Лука войно ясенецкий о сталине

Источниковедческое. Святитель Лука и Сталин

Увидев в Сети портрет архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) с приписанной ему цитатой -«Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину» — я сначала не удивился. Просоветские проповеди святителя Луки известны, а одна из них – «К миру призвал нас Господь» (ЖМП 1948. № 1. С. 61-64) – получила в свое время резкую отповедь в парижской «Русской мысли» (Н.Крюков-Ангорский. «Но избави нас от лукаваго». Открытое письмо Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому / РМ № 64 (2 июля 1948). С. 3). Тем не менее я решил посмотреть, где и в какой связи святитель Лука упоминает Сталина.

Результаты поисков оказались совершенно неожиданными.

1. Список проповедей владыки Луки, опубликованных в Журнале Московской патриархии, известен. Журнал оцифрован http://archive.jmp.ru/, и статьи легко посмотреть. При этом выяснилось, что в опубликованных статьях имя Сталина не упомянуто ни разу. Встречается только Сталинская премия, которую святитель Лука получил в 1944 году.

2. В книге «Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов 1946-1961» (Симферополь, 2015) приведен отчет уполномоченного по делам РПЦ, в котором, в частности, сообщается о праздновании 70-летия со дня рождения Сталина. По всем храмам, естественно, был молебен и многолетие. Далее цитата: «Сам же Лука в этот день служил в кафедральном соборе и в конце службы сказал проповедь патриотического содержания о том, что наше правительство борется за мир, однако в проповеди имени вождя не касался» (с. 537). То есть уполномоченный специально подчеркивает, что в своей проповеди архиерей не упомянул юбиляра, хотя это от него ожидалось.
3) В той же книге приведена справка о беседе уполномоченного со святителем Лукой (26.01.1960). «В беседе со мной архиепископ Лука интересовался вопросом поездки Н.С.Хрущева в Америку и сказал: «Хрущев сделал больше, чем Сталин за всю жизнь и он искренне рад его успехам»» (с. 1121).

Эти факты позволяют усомниться в том, что данное высказывание действительно принадлежит святителю Луке, хотя, как известно, доказывать, что кто-то чего-то не говорил, дело безнадежное. В Сети же эта цитата встречалась во многих местах, но без указания источника. А благодаря доценту кафедры русской литературы Тюменского госуниверситета Александру Медведеву, проследившему более раннюю историю этой цитаты, ее происхождение более или менее прояснилось. Впервые эта цитата встречается в 1995 году в заметке свящ. Дмитрия Дудко: «Теперь я хочу припомнить, как наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, допустим, такие как крупный ученый и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным. <…> Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит еще разобраться. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину» (о. Дмитрий Дудко. Из мыслей священника о Сталине // Сталин: в воспоминаниях современников и документах эпохи / Сост. М. Лобанов. М., 1995. С. 733-734). В 1999 в журнале «Наш современник» в рубрике «К 120-летию со дня рождения И. В. Сталина. “Его личность говорила сама за себя…”: современники о Сталине» эта фраза появляется вновь, но ее автором теперь назван архиепископ Лука: «Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): “Сталин, — говорил он, — сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину”» (Наш современник. 1999. №12. С. 188). В этом же номере Дудко пишет: «И я, сидевший при Сталине и Брежневе, как и владыко Лука, готов воскликнуть: “Сталин — богодарованный вождь России”» (свящ. Дмитрий Дудко. Он был верующим // Наш современник. 1999. №12. С. 224). А затем цитата начинает гулять уже вне текстов свящ. Д.Дудко: «И Сергий, и Алексий называли Сталина богоданным вождем. Этого же мнения придерживался и крупный ученый медик и богослов архиепископ Лука — В. Ф. Войно-Ясенецкий, кстати, сидевший в тюрьме до войны. «Сталин, — говорил он,- сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину»» (Соловьев Б., Суходеев В. Полководец Сталин. М.: Алгоритм, 1999. С. 278).

В сетевых публикациях эта цитата встречается и в качестве авторского текста свящ. Д.Дудко: «Давайте, наконец, хотя бы разберемся вот в чем. Если б победил Троцкий с его перманентной революцией, мы бы уже давно оказались на самом деле, а не по названию, как при Сталине, винтиками. Все бы были трудовой армией для каких-то темных сил. Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране и — сохранил Россию. Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит еще разобраться. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.»

Так что автором этого высказывания является священник Д.Дудко, а святителю Луке ее авторство было приписано в 1999 году. Напомню, что в том же номере «Нашего современника» напечатана статья свящ. Дмитрия Дудко. «Он был верующим», где приведены две подложных выписки из протоколов Политбюро 1933 и 1939, где Сталин предстает борцом с ленинской антирелигиозной политикой и защитником верующих.

За годы, прошедшие после первой публикации, приписанная святителю Луке фраза была перепечатана множество раз. К моменту открытия в Манеже выставки «Православная Русь» эта цитата стала общим местом, и устроители выставки воспроизвели ее в качестве такового. Так что их можно (и нужно) обвинять в непрофессионализме, а не в сознательном искажении истории. Что более гуманно.

Недавно в Санкт-Петербурге у меня состоялась встреча с представителем Благотворительного фонда «Святителя Луки». Фонд организует просветительские мероприятия, рассказывающие об удивительном человеке ХХ века – выдающемся хирурге, архиепископе Луке — в миру Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком. Он родился 27 апреля (9 мая) 1877 в городе Керчь, умер 11 июня 1961 года в Симферополе. Судьба испытывала его на прочность духа. Он много ездил и лечил людей по всей стране. Очень тяжело переживал революционные события, но продолжал лечить людей, делая сложнейшие операции. Трижды арестовывался и отправлялся в места заключения, но и там проявлял дух человеколюбия.

В начале Великой Отечественной войны отправил телеграмму председателю Президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Стал Лауреатом Сталинской премии первой степени. В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах „Очерки гнойной хирургии“, законченном в 1943 году и „Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов“, опубликованном в 1944 году», профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на помощь детским домам.

С апреля 1946 года становится архиепископом Симферопольским и Крымским.

Высказывания святителя Луки:

«Сталин сохранил Россию. Он показал, что значит Россия для всего остального мира. И потому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь товарищу Сталину».

О коммунизме, Советском государстве и его достижениях, 1939 год:

«Я всегда был прогрессистом, очень далёким не только от черносотенства и монархизма, но и от консерватизма; к фашизму отношусь особенно отрицательно. Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими; но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной Армии, охранительницы мира. Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливым. Формы государственного строя США, Франции, Англии, Швейцарии я считаю наиболее удовлетворительными из буржуазных систем. Признать себя контрреволюционером я могу лишь в той мере, в какой это вытекает из факта заповеди Евангелия, активным же контрреволюционером я никогда не был…»

После войны продолжал публиковать статьи в поддержку внешнеполитического курса СССР. В статье «К миру призвал нас Господь» (1948) выступил с резким осуждением политики США и католического духовенства, с безоговорочной апологией политики властей СССР в отношении Церкви: «…Поджигатели войны, смертельно испуганные призраком коммунизма, всякого не по-фашистски мыслящего причисляют к коммунистам. Вся масса католического духовенства стала на сторону поджигателей войны и явно сочувствует фашизму. Каково же наше подлинное отношение к нашему Правительству, к нашему новому государственному строю? Прежде всего, мы, русское духовенство, живем в полном мире с нашим Правительством, и у нас невозможно благословение священников на участие в контрреволюционных или террористических бандах, как это было в Загребе. У нас нет никаких поводов к вражде против Правительства, ибо оно предоставило полную свободу Церкви и не вмешивается в её внутренние дела».

Данный материал подготовлен на основе нескольких источников. Судьба святителя Луки представляется нам очень интересной и глубокой. Его гражданский подвиг достоин изучения. Для более полного ознакомления с историей жизни и подвига Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого представителем фонда мне была подарена книга «Святитель-хирург». Военные медики России почитают святителя Луку. Его жизнь – это яркий наглядный пример для всех людей, призывающий в любой ситуации, проходя горнило житейских испытаний, оставаться человекам, делая для людей добро.

Сергей Лисовский,

главный редактор газеты «Общество и Экология»,

Санкт-Петербург

«Шаталова Пустынь»

«Шаталова пустынь» в церковной среде явление патологическое. К представителям сего класса относятся заштатные клирики, болтающиеся из храма в храм и непонятно чем занимающиеся, или запрещенные в служении за различные провинности, но при этом дерзающие служить, проповедовать и заниматься духовничеством. Обычно такие люди находятся на грани раскола и ереси. Кроме запрещенных встречаются самозванцы и сумасшедшие. К «шаталовой пустыни» относятся и монашествующие обоих полов, не приписанные ни к какому конкретному монастырю, так называемые монахи в миру, или тайные монахи. Как правило, все они собирают вокруг себя достаточно приверженцев и адептов, именуют себя старцами, провидцами, прозорливцами, духовниками, представляя собой большой соблазн для людей неискушенных.

Несколько лет назад на Болгарском подворье в Москве произошел курьезный случай. В алтарь во время службы вошел человек в священнической одежде. Представился каким-то там священником, сказал, что ему срочно нужны Святые дары (причастие), дабы причастить тяжелобольного, и вытащил из кармана майонезную баночку с крышкой! Увидев эту банку для причастия, служители алтаря выгнали самозванца, не став разбираться, кто он и откуда пожаловал.

Для несведущих поясню, чем вызвана такая реакция клириков. Святые дары, то есть причастие, священник может взять только в своем храме — это первое. Я уже не говорю о том, что каждый клирик имеет удостоверение, подтверждающее его сан, где указано, клириком какого храма он является.

Второе — причастие помещается в специальный ковчежец, называемый дароносицей. Но и это не все; дароносицу носят только на груди и только поверх епитрахили (часть облачения, без которого не совершается никакое священнодействие), ее не кладут ни в карман, ни в портфель, так как Святые дары являются величайшей святыней.

Мне кажется, что подобные явления встречаются еще и потому, что на них существует определенный спрос, ведь спрос рождает предложение.

В конце девяностых на Волгоградском шоссе, в районе Кузьминок, один ловкий пройдоха открыл маленький духовный бизнес. Прямо на трассе стояли будка с крестом и рекламный шит с надписью «Освящение машин». Рядом носился человек в облачении и с кропилом, и, похоже, клиентов, желающих освятить машину прямо на обочине, у него было предостаточно. Хорошо еще, что там не отпевали и не венчали, — а то как удобно, в церковь заезжать не надо.

Еще один пример самозванства и «шаталовой пустыни». В метро Коломенская, в подземном переходе, на простой кухонной табуретке несколько лет восседала одна очень колоритная личность. Она была одета в куцый линялый подрясничек, имела огромную лохматую бороду, такую же шевелюру, эффектно сбившуюся в причудливый колтун, и испитое лицо. На коленях у нее стоял деревянный резной ящичек для подаяний. Глядя на подобный типаж, понимаешь, что имиджмейкеры отдыхают. Человек поминутно протягивал руку и громко театрально произносил: «Падайте на храм Божий». Меня всегда удивляло не то, что ему подавали (у нас в стране подают всем, кто просит, такая традиция), а то, что к нему постоянно подходили люди, преимущественно женщины, и подолгу беседовали, советовались, брали благословение…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Святой

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Есть такой тип церковных тетушек: ездят с прихода на приход, ссылаясь на чьи-то благословения, передают батюшкам приветы неведомо от кого, поклоны от незнакомых братий и сослужителей, и рассказывают всякие новости: рассказывают, рассказывают… Ну, думается, коли уж такие тетушки есть, наверное, они зачем-то нужны. Впрочем, не знаю. А один старый архиерей, — кстати, весьма серьезный философ, — называл их: «шаталова пустынь» и утверждал, что они, напротив, ни для чего не нужны. Поди, разберись тут…

И вот три таких тетушки заявились в храм к моему приятелю, когда мы как раз собирались уезжать в Троице-Сергиеву Лавру. «Благодать-то какая, — говорят, — и нас возьмите!» Посадили их на заднее сиденье.

Дорогою две из них тараторили, не переставая. Сначала сказали, что приехали по рекомендации Виктора из Псковских Печор, с которым приятель мой будто бы служил в армии. Тот вспоминал-вспоминал, и что-то плохо у него получалось: немудрено — все ж таки прошло тридцать лет…Потом нам поведали, что у диакона Николая из какой-то епархии родился четвертый сын, а у протоиерея Петра — восьмая дочка. Мы очень порадовались за отцов, о существовании которых даже не подозревали, и которые, между тем, настругали столько детишек. Далее начались рассказы о мироточениях и других чудесах, перемежавшиеся разными сплетнями, так что пришлось тему разговора сменить:

— А что это подружка ваша молчит? — спросил мой приятель.

— Да она только начала воцерковляться: еще стесняется батюшек, — в суетливости своей они не заметили, что добродетельную скромность поставили человеку в укор…

Однако тут же набросились на попутчицу с уговорами и увещеваниями. Некоторое время она сопротивлялась, повторяя: «Да кому это интересно?» — но в конце концов согласилась рассказать какую-то свою историю.

Дело происходило в конце пятидесятых годов, когда рассказчица была студенткой. Жила она тогда в Симферополе. Случилось с ней сильное недомогание, и отвезли ее на «скорой» в больницу. И вот лежит она в приемном покое и час, и другой, и третий… Сознание временами стало покидать ее, а возвращалось все реже и реже…

Вдруг сквозь мглу, сквозь пелену видит она: спускается по лестнице старичок в белом халате. Медленно спускается, осторожно, перила цепко так перехватывает… Подошел он, склонился над ней, — а глаза у него — белесенькие, словно слепые. И спрашивает дежурную медсестру:

— Давно привезли?

— Часа три, наверное, если не больше.

— А почему не оперируют?

— Партсобрание ведь! Отчетно-выборное! Не велели тревожить ни в каком крайнем случае.

Он приказал:

— Быстро в операционную! — и добавил: — Ей осталось жить двадцать минут…

Здесь сознание снова покинуло умирающую. Очнулась она уже в операционной: на стене висела икона Пресвятой Богородицы, и слепенький старичок молился перед этой иконой…

— Я успела подумать, — вспоминала рассказчица, — что мне страшно не повезло: мало того, что хирург — слепой, так еще и время теряет, хотя сам сказал, что осталось двадцать минут. И вдруг я — безбожница, комсомолка, выбросившая бабушкины иконы, — взмолилась: «Пресвятая Богородица, спаси!» Я знаю, что говорить не могла — рот у меня пересох, и губы не шевелились: я обращалась к Богородице мысленно, но старичок, подойдя ко мне, сказал: «Не тревожься — спасет»…

Операция прошла замечательно, и больную через несколько дней выписали. Спустя годы узнала она, что оперировал ее Симферопольский архиепископ Лука — великий хирург Войно-Ясенецкий… Такая история.

В Лавре мы с приятелем занялись своими делами, а тетушки отправились восвояси.

Впоследствии рассказчица стала монахиней одного из женских монастырей. А подружки ее все снуют и снуют по приходам.

Мелкие бесы

Фото: vlada.io

Очередной скандал, связанный с отношением общества к Иосифу Сталину, разгорелся после того, как председатель Изборского клуба Александр Проханов представил в Саратовской области Державную икону Божией Матери с изображением генералиссимуса. Писатель заявил, что «Сталин был благодетелем церкви», «выиграл глобальную религиозную войну, не дав аду прийти в мир» и призвал «серьезно подумать» о канонизации героев Великой Отечественной. Саратовская митрополия выразила по поводу произошедшего «сожаление и возмущение». Кроме того, представители РПЦ предполагают, что историю с иконой раздувают журналисты, чтобы нанести «еще один удар по церкви».

Проханов приехал в Саратовскую область в качестве почетного гостя книжной ярмарки «Волжская волна», организованной в рамках российского Года литературы. Всего на ярмарку пригласили двух писателей, вторым оказался Эдуард Лимонов.

Президент Приволжской книжной палаты Дмитрий Аяцков (бывший губернатор Саратовской области) накануне мероприятия предупреждал, что члены Изборского клуба «передадут иконы» на Энгельсскую базу дальней авиации. Название иконы не прозвучало, и слова экс-губернатора остались незамеченными.

На аэродроме выставили Державную икону Божией Матери, на которой под покровом ангельских крыльев изображен Иосиф Сталин и советские маршалы. По сообщению газеты «Завтра», образ был написан художниками из Рыбинска по заказу Изборского клуба.

«Эта икона, на которой Бог рукой своей направляет действия генералиссимуса и маршалов ВОВ, — лишь первая. Готовятся еще как минимум две — одна посвящена параду 1941 года, другая — параду 1945-го», — заявил Александр Проханов.

Писатель выразил надежду, что энгельсский бомбардировщик, «пролетая над Америкой, покажет военную мощь России, как бы скажет: «Не валяй дурака, Америка!» Отметим, что Проханов не первый раз гостит на авиабазе. В августе прошлого года одному из стратегических ракетоносцев Ту-95 МС было присвоено почетное имя «Изборск».

Икону с изображением Сталина освятил православный священник, и это фото попало на федеральные ленты новостей. В тот же день саратовская митрополия опубликовала «Разъяснение по поводу инцидента, происшедшего на Энгельсской авиабазе». Как сказано в сообщении, командование части пригласило иеромонаха Виссариона, представителя Покровской епархии, «для благословения экипажа самолета, направляемого для выполнения задания». В митрополии подчеркивают, что Покровскую епархию не предупредили о присутствии на аэродроме спорного образа. «Клирик проявил вопиющую некомпетентность и духовную нерассудительность, совершив моление перед неканоничным изображением, не признанным Русской Православной Церковью. Сам священник объясняет свои действия неопытностью и растерянностью (срок его служения в сане пресвитера ― один год)», — сообщает митрополия и обещает наказать священнослужителя в дисциплинарном порядке. Как сказано в сообщении, «действия руководителя Изборского клуба А.А. Проханова можно назвать откровенной провокацией», вызывающей сожаление и возмущение.

В ответ писатель напомнил оппонентам, что «самое страшное в мире — это предательство благодетеля:

Сталин был благодетелем церкви. Вся православная церковь за него молилась. Сталина предало огромное количество людей, после XX съезда партии от него отреклись. Так же они предали Горбачева и Ельцина. Есть угроза, что теперь они предадут Путина».

Выступая на встрече с саратовскими читателями, литератор заявил, что считает день Победы религиозным праздником и предлагает «серьезно подумать насчет причисления героев Великой Отечественной к лику святых».

По окончании книжной ярмарки в Саратове (к сожалению, событий, более ярких, чем изборская икона, на литературном форуме не было) патриоты и православные продолжили полемику в прессе и соцсетях. Газета «Завтра» обвинила представителей саратовской митрополии в «промайданных настроениях»: «Возмущение церковных либералов более объясняется их политическими взглядами, нежели ревностью о чистоте православия».

Представители РПЦ, в свою очередь, обвинили в раздувании скандала журналистов. «Сейчас начнет раскручиваться эта история, главной целью которой будет еще один удар по Церкви. Но в основе ее, как и раньше, — ложь», — заявил известный православный блогер протоиерей Владимир Вигилянский, напомнив, что «Православная Церковь знает множество изображений на фресках и иконах людей, не являющихся святыми» и даже «откровенных грешников, чертей и самого дьявола».

Отметим, что в мае Державная икона Божией Матери побывала в Белгородской области, где проходил пленум Союза писателей России. Как сообщала газета «Завтра», «сопутствующий иконе афонский иеромонах Афиноген отслужил литию в память героев, павших на Прохоровском поле». РПЦ заявляла, что этот священнослужитель «является «карманным» иеромонахом господина Проханова и не принадлежит к клиру Белгородской митрополии». В комментарии митрополии подчеркивалось, что спорное изображение следует считать не иконой, а картиной, «иллюстрацией идей так называемой «гражданской религии», которая противостоит богооткровенной религии и Православной Церкви».

Напомним, что это не первая попытка иконописного изображения Иосифа Сталина. В 2008 году в храме города Стрельны Ленинградской области была выставлена для поклонения икона с изображением генералиссимуса и блаженной Матроны Московской. Настоятель храма игумен Евстафий (Жаков) объяснил это личными симпатиями к «отцу народов», но по просьбе прихожан, не согласившихся прикладываться к такому образу, перенес икону в нижний придел. В том же году движение «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» обращалось в патриархию с предложением канонизировать Сталина. Активисты заявляли о намерении напечатать 10 тысяч таких иконок, чтобы «распространять эти изображения среди тех, для кого Сталин уже давно святой».