Лекции по новому завету

Православные просветительские курсы. Лекция 6. Поиск Бога

Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Архиеп. Верейский Амвросий Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
Осуждение – разновидность гордости. Пагубность страсти осуждения. Осуждая других, невозможно заметить свои грехи. Осуждение и рассуждение. Осуждение греха и грешника. Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Протоиерей Вадим Леонов Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Вадим Леонов
Различие гордости и тщеславия. Страсти, губящие в человеке всё доброе. Сложность борьбы с гордостью и тщеславием. Смирение как основная добродетель. Встреча 4. Гнев и борьба с ним
Протоиерей Андрей Овчинников Встреча 4. Гнев и борьба с ним
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Андрей Овчинников
Гнев дан человеку для борьбы с грехом, но после грехопадения направляется против ближних. Различные стадии гнева. Безгневие и кротость. Безгрешный гнев. Встреча 3. Сребролюбие и борьба с ним
Свящ. Андрей Рахновский Встреча 3. Сребролюбие и борьба с ним
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Священник Андрей Рахновский
Самая неестественная страсть. Корень всех зол. Любовь к стяжанию как идолослужение. Добродетель, врачующая страсть – нестяжание. Как быть нестяжателем мирскому человеку? Встреча 2. Чревоугодие и борьба с ним
Протоиерей Андрей Овчинников Встреча 2. Чревоугодие и борьба с ним
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Андрей Овчинников
Естественная потребность человека в пище и ее превращение в греховную страсть. Чревоугодие и гортанобесие. Разновидности страсти. Пост и воздержание. Встреча 1. Развитие страсти в человеке
Протоиерей Вадим Леонов Встреча 1. Развитие страсти в человеке
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Вадим Леонов
Преподобный Марк Подвижник, живший в IV веке, однажды сказал, что человек, не знающий, где находится засада врага – попадает в ловушку и погибает; человек, не знающий причины страстей – непременно падает. Встреча 16. Опыт духовной жизни схиархимандрита Авеля (Македонова)
Епископ Дионисий (Порубай) Встреча 16. Опыт духовной жизни схиархимандрита Авеля (Македонова)
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Епископ Воскресенский Дионисий (Порубай)
Возрождение Иоанно-Богословского монастыря; советы по борьбе со страстями; духовническое служение… Встреча 15. Опыт духовной жизни свт. Иоанна Шанхайского
Протоиерей Андрей Ткачев Встреча 15. Опыт духовной жизни святителя Иоанна Шанхайского
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Протоиерей Андрей Ткачев
Личный аскетический опыт, миссионерское служение, советы по борьбе со страстями… Встреча 14. Опыт духовной жизни святителя Луки Крымского (ВИДЕО) Встреча 14. Опыт духовной жизни святителя Луки Крымского
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Священник Алексей Забелин
Аскетический опыт; врачебное служение и молитвенный подвиг; наставления о духовной жизни; пастырское наследие святителя…

Алексей Емельянов — Новый Завет. Вводный курс (Лекции, ПСТБИ)

12 3 4 5 6 7 …28 religion_orthodoxy religion_christianity Алексей Николаевич Емельянов протоиерей Новый Завет. Вводный курс (Лекции, ПСТБИ)

Вводный курс лекций по Новому Завету, в который традиционно входят изучение истории Нового Завета, изучение параллельной гражданской истории для полноты представления Священной истории и изучение текстологии Нового Завета.

ru Владимир Шнейдер FictionBook Editor Release 2.6.6 Октябрь 2003 г. 157129C2-138A-4D04-BBCB-58677B27BAE3 1.1

ЛЕКЦИЯ 1

Изучение Нового Завета — Четвероевангелия и Апостола — будет продолжаться 2 года, на лекциях — от зимы I курса до зимы III курса, и 3 года — на семинарских занятий. Эта система довольно неудобная, но из-за нехватки лекционных помещений и ресурса лекторов пришлось сократить лекционный курс до 2-х лет. Вы уже начали изучать Новый Завет на семинарах, а лекции начинаются только с зимы, это неудобно, но пока вот так. Попутно замечу, что Ветхий Завет начинается на II курсе и продолжается 2 года. По курсу Четвероевангелия вас ждет экзамен с комиссией зимой II курса, т. е. через год, а зимой III курса — экзамен по Апостолу. Семинарские занятия будут продолжаться до конца III курса. Курс Ветхого Завета тоже кончится на III курсе экзаменом. На IV курсе весной будет выпускной экзамен, аналог государственного экзамена по догматике и Новому Завету.

Изучение Нового Завета традиционно начинается с вводной части, которая часто именуется греческим словом «исагогика». В исагогику входит изучение истории Нового Завета, изучение параллельной гражданской истории для полноты представления Священной истории, изучение текстологии Нового Завета, т. е. изучение происхождения текста и прочие вспомогательные разделы. Но прежде, чем обратиться к этой вводной части, я сделаю очень краткий экскурс в ветхозаветную историю. Чтобы облегчить вам структуризацию Священной истории, которую необходимо знать, чтобы в полноте понимать Новозаветную историю, предлагаю вам Атласы по библейской истории, они сейчас доступны и продаются Библейским обществом. Атласы по библейской истории полезны тем, что там представлено в наглядной красочной форме самое основное, то, что мы называем структурой. Напомню вам содержание основных библейских книг, которые надо представлять себе.

Ветхозаветный канон Священных книг начинается с Пятикнижия Моисея, которое открывается книгой Бытия. Книга Бытия повествует о сотворении мира и человека, и не только человека, но и народа, который Бог готовил для того, чтобы этот богоизбранный народ особым образом участвовал в домостроительстве спасения всего человечества. Особое творение, подготовка, вылепливание этого народа началось с патриархов, и в начале Священная история, от Адама до Авраама — это чистая генеалогия, т. е. описание того, как один человек происходил от другого по старшинству, по мужской линии. Адам родил Каина и Авеля, восстановил эту цепочку Сиф, третий сын Адама, и т. д. до Авраама. Это первые 11 глав книги Бытия. Далее эта же самая история родословий продолжается уже в форме развернутых рассказов об истории семьи Авраама, Исаака и Иакова. Завершается книга Бытия повествованием о переселении семей Иакова и Иосифа в Египет, и о смерти там этих патриархов. События, описанные в этой книге, происходят в странах благодатного полумесяца: это страны от низовий реки Нил в Африке, далее на север по берегу Средиземного моря, от территории современной Палестины, Сирии и далее на юго-восток по территории междугорья, Месопотамии и до Персидского залива. Итак, получается такой перевернутый полумесяц, таково традиционное название этой области. Я рассчитываю на то, что вы, сдав в 1-ом полугодии библейскую археологию и историю древнего мира, уже имеете об этом представление. Итак, книга Бытия разворачивается в странах благодатного полумесяца, это колыбель мировой цивилизации. Время, которое описано в этой книге, простирается от сотворения мира до приблизительно середины 2-го тысячелетия (1500 лет) до Р. X. Я буду говорить для каждой книги ориентировочные даты, в разных изданиях вы можете встретить различную библейскую хронологию. Она весьма непроста, и для некоторых книг, например Бытия, не восстанавливается с полной точностью. Насчет этой хронологии ведутся споры, но порядок вам представлять нужно.

Следующая книга, книга Исход, повествует о том, как Бог, открывая свою волю через Моисея, спас свой народ из египетского рабства. Напомню основные события, описанные в этой книге.

Сначала повествуется о юных годах будущего пророка Моисея, затем в 12-й главе о Пасхе и собственно, о событиях Исхода, далее о пути к горе Синай, и завершается книга Исход заключением Завета у горы Синай, уставом о скинии и установлением богослужения. События, описанные в книге Исход, разворачиваются в Египте (в Африке) и на Синайском полуострове (в Азии на берегу Красного моря). Время, описанное в книге Исход: ориентировочно от середины 2-го тысячелетия до XIII века до Р. X. (~ 1200 г.).

Книга Левит, названная по имени одного из родоначальников 12-ти колен (родов) Израилевых, одного из 12-ти сыновей Иакова, именуемого Израилем. Из этого колена происходили те, кто должны были служить в скинии: левиты, священники и первосвященники. Последние выбирались более узко не из всего колена, а из конкретного рода Левита — Аарона (брата Моисея).

В книге Левит подробно говорится о ветхозаветном богослужении, о законах, о приношениях (жертвах), говорится о том, как был поставлен первый первосвященник Аарон, говорится об уставах священников, даются бытовые законы о пище, о болезнях, о чистоте и нечистоте, даются уставы праздников, более подробно говорится о великом дне очищения — о празднике, который в дальнейшем послужил прообразом бескровной жертвы, очистительной жертвы Христовой (тогда в Ветхом Завете первосвященник имел право входить за завесу, в Святое Святых, один раз в году, но без крови. Это происходило именно в день очищения). Подробно говорится об этом дне, об уставах его, когда совершалась особая для Ветхого Завета бескровная жертва козла отпущения. Немного было бескровных жертв в Ветхом Завете. Одна из них — козел отпущения, который брал на себя грехи народа и отпускался незарезанный в пустыню. Завершается книга Левит перечислением законов святости, т. е. говорится о принципах, которые в дальнейшем были высказаны и исполнены более ярко и определенно в Новом Завете, в частности, говорится о любви. В книге Левит впервые говорится о любви к ближнему. Место действия, которое представлено в этой книге, — Синайская пустыня, народ Божий находится на пути из Египта в Землю обетованную. Время — время исхода.

Следующая книга Числа говорит о том, как израильтяне после исхода из Египта 40 лет кочевали по Синайскому полуострову. Ее название связано с тем, что в этой книге описаны две переписи. Начинается повествование с событий у горы Синай, отправления в путь и исчисление народа перед отправкой. Даются численности каждого племени, и его место в стане; устанавливаются обязанности священников и левитов, описывается событие второй Пасхи, т. е. через год после первой на земле Пасхи, которая была совершена еще в Египте. Рассказывается о пути от Синая до преддверия обетованной Земли, Моавитянской страны, населенной потомками Лота. В Моаве произошло знаменитое пророчество Валаама. Завершается книга кратким описанием пройденного пути и наставлениями о жизни в Земле обетованной, какой должна быть жизнь в этой обещанной (по-славянски обетованной) Земле. Место действия — там же, в пустыне.

Завершается Пятикнижие Второзаконием, в котором записаны обращенные к израильтянам слова Моисея после долгих лет странствия по пустыне, накануне вступления в Землю обетованную. Здесь содержится повторение наставлений о том, как следует жить народу Божию, говорится в конце о двух путях: пути смерти и пути жизни. В дальнейшем христианская литература изобилует так называемой литературой двух путей. Об этом говорит знаменитый первохристианский отрывок «Дидахе», в котором тоже описываются путь смерти и путь жизни подобно тому, как об этом говорил Моисей в виду уже Земли обетованной. И здесь у Мертвого моря, у реки Иордан, на горе Нева Моисея настигает смерть. Время действия приблизительно тоже, XIII век до Р. X. — восточная равнина реки Иордан.

На этом завершаются так называемые законоположительные книги Ветхого Завета, и начинается цикл Ветхозаветных исторических книг, от книги Иисуса Навина до книги Есфирь. Охватывают они приблизительно 800 лет иудейской истории, от XIII в. до V в. до Р. X. Говорится в этом цикле о том, как израильтяне завладели и заселили свою обещанную (обетованную) Землю, о времени правления Судей, царей и о том, как страна пала под натиском врагов, а народ Божий был уведен в плен. В заключительных книгах, книгах Ездры, Неемии, Есфирь описываются либо преддверие, либо само возвращение израильтян на родину. Очевидно, что цель, поставленная в этих книгах, — показать, как замысел Божий осуществляется в жизни Его народа. Здесь говорится, как бедствия настигали этот народ в ответ на его беззаконие, и как спасение, невзирая на это беззаконие, приходило и посещало этот богоизбранный, как бы Богом формируемый, израильский народ для той особой цели, которая ему была предуготована Создателем.

Илья Яковлевич Гриц

Читаемые курсы:

    • Введение в язык Библии (посмотреть первую лекцию)
    • Медленное чтение (в 2018 г. — Песнь Песней)

Илья Яковлевич Гриц — основатель колледжа «Наследие».
Илья Яковлевич Гриц (родился 9 июня 1949 года) воцерковлялся через о. Серафима (Тяпочкина), духовно связан с архим. Виктором (Мамонтовым). В советские годы помогал распространять религиозный самиздат у Н.Е.Пестова, общался с о.А.Менем. С о. Бернардо Антонини читал лекции по библеистике в Колледже св. Фомы Аквинского, в ХМЛ (Христианских международных лагерях). Был деканом Свято-Филаретовской высшей христианской школы (ныне — институт), членом совета Российского Библейского Общества. Консультант переводческого проекта «Библия в современном русском переводе под ред. М.П. Кулакова». Ректор-основатель Библейского Колледжа «Наследие». Участвует в съемках сериала о Библии с каналом «Культура». Проживает в Иерусалиме.
Будучи прекрасно осведомленным о новых тенденциях в библейской критике, Илья Яковлевич сам придерживается традиционного подхода (так, например, книга прор. Исайи рассматривается им как написанная одним автором). Его курсы отличаются тем, что он избирательно привлекает и материалы иудейской экзегетической традиции, и использует свой многолетний опыт преподавателя углубленных курсов (например, семестр — на книгу Товита).

«Я считаю, что преподавать Библию я не умею и заявляю об этом своим студентам. Я говорю им, что постараюсь передать им любовь к Священному Писанию. Если вы не полюбите его, то, какими бы ни были ваши познания — филологические, историко-культурные, толку не будет никакого. Только любовь вам откроет что-то реальное, коснется вашего сердца и изменит вашу жизнь». И.Я. Гриц

НЕМНОГО О СЕБЕ

Я родился в прошлом тысячелетии, в государстве, которого уже четверть века нет на карте мира, в городе, который за это же время изменился так, что очень трудно назвать его своим.

Это – для тех, кто уже и представить себе не может ушедшую жизнь.

А документально – место рождения – СССР, город – Москва. И родители, и их родители – также москвичи по рождению. Год рождения – 1949. Этот год во многом задал направление жизни и судьбе. Не только – внешне, но и какими-то важными внутренними константами. Например, до сих пор для меня невыносимо выбрасывать еду. Никогда не испытывал голода всерьез, но память – возможно по воспитанию, а может быть и более глубокая, генетическая, сформировала с самого раннего детства особое отношение к «хлебу насущному». Помню своего дальнего родственника, который пережил всю блокаду Ленинграда. Для краткости называл его дядей, и он отзывался на это всей своей неистраченной добротой и нежностью. Он часто приезжал в Москву по делам своей работы, и каждый раз утром спрашивал маму: «Ну, а что у нас сегодня на обед?» Мне было уже несколько лет. Воспитывали меня мама и прабабушка, воспитывали, как я сейчас понимаю, хорошо. И я точно знал, что задавать в гостях такие вопросы – неприлично. Дождавшись, когда он ушел по своим делам, спросил об этом маму. И тогда впервые узнал, что правила воспитания, даже самые правильные, имеют свои границы: мне рассказали про блокаду, про то, что он выжил как чудо свыше и посоветовали быть осторожнее с применением правил жизни к конкретным людям.

Когда спустя много-много лет я прочитал прекрасную книгу Оливье Клемана «Беседы с патриархом Афиногором», в которой одна мысль поразила меня, но уже не потрясла: «Главная тайна христианства состоит в том, что людей нельзя сравнивать». Мой тот далекий, еще младенческий опыт (было это примерно в году 53-м, или в 54-м), неожиданно поднялся из глубин памяти, вспомнился, и встал на свое, очень важное место в моей дальнейшей жизни.

Ни отдельных людей, ни большие или малые группы, и целые сообщества, включая церковные, старался не сравнивать. Жизнь – богаче и сложнее любых правил, любых мысленных конструкций. Вот одна из глубинных основ моей жизни. Примерно в те же годы, когда встретился с личностью патриарха Афиногора, прочитал книгу молодого еще архимандрита Филарета, впоследствии митрополита Московского, ныне причисленного к лику святителей. «Никогда, ни одну церковь, исповедующую Иисуса Сыном Божьим, не дерзну назвать еретической». От этой книги (беседы молодого человека живущего в англиканской среде с православным наставником), святитель никогда не отрекался. И это утверждение, также вошло в число камней моего духовного фундамента.

Не собираюсь утомлять читателя перечнем других камней. Тот, кто прочтет какие-нибудь мои работы разных лет, предложенные на этом сайте, тот и сам поймет.

Хочу только вспомнить (= поблагодарить) некоторых людей, которых Господь послал как ангелов Своих в мою жизнь.

Это протоиерей Владимир Соколов, который крестил меня в 1974 году и вся его прекрасная семья, включая его уж покойную супругу Наталью Николаевну и их детей.

Это великие святые наших дней: архим. Таврион (Батозский), архим. Серафим (Тяпочкин), архим. Виктор (Мамонтов). Мученик Христов – прот. Александр Мень. Святители Антоний, митрополит Сурожский, Леонид, митрополит Рижский, Хризостом, митрополит Литовский и многие иные, чьи имена – в моем сердце.

Непременно хочется поблагодарить за мою жену Марину, без помощи и духовной поддержки которой ничего бы в моей жизни не состоялось. Моих сыновей и дочь, моих друзей и всех, кто ставил препятствия на пути исполнения воли Божьей: им я особенно благодарен: они укрепили волю и желание служить Богу.

Благодарение стало основой моей жизни в последние годы. Поэтому правильно будет завершить эти строки словами Библии: ברך השם!, что по-русски звучит так: «да будет благословенно Имя Господне!»

О его роли в разработке движка Яндекса, который тестировался на Библии

Раздел И.Я.Грица на Предании
В блоге вы можете найти тексты по тегу Илья Гриц , в частности,
учебное пособие «Внимая голосу пророков»
сборник бесед о воспитании Ильи Яковлевича и его супруги Марины Марины с архим. Виктором (Мамонтовым) «Таинство детства»
Персональный сайт И.Я.Грица http://www.ilyagrits.com/