Кого берут в монастырь

Содержание

Со скольки лет могут взять в монастырь женщин с проживанием?

Я несколько раз бывал в монастырях. Недолго, несколько дней. Один раз даже был в женском монастыре двое суток. Поэтому могу ответить Вам.

Как бы там ни было, но постриг в Монахи это редчайшее событие. Посильное не всем, далеко не всем. Вот смотрите, обычно в одной области России буквально 1-2 монастыря, где всего несколько или несколько десятков монахов. Так вот. Прежде чем постригают в монахи, длительное время послушники живут в монастыре, не один год живут. Как правило, почти на правах и по обязанностям монахов. И только после длительного испытания возможно принятие монашества. В каком возрасте постригают в Монахи? После Перестройки одно время бывало, что в относительно раннем, но сейчас, осознав всю ответственность, вернулись к зрелому возрасту, вероятно около 33 лет.

А вот приехать в Монастырь вначале на экскурсию, а потом (или сразу) как паломник может любой совершеннолетний человек, имеющий опыт приходской жизни, то есть который более или менее регулярно некоторое время (хотя бы год) ходит в обычную церковь и отстаивает службы. Вот сейчас, начался Великий Пост и каждый вечер Канон Андрея Крицкого. Поэтому правильнее было бы не сидеть в Интернете, а пойти в Храм. Служба сложная, очень душещипательная, покаянная. С коленопреклоненными поклонами. Вот Вам будет первое испытание, после чего сделаете вывод.

Но с другой стороны, есть много очень добрых, очень культурных семейных людей, которые примерно раз в год ездят на несколько дней в Монастыри, для духовного заряда. Который несопоставимо выше, чем в обычной приходской Церкви. Это, кстати, шикарный положительный пример. Один мой друг, постарше меня, даже мечтал в монастыре встретить себе невесту, среди, конечно, паломниц. Увы, не получилось….. У него уже есть внучатые племянники, а сам так и не женат….

Забыл написать. Обычно вначале с проживанием берут на 3 дня, с условием выполнения послушаний, то есть поручений по хозяйству. Бывают легкие поручения, а бывает и физически и морально тяжелый труд (на кухне, на огороде, по ремонту)

Монастырь – это не хобби на пенсии

– Владыко, поделитесь своим опытом: почему Вы решили принять монашество?

– На мое духовное воспитание повлиял Вознесенский женский монастырь на окраине моего родного села Чумалево: туда в период хрущевских гонений свезли монахинь почти со всего Закарпатья. Их молитвенный дух и глубокая вера зажгли во мне, будто лампадку, желание быть священником. (Кстати, из нашего села вышло много священнослужителей.) У меня не было болезненного выбора: кем быть. Помню тот миг, когда окончательно понял, что стану священником. Это произошло во время богослужения, которое впервые в нашем монастыре совершал епископ Мукачевский и Ужгородский Савва. Я тогда учился в пятом классе. Впоследствии я в течение нескольких лет был у него иподиаконом, несмотря на то, что дорога в Мукачево — более 100 км. Я часто пропускал из-за этого уроки. Мою маму даже вызывали к директору. Но она меня не укоряла, поскольку понимала, что я твердо и всерьез выбрал путь к церковному алтарю. Мама тихо молилась по ночам, чтобы все обошлось и получилось. А образ епископа Саввы – строгого монаха, богослова и хорошего архиерея – сыграл решающую роль в выборе учебного заведения — семинарии в Свято–Троицкой Сергиевой Лавре, которую окончил и он.

– Чем жизнь монаха в архиерейском сане отличается от бытия простого инока?

– Архиерейское служение — это тоже послушание. Оно не в меньшей степени (а может, даже и в большей) подразумевает аскетизм и всецелую сосредоточенность на стяжании благодати Святого Духа. Для епископа не отменяются монашеские обеты, но добавляется еще больший груз колоссальной ответственности перед Богом, Церковью (которая доверила ему апостольское служение) и людьми, видящими в нем пастыря доброго и непререкаемый церковный авторитет.

– Иногда далекие от Церкви люди говорят, что постриг можно принимать лишь после того, как воспитал детей и завершил служебную карьеру. Как Вы относитесь к такому мнению?

– Самое распространенное и пагубное заблуждение – это ошибочные мысли о том, что дело спасения якобы можно отложить «на потом». Тот, кто провел молодость по закону плоти, вряд ли сможет освободиться от страстей в старости, когда наиболее трудно бороться с многолетними привычками и привязанностями. Если человек состоялся как семьянин, воспитал детей и сделал карьеру, то совершенно не понятно: зачем ему монастырь? Ведь речь идет не о хобби на пенсии. Монашество – горение духа, когда для тебя весь мир вменяется в тщетность, и ты ищешь лишь единое на потребу – Царство Божие.

– А если говорить о старости как об опыте и мудрости, которые необходимы для монаха?

– Монашество – не удел лишь стариков. Духовная опытность как раз и приобретается через иноческую жизнь. Разумеется, надо избегать крайностей. Если для вступления в брак наилучший возраст – 20-30 лет, то для монашества – 30-40. Можно, конечно, принять постриг и раньше, но тогда степень риска повышается. Полагаю, что с лицами, не достигшими 20-летия, лучше повременить.

– В каком возрасте постригали в древних монастырях?

– В древности к монашеству готовились очень долго. Никто не настаивал, чтобы юноша шел в монастырь. Придя во святую обитель, человек долго находился в статусе послушника. Если он разочаровывался, то мог вернуться к жизни в миру.

– Что делать тем, которые мечтают о монашестве, но имеют семейные обязанности?

– Бросить семью, мечтая о монашестве, – дело не богоугодное. Зачем предаваться мечтательности, которую святые отцы называют прелестью бесовской? Если Господь призвал к семейной жизни, нужно с христианским терпением и любовью нести этот крест, который не меньше монашеского. Уходить в монастырь следует лишь по благословению духовника и обоюдному желанию супругов, тяготеющих к иночеству и не обремененых заботой о детях. А главное – если нет любви к молитве, тогда от мыслей о постриге нужно отказаться.

– Ваше Высокопреосвященство, как известно, с монашеским самоограничением соглашаются даже многие миряне: они, к примеру, говорят, что посты полезны для здоровья. Но стоит монаху лишь заговорить о «памяти смертной», как от него сразу же отворачиваются. Что значит «память смертная»? Действительно ли для поддержания такой памяти нужно чуть ли не спать в гробу?

– Древние подвижники веры отказывались от мира сего, руководствуясь не страхом, а из-за его непривлекательности. Пустыня для них – это цветущая и жизнерадостная страна духа, а не темная и сырая могила (как ошибочно думают многие). Еще в V в. блаженный Диадох Фотикийский сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты». Истинная жизнь состоит в стяжании Божией благодати, которая освящает и преображает. Ее оскудение приводит к умиранию мира и апокалиптическим катастрофам как видимым признакам его агонии.

Еще один аспект монашества – особое, ни с чем не сравнимое служение миру: через очищение сердца, молитву и аскезу Божественный свет входит в душу. Этот свет – стержень мироздания, преображающий весь мир и реанимирующий гибнущее человечество. Если не станет носителей духовного света, мир себя изживет. А для того, чтобы противостоять разрушительной силе греха, и принимают монашеский постриг.

– Что Вы можете посоветовать тем, кто желает стать монахом?

– Решение о постриге может быть принято только при трезвом и серьезном размышлении. Нужно иметь глубокое желание и убедиться (после долгого испытания) в том, что это – твое призвание. Мне часто приходится общаться с молодыми людьми, которые стоят на распутье. Некоторые из них говорят: мол, подумываю о монашестве, но есть колебания. В таких случаях я обычно отвечаю: пока сохраняется хотя бы тень сомнения, монашество принимать не следует. Не надо спешить. Лучше подождать хотя бы три года, а затем проверить: не ослабло ли это желание, не охладело ли оно? Ошибка может иметь роковые последствия: нарушив обеты, человек зачастую не способен вернуться к нормальной жизни, поскольку получил духовную травму.

Какова процедура ухода в монастырь? И всех ли принимают?

Как уйти в монастырь. Далеко не всех желающих принимают в монастырь. Здесь существует ряд ограничений, о которых должен знать каждый, кто собирается отречься от мирской суеты и отправиться на служение Богу.
Перечислю основные требования.
1) В монастырь не принимаются граждане, состоящие в официальном или гражданском браке. Обязательно должен быть оформлен развод. Придется предъявить свидетельство о расторжении брака или иные документы, подтверждающие отсутствие брачных отношений. Например, если супруг скончался, потребуется предъявление свидетельства о смерти.
2) В монастырь не принимаются граждане, на иждивении которых имеются несовершеннолетние дети либо имеются алиментные обязательство.
3) Чтобы уйти в монастырь необходимо будет пройти собеседование с настоятелем. Неправославное мировоззрение является одним из главных препятствий для поступления на служение в монастырь.
4) Отсутствие вредных привычек: курение, пьянство, наркозависимость.
5) Отсутствие психических расстройств и заболеваний.
6) Отсутствие на теле аморальных и непристойных татуировок.
7) Отсутствие инвалидности либо хронических заболеваний, при которых необходимо постоянное медицинское наблюдение и лечение.
8) В некоторых монастырях не принимают лиц, когда-либо пребывавших в местах лишения свободы.
9) Обязательно гражданство РФ, помимо этого должна быть постоянная регистрация.
10) Возраст — старше 18 лет.
Чтобы уйти в монастырь нужно:
1) Нужно тщательно обдумать свое решение и не один раз. Принимая его, человек должен понимать, что он собирается в корне поменять свою жизнь. Жизнь в монастыре тяжела – нужно много работать физически, соблюдать все посты, укрощать плоть.
2) Если Вы приняли твердое решение об отречение от мирской суеты, тогда свяжитесь с настоятелем монастыря и переговорите о своем желании приехать в монастырь. Он подскажет, что нужно с собой взять.
3) По приезду в монастырь Вам потребуется предъявить документы: паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о разводе. Кроме этого, необходимо будет написать автобиографию. В случае, если Вы не состоите в браке, имеете устроенных детей и соответствуете вышеперечисленным требованиям Вас примут на испытательный срок. Как правило, продолжительность испытательного срока в российских монастырях составляет три года. Однако он может быть сокращен, в зависимости от того насколько благонравной и морально устойчивой Вы проявите себя в монастыре.
4) После истечения испытательного срока пребывания в монастыре, настоятель сделает представление о пострижении правящему Архиерею, и Вы сможете воспринять монашеский чин.

35 topics in this forum

  1. Монахом в 2020

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 7

    By Александр777, January 28

    • 173 replies
    • 3815 views
    • Мано
    • February 21
  2. Кто проживал трудником?

    By Maxim_1990, December 1, 2018

    • 10 replies
    • 3417 views
    • Deanisii
    • November 12, 2019
  3. Можно ли стать монахом?

    By Владимир 78, October 30, 2019

    • 2 replies
    • 1081 views
    • Владимир 78
    • October 31, 2019
  4. как стать трудником при оптиной пустыни

    • 1
    • 2

    By алексей николаев, August 6, 2018

    • 27 replies
    • 5696 views
    • Яна Б.
    • October 31, 2019
  5. Возможно ли иностранцу поступить в Оптину Пустынь послушником и со временем принять постриг?

    By alexoise, October 24, 2013

    • 18 replies
    • 7042 views
    • A Lost Sheep
    • August 25, 2019
  6. Можно ли уйти в монастырь, человеку, находящемуся в браке?

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

    By Еvгений, January 4, 2012

    • 77 replies
    • 37759 views
    • Владислав-777
    • August 12, 2019
  7. как быть туберкулезнику?

    By Сергей Гридин, August 7, 2019

    • 5 replies
    • 1759 views
    • A Lost Sheep
    • August 7, 2019
  8. Приехать в монастырь трудником.

    • 1
    • 2

    By Петр Мас, February 19, 2018

    • 41 replies
    • 7796 views
    • Maryi
    • March 27, 2019
  9. В какую обстановку попадает человек, желающий поступить в монастырь, будучи сначала простым трудником?

    • 1
    • 2

    By Nedostoin bo…, February 1, 2012

    • 35 replies
    • 30602 views
    • Пантера
    • March 26, 2019
  10. Расписание послушаний в Оптине

    By P.E., March 14, 2019

    • 0 replies
    • 1620 views
    • P.E.
    • March 14, 2019
  11. монастырь

    By Vā Le Rī, October 31, 2018

    • 3 replies
    • 2598 views
    • inna d
    • November 1, 2018
  12. Как выбрать монастырь?

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 6

    By fezalis, March 4, 2011

    • 130 replies
    • 36284 views
    • Алексей Силивончик
    • August 6, 2018
  13. Принимают ли инвалидов на послушание в монастырь?

    • 1
    • 2

    By Вячеслав32, September 18, 2011

    • инвалидность
    • 26 replies
    • 17540 views
    • A Lost Sheep
    • July 7, 2018
  14. Есть ли возможность стать трудником, а после послушником монастыря Оптина Пустынь?

    By SilverQuant, August 17, 2016

    • 22 replies
    • 9111 views
    • Oleg Lomach
    • April 3, 2018
  15. Мир — это вертеп

    • 1
    • 2

    By Николай64, March 13, 2018

    • 25 replies
    • 4347 views
    • Николай64
    • March 14, 2018
  16. Что нужно человеку, чтобы стать монахом?

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 7

    By р.Б. Константин (Ищу себя), November 12, 2013

    • поломничесто
    • 150 replies
    • 28138 views
    • Татьяна Полянская
    • January 22, 2018
  17. В любое ли время манастырь принимает трудников?

    By Дмитрий 1992, January 12, 2016

    • 3 replies
    • 6508 views
    • artem88
    • January 15, 2018
  18. Хочу принять постриг монашеский но я обвенчан.

    By Андроид, December 1, 2017

    • 1 reply
    • 3626 views
    • A Lost Sheep
    • December 1, 2017
  19. Монастырский быт

    By ВадимД, June 26, 2017

    • 18 replies
    • 6196 views
    • Сакартвело ламазо
    • June 30, 2017
  20. Трудником в монастырь, ради спасения своей души

    By Александр 1977, March 25, 2016

    • 4 replies
    • 5515 views
    • Александр 1977
    • March 27, 2016
  21. Можно ли поступить послушником в Иоанно-Предтеченский скит?

    By Artem_Z, April 22, 2012

    • 15 replies
    • 9149 views
    • Дмитрий 1992
    • January 11, 2016
  22. Русские монастыри на Афоне

    By Елена-К, July 20, 2012

    • 7 replies
    • 6361 views
    • Яна Б.
    • September 1, 2015
  23. Возможно ли в 21 веке уйти в монастырь?

    • 1
    • 2

    By agafon85, June 8, 2014

    • 25 replies
    • 9338 views
    • Грусть
    • July 4, 2014
  24. Как принять постриг?

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 7

    By Тихон, October 16, 2010

    • монастырь
    • постриг
    • 156 replies
    • 47785 views
    • Странник
    • May 18, 2013
  25. Социальное служение монастырей: какие виды монастырей существуют?

    By серго, March 8, 2013

    • 11 replies
    • 6536 views
    • A Lost Sheep
    • March 10, 2013

Как уйти в женский монастырь в Дивеево: жизнь монахинь, советы трудникам и паломникам

Поделитесь с родными и друзьями:

Тема эта не простая, тем более что не все понимают глубинный смысл ухода в монастырь. В современной реальности существует еще и так называемая «православная романтика», которой часто, сами того не желая, люди окутывают эту тему. Попробуем по мере сил ответить на часто задаваемые вопросы, связанные с уходом в монастырь.

Как живут в монастыре, и что же это такое – монастырь?

Монашество – это особый духовный путь, который человек избирает для себя. Полный отказ от мирской жизни и полное посвящение себя Богу. Ради этого люди в прошлые века уходили в пустыни или подвизались при храмах. Потом зародились первые монастыри. Возникли они потому, что душой многие люди желали спасаться и идти строгим путем, но телесная немощь не каждому позволяла это делать. Люди это поняли и стали селиться вместе для физической, моральной и духовной поддержки друг друга. А чтобы отсекать своеволие, мешающее возрастать духовно, выбирали самого мудрого монаха или старца и старались исполнять его наказы, а он в свою очередь отечески их направлял и давал каждому послушания.

А так как физическое тело не могло обходится без еды, питья и жилья (особенно в северных странах, как наша), монастырям приходилось обустраивать внешнюю жизнь, строить кельи, обзаводится огородами, кухней и другими подсобными хозяйствами, за счет которых они и существовали трудами рук своих и пожертвований доброхотов.

Читаем подробнее о том, как живут в монастыре в Дивеево

Но эта была несущественная и внешняя жизнь монастыря. Внутренняя же состояла из молитвы, Богослужений, послушаний и ежедневной духовной брани. Где-то эта духовная внутренняя жизнь была столь сильна, что рождала сонмы святых и «выходила» далеко за пределы монастыря, привлекая к себе тысячи паломников.

Духовной стороны монастырской жизни касаться в этой статье не будем, ибо это тема обширная и описанная многими столпами монашества, такими как Св. Игнатий Брянчанинов, св. Макарий Египетский, св. Феофан Затворник и многими другими. Как говорится, берите книги и читайте.

Внешняя же жизнь напоминает совместное общежитие. В корпусах находятся кельи – скромные комнаты, где, как правило, живут по несколько человек монашествующих. Питаются все в строго отведенные часы в общей трапезной, встают здесь рано – в 5 утра, а то и раньше. Помимо церковных служб есть еще и монашеское ежедневное правило.

В идеале монах не должен иметь ничего своего, кроме той одежды что на нем (и то полученной в монастыре). Именно поэтому здесь все общее: кухня, трапезная, огороды, и другие службы, где монахи и послушники трудятся.

В монастыре приветствуется молчание и порицается праздность. Поэтому если монах не занят послушанием, церковной службой или каким другим общим делом, он все равно должен внутренне молиться, читая молитву по четкам.

И даже внешние ограничения монашеской жизни – причем, взятые на себя добровольно – уже показывают, что это путь не для всех, что же говорить о духовных глубинах, к которым в идеале должен стремиться каждый, отрекшийся от мира?

Как уйти в монастырь, и что для этого нужно?

Начнем с того, что это не так просто, как кажется. В любой монастырь достаточно сложно попасть. И если кто-то вас обещает «быстро постричь в монаха/монахиню» – бегите подальше. На самом деле в любом монастыре к вам будут присматриваться, выпрашивать о вашем духовном пути, узнают, не состоите ли вы в браке и не бросили ли вы детей (увы, бывают и такие неадекватные случаи). А потом еще несколько лет будут испытывать вас на послушании, прежде чем вы переступите самую первую ступень –рясофорного послушничества (даже еще не малого иноческого пострига).

Поэтому если после посещения монастыря вас стали посещать мысли об уходе из мира, попробуйте начать самостоятельную подготовку к этому событию пока на внешнем, что тоже очень важно, уровне.

Начните с отказа от мяса – в монастыре не едят мяса. Соблюдайте все четыре церковных поста, а также среду и пятницу. Приучите себя к ранним подъемам и длинному молитвенному правилу. Почаще ходите в храм – и не только на воскресные богослужения. Выбирайтесь на церковную молитву и в будние дни, и в пост.

Если вы работаете, то продолжайте свое занятие, но посмотрите на это с духовной точки зрения. Представьте, что все, что вы делаете – делаете для Бога, а потому приказы начальства воспринимайте как тренировку к послушанию. Старайтесь избегать светских развлечений.

Откажитесь от телевизора и побольше читайте духовной литературы.

Кстати, среди святоотеческого наследия есть замечательная книга святого Феофана Затворника – «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться», где в переписке открывается мир девушки, решившейся уйти в монастырь. Святой Феофан Затворник помогает ей пройти этот путь постепенно, укрепляясь в своем выборе, а не следуя эмоциональным порывам, которые могут быть очень горячими в юности, но и быстро остывать. Книга будет также актуальна не только тем, кто хочет выбрать монашеский путь, а вообще всем, кого интересует духовное делание среди суеты мирской.

Кстати, часто задают вопрос: как уйти в монастырь женщине, как уйти в монастырь мужчине?

Внутренних различий нет абсолютно никаких. Все, что описано в статье выше подойдет и мужчинам, и женщинам.

Для женщин лишь стоит добавить, что придется отказаться от косметики и мужской одежды, и приучаться ходить в юбках ниже колена и в скромной не вызывающей одежде.

Пожив так, в миру, как бы «монашеской» жизнью и укрепившись в своем желании уйти в монастырь, вы сможете перейти на другой этап: благословение и выбор монастыря.

Благословение духовника

Без благословения в монастырь не принимают. Причем желательно, если это будет благословение вашего духовника, с которым вы не один год знакомы, или же даже старца (общепризнанного в русской православной церкви). В крайнем случае вас могут послать к духовнику того монастыря, который вы для себя выбрали. И уже как он благословит, так и будет.

Кстати, к самому благословению надо отнестись со смирением, а не кидаться на амбразуры, если вдруг оно будет расходиться с вашим желанием. Потому что мы часто хотим одного, а Божий промысле о нас другой.

Тут некоторые неофиты могут удивиться, что же может быть выше и лучше монастыря? Если человек выбирает такой путь, то Бог через старца обязательно его благословит. Но нам не ведомы пути Господни. Иногда бывает совсем наоборот: приезжает девушка за благословением в монастырь, а Божий человек ее замуж отправляет.

Об одном таком эпизоде можно прочитать в житие святого преподобного Серафима Саровского и в «Летописи Серафима–Дивеевского монастыря». Пришли как-то к батюшке Серафиму две женщины: одна совсем молоденькая просила благословение замуж, а другая 30 летняя – вмонастырь. А батюшка Серафим благословил иначе: молодую отправил в монастырь, а 30 летней, к ее ужасу, благословил замуж. Почему это вызвало такое недоумение у старшей женщины? Да потому, что в 19 веке девушки, не вышедшие до 30 лет замуж, считались старыми девами, и их шансы создать семью ровнялись практически нулю. Но тут все сложилось удачно для обеих женщин, и каждая впоследствии была довольна своей жизнью.

И в житиях многих святых мы узнаем, как людям, решившим избрать монашеский путь, были совсем иные благословения.

Вообще, надо отметить, что в монастырь не уходят лишь от того, что не удалась личная жизнь – как это, увы, можно встретить в наше время. В былые времена в монастырь не брали, если человек был против брака и семьи! Ибо брак Богом установлен и благословлен! И то, что сейчас в мире попираются идеалы брака и семейные ценности – страшный грех. И монахи тем более не должны участвовать в этом грехе, уничижая брак и семью.

Просто лично для себя они выбрали монашеский путь, и выбрали его исходя из своих духовных потребностей, где отказ от брака рассматривается не как самоцель – для этого вообще-то уходить из мира не обязательно, – но как средство и возможность всего себя посвятить Богу и духовной жизни.

Выбор монастыря

Здесь может быть два варианта: или ваш духовник или старец вас сразу благословят в конкретный монастырь, и вам лишь останется смиренно принять волю Божию, или вы получите благословение на монашеский путь, но монастырь вам придется выбирать самим.

И здесь стоит еще во время вашей самостоятельной подготовки поездить по паломничать по разным обителям. Кстати, греха в этом нет. Даже у святых сердце прилежало к одним монастырям, а к другим противилось. Тут действительно стоит лишь подивиться, что у каждого человека может быть «свой монастырь». И это справедливо даже для семейных. Иногда люди признаются, что уже пол России объездили, и заграничные великие святыни посетили, а вот есть у них любимый монастырь, в который они каждый год приезжают помолиться всей семьей, и ничего с этим поделать нельзя.

Остается вспомнить бытующую среди православных фразу: «не мы святых выбираем, а они нас».

Так что при выборе монастыря стоит слушать свое сердце. Ну а технически просто берите список мужских или женских монастырей России и ищите то, что ближе к вашей местности. Читайте историю создания обители, узнавайте, какие святыни есть в монастыре, какие святые их основали, и отправляйтесь туда в паломничество, чтобы опытным путем понять, ваше это место, или нет.

Как уехать трудником в монастырь

После того, как вы выбрали монастырь, постарайтесь выбраться туда на длительное время, для начала недельки на две (в последующие разы можно увеличить время пребывания в монастыре и до месяца). Значит экскурсионный вариант, предлагаемый паломническими службами и турфирмами, вам не подойдет. Придется добираться в монастырь самостоятельно.

Приехав на место, в монастыре необходимо сказать, что вы приехали на столько-то дней – недель (указать точно) и хотите потрудится на благо обители. Тут же можно сказать, какие у вас есть серьезные заболевания (если есть) и попросить это учесть при послушании. Но говорить об этом стоит смиренно и быть готовым к отказу. Хотя, как правило, в монастыре идут на встречу. Но иногда Господь особо испытывает тех, кто хочет уйти в монастырь, как бы проверяя решимость испытуемого!

Кстати, на трудничество можно приезжать всем, а не только решившимся на монашество. Это вообще богоудгодное дело. И многие святые говорили, что Бог благословляет людей, и те семьи, в которых трудятся на благо монастыря. Батюшка Серафим, говоря о Дивеево, заметил, что даже те, кто пыль здесь протрет, получают большую благодать.

Подробнее о трудничестве в Дивеево с проживанием и питанием можно узнать из статьи Паломнический центр Серафимо-Дивеевской обители

Как попасть жить в женский монастырь, как уехать в мужской монастырь?

Пройдя путь трудничества, а желательно не один раз, и окончательно решив уйти из мира, вам стоит сделать последний шаг: записаться на аудиенцию к игумену (в мужском монастыре) или игуменье (в женском) монастыре. И уже в личной беседе изъявить свое желание уйти в монастырь. Дальнейшее развитие событий будет развиваться по результату этой беседы, и у каждого оно будет своим. Дальнейшие советы здесь неуместны.

Можно ли с ребенком уйти в монастырь?

Этот вопрос волнует многих, кто оказался перед духовным выбором уже после того, как побывал замужем/женился и имеет детей. И тут возникает большое количество вопросов.

  • Во–первых, если рассуждать логически, да и по-Божески тоже, то необходимо вначале воспитать ребенка до его совершеннолетия, а уже потом со спокойной совестью уходить в монастырь, благословив свое повзрослевшее чадо жить с Богом.
  • Во–вторых, уходить в монастырь семейным можно лишь по обоюдному согласию, когда муж тоже уходит в монастырь, иначе, оставление одного из супругов будет приравниваться ко греху.

Для вдовцов и вдов монастырский путь считается наилучшим вариантом, и в былые времена многие так и поступали. Но тут опять же вопрос встает о детях. Какой возраст детей, какой их пол и сколько самих детей? Многие будучи многодетными вдовцами или вдовами предпочитали вступать во второй брак ради того, чтобы поднять детей на ноги.

Берут ли в монастырь с ребенком? Берут, но очень неохотно, не с младенцем, и учитывая конкретные обстоятельства каждого. Но надо помнить главное: в монастырь могут взять только однополого с вами ребенка. То есть в женский монастырь возьмут женщину с дочерью, а в мужской – мужчину с сыном.

В противном случае вам предложат лишь жизнь при монастыре на правах трудника: то есть дадут временный кров, питание и послушание, на котором вы будете трудиться.

Но оба эти варианта – не самый лучший выбор. Ведь уйти в монастырь хотите вы, а не ваш ребенок. И наивно надеяться на то, что если ребенок будет всю жизнь жить при монастыре, то в нем и останется, повзрослев – не стоит. В большинстве случаев все обстоит иначе: дети, достигнув совершеннолетия, убегают из монастыря сразу же, а в святую обитель приходит подвизаться молодежь из совершенно не воцерковленных семей.

Почему так происходит? Наверное, потому, что нарушается принцип свободы выбора пути, который каждому из нас дает Бог при рождении! Да, в наши права и обязанности как родителей входит наставление и обучение Закону Божьему своих детей. Но делать это стоит ненавязчиво, с большой любовью и деликатностью. Уповая не на свою родительскую власть и знания, а на волю Божию. И молиться за детей. Но не заставлять их.

Именно поэтому многие мудрые священники благословляют многим мамам (потому что чаще всего такой вопрос волнует именно женщин) жить в миру, как в монастыре, занимаясь воспитанием ребенка, а после его восемнадцатилетия уходить искать монашеского пути.

Если же вопрос стоит весьма остро, и женщина чувствует, что, не уйдя в монастырь она просто погибнет духовно, или имеется особое благословение старца, то решать вопрос ухода в монастырь все равно придется индивидуально.

И в этом случае, необходимо подумать и о ребенке. Тогда выбор монастыря стоит осуществлять, не только основываясь на собственном желании, но и руководствуясь рядом вопросов.

  1. Монастырь должен быть достаточно большой и обустроенный, находиться в крупном селе или недалеко от города, где есть больницы, и другие необходимые организации. В некоторых монастырях есть свои больницы или хотя бы медицинские пункты, где несут послушания врачи и медсестры, когда-то ушедшие в монастырь.
  2. В монастыре должна быть школа. Это сейчас, кстати, не проблема. При многих обителях устраивают общеобразовательные школы или даже гимназии, где ребенок может получать полное среднее образование, равное обычной светской школе.
  3. Все вопросы организации вашего ребенка вы должны решить сразу сами. Никто не обязан сидеть с вашим ребенком, пока вам вздумается почитать очередной акафист или сходить на еще одно богослужение. Как правило, мамы трудятся на послушании, пока ребенок в школе. В дальнейшее время они сами должны следить за своим ребенком и брать его с собой на послушания или церковные службы.

Как видите, это создает ряд затруднений и дополнительных обязанностей, учитывая закрытую структуру монастырского общежития и характер духовной жизни. Поэтому тем, кто задумывается о монастыре, имея на руках ребенка, стоит серьезно поразмышлять над этим вопросом.

Во сколько лет можно уйти в монастырь?

Гораздо реже, но все же встречается обратная ситуация, когда подростки, познавшие веру, совершенно искренне хотят уйти в монастырь, а родители их не пускают. Доходит вплоть до того, что дети буквально убегают в монастырь. Как решается ситуация в данном случае?

Без согласия родителей несовершеннолетних в монастырь не принимают, и постриг до 18 лет не совершается. Но позволить жить на правах трудников могут.

В любом случае Игуменья монастыря, в который обратился подросток, связывается с родителями, вызывая их на разговор. При этом успокаивая расстроенного «ребенка» и смягчая «непреклонность» родителей. Иногда удается достигнуть компромисса.

Несколько лет назад был случай в одном монастыре: 15 летняя девочка буквально на коленях умоляла Игуменью взять ее к себе в обитель. Та вызвала родителей на совместный разговор. Им удалось достигнуть компромисса: договорились, что девочка будет приезжать в монастырь на все лето, а осенью возвращаться домой, так как ей надо закончить школу. Такое решение Игуменья мотивировала перед родителями тем, что, разрешив хотя бы какое-то время пожить в монастыре своей дочери, те сохранят с ней хорошие отношения и не станут смертельными врагами. А девочка, в свою очередь присмотрится к монастырской жизни изнутри.

Так вот, если вам нет еще 18 лет, но вы хотите уйти в монастырь, вам может помочь разумное решение Игуменьи. Начните с того, что приезжайте в монастырь на каникулы. А с родителями постарайтесь достигнуть компромисса мирным путем, в чем может помочь искренняя молитва за них.

Татьяна Страхова