Лиддская икона Богородицы

Икона Богородицы Лиддская (На столпе в Лидде)

В го­ро­де Лид­де (впо­след­ствии Ди­оспо­ле), неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма, где свя­тые апо­сто­лы Петр (па­мять 29 июня и 16 ян­ва­ря) и Иоанн Бо­го­слов (па­мять 8 мая и 26 сен­тяб­ря) про­по­ве­до­ва­ли Гос­по­да Иису­са Хри­ста, для но­во­об­ра­щен­ных был со­ору­жен храм во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При­дя в Иеру­са­лим, апо­сто­лы мо­ли­ли Ма­терь Бо­жию по­се­тить и Сво­им при­сут­стви­ем освя­тить и бла­го­сло­вить храм. Пре­чи­стая Де­ва ска­за­ла: «Иди­те с ми­ром, там и Я с ва­ми бу­ду». Вер­нув­шись в Лиддский храм, они уви­де­ли на од­ном из опор­ных стол­пов неру­ко­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы див­ной кра­со­ты. За­тем и Са­ма Ма­терь Бо­жия по­се­ти­ла Лиддский храм и да­ро­ва­ла об­ра­зу Сво­е­му осо­бую бла­го­дать и си­лу.

Во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363) в Лид­де со­вер­ши­лось но­вое чу­до. В храм бы­ли по­сла­ны ка­ме­но­те­сы для уни­что­же­ния чу­до­твор­но­го изо­бра­же­ния. Од­на­ко, как ни ста­ра­лись они сте­сать свя­щен­ное изо­бра­же­ние, оно не ис­че­за­ло, а лишь углуб­ля­лось бо­лее и бо­лее внутрь стол­па. Сла­ва о бла­го­дат­ном об­ра­зе рас­про­стра­ни­лась по все­му ми­ру, в Лид­ду ста­ли сте­кать­ся мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие для по­кло­не­ния неру­ко­твор­но­му об­ра­зу Бо­го­ма­те­ри.

В VIII ве­ке по при­ка­зу Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гер­ма­на с него был сде­лан спи­сок, ко­то­рый чу­дес­ным об­ра­зом ока­зал­ся в Ри­ме и так­же по­лу­чил чу­до­твор­ную си­лу (празд­но­ва­ние 26 июня). Этот спи­сок по­лу­чил на­име­но­ва­ние Рим­ско­го.

Су­ще­ство­вал еще дру­гой Лиддский неру­ко­твор­ный об­раз Ма­те­ри Бо­жи­ей. Он на­хо­дил­ся в хра­ме, со­здан­ном в Лид­де Эне­ем, ис­це­лен­ным свя­тым апо­сто­лом Пет­ром (Деян.9:32-35). Ко­гда этот храм хо­те­ли от­нять у хри­сти­ан иудеи и языч­ни­ки, то по рас­по­ря­же­нию пра­ви­те­ля храм был за­перт на три дня, чтобы яви­лось зна­ме­ние для ре­ше­ния спо­ра. Ко­гда через три дня храм от­кры­ли, то уви­де­ли в нем неру­ко­твор­ное изо­бра­же­ние Ма­те­ри Бо­жи­ей.

Об обе­их неру­ко­твор­ных Лиддских ико­нах пи­са­ли три во­сточ­ных Пат­ри­ар­ха (Иеру­са­лим­ский, Ан­тио­хий­ский и Алек­сан­дрий­ский) в по­сла­нии к им­пе­ра­то­ру-ико­но­бор­цу Фе­о­фи­лу (829–842). Об этом по­сла­нии го­во­рит им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный (912–959) в ис­то­ри­че­ском сло­ве о неру­ко­твор­ном об­ра­зе Спа­си­те­ля в Едес­се.

Ин­те­рес­на связь Лиддской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри с ис­то­ри­ей по­яв­ле­ния в Рос­сии Вла­ди­мир­ско­го и Тих­вин­ско­го об­ра­зов Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В «По­ве­сти о сре­те­нии Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы», в свя­зи с мыс­лью о Ру­си как уде­ле Бо­го­ма­те­ри, го­во­рит­ся сле­ду­ю­щее: «Ты, о вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це, свой чю­до­творь­ний об­раз, его же мно­зи гла­го­лют втор­ни­ч­ная ико­на, име­но­ва­ше­ся древ­ле же Рим­ля­ны­ни, по­на­ча­лу же Лид­ская зо­во­ма, юже… Гер­ман с са­мо­во­об­ра­жен­на­го об­ра­за пре­пи­са­ти по­ве­ле в Ли­де, ико­но­бор­ства же ра­ди Льва Сав­ря­ни­на в Рим от­пу­сти ю, на мо­ре по­ста­вив. И та­ко са­ма свя­тая ико­на при­и­де в Рим еди­ным но­ще­ден­ством, по ле­тех же 130 па­ки са­ма ико­на изы­де из Рим­ския Церк­ви на мо­ре и при­и­де в цар­ству­ю­щий град… в ле­та… Рю­ри­ка, по­том же в на­шей Ро­сий­ской зе­мь­ле на ре­це на Тих­вине на воз­ду­се яви­ся, свя­ты­ми анг­ге­лы неви­ди­мы­ми но­си­ма, иде же и до­ныне пре­бы­вая, бес­чис­ле­на чю­де­са со­де­вая и ис­це­ле­ние по­да­вая неоскуд­но всем, с ве­рою при­хо­дя­щим…».

Лиддская нерукотворная икона Божией Матери

Лиддская икона Божией Матери, или Римская икона Пречистой — это почитаемый Православной церковью нерукотворный образ с ликом Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса. Празднование святынь совершается по дням их обретения:

  • 12 марта (по старому стилю 25 марта) Лиддской нерукотворной на столпе икон Божией Матери;
  • 26 июня (по старому стилю 9 июля) Лиддская (Римская) икона Богородицы.

Верующим людям известно существование Нерукотворного образа Христа, который первый появился на его пути к Голгофе. Иисус, падая и поднимаясь, проходил свой последний Крестный путь. Добрая женщина, видящая его муки, подала Сыну Божьему плат, чтобы он смог вытереть кровавый пот со своего лба. Иисус взял ткань: после того как он вытер лицо, оно отпечаталось на материале. Так была создана первая икона с ликом Господа. Позже появились другие.

Удивительное появление образа Богородицы на столпе

Святые апостолы Иоанн Богослов и Петр несли свет своего учителя Христа людям. На этот раз проповеди звучали неподалеку от Иерусалима, в городе Лиде (более позднее его название Диоспол). Община из новообращенных христиан собиралась в новом, только что построенном, храме, посвященном Пречистой Деве.

Вернувшись на время в Иерусалим, апостолы обратились к Божьей Матери, вымаливая для Лиддского храма благословения, освящения, просили ее посетить новую христианскую обитель. На что Пречистая молвила любимым ученикам Иисуса, чтобы те спокойно возвращались к пастве, а Приснодева там будет. Войдя в Лиддский храм, апостолы вдруг увидели настоящее чудо – на одном из столпов, служивших опорой свода здания, появился удивительной красоты образ Царицы Небесной, причем он проявился сам по себе, без участия рук человеческих. Позднее Матерь Божия пришла во храм, она освятила его, передала дивному изображению божественную силу и благодать.

Особенности нерукотворной Лиддской иконы Богоматери

Изображение Пречистой Девы Марии с Младенцем Христом, восседающем на левой руке, принадлежит к иконописному типу «Одигитрия». Мария склонила голову к голове Сына Божьего. Основная черта, отличающая этот образ от других богородичных композиций, – положение рук: правая Спасителя и левая Пречистой соприкасаются между собой. Выглядит так, будто Богоматерь старается прикрыть своею кистью руку Младенца Христа.

Нерукотворная икона привлекала все больше людей к христианскому храму, которые желали воочию увидеть чудесный Лиддский образ. А увидев однажды, в их сердцах рождалась и росла вера Господу Иисусу Христу, желание следовать очерченным им путем.

Иконоборчество против нерукотворного образа

Спустя почти триста лет во время властвования Юлиана Отступника (с 361 по 363 год), убежденного язычника, противника христианства, икона Божией Матери Лиддская вновь явила чудо. Правитель послал в храм Матери Божией каменотесов, наказав им уничтожить нерукотворную икону. Мастера старались выполнить задание – стесать святое изображение, но оно не исчезло. Казалось, что образ Богородицы уходит вглубь каменного столпа.

Известие о чудесной силе иконы быстро распространялось среди христиан Палестины, они шли со всех концов страны, чтобы поклониться святому образу Царицы Небесной. С обретенного лика изготовили копию, которую отвезли в Рим. Эта икона проявила силу, стала чудотворной.

Нерукотворный Лиддский образ Богородицы в церкви Энея

Есть свидетельства, что христиане владели еще одним Лиддским нерукотворным образом Матери Христа. Изображение видели в Лиддской церкви, созданной неким Энеем, человеком, которого исцелил от болезни сам святой апостол Петр. Христианское здание храма хотели забрать себе язычники и иудеи. Чтобы разрешить спор, правитель принял решение закрыть помещение на трое суток, ожидая какого-то знамения, которое подскажет правильный вердикт. Открыв храм спустя оговоренное время, участники конфликта увидели нерукотворное изображение Царицы Небесной.

Появление и существование двух Лиддских икон было подтверждено тремя восточными Патриархами: Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским. О них упоминалось письмом к Феофилу, императору-иконоборцу (829-842 годы). Информация об упомянутом письме встречается в историческом трактате о нерукотворном образе Иисуса Христа города Едесса. Его авторство принадлежит императору Константину Багрянородному (912-959 годы).

Чудеса Лиддских образов

Сегодня не известна точная судьба и нахождение первообретенного Лиддского нерукотворного изображения Богоматери. Последние свидетельства о нем, повествуют о многочисленных чудесах, творимых в XI веке.

Высоко ценил чудесную богородичную икону святой Герман (будущий Константинопольский патриарх), живший в VIII веке. Он направился к Палестине с желанием повидать все святые прославленные места. Придя в Иерусалим, Герман поклонился гробу Иисуса Христа, затем направился к святым местам Лидды. Находясь под сильным впечатлением от увиденного, будущий патриарх заказал у местного иконописца написать на доске точную копию нерукотворной иконы. С благоговением паломник взял ее с собой в Константинополь. А после всегда держал образ при себе и ежедневно перед ним молился.

С восхождением на престол императора-богоборца Льва Исавра Герман стал подвергаться гонениям. Находясь в нужде и изгнании, владыка понимал, что приближается его кончина. Он написал послание Папе Римскому Григорию, поместил его в образ и опустил на волю волн, говоря, чтобы Владычица (икона) уходила сейчас же не от Ирода в Египет, а от врага с именем зверя в Рим, «к благочестивым христианам». На следующий день образ остановился в устье Тибра, достигнув Рима. Папе Григорию II было видение во сне, известившее о появлении образа. Он отправился навстречу со всеми служителями храма, принял шествовавшую по воде святыню, а затем установил ее в алтарь собора Св. Петра. Скоро множество паломников устремились к новой римской иконе за исцелениями.

После восстановления почитания святых образов (842 год) римляне обратили внимание на повторяющиеся колебания Лиддской иконы. И вдруг во время церковной службы она поднялась и, шествуя над головами прихожан, вышла из храма и снизошла на воды реки Тибр. Римляне испугались, что образ покинул их в знак гнева Всевышнего. Икона тем временем приплыла к Царьграду, остановилась недалеко от царских палат, в гавани. Благочестивые люди взяли ее и доставили императору Михаилу и царице Феодоре, его матери. Вновь обретенную святыню император, патриарх, свита поместили в храме Богородицы (площадь Халкопратия). Так Лиддская икона Богородицы получила название Римской.

Списки Лиддской нерукотворной иконы в России

Один из изводов Лиддского образа Пресвятой Богородицы до переворота 1918 года хранился в Борисоглебском мужском монастыре (Ростовской епархии). Это почти 18 км от Ростова Великого. 1588 года ее принес в обитель старец Валаам, который был строителем храма. Копия содержит надпись о том, что это список иконы, которая самостоятельно изобразилась на церковном столпе в храме, построенном апостолами Христа.

В сложные годы лихолетия над святой нерукотворной реликвией Борисоглебского монастыря надругались, сняв с нее драгоценное покрытие – ризу. Немного позже и сам монастырь закрыли, а икону забрали. Дальше следы ценного списка теряются. Лиддский образ передали (1937 год) Государственной Третьяковской галерее, но только согласно документации. На самом деле здесь находится и описана совсем иная икона.

Создание нового списка Лиддской иконы Пресвятой Девы Марии состоялось в мастерской школы иконописи при Троице-Сергиевой Лавре (2001 год) по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Михея. Размеры, композиция и цвета извода полностью совпадают с первообретенной Лиддской нерукотворной иконой. Несмотря на поругания и утраты, Богородица продолжает помогать тем, кто к ней обращается, слышит каждого, просит за каждого.

Газета «Вестник» №13 — 2014 г.

25 марта (по новому стилю) — праздник чудотворной Лиддской иконы Божией Матери

Все верующие знают, что существует Нерукотворный образ Иисуса Христа, возникший в день его Распятия. Он шел, изнемогая, Крестным путем. И одна сердобольная женщина подала Ему плат, чтобы вытереть с лица кровавый пот. Лик Сына Божьего навеки отпечатался на этой ткани. И стал первой православной иконой.

Существует и несколько Нерукотворных образов Божией Матери. Самый известный из них — Лиддская икона Богородицы ­ появился при менее трагических обстоятельствах. Вскоре после Вознесения Иисуса апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в пределах Палестины. Пришли они и в ближний от Иерусалима город Лидда. Многих здесь они обратили ко Господу, создали христианскую общину. Апостолы часто обходили дома членов общины, чтобы поддержать их, укрепить веру. Подумать только, что те люди воспринимали это как должное. Они, наверное, и не предполагали, какое это было благодеяние. Представьте себе на минуточку, что к вам в дом входит апостол Петр! Возможно, величия своих учителей они не понимали до того дня, когда, посетив одну из семей, апостол Петр увидел там неподвижно лежавшего больного человека по имени Эней. Выяснилось, что он, видимо, парализованный, лежит так восемь лет. Родные очень его жалели, но уже смирились с тем, что он — не жилец, и на его выздоровление не надеялись. Выслушав это, Петр внезапно громко обратился к больному: «Встань во имя Иисуса Христа!» Все замерли в недоумении. А больной, медленно приподнимаясь, сначала сел, а потом встал! Город был потрясен. Эней сказал, что хотел бы на свои немалые деньги построить храм во имя Пречистой Божией Матери. Апостолы идею одобрили, пообещав помощь. И работа закипела, все трудились воодушевленно. Еще бы — с такими «прорабами»!

Скоро храм, легкий и светлый, устремился к небесам. Удивительно, что тут же, правда, на короткое время, даже Кесарь Тиберий перестал преследовать христиан. Апостолы покинули Лидду и вернулись в Иерусалим. Они обо всем рассказали Богородице и просили ее наведаться в Лидду, чтобы освятить новый храм.

Дева Мария велела им вернуться в Лидду и сказала: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Они поспешили. И вот перед ними уже открылись виды знакомых домов и двориков. За поворотом показался храм. Путники умылись у фонтана и вошли в храм. В нем шла соборная молитва. И вдруг на одном из столпов молящимся было явлено вдохновенное изображение Богородицы. Оно было столь совершенно, что ни одни руки человеческие такого создать не могли. Пречистая Дева предстала с Божественным Младенцем на левой руке. Изображение было создано по канону икон Одигитрия. Но здесь было одно небольшое отличие: руки Богородицы и Младенца соприкасались, словно Матерь Божия прикрывала кистью Своей руки ручку Сына. От этой иконы стали происходить чудотворения. С тех пор, узнав о чудесном явлении, в лиддский храм стекались толпы паломников со всего света.

В IV веке к власти пришел и стал римским императором Юлиан, навсегда заслуживший позорное прозвище Отступник. Он возобновил гонения на Церковь Христову. Существование в Лидде знаменитой православной святыни выводило его из себя, и он послал одного из своих сородичей, которому очень доверял, уничтожить эту икону. Посланец нанял нескольких камнетесов, и они явились в храм свершить свое черное дело. Это были опытные мастера с самыми крепкими инструментами. Три дня они пытались стесать Божественное изображение. Но краски неведомым образом уходили вглубь столпа, а изображение оставалось таким же ярким и прекрасным. Поняв тщетность своих усилий, они ушли. Страх перед могуществом Богоматери оказался сильнее страха перед императором.

Вроде бы все это было давно и может показаться просто легендой. Но почти такое же чудо свершилось всего лет тридцать назад на глазах людей, живших в селе Роща в 1980 году. На Георгиевской башне Свято­Пафнутьева Боровского монастыря в то время еще сохранилась фреска о чуде святого Георгия Победоносца. Тогда монастырь еще не был возвращен Церкви. И кто­то из местного начальства распорядился фреску закрасить. Тут же услужливо было принято решение, что фреска не имеет художественной ценности. Как специалист, я могу сказать, что это не соответствовало действительности. Изображение Георгия Победоносца было таким убедительным, совершенна была композиция, изящными выглядели силуэты спасаемой царевны и самого святого. Уверенно и безвозвратно он уничтожал символ греха — угрожающе свернувшегося кольцами змия. Возможно, фреска не была древней, но, как минимум, ей было не меньше ста лет. Фреску закрашивали известкой раз пять. Однако лик святого Георгия все равно был виден. Тогда фреску заштукатурили. Но, если знать, как была расположена фреска — овал лика можно видеть и сейчас.

В VIII веке к гонениям на христиан в римской империи добавились бесчинства иконоборцев. А Патриарх Константинопольский Тихон, посетив Иерусалим и Лидду, не побоялся и повелел «снять список» с чудотворной нерукотворной иконы Божией Матери. Он увез его с собой в Константинополь и молился перед святыней каждый день. Но ненависть иконоборцев достигла и его. При поддержке императора­язычника Льва Исанрянина он был низложен. Его обвиняли в ревностном иконопочитании. Трагические обстоятельства ускорили кончину Патриарха. Предчувствуя это, он решил спасти так чтимую им икону. Написав письмо римскому Папе Григорию с объяснением ситуации, он спрятал его в икону, вышел с нею на берег моря и пустил святыню на волю Божию. Патриарх Тихон был уверен, что икона спасется.

И, действительно, уже на другой день икона очутилась в Риме. Голосом свыше Римский Папа был извещен об этом. Он поспешил со своими приближенными на берег моря, и они узрели икону, стоявшую в воде устья Тибра. Икона сама опустилась в руки первосвященника. С величайшим трепетом он понес ее в Рим. Произошедшее чудо изумило его. Потом он обнаружил письмо от Патриарха Тихона. Обретенная икона была торжественно перенесена в собор святого Петра и поставлена у алтаря, Но чудотворение от нерукотворной иконы на этом не кончилось.

Через сто лет в Восточно­Римской империи было восстановлено иконопочитание. При новом императоре Михаиле ересь была побеждена окончательно. А в Риме, в соборе святого Петра, верующие заметили какое­то непонятное колебание чудотворной Лиддской иконы. И однажды во время службы икона на виду у молящихся внезапно снялась с места и покинула храм. Все в смятении и скорби бросились за ней, причитая о грядущих горестях и оплакивая ее удаление. Икона вновь опустилась в воды Тибра и выплыла в море. Вскоре святыня вернулась в Константинополь. Остановилась она прямо около стоявшего на берегу царского дворца. Святую икону в богатой ризе тут же заметили и отнесли к царице Феодоре. Имя царицы осталось в истории благодаря тому, что она поняла значение этой святой иконы. Сохранилась знаменитая изумительная древняя мозаика с изображением этой красивой царственной женщины, спасшей столь почитаемую святыню. Константинопольские Император и Патриарх через своих послов в Риме вскоре узнали о чудотворном удалении святой иконы Богородицы из Собора святого Петра. Стало ясно, какая икона появилась в Константинополе. Из Рима прибыли специальные послы, которые подтвердили догадку, что это была та самая чудотворная икона, которая покинула Рим. Затем икону торжественно перенесли в главный Богородичный храм Царьграда.

Последнее упоминание о нерукотворной Лиддской иконе Божией Матери относится к XI веку. Видимо, и оригинал, и список с иконы пропали или погибли при завоевании Византии и Палестины мусульманами.

В 1588 году старец Валаам принес в русский Борисоглебский монастырь, расположенный в Ярославской области недалеко от Ростова Великого, список Лиддской иконы Богоматери. О ее происхождении ничего неизвестно. А что если это список константинопольской иконы? Странно, однако, что до сих пор икону не исследовали. После поругания монастыря в 1918 году икона попала в Ростовский музей­заповедник. Она и сейчас находится там, а в восстановленном монастыре — только копия. Справедливо ли это?

ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Возвращение папы Григория в Рим с обретенной иконой Божией Матери. Дробница (60-х гг. XVI в.) на пелене (XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)
Возвращение папы Григория в Рим с обретенной иконой Божией Матери. Дробница (60-х гг. XVI в.) на пелене (XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)«Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ)
«Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ)

известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию…» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери. Наиболее ранним и полным из известных в настоящее время является цикл Сказания на 22 серебряных черневых дробницах на пелене XVIII в. к престолу Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК; Вилкова. 2001. С. 167-175; Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: кат. выст. М., 2007. С. 126-127). Состав сюжетов на дробницах свидетельствует о том, что при их создании была использована наиболее полная редакция «Сказания…», расширенная за счет Жития патриарха Германа К-польского и содержания «Послания трех восточных Патриархов императору Феофилу» (самая ранняя рукопись «Послания…» датируется IX в.; см.: Чудотворная икона. С. 421-435), в т. ч. собрание кратких сказаний о византийских чудотворных образах, в частности о 2 Нерукотворных образах Божией Матери, явленных в г. Лидде. Т. о. появились дублирующие друг друга сюжеты: обретение Нерукотворного образа Богоматери на столпе храма и явление Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем. В результате неоднократных переделок последовательность дробниц на пелене из Благовещенского собора была нарушена. Однако порядок можно восстановить благодаря, напр., «Римской иконе Божией Матери» из ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве работы иконописцев Ивана Карпова, Федора Карпова Попова, Георгия Зиновьева и Симона Ушакова (1668, ГТГ; см.: Чинякова. 2009), где последовательно помещены 24 сюжета «Сказания…»: 1. Ласкание Пресв. Богородицы; 2. Моление Пресв. Богородицы на Елеонской горе; 3. Обретение на столпе в храме г. Лидды Нерукотворного образа Пресв. Богородицы; 4. Прение Энея с иудеями о посвящении нового храма; 5. Написание евангелистом Лукой образа Богоматери; 6. Обретение Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем; 7. Пресв. Богородица указывает место для храма; 8. Моление патриарха Германа перед Нерукотворным образом Богоматери в Лидде; 9. Написание списка на столпе с чудотворного образа для патриарха Германа; 10. Имп. Анастасий просит Германа стать патриархом; 11. Патриарх Герман запрещает Льву Исавру бороться с иконами; 12. Низложение Львом Исавром патриарха Германа; 13. Видение образа Пресв. Богородицы во сне папе Римскому Григорию; 14. Встреча образа Пресв. Богородицы в Риме; 15. Возвращение папы Григория в Рим с обретенной иконой Богоматери; 16. Поклонение рим. послов обретенной в К-поле иконе Богородицы; 17. Поставление образа Пресв. Богородицы в соборе апостолов Петра и Павла; 18. Знамение в соборе апостолов Петра и Павла о скором отшествии из Рима чудотворного образа; 19. Исход чудотворного образа из Рима; 20. Встреча Римской иконы Богоматери в К-поле; 21. Моление имп. Феодоры перед обретенным образом Богоматери; 22. Поставление иконы в Халкопратийском храме К-поля.

Богоматерь Лиддская (Римляныня) с лицевым сказанием об истории и чудесах. Икона. 1587 г. (ГМЗРК)
Богоматерь Лиддская (Римляныня) с лицевым сказанием об истории и чудесах. Икона. 1587 г. (ГМЗРК)Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.)
Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.)

Следующим по времени лицевым иконописным «Сказанием…» являются клейма иконы «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» (1587, ГМЗРК). Средник иконы окружен 15 клеймами, сюжеты и иконографические схемы 11 совпадают с изображениями на дробницах XVI в. московской кремлевской пелены. Иллюстрации к 10 сюжетам «Сказания…» содержат 7 из 24 клейм Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК); иконография Л. и. на этом образе необычная: изображение Богоматери относится к типу «Умиление». Композиционные схемы 16 сцен на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» (1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)) во многом следуют за серебряными дробницами на пелене из Благовещенского собора Кремля. Возможно, что иконографическим прообразом для всех этих памятников стала несохранившаяся иллюминированная рукопись 2-й пол. XVI в. (Самойлова. 2007. С. 13).

С XVII в. Л. и. окончательно отождествляется с Тихвинской иконой Божией Матери (Квливидзе. 2003. С. 228) и отдельные сюжеты «Сказания…» включаются в состав клейм Тихвинской иконы. Напр., на Тихвинской иконе Божией Матери со 103 клеймами из Успенского собора Московского Кремля (1668, ГММК) клейма 66-91 посвящены иллюстрации «Сказания…» о Л. и.; на Тихвинской иконе Божией Матери из ц. Божией Матери «Одигитрия» на Песках в Калуге (1680, ЦМиАР) в клейме 18 представлена предыстория Тихвинского образа, происходящего от Л. и., в др. трактовке, буквально не иллюстрирующей «Сказание…» (Иванова. 1966. С. 429-430). Два сюжета «Сказания…» включены в состав клейм ярославской иконы Божией Матери из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ).

Во фресковой живописи наиболее ранними являются иллюстрации в росписях Покровского собора Александровской слободы (60-е XVI в.; 17 сцен) и стенописи Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (нижний ярус сев. и зап. стен; 8 сцен, сгруппированных в 4 композиции, включающие написание евангелистом Лукой иконы Божией Матери; обретение Нерукотворного образа Божией Матери на столпе в г. Лидде; написание списка с Нерукотворного образа по заказу патриарха Германа и др.). Появление данных сюжетов в росписи Смоленского собора исследователи связывают со временем Бориса Феодоровича Годунова, в период правления которого была актуальна религиозно-гос. идея «Москва — третий Рим», сформулированная еще в 20-е гг XVI в. Сказание об иконе, побывавшей в Риме, оставившей К-поль и переместившейся в «третий Рим» — Московское царство, явилось прекрасной иллюстрацией этих теорий (Там же. С. 222-235). Росписи Покровского собора Александровской слободы, Смоленского собора Новодевичьего монастыря и сюжет иконы 1587 г. из Ростова обнаруживают сходство в выборе эпизодов и иконографии сцен (Квливидзе. 2003. С. 232). Подобный цикл композиций, иллюстрирующих Сказание о Л. и., содержится также в росписях Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600) (Чинякова. 2009. С. 20).

М. В. Вилкова

Рассказ об Иверской иконе Божией Матери

Празднования: февраль 12 (25), апрель 24 (7 мая), октябрь 13 (26)

Иверская икона Божией Матери

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России,- названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. «…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. «И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…»13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Тропарь, глас 4: От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.