Казачество и церковь

Служу казачеству, Отечеству и вере Православной!

Ученики церковно-приходской школы с кадетским казачьим компонентом при храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (г. Лесной), на первом кадетском круге приняли Устав школы и кадетскую присягу. С этого момента они стали полноправными кадетами куреня «Неопалимый» (г. Лесной) Хуторского казачьего общества «Хутор Невьянский» Екатеринбургского Отдельского казачьего общества «Исетская линия» «Пятый отдел ОКВ» Оренбургского войскового казачьего общества. Перед Господом Богом и братьями казаками ребята торжественно обещали свято хранить верность России, казачьим традициям и Православной вере; не щадя сил и самой жизни стоять за свободу и интересы Отечества; честно и добросовестно выполнять возложенные обязанности в церковно-приходской школе «Неопалимая Купина»; образцово учиться; соблюдать дисциплину и казачью честь; не за страх, а по совести подчиняться своим преподавателям и власти атамана; жить, соблюдая в семье и обществе заповеди Господни, нормы доброй нравственности и законов казачьего братства. Каждый из казачат просит помощи Господа Бога с честью нести звание казака – кадета и быть верным сыном своего Отечества.


Кадетский казачий класс при воскресной церковно-приходской школе нашего храма – это первый опыт в Нижнетагильской епархии, отметил священник Алексий Занозин. Ребята уже с начала года начали изучать Закон Божий, казачью этику, традиции и строевую подготовку, знакомиться с внутренним уставом класса. Но главное, чтобы они стали добрыми православными христианами.



После благословения о.Алексия, с напутственным словом к кадетам выступили атаман ХКО «Хутор Невьянский» есаул Вадим Валентинович Щукин и товарищ атамана ЕОКО Пятый отдел «Исетская Линия» войсковой старшина Виталий Леонидович Аброщиков. Они отметили, что, приняв присягу, ребята влились в казачью семью. Теперь мнение кадет будет услышано, а все предложения и пожелания будут учитываться. Также с пожеланиями к ребятам обратился директор Автономной некоммерческой организации по созданию, восстановлению и деятельности Духовно просветительских центров Нижнетагильской епархии иерей Николай Иванов.


Одним из знаменательных событий круга стало избрание первого кадетского атамана школы. По результату голосования кадет, им был выбран 17-летний ученик Исовского Геолого-разведочного техникума, Сергей Скороход. В казачество юноша пришел по зову души. Через год он будет совершеннолетним и примет верстание, чтобы стать полноценным приписным казаком. В его кандидатуре ребята увидели пример добросовестного, верующего юноши, готового вести их за собой. По древней казачьей традиции, новоиспеченному кадетскому атаману, взрослые казаки вымазали лицо грязью, чтобы тот не забывал, что атаману (даже кадетскому), не стоит возвышаться над другими, но нести смиренное служение на благо казачества и быть старшим братом для других казачат.



После этого, отличившиеся кадеты, в том числе и принявшие присягу ранее, получили 1, 2, 3 кадетские разряды. А один кадет был удостоен ношения нагрудного знака «Кадеты России».



— Старайтесь не огорчать своих родителей, друзей. Помните, что люди смотрят на вас, берут с вас пример! Будьте достойными казаками! – сказал кадетам в завершение праздника войсковой старшина Виталий Аброщиков. – Теперь вы с нами в одном ряду!


Праздник закончился концертом, на котором ребята-кадеты играли на гитаре, трубе и баяне, пели песни. А за концертом, конечно же следовала братская трапеза.

иерей Алексий Занозин

фото Татьяна Бекетова

Новости Духовно-просветительских центров Нижнетагильской епархии, Новости епархии | 21 декабря 2017

Сегодня в Иоанно-Предтеченском храме поселка Епифань Кимовского района состоялось очередное собрание Епифанского хуторского казачьего общества, возглавил которое настоятель храма иерей Александр Звягин.

По окончании Литургии атаман Сергей Сергеевич Кузнецов от имени всего общества вручил батюшке Благодарственную грамоту за вклад в дело становления и развития Российского казачества.

«Уже два года отец Александр является окормляющим священником нашего Хуторского казачьего общества, – сказал атаман. – И мы, и наше руководство с глубоким уважением и благодарностью относимся к активной деятельности батюшки. Его вклад в наше общее дело духовного просвещения и развития неоценим. Это отмечаем не только мы. Данная грамота подписана генералом Мироновым, который является войсковым атаманом войскового казачьего общества всего Центрального казачьего войска. Мы верим, что наше сотрудничество будет и впредь также взаимополезно и плодотворно. Любо, братцы?»

«Любо!» – трижды возгласили братья казаки.

Собрание по традиции началось с общей молитвы. Затем атаман, завершая торжественную часть этого юбилейного заседания, вручил Благодарственную грамоту за вклад в становление и развитие Российского казачества казаку Лямину Владимиру Дмитриевичу. «Служу Отечеству, казачеству и вере Православной!» – коротко, но ёмко поблагодарил Владимир Дмитриевич родное казачье общество и окормляющего священника, принимая заслуженную награду.

Далее казаки приступили к решению вопросов, составляющих повестку дня. Обсуждались организационные и дисциплинарные вопросы общества. Особо остановились на тех мерах, которые казаки вместе с отцом Александром предпринимают в целях сохранения старинного казачьего храма святого Димитрия Солунского в Шевырёвой Слободе поселка Епифань. На сегодняшний день возникла угроза сноса здания храма, построенного в 1797 году, которое с советского времени использовалось в качестве жилого дома. Казаки приложили колоссальные усилия для предотвращения этого кощунства. Проводятся мероприятия по расчистке и охране территории храма, оформлению документов и внутреннему благоустройству. Восьмого ноября этого года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, отец Александр вместе с иерем Виктором Соловьевым, клириком Свято-Никольского Собора поселка Епифань, впервые за много лет отслужили в храме благодарственный молебен и прошли крестным ходом.

Также в ходе собрания был особо отмечен заместитель атамана Владимир Владимирович Чебурахов, который вместе со своей семьёй участвует в патриотическом региональном конкурсе «Отцы – основа семьи и отечества!» Кроме того, братья казаки тепло поприветствовали самого молодого члена Епифанского хуторского казачьего общества Дмитрия Канапелько, в настоящий момент несущего службу в рядах Российской армии. Он, прибыв в отпуск, с радостью принял участие в собрании.

В преддверии праздника Собора архистратига Михаила отец Александр напомнил казакам о главном военачальнике всего Ангельского воинства. «Архангел Михаил, – заключил священник, – был поставлен Господом во главе всего Своего воинства. Именно он низвергнул с неба Денницу с другими падшими духами. И именно через него не раз являлась сила Господня, как в Ветхозаветные времена, так и в настоящее время. Архистратиг Михаил – истинный воин и верный служитель Божий, который не перестаёт ратоборствовать за славу Творца и Господа, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад её. Чему и мы должны непрестанно у него учиться! Аминь!»

Информационная служба Кимовского благочиния.

Быть казаком — значит, прежде всего, быть православным христианином

Москва, 20 июня. — Председатель Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл ответил на вопросы посетителей сайта СИНФО.

1. Ваше Высокопреосвященство! Благословите! Совершенно случайно, по Божьему промыслу увидел в интернете на сайте Синодального информационного отдела Московского Патриархата сообщение о том, что Вам можно задать вопрос, связанный с казачеством. Этот вопрос у меня возник очень давно. У меня есть знакомые, которые приписывают себя к казачеству. Их образ жизни почему-то не соответствует реальности казачества, но они носят форму и называют себя таковыми. Из-за этого у меня сложилось мнение: «А в чем актуальность казачьей службы в данный момент в нашем государстве?» Простите меня грешного,

р.Б. Алексей, г.Москва

Здравствуйте, Алексей! Бог благословит!

К сожалению, стоит констатировать, что не каждый человек, одевший форму, становится казаком. Быть казаком — значит, прежде всего, быть православным христианином, находиться в послушании у Матери-Церкви и быть готовым к защите своей Родины.

Безусловно, образ жизни современного казачества не всегда соответствует образу жизни тех славных казаков, которые трудились во славу Отечества и отдали за него свои жизни.

За годы советской безбожной власти были подорваны не только основы православной веры, разрушены храмы, но и на корню уничтожено казачество, его лучшие представители. Именно потеря преемственности делает процесс возрождения казачества тернистым и сложным.

Но, будучи людьми верующими, мы помним: для верующих людей нет ничего невозможного. Господь в Священном Писании говорит нам: ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф: 17:20).

Казаки сегодня, с одной стороны, хотят себя реабилитировать, встать на ноги, сказать, что они — потомки тех славных казаков. Вопрос в том, когда они станут такими. Я думаю, что это дело времени. Как раз для этого сегодня Церковь и государство прилагают немалые усилия: создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, создан также Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. И сам Святейший Патриарх Кирилл сказал, что он берет на себя обязанность духовного наставника всех казаков. Сегодня почти тысяча священников трудится над воцерковлением и духовным окормлением казачества. И от того, — насколько результативными будут эти усилия, сколько потребуется на это времени, — зависит будущее казачества.

Сегодня ни один институт, кроме Церкви и казачества, не восстановлен в таком объеме после советского периода. Институты купечества, дворянства и многие другие структуры дореволюционного общества сегодня разрушены, и, скорее всего, их не будет уже никогда. А казачество смогло подняться, смогло возродиться! Но, безусловно, нужно время для его становления.

Конечно, защита православной веры — это, в том числе, и защита Отечества, которое требуется защищать не только на полях брани. Казаки всегда жили на окраине и создавали преграду, которая охраняла остальных жителей от набегов кочевников и врагов.

Сегодня, по милости Божией, мы почти 70 лет живем без войны, и казачеству нет необходимости воевать и стоять на рубежах Родины. Помощь Отечеству складывается из любых полезных действий каждого гражданина нашего общества. Однако обычные граждане не выходят на улицу, чтобы охранять порядок и патрулировать улицы, а казаки это делают! Для них это является тем же служением, каким было служение их предков. Казаки вместе с полицейскими помогают жителям в любое время спокойно находиться там, где им хочется быть.

Сегодня казаки вместе с пограничными войсками охраняют границы, пытаются трудиться в экологической полиции, охранять наши водоемы от браконьеров, и так далее… Казаки призваны к служению и защите Отечества генетически, и именно к этому они сегодня и стремятся.

Говоря об актуальности казачьей службы, Святейший Патриарх в одной из проповедей сказал следующее: «Самое главное, что должны помнить — и казаки, и все мы: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог преклонял к нам Свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону, любя друг друга, и любя Отечество наше. И тогда никакие соблазны, человеческие страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казачьем сообществе, не будут страшны, потому что будет являться Божия правда. И казачье сообщество будет сильным и неколебимым, будет мощной опорой государства Российского, поддержкой Церкви, примером для народа».

2. Ваше Высокопреосвященство, благословите! Меня как русского человека, который любит (в рамках Православия) свою страну и имеет патриотичные взгляды, заботит судьба нашего казачества. Поэтому не могу не спросить о современных перспективах данного сословия и о перспективах в отношениях с Православной Церковью в частности и о том, в каком виде эти отношения выражаются сейчас. Благодарю Вас за внимание.

Владислав, г. Таллин

Здравствуйте, Владислав! Бог благословит!

Я неоднократно говорил о том, что казачество может принести немалую пользу государству и обществу. Сегодня очень много направлений, в которых оно будет полезным. Казачество может вместе с пожарными помогать тушить пожары, вместе с сотрудниками полиции охранять наши улицы, площади и парки, помогать в охране лесов, водоемов, помогать работе органов наркоконтроля. Поле деятельности обширно. Сегодня государству нужна помощь каждого гражданина. Но не каждый может взять на себя такую ответственность, не каждый захочет тратить своё личное, свободное время для подобной деятельности. А казаки хотят даже после своей работы выйти на улицу и патрулировать, — и в этом я вижу сегодня служение казачества. Это первое.

Второе. Православие всегда было для казаков внутренней духовной основой, поэтому сегодня, принимая присягу, они говорят: клянёмся служить вере православной, Отечеству и казачеству. Проводится очень серьезная работа по взаимодействию Церкви и казачества, тысячи священников окормляют каждое казачье общество. Но работа эта не может дать очень быстрого результата. Сегодня построены тысячи новых храмов, но не уменьшилось количество преступлений, существует множество других проблем. Конечно, если бы этих храмов не было, то преступлений было бы еще больше, но, тем не менее, остается еще очень много проблем в обществе. Все это говорит о том, что изменение — это очень длительный процесс, но работа Церкви с казачеством непременно даст результат. Особенно я наблюдаю это на примере кадетских казачьих корпусов.

Сегодня для нас принципиален содержательный аспект этого взаимодействия, поскольку казачий устав предполагает добровольное соработничество Церкви и казачества.

Соответственно, и цель такого соработничества заключается в создании условий для реализации в казачьей среде задач по организации процесса взаимодействия казачьих обществ с приходами Русской Православной Церкви, а также механизмов формирования пространства духовно-нравственной культуры в казачьих формированиях и станицах.

Задачу Русской Православной Церкви в отношении казачества Святейший Патриарх Кирилл сформулировал перед участниками Освященного Архиерейского Собора в феврале этого года: «Следует поддерживать инициативы казачьих организаций по охране храмов и святынь. Это будет способствовать и воцерковлению казаков. Необходимо консолидировать казачьи общины вокруг храмов, развивать разнообразные формы участия казаков в приходской жизни. Особое внимание должно быть уделено духовному просвещению казачьей молодежи, учащихся казачьих кадетских корпусов и гимназий».

3. Здравствуйте, Владыко! Обязательно ли православному человеку иметь духовника? Я в церкви с детства, но до сих пор духовника у меня нет. На исповедь в силу обстоятельств хожу к разным батюшкам, какие-то текущие вопросы, вызывающие затруднение, задаю им, но хочется иметь возможность более глубокого духовного общения, что в формате исповеди совсем не получается. Как быть? Очень хотелось бы иметь человека, который бы вёл ко Христу, а не только выслушивал грехи. Просто подойти к «понравившемуся» батюшке и сказать «будьте моим духовником»?

Анастасия, г. Владимир

Здравствуйте, Анастасия!

Сказать, что это обязательное условие для спасения, конечно, нельзя. С другой стороны, для христианина очень полезно иметь умудренного духовным деланием и жизнью духовника, который мог бы водительствовать в церковной жизни. Авва Дорофей в своем поучении пишет: «Итак, если кто со смирением будет искать совета у человека опытного в духовной жизни, то ему разъяснят и откроют коварство врага. Великое счастье, когда при мысленной брани есть духовник, которому можно исповедаться. Бес ненавидит этот путь. Такое исповедание начинает умерщвлять мало-помалу страсти».

Какого-то правила, как искать духовника, не существует. Молитесь Господу и Его Пречистой Матери помочь вам в ваших поисках. Если такой духовник вам встретится, то нет ничего страшного подойти к нему и изложить свою просьбу.

4. Высокопреосвященнейший Владыка вопрос у меня такой: Когда диакон призывает на литургии: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните», крещенные (верные) головы должны преклонить или это относиться только к оглашенным?

Елена, г. Воронеж

Здравствуйте, Елена!

Первоначальный смысл этих слов, безусловно, относился к людям, готовящимся стать христианами. Сейчас же, в своем большинстве, на литургии присутствуют люди уже крещенные. В ранней Церкви была практика, когда согрешавших условно приравнивали «по статусу» к оглашенным. Если вы чувствуете себя человеком грешным, то не будет никакого греха, если Вы со смирением приклоните главу.

5. Здравствуйте. У меня к вам такой вопрос. Недавно мой давний и лучший знакомый пожелал, что бы я был крестным его годовалой дочки Катеньки. А ведь я не крещенный, хотя много раз хотел покреститься и родители хотели покрестить (Дедушка большой авторитет имел, советский дух воспитания мешал). Можно ли в один день меня покрестить и Катеньку, чтобы я стал крестным маленькой Катеньки??? Это будет происходить не в Калуге. Если нет, то как это возможно лучшим образом?

Иван, г. Калуга

Здравствуйте, Иван!

Нет, нельзя. Стать крестным — значит, взять на себя ответственность перед Господом за духовную жизнь и воцерковление малыша. Как вы сможете ей дать то, чего сами не имеете? Как минимум, Вам самому понадобится несколько лет, чтобы укрепиться в Вере, изучить Священное Писание, Богослужение, после чего можно будет думать о статусе «крестного». Желание креститься ради того, чтобы стать крестным — в корне неверно. Если бы Вы действительно были бы готовы изменить свою жизнь в соответствии с Евангельским учением, то подошли бы к крещальной купели гораздо раньше.

6. Здравствуйте! В последние годы почувствовала потребность в церкви, в чтении Библии, в общении с верующими людьми, наверное, это и есть тоска по Богу. Пыталась ходить в православный храм. Службы ведутся на старославянском, практически непонятном языке. Что происходит на протяжении полутора часов службы — не очень понятно. Хорошо, что на русском поясняют, что причащаться могут те, кто исповедался. Кратенькое (на 2 минуты) чтение из Библии тоже уже на русском с комментариями — после окончания службы. Пыталась подходить к батюшкам по окончании службы и спросить, проводятся ли уроки приобщения к православной вере, отвечают, что нет, не проводятся, им некогда, слишком много дел. Охотно верю, что они творят много добрых дел, но новому человеку с тоской о Боге в душе трудно задержаться в православном храме. Хорошо, что оказался рядом с домом лютеранский храм, где регулярно проводятся уроки по изучению Библии. Больше года ходила на уроки, многое прояснилось, стало легче жить. Интересно, что лютеране-американцы, чтобы помочь россиянам постичь Библию, учат русский язык, изменили даты своих церковных праздников, подстроившись под традиции России, встречают душевным теплом и поддержкой всех, что ищет Бога. Службы проводятся на русском языке, проповеди интересные, минут на 20, заставляющие о многом задуматься. Поскольку прихожане сидят на скамьях, можно сосредоточиться на содержании и эмоциях службы, а не на своих уставших ногах. Библейские уроки проводятся и воскресные — для прихожан, и в другие дни — для тех, кто только знакомится с Библией. Понимаю, что нужно причащаться. Склоняюсь к конфирмации в лютеранской церкви. Она мне понятнее и разумом, и тянет туда душевная теплота священников и прихожан. Думаю, что важнее то, что я христианка и приобщаюсь ко Христу, как он велел, читая Библию и регулярно причащаясь, чем то, к какой конфессии я принадлежу. Вопрос мой в том, планируются ли изменения в православной церкви, чтобы сделать ее ближе и понятнее людям, ищущим Бога? Почему православные пастыри не заинтересованы в «ловле человеков», а занимаются многими, наверняка полезными делами, восполняя недочеты в работе социальных служб?

С уважением, Лариса, г.Новосибирск

Здравствуйте, Лариса!

Мой долг, как пастыря, сказать Вам, что принятие конфирмации с точки зрения Православной Церкви и святых отцов есть большой грех. Это для людей сторонних кажется, что нет разницы в какой Церкви причащаться и куда ходить. Священное Писание нам говорит прямо: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Не может быть несколько истин. Не может Господь быть в разных церквях. Апостол Павел прямо вопрошает: «Разве разделился Христос?» (1Кор. 1:10).

Апостол Петр продолжает мысль: «У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы» (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил. Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее».

Город Новосибирск — очень большой, я не сомневаюсь, что среди большого количества храмов возможно найти священника, который уделит вам внимание, и ответит на все ваши вопросы.

7. Добрый день, уважаемый митрополит Кирилл! В Ставропольском крае идет гонение на русские семьи со стороны лиц кавказской национальности. Многие русские семьи вынуждены уезжать в другие регионы. Скажите, что предпринимает Церковь для того, чтобы Ставрополье стало безопасным для проживания там русских семей.

Ирина, г. Шушенское Красноярского края

Здравствуйте, Ирина!

Ирина, этот вопрос очень верный, и очень точный, но, в то же время, и очень сложный… Действительно, Ставрополье граничит со всеми республиками Северного Кавказа, но, к сожалению, стычки между русскими и представителями других национальностей происходят не только у нас. Случается это и в столице, и в центральной полосе России. В каждом регионе есть своя проблематика, свои кризисные явления, которые решаются совершенно разными методами. Здесь, на Кавказе, ведутся антитеррористические операции, и в некоторых республиках — постоянно, здесь больше силовых структур; ну а в другом регионе — другие проблемы, поэтому нельзя сказать, что слишком трудно сегодня жить русским в Ставропольском крае.

Но такая проблема есть, и Церковь также пытается ее решить. Всё зависит от внутреннего, духовного состояния человека. Если оно низкое, то человек любой национальности будет совершать преступления. Там, где есть грех, преступления, безобразия, наглость, коррупция, всегда будут конфликты и проблемы. Поэтому Церковь пытается изменить человека. Когда я был назначен на Ставрополье, то в первый же год мы создали программу по восточным районам Ставрополья. Там и земли достаточно неплодоносные, и мало экономических предприятий, и граница с республиками, и, конечно, там возникает очень много местных конфликтов. В этой программе все очень просто: в каждом селе, где есть школа, должен быть храм. В каждом населенном пункте, независимо от численности населения, должна быть молельная комната. Обязательным должно быть открытие воскресных школ, православных клубов, миссионерские поездки по этим районам… Все это является заботой Церкви и той лептой, которую Церковь вкладывает в решение проблематики Ставропольского края.

Сегодня создана отдельная епархия на востоке Ставрополья — Георгиевская и Прасковейская, и уже Владыка Гедеон с помощниками реализует те программы, которые были когда-то созданы мной. Я думаю, что новая епархия даст также новый импульс и большому количеству приходов, и новым священникам, и воцерковлению славянского населения, а значит, они тоже будут меняться, становиться другими. И, безусловно, должны развиваться контакты с имамами, мусульманскими лидерами, лидерами национальных образований. Только в этом случае будет положительное развитие.

8. Патриарх Кирилл, выступая в конце прошлого года на форуме ВРНС в Ставрополе, заявил, что власти должны предпринять всесторонние меры по поддержке русского населения на Северном Кавказе и стимулировать развитие института казачества как одного из важнейших гарантов безопасности в этом регионе. Патриарх тогда отметил, что отток славянского населения из северокавказских республик и даже из некоторых районов Ставрополья сегодня увеличивается. Владыка, а как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию?.. Как складываются межнациональные отношения в регионе (допустим, конкретно на Ставрополье), и, главное, что делает казачество? Становится ли, стало ли оно действительно реальной общественной силой, позитивно влияющей на общую ситуацию в регионе? Спасибо.

Сергей, г. Москва

Здравствуйте, Сергей!

В этом вопросе поставлено сразу очень много проблем. Действительно, Святейший Патриарх Кирилл удивительно тонко уловил те ключевые моменты, те вопросы, которые нужно решать на Ставрополье. Святейший говорил в своем докладе, что русский народ является государствообразующим, и, чем лучше будет состояние русского населения, тем лучше будет остальным народностям, населяющим Россию. Действительно, это так. Главное внимание необходимо уделять подъему русского народа, подъему славянского населения, и именно этим занимается сейчас Ставропольская митрополия и епархии всего Кавказа.

Что же касается казачества, бывшего на грани уничтожения, тот факт, что оно поднялось, говорит о том, что у казачества есть будущее, что казачество будет играть значимую роль в России целом, тем более на окраинах России, на её южных рубежах, и конечно, на Ставрополье. Оно сейчас сильно здесь. Терское реестровое казачество насчитывает свыше 40 тысяч человек! Это серьезное количество. Радостно, что сейчас открывается множество казачьих классов, сегодня их уже около двухсот на территории Ставропольского края. Открыт казачий кадетский корпус. Священники регулярно посещают казачьи общества, участвуют в казачьих кругах, в других мероприятиях. Можно уверенно сказать, что сейчас казачество играет довольно серьезную роль в межнациональном диалоге. И чем более духовными станут казаки, чем больше, сильнее и крепче станут казачьи семьи с их казачьим духом и православной верой, тем, конечно, сильнее будет казачество и тем больше будет усиливаться межнациональное равновесие. Не противостояние, не попытка решать проблемы силой, а реальное соотношение сил, в первую очередь духовных: казаки – православной верой, кавказцы – своими традициями и своей верой. Для того чтобы решить множество проблем, нужно время, но и сейчас уже делается очень много и кавказскими епископами, и священнослужителями, и, конечно же, самими казаками.

9. Владыка, оказывают ли казаки какую-либо помощь силовым структурам в борьбе с нелегальной миграцией? Есть ли, на Ваш взгляд, проблемы с толерантностью по отношению к мигрантам с юга?

Сергей, г. Москва

Здравствуйте, Сергей

Казаки участвуют во всех мероприятиях, связанных с пресечением правонарушений, если их к этому привлекает государство. В настоящее время в краевом центре и в других крупных городах действуют казачьи дружины, которые на постоянной основе совместно с сотрудниками полиции патрулируют город, в том числе обеспечивая соблюдение паспортного режима.

10. Ваше Высокопреосвященство! Прошу прощения за вопрос. Мы с супругой венчались по православному обряду. Она поклялась слушаться меня во всем. В последний год я являюсь пенсионером, левая рука онемела, не все могу делать, в связи с чем не соглашаюсь с ее отсутствием более чем на 1 день, она, зная о моем несогласии взяла билеты в паломническую поездку на несколько дней и сегодня собирается уехать. Посоветуйте, что мне делать.

С уважением, Василий, г. Москва

Здравствуйте, Василий!

Вопросы частного порядка, связанные, в том числе с неурядицами в семейной жизни правильно решать со своим духовником или тем священником, у которого вы постоянно духовно окормляетесь.

В любом случае, все вопросы в семье должны решаться совместно.

11. Владыка, каков, по Вашей оценке, уровень воцерковленности, духовно-нравственного просвещения современных казаков, казачьих атаманов? Какая здесь динамика? Накладывает ли причастность к казачьему «сословию» некую дополнительную ответственность на человека — в плане необходимости более глубокого приобщения к вере, к Церкви, к православным традициям? Насколько актуальна для казачества сейчас такая проблема, как «погоня» только за внешностью — отличительной формой, прочей атрибутикой, выделяющей казаков? Спасибо.

Сергей, г. Москва

Сергей, по опросам общественного мнения сложно понять степень воцерковленности и отношения к православной Вере, исполнения Таинств и посещения храмов. Невозможно посчитать людей, которые приходят в наши храмы. Постоянные прихожане составляют лишь небольшой процент, а, в целом, — воцерковленность людей сложно описать. А вот казаки практически все заявляют, что они православные люди. Это та платформа, то основание, на которое мы сегодня в Церкви строим свои отношения с казаками. Они не могут без священника провести свой круг, не могут принять присягу без креста, священника, Евангелия, присяга всегда совершается в храме. Всё это уже является отличительной чертой казачества от всего другого населения нашей страны. Если есть заявление об их принадлежности к православию, значит, безусловно, это говорит о том, что есть все основания для работы с казачеством, и оно постепенно воцерковляется. Сегодня более тысячи священников окормляют казаков и кадетские корпуса, и мы, безусловно, ведем мониторинг, просим, объясняем, приглашаем казаков к участию в Таинствах, и сегодня, хоть этот процент не очень высокий, но казаки участвуют в исповеди, причащении, в таинстве венчания. Мы проводили мониторинг участия казаков в таинствах, и пока цифра может кого-то разочаровать, но сегодня всего 40 процентов казачьих браков — венчанные. Много это или мало? Конечно, мало! Но, наверняка, в других семьях, не казачьих, еще меньше венчанных браков. Дорогу осилит идущий. Я очень надеюсь на то, что казачество будет меняться в лучшую сторону и постепенно все больше воцерковляться.

12. С праздником, Владыко! Благословите! Хочу спросить вот чем. Вы являетесь председателем Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Такая работа требует от пастыря глубокого понимания истории и психологии казачества, в особенности южнорусского. Насколько хорошо Вы с нм знакомы? Что связывало Вас с казачеством в мирской жизни? Насколько тяжело или легко Вас это послушание? Заранее благодарна.

Ирина, г. Краснодар

Здравствуйте, Ирина!Бог благословит!

Ирина, я не имел никакого отношения к казачеству до назначения меня на должность председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Родился я на Урале, там тоже есть казаки, они входят в Оренбургское войско. Но в советское время, когда я рос, конечно, разговора о казачестве не было. По отцовской линии в семье у меня все предки были священнослужителями, по линии матери — простые крестьяне. Когда я стал священником, то также священствовал в Дивеево, в Нижегородской епархии. Это центральные губернии России, в которых казаков мало. Поэтому я никак не контактировал с казаками и многого не знал о них.

Насколько я сегодня проникся духом казачества? Мне кажется, что сегодня я знаю казачество достаточно хорошо по одной причине: все послушания в Церкви я стараюсь выполнять с полной самоотдачей. Сложно это или нет? Все послушания сложны. К примеру, есть отдел Церкви по работе с заключенными, отдел Церкви по работе с верующими военнослужащими, отдел Церкви по образованию и катехизации… Каждое послушание, если человек ответственно выполняет его, несет в себе огромную силу и огромную нагрузку. Эта нагрузка лежит и на мне. Может быть, она отличается тем, что с казачеством связана еще некая политика?… Есть такие горячие головы, которые начинают сепаратистские выпады, — это, конечно, отличительная черта работы с казачеством. Но я прямо и четко таких людей называю не казаками, а предателями. Отщепенцами, которые не признают Православную Церковь, которые являются язычниками или, например, сепаратистами. Я называю их просто: преступниками, которые хотят разрушить наше Отечество.

Казачество мне близко своим духом и самоотдачей, потому что я воспитывался в семье, в которой на первом месте всегда были слова из Евангелия: ищите прежде Царствия Небесного, и все остальное приложится вам. И это искание Царствия Небесного, самополагание себя для достижения его, для духовного совершенствования, для помощи другим людям, исполнение Евангелия — вот это в казачестве всегда было сильно! Когда они жизни свои отдавали, даже не раздумывая, когда никто не отказывался, ибо это было бы позором, его бы изгнали, и никто никогда больше не вспомнил о нем в казачьей станице. Вот это близко мне по своему внутреннему духу.

Я сегодня бываю и на больших международных конгрессах, где собираются казаки со всего мира, бываю на отдельных кругах казачьих войск, скажем, Донского, Кубанского, Терского… И, конечно, везде разные казаки. На мой взгляд, за эти годы я о казачестве узнал многое и успел его полюбить.

Благодарю еще раз всех, приславших вопросы.

Тезисы выступления войскового священника
Кубанского казачьего войска,
настоятеля Свято-Покровского храма
протоиерея Иоанна Гармаша
на расширенном совещании «Церковь и казачество:
пути сотрудничества на современном этапе»
Уважаемые Владыки, досточтимые отцы, господа атаманы!

На протяжении столетий казачество играло активную роль в деле обустройства Российского государства. Военный профессионализм, воля и стойкость, внутренняя социальная и политическая самоорганизация, высочайшая степень патриотизма и верность традициям, — вот, те специфические качества, которые испокон веков были присущи казачеству как неповторимому социально-культурному феномену Российского общества. Именно они и обусловили его особое место в истории нашего Отечества.

Святейший Патриарх взял покровительство над казачеством России. По его благословению создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, в состав которого входят священнослужители, возглавляющие казачьи войска, коим является и ваш покорный слуга. Кроме того, при Президенте Российской Федерации создан Совет по делам казачества, сформированный в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества. Таким образом, и духовенство, и светская власть в полной мере осознают важность и значимость казаков в деле духовно-культурного возрождения нашего государства, поддержания в нем исконно русских традиций и обычаев.

Церковь и казачество для Кубани, как и, я убежден, для любого уголка земли русской, это единое и неделимое целое. Казак – это надежный защитник православной веры, который своим примером являет образец доблести и мужества на страже христианства.

Все мы переживаем смутное время. Несмотря на это мы должны взвешенно подходить к сложным ситуациям, взаимоотношениям, в особенности к принятию решений. К большому сожалению, сегодня возникает множество вопросов, связанных с непониманием и недоразумениями между представителями духовенства и казачества. При этом многие забывают простую истину — мы с вами находимся на одном поле боя и должны «прикрывать тылы» друг друга. У нас общий враг, как духовный – дьявол, так и внешний – политическая элита Западных государств, которая жаждет развала Великой России. Нам с Вами необходимо помнить, что мы, прежде всего, – защитники своего Отечества, задача которых объединиться вокруг православной идеи, проповедовать духовные и традиционные культурные ценности, при этом быть сильными и неуязвимыми.

Уважаемые владыки! Я не имею права критиковать кого-либо за неэффективную работу батюшек и атаманов. Вы не обижайтесь за мою назойливость. На каждом заседании комитета владыка Кирилл спрашивает с нас о взаимодействии войскового священника с ответственными священниками епархий, входящих в Кубанское казачье войско.

Духовник не должен сидеть, сложа руки, на атаманских советах, должен стать активным его участником. Духовник должен стать неотъемлемой частью казачьих обществ, начиная от Тамани до Отрадной, от Белой Глины до Сочи. Казаки должны знать и видеть своего духовника, получать от него наставления и поддержку.

Конечно, будет справедливым сказать, что такая ситуация сложилась не везде. Например, в Екатеринодарской Епархии ведется активная работа. Только за 11 месяцев уходящего года батюшки провели 448 таинств крещений, 59 венчаний, 1335 человек исповедовались и причастились. За это время 1421 казак принял присягу, 24770 прихожан посетили храмы, участниками поминовений и крестных ходов стали 26916 верующих.

Прошу Вас, господа атаманы, не стесняйтесь приглашать духовников на ваши казачьи сборы, на правление, поминовения и другие запланированные памятные мероприятия. Можно и нужно при непосредственном участии духовенства проводить казачьи празднества, приуроченные к какому-нибудь Церковному празднику: ярмарки, конкурсы казачьей песни и т.д. Поверьте мне, им есть что сказать и предложить. Мне не безразличны сегодняшние атаманы, которые несут правду, идею православного возрождения и патриотизма. Такие дела всем нам близки сердцу.

Несмотря на большой объем уже проделанной работы, предстоит ее провести ничуть не меньше. Предлагаю каждый квартал собирать священнослужителей епархий по взаимодействию с казачеством, а также отдельских священников, проводить ежеквартально семинары помощников благочинных и атаманов (или их заместителей) по взаимодействию с Церковью, организовывать выездные семинары по отделам и епархиям. Но, чтобы такие встречи не проводились впустую, результатом каждой из них могут стать методические рекомендации, совместные планы работы, разработанные по итогам. Считаю необходимым выработать структуру отчетности и взаимодействий благочиний и казачьих обществ, а также их соработничества, наладить обмен опытом, как среди духовенства, так и среди ответственных казаков по взаимодействию с Церковью.

Не будем с Вами забывать, что в настоящее время стремительно развивающиеся технологии являются ключевым источником информирования населения. Молодежь нынче невозможно представить без различных «гаджетов», сотовых телефонов, которые заменяют, если не сказать полностью подменяют нормальное человеческое общение. Считаю, что мы должны использовать имеющиеся возможности на благо нашему общему делу: выпускать видеофильмы, видеосюжеты о практической работе пастырей, окормляющих казачество, разработать епархиальные сайты по взаимодействию с казачеством, а также наладить конструктивную работу со средствами массовой информации, как электронными, печатными, так и сетевыми.

Также ни в коем случае нельзя забывать нам с Вами о подрастающем поколении. К большому сожалению, образование с уклоном на казачество в общеобразовательных учреждениях все меньше наполнено смыслом. А ведь духовное воспитание – есть неотъемлемая компонента государственной политики в сфере образования.

Необходимо усилить работу в казачьих классах, духовникам принимать активное участие в патриотическом воспитании казачат, задействовать молодежь в военно-полевых сборах, турпоходах, спортивных мероприятиях, а также в паломнических поездках.

В завершении своего выступления, хочу призвать всех Вас, братия и сестры, к плодотворному сотрудничеству во благо нашего православного казачества!

Святейший Патриарх Кирилл: «Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви»

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в открытии Первого съезда казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения» …

В четверг, 5 декабря, в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в открытии Первого большого съезда казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения», передает Патриархия.ru.

Организатором мероприятия выступил Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.

Съезд открыл митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

К собравшимся с Первосвятительским словом обратился Предстоятель Русской Православной Церкви.

«С чувством глубокого удовлетворения, с радостным чувством я открываю этот Первый большой съезд казачьего духовенства, и хотел бы поделиться с вами некими мыслями, касающимися казачества на современном этапе исторического развития России и других стран, с которыми оно связано тесными узами, а также о том, что и как нам нужно делать для подлинного возрождения казачества.

Хотел бы начать с определения. Относительно того, что есть казак, сегодня ведутся разного рода дискуссии, которые нередко уводят сознание людей в сторону. По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни. Это не этническая группа, это даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни, а если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество — это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые в конце концов изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности.

Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Там, где происходили разного рода брожения, разделения, конфликты, казаки, вставая на защиту Отечества, оказывались той силой, которая была способна повлиять на враждующих так, что вражда прекращалась. Когда Родине нашей становилось тяжело, когда внешняя опасность угрожала самому ее бытию, тогда именно казаки становились передовым отрядом, защищавшим не только рубежи, но и все Отечество. И мы знаем, какую огромную роль играли казачьи соединения в войнах, которые вела Россия и в XIX веке, и в начале века XX.

Если мы соглашаемся в том, что фундаментом казачьего образа жизни является православная вера, то мы должны разобраться: а что значит быть православным человеком? Это культурная идентификация личности? Это ее связь с некоей субкультурой? Или это ценностная ориентация личности? Для всех нас, думаю, должно быть ясно, что Православие, имея собственную очень богатую культуру, является по сути системой духовных и нравственных ценностей. Если эта система разрушается, то человек превращается в псевдоправославного, превращается в некий карикатурный образ. И мы знаем, как иногда сердце просто болит от того, что сознаешь, созерцая внешнюю религиозность человека, что личность сия очень далека от того, чтобы жить в соответствии с православной верой.

А что значит жить в соответствии с православной верой? Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Православие как культурная категория совсем не достаточно, чтобы играть важную роль в жизни людей, потому что тогда оно становится временным, преходящим, как является преходящим все внешнее в человеческой жизни. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Не поверхностно, не внешне, не карикатурно, но по сути он принадлежит Православию.

Иногда в современной казачьей жизни возникают большие трудности, связанные с отношением казаков к Церкви. Каждый казак с уважением относится к Православию, и я сердечно благодарю всех вас, мои дорогие, — и духовенство казачье, и казаков, и казачьих руководителей — за то, как сегодня казаки защищают Церковь, когда это необходимо, участвуют в массовых шествиях, крестных ходах, охраняют храмы и монастыри. Это очень важная функция, которую уже сегодня казаки осуществляют.

Но есть и слабое место, которое я вижу, о котором вам нужно будет подумать и поговорить во время Первого большого съезда казачьего духовенства. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем.

Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Тайн. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, то это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви.

И вот еще о чем мне бы хотелось сказать. Принадлежность к Церкви способствует возрастанию человека в самодисциплине. Почему? Потому что существуют некие ограничения, которые воспитывают волю человека. Я хотел бы коснуться такой темы, как пост. Знаю, что многие казаки в полной мере не постятся. Не требую от вас сейчас, чтобы вы все стали поститься так, как полагается, ведь нередко это связано и с производственными проблемами, и с некими семейными трудностями. Но для чего нужен пост? Пост нужен для того, чтобы человек воспитывал свою волю. И если мы настолько слабы, что не можем отказать себе во вкушении скоромной пищи, то хватит ли у нас силы Родину защищать? Хватит ли у нас силы идти на другие самоограничения? Пост есть некий индикатор способности человека ограничивать свои потребности, мобилизовать свою волю. И если в таком простом деле не можем, стоит ли нам замахиваться на великие дела? Стоит ли нам говорить, что мы сопричастны великой казачьей традиции? Нам стоит об этом подумать.

Еще раз хочу сказать, что мои слова, наверное, не каждый сможет сразу реализовать. Но подумайте о них, задайте себе этот вопрос: если в малом не смогу быть верен, смогу ли быть верен в большом (см. Мф. 25:21)? Хватит ли силенок? И чаще всего ответ такой: не хватит. Если в малом не можешь быть верен, не сможешь быть верен и в большом. Поэтому воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать как некий этнографический рудимент. Поэтому принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора. Это вопрос быть или не быть казачеству, потому что лишь при условии принадлежности к Церкви в том объеме, о котором я сегодня говорю, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

И второй очень важный момент, о котором я уже сказал, еще одна ценность, которая находится в самом базисе, в основе казачьей жизни. Это любовь к Отечеству. Она выражается у казаков в стремлении поддерживать основу государственности страны, служить единству народа, преодолению разногласий. В этом смысле казачество надпартийно, так же как надпартийна Церковь. Нельзя быть казаком и разделять какие-то узкие политические взгляды, потому что сегодня это могут быть одни взгляды, а завтра другие. Самая главная идеология, политическая идеология казачества — это любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.

Когда я говорю о подлинном суверенитете, я имею в виду то печальное обстоятельство, что большинство стран мира, называясь суверенными, сегодня таковыми не являются. Не только потому, что более мощные силы могут оказывать непреодолимое влияние на политический выбор этих стран, но еще и потому, что разрушается культурный, духовный суверенитет народов, и в условиях глобализации возникает огромная опасность для каждого народа, в том числе нашего.

Так вот, казаки, любя свою Родину, должны не только защищать ее рубежи, не только стремиться к тому, чтобы своей деятельностью способствовать примирению, единству людей, согласию в обществе, но и стремиться противостоять любым попыткам разрушить подлинный суверенитет Отечества. Потому что корни казачества в этом суверенитете, а если его не будет, то не будет и казачества, или оно превратится, как я уже сказал, в этнографическую карикатуру, чего допустить никоим образом нельзя.

Те меры, которые были предприняты в плане организации казачьей жизни, казачьего служения, несомненно, своевременны и направлены ко благу казачьего сообщества. Я хотел бы сказать, что Церковь с одинаковым уважением относится к реестровым казакам и к казачьим обществам, которые не являются реестровыми. Потому что каждый человек, вне зависимости от того, готов ли он служить в регулярных частях армии, казачьих частях, или сохранять казачью традицию, не вступая в регулярные части, — если он основывает свою жизнь на том самом базисе, о котором я сказал, то он является казаком. Для Церкви и то, и другое имеет одинаковую ценность.

При этом не должно быть разногласий между одной и другой стороной казачества, как не может казачество быть использовано в политических целях, нередко формулируемых не в нашей стране, а далеко за ее пределами. В этом отношении казачество не должно терять бдительности. Оно является слишком значительной силой, чтобы им не интересовались те, у кого есть собственные планы в отношении будущего России.

Поэтому я вас всех, мои дорогие, призываю к тому, чтобы вы возрастали в православной вере, в православном самосознании, чтобы вы становились воцерковленными людьми, с тем чтобы сохраниться как казачья община, чтобы ваша любовь к Отечеству была высшим приоритетом, чтобы вы всегда были способны защищать рубежи Отечества, а также внутреннюю жизнь нашего государства, сохраняя единство народа и целостность страны и служа подлинному суверенитету исторической Руси. Пусть благословение Божие пребывает над всем казачеством, над всеми казачьими подразделениями и обществами, над их руководителями.

И особенно я бы хотел сказать о роли и значении казачьего духовенства. Вы, дорогие отцы, те, кто работает плечом к плечу с казаками, должны помнить слова Патриарха и осуществлять эти слова, как некий обет. Иначе ничего не получится. Это ваша задача. Вы так должны работать, так должны воспитывать казаков, а не просто играть внешнюю, этнографическую роль: вот, мол, не может быть казачьего круга без батюшки. Пришел батюшка, молитву прочитал, а потом сидит и не участвует ни в чем. Нас это не устраивает. Если вы берете на себя ответственность быть духовниками в казачьих обществах, в реестровых частях, вы должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Вы ответственны за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания. Поэтому, подчеркивая особую роль духовной, пастырской работы с казаками, я бы хотел призвать вас к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей, к трудам, которые вы совершали бы с подвижнической силой, самоотверженно, не щадя живота своего. Пусть благословение Божие пребывает над всеми вами, мои дорогие. Этими словами я открываю Первый большой съезд казачьего духовенства», – заключил Его Святейшество.

Участников съезда также приветствовал председатель Совета при Президенте России по делам казачества А.Д. Беглов. Митрополит Ставропольский Кирилл прочитал доклад по основной теме съезда «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения».

Ю.В. Артюх огласил приветствие мэра Москвы С.С. Собянина и выступил с докладом на тему «Межрегиональный православный проект «Казачьи рубежи России». Собравшихся приветствовал заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк. А.С. Кириченко огласил приветствие министра регионального развития РФ И.Н. Слюняева.

Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий зачитал приветствие Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

На первом пленарном заседании с докладами, в частности, выступили:

митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий — «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательном пространстве: опыт Ростовской митрополии»;

архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука — «Пастырское окормление казаков в Украине»;

атаман Кубанского казачьего войска Н.А. Долуда — «Опыт работы Кубанского казачьего войска по сохранению и развитию духовно-нравственных традиций казачества»;

архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил — «Сохранение духовных традиций казачества за рубежом»;

заместитель председателя Синодального информационного отдела И.В. Мещан — «Роль СМИ в духовно-нравственном развитии казачества».

В работе съезда принимают участие архиереи Русской Православной Церкви, члены Совета при Президенте России по делам казачества, священнослужители, окормляющие казачьи общества и общественные организации казачества в России и за рубежом, духовники, директора, педагоги и учащиеся казачьих кадетских корпусов, атаманы казачьих обществ и общественных объединений казачества, заместители атаманов по духовно-нравственному воспитанию и взаимодействию с Русской Православной Церковью и работе с казачьей молодежью, представители органов государственной федеральной, региональной и муниципальной власти, преподаватели и студенты Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского, студенты Российского православного университета, учащиеся духовных семинарий, а также делегаты из Украины и Белоруссии.