Когда в церкви служба

Содержание

Служба в церкви: во сколько начинается и как проходит

Согласно русской православной традиции, Бог находится в душе у каждого, и для того чтобы его попросить о чем-то, необязательно идти в церковь, поскольку текст мольбы доходит к Богу через слово. Порядок служения в церкви — это лишь земное воплощение веры. Сюда можно прийти, покаяться и получить благословение.

Многим людям очень важно не только чувствовать поддержку Бога в душе, но и видеть его воплощение в иконах, которые находятся в храме. В церкви проводятся богослужения по определенным канонам. Длительность и время начала отличаются в зависимости от церковного праздника.

Расписание проведения литургий

Для церковных обителей нет общего правила проведения Божественных литургий, заутрений, особенно в будни. Открывается храм рано утром. Время проведения определяется самим священником в зависимости от желаний людей, посещающих ее.

По большим христианским праздникам проводится вечерняя и утренняя литургия. Кроме того, молебен проводится в воскресенье. Начало службы в церкви по воскресеньям, как правило, происходит в 7—8 часов утра. В некоторых храмах заутреня и утреня может быть перенесена на час позже или на час раньше. Поэтому о заутрени нужно уточнять у служителей храма, в который вы ходите, сколько длится литургия утром, решают именно они. Вечерня в 19—20 часов. Ночное служение тоже бывает, но только по большим праздникам: Крещение, Пасха. Кроме того, проводится и крестный ход во славу Божью.

Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. В будние дни она может проводиться в течение максимум 2 часов, а воскресная служба в православной церкви доходит и до трех часов.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви, также зависит от масштаба праздника. Самое раннее начало может быть в 16:00, самое позднее — в 18:00. Проходит такое служение в течение 2—4 часов. Если отмечаются церковные праздники, то ее разделяют на вседневную, малую и великую. Всенощное бдение проводится при использовании всенощного языка.

Мы уверены, что Вам будет полезна статья о том, что такое молебен о здравии и об упокоении.

Виды богослужений

Независимо от того, кто проводит ее и в каком месте, все богослужения подразделяются на суточные, годовые и недельные. В полном объеме службы проводятся в монастырях, и именно монахи следуют всем канонам церкви. Монахи в полном объеме соблюдают правила церковных служений, а вот в маленьких церквушках они проводятся в зависимости от расписания, созданного служителями.

Каждый день недели отмечается в церкви и посвящен определенным моментам:

  • Воскресенье — малая Пасха, в этот день вспоминается воскрешение Христа.
  • Помолиться ангелам можно в понедельник.
  • Иоанн Предтеча слышит молитвы во вторник.
  • В среду вспоминают предательство Иуды и память Креста.
  • Четверг считается апостольским днем и посвящен святителю Николаю.
  • В пятницу проводятся службы, посвященные молитве за страдания Христа.
  • Суббота посвящена Божьей Матери.

Поэтому если у вас нет возможности ходить в церковь регулярно, то можно молитвы читать по дням в зависимости от того, кому они будут предназначены.

Церковные служения в будние дни

Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят:

  • Начало круга происходит с 18:00.
  • Повечерие — чтение молитв в вечерний период.
  • С 12:00 ночи ведется полунощница.
  • Заутреня делится на следующее: первый час — с 7:00, третий час — с 9:00, шестой час — с 12:00, девятый час с 15:00.

Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.

Особенность их проведения зависит исключительно от главного священника церкви. В деревнях ранние и поздние чтения молитв происходят только в крупных храмах.

Служба в храме

Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.

На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.

В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.

Не так давно в церковном Уставе были изменения, и теперь повечерье проводится только во время начала Великого поста. Если речь идет о церковных праздниках, то служба может не останавливаться, и одна сменяет другую.

Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.

Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем — это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.

Сколько длится служба в церкви — когда начинается, расписание

Двери храма всегда открыты для каждого православного христианина, он имеет право прийти туда, чтобы пообщаться с Богом, когда ощущает потребность в этом. Но наверняка все, кто посещал ранее церковь, замечал, что иногда можно попасть на некие богослужения или иначе сказать службы, литургии.

Как же успеть попасть к началу или вообще, зная точное время проведения служб в церкви, включить их в свое ежедневное расписание? Из этой статьи вы узнаете все о различных видах служб, а также когда и как долго их проводят.

Ежедневно церкви открываются рано утром. В большие праздники обязательно проводят утренние и вечерние литургии, а в некоторые вроде Пасхи и Крещения, службы происходят даже по ночам.

Более точный ответ на вопрос, во сколько начинается та или иная служба, вы можете уточнить у священнослужителей храма, который собираетесь посещать, так как у каждой церкви имеется индивидуальный порядок и длительность проведения литургий.

Имеется определенная классификация служб – они бывают суточными, недельными и годовыми. По дням недели также распределены определенные литургии:

  • воскресенье – малая Пасха, когда поминают воскрешение Иисуса Христа;
  • понедельник – день молитвы Ангелам;
  • вторник – молятся Иоанну Предтечи;
  • среда – памятуют о Кресте и предательстве Иуды;
  • четверг – апостольский день, посвящается Николаю-Святителю;
  • пятница – молятся о страданиях Христовых;
  • суббота – день Матери Божией.

Теперь подробнее о ранее перечисленных ежедневных службах.

Вечерние службы

По церковным канонам именно вечером, а именно в 6 часов, наступают следующие сутки. Во время вечернего богослужения молятся о событиях, описанных в Ветхом Завете: о сотворении мира, первородном грехе, пророковом служении и законах Моисея. После вечерни наступает повечерие, где молятся, вспоминая сошествие Христа в ад и вызволении праведников. В полуношницу, которая наступает в полночь, вспоминают о Втором Христовом пришествии и Страшном Суде. Принято считать, что следует обязательно посетить вечернее богослужение тем, кто имеет намерение причаститься утром.

Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава.

Утренние службы

Утреннее богослужение принято проводить до восхода солнца. Это самая продолжительная служба, во время которой вспоминается о служении Христа на земле, воспеваются покаянные и благодарственные молитвы. По воскресным дням и большим праздникам проводятся две литургии – ранняя и поздняя.

Служба в субботу в церкви

Службы в субботу в церкви в целом не отличима от богослужений в будние дни, если, конечно, нет определенного расписания на этот день, установленного церковью в индивидуальном порядке. Единственное, что характерно для этого дня, в отличие от будних – присутствие большего количества народа, так как многие отдают предпочтение посещать храм в выходные из-за высокой занятости в другие дни. Поэтому, если вы имеете намерение пообщаться о чем-либо со священником, то удобнее это делать среди недели и не во время больших церковных праздников.

О воскресной службе

Как уже говорилось, в воскресенье вспоминается о воскрешении Христовом. Утреня ведется дольше, нежели в будний день – около трех часов. Сразу после нее наступает Евхаристическая служба или Причащение – воссоединение духовного и физического тела с Господом. Вечерняя служба ведется дольше и называется великой. В этот день также в храмах присутствует большое количество прихожан.

Церковные служения в будние дни — расписание

По будням в церквях ведутся стандартные службы, разделяемые на вечерние (9-й час, вечерня, повечерие), утренние (полуношница, утрения,1-й час) и дневные (3-й час, 6-й час, Божественная литургия). Всего получается 9 служб. Однако, разрешено некоторые службы не проводить каждый день, а лишь по большим праздникам, а также объединять некоторые богослужения. Прихожане могут посещать те службы, в которые им удобнее всего присутствовать в храме. В остальное время служений верующие могут читать молитвы самостоятельно, находясь, например, дома перед иконами.

Как правило:

  • Ранняя служба совершается в 6-7 часов утра, поздняя — в 9-10 часов утра. В некоторых храмах время смещается на 7-8 часов утра для ранней службы и 10-11 часов утра — для поздней.
  • Длительность общественного богослужения 1,5-2 часа. В некоторых случаях длительность утренней литургии может составлять 3 часа.

Продолжительность службы в церкви — сколько длится

Как правило, по воскресеньям утрени начинаются около 7-8 часов утра, вечерни – 7-8 часов вечера соответственно. Есть и дневные литургии, длящиеся обычно с 3 до 6 вечера. Также возможны индивидуальные переносы служб на час ранее или позднее. В будние дни службы обычно длятся не более двух часов, воскресные – трех.

Узнать, сколько длится та или иная служба в определенный день всегда лучше в самом храме у служителей, так как представленное выше описание приблизительно, и каждая церковь имеет право корректировать график проведения служб по-своему.

Правила посещения храма

Есть определенный свод несложных, общих для всех христиан правил посещения православных церквей. Вероятно, вы уже знакомы с ними или с большей их частью, но не лишним будет снова их повторить.

  1. Утром в храм идите «со светлой головой» и легким сердцем, предпочтительно, натощак.
  2. Оденьтесь скромно. Женщины надевают платья или юбки не выше колена, голову в храме обязательно должен покрывать платок или шарф, но не головной убор. Макияж не должен быть ярким, а лучше всего вовсе от него отказаться. У мужчин одежда также должна быть предельно проста, без пестрых рисунков и коротких шортов. В самом храме мужчина головной убор снимает. От украшений лучше отказаться. Главное в вашем облике – опрятность.
  3. Заходя в храм, прихожанин трижды крестится и совершает поклон после этого. До начала литургии, если позволяет время, имеется возможность поставить свечи иконам.
  4. Уходя, также следует перекреститься 3 раза и поклониться.
  5. При чтении псалмов не крестятся. Земные поклоны не совершаются в воскресенья, на Рождество Христово, Воздвижение и Преображение.
  6. Если вы, к примеру, забыли в каком-то моменте поклониться или совершили поклон тогда, когда этого не делают – не переживайте. Греха в этом нет абсолютно никакого. Со временем, регулярно посещая церковь, выполнение всех правил войдет в привычку.
  • 12 Правил верующего человека;
  • как правильно креститься православным христианам;
  • Правила поведения в церкви — https://bogolub.info/pravila-povedeniya-v-cerkvi/.

Что важно для истинно верующего христианина

Имеет большое значение в духовной жизни православного человека ведение определенного образа жизни, а именно:

  • носите нательный освещенный крестик или икону;
  • имейте Библию и Молитвослов в своем личном пользовании – все это, а также различные иконы и прочую церковную атрибутику вы можете приобрести в лавках при храме;
  • живите согласно библейским заповедям;
  • причащайтесь, исповедывайтесь перед Богом;
  • ежедневно молитесь;
  • соблюдайте посты;
  • чтите христианские праздники и другие даты, установленные Церковью, посещайте службы;
  • совершайте паломничества, посещайте святыни в иных городах и прочих местах;
  • совершайте добро и милосердные поступки во славу Божию.
  • повышайте уровень своего духовного образования – читайте соответствующую литературу, интересуйтесь, какие и где существуют святые места, которые, возможно, вы возжелаете посетить.
  • делитесь своей верой с окружающими, жертвуйте Церкви и давайте милостыню.

Изо дня в день будьте благодарны Господу Богу всей душой за дарованное вам спасение.

Да прибудет с вами Господь!

>Богослужение

  • Богослужебные книги

    • Акафистник

      • Акафисты свт. Иннокентий Херсонский 8,2K
      • Акафисты в молитвослове
    • Ирмологий

      • Ирмологий сост. Е. Кустовский 11,3K
      • Ирмологий. Богородичны всего лета 2,4K
      • Ирмологий. Нотное приложение 2,3K
    • Каноны

      • Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день 89,2K
      • Великий канон Андрея Критского
      • Канонник гражданским шрифтом и в переводе
      • Канонник или полный молитвослов 10,7K
      • Каноны в Неделю Пятидесятую священноинок Симеон 2K
      • Каноны в Православном Календаре (250 канонов)
      • Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа священноинок Симеон 6,3K
      • Каноны празднику Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии священноинок Симеон 6,3K
    • Минеи

      • Зеленые минеи сборник в формате pdf
      • Минея. Сентябрь (гражданским шрифтом) 62,7K
      • Минея. Октябрь (гражданским шрифтом) 39,6K
      • Минея. Ноябрь (гражданским шрифтом) 33,5K
      • Минея. Декабрь (гражданским шрифтом) 37K
      • Минея. Январь (гражданским шрифтом) 52,3K
      • Минея. Февраль (гражданским шрифтом) 43,4K
      • Минея. Март (гражданским шрифтом) 37,8K
      • Минея. Апрель (гражданским шрифтом) 32,8K
      • Минея. Май (гражданским шрифтом) 37,2K
      • Минея. Июнь (гражданским шрифтом) 34,7K
      • Минея. Июль (гражданским шрифтом) 39,8K
      • Минея. Август (гражданским шрифтом) 34,5K
      • Минея. Сентябрь (церковнославянским шрифтом) 8,1K
      • Минея. Октябрь (церковнославянским шрифтом) 7K
      • Минея. Ноябрь (церковнославянским шрифтом) 7,2K
      • Минея. Декабрь (церковнославянским шрифтом) 6,6K
      • Минея. Январь (церковнославянским шрифтом) 6,3K
      • Минея. Февраль (церковнославянским шрифтом) 5,7K
      • Минея. Март (церковнославянским шрифтом) 6,8K
      • Минея. Апрель (церковнославянским шрифтом) 5,3K
      • Минея. Май (церковнославянским шрифтом) 6,8K
      • Минея. Июнь (церковнославянским шрифтом) 6,8K
      • Минея. Июль (церковнославянским шрифтом) 6,3K
      • Минея. Август (церковнославянским шрифтом) 7K
      • Минея общая 17,8K
      • Минея общая новомученикам и исповедникам российским 479
      • Минея дополнительная 22K
      • Минея праздничная
      • Печерская Минея 417
      • Минеи: образец гимнографической литературы и средство формирования мировоззрения православных Потехина Е., Кравецкий А. 1,1K
      • Размышления о служебной Минее Александра Никифорова 5,5K
      • Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь: в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095-1097 г. 1,6K
    • Молитвослов

      • Молитвослов
      • Молитвослов на церковнославянском языке
      • Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян), с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями сост. Николай Нахимов 2,3K
      • Толковый православный молитвослов
    • Октоих

      • Воскресная служба Октоиха восьми гласов на славянском и русском языках Иван Ловягин 3,9K
      • Воскресные службы Октоиха для приходского клироса сост. Е. Кустовский 4,5K
      • Об Октоихе
      • Октоих 118,1K
      • Октоих воскресный с параллельным переводом
      • Субботние службы Октоиха для приходского клироса сост. Е. Кустовский 2K
    • Священное Писание

      • Апостол

        • Апостол богослужебный (церковнославянский шрифт) 15K
        • Апостол в Синодальном переводе, а также (чтения воскресные и некоторых праздников) 43,9K
        • Лекционарий (Евангелие, Апостол, Паримийник) разным шрифтом с возможностью скачивания
        • Объяснение апостольских чтений на Литургии во все воскресные дни года прото. Василий Михайловский 94,4K
      • Евангелие

        • Богослужебное Евангелие (церковнославянский шрифт) 30,1K
        • Лекционарий (Евангелие, Апостол, Паримийник) разным шрифтом с возможностью скачивания
      • Паримии

        • Ветхозаветные паремии в составе современного церковнославянского минейного корпуса Ф.Б. Людоговский 2,3K
        • Лекционарий (Евангелие, Апостол, Паримийник) разным шрифтом с возможностью скачивания
        • Паримии на все дни года 14,6K
        • Толкование на паремии из книги Бытия еп. Виссарион (Нечаев) 37,2K
        • Толкование на паримии из книги Притчей еп. Виссарион (Нечаев) 7,1K
      • Прокимны, аллилуарии

        • Аллилуарии
        • Прокимны и аллилуарии 39K
      • Псалтирь

        • О Псалтири
        • Псалтирь в Библии с параллельным переводом
        • Псалтирь пророка и царя Давида, перевод на русский язык Бируковы 486,2K
        • Руководственное пособие к пониманию Псалтири еп. Ириней (Орда) 65,1K
        • Следованная Псалтирь (современным шрифтом) 10,6K
        • Следованная Псалтирь (церковнославянским шрифтом) 7K
    • Служебник

      • Великопостный служебник 5,4K
      • Служебник (скан, 2003г., ИС) 1,5K
      • Служебник на русском языке 6,7K
      • Служебник на русском языке иером. Феофан (Адаменко) 386
      • Служебник на церковнославянском языке 3,4K
      • Служебник на церковнославянском языке гражданским шрифтом 3,8K
    • Типикон

      • Аще изволит настоятель прот. Алексий Князев 6K
      • Первоначальный славяно-русский типикон прот. М. Лисицын 2,2K
      • Типикон 203,7K
      • Типикон Георгия Виолакиса на церковнославянском языке 329
      • Типикон на церковнославянском языке 4,1K
      • Толковый Типикон проф. М.Н. Скабалланович 420,2K
    • Требник

      • «Большой» Требник 8,1K
      • Воинский требник 1,8K
      • Перевод Требника (СФИ) 1,9K
      • Последование молебных пений 39,8K
      • Последование молебных пений (1996г. репринт 1905г.) 2,2K
      • Последование новогоднего молебна (Молебное пение на новый год) 17K
      • Сельский требный сборник 7,7K
      • Требник гражданским шрифтом 12,9K
      • Требник монашеский 962
      • Требник на русском языке свщмч. Феофан (Адаменко) 130,5K
      • Требник на церковнославянском языке 42,8K
      • Требник перевод иером. Амвросия (Тимрота)
      • Требник Петра (Могилы) Часть 1 свт. Петр (Могила) 13,2K
      • Требник Петра (Могилы) Часть 2 свт. Петр (Могила) 2,7K
    • Триодь постная

      • Воскресные службы постной Триоди Е. Кустовский 4,2K
      • Постная Триодь. Исторический обзор проф. И.А. Карабинов 25,7K
      • Службы предуготовительных седмиц Великого поста 18,9K
      • Службы 1-ой седмицы Великого поста 95,1K
      • Службы 2-ой седмицы Великого поста 30,5K
      • Службы 3-ей седмицы Великого поста 21,6K
      • Службы 4-ой седмицы Великого поста 18,9K
      • Службы 5-ой седмицы Великого поста 28,9K
      • Службы 6-ой седмицы Великого поста 26,7K
      • Службы Страстной седмицы Великого Поста 115,5K
      • Триодь постная 5,8K
      • Песнопения Триоди Постной с переводом на русский язык. Седмица 1 1,8K
      • Последование седмичных служб Великого поста Е. Кустовский 2,1K
    • Триодь цветная

      • Служба в Светлое Христово Воскресение 7,3K
      • Службы Светлой седмицы 26,7K
      • Службы 2-ой седмицы по Пасхе 17,7K
      • Службы 3-ей седмицы по Пасхе 12,1K
      • Службы 4-ой седмицы по Пасхе 11,3K
      • Службы 5-ой седмицы по Пасхе 9,9K
      • Службы 6-ой седмицы по Пасхе 11,6K
      • Службы 7-ой седмицы по Пасхе 12,2K
      • Службы 1-ой седмицы по Пасхе 13,5K
      • Триодь цветная для клироса (воскресные службы и значительные праздники) Е. Кустовский 4,5K
      • Триодь цветная 5,8K
    • Тропарион

      • Полный Тропарион. Том I 22,1K
      • Тропарион сост. Е. Кустовский 1,8K
      • Тропарион гражданским шрифтом с ударениями и разделителями для пения 2,7K
    • Часослов

      • Приложение к часослову
      • Часослов
      • Часослов на церковнославянском языке гражданским шрифтом 15,6K
    • Чиновни́к

      • Архиерейский чиновник. Книга 1 19,9K
      • Архиерейский чиновник. Книга 2 3,5K
      • Доступно зарегистрированным свящ. Михаил Желтов 194
    • Чинопоследования разные

      • Молитвенное последование с каноном покаянным о грехе убийства чад во утробе (аборте)
      • Пассия
      • Последование исповедания и разрешения грехов тех, которые от Святой Церкви в староверие отпали 381
      • Сербляк. Службы сербским святым 396
      • Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих 1,4K
      • Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго 5,1K
      • Чин поставления звонаря 475
      • Чин, как принимать называемых старообрядцами, желающих присоединиться к Православной Церкви 580
  • Богослужение дня

    • Богослужебные указания и последования на каждый день года в ежедневном календаре
    • Стихиры Великопостных служб с переводом на русский язык 392
  • В помощь пастырю

    • Недоуменные вопросы и ответы на них схиархим. Иоанн (Маслов) 7,9K
    • Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян И.В. Гаслов, А.С. Кашкин 79,5K
    • Практический порядок православного богослужения иером. Корнилий (Аношин) 4,9K
    • Практическое богослужебное руководство для священнослужителей 3,3K
    • Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди схиархим. Иоанн (Маслов) 4,5K
    • Практическое руководство для священнослужителей при совершении святых таинств. Вып. 1. О таинстве крещения, миропомазания, причащения и покаяния (1883г.) прот. Андрей Хойнацкий 1,3K
    • Практическое руководство для священнослужителей при совершении святых таинств. Вып. 2 (1883г.) прот. Андрей Хойнацкий 1,1K
    • Практическое руководство для священнослужителей при совершении церковных треб в 4-х выпусках (1873г.) прот. Андрей Хойнацкий 3,7K
    • Практическое руководство при совершении приходских треб протоиерей Николай Касьянович Сильченков 10,7K
    • Руководство для сельских пастырей (1860–1917) 4,8K
    • Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики 6,9K
    • Указания при архиерейском служении 25,9K
    • Учебник по практическому руководству для пастырей И.П. Соловьев 2K
    • Учебник по практическому руководству для пастырей. Полный курс для духовных семинарий. 1884 г. П.И. Нечаев 4,2K
  • О православном богослужении

    • Апостол: методическое пособие для семинарских занятий свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин 3K
    • Войдите в радость Господа: праздники церковного года еп. Серафим (Шарапов) 1,8K
    • Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание) Г.С. Битбунов 3,1K
    • Двунадесятые праздники Православной Церкви В. Чернов 807
    • Краткие записки о принадлежности и составных частях православного богослужения свящ. Л. Петров 2K
    • Наставление христианам, как должно стоять в Церкви во время Божией службы 458
    • О крестных ходах православной церкви 230
    • Общедоступное изъяснение псалмов, наиболее употребительных при богослужении П.Н. Спасский 699
    • Очерки из литературной истории синодика Е.В. Петухов 1,1K
    • Руководство к пониманию православного бого­служения, содержащее шестопсалмие, часы и пес­нопения воскресные, праздничные и великопостные на славянском языке с русским переводом прот. Пётр Лебедев 1,3K
    • Страстная седмица. Объяснение богослужения 138
    • Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих 1,4K
    • Чудный строй православного богослужения Олег Шведов 394
    • Книги и статьи о православном богослужении
    • Богослужебное пение

      • Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца С.В. Смоленский 697
      • Азбука крюкового пения. Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного роспева, периода киноварных помет прот. Василий Металлов 1K
      • Александр Андреевич Архангельский. Избранные духовные концерты для хора a capella 203
      • Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том I И.А. Гарднер 1,6K
      • Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том II И.А. Гарднер 2,1K
      • Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII веке А.В. Преображенский 2,8K
      • Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу Ю.К. Арнольд 994
      • Знаменательные года и знаменитейшие представители последних двух веков в истории церковного песнопения П.А. Бессонов 162
      • Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения прот. Борис Николаев 4,3K
      • Избранные духовные концерты для хора a capella. А. А. Архангельский. Воспоминания современников 1,4K
      • Исследования о русском церковном песнопении И. Сахаров 1,4K
      • История богослужебных песнопений православной, кафолической восточной церкви Н.И. Флоринский 504
      • Книги и статьи о церковном пении
      • О древних и новых песнотворцах прот. М. Лисицын 686
      • О новом направлении в русской церковной музыке прот. Михаил Лисицын 152
      • О художественном элементе в православном церковном пении. Том 1 прот. Сергей Протопопов 75
      • О художественном элементе в православном церковном пении. Том 2 прот. Сергей Протопопов 91
      • О церковном пении. Сборник статей сост. О.В. Лада 5K
      • Очерк истории православного церковного пения в России прот. Василий Металлов 729
      • Певческие азбуки древней Руси Д.С. Шабалин 1,2K
      • Пение на всенощном бдении древних распевов (киевского и греческого) прот. Василий Металлов 550
      • Принцип церковно-византийского нотного письма по данным славянских и греческих музыкально-богослужебных памятников К.И. Пападопуло-Керамевс 242
      • Русская семиография из области церковно-певческой археологии и палеографии прот. Василий Металлов 479
      • Сборник изъяснений некоторых церковных песнопений свящ. Николай Воинов 129
      • Сборник Церковных песнопений с переводом их на русский язык прот. Владимир Успенский 11,4K
      • Спутник диакона прот. Александр Сорокин 511
      • Церковное пение в России прот. Димитрий Разумовский 818
      • Церковное пение, как предмет преподавания в народной школе прот. Василий Металлов 556
    • Богослужебный Устав (Типикон)

      • Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви В.В. Розанов 8,8K
      • История Византийского Типикона: «Око Церковное». Часть 1. Предвизантийская эпоха М. Арранц, Юрий Рубан 1,3K
      • Настольная книга священнослужителя 533,3K
      • Настольная книга священнослужителя. Том 7 223
      • Настольная книга священнослужителя. Том VIII 4,6K
      • Око церковное М. Арранц 6,4K
      • Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви прот. Константин Никольский 7,8K
      • Церковный устав с кратким изъяснением богослужения Православной Церкви свящ. Александр Свирелин 42
    • Всенощное бдение

      • Вседневное последование вечерни и утрени Е. Кустовский 7,6K
      • Всенощное бдение в русском переводе прот. Василий Михайловский 420
      • Всенощное бдение и Литургия с параллельным переводом
      • Молитва христианина во время воскресной Всенощной 1,3K
      • Православная вечерня (Историко-литургический очерк) проф. Н.Д. Успенский 8,6K
    • История богослужения (историческая литургика)

      • Анафора: опыт историко-литургического анализа проф. Н.Д. Успенский 24,7K
      • Апостольские литургии восточной Церкви А.В. Петровский 1,5K
      • Апостольское понимание богослужебного чина свящ. Илия Гумилевский 1,4K
      • Брак и Евхаристия: история православного чина венчания М. Желтов 6,9K
      • Византийский церковный обряд. Краткий очерк Роберт Тафт 7,2K
      • Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII-XVI вв.: исследование и тексты Т.И. Афанасьева 447
      • Евхаристическая молитва (Анафора) проф. И.А. Карабинов 9,1K
      • Из истории богослужения. «Чин тритекти» Е.П. Диаковский 1,4K
      • Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии И.И. Дмитриевский 24,5K
      • К истории православного богослужения иером. Венедикт (Алентов) 1,6K
      • К истории славянского богослужения византийского обряда в начальный период (кон. IX — нач. Х в.) А.М. Пентковский 2,5K
      • К истории славянского богослужения византийского обряда в начальный период (конца IX – начала X в.): два древних славянских канона архангелу Михаилу 988
      • Как молились Богу древние византийцы Михаил Арранц 7,7K
      • Кондаки и икосы разных церковных песнописцев иером. Иаков (Цветков) 3,3K
      • Краткий очерк истории христианского богослужения до VII вселенского собора Н.К. Смирнов 616
      • Краткое разсуждение о тайнах и образах божественной Литургии, составленное по просьбе боголюбезного Василия епископа Фитийского Феодор, епископ Андидский 516
      • Лекции по исторической Литургике Виктор Алымов 7,9K
      • Литургическое возрождение в ХХ в. свящ. Владимир Вукашинович 2,1K
      • Молитвы и псалмопение по константинопольскому песненному последованию Михаил Арранц 1,1K
      • Новый учебник по Литургике. Рецензия на книгу Г. Нестеровского. 1,6K
      • О церковном Октоихе еп. Модест (Стрельбицкий) 982
      • Обозрение употребительнейших церковных молитв свящ. Василий Нечаев 836
      • Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века Н. Одинцов 2,4K
      • Последование ночных часов («Чин 12-ти псалмов») Е.П. Диаковский 2K
      • Последование часов и изобразительных. Историческое исследование Е.П. Диаковский 7,5K
      • Реформа или творчество? свящ. Илия Гумилевский 1,7K
      • Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва А.В. Белоусов 37,9K
      • Частное богослужение в Русской церкви в XVI и первой половине XVII в. В.Д. Прилуцкий 615
      • Чины хиротесий и хиротоний А. Неселовский 1,6K
    • Литургическое богословие

      • «Взгляните на лилии полевые…» архим. Киприан (Керн) 6,4K
      • Литургическое богословие прот. Василий Стойков 7,8K
      • Чтения по литургическому богословию еп. Вениамин (Милов) 48,5K
    • Литургия

      • Беседы о Литургии митр. Вениамин (Федченков) 17,3K
      • Беседы о литургической жизни Церкви Стефанос Анагностопулос 8,5K
      • Богослужебные заметки
      • Божественная Литургия в России и Греции В.В. Печатнов 1,9K
      • Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания прот. Алексий Уминский 60,8K
      • Божественная Литургия: текст, пояснения и аудио
      • Великий вход: история перенесения даров и других преданафоральных чинов Р.Ф. Тафт 1,3K
      • Время празднования Пасхи в Православной Церкви А. Малинин 538
      • Детям о Литургии
      • Евхаристия архим. Киприан (Керн) 48,1K
      • Евхаристия Востока и Запада Михаил Арранц 1,9K
      • Записки о Литургии и Церкви С.И. Фудель 10,3K
      • Изложение Божественной Литургии Святого Иоанна Златоустого Ф. Рахманинов 849
      • Изъяснение Божественной Литургии праведный Николай Кава́сила 19,2K
      • Изъяснение Божественной Литургии еп. Александр (Милеант) 21,2K
      • Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии
      • Краткое изъяснение на Литургию. Собранное из разных писателей Г. Мансветов 722
      • Краткое объяснение на Божественную Литургию свящ. Никифор Востоков 242
      • Литургия Божественной Евхаристии иеромонах Григорий 774
      • Литургия в вопросах и ответах
      • Литургия и эсхатология протопресв. Александр Шмеман 3,5K
      • Доступно зарегистрированным прот. Николай Балашов 37
      • О времени пресуществления Святых Даров на Литургии прот. Тарасий Серединский 596
      • Порядок совершения Святой и Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста. Опыт перевода с церковнославянского языка на язык русский прот. Сергий Петровский 98
      • Пост и Литургия протопресв. Александр Шмеман 5K
      • Правило пасхального круга архиеп. Мефодий 863
      • Православная Литургия Хью Уайбру 14,3K
      • Проповеди о Божественной Литургии свщмч. Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский 16,8K
      • Проскомидия или практическое руководство по совершению Божественной Литургии архимандрит Спиридон (Лукич) 2K
      • Развитие византийской Литургии Хуан Матеос и Роберт Тафт 4,5K
      • Размышления о Божественной литургии Н.В. Гоголь
      • Русское литургическое творчество Ф.Г. Спасский 1,1K
      • Толковый путеводитель по Божественной Литургии святителя Василия Великого митр. Ионафан (Елецких) 1,9K
      • Толковый путеводитель по Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста митр. Ионафан (Елецких) 1,9K
    • Литургия Преждеосвященных Даров

      • Божественная Литургия Преждеосвященных Даров архим. Софроний (Смук)
      • Божественная Литургия Преждеосвященных Даров таблица
      • Изъяснение Божественной Литургии Преждеосвященных Даров прп. Феодор Студит 4,3K
      • Литургия Преждеосвященных Даров Гермоген Шиманский
      • Литургия Преждеосвященных Даров фоторассказы
      • Литургия Преждеосвященных Даров протопресв. Валерий Лукьянов
      • Литургия Преждеосвященных Даров протопресв. Александр Шмеман
      • Литургия Преждеосвященных Даров прот. Василий Михайловский 239
      • Литургия Преждеосвященных Даров: историко-литургический очерк проф. Н.Д. Успенский 5,9K
      • О литургии Преждеосвященных Даров прот. Григорий Смирнов-Платонов 4,3K
      • О литургии Преждеосвященных Даров прот. Василий Михайловский 264
      • О совершении Литургии Преждеосвященных Даров архим. Сергий (Василевский) 572
      • Объяснение Литургии Преждеосвященных Даров архим. Евгений 733
      • Святая Чаша на Литургии Преждеосвященных Даров проф. И.А. Карабинов 8,4K
      • Священный Синод Русской Православной Церкви о вечернем служении Преждеосвященной литургии и о евхаристическом посте
      • Слово на Литургии Преждеосвященных Даров прот. Александр Горский 2,4K
      • Содержимое Чаши на литургии Преждеосвященных Даров: традиция и современные интерпретации прот. Вадим Леонов 313
      • Чин Божественной Литургии Преждеосвященных Даров
      • Чин Божественной Литургии Преждеосвященных иже во святых отца нашего Григория Двоеслова И.И. Судоса 3,7K
    • Пособия по Литургике (науке о богослужении)

      • Всенощное бдение и Литургия. Разъяснение церковного богослужения 13,5K
      • Запечатанный гроб. Пасха нетления: объяснение служб Страстной недели и Пасхи В.Н. Ильин 3,1K
      • Конспекты лекций по литургике иером. Михаил (Тахи-Заде) 5,6K
      • Лекции по исторической Литургике Виктор Алымов 7,9K
      • Лекции по Литургике схиархим. Иоанн (Маслов) 77K
      • Лекции по литургике проф. Н.Ф. Красносельцев 5,7K
      • Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI–XV вв.) Т.И. Афанасьева 960
      • Литургика архиеп. Аверкий (Таушев) 169,2K
      • Литургика архим. Иона (Карпухин)
      • Литургика В.В. Акимов
      • Литургика М.С. Красовицкая 14,6K
      • Литургика Богослужебный устав и гимнография Е.Н. Никулина
      • Литургика, или наука о Богослужении Православной Восточной Кафолической Церкви прот. Даниил Смолодович 576
      • Литургика. Гимнография и эортология архим. Киприан (Керн) 72,9K
      • Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий Гермоген Шиманский 366,3K
      • Литургика: Или наука о богослужении Православной Церкви. Часть 1 Епифаний Нестеровский 1,5K
      • Литургика: Таинства и обряды Гермоген Шиманский 80K
      • Пособие к повторению уроков о церковном богослужении свящ. Николай Оглоблин 583
      • Происхождение канона В.В. Василик 848
      • Рассуждение краткое о тайнах и образах Божественной Литургии Феодор, епископ Андидский 651
      • Руководство по литургике или наука о православном богослужении, применительно к программе, изданной учебным комитетом для учеников Духовных Семинарий архим. Гавриил (Голосов) 9,6K
      • Сборник служб, молитв и песнопений, употребляемых при богослужениях в Православной Церкви А.Н. Ушаков 728
      • Сравнительный анализ чинопоследования вечерни на основе трёх её редакций: Ново-Иерусалимской Савваитской, Студийской и Песненного последования прот. Сергий Черногорцев 882
      • Доступно зарегистрированным П.Ю. Кашкин 90
      • Учебник церковного пения. Том 1 В.А. Вахромеев 42
      • Учебник церковного пения. Том 2 В.А. Вахромеев 56
      • Царские часы Рождества Христова и Богоявления Е.П. Диаковский 5,7K
    • Словари и справочники

      • Богословско-литургический словарь 208,2K
      • Прописная-строчная. Словарь православной церковной лексики 5,7K
      • Храм Божий и церковные службы свящ. Николай Антонов 15,3K
      • Храм, Обряды, Богослужения
    • Фото, аудио, видео

      • Фоторассказы о православном богослужении свящ. Константин Пархоменко
      • Чинопоследование Литургии и Всенощного бдения с аудиофрагментами и комментариями
  • Переводы на современный язык

    • Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках проф. Е.И. Ловягин 1,2K
    • Доступно зарегистрированным пер. Анри Волохонский 98
    • Великий Канон пер. Никодим (Ротов)
    • Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык)
    • Воскресная служба Октоиха восьми гласов на славянском и русском языках Иван Ловягин 3,9K
    • Канон Иоанна Дамаскина на Богоявление прот. Михаил Богословский 62
    • Канон Иоанна Дамаскина на Пятидесятницу прот. Михаил Богословский 56
    • Канон Иоанна Дамаскина на Рождество Христово прот. Михаил Богословский 102
    • Канон Косьмы Маюмского на Богоявление прот. Михаил Богословский 48
    • Канон Косьмы Маюмского на неделю Цветоносную прот. Михаил Богословский 48
    • Канон Косьмы Маюмского на Рождество Христово прот. Михаил Богословский 59
    • Канон преп. Иоанна Дамаскина на Пасху И.Д. Колоколов 75
    • Канон Феофана, митр. Никейского, на Благовещение прот. Михаил Богословский 44
    • Канон-моление о дожде патриарха Филофея в греческом оригинале и древнерусском переводе Г.М. Прохоров 2,2K
    • Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян), с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николай Нахимов 2,3K
    • Молитвы ко Святому Причащению на русском языке перевод МДА, 1874г.
    • Православные богослужебные книги на русском языке свящ. Георгий Кочетков 7,6K
    • Псалтирь пророка и царя Давида, перевод на русский язык Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков 486,2K
    • Руководство к пониманию православного бого­служения, содержащее шестопсалмие, часы и пес­нопения воскресные, праздничные и великопостные на славянском языке с русским переводом прот. Пётр Лебедев 1,3K
    • Сборник служб, молитв и песнопений, употребляемых при богослужениях в Православной Церкви А.Н. Ушаков 728
    • Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке свщмч. Феофан (Адаменко) 74,6K
    • Сборник Церковных песнопений с переводом их на русский язык прот. Владимир Успенский 11,4K
    • Служебник на русском языке иером. Феофан (Адаменко) 386
    • Собрание сочинений. Евангелия. Книга Иова. Псалмы Давидовы проф. С.С. Аверинцев 3,2K
  • Регенту

    • Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого. Для приходских храмов и духовных школ 1,4K
    • Божественная литургия Преждеосвященных Даров 43
    • Божественная литургия. Часть 1 1,1K
    • Божественная литургия. Часть 2 730
    • Воскресные службы постной Триоди Е. Кустовский 4,2K
    • Всенощная и Литургия знаменного роспева 46
    • Всенощная и Литургия на 3 голоса. Д. Соловьёв 41
    • Всенощное бдение знаменного распева 734
    • Всенощное бдение. Для приходских храмов и духовных школ 1,6K
    • Дирижёрская техника на клиросе Е. Кустовский 923
    • Задавание тона на клиросе и всё, что с этим связано 1,1K
    • Знаменное пение прот. Борис Николаев
    • Знаменный распев
    • Литургия архиерейского чина Е. Кустовский 1,4K
    • Литургия. Валаамский обиход 42
    • Обиход знаменного пения Б. Кутузов 935
    • Обиход церковного пения. Часть 1 2,1K
    • Обиходные песнопения панихиды и отпевания Е. Кустовский 3,6K
    • Осмогласие. Обиход (3-х голосье) СПбДА 46
    • Певческое наследие древней Руси в наше время
    • Песнопения Божественной и священной Литургии иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста 696
    • Песнопения Божественной литургии сост. Е. Куракина 2K
    • Песнопения Всенощного бдения для трёхголосного хора сост. К. Постернак 725
    • Песнопения Страстной седмицы Е. Кустовский 726
    • Последование Божественной литургии и молебна с нотами учебного обихода сост. А.И. Туров 5,1K
    • Последование бываемое по обручении Е. Кустовский 935
    • Последование святого елея, певаемое от седьми священников, собравшихся в церкви Е. Кустовский 718
    • Последование служб Великого поста Е. Кустовский 919
    • Пособие по изучению осмогласия 1,1K
    • Причастны недельного круга Е. Кустовский 710
    • Прокимны Е. Кустовский 1,3K
    • Русское знаменное пение Б.П. Кутузов 984
    • Тексты рядовых катавасий Е. Кустовский 1,1K
    • Триодь цветная для клироса (воскресные службы и значительные праздники) Е. Кустовский 4,5K
    • Троичны песни на 8 гласов Е. Кустовский 876
    • Учебный обиход 2,4K

Христианское богослужение

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Христианское богослужение, богослужение Новозаветной Церкви

Литургия архиерейским чином в Покрово-Болдинском монастыре

До разрушения иерусалимского храма в 70 году христиане (из евреев) ещё могли принимать участие в иудейском храмовом богослужении.

Главное богослужение христиан — Евхаристия. Все остальные, как регулярные богослужения, так и частные: таинства, требы, обряды, молитвы и песнопения имеют вспомогательный характер.

К VI веку в Церкви в целом сложилась достаточно сложная богослужебная система, состоящая одновременно из четырёх богослужебных кругов:
— суточного круга — включает следующие последовательно совершаемые службы: вечерня, повечерие (малое или великое), полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час, междочасия, изобразительны и не входящая в суточный круг Евхаристическая литургия (месса);
— седмичного круга;
— неподвижного годового;
— подвижного годового, сформировавшегося вокруг праздника Пасхи.

Научным и богословским изучением богослужения в системе церковных наук занимается литургика.

В православии

Общественное богослужение

Регулярное, по запланированному расписанию, в основе которого лежат:

  1. Суточный богослужебный круг,
  2. Седмичный богослужебный круг и
  3. Годовой богослужебный круг или Годичный богослужебный круг.

Частное богослужение

Требы совершаются по какому-либо случаю (крещение, отпевание, венчание, освящение чего-либо и т. п.).

> См. также

  • Таинство
  • Литургия
  • Месса
  • Литургия часов
  • Христианские праздники
  • Богослужебные книги

Литература

  • Васильев П. П. Богослужение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Никольский К. Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу. — СПб., 1858.

Ссылки

  • Соловьёв Н. Ф. Круг церковный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Полный Православный Молитвослов на всякую потребу
  • Чин мессы латинского обряда (рус.)
  • Тропари двунадесятых праздников
  • Воскресные тропари
  • Песнопения вечерни
  • Древнерусское пение

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4021671-8

Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Belenaya КАКИЕ СЛУЖБЫ НУЖНО ЗАКАЗАТЬ В ЦЕРКВИ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВА.
Церковь должна стать одним из важных помощником для человека, который имеет цель избавиться от негатива либо избавить своих близких от наведенных проблем.
Если человек имеет подозрение на наличие негатива (Подробнее…порча- взгляд биоэнергетика) либо его выявил у человека грамотный специалист, то более чем желательно обратиться в храм, заказав ряд служб и посетив ряд служб. При наличии порчи, приворота у человека, следует заказать в храме для этого человека следующие службы:
-Сорокауст о здравии,
-Молебен Пантелеймону-Целителю,
-Молебен Киприану и Иустинье,
-Молебен Николаю-Чудотворцу.
Если присутствует приворот либо порча на разрыв пары-семьи, то этой семейной паре следует заказать дополнительно Молебен Пресвятой Богородице о благополучии семьи.

В некоторых храмах читаются акафисты и молебны Священномученику Киприану и Мученице Иустине. Службы этим Святым мученикам как раз и направлены на избавление человека от колдовства.
Существует также ряд других церковных служб, которые используются в других, специализированных случаях. К примеру, Молебен перед иконой Богородицы «Семистрельная» — для защиты от злых людей и недоброжелателей. Молебен перед иконой Богородицы «Неупиваемая чаша» — для избавления от алкоголизма.
О службах, которые желательно, а в определенных случаях, необходимо посетить в храме.
Это – исповедь и причастие, а также маслособорование.
Если определилось, что проблема идет от уже умерших родственников, то заказываются сорокаусты за упокой этих родственников.
Но блок служб, куда входят сорокауст о здравии, Молебен Николаю-Чудотворцу, Молебен Киприану и Иустинеье, и Молебен Пантелеймону-Целителю должны быть обязательны при избавлении от такого негатива, как порча, сглаз и проклятье.
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ » О ЗДРАВИИ » И » ОБ УПОКОЕНИИ «
Казалось бы, как просто подать записку. Возьми листок и напиши имена своих близких. Но зачастую на этом шаге возникают вопросы. А как? Как написать правильно? Эти вопросы задают достаточно часто. И не только кто впервые пришел в храм, но к счастью и те, кто наконец-то задумался о смысле этого привычного действия.
Господь наделил апостолов не только правами, но и возложил на них обязанности и полномочия. Апостолы передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего…
«совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2,1).
Святой апостол Иаков говорит всем христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5, 14).
Конечно же помолиться можно и нужно дома, но домашняя молитва, не имеет такой благодатной силы как молитва общественная, общая, то есть молитва Церкви. Церковная молитва — эта такая молитва, о которой сам Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для молитвы собираются верующие христиане. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – это дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

И мы с Вами хотим что бы о наших близких так же помолились священники, которым дано на это право и власть, самим Господом. Мы подаем поминальные записки на поминовение за Божественной Литургией. Можно сделать вывод, что записка, написанная неряшливым, неразборчивым почерком свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Будьте внимательны и старайтесь избегать суетливости и небрежности там, где она недопустима.
Как подать записку
1. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти в одной записке. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
3. Имена должны быть написаны разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
4. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем четко указывается их сан. Например, «о Здравии» архиепископа Пантелеимона, игумена Макария, протоиерея Валерия, иерея Александра, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Сокращение»арх.» воспринимается в Церкви как «архиепископ», а «архим.» как «архимандрит».Неправильно в записках именовать священников или монашествующих «отцами» и»старцами».
5. Все имена должны быть в церковном написании и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли) с которым он был крещен в Православной Церкви.
6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец , до 14 лет – как отрок(отроковица).
8. В записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина»,»путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «блаженного»,»страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «об Упокоении» усопший в течение 40 дней после смерти именуется»новопреставленный». Допускается в записках «об Упокоении» перед именем писать»убиенный», «воин».
9. Не следует в записку об упокоении вносить имена канонизированных, то есть прославленных Церковью святых.
10. Все записки, поданные в Церковь, прочитываются служителями Храма, при этом часть имен произносится ими вполголоса. Записки подаются на следующие Богослужения: Литургию (Обедню), Молебен, Панихиду, а также Сорокоуст, Годовое или Полугодовое поминовение.
На Литургию можно подать следующие записки (только о членах Православной Церкви) — на проскомидию — первую часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из просфор (особые хлебцы) вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых — на обедню — так в народе называют Литургию. Обычно такие записки после поминовения на проскомидии священнослужители прочитывают на Литургии перед Святым Престолом.
Молебен — церковное богослужение, заключающее благодарственное или просительное моление, обращенное к Богу, Богородице или Святым. На молебен подаются записки о здравии. Панихида — заупокойное богослужение, на котором совершается поминовение умерших православных христиан. На панихиду подаются записки об упокоении.
Сорокоуст — молитва, на которой совершается поминовение православных христиан в течение сорока дней. На сорокоуст подают записки как о здравии, так и об упокоении.
О поминовении самоубийц и некрещенных
Посмертную участь самоубийц Церковь предоставляет Суду Божию. Поэтому за лишивших себя жизни можно молиться только частным образом, а не общецерковно( нельзя совершать отпевание и подавать записки на Литургию или панихиду ).
Если самоубийство совершил человек, имевший доказанное умственное расстройство, в этом случае необходимо подать прошение на имя архиерея о разрешении общецерковного поминовения.
Преподобный Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так:»Взыщи, Господи, погибшую душу (имя): аще возможно есть, помилуй. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Точно также о некрещеных живых молиться нужно лишь частным образом, прося Господа привести их к вере и спасению.
ВЕЛИКА СИЛА МОЛИТВЫ!!!

Богослужение

См. раздел «БОГОСЛУЖЕНИЕ»

  • Богослужение Богословско-литургический словарь
  • Библейские чтения на церковном богослужении
  • Краткое объяснение православных богослужений
  • Богослужебные указания
  • Богослужение в Православной Церкви
  • АУДИО. Богослужение
  • ВИДЕО. Богослужение
  • Прямая трансляция богослужений

Богослуже́ние – 1) одна из форм богообщения и богопочитания, основными компонентами которой служат чтение и пение просительных, хвалебных и благодарственных молитв, чтение Священного Писания, совершение Таинств и обрядов; 2) храмовая служба; 3) служение Богу.

Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, посредством совершения таинств, и именно важнейшего из них – Таинства Причащения (Евхаристии), таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога.

Православное богослужение очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл, непонятный случайным посетителям. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия.

Все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября по старому стилю, а весь годовой круг богослужения строится применительно к празднику Пасхи.

О православном богослужении

Богослужение – это внешняя сторона религии, или, иными словами, богослужение – это внешняя деятельность, в которой раскрываются и осуществляются отношения Бога к человеку и человека к Богу. Следовательно, богослужение имеет две стороны: мистическую, сверхъестественную, выражающую отношение Божества к человеку, и нравственно-эстетическую, выражающую отношение человека к Божеству. Христианское богослужение – совокупность священных действий и обрядов или вообще внешняя деятельность, в которой и через которую для спасения человека достигается и осуществляется со стороны Бога – освящение человека и усвоение ему совершенного Сыном Божиим подвига Искупления и его благодатных плодов, а со стороны человека, уже искупленного, облагодатствованного, вера в Искупление и основанное на нем истинное Богопочитание.

Итак, в богослужебных действиях любой религии и обрядах выражается и наглядно представляется все ее содержание. Но можно ли в отношении к тому трансцендентному Началу, которое таинственной мощью объемлет все мироздание, говорить о каком-то «служении»? Не будет ли это иллюзией самообольщения человеческого разума, так часто склонного преувеличивать свое место во Вселенной? Зачем же нужно богослужение, каковы его религиозно-психологические корни?

В силу тесной, почти неразрывной связи между духом и телом, человек не может не выражать своих мыслей и ощущений теми или иными внешними действиями. Как тело действует на душу, сообщая ей посредством органов чувств впечатления о внешнем мире, так и душа оказывает влияние на состояние тела и его органов. Религиозная область души, или человеческий дух, также требует внешнего проявления происходящих в этой области явлений. Неизбежность внешнего обнаружения религиозного чувства вызывается его интенсивностью и напряженностью, превосходящими все прочие чувства. Не меньшая гарантия внешнего проявления религиозного чувства заключается также в его постоянстве, что настоятельно предполагает и постоянные, регулярные формы его проявления. Поэтому богослужение является обязательной составляющей религии: в нем она проявляется и выражается подобно тому, как душа обнаруживает свою жизнь через тело. Богослужение обусловливает существование религии, ее бытие. Без него религия замерла бы в человеке, никогда не могла бы развиться в сложный и живой процесс. Без выражения на языке культа она не могла бы быть осознана человеком, как высшее проявление его души, не существовала бы для него в качестве реального Богообщения. А так как религия везде и всегда осознавалась как стремление человека к примирению и единению с Богом, то и богослужение, ее внешняя сторона – проявление той же потребности. Подобная черта свойственна богослужению всех времен и народов.

В религии древнейшего этапа богослужение, как правило, понималось по образу и подобию человеческих взаимоотношений. Здесь имели место и корысть, и претензии, и ссылки на свои заслуги, и лесть. Но не следует думать, что весь древний богослужебный культ сводился к этому. Даже в религии первобытных людей было заключено некоторое духовное ядро. Человек смутно инстинктивно сознавал, что он оторван от Божественной жизни, что он нарушил веления Божии. Смысл древних жертвоприношений состоял в том, что человек исповедовал свою преданность, раскаяние, любовь к Богу и готовность следовать Его путем. Тем не менее вокруг этой чистой основы наросла уродливая кора магии. На жертву стали смотреть, как на механический способ заслужить расположение таинственных сил, заставить их служить себе; считалось, что определенные ритуалы с естественной необходимостью влекут исполнение желаемого. «Я дал Тебе, Ты дай мне» – такова общая формула языческого культа. Гомер утверждал, что жертвы и аромат курений приятны богам и они благосклонны к усердным жертвователям. Это было всеобщее убеждение, свойственное всем народам.

Первый важнейший сдвиг в этой сфере произошел за много веков до Рождества Христова. В эту эпоху во всех странах тогдашнего цивилизованного мира появились пророки, философы и мудрецы, которые провозгласили бессмысленность магического подхода к богослужению. Они учили, что служение Богу должно заключаться прежде всего не в жертве, приносимой на алтарь, а в очищении сердца и следовании Воле Божией. Видимое богослужение в храмах должно быть выражение богослужения духовного. Самым лучшим выражением такого именно смысла дохристианской жертвы являются слова из книги Левит: «Душа тела в крови; и Я назначил ее (кровь) вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, потому что кровь сия душу очищает» (17, 11). Так уже в патриархальный период сообразно с обетованием, которое потом было выражено в Законе Моисееве, Самим Богом была установлена примирительная жертва. Вследствие этого богоизбранный народ образовал собою религиозную общину, Ветхозаветную Церковь, которой было дано богослужение, и в центре его находилась жертва. Особенность ветхозаветной жертвы, в ее отличии от жертвы первобытной, заключается в том, что в первой место греховной и разрушенной грехом человеческой жизни занимает жизнь существа невиновного, которое однако же должно понести наказание за человеческие грехи. Эта предуказанная свыше для покровения вины человека жизнь невинного существа (животного) должна была служить внешним средством общения между Богом и человеком и показывала, что это общение – акт неизреченного милосердия Божия. Принесение такой жертвы напоминало человеку о его собственной греховности, поддерживая сознание того, что смерть жертвы – это на самом деле им самим заслуженное наказание. Но основанная только на обетовании об искуплении и точно определенная в Законе, лишь предуготовлявшем к пришествию Искупителя, а не на самом Искуплении, ветхозаветная жертва не могла иметь и не имела искупительного значения.

Ко времени пришествия Спасителя в Ветхозаветной Церкви образовалось двоякое богослужение: храмовое и синагогальное. Первое совершалось в Иерусалимском храме и состояло из чтения Десятословия и некоторых других избранных стихов Писания, нескольких определенных молитв, благословения народа священниками, приношений и жертв, и, наконец, песнопений. Со времен Ездры помимо храма появляются синагоги, возникшие во времена Вавилонского пленения, где иудеи, не имевшие возможности участвовать в храмовом богослужении, получали религиозное назидание, слушали Слово Божие и его толкование на языке, доступном для рожденных уже в плену и не знавших священного языка. Первоначально синагоги распространялись среди иудеев рассеяния, а во времена Спасителя они появляются и в Палестине. Это было вызвано снижением религиозной культуры, наступившим вследствие прекращения пророчества, последовавшим за тем образованием канона Священного Писания, возникновением наряду со священством сильной корпорации книжников и, наконец, заменой еврейского языка в народной среде арамейским и вследствие этого необходимостью перевода и толкования Писания народу. В синагогах жертвы не могли быть приносимы, а потому не было нужды и в священстве, а все богослужение совершалось особыми людьми – раввинами.

По определению священника Павла Флоренского, богослужение, культ – это «совокупность святынь, Sacra, то есть вещей священных, таковых же действий и слов, – включая сюда реликвии, обряды, таинства и так далее – вообще всего, что служит к установлению связи нашей с иными мирами – с мирами духовными».

Синкретизм духовного и природного, исторического и типологического, библейски откровенного и общечеловечески религиозного выступает в культе, и, в частности, в богослужебном годовом круге: всякий момент этого круга не только в себе и ради человека, но простирается и в космическую область, ее воспринимая в себя, и, восприняв, – освящает. Уже в основном расчленении церковного года четырьмя большими постами, паузами жизни, связанными с четырьмя же типическими великими праздниками, или, точнее, группами праздников, явно сказывается космическое значение годового круга: как посты, так и соответствующие им праздники – в явном соответствии четырем временам астрономического года и четырем соответствующим этим последним стихиям космологии. «Понеже бо от лености присно поститися и от злых упразднитися не хощем, яко некую жатву душам сию апостоли и божественные отцы предаша… юже и хранити должны есмы опаснейше. Но убо и прочия три: святых апостол, Богородицы и Рождества Христова; к четырем бо лета временем, Четыредесятницу божественнии апостоли издаша» – в таковых словах отмечает связь четырех главных постов и четырех времен года синаксарь Сырной седмицы.

Итак, Евангельское учение окончательно утвердило, что внешнее богослужение в храмах должно быть лишь символом духовного богослужения Христос возвещает о том, что единственно достойное служение Богу есть служение «в духе и истине». Он повторяет слова пророка: «Милости хочу, а не жертвы». Он обличает иудейское духовенство и законников за то, что они возвели ритуалы и обряды в степень высшего религиозного долга. Обличая суеверно-законническое отношение к субботнему дню, Христос говорит: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Самые суровые Его слова были обращены против фарисейской приверженности к традиционным обрядовым формам.

Хотя первые христиане некоторое время и соблюдали предписания Ветхозаветного Закона, но уже апостол Павел обратил свою проповедь против бесполезного бремени старых ритуалов, потерявших внутренний смысл. Его победа в борьбе против защитников Закона знаменовала победу Церкви над духом магической, обрядовой религиозности. Однако христианство не отбросило обряд совершенно. Оно лишь выступило против его безраздельного господства в религиозной жизни и его неправильного понимания: ведь и пророки не отвергали храмового богослужения, а протестовали лишь против уродливого преувеличения обряда, который имеет якобы самодовлеющую ценность.

Могут возразить: христианство – религия «духа истины». Нужны ли ему внешние формы? Да и вообще, при христианском понимании Бога возможно ли какое-то «служение» Ему? Неужели Бог может в нем «нуждаться»? И тем не менее христианский культ существует. Прежде всего нужно согласиться с тем, что Всесовершенный и Всемогущий не может «нуждаться» ни в чем. Но разве с «нуждой», с необходимостью связано появление тварного бытия вообще? Разве нужда, а не Любовь создала Вселенную? – Из тьмы небытия высшая предвечная Любовь и высший предвечный Разум вывели к бытию многообразный тварный мир. Но создан он был на основании свободы, по образу и подобию вечной Божественной Свободы: он не был создан завершенным; и лишь из высшего запредельного измерения его можно видеть «добрым зело», как сказано в 1-й главе книги Бытия. Осуществление и реальное завершение этого мира есть лишь финал: Вселенная – в непрерывном становлении. Мир, движимый свободными духовными существами, должен развиваться и совершенствоваться свободно. А свобода предполагает возможность выбора между добром и злом. Так в мировом процессе появляются несовершенство, отклонения и грехопадения.

Поэтому для осуществления Божественного Домостроительства требуются усилия разумных существ, в частности человека, как существа сложного, стоящего на рубеже духовного и психофизического мира. «Царство Небесное, – говорит Иисус Христос, – силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Отсюда очевидно, что каждое наше отклонение от божественного предназначения тормозит мировое становление и, напротив, наши усилия следовать Небесной Воле «нужны» для истории, ведущей к Царствию Божию. Служа этому Царству, созидая его, мы служим Богу, ибо осуществляем Его Предвечный План. Всякая борьба со злом, всякое служение добру и делу просветления человечества – есть богослужение. В нем мы осуществляем свою любовь к Божественной Вечности, свою жажду небесного совершенства.

Для чего же нужны христианам внешние формы богопочитания, зачем им культ? Не достаточно ли носить Бога в сердце и стремиться к Нему всеми своими делами и всей своей жизнью? – Этого было бы действительно достаточно, находись современный человек на более высокой ступени развития. Мы знаем, что великие подвижники христианства, обитавшие в пустынях, нередко десятилетиями не посещали церковных богослужений. Но у кого хватит смелости сравнить современного человека с ними по уровню духовного совершенства? Те, кто выступает против внешних форм богопочитания, забывают, что человек – существо не только духовное, что ему свойственно все свои чувства, переживания и мысли облекать в определенные внешние формы. Вся наша жизнь в самых разнообразных ее проявлениях облечена в обряды. Слово «обряд» происходит от «обрядить», «облечь». Радость и горе, повседневные приветствия, и одобрение, и восхищение, и негодование – все это принимает в человеческой жизни внешние формы. И пусть в те мгновения, когда человеческие чувства приобретают особую остроту, эта форма становится как бы излишней в обычной жизни, она все же неизменно сопутствует человеку. Тем более мы не можем лишать этой формы свои чувства по отношению к Богу. Слова молитв, гимны благодарения и покаяния, которые вылились из глубины сердца великих боговидцев, великих духовных поэтов и песнопевцев, возвышают нашу душу, устремляют ее к Отцу Небесному. Углубление в них, сорастворение в их духовном порыве – это школа души православного христианина, воспитывающая его для истинного служения Господу. Б. ведет к просветлению, возвышению человека, оно просветляет и облагораживает его душу. Поэтому Православная Церковь, служа Богу в духе и истине, бережно хранит обряды и культ.

В христианском богослужении, разумеется, необходимо отличать форму от содержания. Сущность его заключается в самораскрытии человека перед Небесным Отцом, Который, хотя и знает нужду каждой души, но ждет сыновнего доверия, любви и готовности служения. Жажда Бога, которая томила человечество с отдаленных времен, никогда не оставалась тщетной. Но подлинного удовлетворения она достигла лишь тогда, когда Непостижимый открылся в лице Богочеловека Иисуса Христа. Воплотившийся, Распятый и Воскресший, Он не только во время Своей земной жизни был Светом миру. Он продолжает светить всем, кто ищет Его свет. Он принимает человека через Крещение, освящает его душу и тело, всю его жизнь в Таинстве Миропомазания, благословляет супружескую любовь и продолжение рода человечества в Таинстве Брака, руководит Своей Церковью через избранных Им, через Таинство Священства, очищает и исцеляет душу верных чад Своих в Таинствах Покаяния и Елеосвящения и, наконец, приводит в неизреченное Божественное общение через Евхаристию. В молитвах и Таинствах – сущность Б. Форма же его постоянно менялась: одно исчезало, и в соответствии с потребностями того или иного времени проявлялось другое, но основное оставалось всегда неизменным.

Христианское богослужение в широком смысле называется Литургией, то есть «общим делом», общей, соборной молитвой. Христос учил о превосходстве обращения к Богу в тиши, но одновременно Он говорил: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Дух единения, дух сопереживания – это дух подлинной церковности. Зло мира – в разделении и вражде. Камень Церкви – это вера, которая не может существовать без любви. Когда множество людей воодушевлены общей молитвой, вокруг них создается таинственная духовная атмосфера, которая захватывает и размягчает самые черствые сердца.

Жизнь человека отравлена суетой и постоянными заботами. Не случайно Христос указывал на это, как на главное препятствие для достижения Царствия Божия. Именно поэтому храм, в котором человек может хоть ненадолго отрешиться от обыденности, от сутолоки и шума жизни, – это место, где происходит наш духовный рост, наша встреча с Отцом. Мы говорим именно о храме, так как, например, баптистский молитвенный дом – не храм, а лишь помещение для собрания общины. Здесь почти все обращено к человеческому рассудку; здесь совершается, главным образом, служение «словом», проповедь. И не удивительно, что наиболее серьезные и глубокие люди среди сектантов протестантского толка после тяжелой борьбы внесли в свои собрания музыку и другие элементы внешней обрядности.

Священник Павел Флоренский называл богослужение «синтезом искусств». И, действительно, не какая-то одна сторона человеческой личности должна облагораживаться и освящаться в храме, а все его существо, все его пять чувств должны быть включены в богообщение. Поэтому в храме важно и значительно все: и величие архитектуры, и аромат ладана, охватывающий обоняние всех молящихся и возносящийся к Престолу Божию, и красота икон, и пение хора, и проповедь, и священнодействия, составляющие храмовую мистерию, в которую вовлечен весь тварный космос. Все служит здесь раскрытию провозглашаемой Истины, все свидетельствует о Ней, все побуждает человека воспрянуть над будничным миром суеты и томления духа.

Богослужение Православной Церкви совершается по Уставу (Типикону). Это значит по определенным правилам, по некоему раз и навсегда установленному порядку или чину. Богослужения неуставного наша Церковь не знает; причем понятие Устава относится одинаково и к богослужебной жизни в целом, и к каждому отдельному ее циклу, и, наконец, ко всякой службе. Даже при поверхностном знакомстве с Уставом не трудно убедиться, что в его основе лежит сочетание двух основных элементов: Евхаристии (с которой так или иначе связаны и все другие Таинства) и того богослужения, которое связано, прежде всего, с тремя кругами времени: суточным, седмичным, годовым, который в свою очередь распадается на пасхальный и неподвижный; эти богослужебные циклы иначе называют богослужением времени.

Оба эти элемента составляют две неотъемлемые и обязательные части современного Устава. Центральность Евхаристии в литургической жизни Церкви самоочевидна. Седмичный и годовой циклы также не вызывают сомнений. И наконец, в том, что касается суточного круга, практически вышедшего из употребления в приходской жизни, – пренебрежение им, очевидно, не соответствует букве и духу Устава, согласно которому он является неотменяемой и обязательной рамой всей богослужебной жизни Церкви. По Уставу есть дни, когда не положено служение Литургии, или же когда одна «память» или «праздник» вытесняют другие, но нет дня, когда не было бы положено служить вечерни и утрени. И все праздники и памяти всегда сочетаются с постоянными, неизменяемыми богослужебными текстами суточного круга. Но столь же очевидно и то, что Евхаристия и богослужение времени различны между собой, являясь двумя элементами литургического предания.

Богослужение времени распределяется по часам, дням, седмицам и месяцам. В основе его находится суточный круг, состоящий из следующих служб: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, 1-го часа, 3-го часа, 6-го часа, 9-го часа (с так называемыми междочасиями). Устав этих служб изложен в Типиконе: гл. 1 (чин малой вечерни); гл. 2 (великая вечерня в соединении с утреней, то есть так называемое всенощное бдение); гл. 7 (великая вечерня, полунощница и утреня воскресные); гл. 9 (вечерня и утреня повседневные) и в Часослове. Постоянные, то есть повторяющиеся каждый день молитвословия этих служб находятся в Следованной Псалтири или в ее сокращении – Часослове. Эти тексты взяты почти исключительно из Священного Писания; это – псалмы, библейские песни и отдельные стихи из ветхозаветных и новозаветных книг (например, прокимны и т. п.). Следует еще отметить, что, по Уставу, церковный день начинается с вечера, и первой службой суточного круга является вечерня.

За кругом суточным, восполняя его, следует круг седмичный. Он не имеет своих отдельных служб, но его литургические тексты вставляются в определенные места суточных служб в зависимости от дня недели. Это – тропари, кондаки, стихиры и каноны дня седмицы, которые читают (или поют) на вечерне этого дня, то есть по гражданскому исчислению суток, накануне вечером. Эти тропари и кондаки читаются в конце вечерних молитв лишь в будни, то есть не под воскресный день, когда положено петь тропари воскресные соответствующего гласа, и не под праздники, имеющие свои особые тропари и кондаки. Понедельник посвящен Небесным Силам Бесплотным, вторник – Крестителю и Предтече Иоанну, среда и пятница – Святому Животворящему Кресту Господню, четверг – святым апостолам и Святителю Николаю Мирликийскому, суббота – всем святым и памяти умерших членов Церкви. Все эти песнопения распределяются по восьми основным мелодиям, или гласам, и напечатаны в книге Октоих. Каждая седмица имеет свой глас, и, таким образом, весь Октоих разделен на восемь частей – по гласам, а каждый глас – на семь дней. Седмичное богослужение составляет цикл из восьми седмиц, повторяющихся на протяжении всего года, начиная с первого воскресенья после Пятидесятницы.

Наконец, третьим кругом богослужения является годовой круг, самый сложный по своей структуре. В него входят:

  • Б. Месяцеслова, то есть неподвижных, связанных с определенной датой праздников, постов, памятей святых. Соответствующие богослужебные тексты находятся в двенадцати книгах Миней месячных и распределены по датам, начиная с 1 сентября.
  • Б. великопостного цикла обнимает собой три подготовительные к посту седмицы, шесть седмиц поста и Страстную седмицу. Литургические материалы его находятся в книге Триодь постная.
  • Б. пасхального цикла, состоящего из служб Пасхи, Пасхальной седмицы и всего периода между Пасхой и Пятидесятницей. Богослужебной книгой этого цикла является Триодь цветная (или Пентикостарион).

Богослужение годового круга включает в себя материал как библейский, так и гимнографический, причем материал этот также не имеет самостоятельных служб, а включен в структуру суточного круга. Богослужения подразделяют также на общественное и частное, что, вообще говоря, противоречит пониманию всякого богослужения в Древней Церкви как соборного акта, в котором участвует вся община верных. В новейшие времена такое значение усвояется лишь Литургии и богослужении времени. Таинства (за исключением Евхаристии), молебные пения, заупокойное богослужение относят к частному, или богослужению Требника.

***

Святой равноапостольный князь Владимир услышал такое описание православного богослужения из уст своих послов: «Когда стояли мы в храме, мы забыли, где мы находились, ибо нигде более на земле нет места такого – воистину там Бог живет среди людей; и никогда нам не забыть виденной там красоты. Никто из вкусивших сладости не захочет более вкушать горечи; и мы более не можем оставаться в язычестве».