Канонизация

ПРОЦЕДУРА КАНОНИЗАЦИИ

Обязательным атрибутом приобщения клику святых является канони­зация, которая опирается на целый ряд зримых доказательств: исцеления и чудотворения, достойная и святая жизнь, народное признание святости прославляемого, нетленность мощей. После смерти святого к нему осуще­ствляются многочисленные паломничества. Паломничество к святым и свя­тым местам выступает несомненным признаком их святости в христианстве, буддизме и исламе.

Канонизация святых — это продолжающаяся исторически длительное время социокультурная практика, которая отвечает религиозным требова­ниям и проводится делегированными для нее представителями церкви. Канонизация существует много веков, включает несколько инструменталь­ных процедур, обычаев и обрядов, которые выполняют специальные орга­ны церковного управления, в частности Архиерейский Юбилейный Собор Русской Православной Церкви по представлении материалов Синодальной комиссией по канонизации святых19. Так, например, в ходе юбилейных тор­жеств 30 июля 2004 г. в Серафимо-Дивеевском монастыре (Нижегородская губерния) состоялось освящение Казанского храма и прославление в лике святых блаженных Дивеевских стариц. Синодальная комиссия по канони­зации святых определила причислить к лику святых Христа ради юродивых, благодатию Божией прославленных, блаженных стариц Пелагию Дивеевс-кую, Параскеву Дивеевскую и Марию Дивеевскую для местного церковно­го почитания в Нижегородской епархии.

Термин «канонизация» (от лат. canonisatio) есть латинизированная транс­крипция греческого глагола kanonizein — «определять, на основании правила узаконять», был введен в оборот западными учеными-богословами доволь-

18 Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).

» В 1999 г. Синодальной Комиссией по канонизации святых выпущена книга «Канонизация святых в XX веке». В ней помещены важнейшие церковные документы, которые стали результатом раз­носторонней работы Синодальной Комиссии за период ее существования.

но поздно. В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, по­этому в подобных случаях там использовалось словосочетание «причтение к лику святых» или «вмещение, вчинение в лик святых».

Основными условиями прославления святых во все времена было про­явление подлинной освященности, святости праведника. Свидетельством такой святости могли быть:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и пропове­ди святого Евангелия.

2. Мученическая смерть за Христа или истязание за веру Христову.

3. Чудотворения, совершаемые свя­тым по его молитвам, или от честных его останков-мощей.

4. Высокое церковное первосвяти-тельское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и свя­тая жизнь, не всегда засвидетельство­ванная чудотворениями.

7. В XVII в., по свидетельству Кон­стантинопольского Патриарха Нектария, три признака признавались условиями присутствия истинной святости в людях:

а) православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние
за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почи­тание его народом, иногда еще при жизни.

Определенное значение в вопросе канонизации имели мощи. По учению Православной Церкви, мощами святых являются как полностью сохранивши­еся (нетленные мощи), так и отдельные частицы от тел про­славленных от Бога праведников. Чудотворения от мощей в практике Русской Православной Церкви часто было началом прославления святого. Однако мощи святых нередко извлека­лись из земли уже после канонизации, из чего можно заклю­чить, что наличие святых останков оставалось лишь одним из сопутствующих обстоятельств прославления святого2″.

Если кратко, то основными критериями канонизации под­вижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения.

Свои заключения Комиссия представляет либо Святейше­му Патриарху, либо Святейшему Патриарху и Священному Синоду, Архиерейскому или Поместному Собору. Согласно Уставу Русской Православной Церкви прославление подвиж-

Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).

Б31

ника к почитанию как местночтимого святого осуществляется с благосло­вения Святейшего Патриарха, к почитанию как общецерковного святого — решением Архиерейского или Поместного Собора. Канонизация святых существует много веков, включает — если учитывать все религии, страны и эпохи, — более сотни инструментальных процедур, обычаев, обрядов и ка­нонических актов, которые выполняет специальный штат церковных иерар­хов. Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему Преосвященному. Архиерей на ме­сте собирает необходимый исторический материал и свидетельства о свято­сти подвижника, проводит исследование вопроса и свои выводы, результа­ты работы представляет либо Святейшему Патриарху, либо непосредствен­но в Комиссию.

Сама Синодальная Комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того или иного подвижника не выступает. Правящий Прео­священный, кроме своего прошения о прославлении подвижника в лике свя­тых, высылает материалы, свидетельствующие о святости человека. Им пред­ставляется подробное жизнеописание подвижника, где отображается во всей полноте подвиг веры. Присылаются документы, на основании которых было составлено жизнеописание: все архивные копии, медицинские свидетель­ства исцелений, свидетельства архипастырей, пастырей и мирян о благоче­стивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жиз­ни и (или) по смерти. Особо тщательно требует освещения вопрос о почи­тании подвижника народом. Подготовленные материалы затем тщательно проверяются на местах с благословения Правящего архиерея. Церковь по­читала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убежде­ние, что человек не оступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия.

При канонизации новомучеников XX в. учитывались мученические акты: это материалы уголовно-следственных дел, по которым несправедливо были

осуждены иерархи, священнослужители, монашествующие и миряне. К житию мученика или исповедника Правящий архиерей должен приложить копии архи­вных следственных дел, по которым под­вижники были осуждены, а именно: ан­кета арестованного, все протоколы доп­росов и очных ставок (если таковые проводились), обвинительное заключе­ние, приговор тройки, акт о приведении приговора в исполнение или другой до­кумент, удостоверяющий время, место и обстоятельства смерти подвижника. Кроме архивов репрессивных органов большой интерес представляют матери­алы различных фондов: духовных учеб­ных заведений, клировые ведомости, ма­териалы комиссий по культу (в ведение которых входила регистрация, открытие

и закрытие храмов) и многие другие21. Сбор материалов лишь по одному кандидату может занимать много лет.

Причисление к лику местночтимых святых требует: 1) соборного реше­ния об этом епископа, клира и мирян епархии; 2) рассмотрения материалов, представленных епархией, Комиссией Священного Синода по канонизации святых; 3) в случае одобрения Комиссией — утверждения Святейшим Пат­риархом. Материалы, предоставленные для канонизации, тщательно изуча­ются с тем, чтобы после прославления не обнаружилось каких-либо фактов из жизни святого, порочащих его, и не пришлось бы совершать обратный

акт — деканонизацию.

За примером обратимся к истории Византии. Император Лев IV был дваж­ды женат, жен своих — Феофанию и Зою — любил, но рано их потерял: они умерли. Император их канонизировал личным указом — в Византии такое, как ни странно, было возможно. Однако почитание Зои не удержалось. Церковь и население отторгли его, а Феофанию почитают до сего времени: она была женщиной доброй и милосердной, бла­гочестивой христианкой и, кстати, очень страдала от своего мужа. В Византии справедливость канонизации всегда проверялась путем простого обычая: удер­жалось почитание или нет.

Канонизация совершается на основании положения: «три вещи призна­ются свидетельствующими об истинной святости в людях: 1) православие без­укоризненное; 2) совершение всех добродетелей, за которыми следует проти­востояние за веру даже до крови; 3) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес». В древней церкви канонизации как таковой не было. Цер­ковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его па­мяти. Никаких особых доказательств святости не требовалось: она была оче­видна. Доказательства эти стали необходимы значительно позже. Главным из них и в Западной и в Восточной церкви считалось чудотворение (преимуще­ственно посмертное, на могиле подвижника). Вообще же, как писал Г.П. Фе­дотов, основания для церковной канонизации были и остаются: 1) жизнь и подвиг святого, 2) чудеса и 3) в некоторых случаях нетление его мощей22.

Решение о канонизации общецерковного святого принимается только Собором или Синодом, а местночтимого — архиереем данной епархии. Дру­гие субъекты не вправе принимать решения о всеобщем почитании святого. Важно помнить, что акт канонизации носит отчасти условный характер. Найдется огромное множество людей, проживших святую жизнь или закон­чивших ее мученическим подвигом, однако не причисленных официально к лику святых (даже на уровне местночтимых), хотя их имена могут быть широко известны (например о. Павел Флоренский или о. Александр Мень). В то же время существует, наверное, немало и тех, кто был канонизирован не по заслугам, скажем, в силу конъюнктурных соображений.

Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru). 22 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

С социологической точки зрения, канонизация святых — один из важней­ших социальных и культурных институтов в рамках христианства, благода­ря которому в сообществе верующих утверждаются непреходящие мораль­ные ценности, нормы высоконравственного поведения, образцы святости, на которые должно ориентироваться все население.

Помимо того, и для социолога это особенно важно, институт святых легитимизирует существующую в сообществе верующих стратификацию благости, так как святые — это, по существу, меньшинство избранных, ко­торые заслужили самый высокий чин благодаря особому образу жизни, цен­ностным ориентациям и формам героического поведения. Память святого празднуется в день его кончины, иногда в день открытия (обретения) или перенесения его мощей (останков тела, иногда не подверженных тлению).

Со времени Урбана VIII в католицизме сложилась двухступенчатая про­цедура приобщения клику святых. Первая ступень — беатификация, кото­рая совершается по представлению епископа, затем следует проверка заслуг кандидата перед церковью и утверждение его кандидатуры конгрегацией обрядов, а затем папой. В итоге кандидат признается блаженным, почитание которого допускается в пределах определенной епархии или ордена. Вторая ступень — канонизация. Она совершается по представлению папы. Канди­дат в святые должен быть обязательно беатифицирован, сама же процедура канонизации сходна с предшествующей. В результате кандидат признается святым, почитание которого допустимо уже всей церковью23.

Что такое канонизация?

Говорят, что в древности все христиане считались святыми?

Важно понимать, что в христианстве существует более широкое и более узкое понимание святости. В широком смысле святым становится любой, кто достиг спасения. В более узком святые — те, кто явил пример христианской жизни, и те, к кому мы сегодня обращаемся с просьбой о молитвенном заступничестве перед Богом.

Исходя из более широкого понимания, в древности любой христианин, не уклонившийся в ересь или раскол, не совершивший смертный грех, за который он был отлучен от Церкви, считался после смерти святым. Община, в которую он входил, записывала его имя на состоящие из двух частей таблички, покрытые воском — диптихи. С их помощью поминались живые и усопшие христиане. Если имя умершего попадало в эти таблички, то он автоматически считался святым.

В начале IV века император Константин Великий объявил христианство сначала разрешенной, а затем и предпочитаемой религией. Для христиан кончилась эпоха гонений, и в Церковь хлынул поток новых людей. Общины очень разрослись, христиане одного города уже не могли знать друг друга в лицо, возникли мощные еретические учения. Это привело к тому, что Церкви пришлось вырабатывать юридическую процедуру объявления умершего праведника святым. Этот процесс и получил название канонизации. В Русской Церкви для того, чтобы человек был объявлен святым, нужно выполнить несколько условий. Начать процесс канонизации можно лишь тогда, когда со смерти праведника прошло как минимум несколько десятилетий. Нужно доказать, что подвижник исповедовал православную веру и вел благочестивый образ жизни (последнее требование не обязательно для мучеников, поскольку главное основание для их канонизации — документально подтвержденный факт мученичества за веру, а их жизнь до подвига обычно не являлась предметом изучения, особенно в древности). Специальная Комиссия по канонизации также собирает свидетельства о чудесах, произошедших по молитвам к этому святому, если таковые зафиксированы. Для прославления подвижника обязательно его народное почитание.

Важно, кстати, что наличие, например, нетленных (полностью или частично сохранившихся) мощей вовсе не является обязательным условием. Просто в России долгое время считалось, что мощи святого должны быть именно нетленными, поэтому в начале ХХ века очень сложно проходила канонизация преподобного Серафима Саровского.

Важно также и то, что с точки зрения Церкви не канонизация делает человека святым, а его подвиг. Канонизация — лишь признание заслуг подвижника, свидетельство абсолютной уверенности в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему. Значит, она должна быть уверена, что этот человек уже соединился с Богом и не нуждается в наших просьбах о его спасении.

КАНОНИЗИРОВАТЬ

Смотреть что такое «КАНОНИЗИРОВАТЬ» в других словарях:

  • КАНОНИЗИРОВАТЬ — (от слова канонизация). Сопричислить к лику святых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНОНИЗИРОВАТЬ от слова канонизация. Сопричислить к лику святых. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

  • канонизировать — причислять к лику святых, узаконить, канонизовать, узаконивать, причислить к лику святых, создать Словарь русских синонимов. канонизировать причислить (причислять) к лику святых Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… … Словарь синонимов

  • Канонизировать — (иноск.) освящать, узаконивать, (собств.) причислять къ Святымъ (по Римской церкви). Ср. Канонъ уставъ церковный. Ср. κανών правило … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • КАНОНИЗИРОВАТЬ — КАНОНИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный и КАНОНИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • канонизировать — КАНОНИЗИРОВАТЬ, КАНОНИЗОВАТЬ canoniser, пол. canonizowaç. 1. Вносить в церковный канон, причислять к лику святых. БАС 1. Аввакум, конечно, канонизован старообрадцами. Карташев 2 230. 2. Признавать кого л. или что л. незыблемо авторитетным;… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • канонизировать — и/рую, и/руешь, сов. и нсв. 1) (кого) В католицизме и православии: причислить к лику святых, признать церковно узаконенным. Канонизировать Сергия Радонежского. Католическая церковь канонизировала Жанну д Арк (Ахматова). Синонимы: канонизова/ть 2) … Популярный словарь русского языка

  • канонизировать — (иноск.) освящать, узаконивать, (собств.) причислять к святым (по Римской церкви) Ср. Канон устав церковный. Ср. κανών правило … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Канонизировать — несов. и сов. перех. 1. Признавать каноном , устанавливать в качестве образца. 2. Утверждать в качестве канона . 3. Причислять к лику святых (в православии и католицизме). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • канонизировать — канониз ировать, рую, рует … Русский орфографический словарь

  • канонизировать — (I), канонизи/рую, руешь, руют … Орфографический словарь русского языка

Канонизация

См. раздел СВЯТЫЕ И СВЯТОСТЬ

    • Богословско-канонические обоснования прославления святых прот. В. Цыпин
    • Канонизация святых в Русской Церкви иг. Андроник Трубачев
    • Критерии канонизации местночтимых святых архим. Георгий Тертышников
    • К вопросу о критериях канонизации святых игумен Дамаскин
    • История канонизации святых в Русской Церкви проф. Е. Голубинский
    • Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви
    • Определение Священного Синода о порядке канонизации подвижников благочестия в лике местночтимых святых
    • Определение Священного Синода от 26 декабря 2002 года об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых
    • Хронология русских святых
    • Статистическая таблица святых

Канониза́ция (от лат. canonizatio; от греч κανών (канон)) – официальное признание Церковью праведника, одного из своих членов, святым; официальное причисление его к лик святых. Из сказанного не следует, что только те, кто канонизирован, стяжали святость, т.к. существует большое количество святых, почивших в безвестности.
В широком смысле канонизацию можно понимать как прославление свидетельства реальности Боговоплощения и обожения человека.

Канонизация – это закрепление актом высшей церковной власти реального опыта молитвенной связи между членами Церкви (и не только ныне живущими) и подвижником благочестия, – опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи, которую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощущают между собой и угодником Божиим. Когда для Церкви эта связь становится несомненной, тогда и происходит канонизация новоявленного святого – подлинного раба Божия и нашего помощника, о чем многие уже знают по собственной жизни.

Где найти список святых?

В каждой поместной Православной Церкви свой список, он именуется месяцесловом.

Каковы критерии канонизации святых

Православный христианин причисляется Церковью к ликуу святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации:
– святость жизни;
– соответствие веры подвижника православному вероучению;
– почитание церковным народом;
– дар чудотворения при жизни и/или после смерти (как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная благодать);
– нетленность мощей (как дополнительный, не определяющий критерий);
– страдание за православную веру.
Отдельный критерий – мученическая кончина за веру.

Кто принимает решение о канонизации святых?

Инициируется процесс канонизации священнослужителями и мирянами. Далее епархиальный архиерей передаёт дело епархиальной комиссии по канонизации святых.. Материалы для канонизации в Русской Православной Церкви рассматривает, изучает и проверяет Синодальная комиссия по канонизации святых. Решение о канонизации выносит Святейший Патриарх, Архиерейский или Поместный Соборы.. Патриарх может благословить почитание местночтимого (почитаемого в одной епархии или регионе) святого, Архиерейский или Поместный Собор — общецерковное почитание.

Зависит ли посмертная участь святого от канонизации?

Нет, не зависит. Канонизация лишь свидетельствует ещё живущим на земле о святости, причастности к Богу ушедших, об их подвиге, о возможности молитвенного обращения к ним.

Как отмечается причисление к лику святых?

В Православной Церкви причисление к лику святых в настоящее время отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.

Какой срок должен пройти после земной кончины подвижника?

Формального срока в настоящее время не установлено.

История причисления подвижников к лику святых

В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.

В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.

В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь. Так, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.

***

Преподобный Афанасий Паросский в письме к своему ученику: «Ты написал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Богослова, у тебя с друзьями возник разговор о новомучениках, и что некоторые из них, не только малознающие, но и ученые, утверждали, что святых мучеников нельзя почитать без разрешения Великой Церкви, а ты вроде бы и хотел возразить, но засмущался, боясь, как бы их слова не оказались справедливыми. Ты пишешь, что написал мне сие, дабы я посмеялся, но я не посмеялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто высказывают подобные суждения, сама тема – не смешная, но благопристойная и святая. Поэтому я больше огорчился; особенно же меня огорчило то, что образованные люди говорят как неученые и малограмотные. Где прочитали о сем эти «ученые», да и где это слыхано в Церкви Божией, чтобы святые мученики ожидали земного суждения об их мученичестве, чтобы этот земной суд свидетельствовал о тех, кто запечатлел свой конец исповеданием святой веры и кого подвигоположник Христос сразу и немедленно сподобил небесного венца?»

Как церковь решает, кого канонизировать и зачем?

Ivan Renard 7487 4 года назад история Катoлическoй Церкви, ватиканистика Пользователю можно задать вопрос

В Католической Церкви провозглашение человека святым делится на два этапа — беатификацию и канонизацию.

Беатификация — провозглашение кого-либо блаженным, своего рода местночтимым святым: его литургическое почитание ограничивается епархией, где он был провозглашён блаженным. Канонизация — вторая стадия, т.е. сразу святыми не называют, сначала блаженными. Беатификация получила широкое распространение лишь в начале 1600-х годов, после того, как Святой Престол окончательно упорядочил и централизовал процесс причисления к лику святых. Ранее, при Папе Сиксте IV (1483 г.), слуги Божьи, чьё ограниченное почитание получало благословение Рима, стали именоваться «блаженными». С этих пор между титулами «святой» и «блаженный» закрепилось юридическое различие, тогда как прежде в Средние Века их употребление было свободным, и они были взаимозаменяемы.

Процесс идёт так. Не ранее, чем через 5 лет после смерти праведника и при наличии его почитания в том или ином приходе или епархии, епископ той епархии объявляет о начале процесса беатификации. Процесс этот исследовательский — собирается вся-вся информация о жизни человека, свидетельские показания, воспоминания и иные материалы. На период процесса кандидат получает наименование Слуги Божьего. По завершении епархиального исследования дело кандидата направляется в Ватикан, в конгрегацию по делам святых — специальный департамент Святого Престола, занимающийся вопросами беатификаций и канонизаций. Конгрегация рассматривает дело, изучает документы и выносит решение — утвердить или не утвердить действительность епархиального исследования, может отправить на доисследование или вовсе завернуть процесс. Если конгрегация установила действительность «относительно жизни, добродетелей, а также славы, святости и знаков Слуги Божия имярек», процессу назначается релятор, ответственный за подготовку решения. Когда Папа Римский подпишет декреты о признании того, что человек прожил свою жизнь в героической добродетели, к имени кандидата добавляется титул «venerabilis» – «досточтимый» (вместо Слуги Божьего). Для беатификации также требуется собрать доказательства чуда, совершённого по заступничеству кандидата, за исключением случаев, когда кандидат был замучен за веру – в этом случае чуда не требуется. Когда чудо будет подтверждено медицинской комиссией, конгрегация готовит проект решения и представляет его на решение Папе. По давней традиции беатификацию проводят префект конгрегации и епископ, в той епархии, из которой вышел новый блаженный.

Для канонизации требуется новый процесс, и вновь подтверждённое медиками чудо по ходатайству блаженного — оно рассматривается как окончательное Божественное подтверждение провозглашения, совершённого Церковью. Канонизация – это формальный папский декрет, провозглашающий, что кандидат был святым человеком и в настоящее время пребывает на небесах с Богом; такой декрет позволяет публичное литургическое поминовение святого во всей Церкви. Это также означает, что во славу этого святого могут освящаться церкви без специального разрешения Святого Престола (для освящения храмов во славу блаженного такое разрешение обязательно).

Исключения по срокам были предоставлены матери Терезе и Папе Иоанну Павлу II — процессы их беатификации начались раньше положенного. Иоанн Павел II (+2005) был беатифицирован в 2011 г. и канонизирован в 2014 г., мать Тереза (+1997) была беатифицирована в 2003 г., канонизация состоится в сентябре этого года.

А зачем нужны святые, недавно был вопрос (с ответом):

TheQuestion: найдем тех, кто ответит на ваши вопросы.

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 5 0

Смотреть что такое «Канонизация» в других словарях:

  • КАНОНИЗАЦИЯ — (ново лат. canonisatio, от греч. kanon канон). В римско католической церкви: сопричислете к лику святых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНОНИЗАЦИЯ новолатинск. canonisatio, от греч. kanon, канон.… … Словарь иностранных слов русского языка

  • канонизация — и, ж. canonisation f. , нем. Kanonisation, пол. kanonizacyja <лат. canonisatio <гр. беру что л. за правило. 1. Причисление кого л. к лику святых . СИС 1985. В прошлую Субботу публиковал Папа декрет о канонизации Святой Маргариты Кортонской … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • канонизация — узаконение, создание, причисление Словарь русских синонимов. канонизация сущ., кол во синонимов: 4 • беатификация (1) • … Словарь синонимов

  • КАНОНИЗАЦИЯ — (от греческого kanonizo), в католической и православной церквах акт причисления какого либо лица к числу святых … Современная энциклопедия

  • КАНОНИЗАЦИЯ — (от греч. kanonizo узаконяю) 1) в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых.2) (Перен.) превращение в незыблемое, обязательное правило, норму, канон; узаконение … Большой Энциклопедический словарь

  • КАНОНИЗАЦИЯ — КАНОНИЗАЦИЯ, канонизации, мн. нет, жен. (книжн.). Действие по гл. канонизировать и канонизовать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • канонизация — КАНОНИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный и КАНОНИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Канонизация — (canonisatio, от греч. Глагола kanonizein узаконить) узаконение, через особое, каждый раз, постановление высшей церковнойвласти, чествования церковью умершего подвижника веры и благочестия, каксвятого. Все христианские церкви (кроме протестантов) … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • КАНОНИЗАЦИЯ — (от греч. fcanonizo узакоияю) англ. canonization; нем. Kanonisierung. 1. В христианской церкви причисление к. л. к лику святых. 2. Причисление к. л. к числу полубожественных существ героев. 3. Узаконение, превращение к. л. правила в обязательное … Энциклопедия социологии

  • Канонизация — причисление того или иного лица к лику святых в православной и католической церквах. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

  • Канонизация — (от греч. kanonizo узакониваю) 1) в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых; 2) (перен.) превращение в незыблемое, обязательное правило, норму, канон; узаконение. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.