Константин великий

Металлоискатели в России / Только белая техника!

Константин Великий и Крисп

«Нет повести печальнее на свете», — хочется сказать словами Шекспира о трагедии, разразившейся в семье одного из самых известных монархов в мировой истории. Константин I Великий после смерти своего отца Костанция Хлора в Британии в 306 году был провозглашен императором. Успешно воевал с варварскими племенами в Германии и Галлии. В 312 году после разгрома войск императора-узурпатора Максенция Константин вступил в Рим и стал повелителем западной части Римской империи. В ознаменование этой победы в Риме была воздвигнута сохранившаяся до сих пор триумфальная арка.

Константин Великий (Колосс Константина, Капитолийские музеи, Рим)

В 313 году совместным эдиктом с соправителем Лицинием он прекратил гонения на христиан. В 330-м Константин перенес столицу государства в Новый Рим, построенный на берегу Босфора на месте древнего греческого города Византии и впоследствии названный Константинополем. Организовал новое государственное устройство, провел финансовую и налоговую реформы. Был женат на Фаусте, дочери императора Максимиана Геркулия, и имел от нее 3 сыновей и 3 дочерей.

Древний Константинополь

Старшего сына родила ему простая незнатная женщина по имени Минервина. Этого сына звали Крисп. Он проявил себя дельным человеком и полководцем. В 17 лет стал цезарем, получил в управление галльские провинции и одержал несколько побед над варварами. Во время войны западного императора Константина с императором Востока Лицинием, Крисп командовал частью войск отца и победил флот Лициния в Геллеспонте. Крисп пользовался уважением и любовью народа.

Крисп. Скульптурных изображений почти не сохранилось.

Жена Константина Фауста, мачеха Криспа, очень не хотела возвышения пасынка, и беда для него пришла не от каких-нибудь варваров или новых врагов отца, беда пришла изнутри, из дома самого отца. Фауста не для того рожала наследников трона, Константина младшего (316–340), Констанция (317–361) и Константа (323–350), чтобы они подчинялись первому сыну Константина от предыдущего брака с неизвестной простолюдинкой, поэтому она решила оклеветать сына перед отцом. За свой статус ей не было смысла переживать: как жена императора, она носила звание «Благороднейшая женщина», а с 323 года стала «Августой».

Фауста, жена Константина, на монете. На реверсе держит на руках сыновей.

Она переживала за детей, стремясь их всеми правдами и неправдами удержать у власти. С определенного времени она начинает наговаривать Константину разные гадости на Криспа, а однажды вдруг сообщает ему, что Крисп домогался ее и хотел изнасиловать! Константин не привык не верить своей жене, а ее обвинение Криспа было слишком чудовищно, чтобы после этого поверить сыну. Недоверие между отцом и сыном привело к трагедии.

Монета Константина Великого

С той минуты, когда Константин поверил Фаусте, в их семье разыгралась катастрофа, ставшая самой большой, если не единственной трагедией в жизни Константина. К всеобщей неожиданности, император приказал арестовать Криспа и сослать в город Пулу на балканском полуострове Истрия (ныне в Хорватии) , а впоследствии убить в заточении. Так и произошло.

Монета. Сын Константина Крисп в военных доспехах

Когда об этом узнала Елена, престарелая мать Константина и бабушка Криспа. Она объяснила Константину, что он должен открыть глаза, что Фауста оклеветала его первенца ради продвижения своих детей.

Августа Елена, мать Константина.

Константин осознал всю глубину трагедии, постигшей его, и решил совершить другое преступление, мотивом стала уже месть. Он решил убить свою жену Фаусту. Как пишет Аврелий Виктор, Константин столкнул Фаусту в горячую воду в бане, что привело к ее смерти.

И еще небольшой штрих к этой семейной драме. В 337 году после смерти императора Константина между его детьми от Фаусты начнется война за власть. Константин II погибнет в войне с Константом. Констант падет от руки узурпатора Магнеция. Констанций II победит Магнеция и станет императором. К середине IV века у Констанция останется только два дальних родственника: Констанций Галл и Юлиан. Галл вскоре будет казнен – ему отрубят голову по доносу. Из клана Константина Великого останется только один Юлиан. Известный в истории как Апостат, то есть Отступник, и он положит конец длительному правлению Констанция II, подняв мятеж в германских легионах.

Что посмотреть: «Расцвет и падение Римской империи», 2006 год, документальная драма BBC, 5 серия «Константин».

Константиновичи — потомки Константина Николаевича (сына Николая I)

Константин Николаевич Романов
Константин Николаевич Романов ещё один сын Николая I. Константин Николаевич (9 сентября 1827, Санкт-Петербург — 13 января 1892, Павловск, близ Санкт-Петербурга) — генерал-адмирал, является отцом Ольги Константиновны, о которой я уже писала в предыдущих постах. В 1848 году в Петербурге женился на Александре Фридерике Генриетте Паулине Марианне Элизабете, пятой дочери герцога Саксен-Альтенбургского Йозефа (в православии Александра Иосифовна), является его троюродной сестры. В день свадьбы был произведён в контр-адмиралы, назначен шефом Морского кадетского корпуса и командиром лейб-гвардии Финляндским полком. Однако после нескольких лет страстной любви к своей красавице жене, родившей ему шестерых детей, наступило охлаждение. Предметом его обожания стала балерина Мариинского театра Анна Васильевна Кузнецова (1847—1922), дочь великого трагика Василия Андреевича Каратыгина.

Анна Васильевна Кузнецова
Обо всём Константин Николаевич сам честно рассказал своей супруге и призвал «соблюдать приличия». О второй семье великого князя знали многие. Император Александр III относился к поведению дяди резко отрицательно, у него перед глазами был пример матери императрицы Марии Александровны, которая мучилась из-за связи мужа императора Александра II и княжны Долгоруковой. Именно это, а не только либерализм, явилось причиной нерасположения Александра III к дяде. Тем не менее всем внебрачным детям в 1883 году император пожаловал отчество «Константиновичи», фамилию «Князевы» и личное дворянство, а в 1892 году — потомственное (фактически к этому моменту все сыновья Константина и Кузнецовой умерли в детстве, поэтому дворянский род Князевых был представлен только двумя дочерями, и фамилия дальше не передавалась).
От этой связи родились дети:
Сергей (1873—1873),
Марина (1875—1941; муж — Александр Павлович Ершов),
Анна (1878—1920; муж — Николай Николаевич Лялин),
Измаил (1879—1886),
Лев (1883—1886).
Великий князь Константин Николаевич и его дочь Мариночка
«КОНСТАНТИНОВИЧИ»
Дети Константина Николаевича от первого брака с Александрой Иосифовной:
Николай Константинович (1850—1918)
Ольга Константиновна (1851—1926), Королева Эллинов, муж — греческий король Георг I
Вера Константиновна (1854—1912); муж — Вильгельм Евгений, герцог Вюртембергский)
Константин Константинович (1858—1915; жена — Елизавета Маврикиевна, принцесса Саксен-Альтенбургская)
Дмитрий Константинович (1860—1919)
Вячеслав Константинович (1862—1879)
Об Ольге Константиновне я уже писала ранее. Теперь об остальных «Константиновичах», внуках Николая I.

Великий князь Николай Константинович (2 февраля 1850 года, Санкт-Петербург — 14 января 1918 года, Ташкент) — первый ребёнок великого князя Константина Николаевича, младшего брата будущего российского императора Александра II, внук Николая I. Жена (15 декабря 1878 — 7 марта 1900) Надежда Александровна Дрейер (1861—1929?), дочь оренбургского полицмейстера Александра Густавовича Дрейера и Софьи Ивановны Опановской. 22 апреля (4 мая) 1899 года дворянке Надежде Дрейер высочайше повелено именоваться впредь фамилиею «Искандер».Умерла Надежда Александровна в 1929 году от укуса бешеной собаки.

Николай Константинович с супругой Надеждой Александровной в Ташкенте.
Дети: Старший сын — Артемий (родился в 1878 года в Самаре), высочайше пожалован фамилией «Искандер» и правами, личному дворянину присвоенными, 12 (24) августа 1889 года. По одной версии погиб во время Гражданской войны, сражаясь на стороне белых, по другой — умер от тифа в Ташкенте в 1919 году.

Младший сын — Александр Николаевич Искандер родился в 1887 г. в Ташкенте, от морганатического брака великого князя Николая Константиновича и Надежды Александровны Дрейер (1861—1929; дочери оренбургского полицмейстера Александра Густавовича Дрейера и Софьи Ивановны Опановской). Высочайше пожалован фамилией «Искандер» и правами, личному дворянину присвоенными, 10 (22) марта 1894 года. Первый брак: в 1912 году с Ольгой Иосифовной Роговской (1893—1962). Осталась в России, затем СССР. Дети носили фамилию и отчество её второго мужа Н. Н. Андросова: сын — Кирилл Николаевич Андросов (князь К. А. Искандер) (5.12.1915 — 7.2.1992); дочь — Наталья Николаевна Андросова (княжна Н. А. Искандер) (10.2.1917 — 25.07.1999) — последняя представительница Романовых по мужской линии, жившая в СССР, затем в РФ. В 1930 году в Париже Александр Николаевич женился вторично — на Наталье Константиновне Ханыковой (30.12.1893 — 20.4.1982). Боевой офицер, участвовал в антибольшевистском восстании в Ташкенте в январе 1919 года, сражался в Русской армии Врангеля, потом эвакуировался в Галлиполи, а затем — во Францию, где и умер в городе Грасе в 1957 году.

Внуки: Кирилл (1915—1992) и Наталья Искандер , дети Александра,внуки Вел.князя Николая Константиновича

Наталья Николаевна Андросова (княжна Н. А. Искандер; 1917—1999), всю жизнь прожила в СССР и России; занималась мотогонками, выступала в цирке (гонки по вертикали), мастер спорта СССР по мотогонкам; в Великую Отечественную войну была водителем на «полуторке». И другие дети, внебрачные.


Наталья Александровна Андросова-Искандер внучка великого князя Николая Константинов
Вера Константиновна, дочь Константина Николаевича, внучка Николая I. Вера Константиновна (4 (16) февраля 1854, Санкт-Петербург — 29 марта (11 апреля) 1912, Штутгарт, Вюртемберг) — младшая дочь великого князя Константина Николаевича и Александры Иосифовны.
Вера Константиновна и Вильгельм-Евгений
26 апреля 1874 года в Штутгарте Вера Константиновна вышла замуж за герцога Вюртембергского Вильгельма-Евгения (1846—1877), сына герцога Евгения Вюртембергского и княжны Матильды Шаумбург-Липпе. Брак оказался недолгим, супруг скончался через 3 года. Безутешная вдова горько переживала его смерть. У супругов было 3 детей:
Вера Константиновна, дочь Константина Никлаевича, её дочь Эльза с сестрой Ольгой и детьми.

Карл-Евгений (1875—1875)
Эльза (1876—1936), супруга князя Альбрехта Шаумбург-Липпе (1869—1942)
Ольга (1876—1932), супруга князя Максимилиана Шаумбург-Липпе (1871—1904)
Вера Константиновна была очень своеобразным человеком — глубоко религиозной с устоявшимися принципами. Как пишет в своей книге «В Мраморном дворце» ее племянник Гавриил Константинович, она, например, считала, что посещать театр — это тяжкий грех. На старости лет в 1909 году приняла лютеранство, что не нашло понимания в ее семье.

Дмитрий Константинович Романов
Дмитрий Константинович Романов (1 июня 1860, Стрельна, близ Санкт-Петербурга — 28 января 1919, Петроград), великий князь, Его Императорское Высочество, третий сын великого князя Константина Николаевича, внук Николая I.Шеф 16-го гренадерского Мингрельского своего имени полка, флигель-адъютант Его Императорского Величества. На службе состоял в лейб-гвардии конном полку до 1893, когда, в чине полковника, назначен командующим лейб-гвардии конно-гренадерским полком. Он никогда не был женат. Дмитрия Константиновича вместе с Павлом Александровичем, Николаем Михайловичем и Георгием Михайловичем отвезли в Петропавловскую крепость и в одну из январских ночей расстреляли. В последние минуты Дмитрий Константинович истово молился, повторяя: «Прости им Господи, не ведают, что творят…» Великий князь был канонизирован Русской Православной церковью за границей в сонме Новомучеников российских 1 ноября 1981 года.
Вел.кн.Вячеслав Константинович
Вячеслав Константинович — 1 (13) июля 1862, Варшава Польша — 15 (27) февраля 1879, Санкт-Петербург) — великий князь, младший сын Константина Николаевича и Александры Иосифовны. В 16-летнем возрасте великий князь скончался от менингита.
Константин Константинович Романов (КР)
Константин Константинович РОМАНОВ, внук Николая I, сын великого князя Константина Константиновича, известен всем как поэт под псевдонимом КР. У него было 9 детей. Один ребенок, Наталья умерла во младенчестве. КР — генерал-адъютант (1901), генерал от инфантерии (1907), генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург. Его жена — Елизавета Маврикиевна (урождённая Элизавета Августа Мария Агнеса Саксен-Альтенбургская; 13 (25) января 1865, Майнинген—24 марта 1927, Лейпциг), немецкая принцесса. Первое знакомство с будущим супругом состоялось во время короткого визита великого князя Константина в Альтенбург. Принцессе Елизавете было тогда шестнадцать лет, и она пленила его особым шармом и элегантностью манер. Официальное предложение от Константина принцесса получила спустя много месяцев. Помолвка состоялась в Альтенбурге. Вышла замуж 15 (27) апреля 1884 года в Петербурге, приняла имя Елизавета Маврикиевна, но православия не принимала, оставшись лютеранкой. С мужем поселилась в Мраморном дворце. Супруг приходился ей троюродным дядей (оба были потомками императора Павла I). Елизавета Маврикиевна усердно изучала русский язык. Своего мужа она любила нежно и беззаветно. Супруг нежно звал ее Лиленькой, а при дворе — грубовато Маврой. Елизавета была обычной женщиной, интересовавшейся будничными делами, увлекалась светскими новостями и сплетнями и не стала духовно близкой своему супругу, не разделяла его творческие порывы и вдохновения. «Со мной у нее редко бывают настоящие разговоры. Она обыкновенно рассказывает мне общие места. Надо много терпения. Она считает меня гораздо выше себя и удивляется моей доверчивости. В ней есть общая Альтенбургскому семейству подозрительность, безграничная боязливость, пустота и приверженность к новостям, не стоящим никакого внимания. Переделаю ли я ее на свой лад когда-нибудь? Часто мною овладевает тоска»,-писал Великий Князь через несколько месяцев после свадьбы. Отношение Константина Константиновича становились холоднее с каждым годом, Елизавета глубоко переживала обиду, но ее любовь к своему избраннику оставалась прежней. Свое счастье она видела в детях, воспитанию которых она уделяла большое внимание. Дети Константина Константиновича:
Иоанн (1886—1918), убит большевиками, Русской православной Церковью за рубежом Князь Иоанн причислен к лику Новомучеников Российских. Характерной чертой Иоанна Константиновича была его особая склонность ко всему церковному. Будучи человеком высокой духовной настроенности, он выделялся молитвенностью даже в кругу своей очень религиозной семьи. Князь даже думал посвятить себя духовной карьере, но влюбился, встретив сербскую принцессу Елену.
Иоанн Константинович с женой Еленой Сербской
Когда началась Первая мировая война Иоанн Константинович, как настоящий патриот, отправился на фронт. На войну отправились все сыновья Константина Константиновича. Вскоре их семья понесла первые потери. 2 сентября 1911 года Иоанн Константинович и принцесса Елена Петровна Сербская (1884—1962) поженились. Её родителями были Пётр I Карагеоргиевич и Зорка Черногорская. Супруги были счастливы в браке и имели двоих детей:
Князья Константиновичи с Императрицей и Великими княжнами.
Екатерина (1915—2007) — дочь Иоанна Константиновича. Когда Княжне было три года, её отец принял мученическую смерть от рук большевиков 18 июля 1918 года в Алапаевске, вместе с двумя братьями. Екатерина Иоанновна вместе с братом была вывезена из России в Швецию в ноябре 1918 года своей бабушкой Великой Княгиней Елизаветой Маврикиевной. Сначала они жили в Стокгольме, а потом вырвавшаяся из рук большевиков мать забрала Екатерину и Всеволода в Сербию. Позже они переехали во Францию, а затем в Великобританию. В Англии Екатерина Иоанновна окончила Оксфордский университет и получила блестящее образование, однако русским языком она не владела. Княгиня Елена Петровна, так много пережив в России, не захотела обучать родному языку своих детей. После окончания обучения, Екатерина Иоанновна вместе с матерью переехала в Италию.15 сентября 1937 года Княгиня Екатерина Иоанновна вступила в брак с маркизом Ружеро Фараче ди Виллафореста (1909 – 1970). Супруг Княгини являлся прямым потомком известного флорентийского рода Медичи, а также ответственным сотрудником Министерства иностранных дел Итальянского Королевства, возглавляемого графом Чиано. От этого брака у Екатерины Иоанновны и маркиза ди Виллафореста было трое детей: Николетта (р. в 1938 г.), Фьяметта (р. в 1942 г.) и Джованни (р. в 1943 г.). В конце 1930 –х Княгиня вместе с мужем жила в Венгрии, где маркиз ди Виллафореста проходил дипломатическую службу. Однако семейное счастье у Екатерины Иоанновны не сложилось. 13 ноября 1945 года супруги развелись. В новое замужество Её Светлость не вступала. После окончания Второй Мировой войны она вместе с детьми переехала в Аргентину и жила в Буэнос – Айресе. После того как дети Её Светлости образовали свои семьи, Екатерина Иоанновна стало много путешествовать, посетив многие страны мира. С 1982 года Екатерина Иоанновна жила в доме своей старшей дочери Николетты в столице Уругвая Монтевидео. После 1991 года Княгиню несколько раз приглашали посетить Россию, однако здоровье не позволяло ей осуществить поездку на Родину. Последние годы Екатерина Иоанновна тяжело болела, однако, несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, она постоянно думала о России, следя за событиями, происходящие в стране.
Княгиня Екатерина Иоанновна.
Её Светлость Княгиня Екатерина Иоанновна скончалась 13 марта 2007 года на 92 году жизни в Монтевидео, и была похоронена 16 марта на частном кладбище «Лос Фреснос». Поле смерти Княгини Екатерины Иоанновны ветвь «Константиновичи» рода Романовых пресеклась и по женской линии.
Всеволод (1914—1973) — все браки Всеволода Кирилловича были бездетными, поэтому с его смертью в 1973 году эта ветвь дома Романовых («Константиновичи» — потомки великого князя Константина Николаевича) пресеклась.
Всеволод же со своей первой морганатической супругой леди Мери Лайгон (1910-1982г.г.),1939г
Гавриил (1887—1955), был арестован, спасён от расстрела Максимом Горьким, уехал в Финляндию, а затем в Париж; автор воспоминаний. Зимой 1912 года князь часто бывал в Мариинском театре, где познакомился с балериной Антониной Рафаиловной Нестеровской (1890—1950). Князь хотел жениться на своей избраннице, но, хотя князья императорской крови и могли вступать в морганатический брак, Гавриил опасался, что родные отнесутся к этому отрицательно. После революции Гавриил и Антонина (он звал её Ниной) обвенчались тайно, зная, что всё равно не получат на это разрешения императора. Их свадьба состоялась 9 апреля 1917 года. Но даже дядя Дмитрий Константинович, к которому Гавриил питал самые тёплые чувства, остался недоволен поступком племянника. 15 августа 1918 года он был арестован и провёл в тюрьме около месяца. Князя должны были выслать из Петрограда.
Гаврииил Константинович
Благодаря усилиям его жены Антонины, которая ссылалась на тяжелую болезнь Гавриила — туберкулез, добилась его освобождения, обращалась ко многим людям в том числе к Максиму Горькому и его жене Андреевой, князя освободили. Вскоре они получили разрешение на выезд и уехали в Финляндию, а затем во Францию. Благодаря самоотверженности жены, Гавриил Константинович смог избежать участи своих братьев Иоанна, Игоря, Константина и других членов династии Романовых, замученных в России. После её смерти Гавриил Константинович женился 11 июня 1951 года на княжне Ирине Ивановне Куракиной (1903—1993) — дочери Иоанна, епископа Константинопольского патриархата. В том же году ей был пожалован титул святлейшей княгини Романовской-Куракиной. Оба брака Гавриила Константиновича были бездетны.
Кн. Татьяна К. 1903 г.
Татьяна (1890—1979), вышла замуж за Константина Багратион-Мухранского, погибшего в начале Первой мировой войны. В 1921 году вышла замуж за Александра Короченцева, умершего через год. Закончила жизнь в монастыре. Русская княжна императорской крови, дочь великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны, правнучка императора Николая I, Татьяна Константиновна (1890-1979) вышла замуж за кн. Константина Александровича Багратион-Мухранского (1889-1919). В Павловске девятнадцатилетняя княжна познакомилась с корнетом Кавалергардского полка грузинским князем Константином Багратион-Мухранским. Молодые люди полюбили друг друга и решили пожениться. Однако родители Татьяны были категорически против свадьбы, так как считали Константина не равного происхождения с Татьяной. Багратион-Мухранские — одна из младших ветвей рода Багратионов. Когда Грузия вошла в состав России, Багратионы (Багратион-Мухранские, Багратион-Грузинские, Багратион-Давыдовы и др.) вошли в состав российского дворянства. Они юридически являлись княжескими родами Российской империи, а не владетельными династиями. Константину было приказано покинуть Петербург, а Татьяна Константиновна слегла от горя. Для решения вопроса о браке Татьяны Константиновны состоялся семейный совет Романовых. В конечном итоге в 1911 году император издал указ, по которому князья и княжны императорской крови могли вступать в нединастические браки, но потомство от них все равно права престолонаследия лишалось. Таким образом, Татьяна Константиновна могла выйти замуж за князя Багратион-Мухранского, но письменно отказалась за себя и своих потомков от прав на престол. Вскоре молодым людям разрешили встретиться в Крыму, где 1 мая 1911 года года в Ореанде, имении «Константиновичей», состоялась помолвка. 24 августа 1911 в узком семейном кругу состоялась свадьба Татьяны Константиновны и князя Константина Александровича Багратион-Мухранского (1889-1915), сына князя Александра Михайловича Багратион-Мухранского.

Князь К.А. Багратион — Мухранский и Княгиня Татьяна Константиновна.
В семье родилось двое детей: Теймураз (1912 — 1992), Татьяна (1914 — 1984). Татьяна была дважды замужем и дважды овдовела, с 1946 года приняла постриг с именем Тамара, в чине игуменьи Елеонского монастыря в Иерусалиме, скончалась в светлый День Успения Божией Матери 15 (28) августа 1979 года.
Татьяна Константиновна с детьми и матерью
Её сын Князь Теймураз Константинович Багратион – Мухранский родился 12 августа 1912 года в Павловске, в семье Князя Константина Александровича Багратион – Мухранского (1889 – 1915) и Княгини Крови Императорской Татьяны Константиновны (1890 – 1979). В 1927 году Теймураз Константинович в городе Белая Церковь (Югославия) поступил в 4 – й класс 3 – й роты Крымского кадетского корпуса.
Теймураз Константинович с сестрой Наталией
По окончанию корпуса в 1932 году, он продолжил образование в югославской военной академии, окончив которую, прослужил десять лет в гвардии конно – артелерийском полку югославской армии. 17 октября 1940 года в Белградии Теймураз Константинович женился на Екатерине Стефановне Рачич( 4. 7. 1919 – 20. 12. 1946), внучке известного сербского и югославского политика и дипломата Николы Пашича (1815 – 1926). Детей у супругов не было. Теймураз Константинович участвовал в войне против Германии, затем занимался различные должности при югославском посольстве в Париже, Лондоне и Женеве. После войны он оказался с супругой в Париже. В декабре 1946 года Княгиня Екатерина Стефановна неожиданно умерла от воспаления лёгких. В 1946 году по предложению графини А.Л. Толстой, Теймураз Константинович вошёл в состав администрации Толстовского фонда и переехал в США.27 ноября 1949 года в Нью – Йорке он женился на графине Ирине Сергеевне Чернышёвой – Безобразовой (р. 21. 9. 1926). В 1979 году Теймураз Константинович получил назначение директором – исполнителем фонда. В это время Толстовский фонд продолжил оказывать большую помощь русской эмигрантом. Одновременно он в течении двадцати лет состоял председателем американской благотворительной организации «КЭР». Князь Теймураз Константинович умер у себя дома в Нью – Йорке 10 апреля 1992 года. Он похоронен на кладбище Ново – Дивеево близ Нью – Йорка. В 2007 году уникальный архив Теймураза Константиновича, его вдова Ирина Сергеевна передала Национальной Парламентской Библиотеки Грузии.
Теймураз
Константин (1891—1918). Константин Константинович не был женат и не оставил потомства. После революции был арестован и выслан из Петербурга. Содержался в Алапаевске. В ночь на 18 июля 1918 был зверски убит вместе с рядом других членов рода Романовых, включая своих братьев Иоанна и Игоря — они были оглушены ударом обуха топора по голове и ещё живыми сброшены в старую шахту. Русская православная церковь за границей причислила Константина Константиновича к лику Новомучеников Российских 1 ноября 1981 года.
Константин Константинович-младший
Олег (1892—1914), погиб на фронте во время Первой мировой войны. Князь Олег занимался литературным творчеством, писал стихи и прозаические произведения, увлекался музыкой и живописью. Князь Олег Константинович не был женат и не оставил потомства. Незадолго до начала Первой мировой войны князь Олег был помолвлен с княжной императорской крови Надеждой Петровной, дочерью великого князя Петра Николаевича. Но его ранняя гибель разрушила эти планы. В 1917 году Надежда Петровна вышла замуж за князя Николая Владимировича Орлова.
Кн. Игорь К., кн. Иоанн К. и кн. Олег К. 7 сент 1914
Игорь (1894—1918), убит большевиками. После революции по декрету большевиков был арестован и выслан из Петербурга сначала в Вятку, а потом на Урал. Недолго они содержались в Екатеринбурге, и один из доброжелателей предложил князю свой паспорт, чтобы тот смог бежать. «Игорь Константинович говорил, что он не сделал ничего худого перед Родиной и не считает возможным поэтому прибегать к подобным мерам». Содержался в Алапаевске. В ночь на 18 июля 1918 был зверски убит вместе с рядом других членов рода Романовых, включая своих братьев Иоанна и Константина — сброшены в старую шахту, которую забросали гранатами. Князь Игорь Константинович не был женат и не оставил потомства. Канонизирован Русской православной церковью заграницей в сонме Новомучеников Российских 1 ноября 1981 года.
Георгий (1903—1938), умер в Нью-Йорке в возрасте 35 лет после неудачной операции. Георгий Константинович Романов (23 апреля 1903, Санкт-Петербург — 7 ноября 1938, Нью-Йорк), русский князь императорской крови, сын великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны, правнук императора Николая I.Георгий родился в Петербурге 23 апреля 1903 года и был последним из шести мальчиков в семье великого князя. В детстве жил в Мраморном дворце в Павловске, доставшемся по наследству его деду, великому князю Константину Николаевичу. После революции 1917 года вместе с сестрой Верой и матерью уехал в Швецию на пароходе. Четыре его старших брата были арестованы большевиками, судьба трёх из них была трагической. Иоанн, Игорь и Константин были жестоко убиты большевиками. Через некоторое время Георгий переехал в Брюссель, затем в Швейцарию, Великобританию и США. Женат не был, детей не оставил. Скончался после неудачной операции аппендицита 7 ноября 1938 в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Успенского женского Новодивеевский монастырь в Нанует, Нью-Йорк.
Вера (1906—2001), никогда не состояла в браке. Умерла в Нью-Йорке. 29 сентября1914 года на фронте от тяжелой раны скончался сын Олег Константинович, самый талантливый и самый близкий к отцу. Константин Константинович так и не смог оправиться от потрясения и скончался 2(15) июня 1915 года.19 мая (1 июня) 1915 года убит в бою князь Константин Багратион-Мухранский, муж старшей дочери Татьяны. Через три года после этих тяжких потерь бедная мать лишилась трех сыновей. Иоанн, Константин и Игорь были расстреляны большевиками. Чудом удалось спастись лишь Гавриилу, которого больного на санях вывезли по льду Финского залива. После революции, будучи выселенной из дворца, проживала в квартире на Дворцовой набережной. В скором времени покинула Россию вместе с младшими детьми и двумя внуками, уехала в Швецию, затем в Швейцарию, Бельгию и, наконец, в Германию, где и умерла 24 марта1927 года. Рядом с матерью в годы изгнания находилась младшая дочь Вера.
Кн. Вера К. со своей сестрой игуменией Тамарой
Кн. Вера Константиновна и сын вел.кн. Ольги Александровны Тихон Николаевич Куликовский. Июнь 1967

Вера Константиновна с царем болгар
И Отец 9 детей (Иоанна, Гавриила, Татьяны, Константина, Олега, Игоря, Георгия, Натальи, Веры) Константин Константинович лето 1914 года проводил с женой и младшими детьми в Германии, на родине жены, где их застало начало Первой мировой войны; были задержаны и выдворены за пределы Германии. Новое тяжелейшее потрясение великий князь испытал осенью 1914 года с гибелью сына, князя Олега. Эти испытания подорвали и без того некрепкое здоровье великого князя.

Великий князь Константин Константинович скончался 2 июня 1915 года, в своём кабинете во дворце в г. Павловске и был отпет в дворцовой церкви. Он был последним из Романовых, умершим до революции и погребённым в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ

Константин Великий. Голова статуи. Римский Капитолийский музей.

Константин I Великий (Флавий Валерий Константин) (+ 337), святой равноапостольный, император Римский (306-337)

Память 21 мая

Константин Великий был сыном Констанция Хлора, правителя Западной Римской империи (Галлии и Британии), и святой равноапостольной Елены. Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.

К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.

В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай» (по-гречески: ἐν τούτῳ νίκα). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

В Риме Константин оставался не долго и отправился в Милан, вероятнее всего, в начале 313 г. Сюда прибыл и Ликиний. Здесь было отпраздновано бракосочетание Ликиния с сестрою Константина, и тем еще более укреплен их союз. В Милане они пробыли не дольше апреля. Здесь составлено было ими законодательное постановление, которым определялось положение христиан в империи. Этот документ известен под именем Миланского эдикта 313 г.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в двух сражениях, вначале в битве при Адрианополе (322 г.) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (совр. Юскюдар) в Малой Азии. Ликиний был отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).

Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане.

Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Его любимым городом была Сердика (ныне София), о которой он говорил: «Сердика — мой Рим.» Наконец он совершенно оставил Рим, и стал править из Сердики. Там же было принято решение об основании новой христианской столицы империи . Ей стал город Византий на берегах Босфора, куда святой царь пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов — священные изображения.

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 году.

У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в 326 году вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, — уже самой Фаусты, показывает его с другой стороны.

Равноап. царь Константин. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе, конец X века.

Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни откладывал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы в день Пятидесятницы, 21 мая 337 года.

Константин умер в Ахироне, пригороде Никомидии, во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 году к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина — Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока в 350 году не остался один император, Констанций II.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи; егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбне.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, Крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание (из Часослова, изданного Киево-Печерской Лаврой в 1642 г.)

Величаем вас, святии равноапостольнии царие, Константине и Елене, и чтим святую память вашу, святым крещением всю вселенную просвятивших.

Литература

  • Керенский В.А. Литература о св. Константине Великом. Казань, 1913
  • Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. Пг., 1916
  • Каждан А.П. От Христа к Константину. М., 1965
  • Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.ру:
  • Календарь портала Православие.ру
    • (Фрагмент мозаики.)
  • «Константин I» // Энциклопедия Кругосвет:
    • (материал использован частично)

Первый человек в Риме. Том 2 (7 стр.)

Я слишком близок к земле, – подумал Марий. – Вообще-то не страшно посылать людей на смерть. Такова наша жизнь. Но он – один из патрициев. Слишком высоко летает. Почти полубог…

Марий снова вернулся к словам сирийской прорицательницы Марфы, которую принял как почетного гостя у себя в Риме: «Еще более великий римлянин, чем он, тоже Гай, но Юлий, а не Марий… Неужели – все дело именно в капле патрицианской крови?»

ГЛАВА II

Публий Рутилий Руф написал Марию в конце сентября:

«Публий Лициний Нерва сообщил, в конце концов. Сенату о положении дел на Сицилии. Как старшему консулу, тебе, конечно же, послали официальное сообщение, но я хотел бы, чтобы ты получил мое письмо раньше, поэтому посылаю его с официальной почтой – ведь наверняка ты именно мое письмо вскроешь первым.

Прежде, чем рассказать о Сицилии, хочу вернуться к событиям начала года, когда как тебе известно – Сенат обратился к Народу, чтобы тот принял закон, освобождающий всех рабов из числа наших италийских союзников. Но ты не знаешь, что это вызвало нечто непредвиденное – рабы других племен /особенно тех, которые числятся в друзьях и союзниках римского народа/ решили, что этот закон относится и к ним. Более того, они весьма осерчали, увидев, что ошиблись. Особенно греческие рабы, которых так много на Сицилии и в Кампании.

В феврале сын кампанского всадника, римский гражданин Тит Веттий, лет двадцати от роду, лишился разума. Причиной сумасшествия оказались долги. Он позволил себе купить – за семь серебряных талантов – скифскую рабыню. Однако старший Тит Веттий, скупец, каких мало, и слишком старый, чтобы быть отцом двадцатилетнего, отказался выплатить долг сына, который взял деньги на покупку под очень высокий процент и под залог своего наследства. Отец же взял и лишил сына наследства. Тот сошел с ума.

Этот юный Тит Веттий вырядился в диадему и пурпурную хламиду и объявил себя царем Кампании. Рабы всего района восстали под его руководством. Отец – хочу заметить – из землевладельцев старой закалки – хорошо обращался с рабами; да и италийцев среди них не было. Однако неподалеку находилось одно из новых поместий, хозяин которого по дешевке скупал рабов, заковывал их в цепи, мало интересовался их происхождением и на ночь запирал их в хлеву. Его имя – Марк Макринн Мактатор, он дружен с твоим младшим коллегой, нашим честнейшим Гаем Флавием Фимбрией.

Юный Тит Веттий, обезумев, раздал своим рабам оружие из гладиаторской школы и повел свою маленькую армию к поместью Мактатора. Они ворвались туда, убили хозяина и его семью и освободили рабов, среди которых было немало италийцев, незаконно содержавшихся в поместье.

За короткое время Тит Веттий собрал целую армию рабов, насчитывавшую до четырехсот тысяч человек, и засел с ними в хорошо укрепленном лагере на холме. Желающие присоединиться все подходили и подходили… Капуя закрыла ворота, собрала всех гладиаторов и воззвала Сенат о помощи.

Фимбрия громогласно и многословно оплакивал своего друга Мактатора и требовал покарать убийц, пока Сенат не принял решение послать претора перегрина Луция Лициния Лукулла на подавление восстания. Сам знаешь, как заносчив этот аристократ Луций Лициний Лукулл! Он ни в какую не желал, чтобы ему приказывало такое насекомое как Фимбрия.

Маленькое отступление. Полагаю, тебе известно, что Лукулл женат на сестре Метелла Свинячего Пятачка – Метелле Кальве. У них – два сына, двенадцати и четырнадцати лет. Говорят, многообещающие мальчики. Поскольку сын нашего Пятачка, Поросенок, не может гладко произнести и двух слов, то вся семья теперь надеется на юных Луция и Марка Лукуллов. Чувствую, как тяготят тебя эти подробности. Однако они весьма важны. Как, не зная о всех этих семейных интригах и сплетнях, не заблудиться в лабиринте римской жизни? Так вот, жена Лукулла известна своей распущенностью. Прежде всего, она не скрывает своих сердечных дел от любопытства римлян, закатывает истерики перед лавками ювелиров и время от времени покушается на самоубийство, голышом бросаясь в Тибр. Во-вторых, бедная Метелла Кальва предпочитает любовников из низких классов, что больше всего злит ее брата, не говоря уж о Лукулле. Она выбирает рабов посимпатичнее или грузчиков из порта. Она – сущее проклятье для Свинячего Пятачка и Лукулла, хотя и прекрасная мать своим детям.

Я упомянул об этом, чтобы добавить в свой рассказ немного пикантности и остроты. И чтобы ты понял, почему Лукулл отправился в Кампанию, смирившись с унизительной необходимостью подчиняться Фимбрии. С этим Фимбрией вообще странные истории происходят. Он завязал дружбу с Гаем Меммием. У обоих водятся деньги, а как ими распоряжаться – обоим невдомек.

Так или иначе Лукулл очистил Кампанию. Тит Веттий казнен, рабы – тоже. Лукулл отрапортовал Сенату и был послан слушать судебные разбирательства в таких местах, как Реат.

Я не говорил еще, я предчувствовал, что случится нечто вроде этого восстания рабов в Кампании? Нюх меня не подвел. Сначала – Тит Веттий. Теперь настоящая война на Сицилии.

Я считал, что Публий Лициний Нерва повадкой схож с мышью. И надо же именно его послать на Сицилию… Ему бы больше подошло место, где требуется педантизм, дотошность: сидеть да вести счета.

Все бы шло хорошо, если бы не проклятый закон об освобождении рабов-италийцев. Наш претор приехал на Сицилию и принялся освобождать рабов – четверть трудившихся на полях! Начал он с Сиракуз, а квестор его – с Лилибеума. Действовали размеренно, тщательно – Нерва есть Нерва! Он разработал целую систему, как отличить рабов-италийцев от тех, кто только выдает себя за италийца. Проверял их знание местной географии. Опубликовал свой декрет на латыни, надеясь, что этого достаточно, чтобы не поняли иноземцы. Но грамотные греки перевели декрет остальным, и возмущение все росло, росло…

Во второй половине мая Нерва освободил около восьми сотен рабов в Сиракузах. Квестор же ждал его распоряжений. В Сиракузы тем временем прибыла депутация землевладельцев, члены которой пригрозили Нерве – в случае, если он будет лишать их рабов – разными напастями – от кастрации до судебного процесса. Нерва запаниковал и тут же свернул всю деятельность. Рабов больше не освобождали. Распоряжение, однако, слишком поздно, дошло до квестора, который устал ждать и взялся в Лилибеуме за дело. Едва начал – как тут же пришлось закончить. Рабов это привело в неистовство.

В результате – восстание в западной части острова. Началось все с убийства двух братьев-богачей, владевших обширными землями у Галисии. По всей Сицилии вскоре рабы сотнями и даже тысячами покидали своих хозяев, зачастую убив надзирателей, а то и самих господ, и собирались в роще Палици, милях в сорока от Этны. Нерва созвал всю милицию, атаковал и захватил старую крепость, где засели беглые рабы, решил, что с восстанием покончено и распустил своих воинов по домам.

Однако бунт только разгорался. Пламя прорвалось наружу у Гераклеи Миноа, а когда Нерва попытался вновь собрать армию, все будто оглохли, не слыша его призывов. Пришлось ему призвать когорту вспомогательных войск из Энны, что довольно далеко от Гераклеи Миноа. На этот раз Нерва проиграл. Когорта была уничтожена, оружие рабы захватили. Со временем они выбрали себе вожака – италийца, которого Нерва не освободил. Имя его – Сальвий, он из марсов. До рабства он был заклинателем змей. Рабом же он оказался из-за того, что на флейте подыгрывал женщинам, исполнявшим дионисийские обряды, которые так досаждали Сенату. Сальвий провозгласил себя царем. Как италиец, он почерпнул эту идею из Рима, а не из Греции. Нацепил тогу претекста и окружил себя ликторами с фасками и топорами.

На другом краю Сицилии, у Лилибеума, появился еще один царь рабов – грек Ахенион, который тоже организовал армию. Оба царя встретились в роще Палици и там сговорились. В результате Сальвий /он назвался царем Трифоном/ стал общим правителем и избрал для своей резиденции труднодоступное место – Триокалу, что на берегу между Агригентумом и Лилибеумом.

Сицилия превратилась в поле боя. Урожай убирается лишь настолько, насколько нужно рабам. Похоже, в этом году Рим не получит из Сицилии зерна. Города Сицилии стонут от налетов рабов проникнуть за заграждения, а также от голода и болезней. Армия из почти шестидесяти тысяч вооруженных рабов – и пятнадцати тысяч конников – носится туда-сюда по острову, а в случае опасности возвращается в Триокалу. Они заняли Мургантию и почти подобрались к Лилибеуму, который еще держится усилиями ветеранов африканских войн.

Мало того, что Рим оказался перед угрозой нехватки хлеба. Создается впечатление, будто кто-то намеренно подогревает рабов в Сицилии, чтобы Рим голодал! Наш уважаемый принцепс Сената, Скавр, ищет виновных. Мне кажется, что он подозревает Фимбрия и Гая Меммия. Почему такой достойный человек, как Меммий, объединился с Фимбрием? Трудно сказать. Можно только догадываться. Он мог бы стать претором в прошлом году, но занял это место лишь сейчас. У него нет денег, чтобы получить место консула. Когда деньги становятся камнем преткновения в достижении цели, человек способен на разные гадости.

равноапостольный Константин Великий

День памяти: 21 мая (3 июня)

Жизнь Константина Великого до провозглашения им Миланского эдикта

Константин, названный Великим за выдающиеся исторические заслуги, родился в эпоху гонений на Церковь Христову (предположительно около 280-285 годов). Его отец, цезарь Констанций Хлор, был властителем в Галлии и Британии. Мать, Елена, вела христианскую жизнь (впоследствии она была прославлена в лике святых).

В отличие от других представителей высшей титулованной знати, отец Константина относился к христианам более чем сдержанно. В той части империи, которой он руководил, не осуществлялось гонений на Церковь, как в прочих областях.

После смерти Констанция Хлора, в 306 году Константин, при содействии армии, был провозглашен императором. Ко христианам он относился не менее терпимо, чем его отец. По свойственному ему складу мышления он хорошо понимал, что среди них есть честные и доблестные люди, и что принадлежность ко христианству не означает враждебности по отношению к властям.

Взойдя на престол, Константин столкнулся с противодействием могущественных противников: Максимиана и Максентия. Руководствуясь личными и политическими интересами, он вынужден был вести с ними брань.

Став единовластным правителем Западной части империи, в 313 году Константин издал эдикт о веротерпимости, вошедший в историю под названием «Миланский». Согласно этому (исключительному по важности) документу, деятельность Церкви переставала артикулироваться как противозаконная и больше не подлежала преследованию. Разумеется это не значило, что христианство тут же переходило в статус государственной религии. Вместе с тем это факт ознаменовал торжество высшей справедливости: христиане получили выстраданное право исповедовать свою веру открыто. Кроме того Константин запретил своей властью казнь через распятие и наделил Церковь особыми гражданскими правами.

После того как он окончательно одержал верх над враждовавшим против него Ликинием, в 324 году, его власть распространилась по всей территории Римской империи. Тогда же по всей территории распространилось и действие Миланского эдикта.

Согласно твёрдому преданию, перед одним из решающих сражений Константин увидел на небе знамение Креста и вместе с тем надпись: «сим побеждай». После этого случая, ночью, в сонном видении, Господь явился ему и открыл, что через сие знамение тот сокрушит неприятеля. На следующий день, по приказу Константина, увиденный символ был изображен на воинских знаменах (по некоторым данным, на щитах). И действительно, Промыслом Божьим армия Константина Великого одолела врага. С тех пор это изображение стало одним из наиболее ярких символов Христа и Его Крестной Жертвы.

Дальнейшая деятельность

Став полновластным монархом, Константин провел ряд важных преобразований. Избавив империю от преобладания языческих культов, он перенес столицу с Запада на Восток. Это соответствовало стратегическим замыслам. Кроме того, образование новой столицы символизировало начало нового исторического этапа в жизни империи. Местом был выбран древний город Византий, располагавшийся на побережье Босфора. Он был серьёзно расширен и укреплен. Новая столица получила название «Константинополь». Со временем Константинополь превратился и в центр Православной культуры.

Несмотря на то, что сам Константин не торопился с принятием Святого Крещения, он всячески покровительствовал Церкви. Можно сказать, что при нём христианство стало играть приоритетную роль не только в религиозной сфере, но и на политической арене, например, сплачивая и объединяя народ.

По инициативе императора Константина и его матери, царицы Елены, последняя лично отправилась в Иерусалим с целью найти Святой Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Отправляя царицу в дорогу, Константин наделил её необходимыми полномочиями и материальными средствами. При содействии Божьем в 326 году Крест Господень был обнаружен.

Вообще же стараниями Константина и Елены святые места, связанные с жизнью и деятельностью Спасителя, освобождались от следов идолопоклонства, а на наиболее памятных из них возводились христианские храмы.

Роль императора Константина в созыве и организации Первого Вселенского Собора

Распространение ересей, начавшееся с первых времен существования Церкви, в эпоху гонений, не прекратилось и после того, как христианство вздохнуло свободно. Особую значимость в царствование императора Константина приобрела ересь Ария, александрийского пресвитера.

В своё время этот пастырь, побуждаемый честолюбием, вступил в спор с епископом Александром и оклеветал его, обвинив, будто он извращает учение о Боге. Очень быстро из клеветнической критики сформировалось ложное учение, согласно которому отрицалось единосущие Сына Отцу, причём Сын признавался не порождением, а творением Бога Отца.

Несмотря на кажущуюся очевидность нелепости нового учения вскоре оно распространилось и за пределами Александрии. Вокруг Ария стали собираться сторонники, в том числе девы, диаконы, священники, архиереи. Ситуация становилась тем напряжённей, чем сильнее множились проповедники этой хулы. Помимо прочего резкому увеличению числа еретиков способствовало отсутствие чётко выработанной богословской терминологии.

На созванный в Александрии Поместный Собор, осудивший Ария, обличивший его лжеучение, еретики ответили Собором в Вифинии, признавшим Ария осужденным безвинно.

Император Константин, получив весть о нарастании споров, сильно опечалился и счёл своим долгом вмешаться в ситуацию лично. Волнения в Церкви беспокоили его и как государя, и как сочувствующего христианству. И он послал в Александрию Осию Кордубского с увещевательным письмом. Однако данная мера не вразумила еретиков. В добавление к этим внутренним трудностям прибавились другие.

И тогда движимый желанием разрешить нарастающие в Церкви проблемы царь, по совету епископов, принял решение созвать Собор. Предстоятелям всех Церквей было предписано прибыть в Никею.

Таким образом, в 325 году состоялся Первый Вселенский Собор. Он объединил 318 архиереев. После продолжительных дискуссий Собор подтвердил единосущность Отца и Сына, сформулировал Символ веры (которой был дополнен и доработан на Втором Вселенском Соборе) и осудил учение о творении Сына Отцом.

Арий и епископы, отказавшиеся подписаться под соборным определением, были отправлены в ссылку.

Деятельность императора Константина после Вселенского Собора

Несмотря на принятые отцами Собора решения, арианские брожения не прекратились. Причем на почве этого учения определились различные направления ереси: радикальные и более умеренные.

В 328 году умер Александр Александрийский и Александрийскую кафедру занял Афанасий Великий. Верный сторонник чистоты Православных идей, человек святой жизни, он вел с арианством непримиримую борьбу. Не имея возможности остановить Афанасия с помощью догматических аргументов, поборники еретиков воспользовались старым проверенным средством и начали строить интриги. Святителя стали обвинять: то якобы, ворвавшись в храм, он опрокинул чашу со Святой Кровью; то будто бы отправил ящик с золотом некоему узурпатору Филумену.

В 332 году Афанасий был вызван к императору. Однако после беседы со святителем Константин отозвался о нём добрым словом.

В 335 году, связанным с приближеннием тридцатилетия царствования Константина и завершением строительства над Гробом Господним базилики, император созывал епископов в Иерусалим. Однако перед этим им предстояло собраться в Тире на Собор. Царь желал, чтобы на этом Соборе установилось, наконец, умиротворение. Туда же, по внушению Константина, надлежало явиться и Афанасию Великому.

На этом Соборе против него было выдвинуто новое обвинение, несколько странное, будто бы он, убив епископа Арсения, оставил его руку для волхвования. Удалившись из Тира, Афанасий добрался до Константинополя, добился встречи с Константином и указал ему на ничтожность возводимых обвинений.

К сожалению, во время правления Константина арианство так и не было истреблено.

В конце земной жизни император принял Святое Крещение. В 337 году, в день Пятидесятницы, он тихо отошёл ко Господу.

От него до нас дошли: Миланский эдикт о свободе христианской веры, Послание к епископу Александру и пресвитеру Арию, Послание к Александрийской церкви против Ария, Речь Императора Константина святому собору, Речь вторая Императора Константина святому собору, Отрывок из увещательной речи к епископам пред отправлением их из Никеи после собора, Послание из Никеи к епископам, не присутствовавшим на соборе, Послание к никодимийцам против Евсевия и Феогниса и пр.

Тропарь равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.