Коронация Николая 2

Содержание

Коронация Николая II и Александры Фёдоровны, Москва, 1896 год

Несмотря на то что столицей в те времена был Петроград, по древней традиции Романовы приезжали короноваться в Первопрестольную. 26 мая (14 мая по старому стилю) 1896 г. в Москве начались коронационные торжества и состоялась коронация в Успенском соборе Московского Кремля императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Последняя коронация последнего императора в истории России… Взойдя на трон в 1894 году, Николай II Александрович Романов отложил свою коронацию на полтора года. На май 1896 года, когда заканчивался двенадцатимесячный траур по неожиданно скончавшемуся 49-девятилетнему императору Александру III, была назначена коронация нового императора. Все те полтора года, которые отделяли вступление Николая II на престол от коронации, в Москве шли праздничные приготовления к этой церемонии. Устроителями был тщательно разработан план торжеств и увеселений, на которые казна выделила около 100 млн. рублей. Руководили подготовкой обер-полицеймейстер Москвы Власовский и градоначальник Москвы великий князь Сергей Александрович. Коронационные праздники должны были длится две недели; их программа включала банкеты, балы, концерты, приемы. Все священнодействия коронования совершал первенствующий член святейшего правительствующего синода митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев). Присутствие синода на время священной коронации было перенесено в Москву. Затем последовала литургия, в совершении которой означенному митрополиту сослужили митрополит Киевский Иоанникий (Руднев) и Московский Сергий (Ляпидевский). В конце литургии было совершено помазание Императора и Императрицы святым миром и затем причащение Святых Таин. Государь приобщался в алтаре, у Трапезы по царскому чину (отдельно Тела и Крови). В служении литургии, среди прочих, принимал участие протоиерей Иоанн Сергиев. «Объявление» о священном короновании императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны, имеющем состояться 14 мая 1896 г. 6 мая, в день своего рождения, за несколько дней до Священного коронования, как положено по обряду, Николай с супругой прибыли в Москву. На три дня, предшествующих торжественному въезду в столицу, они остановились в Петровском дворце, откуда 9 мая пышное церемониальное шествие должно было двинуться в Кремль. Все дни с 6 мая по 26 мая 1896 года были объявлены Коронационным периодом. 25 мая праздновался день рождения императрицы Александры Фёдоровны. 26 мая был издан Высочайший Манифест, изъявлявший признательность монарха жителям Москвы. «Росписанiе торжествъ и празднествъ предстоящаго Святаго Коронованiя» 7 мая императорская чета в Петровском дворце принимала в торжественной аудиенции его светлость Эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахад-Хана с сыном-наследником, а также его высокостепенство Хана Хивинского Сеид-Могамет-Рахим-Богадур-Хана. 8 мая на Смоленский вокзал прибыла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, которую встречала императорская чета при огромном стечении народа. Вечером того же дня пред Петровским дворцом была устроена в Высочайшем присутствии серенада, исполненная 1 200 человек, среди которых были хоры Императорской русской оперы, ученики консерватории, члены русского хорового общества и другие. Приглашение на коронацию 9 мая состоялся торжественный въезд: первым ехал полицеймейстер Ефимович со взводом жандармов, следом императорский конвой, вереница карет с сановниками, за которыми следовали кавалергарды, императорский личный конвой, сотня лейб-казачьего Его Величества полка по шести в ряд и так далее. Торжественный въезд в Москву Торжественное шествие на коронацию открыл эскадрон конной гвардии, за ним на конях следовали казаки-гвардейцы и далее в каретах катила московская знать. Въезд процессии во главе с Николаем II на Тверскую через Триумфальные ворота Царь ехал один. Замыкали шествие открытые кареты, в которых находились особы царствующего дома и иностранные гости. По словам «Нового времени» на коронации присутствовали: одна королева, три великих герцога, два владетельных князя, двенадцать наследных принцев, шестнадцать принцев и принцесс… Все направлялись по Мясницкой улице в Кремль. Николай подъезжает к Иверским воротам — так выглядела нынешняя Манежная плошадь и начало Тверской Спешились; царские особы всегда посещали Иверскую часовню Через Иверские ворота Николай едет на Красную площадь Царский кортеж торжественно проезжает мимо Минина/Пожарского и свежепостроенного ГУМа (Верхних торговых рядов) Войска поджидают Николая II на Красной полощади возле Лобного места Большой театр Праздничное убранство Лубянской площади (в центре фонтан) Проезд кареты Александры Федоровны по Красной площади Въезд процессии через Спасские ворота в Кремль Почетный караул в ожидании их Величеств около Царь-колокола у подножия Ивана Великого Народ в ожидании церемонии и выхода к народу Императора на территории Кремля Коронационный церемониал Николая II в основных деталях повторял установившуюся к этому времени традицию, хотя каждый император был вправе внести в ритуал некоторые изменения. Серов В.А. Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе Маковский К.Е. Портрет императрицы Александры Федоровны Так, например, его дед и два венценосных прадеда — Александр I и Николай I при совершении обряда не надевали «далматик» — древнюю одежду византийских императоров, напоминавшую покроем архиерейский саккос. Николай II во время собственной коронации предстал глазам зрителей не в мундире полковника, а в величественной горностаевой мантии. Возложение короны на Александру Федоровну Караульный на страже царских реагалий в Большом Кремлёвском дворце Андреевский (Тронный) зал Торжество коронования свершилось в 10 часов 30 минут. Службу проводил митрополит Петербургский Палладий при участии Киевского и Московского митрополитов. Выход царской четы из Успенского Собора после коронации Шествие под балдахином На церемонии присутствовало множество архиереев, а также представители высшего греческого духовенства. Громким отчетливым голосом государь император произнес символ веры, после чего возложил на себя большую, а на государыню императрицу Александру Федоровну малую корону; затем был зачитан полный императорский титул, прогремел салют и начались поздравления. Ставший на колени и произнесший соответствующую молитву император был миропомазан и причащен. Бесподобный интерьер Успенского собора, где проходила церемония «священнаго коронованiя» Кремль и Московрецкий мост украсились по случаю праздника Воскресенская площадь (пл. Революции) у знаменитого фонтана Витали Кортеж участников торжеств проезжает по Страстной (Пушкинской) площади В программу торжеств по поводу коронации Николая II входило народное гулянье на Ходынском поле в Москве — там сооружались карусели, устанавливались палаточные ларьки; москвичам были обещаны многочисленные зрелища, развлечения, пиво и мед. Напротив Страстного монастыря — деревянный павильон Московского земства Резной павильон на Тверской-Ямской — работа архитектора Фёдора Шехтеля Задолго до коронации было также обнародовано, что на Ходынке будут всем раздавать подарки. Власть действительно заготовила 400 тысяч узелков с царским набором — сайка, фунт колбасы, фунт конфет и пряников, а ко всему — золоченая кружка с царским вензелем. Москвичи и жители окрестностей на Красной площади в дни коронационных торжеств Тысячи москвичей и жителей подмосковных сел собрались на празднество. Однако место для гулянья было выбрано неудачное: глубокие овраги, заброшенные колодцы могли привести к катастрофе. И она разразилась! Москвичи и «гости столицы» напротив Петровского путевого дворца, где по приезде из Питера останавливались Романовы Сбор иностранных делегаций на Ходынском поле у Петровского дворца Триумфальные ворота на Тверской, через которые царь въезжал в Москву, и колонны-обелиски с текстом «Боже, царя храни» и «Слава во веки вековъ» В 5 часов утра 18 мая на Ходынском поле в общей сложности насчитывалось не менее 500 тысяч человек. Когда по толпе прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих», и потому на всех подарков не хватит, народ ринулся к временным деревянным строениям. 1800 полицейских, специально отряженных для соблюдения порядка во время празднеств, не смогли сдержать натиск толпы. Подкрепление прибыло лишь к следующему утру. 17 и 18 мая 1896 года во время народных гуляний, посвященных коронации Николая II, в Москве погибло — по разным подсчетам — от полутора тысяч (по официальным данным) до шести тысяч жителей Москвы и Московской губернии (по данным кладбищенских записей). Примерно столько же изувеченных. О случившемся доложили великому князю Сергею Александровичу и императору Николаю II. Место катастрофы было убрано и очищено от всех следов разыгравшейся драмы, программа празднования продолжалась. На Ходынском поле оркестр под управлением дирижёра Сафронова играл концерт, к 14 часам прибыл император Николай II, встреченный громовым «ура» и пением Народного гимна. Празднества по случаю коронации продолжились вечером в Кремлёвском дворце, а затем балом на приёме у французского посла. Программа хора Многие ожидали, что если бал не будет отменён, то, по крайней мере, состоится без государя. По словам Сергея Александровича, хотя Николаю II и советовали не приезжать на бал, однако царь высказался, что хотя Ходынская катастрофа — это величайшее несчастье, однако не должно омрачать праздника коронации. Николай II открыл бал с графиней Монтебелло (женой посланника), а Александра Фёдоровна танцевала с графом. Погибших хоронили рядом, на Ваганьковском кладбище. Трагедия была ужасной. И хотя император пожертвовал семьям погибших деньги, приказал разослать в больницы вино, сам посещал лазареты, присутствовал на панихиде по погибшим, его репутация была подорвана. В народе Николай II получил прозвище «Кровавый». Невиданная иллюминация Коронацию 1896 года описал в своих мемуарах очевидец, бывший гвардейский офицер Б.А. Энгельгардт: «…День выдался на славу, на небе ни облачка, яркое солнце играло на золотых куполах церквей, на ярком убранстве улиц, на блестящих мундирах войск и придворных… Когда царь появился на крыльце Петровского дворца, грянул первый сигнальный пушечный выстрел и головная часть процессии тронулась в путь. Впереди двигалась длинная колонна конных частей. Возглавлял её московский полицмейстер со взводом жандармов. На некотором расстоянии за ними шли императорский конвой, сотни кубанцев и терцев, в красных черкесках, все — молодец к молодцу на подбор, на прекрасных лошадях. Дальше шли лейб-казаки в красных мундирах и лейб-атаманцы — в синих, с длинными пиками в руках. А за этими войсковыми частями двигались представители киргизов, калмыков, узбеков, бухарцев, хивинцев, все в красочных национальных костюмах, на богато убранных конях. Дальше ехали депутаты казачьих войск… Пышная колоннада в Охотном ряду, перед ещё не перестроенным зданием Благородного собрания («Дом союзов») Конную колонну сменила пешая — длинный поток придворных служащих: скороходы со страусовыми перьями на причудливых головных уборах, придворные лакеи в треуголках, все в расшитых золотом камзолах, придворные музыканты и, наконец, чины царской охоты — в кафтанах с кинжалом на поясе. За ними в парадной коляске ехал верховный церемониймейстер… князь Долгорукий… Николаю II подвели белую лошадь, по традиции кованную на серебряные подковы. Он сел в седло, и тогда раздался второй выстрел. В момент выезда царя из ворот дворца — прозвучал третий, и на него общим звоном ответили колокола всех московских церквей. И в тот же миг со звоном колоколов слилось «ура» многотысячной толпы… Скверик на Каланчёвке у Красных ворот, в котором сейчас памятник Лермонтову; справа — Запасный дворец (теперь РЖД) Красная площадь была заполнена волостными старшинами, войтами и старостами, с медалями на груди на шее. От площади по направлению к Кремлевским воротам тянулись ряды «преображенцев». Вдоль красных помостов стояли кавалергарды и конногвардейцы в красных супервестах… Кроме многочисленных депутаций от сословий, народностей и племен необъятной Российской империи, на коронации присутствовали представители монархов и глав государств со всех концов земного шара… В тот же день имел место традиционный обед в Грановитой палате. Церемония обеда началась с подношения царю золотой медали, выбитой в память коронации…» Декоративная колонна в Охотном ряду, у церкви Параскевы Пятницы: Водовоз на Садовом у разукрашенных Красных ворот; вдали — макушка Сухаревой башни (всё это, включая застройку слева и справа, снесено) Церемониймейстер объявляет народу о предстоящей коронации ПыСы: пряничек тому, кто дочитал до конца =))

Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси

25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство. Великий князь Московский Иван Васильевич стал первым официальным русским царем Иваном IV.

Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Правда предложение духовного пастыря Великому князю не могло не понравится. Дело в том, что все его предки (начиная с Василия I) уже мнили себя царями, несмотря на то, что формально находились под властью Орды.

А после падения Константинополя и женитьбы Ивана III (деда Грозного) на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Москва и вовсе объявила себя Третьим Римом. И соответственно Великие князья московские становились преемниками византийских базилевсов.

Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор.

Весь ритуал также был разработан Макарием. 25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула.

Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

В историю первый русский царь Иван IV (прозванный Грозным) вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.

Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель, массовыми репрессиями и террором против собственного населения, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор об исторических итогах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.

Романовы и их окружение в изобразительном искусстве

Александр Петрович Соколов (1829-1913). Государыня императрица Мария Фёдоровна в коронационной одежде 15 мая 1883 года.

Александр Петрович Соколов (1829-1913). Государь император Александр III в коронационной одежде 15 мая 1883 года

Александр Рослин. Портрет Екатерины II
Аргунов Иван Петрович.Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
Борис Михайлович Кустодиев. Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка 12 декабря 1905 года
Валерий Иванович Якоби (1834-1902). Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны
Василий Федорович Тимм (1820–1895). Красная площадь во время коронации Александра II, 1856
Василий Федорович Тимм (1820–1895). Миропомазание государя императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе
Василий Федорович Тимм (1820–1895). Портрет императора Николая I верхом, 1840
Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом
Владимир Егорович Маковский (1846-1920). Портрет императрицы Марии Фёдоровны, 1912
Владимир Лукич Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке
Генрих Матвеевич Манизер (1847-1925). Император Николай II с орденом святого Владимира, 1905
Генрих фон Ангели (1840-1925). Портрет великой княгини Марии Федоровны
Георг Гроот. Портрет цесаревича Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны
Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II
Джордж Доу (1781-1829). Портрет царя Александра I
Жан-Марк Натье (1685-1766). Портрет Петра I в рыцарских доспехах
Жорж Беккер. Коронация Александра III в Успенском соборе Московского Кремля, 1888
Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны
Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны в жемчужном уборе
Илья Галкин (1860-1915). Император Николай II, 1898
Илья Ефимович Репин (1844-1930). Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве
Илья Ефимович Репин (1844–1930). Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны
Илья Ефимович Репин (1844–1930). Портрет великого князя Константина Константиновича Романова
Илья Ефимович Репин (1844–1930). Портрет императора Николая II, 1896
Иоганн Ведикинд. Портрет Петра II Алексеевича
Карл Мур. Портрет Императрицы Всероссийской Екатерины I Алексеевны
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916). Ассамблея при дворе Петра I
Константин Егорович Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме
Константин Егорович Маковский. Портрет Великого Князя Кирилла Владимировича
Константин Маковский (1839-1915). Портрет Александра II
Константин Маковский (1839-1915). Портрет графини Марии Михайловны Волконской (1863-1943)
Константин Маковский (1839-1915). Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра III
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927). Царь Николай II, 1915
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927).Александр I, 1906
Лауриц Туксен (1853-1923). Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны
Лауриц Туксен (1853-1923). Коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны
Липгарт Эрнест Карлович (1847-1932). Портрет императора Николая II, 1900
Михай Зичи. Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра III
Николай Густавович Шильдер (1828-1898). Портрет императора Александра III
Николай Дмитриев-Оренбургский (1837-1898). Великий князь Сергей Александрович, цесаревич Николай Александрович и великий князь Павел Александрович в Царском Селе
Николай Дмитриев-Оренбургский (1837-1898). Портрет императора Александра III
Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Царь Александр III и кайзер Вильгельм в открытом экипаже, 1888
Николай Сверчков (1817-1898). Александр II
Николай Сверчков (1817-1898). Александр III
Отто Грашоф (1812-1876).Царевич Александр Николаевич охотится на медведя на окраине Москвы.
Поль Деларош (1797-1856). Петр Великий, 1838
Портрет Императрицы Всероссийской Екатерины I Алексеевны
Рубо Франц Алексеевич (1856-1928). Вступление императора Петра I Великого в Тарки 13 июня 1722 года
Русская школа 19 Века. Выход царя, Санкт-Петербург
Степан Фёдорович Александровский (1842–1906). Великая княгиня Елизавета Фёдоровна
Франсуа Фламенг (1856 – 1923). Портрет императрицы Марии Федоровны
Фридрих Август фон Каульбах (1850–1920). Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Помазание на царство – что это такое?

Если помазание на царство — не таинство, в чем его сакральный смысл? К чему был призван царь — помазанник? В какие отношения с Богом и народом входил? Размышляет кандидат исторических наук, преподаватель истории Русской Церкви богословского факультета ПСТГУ иерей Василий СЕКАЧЕВ.
Валентин Серов. Миропомазание Николая II в Успенском соборе (1897)

Зачем помазывали священников и царей?

Помазание — ветхозаветный обычай. Оно означало ниспослание человеку даров Святого Духа для исполнения того, что превосходит естественные силы человеческие. Первым был помазан Моисеем его брат Аарон — для совершения священного служения, для молитвы к Богу за народ, для принесения жертв за грехи (см. Исх. 40: 12-15), а это было выше сил земного человека. Царей же первоначально в Израиле не было. Господь сам управлял Своим народом через пророков и судей, осуществляя теократию (см. Суд. 2: 18). Однако Он предрекает Моисею, что в Земле обетованной народ в какой-то момент захочет иметь над собой царя, «как и прочие народы». И вот иудеи приходят к последнему судье Самуилу, прося, чтобы тот поставил им царя. Оскорбленный недоверием народа Самуил начинает молиться и получает утешение от Господа: «Послушай голоса народа во всем ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8: 7) (т. е., желая царя, иудеи отвергают теократию). По указанию свыше Самуил предрекает, что царь, которого иудеи так хотят, будет тиран и потребует всех быть рабами ему: «восстанете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда» (1 Цар. 8: 18). Но народ не слушает Самуила, по-прежнему требуя царя, и получает неправедного царя Саула.

Здесь можно увидеть следующую закономерность: если народ живет праведно, исполняет закон (любит Бога и ближнего, слушая веления своей совести), то Господь будет Сам управлять таким народом, не важно, каким образом, через пророка Моисея, судей, царя или народное представительство. Если же народ нечестив, не любит Бога и ближнего, то, даже если у него будет царь, это его не спасет, Бог отвернется от него.
По повелению свыше Самуил помазывает Сула на царство: быть царем и управлять народом — дело также выше сил человеческих, возможное лишь благодаря помощи свыше. Саул должен был вести народ путем Господним, вслед за Моисеем, Иисусом Навином и судьями, но он с этим не справился. Ему были даны заповеди: иметь список закона, постоянно читать его, чтобы научиться страху Божьему и исполнять все слова закона, не уклоняясь от него «ни направо, ни налево» (см. Втор. 17: 18-20). Однако Саул восхитил священническое служение, для которого помазан не был, и был наказан лишением царства (см. 1 Цар. 13: 9-14). Вместо Саула был помазан Давид, в нем мы видим истинного царя, знаменитого кротостью (см. Пс. 131), проявлявшейся, по слову византийского богослова Евфимия Зигабена, в непамятозлобии и долготерпении. Давид показал, что, если царь слушает Бога, теократия возможна и при царском управлении.

Языческий атавизм

В Ветхом завете помазание совершал пророк или первосвященник. Для помазания использовалось благовонное миро (елей помазания), приготовлявшееся из корицы, смирны, кассии, елея и тростника (см. Исх. 30: 22). Из рога или иного сосуда оно выливалось на голову царя (см. 1 Цар. 10: 1; 16: 12-13; 3 Цар. 1: 39).
В Новом Завете все христиане имеют помазание от Господа. Ведь Сам Христос и есть Помазанник, на котором в совершенной степени почивают дары Первосвященника, Пророка и Царя. Его «помазал… Бог Духом Святым» (Деян. 10: 38). И от Отца Христос в день Святой Пятидесятницы привел в мир Тот же Дух Святой, Который, сходя на всех христиан, делает их «царями и священниками» (Откр. 1: 6), «родом избранным, царственным священством, народом святым» (1 Петр 2: 9). Каждый человек в таинстве крещения и миропомазания получает Дары Святаго Духа. Как писал впоследствии Тертуллиан, христиане носят имя Христа (сristi), именно потому что помазаны Святым Миром (Chrisma).
Высоту христианского призвания подчеркивало решительное отделение от мира, лежащего во зле и враждующего со Христом и Его Церковью. В первые века жизни Церкви мир прочно ассоциировался с Римской империей, с римским государством. Во времена гонений христианам было присуще стойкое убеждение в истинности и непреложности евангельских слов Христа: «…Я Царь… Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан… но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18: 37).
После обращения римского императора Константина и издания им Миланского эдикта (313, легализация христианской веры) неожиданно все стало меняться. Обращение Константина было воспринято многими как проявление космической победы Христа над «князем мира сего» — ведь перед Христом склонялось то государство, которое доселе было главным носителем антихристовой злобы против Церкви. В результате Церковь столкнулась с рядом серьезных проблем. В 380 году император Феодосий провозгласил христианство государственной религией Римской империи. Напрашивалась аналогия с ветхозаветной теократией (как при царе Давиде). Но многие христианские императоры Рима, а позже и Константинополя, испытывали непрекращающееся воздействие идеологии римской дохристианской теократии, когда любые действия императора оправдывались тем, что он — посланец небес и всегда им останется. Государство в то время стремилось включить в себя Церковь, не меняясь существенно, не проникаясь по-настоящему идеалами Царства не от мира сего. Некоторыми императорами овладевало убеждение в том, что Господь вручил им царство, повелевая «пасти верное стадо Христово по примеру Петра, главы Апостолов» («Эклога» императора Льва III, первая половина VIII века). То есть получалось, что царство уже тождественно Церкви, император — священнику; однако земные государственные средства не могут быть тождественны благодатным церковным!

Разделение властей

Только после преодоления иконоборческого кризиса в IX веке Византийская империя смогла прийти к различению земного, ограниченного (т. е. царства), и сакрального, вечного (т. е. Церкви). Если раньше императорам было свойственно абсолютизировать государство, будто бы отображавшее на земле «божественный порядок», то теперь они стали относиться к своей империи уже как к «служительнице Христовой». Это проявилось в изображениях императоров: до VIII века мы видим императоров-триумфаторов, владык, не знающих пределов своей власти, хотя по наружности и христианских, затем же мы видим императора, склоняющегося в сознании ограниченности своей власти перед Христом, истинным царем. Император начинает видеть рядом с собой главу Церкви как самостоятельного владыку, равного ему в своем значении для христианской империи — как Аарона рядом с Моисеем (появляется даже такой иконографический сюжет: император и патриарх перед Скинией Завета). Император начинает понимать, что и его служение по-евангельски священно, закладываются основы истинной симфонии властей (символом которой делается византийский двуглавый орел, две главы которого означали государство и Церковь). Однако роли главы государства и главы Церкви в этой симфонии были определены не сразу.
«Внешним епископом Церкви» называл себя еще Константин (хотя это касалось его действительно внешней заботы о Церкви, показательно определение им себя в церковной структуре). Впоследствии за императором были закреплены даже некоторые черты священнослужителя. В поздней Византии император участвовал в литургии, на великом входе шел перед всеми, в определенный момент службы он, подобно диакону, кадил крестообразно престол, затем патриарха, потом патриарх кадил его.
Во время коронации (в поздней Византии и в России, начиная с Алексея Михайловича) император (царь) входил в алтарь царскими вратами и причащался вместе со священниками в алтаре (сразу после патриарха, до епископов и священников) — при открытых царских вратах. Однако последующие за Алексеем Михайловичем русские цари и императоры причащались в алтаре уже только при коронации. В XVIII веке эта традиция приобрела неожиданные формы: императрицы Анна Иоанновна (1730), Елизавета Петровна (1742) и Екатерина Алексеевна (1762) при коронации тоже входили в алтарь и причащались, как священники, у престола. При этом, например, смутившуюся Анну Иоанновну митрополит Феофан Прокопович буквально заставил взять Евхаристическую чашу в руки и причаститься из нее самостоятельно. Начиная с коронации Павла в 1797 году императрицы венчались на царство и миропомазывались уже только вместе с мужьями, причащаясь, как миряне, вне алтаря.
О духовной составляющей «священства» царя рассуждал митрополит Паисий Лигарид (XVII век). Говоря об идеальной симфонии властей, Паисий замечал: «Священство царствует над делами духовными; царство священноначальствует над гражданскими». То есть царь относится к своему царскому служению со священным трепетом — чтобы не погубить душу христианскую, но оказать ей всяческую заботу, милость, — как подобает священнику. Царь — не слепой блюститель закона, а милующий государь, на котором сбываются слова пророка и царя Давида: «Милость и истина сретостеся (встретятся)» (Пс. 84: 11). Не случайно в русском народе родились такие пословицы о царях: «Богат Бог милостию, государь — жалостию», «Кто Богу не грешен, царю не виноват!» и т. д. Конечно, быть милостивым — призвание всякого христианина. Но царь поставлен от Бога и миропомазан на царство, чтобы напоминать, что и в мирской жизни это возможно.

История чина

Помазание миром царей в Новозаветной истории воспринималось как некое возобновление заветов крещения, восстановление подлинного христианина в качестве примера для подражания, напоминание о Царстве не от мира сего. Само помазание возникает лишь в VII веке, чин венчания без помазания складывается ранее — к IV веку, а до этого провозглашенного императора просто поднимали на щитах, император выступал с речами и обещаниями перед солдатами и народом, как это было в Древнем Риме. Первым императором, венчавшимся на царство, был в IV веке Юлиан Отступник (тогда еще не отступившийся). Лучший солдат войска надел (увенчал) его голову царским венцом.
Церковь начинает участвовать в коронации с середины V века. После провозглашения и поднятия на щите нового императора в царской порфире проводили во внутреннее помещение, скрытое от посторонних, где епископ или патриарх молился о нем и возлагал на его главу царскую диадему. Император давал клятву беречь святую веру, заботиться о мире, благосостоянии империи и Церкви, читал Символ веры.
Начиная с VII века на шит императоров не поднимают, а основное значение получает церковное венчание в храме Святой Софии при огромном стечении народа, восклицающего: «Свят, Свят, Свят! Слава в вышних Богу и на земле мир!» Со временем венчание на царство включается в Божественную литургию. Таким образом, император предстает как избранник Божий именно в христианской традиции, идущей из Ветхого Завета (возглас «Свят, Свят, Свят!» отсылает к книге пророка Исайи (6: 3)). Хотя помазание как таковое еще не совершается, император во время венчания являет образ идеального христианина — истинного царя и священника по церковной благодати, сообщаемой через патриарха.
Традиция помазывать на царство приходит в Константинополь с Запада. По всей видимости, у вестготов первым был помазан на царство король-узурпатор Сисенанд (631-636), стремившийся к церковной легитимации своей власти и, очевидно, нуждавшийся в особой форме выражения ее законности, которая в традиции христианства восходит еще к Ветхому Завету. Вестготский король избирался представителями знати, получал одобрение народа, а затем перед помазанием давал клятву народу защищать христианство, не нарушать законы и отделять свою личную собственность от государственной. Присутствовавшие обещали королю хранить верность и заботиться о благополучии народа, отечества и короля. Исследователи отмечают в такой обоюдности клятв воспроизведение отношений между дружинниками и конунгом еще в германской древности.
Со временем установилась традиция императорской коронации и помазания в Германской империи (помазывал уже сам папа), а также во Франции, Шотландии и ряде других стран (помазывали местные епископы).

Вслед за Западом

Постепенно миропомазание появляется в Византии. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и, основывая вместо Византийской Латинскую империю, миропомазали и короновали в Святой Софии латинского императора Балдуина Фландрского. Уже в 1208 году в Никее помазание при венчании на царство повторил грек Феодор Ласкарь — император возникшей на развалинах Византийской Никейской православной империи.
Из Византии Русь восприняла сначала в XV веке венчание на царство, а в конце XVI века и миропомазание царя. В 1498 году был повенчан по византийскому обряду Димитрий — внук Ивана III, а в 1547 году по чину венчания Димитрия — Иван Грозный. Кстати, есть мнение, что миропомазание царя тогда не было совершено, а первым миропомазанным царем стал в 1584 году Феодор Иоаннович.
В России, из-за отсутствия правильных исторических и богословских представлений о чине и смысле византийского помазания, над царем в конце литургии со словами «Печать Дара Духа Святаго» стали совершать повторное таинство миропомазания (с некоторыми уточнениями: помазывалось чело, уши, перси, плечи и обе стороны рук, а Алексею Михайловичу помазали даже бороду — по слову псалмопевца: «Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню» (Пс. 132: 2)). В Византии совершалось только помазание чела, причем, что важно, помазание царя не имело значения таинства (историки считают возможным говорить в отношении императорской коронации скорее о таинстве рукоположения — поскольку византийский император принимал некоторые черты священнослужителя).
Русские богословы уже в XIX веке пытались как-то оправдать вторичное миропомазание царя и говорили либо о том, что это не таинство, либо — что это высшая степень таинства миропомазания: так же как бывают различные степени таинства рукоположения (в диакона, иерея, епископа). Апологеты цезаропапизма (считавшие главой Церкви императора) хотели бы, наоборот, видеть в этом таинство посвящения в главу Церкви, подобно Христу. Справедливости же ради стоит сказать, что повторное совершение миропомазания как таинства нельзя считать каноничным.

Версия для печати

Тэги: Обряд Политика История

Венчание на царство русских царей – значение церемонии, обряда венчания. Отличие венчания от коронации

Церемония венчания русских царей на царство обставлялась очень торжественно и пышно. Этому обряду придавалось особое значение в государстве. Считалось, что до свершения этого церемониала и царь как бы ни царь. Так, одно название. Только после него российский монарх становился Помазанником Божьим и полновластным хозяином земли русской. Каково же значение обряда венчания царей? Следует заметить, что на западе принята была коронация монархов. В чём их отличие? Что даёт большую власть, венчание на царство русских царей или коронация западных королей? Наконец, что такое венец и как с ним связан терновый венец Исуса Христа?

Отличие венчания от коронации очевидно. Особенно разительно отличается внешний атрибут власти. У короля корона на голове, а у венценосца России шапка Мономаха. Согласитесь, шапка как-то проигрывает короне и внешне, и в нашем восприятии.

Удивление вызывает и другое обстоятельство. В Византии – стольном граде империи Руси-Орды тоже императоров не короновали. А вот его вассалы из стран, лежащих на западе, короновались и принимали титул короля почти поголовно. То есть, получается, что византийский царь пренебрегал этим титулом и удостаивал им своих подданных?

Венчания на царство первого русского царя

Собственно, так оно и было. Короли считались всего лишь подданными византийского царя и от его имени управляли вверенными им странами – сторонами единого государства. Или, говоря другими словами, метрополиями, которые не обладали самостоятельностью. Они управлялись из центра Империи Руси-Орды – Византии Царём-Государём.

Ритуал венчание на царство русских царей появился только после падения 29 мая 1453 года Византии – Киевской Руси или Второго Рима. Третьим Римом стала Москва. Здесь чётко прослеживается преемственность власти и традиций. Духовный центр православной веры и родового или царского христианства окончательно переместился в Великую Русь.

До венчание на царство русских царей принято было совершать обряд поставления на великое княжение. Оформлялось наделение княжеской властью путём настолования или интронизации. Обратите внимание, слово трон наше. Но и эта непонятная «ин…низации» тоже наши предки изобрели. О чём они думали? Разбирайте теперь — думай…

Обряд венчания на царство, видимо, пришёл на Русь вместе с царевной Софией Палеолог. Впервые в России венчали на царство не первого русского царя, а наследника на трон. Произошло это в 1498 году, когда Иван III – супруг Софии Палеолог венчал своего внука Дмитрия Ивановича, как наследника. Венчания на царство первого русского царя Ивана Грозного состоялось вторым.

Факт такого железного поручительства передачи власти внуку, в виде его венчания на царство, ещё раз подтверждает огромное значение церемонии. Это понимали цари и народ. Иван III, таким своим жестом, закрыл вопрос о престолонаследии. После его смерти уже никто, кроме Дмитрия, не мог претендовать на трон.

Однако, Дмитрия продолжали величаться «великий князь», а не «царь». Короноваться ни он, ни его батюшка и не подумали.

Сакральный смысл венчания на царство русских царей в слове «венность»

Старовер начётчик Комиссар Катар, который исследовал традицию венчания царей на царство в России, заинтересовался происхождением и значением слова венец. Именно за расшифровкой древнего истинного смысла этого слова, он увидел ключ к разгадке таинства венчания на царство.

Вот как Катар рассуждал:

«Смотри, читатель, на эти слова: беглец, певец, гордец, стрелец, юнец и т.д. Все они означают ЧЕЛОВЕКА МУЖСКОГО РОДА, ЗАИМАЮЩЕГОСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. И лишь русское слово ВЕНЕЦ означает предмет и символ царской власти! Явная несуразица! А что если предположить, что венец тоже человек, хотя бы на примере жителя Вены? Как оказалось, мое предположение было правильным».

На самом деле, в русском языке слов, имеющих окончание –венность, бесчисленное множество. Катар приводит их несколько десятков. Вот только некоторые из них: жертвенность, мертвенность, явственность, вдохновенность, девственность, женственность, царственность, божественность, нравственность, таинственность, тожественность… И какие это слова!

«Боже мой! И это только малая часть! – восторгается своим маленьким открытием Комиссар. — Все эти слова указывают на некую особенность их носителя. Исходя из логики, я нашел определение «венности» и понял, что это русское слово, старательно затертое в первоначальном его значении. Означает оно, примерно, то же, что и выражение «это у него в крови». То есть ВЕННОСТЬ, это то состояние или качество, которое находится в крови человека и судя по всему качество генное. Вена это и есть вена, только в смысле города Вены, это Дунай-река, как артерия воды».

Происхождение и значение слова венец

Выходит, по логике Комиссара Катар, которая удивляет и восхищает одновременно, венец – это не знаковый и красивый обруч на голове, как это принято сегодня. Какое же истинное значение у слова венец? Лучше книжного человека не скажу:

«Если рассматривать человека, то он ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ, то есть носитель КРОВИ того, кто его создал – Бога… Слово венец означает не корону и не обруч. Таким оно станет после казни Христа-Андроника. Слово венец означает носителя крови Спасителя или вообще крови рода».

Глубокая и интересная мысль. Все мы венцы, получается. Вы, читатель, венец своего отца, деда и прадеда… Венец Рода, если говорить коротко и определённо. И я тоже венец. А венец – это носитель крови предков. Поэтому не стоит всхлипывать от восторга над фразой из святого писания, что человек – венец творения Бога. Мы не совершенство рук Его, мы с ним одной крови. Мысль парадоксальная, но вполне допустимая.

Терновый венец Исуса Христа и его значение для мучителя

Есть еще один, весьма любопытный, момент в истории возникновения обряда венчания на царство русских царей. Он носил ярко выраженный сакральный оттенок. После проведения этого ритуала, царь считался миропомазанным Господом правителем. Словно, отныне ему самим Богом была дана власть над людьми. Миропомазание – это чрезвычайное дарования Святого Духа, сообщаемое лишь пророкам и государям.

Мы никоим образом не можем обойти символику тернового венца Исуса Христа. Был он надет на Его голову не только ради причинения мучений от острых иголок растения. Был в этом порыве «безумной толпы» и глубоко символический смысл. Но только вовсе не толпа решила, одеть колючий куст, вместо венца, на голову Исуса или нет. Бытность, которая надумала и приказала это сделать, знал, что и зачем делает.

Исус Христос – венец Бога, был символически, таким образом, обличён и публично унижен.

Вот примерный ход мыслей Его мучителя. Ты! Венец Бога?! А кто тогда твой Бог? Этот, что красуется на твоей голове? Куст пыльной пустынной колючки? Люди, вы видели это?..

Лицедейство удалось мучителю. Спектакль зрителям понравился. Пролилась Святая Кровь. Люцифер торжествовал…

Церемония венчания на царство шапкой Мономаха

При русском венчании на царство, начиная с Дмитрия Ивановича, потом первого венчального царя Руси Ивана IV Грозного, вместо короны на голову правителя одевалась шапка Мономаха. Опять у русских не так, как и всех. Потому как русские видят не только на человека, но и его душу стараются постичь. «Не лезь в душу», — это же исключительно наше, русское.

Истинный смысл шапки Мономаха нам еще предстоит раскрыть. Богумил Катар дал подсказку:

«Слово шапка происходит от русского слова «шапать» (сейчас цапать), что означало буквально схватывать. Сейчас толкуют, что схватывают ей волосы, но мы то знаем, что шапка «схватывает» КА (шап-Ка), то есть душу. Венец на ней тоже есть. Это соболиная опушка вокруг околыша».

Что значит обряд венчания на царство, какой сакральный смысл несёт в себе

Мы подошли к главному. Пора ответит на вопрос: что значил на Руси обряд венчания на царство, какой сакральный смысл нес в себе? Вы поняли, что коронование – это не для русских правителей. Короноваться было дозволено их прислужникам. Вот и вся разница между венчанием на царство и коронованием.

Послушайте, как всегда, Катара, который знает, что говорит:

«Одевая на голову венец, Рюрик венчается с кровью Исуса и становится на генном уровне носителем его информации. Так было всегда и Рюрику не нужно быть королем или императором. Он от рода Исусова и его голову венчает не корона, а венец терна, пропитанный кровью Христа, побежавшей от шипов этого растения».

Вы теперь осознаёте, какой глубинный космический смысл заложен в обряд? Что значит венчание на царство русских царей? Вам понятно значение церемонии и обряда венчания? Осталось задуматься и понять, когда и почему мы всё это растеряли. И что надо делать, чтобы возродить родную венчальную Русь.

Иван Иванович А.

Двуглавый орел на гербе России. Что означает и символизирует

Суть славян, их религии, боги славян