Кто такой Предтеча?

Содержание

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Пророк Иоанн Креститель, икона

Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень (I в.), мученик. После Пресвятой Богородицы — самый чтимый святой

В честь его установлены следующие праздники: 23 сентября — зачатие, 24 июня — рождество, 29 августа — усекновение главы, 7 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля — первое и второе обретение его главы, 25 мая — третье обретение его главы, 12 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета взяв отрока удалилась в пустынные горы. Видя приближающихся воинов она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили. Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Иоанн Предтеча, икона, XIV в.

Проповедь

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, брат Симона Петра.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Темница

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы, и за незаконное сожительство с Иродиадой, которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом.

Усекновение головы Иоанна Крестителя, икона

Казнь

В день своего рождения Ирод Антипа устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

За свое злодеяние Ирод Антипа получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Житие св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Икона

Молитвословия

Тропарь Зачатия Предтечи, глас 4

Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се́ бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю́ вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:/ проро́к Вы́шняго е́сть хотя́й роди́тися.

Кондак Зачатия Предтечи, глас 1

Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

Тропарь Рождества Предтечи, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя́ недоуме́ем мы́, любо́вию чту́щии тя́: / непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак Рождества Предтечи, глас 3

Пре́жде непло́ды дне́сь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и то́й е́сть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Пре́дтеча.

Тропарь Усекновения и общий Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свидете́льство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся́ еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину постра́дав ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго гре́х ми́ра// и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак Усекновения, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ственное,/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие;/ да рыда́ет у́бо Ироди́а, беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й ве́к возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Тропарь Первого и второго обре́тения Главы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Первого и второго обре́тения Главы, глас 6

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́, я́ко ши́пок свяще́ннейший, от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Тропарь Третьего обре́тения Главы, глас 4

Я́ко Боже́ственное сокро́вище, сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ на́м, проро́че и Предте́че./ Вси́ у́бо, соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща на́с от тле́ния моли́твами твои́ми.

Кондак Третьего обре́тения Главы, глас 6

Светоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре сто́лп,/ со́лнца свети́льник, Предте́ча,/ главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет то́й ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:/ Христо́в прему́дрый Крести́телю,// спаси́ все́х на́с.

Тропарь Перенесения десницы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева рука́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Перенесения десницы, глас 6

У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ на́с моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.

Молитва

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Святыни

Десница Иоанна Крестителя

Десница Иоанна Крестителя

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Святыня, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году (Подробнее см. статью «Десница Иоанна Крестителя»).

Глава Иоанна Крестителя

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи (Дальнейшую историю святыни см. статью «Глава Иоанна Крестителя»).

Использованные материалы

  • Житие в календаре на портале Православие.Ru:
  • «Зелёные» Минеи, изданные Московской Патриархией:
    • Молитвословия — все из зелёных Миней: (молитвословия)

Пророку Иоанну, Предтечи и Крестителю Господню (тропари, кондаки, молитвы и величания) —

Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции

7 июля православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча — пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа — и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан. Мы расскажем об интересных фактах из жизни Иоанна Крестителя и его родителей и о народных традициях праздника.

>Рождество Иоанна Крестителя — дата

Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю).

10 фактов об Иоанне Крестителе

1.

Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11).

2.

Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви.

3.

Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

4.

Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий.

5.

Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.

6.

Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии.

7.

Евангелии от Марка мы читаем о пророке Иоанне Предтече, что он до тридцати лет аскетично жил в пустыне и носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. Акриды — это съедобная саранча, которая водится в Палестине и Аравии. Саранча, согласно закону Моисееву, считалась чистым насекомым и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырех ногах (Лев 11:21 ). Хотя существует и другая версия значения слова «акриды»: растительная пища, стручки, которые можно было перетирать и печь из них лепешки.

8.

Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля.

9.

Лейтмотивом проповеди Иоанна Предтечи было покаяние. После долгих лет аскетической жизни в пустыне пророк пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

10.

Иоанн Креститель был жестоко казнен — ему отрубили голову. Произошло это так. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

10 фактов о пророке Захарии и праведной Елизавете — родителях Иоанна Крестителя

Праведная Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Пророк Захария, отец Иоанна Предтечи, служил священником в Иерусалимском храме.

До самых преклонных лет Захария и Елизавета были бездетны, а неплодие считалось в древней Иудее карой за грехи. Это было причиной многих печалей четы и перетолков в народе (они претерпевали поношение между людьми (Лк 1:25)). Супруги недоумевали:т они поступали по всем заповедям Господним беспорочно (Лк 1, 5 — 25) и тем не менее не могли зачать ребенка.

Бог покарал Захарию немотой за неверие. Священник кадил в храме, когда ему явился Архангел с вестью, что в его семье скоро родится сын. Захария не поверил Божьему вестнику: они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой. Дар речи Захария обрел, лишь когда свершалось обрезание родившегося младенца. Пророк сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

Праведная Елизавета была дружна со своей юной родственницей — Девой Марией. Как пишет евангелист Лука, когда Елизавета зачала сына, ее пришла навестить Богородица, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41).

Когда у праведной Елисаветы родился сын, Дух Святой внушил ей назвать его Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Это сильно возмутило родню, но все решило веское слово вновь обретшего дар речи Захарии.

Захария был убит прямо в Иерусалимском храме. После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. А Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнять свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Пророк не выдал тайны, и его убили прямо в святом для всех иудеев месте.

Согласно некоторым источникам, праведная Елизавета отошла ко Господу через сорок дней после бегства в пустыню. По другим сведениям, она скиталась в пустыне семь лет и лишь потом умерла.

Есть версия, что дом, где жил Захария и где родился Иоанн Предтеча, находился в пригороде Иерусалима — Эйн-Кареме. Сейчас на этом месте стоит католический францисканский монастырь.

По благочестивой народной традиции святым праведным Захарии и Елизавете молятся об исцелении от бесплодия.

Рождество Иоанна Крестителя — Иван Купала

Иван Купала — языческий славянский праздник — в народном сознании был тесно переплетен с Рождеством Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, который люди привносили в этот праздник, хотя многие традиции и обряды оказались очень живучими.

Иван Купала — гадание

На вопрос, можно ли гадать на Рождество Иоанна Крестителя («на Ивана Купалу», как говорят в народе), отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

«Если вы хотите свести счеты с жизнью, то гадание — верный способ сделать это. Потому что гадание — грех, а грех — шаг к духовной смерти.
Церковь запрещает гадать в любое время, будь то праздник, пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина».

Иоанн Креститель и Крещение Иисуса

Иоанн Креститель и Крещение Иисуса…
Да, друзья, я намеренно дал такой невероятно скучный заголовок этой статье. Я сидел и думал, как назвать ярче? «Иисус крестится от Иоанна?»; «Погружение в живые воды?»; «Вся правда о Иоанне Предтече и совершаемых им омовениях?..»
Я сидел, думал и с грустью осознавал, как девальвировались такие слова, как Крещение, Иоанн Креститель, воды Иордана… Они стали затерты, как мелкая монета, они никого уже и заинтересовать не могут… Как вы думаете, положа руку на сердце, какая статья будет востребованней у массового интернет-читателя: «100 вопросов и ответов о святой воде» или «Иоанн Креститель и Иисус»?
Вы знаете, какая будет несравненно, во много раз, популярней…
И все же я напишу на вторую тему.
Я постараюсь не быть скучным. Мне хочется верить, что вы сможете убедиться, что выбранная нами тема может быть не скучной. Впрочем, если она покажется вам скучной, это не вина темы, а только моя вина.
Я предлагаю вам совершить увлекательнейшее путешествие на берега Иордана, туда, где крестил Иоанн. Давайте поговорим о Иоанне, об этом необычном человеке, который в списке святых Православной Церкви занимает самую верхнюю строчку. Выше него из людей только Пресвятая Богородица.
Кто он, этот эпатирующий своим видом и поведением пророк Божий, с которым мы постоянно встречаемся на страницах Евангелий, в церковной жизни (ему посвящены семь (!) церковных праздников)? Зачем он крестит, почему от него крестится Иисус Христос? Христу-то зачем это нужно?
И что означает наш праздник Крещения?
Об этом и о многом другом мы сегодня и поговорим. Об этом говорено было много раз, но есть одна особенность, которая будет отличать наш разговор от других. Давайте посмотрим, что мы можем узнать о всех тех вопросах, которые я поставил, с учетом современных библейских исследований. Мы не будем бояться критично взглянуть на вещи и темы, которые давно покрыты лаком и поставлены на полочку.
Наш блог – для людей думающих, говорящих о вере с мирскими людьми, встречающихся с вопросами, которые ставит наука…
Я глубоко убежден, что Истина не нуждается в фальсификациях, даже благочестивых. Истина не боится самых пристальных и критических исследований. Они только очистят истину и позволят ей засиять ярче.
Итак, в путь.
Прежде всего, несколько слов о истории рождения и о детстве Иоанна Крестителя.
Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть подробности истории рождения Иоанна Предтечи, которые находим в 1-й главе Евангелия от Луки. На сегодняшний день в библеистике практически общепринято мнение, что этот рассказ сложился в среде христиан и представляет собой легенду, преследующую задачу сообщить читателю многие важные богословские положения. Другие ученые отмечают, что, если история, рассказанная Лукой, в самом деле похожа не на фотоснимок и даже не на картину, а на икону того, о чем рассказывает, то это не значит, что все подробности этой истории легендарны. Мы помним, что Лука сообщает о «тщательном исследовании» (Лк. 1:3) источников, которые легли в основу его Евангелия. Почему не допустить, что Лука использовал и источники, происходившие из среды почитателей Иоанна Крестителя, которых было очень много в 1-м столетии?
Итак, что мы знаем о истории рождения Иоанна Крестителя? Не более того, что нам сообщает Евангелист Лука. Согласно его рассказу, Иоанн родился в семье праведного священника Захарии, который принадлежал к чреде Авиевой (более поздняя традиция изображает Захарию как первосвященника). Матерью Иоанна Предтечи была праведная Елисавета, происходившая из рода Ааронова. Родители были преклонного возраста и не имели детей. Рождение пророка было предсказано Архангелом Гавриилом, явившимся Захарии во время его служения в храме. Захария, усомнившийся в истинности пророчества, онемел и был нем до момента наречения имени новорожденному младенцу. Все это произошло, согласно древнему христианскому преданию, в местечке, сегодня идентифицируемом как современный израильский город Айн-Карем.
Евангелист Лука также сообщает, что Матерь Иисуса Христа приходилась родственницей праведной Елисавете, однако в какой именно степени родства они состояли, непонятно (впоследствии появились различные версии, из которых самая популярная – та, что Елисавета была двоюродной сестрой Пресвятой Богородицы).
В Евангелии от Луки есть рассказ о единственной встрече Иоанна Крестителя с Иисусом, когда оба еще находились в материнском чреве. При приближении Пресвятой Девы, носившей в Себе Спасителя, еще не рожденный младенец Иоанн «взыграл» во чреве матери.
Далее, Лука сообщает, что младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк 1).
В Православной Энциклопедии читаем: «Каким образом Иоанн Предтеча оказался в пустыне и что случилось с его родителями (осиротел ли он), Евангелисты не сообщают. Апокрифическая традиция связывает пребывание Иоанна Предтечи в пустыне с приказом царя Ирода об избиении Вифлеемских младенцев, а научные реконструкции жизни пророка – с сектой ессеев, о которых было известно, что они принимали сирот на воспитание в свою общину (Ios. Flav. De bell. II 8. 2 (12)). Тем не менее, стих Лк 1 — Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю – может быть интерпретирован как литературный переход от повествования о детстве Иоанна Предтечи к рассказу о начале его служения, а следовательно, не может привлекаться в качестве исторического источника о попадании Иоанна в пустыню уже в детстве».
Мы, в самом деле, не знаем, как складывалась жизнь Иоанна Крестителя до его выхода на служение. Выше мы видели предположение о том, что Иоанн каким-то образом был связан с сектой ессеев (они же кумраниты, члены Кумранской общины и проч.), живших в Иудейской пустыне. До середины 20-го века мы мало знали о ессеях, однако благодаря находкам в Кумране, сделанным в конце 1940-х – 1950-е годы, перед нами предстал развернутый мир этого удивительного эсхатологического иудейского движения. Изучение рукописей, найденных в Кумране, показало близость обрядов, лексики, религиозных ожиданий ессеев и Иоанна Крестителя. Возможно, что после смерти родителей он действительно попал в какую-то из ессейских общин и воспитывался там.
Во всяком случае, мы точно знаем, что до встречи на берегу Иордана, когда Иисус пришел креститься, Иоанн с Иисусом знакомы не были (см. Ин. 1:31,33).
Согласно Луке, Иоанн начал проповедовать в 15-й год правления имп. Тиберия (28/29 г. 1-го века) (Лк 3:1).
На рубеже Ветхого и Нового заветов в Иудее появилось движение крестителей, объявлявших близкий конец истории прежнего мира. Иоанн был самой известной фигурой этого движения. Он появился на берегах Иордана и сразу привлек внимание своим внешним видом и харизматичным поведением.
Одевался Иоанн Креститель по примеру древних пророков во власяницу из верблюжьего волоса, питался сушеной саранчой (акридами) и медом диких пчел. Иоанн крестит «на той стороне Иордана» (Ин. 1, 28; 10, 40), в том месте, где прошел через Иордан Иисус Навин и где пророк Илия повторил чудо перехода через Чермное море. Тем самым крещение Иоанново находится в ветхозаветной традиции перехода через море, перехода к спасению.
Встречал приходящих к нему Иоанн грозными словами, порой очень резкими: Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Лк. 3:7)
Иоанн совершал странные действия – погружал в воды Иордана приходивших к нему евреев и даже получил от народа прозвище Креститель, о чем сообщают не только Евангелия, но и другие источники.
Наше слово крещение – это древнее славянское слово, которое можно перевести со славянского как мистерия Христа. Основу слова «крещение» составляет имя Христос; в древности это слово произносилось как хрещение, то есть, под крещением понималось некое действо, относящееся ко Христу, действо Христово. В других языках, например, в греческом, слово «крещение» произносится как «баптизо», и означает оно просто «погружение». Там, где мы читаем в Евангелии слово «крещение», например: «Иоанн крестил», «И крестилась вся Иудея», в греческом оригинале стоит слово «погружал»: «Иоанн погружал», «И погружалась вся Иудея» и т.д.
Иоанн появляется на Иордане…
У всех Евангелистов мы находим пророчество, которое твердо связывается со служением Иоанна Крестителя: И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие (Лк. 3:3-6).
Интересно, что, как показали тексты, найденные в Кумране, эти слова Исаии (из 40-й главы) были любимы в среде ессеев. Себя ессеи воспринимали как глас вопиющего в пустыне, потому что они удалились в пустыню. Свою деятельность ессеи воспринимали как подготовку к принятию Мессии.
Именно этому и посвятил свое служение Иоанн Креститель.
Он также проповедовал в пустыне, держась подальше от развращенных городов и сел; он призывал народ покаяться и смыть с себя скверну грехов, чтобы явиться достойными перед Мессией, Который уже на пороге.
Что означало крещение Иоанново? Есть два источника происхождения.
омовений, практикуемых Иоанном:
Самым известным омовением, параллели с которым можно усмотреть и в крещении Иоанновом, было так называемое крещение прозелитов. Прозелит – это человек, обращающийся в иудаизм из язычества. Каждый мужчина, который хотел войти в число еврейского народа, народа Божьего, приходил к священникам. Над ним читались определенные молитвы, и его погружали в специальный бассейн, после чего совершалось обрезание. После принесения жертвы в храме этот человек считался иудеем.
Всякий человек, который не родился в иудаизме, но который хотел стать иудеем, должен был пройти обряд такого ритуального погружения. То есть крещение прозелита считалось дверью вхождения в народ Божий.
Возможно, Иоанн своими погружениями показывает, что необходимо создать новый народ Божий; его крещение – знак, что открыта дверь и объявлено приглашение войти в общину спасенного Израиля.
Но есть и традиция иных омовений, которая даже ближе к идее Иоанна: это омовения, которые практиковали ессеи. Эти омовения (о них мы узнаем из найденного в Кумране документа Устав общины) чрезвычайно похожи на те, что совершал Иоанн.
Кумранская община существовала вне храмового культа, поэтому единственными доступными для нее обрядами, предписанными Ветхим Заветом, были телесные омовения, через которые, как верили иудеи, наступало духовное очищение. Иоанново крещение с его призывом покаяться и погрузиться в воду имеет то же значение: очищение через омовение.
У ессеев обряды были тесно связаны с идеей скорого прихода Мессии и с подготовкой к Его встрече.
Очевидно, что тема скорого прихода Мессии – основная в проповеди Иоанна.
Кумраниты считали, что омовения без истинного раскаяния не могут очистить человека. Так же считал Иоанн (см.: Мф. 3:7-9 и др.).
В то же время нельзя выпускать из виду принципиальное отличие крещения Иоаннова от крещения, практиковавшегося кумранитами. Кумраниты совершали такие омовения, соединенные с раскаянием членов общины, периодически. Иоанн же считал достаточным совершить крещение всего один раз.
Чего ожидал Иоанн?
Итак, Иоанн готовил людей ко встрече с Мессией, Который вот-вот придет. Крещение Иоанна было обрядом вступления в общину спасаемых, и вступить в эту общину можно было, не только пройдя погружение в воду, но и раскаявшись в своих грехах.
В соответствии с иудейскими представлениями, Иоанн думал, что Мессия грядет в силе и славе и несет с Собой Суд и возмездие грешникам. Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (Лк. 3:16-17).
Надо напомнить, что речь идет о лопате, похожей на грабли, которой провеивали собранное и смолоченное зерно. Когда крестьяне подкидывали солому, перемешанную с зерном, зерно падало вниз, а солома оставалась на лопате. Ее собирали в кучи и сжигали.
Так, как крестьяне поступают с соломой, поступит Мессия с грешниками.
Зачем Иисус крестится?
Зачем Иисус крестится от Иоанна, ведь Христос не нуждается ни в прощении грехов, ни Суд Ему не грозит?.. Совершенно понятно недоумение Иоанна: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3:14)
Из четырех Евангелистов трое не ответили на этот вопрос. Это, в общем, странно и может быть истолковано как то, что сами Евангелисты не очень это понимали и избегали углубляться в эту тему. Лишь Матфей доносит до нас такие слова Христа: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15). Слова эти не дают твердого и однозначного ответа на вопрос, зачем Иисус крестится. Мы можем сделать только предположение, которое будет наиболее вероятным, но окончательно ответить на этот вопрос не можем.
Слово исполнить (греч.: плироси) означает завершить, восполнить, сделать совершенным, привести к полному выражению и окончанию и т.д. Таким образом, слова Христа могут поняты как то, что Он хочет Свою праведность (которая и так у Него есть) сделать совершенной, окончательной и абсолютной.
Есть и другое предположение: может быть, Иисус крестится, чтобы подтвердить правоту действий Иоанна Крестителя, призывающего народ каяться и креститься? Так надлежит нам исполнить всякую правду… Правда Божия, то есть, замысел Божий, в то время, когда на Иордане раздалась проповедь Иоанна, заключается в покаянии евреев и в подготовке ко встрече с Мессией. Своим Крещением Иисус показывает, что дело Иоанна – осуществление Божьего замысла, Божьего плана. Своим Крещением Иисус подтверждает истинность проповеди Иоанна.
Есть и еще один аспект, несомненно, имеющий место в случае с Крещением Иисуса. В библеистике есть такой термин, как «корпоративная личность». Так называется та богословская ситуация, когда один человек собою олицетворяет многих. (Яркий пример такого богословия – в учении Ап. Павла: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15:22). В Ветхом Завете мы часто встречаемся с подобными примерами. Такое служение нередко брали на себя пророки, своей жизнью, действиями как бы иллюстрирующие судьбу Израильского народа.
Господь Иисус Христос тоже отождествляет Себя с народом. Он являет в Себе Израиль, но не ветхий и склонный к изменам, а новый, верный Богу. Начало жизни Иисуса – очень похоже на судьбу Израиля. Подобно ветхому Израилю, выведенному Богом из Египта, призывается из Египта и Иисус – из Египта воззвал Я Сына Моего (Мф 2:15). Подобно искушаемому голодом и жаждою в пустыне еврейскому народу (после бегства из Египта), Иисус тоже проходит искушение в пустыне…
Таких примеров много…
Вот и Крещение Иисуса – это знак того, что Он уподобился Своему народу, нуждающемуся в покаянии и очищении. Своим Крещением Он являет, что сейчас нужно народу, указывает своего рода путь, которым должен идти Израиль: каяться, омываться от греховной скверны и готовиться ко встрече с Мессией.
Да, Иисус крестится от Иоанна, но проповедь Иисуса принципиально иная. Если Иоанн пророчествует о гневе Божием и наказании ( приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? – Лк. 3:7), то Иисус возвещает приближение Царства Божьего: пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие… (Мк. 1, 14-15).
Продолжение следует…
См.: Meier J. P. A Marginal Jew. N. Y.; L., 1994. Vol. 2: Mentor, Message, and Miracles.
http://www.pravenc.ru/text/471450.html
См.: Ис.Нав. 3; 4 Цар. 2, 1-18 – ср. Исх. 14, 22.
См. Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18, 5.2.
Напомним, что и возможность Спасения для всех благодаря Смерти Одного – тоже имеет отношение к тому, что Христос в Себе Самом содержит весь еврейский народ и как бы весь человеческий род.

Кто такой Иоанн Креститель и почему его называют Предтечей?

Все христиане мира знают прославленную пару Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.

Имена этих двух личностей неразрывно связаны между собой.

При этом если историю жизни Иисуса знает практически каждый набожный человек, то о земном пути Иоанна Крестителя известно далеко не всем.

Исторические сведения о Крестителе

Кто такой Иоанн Креститель и какова его роль в христианской религии? К сожалению, документальные свидетельства (кроме Евангелия) и пара жизнеописаний о деяниях этого человека практически не сохранились. Несмотря на это, Иоанн Креститель — это реальная личность, существование которой никто даже не оспаривает. Этот грандиозный по своей значимости человек стал «Предтечей» Иисуса Христа. Многие люди не понимают, что значит это слово. Значение слова «предтеча» в различных источниках трактуется по-разному. Это предшественник, лицо, которое своей деятельностью подготовило путь чему-то или кому-то, событие или явление, подготовившее почву для других деяний. Иоанн Креститель был сыном престарелого первосвященника Захарии, отчаявшегося иметь наследника, и его праведной жены Елисаветы. В библейских писаниях говорится о том, что он родился на полгода раньше Иисуса. О его появлении на свет и служении Господу возвестил ангел Гавриил. Также о его рождении говорили Исайя и Малахия. Крестителем его называли потому, что он совершал ритуал омовения (крещения) человека в водах р. Иордан в качестве его духовного обновления.

Точное место, где родился Иоанн, не указано ни в одном источнике. Считается, что он появился на свет в Эйн-Кареме, предместье Иерасулима. Сегодня на этом месте возвышается францисканский монастырь, посвященный этому Святому. Многие теологи считают, что отца Иоанна Захарию убили в храме по приказу царя Ирода после того, как он отказался указать местонахождение своего новорожденного сына. Мать Крестителя спасла его от убиения во время резни вифлеемских младенцев, укрывшись в пустыне. По преданию, она, услышав о поисках Иоанна, пошла с ним на гору. Громким голосом Елисавета приказала горе укрыть ее и сына, после чего скала разверзлась и впустила ее. В то время их постоянно охранял ангел Господень.

Информация об Иоанне

Все обстоятельства рождения и жизни Иоанна Предтечи подробно описываются в Евангелии от Луки. Свою юность он провел в пустыне. Житие Иоанна Крестителя до момента его явления народу было аскетическим. Он носил одежду, сшитую из грубой шерсти верблюда и подпоясанную кожаным ремнем. Иоанн Креститель питался сушеными акридами (насекомые рода саранчи) и диким медом. Достигнув тридцатилетнего возраста, он начал проповедовать народу в Иудейской пустыне. Иоанн Креститель Предтеча призывал людей к покаянию в своих грехах и следованию праведной жизни. Его речи были немногословны, но производили сильное впечатление. Одна из его излюбленных фраз звучит так: «Покайтесь, ибо приближается Царствие Божие!» Именно благодаря Иоанну появилось выражение «глас вопиющего в пустыне», поскольку таким образом он выражал свой протест ортодоксальному иудаизму.

Введение в обиход обозначения «Предтеча»

Впервые Иоанна крестителя назвал «Предтечей» гностик Гераклион, живший во II веке. В дальнейшем это обозначение было принято христианским ученым Климентом Александрийским. В православной церкви оба эпитета «Предтеча» и «Креститель» используются одинаково часто, а в католической второе употребляется намного чаще. Иоанну на Руси издавна посвящены два больших почитаемых народом праздника: Ивана Купалы и Ивана Головосека (Усекновение головы).

Влияние Иоанна Крестителя на народ

Проповедовать Креститель начал примерно в 28 году н.э. Он укорял людей за гордыню своим избранничеством и требовал восстановления старых патриархальных норм этики. Сила проповедей Предтечи была столь велика, что население Иерусалима и всех иудейских окрестностей приходило к нему креститься. Посвящение водой Иоанн производил в р. Иордан. При этом он говорил, что при омовении человека Бог отпускает ему грехи. Погружение в воду и покаяние он называл приготовлением к принятию Мессии, который должен был скоро появиться в этих краях. На берегах Иордана Иоанн продолжал проповедовать, собирая вокруг себя все большее число последователей. Есть сведения, что под действием речей Предтечи принять крещение пришли даже фарисеи (религиозная группировка, призывавшая скрупулезно соблюдать Закон) и саддукеи (высшее духовенство и аристократы), однако Иоанн прогнал их без крещения.

Сущность учения Иоанна Крестителя

В начале своей проповеднической деятельности Предтеча сочетал призыв к покаянию с погружением в священные воды Иордана. Эта процедура символизировала очищение от людских грехов и приготовление к приходу Мессии.

Проповеди Иоанна воинам, мытарям и другим людям

Помимо общения с простыми людьми, Креститель много времени посвящал проповедям воинам. Он призывал их не клеветать, не обижать никого, а также довольствоваться своим жалованием. Предтеча просил мытарей не требовать более того, что им определено законом. Всех людей, невзирая на их положение и достаток, он призывал делиться как пищей, так и одеждой. Последователи Крестителя создали общину, называемую «ученики Иоанновы». Среди себе подобных она отличалась чрезвычайно строгим аскетизмом.

Пророчество о Мессии

Святой Иоанн Креститель на вопрос о посланнике Божьем ответил иерусалимским фарисеям: «Я крещу в воде, но стоит среди вас, которого не знаете вы. Он, идущий за мной, но который стоит впереди меня». Этими словами он подтверждает приход на землю Мессии.

Знакомство Иоанна Крестителя с Иисусом

Иисус Христос в числе других израильтян пришел на берега Иордана послушать проповеди Иоанна. Практически сразу он попросил крещения от руки Предтечи, чтобы «исполнить всякую правду». Несмотря на всю свою суровость, Пророк Иоанн Креститель указал народу на Христа как на Агнца Божия. Евангелисты Матфей, Марк и Лука писали об одной встрече Предтечи и Иисуса. В то же время Апостол Иоанн пишет о двух моментах общения этих личностей. Так, в первый раз перед Крестителем предстал незнакомец, в котором Дух в виде белого голубя указал ему на Агнца Божия. На следующий день Христос и Предтеча снова встретились. Именно тогда Иоанн Креститель провозгласил Иисуса Мессией, что и стало, по мнению теологов, его главным подвигом.

Крещение Иисуса

В то время, когда Иоанн Предтеча находился в Вифаваре у реки Иордан, к нему пришел Иисус, желающий принять крещение. Поскольку в наши дни точное расположение этого населенного пункта невозможно установить, местом омовения Христа с XVI века считается участок на берегу реки, где расположен монастырь Святого Иоанна. Он находится в километре от г. Бейт-Авары, что восточнее Иерихона на 10 км.

Во время крещения Иисуса «отверзлись небеса, и Святой Дух сошел на Него, как голубь, и глас с неба глаголил: «Ты Мой Сын Возлюбленный, в Тебе благоволение Мое». Таким образом, благодаря Иоанну было засвидетельствовано всенародно мессианское предназначение Сына Божьего. Крещение оказало сильное влияние на Иисуса, поэтому оно рассматривается евангелистами как самое первое важное событие общественной деятельности Мессии. После встречи с Христом Иоанн крестил людей и в Еноне, что расположен близ Салима.

После крещения Иисус стал преемником Иоанна. Он даже речи свои начинал, как Предтеча, с призыва к покаянию и возвещения о приближении Царства Небесного. Теологи считают, что без Христа проповеди Иоанна были бы недейственными. В то же время без Крестителя как Мессии, подготовившего почву для проповедей Иисуса, его чтение не нашло бы такого отклика у народа.

Значение Иоанна Предтечи в христианстве

Несмотря на все свои заслуги, Креститель в религиозных преданиях совсем не приравнивается к Христу. Хотя он и был старшим по возрасту и стал первым проповедовать покаяние и пришествие Царства Божия, он все-таки поставлен ниже, чем Иисус. Иоанна Крестителя часто сравнивают с ветхозаветным пророком Илией, который также выступал ревнителем единого Всевышнего Яхве и боролся с ложными богами.

Путь Иоанна Крестителя к казни

Как и у Иисуса Христа, у Предтечи был свой жизненный путь в казни. Он связан с обличением Крестителем палестинского тетрарха (человека, унаследовавшего часть царства отца) Ирода Антипы. Он отказался от общечеловеческих принципов морали и многих религиозных правил. Ирод Антипа женился на жене своего брата Иродиаде, нарушив тем самым еврейские обычаи. Иоанн Креститель открыто осуждал этого правителя. По наущению злобной Иродиады Ирод Антипа примерно в 30 году н.э. заключил Предтечу в тюрьму, но, боясь народного гнева, все же сохранил ему жизнь.

Усекновение главы Иоанна крестителя

Иродиада не смогла простить обиду Иоанну Крестителю, поэтому она дождалась удобного момента, чтобы осуществить свой коварный план мести. В день, когда Ирод Антипа отмечал свое рождение и давал пышный пир для старейшин и вельмож, он пожелал танца Саломеи, дочери Иродиады. Она угодила правителю и его гостям настолько, что он сказал ей, чтобы она просила у него что угодно. По просьбе Иродиады Саломея потребовала голову Крестителя на блюде. Несмотря на свой страх перед народным возмущением, Ирод исполнил свое обещание. По его приказу в темнице отрубили голову Иоанна Предтечи и подали Саломее, которая отдала ее своей коварной матери. Достоверность этого факта подтверждается «Иудейскими древностями», написанными Иосифом Флавием.

Образ Иоанна Крестителя в мировом искусстве

Святой Иоанн Креститель привлекал своим образом не только художников и скульпторов, но и композиторов. В эпоху Возрождения многие гении изобразительного искусства обращались к образу и эпизодам жизнеописания Предтечи. Кроме этого, художники изображали и Саломею, танцующую или держащую поднос с головой Крестителя. Свои произведения ему посвятили такие мастера, как Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Тинторетто, Караваджо, Роден, Эль Греко. Всемирно известная картина художника А. Иванова «Явление Христа народу» посвящена встрече Крестителя с Иисусом. В средние века были очень популярны бронзовые и терракотовые фигурки Предтечи.

Значение Предтечи в мировых религиях

Иоанн Креститель почитаем как последний из пророков-предвестников Мессии не только в христианстве. В исламе и таких религиозных течениях, как бахаи и мандеи, ему поклоняются под именем Йалья (Яхья). В некоторых арабских христианских церквях он известен как Юханна.

Место погребения Крестителя

По преданиям, Иродиада несколько дней глумилась над головой Крестителя. После этого она велела закопать ее на свалке. По другим сведениям, голову в глиняном кувшине захоронили на Елеонской горе. Считается, что обезглавленное тело Предтечи захоронено в Севастии (Самарии) около могилы пророка Елисея. Еще апостол Лука хотел забрать его тело в Антиохию, но местные христиане отдали ему только правую руку (десницу) Святого. В 362 году н.э. гробница Иоанна Крестителя была разгромлена отступниками. Его останки были сожжены, а пепел развеян. Несмотря на это, многие считают, что нетленное тело Предтечи было спасено и перевезено в Александрию. Мощи Иоанна Крестителя, представленные его десницей и головой, считаются чудодейственными. Они являются очень почитаемыми святынями. Голова Иоанна Крестителя, по одним сведениям, хранится в римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите, по другим — в мечети Омейядов, находящейся в Дамаске. Также известно о таких святынях в Амьене (Франция), Антиохи (Турция), Армении. По православной традиции голова Крестителя была обретена 3 раза. Где на самом деле находится настоящая реликвия, трудно сказать, но прихожане разных церквей верят, что их «глава» и есть подлинная.

Десница Иоанна находится в Цетиньском монастыре, что расположен в Черногории. Турки утверждают, что она хранится в музее дворца султана Топкапы. Есть сведения о деснице в Коптском монастыре. Даже пустая могила Крестителя до сих пор посещается паломниками, верящими в ее чудодейственность.

Праздники в честь Предтечи

Православная церковь установила следующие праздники, посвященные Иоанну крестителю:

  • Зачатие Предтечи — 6 октября.
  • Рождество Иоанна — 7 июля.
  • Усекновение головы — 11 сентября.
  • Собор Крестителя — 20 января.

Значение слова предтеча

Примеры употребления слова предтеча в литературе.

Друзья почившие: Фингал, предтеча сильных, И барды славные, певец скорбей Альпин, Минона нежная и Рино, и Уллин.

И, как часть эволюции, возникновение поэзии в греческом языке многим обязано этому археологическому раритету, ибо трудно не распознать в бустрофедоне, по крайней мере, визуально, — предтечу стиха.

Другой тематический пласт — богоборчество, революция, масонство, закат Европы, предтечи антихриста, фашизм, национализм — немецкий и европейский, марксизм, геноцид, заговорщицкие планы США и Европы, этапы недавних десятилетий — сталинизм, оттепель, застой, перестройка, ельциниада, евразийство, мондиализм, экуменизм.

Другие авторы, как уже было сказано, видели в Будде предтечу позитивизма.

Чертов мост Государь Павел Федорович в шестом часу утра угрюмо ел из квадратной салатницы гречневую кашу-размазню: нынче на белом свете праздновали великий праздник, хоть и не из дванадесятых, но все равно из числа самых главных — усекновение главы Иоанна Предтечи.

Силы, Престолы, Господствия, Власти окружали Ее, и в сонме пророков, у самого подножия Премудрости — Иоанн Предтеча, с такими же тонкими руками и ногами, длинными, как у журавля, с такими же белыми исполинскими крыльями, как на иконе, но с другим лицом: по оголенному лбу с упрямыми морщинами, по щетинистым бровям, длинной седой бороде и седым волосам, узнал Евтихий запечатлевшееся в памяти его лицо старика, похожего на Илью пророка, который два года назад приходил к нему в мастерскую — лицо Леонардо да Винчи, изобретателя человеческих крыльев.

Бенедетто, монах, приехавший с Афона, показывал мне в древнем пергаментном свитке, в раскрашенном заставном рисунке, Иоанна Предтечу Крылатого.

В Кремле разо761 брали Малый Николаевский дворец и готическую палатку Архангельского собора, на Никольской улице — Успенский собор Никольского Греческого монастыря, в Зачатьевском монастыре на Остоженке взорвали великолепный по своей красоте и изысканности собор, на Покровке снесли красивую ротондальную церковь Иоанна Предтечи на Таганке — церковь Воскресения Христова Словущее.

Среди его предтеч называют Жюля Лафорга, Эзру Паунда, Стравинского, Эйзенштейна.

Когда камень Предтеч проснулся в первый раз, он привел меня через космическое пространство к покинутому кораблю, на котором были его сородичи, теперь же чаша, вырвавшись из моей руки, прилипла к прикрывающей корпус облицовочной панели.

Заходи, заходи, хозяин барин, — сказал Оцуп по-русски, и эти слова его, петербургский говор, смешинка в глазах, некоторая суетливость, как предтеча дружеского застолья, свойственная именно русским, когда те ожидают гостей, поразили Штирлица.

Пирса если не позитивистом, то но крайней мере предтечей логического позитивизма.

Хэзлитт отдали свои симпатии классицисту Филдингу, а не Ричардсону, который приближался к сентиментализму и предромантизму и формально был их предтечей.

Стало быть, изготовленный в Тейшебаини щит предназначался для другого города, Эребуни, предтечи современного Еревана.

Тут можно было найти труды всех социологов, всех предтеч новых идей, всех апостолов нового евангелия: Фурье, Сен-Симона, Огюста Конта, Прудона, Кабе, Пьера Леру и других, вплоть до их безвестных учеников.

Источник: библиотека Максима Мошкова

предтеча

Значения в других словарях

  1. предтеча — Это слово, имеющее значение «лицо подготовившее почву для деятельности других» (как, например Иоанн Предтеча), было заимствовано из старославянского языка, в котором образовано от глагола пръдътечи – «идти (течь) впереди… Этимологический словарь Крылова
  2. предтеча — орф. предтеча, -и, тв. -ей, р. мн. -ей и -теч, м. и ж.; но: Иоанн Предтеча Орфографический словарь Лопатина
  3. предтеча — предтеча I м. устар. 1. Лицо, своей деятельностью подготовившее путь, условия для деятельности других; предшественник. 2. Употребляется как эпитет христианского святого Иоанна Крестителя. II ж. устар. То, что предшествует чему-либо, служит предвестием чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  4. предтеча — См. предтекать Толковый словарь Даля
  5. предтеча — -и, м. и ж. устар. и высок. Тот, кто своей деятельностью подготовил условия для деятельности других; предшественник. , оказавшие такие великие услуги рождающейся русской поэзии, только способствовали ее рождению, но не родили… Малый академический словарь
  6. предтеча — ПРЕДТЕЧА -и; м. и ж. Книжн. Лицо или явление, факт и т.п., предшествующие чему-л., подготавливающие что-л. Жуковский — п. Пушкина. Забастовка была только предтечей вооружённого восстания. Предтечи смерти — болезнь и старость приковали его к постели. // Предвестник чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  7. Предтеча — См. Иоанн Креститель. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. предтеча — см. >> вестник Словарь синонимов Абрамова
  9. Предтеча — Тот, кто идет пред кем, впереди другого, предшественник Спасителя. Краткий церковнославянский словарь
  10. предтеча — Предтеча, предтечи, предтечи, предтеч, предтече, предтечам, предтечу, предтеч, предтечей, предтечею, предтечами, предтече, предтечах Грамматический словарь Зализняка
  11. предтеча — ПРЕДТЕЧА, и, м. и ж. (с согласуемым одуш. сущ. только м., с неодуш. только ж.) (устар. высок.). Лицо или событие, подготовившее условия для деятельности других, для появления чего-н. другого. Ломоносов п. многих великих русских учёных. Толковый словарь Ожегова
  12. предтеча — сущ., кол-во синонимов: 4 первая ласточка 10 предвестник 12 предместник 2 предшественник 7 Словарь синонимов русского языка
  13. предтеча — Предт’еча (Евр.6:20) — впереди идущий, предшествующий. Библейский словарь Вихлянцева
  14. предтеча — Предте́ч/а, м. и ж. Морфемно-орфографический словарь
  15. предтеча — Заимств. из ст.-сл. яз. Словообразоват. калька греч. prodromos (pro «перед», dromos «движение, бег»). См. течь (ср. пушкинское И он послушно в путь потек «пошел»). Предтеча буквально — «предшественник». Предшественником Иисуса Христа считается Иоанн Креститель. Этимологический словарь Шанского
  16. Предтеча — Так в Синод. пер. передано греч. слово продромос, обозначавшее скорохода (см. Скороход), бежавшего впереди колесницы царя или знатного вельможи, чтобы возвещать о его приближении и освобождать ему путь (см. Телохранители). В Евр 6:20 о Христе сказано, что Он вошел в небеса Предтечею за нас. Библейская энциклопедия Брокгауза

ПРЕДТЕЧА

Смотреть что такое «ПРЕДТЕЧА» в других словарях:

  • предтеча — См … Словарь синонимов

  • Предтеча — Предтеча: Предтеча предшественник, название Иоанна Крестителя по отношению к Иисусу Христу. Предтеча деревня в Тотемском районе Вологодской области … Википедия

  • ПРЕДТЕЧА — ПРЕДТЕЧА, и, муж. и жен. (с согласуемым одуш. только муж., с неодуш. только жен.) (устар. высок.). Лицо или событие, подготовившее условия для деятельности других, для появления чего н. другого. Ломоносов п. многих великих русских учёных.… … Толковый словарь Ожегова

  • предтеча — См. согласие В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

  • предтеча — и, ж. 1. Лицо, явление, событие, состояние, которое предшествует чему либо или подготавливает что либо; предшественник. ► И ранний звон колоколов, Предтеча утренних трудов, Ее с постели подымает. // Пушкин. Евгений Онегин //; От стужи… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • предтеча — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. (греч. πρόδρομος, лат. рrаеcursor) тот, кто идет впереди,… … Словарь церковнославянского языка

  • предтеча — Заимств. из ст. сл. яз. Словообразоват. калька греч. prodromos (pro «перед», dromos «движение, бег»). См. течь (ср. пушкинское И он послушно в путь потек «пошел»). Предтеча буквально «предшественник». Предшественником Иисуса Христа считается… … Этимологический словарь русского языка

  • предтеча — Это слово, имеющее значение лицо подготовившее почву для деятельности других (как, например Иоанн Предтеча), было заимствовано из старославянского языка, в котором образовано от глагола пръдътечи – идти (течь) впереди, опережать по методу кальки… … Этимологический словарь русского языка Крылова

  • Предтеча — (др.рус. – течь, идти) – предшественник, лицо или событие, подготовившие условия для деятельности других, для проявления чего то нового. Предтечей называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход мессии – Иисуса Христа и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Предтеча — см. Иоанн Креститель … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона