Колокольня в церкви

На древнем погосте Иоанно-Предтеченского храма на реке Наре издавна стоял деревянный храм. По преданию, погост Иванова Гора посетил преподобный Сергий Радонежский по дороге в Высоцкий монастырь. Здесь он посадил дуб, от которого ещё в 1890-х гг. оставался огромный пень. В 1895 г. была построена новая колокольня при храме Святого пророка Иоанна Предтечи по проекту архитекторов Михаила Яковлевича Кульчицкого (1857 — 1913) и Адольфа Адольфовича Нетыксы (1862 — 1905). Она была только на 2 аршина ниже, чем колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. Ее освятили настоятель Давидовой пустыни иеромонах Валентин и настоятель храма священник П. И. Лебедев. Колокольня строилась на средства благотворителя многих окрестных храмов, церковного старосты Предтеченского храма Диомида Митрофановича Хутарева (в поселке рядом, ныне носящем название Пролетарский, находилась его фабрика). Во втором ярусе был устроен храм во имя святого мученика Диомида. При фабрике Д. М. Хутарев создал школу, сохранилось известие, что ученики в количестве 83 человек ходили со священником П. И. Лебедевым в паломничество в Давидову пустынь, где им были предложены ночлег и трапеза.


Колокольня Иоанна Предтечи на Ивановой горе (N 55° 1.143′, E 37° 21.475′), как наглядный призыв к покаянию — отовсюду ее видно. Даже сейчас, когда уже нет ни шпиля над колокольней, ни креста, которые увеличивали сооружение еще на десять метров… На всю округу, на все соседние деревушки был слышен мощный голос восьмитонного главного колокола, призывающего на службу. Правда, было это без малого сто лет назад.


Кованый ажурный крест над византийского стиля башней был своего рода Полярной звездой, на которую ориентировались все шествующие той местностью — по высоте сооружение уступало только колокольне Ивана Великого, что в Московском Кремле. Да и для возведения колокольни было выбрано самое высокое место — Иванова гора.


В советские годы здания богадельни заняла психиатрическая лечебница. А храм, занимавший центральное место в комплексе, снесли. Теперь здесь в буквальном смысле гладкое место – площадка, поросшая травой.

Только могила последнего настоятеля Предтеченского храма Петра Лебедева с деревянным крестом напоминает о том, что здесь была церковь.


Но крест тогда еще увенчивал колокольню. Он долго стоял, накренившись, и, в конце концов, рухнул, серьезно повредив строение семейной усыпальницы фабриканта Диомида Хутарева. Это случилось 15 августа 1985 года, в полдень.

… 50-е годы…

Один из фильмов, сцены которого снимались на Ивановой Горе. Это фильм «Отчий дом» 1959 год.

И тут мне хочется вспоминать о ещё одной достопримечательности:
16 февраля 1888 г. Строительный комитет исходатайствовал у Харьковской городской Думы новый большой участок земли под постройку храма. 2 октября 1888 г. была совершена торжественная закладка новой церкви Высокопреосвященнейшим Амвросием, архиепископом Харьковским. На строительство храма, которое продолжалось около 20 лет, были затрачены огромные суммы и привлечены лучшие мастера своего дела. Окончательно храм был завершен в 1901 г., в этом же году он был торжественно освящен. Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей. Размеры нововозведенной церкви поражали своим величием: лицевой фасад — 34 м., высота до основания креста главного купола — 59 м., длина церкви 71 м., высота колокольни с крестом — 80 м. По поводу архитектурного убранства храма тот же И. Филевский писал: «Церковь выполнена в ново-византийском стиле. Со стороны внешнего вида она производит прекрасное впечатление своею грандиозностью и художественностью всего здания»:

Взгляните – ничего не напоминает?

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Что внутри колокольни? О храме с тысячной купюры заговорили по всей стране

Самый известный храм в России стал пристанищем для бездомных, в его колокольне полный бардак – такая новость тиражировалась на днях во многих соцсетях.

С особым интересом её обсуждали в Ярославле, ведь речь шла о местной церкви Иоанна Предтечи. Остальным россиянам она тоже хорошо знакома – объект культурного наследия федерального значения изображён на 1000-рублёвой купюре.

Фото — 10 лет

В качестве доказательства пост сопровождала весьма достоверная фотография: внутри храмового здания из красного кирпича на полу разбросаны грязные матрасы и мусор. Как есть – пристанище бомжей. Разве такое возможно? Некоторые пользователи усомнились в подлинности фото. Но оказалось, что оно настоящее.

«Снимок действительно был сделан внутри колокольни ярославской церкви Иоанна Предтечи, – подтвердила специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Елена Федорычева. – Только этой фотографии уже почти… 10 лет».

Сотрудники музея-заповедника, филиалом которого официально считается церковь, уже много лет вплотную занимаются её судьбой. В 2010-х годах с входной двери колокольни постоянно срывали замок — бездомные люди устраивались там на ночлег. По словам Елены Федорычевой, кардинально решить проблему музейщики смогли только после того, как заложили вход кирпичом, предварительно наведя в колокольне порядок.

Нужна реставрация

Законсервированный исторический объект сейчас ждёт реставрации. Чтобы привести в порядок весь храмовый комплекс, по оценкам специалистов, требуется около 1 млрд рублей. Пока деньги выделены лишь на реконструкцию ограды. Но когда-нибудь непременно дойдёт очередь и до колокольни.

А пока уникальная церковь Иоанна Предтечи – единственная в России 15-главая – почти ежедневно принимает туристов. Здесь можно увидеть красивейшие изразцы XVII века и роспись интерьеров, количеству сюжетов которой нет равных – примерно от 2,5 до 3 тысяч, точно так никто и не сосчитал.
«С одной стороны, хорошо, что соцсети подогревают интерес к церкви Иоанна Предтечи. Реставрацию здесь проводить надо! С другой – печально, что привлекают это внимание с помощью устаревшей информации», – с грустью говорит Елена Федорычева.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Самый загадочный православный храм

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи что в Коломенском является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных православных храмов. Официальное название этого храма Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Но в села Дьякова не существует уже много десятилетий, а церковь осталась, и название тоже сохранилось историческое.

Необычно в этой церкви все, начиная от загадок связанных с ее строительством и заканчивая местоположением и внутренним убранством.

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи расположен на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция. Сейчас это территория музея заповедника Коломенское. Как мне кажется, это самая труднодоступная действующая церковь на территории Москвы. Сюда не попасть, если идешь куда-то по делам. Она расположена в глубине парка, довольно далеко от метро.

Немного истории.

Сразу стоит сказать, что история возникновения и строительства этого храма окутана тайнами и предположениями. Даже общепринятая версия официально является лишь наиболее вероятной. Итак, относится эта церковь к 16 веку, то есть ко времени правления Ивана Грозного. Официально считается, что она была основана Василием III в 1529 году как моленный и обетный храм о рождении наследника. Дело в том, что у великого князя Василия долгое время не было наследников, он ждал своего первенца более 20 лет. Это послужило причиной развода его с первой женой, Соломонией Сабуровой. История это довольно мрачная и заслуживает отдельного рассказа, но речь сейчас не об этом. Во втором браке князя с Еленой Глинской детей у них тоже не было несколько лет. И вот зимой 1528/1529 года состоялась поездка великокняжеской четы по монастырям с молением о даровании наследника, но супруги не получали просимого, пока не обратились в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому.

Храмы посвященный святому Иоанну Предтече великий князь Василий III начал строить задолго до рождения у него сына. Это было связано с тезоименитством Ивана Калиты – родоначальника московских великих князей. Василий III молился, таким образом, о даровании наследника, которого обещал перед Господом наречь Иоанном в честь его великого предка. После рождения в 1530 году его сына, храмы святого Иоанна Предтечи строились уже в честь его именин. Свой обет он, естественно, выполнил.

Считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите.

И вот, 25 августа 1530 года (по старому стилю), в день памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, родился долгожданный наследник, будущий первый русский царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в их числе и всем известный Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году.

Архитектурное исполнение.

Необычность этой церкви во всем. Совершенно не типично для того времени оформление в виде башенок-бочонков, опоясывающих центральный столп.

Продолжительное моление великого князя отразилось на архитектуре и устройстве храма. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи что в Коломенском имеет пять пределов.

Один из приделов посвящен праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Так было выражено моление князя о зачатии наследника.

Другой придел посвящен апостолу Фоме. Здесь тоже скрыт глубокий смысл. Как мы знаем из Библии именно Фома из всех апостолов не поверил сразу в Воскресение Христа. Таким образом великий князь выразил свое покаяние в греховности сомнения и неверия.

Еще один придел посвящен митрополиту Петру, покровителю рода Калиты. Это знаменовало молитву о ниспослании чуда.

И еще один престол был освящен в честь равноапостольных Константина Великого и его матери Елены. Это символизировало молитву к небесной покровительнице Елены Глинской, второй жены князя.

Да и сам этот храм явился предтечей собора Василия Блаженного. Архитектурная форма, убранство – здесь можно провести много аналогий.

По архитектурной структуре храма трудно сказать что-то новое. Повторю лишь описание его найденное на просторах интернета.

«В целом храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой.

Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы центральный престол Иоанна Предтечи и престолы праведной Анны, апостола Фомы, Московского митрополита Петра, и равноапостольных Константина и Елены.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на запад, расположена двух пролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников.

Вверхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.»

Вот такое описание внешнего вида этого храма гуляет по сети и в целом оно довольно точное.

Хочется лишь отметить, что в этом храме довольно много скрытого символизма. Взять, например самое очевидное, — восьмиугольные башни. Что зашифровано в этой форме? Вообще восьмерка символизирует собой бесконечность. Или непрерывный процесс мироздания. Все выходит из «ничто» и в «ничто» обращается. Таким образом, восьмиконечная звезда, образованная сечением пределов храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи символизирует бесконечный процесс творения. По сути это и есть Вифлеемская Звезда, появление которой ознаменовало рождение Христа.

Загадки храма

Самой известной загадкой этого храма является первоначальная роспись на купольном своде центрального столпа. Это изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное красным цветом. Значение его до сих пор не раскрыто.

Официальное объяснение следующее: «На внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах этот знак пламеневидной спиральной свастики в XVI веке иногда заменяет образ Христа на своде главы и символизирует духовное открытие человеческой души к небу и вечное движение к Богу». Но это конечно ерунда. Просто необходимо объяснить этот символ хоть как-то более-менее правдоподобно. Но сейчас вопрос с ним решен окончательно. Его просто закрасили во время реставрационных работ.

Есть так же множество других легенд и загадок, связанных с этим храмом. Считается что холм на котором стоит храм испещрен ходами и в нем может быть спрятана библиотека Ивана Грозного. Эта легенда связана с тем, что Иван Грозный любил Коломенское и этот храм, отмечал тут свои именины и в последний раз побывал здесь незадолго до своей смерти, выезжая из Москвы с большими обозами. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки якобы остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью. Официально считается, что библиотека Ивана Грозного так и не найдена, но работ там проводилось много, а информацией о таких находках с широкими массами не делятся. Так что здесь могут быть лишь догадки.

Еще одна тайна и загадка просто не укладывается в голове. Дело в том, что еще при строительстве во времена Ивана Грозного полы в храме были выложены из надгробных плит. Для шестнадцатого века это просто нонсенс. Для этого наверняка была очень веская причина. Но сегодня узнать ее уже не возможно.

К 1980-м годам церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи была заброшена. Кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. Храм возвратили верующим и заново освятили лишь в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.

Да и само место положение этого храма очень не простое. Ведь изначально холм на котором он стоит назывался «Чертов городок» и по легенде там располагалось языческое капище.

Вместе с холмом, на котором расположено село Дьяково, он образует пару высоких холмов, разделенных глубоким оврагом. Этот овраг называется Голосов или Волосов, и про него есть у меня отдельная статья. В общем такое вот не простое место.

Сейчас официально Богослужения проходят регулярно по расписанию, а возобновились они 10 сентября 1992 г. При храме действует воскресная школа для детей, проводятся огласительные беседы. К храму приписан больничный храм царевича Алексия при городской психиатрической больнице № 15.

Но, не смотря на это, все не так просто как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что попасть внутрь храма не так легко. Конечно, во время Богослужения он открыт, но вот в остальное время туда не пускают. Это вообще не типично для православных церквей. А Богослужения в нем проводятся достаточно редко, только по выходным, да и то не каждую неделю. Что там происходит в остальное время за закрытыми дверями можно только догадываться. А двери кстати там двойные. Внешняя дверь деревянная, а за ней железная, и открывают их служители по очереди.

КОЛОКОЛЬНЯ

Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка в Московском Кремле

Колокольня, пристроенное к храму, или стоящее рядом сооружение, в котором повешены колокол или колокола, служащие для призыва к богослужению.

В первые времена христианства, когда оно еще подвергалось гонениям, верующие приглашались на молитвенные собрания тайным оповещением через особых вестников; но после того как религия Христова сделалась господствующей стало возможным и, при увеличении христианских общин, более удобным созывать их членов в храмы явным образом.

Для этой цели употреблялись сперва так называемые била — деревянные или металлические доски, из которых извлекался звук ударами молота или колотушки. Исторические указания на существование таких бил встречаются уже в V и VI столетиях. Колокола при церквах завелись позже, не прежде VIII столетия, и хотя вначале они были малы и неценны, однако для них стали вскоре устраиваться особые помещения.

Первые колокольни, упоминаемые в истории, находились в Риме, при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра; самые древние из сохранившихся до наших дней находятся в Вероне и Равенне. Они представляют собой круглые башни, стоящие отдельно от церквей.

В Западной Европе

В Западной Европе, начиная с XI в., число колоколен быстро возрастает — не потому, чтобы их требовала величина колоколов, все еще незначительная, а потому, что в наступившие смутные времена, когда церквам и монастырями ежеминутно грозила опасность нападения со стороны баронских дружин и хищников, эти сооружения, кроме религиозной цели, удовлетворяли и мирской, а именно играли роль подзорных башен, с которых можно было наблюдать приближение неприятеля и предупреждать о нем окрестных жителей посредством набата.

То, что сперва обуславливалось пользой и необходимостью, вскоре превратилось в предмет соперничества и кичения: каждая церковь хотела иметь свою колокольню, каждый епископ или аббат считал важным делом воздвигать в своей резиденции высокую башню — видимый знак своей силы. Место, отводившееся колокольням романским зодчеством в общем плане церкви, было различно. Вначале она ставилась, по-прежнему, отдельно — обычай, удержавшийся надолго в Италии и, отчасти, в южной Франции. Потом ее стали воздвигать в связи с храмом, в середине его западного фасада, над главным входом. Далее, появились две башни на краях этого фасада, с обеих сторон притвора, пара башен над концами боковых нефов, примыкающими к трансепту, башня над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих пунктах одновременно. Таким образом произошли храмы о нескольких колокольнях. Их особенно много в Нормандии, где второстепенные церкви имеют по три, большие соборы пять, а некоторые даже и большее число башен (в реймсском соборе — их семь, в лаонском — девять).

Форма башен изменялась, смотря по произволу зодчих и по стране, в которой они строились. Вначале цилиндрическая, она перешла потом в четырехгранную и в восьмигранную, суживающуюся кверху. Обыкновенно башня разделялась на несколько этажей, снабженных окнами и отверстиями для пропускания звука (Schallöffnungen). Этим пролетам придавался вид двулопастных и трехлопастных арок, а также трифория, столь обычный в романской архитектуре. Крыши башен были по большей части свинцовые, хотя иногда делались также из каменных плит и черепицы. Им сообщалась форма остроконечного конуса, но чаще форма четырехгранной или восьмигранной более или менее высокой пирамиды, у основания которой, по углам башни, иногда ставились четыре такие же небольшие главки или балдахинчика.

С приближением к готической эпохе, крыша становится все выше и выше, все более и более остроконечной. В упомянутую эпоху число колоколен. при церкви сокращается: их бывает или одна, в середине главного, западного фасада, или — что встречается чаще — две, по краям этого фасада. Готические колокольни имеют в плане вообще форму квадрата и образуют несколько этажей, постепенно суживающихся кверху и почти незаметно переходящих в остроконечную крышу. Каждая сторона колокольни, в каждом этаже, почти вся занята одиночным или двухчастным и вообще сложным стрельчатым окном. При этом, чем выше этаж от земли, тем все его вертикальные линии длиннее; крыша над последним из них имеет форму весьма высокой восьмигранной пирамиды, которая, к концу развития готики, становится совершенно сквозной, состоящей из орнаментированных каменных, плотных ребер и из узорчато-резных промежутков между ними. При ее основании, с верхнего этажа, поднимаются небольшие башенки, которые, вместе с подобными башенками, высящимися с устоев нижних этажей, с остроконечными фронтончиками над окнами и с балдахинчиками в других частях колокольни, придают ей вид как бы стройного кипариса или другого хвойного дерева, вытянувшегося на громадную высоту. Самая вершина колокольни увенчивалась крестом, фигурой петуха (эмблемой христианского бодрствования), но, всего чаще, так называемым флероном или крестоцветом. Многие готические колокольни, спроектированные чересчур сложно и грандиозно, остались недостроенными, по недостатку времени и денег для их окончания. В эпоху Возрождения, колокольни, как сооружения, которых не знало искусство древнего мира, доставлявшее образцы художникам этой эпохи, утратили первенствующее значение, какое они приобрели перед тем в церковной архитектуре. Относительно места, отводимого для них в плане храма, их формы, их размеров, водворились произвол и крайнее разнообразие; но вообще они стали строиться в полнейшем слиянии с храмом, в общем его характере и гармонии с прочими его частями, постоянно уступая господство над собой куполу. Самые высокие колокольни на Западе и, вместе с тем, во всем мире — кельнского собора (512 футов), страсбургского собора (466 футов), собора св. Стефана, в Вене (453 фута), св. Михаила, в Гамбурге (426 футов).

В России

Хотя колокола и появились в нашем отечестве чуть ли не тотчас по его обращении в Христианство, однако, составляли вначале редкость, были немногочисленны и невелики. При русских церквах домонгольского и монгольского периодов нашей истории, колокольни, по-видимому, не строились. По крайней мере, об особых помещениях для колоколов впервые говорится в летописях только с XIV столетия. Каковы были вид и устройство этих помещений, называвшихся «персями», или «першами», — о том трудно сказать что-либо положительное. По всей вероятности, первые колокольни на Руси были временные, деревянные, устроенные в виде козел. Потом деревянные столбы козел заменились каменными, самое их число увеличилось, их прикрытию дана большая прочность, и таким образом образовался тип так называемых «звонниц», которые мы находим еще доныне при многих древних церквах, особенно в бывших областях Новгорода и Пскова (например, при Софийском соборе, в Новгороде, при церкви Николы Явленного, в Пскове, в Мирожском монастыре и пр.).

Звонница представляла собой каменную стену умеренной длины и вышины, прорезанную двумя, тремя или несколькими сквозными арками, расположенными в один, а иногда и в два яруса и крытую по фронтончикам над арками. Такие первоначальные покрытия почти у всех сохранившихся звонниц теперь исчезли и заменились прямой односкатной или двускатной кровлей, из середины которой выступает небольшая главка. В пролетах арок вешались колокола, на балках. Обыкновенно звонница помещалась на стене самого храма, но также строилась иногда и отдельно от него, получая, в этом случае, нижний этаж, заключавший в себе лестницу, ведущую на платформу, с которой производился звон.

На иконах XVI столетия встречаются изображения не только подобных звонниц, но и деревянных колоколен, имеющих вид восьмигранных башен, которые впоследствии уступили свое место каменным. Этот тип колоколен водворился у нас, как можно предполагать, не без влияния западного зодчества и получил развитие в московский период нашего искусства, когда, кроме восьмиугольной формы, колокольням стали давать круглую и четырехугольную, с шатровым или пирамидальным верхом о шести и восьми гранях, или же с главой в виде луковицы. Нигде, однако, в допетровской Руси, колокольни не строились в связи с церквами, как это было на Западе, а постоянно воздвигались как отдельные здания, лишь иногда примкнутые к той или другой стороне храма. Высота их, в сравнении с западными, была незначительна. Единственное исключение, в этом отношении, составляет башня Ивана Великого в Москве.

Высокие колокольни, а равно и такие, которые находятся в тесной связи с церковью и входят в общий ее план, завелись в России только в XVIII столетии. Способ подвески колоколов в православных странах существенно разнится от того, какой принят в Западной Европе. На наших колокольнях они укрепляются неподвижно, на солидных балках, и звук извлекается из них посредством качания языка и его ударов о стенку колокола, тогда как в католических и протестантских странах колокол прикрепляется к подвижному рычагу и издает звон, когда этот рычаг приведен в движение. Вследствие этого, на Западе, колокола не могут быть так велики и тяжеловесны, как наши.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.