Киево печерская патерика

Киево-Печерский патерик

«Жития и подвиги святых Киево-Печерской Лавры»

СЛОВО 1

О ПРИХОДЕ МАСТЕРОВ ЦЕРКОВНЫХ ИЗ ЦАРЬГРАДА К АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ. СЛОВО 2

О ТОМ, КОГДА ОСНОВАНА БЫЛА ЦЕРКОВЬ ПЕЧЕРСКАЯ. СЛОВО 3

О ПРИХОДЕ ИКОНОПИСЦЕВ К ИГУМЕНУ НИКОНУ ИЗ ЦАРЬГРАДА. СЛОВО 4

ОБ ИОАННЕ И СЕРГИИ ЧУДО НЕОБЫЧНОЕ В БОЖЕСТВЕННОЙ ПЕЧЕРСКОЙ ЦЕРКВИ, СВЕРШИВШЕЕСЯ ПЕРЕД ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ. СЛОВО 5

СКАЗАНИЕ О СВЯТОМ ЖЕРТВЕННИКЕ И ОБ ОСВЯЩЕНИИ ТОЙ ВЕЛИКОЙ ЦЕРКВИ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. СЛОВО 6

НЕСТОРА, ИНОКА ОБИТЕЛИ МОНАСТЫРЯ ПЕЧЕРСКОГО, СКАЗАНИЕ О ТОМ, ПОЧЕМУ МОНАСТЫРЬ БЫЛ ПРОЗВАН ПЕЧЕРСКИМ. СЛОВО 7

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ, ИГУМЕНА ПЕЧЕРСКОГО. СЛОВО 8

НЕСТОРА, ИНОКА МОНАСТЫРЯ ПЕЧЕРСКОГО, О ПЕРЕНЕСЕНИИ МОЩЕЙ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО. АВГУСТА 14. СЛОВО 9

О ТОМ, КАК БЫЛА ОКОВАНА РАКА ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО. СЛОВО 10

ПОХВАЛА ПРЕПОДОБНОМУ ОТЦУ НАШЕМУ ФЕОДОСИЮ, ИГУМЕНУ ПЕЧЕРСКОМУ, МОНАСТЫРЬ КОТОРОГО В БОГОСПАСАЕМОМ ГОРОДЕ КИЕВЕ. СЛОВО 11

О ПЕРВЫХ СВЯТЫХ И БЛАЖЕННЫХ ЧЕРНОРИЗЦАХ ПЕЧЕРСКИХ, КОТОРЫЕ В ДОМЕ ПРЕЧИСТОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, В СВЯТОМ МОНАСТЫРЕ ПЕЧЕРСКОМ, ПРОСИЯЛИ БОЖЕСТВЕННЫМИ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ, ПОСТОМ, БДЕНИЕМ И ДАРОМ ПРОРИЦАНИЙ. СЛОВО 12

О БЛАЖЕННОМ НИФОНТЕ, ЕПИСКОПЕ НОВГОРОДСКОМ, КАК В СВЯТОМ МОНАСТЫРЕ ПЕЧЕРСКОМ, В БОЖЕСТВЕННОМ ОТКРОВЕНИИ, ВИДЕЛ СВЯТОГО ФЕОДОСИЯ. СЛОВО 13

ПОСЛАНИЕ СМИРЕННОГО ЕПИСКОПА СИМОНА ВЛАДИМИРСКОГО И СУЗДАЛЬСКОГО К ПОЛИКАРПУ, ЧЕРНОРИЗЦУ ПЕЧЕРСКОМУ. СЛОВО 14

СКАЗАНИЕ СИМОНА, ЕПИСКОПА ВЛАДИМИРСКОГО И СУЗДАЛЬСКОГО, О СВЯТЫХ ЧЕРНОРИЗЦАХ ПЕЧЕРСКИХ И О ТОМ, ПОЧЕМУ ДОЛЖНО ИМЕТЬ УСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ К ПРЕПОДОБНЫМ ОТЦАМ АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ ПЕЧЕРСКИМ. СЛОВО 15

О БЛАЖЕННОМ ЕВСТРАТИИ ПОСТНИКЕ. СЛОВО 16

О СМИРЕННОМ И МНОГОТЕРПЕЛИВОМ НИКОНЕ-ЧЕРНОРИЗЦЕ. СЛОВО 17

О СВЯТОМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЕ КУКШЕ И О ПИМЕНЕ ПОСТНИКЕ. СЛОВО 18

О СВЯТОМ АФАНАСИИ ЗАТВОРНИКЕ, КОТОРЫЙ УМЕР, А НА ДРУГОЙ ДЕНЬ СНОВА ОЖИЛ И ПРОЖИЛ ПОТОМ ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ. СЛОВО 19

О ПРЕПОДОБНОМ СВЯТОШЕ, КНЯЗЕ ЧЕРНИГОВСКОМ. СЛОВО 20

О ЕРАЗМЕ-ЧЕРНОРИЗЦЕ, КОТОРЫЙ РАСТРАТИЛ ИМЕНИЕ СВОЕ НА СВЯТЫЕ ИКОНЫ И ЗА НИХ СПАСЕНЬЕ ПОЛУЧИЛ. СЛОВО 21

ОБ АРЕФЕ-ЧЕРНОРИЗЦЕ, КАК УКРАДЕННОЕ У НЕГО ВОРАМИ БОГАТСТВО В МИЛОСТЫНЮ ВМЕНИЛОСЬ, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ ОН ПОЛУЧИЛ СПАСЕНЬЕ. СЛОВО 22

О ДВУХ БРАТЬЯХ, О ТИТЕ-ПОПЕ И О ЕВАГРИИ-ДИАКОНЕ, ВРАЖДОВАВШИХ МЕЖДУ СОБОЙ. СЛОВО 23

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К АРХИМАНДРИТУ ПЕЧЕРСКОМУ АКИНДИНУ О СВЯТЫХ БЛАЖЕННЫХ ЧЕРНОРИЗЦАХ ПЕЧЕРСКИХ, НАПИСАНО ПОЛИКАРПОМ, ЧЕРНОРИЗЦЕМ ТОГО ЖЕ ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ. СЛОВО 24

О НИКИТЕ-ЗАТВОРНИКЕ, КОТОРЫЙ ПОТОМ БЫЛ ЕПИСКОПОМ НОВГОРОДА. СЛОВО 25

О ЛАВРЕНТИИ-ЗАТВОРНИКЕ. СЛОВО 26

СЛОВО 27. И О СВЯТОМ И БЛАЖЕННОМ АГАПИТЕ, БЕСКОРЫСТНОМ ВРАЧЕ

О СВЯТОМ ГРИГОРИИ ЧУДОТВОРЦЕ. СЛОВО 28

О МНОГОТЕРПЕЛИВОМ ИОАННЕ ЗАТВОРНИКЕ. СЛОВО 29

О ПРЕПОДОБНОМ МОИСЕЕ УГРИНЕ. СЛОВО 30

О ПРОХОРЕ-ЧЕРНОРИЗЦЕ, КОТОРЫЙ ИЗ ТРАВЫ, НАЗЫВАЕМОЙ ЛЕБЕДА, МОЛИТВОЮ ДЕЛАЛ ХЛЕБЫ, А ИЗ ПЕПЛА СОЛЬ. СЛОВО 31

О ПРЕПОДОБНОМ МАРКЕ ПЕЩЕРНИКЕ, ПОВЕЛЕНИЙ КОТОРОГО МЕРТВЫЕ СЛУШАЛИСЬ. СЛОВО 32

О СВЯТЫХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦАХ ФЕОДОРЕ И ВАСИЛИИ. СЛОВО 33

О ПРЕПОДОБНОМ СПИРИДОНЕ ПРОСВИРНИКЕ И ОБ АЛИМПИИ ИКОНОПИСЦЕ. СЛОВО 34

О ПРЕПОДОБНОМ И МНОГОСТРАДАЛЬНОМ ОТЦЕ ПИМЕНЕ И О ЖЕЛАЮЩИХ ОБЛЕЧЬСЯ В ИНОЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ. СЛОВО 35

О ПРЕПОДОБНОМ ИСАКИИ ПЕЩЕРНИКЕ. СЛОВО 36

ВОПРОС БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ИЗЯСЛАВА О ЛАТИНЯНАХ. СЛОВО 37

О ПРЕСТАВЛЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ПОЛИКАРПА, АРХИМАНДРИТА ПЕЧЕРСКОГО, И О ВАСИЛИИ-ПОПЕ. СЛОВО 38

Патерик Печерский, посвященный созданию церкви, чтобы знали все, как Самого Господа промыслом и волею и Его Пречистой Матери молитвой и благоволеньем создалась и свершилась боголепная, небу подобная, великая Печерская церковь Богородицы, архимандрития всей Русской земли, которая является лаврой святого и великого отца нашего Феодосия

СЛОВО 1

Благослови, отче.

Благослови, отче.

Бысть в земли Варяжской княз Африканъ, брат Якуна Слепаго, иже отбеже от златы луды, биася плъком по Ярославѣ с лютымь Мьстиславом. И сему Африкану бяху два сына — Фриадъ и Шимон. По смерти же отцю ею изъгна Якунъ обою брату от области ею. Прииде же Шимонъ къ благовѣрному князю нашему Ярославу; его же приимь, въ чести имяше и дасть его сынови своему Всеволоду, да будет старей у него; приа же велику власть от Всеволода. Вина же бысть такова любвии его къ святому тому мѣсту.

Был в земле Варяжской князь Африкан, брат Якуна Слепого, который потерял свой золотой плащ, сражаясь на стороне Ярослава с лютым Мстиславом. У этого Африкана было два сына — Фриад и Шимон. Когда умер их отец, Якун изгнал обоих братьев из их владений. И пришел Шимон к благоверному князю нашему Ярославу; тот принял его, держал в чести и отослал его к сыну своему Всеволоду, чтобы был он у него старшим, и принял Шимон великую власть от Всеволода. Причина же любви Шимона такова к святому тому месту.

При благовѣрномь и великом князи Изяславѣ в Киевѣ половцем ратию пришедшимъ на Рускую землю в лѣто 6576, и изыдоша сие трие Ярославичи въ сретение им: Изяславъ, Святославь и Всеволод, имый съ собою и сего Шимона. Пришедшим же им к великому и святому Антонию молитвы ради и благословениа, старець же отвръзъ неложнаа своа уста и хотящую имъ быти погыбель ясно исповедаше. Сий же варягъ пад на ногу старцу и моляшеся съхранену ему быти от таковыа бѣды. Блаженны же рече тому: «О чадо, яко мнози падут остриеммеча, и бежащимь вамь от супостат ваших, попрани и язвени будете и в водѣистопитеся; ты же, спасень бывь, зде имаеши положенъбыти в хотящей създатисяцеркви».

Во время княжения благоверного и великого князя Изяслава в Киеве, когда пришли в 6576 (1068) году половцы на Русскую землю и пошли трое Ярославичей — Изяслав, Святослав и Всеволод — навстречу им, с ними был и этот Шимон. Когда же пришли они к великому и святому Антонию для молитвы и благословения, старец отверз неложные свои уста и ожидающую их погибель без утайки предсказал. Варяг же этот пал в ноги старцу и молил, чтобы уберечься ему от такой беды. Блаженный же сказал ему: «О чадо! Многие падут от острия меча, и, когда побежите вы от врагов ваших, будут вас топтать, наносить вам раны, будете тонуть в воде; ты же, спасенный там, будешь положен в церкви, которую здесь создадут».

Бывшим же имь на-Лтѣ, съступишася плъци обои, и Божиимь гнѣвом побѣжени бысть христиане, и бѣжащим имь, убьенибыша и воеводы съ множеством вои, егдаже съступишася. Ту же и Шимонъ лежаше язвен посрѣдѣ их. Въззрѣв же горѣ на небо, и видѣ церковь превелику, якоже прежде видѣ на мори, и въспомяну глаголы Спасовы, и рече: «Господи! Избави мя от горкиа сиа смерти молитвами пречистыа твоеа Матере и преподобную отцу Антониа и Феодосиа!» И ту абие нѣкаа сила изъят его из среды мертвых, и абие исцѣлѣ от ранъ и вся своа обрѣтѣ цѣлы и здравы.

И вот, когда они были на Альте, сошлись оба войска, и по Божию гневу побеждены были христиане, и, когда обратились в бегство, были убиты воеводы и множество воинов в этом сражении. Тут же и раненый Шимон среди них лежал. Взглянул он вверх на небо и увидел церковь превеликую — такую, какую уже прежде видел на море, и вспомнил он слова Спасителя и сказал: «Господи! Избавь меня от горькой этой смерти молитвами пречистой твоей Матери и преподобных отцов Антония и Феодосия!» И тут вдруг некая сила исторгла его из среды мертвецов, он тотчас исцелился от ран и всех своих нашел целыми и здоровыми.

Пакы възвратися к великому Антонию, сказа ему вещь дивну, тако глаголя: «Отець мой Африканъ съдѣла крестъ и на немь изообрази богомужное подобие Христово написаниемь вапным, новъ дѣло, якоже латина чтут, велик дѣломь, яко 10 лакот. И сему честь творя, отець мой възложи поясъ о чреслѣх его, имущь вѣса50 гривенъ злата, и венець злат на главу его. Егда же изгна мя Якунъ, стрый мой, от области моеа, азъ же взях поясъ съ Иисуса и венець съ главы его и слышах глас от образа; обратився ко мнѣ и рече ми: “Никакоже, человѣче, сего възложи на главу свою, неси же на уготованное мѣсто, идѣже зиждется церковь Матере моея от преподобнаго Феодосиа, и тому в руцѣ вдаждь, да обѣсит над жрътовникомъ моим”. Аз же от страха падохся, оцепнѣвь, лежах акы мертвъ; и въстав, скоро внидох в корабль.

Духовно-нравственное занятие «Подвижники земли русской»

Подвижники земли русской

1. Вступление.

2. Основная часть.

– Исторические вехи.

– Житие Сергия Радонежского.

– Святая блаженная Ксения Петербуржская.

– Преподобный Серафим Саровский.

3. Заключение.

4. Литература.

Вступление

Каждому обществу, как и каждому человеку, необходим светлый духовный идеал. Особенно остро общество нуждается в нем в эпоху смутного времени. Что же служит русским людям этим духовным идеалом, духовным стержнем, той силой, которая на протяжении целого тысячелетия сплачивала Русь перед лицом нашествий, смут, войн?

Несомненно, что такой связующей силой является православие, но не в том виде, в каком оно пришло на Русь из Византии, а в том, какой оно приобрело статус на Русской земле с учетом национальных особенностей Древней Руси. Византийское православие пришло на Русь, имея уже своих христианских святых, таких как Николай-чудотворец, Иоанн-креститель и других, глубоко почитаемых и поныне. К XI веку христианство на Руси делало только первые шаги, поэтому для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Чтобы признать святость византийских святых, нужно было очень глубоко уверовать, проникнуться духом православной веры. Совсем другое дело, когда перед глазами есть пример в лице своего соотечественника, иногда даже простолюдина, совершающего святое подвижничество. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек.

Во все времена, обращая к небу свои мольбы, русский человек надеялся на божественную помощь в своих делах. Так было и в эпоху язычества, когда олицетворявшие природные силы многочисленные боги считались покровителями различных сторон деятельности человека, хранителями его здоровья и семейного благополучия. С приходом на Русь христианства эти обязанности языческих богов в народном сознании были распределены среди христианских святых, в которых люди Древней Руси продолжали видеть своих небесных помощников.

Особенности почитания святых основывались, как правило, на отдельных сюжетах их житий, порой даже на незначительных эпизодах. «Обязанности» святых были строго распределены. Многие из них покровительствовали крестьянскому труду, оберегали урожай и скот.

Особо чтился пророк Илия, унаследовавший функции языческого Перуна-громовержца. От него ждали избавления от засухи и защиты от пожаров. Святой Георгий считался покровителем не только воинов, но и землепашцев, и даже невест, поскольку он спас от дракона царевну. Торговцы особо чтили великомученицу Параскеву, ведь ее имя переводится как «пятница», а именно по пятницам на Руси устраивались базары. Святитель Никола оказывал помощь в разных делах, в том числе и в мореплавании, а апостол Петр покровительствовал рыболовам. Для сохранения супружеской верности молились Гурию, Самону и Авиву, помощницей же в трудных родах считалась великомученица Анастасия. Со временем функции святых помощников расширялись, ими наделялись и вновь канонизированные русские святые. Зосима и Савватий Соловецкие стали покровителями пчеловодов. Покровителями домашнего скота на Руси считались Власий и Спиридон. Святые мученики Флор и Лавр покровительствовали коневодам. Среди святых помощников, чтившихся на Руси, было немало целителей, к которым обращались с молитвой в случае болезни. Самыми популярными из них были, без сомнения, Косма и Дамиан. Христианская традиция знает нескольких святых врачей-братьев, носивших эти имена. В Византии одним из наиболее почитаемых целителей был святой великомученик Пантелеймон.

Поддерживая человека в трудную минуту, покровительствуя ему, защищая его от невзгод, болезней и несчастий, святые помощники были в его глазах надежной опорой в жизни, проводниками к Праведной земле, войти в которую можно только следуя путём, указанным святыми гражданами её – путём подвига, любви и самоотвержения.

На русской земле, издревле называемой народом Святая Русь, во все времена являлись люди, искавшие святости. Церковное предание называет их праведниками, преподобными, бессребренниками, юродивыми. Они живут в памяти Православной церкви, их имена знают верующие.

Некоторые из них благодаря своей подвижнической деятельности на ниве православия, праведной жизни или деяниям, в результате которых имя России обрело величие и уважение, были удостоены благодарной памяти потомков и канонизированы Русской Православной Церковью.

Сергий Радонежский

Грандиозной фигурой в истории Русского государства и в истории Русской Православной Церкви является преподобный Сергий Радонежский, в миру Варфоломей Кириллович (1321–1392), ставший замечательной фигурой русского возрождения, духовным отцом объединительной и национально освободительной политики, которую проводил князь Дмитрий Донской. Преподобный Сергий родился в семье ростовского боярина Кирилла. Некое чудо свершилось до его рождения. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье его мать вошла в церковь во время пения святой литургии, стояла с другими женщинами в притворе. Когда должны были приступить к чтению Евангелия и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем как начали петь херувимскую песнь, младенец вторично стал кричать. Когда же иерей возгласил: «Внемлем, святая святым!» – младенец в третий раз закричал. Наступил сороковой день после его рождения, родители принесли ребенка в церковь. Иерей окрестил его именем Варфоломей. Отец и мать рассказали иерею, как их сын, будучи еще в утробе матери, в церкви три раза прокричал: «Не знаем, что означает это». Иерей сказал: «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд, избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы». В отличие от братьев ему тяжело давалась грамота, и он с детства искал уединения. Печалились родители его, огорчался учитель. Однажды мальчик послан был отцом своим искать скот. На поле под дубом он увидел стоящего и молящегося черноризца. Когда старец кончил молиться, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Варфоломей сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте».

И ответил ему старец: «О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». С того часа он хорошо знал грамоту. Отец Варфоломея владел имением в Ростовской области, но к концу жизни впал в бедность. Причиной этому послужили его частые хождения с князем в Орду, татарские набеги и дани и, наконец, последней каплей, довершившей разорение, было усмирение Ростова Иваном Калитой, жестоко подавившим восстание. После этих событий семье пришлось переселиться в городок Радонеж Московского княжества. Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; Варфоломей не захотел жениться, а стремился к иноческой жизни. Решив стать монахом, Варфоломей передал свою долю наследства младшему брату и упросил старшего брата Стефана, чтобы тот пошел с ним искать пустынное место, пригодное для основания монастыря. Наконец нашли они одно место, в чаще леса. И начали своими руками рубить лес. Сначала братья соорудили келью и срубили небольшую церковку. Освящена была церковь во имя святой Троицы. 1342 год считается годом основания монастыря. В это же время Варфоломей захотел принять монашеское пострижение и поэтому призвал к себе священника, который постриг его седьмого октября, в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха. В монашестве дано было имя ему Сергий. Постепенно в монастырь стали стекаться люди, желающие разделить с Сергием тяготы монастырской жизни. В 1353 году преподобный Сергий стал игуменом монастыря. Сергий обладал редким сочетанием таких качеств, как знатность происхождения, бескорыстие, религиозность и трудолюбие. Во времена княжения Ивана Красного возле монастыря начали селиться люди, построили села и засеяли поля. Монастырь постепенно приобретал широкую популярность. Благодаря стараниям Сергия монастырь превращался в один из главных центров русской православной культуры. Число учеников умножалось, и чем больше их становилось, тем больший они вносили вклад в монастырь. Сергий никогда не прекращал благотворительности и служителям обители наказал, чтобы нищим и странникам давали приют, всячески помогали нуждающимся. Монастырь также служил перевалочной базой для проходящих русских войск. В годы неурожаев и стихийных бедствий монахи из своих запасов помогали крестьянам. В 1374 году Сергий становится доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Дмитрия Ивановича Донского и крестным отцом его сыновей. Почему же именно Сергий занял столь ответственный и важный пост? Князь Дмитрий, задумав освободиться от татарского ига, нуждался в мудром наставнике.

Два великих человека своей эпохи объединили свои силы в трудную для своей Родины годину. Дмитрий понимал, что только глубокая вера в победу может поднять русский народ на борьбу против Орды. Укреплять веру в душах людей помогал ему Сергий Радонежский. В 1380 году Сергий напутствовал князя такими словами: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных людей, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Дмитрий ответил: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пресвятой Богоматери». Дальнейшие события, приведшие к разгрому Орды на Куликовом поле, нам известны из истории. Примиряя русских князей, Сергий помогал объединению русского государства. Умер преподобный 25 сентября 1392 года и был похоронен в основанном им монастыре; канонизирован Русской Православной Церковью. В апреле 1919 года, во время борьбы с религиозным сознанием масс, мощи Сергия были публично вскрыты, но оставлены на месте. Заслуга Сергия в том, что он, как значительная фигура своего времени, внес немалый вклад в процесс освобождения Руси от монголо-татарского ига и объединения российского государства.

Святая блаженная Ксения Петербуржская

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О родителях ее, о детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием.

По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.

Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божьего Андрея.

В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг – подвиг юродства Христа ради.

Родные и знакомые ее полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа: она подарила свой дом, находившийся в приходе церкви св. ап. Матфея на Петербургской стороне, своей знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь ее от такого поступка. Родственники обратились к начальству покойного Петрова, влиятельные люди беседовали с вдовой, нашли ее в совершенном рассудке и решили, что она вполне может распоряжаться своим имуществом.

Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви св. ап. Матфея, а ночью уходила за город, в поле – и всю ночь молилась. Так ее однажды и застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной. Редко оставалась она ночевать в домах знакомых ей благочестивых женщин.

Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божью, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную Ксению и положили конец преследованиям со стороны мальчишек.

Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот). Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только «царя на коне» – медные копейки, которые тут же раздавала беднякам.

В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.

За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елизаветы Петровны и юного императора – Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника.

Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца – торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.

Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!»

Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, а так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербуржская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

Серафим Саровский

Святой Серафим родился в городке Курске с 19 на 20 июля 1759 года. Ребенка нарекли Прохором в честь одного из 70 апостолов и 7 диаконов. Его родители, Исидор и Агафия Мошнины, принадлежали к купеческому сословию. Исидор Мошнин имел свои кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика строительством каменных зданий. Незадолго до смерти он взялся построить по чертежу зодчего Растрелли новый каменный храм во имя преподобного Сергия, который как раз в год кончины преподобного Серафима стал Кафедральным собором Курской епархии. Когда нижняя церковь храма с престолом во имя святого Сергия была готова, отец тяжело заболел. Передав все состояние в руки супруги, Исидор Мошнин завещал ей завершение возведения храма, что она и исполнила.

Когда Прохору исполнилось семь лет, мать его, Агафия, осматривая строение Сергиевской церкви, взяла мальчика с собой на колокольню. Отстав от матери, Прохор сорвался с самого верха звонницы и упал на землю. Вне себя от горя Агафия сбежала с колокольни, ожидая увидеть сына разбившимся насмерть, но, к великому изумлению и радости, нашла его целым и невредимым.

Три года спустя он тяжело заболел, на выздоровление не оставалось надежд. Врачи отказались лечить его. В это время Прохору во сне явилась Пресвятая Богородица, обещая исцелить его. Мальчик тотчас проснулся и пересказал увиденное во сне матери. На следующий день праздновалось прославление иконы Знамения Божьей Матери. По улице, где стоял дом вдовы Мошниной, двигался крестный ход. Ночью прошел дождь; чтобы избежать глубоких луж и грязи, крестный ход с чудотворным образом направился на соседнюю, мощеную улицу и избрал себе путь как раз через двор вдовы Мошниной. Увидев входящих во двор с молитвенным пением на устах людей, а затем прямо под окнами чудотворную икону, несчастная мать подхватила умирающего Прохора на руки, спустилась с ним с крыльца и поднесла мальчика под благославение Матери Божьей. С этого часа Прохор начал быстро поправляться и вскоре исцелился; так исполнилось обещание Царицы Небесной.

Выучившись грамоте, Прохор полюбил чтение Священного Писания и душеполезных книг. Старший брат его, Алексей, занимался в Курске торговлей. Прохор также приучался к потомственному занятию в отцовской лавке. Он вставал раньше всех в доме и после домашней молитвы спешил в церковь к утреннему богослужению, а оттуда сразу отправлялся помогать брату.

В то время в Курске жил некий, всеми почитаемый, юродивый. Прохор всем сердце приклеился к нему. Юродивый также возлюбил отрока и часто беседовал с ним о благочестии, уединенной жизни, какую и сам вел среди горожан. Вскоре Прохор стал размышлять о монастырской жизни и, наконец, спросил у матери совета, не пойти ли ему в монастырь. Мать не только не испугалась его слов, не только не рассердилась, но с великой радостью восприняла эти слова. Агафия решила отпустить младшего сына. Взяв с собой простой крест, Прохор сохранил его до конца дней своих, нося открыто на груди.

Прохор отправился сначала в Киев, а оттуда в Саровскую обитель. Общежительная Саровская пустынь была основана в 1706 году иеросхимонахом Иоанном. Прохор Мошнин прибыл сюда 20 ноября 1778 года, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Первое послушание Прохор проходил под руководством монастырского казначея отца Иосифа, чем заслужил всеобщую любовь и уважение. Позже он был назначен будильщиком в обители: поднимал братию на рассвете к богослужению.

Года через два послушник Прохор тяжело заболел. В течение трех лет болезнь мучила его. Полтора года Прохор провел в постели. Ему снова явилась Божия Матерь, излечившая его от недуга.

Прошло восемь лет со дня поступления Прохора в Саровскую пустынь. 13 августа 1786 года совершено было пострижение его в монашеский чин, при котором он получил свое новое имя Серафим, что в переводе на русский язык – Пламенный.

В том же году монах Серафим посвящен был в сан иеродиакона. Очень часто во время проведения служб Отец Серафим видел Ангелов, а один раз – Иисуса Христа.

Еще через семь лет Серафим стал иеромонахом. Примерно в это время Отец Серафим решил уйти жить в пустынь, именно жизнь отшельника привлекала его. Сославшись на болезнь ног, Серафим удаляется в пустынь. Он поселился в лесу на небольшом холме возле реки. Здесь он разбил небольшой огород и пчельник. Все свое время иеромонах проводил в молитвах, всегда носил одну и ту же одежду.

В это время Диавол решил испытать Серафима. Каждый раз, когда Серафим начинал читать молитвы, творились необъяснимые веши: рычали дикие звери, выламывались двери, виделись разные чудовища и мертвецы.

Через десять лет пустынничества Серафиму пришлось вернуться в монастырь, так как на него было совершено нападение крестьян, которые думали, что в его келье хранятся несметные богатства. Несколько врачей старались около постели больного Серафима, не зная, чем ему лучше помочь. Как и раньше, Серафиму явилась Пресвятая Богородица и излечила его. Еще через пять лет Серафим навсегда перебирается жить в монастырь, где продолжает вести затворническую жизнь и молится. Он попросил, чтобы для него сделали гроб и поставили в сенях, Серафим начал молиться за свою душу, готовясь уйти на небеса.

Примерно с 1815 года Отец Серафим снял с себя обет затворничества, а еще через некоторое время и обет молчания. После этого к отцу Серафиму стали стекаться люди, прося у него совета и помощи.

Много людей (и бедных, и богатых) приходило к Серафиму. Супруга управляющего селом Елизарьевым рассказывала, как ее муж жестоко занемог, и она приехала к старцу просить о помощи. Никого не принимая в тот день, Серафим неожиданно вышел к ней на встречу и благословил ее мужа, дал ей воды святой и сухарей для мужа.

Княгиня Колончарова рассказывала о прозорливости старца. У нее пропал брат, и никто не знал, что с ним и где он, а старец посоветовал поставить свечку за упокой, так как брат уже умер. И действительно, через несколько дней пришло письмо, в котором говорилось о смерти молодого человека.

Так прошло еще пятнадцать лет, все это время Серафим проводил в частичном затворе, никуда не выходя из своей кельи. Наконец, Серафим вышел из затвора и стал помогать живущим в пустыне, трудиться.

В 1825–1826 годах Серафим трудился над женским монастырем Дивеевской общины. Одна из сестер, Матрона, потеряла веру и хотела сбежать из монастыря. Серафим же прознал про это и пригласил ее прийти в свою дальнюю пустынь, что находилась в лесу. Когда сестра Матрона пришла, то увидела старца Серафима, кормящего с руки огромного медведя. Сестра Матрона хотела рассказать о чуде другим сестрам, но старец запретил ей, сказав, что об этом можно сказать только через 11 лет после его смерти. Так и вышло, когда через 11 лет один из монахов писал икону святого Серафима, матушка Матрона подошла к нему и попросила написать рядом с Серафимом медведя, рассказав о чуде.

А чудеса продолжались. К Серафиму привезли крестьянскую девочку, которая уже два года не могла двигаться, и старец исцелил ее.

Много сохранилось рассказов об исцелениях благодаря молитвам отца Серафима.

За год и десять месяцев до кончины, в день Благовещения 1831 года, преподобный Серафим вновь сподобился посещения Богоматери.

За полгода до смерти он принялся прощаться со многими, говоря при этом: «Мы не увидимся более». После этого стало заметно, как жизнь в нем угасает. Только дух его по-прежнему бодрствовал.

Совсем незадолго до кончины отец Серафим исцелил от слепоты четырехлетнюю девочку, окропив ей глаза из своего лесного источника. Это было последнее чудо исцеления, явленное преподобным при его жизни.

1 января 1833 года, в воскресенье, отец Серафим умер в своей келье, стоя на коленях пред иконой Божией Матери. Иноки подняли тело старца и положили в гроб. Гроб был сразу же поставлен в соборном храме.

До наших дней преподобный Серафим остается наиболее чтимым после преподобного Сергия Радонежского русским святым. Святые мощи его, бесследно исчезнувшие после революции 1917 года, в канун Рождества 1991года были вновь чудесно обретены и торжественно перенесены в возрожденную незадолго перед тем Дивеевскую женскую обитель.

Заключение

В характере русского народа и в его многовековой истории есть одна особенная черта – религиозность и связанное с нею искание правды. Причём высшей, божественной правды. Искание той Праведной земли, войти в которую можно, только следуя путём, указанным святыми гражданами её – путём подвига любви и самоотвержения.

Подобно самоцветам сияют в истории православной России лики святых угодников, даруя людям защиту, милость и спасение.

С любовью и благодарностью мы вспоминаем тех, кто жил во имя Отечества и Православной веры, кто и после смерти хранит, исцеляет и наставляет.

Святые угодники, молите Бога за нас!

Литература

1. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. – М. : АСТ-Пресс : Галарт, 2008.

2. Всеобщая история искусств : в 6 т. – Т. 2 / под общ. ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. – М. : Искусство, 1960.

3. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X–XX вв. – М. : Московский рабочий, 1992. – 334 с. : ил.

4. Супрун, В. И. Православия святые имена : учебное пособие для школьников / В. И. Супрун. – Волгоград : Международный Центр просвещения «Вайланд–Волгоград», 1996.

5. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов. – М. : Московский рабочий, 1990. – 269 с.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — северо-западный рубеж православия

Адрес: Россия, Псковская область, город Печоры
Дата основания: 1473 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, собор Михаила Архангела, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь святого Лазаря, церковь Сретения Пресвятой Богородицы, надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, звонница
Святыни: мощи преподобных: Марка, Ионы, Лазаря, Симеона (Желнина), преподобной Вассы, преподобномученика Корнилия, десница святой Татианы, чудотворные иконы: Успения Божией Матери, Божией Матери «Умиление», Святителя Николая Чудотворца
Координаты: 57°48’36.7″N 27°36’51.2″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

История становления монастыря

Строительство монастыря

Признание и известность монастыря

Обороноспособность монастыря

Чудесные события монастыря

Тяжелый ХХ век монастыря

Красота и величие монастыря

Псково-Печерский монастырь на карте

Более пяти столетий насчитывает это знаменитое сооружение, возведенное во имя укрепления Православной веры. Не совсем точные, порою отрывистые упоминания в летописи, дошедшей до современности, отправляют нас в конец XIV века. В предании говорится, что сначала местные охотники посетили место, где в последующем и образовалась святая обитель. Здесь они ощутили невиданный душевный подъем и полную гармонию окружающей природы.

Псково-Печерский монастырь с высоты птичьего полёта

Позже земельные угодья перешли во владение местного крестьянина – Дементьева Ивана. Во время вырубки леса под одним из поваленных деревьев чудесным образом открылся вход в пещеру, увенчанный таинственной надписью: «Богом зданныя пещеры» (созданные).

Передаваемые из поколения в поколение предания местных жителей сохраняют сведения о том, что здесь нашли себе пристанище люди, пришедшие из далекой Киево-Печерской лавры. Именно здесь они нашли спасение от разорительных набегов татар. Именно народная память и сохранила для потомков имя преподобного Марка – первого инока, основавшегося в этих местах.

Успенско-Покровский храм

История становления Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Датой образования Псково-Печерского монастыря принято считать год 1473, а его основателем – преподобного Иона. В этом году была выкопана из песчаного холма Успенская церковь, и освящена преподобным Ионом. Судьба и история обители с первых лет ее создания не была простой. Не успел преемник Ионы, — преподобный Мисаил выстроить Храм и кельи для монахов, как на него было совершено коварное нападение воинствующих лифляндцев. Многие строения были сожжены и разграблены, спастись удалось только благодаря подоспевшей русской дружине, разбившей и прогнавшей врага.

Часовня на Святой горе

Дальнейшее развитие также перемежено набегами и попытками уничтожить монастырь. Западные завоеватели стремились всеми силами уничтожить оплот православия вблизи своих границ, а также снизить влияние на проживающие вокруг и рядом народы. Кроме того, нельзя было не заметить усиления торгово-экономической и военной важности существования форпоста государства Российского.

Строительство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Именно XVI век можно с уверенностью назвать периодом существенного развития обители. Особая заслуга в этом лежит на игумене Дорофее. Под его руководством Успенская церковь не только была обновлена, отремонтирована, но и значительно увеличена в размерах – расширена. Активно велось строительство других храмов и возведение прочих строений, столь важных и необходимых для цельного комплекса. История сохранила потомкам имя посланника Великого князя Московского в город Псков – Мисюра Мунехина. Этот дьяк организовал работы в совершенно ином масштабе, существенно развив и усовершенствовав весь комплекс. Признанием его заслуг перед людьми и Господом стало решение о захоронении умершего в монастырской пещере. Здесь его могила стала первой.

Башня Верхних решеток

Важной датой для монастыря принято считать 1521-й год. В святыню передали икону Успения Богоматери «в житии», наделенную чудотворными способностями. В это же время изменилось и расположение комплекса в целом. Теперь он не ютился на горе, а спустился вниз, в долину протекающей рядом реки Каменца, а кельи для монахов разместили напротив Успенского собора.

Важную роль в обустройстве жизни и деятельность святыни, в общий ее уклад внес игумен Герасим. По образу монастыря Киево-Печерского здесь разрабатывается и внедряется в жизнь устав обители, устанавливаются и присваиваются чины церковной службы. С тех пор и по сей день беспрекословно выполняется строгое правило ежедневного богослужения, проводимого в Успенском соборе.

Собор Михаила Архангела

Признание и известность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Обязательно следует упомянуть имя игумена преподобномученика Корнилия. Именно во времена его деятельности Псково-Печерский монастырь достигает наивысшей точки своего развития. Неуклонно росла и известность святыни в мире. Все шире расходилась по окрестностям молва о чудесных исцелениях, спасении жизни и души человеческой здесь. Год от года возрастало число паломников и «богомольцев». Место, которое совсем недавно считали «убогим», получало вместе с посетителями существенные богатства, драгоценные вклады и подношения. Расширялись угодья, подчиненные монастырю, росло число вотчин. Все это сделало обитель богатейшей и очень влиятельной в округе. Вместе с ростом благосостояния увеличивалось и количество добрых «богоугодных» дел. Оказывалась существенная помощь беженцам и переселенцам, восстанавливались разрушенные строения, а из плена вызволяли своих людей. Постепенно прочие монастыри, входившие в состав Псковской епархии, уступали лидирующие позиции Псково-Печерскому монастырю, роль которого неуклонно возрастала.

Коляска императрицы Анны Иоанновны, Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

Обороноспособность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Приблизительно с середины XVI века возрастает напряженность на прилегающих к святыне территориях. Немецкий Ливонский орден заявляет о своих претензиях на данные земли, активизируя подготовку к их завоеванию. Это вынуждает принимать решение по переустройству структуры монастыря, обращая особое внимание на обороноспособность. Таким образом, Псково-Печерский монастырь в середине 16-го столетия постепенно превращается в мощное крепостное сооружение, имеющее высокую стратегическую значимость.

В истории остался след, который оставили героические защитники обители во времена завоевательных войн со стороны войска польско-литовского. Сторожевые войска, находившиеся в этом форпосте, наносили урон неприятелю, пытавшемуся захватить осажденный Псков. Наивысшая опасность нависла над защитниками пустоши, когда многотысячное войско вражеское пыталось захватить поселение, защищенное лишь стенами и несколькими сотнями стрельцов.

Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

От артобстрела была разбита крепостная стена, захватчики пошли на решительный штурм, а силы защитников были на исходе. И тогда монахи поднесли к проему главную святыню обители, — икону Успенья Божией Матери. Отчаянные молитвы монахов и героическая защита бойцов не позволили неприятелю ворваться на территорию, все его атаки были благополучно отбиты.

Чудесные события Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

История монастыря насыщена множеством различных событий, в которых раз за разом подтверждалась невероятная благодатная сила и роль святого места, на котором был размещен этот комплекс.

Сами не раз нападавшие враги народа русского заявляли, что крепость удерживает какая-то высшая сила. Они отмечали, что невозможно было войти на территорию и окончательно сломить сопротивление защитников даже через внушительные пробоины в стенах монастыря. И постепенно они начинали бояться продолжать нападение.

Дом наместника монастыря

Помогли иконы монастыря выстоять и защитникам осажденного неприятелем Пскова. Посланные в город иконы Божьей матери «Успенье» и «Умиление» подтвердили свою чудотворную силу. Защитники города отразили порядка 30 попыток захватить город и выстояли.

В первые годы XVII века на русскую землю вновь хлынули полчища поляков, литовцев и шведов. Пользуясь временными трудностями на Руси, они как стервятники набросились на ее владения, стремясь завоевать новые земли.

Важную роль в укреплении монастыря именно в военном плане сыграл царь Петр Великий. По его указу монастырь со всех сторон был обнесен высоким земляным валом и глубоким рвом, по дну которого пустили воды реки Каменца. Были сооружены защитные бастионы, установлены пушечные батареи. Теперь крепость-монастырь готова была противостоять самому злому, коварному и сильному врагу.

Петровская надвратная башня над Святыми вратами

Позже территория монастыря оказалась относительно в глубине земель российских, и жизнь в ней приняла более мирный уклад. Но уже во времена нашествия Наполеона чудодейственные иконы монастыря вновь помогли защитить российскую государственность, ее народ и земли.

Тяжелый ХХ век Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

На этот сложный период времени монастырь выпали две войны, через которые он героически прошел вместе с народом русским. После предательского мирного соглашения несколько лет территория монастыря находилась под эстонским управлением. Так вышло, что несколько лет монастырь находился в подчинении одновременно у двух епархий – таллиннской и прибалтийской.

Большой урон святыне был нанесен в годы Великой отечественной войны немецко-фашистскими оккупантами. Не только разрушения, которым подверглись здания и храмы комплекса, но и вывоз многих ценностей стали серьезным ударом для духовного братства.

Успенский пещерный храм

Дополнили картину бед, выпавших на долю монастыря, и гонения и притеснения на его обитателей сначала немцев, а затем, после освобождения, и Советской власти. Через многие беды, страдания и гонения пришлось пройти священнослужителям.

Вместе с тем, после окончания разрушительной войны много усилий было сосредоточено на том, чтобы восстановить святыню, придать ей первозданный вид, привести в порядок монастырское хозяйство. Главная роль в этом богоугодном деле выпала на долю архимандрита Пимена, бывшего в те года наместником обители. Кстати, в дальнейшем ему суждено было стать Патриархом Московским и всея Руси.

Красота и величие Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Весьма необычаен Псково-Печерский монастырь и в наши годы. Столетняя история развития, а также забота и внимание современников превратили эту обитель в настоящую святыню для русского человека. Великолепный архитектурный комплекс, красивые исторически воспроизведенные стены монастыря, общая длина которых более 800 метров, увенчаны 9 высокими и мощными башнями. А внутри расположилось множество храмов и других монастырских сооружений.

Звонница

В конце прошлого столетия внутренние помещения были тщательно отреставрированы. Чуть позже монастырю из эстонского города Тарту была возвращена его знаменитая библиотека.

В наше время монастырь продолжает трудиться в полном соответствии со сложившимися в нем вековыми традициями. Проходят богослужения, идут занятия в воскресной школе, развивается детский хор.

Невозможно переоценить важность этого святого места и самого монастырского комплекса для духовного воспитания всего православного народа. Такие святые места всегда будут почитать, беречь и украшать люди верующие, люди русские…

Рейтинг достопримечательности

Патерик Печерский, или Отечник

Во славу Святой, Единосущной, Животворящей

и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа,

в похвалу святым угодникам Божиим,

напечатана книга сия «Патерик Печерский».

Собор святых угодников Киево-Печерских.

«Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5:12)

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

(к первому изданию)

Первоначальные подвижники Киево-Печерской лавры будут всегда дороги всему русскому народу.

Православная вера, посеянная на благодарной русской почве, взошла на ней сразу богатыми всходами, и среди этих всходов лучшими были преп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские, с целою дружиной взросших в их монастыре духовных богатырей. Эта духовная рать — первые пышные цветы в весне русского православия, первые великие свечи, зажженные пред всемирным ликом Спасовым от лица Русской земли.

Как преподобный позднейших тяжких времен, изнурительной государственной работы и подневолья преп. Сергий Радонежский, так и эти, жившие во времена русского раздолья, Киево-Печерские преподобные останутся навсегда заветными драгоценностями в отечественной сокровищнице. По их жизни и делам будут поверять себя русские люди; они же, как мера той духовной высоты, до которой способен возвыситься русский человек, — стоят пред нами немерцающими руководящими светочами и идеалами.

При таком значении Киево-Печерских святых, понятно то глубокое почитание, какое издревле окружало места их подвигов, осенено дивными памятами, ознаменованное великими чудесами. Сказание о подвижниках Киево-Печерского монастыря всегда представляли излюбленное чтение для русских верующих людей. Эти повествования, составляющие так называемый «Киево-Печерский Патерик» (т. е. «Отечник»), кроме своего содержания, привлекали русских людей еще именами своих составителей — преп. Нестора Летописца, св. Симона, епископа Владимирского, преп. Поликарпа, архимандрита Печерского. Святость составителей возвышала силу повествований, придавая им несомненную правдивость и особое достоинство.

Настоящий перевод представляет собою попытку дать на русском языке читателю Патерик в его полном составе, без малейших пропусков.

В почтенном, широко и заслуженно известном труде г-жи Викторовой нет жития преп. Феодосия, составляющего непременно часть древних списков Патерика, также нет и некоторых других частей, включенных в Патерик впоследствии.

Настоящее издание не преследует никаких ученых целей. Переводчик старался лишь возможно близко к тексту перевести на русский язык славянское повествование, по последнему изданию Киево-Печерской лавры.

Цель перевода — дать общедоступное по цене и понятное духовное чтение, драгоценное по содержанию и по личности составителей.

Е. Поселянин.

Царское Село, 27 января 1897 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

К православному читателю, опровергающее хуления на святых Печерских.

Действом Самого Святейшего всех Подателя жизни и помощью Пресвятой Матери Его отпечатали мы жития святых, преподобных и богоносных отцов наших Печерских на пользу жития твоего, православный читатель. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32), — говорит Писание.

Все на земле и в жизни человеческой полно борьбы и приводит к смерти — и потому отрадны для тебя будут жития людей, которых не одолела смерть, ибо жили они не земною жизнью, а небесною, так что могли они сказать с апостолом: «наше жительство на небесах» (Флп. 3:20).

Наша небесная жизнь — Сам Христос Бог. Когда Он явился на земле в пещере Вифлеемской, — то явился на небе, ибо Церковь называет небом ту пещеру; и жизнь преподобных отцов наших, протекшая в киевских пещерах, поистине протекла на небесах, потому что небесное было им свойственно, так что каждый из преподобных мог сказать: «для меня жизнь Христос» (Флп. 1:21), — и еще: — «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Преподобные отцы наши просияли в песках пещерных своею небесною жизнью, как прекрасные звезды. И здесь в самом деле соединились песок и звезды, которые некогда Бог сочетал Своим словом, говоря: «умножу семя твое, яко звезды небесныя и как песок на берегу моря» (Быт. 22:17). И на самом деле исполнилось здесь благословение, обещанное Аврааму.

Но так как есть некоторые иноверные, которые покушаются своею хулою помрачить наши добродетельные звезды, не признавая за ними ни святыни, ни православия, то здесь должно представить наш православный ответ на богопротивные их возражения.

Прежде всего утверждают, что нетление тел, лежащих в пещерах (сообразное нетленным небесным телам), — не служит достаточным свидетельством святыни наших преподобн. отцов. Могли (говорят они) эти тела не сгнить доселе и естественным образом, без всякого чуда: вследствие двух причин — или из-за условий места, которое по свойствам своим сохраняет тела нетленными, каковы киевские пещеры, подобные египетским пещерам, в которых тоже находятся, по свидетельству истории, нетленные тела, — или вследствие помазания ароматами, сохраняющего от гниения.

На это ответим так: естественным образом тела не гниют, когда их внутренняя мокрота содержит в себе внутреннюю теплоту, и внутренний жар не допускает жидкости разложиться и разлиться от внешней воздушной теплоты. Но когда жидкости лишатся внутренней теплоты, то, не имея этого внутреннего ограждения, вскоре разрушаются, разливаются под действием внешней теплоты, и таким путем всегда происходит гниение. Гниение, по учению знающих людей, есть не что иное, как прекращение внутренней теплоты в жидкостях, и порча этих жидкостей от внешнего тепла. Опросим противников наших: как они думают, — есть ли в телах, лежащих в пещерах, естественная, свойственная телу внутренняя теплота, которая ограждала бы влажность их внутренним жаром, чтобы жидкости не портились и не разливались от внешнего тепла, или в них нет этой теплоты? Если имеют ее, то они живы, а не мертвы, ибо на внутренней влажности и тепле основана телесная жизнь; если же — как оно и есть — не имеют, то по общему порядку вещей вскоре по смерти их влажность, не имея внутренней сдерживающей силы, должна бы была разложиться от внешнего тепла и разлиться, образовать червей, и, наконец, высохнув, — оставить прах и землю, по изречению Божию, сказанному согрешившему человеку: «прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:10). Но так как этого гниения не было, то ясно, что сверхъестественным образом от этого наречения, данного для грешников, изъяты тела, лежащие в пещерах, как тела воистину святых, а не грешных; и потому не обратились в землю и не сгнили, что влажность их вместо естественного внутреннего тепла сверхъестественным действием Божиим и теплотою живущего в них Святого Духа сохранена от тления и разлития и доселе чудотворно удержана и утаена на своем месте.

Кроме того, если бы пещеры киевские, по составу своему были местом, сохраняющим тела в нетлении, то они не имели бы действия противоположного своим свойствам, т. е. не производили бы гниения, потому что постоянно противоположным действиям не может быть одна причина, но должны быть причины противоположные. Но пещеры киевские заключают в себе не только нетленные и негниющие тела святых, но и много костей от сгнивших тел людей грешных, там же некогда погребенных, — как всякий может видеть. Такое различие в судьбе тел явно происходит от жизни этих лиц, так как от места должно было быть сходство.

Не идет сюда и сравнение с египетскими пещерами, потому что и они вовсе по особым свойствам своим не представляют мест: сохраняющих тела в нетлении. Правильно говорит Аристотель, «если бы человек был выше круга лунного и умер там, то если не от внешнего тепла, которого там нет, то уже по самому естеству своему он должен бы сгнить».

Киево-Печерский патерик

Благослови, Отче О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию Слово о том, когда основана была церковь Печерская Слово о приходе иконописцев к игумену Никону из Царьграда Об Иоанне и Сергии чудо необычное в Божественной Печерской церкви, свершившееся перед чудотворной иконой Богородицы Сказание о святом жертвеннике и об освящении той великой церкви Божьей Матери Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том, почему монастырь был прозван Печерским Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского Августа, 14. Нестора, инока монастыря Печерского, слово о перенесении мощей святого преподобного отца нашего Феодосия Печерского О том, как была окована рака преподобного отца нашего Феодосия Печерского Похвала преподобному отцу нашему Феодосию, игумену Печерскому, монастырь которого в богоспасаемом городе Киеве О первых святых и блаженных черноризцах печерских, которые в доме Пречистой Божией Матери, в святом монастыре Печерском, просияли божественными добродетелями, постом, бдением и даром прорицаний. О блаженном Нифонте, епископе Новгородском, как в святом монастыре Печерском, в божественном откровении, видел святого Феодосия Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому Сказание Симона, епископа Владимирского и Суздальского, о святых черноризцах печерских, о том, почему должно иметь усердие и любовь к преподобным Антонию и Феодосию, отцам Печерским О блаженном Евстратии-постнике О смиренном и многотерпеливом Никоне-черноризце О святом священномученике Кукше и о Пимене Постнике О святом Афанасии Затворнике, который умер, а на другой день снова ожил и прожил потом двенадать лет О преподобном Святоше, князе Черниговском О Еразме-черноризце, который растратил имение свое на святые иконы и за них спасенье получил Об Арефе-черноризце, как украденное у него ворами богатство в милостыню ему вменилось, благодаря чему он получил спасенье О двух братьях, о Тите-попе и о Евагрии-диаконе, враждовавших между собой Второе послание к архимандриту Печерскому Акиндину о святых и блаженных черноризцах печерских, братии нашей, написано Поликарпом, чероноизцем того же Печерского монастыря О Никите-затворнике, который был потом епископом Новгорода О Лаврентии-затворнике О святом и блаженном Агапите, бескорыстном враче О святом Григории чудотворце О многотерпеливом Иоанне затворнике О преподобном Моисее Угрине О Прохоре-черноризце, который молитвою из травы, называемой лебеда, делал хлебы, а из пепла соль О преподобном Марке пещернике, повелений которого мёртвые слушались Слово о святых преподобных отцах Феодоре и Василии О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алимпии иконописце О преподобном и многострадальном отце Пимене и о желающих облечься в иноческий образ перед смертью О преподобном Исакии пещернике Вопрос благоверного князя Изяслава о латинянах О преставлении преподобного отца нашего Поликарпа, архимандрита Печерского, и о Василии-попе