Литургия онлайн слушать

Божественная литургия: видео с пояснением

В этой статье Вы узнаете происхождение литургии, из каких частей состоит эта служба, для чего нужна литургия. Ведь очень многие люди не знают, что такое Божественная литургия, таинство Причастия, Евхаристия. И вот по этому мы написали статью очень доступным, простым языком, чтобы каждый мог понять смысл таинства Причастия. А многим будет доступнее посмотреть литургия видео. Вы увидите как совершается проскомидия в Алтаре, узнаете самые интересные моменты службы, что они символизируют. Вы увидите самое точное описание хода службы, будет разъясняться каждое действие священнослужителей. Вы посмотри как устроен Алтарь, что в нем находится. Литургия с пояснениями видео будет очень интересным Вашему вниманию, оно откроет завесу, которую Вы не видите, когда находитесь в храме!

Что такое литургия

Основным служением, которое проходит в храме, является литургия, что обозначает, в переводе с языка греков, “общим делом” или “общим служением”. По – иному рассуждая, литургию посещают, чтобы всем одновременно, соборно, молиться Богу за всех, живущих в мире, за все, что твориться, за страну, за близких, одновременно и за себя, чтобы просить сил для служения Господу и людям.

Литургией называется выражение благодарности Богу за жизнь в любом её проявлении, за благие действия, которые им оказываются с помощью остальных, или обстоятельства, за страдания во имя спасения и крестную смерть Сына Бога, Иисуса Христа, за возможность его воскрешения и вознесения, за милосердие и предоставление возможности обратиться к Создателю.

Причащение мирян

Таинство Благодарения на греческом языке называется Евхаристией. Литургия это самая великая служба в Церкви. Потому что во время ее совершения приносят в жертву Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина. Во время литургии происходит пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы!

Божественная Литургия включает три части, которые проходят друг за другом, как ступеньки духовной лестницы:

  • Первая часть называется проскомидия – она является подготовлением к литургии.
  • Далее идет литургия Оглашенных
  • и литургия Верных.

Мы представляем Вашему вниманию просмотр литургия с пояснениями видео!

Божественная литургия, видео

Проскомидия

Литургическую часть, в которой готовят вещество, чтобы совершить Таинство – проскомидия, которая обозначает “принесение”. Первую литургическую часть так назвали, соответственно обычаю людей христианской веры древнего времени нести в церковь хлеб с вином для того, чтобы совершить Таинство.

Поэтому хлеб назвали просфорой, что обозначает приношение. В проскомидию, являющуюся частью, литургии входит в воспоминание пророчества и прообразования, в некоторой части и самих событий, принадлежащих к Рождеству и страданию Иисуса Христа, из просфоры вынимают часть, требуемую для того, чтобы совершить Таинство; также и берут вино, соединенное с водой, вливают внутрь священного сосуда.

При этом священник вспоминает всю Церковь: святых прославленных, которые канонизированы, читают молитву о тех, кто живет и умер, о власти и о тех, кто, по принадлежащего к вере и с усердием, смог принести просфору, или приношение.

Хлеб, испеченный для того, чтобы совершить причащение, называют агнцем, ибо он представляет образ страждущего Господа, аналогично тому, как в содержании Ветхого Завета он был изображен агнецом Пасхальным, которого жители Израиля, по желанию Бога, закалывали и ели в честь памяти избавления от мук в Египте.

Вино для того, чтобы совершить Таинство, соединяют с водой потому, что это священное действие будет свершаться по образу мучений Господа, а во время мучений из раны, которая нанесена ребру его, вытекала кровь с водой.

Литургия оглашенных

На этой части литургии присутствуют все миряне, даже не крещенные. В древние времена она имела более глубокий смысл. Миряне, которые еще не приняли таинство крещения назывались оглашенными (которые только собирались принять веру, готовились к принятию крещения), она находились на этой части литургии, но на литургию верных они не имели права оставаться. Сейчас этот устав не имеет силы. Литургия оглашенных начинается с благословения, или прославления Царства Пресвятой Троицы и включает молитвы, песнопения, чтение книг Апостола и Евангелия. Ее завершает просьба покинуть церковь.

Литургия верных

Следующая часть литургии – “литургия верных”, на которой совершают таинство причащения. Называется литургией верных, потому что те, кто на ней присутствуют, являются крещенными, обладают правом находиться до окончания литургии.

Таинство святого причащения было установлено Господом, когда проходила последняя Тайная Вечеря, перед Своими муками и смертью. Самым важным действием этой литургической части является произношение слов, которые говорил Господь, когда совершал таинство:

“Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов”.

Слово после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя

Божественная литургия видео

Божественная Литургия — слушать — mp3

Воскресенский собор Сретенского монастыря

Дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Если по каким-либо причинам Вы не можете посетить Храм в Воскресный день, то Вы можете прослушать ниже размещенную аудиозапись Божественной Литургии, которая была совершена в московском Сретенском монастыре.

Божественная литургия – самое главное Богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии, где приносит Себя в жертву за всех нас Сам Иисус Христос, невидимо присутствующий в Храме – среди молящихся.

Эту аудиозапись Вы можете слушать не только в воскресенье, но и в любой другой день и в любое время. И вся стремительная суета современной жизни уйдет на второй план, а на душе станет тихо, спокойно и благодатно!

РАЗЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Совершение Проскомидии

Божественная литургия — вершина и центр православного богослужения. Во время литургии совершается Таинство Евхаристии — соединение верных со Христом через причащение под видом хлеба и вина Святых и Животворящих Тела и Крови Спасителя. В этом соединении — основа и смысл жизни всех верных, составляющих Единое Тело Христово — Церковь.

Первая часть литургии — проскомидия, или приношение, — обычно совершается при чтении третьего и шестого часов, тайно, в алтаре — как таинственны и неведомы для многих были великие события, воспоминаемые на ней.

Рождество Господа нашего Иисуса Христа

На проскомидии священник молится о соделании его достойным великого священнодействия и приготовляет хлеб и вино для будущего Таинства, причем в символических действиях и словах молитвы воспоминаются два важнейших события — Воплощение (Рождество) Бога Слова и принесение Им Себя в Жертву на Кресте для спасения людей. Также поминается вся Церковь земная и Небесная: от Божией Матери и святых угодников Божиих до всех ныне живущих и усопших православных христиан, молясь за которых священник вынимает частички из просфор — особых богослужебных хлебов. В конце литургии, после причастия, эти частички будут погружены в Чашу со Святой Кровью Господней как ходатайство о прощении и спасении поминаемых людей. Это ходатайство имеет для живых и усопших большую силу и значение.

Вторая часть литургии — литургия оглашенных (так называются готовящиеся к принятию Крещения, а также кающиеся, за особые проступки не допускаемые до причащения в целях более действенного покаяния) — начинается возгласом прославления Царства Пресвятой Троицы и великой ектенией. Затем следует пение двух антифонов (в воскресенье — псалмов 102-го и 145-го, изображающих благодеяния Божии людям и научающих возлагать надежды прежде всего на Бога), исполняемых двумя хорами попеременно, и песни «Единородный Сыне…», в которой мы исповедуем Воплощение Спасителя и совершенное Им Искупление. После малой ектении поются так называемые «Блаженства» — высокие заповеди, которые оставил Спаситель Своим ученикам, обещая за их искреннее, во всей глубине сердечной исполнение духовные и земные блага. В великие праздники воскресные антифоны и «Блаженства» заменяются особыми, праздничными, антифонами, а в будни — псалмами с особыми припевами.

Малый вход

Явление Христа Народу. Свидетельство о Нем Иоанна Предтечи

Во время пения «Блаженств» совершается Малый вход священнослужителей с Евангелием, знаменующий явление Спасителя в мир для проповеди и совершения Искупления рода человеческого. Свеча, предносимая Евангелию, символизирует как свет Христова учения, так и предшественника Христа, святого Пророка и Крестителя Иоанна, приготовлявшего людей к принятию Мессии. Священник во время Малого входа молится, чтобы святые Ангелы были участниками и сослужителями совершающейся божественной службы.

После Малого входа следует пение тропарей, посвященных празднику или событиям и святым, которым посвящен храм, а также «Трисвятого» (в некоторые великие праздники — и иного песнопения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа»).

Чтение Евангелия

Богослужение продолжается чтением отрывков из апостольских Посланий или Деяний святых апостолов, а затем из Евангелия, что символизирует проповедь апостолов и Самого Иисуса Христа. Слушать Евангелие нужно с особым вниманием, как бы Самого Господа, наставляющего нас. Чтения из Священного Писания могут относиться к празднику или быть «рядовыми», то есть следующими в Священном Писании одно за другим и читаемыми подряд, по одному каждый день.

Проповедь Иисуса Христа

Литургия оглашенных завершается ектениями: сугубой, в которой звучит молитва Церкви о многочисленных нуждах живых (во время нее священник тайно читает молитву прилежного моления, в которой просит о ниспослании щедрых благодеяний Божиих всем верным); заупокойной, где испрашивается прощение грехов и Жизнь Вечная усопшим; об оглашенных, являющейся прошением о просвещении Крещением готовящихся к этому великому Таинству. В древности после последней ектении оглашенные выходили из храма. Теперь, слыша призыв диакона: «Оглашеннии, изыдите!» — мы должны думать, достойно ли мы носим звание верных, достойны ли мы присутствовать на повторяемой ради нас Тайной вечере Спасителя, и должны молиться о прощении своих грехов.

Третья часть литургии — литургия верных, на которой в древности могли присутствовать лишь крещеные и сохраняющие своей жизнью благодатные дары Крещения, — начинается двумя краткими ектениями.

Великий вход

Затем следует Великий вход, установленный Церковью для перенесения Честных Даров с жертвенника на престол для их освящения. Во время пения Херувимской песни мы призываемся отложить всякие земные заботы: «Херувимы тайно образующе…», то есть таинственно изображая (собой) Херувимов, достойно почтить Царя всех Христа внимательной молитвой и достойным принятием Святых Даров. Священнослужители выходят с Честными Дарами из боковых дверей в предшествии свещеносца с возжженной свечой. Честные Дары при этом изображают Самого Христа, Царя славы. Все предстоящие в храме преклоняют головы и молятся про себя словами разбойника, распятого на кресте: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», тем самым прося священнослужителей вспомнить о них при возношении Даров, приносимых ими в Бескровную Жертву. После поминовения правящего архиерея, всего священнического и монашеского чина, причта церковного и всех православных христиан и благословения предстоящего народа священнослужители входят через Царские врата в алтарь. Молящиеся в это время должны вознести свои молитвы за служащих и за себя. Священнодействие напоминает нам вход Господа в Иерусалим, а также крестный путь Иисуса Христа к месту Его распятия и погребение Его святыми праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом.

Вход Господень в Иерусалим

После просительной ектении и пения всеми верующими Символа веры начинается самая важная часть литургии — Евхаристический канон, во время которого непостижимым образом, таинственно происходит преложение (претворение благодатью Святого Духа) хлеба и вина в Святые Тело и Кровь Спасителя. Читая тайно евхаристическую молитву, прославляя благодеяния и бесконечную любовь Божию к человеку и воспоминая Тайную вечерю, священник произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Таинства Причащения: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов» (См. Мф. 26:26-28. Лк. 22:19-20. 1 Кор. 11:24).

Благословение Спасителем хлеба и вина на Тайной вечери

Это служит напоминанием нам, что мы реально присутствуем на повторяемой ради нас Тайной вечере, что нас, как две тысячи лет назад святых апостолов, Спаситель призывает к единению с Ним.

Освящение Святых Даров

Святейшие минуты Евхаристического канона — молитвенное призывание Святого Духа и по благословении Святых Даров преложение их — наступают после возгласа священника: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» — и сопровождаются пением: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молим Ти ся, Боже наш». В эти минуты в алтаре совершается по действию Духа Святого то же преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, которое совершил Спаситель на Тайной вечере, благословив хлеб и вино.

Евхаристический канон продолжается прославлением Божией Матери в песни «Достойно есть», дарованной нам, по церковному преданию, Ангелом, и молитвой священника за всех членов Церкви. После канона следует просительная ектения и пение всеми верующими молитвы Господней «Отче наш» — этого образца молитвы, объемлющей все главные, духовные и житейские, нужды человека. Этой молитвой мы еще раз призываемся к любви, необходимой участникам единой Трапезы Отца Небесного, и к прощению ближнего, чтобы простились и наши грехи.

Диакон возглашает: «Вонмем» (т. е. будем внимательны), и по возгласе священника: «Святая святым», указывающем на необходимость чистоты для приступающих к пречистому Таинству (причем хор со страхом смиренно отвечает: «Един свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь», а миряне делают земной поклон), и закрытии алтарной завесы поется причастный стих. После него для приступающих к Таинству обычно читаются молитвы ко Святому Причащению, дабы в последние минуты перед причащением ум и сердце не рассеивались.

Причащение священнослужителей в алтаре

В это время священнослужители причащаются в алтаре, совершая это во образ причащения апостолов на Тайной вечере: священник причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. По причащении же священнослужители, благодаря, молятся: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

Первое явление Святых Даров

После причащения священнослужителей открываются Царские врата — как когда-то открылся гроб Спасителя — и выносится Святая Чаша для причащения мирян. Это первое явление Святых Даров напоминает нам первое явление Иисуса Христа по Воскресении, бывшее святой Марии Магдалине.

Первое явление Воскресшего Христа

Диакон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», а хор поет: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам», ибо Святые Дары — Сам Христос, являющийся для единения с верными. Все присутствующие в храме совершают земной поклон перед приходящим и вездесущим Богом. Повторяя за священником слова молитвы перед причащением, мы исповедуем свою веру во Христа и божественную силу Святых Даров: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго… Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя…» — и молимся о прощении прегрешений и неосужденном причащении Святых Тайн.

Установление Таинства Святого Причащения

Приступающие к Причастию складывают на груди крестообразно руки в знак веры во спасение нас Распятым Христом. Со страхом, чувством своего недостоинства и смирением, с верой в спасительность Таинства, назвав свое имя, они принимают в уста Пречистые Тайны и осторожно целуют край Святой Чаши. Хор во время причащения поет: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите». После причащения нужно стараться хранить себя от всякого греховного и памятовать о великом и страшном Таинстве, милосердии и любви Божией к нам, грешным.

Последний вынос Святых Даров

По причащении мирян священник опускает в Святую Чашу все частицы, которые были вынуты из просфор, прося Господа омыть Своею Кровью грехи всех поминавшихся на литургии, затем тихо произносит: «Благословен Бог наш» — и в последний раз выносит Святую Чашу и со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» благословляет Святыми Дарами верующих, причем мы на это отвечаем земным поклоном являющемуся нам в Святых Дарах Господу. Причастники делают поясной поклон. Благословение верующих Святой Чашей и ее перенесение с престола на жертвенник знаменует последнее явление Господа ученикам и Его Вознесение на Небо. Также оно напоминает нам обещание Спасителя пребывать в Своей Церкви с верующими во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).

Последнее явление Христа перед Вознесением

Священник возглашает: «С миром изыдем», а хор отвечает от лица всех молящихся: «О имени Господни», то есть с именем Божиим в душе, с миром Христовым в мыслях и сердце.

За этим следует благодарственная ектения и так называемая «заамвонная молитва» (читаемая священником перед амвоном), в которой испрашивается благословение верующих и их освящение, сохранение Церкви, дарование мира миру. После этого хор трижды поет: «Буди имя Господне благословено отныне и до века». Затем священник произносит отпуст (заключительную молитву службы), а хор поет многолетие, и верные, приложившись ко святому кресту (а причастники еще и прослушав молитвы после Святого Причащения), выходят из храма, благодаря Бога и стараясь сохранить в своей душе полученное за богослужением благодатное просвещение.

Из книги «Всенощное бдение. Божественная литургия. Таинства Церкви» издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Передать записки в Храм на церковную молитву >>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.