Классические гимназии

Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина

Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина был организован в 1990 году. Данное учреждение занимается не только образовательной, но и издательской деятельностью. А в 1993 году открылась Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина. Она аккредитована государством и получила лицензию Московского Комитета образования.

Общая информация

Дата открытия: 1993 год

Адрес: город Москва, переулок Орлово-Давыдовский, дом №5

Официальный сайт учреждения: http://www.mgl.ru

Макс. количество учеников в классе: 10

Языки: дети изучают латынь, французский, английский, немецкий

Творческое развитие: занятия музыкой, игра в театре, хор

Сотрудничество с ВУЗами: МГУ

Уклон обучения: в православное воспитание и гуманитарные науки

Полезная информация о гимназии

Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина в своей деятельности учитывает многовековой опыт гимназического образования, выстроенного на европейской модели. Администрация имеет главную цель – возродить традиции консервативных учебных заведений времен конца 19 – начала 20 веков. Обучение в Классической гимназии дает возможность воспитать гармонично развитую личность, способную к деятельности в любой сфере.

В основе образования лежит 3 блока:

  • Естественно-научные и математические предметы.
  • Новые и древние языки. Дети изучают латынь, английский и французский – обязательные, а немецкий можно добавить в программу по желанию.
  • Закон Божий. На уроках дети изучают не только Священное Писание, но и знакомятся с церковнославянским языком.

Обучение в Классической гимназии доступно всем, конфессиональный барьер отсутствует. Но ученики и их родители должны ответственно относиться к правилам и положениям учебного учреждения.

Особенности поступления

Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина предлагает детям посещение подготовительного класса. Записаться можно с марта по сентябрь. А занятия начинаются в начале октября. В подготовительный класс дети принимаются с 5,5 лет.

В дальнейшем дети, которые посещали подготовительные занятия, имеют приоритет при поступлении в 1-й класс. В любом случае нужно пройти собеседование и тестирование. Записаться можно с марта.

Собеседование имеет целью оценить психологические особенности ребенка и его подготовку. А учебные навыки не имеют значения.

В 1-й класс ученики зачисляются на основании результатов тестирования. А для того, чтобы присоединиться к учебе в 5-м классе, нужно сдать тесты по математике, русскому и английскому языку.

Педагогический состав и внешкольная жизнь

Отзывы родителей и учеников о гимназии в большей степени положительные еще и потому, что педагогический состав здесь – это не просто учителя. Практически все они действующие искусствоведы, археологи, преподаватели высших учебных заведений, ученые. Большинство педагогов работают в гимназии со дня ее основания.

После уроков дети могут посещать дополнительные занятия. Это позволяет им отвлечься от учебного процесса и проявить свои творческие способности. Вот факультативы, которые предлагает Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина:

  • Занятия музыкой. Дети учатся играть на фортепиано, изучают сольфеджио, осваивают азы музыкальной грамоты.
  • Скульптура. На занятиях ученики гимназии создают скульптуры из профессионального пластилина, гуаши и проволоки.
  • Рисование. Занятия изобразительным искусством полезны для развития детей. Такой предмет отличается арттерапевтическим эффектом. Рисуя, дети развивают фантазию и воображение.
  • Шахматный клуб. Дети узнают все правила и особенности игры. Регулярно в гимназии проводятся шахматные турниры.

Дети с удовольствием принимают участие в традиционных поэтических и музыкальных вечерах, театральных постановках, увлекательных поездках по городам России, церквям и монастырям.

Отзывы родителей и учеников наполнены благодарностью за тот вклад, который внесли педагоги гимназии в их развитие и образование.

Какие предметы изучали в школах девятнадцатого века

Школы девятнадцатого века – это не только стихи в альбом, клятвы в вечной дружбе, розги и сладкое ожидание рождественских каникул. Это еще и первые настоящие учебники, глобусы и географические карты, письменные переводы с латыни и уроки гигиены. Давайте же вспомним, каким предметам учили детей в разных типах дореволюционных школ, а потом отдельно остановимся на нескольких, самых любопытных.

В девятнадцатом веке школы делились на три разряда: приходские училища, уездные училища и гимназии. В 1864 году гимназии разделились на классические (с изучением древних языков) и реальные (с упором на технические и прикладные дисциплины).

Приходские училища

Преображенская церковно-приходская школа Николая Львовича Родионова в Иркутске. Фотография с сайта irkipedia.ru

Приходские училища – это начальные школы при церковных приходах.

Учителями в приходских училищах были священники, диаконы, а иногда – просто богомольные старушки. Они пытались вложить в головы сельских детей простейшие знания: арифметику, чтение и письмо, основные молитвы. Учебных пособий приходским училищам практически не доставалось, многое приходилось запоминать со слов учителя. Читать учились по местным газетам. Чудо, если в школе находилась какая-нибудь старинная книга с причудливыми картинками – тогда в ход шла и она.

Скудные знания предметов компенсировались незабываемым жизненным опытом. Занятия нередко проходили прямо на кухне или в комнате домика священника, некоторые ребята тут же и ночевали. Сходить за водой для учителя, затопить печь или помочь ему подготовиться к скромной церковной службе – было для учеников обычным делом.

Уездные училища

Курганское уездное училище. Фотография с сайта news.rambler.ru

Уездные училища представляли собой начальные школы в уездных городах России в 1803-1900-х гг.

Изначально уездные училища готовили смышленых детей из семей ремесленников, мелких торговцев и чиновников к поступлению в гимназию. Но в 1828 году ситуация изменилась – теперь после окончания уездных школ юношам оставалось только идти на службу или помогать отцу в торговых делах, а в гимназию разрешалось поступать лишь детям дворян. В список предметов добавили русский язык, историю, чистописание, черчение и рисование, а вот естественную историю исключили.

Обязательными предметами в уездных училищах считались арифметика, геометрия, грамматика, Закон Божий, всеобщая и русская география, естественная история. Каждому ученику выдавали учебники по всем предметам, чернильницы и перья, в кабинетах географии были хорошие карты и глобусы.

Гимназии

Орловская классическая мужская гимназия. Фотография с сайта forum.vgd.ru

Одной из целей учреждения гимназий была подготовка учащихся к поступлению в университеты.

В самом начале девятнадцатого века список предметов был таким: математика, физика, история, география, статистика, философия, политэкономия, естественная история (естествознание), коммерческие науки, технология, рисование, изящные науки, латынь, французский и немецкий языки.

В 1811 году в учебный план включили Закон Божий, логику и второй древний язык – греческий. Коммерческие науки и философию объявили опасными и исключили, а в 1828 году то же самое случилось и с политическими науками. Основной упор был сделан на древние языки и математику.

При гимназиях с наиболее человечной и творческой атмосферой открывались театральные кружки и литературные салоны. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков вошел в моду необычный факультативный предмет – стенография (искусство скорописи).

Классические и реальные гимназии (реальные училища)

Реальная гимназия в Ровно. С сайта biography.wikireading.ru

В 1864 году гимназии поделили на классические и реальные.

Классические гимназии давали гуманитарное образование, в основу которого было положено преподавание древних («классических») языков — латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счёт сокращения часов на гуманитарные предметы.

«Классиков» с головой погрузили в латынь и греческий. При этом стало меньше уроков по географии, истории, русскому языку и литературе. А математика и естествознание вовсе остались на последнем месте. У «реалистов» главными предметами стали как раз математика и физика, а из языков остались только немецкий и французский. В старших классах реальных училищ можно было выбрать специальность: коммерцию, механику или химию.

В конце девятнадцатого века появились отдельные коммерческие училища, где обучали бухгалтерии, счетоводству, коммерческой географии, товароведению.

Женские гимназии

Клинская женская гимназия. Фотография с сайта izi.travel

Обязательными предметами для гимназисток были: арифметика, основы геометрии, чистописание, история, география, русский язык и литература, Закон Божий, рукоделие, гимнастика. А еще (точная формулировка того времени!) – «главнейшие понятия из естественной истории и физики, относящиеся к домашнему хозяйству и гигиене). Языки (французский и немецкий) не относились к обязательным предметам, поэтому некоторые из наших прабабушек и прапрабабушек никакого языка не знали.

На уроках русского и литературы особенное внимание уделялось искусству выражать собственные мысли – не только грамотно, но и последовательно, а по возможности – и красиво.

На занятиях по Закону Божьему девушки подробно изучали биографии святых, в особенности – женщин (мальчики таких подробностей не проходили). Поэтому в выпускном классе на этот предмет отводилось больше часов, чем в мужских гимназиях.

Иногда девочки занимались рисованием, пением и танцами — это зависело от возможностей школы найти хорошего учителя и оплатить его услуги. А еще в старших классах желающие могли посещать уроки гигиены, которые вел профессиональный врач.

В некоторых гимназиях был дополнительный спецкурс для выпускниц, готовившихся стать школьными учительницами или гувернантками в семьях. Девушки слушали лекции о методах преподавания и воспитания, проходили педагогическую практику.

Далее поговорим о конкретных предметах, которые изучали в школах девятнадцатого века.

Закон Божий

С этого предмета обычно начинались все экзамены – и выпускные, и при переводе из класса в класс. Весь распорядок учебного года и каникулы были связаны с церковными праздниками (смысл каждого праздника подробно объясняли на занятиях).

На уроках обязательно проходили Ветхий и Новый Завет, читали Катехизис, изучали историю православной церкви, а еще литургику – науку о церковной службе (сейчас ее преподают в духовных учебных заведениях). Главным учебным пособием был Православный катехизис митрополита Филарета.

В конце века преподавать Закон Божий разрешили не только священникам, но и обычным учителям, даже женщинам, после специальной подготовки.

Чистописание

Александр Сергеевич Пушкин и его школьные товарищи посвящали искусству красиво выводить буквы по 18 часов в неделю.

Занятия чистописанием вырабатывали у детей безупречный почерк, который оставался с ними на всю жизнь… но были просто невыносимыми. По несколько месяцев несчастные вырисовывали одни и те же буквы и слоги, слова и предложения, часто без понимания смысла. Только в середине 19-го века известный педагог К.Д. Ушинский ввел одновременное и осмысленное обучение письму и чтению.

Чистописание вели учителя рисования, они лично разлиновывали тетради и прописи школьников. Писали сначала гусиными перьями, а затем, со второй половины столетия, стальными.

Древнегреческий язык

Уже в те годы язык Гомера и Евклида считался сложным и утонченным даже по сравнению с латынью.

С 1828 года его преподают только в гимназиях при университетах, несколько раз исключают из плана, но потом возвращают обратно. И только в 1905 году обязательные экзамены по греческому окончательно отменяются. К моменту поступления в университет юноши могли легко читать в подлиннике и античные трагедии, и труды по алгебре и геометрии.

В целом, дореволюционная школа (особенно гимназия) во многом ближе по духу к современной, чем к советской. Споры о том, какие языки лучше изучать, вопросы религиозно-нравственного воспитания, выбор специализации в старших классах, плата за обучение – все это прекрасно знакомо нынешним родителям и учителям. А вот каллиграфического почерка, абсолютной грамотности и царственной осанки наших прадедушек и прабабушек иногда не хватает. Однако не будем забывать, что огромное количество населения и вовсе не училось в школах, более половины жителей Российской империи по-прежнему оставались неграмотными. Но исторический опыт для того и существует, чтобы взять от него самое лучшее и полезное, а ошибки – оставить в прошлом.

Гимназическое образование в России (XVIII-ХХ вв.)

Можно говорить о генезисе российской классической гимназии XVIII-XX вв., так как много реформ коснувшихся ее жизни произошли в XIX столетии.

До реформ Петра I образование являлось средством для удовлетворения государственных потребностей, самыми существенными из которых были подготовка духовенства и военных, то в связи с экономическими и политическими преобразованиями остро встает вопрос в подготовке различных специалистов. Срочно создается светская школа, где на первое место поставлено изучение математики и других специальных наук. Общее образование сочеталось с профессиональным, а содержание имело ярко выраженное реальное направление.

Цель реального образования: вооружить естественнонаучными знаниями, так как они вполне соответствуют потребностям детского ума, ставит человека лицом к лицу с действительностью, содействует воспитанию материального взгляда на жизнь, имеют огромное приложение к практической жизни в различных видах сельского хозяйства и промышленности.

Первые гимназии в России «разноязычные школы», созданные для изучения иностранных языков, появляются под руководством иностранцев, но находились под контролем правительственных учреждений.

Например, школа в Москве созданная в 1701 г. Н.Швимером. Преподавали:

  • немецкий язык
  • латинский язык
  • французский
  • риторику
  • греческий язык
  • сирийский язык
  • древнеевропейский язык.

Первая гимназия в Петербурге открывается в 1704 году. Затем создается гимназия при Академии наук. Это была первая в России государственная школа, светская, средняя, общеобразовательная, открытая для молодежи с целью подготовки в университет. Изучали:

  • языки
  • историю
  • словесность
  • географию
  • математику
  • естествознание.

Во второй половине XVIII в. вместо девиза «профессиональный работник» выдвигается новый «человек — гражданин». Общее гуманитарное образование объявлялось целью создаваемых учебных заведений — низших (малые народные училища) и средних (главные народные училища). Но по сути дела главные народные училища не были средними учебными заведениями, они были переходной подготовительной ступенькой к ним. Не были самостоятельными средними учебными заведениями и появившиеся гимназии; они создавались как учебные заведения при университетах.

Из проекта об учреждении Университета 1755 г.:

«Всяк желающий в университете слушать профессорский курс должен наперед научиться языкам и первым основаниям наук, но так как в Москве таких школ порядочно учрежденных вольных школ не находится, где бы молодые люди к высшим наукам надлежащим образом приготовлены и способными учинены могли, того ради … указать, чтоб при Московском университете под его ведомством учредить две гимназии — одну для дворян, а другую для разночинцев, кроме крепостных людей».

Как тип средней общеобразовательной школы гимназии учреждаются лишь с XIX в. со дня утверждения «Устава учебных заведений, подведомственных университетам»(1804 г.). К этому времени уже существуют гимназии в Петербурге (1726 г.); Москве (1755 г.); Казани (1758 г.). В соответствии с уставом 1804 года вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа:

  • бесплатность
  • бессословность (кроме крепостных крестьян)
  • преемственность учебных заведений

Россия была разделена на шесть учебных округов — каждый во главе с университетом. Они возглавлялись попечителями учебных округов. Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме руководства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинены смотрители уездных училищ, последние руководили всеми приходскими училищами.

Вскоре от устава 1804 года начались отступления, изменения вносились Министерством народного просвещения и учебными округами. В гимназиях было усилено преподавание древних и новых языков, математики, Закона Божьего, но исключены: философия, коммерческие науки, сокращено естествознание. По уставу 1828 года гимназии стали среднеобразовательными учреждениями со сроком обучения в 7 лет. Главное внимание уделялось изучению:

  • латинского языка
  • греческого языка
  • античной литературы
  • истории.

Гимназия — для детей дворян и чиновников преимущественно, но не запрещалось учиться за плату и другим детям, кроме детей крепостных и казенных крестьян. В 1849 году уже запрещалось освобождать от платы неимущих, но способных учеников (что было ранее предусмотрено).

К 1850 году гимназии разделились на:

  • классические, которые готовили к поступлению в университеты и другие учебные заведения. Основное внимание уделялось изучению: древних языков, русской словесности, истории.
  • реальные готовили для службы военной и гражданской. Вместо древних языков было усилено преподавание практической математики, законоведения.

«Устав гимназий и прогимназий» (1864 г.) учреждал два типа гимназий: классические и реальные.

Цель классических гимназий — дать общее образование необходимое для поступления в университет и высшие специальные учебные заведения.

Реальные гимназии не давали права поступить в университеты. Гимназии и прогимназии объявлялись всесословными, платными. Устав 1864 года избегал подробной регламентации и не стремился к единообразию во всех гимназиях. Государственные гимназии были только мужские. Было разрешено открывать частные гимназии и другие учебные заведения. Впервые допускался конкурс учеников.

В 70-х гг. определились симпатии нового министерства: три тенденции должны были лечь в основу задуманной реформы:

  1. Преобладание классического типа школы
  2. Точная регламентация учебных планов и программ
  3. Установление тесной связи между образовательной и воспитательной функцией средней школы.

С уставом 1871 года русская гимназия впервые получила общегосударственные программы, до этого времени их не было.

Главные предметы в гимназии:

  • древние языки
  • математика.

Второстепенные предметы:

  • русский язык
  • новые языки.

Третьестепенные предметы:

  • Закон Божий
  • история
  • география.

В конце XIX — начале XX вв. происходили количественные и качественные изменения в системе среднего образования, где главным типом школы являлась классическая гимназия. Число учебных заведений: гимназий, прогимназий и реальных училищ с 1908 по 1912 гг. увеличивается. Одним из направлений реформы 1900-х гг. было сохранение в качестве основных типов средних учебных заведений гимназий с реальными училищами и с сокращением изучения в гимназиях:

  • латыни
  • греческого языка
  • грамматики.

Предусматривалось слияние гимназии и реального училища.

В 1902 году осталось всего несколько гимназий строго классического типа. В остальных гимназиях было сокращено изучение древних языков и усилено изучение:

  • русского языка
  • истории
  • географии
  • естественных наук.

Следовательно, наблюдалось усиление реального образования.

Появляются нетрадиционные гимназии с совместным обучением, ученическим самоуправлением. С 1908-1914 гг. был введен внешкольный надзор за учащимися. С 1914 года после вступления России в первую мировую войну, обострилось экономическое положение страны, растут расходы на войну все это отрицательно сказалось на системе образования. К 1915 году в классических гимназиях греческий язык перестал быть обязательным. К 1916 году началась реформа средней школы: создание единой школы (гимназии) с 7 летним курсом обучения. После 4 класса планировалось три ветви обучения:

  • новогуманитарное: литература, языки
  • гумнитарно-классическое: древние языки
  • реальное: естественные науки, математика.

В учебном плане планировалось доминирование:

  • отечественного языка
  • литературы
  • истории
  • географии.

Представители других наций могли осваивать свою культуру. Но в 1917 году произошли извесные события, которые перечеркнули все замыслы этой реформы. А к 1920 году дореволюционная система школьного образования фактически была ликвидирована, а вместе с ней и система гимназического образования.

На наших глазах в начале 90-х гг. ХХ столетия начинается бурный процесс появления образовательных учреждений нового типа: гимназия, лицей, авторская школа и др. Первые школы-гимназии появляются в России в 1990 году.

Гимназия — образовательное учреждение ориентированное на формирование широкообразованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундументальных наук. Образование на широкой гуманитарной базе с изучением не менее двух иностранных языков (V — XI классы).

Признаки современного гимназического образования:

  • Цель гимназии: формирование высокообразованной личности, способной к творческой деятельности, к самоопределению, самореализации в меняющемся мире.
  • Принципы гимназического образования:
  • — гуманитаризация
    — дифференциация для создания условий для личностно-ориентированного процесса обучения.

  • Основу гимназического образования составляет интегрированная гуманитарно-эстетическая подготовка обеспечивающая развитие личности на основе знания:
    • отечественной истории и литературы
    • мировой литературы и истории
    • иностранных языков
    • М Х К
    • и др.
  • Реализация учебных программ осуществляется в ходе опытно-экспериментальной работы на основе диагностического обеспечения, преемственности, креативной активности, широкой социализации

Дисциплины:

  • языки
  • — нетрадиционные (например, иврит)
    — древние
    — иностранные языки

  • культурологические дисциплины
  • философские науки
  • социальные дисциплины
  • — экономика
    — социология

  • естественнонаучные дисциплины
  • общеразвивающие дисциплины
  • — логика
    — психология

  • специальные предметы профильного характера.

Таково гимназическое образование в современной России.

Литература:

Чему учили детей в Древней Греции

Современная школа — продукт тысячелетий экспериментов. Нынешняя система образования обязана Древней Греции хотя бы названиями образовательных учреждений: школа, гимназия, академия, лицей — все они вышли оттуда. О том, как и чему обучали детей в Афинах и в Спарте, рассказывает Артём Асташенков.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Древняя Греция — своеобразный фундамент европейской цивилизации. Это двоякое положение: с одной стороны, Эллада впитала достижения соседствующих с ней по времени культур Африки и Малой Азии. С другой, ее ученые заложили основы для всего научного знания, развивавшегося в Европе в последующие века — даже не столько благодаря отдельным открытиям, сколько в силу способности к систематизации и документации существующего знания. Геродот создал первое цельное историческое исследование; ученые эллинистического периода отобрали и сохранили важнейшие достижения их цивилизации. Так что разговор об истории образования вполне уместно начать с Древней Греции, хоть с точки зрения хронологии и кажется, будто это уже середина пути.

О преемственности культуры и передаче знания мы еще поговорим — в том числе, когда доберемся до конфликта Афин и Спарты — но сначала необходимо разобраться с несколькими базовыми моментами.

Язык знания

О Древней Греции стоит поговорить еще и потому, что греческий — язык европейского образования. Нет, конечно, на самом деле язык европейского образования — это латынь. Или французский, или немецкий, или английский — в зависимости от того, где и когда в Европе вы ставите этот вопрос. Но спустя две с половиной тысячи лет мы продолжаем говорить об образовании в терминах, которые дала нам древнегреческая цивилизация. Правда, есть одна тонкость.

Древнегреческие письмена / Фото: istockphoto.com

Понятийный аппарат педагогики полон слов греческого происхождения, но время изменило их содержание до неузнаваемости. Достаточно взглянуть только на несколько слов, лежащих на поверхности.

Вот, например, школа (σχολή): исходное значение — место досуга. Позднее слово стало обозначать группу людей, слушающих лекцию. Гимназия, а точнее, «гимнасий» (γυμνάσιον) изначально был местом физического воспитания. В романских и германских языках эта двусмысленность обычно еще заметна, а вот в славянских утвердилось позднее учебное содержание термина.

Лицей (Λύκειον) и академия (Ἀκαδήμεια) — вообще названия конкретных мест, которые со временем стали именами нарицательными. «Ликеем» (в честь Аполлона Ликейского) назывался гимнасий, где базировалась перипатетическая школа Аристотеля. «Академией» называлась посвященная Афине оливковая роща и, как следствие, находящийся там же гимнасий, где собирались Платон с последователями.

Спартанская школа

Когда историки говорят о школах, да и вообще о культуре Древней Греции, они обязательно разделяют два центра влияния — Афины и Спарту. Проблема в том, что вопреки военным победам последней, знаем мы больше как раз об Афинах. Тут сказалось отношение обоих полисов к культуре и знанию. Спартанцы практически не оставили документальных свидетельств о своей жизни в доэллинистический период.

Фрагмент картины «Юные спартанцы». Эдгар Дега, 1861 / Фото: en.wikipedia.org

С этим еще можно было бы мириться, если бы до нас дошли какие-то цельные описания современников из других полисов, но реально большая часть наших знаний о Спарте основана на текстах Плутарха, жившего уже в нашей эре. Он описывал события, от которых его отделяло от нескольких веков до тысячелетия; его источники в основном утрачены, и многие историки полагают, что значительная часть традиций, описанных Плутархом — не более, чем пересказы ностальгических баек.

Например, есть археологические свидетельства, противоречащие истории про спартанцев, сбрасывавших слабых младенцев с обрыва. Иными словами, все, что мы знаем о быте Спарты (включая образование), может содержать необоснованные домыслы, а главное, не показывает динамики: эти описания зафиксированы в эдаком идеализированном «золотом веке» и ничего не говорят об исторических изменениях.

Задачей системы образования (насколько ее в принципе можно называть системой) в любом полисе в классический период было воспитание достойного гражданина, способного адекватно включиться в повседневную жизнь города. Справедливо это и для Спарты, но если в афинской сфере влияния повседневностью было, в первую очередь, коллективное принятие решений, то в Спарте — война.

В отличие от Афин, спартанская программа — агогэ — была четко выстроена с семи лет и до 18-ти. Детей забирали у родителей и помещали в казарму, где они воспитывались в максимально жестких условиях до 12 лет. Их скудно кормили и одевали, чтобы они учились выживать самостоятельно. Грамоту преподавали в минимальном объеме, основной упор делался на физическое воспитание. В роли учителя всегда выступал опытный солдат.

Возможно, Плутарх и слукавил насчет младенцев и пропасти, но первый этап спартанского воспитания переживали не все. Те, кто дожил до двенадцатилетия следующие шесть лет проводили в еще более изнурительных тренировках: занимались спортом, дрались между собой, маршировали в фалангах и, как ни странно, учились танцевать: это помогало двигаться в строю. После еще двух лет тренировок с настоящим оружием спартанцы, наконец, принимались в армию.

Фрагмент картины «Спартанка вручает щит своему сыну». Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье, 1805

Агогэ было обязанностью для граждан Спарты и редкой привилегией для остальных. Система предусматривала образование и для девочек, правда и тут оно было ориентировано на войну: физическое воспитание, борьба, обращение с метательным оружием и культурный минимум, который можно было получить от странствующих музыкантов или старших женщин. Спартанская женщина, в первую очередь, должна была быть матерью в условиях войны.

Афинская школа

Греческое образование за пределами Спарты можно разделить на два периода. Условной границей выступит расцвет софистики в середине V века до н. э. Старую школу — то есть, относящуюся к архаическому и началу классического периода проще всего показать на примере Афин.

Афинская школа, в сравнении со спартанской была более сбалансирована, но и хуже структурирована. Идеалы древнегреческой педагогики обозначались словом «пайдейя». Эта ветвь философии учила взращиванию достойного гражданина полиса: развитого умственно, морально и физически, стремящегося к совершенству во всем.

Образование в Афинах было привилегией свободных мужчин. Маленькие афиняне начинали учиться с семи лет. В зависимости от благосостояния семей, обучение проходило индивидуально на дому или в группах. В программу обычно входили счет, чтение и письмо при помощи покрытых воском дощечек и стилосов. Как только дети начинали справляться с полноценными текстами, учителя давали им заучивать стихи.

Для большинства на этом школа и заканчивалась — если, конечно, вообще когда-то начиналась.

Базовое образование, не говоря уже о более высоких ступенях, мог позволить своим детям не каждый

Для бедного населения, особенно после реформ Солона, поощрялось «неформальное» образование: любая грамота и навык, которые могли дать сами родители, рабы или учителя, готовые работать бесплатно.

Для тех, у чьих родителей хватало денег, старая афинская школа предлагала второй уровень — уже неоднократно упомянутый гимнасий. В те времена это была спортивная школа, готовившая афинян к воинской службе. Существовало и подобие военного училища для 18-летних с последующей службой в армии. Позднее, со второй половины V века до н. э. гимнасии станут одними из площадок, на которых произойдет трансформация педагогики и научного знания и зародятся семь свободных искусств.

Artes liberales

Сегодня человек, отучившийся шесть лет в европейском университете по направлению философии, гуманитарных или социальных наук носит титул «магистр искусств» (Master of Arts, Artium Magister). На вопрос «при чем тут искусство» есть короткий и длинный ответы. Быстрый ответ такой: слово «arte» (во всех его вариациях в западноевропейских языках) стало означать искусство в современном понимании только в Новое время, а до тех пор под ним подразумевался определенный круг наук. Долгий ответ как раз связан с тем, что это за круг наук и откуда он взялся. Одновременно это еще и история об образовании в поздней Древней Греции.

Liberal arts часто ошибочно переводят на русский как «гуманитарные науки». В современном понимании (которое отражено в описании магистерской степени в предыдущем абзаце) это не слишком значительное искажение. Но в историческом смысле под artes liberales подразумевается нечто иное.

Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» / Фото: ru.wikipedia.org

В V веке нашей эры философ Марциан Капелла написал трактат «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Этот текст в аллегорической форме закрепил представление о круге научных знаний, формирующем образованного человека и необходимом для занятия философией. В списке Капеллы было семь дисциплин, разбитых на тривий (три базовых, в современном понимании — гуманитарных) и квадривий (четыре второстепенных, технических): грамматика, диалектика или логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

Понятно, что науки о языке и мышлении служили необходимым базисом для освоения наук о числе. Система, зафиксированная Капеллой, просуществовала в неизменном виде большую часть Средневековья, хотя его содержание оставалось открытым для интерпретаций, особенно когда потребовалось встроить эти принципы в систему церковного образования. Отец средневекового энциклопедизма (и неофициальный святой покровитель интернета) Исидор Севильский, например, посвятил свободным искусствам три из двадцати томов своих «Начал». Только к XII веку в тесный круг artes liberales начали проникать новые науки.

Семь свободных искусств изучали на «младших» факультетах средневековых университетов, их освоение было базовым требованием для дальнейшего обучения богословию, юриспруденции или медицине. Вероятно, современные степени MA и PhD являются отражением этой традиции.

Аллегорическое изображение 7 свободных искусств / Фото: ru.wikipedia.org

Остается один вопрос: причем тут Древняя Греция? Круг семи свободных искусств окончательно оформился только в V веке н. э., но его разработка заняла почти 900 лет — с конца классического периода, через весь эллинистический и до последних дней Римской империи, и процесс этот напрямую связан с новым греческим и последующим римским образованием.

Новая школа. Классический период

На раннем этапе становления свободных искусств, который, в целом, тождественен новому древнегреческому образованию, возникли грамматика и логика, но главная полемика велась вокруг риторики — ее смысла и задачи. Умение изящно доносить мысль и убеждать было чрезвычайно важно для культуры эллинов практически с самого ее зарождения — достаточно вспомнить о Гомере и Гесиоде, творивших еще в VIII–VII веках до н. э. Старое образование знало риторику стихийно, естественно — оно опиралось на века достойных примеров. Новая школа пыталась риторику препарировать, вывести закономерности и правила.

Новое греческое образование связано, прежде всего, с софистами. Середина V века до н. э., только что закончилась война с персами; Афины переживают короткий период спокойствия и благополучия; возникает прослойка состоятельных граждан с избытком свободного времени и тягой к образованию. Они учатся чему придется, бессистемно. Образовавшуюся преподавательскую нишу заполняет класс педагогов, уверенных в относительности истины.

Аллегория риторики (XVI в.). Гравюра Э.Делона / Фото: ru.wikipedia.org

Релятивизм, выраженный в Протагоровском тезисе «человек есть мера всех вещей», выворачивает риторику наизнанку. Она перестает быть инструментом развития общества и тянет за собой образование в целом. Греческая школа становится храмом индивидуализма, риторика набором инструкций по отстаиванию любой позиции, вне зависимости от ее истинности или ложности.

Теперь не знание служит обществу. Знание становится конечной целью, которой подчиняется общественная жизнь

По крайней мере, примерно так это видел Аристотель. Возможно, он сгущал краски. Поскольку в представлении софистов знание может быть лишь эмпирическим и относительным конкретного наблюдателя, то и ценность имеет лишь то, что принесет пользу этому конкретному индивиду. Когда софист учит «всему», он учит всему, что понадобится ученику. А тому в первую очередь понадобится преуспеть в общественной жизни. Так риторика становится краеугольным камнем нового образования.

Софисты стоят у самых истоков свободных искусств: они создали первые учебники риторики; в их попытках отстаивать обе точки зрения по любому вопросу можно усмотреть зарождение диалектики. При них в Древней Греции возрастает престиж образования, а в гимнасиях науки начинают вытеснять спорт.

Софистов принято демонизировать, но именно в реакции на их субъективизм окончательно оформилась диалектика — как самостоятельная аналитическая дисциплина, метод познания, а не синоним спора в рамках риторики. К этому приложили руку и Сократ, и Платон, и Аристотель. Платон, к тому же, вернул в риторику вопрос морали.

Нужно ли классическое образование сегодня?

Российское классическое образование

Идеи классического образования в России начали формироваться в XVII веке.

В XVII−XIX вв. происходит сближение начальной школы и средней. Возникают и получают широкое распространение высшие начальные или неполные средние школы. Происходит сращивание формальной и реальной (профильной) образовательных систем. Такое сращивание осуществляется на базе классической парадигмы.

В этот период появляются греко-латинские школы, открывается Славяно-греко-латинская академия.

В XVIII в. в России были открыты первые гимназии — при Академии наук в Петербурге (1726), при Московском университете (1755) и в Казани (1758). Образование в таких гимназиях являлось смешанным, так как имело черты и формального, и классического образования.

До 1917 года важнейшей формой среднего образования по-прежнему оставались классические гимназии, где основными предметами были латынь и древнегреческий языки.

Россия опиралась на немецкий опыт классических гимназий. Основной целью таких учреждений являлась подготовка учеников к обучению в университете. Классические гимназии создавались согласно Уставу 1804 года как тип общеобразовательной средней школы.

Усиление классического образования шло параллельно с усилением сословного начала в русской средней школе. Древние языки стали барьером для поступления в средние школы многих непривилегированных сословий.

С принятием гимназического устава 1828 года наметилась тенденция к усилению классического образования, где древним языкам отводилась значительная часть учебного времени. Выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же по вступлении на службу.

Перед преподавателями древних языков стояла задача научить своих учеников понимать иностранную книгу. В зависимости от этой цели и преподавание состояло из переводов и прохождения курса грамматики. Особое значение отводилось развитию механических форм памяти — заучиванию наизусть отдельных отрывков прочитанных поэтических произведений.

За это время в обществе сложилось мнение о необходимости приближения гимназического образования к реальной жизни.

21 марта 1849 года в России была проведена образовательная реформа. Учебная программа стала делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса, все учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделения. Первое готовило для государственной службы, второе — для поступления в университет.

В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык оставляется лишь в 9 гимназиях, исключается логика, увеличивается плата за обучение.

С принятием Устава гимназий в 1864 году разрабатывается система приемов для усвоения иностранного языка. На первый план выдвигаются методы обучения, стимулирующие развитие сознательной деятельности учащихся.

По Уставу предусматривалось создание наряду с классическими гимназиями реальных. При этом полноценным образованием признавалось только классическое. Считалось, что только оно может дать достаточную подготовку для поступления в университет.

Таким образом, вторая половина XIX века характеризуется борьбой между сторонниками классического и реального образования. К сторонникам реального относился, например, революционный демократ К.Д. Ушинский.

Классическое образование вновь получило формальное направление при министре народного просвещения Д.А. Толстом (1866–1880 гг.). Государство считало, что ценность изучения древних языков должна быть только в развитии формального мышления учащихся.

Журналъ Министерства народнаго просвѣщения. Часть CXXXVII. 1867 год.

Несмотря на то, что классическое образование являлось важным шагом в развитии учебной системы данного периода, существовало и множество недостатков.

Данный вид образования был оторван от жизни, вызывал недовольство практически во всех кругах общества. Преподавание массы учебных дисциплин в начальных классах оказывало большую нагрузку на учащихся, материал усваивался недостаточно.

Также обстоятельством, ослаблявшим нашу систему классического образования можно назвать рассмотрение обучения в гимназии такого типа как престижное и позволяющее выпускнику со временем повысить свой социальный и общественный статус. Поэтому в гимназии поступал огромный поток детей, совершенно не способных к изучению двух древних языков и сильной математики, и вообще не понимавших смысла классической школы.

Заимствование учебных планов из немецких газет привело к утрате значимости таких предметов, как русский язык, история и Закон Божий. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, которые не обладали знаниями русского языка.

Система образования строилась на противопоставлении гимназии и семьи. Не уделялось должного внимания личным способностям учащегося. Реформа носила жесткий характер. Это и послужило фактором недовольства общества.

Начало XX века характеризуется смешанными методами преподавания иностранных языков.

Общим для каждого из этих методов было обязательное чтение художественной литературы, которая выступала в качестве главного источника культурологической информации. Основное занятие — чтение и перевод художественных текстов с постепенным расширением объема лексического и грамматического материала. Большое внимание в гимназиях придавалось нетрадиционным формам усвоения иностранных языков (спектакли и т.п.)

Многообразие форм занятий способствовало развитию речевых умений, а также помогало извлечь максимум полезной информации для расширения и формирования общего кругозора, основ целостного мировоззрения.

В начале XX в. было сокращено количество учебных часов, отводившихся на изучение латинского языка, в большинстве гимназий было отменено преподавание греческого языка. Однако классическое образование оставалось господствующим типом среднего образования до революции 1917 года.