Конь роман Михайлович

Введение в сектоведение

Часть 1. Сектоведение как дисциплина 1. Предмет сектоведения и методы исследования 1.1. Содержание курса «введение в сектоведение» 2. Сектоведение в системе духовного образования Русской Православной Церкви. 3. Историко-филологическое определение понятия «секта» Часть 2. Конфессиональный подход к сектантству. 1. Католический подход к сектантству. 1.1 Определение понятия «секта» до второго Ватиканского Собора. 1.2. Сектантская тематика от второго ватиканского собора до середины 1980-х гг. 1.3. Сектантская тематика в официальных документах со второй половины 1980-х гг. 1.3.1. «Секты или новые религиозныедвижения: пастырский вызов» 1.3.2. «Христос несет живую воду». 1.4. Терминологическая проблематика в полемической литературе. 1.4.1. Секта 1.4.2. Культ 1.4.3. Новые религиозные движения 1.4.4. Особенности НРД 1.5. Методологические изъяны социологического подхода к религии и теории «промывания мозгов» 1.6. «Опус Деи»: католический культ? 2. Протестантский подход к сектантству. Предварительные терминологические замечания 2.1. Краткая история протестантского противокультового движения на Западе. 2.2. Протестантская терминология 2.2.1. Секта 2.2.2. Культ 2.2.3. Молодежные религии. 2.2.4. Квазирелигии П. Тиллиха. 2.3. Наиболее распространенные культы в XX в. 2.4. Причины увлечения культами и попадания в них. 2.5. Рекомендации полемистам с культами. 2.6. Термин секта в западном церковногосударственном праве до начала XIX в. Часть 3. Светский подход к сектантству 1. Религиоведческие и социологические концепции новых религиозных движений 1.1. Терминологическая проблематика в западном религиоведении и социологии религии. 1.1.1. Церковь, секта, деноминация 1.1.2. Культ 1.1.3. Культ и секта: сходство и отличие в признаках и факторах, способствующих их эволюции и распространению. 1.1.4. Новые религиозные движения: проблемы терминологии и классификации, основные черты. 1.2. Tерминологическая проблематика в российском религиоведении и социологии религии. 1.2.1. церковь и секта. 1.2.2. Культ. 1.2.3. Новые религиозные движения. 1.2.4. Традиционная и нетрадиционная религиозность 1.2.5. «Новый век» или «Нью эйдж». 1.2.6. Молодежные религии. 1.2.7. Обновленческие религии. 1.2.8. Оппозиционные религии. 1.2.9. Альтернативные религии. 1.2.10. Новые религии. 1.2.11. Восточные религии. 1.2.12. Харизматические культы. 1.3 Классификация сект (некоторые примеры). 1.3.1. Географическая классификация. 1.3.2. Историческая классификация. 1.3.3. Вероучительная классификация. 1.3.4. Некоторые примеры частных классификаций. 1.4 Правозащитные тенденции в российском религиоведении. 2. Антикультовое движение на Западе: история, идеология и практика. 2.1. Краткая история светского антикультового движения. 2.1.1. Контркультурная революция и восточные религии и культы. 2.1.2. Антикультовоe движение в Америке. 2.1.3. Антикультовоe движение в Европе. 2.2.1. Идеология процесса «промывания мозгов» 2.2.2. Практика депрограммирования 2.2.3. Идеология и практика консультирования 3. Еврейская оппозиция сектам на примере США. Часть 4. Православный подход к сектантству 1. Сектантская тематика в русском богословии до 1917 г. 1.1. Понятие «секта» в литературе по исследованию древних ересей. 1.2. Понятие «секта» в противосектантской миссии и литературе. 1.3. Обсуждение сектантской тематики VI Отделом Предсоборного Присутствия. 1.3.1. Проект осуждения учения сектантов. 1.4. Сектантская тематика и реформа духовного образования в начале xx в. 1.5. Теософия и антропософия – новый вызов церкви. 1.5. Сектантская тематика в документах предсоборного совета и поместного собора 1917–1918 гг. 1.6.1. Положение VI отдела предсоборного совета 1.6.2. О миссии и противосектантских миссионерах. 1.6.3. Осуждение сектантских учений в чине последования 1.6.4. Чин православия. 1.7. Использование терминов ересь и секта в документах святейшего синода православной греко-российской церкви и в государственных законах российской империи. 2. Русское заграничное сектоведение. 2.1. «Послание русского заграничного церковного собора о спиритизме, магнетизме, теософии и прочих оккультных вымыслах», 1921 г. 2.2 Осуждение теософии, антропософии, масонства на соборе 1932 г. 2.3 Осуждение оккультизма, теософии, спиритизма на Втором всезаграничном Соборе 1938 г. 2.4 Полемика с новыми сектами в 1970-х гг. в США. 2.5 Cравнительный анализ церковного и антикультового подхода к новым сектам (по трудам иером. Cерафима (Роуза)) 3. Сектантская тематика в русском Богословии с 1988 г. 3.1. Краткий исторический обзор появления сект в России и противостояния им. 3.2. Полемическая литература и терминология. 3.2.1. Осуждение ереси «Богородичного Центра». 3.2.2. Осуждение «Богородичного центра» и «Белого братства». 3.2.3. Появление в России теории тоталитарного сектантства. 3.3. Современные тенденции в русском сектоведении. Тоталитарная секта и деструктивный культ. 3.3.1. Определение тоталитарной секты или деструктивного культа, их критерии 3.3.2. Анализ основных положений и критериев 3.3.3. Сопоставление учения современных сект 3.3.4. Сопоставление святоотеческого подхода к сектам 3.3.5. Отношение западных христиан к теории «промывания мозгов». 3.3.6. Сопоставление религиозной практики новых сект 4. Классификация сект. 4.1. Классификации сект в русском сектоведении. 4.2. Классификации ересей в святоотеческой литературе. 4.2.1. Классификация свт. Василия Великого. 4.2.2. Классификация свт. Епифания Кипрского (315–403) 4.2.3. Классификация блж. Феодорита Киррского (386–457). 5. Причины появления сект в России. 5.2 Иностранное влияние. 5.2. Религиозное неведение 5.3. Недовольство состоянием Русской Православной Церкви. 5.4. Социально-экономические и политические условия роста сект. 5.5. Духовно-нравственные причины сектантства. 5.6. Светские западные теории происхождения сект 6. Обзор русского сектантства. 6.1. Язычество и сектантство в домонгольский период. 6.2. Ересь стригольников. 6.3. Ересь жидовствующих. 6.4. Ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. 6.5. Ересь Квирина Кульмана и Дмитрия Тверитинова. 6.6. Хлысты 6.7. Иоанниты. 6.8. Секта скопцов 6.9. Духоборчество. 6.9.1. История. 6.9.2. Современное состояние. 6.9.3. Учение. 6.10. Молоканство. 6.11. Иеговисты-ильинцы. 6.12. Малеванщина. 6.13. Толстовство. 6. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций в России. Часть 5. Динамика и тенденции развития религий в мире. 1. Динамика развития мировых религий и сект. 2. Динамика и тенденции развития христианских деноминаций и сект (на примере США). 3. Динамика и тенденции развития сект в России.

Представленный курс лекций вводит в круг проблем современного православного сектоведения. В нем рассматриваются разные подходы к пониманию природы сектантства, причин его появления и распространения, дефиниций, критериев и систематизаций сект. Прослеживается история сектоведения как богословской науки и влияние внешних факторов на ее понятийно-терминологический аппарат, методологию изучения и борьбы с сектами. Выявляются новые тенденции в русском сектоведении, которые рассматриваются с позиции святоотеческого предания. Для формирования широкого и объективного представления о сектантстве дается аналитический обзор его исследований в богословии западных конфессий, светском западном антикультовом движении и светской науке и показано влияние их идей в русском сектоведении. В книге публикуются проекты анафематизмов на секты, подготовленные VI отделом Предсоборного Присутствия для рассмотрения на Поместном Соборе 1917–1918 гг., а также послания и выдержки из постановлений Русских заграничных Церковных Соборов о сектантстве, спиритизме и оккультизме.

В книге используется материал курса лекций по сектоведению, который автор читает с 1996 г. в Московской духовной академии и семинарии, а также в Нижегородской и Коломенской духовных семинариях.

Русские не понимают друг друга,

потому что не договариваются

о словах

Шмеман А., прот. Дневники

КОНЬ РОМАН МИХАЙЛОВИЧ

«ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ»

По благословению архиепископа
Нижегородского и Арзамасского Георгия
Выражаем благодарность за помощь в
издании книги генеральному директору
ЗАО «Холдинговая компания ИНТЕРРОС»
Клишасу Андрею Александровичу
Русские не понимают друг друга, потому
что не договариваются о словах
(протоиерей А.Шмеман, «Дневники»)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1. Сектоведение как дисциплина
Введение
1. Предмет сектоведения и методы исследования
1.1. Содержание курса «Введение в сектоведение»
2. Сектоведение в системе духовного образования Русской Православной Церкви
3. Историко-филологическое определение понятия «секта»
Часть 2. Конфессиональный подход к сектантству
1. Католический подход к сектантству. Определение понятия «секта» до Второго Ватиканского собора
1.1. Сектантская тематика от Второго Ватиканского собора до середины 1980-х гг.
1.2. Сектантская тематика в официальных документах со второй половины 1980-х гг. «Секты или новые религиозные движения: пастырский вызов»
1.2.1. Проблема определения и классификации сект
1.2.2. Влияние идеологии западного антикультового движения на католическое представление о природе сектантства в 1980-1990-е гг.
1.2.3. Социально уязвимые группы и причины роста сект
1.3. «Христос несет живую воду»
1.3.1. Привлекательность «Нью эйдж»
1.3.2. «Новизна» «Нью эйдж»

1.3.3. «Космический Христос» и Христос Евангелия
1.3.4. Кто стоит за «Нью эйдж». Обращение: принуждение или поиск
1.3.5. Предварительные выводы
1.4. Терминологическая проблематика в полемической литературе
1.4.1. Секта
1.4.2. Культ
1.4.3. Новые религиозные движения
1.4.4. Особенности НРД
1.5. Методологические изъяны социологического подхода к религии и теории «промывания мозгов»
1.6. «Опус Деи»: католический культ
2. Протестантский подход к сектантству. Предварительные терминологические замечания
2.1. Краткая история протестантского противокультового движения на Западе
2.2. Протестантская терминология. Секта. От Лютера до конца XIX в
2.3. Протестантская терминология. Секта. Начало XX в
2.4. Протестантская терминология. Культ
2.5. Молодежные религии. Классификация молодежных религий
2.6. Квазирелигии П. Тиллиха
2.7. Наиболее распространенные культы в XX в. (по противокультовым публикациям)
2.8. Причины увлечения культами и попадания в них
2.9. Рекомендации полемистам с культами
2.10. Термин секта в западном церковно-государственном праве до начала XIX в
Часть 3. Светский подход к сектантству
1. Религиоведческие и социологические концепции новых религиозных движений. Введение
1.1. Терминологическая проблематика в западном религиоведении и социологии религии. Церковь, секта, деноминация
1.1.1. М. Вебер
1.1.2. Э. Трёльч
1.1.3. Р. Нибур
1.1.4. Современные подходы
1.1.5. Факторы, способствующие образованию новых сект и деноминаций
1.2. Культ
1.3. Культ и секта: сходство и отличие в признаках и факторах, способствующих их эволюции и распространению
1.4. Новые религиозные движения: проблемы терминологии и классификации, основные черты
1.4.1. Особенности НРД
1.4.2. Первое поколение
1.4.3. Харизматический лидер и обособленность НРД
1.4.4. Обращение и выход из НРД
1.4.5. Проблема насилия и последствия вовлеченности в НРД
1.5. Терминологическая проблематика в российском религиоведении и социологии религии. Церковь и секта
1.5.1. Религиоведческий статус РПЦ
1.5.2. Культ
1.5.3. Новые религиозные движения
1.5.4. Что нового в новых религиозных движениях
1.5.5. Религиозны ли новые религиозные движения
1.5.6. Традиционная и нетрадиционная религиозность
1.5.7. «Новый век» или «Нью эйдж»
1.5.8. Молодежные, обновленческие и оппозиционные религии
1.5.9. Альтернативные, новые и восточные религии
1.5.10. Харизматические культы
1.6. Классификация сект (некоторые примеры). Географическая, историческая и вероучительная классификация
1.6.1. Классификация Г. Мелтона
1.6.2. Некоторые примеры частных классификаций
1.7. Правозащитные тенденции в российском религиоведении
2. Антикультовое движение на Западе: история, идеология и практика. Введение
2.1. Краткая история светского антикультового движения. Контркультурная революция и восточные религии и культы
2.2. Антикультовое движение в Америке
2.2.1. Тэд Патрик как основоположник депрограммирования
2.2.2. Создание родительских комитетов и первых антикультовых организаций
2.2.3. Социологи против психологов: «промывание мозгов» или обращение
2.2.4. Американские христиане против теории депрограммирования

2.2.5. Американская психологическая ассоциация и антикультовое движение
2.3. Антикультовое движение в Европе
2.3.1. Правительственные комиссии по изучению деятельности культов
2.4. Идеология процесса «промывания мозгов». Происхождение термина «промывание мозгов»
2.4.1. Р. Лифтон — создатель теории реформирования мышления («промывания мозгов»)
2.4.2. Психологическая теория эго-идентичности Э. Эриксона и ее влияние на Р. Лифтона
2.4.3. Восемь признаков реформирования мышления по Р. Лифтону
2.4.4. Три стадии трансформации мышления по Э. Шайну
2.4.5. Шесть признаков использования технологии «промывания мозгов» по М. Сингер
2.4.6. Теория «промывания мозгов» и светская наука
2.5. Практика депрограммирования
2.6. Идеология и практика консультирования по выведению из сект
2.6.1. Определение культа
2.6.2. Классификация культов
2.6.3. Контроль сознания
2.6.4. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
2.6.5. Четыре признака использования контроля сознания
2.6.6. Модель трансформации сознания по С. Хассену
2.6.7. Практика консультирования по выведению из сект
2.6.8. Подход стратегического взаимодействия (ПСВ)
2.6.9. ПСВ или консультирование?
2.6.10. Выводы
3. Еврейская оппозиция сектам на примере США
Часть 4. Православный подход к сектантству
1. Сектантская тематика в русском богословии до 1917 г. Введение
1.1. Понятие «секта» в литературе по исследованию древних ересей
1.2. Понятие «секта» в противосектантской миссии и литературе
1.3. Обсуждение сектантской тематики VI Отделом Предсоборного Присутствия
1.3.1. Проект осуждения учения сектантов
1.4. Сектантская тематика и реформа духовного образования в начале XX в.
1.5. Теософия и антропософия — новый вызов Церкви
1.6. Сектантская тематика в документах Предсоборного Совета и Поместного Собора 1917-1918 гг.
1.6.1. Положение VI Отдела Предсоборного Совета «О русских сектах и меры церковной борьбы с ними»
1.6.2. О миссии и противосектантских миссионерах
1.6.3. Осуждение сектантских учений в чине Последования Православия, принятого Поместным Собором 1917-1918 гг.
1.6.4. Чин Православия
1.7. Использование терминов ересь и секта в документах Святейшего Синода Православной Греко-Российской Церкви и в государственных законах Российской империи
1.8. Выводы
2. Русское заграничное сектоведение
2.1. «Послание Русского заграничного Церковного Собора о спиритизме, магнетизме, теософии и прочих оккультных вымыслах», 1921 г.
2.2. Осуждение теософии, антропософии, масонства на Соборе 1932 г.
2.3. Осуждение оккультизма, теософии, спиритизма на Втором всезаграничном Соборе 1938 г.
2.4. Полемика с новыми сектами в 1970-х гг. в США
2.5. Сравнительный анализ церковного и антикультового подхода к новым сектам (по трудам иеромонаха Серафима Роуза)
3. Сектантская тематика в русском богословии с 1988 г. Краткий исторический обзор появления сект в России и противостояния им
3.1. Полемическая литература и терминология
3.1.1. Осуждение ереси «Богородичного центра» и «Белого братства»
3.1.2. Появление в России теории тоталитарного сектантства
3.2. Современные тенденции в русском сектоведении. Тоталитарная секта и деструктивный культ. Введение

3.2.1. Определение тоталитарной секты или деструктивного культа, их критерии
3.3. Анализ основных положений и критериев теории тоталитарного сектантства. Гуруизм
3.3.1. Представление о гуру в индуизме
3.3.2. Представление о гуру в некоторых современных сектах
3.3.3. Эзотерический разрыв и организационная структура
3.4. Методы обращения и удержания адептов в сектах
3.4.1. Обман и насилие
3.4.2. Бомбардировка любовью
3.4.3. Гипноз и измененные состояния сознания
3.4.4. Конфессиональная анонимность
3.5. Синкретизм и эклектизм сектантских доктрин
3.6. Приспособленность сект к массовой культуре, сращение с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных государств
3.7. XX век как время возникновения тоталитарных сект. Неисторичность этой теории
3.8. Сопоставление учения современных сект с осужденными Церковью ересями
3.9. Сопоставление святоотеческого подхода к сектам с методологией теории тоталитарного сектантства
3.10. Отношение западных христиан к теории «промывания мозгов»
3.11. Сопоставление религиозной практики новых сект с практикой мировых (культурообразующих) религий
4. Классификация сект. Введение
4.1. Классификации сект в русском сектоведении
4.2. Классификации ересей в святоотеческой литературе
5. Причины появления сект в России. Иностранное влияние
5.1. Религиозное неведение
5.2. Недовольство состоянием Русской Православной Церкви
5.3. Социально-экономические и политические условия роста сект
5.4. Духовно-нравственные причины сектантства
5.5. Светские западные теории происхождения сект
6. Обзор русского сектантства
6.1. Язычество и сектантство в домонгольский период
6.2. Ересь стригольников
6.3. Ересь жидовствующих
6.4. Ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого
6.5. Ересь Квирина Кульмана и Дмитрия Тверитинова
6.6. Хлысты
6.7. Иоанниты
6.8. Секта скопцов
6.9. Духоборчество
6.10. Молоканство
6.11. Иеговисты-ильинцы
6.12. Малеванщина
6.13. Толстовство
7. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций в России
Часть 5. Динамика и тенденции развития религий в мире
1. Динамика развития мировых религий и сект
2. Динамика и тенденции развития христианских деноминаций и сект (на примере США)
3. Динамика и тенденции развития сект в России
4. Примечания к таблицам
Представленный курс лекций вводит в круг проблем современного православного сектоведения. В нем рассматриваются разные подходы к пониманию природы сектантства, причин его появления и распространения, дефиниций, критериев и систематизаций сект. Прослеживается история сектоведения как богословской науки и влияние внешних факторов на ее понятийно-терминологический аппарат, методологию изучения и борьбы с сектами. Выявляются новые тенденции в русском сектоведении, которые рассматриваются с позиции святоотеческого предания. Для формирования широкого и объективного представления о сектантстве дается аналитический обзор его исследований в богословии западных конфессий, светском западном антикультовом движении и светской науке и показано влияние их идей в русском сектоведении. В книге публикуются проекты анафематизмов на секты, подготовленные VI отделом Предсоборного Присутствия для рассмотрения на Поместном Соборе 1917-1918 гг., а также послания и выдержки из постановлений Русских заграничных Церковных Соборов о сектантстве, спиритизме и оккультизме. В книге используется материал курса лекций по сектоведению, который автор читает с 1996 г. в Московской духовной академии и семинарии, а также в Нижегородской и Коломенской духовных семинариях.

Конь, Роман Михайлович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Конь.

Роман Михайлович Конь
Дата рождения:

18 октября 1960 (52 года)

Место рождения:

г. Львов, УССР, СССР

Научная сфера:

Сектоведение

Место работы:

Московская духовная семинария, преподаватель; Сретенская духовная семинария, преподаватель

Учёная степень:

Кандидат богословия

Учёное звание:

Доцент

Альма-матер:

Московская духовная академия , Львовский сельскохозяйственный институт

Награды и премии


Рома́н Миха́йлович Ко́нь (18 октября 1960, Львов, Украинская ССР) — преподаватель сектоведения Московской Духовной академии, Сретенской духовной семинарии, Нижегородской Духовной семинарии и Коломенской Духовной семинарии, кандидат богословия, исследователь современных сектантских движений России.

Автор книги «Введение в сектоведение», являющейся учебным пособием для студентов духовных семинарий и академий, и посвящённым теоретическим вопросам: исследованию природы сектанства, причин его появления и распространения, подходам к борьбе, систематизации современных культов и сект.

Биография

Родился 18 октября 1960 года во Львове.

С 1977 по 1982 гг. обучался в Львовском сельскохозяйственном институте.

С 1986 по 1989 гг. обучался в Московской духовной семинарии.

С 1989 по 1993 гг. обучался в Московской духовной академии.

С 1993 по 1995 гг. являлся слушателем аспирантуры Московской православной духовной академии.

В 1994 году ему была присвоена учёная степень кандидата богословия за защиту диссертации на тему: «Святая евхаристия в раскрытии отцов Церкви IV-го века».

С 1994 по 2000 гг. — научный сотрудник сектора по связям с протестантскими церквами Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В это время Р. М. Коню поручается работа по подготовке материала о современных сектах. Через некоторое время, по благословению руководителя Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла Р. М. Конь стал заниматься темой сектоведения в качестве специалиста.

В 1996 году ректор МДА архиепископ Евгений (Решетников) приглашает Р. М. Коня в качестве преподавателя сектоведения в Московской духовной семинарии.

Осенью 2003 года получает приглашение читать лекции по сектоведению от ректора Нижегородской духовной семинарии архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова).

Является также преподавателем в Коломенской духовной семинарии.

С 2005 года является доцентом Московской духовной академии.

Награды

  • 1988 — Медаль преподобного Сергия Радонежского II степени
  • 2005 — Орден преподобного Сергия Радонежского III степени

Библиография

  • Конь Р. М. Введение в сектоведение. — Н.Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2008. — ISBN 978-5-903657-09-4
  • Конь Р. М. К вопросу о современных тенденциях в русском сектоведении. Доклад на Втором миссионерском съезде Русской Православной Церкви. 1999 г.. — Труды Нижегородской Духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. Выпуск 6. — М., 2008.
  • Конь Р. М. Сектоведение. Конспект лекций для студентов 4 курса. — Сергиев Посад, 2006.
  • Конь Р. М. Кандидатская диссертация «Святая Евхаристия в раскрытии отцов Церкви IV века». — М., 1994.

Примечания

  1. Конь, Роман Михайлович, биография//Православный портал Церковь.ру
  2. Конь Р. М.»Введение в сектоведение» Украина сектантская
  3. Г. Валкин У сектоведа работы — непочатый край! журнал «Православное слово в Нижнем Новгороде» № 4, 2009 г.
  4. Конь, Роман Михайлович Московская православная духовная академия

Ссылки

  • Роман Михайлович Конь. Официальный сайт Московской православной духовной академии. Архивировано из первоисточника 12 мая 2012. Проверено 25 января 2011.
  • «Участники семинара обсудят обстоятельства возникновения секты АСД». Православие.Ru. Архивировано из первоисточника 12 мая 2012. Проверено 25 января 2011.
  • Вячеслав Гольцов «В борьбе с сектантством чрезвычайно важен святоотеческий опыт». Сибирская Православная газета. Архивировано из первоисточника 12 мая 2012. Проверено 25 января 2011.
  • «Сектоведение в РПЦ: «перезагрузка»». Институт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла БГУ (5 ноября 2009 г.).(недоступная ссылка — история) Проверено 25 января 2011.
  • «Снова о сектах». Официальный сайт Нижегородский епархии (28 октября 2004 г.). Архивировано из первоисточника 12 мая 2012. Проверено 25 января 2011.
  • Мартинович В. А. Рецензия на книгу Коня Р.М. «Введение в сектоведение». Информационно-консультативный миссионерский Центр им. преп. Иосифа, игумена Волоцкого (август 2009 г.). Архивировано из первоисточника 12 мая 2012. Проверено 25 января 2011.
  • Григорий Валкин «У сектоведа работы — непочатый край!». «Православное слово в Нижнем Новгороде» (№ 4, 2009 г.). Проверено 25 января 2011.