Почему канонизировали Николая 2

За и против

Между тем раздавалось немало голосов и против канонизации, особенно Николая II. В качестве аргументов приводились его неудачная государственная политика, в том числе трагедия на Ходынке, Кровавое Воскресенье, Ленский расстрел, а также контакты с Распутиным. В 1992 году определением Архиерейского Собора была инициирована Синодальная комиссия, которой было поручено исследовать

материалы, связанные с мученической кончиной царской семьи. В результате политическая деятельность Николая II была отделена Церковью от периода духовных и физических страданий, которые последний российский император перенес в конце жизни. В конце концов было дано следующее заключение: «В страданиях, перенесенных царской

семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в

жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.

Именно в осмыслении этого подвига царской семьи комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

14 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Церкви царская семья была причислена к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников российских, явленных и неявленных.

Для церковных деятелей также имело большое значение, что Николай II вел порядочную и благочестивую жизнь: уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал средства на постройку храмов. Все члены царской семьи, по мнению РПЦ, жили в соответствии с традициями православия.

Можно по-разному относиться к политической деятельности Николая Романова, но в данном случае его личность рассматривается исключительно с позиций христианского мировоззрения. Своей мученической кончиной он искупил все свои грехи.

Почему был канонизирован Николай Второй?

Читайте также: Святые царственные мученики

Интервью диакона Андрея Кураева журналу «Вслух»

Ольга Севастьянова: отец Андрей, по-вашему, почему так сложно и трудно происходила канонизация царской семьи?
О. Андрей Кураев: То, что она происходила сложно и трудно, это мне кажется абсолютно естественным. Слишком необычны были обстоятельства последних лет жизни русского императора. С одной стороны, в церковном понимании, император — это церковный сан, это епископ внешних дел церкви. И, конечно, если епископ сам складывает с себя свой сан, то это вряд ли можно назвать достойным деянием. Вот с этим были связаны основные трудности, прежде всего сомнения.

О.С. То есть, то, что царь в свое время отрекся, говоря современным языком, пошло не на пользу его историческому имиджу?

А.К. Безусловно. А то, что канонизация все-таки состоялась… Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти, если хотите, ухода с политической арены. У него ведь были все основания для того, чтобы озлобиться, остервениться, последние месяцы своей жизни, находясь под арестом, кипеть злобой и обвинять всех и вся. Но ничего этого не было. У нас есть его личные дневники, дневники членов его семьи, воспоминания охранников, слуг, и, мы видим, что нигде нет ни тени желания отомстить, мол, вернусь к власти и всех вас припластаю. Вообще иногда величие человека порой определяется величиной понесенных им утрат.

У Бориса Пастернака были такие строчки о великой эпохе, «о жизни бедной на взгляд, но великой под знаком понесенных утрат». Представьте, на улице в толпе мы видим незнакомую женщину. Я смотрю — женщина как женщина. А вы мне говорите, что она перенесла страшное горе: у нее в пожаре погибли трое детей. И только эта беда способна выделить ее из толпы, из всех похожих на нее, и возвысить над окружающими. Вот точно также и с царской семьей. В России не было другого человека, который потерял бы больше, чем Николай Александрович Романов в 1917 году. По сути, тогда он уже был властелином мира, хозяином страны, которая практически выиграла Первую Мировую войну. А царская Россия её, несомненно, выиграла и становилась державой номер один в мире, а у императора были большие замыслы, среди которых, между прочим, было отречение от престола, как это ни странно. Есть свидетельства, что он говорил очень доверенным людям, что хотел бы ввести в России конституцию, парламентскую монархию, передать власть своему сыну Алексею, но в условиях войны он попросту не имел на это права. Так он считал в 16-м году. А затем события потекли несколько иначе. В любом случае, образ страстотерпца оказывается очень христианским. Кроме того, когда речь идет о нашем отношении к последнему императору, надо учесть символизм церковного восприятия мира.

О.С. А в чем символизм?

А.К. XX был страшным веком для русского христианства. И нельзя из него уйти, не подведя каких-либо итогов. Поскольку это был век мучеников, в канонизации можно было идти двумя путями: попробовать прославить всех новомучеников, говоря словами Анны Ахматовой, «хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список и всех не узнать». Или канонизировать некоего Неизвестного солдата, почитать одну безвинно расстрелянную казачью семью, а вместе с нею миллионы других. Но этот путь для церковного сознания, наверное, был бы слишком радикальным. Тем более, что в России всегда существовало некое тождество «царь-народ». Поэтому, учитывая, что царская семья могла бы опять же сказать о себе словами Анны Ахматовой:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ к несчастью был…,

канонизация царя-страстотерпца Николая Второго — это канонизация «Ивана стотысячного». Здесь есть еще особый обертон. Попробую объяснить это почти личным примером.

Допустим, я был в гостях в другом городе. Гостил у батюшки. Затем у нас возникла с этим батюшкой горячая дискуссия: чья водка лучше — московского производства или местного. Мы нашли консенсус, только договорившись идти путем проб и ошибок. Попробовали, подегустировали, сошлись, в итоге, что обе хороши, а затем, перед сном, я вышел прогуляться в город. Тем более, под окнами батюшки был городской парк. А батюшка не предупредил меня, что под окнами по ночам сатанисты собираются. И вот вечером я в сад выхожу, а сатанисты смотрят на меня и думают: экого тельца упитанного нам наш владыка в жертву послал! И меня убивают. И вот вопрос: если со мной произошло нечто подобное, причем, подчеркиваю, сам я не стремился к мученической смерти, был не очень духовно готов, водку подегустировал и вот так вот встретил свою смерть, для определения моей посмертной судьбы на Божьем суде, будет ли иметь значение то, во что я был одет в этот день? Светская реакция: какая разница, во что одет, главное, что в сердце, в душе и так далее. Но я считаю, что в этом случае гораздо важнее, какая была одежда. Будь я в штатской одежде в этом парке — это была бы «бытовуха». А если бы я шел в церковной одежде, то люди, которых я лично не знаю, у которых нет лично ко мне никаких претензий, они на меня выплеснули ту ненависть, которую они питают к Церкви и ко Христу. В таком случае получилось, что я за Христа пострадал. Вот то же самое и с царской семьей. Пусть юристы спорят между собой, был ли Николай Александрович Романов в 18 году царем или просто частным лицом, полковником в отставке. Но, в глазах тех людей, что стреляли в него, он, безусловно, был императором. И они потом всю жизнь писали мемуары и рассказывали пионерам про то, как убили последнего русского царя. Поэтому для Церкви очевидно, что этот человек- мученик за нашу веру, равно как и его семья.

О.С. И семья тоже?
А.К. Аналогично. Можно правителю России Николаю Второму предъявлять какие-то политические претензии, ну а дети тут при чем? Более того, в 80-х годах раздавались голоса, что, мол, давайте хотя бы детей канонизируем, они-то в чем виноваты?

О.С. В чем заключается святость мученика в церковном понимании?

А.К. Святость мученика — это святость особая. Это святость одной минуты. В истории церкви были люди, например, в древнем Риме, когда на арене устраивали театрализованную казнь, в ходе которой на полном серьёзе казнили христиан. Выбирают самого поганого шута и по ходу действия другой шут, в одежде священника его крестит. И вот когда один шут крестит другого и произносит эти священные слова: «крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И когда после слов молитвы на шута, изображавшего христианина, действительно снизошла благодать, и он стал повторять, что увидел Бога, что христианство истинно, трибуны сначала смеялись, а потом, поняв, что это не шутка, шута убили. И он почитается как мученик… Поэтому святость мученика — нечто иное, чем святость преподобного. Преподобный — это монах. И вся его жизнь берется во внимание. А для мученика — это некий фотофиниш.

О.С. А как Церковь относится к тому, что в разные века возникали всякие лже-Анастасии?

А.К. Для православного человека это спекуляция на святыне. Но, если бы это было бы доказано, то Церковь признала бы. Подобный случай в истории Церкви был, правда, связанный не с царскими именами. Любой православный человек знает историю с семью отроками эфесскими, которые прятались от гонений императора Юлиана в пещерах, где впали в летаргическое состояние и проснулись лет через 150. Когда они вышли из пещер, по тому, что они говорили, стало понятно, что эти дети чудесным образом пропустили полторы сотни лет. Для Церкви никогда не было проблемой принять в число живых людей, считавшихся умершими. Причем, именно не воскресшими, но умершими. Потому что были случаи чудесного воскресения, а тут человек пропал, считался погибшим, а через какое-то время появился вновь. Но, для того, чтобы это произошло Церковь будет ждать подтверждения со стороны именно светской науки, светских экспертиз. У буддистов такие вопросы решаются легче. У них считается, что душа умершего далай-ламы перевоплощается в ребенка, в мальчика, детям показывают игрушки и если какой-нибудь двухлетний мальчик вместо блестящей погремушки вдруг потянется к старой чашке прежнего далай-ламы, то считается, что он узнал свою чашку. Так что у Православной Церкви более сложные критерии.

О.С. То есть, возникни сейчас столетняя старушка и скажи, что она царевна, ее бы долго поверяли на нормальность, но всерьез бы отнеслись к такому заявлению?

А.К. Безусловно. Но, я думаю, что генетической экспертизы было бы достаточно
О.С. А как вы относитесь к истории с «екатеринбургскими останками»?

А.К. Это то, что погребено в Петропавловском соборе Петербурга, останки, найденные в Екатеринбургской области? С точки зрения государственной комиссии, которую возглавлял Борис Немцов, это останки царский семьи. А церковная экспертиза этого не подтвердила. Церковь попросту не участвовала в этом погребении. Притом, что сама Церковь не располагает никакими останками, она не признает, что те кости, которые погребены в Петропавловском соборе, принадлежали царской семье. Церковь выразила в этом свое несогласие с государственной политикой. Причем, не прошлой, а нынешней.
О.С. Правда ли то, что до царской семьи у нас очень давно никого не канонизировали?

А.К. Нет, я бы так не сказал. Начиная с 1988 года были канонизированы Андрей Рублев, Ксения Петербургская, Феофан Затворник, Максим Грек, грузинский поэт Илья Чавчавадзе.

О.С. А были случаи канонизации, связанные с Великой Отечественной Войной, блокадным Ленинградом?
А.К. Нет, как ни странно, пока я такого все-таки не встречал. Все-таки мученик, это не тот, кто принес себя в жертву, пусть даже религиозно мотивированную, погиб страшной смертью, безвинно пострадал. Это тот, кто стоял перед ясным выбором: вера или смерть. В войну у людей в большинстве случаев такого выбора не было.

О.С. Неужели у царя был кардинальный выбор?

А.К. Это один из самых сложных вопросов канонизации. К сожалению, до конца неизвестно, до какой степени он был влеком, в какой мере что-то от него зависело. Другое дело, что он ежеминутно был в состоянии выбрать, питать свою душу местью или нет. Есть и еще один аспект этой ситуации. Церковное мышление — мышление прецедентное. То, что произошло когда-то, может служить примером для подражания. Как объяснить людям это, чтобы они не брали с него пример? Это действительно сложно. Представьте себе: обычная директриса школы. Она обратилась в Православие и пробует детишек в своей школе воспитывать соответствующим образом. Экскурсии в православные паломничества превращает. Приглашает батюшку на школьные праздники. Выбирает православных педагогов. Это вызывает недовольство части учеников, родителей, преподавателей. А потом и вышестоящего начальства. И вот ее приглашает к себе какой-нибудь депутат и говорит: «знаете, жалоба на вас. Нарушаете закон о светском образовании, священника приглашаете. Поэтому знаете, чтобы сейчас обошлось без скандала, напишите сейчас заявление о своем увольнении, за школу не переживайте, вот Сара Исааковна стоит, она прекрасно понимает, как надо воспитывать русских детей, а как их не надо воспитывать. Она на ваше место будет назначена, а вы подпишите отказ от должности. Что делать этой директрисе? Она православный человек, она не может так просто отказаться от своих убеждений. Но, с другой стороны, она помнит, что был человек, который смиренно отдал власть. И детей будет учить Сара Исааковна, которая их воспитает в лучшем случае — в светском варианте, в худшем — просто в антихристианском. Поэтому я считаю очень важным здесь пояснять, что в случае с императором это было бы юродство.

О.С. Как это?

А.К. Юродивый — это тот человек, который нарушает законы церковные и светские ради того, чтобы исполнить волю Бога. В ту минуту очевидно воля Бога была в том, чтобы Россия прошла тем крестным путем, которым должна была пройти. При этом каждый из нас все-таки не должен подталкивать Россию на этот шаг. Проще говоря, если есть воля Божия, то надо быть готовым исполнить ее самым неожиданным образом. И еще надо помнить, что юродство и сиротство, в данном случае — юродство, закона не отменяет. Закон понятен: должность императора в том, что ему вручается меч, чтобы он силой государственного меча защищал свой народ и свою веру. И задача императора не складывать меч, а хорошо уметь владеть им. Мне, по-церковному и по-мужски, гораздо ближе в этом случае император Константин XXII, последний византийский император, который, когда турки в 1453 году уже проломили стены Константинополя, снял с себя царские регалии, остался в одежде простого солдата и, с мечом бросившись в самую гущу противников, нашел там свою смерть. Мне гораздо понятнее такое поведение, чем отречение, отказ. Так вот поведение императора Константина — это закон, это норма. Поведение императора Николая — это юродство.

О.С. Ну, на Руси много было всяких блаженных, но чтобы так…

А.К. Те были нищие. А это царь.

О.С. А для церкви что-нибудь значит время? Ведь прошло много лет, сменились поколения…

А.К. Именно это многое означает. Более того, канонизация не может состояться ранее 50 лет, чтобы отстоялась память.

О.С. А что касается самой процедуры канонизации — это большая ответственность для того, кто принимает это решение?

А.К. Решение принимает Собор, то есть все епископы. Не только Россия, но и Украина, Белоруссия, Молдавия, Средняя Азия… Дискуссии о канонизации были и на самом Соборе

О.С. Значит, царскую семью просто внесли в какие-то специальные списки или были еще процедуры?

А.К. Нет, было еще благословение иконы, молитвы… Это очень важно, потому что в начале 90-х уже появились другие молитвы, и литературно, и богословски совершенно безграмотные.

О.С. Я слышала выражение «ненамоленная икона». Можно ли считать икону с изображением царской семьи «намоленной» Как к ней относятся верующие?

А.К. Допустим, церковь такого выражения не знает. А икона уже стала привычной и в домах и в храмах. К ней обращаются самые разные люди. Канонизация царской семьи — это канонизация семьи, это очень хорошо, потому что у нас в святцах почти нет святых семейств. Здесь важно именно то, что это многодетная семья, о которой мы много знаем. Поэтому многим людям дорога именно вот эта вот семейственность.

О.С. А Церковь действительно верит, что в этой семье все было гладко и правильно?

А.К. Сколько бы не было мнений, в супружеской неверности вроде никто никого не обвинял.

С диаконом Андреем Кураевым беседовала Ольга Севастьянова.

Синодальная комиссия по канонизации святых

Смотреть что такое «Синодальная комиссия по канонизации святых» в других словарях:

  • Случаи повторной канонизации святых РПЦ и РПЦЗ — Канонизация законодательный акт высшей церковной власти, которым христианский подвижник, прославившийся своими подвигами, посмертно причисляется к лику святых. Термин «канонизация» это латинизированная транскрипция греческого глагола… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Синодальная богослужебная комиссия — (Синодальная комиссия по богослужению) синодальное подразделение Русской православной церкви. Учреждена решением Священного Синода от 16 октября 1989. В задачи комиссии входят редактирование и составление богослужебных текстов и… … Википедия

  • Канонизация царской семьи — Царственные страстотерпцы … Википедия

  • Список синодальных учреждений Русской православной церкви — Синодальные учреждения Русской православной церкви учрежден Русской православной церкви, действующие при Священном синоде. Синодальные учреждения создаются и упраздняются Поместными и Архиерейскими Соборами или Священным Синодом и… … Википедия

  • Русская церковь в патриаршество Алексия II — Патриарх Алексий II в кремлёвском Благовещенском соборе преподаёт благословение В.В. Путину в день инаугурации последнего 7 мая 2000 года Русская православная церковь в патриаршество Патриарха Алексия II период в истории Русской православной… … Википедия

  • Русская православная церковь в патриаршество Алексия II — Патриарх Алексий II в кремлёвском Благовещенском соборе преподаёт благословение В.В. Путину в день … Википедия

  • АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА — (25.05.1872, Дармштадт 17.07. 1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе С. Петербургских святых), императрица Всероссийская (1894 1917), супруга мч. имп.… … Православная энциклопедия

  • Священный синод — Священный Синод, Священный синод (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему Уставу РПЦ, высший «орган управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими соборами». Содержание … Википедия

  • Святейший Правительствующий Синод — Священный Синод, Священный синод (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему Уставу РПЦ, высший «орган управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими соборами». Содержание … Википедия

  • Святейший Синод — Священный Синод, Священный синод (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему Уставу РПЦ, высший «орган управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими соборами». Содержание … Википедия

Член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Олег Митров ответил на вопросы корреспондента журнала «Снобу».

— Какими качествами должен обладать святой?

— Святость достигается не одним днем, а многими трудами, молитвами, стремлением к исполнению заповедей. В ответ на это Бог посылает человеку свои дары. Апостол Павел перечисляет их: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. По этим качествам, а особенно по таким сверхъестественным дарам, как любовь к врагам, бесстрастие, подлинное смирение, мы можем судить о действии Бога и Его благодати в человеке.

— Но любить и радоваться могут и грешные люди, и просто неверующие.

— Да, могут. Вкусной пище или каким-то другим земным благам. Это временное, а апостол Павел говорит о непреходящей радости: например, человека пытают, а он при этом ощущает радость от связи с Богом. Можно привести в пример новомучеников — святых ХХ века. Сохранились их последние письма и дневники. Люди были в ужасающих условиях, сидели в лагерях в ожидании расстрела, но при этом писали, что никогда не были так счастливы, никогда не переживали так остро Бога. Это ли не свидетельство, что вечное блаженство только в Боге?

— Это могла быть просто защитная реакция психики на тот кошмар, который происходил вокруг. Это могло быть обманчивое чувство.

— В Православной Церкви есть понятие «трезвомыслие». Подвижники очень критически относятся к тому, что они чувствуют. У них выработан навык отличать ложь от правды. Мне кажется, их словам можно верить.

— Бывает, что человек нарушает заповеди, например «Не убий», и при этом становится святым. Например, разбойник, который был распят рядом с Христом. Почему?

— Разбойник вошел в рай через покаяние, исповедание Христа и безропотное терпение предсмертных страданий. Хотя все это вместилось в несколько часов, но в духовном смысле оказалось столь велико, что Господь даровал ему вечное блаженство в Своем Царстве.

— А Николай II, который дал добро на расстрел мирной демонстрации в 1905 году?

— Николай II не отдавал приказа на расстрел мирной демонстрации в 1905 году, это советский пропагандистский штамп. Прославление Николая II и его семьи никак не связано с его государственной деятельностью. Как бы мы к ней ни относились, в ней нет оснований для канонизации или примера для подражания другим христианам. Но царская семья страдала в заключении, безропотно несла свой крест и приняла от рук палачей мученическую смерть.

— Но Николай II принял смерть не за Христа.

— Да, это правда. Когда канонизировали царскую семью, были споры и внутри Церкви, было много противников. Поэтому когда Комиссия рассматривала этот вопрос, то предложила осуществить их канонизацию в лике страстотерпцев, а не мучеников. То есть тех, кто претерпел безвинные страдания и смерть.

— В таком случае можно канонизировать жертв Беслана как страстотерпцев?

— В случае с царской семьей мы твердо знаем, что у них была нормальная церковная жизнь с исповедями и причащениями. Мы знаем, как царская семья вела себя накануне смерти: члены семьи вели дневники. Они проявляли христианские качества вроде смирения и относились к происходящему как к Промыслу Божию.

— Патриарх Кирилл говорил, что во времена Советского Союза «нравственная парадигма оставалась христианской». Можно ли ожидать, что со временем коммунистические деятели получат статус святых наравне с царями?

— Это невозможно, они не верили в Бога и выступали гонителями Русской Православной Церкви. О какой святости здесь можно говорить?

— Как Комиссия выбирает, кого назначить святым?

— Святого выбирает Бог. Именно Он посылает людям знак из иного мира — чудо. Святость видна при жизни: святой творит чудеса молитвами, исцеляет людей, предвидит будущее. На основании чудес рождается почитание подвижника народом, к нему начинают обращаться за помощью, иногда при жизни, иногда уже по кончине. Проходит время и архиерей, в епархии которого подвизался подвижник, поручает составить жизнеописание подвижника, собрать свидетельства о его чудесах и благодатной помощи: что это за человек, как он подвизался, правдивы ли его чудеса, не ложное ли к нему почитание.

— Как в случае с Вангой?

— Да, это один из примеров ложного почитания.

— Но ведь Ванга творила чудеса, почему бы ее не причислить к святым?

— Во-первых, чудеса могут быть и от диавола. А во-вторых, в Русской Церкви чаще всего прославляли подвижников на основании посмертных чудес, когда Божественная благодать действовала или через мощи святого, или по молитвенному обращению к нему. А бывали случаи, когда мощи обретали, выставляли в храме, а чудес не происходило, и тогда решение о прославлении откладывали до тех пор, пока Бог утвердительно не выскажется об этом человеке.

— С какими источниками работает Комиссия?

— С архивами, периодикой, воспоминаниями. Канонизация — это исследование. Необходимо представить документы, свидетельствующие о почитании праведника, о чудесах и молитвенной помощи по его заступничеству. В случае с новомучениками особо тщательно изучаются следственные дела, по которым мученик проходил обвиняемым или свидетелем. Собранные материалы за подписью правящего архиерея передаются в Синодальную комиссию по канонизации святых. По итогам дискуссии материалы могут быть либо отклонены, либо отправлены на доработку или представлены Священноначалию для принятия окончательного решения о прославлении святого.

— Насколько канонизация может использоваться как политический инструмент? Например, канонизация Николая Японского?

— Все, что делает человек, а не Бог, может быть использовано в каких угодно целях, в том числе и политических. Но все, что противно воле Божией, рано или поздно развалится и будет предано забвению. В этом смысле любые человеческие интриги в деле канонизации очень недолговечны и не имеют перспективы. Но пример равноапостольного Николая Японского здесь не подходит, поскольку это был величайший святой, основавший новую Поместную Церковь вопреки всем внешним крайне неблагоприятным обстоятельствам, что было возможным только при Божией помощи.

— Как можно стать членом Комиссии по канонизации?

— Состав Комиссии несколько раз менялся, сейчас в ней работают около 15 человек. По отдельным вопросам Комиссия иногда привлекает сторонних специалистов. Все члены Комиссии были назначены в ее состав решением Священного Синода. Это и ученые, исследователи, преподаватели, которые должны изучить какой-либо вопрос и дать ему экспертную оценку, и церковные администраторы, епископы, задача которых — соблюсти Священное Предание.

— Как часто собирается Комиссия?

— Очень по-разному, в зависимости от количества поданных материалов, в среднем три или пять раз в год. В 2000-е годы, когда были доступны архивы и велась серьезная работа по канонизации новомучеников, Комиссия рассматривала сотни вопросов, сейчас на порядок меньше.

— Как часто вы отказываете в канонизации?

— Довольно часто. Причина либо в несоответствии критериям канонизации, либо в недостаточном уровне подготовленных материалов.

— Сколько времени может занять процесс канонизации?

— Этот процесс требует времени: иногда несколько лет, иногда несколько столетий.

— Если человек творит добро, но не принадлежит к Православной Церкви — может ли он быть признан святым?

— Всех, кто творил добро на земле, — мудрых правителей, которые заботились о своем народе, полководцев, защищавших свое отечество, благотворителей и меценатов, помогавших людям, ученых, писателей, мыслителей, направлявших людей к добру и свету, — всех их мы почитаем за выдающиеся таланты, которые действовали в земной области бытия. Мы помним их служение, ставим им памятники, называем в их честь города и улицы. Но надо понимать, что их служение принадлежит земной, материальной сфере, которая временна и проходит. Во святых же Церковь прославляет Бога и Его действие в этом мире. Во святых мы можем видеть бесспорные дарования, имеющие своим источником Бога: веру, дающую возможность устоять перед любыми испытаниями, чистоту, недостижимую для падшего человека, смирение, самоуничижение, презрение ко всему земному, к славе человеческой, к богатству, комфорту и порой даже к своей жизни. Это совершенно разные вещи.

— Можно ли обладать святостью в большей или меньшей степени?

— Как говорит апостол Павел: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». Святость — это свойство Бога, отличающее Его от всего тварного мира. Свят только Бог. И люди по-разному могут вмещать в себя Дух Божий.

Беседовал Александр Косован

«Сноб»

При поддержке касимовских районных властей адепты ЦПЦ скупили земли, построили на них дома, церковь, гостиницу, гаражи, студию звукозаписи, завели хозяйство, открыли бизнес и начали преспокойно поживать.
В свободное от ведения хозяйства время, члены общины проводят богослужения, славят царей из династии Романовых и Президента России Владимира Путина.

«МЫ — НЕ СЕКТА!»
Как говорит Александр Иванников, с местным людом у общины полное взаимопонимание. Мужики из близлежащего села Ибердус приезжают в Тимохино, чистят снег, помогают по хозяйству, и получают по 500 рублей в день.


— Мы же все москвичи. У всех квартиры в столице. Люди сдают их и на это живут. Построились вот, — показывает владыка в сторону домиков. — Общаемся, обсуждаем, снимаем фильмы, пишем музыку. Серьезные люди приезжают часто, — хвастается визитными карточками Иванников, — у меня живут. Говорят, если будут какие-то проблемы, звони — поможем…
Нам больше всего мешает Московская патриархия. Хотя тот же Дионисий (Епископ Касимовский и Сасовский — Ред.) должен быть мне благодарен. Если бы я здесь не появился, то Епископа здесь бы не было, — смеется. — Но я ему не конкурент… Я люблю Русскую церковь, я не мыслю себя без нее. Я не собираюсь ничего нового создавать, я — ее чадо. А меня проверяют без конца. Сначала парня с девушкой искали, думали, в подвалах их прячу. Столько машин ездило постоянно. В итоге нашли ребят в реке. Перед вами приезжали два молодых человека. Снова искали какую-то пропавшую девушку. Вот кто их сюда направляет?
— В местной газете про нас написали, сектантами назвали, — жалуется отлученный от сана священник. — Нужно ведь понимать, что такое секта. Существует 17 признаков, хоть под один мы попадаем? Вот Русская Православная Церковь — это секта… фанатики… «кирилловцы».

АФОНЯ ГОНИТ РУБЛЬ?
В то же время сельские чиновники такому соседству только рады. Мол, «царские» и снег в селах почистят на тракторах, и отремонтирует что-нибудь, и работу мужикам местным дают… С учетом скудного бюджета — благодать!
Говорят, что как раз помощь по оформлению земель активно оказывала общине бывшая глава сельского поселения. При ее же поддержке чуть не стала директором сельской школы прихожанка ЦПЦ. Неоднократно члены общины пытались ввести в школе и факультатив по изучению религиозных дисциплин, но этим «новшествам» помешали якобы родители учеников из других селений.
— На первый взгляд у них все чисто, — рассказывает один из местных жителей. За те 8-10 лет, как они появились в районе, открытого криминала за ними не замечалось. Но возникает вопрос, откуда у столь малочисленной общины, такие, практически безграничные возможности? Возможно, основным спонсором и сторонником ЦПЦ является один из лидеров Измайловской ОПГ по прозвищу Афоня. Тоже строится тут… Он вроде бы как отвечает за «силовую составляющую». В общем, глаз да глаз за ними нужен…

ВРЕД ОТ ЦПЦ
— Руководитель секты гражданин Иванников заинтересовался Касимовым еще в начале 2000-х, будучи действующим священником Русской Православной Церкви, — рассказывает председатель Миссионерского отдела Касимовской епархии иерей Михаил Митрохин. — Тогда он обратился к рязанскому архиепископу (впоследствии – митрополиту) Павлу с просьбой дать благословение на организацию в деревне Тимохино детского приходского лагеря. Судя по всему, полученная у местных властей земля и прочее имущество не были оформлены на приход, которым тогда руководил Иванников, т.к. после его ухода из Церкви собственность осталась в его же руках. Так называемая «ЦПЦ» возникла в 2008 году на основе «Братства Царя Искупителя», впоследствии распавшегося на несколько противоборствующих между собой группировок. Кстати, «синод» гражданина Иванникова — альтернатива «синоду» упоминавшегося им монаха Диомида, известного, в частности, своей фразой — «хороший еретик — либо покаявшийся, либо мертвый».

—Несмотря на утверждения гражданина Иванникова о том, что «ЦПЦ» – это внутрицерковное патриотическое движение, никакого отношения, (кроме некоторых внешних форм – бород и ряс «духовенства», использования изображения креста и икон), ее учение и внутреннее содержание к Православию не имеет, — продолжает иерей. — Сам Иванников лишен священного сана. Набор вероучительных штампов царебожников – «царь земной – одушевленный образ Царя Небесного», «масонский заговор», святые – Григорий Распутин, Иван Грозный, Игорь Тальков. Наличие этого «богословского винегрета» дает возможность заключить, что группировка собрана не вокруг идеи, а вокруг лидера, конкретного человека. Иванников, несомненно, человек харизматичный, властный и довольный своим нынешним положением главы собственной карманной «церкви».

— Были ли случаи, когда прихожане РПЦ переходили в тимохинскую ЦПЦ?
— В Касимове такие случаи нам не известны. Местные жители работают в сектантском «колхозе», но при этом четко знают, что «духовенство» ЦПЦ — ряженые, хотя и не говорят об этом, ведь сектанты — их работодатели.
— Пытались ли представители Касимовской епархии РПЦ повлиять каким-то образом на адептов ЦПЦ?
— Наша работа в данный момент направлена на защиту собственной, православной паствы от влияния сектантов. Своих адептов Иванников от контактов с православными миссионерами старательно оберегает. На наш взгляд, если сами мы, православные – и священнослужители, и миряне, будем всегда на высоте в нравственном отношении, по сравнению с духовной и эстетической красотой настоящего Православия сектантам просто нечего предложить. С другой стороны, все предыдущее время своего существования, «ЦПЦ» не пыталась пропагандировать свои взгляды среди местного населения. Однако в последнее время деятельность секты заметно активизировалась не в миссионерском, а политическом смысле, что видно из заявлений самого Иванникова. «Раскручиваются» темы патриотизма, помощи Донбассу, делаются попытки завязать контакты с казачеством. Это вызывает обеспокоенность, ведь многие люди могут быть введены в заблуждение «православным обликом» служителей ЦПЦ. А паразитирование и самопиар на теме Донбасса вообще представляется вредным и опасным для текущих внешнеполитеских инициатив России.
— В целом, благо или вред присутствие ЦПЦ на территории Касимовского района?
— Думаю, такой вопрос правильнее задать властям района и правоохранительным органам. Если говорить о вреде или пользе для душ людей, ответ однозначный — вред, и вред несомненный.

КОММЕНТАРИЙ МИТРОПОЛИИ
Председатель миссионерского отдела Рязанской митрополии отец Арсений (Вилков):
— Я бы сказал, что это секта, выросшая в православной среде. Такое возможно, потому что каждый человек, пользуясь своим личным пониманием тех или иных аспектов церковной жизни, если не сообразует их с церковным учением, может в конечном итоге создавать псевдорелигиозные химеры. Вот эта секта родилась как раз на искаженном почитании царя Николая II, как царя-искупителя, что противоречит церковному учению. Есть мнение, что кто-то может быть заинтересован в развитии таких групп. Поскольку Церковь является серьезным оплотом сохранения единства в государстве, духовно-нравственного здоровья, общечеловеческих ценностей. Поэтому сектантские движения всегда действуют против Церкви. Их развитие может являться фактором определенного разрушения, внесения сумятицы, разобщения. Все эти расколы, конечно, не к единству ведут. То есть это такой серьезный показатель, если люди свидетельствуют об истине и в то же время стремятся разделиться, то можно задаться вопросом, насколько истина, которую они проповедуют, является истиной. Потому что Христос един, и вера православная — едина.

— В беседе Иванников назвал себя схимником, мол, его дело — только молиться…
— Нет, он не схимник. Насколько мне известно, он изначально монашество не принимал, а схимник – это особый подвиг монашеского служения. Схимники это люди, которые практически ни с кем не общаются, в том числе и с прессой. За редким-редким исключением, потому что их дело, действительно, молитва. Они находятся в монастырях и практически не выходят из своих келий. Поймите, Церковь не просто земная организация. В церкви благодать дается Божья, в том числе и на служение священническое. И если человек лишается этого служения, он лишается этой благодати. Дальше он может только сам для себя что-то выдумывать без всяких полномочий. Он может хоть Епископом себя провозгласить, хоть Патриархом, хоть схимником…