Лихоимство в православии

Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии

Если у вашей близкой подруги 12 пар обуви, и это для нее «маловато будет», и каждый свой поход в магазин она знаменует новой покупкой, смело можете заподозрить ее в грехе мшелоимства.

Впрочем, по большому счету такому же греху подвержен если не каждый смертный, то каждый второй — точно.

Мшелоимство: что это за грех

Толкование

Значение этого слова можно трактовать двояко. В первом варианте оно восходит к древнерусскому слову «мшел», означающему «корысть», в иной интерпретации — «вещь», «имущество», и в церковном контексте современного языка его можно перевести как «корыстолюбие». Вымогательство и взяточничество — из этой же категории. Корыстолюбие классифицируется православной церковью как страсть, причем порочная, греховная, сродни сребролюбию.

Второй вариант более «приземленный». Его нередко ассоциируют с замшелостью, т.е. тем, что поросло мхом, замшело. Это может означать собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей, откладывание на всякий случай (как говорится, на черный день) продуктовых запасов.

Ярким образцом мшелоимца является гоголевский Плюшкин, занимавшийся накопительством всякого хлама ради самого этого процесса.

В «Православном молитвослове» в молитвах вечернего правила есть исповедание повседневных грехов, среди которых упоминается и мшелоимство.

Плюшкин — наглядный пример.

Молитвословы в прежние времена были составлены для монашествующих, и грех этот осуждался тогда, когда монах окружал себя красивыми или ценными вещами, собирая и накапливая их, хотя в обиходе они ему были совершенно не нужны. Не нужны они в таких масштабах и мирянину.

В чем же состоит грех? Ну собирает человек себе шмотки и никого при этом не обижает! А грешно это, с точки зрения церкви, по нескольким причинам.

  • Вещи должны использоваться для той цели, для которой они созданы, а не являться экспонатами «домашнего музея».
  • Приобретение лишних вещей — это уже угода своим слабостям.
  • Создание вещного культа — по сути это сотворение себе кумира, от чего предостерегает Библия.

Копить, хранить, беречь, коллекционировать — для этого ли создаются предметы обихода? Они должны «работать», иначе человек впадет в зависимость от них и, сам того не замечая, станет скупым, жадным.

Разновидностью греха мшелоимства является мздоимство. Что это за грех? Старинное слово «мзда» со вполне нейтральным изначальным значением все чаще употребляется с негативным оттенком, говорящим о продажности, подкупе.

Мздоимство — получение подарков, подношений с целью подкупа, откровенных взяток.

Этот вид мшелоимства со временем также превращается в коллекционирование подобных даров, любование ими и похвальбой перед знакомыми, а нередко и прямым выпрашиванием, если не вымогательством, того или иного предмета вожделения.

Страсть коллекционирования, по большому счету, то же мшелоимство. Человек отдает огромные деньги за какой-то «экспонат», который никто, кроме него, не увидит.

Мшелоимство — это вещизм.

Равным образом ко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиков, для которых шопинг — буквально смысл и цель жизни. Такие люди могут накупить столько обновок, что будут не в состоянии даже хотя бы однажды надеть их. И главное, что без них вполне можно обойтись.

Это своего рода идолопоклонство. Как, впрочем, и привычка к старым испытанным вещам (одежде, обуви).

Подводя итог сказанному, сей грех можно определить совершенно современным словом — вещизм. Его значение предельно прозрачно — патологическая любовь к вещам, порабощение ими. В этом случае временное и преходящее наносит ущерб заботе человека о его участи в Вечности.

Можно ли избавиться?

От любого греха при искреннем желании можно избавиться, покаявшись в нем на исповеди. Бороться со мшелоимством необходимо, развивая в себе противоположные добродетели:

  • бескорыстие,
  • забота о благах и дарах духовного плана, а не о тленных вещах,
  • милостыня,
  • милосердие к тем, кто нуждается,
  • нежелание накопительства, приобретения земных богатств, т.е. стяжания,
  • равнодушие к богатству,
  • щедрость.

Это что касается духовной составляющей. «Бытовая» же часть включает в себя умение расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается.

Не помешает частое планомерное проведение ревизии в доме, в закромах, где могут обнаружиться залежи ненужных вещей или продуктов.

Прежде чем решиться на какую-то очередную покупку, хорошенько взвесьте, так ли уж она вам необходима.

Хорошим шагом будет вместо спорной покупки, которая, не исключено, будет потом просто перекладываться с места на место, реально помочь кому-то, возможно, в самом магазине, купив для него нечто жизненно необходимое.

Хочется привести точку зрения иеромонаха Серафима (Калугина), согласно которой, миряне в идеале могут избавиться от этого греха, в прямом смысле отдав последнюю рубашку нуждающемуся. Но поскольку далеко не все к этому морально готовы, то достаточно поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом, а кому-то она действительно нужна.

Скверноприбытчество

Что означает этот грех? Первая половина слова достаточно «говорящая»: скверно — значит нечто недостойное, «скверное приобретение». Так оно и есть, прибыль можно получать и недостойным способом, путем нечестным и неправедным. К таким относятся:

Надувательство покупателя — это скверноприбытчество.

  • обвес,
  • обмер,
  • обман,
  • обсчет.

Сюда же можно отнести и заработок, полученный в ходе, скажем, игры в карты, в казино, т.е. основанный на использовании человеческих слабостей и страстей, на их разжигании или же удовлетворении.

Скверным приобретением будет и обогащение с использованием своего авторитета, служебного положения, а если это касается церкви, то и священного сана.

Если человек подделывает или использует поддельные документы, включая проездной талон, покупает краденое, это тоже можно назвать словом скверноприбытчество.

Может показаться странным, но того же роду-племени и тунеядство. Почему? Согласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, таким образом он словно крадет — и плату, и пользу.

Лихоимство

Взятка — это тоже лихоимство.

Это понятие подразумевает греховную страсть, которая заключается в получении своей пользы за счет обездоливания другого человека, пользуясь его затруднительной или безвыходной жизненной ситуацией.

Лихоимцы способны приобретать выгоду, используя чужие труд или собственность, бедственное положение ближнего:

  • назначить высокий процент кредита,
  • загрузить излишними служебными обязанностями за ту же плату,
  • завысить цены на тот или иной товар.

В более широком смысле лихоимство представляет собой элементарную жадность, сребролюбие, жажду обогащения. Св. Феофаном Затворником лихоимство классифицировалось как страсть получать все больше и больше, связанную с неразборчивостью в средствах при заключении торговых сделок, ростовщичеством, воровством, получением взяток.

Чтобы очиститься от этого греха и спастись, надо не только осознать и перестать творить его, но и вернуть полученное неправедным путем обиженному человеку, а если сделать это по каким-то причинам невозможно, просто совершать дела милосердия.

Исповедай грех свой…

Каяться за совершенные грехи надо ежедневно и делать это осознанно, анализируя каждую возникшую ситуацию. Непременно с искренним сокрушением надо исповедать их в Таинстве Покаяния в церкви, чтобы не только покаяться в них, но и получить прощение от Господа.

Приводим вечернюю молитву из «Православного молитвослова», называемую «Исповедание грехов повседневных»:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию,

гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».

Полезное видео

Посмотреть на себя со стороны и увидеть в своем образе мшелоимца или иного грешника из этого ряда, можно внезапно и ярко: достаточно побывать на похоронах и увидеть, что с собой уносит на тот свет покойник — много ли дорогой одежды и драгоценностей, денег. Никто не спорит с тем, что вещи нужны, но это должно восприниматься однозначно: вещи (в разумных количествах) должны служить человеку, а не человек — вещам.

Мшелоимство

Мшелои́мство – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей, болезненное вещелюбие. Разновидность страсти сребролюбия.

Из литературных героев был заражён этой страстью помещик Плюшкин из «Мёртвых душ» Гоголя. В современном языке людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками (ониоманами).

Мшелоимство есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия», – учит св. преподобный Лев Оптинский.

Мшелоимство, по слову св. Игнатия Брянчанинова – это заведение различных предметов прихоти и роскоши. Виды мшелоимства разнообразны – от взяток вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама.

В любом случае человек подверженный страсти порабощается вещам (от древнерусского мшель – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль), то есть временному и преходящему в ущерб заботе о своей участи в вечности. Человеку надо помнить, что «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Исповедник). Все вещи преходящи, и только блаженное соединение с Богом вечно.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:
Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Священник Павел Гумеров:
Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Св. Тихон Задонский (Плоть и дух, 27):
«Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».

***

В молитвослове в “Исповедании грехов повседневных” именуются грехи – мшелоимство, скверноприбытчество. Опишите, пожалуйста, что под этим подразумевается?
Оба эти греха связаны с обогащением, накоплением материальных ценностей.
Скверноприбытчество, (скверное приобретение) – это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe» (Тит. 1, 10 – 13). Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.
Мшелоимство – это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”.
Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» – прибыль (словарь прот. Г. Дьяченко). В Толковом словаре В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.
Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.
Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).
Святые отцы-подвижники довольно строго высказываются об этом греховном состоянии. Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) говорит: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия». А преподобный старец Паисий Святогорец (1924-1994) так объясняет пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа»?
Это говорят монахи. А как же быть простым Православным? Нужно всегда помнить, что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех – и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее.
Иеромонах Серафим (Калугин)

См. ЛИХОИМСТВО, ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

В последнее время по стране одна за другой проходят волны арестов, и даже уже суды состоялись по некоторым делам и в заключении находятся люди, наделенные в недавнем прошлом столь высокими чинами и званиями, что и представить себе нельзя было, чтобы они оказались в таком положении. Но вот оказались. И причина их пребывания в местах не столь отдаленных одна – пресловутая коррупция, или взяточничество, или, говоря церковным языком, лихоимство, когда человек стремится к приобретению материальных благ ненасытно и с жадностью, увлекаясь настолько, что нарушение законов Божественных и гражданских входит у него в порочную привычку.

Что же это за явление такое – лихоимство?

Здесь надо сразу оговориться, что понятие это более широкое, чем, например, коррупция, и предполагает всякое неправедное, хищное приобретение, всякую невоздержанность в стяжательстве земных благ и удовольствий. И вот эта невоздержанность и жадность к стяжательству, как любая страсть, разрастаясь в человеке, со временем совершенно овладевает им и влечет его к погибели, хотя бы сам человек этого уже не осознавал и не чувствовал. Страсть доводит человека до своего рода помешательства, безумия, когда человек живет, мыслит и действует в состоянии одержимости, да и смотрит на мир глазами страсти, так что жизнь предстает перед ним в искаженном и больном, горячечном виде.

В чем же «безумие» этой страсти? Да в том, что человеку совсем не много ведь надо для доброй и радостной жизни. Чтобы был у него дом, любящая жена, дети, любимая работа, а главное – «вера, действующая любовью» (Гал. 5: 6), как говорит апостол Павел о главном в христианской жизни. А хищничество и воровство и наглость, жадность и многие другие духовные язвы, сопутствующие страсти любостяжания, постепенно, но неуклонно разрушают жизнь человека, какой бы представительной и успешной она ни казалась. Потому что, по слову Спасителя, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15). То есть подлинное качество жизни, ее полнота, чистота и достоинство приобретаются дорогой ценой, но это не цена любостяжания, а цена жертвенной любви. И вот именно вера, действующая любовью, призвана помочь человеку в противостоянии губительным страстям. Даже если начатки тех или иных страстей присутствуют в человеке (а они присутствуют обязательно), то человек, живущий верою и любовью, сдерживает в себе сознательно действие этих страстей, борется с ними и всемерно стремится к их совершенному искоренению. В этом во многом и состоит труд и борьба христианской жизни.

И если человек в силу своего социального положения, воспитания, характера и способностей относится, условно говоря, к роду князей человеческих, то есть способен к управлению, руководству, имеет административные и хозяйственные способности, он, скорее всего, достигнет определенного преуспеяния и станет, как у нас говорят, состоятельным. И в этом еще нет греха, потому что все люди разные и у каждого свой крест и свои способности и обязанности перед Богом и людьми. Так вот обязанности людей высокопоставленных, сильных мира сего состоят в том, чтобы по совести служить Богу и людям и заботиться прежде всего об этом, а не о бесконечном умножении личного имущества. Как и псалмопевец Давид говорил об этом: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61: 11). То есть если в силу своего положения и рода деятельности к человеку действительно «течет богатство», то он должен знать свою меру необходимого, а остальное разумно и рачительно употреблять на радость людям и на пользу Отечеству. А это возможно только при правильном настроении сердца, когда человек понимает, что «богатство текущее» принадлежит не ему, а Богу, Который только вверяет его этому человеку как распорядителю. А каким он окажется распорядителем – мудрым или глупым, – зависит от того, насколько ему присуща добрая вера, действующая любовью. Потому что как может позволить себе человек утопать в роскоши, когда вокруг него столько нищеты и горя?! Как человек может позволить себе воровать, обманывать и требовать мзды, если он в совести своей «ходит пред Богом»?! Как человек может брать взятки, если он знает, что настоящая и чистейшая радость приобретается только тогда, когда мы делимся с ближними, отдаем ради Христа не только то, что «сверх нашего», но если надо, то и свое кровное.

Можно даже сказать, что главная причина всех тех несчастий и бед, в которые впали знатные люди, о которых мы говорим, – это отсутствие опытного знания того, что есть настоящее благо, а что есть его подмена. Ибо всякий грех и всякая страсть есть подмена подлинной радости и действительного смысла. Впрочем, и верующие падают, и добродетельные согрешают, что еще и еще раз заставляет нас говорить о необходимости бодрствовать и молиться, то есть быть предельно внимательными к побудительным мотивам своей внутренней жизни, сверять их строго с евангельской правдой, противостоять своим злым устремлениям и умолять Бога об утверждении в истинном благе.

Ну, сановных мужей оставим в покое, помолимся за них, чтобы Господь привел их к познанию истины и открыл им путь к той действительной радости и благу, которые не отнимутся уже у человека и заменить которые ничем не возможно. Но вспомним и о себе. А именно вот о чем хочется сказать. Как грустно видеть, когда и в печати, и в иных средствах массовых коммуникаций по поводу всех названных «обличений» и «разоблачений» и наказаний вместо горького сострадания и самоукорения поднимается волна какого-то постыдного и злорадного улюлюкания. Дорогие, а разве сами мы чисты перед Богом? Разве в нас не действуют те же самые, но, может быть, менее заметные другим и в силу нашего положения менее ярко проявляющие себя страсти? Да и не только лихоимства и стяжательства, но и множества иных страстей, не менее губительных и преступных с точки зрения закона Божиего? И пьянство, и блуд, и озлобленность, и та же хищность и жадность, и лукавство, и обман, и корысть, и безверие… Разве этого всего нет у нас, как говорят, «простых обывателей»? Да сколько угодно и на каждом шагу! Но мы с каким-то странным упоением и даже восторгом, оставив «своих мертвецов», то есть перестав оплакивать свои грехи, пороки и страсти, пускаемся в шельмование и осмеяние людей, падших, в отличие от нас, в публичном, так сказать, пространстве, потому что страсть овладела ими и довела до явного краха. Но послушайте, разве сегодня-завтра и с каждым из нас, пусть даже в меру нашего маленького положения, не может случиться то же самое? Да не только может, но и случится обязательно, потому что всякий мнящий себя судией, не видящий и не оплакивающий своих грехов, да еще и насмехающийся над падшими непременно и сам должен будет претерпеть и позор, и унижение, и стыд, по слову Господа: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк. 14: 11). Так что оставим это опасное и душевредное занятие – перемывание чужих костей, тем более что мы еще мало что знаем и понимаем в действительных обстоятельствах тех или иных дел, а только следуем за голосом падких на сенсации средств массовой информации.

Здесь уместно вспомнить о «железном правиле» святых отцов: осуди грех, а человека пожалей. Несомненно, борьба с коррупцией на государственном уровне должна продолжаться. Но важно, чтобы эту действительно необходимую и важную борьбу мы осознали не как сведение счетов с «зажравшимися хапугами», а как нашу общую беду духовного и нравственного оскудения. Потому что чиновников этих к нам не забросили извне тайно, как отряд диверсантов, а они выросли в нашем Отечестве, уязвленном и ураненном прежним безбожием и нынешней вседозволенностью, ложным пониманием свободы и блага. И исправляться нам нужно всем вместе, в общем осознании своей вины и личного вклада в созидание или разрушение доброй жизни.

Чтобы выросло поколение добрых правителей, нужно с самого детства учить людей жизни по заповедям Божиим

Но вот еще о чем хочется сказать. Помолившись о вразумлении и исправлении падших, поплакав и о своих грехах, вспомним о том, что в наших силах позаботиться и о предупреждении в будущем таких падений и катастроф. А именно: наш долг проповедовать, благовествовать и учить детей и юношество, в том числе и тех, кто завтра придет к власти и будет так или иначе распоряжаться несметными богатствами страны и народа. Учить их тому, что нет иной высшей радости в жизни, чем «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17), что и называется у нас Царствием Небесным. Под праведностью мы здесь разумеем жизнь, согласную с Богом, под миром – особое состояние души, проистекающее из этой жизни, а под радостью – ясное осознание причастности Духу Святому, рождающееся в покаянии и терпеливом созидании добра. И этот принцип, утверждаемый с детства в душе как камень краеугольный, позволит нам со временем и во власти увидеть людей достойных, ответственных, милосердных и сострадательных. Тех, которых можно назвать князьями разумными и боголюбивыми. И если мы хотим, чтобы пришло со временем поколение таких добрых правителей и распорядителей, то мы должны уже сейчас сами стараться жить по совести, борясь со своими страстями и в меру сил исполняя заповеди Божии, и учить этому наших детей. Говорить им об элементарных, но необходимых правилах духовной безопасности. О разрушительной и губительной силе страстей, о необходимости сознательной борьбы с ними, о высшем призвании человека, об утверждении и возрастании в добродетели. Вот и основание нашего общего будущего, а любое другое основание зыбко, как песок, и чревато многими падениями и катастрофами, потому что правда человеческая суетна и переменчива, а правда Божия пребывает вовек.

Может показаться, что в силу технического прогресса современная жизнь совершенно непохожа на то, как жили люди несколько тысяч лет назад. А поэтому и грехи людей стали иными. На самом деле многое осталось неизменным, и люди XXI века тоже подвержены лихоимству. Но не всегда названия грехов бывают понятны. Что такое лихоимство, и является ли этот грех нарушением заповеди? Лихоимство и мздоимство – это одно и то же? Эти вопросы подробно разберем далее

Определение понятий

Новоначальным православным людям могут быть неясны некоторые понятия, которые сохранились не искаженными на церковнославянском языке. Недопустимо переводить богослужебные тексты на русский язык, так как современные слова не способны передать всей глубины и не обладают нужной емкостью. Поэтому следует приложить старания, чтобы не менять писания под собственные прихоти.

Известные всем православным христианам Божии заповеди выглядят краткими и предельно понятными. Но каждая из них обладает большой глубиной и мудростью, которую люди черпают из поучений и толкований святых отцов. Так, всего одну заповедь можно нарушить множеством различных грехов, имеющих общий корень.

Определение понятия «сребролюбие»

Восьмая заповедь гласит «Не укради». Ее можно нарушить не только прямым воровством, но и такими поступками, как мшелоимство или мздоимство. В чем они заключаются и отличаются?

Это разновидность страсти сребролюбия. Понятие обозначает получение прибыли, наживы, дохода нечестным, греховным образом. Сюда относится и тунеядство. Православным катехизисом оно определяется как получение платы за невыполненную работу. Таким образом, происходит кража и оплаты труда, и пользы, которую можно было бы своим трудом принести обществу.

Это еще одна разновидность страсти сребролюбия. Заключается в приобретении новых, бесполезных, ненужных в деле вещей. Это болезненное вещелюбие, при котором приобретение происходит ради вещи, а не пользы от нее.

По учению святого Игнатия Брянчанинова, под мшелоимством нужно понимать заведение любых предметов и вещей из прихоти и желания роскоши. Причем это может осуществляться разными путями:

  • получение взяток вещами;
  • страсть к подаркам;
  • коллекционирование;
  • собирание ненужного.

Святой Максим исповедник учил, что если ум человека привязан к земным вещам, он не любит Господа. Происходит порабощение человека вещами, из-за чего забота о вечной участи уходит на второй план. Сам Иисус Христос учил собирать себе сокровище на небе, а не на земле, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 19-21).

Получение взятокКоллекционированиеСобирание ненужного

Имея в себе корень сребролюбия, этот грех толкуется следующим образом:

  • сильная алчность к получению материальных благ посредством обирания других людей;
  • действия, соответствующие сильной алчности;
  • страсть иметь больше, умножать свое имущество, не делая различий в средствах достижения цели: обман в торговле и деловых отношениях, воровство и пр.

Свт. Феофан Затворник толковал это понятие, как упование на имущество. При этом его объем не имеет значения, ведь можно возлагать больше надежды на маленькое имение, чем на Бога. А можно, будучи богатым человеком, всецело уповать на Господа и быть свободным от этой страсти.

Видео «О приобретениях, лихоимстве, воровстве»

В этом видеосюжете священнослужитель рассказывает о последствиях греха для души.

Православное понимание греха

Лихоимство в любой форме – это грех, независимо от мотивов. Когда душа выйдет из тела и будет проходить 20 страшных воздушных мытарств, не будет необходимости объяснять, почему украл или соврал. Будет достаточно только факта – украл. Если человек присваивает чужое, он грешит перед Господом, нарушая Его заповедь.

Грех лихоимства осуждался со времен Ветхого Завета. Учителя православия так же говорят о пагубности и греховности получения взяток, страсти наживы на других людях. В настоящее время взятки окружают человека со всех сторон: на работе, в больнице, на учебе, при получении госуслуг и пр.

Оплатить получение должности, выгодного подряда или купить невиновность в совершенном преступлении стало привычным делом для современных людей. Но это не значит, что такое положение вещей нормально и приемлемо. Происходит нарушение Божией заповеди и вина налагается на обоих участников подобных отношений.

В грехе одинаково повинен и тот человек, кто дает взятку, и тот, кто берет ее.

Значение лихоимства и мздоимства

Различия между мздоимством и лихоимством

Еще одним грехом, имеющим тот же корень, является мздоимство. Суть определения можно понять исходя из обозначения слова «мзда». Мздоимство – это плата человеку для того, чтобы наверняка или быстрее получить от него услугу, за выполнение которой он и так получает заработную плату. Главное отличие этого греха от лихоимства заключается в моральных принципах мздоимца. Лихоимец не разбирается в финансовом и социальном положении тех, на ком он наживается.

Путь за Христом тернист и узок. Православный человек не станет участвовать в даче и получении взяток, даже если из-за этого он не сможет получить услугу, положенную ему по закону. Несмотря на то что в современном обществе наблюдается попрание истинных ценностей, каждый человек, пока он жив, еще имеет возможность покаяться и исправиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Восьмой заповедью Божьей считается избежание совершения греха лихоимства. Существуют синонимы этого старорусского слово: мздоимство, взятничество, скверноприбытчество. Но использовать эти слова в одном контексте все же не стоит. Имеют мздоимство и лихоимство некие отличия.

Лихоимство, значение слова

Слово лихоимство в православии означает получение денег в результате роста или с помощью процентов. Человек, который захватывает чужое и не зарабатывает своего считается разбойником и по праву может называться лихоимцем. Лихоимство что это за грех характеризуют и Старый, и Новый Завет и равнозначно его запрещают.

Православные проповедники еще с начала Средних веков говорили о скверности взятничество, независимо от того, как оно проявляется. Но со временем ситуация несколько изменилась, и привело все к тому, что абсолютно вся христианская экономика стала базироваться на этом греху.

Назвать лихоимцем можно не только того, кто дает взятку, но и человек, который ее берет. При этом действует закон, что если бы второй не брал, то первому некому было бы вручать подачку. Поэтому они оба на равных нарушают заповедь Господа Всевышнего.

Любящий всеми христианами апостол Павел категорически настаивал на запрете трапезничать с лихоимцем за одним столом. Согласно церковнославянскому словарю, слово имеет такое значение:

  • взымание лихвы;
  • взятка;
  • вымогательство;
  • любостяжание.

Грех вымогательства очень опасен. Если для пьяницы и блудника достаточно отступить от своих деяний и раскаяться, то лихоимцу помимо этого еще и нужно возвратить все нажитое нечестным путем. Ведь наживаться на горе и трудностях других людей аморально.

Чаще всего поддаются греху те, кто не веруют в Бога и не имеет определенных жизненных взглядов и ценностей. Для них характерна алчность, зависть и жадность.

К лихоимству можно отнести такие нарушения:

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

  • подделка документов;
  • использование подделанной документации;
  • перепродажа (спекуляция);
  • покупка ранее украденной вещи за низкую цену;
  • тунеядство;
  • выдача кредитов под проценты;
  • выигрыш в лотерею, рулетку.

Все то, что приносит человеку прибыль без особого труда заслуживает называться восьмым видом мытарства — лихоимством.

Мздоимство и лихоимство, отличие

Когда человек изучает вопрос грехов и доходит до восьмого номера, часто спрашивает, чем отличается мздоимство и лихоимство. Эти два понятия часто используют как синонимы. Но между ними все же есть принципиальная разница. Достаточно проанализировать составные части каждого слова:

  • «мзда» — плата должностному лицу за его непосредственную работу;
  • «лихо» — желание нажиться на чьем-либо горе, требуя отдать последнее.

Главное отличие этих двух слов — моральное поведение взяточника. В последнем случае отсутствуют человеческие качества христианина и морально воспитанной личности. Его главное желание заполучить как можно больше. При этом такого человека мало волнует состояние и положение ближнего.

В современном обществе эти два понятия часто замещают друг друга, так как мзда имеет ассоциацию с понятием «взятка». Но лучше различать приведенные выше слова по значению и использовать правильно. При этом желательно не встречаться ни с лихоимцами, ни с требователями мзды. Каким бы не были цели и планы такого помощника, нужно помнить, что происходит акт коррупции, а это карается не только Господом Богом, но и законодательством.

К сожалению, взятничество — неотъемлемая часть жизни современного мира. Но это не избавляет его от греховности. Поэтому прежде чем давать или брать мзду, следует подумать, не придется ли за нее в будущем горько расплачиваться.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о грехе сребролюбия (мздоимства и лихоимства):

Значение слова лихоимство и что это за грех в православии

Практически каждому православному человеку известны заповеди Ветхого Завета, которые являются частью канона и требуют соблюдения. Хорошо известна восьмая заповедь, которая гласит: «не кради». На самом деле, понимание этого простого предписания требует глубины, к примеру, лихоимство — что это за грех и каким образом он связан с заповедью.

Значение слова

Изначально этот термин восходит к айхке (айхка) или лихве, то есть взиманию процентов от займа, взятки, вымогательство.

Значение слова «лихоимство» — стремление получать богатство не совсем благовидными методами, к примеру, стремится вымогать взятки или зарабатывать не своим трудом.

Пожалуй, именно как заработок не своим трудом следует, в основном, понимать этот грех, а остальные примеры являются просто частными вариантами этого общего вектора.

Интересно! Что считается смертным грехом в православии: список

Многие часто объединяют мздоимство и лихоимство, но эти термины являются немного разными. Первый исходит от слова «мзда», то есть получение оплаты, взятки за собственную работу или положение. Кто взимает мзду, наживается на собственном положении, тот требует сверх меры за свою работу или положение.

В отличие от этого лихоимец стремится получать финансовые ресурсы, вообще ничего не делая. Такой человек не считает нужным трудиться и, по сути, хочет присваивать себе чужой труд и имущество.

Важно! Самые сильные православные молитвы на все случаи жизни

Если рассмотреть оба эти термина более подробно и поразмыслить над ними, то становится понятно, что каждый фактически является частным вариантом кражи, то есть нарушением заповеди. Тем не менее, не следует воспринимать слово «мздоимство» как синоним.

На самом деле, эти понятия различаются, они просто относятся к крупной категории греха, являясь частными вариантами такового.

Обратите внимание! Лихоимство, мздоимство и некоторые другие грехи являются кражей, и такой грешник не особенно отличается от мошенника или воришки. Просто оболочка у этих грехов немного разная, а суть одинакова.

Конечно, понимание этих различий является в некоторой степени тонкостью, но разбираться в этом полезно, ведь искоренение грехов и соблюдение заповедей требует чуткости и некоторой строгости, нужно обращать внимание на детали.

Особенности лихоимца

Если типичному современному человеку описывать значение слова лихоимство, то нередко оно не будет выглядеть для обывателя как нечто греховное. Такое поведение сейчас зачастую является распространенным и для некоторых даже своеобразным идеалом, к которому следует стремиться.

Познавательно! Грех чревоугодия в православии: что это такое

Ведь каковы цели лихоимца:

  • получать деньги, ничего не делая;
  • от других людей получать деньги, невзирая ни на что;
  • использовать любые варианты извлечения выгоды;
  • способствовать своему благополучию практически любыми методами.

Таким образом, такой человек отвергает праведный труд, стремиться ничего не делать, не приносить другим пользу, но наоборот только извлекать из других пользу, причем фактически в ущерб другим.

Познавательно! Грех Сребролюбия в православии: что это такое

Итогом может стать какое-то сиюминутное обогащение, но такой грех в итоге приводит к негативным изменениям личности:

  • развивается корысть;
  • душа чрезмерно пребывает в неге, а равно и тело;
  • появляются ложные воззрения;
  • утрачивается вера.

Сейчас лихоимство в православии порицается довольно строго.

Есть много примеров, которые подпадают под этот грех, но многими считаются нормой:

  • получение взяток;
  • азартные игры;
  • кредитование под проценты;
  • тунеядство;
  • спекуляции;
  • подделка и использование документов;
  • скупка краденого.

Отказ от этого поведения многими может считаться странным, но в действительности, есть культуры и сообщества, которые спокойно избегают этого греха. Например, в исламе выдача денег под проценты запрещена шариатом, и такая практика отсутствует вообще в некоторых странах и между мусульманами по всему миру.

Эти люди просто не воспринимают и не понимают возможности давать кому-то деньги в рост, то есть под проценты. Современному человеку трудно бывает избавиться от лихоимства под давлением общества, сложившегося уклада и привычек.

Обратите внимание! Нужно стремиться к праведному поведению, ведь греховные поступки мешают развитию веры.

К слову, на Руси на протяжении существенного периода кредитование под проценты тоже не существовало (об этом может рассказать Википедия и другие доступные источники), однако, такая практика была завезена из других стран, в частности, рыцарскими орденами и представителями ближневосточных стран.

Также спекуляция или скупка краденого, сомнительного имущества тоже не являются нормальной практикой для православных. Подобного поведения при желании легко избежать, хотя оно зачастую и является нормой в современном мире.

Польза отказа от греха

Согласно предписаниям праведников, святым писаниям, праведный труд является неотъемлемой частью нашей жизни. Даже святые старцы, которые много времени проводили в духовном делании, тоже трудились, чтобы обеспечить себя.

Более того, они специально утомляли плоть и занимали собственный разум, всегда стремились к труду и какой-то полезной работе.

Современное общество может развращать и настраивать на отсутствие полезного и праведного труда.

Тем не менее, если знать лихоимство — что это за грех и как он проявляется, то не составит труда скорректировать некоторые собственные помыслы и поведение с пользой для души.

Это интересно! Кто такой святой Лука Крымский и в чем он помогает

Чтобы отказаться от греховного помысла, следует выбрать для себя подходящее занятие, которое приносит нормальный заработок и не противоречит постулатам веры.

Помимо этого, не следует искать дополнительных сомнительных источников дохода, к примеру, спекулировать чем-то или играть в лотерею. Нужно осознавать практически полное равенство между лихоимством и кражей чужого имущества, не уподобляться грешникам.

>Полезное видео

Подведем итоги

Такая внутренняя работа весьма полезна, ведь если получать незаслуженный доход, то появляется опасность приумножения грехов. Другой человек может узнать, что такое мшелоимство и поддаться этому искушению тоже: начать копить ненужное имущество, подпасть под власть предметов и материального мира.

Эти пороки более чем характерны для современности: взяточничество, которое ведет к чрезмерному потребительству, поиск личной выгоды с целью овладеть большим имуществом, которое зачастую не особенно нужно.

Для православного человека сейчас важно иметь ясное представление о грехе и четкая собственная позиция по отношению к неправедной деятельности.

Лихоимание, лихоимство

Лихои́мство, лихоима́ние – 1) чрезмерная алчность к приобретению материальных благ за счёт обирания людей; 2) деяние, соответствующее этой форме алчности; 3) греховная «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник); разновидность страсти сребролюбия.

***

Слово πλεονεξία (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство (1Кор.6:10), корыстолюбие (Рим.1:29) и любостяжание (Кол.3:5). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом».

***

«Лихоимец, оставляя Бога, мамону слушает: и так тем самым как заповеди Божии, так и Бога заповедавшего отвергается. Потому и апостол называет лихоимство идолослужением (Кол. 3:5), и лихоимца идолослужителем (Еф. 5:5). Сколь же бедственно и бесстыдно, ради страсти отвергаться Живого и Бессмертного Бога, от Которого жизнь и все блаженство наше зависит!
Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают. И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и Законодателя презирает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу, – учит апостол (Иак. 4:4). Враг человеческий, ибо людей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.

Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно. Слушай, что через пророка Бог говорит: и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», – и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконик в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив будет, и не умрет (Иез. 33:14-15). Смотри, что похищенное должен возвратить. А если похититель впадет в такую скудость, что совсем не будет иметь, чем возвратить похищенное, но, придя в чувство, захочет каяться, и все, что бы ни было, пожелает отдать, – в таком случае милосердным Богом желание вместо истинного возвращения принимается. Иначе это не истинное покаяние, а притворное и ложное, и не иное что, как прельщение и умягчение грызущей совести. Чем более кто лихоимствует и похищает, тем более беззакония и погибели себе собирает. По жестокости твоей и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его, – говорит апостол (Рим. 2:5-6)… Правильное это, по мнению твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, беззаконного последователя их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не поможет тебе, когда Бог будет судить тебя, и представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, следовал за ним (Пс.49:21, 17-18)».

Св. Тихон Задонский

См. МШЕЛОИМСТВО, ЛЮБОСТЯЖАНИЕ