Когда праздник казанской

Содержание

Проповедь на празднования Казанской иконы..Пресвятой Богородице.

Сегодня Русская Православная Церковь. торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников.

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую.

Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага.

Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и предводительствуемые Ею приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери.

А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.

Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана.

Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу несомненно и на Небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.

К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас.

Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святом и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том собственно и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя.

Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!

Богородичные иконы почитаются Русской Православной Церковью на протяжении всего годового богослужебного круга. Особо почитаемой является Казанская икона Божией Матери. О летнем празднике, отмечаемом 21 июля, мы уже рассказывали. Теперь нас всех ждёт осенний аналогичный праздник, приуроченный к историческому событию, в котором икона принимала самое непосредственное участие, — избавлению Москвы от поляков. Он совпадает с официальным государственным праздником — Днём народного единства 4 ноября.

История праздника

Праздник посвящён освобождению Москвы от польских захватчиков.

Празднование Казанской иконы Божией Матери, отмечаемое ежегодно 4 ноября, посвящено конкретному историческому событию. В 1612 году в этот день произошло долгожданное освобождение Москвы от польской интервенции, положившее конец Смутному времени.

  • Предшествующие события

14 долгих лет длилось Смутное время — с 1598 по 1612 год. С 1609 года велась изнурительная русско-польская война, которая грозила не только воцарением королевича Владислава на русском престоле, но ещё и сменой веры с православной на католическую, которую исповедовали поляки. Разорялись города, Москва была в осадном положении. И тогда были созданы знаменитые народные ополчения Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Их идейным вдохновителем был патриарх Гермоген.

  • Выступление ополчения

Чтобы освободить столицу от поляков, 20 августа 1612 года войска ополчения подошли к Москве. Катастрофически не хватало оружия и продовольствия. В городе бесчинствовали польские интервенты и остатки тех, кто ещё выискивал и пытался посадить на трон очередного Лжедмитрия. Однако люди были настроены решительно. Ведь они шли под покровительством чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери. Он был обретён Русской Православной Церковью всего 30 лет назад. Казаки подарили его Пожарскому, который ни секунды не колебался и выбрал икону защитницей возглавляемого им ополчения.

  • Молебен Казанской иконе Божией Матери

Два долгих месяца длилась осада Китай-города. Люди устали и теряли надежду на успех. Поляки не хотели сдавать город. И тогда было решено сугубо обратиться с молитвами к Царице Небесной. Первым делом всё воинство отслужило торжественный молебен перед чудотворным Казанским образом. А после него все как один выдержали строгий трёхдневный пост. Князь Пожарский публично дал обет: если победит русское войско поляков — он поставит Казанский храм и украсит чудотворную икону драгоценным окладом.

  • Пророчество

Небесная помощь не замедлила явиться. Сразу же после этого архиепископу Арсению Элассонскому (его мощи почивают в Успенском храме Суздаля), который на тот момент времени находился в плену у поляков, явился преподобный Сергий Радонежский, который пророчествовал ему о том, что уже завтра Москва будет освобождена от иноплеменных захватчиков русскими войсками. Весть об этом быстро распространилась среди ополченцев, которые были воодушевлены ею, ведь она свидетельствовала о Небесной помощи от самой Богородицы!

  • Взятие Китай-города

4 ноября 1612 года (по старому стилю это было 22 октября) воодушевлённые ополченцы, уповая на заступничество и помощь чудотворного образа, начали наступление. И Китай-город, не сдававшийся целых два месяца, был наконец взят! Это событие нашло отражение и в летописи, где записано: «Иконою Казанскою Пресвятой Богородицы 22 октября была первовзята круглая башня Китай-города». Уже через три дня поляки окончательно сдали Москву русским войскам.

  • Крестный ход

В воскресенье, 7 ноября (25 октября по старому стилю), воины спасительного ополчения крестным ходом, возглавляемым Чудотворной Казанской иконой Божией Матери, направились в Кремль. На Лобном месте их встретил вышедший навстречу архиепископ Арсений Элассонский с Владимирской иконой Богородицы. Так встретились две святыни, две защитницы, две покровительницы Земли Русской! В Успенском соборе Кремля на торжественном богослужении все пребывали в великой радости и воссылали благодарение Богу и Его Пречистой Матери за спасение и помощь.

  • Учреждение праздника

В память победы и чудесного заступничества Богородицы было установлено ежегодное празднование Казанской иконы Божией Матери в день освобождения Москвы от польской интервенции — 4 ноября. Отдельно стоит отметить, что князь Пожарский обет свой сдержал. Благодаря его активному участию, в 20-е гг. XVII века на Красной площади появился Казанский храм. Дмитрий Михайлович собственноручно перенёс в него ту самую Казанскую икону Божией Матери, которая спасла столицу от иноплеменного нашествия.

Значение

Празднование Казанской иконы Божией Матери имеет важное значение для России

Празднование Казанской Божией Матери имеет важное значение не только для православных, но и для всех граждан нашей страны.

  • Заступничество Богородицы

Празднование Казанской иконы Божией Матери — повод ещё раз поблагодарить Бога и Его Пречистую Мать за ту помощь, которую она неоднократно оказывала России в годы лихолетья. В частности, данный образ впоследствии помог и Петру I в Полтавской битве, и Кутузову при Бородино, и в тяжёлые годы Великой Отечественной войны (спасение Ленинграда, Кенигсбергское чудо, освобождение Киева 4 ноября). Главное — верить, просить помощи и быть благодарными за все те чудеса, которым русские люди были свидетелями.

  • Праздник, единый для церкви и государства

4 ноября — это церковно-государственный праздник: в один день отмечаются и Казанская, и День народного единства. Его история восходит ещё к правлению Алексея Михайловича, который в 1649 году особым Указом повелел закрепить за этим днём и победу над поляками, и чествование чудотворной иконы. Оба памятных события как единое целое русский народ отмечал до 1917 года, когда традиция прервалась с приходом советской власти. Возобновлена она была лишь в 2005 году.

  • Народное единство

Смута — время, когда «брат шёл на брата». Лжедмитрии обманом поднимали русский народ на бунты и восстания. Это была гражданская война, ослабившая страну. Воспользовавшись такой разобщённостью, Москвой овладели поляки. И только тогда русский народ словно очнулся. Не друг друга убивать надо, а объединиться против иноплеменных захватчиков. И только после сбора ополчения, когда пришло это осознание, Богородица помогла отразить нашествие. Сейчас эта тема актуальна, как никогда. Разве можно Россию сейчас назвать единой страной? Постоянные военные конфликты с соседями, санкции Запада, расслоение общества на бедных и богатых, на партии и фракции… Можно ли говорить о единстве в таких условиях? И вот вроде 4 ноября — праздник, который должен заставить русский народ задуматься об этом, но… К сожалению, для большинства россиян — это всего лишь радость от лишнего выходного дня в рабочем календаре и возможности посидеть за праздничным столом. Когда придёт осознание истинной важности этого праздника не только православными, но и всеми остальными гражданами нашей страны?

Молитвы

В день празднования Казанской иконы Божией Матери на Богослужении возносятся особые молитвы

На праздничном Богослужении 4 ноября в честь Казанской иконы Божией Матери читаются особые молитвы.

  • Тропарь

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

  • Кондак

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

  • Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от него же истекает благодатная помощь// всем с верою притекающим к нему.

Народные традиции

На Казанскую раньше старались сыграть свадьбу

Казанская Осенняя (в отличие от Летней) — так назывался праздник 4 ноября в народе. Есть и другие названия:

  • Бабья заступница;
  • Казанская;
  • Зимняя Казанская;
  • Казанская Пречистая.

Осенняя Казанская была богата народными традициями и обычаями:

  1. С этого дня ждали наступления морозов.
  2. На 4 ноября назначали свадьбы. Считалось, что семьи, которые создавались в этот день, наиболее крепкие, так как им покровительствует сама Богородица.
  3. Устраивались обильные застолья.
  4. Заканчивались строительные работы.
  5. Проветривали и окуривали можжевельником подвалы.
  6. Если ещё не лежал снег, умывались первой росой, собранной до восхода солнца. Она считалась в этот день целебной.

Приметы и поговорки на Казанскую осеннюю

  • Если на Казанскую осеннюю стоит ясный день, вскоре наступит холод. Если туман — тепло.
  • Если день без дождя, следующий год будет трудным.
  • С Казанской тепло морозу не указ.
  • Ранняя зима — о Казанской на санях.
  • С Казанской мороз не велик, да стоять не велит.
  • Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади.
  • Кто на Казанской женится, тот счастлив будет.
  • Кто на казанскую женихается — не раскается.
  • Казанская — бабья заступница.
  • На Казанскую люди вдаль не ездят: выедешь на колёсах, а приехать впору на полозьях.

Часто праздники Русской Православной Церкви являются воспоминанием событий отечественной истории. Несмотря на это, православные и официальные государственные праздники на сегодняшний день совпадают редко. Однако начало этому уже положено: 4 ноября — это церковно-государственный праздник в честь Казанской иконы Богородицы и единства русского народа в борьбе против иноземных захватчиков. Остаётся только надеяться, что со временем таких памятных дат будет всё больше и больше.

4 ноября — день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из величайших святынь Русского Православия.

Обретение иконы

Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году. Накануне этого события — в июне 1579 года — город охватил страшный пожар. Спустя некоторое время после этой трагедии одной девятилетней девочке — Матроне, дочери стрельца — начинает являться Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны рассказывает священникам о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат искать образ. Лишь после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать необычный образ. В результате икону, завернутую в сукно, нашли на одном из пепелищ.

Обретение Казанской иконы Божией Матери

На этом месте был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый список иконы был отправлен в Москву.

Смутное время

В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. На власть в стране претендовали польские аристократы, однако главной бедой было даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное гражданской войной. Города и боярские кланы сражались друг с другом…
Патриарх Ермоген начинает рассылать окружные послания по городам и всем областям, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения Руси от врагов. Он особо призывает не только отстаивать страну, но и защищать православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям.
Под влиянием его речей в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве.
В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию.

Казанская икона Божией Матери в ополчении Минина и Пожарского

Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы. 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а спустя два дня освободили Кремль.
25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери — главной Заступницы Русской земли.

Война 1812 года

Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанных с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой 22 октября. В этот день (день празднования в честь Казанского образа) русские войска генералов Милорадовича и Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву. В этом бою армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы. В 1811 году в Санкт–Петербурге было завершено возведение Казанского собора, который после войны 1812 года стал храмом-памятником русской армии. Впоследствии в этом соборе был похоронен князь Михаил Кутузов. Несомненно, что место для увековечивания славы русской армии было выбрано не случайно, так как в войне 1812 года, как и в годы Смутного времени, Пресвятая Богородица стала духовной водительницей русского народа.

Похищение образа

До начала ХХ века образ находился в Богородицком монастыре в Казани, на месте своего чудесного явления. Однако, в 1904 году икона была похищена. «Виной» тому стал богатый оклад, который и привлек внимание злоумышленников. Воры забрали драгоценности, а сам образ порубили и сожгли.
Казалось, Россия навсегда лишилась великой святыни. В стране вновь наступали смутные времена, но по прошествии XX века история Казанского образа получила неожиданное продолжение.

Возвращение

В 2004 году из Ватикана пришло сообщение, что при папском дворе с 1993 года находится образ Пресвятой Богородицы неизвестного происхождения. После разбора ситуации искусствоведы пришли к выводу, что эта икона является одним из списков Казанского образа. В августе 2004 года икона была доставлена в Москву католической делегацией и передана патриарху Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Было принято решение перенести образ в Казань. В 2005 году икону поместили туда, где некогда пребывал оригинал, — в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. Таким образом, можно сказать, произошло второе обретение образа Матери Божией в Казани.

День народного единства

С 2005 года 4 ноября, в день празднования в честь Казанской иконы, в России отмечается День народного единства в память об освобождении Москвы от интервентов в 1612 году и окончании Смутного времени. Этот праздник призван подчеркнуть, что преодоление тяжелейшего кризиса того времени стало возможным благодаря солидарности, объединению людей во имя общей высокой цели — защиты Родины, ее независимости, сохранения национального достоинства.

Слово пастыря

России никогда не был страшен враг внешний — мы всегда его побеждали, даже тогда, когда были намного слабее. Самое страшное для России — смута в сознании и в сердцах. И потому, вспоминая дивные примеры прошлого, того, как наши предки умели преодолевать — а совершалось это неоднократно — помрачение своего ума и как могли они мобилизовать силы свои для отпора всякой опасности, верим, что и нынешнее поколение благополучных россиян не должно уступить по силе духа своим прадедам.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской

глас 4 Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской

глас 8 Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от него же истекает благодатная помощь// всем с верою притекающим к нему.

Миссионерский листок / ноябрь 2017 года (Подготовлено Комиссией по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы при поддержке проекта «Православный вестник» Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ)

скачать *.pdf

День народного единства. История и смысл праздника

В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон: Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) — в честь обретения, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в честь избавления Москвы от поляков. 4 ноября Церковь и граждане России отмечают осеннюю (зимнюю) Казанскую — праздник в честь Казанской иконы Богородицы «избавления ради царствующаго града Москвы».

Явление чудотворной Казанской иконы Богородицы

После сильного пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего большинство домов в русской части города, десятилетней девочке Матроне явилась во сне Богородица и повелела раскопать землю под сгоревшим домом и взять находившуюся там икону. Девочка рассказала родителям о чу́дном явлении Богородицы, но взрослые не обратили на нее внимание. Явление повторилось вновь, и Матрона вместе с матерью пошли на то место, где стоял их дом, и там, на глубине около метра, нашли икону. Ткань, в которую был обернут образ, почти истлела, а икона выглядела так, будто иконописец только закончил свою работу. Икону отнесли в ближайший храм при большом стечении народа — радостная весть облетела город. Сразу были явлены чудеса от образа, несколько слепых людей вновь обрели зрение.

Свидетелем чудесного явления иконы Богородицы и совершавшихся исцелений был священник Ермолай, будущий патриарх Ермоген. Он так описывает это событие:

Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви своё честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну.

Предполагаемое место обретения чудотворной иконы в г. Казани

Сначала праздник был местным, праздновался лишь в Казани, но постепенно многочисленные списки (копии) с обретенного образа и его почитание распространились по Русской земле: «летняя Казанская», как его называют в народе, стал общецерковным. Праздник посвящен обретению иконы пресвятой Богородицы во граде Казани и отмечается 21 июля.

Осенняя Казанская и День народного единства. История праздника

Часто церковный праздник является воспоминанием того или иного события отечественной истории, однако в наше время церковные и государственные праздники совпадают очень редко. Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день ее явления, 8 июля, но и 22 октября (даты указаны по старому стилю — прим. ред.), в память избавления Москвы и России от поляков. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Но вот, наконец, многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская». И Церковь, и государство вспоминают в этот день одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году, конец Смутного времени.

Заступнице усердная Мати Бога Вышняго

Наступило Смутное время, Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту государства и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело поражение, и воевода был убит своими же соотечественниками. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов, и второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.

По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. Божия помощь была явлена, и 22 октября 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились, в феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Верующие русские люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.

Далее, в 1812 году М.И. Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Богородицы, русские войска одержали первую победу над французами. Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Г.К. Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».

Судьба образа Казанской Богородицы

Икона, явленная в 1579 году, оставалась в Казани, в монастыре, построенном на месте ее явления. Она была украшена богатыми ризами — окладами из золота и драгоценных камней. В ночь на 29 июня 1904 года икона была похищена злоумышленниками. Полиции удалось задержать преступника, им оказался некто Федор Чайкин, он же Варфоломей Стоян. На суде он сознался в том, что украл икону из-за ее богатого оклада, а сам образ сжег в печи. Действительно, были найдены куски обгоревшей ткани и драгоценности, украшавшие образ. Но впоследствии сам Чайкин, находясь в заключении, говорил о том, что икону он передал человеку, имени которого он открыть не может даже под угрозой смерти. Так родилась легенда о том, что икона хранится у старообрядцев. Одну из версий, где на самом деле находится подлинный образ Казанской Богородицы, можно прочитать в статье «Тайна явленного Образа».

Министерство внутренних дел провело в начале XX века несколько расследований, связанных со «старообрядческим следом» в деле Казанской иконы. Несколько раз казалось, что образ вот-вот обнаружат. Находились свидетели, якобы видевшие икону в тайной подземной моленной и даже участвовавшие в её перемещении. Так, некий заключенный Торшилов поведал следователям: «…икона Казанской Божией Матери цела и находится у старообрядцев в моленной, но очень и очень строго охраняется, так что взять из моленной икону весьма затруднительно». Но тщательная проверка подобных показаний указывала на несостоятельность сведений.

Слухи эти, однако, дожили до наших дней. Сравнительно недавно журналисты задавали вопросы о судьбе Казанской иконы митрополитам РПСЦ Алимпию (Гусеву) и Андриану (Четвергову). Возможно, это всего лишь легенда, но старообрядцы действительно очень почитали и почитают Казанскую. Почти в каждом доме имеется этот образ. А с чудотворной гуслицкой иконой крестным ходом продолжали ходить даже в 60-70-е годы.

Праздник Казанской иконы Богородицы. Богослужение

Считается, что именно Патриарх Ермоген написал службу праздника явления Казанской иконы Богородицы. «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего, Христа Бога нашего…» — говорится в тропаре празднику.

Тропарь, глас 4:

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. И всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихтися умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пречистому Твоему образу, чудотворныя иконы со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавитися от всех зол. И всем полезная даруй, и вся спаси Богородице Дево. Ты бо еси Божественныи покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8:

Притецем людие к тихому сему, и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению покрову Девы. Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние. Источает бо нам неоскудныя милости, Пречистая Богородица, варяет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Библиотека Русской веры
Канон явлению иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани →

Читать онлайн

Народные традиции праздника Казанской иконы Богородицы

Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «До Казанской — не зима, с Казанской — не осень».

В этот период у крестьян заканчивались сезонные строительные работы. Осенняя Казанская в старину всегда была сроком расчетов, договор «На Казанскую — расчет!» никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов.

Праздник иконы Казанской Богородицы считается одним из самых главных женских праздников. Казанская икона считалась издавна женской заступницей. К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет».

Иконы Казанской Богородицы

Икона Казанской Богородицы — одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой. Основной догматический смысл этой иконы — явление в мир «небесного Царя и Судии». Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.

Казанская икона Пресвятой Богородицы. Список из Елоховского собора

Один из старейших существующих списков Казанской иконы. 16 или 17 век, в ризе 1881 года. Ярославский музей

Казанская икона Богородицы. Список из Казанского собора в Санкт-Петербурге

Киот с Казанской иконой Богородицы в храме Ярославских чудотворцев г. Казани. Предположительно, это список середины XVIII века

Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси

В честь обретения в 1579 году святого образа Богородицы по указу Ивана Грозного на месте явления иконы был построен Казанский Богородицкий монастырь. Первой монахиней, а после игуменьей этого монастыря стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа) и ее мать. Вначале была заложена бревенчатая церковь ― предшественница большого каменного собора, который был возведён в 1595 году. В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас, с 2016 года, начинаются работы по его воссозданию.

Казанский Богородицкий монастырь на гравюре Э. Турнерелли. Начало XIX века

Вскоре после победы над поляками на Красной площади в Москве был построен храм в честь Казанской иконы Богородицы. В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) указано, что храм этот, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего неизвестно. Далее последовала очень сложная строительная история Казанского собора.

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва). Найденов Н. А. 1883 г.

Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Стоит заметить, что Казанский собор сыграл немалую роль в истории старообрядчества: именно в нем служил настоятелем протопоп Иоанн Неронов, а позднее и приехавший к нему протопоп Авва́кум.

Казанский собор на Красной площади. Построен в 1990-х. Современный вид

В 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Следствием этого указа стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, а также храма иконы Казанской Богородицы в Коломенском― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений.

Храм иконы Казанской Богородицы в Коломенском. Современный вид

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в г. Муроме Владимирской области. Казанская церковь в старинных актах известна под именем «Николы Можайского». Первое упоминание об этой церкви датируется 1574 годом. В 1630 году церковь сгорела. Спустя некоторое время храм был построен заново. Церковь была закрыта постановлением ВЦИК от 20 января 1930 года, снесена в 1936 году.

Казанская церковь в Муроме

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена надвратная церковь Троицкого монастыря в г. Муроме Владимирской области. Церковь была выстроена в 1648 году. Размеры церкви миниатюрные. В плане она в два раза меньше, чем Троицкая церковь. Наружный размер, включая и алтарную часть, составляет всего 2,5 сажени. Однако благодаря тому, что церковь приподнята над «вратами», выполняющими роль парадного входа в монастырь, а также благодаря необычной для этого времени шатровой композиции, Казанская надвратная церковь не уступает Троицкой.

Казанская церковь Троицкого монастыря в Муроме

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, на Большой Дмитровке. В середине XVII века в Георгиевском монастыре появилась вторая, «теплая», церковь — в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделами святого Алексия человека Божия и святой Екатерины. Храм датируется 1652 годом. Храм уничтожили в 1935 году и на его месте построили четырехэтажное типовое здание школы.

Казанская церковь в Москве, на Большой Дмитровке

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Юрино Балахнинского района Нижегородской области. Церковь была построена в XVII веке. Церковь подверглась реконструкции в 1998 году.

Казанская церковь в д. Юрино Балахнинского района Нижегородской области

Старообрядческие храмы в честь Казанской иконы Богородицы

Два раза в год, летом и осенью, торжественные службы совершаются в старообрядческих храмах. Многие из них освящены в честь этого праздника. В первую очередь — это белокриницкая, поморская и федосеевская общины г. Казани.

Храм РПсЦ в честь Казанской иконы Богородицы. Казань

Престольный праздник сегодня в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в Самаре, Бийске, селах Слободище и Губино Московской области, селах Большое Непряхино, Безводное, Федурино Нижегородской области, деревне Пустынь Костромской области, селе Приморское Одесской облоасти и других городах и селах России, Украины и Румынии. В двух монастырях белокриницкого согласия сегодня также престольный праздник: в селе Кунича (Молдавия) и селе Русская Слава (Румыния).

Храм Казанской иконы Богородицы. Слободище (Московская область)

Храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческого женского монастыря в с. Кунича (Молдавия)

Храм Казанской Пресвятой Богородицы. Приморское (Одесская область)

Престольным является праздник для храма и монастыря Русской Древлеправославной Церкви в селе Филипповское Нижегородской области (Малиновский скит) и в поморских общинах Самары, Барнаула, Нарьян-Мара, Рыбинска, города Новоград-Волынский Житомирской области (Украина) и города Бобруйска (Беларусь).

Казанский храм РДЦ в селе Филипповское Нижегородской области

4 ноября — Праздник Казанской иконы Божией Матери. История праздника.

День Казанской иконы Божией Матери православная церковь празднует 4 ноября. Это один из самых любимых и почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России.

Казанская икона Божией Матери считается покровительницей земли русской, что подтверждается многими историческими фактами. Издревле православные люди молились ей, просили помощи и поддержки в самые тяжелые времена для России.

День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом — 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от польских интервентов.

Явление

© SPUTNIK/ МАКСИМ БОГОДВИД

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери имеет очень интересную историю. Она была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, укоторый ничтожил часть города Казани.

Пожар в Казани начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле.

До сих пор остается тайной, как попала святыня под руины. Предполагают, что она была зарыта тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.

© SPUTNIK/ ЮРИЙ КАВЕР

Сначала на слова девочки не обратили внимание, но, когда сон повторился трижды начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.

Будущий святитель, который погиб от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых, и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым. Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи.

На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь, где приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Так что к моменту, когда в России настали сложные времена, икона Казанской Божией Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.

© SPUTNIK/ СЕРГЕЙ ПЯТАКОВ

Казанская икона Божией Матери в храме Христа Спасителя

С Казанской иконы Божией Матери было сделано множество списков, а сама икона прославилась своей чудотворностью — больные выздоравливали, слепые обретали зрение, враги были побеждены и изгнаны.

Наиболее известные чудеса заступничества Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. Считается, что именно чудотворная икона помогла ополчению во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым 4 ноября 1612 года победить врага и освободить Москву от поляков.

На рубеже 16-17 веков в России произошла вереница трагических обстоятельств и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Эта эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы — Казанской.

Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи. Они освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю), а через два дня взяли и Кремль. На другой же день русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

В память от избавления Москвы от поляков по воле царя Михаила Феодоровича, первого русского царя из династии Романовых, и благословению митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Православной Церковью установлено было ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года стало всероссийским. Считается, что Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

Икона Казанской Богоматери стала общей святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и всей России, где существовали три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери — обретенная и два списка.

Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную от поляков Москву Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Ныне она хранится в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве.

© SPUTNIK/ АЛЕКСЕЙ НАСЫРОВ

Крестный ход в праздник Казанской иконы Божией Матери

Молитва

О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

День Казанской иконы Божией Матери 2019: история, молитва, поздравления, приметы и запреты

В понедельник, 4 ноября, православные христиане празднуют День Казанской иконы Божией Матери — одной из самых значимых и почитаемых в России. Почему эта икона особенная и как отмечают праздник в честь нее — читайте в материале Федерального агентства новостей.

История

День Казанской иконы Божией Матери празднуется два раза в год: 21 июля — в память о нахождении этого чудотворного образа на одном из пепелищ в Казани в 1579 году, и 4 ноября — в знак благодарности Казанскому образу Богородицы за помощь в изгнании с русской земли польско-литовских захватчиков в 1612 году. Кстати, с 2005 года осеннее чествование Казанской иконы Божией Матери в России совпадает с государственным праздником — Днем народного единства.

По преданию, обретение Казанской иконы Богородицы произошло благодаря девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца царского войска. Она жила в Казани, которую за 27 лет до этого отвоевал у Казанского ханства Иван Грозный. В 1579 году город охватил страшный пожар, и преимущественно мусульманское коренное население думало, что это происки христиан.

В это неспокойное время Матроне приснилась Божья Матерь. Она призвала девочку отыскать ее образ на одном из пепелищ. Сначала Матроне никто не поверил, но потом Богородица еще несколько раз являлась девочке во сне, и та смогла убедить взрослых начать поиски образа Пресвятой Девы Марии. В итоге икону, завернутую в сукно, с трудом, но все-таки нашли, а на месте ее обретения построили Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала та самая Матрона. А первый список с Казанской иконы Божией Матери направили в Москву Ивану Грозному.

Свидетельства о чудесных исцелениях, произошедших благодаря Казанскому образу Богоматери, стали фиксировать с момента перенесения иконы с места ее явления в церковь. Митрополит Казанский Ермоген, первым написавший «Сказания» о чудесах этого образа, в 1606 году стал патриархом Московскими и всея Руси, а к 1611 году возглавил патриотическое движение, сыграв важную роль в преодолении Смутного времени. Ведь во многом благодаря святителю Ермогену народное ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина во время решающих сражений в Москве сопровождала чудотворная Казанская икона Божией Матери. И именно тогда Пресвятую Богородицу стали почитать как заступницу и духовную предводительницу русского народа.

С 1649 года день, когда русские взяли штурмом захваченный поляками Китай-город, стал праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.

В 1812 году именно в этот день, помолившись перед Казанским образом Богоматери, русские войска генерала Михаила Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву в сражении под Вязьмой. Это было первое поражение армии Наполеона после ухода из Москвы.

Пропажа иконы

С момента своего явления и до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте обретения. Но в ночь на 12 июля 1904 года чудотворный образ был похищен. Вора поймали, им оказался 28-летний крестьянин Варфоломей Чайкин по прозвищу Стоян. Он рассказал, что драгоценности и оклад иконы продал, а сам образ сжег в печи.

Но с тех пор ходят слухи, что Чайкин уничтожил не подлинник, а список с иконы, потому что игуменья монастыря после неоднократных попыток кражи Казанской иконы Божией Матери завела привычку на ночь вместо оригинала выставлять точную копию образа. Благодаря этому икона уцелела и сегодня находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани. Правда, искусствоведы все-таки склоняются к тому, что это список с явленной иконы.

Кроме того, была версия, что Чайкин за огромные деньги украл икону и передал ее старообрядцам. В любом случае, о судьбе самого первого Казанского образа Богородицы после 1904 года доподлинно ничего не известно. Зато известно о многочисленных чудесах, которые совершаются благодаря молитвам перед списками Казанской иконы Божией Матери, находящимися в разных городах России и других стран.

Молитва перед Казанской иконой Божией Матери

«О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Приметы и запреты дня

По народным приметам, утренний туман 4 ноября предвещает оттепель, а если день ясный, то будет похолодание. Также в народе верили, что если сегодня нет дождя, то жди неурожая в следующем году.

День Казанской иконы Божией Матери православные празднуют в церкви и с молитвами о любви, семейном благополучии, здоровье и принятии правильных решений. Но в народе существует также множество примет и запретов, связанных с этой церковной датой.

Так, например, считалось, что этот день благоприятен для заключения брака, потому что пара, 4 ноября сыгравшая свадьбу, будет жить долго и счастливо. А незамужние девушки на осеннюю Казанскую проводили специальный обряд, чтобы привлечь жениха. Рано утром они шли в березовую рощу, чтобы отыскать лист, покрытый инеем, и посмотреть в него словно в зеркало.

А работать и ругаться в этот день строго-настрого запрещалось.

Поздравления в стихах

***

День Казанской иконы Божией Матери желаем,

Пусть Господь наш всевышний всех от зла оберегает!

Мы к иконе прикоснемся чудотворной и святой,

Пусть она нам дарит счастье, мир, надежду и любовь!

День ноябрьский приносит пусть добро и радость вам,

Вверх взлетают пусть молитвы чудотворные слова!

***

Икона Божьей Матери Казанской —

Защита для заблудшего в пути.

С любой бедой, проблемой и ненастьем

К ней смело можно в церкви подойти!

Подумать о своем и помолиться,

За радости спасибо ей сказать.

И низко-низко в ноги поклониться,

Ведь есть она на то и Божья Мать!

Всех с праздником великим поздравляем,

Окутает пускай всех благодать.

И в праведность поверят снова люди,

И будут снова верить и мечтать!

***

С Днем Казанской Божьей Матери!

Пусть она тебя хранит.

Коль мы веры не утратим,

То она все победит.

Мы икону почитаем,

Память бережно храним,

Будем счастливы с тобою

Прям до самых до седин!

4 ноября – особый день и для верующих: праздник Казанской иконы Божьей Матери. Этот образ – один из самых почитаемых в Русской православной церкви. Им благословляли защитников Родины перед важнейшими битвами. Казанскую икону несли с собой войска Минина и Пожарского, перед ней накануне Полтавской битвы молился Петр Первый, а в 1812 году Кутузов. Маршал Жуков, по воспоминаниям его родных, возил эту икону на фронт. Торжественные службы сегодня проходят в храмах по всей стране. В Успенском соборе Московского кремля литургию возглавил Патриарх Кирилл. Участвовал в ней и архиепископ Иоанн, глава западноевропейских приходов русской традиции, которые теперь официально стали частью РПЦ.

– Воссоединение наше состоялось, мы теперь единая церковь, больше нет никаких причин быть вне евхаристического и даже просто братского человеческого общения. Такое впечатление, что народ наш в зарубежье испил всю чашу страданий, которые только можно испить. И вот в эти святые дни над всеми нашими церковными разделениями, а также разделениями общественными, которые всегда были связаны с разделениями церковными, поставлена точка, – выступил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.