации из Швейцарии У. Цвингли. Кальвин не одобрил эти поступки, а Эразм Роттердамский сказал: «Лютеранская трагедия переходит в комедию, и всякие смуты кончаются свадьбой».

13. Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. Этой лютеровской Библией немцы пользуются до сих пор.

Библия Лютера

14. Согласно великому немецкому социологу Максу Веберу в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», Лютер не только положил начало Реформации, но и дал решительное начало зарождению капитализма. Протестантская этика определила по Веберу дух Нового времени.

15. В отличие от Православия лютеранство признает лишь два полноценных таинства – Крещение и Причастие. Лютер как таинство отверг даже покаяние, хотя его «95 тезисов» начинались с требования, «чтобы вся жизнь верующих была покаянием». Также в протестантизме практически с самого начала начались сильные споры о природе евхаристии и способе присутствия в ней Господа.

Лютер по этому важнейшему вопросу сильно разошелся с Цвингли и Кальвином. Последние понимали присутствие Тела и Крови Христа лишь как символические, «возгревающие веру» действия. Лютер же, отвергнув учение о пресуществлении, не смог в полемике с реформатами-швейцарцами отказаться от реального, но невидимого присутствия Христа в хлебе и вине. Таким образом, таинство причащения Лютер допускал, считая, что в нем присутствует Христос, но полагал его как некое специфическое или «сакраментальное единение» материальным хлебом и вином, не конкретизируя природы этого сопребывания. Позже в одном из вероучительных документов лютеранства, «Формуле согласия» (1577), будет выработана такая формула соприсутствия Тела и Крови Христа: «Тело Христово присутствует и преподается под хлебом, с хлебом, в хлебе (sub pane, cum pane, in pane)… этим способом выражения мы желаем научить таинственному единению неизменяемой субстанции хлеба с Телом Христовым».

Сильно разнится и отношение к священству. Хотя Лютер признавал необходимость священства, в вероучительных лютеранских книгах нет ни слова о преемственности пастырского служения, ни об особом посланничестве свыше. Право рукоположения признается за любым членом Церкви (посланничество снизу).

Лютеране также отрицают призывание и помощь святых, почитание икон и мощей, значение молитв за умерших.

Как пишет протоиерей Максим Козлов в книге «Западное христианство: взгляд с Востока», «Лютер имел намерение освободить верующих от духовного деспотизма и произвола. Но, отвергнув авторитет папы, он в силу логической необходимости, отверг и авторитет римско-католической иерархии, а затем святых отцов и Вселенских соборов, то есть отверг все вселенское Священное Предание. Отвергнув же во имя личной свободы весь авторитет Церкви, Лютер тем самым дал полный произвол в делах веры, что привело к разделению и отпадению от Римской Церкви. Дав народу Библию на немецком языке, немецкий реформатор считал, что Священное Писание ясно само по себе и что всякий человек, не закоснелый во зле, будет правильно понимать его без руководства Преданием Церкви. Однако он ошибся: даже ближайшие сподвижники его различно толковали одно и то же библейское место.

Итак, полное отрицание всех авторитетов и возведение в степень авторитета личного мнения, субъективного принципа, то есть рационализм в области веры, – вот к чему пришел Лютер в борьбе со злоупотреблениями католичества».

На заставке картина Антона фон Вернера. Лютер в Вормсе: «На сём я стою…».

Ровно 530 лет назад 10 ноября 1483 года в славном городе Айслебене, что лежит в благодатных саксонских землях, в семье рудокопа Лютера родился мальчик, которого по святкам нарекли – Мартин. Кто мог знать, что он повернет мировую историю и станет основателем новой религии – протестантизма и движения Реформации, движения за обновление Церкви…

Мы сделали подборку фактов и случаев из жизни Мартина Лютера.

Поездка в Рим

В молодости Мартин дал обет монашества. В 1511 году монаха отправили в Рим по каким-то хозяйственным делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые увидел воочию развращённость римско-католического клира. Кто знает, не пошли его аббат в столицу разврата — стал бы он тем, кем стал…

Монахиня сделала ему предложение

В семье у Лютера были очень напряженные отношения с отцом. Позже именно папа содействовал браку Лютера с бывшей монахиней Катариной фон Бора. История для тех времен похожая на анекдот – происходившая из знатного, но обедневшего рода, девушка эта была, как бы сейчас сказали, самостоятельная и свободных взглядов. Катхен сама сделала Мартину предложение о марьяже.

Брак не принес особого счастья, на роль стереотипной послушной жены фон Бора не подходила. Из-за властного характера Лютер называл её «Доктор Кэйт». В своих письмах сам Мартин Лютер признавался, что предпочел бы ей другую бывшую монахиню, более покладистую.

Отпусти нам грехи наши

Как известно реформация началась с того, что Лютер – сам священник и богослов, приколотил на двери церкви 95 тезисов – программу несогласия с грязью и продажностью католической церкви. Особенно интересны последние тезисы — в них Лютер утверждает, что у римского папы нет никаких особых прав отпускать грехи. Доказывалось это блестящей по тем временам логикой: если у папы есть такие особые права, то почему он до сих пор не отпустил грехи всем нам?

Карьерный рост

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания». В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Так что словами «построение карьеры» и «карьерный рост» мы, может быть, обязаны Мартину Лютеру.

В церковь по свистку

Последователем Лютера в Реформации и создателем собственного учения на базе лютеранского стал Жан Кальвин. Его религия (кальвинизм) была крайним выражением протестантской этики. Когда кальвинисты пришли к власти в Женеве, то жители города познали на себе всю прелесть «пуританской» морали, комендантского часа, отсутствия увеселительных заведений, а в церковь ходили едва ли не по свистку. Лютер был далек от таких крайностей, которые, впрочем, во многом определили облик буржуазной Европы.

Сыщик Петр

В 1712 году русский царь, а позже – первый император Всероссийский Петр Великий при посещении дома-музея Мартина Лютера осмотрел чернильное пятно в том месте стены, куда Лютер метнул чернильницу, целясь в явившегося ему дьявола. 3аключение Петра: «Чернила новые, и все сие неправда».

Выступление Мартина Лютера

Причины Реформации.

Великие гуманисты.

Европейское возрождение. Реформация и контрреформация.

Возрождение (Ренессанс) считается эпохой переходной от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелигиозный) характер, гуманизм, обращение к античному культурному наследию.

Культура Возрождения возникла и эпоху, когда в условиях возросшей деловой активности на первый план выдвигалась человеческая личность, обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а уму, знаниям, усилиям. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничный, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Выдающимся гуманистом раннего Нового времени был Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к Богу, их нравственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразрешимыми и не имеющими жизненно важного значения.

К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился суть развития гуманистической мысли, надежды, победы и пора-Кения гуманистов. В первых книгах больше веселости, над всем Доминирует вера в победу разумного и доброго в жизни людей, о последующих же книгах больше трагизма.

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

«Титаны Возрождения*.

Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры того времени — ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы

природы.

С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование). Это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы. Учение католической Церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях происходящих перемен. Католическая церковь служила опорой феодализма. Она учила, что мир и все, что в нем находится, созданы богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека; церковь же через спои таинства (Крещение, причащение и т.д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви. Людей раздражала роскошь духовенства, его жадность, что особенно проявлялось в продаже индульгенций. За деньги можно было купить «отпущение грехов». Правители многих стран были недовольны претензиями т-.

пап на верховную власть. Короли, купцы, предприниматели,дворяне мечтали получитьбогатства и земли церкви.

Начало Реформации было связано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное положение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью сноси веры. Источником религиозной истины, помнению Лютера, является Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык.

Сдвиги в этико-экономических взглядах под влиянием Реформации

Исторический экскурс

Во второй половине XIII в. в Западной Европе формируется третье сословие, продукт городской цивилизации. Церковь и феодальное дворянство лишали его представителей политических прав и стесняли их экономическую свободу. Начинается длительный период социально-политической борьбы, увенчавшейся в итоге торжеством буржуазии.

Это время характеризуется также стремительным разложением средневековой идеологии. Феодальное общество все больше тяготилось духовной опекой католической церкви. Сам Ватикан и римская курия становятся средоточием разврата и злодеяний. Папский двор погряз в роскоши. Чтобы увеличить свои доходы, Дж. де Медичи (р. 1475), взошедший на папский престол под именем Льва X (1513–1521), санкционировал продажу индульгенций. Это оказалось той «искрой», из которой разгорелся протест определенной части западной христианской общественности.

Формой проявления этого протеста была Реформация – одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается целый период Нового времени, охватывающий XVI и первую половину XVII столетия.

Началом немецкой Реформации принято считать обращение доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера. 31 октября 1517 г. он прибил к дверям дворцовой церкви свои знаменитые «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви.

Мартин Лютер (Marlin Luther, 1483–1546) родился и вырос в бюргерской среде. Следуя родительскому требованию, он в 1501 г. стал студентом Эрфуртского университета. Через год он получил степень бакалавра свободных искусств, а спустя три года – степень магистра. Этот факт вызвал ликование в его семье, глава которой (папаша Ганс) видел сына юристом с дипломом доктора права. Однако летом 1505 г. Мартин объявил о своем решении стать монахом- августинцем. Позднее он стал настоятелем Виттенбергской соборной церкви, читал лекции в университете. Ему присудили степень доктора богословия.

В этот период Лютер развивал тезис своего грядущего реформаторского учения о том, что спасение души (оправдание) возможно не через церковь и ее формальные обряды (и уж тем более не через покупку индульгенций), а через одну только истинную веру – личную веру. Под ней мыслитель понимал личные нравственно-религиозные устремления христианина. Отсюда следовало, что человек причастен Богу своей совестливостью, а нравственные поучения он может брать из текста Священного Писания (Евангилия).

Позднее, уже в ходе Реформации, Лютер и его последователи пришли к отрицанию церковной иерархии, культа святых, церковного богатства. Это способствовало утрате приоритета духовной власти перед светской, вело к упрощению церковной догматики и богослужения, объективно оправдывало секуляризацию церковных земель, открывало путь к созданию необходимой для буржуазии «дешевой» церкви. Неудивительно, что бюргерско-умеренная лютеровская реформа объединила низшее дворянство, бюргерство и даже часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковного имущества.

Мнение специалиста

Критика экономических основ торгашеского феодализма была органичной частью взглядов Мартина Лютера, которую он излагал в работах «О торговле и ростовщичестве» (1524) и «Наказ приходским священникам выступать с проповедями против ростовщичества» (1540).

Так, мыслитель различал внутреннюю и внешнюю торговлю. Он одобрял первую и осуждал вторую. Без торговли нельзя обойтись. Причем можно покупать по-христиански, особенно вещи, служащие потребностям и приличию. Но внешняя торговля, служащая роскоши и высасывающая деньги из страны и населения, не должна допускаться.

В критике внешней торговли слышатся не только натурально-хозяйственные, но и ранние меркантилистские настроения. Лютер выступал прежде всего против торговли предметами роскоши, которая развивает «щегольство и обжорство». При этом он критиковал и торговлю предметами первой необходимости (в частности, английским сукном), ибо такая торговля приводит к оттоку из страны золота и серебра. Это происходит потому, что существует политическая раздробленность страны. Единое немецкое государство, по его мнению, препятствовало бы этому процессу.

Лютер выступал против оправдания высокой купеческой прибыли риском, связанным с торговлей. К тому же на практике, считал он, торговля нередко сопровождается грабежом и разбоем. Однако наибольшую ненависть вызывает у мыслителя ростовщичество. Причем он оправдывал мелкое ростовщичество сирот, вдов и стариков, если оно вызвано бедностью.

Он обосновывал необходимость законодательно ограничить норму процента и приводил в качестве исторических примеров деятельность Солона в Афинах, Неемии в Иудее, Александра Македонского и Юстиниана, ограничивших процент по ссудам. Так как в раздробленной Германии «светская власть нерадива и ленива», а часто слишком слаба, чтобы защитить от ростовщичества, то, по мнению Лютера, этому должны способствовать священники убеждением, обвиняя ростовщичество в греховности.

Важно запомнить!

Экономические взгляды Лютера тесно связаны с его религиозной концепцией, в частности с его теорией двух порядков. Понимая, что в современной ему действительности невозможны отношения между людьми в строгом соответствии со Священным Писанием, он обосновывал необходимость светской власти для обеспечения социального (в том числе экономического) порядка. Светская власть при этом должна действовать силой, а церковь – убеждением и советами.

Критикуя представителей торгашеского феодализма, Лютер выступал на стороне предприимчивого и делового хозяина, бюргера, превращающегося в мелкого буржуа, поэтому он осуждал праздность, критиковал сословную иерархию, утверждая, что между людьми есть «лишь различие по должности и делу, а не по званию». Он отмечает важнейшую роль труда в «призвании» человека.

Реформация разделила всю Западную Европу на два лагеря и вызвала целый ряд религиозных междоусобиц и войн. Ход ее истории, несомненно, был бы иной без грандиозных перемен в товарно-денежном хозяйстве. Возвышение одних стран и упадок других в экономическом отношении объясняется не тем, что одни приняли протестантизм, а другие остались верными католицизму. Возвышение и упадок отдельных государств зависели от причин чисто материальных, от той роли, которую они играли в мировом хозяйстве.

Неоднозначной становится и роль Реформации, которая в результате раскола разделилась па два направления. Лютеранскому учению и церкви были противопоставлены кальвинизм и реформаторская церковь, основателем которой был Жан Кальвин (Jean Calvin, 1509–1564).

Кальвин родился на севере Франции в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и юридическое образование. Еще в студенческие годы увлекся идеями Реформации и стаз на путь богословских исканий. В 1533 г. отрекся от католической церкви, через год ввиду усилившихся во Франции преследований протестантов бежал в Базель. В 1536 г. вышло его главное сочинение «Наставление в христианской вере», в котором дано систематическое изложение нового вероучения. В том же году Кальвин приехая в Женеву, где уже победила Реформация. Этот город со временем превратился в его постоянную резиденцию и главный оплот кальвинизма.

Лютеранская идея нравственного долга уничтожила примат нетрудового аскетизма над трудовыми обязанностями мирян. Кальвин еще более заострил эту идею, превратив ее в религиозно-этическую основу человеческого существования. Таким образом, это становится своеобразной основой пробуждения «капиталистического духа».

Под влиянием мыслителя женевский магистрат принял новую форму церковной организации, которая с некоторыми вариациями была воспринята затем кальвинистскими общинами других стран.

Мнение специалиста

Отражая интересы буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, Кальвин развивает идею Лютера о недопустимости праздности и важнейшей роли труда для человека, который хочет быть угоден Богу. Мыслитель провозглашает первейшими гражданскими обязанностями каждого человека не только честный труд, но и земной аскетизм, бережливость, расчетливость, скопидомство.

Согласно Кальвину, каждый христианин должен думать, что именно он божий избранник. Однако в своей деятельности и профессии он должен доказать свою избранность. В качестве показателя избранности мыслитель рассматривает денежное богатство. Оно – выражение успеха в обществе, поэтому стремление к богатству является естественным для человека. Даже ссудный процент Кальвин считал нормальным явлением.

Таким образом, на смену апофеозу труда как наказания за греховность человеческого рода у канонистов приходит апофеоз труда во имя наживы, прикрываемой, в частности у Кальвина, ссылками на Бога. Поощрение стремления к богатству предполагало провозглашение частной собственности и частной жизни в кальвинизме священными и неприкосновенными.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что идеи Лютера и Кальвина стали теоретической основой буржуазных революций в Нидерландах и Англии, легли в основу так называемой протестантской этики, на которой и по сей день базируются экономически успешные модели капиталистического общества.

Основным достижением Реформации стало, по-видимому, то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений новыми капиталистическими отношениями.

  • Индульгенция (от лат. indulgentia – милость) – в католической церкви полное или частичное прощение грехов, которое давала церковь верующему, а также свидетельство, выдаваемое церковью по случаю отпущения грехов.
  • По традиции, отсчет начала Реформации начинается с этого события, хотя немецкий историк Эрвин Изерло доказал, что нет никаких достоверных свидетельств того, что это событие действительно имело место в истории.