Крупин отцовское поле

Отцовское поле

Из далёкого детства картина:
Под холодным, унылым дождём
Мы с отцом, как по вязкой трясине,
По размокшему полю идём.
Каждый шаг – настоящая мука.
Злюсь и слышу отцовский упрёк:
«Не зови нашу землю «грязюкой».
Это – мать наша. Помни, сынок!
Относись к ней с сыновей любовью
И тебе всё воздастся сполна.
Чем живём мы на свете с тобою,
Чем сильны – всё нам дарит она!
Дождь пройдёт. А когда будет сухо,
Ты сюда ясным утром приди,
Приложи своё чуткое ухо
К её тёплой и нежной груди.
Звук похожий на гул или рокот –
Голос тех, кто до нас здесь ходил,
Кто умыл нашу землюшку потом,
Своей кровушкой напоил…»
Я гляжу на отцовское поле,
Где мальчишкой я бегал и рос,
И сжимается сердце от боли,
И обидно и грустно до слёз.
Хлам, бутылки, консервные банки
Портят дивную эту красу
И не только грибы – и поганки
Стали редкими в здешнем лесу.
Груды тряпок, обрывки бумаги,
Где «хозяйничает» человек.
Превратились в глухие овраги
Русла нами загубленных рек.
Я гляжу на вонючие свалки,-
Боль с досадою пополам,-
Неужели вам, люди, не жалко
Край от предков доставшийся нам?
На чужой стороне жил я гостем,
Не прижился я там до конца.
Дом мой здесь, где покоятся кости
Моего дорогого отца.
Приложу я к земле своё ухо,
Чтобы вспомнить отцовский урок:
» Не зови нашу землю «грязюкой».
Это мать наша. Помни, сынок!»
2002 год. Дубна Тульская

Помогите!!!Нужен рассказ

2011-09-07 19:24:55 — Александр Сергеевич Савенко
allmediabooks.com/2011/08/23/bosikom-po-nebu-vladimir-krupin/
Босиком по небу. Владимир КрупинМне Нравится
Творчество писателя Владимира Николаевича Крупина-это явление чисто русское, национальное, корневое. Ему принадлежат слова: Иду с православными, дышу воздухом Родины, страдаю вместе с нею. О чем же рассказывается в его произведениях? О Вере, Надежде, Любви. О вечном. И именно этим его повести и рассказы привлекают вдумчивого читателя.
Книги Владимира Крупина безусловно являются носителями русского духа, а в данном случае это книга о русском детстве, наполненная ностальгическими воспоминаниями автора. Яркие зарисовки родной всем нам сельской жизни наполнены добрым юмором и ностальгическим настроением. Все это и составляет пряный аромат этой книги, который дополнен народной музыкой и звуками русской природы.
В книгу В. Н. Крупина Босиком по небу вошли новые произведения о детях для детей и взрослых.
Содержание:
Большая жизнь маленького Ванечки
Повесть
От автора
Как бы до лета дожить
День-деньской
Баня
На печке
Верба
На рыбалке
Березовые веники
Растем
Родник
Я помню
Плохо без друзей
Фамилия
Ваню ругают
Дела
Бросишь хлеб и хлеб тебя бросит
Солнце встает
Самокат
Рябина
Кум Тыква
Раз картошка! Два картошка!
Отцовское поле
Нынешний хлеб
Папино письмо
В поле
Как Ваня грядки полол
В лугах
Именины
Новая жизнь
Встреча с героем
Рассказы:
Деточки
Первая исповедь
Прошли времена, остались сроки
Амулет
Подкова
Женя Касаткин
Там, внизу
Катина буква
Река Лобань
Главное причастие
Утя
Объявления на столбах
Дедушка, я помогу тебе найти дорогу
Японский лифтер
Красная гора
Отец, я еще здесь
До чего дошли
А ты улыбайся!
Синий дым Китая
Зеркало
Ночью
Гречиха
Баня горит
Возраст любви
Ножичек
Передаю
Какое счастье!
Дыхание
Зато весной
Марина-Марин
Муська
Первое слово
О войне
Зелёнка
Умру любя
Сашка
Бочка
Фонтан в центре города
Молитва матери
Балалайка
Петушиная история
От Женьки для Жени
Босиком по-голубому небу
Бумажные цепи
Валентин Распутин. Судьба, сложенная по отеческим потребностям
Крупин Владимир
Название: Босиком по небу
Исполнитель: Сидорчик Игорь
Жанр: повесть, рассказы
Издательство: Сибирская Благозвонница, Феофания
Год издания: 2011
Качество: mp3, 160 kbps, 44 kHz, Stereo
Длительность: 07:51:32
Размер: 544.99 Mb
freebooks.net.ua/audio/hudozh/povesti/88515-krupin-vladimir-bosikom-po-nebu.html

Book: Владимир Крупин «Отцовское поле»

Look at other dictionaries:

  • Чердинцев, Василий Макарович — Чердинцев Василий Макарович Дата рождения … Википедия

  • Сакмара (Оренбургская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сакмара (значения). Село Сакмара Страна РоссияРоссия … Википедия

  • аварийка — и, ж. avarie f. 1. разг. Автомобиль, потерпевший аварию. Однажды он .. обратил внимание на разбитый автомобиль во дворе пятиэтажного дома .. Каждый вечер около Жигулей копался бледнолицый человек в брезентовой робе, .. с каждым днем аварийка… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Семья — I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Семья — I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рим, город — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

  • Ангальт герцогство — герцогство, входящее в состав Германской империи, возникло в 1863 г. вследствие соединения по смерти герцога Александра Карла А. Бернбургского до сих пор самостоятельных герцогств: А. Дессау Кетенского и А. Бернбургского. Соединенное герцогство А … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ангальт, герцогство — I герцогство, входящее в состав Германской империи, возникло в 1863 г. вследствие соединения по смерти герцога Александра Карла А. Бернбургского до сих пор самостоятельных герцогств: А. Дессау Кетенского и А. Бернбургского. Соединенное герцогство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бела III — У этого термина существуют и другие значения, см. Бела. Бела III III. Béla … Википедия

Читать онлайн «Рассказы» автора Крупин Владимир Николаевич — RuLit — Страница 1

Рассказы

Было дело под Полтавой

Первым, кого я встретил, ступив на поле Полтавской битвы, был священник. Мысль мгновенно мелькнула: как хорошо в таком святом месте первым делом получить благословение, и я рванулся к нему, привычно складывая ладони. И тут же меня отшатнуло — а вдруг он филаретовец. Но уже и батюшка делал шаг навстречу. Все-таки я спросил:

— Благословите, батюшка. А, вынужден спросить, какой вы юрисдикции?

— Той, что надо, — отвечал он, крестя меня и приветливо улыбаясь.

Надо ли говорить, что украинский раскол, начатый митрополитом Филаретом, явление не только религиозное, но и нравственное и даже политическое. Не будь его, разве б мыслимы были такие щиты с портретом изменника и надписями на них: «Мазепа — перемога украиньской державы»? А плакаты были размером, как щиты с рекламой пива.

Жовтно-блакитные знамена подавляли все остальные. На втором месте были шведские, на третьем российское трехцветие. Жупаны и папахи, длинные усы и лихие оселедцы, красные просторные шаровары, сапоги гармошкой — все раньше казалось бы каким-то костюмированным праздником.

В общем-то это и был праздник, и великий праздник — 300-летие Полтавской битвы, но сразу было понятно, что хозяева незалежной, незаможней, самостийной, щирой Украйны присвоили его полностью себе. Да еще поделились со шведами, которых тут тогда побили, а сейчас они были тут дуже желанными. Сегодняшняя Украина присвоила себе не только территории Российской империи, но и ее прошлое. Героическая битва, которая спасла Россию, сейчас от России была отторгнута. Теперь получалось, что она не в России произошла, а за границей. Дюжие парубки, конечно, были ряжеными, но были не актерами тут, а заправилами. Они тут были хозяева. Нас, российскую делегацию, не то чтобы зажимали, нет, ставили в первые ряды, но как-то постоянно давали почувствовать, что мы здесь гости. Но хлеб-соль была так хороша, так красивы дивчины в венках, лентах и монистах, что это перебарывало горечь. Гремела бравая музыка, но почему-то эстрадная, а не марш Преображенского полка, который напоминал бы о погибших здесь русских воинах.

Все теперь умные, и некому сказать, что нет уже никакого толку от перемывания истлевших царских костей, особенно Петра I. Все власти черно-белые. То есть полный злодей — это сам сатана, а прислужникам своим он даёт возможность для обольщения людей свершать еще и добрые дела. Ирод избил младенцев, но течёт доселе водопровод Ирода, тот же Мазепа и храмы строил. Взять Берию — о беспризорниках заботился. Все это к слову. Петр — явление, как и Сталин, промыслительное, и не нам, земнородным, понять их всецело. Достаточно сказать: «Бог всем судья».

Так вот, Полтавская битва — может быть, да и не может быть, а точно — главное свершение Петра. Здесь уместнее прибегнуть к цитатам из работ, вышедших в свое время к 200-летию Полтавской битвы. Победа в ней покончила с хозяином Европы Карлом XII, переменила западный взгляд на нас, русских.

Далее выписка из книги «Храм во имя Сампсония Странноприимца на поле Полтавской битвы», издание 1895 г., Полтава: «Все теперь должны были переменить свой взгляд на „варварскую Московию“, на ее царя гордые соседи стали смотреть с почтением, дорожили его дружбой и не смели оскорблять русского флага, который стал развеваться на водах Балтийских… Народ стал доверчивее относиться с своему Государю, примирился со всем, что раньше казалось ему тягостным, и уже безропотно смотрел на внутреннее преобразование, видя в нем причину недавней славы и необходимое условие будущего величия. Не забудем, наконец, и еще одного весьма важного последствия бранного дела под Полтавой. Ведь всего полвека прошло с тех пор, как Богдан Хмельницкий вырвал многострадальную Малороссию из рук Польши и присоединил ее к единоверной Москве. Значит, не успела еще Польша забыть этой потери и поджидала только удобного случая, чтобы возвратить утерянное. Проиграй мы сражение под Полтавой, тогда бы не отстоять юго-западной России своей независимости, и воротились бы к ней те страшные времена унии, когда святые места наши отдавались в аренду жидам, и храмы православные запечатывались, и имения церковные отбирались в пользу католического духовенства и прочее. Теперь же Польша не смела спорить с Петром; обессиленная еще раньше теми же шведами, она навсегда похоронила свои надежды на Малороссию… Полтавская победа принесла нам великие блага: она сразу и, даст Бог, навсегда сделала Россию могущественнейшим государством мира, государством единым и нераздельным. Недаром благодарные потомки назвали эту победу Русским Воскресением».

3 рассказа Владимира Крупина

7 сентября 2016 года исполняется 75 лет писателю Владимиру Крупину. К юбилею мы публикуем три коротких рассказа Владимира Николаевича, которые, как нам кажется, лучше всего дают представление о его творчестве.

Источник фото http://hrono.ru

Собака и хозяин

Фото DiariVeu – laveupv.com

Собачьи враги – это кошки и дворники. С ними лучше не связываться. Когда кошку загонишь в угол, и ей некуда деваться, зашипит и может глаза выцарапать. А когда залаешь на дворника, это он тебе запомнит.

Уж лучше молча идти мимо. Мимо кошек, дворника, машин, мимо огромных мусорных баков, вдоль бетонного забора, по краю просторных луж, в которых шевелятся воробьи, всё мимо и мимо. Но куда? Некуда идти. Вот и идёшь обратно мимо луж, забора, машин, мусора, кошек, дворника. И хозяина ведёшь за собой. Раньше собака думала, что хозяин всемогущ, что он с высоты своего роста далеко видит и знает, куда идти. Но он видит то же, что и собака: воробьёв, мусор, забор, лужу, кошек, дворника, с которым здоровается. И так же идёт вдоль всего этого.

Может, и ему хочется на всё это залаять, думает собака. Она поворачивает и ведёт за собой хозяина. Приходят домой. Хозяин садится на диван, собака кладёт ему на колени свою голову. «Ну что, собака?» – спрашивает хозяин.

И они долго молчат.

Объявления на столбах

Фото Lance Neilson

Кажется в Тюмени, услышал я об одном подростке. И он никак не уходил из памяти. Хотя случай самый, к несчастью нашему, обычный – его родители жили немирно друг с другом, ссорились, дело шло к разводу.

Мальчик любил родителей, и очень, до слез, страдал от их ссор. Но и это их не вразумляло. Наедине с каждым, мальчик просил их помириться, но и отец и мать говорили друг о друге плохо, а мальчика старались завлечь на свою сторону. «Ты еще не знаешь, какой он подлец», – говорила мать, а отец называл ее дурой. А вскоре, уже и при нем, они всячески обзывали друг друга, не стесняясь в выражениях.

О размене их квартиры они говорили как о деле решенном. Оба уверяли, что мальчик ни в чем не пострадает: как была у него тут отдельная комната, так и будет. С кем бы он ни жил. И что он всегда сможет ходить к любому из них. Они найдут варианты размена в своем районе, не станут обращаться в газету, а расклеят объявления сами, на близлежащих улицах.

Однажды вечером мать пришла с работы, и принесла стопку желтых листочков с напечатанными на них объявлениями о размене квартиры. Велела отцу немедленно идти и их расклеивать. И клей вручила, и кисточку.

Отец тут же надернул плащ, схватил берет и вышел.

– А ты – спать! – закричала мать на сына.

Материал по теме

Рассказы

В сентябре 2011 года исполняется 70 лет писателю Владимиру Крупину, ставшему в этом году первым обладателем вновь учрежденной Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. К юбилею мы публикуем два коротких рассказа Владимира Николаевича, которые, как нам кажется, лучше всего дают представление о его творчестве.

Они жили на первом этаже. Мальчик ушел в свою комнату, открыл окно, и тихонько вылез. И как был, в одной рубашке, побежал за отцом, но не стал уговаривать его не расклеивать объявления, он понимал, что отец не послушает, а крался, прячась, сзади и следил. Замечал, на каком столбе или заборе, или на остановке отец прилеплял желтые бумажки, выжидал время, подбегал к ним и срывал. С ненавистью комкал объявления, рвал, швырял в урны, топтал ногами, как какого-то гада, или бросал в лужи книзу текстом. Чтоб никто даже и не смог прочесть объявления.

Так же незаметно вернулся в дом. Наутро затемпературил, кашлял. С ним родители сидели по очереди. Он заметил, что они перестали ругаться. Когда звонил телефон, снимали трубку, ожидая, что будут спрашивать о размене квартиры. Но нет, никто не спрашивал.

Мальчик специально не принимал лекарства, прятал их, а потом выбрасывал. Но все равно через неделю температура выровнялась, врачиха сказала, что завтра можно в школу.

Он подождал вечером, когда родители уснут, разделся до майки и трусов и открыл окно. И стоял на сквозняке. Так долго, что сквозняк и они почувствовали. Первой что-то заподозрила мама и пришла в комнату сына. Закричала отца. Мальчику стало плохо. Он рвался и кричал, что все равно будет болеть, что пусть умрет, но не надо разменивать квартиру, не надо расходиться. Его прямо било в приступе рыданий.

– Вам никто не позвонит! – кричал он. – Я все равно сорву все объявления! Зачем вы так? Зачем? Тогда зачем я у вас? Тогда вы все врали, да? Врали, что будет сестричка, что в деревню все вместе поедем, врали? Эх вы!

И вот тогда только его родители что-то поняли.

Но дальше я не знаю. Не знаю, и врать не хочу. Но то, что маленький отрок был умнее своих родителей, это точно. Ведь сходились они по любви, ведь такой умный и красивый сын не мог быть рожден не по любви. Если что-то потом и произошло у них в отношениях, это же было не смертельно. Если уж даже Сам Господь прощает грехи, то почему мы не можем прощать друг другу обиды? Особенно ради детей.

Папаша Рекс

Фото johnnyvintage

От детства до сего времени у меня было и есть очень много знакомых собак. Лучше бы и не было: так тяжело вспоминать каждую. Какую убили, какую отравили, а которая сама умерла, и так медленно умирала, так страшно и долго слабела, так преданно и виновато глядела на тебя, а ты ничем не мог помочь, уже и к ветеринарам возили, уже всё перепробовали, что хотелось одного – скорее бы отмучалась. И каждую помню.

А сейчас у меня Найда. Честно сказать, не моя, соседская, но когда приезжаю в Никольское, она от меня не отходит. Сижу за столом, поднимаю глаза – на крыльце Найда. Ей для радости даже одного моего взгляда хватает. Рыжая такая, большущая.

Зимой бегает по двору свободно, летом удел её – конура и цепь. Хозяйка очень оберегает породистую Найду от настойчивых женихов, потому что куда потом деваться со щенками, а топить жалко. Заборы у нас плотные, калитки надёжные. Но в прошлую осень к Найде как-то проник бездомный пёс. Страшно грязный, лохматый, смешной. На морде рыжие усы, белые длинные брови, уши торчат в разные стороны. Шерсть редкая, жёсткая. Я узнал, что он Рекс, когда услышал, как мальчишки на улице его подсвистывают.

Рекс на всех лает. И на меня. Даже обидно. Когда что Найде привожу, то и его не забываю. Но как он преодолел ограду? Хозяйка искала долго и, наконец, обнаружила в дальнем углу огорода, в зарослях малины подкоп. Конечно, Рекс прорыл. Она подкоп камнями завалила.

Найда притащила четырнадцать щенков. Пять из них оказались не жильцы, но и остальных надо кормить. Найда исхудала так, что стала скелетом, обтянутым рыжей кожей. Чтобы иногда хоть немного отдохнуть от деточек, запрыгивала на крышу конуры, а они возмущались внизу. Потом и они взяли эту первую в жизни высоту.

Ела Найда много. А уж сколько щенки стали есть, когда зубки прорезались, не сказать.

– Каждый день ведро им варю, – говорит соседка.

Я тоже, как мог, участвовал в их выращивании. Они молотили всё: зачерствелый хлеб, сухие макароны, просроченные консервы. Стали свободно ходить ко мне и паслись на одворице. Раз выхожу – что-то блестит. Гляжу – это старая наша кастрюля. В ней давно варили варенье, забыли на плите, оно всё сгорело. Кастрюлю не смогли отчистить, выбросили. И вот, щенки за неё взялись, выскребли её снаружи и внутри, вычистили, аж сверкает.

Стали вдруг на моём участке появляться разные отбросы: пакеты рваные, бутылки пластиковые, разный, истерзанный воронами, мусор. Я на ворон и думал.

А соседка смеётся. Объяснила:

– Да это же Рекс. Он через ваш двор бегает. Найду кормит, заботится о ней, о детях своих. От него они, сразу же видно. Бегает по помойкам, вынюхивает пакеты с едой, выбирает какой получше и тащит. Вы посмотрите, думаю, где-то и у вас подкоп сделал.

Я прошёл вдоль забора – точно, есть подкоп. Большой. И как он так сумел? И снова так хитро замаскировал, прорыл за поленницей. Да широкий такой. Чтоб и большие пакеты с едой для семейства протаскивать.

Вот каким заботливым папашей оказался бездомный Рекс.

Проектная деятельность в старшей группе детского сада

Откуда хлеб пришел?

Шмакова Светлана Ивановна

Вид проекта: информационно-творческий

Цель: Расширение знаний детей о хлебе.

Задачи:

1. Формировать знания детей:

— о процессе выращивания хлеба (кто его выращивает, и люди, каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке);

— о процессе изготовления хлеба и хлебопродуктов.

2. Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину.

3. Развивать умение называть последовательность выращивания хлеба – пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка.

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его.

Итоговое мероприятие — выставка детского творчества

Дата проведения 05.11.- 07.11. 2014г.

Организация проектной деятельности:

1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

В группу вносится связка колосков пшеницы, ржи. Дети рассматривают их. Педагог спрашивает у детей:

— знают ли они что это такое?

— знают ли они как они появились на Земле и для чего они нужны?

Детям предлагается послушать сказку о….

Педагог предлагает детям оправится в путешествие, в котором они узнают, откуда берется хлеб.

2. Практическая деятельность по реализации проекта.

2.1. Познавательно – исследовательская деятельность.

Актуализируются знания детей о злаках. С этой целью:

· рассматривание иллюстраций:

— колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство и различие);

— репродукции картины И. Шишкина «Рожь», (беседа по содержанию);

— «Посев», «Рост» — цель: дать детям представление о посеве хлеба. Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – сеялка. Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений (хлебного колоса)

-Что делает хлебороб?

— Что нужно, чтобы колоски выросли крепкими и сильными?

— картинок, фото с изображением сельскохозяйственной техники.

— Рассматривание картин

Цель: Дать детям представление о переработке зерна – помол, о том, что в зависимости от злака получается разная мука (ржаная, пшеничная). Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – ступка, пестик, жернова, ветряная мельница, электрическая мельница. Формировать представление о процессе выпекания хлеба (замес теста, ингредиенты, изделия из муки).

— Рассматривание иллюстраций «Жатва», «Обмолот зерна»

Цель: Дать детям представление о сборе урожая хлеба. Познакомить с орудиями труда которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – серп, коса, цеп, сноп, комбайн, элеватор; с профессиями — комбайнер, хлебороб.

· модели строения колоса.

2.2. Коммуникативная деятельность.

· Проводятся беседы:

— «Откуда хлеб пришел на стол»;

· Составляются описательные рассказы о злаках:

· «Отгадывание загадок о хлебе»

Цель: Развивать умение вслушиваться в содержание загадки, выделять признаки и действия, характерные для загаданного предмета, сопоставлять их, выбирать предметы и явления, соответствующие всем пунктам описания.

· Заучиваются:

— скороговорки «Петр-пекарь пек пироги в печи»

· Проводится пальчиковая гимнастика:

— «Пекарь» — развитие мелкой моторики рук.

Сл./и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Сл/и «Закончи предложение»

Цель: Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений.

пример: · Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу), Колосья растут…где? (на поле), Комбайн выехал на поле, чтобы… (собирать урожай хлеба), Зерно отвезли на мельницу, чтобы… (намолоть муки), Повар замесил тесто, чтобы… (испечь хлеб) и т.п.

С/и «Пословицы о хлебе»

Цель: Побуждать детей интересоваться смыслом слова, обогащать словарь.

· Артикуляционная гимнастика «Тесто поднимается»

Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.

упражнение для щёк и губ: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.

2.3. Чтение художественной литературы:

Выставить в художественно-речевой центр книги по теме.

· Ю.Ждановской «Нива»;

· «Легенда о том, как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке»,

цель: Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение.

· произведение В. Крупина «Нынешний хлеб»

Цель: побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.

· произведение «Колосок» (украинская народная сказка)

Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе.

2.4. Игровая деятельность.

Дид. игры:

«Лото. Хлебобулочные изделия»,

«Разрезные картинки. Хлебобулочные изделия»,

«Что лишнее?»,

«Назови профессию и действия» (пахарь-землю пашет, комбайнер, агроном, тракторист…);

«Разложи блинчики» цель: Развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.

«Что сначала, что потом»

Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи.

«Что из какой муки испекли»

Цель: Закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают.

«Назови профессию»

Цель: Расширять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.

«Что нужно для работы хлебороба?» (приложение.)

Цель: Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

2.5. Трудовая деятельность.

Опыты с землей

Цель: Формировать представления о свойствах твердой и рыхлой почвы. Закреплять знания о том, что в твердую землю нельзя посадить зерно 1) рассматривание почвы – чем отличается, в каком ящике какая 2) посадка воображаемого зернышка – выкапывание лунки пальцами, палочкой 3) полив почвы – в каком ящичке зернышко быстрее напитается водой.

2.6. Продуктивная деятельность.

«Чудесный мешочек для хлеба» (ОО «Худ. Творчество», ручной труд)

Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду стр.106, №29

2.7. Двигательная активность.

П/игра: «Найди свой пряник».

Цель: Продолжать развивать двигательную активность детей, внимательность, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.
П/игра «Колосок»

Цель: Способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве, развивать ловкость, быстроту

П\ игра «Каравай»

Цель: формировать умение самостоятельно организовывать подвижные игры со сверстниками, комбинировать движения, проявляя творческие способности.