Королева глава англиканской церкви

Реформация и королевская власть в Англии XVI в.

Эпоха правления Тюдоров (1485–1603) характеризуется тремя важнейшими процессами: Реформацией, усилением королевской власти и завоеванием морского господства.

Предыстория

После окончания в 1453 г. Столетней войны Англия оказалась охвачена внутренними распрями – так называемой войной Алой и Белой розы. За королевскую власть боролись род Йорков и род Ланкастеров при поддержке приверженных им аристократических кланов. Война закончилась в 1485 г., когда королем стал Генрих Тюдор, соединивший брачным союзом Йорков и Ланкастеров. Генрих проводил последовательный курс на укрепление королевской власти (см. урок «Образование централизованных государств в Западной Европе»).

События

Реформация в Англии началась по воле короля (а не по инициативе снизу), поэтому ее называют королевской. Реформация церкви способствовала укреплению королевской власти. Она проходила одновременно с формированием абсолютизма.

Внешним поводом для начала Реформации и разрыва с папой римским стал развод Генриха VIII Тюдора с Екатериной Арагонской и женитьба на Анне Болейн, которые папа не хотел признавать.

1534 г. – парламент издал закон, согласно которому король и его преемники становятся главой церкви в Англии. В стране было закрыто три тысячи монастырей. Церковные земли были секуляризированы (объявлены принадлежащими королю). Богослужение переведено на английский язык. Король получил право назначать епископов и высшее церковное должностное лицо – епископа Кентерберийского. Реформированная церковь получила название англиканской.

1553–1558 гг. – Мария Кровавая, дочь испанской принцессы (Испания – оплот католицизма в Европе) проводит политику Контрреформации. Восстановлен католицизм. В 1554 году была создана комиссия для борьбы с ересью. Противников католицизма сжигали на кострах.

1558 г. – Елизавета I Тюдор провозглашает англиканскую церковь государственной. Королева получила титул верховной правительницы церковных и светских дел. Службу снова стали вести на английском языке. При Елизавете обостряются противоречия между протестантской Англией и католической Испанией. Англия поддерживает движение гёзов в Нидерландах, испанском владении.

1577–1580 гг. – Френсис Дрейк, обогнув Южную Америку, грабит испанские корабли и города на тихоокеанском побережье. Возвращается в Англию через Тихий океан с огромной добычей, привозит первые в Европе клубни картофеля. Это было второе после Магеллана кругосветное плавание в истории.

1587 г. – бывшая королева Шотландии, убежденная католичка Мария Стюарт казнена по приговору королевского суда (после раскрытия серии заговоров против Елизаветы, в которых она участвовала).

1588 г. – испанский король Филипп II собрал огромный флот из 134 кораблей (Непобедимая армада) и направил его к берегам Англии. Имея меньшее количество кораблей, англичане одержали победу.

В период правления Елизаветы I Тюдор Англия вступает в период экономического роста. Возникли первые паевые товарищества по добыче полезных ископаемых и производству металла, развивалось сукноделие, производство оружия, стекла и судостроение. Лондон стал крупнейшим портом. Англичане плавали по всему миру, чтобы закупить дешево сырье и сбыть выгодно товар. Стали возникать торговые компании. Московская компания торговала с Московией (Россией), Гвинейская с Африкой, Ост-Индская с Индией и т.п. Происходит мощный расцвет английской культуры, в первую очередь литературы и театра (эпоха великих елизаветинцев, самый знаменитый из которых Уильям Шекспир).

Участники

Тюдоры – династия английских королей, которые правили в 1485–1603 гг.

Генрих VII Тюдор – первый король из династии Тюдоров, правил в 1485–1509 гг. Заложил основы абсолютизма в Англии.

Генрих VIII Тюдор – король Англии, правил в 1509–1547 гг. Второй король из династии Тюдоров. Проводил Реформацию.

Екатерина Арагонская – испанская принцесса, первая жена Генриха VIII.

Анна Болейн – вторая жена английского короля Генриха VIII. Мать королевы Елизаветы I Тюдор. Казнена мужем.

Эдуард VI – король Англии, правил в 1547–1553 гг.

Мария I Кровавая – королева Англии, правила в 1553–1558 гг. Дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Проводила политику Контрреформации.

Филипп II – король Испании из династии Габсбургов (c 1558). Ярый сторонник католицизма, своей задачей считал искоренение протестантизма. В 1554–1558 гг. муж Марии Кровавой.

Елизавета I Тюдор – королева Англии, правила в 1558–1603 гг. Дочь Генриха VIII и Анны Болейн. В период ее царствования в Англии была завершена Реформация, Англия добилась морского господства, развитие получили промышленность и торговля.

Мария Стюарт – королева Шотландии. Правнучка Генриха VII Тюдора.

Яков I Стюарт – король Англии, вступил на престол в 1603 г. Сын Марии Стюарт.

Фрэнсис Дрейк – руководитель пиратских экспедиций. В 1588 г. был назначен Елизаветой вице-адмиралом королевского флота.

Заключение

В период правления Тюдоров в Англии сложился особый вариант абсолютизма, при котором существовал сословно-представительный орган – парламент. Реформация была не столь радикальной, как в Германии, Швейцарии, Нидерландах, но привела к долгому противостоянию Англии с католическими государствами Европы. Англия становится одной из первых морских держав в Европе. В экономике активно развиваются капиталистические отношения. В эпоху Тюдоров начинается превращение Англии в ведущую морскую и промышленную державу Европы.

Конспект

На сегодняшнем занятии вы узнаете о так называемой королевской Реформации, которая привела к созданию в Англии собственной англиканской церкви.

В XVI в. в экономике Англии бурно развивались капиталистические отношения, росту которых покровительствовала королевская власть. Англия богатела за счет экспорта шерстяных тканей, которые производили английские мануфактуры. Наряду с сукноделием развивалось производство стекла, бумаги и других товаров. Росли города, Лондон стал главным портом Европы, его население составляло примерно 200 тысяч человек.

Важные изменения происходили в английском обществе. Новые дворяне — джентри богатели, активно занимаясь предпринимательской деятельностью. В то же время доходы дворян, собиравших платежи с крестьян, заметно сокращались.

В деревне под воздействием растущего спроса на шерсть произошел аграрный переворот — болезненная ломка традиционных отношений между крестьянами и сеньорами. Лендлорды стремились захватить крестьянские земли под пастбища для овец — этот процесс получил название огораживания. Вместо крестьян на полях теперь трудились наемные работники. Правительство жестоко преследовало бродяг (пауперов). Бродяги были вынуждены искать работу на любых условиях, обеспечивая сельских и городских предпринимателей дешевой рабочей силой. Тем самым создавались условия для быстрого развития капитализма и в промышленности в сельском хозяйстве Англии.

Английский абсолютизм сформировался и достиг расцвета в период правления династии Тюдоров (1485–1603 гг.). Королевская власть заметно усилилась при Генрихе VIII (1509–1547 гг.). Парламент полностью подчинялся воле монарха. Унаследовав полную казну, Генрих VIII быстро ее опустошил, но зато престиж Англии заметно вырос.

Рис. 1. Генрих VIII (Источник)

Когда в страну стали проникать идеи Реформации, король сначала отверг их, но позже его позиция изменилась, и Реформация в Англии началась по его воле; поэтому ее называют королевской. Поводом для начала реформ стали обстоятельства семейной жизни монарха. Король был женат на испанке Екатерине Арагонской, но не имел от этого брака сына — наследника престола. Он решил развестись и заключить новый брак с англичанкой Анной Болейн. Для развода требовалось согласие папы римского, но тот отказался, опасаясь гнева могущественного племянника Екатерины, императора Карла V. Взбешенный Генрих VIII начал принимать меры против папы, решив использовать идеи Лютера. Правда, из них он воспринял лишь то, что могло укрепить его власть. Король решил подчинить себе английскую церковь и конфисковать ее обширные владения. Под его давлением парламент в 1534 г. принял «Акт о супрематии» (то есть о верховенстве), провозгласив монарха верховным главой английской церкви. Монастыри были закрыты, а их земли перешли в руки короля и его приближенных. Все, кто не одобрил развод короля и новую церковную политику, подверглись преследованиям. Король-деспот не щадил никого. Сложил голову на плахе даже Томас Мор, знаменитый гуманист и лорд-канцлер Англии.

Рис. 2. Анна Болейн (Источник)

Реформированная церковь приняла идею Лютера об «оправдании верой» и отвергла часть католических таинств, но в остальном осталась близка к католической. Новая вера, получившая название англиканской, быстро укоренилась в Англии, хотя многие втайне остались католиками; были и сторонники более глубокой реформы церкви.

Выбор новой веры принес стране важные политические выгоды: Англия возглавила европейских протестантов. Но это неизбежно делало ее врагом католической Испании.

Новая вера подверглась тяжелым испытаниям в правление дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской — Марии Тюдор (Кровавая). Она восстановила в стране католицизм и жестоко расправлялась с протестантами. Но после ее смерти на престол взошла дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавета I Тюдор (1558–1603 гг.), окончательно утвердившая новую веру. Сторонница умеренной Реформации, Елизавета отвергла крайности католицизма и кальвинизма и восстановила англиканство, стремясь избежать кровавых религиозных распрей.

Рис. 3. Елизавета I (Источник)

Долгое правление Елизаветы I ознаменовалось важными успехами в развитии экономики, укреплением государства, блестящим расцветом культуры. Елизавета была умна и прекрасно образована, обладала актерскими способностями, не знала равных в дипломатической игре. И если в других странах при абсолютизме представительные органы теряли свое значение, тоанглийский парламент, состоявший из палаты лордов и палаты общин, сохранил свое влияние. Ведущую роль в нем играла палата общин, в которой преобладали представители буржуазии и нового дворянства. Они нуждались в поддержке королевской власти и сами до определенного времени поддерживали ее. Елизавета в своих действиях опиралась на дворянство, но в то же время проводила дальновидную политику протекционизма — покровительства развитию национального производства и торговли. В стране заметно выросло производство товаров, особенно сукна. Чтобы выгодно сбыть их, дешево закупить сырье и необходимые товары, англичане плавали во все уголки мира. С целью уменьшить риск дальних путешествий они объединялись в торговые компании. Так, Московская компания торговала с Россией, Ост-Индская — с Южной и Юго-Восточной Азией.

В области внешней политики Елизавета старалась лавировать между сильнейшими державами тогдашней Европы — Испанией и Францией. Однако отношения с Испанией были достаточно напряженными, поскольку королева негласно поддерживала контрабандную торговлю английских купцов с испанскими колониями и действия пиратов, нападавших на испанские корабли. Испанцы, в свою очередь, организовали в Англии мятежи и заговоры католиков, самым громким из которых был заговор с участием шотландской королевы Марии Стюарт, бежавшей в Англию от начавшейся в Шотландии Реформации. Поскольку Мария была родственницей и наследницей Елизаветы, ее католическая вера делала ее опасным орудием в руках Испании. Мария была вовлечена в католический заговор, его раскрыли, шотландскую королеву казнили по приговору суда.

Испанский король Филипп II негодовал и в 1588 г. нанес ответный удар. Испанцы собрали огромный флот — армаду — в составе 134 кораблей. Испанский флот должен был высадить в Англии 18-тысячное войско. Когда армада подошла к берегам Англии, испанский адмирал проявил нерешительность и утратил шансы на успех, в то время как англичане действовали удачно. А потом испанский флот был уничтожен жестокими бурями. Враги Испании ликовали, в насмешку окрестив побежденную армаду «непобедимой». Англия же праздновала победу. Она отстояла свою независимость и готовилась стать великой морской державой.

Рис. 4. Разгром «Непобедимой армады» (Источник)

Список литературы

1. Булычев К. Тайны Нового времени. — М., 2005

2. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. — М., 2010

3. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. 1500–1789 гг. — М., 2006

4. Соловьев С. Курс Новой истории. — М., 2003

Религия в Великобритании

Каждый гражданин Великобритании имеет право исповедовать свою религию. Британия — это преимущественно христианская страна: 10 – 16% граждан принадлежат к Римской католической церкви, а 26 миллионов британцев являются прихожанами Англиканской церкви, которая официально имеет статус государственной религии Англии. В Шотландии насчитывается 1,1 миллиона членов Пресвитерианской церкви, являющейся государственной церковью Шотландии. В Северной Ирландии примерно половина населения относит себя к протестантам, а почти 40 % жителей составляют католики. В Уэльсе Англиканская церковь утратила статус государственной в 1920 году. Это означает, что сейчас там нет официальной государственной церкви, а наиболее многочисленными конфессиями являются другие протестантские течения, наиболее авторитетной из которых является Пресвитерианская Церковь Уэльса (методизм «левого», кальвинистского толка). Священнослужители официально признанных церквей Великобритании могут получать заработную плату от государства, если они работают в тюрьмах или больницах.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:449 107 033 8 594 13 634 50 578
  • ✪ Топик по английскому языку «Религия в Великобритании» (Religion in Great Britain)
  • ✪ Как живёт Англия 2 (Познавательное ТВ, Екатерина Рязанова)
  • ✪ Иудаизм, христианство и ислам — касты людей. Религия как инструмент порабощения.
  • ✪ Исламские течения (часть 1) | История религий | Мировая История (3 видео)
  • ✪ Ричард Докинз — Угроза религиозных школ (2010)

Субтитры

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.

Англиканская Реформация.

К 1529 относится начало знаменитого конфликта короля Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I, организационное устройство Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англикане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

И все же был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Основы англиканского вероучения.

Англиканская вера покоится на Священном Писании, которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко излагающих христианское вероучение; вероисповедных положениях четырех вселенских соборов ранней церкви (Никейского, Эфесского, Константинопольского и Халкидонского), утвердивших основы церковного вероучения; 39 статьях Церкви Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но указывают на занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.: между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом – с другой; едином служебнике – Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer). Англикане не отделяют теологию от богослужения. Этот служебник – в основном плод трудов архиепископа Томаса Кранмера, умершего мученической смертью в 1556, – столь же превосходен в литургическом плане, сколь глубок в богословском. Изучение его – лучший способ для понимания жизни англиканских церквей.

Характер англиканства.

Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Например, Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отвергает, с одной стороны, доктрину пресуществления Римско-католической церкви, где допускается отождествление внешних знаков (хлеба и вина) и с благодатным даром (Тела и Крови Христа), а с другой – цвинглианство, которое стремится в полной мере отделить знаки от дара; англиканство не определяет с точностью характер присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается участвующим в богослужении верующим. Можно критиковать нечеткость англиканского вероучения в данном вопросе, но она свидетельствует о благоговении перед тайнами, слишком глубокими для человеческого понимания. Вместе с тем отсутствие крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан новым идеям, ибо они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее понимания. Англиканская богословская традиция насчитывает ряд великих теологов, начиная с Дж.Джевела и Р.Хукера в царствование королевы Елизавета I и кончая У.Темплом (1881–1944) в 20 в.

Распространение англиканства.

Англиканство поначалу было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется, придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в. наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока.

Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии, например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

Сообщество англиканских церквей.

Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня все епископы в Японии – японцы, а в Китае – китайцы. Четыре епископа-африканца возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников епископов из африканцев. Епископ Ямайки – негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов.

Единство столь обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце – лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности) является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция – не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя вероисповеданиями.

Значение англиканства.

С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.

Англикане играют ведущую роль в экуменическом движении за единство и обновление вселенской церкви. Первым президентом временного комитета Всемирного совета церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский. Инициативу создания Движения за веру и церковное устройство предпринял епископ Ч.Брент из Филиппин (позднее – епископ западного шт. Нью-Йорк. Все независимые англиканские церковные провинции – члены Всемирного совета церквей. Многие из них проводят дискуссии о возможностях более тесного союза с другими церквами.

См. также РЕФОРМАЦИЯ; ПРОТЕСТАНТИЗМ; ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ; КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ; НОНКОНФОРМИСТЫ; СЕПАРАТИСТЫ.

Церковь Англии

Как отделившаяся от Рима и усвоившая основные начала протестантизма, Англиканская церковь признается обычно протестантской, но по сравнению с другими протестантскими церквами Запада, она имеет свои отличительные особенности, как в вероучении, так и в богослужении и устройстве. Наиболее характерной особенностью Англиканской церкви, резко выделяющей ее из ряда всех других протестантских церквей, является сохранение в ней церковной иерархии, вследствие чего она называется еще епископальной.

Начало Реформации в Англии относится к 1534 году. Именно в этом году произошел разрыв отношений между английским королем и Римским Папой.

Непосредственным поводом к этому был отказ Папы аннулировать первый брак английского короля Генриха VIII (1509-1547), вследствие чего он не только бросил открытый вызов папской власти, но и провозгласил самого себя верховным главой Церкви. Этот королевский акт был узаконен парламентом, и разрыв с Римом стал окончательным.

При короле Генрихе VIII и его преемнике Эдуарде VI (1547-1553) перемены в Церкви были незначительными. Наиболее крупными актами Реформации этого периода были перевод Библии на английский язык и закрытие нескольких монастырей. Своеобразной контрреформацией был кратковременный период правления королевы Марии (1553-1558), прозванной Кровавой за жестокое преследование протестантов. Вступление на королевский престол Елизаветы I окончательно определило будущее Англии как не римо-католической страны. Независимость от Рима, упраздненная при королеве Марии, была вновь восстановлена. Были введены новые богослужебные книги, главной из которых является так называемая «Книга общих молитв», и окончательно отредактированы «39 членов веры», принятые ранее. Происходит размежевание клира и мирян на три основных течения: высокую, низкую и широкую церкви. Последующий период истории Англиканской церкви вплоть до 30-х годов XIX века ничем особенным не примечателен. В этом периоде, а точнее — в первой четверти XVIII столетия, осуществляются первые шаги к сближению между Англиканской и Русской Православной Церквами. Петр I, во время путешествия по Западной Европе, в Лондоне беседовал с архиепископом Кентерберийским о положении Англиканской церкви и об ее устройстве. По инициативе части англиканского духовенства, так называемых «не присягнувших», было положено начало переговорам о соединении англиканства с Православием. С 1712 по 1725 год велась переписка между иерархами Англиканской и Восточных Православных Церквей. Смерть Петра I положила конец этому этапу переговоров. В 30-е годы XIX века среди части английских ученых-богословов наблюдается повышение интереса к духовным богатствам Православной Церкви (оксфордское движение). Один из них — Пальмер — переписывался с известным русским богословом А.С. Хомяковым.

В 60-е годы XIX века происходит так называемое англо-американское движение, одним из плодов которого было создание «Греко-русского комитета» в 1862-м году. Эта организация сыграла большую роль в деле сближения англикан с Православной Церковью. Большой интерес к ее деятельности проявлял митрополит Московский Филарет (Дроздов). В 1864 году была основана «Ассоциация Англиканской и Восточных Церквей», в Уставе которой говорилось, что целью ее создания является «объединение членов Англиканской и Православной Церквей по следующим вопросам:

1. повышение обоюдных знаний, увеличение симпатий и дружеских отношений;

2. поощрение изучения восточного христианства;

3. восстановление видимого единения Церкви.

Эта организация проделала очень большую работу по внедрению в Англиканскую церковь лучшего понимания духовных сокровищ Православия. В последствии работа ее была дополнена деятельностью братств св. Албания и прп. Сергия.

Нередкими были и взаимные визиты представителей обеих Церквей друг к другу. Так, например, в 1896 году гостями Русской Православной Церкви были два англиканских епископа: Крейтон и Маклаган. С ответным визитом в 1897 году Лондон посетил архиепископ Финляндский и Выборгский (впоследствии митрополит Санкт-Петербург) Антоний (Вадковский). В 1912-м году в Россию прибыла английская парламентская делегация, в состав которой входило несколько известных деятелей Англиканской церкви. Завершением этого дружественного визита было открытие 17 января 1912-го года «Общества ревнителей сближения Англиканской церкви с Православием».

Первая мировая война приостановлена контакты между богословами обеих Церквей, и только в 1943-м году они снова возобновились.

Именно в этом году делегация Англиканской церкви во главе с архиепископом Йоркским Гарбеттом посетила Москву. С ответственным визитом Лондон в 1945-м году посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). В 1955-м году в Лондоне состоялось совещание англиканских и православных богословов. На этом совещании был поднят ряд вопросов и, в частности, вопрос о филиокве.

После вступления Русской Православной Церкви во Всемирный Совет церквей контакты между представителями обеих Церквей стали еще более частыми, причем они происходят и на высшем уровне. Так, в 1962-м году гостем нашей Церкви был архиепископ Кантерберийский М. Рамсей, а гостем Англиканской церкви в 1964 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

В качестве наблюдателей представители Русской Православной Церкви присутствовали на Ламбетских конференциях в Лондоне в 1958, 1968 и 1978-м годах.

Активное участие Русская Православная Церковь принимала в работе Межправославной богословской комиссии для диалога с англиканами, которая была создана на III Всеправославном совещании на о. Родос в 1964-м году. Кратко остановимся на характеристике устройства Англиканской церкви и ее вероисповедании.

Высшим органом Англиканской церкви в настоящее время является Генеральный Синод, созданный в 1970-м году. Решения, принимаемые им, приобретают силу лишь после утверждения их парламентом и одобрения монархом. С 1921 года в Англиканской церкви существуют приходские советы, которые действуют как совещательные органы пасторов. Характер устройства Англиканской церкви во многом обусловлен ее государственным статусом, следствием которого является полная зависимость Церкви от государства. Государственный статус Церкви проявляется как совокупность весьма странных, порою даже курьезных положений. Так, например, каждый гражданин Великобритании, если не исповедует какой-либо другой разновидности христианства или не является сознательным атеистом, формально считается членом Англиканской церкви. Архиепископ Кентерберийский и двадцать четыре старейших по возрасту епископа имеют постоянные места в палате лордов парламента, в то время как ни один руководитель другой религиозной организации страны подобной привилегии не имеет. Бракосочетание, освященное священниками Англиканской Церкви, имеет юридическую силу, а браки, освященные представителями других церквей и сект, должны быть зарегистрированы еще и в гражданском порядке. Английская королева, невзирая на ее личные убеждения, является главой Церкви. Если она пересекает историческую границу Англии и Шотландии, то она становится главой другой церковной организации — Пресвитерианской церкви Шотландии, догматические положения которой существенно отличаются от англиканских и в некоторых пунктах взаимоисключают друг друга. Рычагом воздействия государства на Церковь является система назначений должностных лиц на ключевые посты управления Англиканской церкви. Со времен Реформации король Великобритании имеет исключительное право назначать на посты всех епископов и настоятелей кафедральных соборов. Заполнение вакансий на приходах находится в руках могущественных покровителей — отдельных частных лиц или же организаций. Церкви не дано самостоятельно решать даже такие сугубо внутренние вопросы своего устройства, как частные изменения в формах культа и обрядности. Так, в 1928 году парламент отверг проект нового молитвенника, который был утвержден большинством Национальной Ассамблеи Англиканской церкви.

Во второй половине 60-х годов прошлого столетия действовала комиссия по выработке предложений для пересмотра существующих церковно-государственных отношений, созданная архиепископом Кентерберийским М. Рамсеем. Эта комиссия, в частности, рекомендовала упразднить право государства назначать епископов и дать в этом деле полную свободу самой Церкви. В 1975 году Генеральный Синод под председательством нового архиепископа доктора Д. Коггана просил парламент предоставить Церкви полную свободу в назначении своих высокопоставленных должностных лиц. Однако все эти попытки добиться независимости от государства оказались безуспешными. Англиканская церковь по-прежнему остается в полной зависимости от государства.

Что касается Ламбетских конференций, собирающихся каждые десять лет, то они не являются Соборами, потому что высшей власти, как Архиерейские Соборы в Православной Церкви, они не имеют. Но все же Ламбетские конференции являются достаточно авторитетными органами для всех членов Англиканской церкви. Большое значение имели решения Ламбетской конференции 1968 года, которые, по словам архиепископа Минского и Белорусского (впоследствии митрополита Ленинградского и Новгородского) Антония, «сдвинули церковную жизнь Англиканской церкви со средневековых, консервативных позиций». Важным решением этой конференции было учреждение Англиканского Консультативного Совета, который будет действовать между Ламбетскими конференциями. Принципиально меняется отношение к диаконскому служению. В решениях этой конференции указывалось, что оно должно быть восстановлено в том значении, которое оно имело в древнехристианской Церкви.

Вероучение Англиканской церкви не имеет определенной системы. Часть епископов и богословов придерживаются католических взглядов, другая — протестантских, а некоторые — православных. Традиционно, в течение более ста лет, в руководстве Англиканской церкви доминировали англо-католики или представители высокой Церкви. Однако в последнее время на передний план стремительно выдвигаются представители низкой Церкви. Одно время они занимали посты архиепископа Кентерберийского, епископа Йоркского и других. Долгое время так называемые «39 членов веры», многие из которых имеют явно протестантский смысл, являлись официальным, общеобязательным документом Англиканской церкви.

Лишь на Ламбетской конференции 1968-го года с большим трудом англиканские епископы решили заявить о своем новом отношении к 39 членам.

Теперь Англиканская церковь будет считать их только историческим документом, под которым не будут подписываться лица, принимающие епископский сан. Тем не менее, они продолжают оставаться довольно-таки авторитетным источником вероучения Англиканской церкви, и поэтому необходимо сделать их краткий анализ.

По заключению православного исследователя «39 членов веры» прот. Рождественского, их «содержание отличается крайней неполнотой и неопределенностью. Нет почти ни одного положения, которое не носило бы на себе решительно протестантского отпечатка».

Так, например, 1-й член говорит о самодостаточности Священного Писания, но предоставляет свободу в принятии частных богословских мнений, которые не противоречат ему и необходимы для спасения. В 5-м члене говорится об исхождении Св. Духа и от Сына, но не разъясняется, что имеется в виду: вечное онтологическое исхождение или временное по домостроительству. Содержание некоторых членов представляет собой реакцию на крайности католического учения о Евхаристии и их практические выражения. Так, в 28-м члене отрицается пресуществление как изменение естества хлеба и вина, отвергается особое церемониальное поклонение Святым Дарам и требуется причащать под двумя видами, но, однако, не раскрывается положительное учение о Евхаристии. Последнее ограничивается утверждением, что Евхаристия есть Таинство, в котором достойно принимающие его причащаются Тела и Крови Христовой.

На богословских собеседованиях англиканских и русских богословов в Москве в июле 1956-го года глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский М. Рамсей сделал пояснение, что в 28-м члене отвергается особое схоластическое определение Таинства Евхаристии, но не отвергается реальное присутствие Христа в нём.

Это подтверждал видный русский литургист, профессор литургики ЛДА Н.Д. Успенский, в своем докладе, прочитанном в МДА в июле 1962-го года. Доклад завершается следующим выводом: «Если артикулы веры Англиканской церкви недостаточно раскрывают учение о Евхаристии, то в самой Литургии достаточно ясно выражается вера в то, что Тело и Кровь Христовы присутствуют в этом священнодействии реально и объективно».

Англиканское учение о Церкви страдает явной недостаточностью. Англикане считают себя одной из ветвей Неразделенной Церкви. По их заявлению, ни Римская Церковь, ни Греко-Православная, ни Англиканская, отдельно взятые, не составляют Церкви Вселенской, но каждая из них является её ветвью. По словам видного англиканского богослова священника Дж. Финдлоу, «Англиканская церковь является Кафолической, потому что считает себя частью всеобъемлющей, универсальной христианской Церкви и не признает никакого разрыва с прошлым».

Относительно священства следует сказать, что Ламбетская конференция 1930-го года признала его таинством, однако это, как указывал Святейший Патриарх Пимен в своем обращении к участникам Смешанной Агликано-Православной Комиссии 26 июля 1976 года, необходимо «подтвердить догматически всей Англиканской Полнотой». Иконопочитание, по учению Англиканской Церкви, отвергается, но в знаменитых соборах Англии, по свидетельству очевидцев, на горнем месте можно видеть различные художественные изображения.

В июле 1973 года в Оксфорде состоялось первое заседание Смешанной Англикано-Православной Богословской комиссии. Здесь рассматривался вопрос о действии Святого Духа вне Православной Церкви и о возможности соединения англикан с Православной Церковью. Православные участники заседания заявили, что они не могут отрицать действия «Святого Духа и вне канонических пределов Церкви, так как Дух Святой «везде сый и вся исполняй». В дискуссиях по второму вопросу православные настаивали на принципе, что «евхаристическое общение предполагает полное единство веры». На следующем заседании этой комиссии, которое состоялось в июле 1976-го года, было принято «Согласованное заявление по доктринальным вопросам». В этом документе, в частности, отмечалось, что англикане «приемля догматические постановления 5-го, 6-го и 7-го Соборов, издавна привыкли все же основное внимание уделять первым четырём…» По вопросу об иконопочитании они согласились в том, что «почитание икон, как это присутствует в практике Востока, не должно быть отвергнуто, хотя и не считают, что это может быть требованием, предъявленным всем христианам».

По вопросу о филиокве английские участники заседания выразили согласие в том, что этот пункт не должен быть включен в Символ веры вследствие того, что «в первоначальной своей форме Символ веры указывает на происхождение Святого Духа от Отца и что пункт о филиокве был введен в этот Символ веры без санкции Вселенского Собора и без должного внимания к кафолическому согласию».

Одним из важнейших вопросов, который рассматривался на заседании Смешанной комиссии в июле 1981-го года в Шамбези, был вопрос о Предании. Англиканские участники заседания признали, что «Предание имеет жизненно важное значение для Церкви, будучи «динамической реальностью» в её жизни».

Что касается проблемы признания действительности ангиканской иерархии, то здесь единого мнения среди православных богословов нет. Некоторые из них, как, например, профессор МДА Вертоградов, считают, что обстоятельства рукоположения Паркера «не противоречат воззрениям Православной Церкви».

В резолюции, принятой в 1948-м году Совещанием глав и представителей Православных Поместных Церквей отмечалось, что «признание действительности англиканской иерархии может основываться только на единстве веры с Православием».

В заключение необходимо отметить, что, к большому сожалению, в последнее время в отношениях между нашими Церквами произошло серьезное ухудшение. Это было вызвано, главным образом, допущением в Англиканской церкви к рукоположению в священный сан женщин. В послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена Архиепископу Кентерберийскому Д. Коггану, которое было направлено в 1978-м году, отмечалось, что «с православных позиций это абсолютно недопустимо и может изменить цель нашего двустороннего богословского диалога. Мы не сможем тогда, к нашему великому огорчению, рассматривать его как диалог, ведущий нас к евхаристическому общению, но как диалог межцерковного, христианского и человеческого общения».

Ситуация еще более ухудшилась, когда англикане стали допускать к священническому и даже к епископскому служению лиц, состоящих в т.н. однополых браках.

Эпоха правления королей и императоров сменилась республиками и парламентскими монархиями, а те немногие короли, что остались у власти, на сегодняшний день существенно ограничены в своих правах. Но только не британская королева Елизавета II. Монарх Великобритании, помимо своей страны, является главой еще 15 независимых государств, в числе которых Канада и Австралия. И это не простая формальность, как может показаться на первый взгляд.

Монархи Швеции, Испании, Дании, Нидерландов и других королевств Европы выполняют во многом представительские функции, не играя существенной роли в политической жизни своих государств. Британский же монарх, которым уже более 65 лет является Елизавета II, хоть и имеет ограничения в своей власти в виде британского парламента, тем не менее обладает рядом ключевых возможностей.

Например, королева имеет право отклонить кандидатуру премьер-министра, который, по его мнению, не подходит государству. В истории Великобритании также известны два случая, когда Елизавета II лично назначала премьер-министра. Кроме того, королева может распустить парламент при поддержке 2/3 палаты общин.

Британская королева является главой вооруженных сил Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (именно так звучит полное название страны, которую мы часто называем просто Великобританией). Именно она имеет право объявлять войну или заключать мир, а также направлять действующую армию в места боевых действий.

Каждую неделю королева принимает у себя действующего премьер-министра для «обмена мнениями». Конечно же, содержание этих бесед не разглашается, но, судя по регулярным встречам, взаимоотношения между британской королевой и премьер-министром страны намного глубже, чем может показаться со стороны. Помимо этого в Великобритании существует Тайный совет, который ежедневно подает королеве необходимые документы для изучения. Королева Великобритании является главой англиканской церкви. Ну и, наконец, британский монарх обладает неприкосновенностью. Против личности монарха нельзя подать гражданский иск или завести уголовное дело.

Елизавета II является главой государства не только Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и всех колоний, принадлежащих стране, но и еще 15 государств, являющихся официально независимыми. Эти страны в прошлом были колониями Британской империи, но после обретения независимости, монарх Великобритании официально остался главой государства.

Британская королева является главой Содружества наций, куда помимо этих 15 стран входят Индия, ЮАР, Пакистан и многие другие. Во всех остальных членах Содружества наций британская королева не является главой государства. Среди этих 15 государств есть как крупнейшие по площади страны мира, например, Канада, так и совсем небольшие. Елизавета II назначает генерал-губернаторов, которые являются ее представителями в этих странах. Помимо множества других прав, британская королева руководит вооруженными силами всех этих стран, посредством тех же генерал-губернаторов. Итак, взглянем на владения британской королевы:

Австралия

Это государство с населением 24,8 миллиона человек (по данным статистики на 2018 год) занимает целый континент. И хотя в последние годы идут активные дебаты по превращению Австралии в республику, королева до сих пор является главой государства.

Антигуа и Барбуда

Островное государство в Карибском море с населением около 93 500 человек ( по оценочным данным на 2016 год).

Багамские острова

Государство, расположенное на островах в Атлантическом океане, на территории которого проживает 321 800 человек (по оценке на 2014 год).

Барбадос

Барбадос — островное государство Карибского региона с населением около 277 800 человек (по оценке на 2010 год).

Белиз

Государство Центральной Америки, население которого составляет 347 370 человек (по данным на 2015 год).

Гренада

Небольшое островное государство в Карибском море с населением 107 800 человек (по оценке на 2010 год).

Канада

Это второе по площади государство мира является бывшей колонией Великобритании и, несмотря на независимость, британская королева является главой государства, а ее полномочия здесь гораздо шире, чем в самой Великобритании. Население этой страны составляет 36,6 миллионов человек (по данным на 2017 год).

Новая Зеландия

Новая Зеландия расположена на островах к востоку от Австралии, а ее население составляет около 4,85 миллиона человек (по оценке на 2018 год).

Папуа-Новая Гвинея

Островное государство в Тихом океане с населением 7,3 миллиона человек (по оценке на 2013 год).

Сент-Винсент и Гренадины

Еще одно независимое государство в Карибском бассейне с населением 104 200 человек (по состоянию на 2010 год).

Сент-Китс и Невис

На территории этого государства в Карибском море проживают около 50 000 человек (по данным на 2010 год).

Сент-Люсия

Небольшое государство в Карибском море с населением 160 900 человек (по данным на 2010 год).

Соломоновы острова

На этих островах в Тихом океане проживают 515 800 человек (по данным переписи 2009 года).

Тувалу

На крошечных островах в Тихом океане проживают около 11 200 человек (по данным на 2011 год).

Ямайка

Ямайка расположена на одноименном острове в Карибском море, и на ее территории проживают 2,93 миллиона человек (по оценке на 2014 год).

В общей сложности, вместе с населением Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и колониальных земель, у Елизаветы II более 140 миллионов подданных по всему миру.

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт travelask.ru обязательна