Лютеранская церковь в норвегии

Разрешены ли в норвегии однополые браки

Законы после 2000-го

Итак, рассказывая о том, где разрешен однополый брак, следует поведать о странах, которые позволили регистрировать такие отношения ещё в XX веке. Итак, самой толерантной оказалась Дания. Она возглавляет список стран, где разрешены однополые браки, поскольку там закон был принят еще в 1986 году.

Следующей идёт Норвегия. Там закон о разрешении заключения браков между людьми одного пола был принят в 1993 году. Точнее, гражданских союзов. Официально, то есть с регистрацией, только в 2009-м. С 1995 года в Швеции разрешено регистрировать партнерства, а полноценные однополые браки – так же как и в Норвегии, с 2009-го.

С 1996-го приняла описываемый закон и Исландия – там люди нетрадиционной ориентации могут жениться и быть такой же семьей, как и остальные, со всеми правами. В Голландии – то же самое, но с 1998-го. К слову, именно эта страна была первой, которая предложила ввести в законодательство формулировку “однополый брак”.

С XXI века страны, где разрешены однополые браки, пополнили свой список. Видимо, всё больше стало распространено такое понятие, как толерантность. Например, с 2001 года в Финляндии разрешено регистрировать такие отношения, и партнерам дана возможность усыновлять детей и брать фамилии друг друга. С 2001 г. и Германия согласилась признать пожизненные партнерства, но полноценными браками их всё равно не считают.

Португалия в 2001-м также приняла это положение. Бельгия – с 2003 года, так же как и Хорватия. Люксембург пополнил страны Европы, где разрешены однополые браки, в 2004-м. Новая Зеландия приняла это положение тогда же. В Испании закон одобрили в 2005 году, как и в Канаде, и в Швейцарии. И, наконец, Ирландия с Аргентиной пополнили список таких толерантных государств в 2009 и 2010 годах соответственно.

Интересные факты

Рассказывая о том, где разрешены однополые браки, не мешало бы отметить несколько интересных фактов, которые касаются данной темы. Итак, первой парой, узаконившей свои отношения, стали двое молодых людей. Это Эйгил и Аксель Аксгилы. Они являются гражданами Дании. Зарегистрировали этот брак в 1989 году, 1 октября, – как раз тогда, когда в полную силу вступил закон об однополых союзах.

В июле 2010 года произошла необычная ситуация. Йоханна Сигурдардоттир – женщина, которая занимает пост президента Исландии, вступила в однополый брак. Таким образом, она стала первым во всем мире главной страны, оформившей такой союз.

И, наконец, факт, который многие люди по праву считают, по меньшей мере, неправильным. С 2007 года шведская лютеранская церковь начала благословлять подобные отношения. Это было невиданно. Таким образом, Швеция стала первой в мире страной, в которой однополые браки разрешила господствующая церковь. Но и это еще не все. С 2009 года проводят даже венчания.

Нидерланды

Итак, говоря про страны, где разрешены однополые браки, нельзя не рассказать о них и об их законах более подробно, чтобы понять специфику этого положения, которое нам, россиянам, кажется совершенно неприемлемым. Нидерланды – это первое государство, которое целиком и полностью легализовало однополые браки.

Так вот, в Нидерландах люди нетрадиционной ориентации могут заключать гражданский брак, проходя обыкновенную церемонию в мэрии. Один из них в обязательном порядке должен быть гражданином этой страны. Мэры, тем не менее, имеют право отказать в регистрации таких отношений. Также ограничивается право усыновлять детей.

Бельгия

Это государство также позволяет мужчинам заключать между собой официальные отношения, как и женщинам. Рассказывая о том, где разрешены однополые браки в Европе, стоит отметить вниманием и эту страну. Бельгия – второе после Нидерландов государство, принявшее закон о регистрации подобных отношений. Гомосексуалистам были даны те же права, что и гетеросексуалам.

Основным доводом, которым воспользовалось бельгийское правительство, стали многочисленные требования граждан, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации, о принятии закона равноправия. Бельгийцы просили дать им те же права, которыми обладали и другие. Государство согласилось в 2003 году.

Канада

Это четвертое государство, которое приняло решение легализовать подобные браки. Важное событие произошло в 2005 году, а именно 20 июля. Данный законопроект, к слову, был одним из наиболее спорных за всю историю парламента страны. На протяжении нескольких лет представители закона и государства спорили о том, можно ли одобрять его, или нет. Нашлось немало противников, но было и достаточно единомышленников этой идеи.

Закон одобрили. В соответствии с ним девушки и парни могут вступить в брак с представителем своего же пола где угодно (речь идет о Канаде, разумеется). А ещё у всех пар имеется возможность усыновить или удочерить ребенка из детского дома.

Остальные государства

В 2009-м к толерантным странам присоединилась и Мексика. Мехико является первым городом во всей Латинской Америке, в котором однополый брак можно заключить официально.

Аргентина пополнила список толерантных государств в 2010-м. А задолго до этого, в 2002-м, страна стала первой из всех латиноамериканских, в которых было разрешено людям одного пола жить вместе. Однако им тогда не было позволено пользоваться правами, которыми обладают гетеросексуальные пары.

В 2011-м, не так давно, Верховный суд Бразилии позволил регистрировать однополые браки. Но, что интересно, в этом государстве нет федерального закона, подтверждающего данный факт.

И еще пару слов про страны Европы, где разрешены однополые браки. В Великобритании официально закон был принят не так давно, чуть больше полутора лет тому назад. Мужчины и женщины могут жениться в рамках и гражданских, и церковных церемоний. Но только не в Церкви Англии – это одно условие. Франция пополнила европейские страны, где разрешены однополые браки, в 2013-м. Гомосексуалистам было позволено расписываться и усыновлять детей.

Российская Федерация

На территории нашей страны зарегистрировать гомосексуальный брак нереально, потому что российское законодательство возможность оформить такие отношения не регулирует. Более того, однополые браки, которые были заключены в другом государстве (где такое разрешено), на территории нашей страны не признаются действительными. Основам национального законодательства это просто-напросто противоречит.

В России вряд ли когда-либо разрешат жениться лицам одного пола. У нас иное мировосприятие, другая демографическая и социальная ситуация. Российские политики, как и большинство граждан нашей страны, утверждают, что подобные браки – это не только то, что ведет к вымиранию нации, но еще и фактор, разрушающий нравственные ценности и устои общества. Что ж, у каждого своё мнение на этот счет, и законы в мире разные, но в России этого нет, и многие данному факту рады.

Церковь Норвегии сделала подарок ЛГБТ-сообществу

Генеральный синод Лютеранской Церкви Норвегии утвердил в понедельник текст нового дополнительного венчального богослужения, которое позволяет норвежским священникам сочетать однополые пары церковным браком
Global Look Press

Генеральный синод Лютеранской Церкви Норвегии утвердил в понедельник текст нового дополнительного венчального богослужения, которое позволяет норвежским священникам сочетать однополые пары церковным браком.

Предложение, которое два десятилетия оставалось предметом ожесточенных теологических споров, было поддержано 88 из 115 делегатов синода. Два года назад лишь 55 делегатов высказались за то, чтобы дать представителям ЛГБТ-сообщества право венчаться, сообщает ТАСС со ссылкой на информацию Норвежской вещательной корпорации.

Как заявил на синоде один из лидеров Фронта Åpen folkekirke («Открытая народная церковь») и редактор одноименного портала Гард Сэндэкер-Нильсен, «это большой день для меня, для Åpen folkekirke и для Церкви Норвегии». «Наконец мы будем праздновать любовь, независимо от того, кто кого любит», — приводит его слова издание The Local.

Фронт считает, что брак — это взаимное обязательство и священный союз двух людей, независимо от того, заключается ли он двумя мужчинами, двумя женщинами или женщиной и мужчиной», — сказал Сэндэкер-Нилсен, который на протяжении последних месяцев активно выступал в поддержку однополых браков, освященных Церковью.

Между тем синод признал, что вопрос об освящении Церковью однополых браков по-прежнему вызывает противоречия среди священнослужителей и прихожан, однако при этом было отмечено, что принятое решение дает право на существование обеим точкам зрения. За священнослужителями, которые не поддерживают однополые браки, остается право отказываться от освящения подобных союзов. Вместе с тем у тех, кто желает их заключить, будет возможность сделать это в родном приходе, для чего в некоторых случаях, по всей видимости, придется приглашать другого священника.

В работе Генерального синода приняли участие как священники, так и прихожане, являющиеся членами советов всех 11 епархий Норвегии, а также представители ряда других церковных организаций, таких как Церковный совет, отвечающий за подготовку к проведению ежегодных синодов, Экуменический совет и Саамский церковный совет.

Церковь Норвегии — официальная церковь скандинавского королевства, и ее членами формально являются 3,8 млн человек — 73% населения страны. В настоящий момент большинство ее епископов поддерживают однополые браки.

Епископ Бергенский Халвур Нурхауг в интервью ТАСС заявил, что «есть много причин, объясняющих, почему подход Церкви Норвегии к этому вопросу отличается от позиций, которые занимают Католическая и Русская православная церкви». «Прежде всего необходимо помнить о том, что нравы в норвежском обществе в определенном смысле достаточно прогрессивны — признается не только равенство мужчин и женщин, но также гомо- и гетеросексуалов. С 2009 году у нас разрешены гей-браки, и это влияет на общественное мнение — как внутри Церкви, так и за ее пределами. Люди привыкают к тому, что среди их знакомых есть геи, есть однополые пары, и убеждаются в том, что ничего страшного в однополых браках нет. Консерваторы, со своей стороны, апеллируют к Библии, утверждая, что мы должны оставаться верны ее букве. А в Библии однополые отношения осуждаются», — сказал епископ.

По словам собеседника агентства, сама тональность дискуссии об ЛГБТ в Норвегии представляется совершенно иной, чем в Италии или России, к тому же Церковь Норвегии, по его словам, уже привыкла менять устоявшееся отношение к тем или иным вопросам, например, о рукоположении женщин в духовный сан. При этом сам Нурхауг скептически относится к идее церковного венчания однополых пар, хотя в его епархии большинство людей ее поддерживают.

Норвежское законодательство с 1993 года допускало регистрацию гражданского партнерства гомосексуальных пар. В 2009 году правительством социал-демократов Йенса Столтенберга был принят закон, узаконивший официальную регистрацию светских браков между представителями одного пола и давший им возможность усыновлять детей.

Напомним, что итоги социологического опроса, проведенного недавно по заказу газеты Aftenposten службой Respons Analys среди 706 респондентов, свидетельствовали о том, что менее половины (48%) крещенных членов официальной лютеранской Церкви Норвегии, число прихожан которой насчитывает более 3,8 млн человек, считают себя христианами.

33% респондентов назвали себя атеистами, 14% заявили, что верят только в Творца, и 1% отнесли себя к последователям иной веры.

По словам представителя Конференции епископов Норвегии Хельги Оглан Бюфуглин, итоги опроса не удивляют, поскольку подтверждают данные других социологических исследований.

«Мы признаем, что Церковь принимает вызов со стороны тенденций нашего времени», — сказала она.

По ее мнению, многие люди чувствуют, что принадлежность к христианству требует особой отдачи и активности. Но когда дело доходит до веры, появляется много нюансов, и верующие видят в Церкви слишком сильного представителя культурной традиции.

Социолог религии в Университете Ставангера Андрес Вассенден, со своей стороны, считает, что отношение норвежцев к религии слишком сложное.

«Люди могут определять себя как агностиков, но при этом не считать «драматичным» свое членство в Церкви», — сказал он.

10 старинных деревянных церквей в Норвегии

Красивейшие деревянные средневековые каркасные церкви наиболее распространенные архитектурные творения в Норвегии. Ставкирки того периода, как исторические шедевры сконцентрированы по всей Северной Европе.

В Норвегии на сегодня сохранились наиболее интересные разновидности таких сооружений. Побывав в этой стране по всей ее территории можно увидеть цекви 12-х и 13-х веков с типичными для культуры викингов узорами и христианскими мотивами.

Церковь Флесбера

Деревянная церковь Флесберга была построенная еще в конце 12 века в графстве Баскеруд. Ее конструкция в середине 18-го века подверглась серьезной реконструкции и от первоначальной ее архитектуры практически ничего не осталось. Но все равно церковь Флесберга привлекает к себе своей оригинальностью и структурой. Особенный интерес вызывает окружающий здание с железными кольцами на вершине забор. Каждое кольцо на заборе принадлежало определенному человеку, к которому он привязывал свою лошадь, когда посещал церковь.

Ставкирка из Гуля

Как и предполагает название, ставкирка из Гуля была первоначально расположена в Гуле. Сегодня же, эта деревянная церковь может быть найдена в норвежском Музее Культурной Истории в Осло. Сооружение должны были снести около ста лет назад, чтобы освободить место для новой церкви, но король Оскар II решил сохранить церковь в качестве музейного экспоната. Необычный дизайн с крышами разной высоты столь впечатляющий, что по всему миру были сделаны многократные точные копии норвежской церкви. Одна из них даже находится в Северной Дакоте, США.

Церковь Ундредаль

Церковь Ундредаль была построена в 1147 году в небольшой деревне Ундредаль, который расположен прямо на берегу Аурландсфьорда. Эта церковь — одна из самых маленьких в своем роде, которая все еще функционирует в Норвегии. Ставкирка вмещает всего 40 человек в зале размерами 4 на 12 метров. Как многие средневековые церкви Норвегии, Ундредаль несколько раз перемещался, и при этом были внесены незначительные изменения в проект.

Ставкирка Ролдал

Ставкирка Ролдал уникальна в своем виде, так как служит одновременно в качестве музея и функционирующей церкви. В два воскресенья каждого месяца прихожане собираются в церкви Ролдал на службу. В остальное время структура 13-го века открыта для общественности в качестве музея. В церкви хранятся деревянные скульптуры 13-го века, изображающие библейские истории. Среди них выделяется статуя Девы Марии с Иисусом и явление Архангела Михаила. Деревянные церкви — одна из причин посетить Норвегию.

Каупангерская церковь

Каупангерская церковь 12-го века непрерывно функционировала более 800 лет, являясь ярким примером местной культуры и исторического наследия. От других более старых церквей в Норвегии ее отличает большее количество деревянных колонн. В 19-м веке провели серьезную реконструкцию, нарушившую оригинальный проект ставкирки. К счастью, большинство этих непродуманных изменений было отменено в 1960-х, после чего образ церкви стал более соответствовать своему средневековому происхождению.

Церковь Реинли

РЕКЛАМА

Деревянная церковь Реинли была построена в 12-м веке в округе Опланн. Это была третья по счету структура, построенная на этом месте. Удивительно то, что предыдущая структура была языческим храмом. Ставкирка Реинли выглядит более традиционной, чем некоторые другие деревянные церкви в Норвегии, позволяя посетителям погрузиться в далекое прошлое и узнать об его архитектуре в нетронутом виде. В 20-м веке серия реконструкций обновила здание, не нарушив общего проекта. Было проведено электричество, свет и отопление.

Ставкирка Хопперстад

Неподалеку от крошечной деревни Викойри находится одна из популярных достопримечательностей Норвегии — ставкирка Хопперстад. Построенная в начале 12-го века структура — одна из самых старых деревянных церквей в Норвегии. К 19-му веку, однако, она была заброшена, а часть деревянной отделки демонтировали. К счастью церковь. церковь была выкуплена небезразличными меценатами и восстановлена. Тройной неф — все еще важная особенность Хопперстада, как и алтарь в честь Девы Марии.

Церковь в Урнесе

Построенная в 12-м веке Церковь в Урнесе окружена живописной красотой норвежских фьордов и бескрайних зеленых полей. Будучи одной из самых ранних деревянных церквей, она служит связующим звеном между религиями Викингов и западным христианством. Внутри можно увидеть множество образов животных как из Библии, так и из норвежской мифологии. Церковь не используется для регулярных служений, но местные жители все еще проводят в уникальной структуре обряды венчания и крещения.

Ставкирка в Боргунне

Ставкирка в Боргунне — одна из наиболее сохраненных деревянных церквей Норвегии. Построенная в период между 1180 и 1250 годами церковь имеет расположение базилики с несколькими ярусами нависающих крыш. С конца 19-го века церковь не использовалась в религиозных целях, а сегодня она открыта в качестве музея для общественности. Стоит обратить особое внимание на надписи на стене, которые относятся к времени 13-го века.

Церковь в Хеддале

Самой большой из всех деревянных церквей Норвегии является ставкирка в Хеддале. Сооружение было построено в начале 13-го века, а у его происхождения довольно необычные корни. В легенде говорится, что огромная деревянная церковь была создана всего за три дня пятью местными фермерами. До сих пор ведутся споры относительно правдивости этой легенды, что добавляет интригу к истории церкви. Фасад ставкирки Хеддаля был восстановлен в 19-х — 20-х веках, а интерьер претерпел серьезные изменения под лютеранским управлением в 16-м веке.

Церковь Норвегии

Конституция Норвегии Краткая информация Государственная символика
Государственные структуры Социальная политика Национальные особенности
Судебная система Правовая система Экономика Норвегии
Статистика Экология Статьи о Норвегии
Религия и церковь Норвегии Внешняя политика Лицом к лицу
События Владения Норвегии Политические партии Норвегии и политики
Норвежский бизнес Королевский Дом Норвежский язык
Россия — Норвегия Cаамы Профсоюзное движение

Церковь Норвегии (норв. Den norske kirke, нюношк Den norske kyrkja) — одна из лютеранских церквей, официальная церковь Норвегии. До недавнего времени (2012) не была отделена от государства, до 1969 года называлась «государственной церковью» (норв. statskirken). Главой церкви официально является король Норвегии, а управление ею осуществляет министерство по делам культуры и церкви Норвегии.

Вероисповедание

Церковь Норвегии принадлежит к числу лютеранских церквей, и основой своей веры считает исключительно Библию. Кроме того, Церковь Норвегии признаёт основополагающими следующие писания:

* Апостольский символ веры
* Никейский символ веры
* Афанасьевский символ веры
* Аугсбургское исповедание
* Малый катехизис Лютера

Понимание Писания

Церковь Норвегии придерживается лютеранского учения, согласно которому Библия рассказывает о требованиях и дарах Бога, или о Законе и Евангелии. На практике это означает, что Ветхий Завет представляет собой рассказ о Божьем законе, нарушение которого человек искупает жертвоприношением, в то время как в Новом Завете говорится об искуплении человеческих грехов крестной смертью Иисуса Христа.

Как и другие ветви христианства, лютеранская церковь признает, что приход Иисуса стал исполнением ветхозаветных пророчеств о Мессии.

Основой лютеранского богословия, и тем самым богословия Церкви Норвегии, является тезис о том, что спасение осуществляется исключительно верой. Этот вопрос стал одной из причин разрыва лютеранства с Римско-католической церковью. Согласно учению Церкви Норвегии, человек не может быть спасён своими действиями или своей праведностью, но только верой в Иисуса как Спасителя.

Таинства

К числу таинств в Церкви Норвегии относятся крещение и причастие. При этом практикуются и другие обряды, которые считаются таинствами в других церквях, как, к примеру, рукоположение. Церковь Норвегии принимает доктрину консубстанциации (сосуществления).

Причастие

Согласно лютеранскому учению, в таинстве причастия Иисус Христос присутствует в хлебе и вине, но при этом хлеб и вино с точки зрения субстанции не перестают быть таковыми (консубстанциация, или сосуществление), в отличие от католичества, где принята доктрина транссубстанциации (пресуществления), согласно которой хлеб и вино с точки зрения субстанции становятся телом и кровью Христа. Причастие является отпущением грехов и даёт силы для продолжения христианской жизни. Церковь Норвегии допускает причащение людей, входящих в другие религиозные общины.

Богослужение

Богослужение (норв. gudstjeneste, или høymesse) является центральным событием в жизни прихода. В Норвегии оно обыкновенно происходит в 11.00 по воскресеньям, но в ряде случаев проводятся дополнительные богослужения и/или богослужения в иное время. Если один приходской священник обслуживает несколько церквей, в некоторых церквях богослужение в воскресенье может не проводиться. Крещение, причастие и конфирмация (миропомазание) проводятся в рамках обычной службы, но для других обрядов (например, отпевание или венчание) существуют специальные процедуры. В большинстве приходов руководствуются «Литургической книгой Церкви Норвегии» (норв. Gudstjenestebok for den norske kirke), однако в некоторых приходах проводятся эксперименты с другими типами богослужений или более свободной формы. На 2010 год запланирован пересмотр порядка богослужения.

Порядок литургии основан на католической мессе и тем самым в своей основе мало отличается от порядка богослужения в других церквях.

Стандартное богослужение устроено следующим образом:

* Вводная часть со входным псалмом, приветствием и вводными словами. Часто во время пения первого псалма происходит торжественная процессия. Затем следует исповедание грехов, поются Kyrie, eleison и Gloria in excelsis Deo.
* Литургия слова с молитвой на данный день, двумя библейскими чтениями, чтением Символа веры (обычно апостольского) и проповедь. После этого следуют евхаристические молитвы и благодарственная жертва.
* Причастие («литургия стола»): Литургия причастия состоит из того, что священник и паства обмениваются необходимыми словами и поют часть главы 6 Книги пророка Исаии. Затем следует молитва священника и общая молитва Отче наш. После этого священник произносит необходимые слова и все поют Agnus Dei.
* Завершние и благословение. Иногда литургия может завершаться торжественной процессией.

Если в ходе литургии необходимо совершить крещение, оно обычно происходит после Gloria или евхаристических молитв, но возможны и другие варианты.

Церковные обряды

Конфирмация

В ходе обряда конфирмации церковь молится за человека, принимающего миропомазание. Его смысл заключается в подтверждении (лат. confirmatio) крещения — Бог подтверждает обещание, данное человеку в таинстве крещения. Протестанты отрицают католическое и православное понимание конфирмации как таинства, но сохраняют его как необходимую ступень подготовки к причастию, хотя сейчас верные могут приступать к причастию, даже если они не проходили конфирмации. В 1736 году конфирмация стала обязательной для всех граждан Норвегии, и такой порядок сохранялся долгое время. Конфирмация играет также важную роль в процессе катехизации: поскольку Церковь Норвегии практикует крещение младенцев, обучение основам веры происходит уже после крещения, обычно как раз перед конфирмацией. С 1978 года период катехизации перед конфирмацией длится обычно восемь месяцев.

Исповедь

В отличие от католичества и православия, в лютеранстве принимать исповедь отпускать грехи кающемуся может не только священник, но любой верный. Сам Мартин Лютер считал, что исповедь важна как способ осознания своих грехов и в то же время осуществленяи пастырских обязанностей. В Церкви Норвегии существует обряд исповеди, который в последние годы набирает популярность. Обычно исповедь происходит в кабинете священника или в доме исповедующегося, а в ряде приходов возможна установка конфессионалов. Особенно важную роль играет исповедь в лестадианстве, распространённом на севере Норвегии (в Тромсе и Финнмарке). Лестадиане обычно исповедуются тому из верных, кому они более всего доверяют, необязательно священнику.

Брак

Согласно лютеранскому учению, брак является вопросом в первую очередь гражданским, однако он подтверждается в рамках специальной церковной церемонии- Существует также специальный обряд молитвы за супругов, ранее вступивших в брак с помощью гражданской церемонии.

Ранее Церковь Норвегии считала брак нерасторжимым, но в течение XX века эта позиция сменилась, и сейчас большинство священников признают право на развод. Согласно норвежскому закону о браке, если священник не признает права разведённых на брак, он может отказаться проводить такую церемонию.

Церковь Норвегии может проводить обряд венчания, даже если лишь один из супругов входит в её состав, однако священник может отказать в проведении такого венчания.

С 1992 года ведутся значительные споры о роли гомосексуалистов в церкви, в частности о возможности признания гомосексуальных браков. На последнем по времени собрании Церковного совета в 2007 году этот вопрос был оставлен на усмотрение епископов.

Ординация

Ординация, или рукоположение священников, происходит в рамках процедуры благословения, подтверждающей, что человек достоин получения этого сана и владеет необходимыми знаниями и навыками. Посвящение в сан епископа происходит в рамках специальной церемонии. Посвящение в диаконы, катехеты и канторы называется по-норвежски иным словом (норв. vigsel), но разница между таким посвящением и ординацией является традиционной и в рамках Норвежской церкви не имеет богословского значения. Иными словами, в рамках прихода важнейшей является разница между служениями, для которых необходима ординация или посвящение (священник, катехет, диакон, кантор), и такими, для которых ничего подобного не требуется (министранты и т. п.).

В Церкви Норвегии допускается ординация женщин, в том числе в епископы.

Епархии

Церковь Норвегии является епикопально-синодальной церковью и разделена на 11 епархий.

Епархия Кафедра Фюльке Примечания
Осло Осло. Осло, коммуны Аскер и Бэрум (фюльке Акерсхус) Епископ Осло отвечает также за приходы для глухих и армейские приходы (корпус капелланов)
Борг Фредрикстад Акерсхус (за исключением Аскера и Бэрума), Эстфолл
Хамар Хамар Оппланн, Хедмарк
Тунсберг Тёнсберг Бускеруд, Вестфолл
Агдер и Телемарк Кристиансанн Вест-Агдер, Телемарк, Эуст-Агдер
Ставангер Ставангер Ругаланн
Бьёргвин Берген Согн-ог-Фьюране, Хордаланн Епископ Бьёргвина также отвечает за работу Церкви Норвегии за границей («Церкви моряков»)
Мёре Молде Мёре-ог-Ромсдал
Нидарос Тронхейм Нур-Трёнделаг, Сёр-Трёнделаг
Сёр-Холугаланн Будё Нурланн
Нур-Холугаланн Тромсё Тромс, Финнмарк, Шпицберген

Управляющие органы

* Верховным главой Церкив Норвегии считается король Норвегии. Полномочия по реальном управлению переданы министерству по делам церкви и культуры (ранее существовало отдельное министерство по делам церкви). Церковные вопросы решает церковное правительство Норвегии, в которое входят только те члены правительства, которые также принадлежат Церкви Норвегии. Существование церковного правительство предусмотрено п. 2 § 27 Конституции Норвегии, и необходимость его формирования обусловливает записанное в п. 2 § 12 конституции требование, чтобы не менее половины членов правительства принадлежали Церкви Норвегии. Стортинг оказывает влияние на Церковь через работу парламентнского комитета по делам церкви и через принятие законов

* Высшим органом власти является созданный в 1984 году Церковный собор (норв. Kirkemøtet), в котором принимают участие все епископы и члены епархиальных советов

* В состав Епископского собора (норв. Bispemøtet) входят все 11 епископов Церкви Норвегии. Собор не может принудить отдельных епископов совершать или не совершать некий действий: его цель заключается в «совместнром решении тех вопросов, которые в соответствии с действующими правилами относятся к сфере компетенции епископов». Председатель собора (норв. preses) представляет его на Церковном соборе.

* Церковный совет (норв. Kirkerådet, создан в 1969 году, регламент изменён в 1984 году) проводит подготовку к Церковному собору и является высшим исполнительным органом между его сессиями.

* Богословская комиссия (норв. Den norske kirkes lærenemnd) отвечает за вопросы вероучения. В её работе участвует 20 членов.

* Совет по межцерковным отношениям отвечает за отношения с лютеранскими церквями других стран, а также экуменическую деятелньость и межрелигиозные контакты внутри Норвегии.

* Саамский церковный совет (норв. Samisk kirkeråd, создан в 1992 году) отвечает за удовлетворение всех религиозных потребностей на саамских языках и сохранение уважительного отношения к саамским традициям.

* Юношеский церковный собор (первое заседание — 1993 год) является консультативным органом, выражающим взгляды церковного юношества.

Международное сотрудничество

Церковь Норвегии является автономной лютеранской церковью, однако участвует в работе следующих организаций:

* Всемирная лютеранская федерация
* Всемирный совет церквей
* Конференция европейских церквей
* Сообщество Порвоо, организация с участием лютеранских церквей в Скандинавии и Балтии, а также англиканских церквей на Британских островах и епископальных церквей на Пиренейском полуострове. Условия участия в сообществе, в частности, предполагают, что церкви признают действительность ординаций.

Отношения церкви и государства

Церковь Норвегии не отделена от государства. В последние годы широко обсуждается вопрос о различии церкви и государства, и было подготовлено несколько докладов на эту тему. Последним был доклад комиссии под руководством политика Коре Йённеса, представленный в январе 2006 года. Большинство авторов доклада рекомендует изменить существующее положение дел. В 2006 году доклад комиссии Йённеса был рассмотрен несколькими тысячами ведомств в рамках подготовки правительственного доклада Стортингу. Первоначально правительство должно было представить новую политику в декабре 2007 года, но в реальности это случилось лишь в апреле 2008 года.

Доклад правительства был принять всеми семью партиями, представленными в Стортинге. Доклад предполагает предоставление церкви большей внутренней автономии, в частности права назначения епископов. Это требует, в частности, укрепления внутренней демократии и увеличения явки на выборах на церковные должности. Предполагается, что церковь может быть окончательно отделена от государства в 2012 году.

Передача полномочий от государства к самой церкви началась уже в 1920-х годах. Создавалось все больше комиссий и советов, отвечавших за различные аспекты церковной деятельности. В ряде важных сфер, таких как литургия и вероучение, церковь уже достигла полной самостоятельности. В то же время за назначение епископов и священников формально отвечает король, а за церковное законодательство — Стортинг.

Ответственность за поддержание церковных зданий в надлежащем состоянии и оплату труда священников лежит на государстве и на местных властях, но многие приходы выплачивают зарплату сотрудникам, нанятым сверхштата, часто за счёт пожертвований прихожан.

История Церкви Норвегии со времён Реформации

Реформация

Реформация в Дании и Норвегии произошла в 1536—1537 годах, когда лютеранство принял король Кристиан III. В 1537 году он сделал его государственной религией в своём королестве.

Католических епископов сменили лютеранские суперинтенденты, и довольно скоро официальная церковь стала лютеранской. Среди населения новая религия прививалась не так быстро. «Народной верой» лютеранство стало лишь к конце XVI века.

Ко времени Реформации более половины всех норвежских земель принадлежало церкви. Она вся отошла государству, а позже большая её часть была продана богатым гражданам. Церковь в Дании и Норвегии порвала с Римом и стала национальной церковью во главе с королём. Первый закон, так называемый «Церковный ордонанс» был принят в 1537 году. Он предусматривает разделение полномочий церкви и короля: церковь свидетельствует о слове Божием и отправляет таинства, а король определяет рамки, в которых это происходит. Принятие законов, регулирующих церковную деятельность, относится к сфере компетенции короля: это положение дел сохранилось в норвежском законодательстве до сих пор.

После Реформации

После Реформации власть над церковью постепенно переходила в руки короля. В 1660 году в датско-норвежском государстве была установлена абсолютная монархия, и в течение двух сотен лет после этого руководство церковью осуществлялось государственными органами, а за назначение священников и епископов отвечал непосредственно король. Согласно конституции 1814 года евангелическо-лютеранское вероисповедание стало государственной религией Норвегии, которой оно остаётся по сей день.

Шведско-норвежская уния не оказала значительного влияния на развитие Церкви Норвегии. В XIX веке набрали силу реформаторские движения. Было также создано министерство по церковным делам, в то же время выросло влияние епископа Осло.

Важную роль в реформе церкви играл вопрос об участии мирян в церковной жизни. В частности, в 1873 году были разрешены приходские собрания, тогда же прошли первые неофициальные встречи с участием представителей всех епархий.

Церковь Норвегии во Вторую мировую войну

Во время Второй мировой войны церковь была временно отделена от государства. Законное правительство Норвегии находилось в изгнании в Великобритании. Церковь выступала против нацизма. В 1942 году, когда от неё потребовали провести торжественное богослужение в Нидаросском соборе по случаю вступления Видкуна Квислинга в должность министра-президента, епископы во главе с главой епархии Осло Эйвиндом Берггравом выступили с посланием «Основа церкви», в котором отказались от своих государственных должностей. В результате все епископы и часть священников Церкви Норвегии были интернированы до конца войны. Около 90 % всех священников последовали примеру епископов и порвали с государственной властью, однако продолжали совершать таинства и церковные обряды. В результате посещаемость церквей значительно выросла, кроме тех приходов, где священники выступили на стороне нацистов.

Важную роль в церковном сопротивлении сыграл епископ Осло Эйвинд Бергграв. В так называемым «церковный фронт» (норв. Kirkefronten) входили представители мирян и так называемых «свободных церквей» (протестантских деноминаций, не входящих в Церковь Норвегии). Важную роль в этом движении сыграли также профессор богословия Уле Халлесбю и миссионер и проповедник Людвиг Хупе.

Норвежская лютеранская церковь решила «венчать» однополые пары

Норвегия стала самой атеистической страной Европы – опрос Норвегия стала самой атеистической страной Европы – опрос
Этот опрос повторяют каждый год, но впервые с 1985 года, когда его только начали проводить, ответ «нет» возобладал над ответом «да». Норвегия: госслужбы требуют убрать кресты из зданий, где размещают беженцев Норвегия: госслужбы требуют убрать кресты из зданий, где размещают беженцев
Норвежская Дирекция по делам беженцев требует убрать из церковных помещений, где будут размещены их подопечные, все кресты. Что насчет норвежского флага? – интересуются комментаторы. В столице Норвегии самым популярным мужским именем стало Мухаммед В столице Норвегии самым популярным мужским именем стало Мухаммед
Еще в 2010 году каждый четвертый норвежец рассматривал ислам как угрозу, а сегодня в Осло более 4,8 тысячи детей названы именем магометанского пророка. Церковь Норвегии отказалась признать «однополые браки» Церковь Норвегии отказалась признать «однополые браки»
Генеральный синод лютеранской церкви Норвегии отказал однополым парам в праве сочетаться церковным браком, сообщает ИТАР-ТАСС. Соответствующее решение было поддержано большинством голосов в ходе завершившегося во вторник в городе Кристиансанн заседания высшего представительского органа церкви. В Норвегии за ношение креста уволили телеведущую В Норвегии за ношение креста уволили телеведущую
Сир Кристин Саелманн, популярная ведущая норвежских новостей, была освобождена от своих обязанностей из-за того, что в то время, как она вела эфир, у нее на шее была цепочка с крестиком в 1, 4 см в длину. В ОВЦС прокомментировали решение Церкви Норвегии о допустимости рукоположения содомитов В ОВЦС прокомментировали решение Церкви Норвегии о допустимости рукоположения содомитов
Генеральный синод лютеранской Церкви Норвегии на последнем заседании принял решение разрешить членам однополых «браков» принимать священный сан. Рукоположение геев после напряженных недельных дебатов поддержали 50 членов Синода против 34-х. Значительная часть духовенства Церкви Норвегии по-прежнему считает оправдание гомосексуализма противоречащим Священному Писанию. Таким образом, Синод аннулировал абсолютный запрет на рукоположение геев, переведя этот вопрос в компетенцию конкретных епископов на местах. «Сам факт допущения возможности рукоположения гомосексуалистов в священный сан отвергается Русской Православной Церковью, абсолютно неприемлем для нас и является нарушением норм христианской нравственности, заповедей Священного Писания», — заявил глава секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Игорь Выжанов.