Крестик из иерусалима

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иерусалим – это святое место, которое ежегодно посещают миллионы паломников. Посещая Святую землю как правило верующий кроме поклонения Святым местам и молитв о здоровье своих близких покупает там иерусалимский крест паломника. После чего конечно же начинает естественно волновать вопрос, а можно ли носить иерусалимский крест православным, ведь место где он был приобретен считается христианской святыней. Конечно ответ может быть не однозначен. И мнения разных священнослужителей отличается. Для того, чтобы в этом разобраться необходимо узнать немного истории возникновения и значения такого креста.

История иерусалимского креста

Крест иерусалимский из оливы представляет собой равносторонний прямой крест алого или золотого цвета на белом фоне. Он окружен четырьмя крестами меньшего размера. Такой крест в свое время являлся гербом Готфрида Бульонского. Герцог Лотарингии и граф Бульонский были лидерами Крестового похода, который происходил в период с 1096 до 1099 года.

Граф Бульонский отказался принимать королевский титул так как счел вместо него принять золотой венец в том месте где Спаситель принял терновый венец. Но при этом согласился на титул Хранителя и Защитника Гроба Господня. В этом качестве новый правитель в качестве герба взял пять крестов, изготовленных из золота на фоне цветного серебра.

Со временем крест был видоизменен и был символом католического Ордена Святого Гроба Иерусалимского Господнего. Такое изображение даже присутствовало на государственном флаге Грузии, но с религией такой символ ничего общего не имел.

В древние времена Иерусалимский крест красного цвета нашивался на плащи самого ближнего окружения короля. Позже его начали использовать на покрывалах в католической религии для покрывал алтаря. Сегодня же его используют как символ непоколебимой веры. Поэтому считается, что если посещаешь Святую Землю, то его обязательно нужно приобрести.

Значение иерусалимского креста паломника

Сегодня существует достаточно много различных трактований значения данного символа:

  • В самом Иерусалиме принято считать, что пятикрестие иерусалимского креста соединенных в один знак означают раны Христа, которые он получил во время Распятия.
  • Также такой символ часто расшифоровуют таким образом, что большой крест является символом Христа, а четыре маленьких – это четыре Апостола, которые и являются авторами Евангелия.
  • Также Он символизирует обретенные На Святой Земле христианские реликвии – четыре гвоздя которыми было прибито тело Иисуса Христа. Кстати, такое мнение имело место именно во время Крестового Похода.
  • В России был свой образ иерусалимского креста и его значения. Он был изображен на окладе Евангелия, который хранился в храме Христа Спасителя в Москве до самого разрушения храма. Ограничительные линии креста означали четыре книги Евангелии. Смысл изображения был очень прост. Все что касается жизни Христа и его пребывании в Иерусалиме ограничивается этими святыми книгами.

Следует также отметить, что несмотря на то, что православные священнослужители не опровергают существование такого креста и в принципе его принимают, все же носить его в качестве нательного креста они его не рекомендуют. Если уж так случилось что вы побывали на Святой Земле и купили данный символ, то священники рекомендуют его хранить рядом с иконами, которые стоят у вас в «красном углу» в доме. Крестик будет выступать в качестве оберега и памятного элемента о вашей поездке.

Можно ли крестить иерусалимским крестом

Согласно православной религии, иерусалимский крестик немного отличается по своей форме от традиционных восьмиконечных или шестиконечных православных крестов. Поэтому крестить иерусалимским крестиком не рекомендуют.

Его можно носить вместе с православным, но только не крестить. Дело в том, что традиционных православный символ веры считается восьмиконечный или шестиконечных крест. Им же и проводят тайный обряд крещения в православной Церкви. При этом не обязательно покупать крестик именно в церкви где будет проводится обряд. Достаточно перед самой церемонией дать его священнику, чтобы он его освятил.

Но если вам повезло побывать на Святых Землях и стать обладателем Иерусалимского креста или вы его приобрели своему ребенку, то его можно носить поверх одежды в качестве декоративного элемента. При этом согласно старинным поверьям такой элемент может стать надежным амулетом и хранить вас и вашего ребенка от нечистой силы и всего плохого.

На мнение некоторых священнослужителей православной веры данное украшение является высокохудожественно декоративным. И скорее всего оно представляет собой смесь трех различных крестов. Несмотря на то, что это мнение не подтверждено, оно все же имеет место.

Господь всегда с Вами!

Паломники, приезжающие из Израиля, часто привозят с собой местную святыню – иерусалимский крест. Однако по поводу того, можно ли носить его православным верующим, ходит много споров. Чтобы разрешить этот вопрос, необходимо сначала разобраться в истории и значении еврейской реликвии.

Широкую известность вифлеемский крест обрел во времена Крестового похода (начало XI века). Именно он был изображен на гербе герцога Лотарингии, Готфрида Бульонского, стоящего во главе крестоносцев. Однако история возникновения святыни берет свое начало задолго до этого, а именно со времен правления римского императора Константина I.

Перед решающей битвой у Мульвийского моста правителю Древнего Рима явилось знамение. Вместе со своими воинами он увидел на небе равносторонний крест с хризмой, а рядом сияла надпись: «С ним побеждай». Узрев в этом видении знак, Константин поместил изображение на боевые флаги, что вскоре привело его к победе над противником. Спустя несколько лет он обратил свой народ в христианство, а столицу перенес на Восток, в Константинополь (нынешний Стамбул).

Для Иерусалима равносторонний символ с четырьмя маленькими крестиками означает раны Христовы

Долгие века христиане почитали два вида крестов: шести- или восьмиугольный и иерусалимский. Традиционный образ знаменовал жертву Христа, принесенную во имя спасения человечества, а иудейский отождествлялся с победой над злом. Разным также было применение: с первым совершали церковные службы и таинства, а второй наносили на флаги, гербы или украшали храмы. Сегодня равностороннюю форму имеют протоиерейский и иерейский наперсные кресты.

Позже к традиционному изображению израильского креста стали дорисовывать дополнительные символы. Такие элементы придавали более глубокое значение реликвии, наделяя ее духовным смыслом. Так, на византийском флаге крестообразный рисунок дополняют четыре буквы «В», что означает: «Царь царей, царствующий над царями». Подобная иконография показывает Византию, как центр христианства, главой которого является Иисус Христос.

В начале XI столетия, когда церковь поделилась на католическую и православную, Вселенским собором была признана новая геральдика – центральный крест окружали четыре маленьких крестика. Это символизировало единство пяти патриархов, главным из которых был Константинопольский.

Равносторонний символ также присутствовал на знаменах русских войск с начала XVI века. Именно тогда он получил название «Иерусалимский». Еврейский крест воспринимался верующими, как символ обретения христианских святынь и не имел ничего общего с крестоносцами. Он же изображался на многих иконах.

Огромное количество изображений равносторонней фигуры можно увидеть на иконостасе Новгородского Софийского собора.

Паломнический крест сегодня имеет несколько трактовок:

  1. Для Иерусалима равносторонний символ с четырьмя маленькими крестиками означает раны Христовы, полученные во время распятия.
  2. Православие видит в нем Спасителя и Его учеников. Так, центральная, самая большая фигура – это Иисус Христос, а по бокам находятся четыре Апостола, написавшие Евангелие.
  3. Четырехугольный крест паломника отождествляет гвозди, вынутые из тела Христа после Его смерти.

В России иерусалимский крест изображался на обложке Святого Писания, бывшего главной святыней Московского храма Спасителя. Здесь он означал четыре главные книги, которыми описывается все земное бытие Спасителя.

В России иерусалимский крест изображался на обложке Святого Писания

Представители РПЦ не отрицают существование Вифлеемского креста, однако не ставят его в один ряд с традиционным православным символом. По этой же причине они не рекомендуют носить его на теле. Будучи в Иерусалиме, можно купить реликвию, однако дома ее лучше хранить у иконостаса, рядом с другими иконами. Таким образом он будет играть роль домашнего оберега и напоминать о паломничестве к святым местам.

Видео «О символике и значении креста»

В этом видеоролике рассказывается о роли креста для верующих.

Можно ли креститься иерусалимским крестом

Православная церковь не признает иудейский символ как инструмент крещения. Для совершения таинства она использует традиционные шести- или восьмиугольные формы.

Носить паломнический вариант не воспрещается, однако только в качестве украшения поверх одежды. Совет автора

Священнослужители относятся к равностороннему знаку как к декоративному элементу. Чтобы совершить обряд крещения, необходимо приобрести православный крестик. При этом купить его можно в любом месте, а перед самим ритуалом отдать батюшке на освящение.

Символ ордена Гроба ГосподняНаскальное изображениеКрест на флаге

Роль иерусалимского креста в христианстве можно назвать основополагающей, так как именно он стал символом веры и единства религии. Косвенно он даже повлиял на формирование православной ветви, однако ее представители не воспринимают иудейский символ, как свою святыню.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иерусалимский крест

Купола собора всех святых в земле Российской просиявших

В прошлом году (июль 2016) в журнале «Монастырский вестник» было опубликовано интервью с настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме игуменией Георгией (Щукиной). Многие паломники, как из России, так и из других уголков мира, специально едут в обитель, чтобы испросить благословение матушки, побыть рядом с человеком, чье сердце и глаза исполнены любовью к Богу и людям. В настоящее время игумения Георгия находится в тяжелом состоянии в одной из больниц Иерусалима. Просим наших читателей помолиться о ней.

Игумения Георгия (Щукина)

Перед каждым богородичным праздником мы слышим в храме евангельские слова: «Воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов». Божия Матерь, получив известие от архангела Гавриила, поспешила из Назарета в град Иудов, что недалеко от Иерусалима, где жила ее родственница, мать святого Иоанна Предтечи Елисавета. Сейчас на месте встречи Девы Марии и праведной Елисаветы находится русский Горненский женский монастырь. Последние годы в истории обители неразрывно связаны с именем игумении Георгии, которая вот уже 25 лет несет здесь крест игуменского служения. В ноябре 2016 года матушка отметила свой 85-летний юбилей. Корреспондент МВ посетила Горненскую обитель и побеседовала с его настоятельницей о жизни и миссии русских монахинь на Святой Земле.

Святой Свет

– Дорогая матушка Георгия, Христос Воскресе! Очень радостно приветствовать Вас этими словами на Святой Земле, где произошло Светлое Христово Воскресение.

– Воистину Воскресе! Да, мы здесь живем в совершенно особенном месте, ведь Святую Землю называют Пятым Евангелием.

– Наверное, каждый христианин мечтает о том, чтобы хоть раз в жизни пережить время Страстной седмицы и Пасхи Христовой в Иерусалиме. Если это произошло в жизни человека, все последующие годы он будет мысленно возвращаться в ту свою иерусалимскую Пасху. Как Вы думаете, почему побывать здесь столь важно для православного человека?

– Находясь в паломничестве по Святой Земле, христианин своими глазами видит места евангельских событий. После этого он и Евангелие по-другому читает, воспринимает слова глубже и постепенно меняет свою жизнь на более духовную. А если посчастливится быть в Израиле на Вербное Воскресенье, в дни Страстной седмицы и Пасхи, то намного сильнее, глубже переживаешь события этих дней.

Матушка Георгия на Литургии — Лазарева суббота

Например, вечером Лазаревой субботы мы с сестрами под звон колоколов с пальмовыми ветвями идем от того места, где Господь сел на ослика, до стен Старого города – то есть шествуем вместе со Христом в Иерусалим. В Великую Пятницу направляемся по Крестному пути Спасителя, а в Великую Субботу стремимся к Святому Гробу, чтобы увидеть и поклониться Его Святому Свету – так на Святой Земле называют Благодатный огонь. В этот день душа ликует и за все благодарит Господа.

Находясь в Иерусалиме в эти святые дни, можно особо прочувствовать, как много сделал и делает для нас Господь, и как мало мы отдаем Ему, как черство бывает наше сердце.

Вид на Горненский монастырь

– Попасть в храм Воскресения Христова на схождение Благодатного огня сейчас очень трудно. Но, даже получая Огонь, стоя в лабиринтах улиц Старого города, испытываешь настоящую пасхальную радость. Я бы даже сказала, что праздник Пасхи начинается в ту самую минуту, когда сходит Благодатный огонь. Поэтому время его схождения так ждет весь христианский мир.

– Да, попасть к Гробу Господню с каждым годом становится все сложнее. Я в этом году впервые за 25 лет не поехала, для меня это уже тяжело. Когда я приехала на Святую Землю в 1991 году, перед Вербным Воскресеньем паломников практически не было. В свою первую Великую Субботу в Иерусалиме я стояла прямо у Кувуклии, в храме были только местные христиане. Когда сошел Святой Свет, Патриарх Иерусалимский Диодор спокойно вышел из Кувуклии, и мы прямо от его свечи зажгли свои. Сейчас все совсем по-другому.

– Говорят, во время схождения Благодатного огня весь храм освящается яркими всполохами.

– Я помню, как раньше в храме Воскресения повсюду сверкали белые и розовые вспышки. Сейчас уже гораздо меньше этих всполохов. Еще на всю жизнь запомнилось, как в мою первую Пасху на Святой Земле, сразу после схождения Благодатного огня, отец Пантелеимон, который по сей день дежурит у Гроба Господня, провел меня прямо в Кувуклию. Ему сказали, что приехала новая игумения из Горненского монастыря.

И вот, я со страхом вхожу в Гроб и вижу, что вся плита – влажная, стоит благоухание (во время схождения Святого Света плита всегда становится влажной). Я счастливица, видела это чудо своими глазами, мне это очень много сил тогда придало.

Избранница Богородицы

– Вы упомянули, что приехали в Иерусалим перед Вербным Воскресеньем. Как это произошло и что этому предшествовало?

– Меня привез сюда Святейший Патриарх Алексей II. Мы прилетели 27 марта 1991 года. До меня пять с половиной лет игумении в Горненской обители не было. А я до этого восстанавливала Иоанновский монастырь на Карповке – обитель святого праведного Иоанна Кронштадтского. При мне, в 1990 году, в монастыре состоялось прославление дорогого батюшки (так мы называем отца Иоанна). Было огромное торжество, одних архиереев 20 человек – для тех времен это очень много. Служба проходила на улице.

На Карповке я игуменией не была, монастырь был восстановлен как Пюхтицкое подворье. Я была там старшей сестрой. Уже после прославления отца Иоанна Кронштадтского как-то звонит Святейший Патриарх Алексий II и говорит, что надо потрудиться в Горненской обители в Иерусалиме. Я стала возражать: «Святейший, я же языка не знаю, вообще ничего не знаю, как я буду?» А он отвечает: «Мать Георгия, на сегодня у меня только одна ваша кандидатура. Сколько сможете…»

– Это назначение было для Вас полной неожиданностью?

– Вы знаете, я часто ездила за советом к старцу Николаю Гурьянову. Когда в Пюхтицах жила, меня игумения Варвара к нему посылала. Если были какие-то вопросы, то все к батюшке. Однажды приехала, он, как всегда, с любовью встретил. Посидели, чайку попили, а потом отец Николай говорит: «Пойдем в храм, Матери Божией помолимся».

Заходим в храм, он берет меня за руку и ведет в алтарь. Недоумеваю про себя: зачем в алтарь-то? Сбросила туфли, захожу. Кладу один поклон, второй, а после третьего чувствую, что мне не встать. Не пойму, что же случилось.

В алтаре печь была, рядом с ней стоял большой железный крест. Этот крест мне батюшка на спину положил, поэтому я встать и не могла. Отец Николай меня поднимает вместе с крестом и говорит: «Георгиюшка, неси, это твой иерусалимский крест». Я крещусь, говорю: «Какой крест, батюшка?» «Да твой, игуменский иерусалимский крест», – отвечает. Это задолго до звонка Святейшего было.

– А после звонка Его Святейшества Вы делились со старцем Николаем своими волнениями?

– Да, приезжала к нему еще раз. «Батюшка, не знаю, как же я смогу?» «Не волнуйся, – отвечает, – Господь поможет, Матерь Божия тебя избрала». Говорю: «Святейший обещал, что я недолго там пробуду. Три-пять лет». «А я хочу, чтобы ты там и померла» – заключил отец Николай. И вот, уже 25 лет я на Святой Земле, не знаю, сколько Боженька еще отпустит…

Собор всех святых в земле Российской просиявших

– Матушка, дай Бог Вам многая лета! В Вашу обитель часто приезжают служить владыки, священники из России, Грузии, Европы. Все любят Вас и Горненский. В этом году на Пасху в Иерусалим приезжала Нижегородская делегация в составе 150 человек. В Лазареву субботу монастырь посетил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов). Владыка отметил, что с Вашим именем связано возрождение Горненской обители, укрепление ее монашеского духа и благоустроение, что все это очень многотрудно и одному Богу известно, сколько это требует Ваших слез и молитв. А глядя на Вас, можно подумать, что Вы освобождены от всяких забот, потому что всегда радостны, добры, утешительны. Как Вам это удается?

– Когда я жила в Пюхтицах, то еще застала старых монахинь, знавших отца Иоанна Кронштадского. Они рассказывали, что он всегда говорил: «Сестры! Безропотно несите послушание. Три шага до Царствия Небесного. Но только, безропотно!»

Я в монастыре за святое послушание. Действительно, когда Святейший Патриарх Алексий II меня привез на Святую Землю, я не знала, с чего начинать. Ни воды, ни света, ни отопления – ничего не было.

– Как же сестры тут жили?

– Топили печки веточками разными. Воду использовали дождевую, которая во время зимнего периода собиралась в каменные цистерны. Вообще, климат в Израиле жаркий, отопление нужно только несколько недель в году. До меня сюда назначали игумению, ей климат не подошел. А мне, наоборот, хорошо (улыбается).

– Я же блокадница, во время войны сильно обморозилась. Нас эвакуировали, везли по Ладожскому озеру. Потом в поезде ехали, я уже без сознания была. Когда прибыли в Орехово-Зуево, мама сдала нас в морг, как двух покойниц: меня и младшую сестричку Ниночку. Кто-то в морге заметил, что я очнулась, и отдал меня в больницу. Мне хотели ампутировать пальцы на руках и ногах. Господь помог, только на одной ноге пальцев нет. Мне 10 лет тогда было.

Игумения Георгия (Щукина) – Господь Вас хранил, матушка. А как Вам пришла мысль посвятить себя Богу?

– Мама во время войны умерла. Я же вернулась в Ленинград, к тете. Ходила в храмы разные. Помню, на рождественской службе в храме святого князя Владимира священник сказал: «Дорогие братья и сестры, Сам Бог пришел на землю, родился, крестился, ради нашего спасения пострадал и воскрес! А что мы ему принесем?» Я стою, плачу, думаю: ничего у меня нет, кроме меня самой. «Возьми меня, Господи!», – подумала. Вот такое у меня появилось желание.

Я молилась, чтобы Матерь Божия благословила меня на монашеский путь. А тетя ни в какую не хотела опускать. Тогда я поехала к преподобному Серафиму Вырицкому. Батюшка уже лежал, не выходил, мне сказали, что можно написать ему записочку. Я подумала: как так, мне батюшку очень надо видеть. И вдруг из кельи выходят и меня приглашают.

Вокруг люди возмутились: многие уже со вчерашнего дня ждали. Я зашла в келью, встала перед отцом Серафимом на колени. Он меня благословил и спросил, что случилось. Сказала, что очень хочу в монастырь, а тетя не пускает. Отец Серафим ответил: «С Богом гряди. Матерь Божия тебя избрала. А тетушка твоя пусть ко мне приедет».

Тетя приехала к отцу Серафиму только после его второго приглашения. Он помолился, и в ней произошла перемена – она меня отпустила в монастырь.

Иде в Горний

– Матушка, и преподобный Серафим Вырицкий, и старец Николай Гурьянов говорили Вам, что Вас избрала Сама Богородица. И это, действительно, так: Она привела Вас в Горняя, куда Сама пришла сразу после Благовещения. Расскажите, пожалуйста, как на этом месте появился монастырь?

– Участок земли, где располагается Горненская обитель, был приобретен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным), который внес огромный вклад в становление Русской Палестины. При нем было приобретено 13 участков, среди них и место, где находится Мамврийский дуб, и участок на горе Елеон в сотне шагов от места Вознесения Господа и многие другие.

Здесь, в современном Эйн-Кареме, был дом праведных Захарии и Елисаветы, здесь у них родился святой Иоанн Предтеча, тут же три месяца гостила Дева Мария. Наиболее важные владения в Эйн-Кареме давно были приобретены францисканцами. Отец Антонин очень об этом печалился. Но в итоге, с помощью Божией, был куплен большой участок земли и католический монастырь оказался окружен русскими владениями. Фактически православные и католики разделили место дома праведных Захарии и Елисаветы.

– А почему старейший храм обители назван в честь Казанской иконы Божией Матери и не связан с именами праведных Захарии и Елисаветы?

– Сначала это был единственный храм в честь посещения Богородицей своей родственницы. Впоследствии храм переименовали. Связано это с одним чудом. Во время Первой мировой войны в Иерусалиме была эпидемия холеры, 8 сестер монастыря умерли. Монахини читали акафист перед образом Казанской Богоматери. Когда читали акафист в 12-й раз, икона сошла со стены, и сама обошла храм. Сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся. И болезнь, действительно, отошла.

Горненский монастырь-Казанский храм

С тех пор появилась традиция чтения акафиста 12 раз в летний престольный праздник, после всенощной. А еще каждый вечер одна из насельниц обходит монастырь с Казанской иконой в руках.

– Матушка, Горненская обитель отличается в богослужебном плане от монастырей России?

– У нас в Горненском все читается и поется согласно церковному уставу, как и в российских монастырях, мы ничего не опускаем. Но у нас есть праздник, который больше нигде не отмечается – это праздник Целования.

После того, как отец Антонин основал Горненскую общину, он вынашивал мысль об учреждении специального праздника в воспоминание встречи Божией Матери и праведной Елисаветы. В 1883 году Указом Синода для Горней был утвержден праздник «Целование Мариино». Отец Антонин сам составил службу празднику.

Ежегодно 12 апреля из Троицкого Собора Русской Миссии к нам привозят икону Благовещения (в случае, если праздник Целования выпадает на Страстную седмицу, то празднование переносится, по уставу, на пятницу Светлой седмицы). Образ мы встречаем у источника, на который ходила Богородица, когда жила здесь. Все сестры при этом стоят с букетиками цветов.

Потом по дорожке, выстланной травой и цветами, мы несем икону к Казанскому храму. Образ пребывает в монастыре до дня рождества святого Иоанна Предтечи. В эти три месяца игуменией в обители являюсь не я, а сама Матерь Божия. В подтверждение этого рядом с иконой, облаченной в мантию, стоит игуменский жезл.

А еще у нас есть свой особенный образ Богоматери «Шествие Пресвятой Богородицы в Горняя». На нем изображена Дева Мария, идущая по каменистой дороге в оливковой роще.

– Вы сказали, что архимандрит Антонин (Капустин) основал Горненскую общину. Так значит, раньше Горний не был монастырем? Как здесь была устроена жизнь?

– Отец Антонин не хотел делать в Горней общежительный монастырь, поэтому в обители нет монастырских корпусов. Он хотел, чтобы общину возглавляла Сама Богородица, чтобы не было ни игумении, ни казначеи, ни благочинной. Когда насельница поступала в общину, она должна была заплатить Миссии за участок земли, на свои средства и на свой вкус построить дом, хозяйственные постройки к нему, развести сад, обязательно посадить кипарис и миндаль. Горняя постепенно превратилась в огромный сад – как вещественный, так и духовный. Община была преобразована в монастырь только в 1924 году.

– Я правильно понимаю, что когда Вы приехали сюда, от былого великолепия мало что осталось? Однако сейчас в обители вновь цветущий оазис, обилие всевозможных вазонов с цветами, вымощенные камнем дорожки, лестницы. Невозможно налюбоваться на красоту этого места, надышаться здешним воздухом. А какой открывается вид из монастыря на холмы Иерусалима!

– По приезде я застала многие домики насельниц и Казанский храм в состоянии, требующем капитального ремонта. Крыши текли, полы ходуном ходили. Общей трапезы не было, монахини сами готовили себе еду (это еще со времен основания общины так повелось), а сейчас утром, после литургии, у нас есть общая трапеза.

Фото из Архива матушки Георгии -начало игуменства в Горненском

Территория была вся заросшая. Не было ни ограды, ни охраны, да много чего не было. Сестры зачастую жили в страхе и опасности. В начале 80-ых гг. в обители убили двух монахинь (мать и дочь) – это наши мученицы Варвара и Вероника. Их могилки на монастырском кладбище.

В общем, предстоял колоссальный объем работ. Через несколько месяцев после моего приезда Святейший Патриарх Алексий II прислал нам в помощь 20 семинаристов. Ребята начали расчищать территорию. Приходилось и местных арабов нанимать на работу, были помощники и из Пюхтиц.

– Ваш предыдущий опыт в Пюхтицах и на Карповке помог на Святой Земле?

– В Пюхтицах у нас натуральное хозяйство было. Все сами делали: и огород сажали, и дрова заготавливали (матушка Георгия показывает фото огромной пюхтицкой поленницы), а тут ничего этого не было.

Питерский опыт и тот факт, что я сама из Санкт-Петербурга, очень помог. Однажды к нам совершенно неожиданно приехал тогдашний мэр Петербурга Анатолий Собчак. Уже после своего визита в Иерусалим он прислал в обитель квалифицированных рабочих, электриков, строителей.

– Кажется невероятным, что удалось построить такой большой собор во имя всех святых, в земле Русской просиявших. Его золотые купола, горящие на солнце, – украшение Горнего. Они видны издалека, как маяк для паломника. У нас в паломнической группе был случай. Одна паломница очень устала в пути и решила, что хватит с нее поездок по святым местам. Так вот, мы уже выехали на автобусе в аэропорт, она обернулась, увидела купола монастыря и сказала: «Я сейчас подумала: если обернусь и увижу купола, то обязательно снова приеду».

– Слава Богу, что строительство собора началось еще до революции. Ведь новых храмов в Иерусалиме теперь строить нельзя, можно только достраивать то, что не было достроено. Стены собора без крыши простояли почти 90 лет. Внутри огромные деревья выросли. Когда мы начали расчистку территории, над нами вертолет кружил: власти смотрели, что это русские затеяли. Много раз приходилось объяснять, что нового ничего не строим. Милостью Божией, Патриарх совершил великое освящение собора в ноябре 2012 года.

– Помимо благоустройства построек и территории Вам пришлось и духовную жизнь в монастыре налаживать?

– Да, службы в то время проходили в обители время от времени, когда из Миссии присылали священника. Сейчас каждый день у нас служба: утром и вечером. Всегда, когда положена литургия, она совершается. Это очень важно.

У нас постоянно живут два служащих священника: один семейный, другой монах. Они очень контрастны по характеру, но вместе создают особенную, неповторимую гармонию: протоиерей Виктор – темпераментный, яркий, харизматичный, очень любит петь и поет красиво. Иеромонах Иннокентий – скромный, тихий, вдумчивый. Оба – духовные, внимательные, замечательные священники.

Крестный ход в Пасхальную ночь

– В Горненском очень проникновенные службы. Честно говоря, не хочется отсюда никуда на службу уезжать. У Гроба Господня богослужение совершается на греческом языке, а все-таки очень важно понимать, что поется и читается.

– Побывать на ночной литургии у Гроба Господня для паломника необходимо. Сестры стараются ездить туда практически каждую неделю. Раньше наших монахинь приглашали петь на литургии у Гроба. Теперь такого нет.

Языковой барьер присутствует, конечно. Сестры за долгие годы научились понимать греческое богослужение, а паломникам тяжело. Поэтому на большие праздники, а на Пасху особенно, наши паломники предпочитают быть на службе у нас, в русских храмах. Совершение богослужений – это важная часть нашей миссии на Святой Земле. После ночной литургии на Пасху мы все идем в трапезную. Угощение как в России: куличи, пасхи, крашеные яйца – все родное.

– Матушка, Вы сами долго несли клиросное послушание в Пюхтицах и знаете, что большую роль в богослужении играет хор. Что можете сказать о клиросе в Горненском? По-моему, пение тут замечательное.

– Сама я уже не пою на службах. Могу отметить, что часто нам не хватает певчих. Это связано с тем, что сестры, которые несут клиросное послушание, также ездят с паломниками в качестве гидов.

Послушание гида

Есть у нас в Горненском свои распевы, которые нигде больше не услышать. Хор сейчас состоит в основном из молодых насельниц. Но есть в монастыре одна очень трогательная традиция: наш старейший регент, монахиня Вера, которая здесь живет уже 38 лет, регентует бессменно каждую среду. По отзывам и батюшек, и паломников, она очень молитвенно поет. Конечно, возраст дает о себе знать. Но, несмотря ни на что, даже если в среду приезжает священноначалие, поет матушка Вера.

Главная миссия – паломники

– Есть какие-то особенности во времени совершения богослужений, связанные именно с тем, что монастырь находится на Святой Земле?

– В Горненском свое время, мы не переходим на летнее время, как весь Израиль. Это делается потому, что на летнее время не переходит храм Гроба Господня. Когда я сюда приехала, сестры просили меня оставить все как есть, не менять время. В этом есть свои неудобства, бесспорно, так как в программе у паломников указано израильское время.

Мы назначаем расписание богослужений так, чтобы сестры и паломники смогли участвовать в тех событиях, которые происходят в Иерусалиме. К примеру, литургию Великой Субботы мы служим ночью, чтобы сразу после ее окончания все могли поехать на сошествие Благодатного огня. Есть и другие примеры.

– Пополняется ли монастырь новыми сестрами?

– В 1991 году было около 50 сестер. Потом долгое время было 60, так как израильские власти не разрешали увеличивать число насельниц. Когда я была в Москве на торжествах по случаю интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, попросила его прислать нам еще сестер. Теперь нас 85 человек. Но обители все равно нужны новые молодые силы. Для начала можно приехать к нам потрудиться (обычно на три месяца).

– Вы затронули тему послушаний в монастыре, а какое все-таки основное послушание русских монахинь на Святой Земле?

– Святейший Алексий II, когда назначал меня в Горненский, сказал: «Матушка, ваша миссия – принимать паломников». Поэтому все наши силы направлены на то, чтобы паломники не думали о том, где им спать и что есть. Все это мы им обеспечиваем, и у человека остается больше сил на поклонение святыням Святой Земли.

В тех корпусах, где когда-то были богадельни для пожилых монахинь, мы оборудовали гостиницы с 2-х и 3-х местными номерами, есть кухня, чтобы перекусить и выпить чаю, пообщаться. В трапезной наших паломников мы кормим завтраком и ужином, а на день даем паек, чтобы люди не тратили в обед время на дорогу туда-обратно и больше побыли у святых мест.

После воскресных и праздничных литургий угощение предлагается и всем нашим прихожанам, но для них мы накрываем столы под навесом рядом с трапезной.

– Послушание гида, наверное, тяжело для монахинь, ведь приходится постоянно быть на виду.

– Тут получается двояко. С одной стороны, эти сестры чаще других имеют возможность посещать святые места: Вифлеем, Фавор, а сейчас даже в Королевство Иордании ездят. Сестры молятся с паломниками, читают отрывки из Евангелия.

Вид из Горненского монастыря на Эйн-Карем

С другой стороны, нужно постоянно готовиться к рассказу для паломников, следить, чтобы все пришли в автобус, никого не забыть, плюс решать какие-то бытовые задачи. Все это рассеивает духовное внимание. Монахини устают. Но этот труд надо нести за святое послушание, это наша задача здесь. От сестры во многом зависит, какое впечатление останется у человека от поездки на Святую Землю, приедет ли он сюда вновь. Нужно быть чутким, внимательным, доброжелательным.

– В Израиле повсюду чувствуется напряжение, в Иерусалиме – особенно. Наверное, по-другому и не может быть на земле, где распяли Господа. Но как только попадаешь в Горний, и за тобой закрываются ворота монастыря, сразу чувствуешь покой, понимаешь, что ты дома. Спаси Вас Господь за то, что Вашими трудами русский паломник может ощущать себя как дома за тысячи километров от родины. В Горненскую обитель хочется возвращаться снова и снова.

– Спаси Вас Бог, приезжайте еще!

Религиозная атрибутика, сувениры Святой Земли.

Во все времена паломники хотели и хотят приобщится к Святыням и унести с собой частицу Святости. Во времена крестоносцев шла бойкая торговля Святынями: откалывали кусочки от Голгофы и Гробницы Господа. Еще сравнительно недавно люди отламывали веточки деревьев из Гефсиманского сада. Сегодня, слава Богу, приобщение к Святыням носит цивилизованный характер и никто ничего не разрушает. Однако у людей осталось желание унести домой память о своем путешествии. Какие же религиозные сувениры следует приобретать и как их освящать?

Иерусалимский крест или крест паломника.

Это крест по четырем, краям которого расположены маленькие кресты. Четыре маленьких креста обозначают четыре Евангелиста, направившиеся в четыре конца света, чтобы нести Слово Божье людям. Всего же крестов пять: один большой и четыре маленьких по краям. Их пять, как пять ран Иисуса Христа. Говорят, что, когда Господь смотрит на человека и видит на нем такой крест, то Он видит перед Собой не только паломника, побывавшего на Святой Земле, но и собственного Сына и относится к человеку более снисходительно. Такой крест не носят вместо своего нательного креста, а носят вместе. Иерусалимский крест – это символ того, что вы побывали на Святых местах в качестве паломника. Как и все другие религиозные «сувениры» его следует освятить на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня (Камень Миропомазания – это тот самый Камень, на который положили тело Господа, чтобы приготовить Его к погребению, на нем обмыли тело Господа и умостили нардовым маслом или миром.) Иерусалимский крест или крест паломника нельзя дарить друзьям, только человек, который побывал в Иерусалиме имеет право его носить. Такой крест можно дарить только кровным родственникам.

33 свечи.

33 свечи покупаются в качестве подарка на дом. 33 свечи нельзя делить и дарить по одной, потому что тридцать три – это число лет жизни Христа, соответственно, вся вязанка , как одна жизнь и одна свеча. Эту вязанку свечей освящают на Камне Миропомазания, а затем обжигают от огня в Храме Горба Господня и тушат об специальный конус. Весь огонь, который горит в Храме Гроба Господня зажжен от Благодатного Огня, который снисходит в Святую Пасху в Гробнице Господа. Что делают дома с этими свечами? Перед Пасхой в Чистый четверг, после того, как вы прибрали в доме, возьмите вязанку свечей и обойдите дом, это очищение дома огнем, потом потушите. Свечами можно пользоваться несколько раз. Можно не дожидаться Чистого четверга и очистить дом раньше: если вы чувствуете, что в доме не хорошая энергетика, домашние часто болеют или их преследует череда неудач, то и тогда мы обходим дом с подожженными свечами. Дарить такие свечи можно всем, это самый популярный подарок, привезенный из Иерусалима. Лучше покупать натуральные восковые свечи, они хоть и дороже, но не ломаются, как парафиновые.

Иконы.

Иконы должны быть правильно написанными, поэтому лучше приобретать их у христиан. Каждая икона имеет свое предназначение. Местные иконы: Иерусалимская Божья Матерь(самый первый Лик, писанный с Богородицы еще при ее жизни евангелистом Лукой, такая чудотворная икона находится в Усыпальнице Богородицы возле Гефсиманского сада) и Вифлеемская Богородица (единственная икона, на которой Богородица улыбается).

Хорошо, когда в доме есть икона, ибо икона является проводником наших личных молитв Господу. Иконы освящаются на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня.

Вифлеемская звезда.

Вифлеемская звезда имеет 14 лучей, потому что родословная Иисуса такова, что от Авраама до Давида проходит 14 поколений, от Давида до Иисуса — тоже 14 поколений, а Иисус потомок царя Давида. Аналогичная звезда находится в Храме Рождества в Вифлееме, обозначает место – Ясли, куда положили маленького Иисуса. Вифлеемская звезда – это женский символ, приносящий счастье и мир в дом, сулит хорошее замужество и материнство. Вифлеемскую звезду освящают на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня, дополнительно можно приложить ее в Храме Рождества. Можно дарить такую звезду всем женщинам и девочкам.

Деревянный крест.

Деревянный крест из оливкового дерева следует пронести по Крестному пути, держа в руках, потом подняться с ним на Голгофу и приложить там. Перед поднятием на Голгофу следует освятить этот крест на Камне Миропомазания. Деревянный крест следует повесить дома, как домашний оберег.

Нардовое масло или миро.

Все вещи мы освящаем на Камне Миропомазания. Этот Камень мироточит. Однако в дань уважение к Месту следует приобрести баночку такого масла и умастить им небольшую площадь на Камне, потом на умощенное маслом место вы можете положить для освящения ваши предметы. Само масло тоже надо освятить. Дома по праздникам можно распылить немного освященного масла, чтобы создать праздничную атмосферу. Если кто-то болен, то таким маслом на челе больного наносят крест.

Где лучше приобретать религиозные «сувениры»? Поскольку речь идет о христианских вещах, то их лучше приобретать в христианских лавках и местах рекомендованных министерством туризма. О таких надежных магазинах можно спросить у местных экскурсоводах.

Иерусалимский крест: символ в культурах и религии

Иерусалимский крест: где его можно увидеть

Этот знак вы могли видеть на флаге Грузии. Если же вы совершали паломничество в Храм Иерусалима, то, вероятно, он особенно вам знаком. Подобный символ мог неожиданно встретиться и на буддийских монетах и храмах, и на щитах и мечах эпохи Средневековья. Имя ему – Иерусалимский Крест.

Визуальное восприятие Иерусалимского креста

Этот знак представляет собой обыкновенно один огромный и четыре маленьких креста золотого цвета, которые находятся между пересекающимися линиями большого. Все это в классическом виде изображено на серебристом фоне, в некоторых вариантах – красным по белому, что четко видно на флаге Грузии и на эмблемах рыцарей-крестоносцев. Целиком это все символизирует четырех апостолов, написавших Евангелие, окружающих Иисуса Христа, или же раны последнего, которые были получены во время распятий. Используется Иерусалимский Крест на покрывалах для алтаря. Их часто можно увидеть в различных храмах и других местах, например, на рынках Израиля, где продаются подвески с изображением этого символа. Он символизирует обретение четырех реликвий христианства – гвоздей, которыми было прибито к распятию тело Божьего Сына. Считается, что они находятся не только в Палестине, но и в других странах. Также этот знак обозначает «королевство рыцарей Священного Города».

История путешествий символа: Иерусалимский крест в эпохах и странах

Впервые Иерусалимский Крест появляется на гербе, который полностью нарушал по цветовой гамме закон геральдики наложения одного металла на другой, «Хранителя и Защитника Гроба Господнего» Годфрида Бульонского, который занял вышеуказанный пост в 1099 году после освобождения от мусульманского народа Священного Града. Поговаривают, что именно от этого символа происходит и множество других, впоследствии часто изображаемых на всяческих наградах и медалях. Несколько же модифицированный Иерусалимский Крест также является знаком орденов Гроба Господня и Храма Соломонова (то есть тамплиеров). Также медаль с идентичным названием была учреждена кайзером Вильгельмом Вторым после его путешествия с супругой на территорию Святой Земли. Выдавалась она исключительно придворным, а с 1908 по 1909 год ею были награждены только пять человек.

История возникновения

В первый же раз Иерусалимский Крест появляется примерно в 420 году нашей эры при правлении императора Феодосия Второго, поводом для чего было посланное монарху видение данного знака в небесах и проявление его на одеждах свидетелей этого события. После данного случая огромное изображение креста было возведено на холме Голгофа. Монумент стал символом победы над смертью и напоминанием о том, как распяли Иисуса Христа. Он был уничтожен в 614 году персами, а также иудеями, восстановлен в 628 году, окончательно стерт с лица Земли в 638.

Православие

Крестик из золота в форме данного символа не одобряется Православной Церковью при ношении в качестве подвески. Но церковь не против его хранения в качестве сувенира из Иерусалима, в память о таком событии, как посещение Святой Земли.