Копты в России

Копты — потомки фараонов и древних Египтян.

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян и египетских фараонов. Само слово «копт» происходит от греческого Αιγύπτιος — «айгоптиос» и означает просто «египтянин», а греческое слово: geo+copt обозначает «земля коптов». Сами потомками древних египтян называли и себя и свою страну «хемус»- «земля»(др.-греч.: Aἷμᾰ (Haîma) — кровь; Αἷμος (Haîmos) — кровная, лат.: haema😉 . Хемус — древнее название Балканских гор.

Коптский язык развился из древнего египетского языка, сохранив многие его особенности и элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и Франсуа Шампольоном с успехом использовал современный язык коптов при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптский язык сохранил в себе он сочетание элементов древнегреческого языка, существовавшего в эпоху древнеегипетских фараонов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

В начале нашей эры иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое написание текстов, а древнеегипетский язык стали называть коптским.
К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение, и священная Библия была переведена на язык египтян, которые не знали греческого. Да, и египетского иероглифического (демотического) письма простой народ Египта не знал, так как для изучения иероглифов требовалось специальное, длительное обучение. Переводчикам Библии пришлось создать алфавит из 24 греческих букв и добавить 6 новых знаков для шипящих звуков, отсутствующих в греческом языке. В начале IV века египтяне-христиане, или «копты», знакомые с греческим алфавитом, смогли читать Святое Писание.

В последние годы исследователи обнаружили на погребальных масках египетских фараонов тексты на коптском и греческом языках, а также тексты коптского евангелия и фрагменты античных произведений классических греческих авторов.

Копты, как и белокожие египетские фараоны, были не похожи на остальных жителей Египта, они отличались светлой кожей и красивым разрезом глаз, они и сегодня сохраняют тонкие черты лица, точеный профиль фараонов. На протяжении многих веков копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин европейского вида, похожих на белокожих коптских женщинах. Женятся копты только один раз в жизни, гражданские браки и разводы у них не признаются.

Египетский бог Гор в римском военном костюме

Римское завоевание Египта

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через Александрийский порт в страну стали проникать товары со всего Средиземноморья, вместе с торговцами греками и македонянами. Александрия в начале нашей эры была одним из центров торговли Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого древние египтяне не знали. Уделом коренных жителей Египта коптов, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжёлый труд, налоги и поборы. Количество денежных налогов и поборов, в виде сельскохозяйственных продуктов — хлеба, вина, растительного масла, доходило до 450! Не будучи в силах вынести эти налоги и поборы, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры, но римляне жестоко расправлялись с восставшими.

После завоевания Египта римлянами, ограничения в правах и угнетение египтян ещё больше ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей, римляне стремились вывезти как можно больше зерна.

Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Римский император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии римские языческие обряды. Тех, кто отказывался это делать, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили зверским образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали их пополам.

В 258 году римский император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

Страшные мучения остались в памяти египетского народа, копты ведут счет времени по «эре мучеников» — с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол римского императора Диоклетиана, беспощадного гонителя христиан, по указу которого, тысячи христиан мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти.

В 313 году император восточно-римской империи Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.

Арабское завоевание Египта

Копты в Египте почитались с глубокой древности, они были настоящими хранителями древнейшей культуры Египта, древнеегипетского языка и веры.

В 1970-х в Верхнем Египте была обнаружена книга заклинаний, написанная в VII-VIII веке на коптском языке. Книга заклинаний ещё не полностью расшифрована, но учёные уже обнаружили в ней любовные заклинания, заклинания для изгнания злых духов, лечебные и проклинающие заклятия.

Учёные полагают, что в не расшифрованной пока части «Египетского справочника колдовских сил» хранится еще много тайн, которые раскроют правду о верованиях древних коптов.

Коптский язык использовался в официальных документах Египта до арабского нашествия в 641 году, после вторжения арабов в Египет официальным языком государства стал арабский, а коптский язык фараонов был исключен из употребления в государственных документах.

Ритуальные заговоры, записанные на коптском языке

После 641 года египетских христиан стали называть коптами, в отличие от египтян, принявших ислам. В современном Египте численность коптов, исповедующий христианскую религию, по разным источникам, составляет от 6 до 8 млн. человек.

При арабских правителях Египта Аббасидах (750 — 1258 г.г.) жизнь коптов становится очень тяжелой. Хотя многие копты продолжают занимать ответственные посты в Египте, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют положение коптов, и к середине IX века копты оказались в Египте христианским меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось частыми преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

Коптская Церковь

Коптская церковь Египта — самая ранняя христианская церковь в мире! Коптская Церковь была основана в 42 году нашей эры самим святым Марком Евангелистом, прибывшим в столицу древнего Египта Александрию с проповедью христианства.

Епископ Кесарийский Евсевий, написавший около 310 года первую «Историю Церкви» по-гречески свидетельствует о том: «Святой Марк первым отправился в Египет, чтобы проповедовать Евангелие, которое он уже записал, и сначала он организовал церковь в самой Александрии» (Евсевий, ОН 2.16.1). Эта информация дополняет «Хронику Евсевия», где Епископ Кесарийский отмечает приезд святого Марка в Александрию на третий год правления римского императора Клавдия (41 – 54 гг.) — то есть в 42 — 43 году.

Основание самой ранней христианской церкви произошло через десять лет после даты смерти Иисуса Христа, традиционно считавшейся в 33 году нашей эры.

Крылатый Лев — символ евангелиста Св. Марка

Святой Марк написал самое раннее из четырёх Новозаветных Евангелий, был основателем первой христианской церкви и первым епископом Александрийской церкви, ещё до основания Римской церкви.

Благодаря деятельности возникших в Египте первых христианских поселений египетский город Александрия оказался первым среди пяти первых христианских столиц — вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно Александрийская школа богословия, основателями которой были св. Климент, Ориген, Кирилл, пыталась привить христианству философский язык.

В 69 году святой апостол Марк принял мученическую смерть от римлян-язычников. Святой Марк, крестивший коптский народ, почитается у коптов первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Приняв христианство, копты стали избирать с 536 года своего духовного отца, главу христианской церкви Александрии, который носит титул Папы. Сейчас коптский Папа вместе с синодом находится в Каире.

Коптскую христианскую традицию избрания Папы, переняли римляне, позднее принявшие христианство, как государственную религию, и церковные иерархи Рима стали избирать Папу. В отличии от Папы римского, избираемого в довольно преклонном возрасте смерти, коптский папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне, он служит своему народу пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации.

Нынешний коптский Папа Александрийский, Патриарх престола св. Марка — Шенуда III родился в 1923 году, избран в 1971 году, возглавляет Коптскую церковь и является единственным духовным лидером всего народа. Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, и 40 минут произносит духовное слово к прихожанам, затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри — алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь, но отличаются особой скромностью и простотой своего убранства. В большинстве коптских храмов есть скамейки, фрески на стенах храма встречаются нечасто, иконопись упрощенная, без деталей, изображения плоские, пропорции не соблюдаются, как на детских рисунках. Кресты в коптских храмах ориентированы в двух направлениях, так что с любой стороны храма виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. В коптской церкви мужчины и женщины разделены перегородкой, они молятся семь раз в сутки, обратившись на восток, обязательно в головных уборах. Постятся копты большую часть года, соблюдая пять постов, семь великих и пять малых праздников. Коптские священники носят шапочки-тюрбаны и кресты, сделанные из кожи, и к ним так же подходят прихожане для обязательной исповеди и благословения.

Христианские традиции копты хранят очень трепетно, они венчаются в церкви.

Официальная дата появления Коптской церкви — 451 год Халкидонский Вселенский Собор, осудивший монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви. В Александрии избирают дух патриархов — коптского и греческого, при этом копты называют себя ортодоксами, в то время как почти на всех языках Европы этим термином определяются православные христиане. год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе.

Копты — монофизиты (от греческого: monos — один и physis — природа, естество) — учение в христианстве, возникло в V веке. Монофизиты — армяне, эфиопы, и потомки фараонов копты, считают человеческую природу Иисуса Христа «единосущностной», поглощенной божественной природой. Согласно христианской вере коптов, Иисус Христос имеет единую божественную сущность, не разделённую на божественную и человеческую. Копты — монофизиты противопоставляли свои христианское воззрения, учению Архиепископа Константинополя Нестория (428—431 г.г.).- несторианству, подчеркивающему человеческую сущность Христа.

Из религиозных праздников копты почитают христианское Рождество, отмечая его 7 января. Праздник Пасхи очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Копты отмечают праздник весны в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной Пасхой — Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Копты в этот день массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники. Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех патриархов Коптской Церкви, начиная от святого апостола Евангелиста Марка.

Центр Коптской христианской Церкви коптского народа расположен в египетском Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. В египетском Каире находится главная духовная семинария Коптской Церкви. В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.

Монашество

Именно у коптов в 3−4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия.

Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне, вдали от Нила египетским христианским подвижником преподобным Антонием Великим (251— 356 г.г.). Почти одновременно с ним в Египетской пустыне возник монастырь св. Павла.

Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила. В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями, где монахи живут, согласно монастырскому уставу, в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.

Египтяне не только дали христианскому миру монашество — традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры, но и возрождают монашество в наши дни. Немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри Египта. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира.

Египет дал миру множество святых, чтимых повсюду в христианском мире — это Святой Павел Фивейский 90 лет постился в одиночестве, святой Макарий Египетский, способный «добрым словом и худого человека сделать добрым», святая Мария Египетская, раскаявшаяся блудница, святая великомученица Екатерина, отказавшая римскому императору ради «брака с Господом».

Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий — автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом — основатель монашеского и отшельнического движения.
Сохранились руины древнего коптского христианского монастыря V века близ Саккары — города мёртвых, рядом с Мемфисом — древней столицей Египта.

Коптская культура и искусство

Коптская культура — это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: «Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом».

Одним из самых интересных коптских искусств является изготовление тканей. Копты ткали, используя, в основном, гобеленовую технику переплетения нитей. Среди излюбленных мотивов — подвиги Геракла и история Иосифа.

В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры. Коптское искусство представляет собой удивительно привлекательный и очень радостный стиль, отказывающийся от правил классического Рима, но изобилует созревшим виноградом, героическими сценами сражений или охоты — все нарисовано или вышито в веселых, ярких тонах, напоминающих энергичные детские рисунки.

Коптское искусство настолько радужно красиво, что при исламе, копты продолжали исповедовать христианство, поглощая яркость красок коптского ремесла, и применяя его элементы в своём искусстве.

Копты не мумифицировали своих мертвых, но хоронили их в пустыне. В песке, предметы одежды коптов хорошо сохранились. Они дают нам представление о традициях ткачества, и особенностях одежды коптов. Это развернутое детское платье, воротник вокруг шеи и манжеты рукавов отделаны полосой цветной вышивки, в которой можно рассмотреть характерные элементы коптского орнамента.

До нашего времени дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература — важный источник для изучения ранней истории христианства.

В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения на египетских коптов-христиан привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным языком.

Учёные-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведётся на коптском языке, но прихожане уже не понимают его. Иногда копты пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках — коптском и арабском, и священники читают тексты свящённой книги на двух языках.

Египет — несравненный хранитель потерянного времени: место, где прошлое никогда не умирает. Мы думаем о древнем Египте как о земле мумий и пирамид египетских фараонов, но сухая земля и песок, сохранивший древние могилы фараонов, также чудесно сохранила манускрипты, произведения искусства и предметы быта, одежда, обувь, того далёкого времени, детские игрушки, рядом с прекрасно сохранившейся туникой.

Самые старые книги в мире написаны в Египте на папирусах и пергаменте, они хранят тексты древнегреческих пьес. Найденные при археологических раскопках в Оксирхинчусе (англ. Oxyrhynchus) реалистичные портреты древних коптов завораживают своей красотой и совершенством.

Судя по найденным древним манускриптам на иврите, древнегреческом и арабском языке, в древнем Египте мирно жили бок о бок различные национальные общины на протяжении тысячелетий. В Египте сохранилась Еврейская Библия 9 — 10 века с яркими рукописными буквами на иврите, рядом Кодексом Синайтикус (Codex Sinaiticus ) — самым старинным в мире христианским текстом Нового Завета, написанным в монастыре Святой Екатерины на Синае в середине 4 века н.э., то есть во времена Римской империи. Рядом с этими рукописями лежит великолепная копия страницы из Корана 8 века н.э., созданная спустя столетие после завоевания Египта исламом.

Менее всего сохраняются сведения о самой вере, о появлении монотеизма из языческого многобожия (политеизма). Как происходил переход от боготворения языческих богов к поклонению единому богу?

Египетская галерея языческих богов была особенно экстравагантной.

Римская империя, поглотившая Египет после битвы при Ациуме в 31 году до н.э., была очарована экзотическими египетскими божествами, такими как Исида и Серапис. По своей давней традиции римляне принимали в свой пантеон новых богов, которым поклонялись завоёванные римлянами народы. Сохранилась бронзовая статуэтка римского императора с головою египетского божества шакала Анубиса, и мраморный бюст бога Сераписа на его голове.

Среди этих странных египетских богов был также бог Иегова, согласно Библии у евреев была долгая история, связанная с Египтом. Саймон Шама в своей книге «История евреев» пишет, что реальные сведения из истории евреев мы находим в документах, хорошо сохранившихся египетских папирусах. Например, письмо римского императора Клавдия, в котором он говорит местным жителям не поклоняться ему как богу и просит их терпеть евреев.

Новая христианская религия охватила Римскую империю во втором веке нашей эры.

В древнем Египте, захваченном Римом можно увидеть самые древние образцы христианского искусства, ставшие откровенным подтверждением того, как христианство принимало языческую символику и обряды.

Великолепно сохранившийся древнехристианский текстиль с необыкновенно яркими, электризующими красками вышивки, мозаикой с классическими виноградными лозами, и херувимами (putti — путти) и, что более странно, древним египетским символом «анк» — крестом с петлистым верхом, который на тысячелетия предшествовал христианству, но был принят христианами Египта, как знак вечной жизни.

Древний Египет приближает нас к решению тайны самой религии. Первоначальная религия египетских фараонов вырастает из песков предыстории, он так же стара, как и любая другая религия, основанная на стремлении человека к вечной жизни.

Египтяне использовали магию и мумификацию умерших, для обеспечения их вечной жизни после смерти — символ «анк» служил этой цели. Монотеистическая христианская религия тоже обещает вечную жизнь праведникам после смерти, поэтому не удивительно, что христиане приняли египетский анк, как один из своих знаков.

Старый Каир всё еще сохранился в лабиринтах церквей, и веры, которую сохраняют копты и называют христианством.

Существуют исламские манускрипты, которые воспроизводят старых богов древнего Египта, а также книги египетских заклинаний, повторяющих ту же магию, что и языческие римляне, ранние христиане и средневековые мусульмане. Для веры, которая действительно универсальна, используют древнюю египетскую магию, традиция её восходит к древним временам и смешивает религиозные воззрения евреев, христиан и исламские идеи. Магия проклятия, остаётся проклятием, каким бы богам ты ни верил.

Древний Египет указывает на то, что мирное сосуществование разных религий и взаимопроникновение религиозных идей, символов, обрядов и традиций вполне возможно. В древнем Египте были времена, когда христиане защищали мечети, а мусульмане защищали христианские церкви, евреи же почти полностью исчезли из современного Египта.

Копты в Москве


Фото: Евгений Фельдман — «Новая»

В маленькой приемной «Гражданского содействия» последние три дня живет большая коптская семья с библейской фамилией Михаил. Они беженцы из египетского города Мерса-Матрух.

Копты — это арабы-христиане. Рассказывают, как на родине их стали преследовать за веру. После прихода к власти «Братьев-мусульман» на семью Михаил посыпались угрозы. Друг-христианин вызвался помочь, заплатил деньги за оформление российской визы. Что будет в России, семья не представляла, положившись на друга: «Если бы он сказал ехать в Африку, тоже поехали бы».

Семья приехала в Москву, рассудив, что в столице скорее помогут. Денег не было, куда идти, не знали. «Приезжающие думают, что у нас, как в Европе: достаточно на границе сказать «азуль» («убежище». — Н. З.), и они будут переправлены в центр для беженцев, будут накормлены и с крышей над головой», — объясняет глава организации Светлана Ганнушкина.

…Когда наступила ночь, чтобы не замерзнуть, эмигранты зашли в вестибюль метро. Выручила семью незнакомая женщина по имени Карина, рассказывает один из братьев, немного говорящий по-английски. Он объяснил ей бедственное положение семьи, и москвичка взяла женщин с детьми к себе домой, а на следующее утро отвела всех в Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. Оттуда направили мигрантов к своим партнерам — «Гражданскому содействию».

Сейчас в комнатке, где из мебели только стулья, сидят десять человек. В углу кучей сложены спортивные сумки с одеждой. Бегают дети — они сохраняют беспечность.

«Мы не можем превратить офис в ночлежку, но не можем и выставить людей на улицу», — говорят в «Гражданском содействии».

Комитет «Гражданское содействие» — старейшая в России организация, занимающаяся беженцами. Именно через нее проходили потоки вынужденных переселенцев во время армяно-азербайджанского конфликта, чеченских и грузинских войн. Сейчас за помощью обращаются египтяне, африканцы, сирийцы. Многие переселенцы находят помощь у диаспор — в частности, сирийцам помогают их соотечественники, приехавшие в Россию ранее, учившиеся и работающие здесь. Помогает приют «Незнайка» для женщин, попавших в трудную ситуацию. Руководитель приюта Сапар Кульянов берет к себе иностранные семьи вместе с мужьями и отцами. Нескольких человек временно селила у себя заместитель руководителя «Гражданского содействия» Елена Буртина. В офисе кроме семьи Михаил сейчас живет молодой суданец, а также гражданин Ирака — он заболел и лежал в кабинете врача, а в пятницу его забрала «скорая». Африканцу Валдезги, пока он ждет переселения по линии УВКБ ООН, «Гражданское содействие» оплачивает жилье. Но денег на всех, кто обратился, у организации нет. По уму — без помощи государственных органов не обойтись.

Три российских лагеря, где те, у кого нет в России жилья и возможности работать, могут дождаться решения своей судьбы, находятся в ведении Федеральной миграционной службы — она же решает, кому дать убежище в России. Впрочем, по информации «Гражданского содействия», на всю Россию сейчас всего 814 человек обладают статусом беженца. Ясно, что везет немногим. Как рассказала Ганнушкина, работает в полную силу только один из трех центров для соискателей убежища — в городе Очер Пермского края. «Для сравнения: в маленькой Польше — 11 таких центров», — продолжает она.

«В европейских странах человек, попросивший убежища, сразу попадает в систему, — сказали «Новой» в российском отделении УВКБ ООН. — Надеемся, что в России тоже так будет. На отладку этой системы требуются годы».

«Гражданское содействие» существует на пожертвования и гранты. «Мы не можем сказать, что у нас плохое финансовое положение. Но у нас сейчас нет проекта на денежную помощь приехавшим людям, да и деньги на подобные проекты спонсоры дают неохотно, ведь это не ведет к развитию: деньги проели, и ничего не изменилось, — пояснила заместитель главы «ГС» Елена Буртина».

В лучшем случае семью Михаил ожидает отправка в лагерь в Пермский край, где иностранцев хотя бы содержат. Перспективы полноценной жизни с работой и обустройством пока не просматриваются.

КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КО́ПТСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ — одна из древних восточных христианских церквей, не принявших постановления IV Вселенского собора.

Ис­то­рия.

Коптская церковь ве­дёт свою ис­то­рию от ап. Мар­ка, ко­то­рый, со­глас­но Свя­щен­но­му Пре­да­нию, соз­дал хри­сти­ан­скую об­щи­ну в Егип­те около 48 года. К середине V века хри­сти­ан­ст­во ис­по­ве­до­ва­ло по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во на­се­ле­ния Егип­та. В конце 440-х годов алек­сан­д­рий­ский пат­ри­арх Дио­скор (444-451 годы) вы­сту­пил на сто­ро­не ар­хи­ман­д­ри­та од­но­го из кон­стан­ти­но­поль­ских мо­на­сты­рей Ев­ти­хия, учив­ше­го о еди­ной Бо­же­ст­вен­ной при­ро­де Хри­ста (см. Мо­но­фи­зит­ст­во). Вы­сту­п­ле­ние Ди­о­ско­ра при­ве­ло к рас­ко­лу в Алек­сан­д­рий­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Уче­ние, под­дер­жи­вае­мое Дио­ско­ром, взя­ло верх на со­бо­ре в Эфе­се (449 год), но бы­ло осу­ж­де­но IV Все­лен­ским со­бо­ром в Хал­ки­до­не (451 год), вы­ра­бо­тав­шим пра­во­слав­ное уче­ние о со­еди­не­нии двух при­род (Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской) во Хри­сте. Дио­скор был низ­ло­жен и от­прав­лен в ссыл­ку, на его ме­сто им­пе­ра­тор на­зна­чил но­во­го пат­ри­ар­ха, не при­знан­но­го боль­шин­ст­вом егип. ми­рян и ду­хо­вен­ст­ва.

На­чи­ная с 451 года не­хал­ки­дон­ская док­три­на бы­ла вос­при­ня­та боль­шин­ст­вом егип­тян. В VI веке у не­хал­ки­до­ни­тов воз­ник­ла от­дель­ная ие­рар­хия, с это­го вре­ме­ни мо­ж­но го­во­рить об их са­мо­сто­ят. Церк­ви. «Не­хал­ки­дон­ское» ду­хо­вен­ст­во Егип­та ак­ти­ви­зи­ро­ва­ло про­по­вед­ни­че­скую дея­тель­ность в Эфио­пии, Ну­бии и не­ко­торых др. рай­онах Аф­ри­ки. В 520-530-х годы египетская Цер­ковь пре­тер­пе­ла ряд рас­ко­лов. Кри­зис усу­гу­бил­ся го­не­ния­ми, уже­сто­чив­ши­ми­ся при имп. Юс­ти­ниа­не I (527-565 годы).

Но­вый ви­ток пре­сле­до­ва­ний со сто­ро­ны ви­зантийских вла­стей при­шёл­ся на 620-630-е годы. По­сле за­вое­ва­ния Егип­та ара­ба­ми в 641 году египетские хри­стиа­не вос­поль­зо­ва­лись сло­жив­шей­ся си­туа­ци­ей, что­бы по­рвать вся­кие кон­так­ты с Ви­зан­ти­ей. Клир вер­нул­ся в хра­мы, хри­стиа­не-ан­ти­хал­ки­до­ни­ты за­ня­ли боль­шин­ст­во долж­но­стей в ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. В то же вре­мя ут­ра­та не­об­хо­ди­мо­сти вес­ти по­ле­ми­ку с ви­зантийскойй Цер­ко­вью обу­сло­ви­ла упа­док египетской бо­го­слов­ской литературы. В пер­вые ве­ка арабские вла­ды­че­ст­ва за ав­то­хтон­ны­ми егип­тя­на­ми за­кре­пи­лось на­име­но­ва­ние коп­ты, а за египетской Цер­ко­вью ан­ти­хал­ки­до­ни­тов — Копт­ская цер­ковь.

Коптская церковь, ос­но­вы­ва­ясь на фор­му­ле «еди­ная при­ро­да Бо­га Сло­ва во­пло­щён­ная» (μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρϰωμένη), при­зна­ёт един­ст­во Хри­ста (μία φύσις ), об­ра­зо­ван­ное не­раз­рыв­ным слия­ни­ем Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской сущ­но­стей «без сме­ше­ния и без из­ме­не­ния». Т. о., с точ­ки зре­ния стро­гой хри­сто­ло­ги­че­ской тер­ми­но­ло­гии Коптской церкви яв­ля­ет­ся миа­фи­зит­ской, хо­тя в ев­роп. цер­ков­ной и ис­то­рические тра­ди­ции XIX века час­то име­но­ва­лась мо­но­фи­зит­ской. Са­ма Коптская церковь при­зна­ёт мо­но­фи­зит­ст­во ере­сью, об­ви­няя ви­зантийскую Цер­ковь в на­ме­рен­ном ис­ка­же­нии смыс­ла её уче­ния.

С начала VIII века за­вое­ва­те­ли на­ча­ли про­во­дить по­ли­ти­ку ара­би­за­ции стра­ны, вы­тес­не­ния копт­ско­го языка, а так­же чи­нов­ни­ков-хри­сти­ан из ор­га­нов управ­ле­ния. Вве­де­ние со­ци­аль­ных и бы­то­вых ог­ра­ни­че­ний, не­об­хо­ди­мость вы­пла­чи­вать по­душ­ную по­дать под­тал­ки­ва­ли коп­тов к об­ра­ще­нию в ис­лам. В IX веке хри­стиа­не ста­ли мень­шин­ст­вом на­се­ле­ния Егип­та. Тем не ме­нее в VIII-XII веках му­сульманские вла­сти от­ли­ча­лись вы­со­ким уров­нем ве­ро­тер­пи­мо­сти, за ис­клю­че­ни­ем пе­рио­да прав­ле­ния фа­ти­мид­ско­го ха­ли­фа аль-Ха­ки­ма (996-1021 годы), под­верг­нув­ше­го копт­скую об­щи­ну ре­лиг. пре­сле­до­ва­ни­ям. Пат­ри­арх Хри­сто­дул (1047-1077 годы) пе­ре­вёл ре­зиден­цию пред­стоя­те­лей Коптской церкви из Алек­сан­д­рии в сто­лич­ный Ка­ир, тем са­мым при­бли­зив управ­ле­ние Церк­ви к египетским вла­стям и од­но­вре­мен­но сим­во­ли­че­ски под­черк­нув изо­ля­цию Коптской церкви от пра­во­слав­ных церк­вей.

XII-XIII века — ко­рот­кий пе­ри­од воз­ро­ж­де­ния копт­ской тео­ло­гии, апо­ло­ге­ти­ки, цер­ков­но-ис­то­рич. нау­ки и ка­но­нического пра­ва. В пе­ри­од ме­ж­ду 1279 и 1447 годами годамимам­люк­ские пра­ви­те­ли Егип­та про­ве­ли около 8 кам­па­ний по из­гна­нию копт­ских слу­жа­щих с государсвтенных по­стов и уже­сто­че­нию на­ла­гае­мых на хри­сти­ан со­ци­аль­ных и бы­то­вых ог­ра­ни­че­ний. Го­не­ния при­ве­ли к рез­ко­му со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти Коптских церквей, за­кры­тию хра­мов и мо­на­сты­рей, упад­ку цер­ков­ной нау­ки.

В XIV веке пре­ры­ва­ет­ся фик­са­ция хро­ни­ста­ми цер­ков­ной ис­то­рии. По­сте­пен­ное вос­ста­нов­ле­ние по­ли­тич. и эко­но­мич. по­зи­ций копт­ской об­щи­ны, ожив­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни Коптской церкви при­шлись на XVII-XVIII века. На­чи­ная с пат­ри­ар­ха Бут­ру­са VII (1809-1852 годы), копт­ский клир стал воз­вра­щать се­бе ут­ра­чен­ные влия­ние и ав­то­ри­тет в гла­зах егип. вла­стей.

Прав­ле­ния Му­хам­ме­да Али (1805-1849 годы), Саи­да-па­ши (1854-1863 годы) и хе­ди­ва Ис­маи­ла (1863-1879 годы) ста­ли для коп­тов-хри­сти­ан эпо­хой ак­тив­ной ин­те­гра­ции в об­щественно-по­ли­тические ин­сти­ту­ты Егип­та. Важ­ны­ми ве­ха­ми в этом про­цес­се яви­лись отмена в от­но­ше­нии коп­тов-хри­сти­ан по­душ­ной по­да­ти (джи­зьи), рас­про­стра­не­ние на них во­ин­ской обя­зан­но­сти, вхо­ж­де­ние в ка­че­ст­ве де­ле­га­тов в егип. Кон­суль­та­тив­ный со­вет.

Пред­стоя­тель­ст­во пат­ри­ар­ха Ки­рил­лу­са IV (1854-1861 годы), по­лу­чив­ше­го впо­след­ст­вии ти­тул «От­ца копт­ско­го ре­фор­ма­тор­ст­ва», оз­на­ме­но­ва­лось фун­дам. пре­об­ра­зо­ва­ния­ми в сфе­рах об­ра­зо­ва­ния, кни­го­пе­ча­та­ния и бо­го­слу­же­ния. В по­след­ней четверти XIX — четверти тре­ти XX веков обо­ст­ри­лось про­ти­во­стоя­ние пат­ри­ар­ха­та и копт­ской свет­ской вер­хуш­ки, уч­ре­див­шей в 1874 году аль-мадж­лис аль-мил­ли (Со­вет об­щи­ны).

В то же вре­мя в Егип­те ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась про­зе­лит­ская дея­тель­ность западных церк­вей. Во­зоб­но­вив­шие­ся ещё во второй половине XVI века кон­так­ты с Римским пре­сто­лом за­вер­ши­лись рас­ко­лом в Коптской церкви и об­ра­зо­ва­ни­ем в 1895 году уни­ат­ско­го Алек­сан­д­рий­ско­го пат­ри­ар­ха­та. В 1899 году из час­ти па­ст­вы Коптской церкви бы­ла об­разо­ва­на про­тес­тант­ская (пре­сви­те­ри­ан­ская) де­но­ми­на­ция, впо­след­ст­вии по­лу­чив­шая назв. Еван­ге­ли­че­ская цер­ковь Егип­та — Ниль­ский си­нод.

В прав­ле­ние ко­ро­ля Егип­та Фа­ру­ка (1936-1952 годы) на­блю­дал­ся рост ис­ла­ми­ст­ских на­строе­ний, ко­то­рый со­про­во­ж­дал­ся по­сте­пен­ным вы­тес­не­ни­ем коп­тов из об­ще­ственной и по­ли­тической жиз­ни Егип­та. Од­но­вре­мен­но уг­луб­лял­ся кри­зис в Коптской церкви, до­стиг­ший сво­его пи­ка в пе­ри­од, ко­гда пат­ри­ар­шая ка­фед­ра бы­ла ва­кант­на (1942-1944 годы), и во вре­мя пред­стоя­тельств Ма­ка­риу­са III (1944-1945 годы) и Йу­су­фа II (1946-1956 годы), низ­ло­жен­но­го по об­ви­не­нию в си­мо­нии. Сре­ди коп­тов на­ча­лась эмиг­ра­ция в стра­ны Ев­ро­пы и США, где об­ра­зо­ва­лась влия­тель­ная копт­ская диа­спо­ра. Пе­ри­од пред­стоя­тель­ст­ва Ки­рил­лу­са VI (1959-1971 годы) стал эпо­хой подъ­ё­ма Коптской церкви: вос­ста­нов­ле­ние мо­на­сты­рей, воз­ро­ж­де­ние копт­ско­го мо­на­ше­ст­ва.

Ак­тив­ная об­щественная и бла­го­тво­рительная дея­тель­ность Коптской церкви со­про­во­ж­да­лась её во­вле­че­ни­ем в меж­кон­фес­сио­наль­ный диа­лог в стра­не и за ру­бе­жом. Пре­зи­дент Егип­та Г.А. На­сер лич­но за­ло­жил пер­вый ка­мень при по­строй­ке в Каи­ре копт­ско­го со­бо­ра Св. Мар­ка, ку­да в ию­ле 1968 года бы­ла тор­же­ствен­но воз­вра­ще­на из Ита­лии часть мо­щей ап. Мар­ка. Пат­рио­тич. на­строй копт­ско­го ду­хо­вен­ст­ва и об­щи­ны про­явил­ся во вре­мя войн с Из­раи­лем 1956 и 1967 годы, про­во­ди­лись му­суль­ма­но-хри­сти­ан­ские де­мон­ст­ра­ции национальной со­ли­дар­но­сти.

Из­бран­ный в 1971году пат­ри­ар­хом Ше­ну­да III про­дол­жил дея­тель­ность по ук­ре­п­ле­нию Коптской церкви. Его мно­го­численные ви­зи­ты за ру­беж спо­соб­ст­во­ва­ли спло­че­нию копт­ской ди­ас­по­ры. Воз­гла­вив­ше­му еже­ме­сяч­ные со­б­ра­ния аль-мадж­лис аль-мил­ли Ше­ну­де III уда­лось ис­чер­пать про­ти­во­стоя­ние пат­ри­ар­ха­та и свет­ско­го ру­ко­вод­ства копт­ской об­щи­ны, ук­ре­пить по­зи­ции Коптской церкви как сим­во­ла иден­тич­но­сти об­щи­ны. Вме­сте с тем рост ис­ла­ми­ст­ских на­строе­ний в Егип­те в прав­ле­ние пре­зи­ден­та А. Са­да­та спро­во­ци­ро­вал мно­го­числ. столк­но­ве­ния на ре­лиг. поч­ве, со­про­во­ж­дав­шие­ся по­гро­ма­ми церк­вей, убий­ст­ва­ми и на­си­ли­ем.

Про­изо­шёл но­вый ви­ток хри­сти­ан­ской эмиг­ра­ции. В знак про­тес­та про­тив по­пус­ти­тель­ст­ва ис­лам­ско­му экс­тре­миз­му Си­нод Коптской церкви от­ме­нил пас­халь­ные тор­же­ст­ва 1980 году. В от­вет Са­дат об­ви­нил Ше­ну­ду III в раз­жи­га­нии ме­жоб­щин­ной роз­ни и под­ры­ве един­ст­ва египетской на­ции. В 1981 году пре­зи­дент из­дал указ, от­стра­няв­ший пат­ри­ар­ха от обя­зан­но­стей пред­стоя­те­ля К. ц. Бы­ли аре­сто­ва­ны де­сят­ки ду­хов­ных и свет­ских ли­де­ров копт­ской об­щи­ны, пат­ри­арх со­слан в мон. Ан­ба-Бе­шой. При­шед­шее в 1981 году к вла­сти но­вое егип. руко­во­дство пред­при­ня­ло ряд ша­гов по сни­же­нию меж­кон­фес­сио­наль­ной на­пря­жён­но­сти. В 1985 году пре­зидент М.Х. Му­ба­рак раз­ре­шил пат­ри­ар­ху вер­нуть­ся к ис­пол­не­нию сво­их обя­зан­но­стей. По­сле объ­яв­ле­ния в 2003 году Ро­ж­де­ст­ва национальным празд­ни­ком в Егип­те копт­ские ро­ж­де­ст­вен­ские и пас­халь­ные бо­го­слу­же­ния ста­ли ре­гу­ляр­но транс­ли­ро­вать­ся по государственному те­ле­ка­на­лу.

Со­вре­мен­ное по­ло­же­ние.

Ка­но­ни­че­ская тер­ри­то­рия Коптской церкви, по­ми­мо Егип­та, ох­ва­ты­ва­ет Ли­вию и Су­дан. Коптская церковь вклю­ча­ет 11 ми­тро­по­лий, 54 епи­скоп­ст­ва в Егип­те и за его пре­де­ла­ми (в Ев­ро­пе, Ав­ст­ра­лии, Северной и Южной Аме­ри­ке на­хо­дят­ся 12 епар­хий Коптской церкви), 9 ви­ка­ри­атств. Име­ют­ся так­же 5 пат­ри­ар­ших эк­зар­хов, 11 епи­ско­пов-на­стоя­те­лей пат­ри­ар­ших мо­на­сты­рей, 7 ти­ту­ляр­ных епи­ско­пов, хо­ре­пи­скоп, пат­ри­ар­ший ви­ка­рий. Все­го в Коптской церкви на­счи­ты­ва­ет­ся ок. 2 тыс. при­хо­дов; к началу XXI века бы­ло 22 муж­ских мо­на­сты­ря (18 в Егип­те и 4 в Па­ле­сти­не) и 7 жен­ских.

Коптская церковь яв­ля­ет­ся цер­ко­вью-ма­те­рью для ав­то­ке­фаль­ных Эфи­оп­ской церк­ви (с 1959 года) и Эрит­рей­ской церк­ви (с 1998 года). В 1994 году Копт­ский пат­ри­ар­хат при­нял под свою юрис­дик­цию в ка­че­ст­ве отдельной ми­тро­по­лии Британскую пра­во­слав­ную цер­ковь, ве­ду­щую своё апо­столь­ское пре­ем­ст­во от си­рий­ской не­хал­ки­дон­ской Церк­ви.

Пред­стоя­те­лем Коптской церкви яв­ля­ет­ся пат­ри­арх, его ти­тул — Алек­сан­д­рий­ский па­па и пат­ри­арх всея Аф­ри­ки на Свя­щен­ном апо­столь­ском пре­сто­ле Св. Мар­ка, пер­во­свя­щен­ник Егип­та, Пен­та­по­ли­са, Ли­вии, Ну­бии, Су­да­на, Эфио­пии, Эрит­реи и всея Аф­ри­ки. Пат­ри­арх из­би­ра­ет­ся по­жиз­нен­но из чис­ла мо­на­хов и не дол­жен быть мо­ло­же 50 лет. По­ме­ст­ный со­бор из ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян (в со­бо­ре 1971 года впер­вые уча­ст­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли Эфи­оп­ской церк­ви) вы­дви­га­ет наи­бо­лее дос­той­ные кан­ди­да­ту­ры, вы­бор из 3 пре­тен­ден­тов про­из­во­дит­ся по­сред­ст­вом жре­бия. Выс­ший ор­ган управ­ле­ния Коптской церкви — Свя­щен­ный Си­нод из 101 чле­на (на 2008 годц), со­би­раю­щий­ся еже­год­но в ка­нун Пя­ти­де­сят­ни­цы. В Си­нод вхо­дят пат­ри­арх, епи­ско­пы, на­стоя­те­ли круп­ней­ших мо­на­сты­рей и чле­ны Ду­хов­но­го со­ве­та при пат­ри­ар­хе.

Бо­го­слу­же­ние ве­дёт­ся на арабском и копт­ском язы­ках. Слу­жат­ся ли­тур­гии свя­ти­те­лей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва и Ки­рил­ла Алек­сан­д­рий­ско­го. Ка­но­нич. пра­во ос­но­ва­но на но­мо­ка­но­не Ибн аль-Ас­са­ля (XIII век). Семь та­инств дог­ма­ти­че­ски и ли­тур­ги­че­ски сход­ны с пра­во­слав­ны­ми. Цер­ков­ные празд­ни­ки от­ме­ча­ют­ся по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю. Со­хра­нив­шее­ся у коп­тов муж­ское об­ре­за­ние вос­при­ня­то из се­мит­ской тра­ди­ции и по­лу­чи­ло ре­лиг. кон­но­та­цию лишь в XI веке . При вхо­де в храм по­ло­же­но сни­мать обувь. Жерт­вен­ни­ка в ал­та­ре нет, ико­ны и фре­ски в хра­мах не­мно­го­чис­лен­ны. Мо­лить­ся при­ня­то семь раз в су­тки, об­ра­тясь на вос­ток, обя­за­тель­но в го­лов­ных убо­рах, муж­чи­ны от­дель­но от жен­щин. С 1981 года жен­щи­ны воз­во­дят­ся в чин диа­ко­нис без ру­ко­по­ло­же­ния и пра­ва при­слу­жи­вать на ли­тур­гии.

Ду­хов­ные се­ми­на­рии на­хо­дят­ся в Каи­ре (основана в 1893 году) и Алек­сан­д­рии (ос­но­ва­на в 1972 году). Пе­чат­ный ор­ган Коптской церкви — журнал «Аль-Ке­ра­за», боль­шим влия­ни­ем поль­зу­ет­ся копт­ский еже­не­дель­ник «Ва­та­ни».

Коптская церковь на­хо­дит­ся в ев­ха­ри­стическом об­ще­нии с др. не­хал­ки­дон­ски­ми церк­ва­ми. С 1948 года яв­ля­ет­ся чле­ном Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей. С 2001 года Коптская церковь и Алек­сан­д­рий­ская пра­во­слав­ная цер­ковь (Алек­сан­д­рий­ский гре­ко­пра­во­слав­ный пат­ри­ар­хат) вза­им­но при­зна­ют та­ин­ст­ва кре­ще­ния и бра­ка.

LiveInternetLiveInternet

Коптские иконы детские, искренние, очень выразительные и яркие.

Коптская иконописная традиция формировалась под влиянием древнеегипетского и греческого искусства. Характерные черты коптского иконописного стиля видны уже на первых иконах — IV века — большие глаза и уши на маленькой голове, уверенные линии, наивность и детскость изображений. Сами копты уверены, что иконопись родилась в Египте и в доказательство приводят убедительные сравнения иконописного канона с произведениями древнеегипетского искусства. Кстати, самый распространенный сюжет — конечно же, бегство святого Семейства в Египет! А с 60-х годов XX века традиции коптской школы продолжает нео-коптская школа иконописи.

Предлагаем читателям познакомиться с удивительными коптскими образами Христа, Богородицы и святых.

Нажмите на изображение для просмотра галереи.

Ветхий Завет

Ноев Ковчег

Переход через красное море

Иона во чреве кита

Явление ангела Товии

Новый Завет

Благовещение

Рождество Христово

Святое семейство

Бегство в Египет

Бегство в Египет

Бегство в Египет

Бегство в Египет

Бегство в Египет

Бегство в Египет

Бегство в Египет

Рождество Христово

Сретение Господне

Сретение Господне

Св. Иоанн Креститель

Крещение Господне

Крещение Господне

Крещение Господне

Брак в Кане Галилейской

Брак в Кане Галилейской

Насыщение хлебами

Христос насыщает народ пятью хлебами

Исцеление слепого

Добрый самарянин

Христос и самарянка

Вход Господень в Иерусалим

Коптская православная церковь

Коптская православная церковь

копт. Ϯⲉⲕ̀ⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ⲛⲣⲉⲙ̀ⲛⲭⲏⲙⲓ ⲛ̀ⲟⲣⲑⲟⲇⲟⲝⲟⲥ

Собор Святого Марка в Каире

Общие сведения

Основатели

Апостол Марк

Руководство

Предстоятель

Феодор II

Центр

Александрия

Резиденция предстоятеля

Каир

Территории

Юрисдикция (территория)

Африка (без Эфиопии и Эритреи)

Автономные церкви в канонической зависимости

Британская, Французская

Богослужение

Богослужебный язык

коптский, арабский, английский

Календарь

коптский

Статистика

Верующих

18 млн, из них 14 в Египте

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Ко́птская правосла́вная це́рковь Александри́и (копт. Ϯⲉⲕ̀ⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ⲛ̀ⲣⲉⲙ̀ⲛⲭⲏⲙⲓ ⲛ̀ⲟⲣⲑⲟⲇⲟⲝⲟⲥ, «Египетская православная церковь») — христианская церковь Египта, относящаяся к группе Древневосточных (нехалкидонских) церквей. Как и все другие Древневосточные церкви, Коптская церковь признаёт решения трёх Вселенских соборов, придерживается традиционной для Александрийской богословской школы миафизитской христологии и не входит в семью поместных православных церквей византийской традиции. Глава церкви – Патриарх Александрии и Престола Святого Марка, также имеющего титул Коптского Папы. В настоящее время титул блюстителя Александрийского престола сугубо титульный, и резиденция главы Коптской церкви находится в Соборе Святого Марка в Каире.

Основана, по преданию, апостолом Марком в середине I века Александрии, к епископской кафедре которой возводит свою преемственность коптский патриарх. Оформилась как самобытная автокефальная церковь вследствие разделения в VI веке единой церкви в Африке (Александрийского патриархата) на две кафедры — халкидонитскую (диофизитскую) и нехалкидонскую (миафизитскую). В IV-VII веках распространила свое влияние на Эфиопию и Нубию, вследствие христианизации Аксумского царства и нубийских королевств Нобатии, Алодии и Макурии (последняя изначально признавала авторитет Константинопольской церкви).

В VII веке Египет был захвачен арабами мусульманами, после чего Коптская церковь пережила как периоды гонений, так и относительной веротерпимости. В XII веке религиозный центр Церкви переместился из Александрии в Каир, а коптские христиане стали религиозным меньшинством в Египте. В XIV и XV веках христианство почти полностью исчезло в Нубии.

В 1959 г. была гарантирована автокефалия Эфиопской церкви.

В богослужении используется коптский обряд.

В настоящее время состоит из 18-22 миллионов верующих и 400 общин, большинство из них в Египте, остальные в египетской диаспоре.

Энциклопедичный YouTube