Критика устоев церкви

Содержание

§ 3. Французская республика в 1793–1795 годах: Якобинская диктатура и термидор

Стр.26

Как вы считаете, правильный ли выбор сделали якобинцы, избрав террор средством защиты революции? Обоснуйте свой ответ.

Террор на тот момент был самым функциональным и простым методом, так как надо было защищать Францию (она была втянута в войну за Австрию) ну и обеспечивать поступление в казну денег. Стоит напомнить, что крестьяне и так платили очень высокие налоги.

Стр.30

Чьи интересы выражала политика якобинцев? Почему им не удалось заручиться прочной поддержкой народных масс?

Якобинцы выражали интересы широких масс населения. В декрете провозглашалось, что «французский народ признаёт существование Верховного Существа и бессмертие души». 8 июня в Париже состоялся первый религиозный праздник, на котором Робеспьер выступил в роли верховного «жреца». Массовый террор и невнимание к интересам народа лишили якобинцев широкой поддержки населения, на которую сначала они опирались. Это и предопределило падение якобинской диктатуры. Неразрешённость экономических и политических проблем в период правления термидорианского Конвента вызвала новые народные восстания, которые были сурово подавлены правительством при помощи республиканской армии.

Стр.34 – 35

Вопросы

1. Почему жирондисты не сумели удержаться у власти? В чём оказалось преимущество политики якобинцев? Могли ли якобинцы избежать неблагоприятных для них событий термидора?

Жирондисты – одна из политических партий в эпоху Великой Французской революции. Якобинцы – участники Якобинского клуба, французского политического клуба эпохи революции. Просто понимаете, во время революции, особенно во Франции обе партии были хитрыми. Но я якобинцев было больше денег, был спонсор. Жирондисты в те трудные для Франции дни проявили малодушие, не смогли решить важнейших задач, колебались. Якобинцы представляли интересы мелкой буржуазии, в отличие от жирондистов, которые представляли в основном, интересы «старой гвардии» – буржуазной верхушки. Якобинцы, как и народ, выражали настроение продолжить революции, против продолжения которой выступали жирондисты. Вот почему победа была за якобинцами.

2. Какие органы революционной диктатуры были созданы якобинцами? Как они осуществляли свои функции? Насколько якобинская диктатура соответствовала принципам, заложенным в Декларации прав человека и гражданина и Конституции Франции 1793 г.?

Органы якобинской диктатуры на местах во время Великой французской революции (первоначально, когда они были созданы Конвентом в марте 1793, в их функцию входило лишь наблюдение за иностранцами). Создавались во всех коммунах и секциях (районах) городов. Избирались населением коммун и секций в составе 12 членов простым большинством голосов (бывшие дворяне и духовенство не могли быть избранными). В их основные обязанности входило проведение революционных законов и мер общественной безопасности и общественного спасения. Р. к. играли большую роль при осуществлении мобилизации в армию, проведении максимума и др. политических мероприятий правительства; в их ведении было составление списков «подозрительных», они имели право издавать приказы об аресте. Опирались на содействие широких народных масс. Деятельность Р. к. прекратилась с падением якобинской диктатуры в июле 1794.

3*. Как объяснить такую последовательность действий якобинцев: а) устранение эбертистов, выступавших за террор; б) устранение «умеренных» – противников террора; в) усиление террора самими якобинцами? Что, по – вашему, стояло за этими действиями?

Первоначальное стремление якобинцев против террора было направлено на завоевание расположения и доверия общества к себе. Устранение эбертистов, выступавших за террор, имело целью не отпугнуть жесткими мерами от революции общественность, потому якобинцы целенаправленно выступали против всякого террора. Устранение умеренных противников террора было необходимо якобинцам для смены направления своей политики и закрепления результатов политической борьбы. Ведь после того, как на политической сцене не осталось «конкурентов», а сами якобинцы стали пользоваться безграничным доверием общественности, они решили с помощью террора устранить своих политических противников, при этом опираясь уже на поддержку общественности.

По моему мнению, за действиями якобинцев стояло стремление устранить политических противников, полностью захватить власть в свои руки и установить диктатуру.

4. Почему после термидорианского переворота Конвент поспешил отмежеваться от якобинской диктатуры?

Недовольство политикой. Термидорианский переворот привел к свержению якобинской диктатуры и установлению Директории.

Задания

1. Объясните, с какой целью устанавливался максимум цен на продукты. Почему декрет о «максимуме» предусматривал и запрет повышения зарплаты рабочим? Как вы думаете, к чему привело проведение декрета о «максимуме» в жизнь? Ожидали ли такого результата его авторы?

Депутаты национального конвента стремились стабилизировать экономическую ситуацию во Франции и не допустить социальных волнений из—за роста цен на товары первой необходимости. Запрет на повышение заработной платы рабочих вводился для того, чтобы цены и количество товаров соответствовало покупательной способности населения. Закон привел к сокращению торговли, а также к его постоянному нарушению, росту контрабанды и теневой торговли. Со временем конвент отменил закон ввиду его несостоятельности

Думаю, что авторы закона не ожидали такого эффекта, т.к. среди них было много юристов, но мало предпринимателей

2. Объясните, за что священник критикует якобинскую конституцию. Каких действий он ожидал от властей? Каково его отношение к собственности?

За повышение цен на продовольствие, собрание аристократов, и за то что очень много казней. Он ожидал, что власти хоть как то снизят налоги, цены на продовольствие и каждый сможет себе позволить что – то купить. К собственности он относился , как к «призраку», то есть он не считал это главным.

3. Укажите, против кого был направлен этот закон. Соответствовал ли он принципам главенства закона и защиты прав человека?

По Закону о «подозрительных», принятому 17 сентября 1793 г., в тюрьмы на неопределённый срок («до заключения мира») могли быть отправлены лица, которых местные власти считали неблагонадёжными, в том числе бывшие государственные служащие, т. е. под репрессии революционных властей мог попасть практически любой гражданин.

4. Используя материал параграфа, продолжите заполнять хронологическую таблицу «Французская революция XVIII в.» (с. 12).

15 неприятных фактов о религии, православии и…

Активные темы

  • В этом мире так много интересного (27)

    лежабяка Инкубатор 17:07

  • Что значит поза, в которой спит твоя кошка (79)

    XiMiK1505 Зверье 17:07

  • NASA показало, что видел экипаж «Аполлона 13» при полёте на Луну (310)

    Silvery2k8 Видео 17:07

  • А что читали вы, в своём скучном детстве? (688)

    zam17 Картинки 17:07

  • ⭐ Чем мне нравится Красноярск (208)

    Artmy Тексты 17:07

  • Metallica: Master of Puppets (54)

    Komatozzz Картинки 17:07

  • Узнал что друг третий год живет в гараже после ссоры с женой. По… (111)

    Синтетик Инкубатор 17:07

  • Полиция Южной Кореи разыскивает заболевшего коронавирусом казаха (12)

    нептица Инкубатор 17:07

  • Омские обезьяны празднуют Масленицу (18)

    Verevkin Инкубатор 17:07

  • Путин: Мы что, хотим, чтобы у нас на улицах жгли машины? (316)

    lky События 17:07

  • У индонезийского вулкана бомбануло. Он выпустил столб пепла на в… (21)

    trischa Инкубатор 17:07

  • Подстава от NVIDIA (52)

    HellMagic Инкубатор 17:07

  • В Кремле затруднились разъяснить поправки Путина о Боге (112)

    aleevg События 17:07

  • Турция сбила сирийский военный самолет в Идлибе (101)

    LaGesh Инкубатор 17:06

  • В Свердловской области пьяные несовершеннолетние отказались поки… (169)

    readygo Видео 17:06

Критика устоев церкви

Примеры употребления слова ересь в литературе.

Драчливый Меркурин Авксентий потерял-таки епископскую кафедру в Доростоле, поскольку упорно держался арианской ереси, многократно запрещенной как Вселенскими и поместными соборами, так и императорской властью, имевшей в своем распоряжении самый весомый аргумент — легионы.

Как только Церковь, озабоченная установлением там своего авторитета, решила действовать, Лангедок проявляет почтение и не способен выдержать ее безжалостный натиск, тем более безжалостный, что в самом сердце этой пленительной культуры свирепствует самая грозная за все времена Средневековья ересь — альбигойская, вышедшая из истинной Церкви, с ее собственными иерархией и соборами, проникшая во все крупные города Германии, Фландрии и Шампани и имеющая там ошеломляющий успех.

И все равно эти термины далеки от того, чтобы открыть единую и сплоченную реальность, так как в действительности альбигойская ересь насчитывала множество различных сект, сходных по основным принципам, но отличающихся некоторыми деталями.

Святого Отца, обличающего учреждение Дуанеля как новое проявление древней альбигойской ереси.

Другими словами, отрицание важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым и непризнание индульгенций, ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов — таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Почему вместе с ростом влиятельности РПЦ из нее уходят верующие? Интервью


2019.07.28

«Вы нас звали в православие, а мы попали в РПЦ»

Сергей Власов / Patriarchia.ru

28 июля — очередное празднование крещения Руси. Прошло более тридцати лет с момента, когда еще в СССР с большим размахом отпраздновали тысячелетие этого события. Тогда многим казалось, что Россия возвращается к своим истокам и вместе с возрождением православия наладится жизнь и в других сферах. Однако сегодня Церковь скорее стала играть роль траблмейкера и поставщика скандальных новостей, которые с азартом распространяют СМИ. Возможно, где-то в глубине церкви и ведется скромная и нравственная жизнь. Но слышно об этом немного. В то же время в среде наиболее просвещенных и деятельных прихожан растет оппозиция церковной иерархии. Верующие все чаще смелее высказываются против начальников РПЦ. Об атмосфере в РПЦ, ее отношениях с властью и о будущем этой организации рассказал в интервью Znak.com бывший священник Волгоградской епархии, а ныне главный редактор сайта Ahilla.ru Алексей Плужников.

«В церкви две партии: помещики и крепостные»

— Как бы вы описали деятельность вашего сайта?

— Наша задача — дать слово тем людям, которых никогда не опубликуют на официальных, «благословленных» РПЦ ресурсах. На «церковных» ресурсах запрещена всякая критика священноначалия, а на светских ресурсах эта критика очень часто неадекватна или поверхностна. Наш ресурс предоставляет слово тем, кто хорошо знает ситуацию в РПЦ изнутри: священникам, монашествующим, прихожанам, семинаристам — как нынешним, так и тем, кто уже распрощался с церковной жизнью.

— Чего вы хотите добиться?

— Добиться мы хотим (и добиваемся) самых базовых вещей — свободы слова и совести, а не прозябания в трепете и «послушании» церковному начальству.

— На ваш взгляд, свобода слова пойдет на пользу такой консервативной и иерархической организации, как РПЦ?

— Хочется в это верить, но иерархам это не понравится.

— Как к вам относится Патриархия? Смотрит сквозь пальцы или есть попытки помешать вашей деятельности?

— Серьезных попыток помешать не было. Но против нас «выкатывали» артиллерию, особенно в первый год нашего существования, в виде статей прирученных публицистов, священников и даже епископов. Но чего-то серьезного пока удалось избежать.

Из реакций епископата можно отметить только единственную здравую озвученную позицию в лице тогдашнего викария Волгоградской епархии, а ныне епископа Переславского Феоктиста (Игумнова). Одна дама спросила викария в Facebook: сможет ли он закрыть «Ахиллу»? На что владыка Феоктист неожиданно разумно ответил: «Нет. А если бы и мог, то не стал бы. Пусть пишут, это их право. Причем конституционное».

Znak.com

— Расскажите, какие «партии», круги и движения есть сегодня внутри в РПЦ? Какое место среди них занимает внутрицерковная оппозиция или диссиденты? Насколько они влиятельны?

— Вы знаете, я не слишком верю в партии и круги — скорее, можно разделить в РПЦ людей на тех, у кого есть все (власть, деньги, положение), это епископат и их ближайшая обслуга, и всех остальных, которые, конечно, могут делиться на всякие течения по самым разным способам классификации, но это не так принципиально, как указанное выше. Две партии — те, кто решает, и те, от кого практически ничего не зависит, кроме того, что они должны кормить первых и слушаться их. То есть помещики и крепостные.

— Если я вас правильно понимаю, то себя и своих единомышленников вы относите к партии «крепостных»?

— Редакцию «Ахиллы», состоящую из двух человек — меня и журналиста Ксении Волянской — я могу причислить к свободным людям. Мы ушли из РПЦ и смотрим на ситуацию уже несколько со стороны. А большинство наших авторов, помимо уже «вышедших», как и мы, на свободу, — да, можно условно причислить к «крепостным», которые пока не находят сил впрямую бунтовать против своих господ или хотя бы сказать им правду в лицо, но находят отдушину, публикуясь на нашем сайте и читая его материалы.

«Реальных прихожан не более 1% населения»

— Нередко от разных представителей церкви, когда идут упреки в том, что иерархи сребролюбивы, заносчивы, порочны и так далее, можно услышать такое оправдание: церковь — это не только иерархи, это все сообщество, и там есть разные люди. И вообще, церковь несовершенна, поскольку несовершенно наше общество. Но насколько убедителен такой аргумент при условии, что церковь претендует на роль пастыря и авторитета для общества?

— В этом вопросе под словом «церковь» смешаны самые разные понятия. Надо их четко развести, чтобы не путаться в определениях и выводах.

Когда в светских СМИ говорят: «церковь хочет», «церковь претендует», «церковь заявила» и подобное, то имеется в виду чаще всего, что патриарх Кирилл, или какой-то митрополит-чиновник из патриархии, или какой-то священник-спикер что-то сказал или на что-то стал претендовать. Может быть (и так часто бывает), эти люди действительно считают себя представителями всей РПЦ, имеющими право говорить от ее лица.

Это так же, как и в государстве: является ли Россией президент? Или Дума, или правительство, или какой-то местный чиновник, или оппозиционный политик? Нет, не являются, хотя и могут представлять — плохо или хорошо — интересы государства РФ (но не всей России) в каких-то внешних или внутренних отношениях.

В РПЦ, как и в РФ, массу, базис составляет простой народ — обычные прихожане и обычные священники, которые ходят в храмы, молятся там, служат, делают свои мелкие добрые или не очень дела. Вот не стоит их РПЦ смешивать с РПЦ священноначальников — патриарха, архиереев. Тогда будет легче выстроить свое отношение: о какой именно из двух РПЦ идет речь в том или ином случае.

— А сами начальники согласны с таким делением? Почему от них нигде не услышишь такого понимания церкви?

— Нет, сами начальники категорически с подобным разделением на две части не согласны, по крайней мере, публично. Публично, в проповедях и СМИ, они «смиренно» рассказывают о своем «глубинном» единстве с церковным православным народом, мол, мы одна Церковь — и клир, и миряне, — поэтому мы должны хранить наше единство, чтобы перед лицом врагов, ополчившихся на нас с Запада и из Стамбула… Ну, примерно все то же, что и в государстве проповедуют.

А на деле начальники цинично и прямо так и говорят своим подчиненным, простым священникам: «я — всё, вы — никто! Церковь — это армия, я — генерал, вы — говно!» Может, не всегда этими словами, но ведут себя ровно в соответствии с подобным подходом.

Znak.com

— На ваш взгляд, какое сегодня реальное количество прихожан у РПЦ?

— Патриарх Кирилл уверен, что у него в РПЦ 150 млн человек по всему миру. Я же брал статистику МВД по посещению храмов на Рождество в этом году, и из этой статистики выходит, что в России реальных прихожан не более 1-1,5 млн человек, то есть не более 1% населения.

Количество прихожан держится довольно давно на одном уровне, храмов строится все больше, но прихожане просто «размазываются» по ним, и создается обманчивое впечатление, что и новые храмы наполняются. Просто люди раньше ездили в храм на автобусе, а как появился в их районе поближе, то они и перешли в него.

— Как вы думаете, есть шансы, что эта цифра будет расти?

— Прогнозы не люблю, но думается, что эта цифра будет держаться еще долго — 1-2% от населения РФ.

— Не густо для «главной» религии России. И уж тем более не повод называть Россию православной страной. А почему за почти 30 лет с момента «возрождения» православия эта цифра застыла? Ведь наверняка церковные иерархи мечтали привести в лоно церкви всю Россию, как это было в былые монархические времена. Не зря же и праздник называется «Крещение Руси».

— Мечта была и есть до сих пор. Но если в девяностые народ хлынул в церковь и стал интересоваться духовностью, то за тридцать лет уже «накушался», рассмотрел хорошенько, чего стоит это «возрождение», и все чаще говорит: спасибо, унесите, не вкусно.

Сейчас патриархия, скорее, не Россию хочет привести в церковь, а церковь ввести во все возможные «щели» России: впихнуться нагло в образование, армию, культуру, рулить обществом, указывать, какие постановки в театре ставить, какие кресты рисовать или не рисовать на асфальте, отбирать скверы у горожан и прочее. И народ уже просто тошнит от подобной нахрапистости.

— На ваш взгляд, испытывает ли сегодня молодежь интерес к православию? Чем может закончиться ситуация взаимного отторжения: церкви и молодежи?

— Я считаю, что проблема «церковь и молодежь» надуманна. Во все века молодежь мало интересовалась церковной, духовной жизнью, а предпочитала «молодецкие» забавы и утехи, учебу и устроение личной жизни, поиск работы и подобное.

А вот в среднем возрасте, когда уже есть дети, накопилось проблем, люди, особенно женщины, начинают приходить в храмы за утешением, поддержкой — к священникам и Богу. Ну, а в старости количество таковых резко увеличивается, потому что смерть не за горами и надо «подготовиться», хотя бы и «на всякий случай».

И во все времена есть те, кто очень горячо интересуется религиозной жизнью и приходит в церковь в молодости. Конечно, нынешнюю молодежь часто отталкивает образ жизни духовенства, скандалы вокруг патриарха Кирилла, но если знать историю, то духовное сословие и в прошлые века не отличалось в массе высотой образа жизни, и люди это видели. Так что ничего особо нового в нынешней церковной жизни нет, единственно — информация разлетается быстро, благодаря интернету.

«Отсылай нужное количество денег наверх — все, этого достаточно»

— От «православного диссидента» Сергея Чапнина мне довелось слышать, что «среди сотен епископов РПЦ нет ни богословов, ни ярких проповедников». Что касается молодых епископов, то он добавил: «очевидно, что молодой епископат РПЦ достаточно инфантилен, в целом предан патриарху Кириллу, малообразован и не умен». То есть их качество в плане образования и интеллекта низкое. Так ли это?

— Я не могу отвечать за всех бесчисленных уже епископов, но просто надо учесть главное: для епископа не важны такие качества, как ум, честь и совесть, тем более проповеднические или богословские таланты. Будь во всем «за», расточай одобрение политике партии-патриархии и лично патриарху Кириллу, отсылай нужное количество денег наверх — все, этого достаточно. Поэтому и попадают наверх соответствующие граждане.

— Но как же церковь с такой верхушкой может претендовать на роль морального авторитета в обществе?

— Вот люди все больше и видят: никак не может, начиная с самого «святейшего» — патриарха Кирилла, от которого десять лет назад ждали многого, ну и получили много, вот только совсем не то, чего ждали. Получили наглость, жадность, стремление к абсолютной власти, скандальность, несоответствие слов делам. И среди епископата такого более чем достаточно.

Znak.com

— На своем сайте вы много критикуете известных проповедников РПЦ: Смирнов, Чаплин, Ткачев и многих других. Хорошо, а кто взамен? Кого можно почитать и послушать, чтобы изменить свое мнение об РПЦ?

— Тут опять вопрос: как именно изменить мнение об РПЦ? Никакой, даже самый умный и замечательный священник-проповедник никак не изменит того, что делают патриарх Кирилл и его присные. В этом беда всех хороших современных священников, миссионеров — они привлекают людей красотой православия через свои проповеди, книги, лекции, а приходят люди в фактическую жизнь приходов РПЦ, где часто встречаются не с красотой и любовью, а с совсем другими вещами — хапужничеством, грубостью, глупостью, унижением, требованием отключать свой разум и безоговорочно слушаться полубезумных «старцев»…

А если человек еще глубже узнает внутреннюю епархиальную и патриархийную кухню в РПЦ, то еще больше разочаруется, поняв, что там вообще порой места Христу не осталось.

Есть умные медийные священники, они всем известны — отец Георгий Митрофанов, отец Петр Мещеринов, отец Алексий Уминский; есть и другие, менее известные, но они не могут публично до конца сказать все, что могли бы и хотели сказать, всегда включается самоцензура, потому что знают, что иначе включат цензуру сверху, а то и «инквизицию» подгонят.

Некоторые люди, когда уходят из РПЦ, бывает, что и обвиняют этих умных проповедников: вот вы нас звали в православие, а мы попали в итоге в РПЦ! Поэтому теперь плюем под ноги вам и уходим совсем и из РПЦ, и из православия.

«Русское православие несет в себе балласт политической идеологии»

— Один из главных вопросов, который волнует интеллигенцию как воцерковленную, так и за пределами церкви: способна ли РПЦ на модернизацию? Если да, то при каких условиях?

— Думаю, нет. Что-либо похожее на «модернизацию» может появиться только при новых гонениях на церковь или хотя бы при абсолютной индифферентности власти к РПЦ на всех уровнях. Когда придется рассчитывать только на себя, тогда, может быть, и то не наверняка, могут быть какие-то изменения. Пока же руководство РПЦ будет притираться к любой власти, какая бы ни стояла у кормила, ничего не изменится.

— Куда девать ту церковную общественность, которая формируется вокруг таких порталов, как ruskline.ru, или таких церковных деятелей, как схиигумен Сергий (Романов), о котором писал ваш портал? Если вдруг будет модернизация, то размежевание с ними станет неизбежным?

— Такие, как схиигумен Сергий, будут всегда, потому что в народе есть запрос на подобный тип «духовности», это не вылечить никакими модернизациями. Тем более это будет, потому что подобные «старцы» умеют вовремя заносить конвертики в епархиальное управление и дружить с нужными людьми во власти и бизнесе. «Модернизация» была бы тогда, когда архиереи сами бы реально заботились о том, чтобы паства не подпадала под влияние таких полусумасшедших деятелей.

Порталы, СМИ же пусть будут любые: свобода слова — это хорошо и правильно, и гарантировано Конституцией.

— То есть размежевание неизбежно или вы согласны на некое примирение с ними?

— Размежевание и сейчас максимально, дальше уже некуда. Никакого примирения не предвидится, потому что это не пересекающиеся реальности. Но свобода слова для СМИ должна соблюдаться.

— Такие, как схиигумен Сергий, ведь не сами все придумывают, а опираются на святоотеческую литературу. Отсюда вопрос: несет ли русское православие некую политическую идеологию? Или идеология в православии — это некие издержки и отклонения?

— Вот именно такие, как этот Сергий, придумывают все или сами, или берут из таких же нелепых, «апокалиптичных» источников. Опираться на «святоотеческую литературу» невозможно, это такой огромный пласт книг, имен, мнений и направлений, что в этом и самые умные богословы с трудом разбираются, не говоря уже о таких малограмотных личностях, как Сергий Романов.

Но русское православие действительно несет в себе большой балласт политической идеологии, во многом взятый из Византии, но преображенный на русской почве. Это так называемая «симфония» с властью, которая на деле являлась и является до сих пор на Руси всегда полным подчинением церкви государству. А для народа это выливалось в простую поговорку: «Бог на небе, царь на земле» — вот кого надо слушаться, ну, а всех прочих можно драть на конюшне, даже священников (что на Руси многие века вполне практиковалось).

— Возможно ли ввести элементы демократии в РПЦ, как в ряде протестантских организаций?

— Демократизация в РПЦ — это, для начала, свобода слова, без страха, что тебя накажут, выгонят, лишат сана, заткнут другим способом твои священноначальники. Будет это — будет и другое, которое естественным образом может развиться из свободы слова. Но может свобода слова и пойти по пути протестантских организаций — и в итоге РПЦ расколется на сотни частей. Но я не верю ни в один из вариантов, думаю, все в РПЦ будет, как было тысячу лет.

Znak.com

— Мы говорим о возможном обновлении церкви. Как говорит бывший прихожанин РПЦ, а ныне ведущий антиклерикал страны Александр Невзоров, РПЦ никогда и не знала, что значит существовать самостоятельно, вне симфонии с властью. Вопрос: сможет ли РПЦ быть просто одной из многих общественных религиозных организаций и жить только на пожертвования прихожан, а не на бюджетные деньги?

— Смотря какая РПЦ. РПЦ, избавленная от тотальной власти патриархии и епископов-феодалов, вполне смогла бы обойтись средствами прихожан, скромно бы жили и Богу служили. Но РПЦ патриархов, синодов, заводов «Софрино», всей махины епархиальных управлений, архиерейской челяди, всяких отделов, комиссий и прочей консистории — им, конечно, трудно выдюжить без мощных денежных вливаний. Но вот поэтому и не будет никакого обновления.

— То есть нет смысла помышлять о том, что церковь как-то изменится после завершения периода режима Владимира Путина?

— Нет никакой особой РПЦ при путинизме, РПЦ всегда была при власти, просто будет другой правитель, и при нем РПЦ будет играть по тем правилам, какие предложат, но принцип не изменится.

«Любую организованность в низах обязательно прижмут к ногтю»

— От ряда православных публицистов мне доводилось слышать мысль о том, что в церкви распространяются сетевые связи, помимо церковной иерархии. Насколько может православное сообщество существовать за рамками церкви: в социальных сетях, на кухнях, в клубах и так далее? Это не будет уходом в ересь?

— А как связаны кухня и ересь? На кухне посидели, пообщались, излили душу, отругали начальников — и обратно, тащить лямку. Ничему, кроме кухонных посиделок и сетевой болтовни, желательно подзамочной, не выжить, любую организованность в низах обязательно прижмут к ногтю. Потому что в РПЦ верхов есть только одна ересь, которую невыносимо терпеть, — это непослушание начальству.

— Меня всегда интересовал вопрос: многие православные критикуют церковное начальство, не приемлют его политику, его сребролюбие и так далее, но тем не менее они все равно остаются в РПЦ. В конце концов, на все воля Божья. Если так сложилось, значит, видимо, так надо свыше. Что мешает создать свою церковь или уйти в альтернативное православие? Зачем нужно держаться именно за официальную РПЦ?

— Многие воспитаны так, что создание «своей» или уход в «альтернативную» церковь — это раскол, это недопустимо. Путь создания своих церквей — это путь бесконечного дробления на самых-пресамых «истинных», на множество мелких секточек.

Если бы в России была возможность конкуренции православных Церквей, как в Европе или в США, то была бы другая ситуация, где прихожане могли бы ногами проголосовать и уйти в более приличную церковную структуру. А в условиях тотальной монополии РПЦ это нереально.

В итоге многие просто уходят из РПЦ совсем, порывают с православием, или переходят в католицизм, например, если не хотят совсем уходить из христианства.

Другие довольно здраво думают, что Церковь вечна, а временные трудности, плохие патриархи и даже Путин — преходящи. Терпели же люди татаро-монгольское иго, терпели советскую власть, терпят и сейчас. Кто-то эмигрирует, кто-то надеется на лучшее или на «Божью волю».

Алексей Плужников

— На ваш взгляд, зачем сегодня режим поддерживает РПЦ? Годы сотрудничества показали, что РПЦ не способна решить многих прагматических задач режима. Это касается и ситуации на Украине, и даже ситуации с тем же сквером в Екатеринбурге. Ее саму нужно поддерживать, и уж сомнительно, что она способна помочь государству проводить в общество свои задачи. Или вы иного мнения?

— Для любой власти естественно поддерживать и поддерживаться крупными социальными институтами. Тем более РПЦ все последние тридцать лет «возрождалась», набирала мощь, строила храмы, вроде как вела миссию. Правда, с каждым днем все больше видна ее дутость, и власть поэтому уже менее охотно идет на поводу у РПЦ во всех вопросах. Вот и в Екатеринбурге РПЦ пришлось умыться и «ради мира» (правда, после серии проклятий и обзываний) сдать назад, потому что Путин слегка прицыкнул на них.

Но пока в государстве развивается тренд на патриотизм, «скрепы», духовность, «русский мир» и милитаризм — РПЦ будет выполнять часть своей задачи, хоть и не всегда качественно.

— Сегодня Россия находится в режиме ожиданий неких политических изменений или даже потрясений. Скажите, если вдруг начнутся события, связанные с попыткой сменить режим, как поведет себя РПЦ, как будут вести себя церковные «партии» и так далее? И как нужно вести себя православным с вашей точки зрения?

— РПЦ поведет себя ровно так же, как сто лет назад: присмотрится к тому, кто побеждает, и выразит свою полную лояльность — хоть монарху, хоть «временному правительству», хоть самым оголтелым «большевикам». Ну, или быстренько переиграет, если победит внезапно другой. Но соблюдет свой главный принцип: «несть власти не от Бога, и нам с ней рядышком тепло».

Возможны ли в РПЦ серьезные реформы? Интервью с «церковным диссидентом» Сергеем Чапниным

— В России в очередной раз отмечается праздник крещения Руси. Что он означает для вас, исходя из нынешних реалий?

— Для меня эта дата ничего не значит. Вместо того чтобы праздновать то, как князь Владимир загнал народ в Днепр, потому что ему было выгодно рулить единым народом под одной удобной религией, лучше бы РПЦ начала праздновать День Конституции — только не парадами-крестными ходами и не речами с высоких трибун, а реальным участием в исполнении и поддержке прав и свобод граждан и принуждением власти к тому же. Хотя бы своим авторитетным словом. Но это лишь беспочвенные мечты.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Церкви объявлена открытая война?

Источник Правда.Ру Обновлено: 14.09.2019 13:48 Опубликовано: 13.04.2012 16:00

Великий пост 2012 года надолго запомнится верующим. Ему нет равных по числу нападок на Церковь, по количеству инцидентов в храмах, начиная от Pussy Riot и заканчивая «стриптизом» неизвестного в Богоявленском соборе. Дня не проходит, чтобы СМИ не «протащили» очередную антицерковную тему. Что это — война? «Правда.Ру» спросила тех, кто может ответить…

В нынешний Великий пост верующим лучше было не смотреть телевизор, не читать газеты и, упаси Боже, не лазить в интернет. Число нападок на Церковь и ее служителей превысило все мыслимые пределы — о том, какое у них плохое православие, плохой патриарх, плохие нормы поведения и вообще все плохо, верующие узнавали день за днем во всех подробностях. К несчастью, многих эти нападки спровоцировали на не всегда адекватные, порой сгоряча данные ответы, что лишь сыграло на руку противникам «клерикализма». А кто-то всерьез смутился, прочитав про «Брегет» патриарха Кирилла или не докопавшись до сути истории с «Домом на набережной», нанопылью, засыпавшей библиотеку патриарха и его то ли двоюродной, то ли троюродной сестрой, проживающей в квартире главы Русской православной Церкви.

Надо признать, масло в огонь подливали обе стороны. Одна — провоцировала, дразнила, упрекала, а другая — старалась оправдаться и даже, увы, огрызнуться. Весьма неосторожны были многие высказывания «пресс-секретаря Церкви», отца Всеволода Чаплина, давшие повод к перетолкам и вызвавшие неприязнь даже у его «коллег». В частности, резко раскритиковал отца Всеволода диакон Андрей Кураев. «Ну вот зачем день за днем от имени Церкви оскорблять миллионы людей?» — вопросил он в своем блоге в «Живом Журнале» в ответ на очередную реплику протоиерея Чаплина. А когда тот в свойственной ему манере начал оправдывать роскошь епископской жизни, Кураев и вовсе резанул, как бритвой.

«Нет ничего плохого, что патриарху или священникам дарят дорогие предметы быта. Люди всегда несли самое дорогое в храм или резиденцию епископа. Это не просто мирской престиж, но и убежденность, что епископ — это образ торжествующего, царствующего Христа, поэтому ему приличествуют дорогие вещи. В православии в этом нет ничего дурного», — заявил Чаплин.

«Дорогие собратья и сослужители, может, оставите свою апологию стяжательства, карьеризма и должностной непогрешимости? Хотите жить богато — живите. Осуждать не стану. Иногда даже буду завидовать (ибо и сам не свят). Но Веру нашу не троньте и Евангелие Христово не подменяйте. Если эти слова о. Всеволода и есть позиция Патриархии — то какой вывод из них должны сделать сотни новых епископов, вступающих во владение своими новыми дробно-бедными епархиями? Мол, чтобы не срамить Христа торжествующего, и мы должны обставить свой быт (а о. Всеволод тут сказал именно про предметы личного быта, а не предметы богослужения) с максимальной роскошью. Это называется — «епископы станут ближе к народу»?» — написал в своем ЖЖ отец Андрей.

Надо признать честно: подобного рода сомнения и споры были, есть, и, надо думать, будут всегда. Не впервые отец Всеволод занимается апологией роскоши, и не впервые вокруг этого возникает неприятие и недоумение. Это, так сказать, привычный фон церковной жизни — но именно в этом году вокруг него поднялся неуемный вой СМИ. Читаешь — и складывается впечатление, будто пресловутые часы патриарха Кирилла были куплены на украденные средства, которые должны были пойти на помощь голодающим детям Африки.

А тяжба из-за квартиры в «Доме на набережной», еще одном камень преткновения нынешнего поста, ведется с бедным и честным хирургом-бессребренником, а не с экс-министром здравоохранения, от чьего ухода из министерства перекрестился с облегчением сам доктор Рошаль. Иными словами, масштаб раздутой СМИ истерики не соответствует ее предмету.

«Информационная война» — такое словосочетание звучит все чаще. Правда ли, что Церкви объявлена открытая война, и каждое лыко теперь будет в строку? Наш корреспондент Юлия Богородская собрала разные мнения по этому поводу…

Комментарий Людмилы Беневетской, политтехнолога и пиар-технолога.

— Почему в последнее время участилась атака на Патриарха? Внезапно начали всплывать часы, квартира, происходить другие скандалы. Кто стоит за этим? И почему это происходит именно сейчас? И действительно ли это не отдельные случаи, а целенаправленная информационная война с применением политтехнологий?

— Ситуацию «участившихся нападок» на Патриарха Кирилла вполне можно было прогнозировать, и было бы более странно, если бы этого не случилось. Надо сказать, что Церковь в течение почти века что была организацией, которой было невозможно не то, что обозначить свои позиции по тем или иным событиям, но и сам факт своего присутствия в жизни человека и общества нельзя было обозначить и обнародовать. В период перестройки главной стала задача возрождения церковной жизни, заключающаяся, в первую очередь, в строительстве и возрождении храмов и монастырей. И вклад патриарха Алексия в дело возрождения церковной жизни в России невозможно не оценить. На сегодняшний момент эта задача в определенной мере выполнена, и трудно не заметить, что Патриарх Кирилл во главу угла поставил проповедь, миссионерство. Он озвучивает мнение церкви, открыто его выражает и не собирается тихо помалкивать в своей монашеской келье.

Активная позиция Патриарха, разумеется, не могла остаться незамеченной и не вызвать ответной реакции. Но полемизировать с Патриархом сложно, человек он весьма образованный и умный. И вот когда нет аргументов в полемике, вдруг всплывают «часы», «квартиры» и все прочее, что сможет придумать буйная фантазия журналистов. Здесь нет технологий информационной войны, здесь есть неумная позиция СМИ.

— Многие вообще не понимают, зачем нападать на Церковь. Ведь, по их мнению, Церковь никому особо не нужна… Некоторые считают, что в самой Церкви все не так, как надо, и поэтому происходят эти нападки. Как вы считаете, можно ли и нужно ли критиковать церковное руководство и Патриарха лично?

— Видимо, не только нужна, но и кому-то очень даже мешает. Позиции-то не особо удобные и у Церкви, и у Патриарха. Ладно бы хоть «не убий», «не укради». С этим как раз понятно, за это и посадить могут. Но не прелюбодействуй, не услаждайся едой, не завидуй и, о ужас, оторвись от телевизора! Это же немыслимо! Ведь если принять, что все это плохо, как жить-то, когда у многих из этого и состоит вся жизнь? Нет, лучше мы скажем про «часы» и успокоенные, что никто не без греха, пойдем есть, пить и гулять дальше. Дело-то не в Церкви и не в Патриархе. Дело в нас. Кто-то идет в Церковь к Богу, а кто-то посмотреть на чужие часы и «мерседесы». Качественная разница между этими людьми огромна. И тут дело твоего выбора, к какой категории отнести себя. Ты на себя любимого сначала посмотри, а потом уж о чужих часах думай.

— Почему Церковь легко критиковать? Почему бить по ней так легко?

— Критиковать и бить легко всех, кто в ответ не выедет к тебе на бронетранспортере. Да и что значит «бить»? За 70 лет советской власти разрушили миллионы храмов в этой стране, убили тысячи священников. И вот перед нами хилое потомство тех доблестных комсомольцев, выродившихся в Pussy Riot и в лупу рассматривающее отражение чужих часов на фотографии. Это ли не наказание? Куда уж хуже. По Церкви бить невозможно, в любом случае попадешь по себе.

— Есть информация, что определенная сумма была перечислена на дискредитацию Патриарха. Как вы считаете, кому и чем мешает лично Патриарх и Православная Церковь?

— Я такой информацией не располагаю. Да и зачем платить деньги, когда мы все горазды и сами побыть в образе «вопиющей праведности»? Технология информационной войны имеет определенные признаки, и за этим всегда стоят большие деньги. В данном случае таких признаков не наблюдается. Это скорее эффект брошенного в воду камня. Кто-то бросил горячую тему и все подхватили, пока волна не прошла. Что служит не к чести журналистов — но честь понятие ныне совсем не модное, а уж среди журналистов и вовсе редко встречающееся.

Комментарий священника и преподавателя Духовной Семинарии Константина Пархоменко:

Мой собеседник назвал мне и фамилии, первой из которых фигурировала фамилия беспринципного лгунишки С. Белковского. Прошло время — и точно, акция стартовала за две недели до Великого Поста (и за три недели до выборов президента) гадливой статьей Белковского в «Московском Комсомольце».Для всякого человека, имеющего уши и глаза и умеющего хотя бы чуть-чуть анализировать происходящее, несомненно, что против Русской Православной Церкви и ее Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла развязана информационная война, борьба за дискредитацию. О том, что такие акции готовятся, мне рассказал еще в декабре прошлого года знакомый человек из компетентных органов. Через месяц я опубликовал заметку об этом в своем блоге. Я счел нужным предупредить своих читателей о готовящейся акции, потому, что долг любого пастыря защищать овец от опасности и предупреждать о приближении волков.

Кто заэтим стоит? Мне не хотелось бы называть страны и имена. Те, кому нужно — знают, а обывателям давать повод пошуметь и поскандалить не хочу. Не секрет, что несмотря на доброжелательные отношения России с США, некоторые деятели в этой стране стараются дестабилизировать ситуацию в нашей стране. В Британии этим занимается Б. Березовский и некоторые другие.

Не раз я слышал, что это «страшилки». Я не говорю об оплате заказных политических акций — в этом я не компетентен. Но я могу совершенно обоснованно сказать, что знаю, как на деньги, поступающие из-за рубежа, финансируются раскольнические акции в России. Года три назад был так называемый «проект Диомид». Чукотский епископ ушел в раскол. Патриархия запретила епископа Диомида в священнослужении и так далее. Он не подчинился. Об этом много говорили, писали…

Мои друзья, священники, служившие в тех местах, рассказывали, как приезжали целые автобусы тепло одетых людей. Они выходили, разворачивали транспаранты. Тут же подвозили прессу. Приезжие требовали вернуть «истинно православного владыку». Пресса снимала материал и уезжала. Тут же сворачивались и эти демонстранты. Грузились в автобусы и уезжали. Местные жители недоумевали: «Кто это вообще был?»

«Проект Диомид», направленный на создание раскола в Русской Православной Церкви, заглох, то ли потому, что сам владыка Диомид оказался нехаризматичной фигурой, то ли по какой-то иной причине.

Подобных примеров можно привести много. Известно о зарубежных финансовых вливаниях во многие раскольнические организации в России.

Нынешняя кампания тоже имеет своих идейных вдохновителей. Мы видим, что сейчас умело раскручиваются две темы: панк-группа Pussy Riot и часы и квартира Патриарха. Раскручивая эти темы, заинтересованные люди достигают своих целей.

В случае с панк-группой задача идеологов акции была в том, чтобы вбить клин между верующими и неверующими. Поссорить тех, кто считает, что девушки осквернили храм и должны быть наказаны, с теми, кто уверен, что это креативная акция и что нужно проявить милосердие к милым артисткам.

В случае с часами и квартирой Патриарха идет прямое педалирование задачи: дискредитировать Православие.

Разделить российское общество, дискредитировать сильнейшую консолидирующую силу — Русскую православную Церковь — мечта многих людей, ненавидящих Россию. Если раньше многие россияне, даже не считающие себя православными, испытывали к Церкви доверие, то сегодня пошатнулось это доверие и у людей, считающих себя православными.

Те, кто считает, что в Церкви все не так, как надо, просто обольщаются насчет своей компетенции в этих вопросах. Вот предложи человеку пирог испечь. Он и то полезет в книжку или в интернет за рецептом. Но в отношении Русской Православной Церкви почему-то все считают себя настоящими специалистами. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Приведу пример. Часто слышал в СМИ, как люди с умным видом обсуждают, что Патриарх — это монах и что он не имеет права, как монах, иметь квартиру. А знают ли эти «специалисты», что еще в древневизантийское время было постановлено, что если монаха призывают на игуменское или епископское служение, то это высочайшее служение по необходимости ослабляет для монаха некоторые обеты? Например, монах квартиру иметь не может, а епископ может. Монах не может командовать, но должен смиряться. А теперь представьте, что этого монаха сделали игуменом монастыря. Должен он в таком случае командовать, руководить общиной, или нет?

В нашей Церкви есть много моментов, над которыми с любовью, благоговением и компетенцией надо работать. Надо налаживать монастырскую жизнь, делать приходы более открытыми для молодежи, вести миссионерскую, просветительскую, социальную и прочую деятельность. Много интересных векторов, и о них Святейший Патриарх говорит открыто, а порой и жестко на ежегодном городском собрании Московской Епархии. Такие собрания происходят каждый год в декабре. Материалы тут же выкладываются на сайт. Вот, почитайте на сайте Патриархия.ру доклады Патриарха прошлого, позапрошлого годов. Все прозрачно. Все темы поставлены и все названо своими именами.

Так что Церковь никогда не делала вид, что все в порядке. Да и о каком порядке можно говорить, если Церковь в советское время была парализована? Первые 20 лет после перестройки Церковь только приходила в себя. Сегодня по-настоящему начинает работать. Пошла в общество, в армию, в школы. А кое-кто, увидев реальную работу, сразу испугался и возопил: остановите Церковь, остановите попов!

Критиковать можно всякого человека, но критика должна быть обоснованной и конструктивной. Я бы добавил: еще и интеллигентной, но, похоже, с этим в нашем обществе большие проблемы, поэтому пусть она хотя бы будет обоснованной и конструктивной.

Критика насчет часов Патриарха — просто смех. Давайте называть вещи своими именами, в основе всего обсуждения часов лежит банальная зависть. Можете себе представить, чтобы в Европе кто-нибудь фотографировал часы кардиналов или Папы? Уровень претензий к Церкви другой! «Почему не венчают однополые браки? Почему не посвящают в священный сан женщин?». Или как в Британии пару лет назад написали на автобусах: «Возможно, Бога нет». Худо-бедно, но там какой-то богословский уровень претензий к Церкви. У нас же «босота и гопота».

Люди, которые обсуждают стоимость часов Патриарха, расписываются в своей нравственной убогости. Для этих людей все в мире выражается в деньгах. Селедка стоит столько-то, штаны — столько-то. Часы — ого-го, сколько это разных вещей за одни такие часы купить можно!

Нормальные и состоявшиеся как личности люди воспринимают вещь хорошей, если она качественная и хорошо служит своему предназначению. Представьте, Патриарху дарят такие часы (уверяю, Патриарх не бегал по магазинам и не приценивался). Патриарх отмечает, что часы хорошие, красивые, удобные. Надевает эту вещь и забывает о ней. Вернее, относится к ней как к вещи. Не думает о своих часах, не спешит в магазин подобрать ремешок другого цвета, не сидит ночами в интернете, чтобы узнать о стоимости часов и растут ли они со временем в цене, не чатится с френдами и не хвастается вещью.

Но для человека, для которого основой жизни является потребительская установка, все в жизни выражается в денежном эквиваленте. Для такого человека часы представляют ценность не как просто часы, а как вложенные деньги! Такого человека греет мысль, что он может эти часы продать и купить столько-то колбасы, или выпивки, или просто получить пачку хрустящей наличности. Переводя на афористичный язык эту разницу мировоззрений, можно сказать, что одни имеют, чтобы жить, а другие живут, чтобы иметь.

Думаете, Патриарх не расстался бы легко с часами, если бы ему сказали, что они помогут спасти чью-то жизнь, кого-то обогреть, накормить?

Патриарх к этим вещам не прилепляется. Он пользуется, но с радостью расстанется, если это действительно будет необходимо. Просто люди, которые осуждают Святейшего, сами испытывают к этим побрякушкам нездоровый интерес, сами мечтали бы быть обладателями подобных вещиц. Вот они свою озабоченность и переносят на Патриарха; как говорится, с больной головы на здоровую.

А про квартиру вообще смешно говорить. Эксперты госорганизаций провели обследование и подсчеты суммы необходимой для полной реставрации поврежденной квартиры и имущества. Какие вопросы к Патриарху? Ему нужны этим миллионы? Если, например, скажут: «Реставрацию книг сделаем Вам бесплатно…», то какую реакцию ожидаете от Патриарха? Думаете, он скажет: «Э, нет, давайте деньгами»?

Есть претензии к сумме — не трепите имя Святейшего Патриарха, идите и подавайте в суд на организации, сделавшие такие расчеты. И на НТВ приглашайте не представителя Московской Патриархии, а представителя организации, производившей подсчеты стоимости реставрации. Вот и все. Православная Церковь старается свои отношения со всеми строить на принципах доброжелательности и миролюбия. Никто не рискнет сделать то, что позволяют себе делать в отношении Православия с мусульманами. Поэтому бить Церковь безнаказанно и просто.

Но я уверен, что необходима выработка механизмов правовой дисциплины в этом отношении. Вот, опыт с группой Pussy Riot может помочь выработке некоторых механизмов, которые сделают невозможным повторение подобных акций.

Призываю на читателей портала Божие благословение и поздравляю с наступающим всерадостнейшим праздником: Христос Воскресе!

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Темы церковь патриарх патриархия