Мастер класс иконописи

Технология создания православной иконы

Создание иконы — длительный, кропотливый, многоэтапный процесс.

На примере Венчальных икон размером 18х24 мы проиллюстрируем и расскажем о том как создаются иконы в нашей мастерской.

1-ый этап: Изготовление иконной доски.

Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски — липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.

2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.

Левкас, в состав которого входят мел и клей, накладывается на марлевую ткань — паволоку, предварительно наклеенную на иконную доску. Мастер, работающий с левкасом знает и соблюдает технологию этого процесса. У каждого левкасчика есть свои секреты приготовления левкаса, индивидуальные пропорции составляющих его частей. Покрытую левкасом доску просушивают и тщательно вышкуривают. Наша иконописная мастерская сотрудничает с высококвалифицированными мастерами-левкасчиками, так как от качества левкаса зависит качество золочения, гравировки, а также нанесения красочного слоя при написании иконы.

3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске.

На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы — нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.

Если вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.

4-ый этап: Написание иконы.

Когда необходимые участки иконы позолочены, можно приступать к работе красками. При написании иконы мы используем высококачественные долговечные темперные краски, для разведения которых применяется яичная эмульсия (желток с добавлением воды и уксуса, или вина). Мы используем технику, в которой работали мастера 14-16 вв. Сначала основными цветами покрываются элементы одежды, лика, рук, пейзажа и архитектуры, то есть выполняется роскрышь иконы. Роскрышь — это основа для моделирования формы.

По роскрыши иконописец делает прорись или опись — нанесение всех контуров рисунка складок одежды, лика. Цвет прориси бывает чаще всего таким же, как основной тон роскрыши, но немного темнее, редко другой. Линии должны быть живыми, сочными, а не сухими и однообразными.

После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.

Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при помощи многослойных лессировок — очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.

В конце работы над образом необходимо сделать притенения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки — светлые штрихи, которые придают еще больший эффект свечения.

5-ый этап: Нанесение ассиста.

Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото. После этого на иконе необходимо выполнить надписи.

7-й этап: Создание защитного слоя.

Завершающий этап в работе над иконой — это покрытие иконы защитным слоем — олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.

Венчальная пара готова.

Для лучшей сохранности иконы можно поместить еще в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.

По желанию мы освящаем икону в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. В соборе Лавры священник читает специальные молитвы на освящение иконы и кропит ее святой водой.

Курс «Основы иконописи»

Иконопись: рукотворное чудо, несущее добро

Икона — окно в тот мир.

Павел Флоренский

Начало 17 октября в 11:00

Курс рассчитан на 6 занятий по 4 часа.

по субботам.

Из всех философских доказательств бытия бога наиболее убедительно звучит эта: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Творец». Ведь именно гармония и красота побуждает людей чаще смотреть в небеса и делать добро. Даже ярые атеисты признают вклад мировых религий в сокровищницу художественной культуры, т.к. глубина образов и царственность обрамления иконостаса может многое рассказать о традициях и нравах людей прошлого и настоящего. Во все времена икона считалась главной защитницей домашнего очага. О силе иконы, которую человек пишет для себя или своих близких, ходят легенды: считается, что она может исцелять от болезней и исполнять самые сокровенные желания. Частичка души, вложенная автором в икону в момент создания, вдохнет в нее жизнь и особую позитивную энергетику, которая будет передаваться каждому, кто на нее взглянет. Тем более, если икона пишется по особому случаю – в подарок на венчание, день рождения или крестины ребенка. Такую особую икону Вы сможете написать сами под руководством профессионального иконописца на наших курсах. Для каждого ученика будет разработана индивидуальная программа, и Вы сможете написать икону своего святого или ангела-хранителя. Творец живет в каждом человеке, и мы поможем Вам его раскрыть. Ведь именно искусство иконописи является связью между небом и землей и помогает людям любить и быть любимыми!

Преподаватель- Ефремов Илья — практикующий иконописец, художник.

ПРОГРАММА: Курс «Основы иконописи»

Возможно обучение с нуля без специальной подготовки.

В процессе обучения вы узнаете:

Какие иконы существуют в православной церкви.

Что такое каноничная и неканоничная икона.

Какие иконописные направления существуют и в чем их отличие.

Какими материалами пользуется иконописец для создания иконы.

Изготовление иконной доски – основания.

Левкашение — приготовление и нанесение иконописного грунта.

Создание первичного рисунка.

Изготовление красок.

Золочение ( чеканка) иконы.

Техника создания ликов – живопись.

Покрытие олифой.

В конце курса каждый ученик создаст по канонам иконописания свой

СВЯТОЙ ОБРАЗ.

На первое занятие принести:

Краски темпера форма «Мастер-класс»

Красная, голубая «ФЦ», сажа газовая, церулиум, окись хрома, изумрудная зеленая. умбра жженая, сиена натуральная, кадмий желтый-средний, охра светлая, кадмий красный темный, белила титановые.

Кисти:

Колонок — № 0-4

Белка — №5,8,10.

Бумага А3, калька А4, меллимитровка, палитра, простые карандаши, ластик.

Сюжеты понравившихся икон.

Греческие иконы Божьей матери: классификация творений

Как известно, каждая православная икона создана для того, чтобы помочь, защитить, утешить в определенной жизненной ситуации. Кроме того, иконы различаются по сюжету, стилистическим особенностям, технике исполнения. Впрочем, обо всем по порядку.

Что такое икона

С искусствоведческой точки зрения икона — это изображение, выполненное в большинстве случаев на твердой поверхности, дополненное религиозными знаками и надписями. Преимущественно ее пишут на липовой доске, покрытой левкасом (жидкий клей и алебастр). К иконам также могут относится скульптурные, мозаичные изображения, живопись.

В христианстве икона (греч. «изображение», «образ») — творение, изображающее лица или события из священной истории, которые являются объектом почитания верующих — православных, католиков, относящихся к древневосточным церквям. Список таких объектов почитания утвержден на Седьмом Вселенском соборе в 787 году.

Разновидности икон

Греческие иконы по значению разделяются на шесть типов:

  1. Мерные — дарятся на крещение ребенка, их высота равна росту малыша.
  2. Семейные — изображение покровителей всех членов семьи.
  3. Именные — покровитель-святой, в честь которого назван человек (определяется по дате рождения и православному календарю именин святых).
  4. Венчальные — такими иконами с изображением Иисуса Христа и девы Марии благословляют новобрачных.
  5. Праздничные — история того или иного христианского праздника.
  6. Обетные — написанные по обещанию.

Все греческие иконы, изображающие Спасителя, стремятся донести один сюжет — явление Сына Господа во плоти в мир людей. Самое известное изображение — «Спас Нерукотворный» — отпечаток Божественного лика на плате. Популярны и следующие образы:

  • «Вседержатель» — одной рукой Христос благословляет, в другой держит книгу;
  • «Господь на престоле» — величие, символ Вселенной;
  • «Спас в силах»;
  • младенец Иисус на руках у Богородицы.

Греческие иконы Богородицы, защитницы Русской земли, самые разнообразные по сюжету, поэтому им следует выделить отдельный, следующий раздел.

По технике изображения иконы делятся на две категории:

  1. Каноничный — самый древний, первоначальный, традиционный стиль. Символичное двухмерное изображение, где большая роль отводится деталям — оттенкам, элементам одежды.
  2. Академический — его прообразом служит западноевропейский тип живописи. Такие иконы появились в России в петровское время.

Греческие иконы Божьей Матери

Иконы раскрывают Образ Святой Заступницы с нескольких граней:

  1. «Знамение» (Оранта, Воплощение). На иконе мы видим изображение молящейся Девы Марии (Оранты). На уровне сердца у нее написана сфера, медальон, где изображен Спас Эммануил, еще находящийся во чреве матери. Руки Богородицы подняты в молитвенном порыве, а руки Спасителя благословляют зрителя, держат свиток. Одежды Марии традиционны — синее нижнее одеяние и красная накидка. По двум сторонам от них написаны силы небесные — ангелы и архангелы.
  2. «Путеводительница» (Одигитрия). Богородица ведет верующего из тьмы к свету, ко Христу, она — мост на пути к Спасению. Здесь изображена Мария с Иисусом на руках, одной рукой она указывает на Младенца, направляя зрителя к нему. Христос благословляет на изображении Мать.
  3. «Умиление» (Елеуса) — самое лиричная греческая икона Божьей Матери. Головы Богородицы и Спасителя склонены друг к другу, Иисус обнимает Мать за шею. Мария здесь — не только мать, но и душа, склоненная к общению с Богом.
  4. «Заступница» — Мария изображена без Младенца, в полный рост, в ее руках свиток.
  5. Акафистные греческие иконы — отражают Богоматерь такой, какой она была описана в акафистах. К каждому из изображений обращаются с определенной молитвой в тяжелый период жизни — к «Неопалимой Купине», «Неупиваемой Чаше», «О Тебе радуется обрадованная вся тварь», «Богоматери Боголюбской» и др.

Классификации икон

Греческие иконы по сюжету:

  • изображающие Христа;
  • Святая Троица;
  • Богоматерь;
  • святые;
  • праздники и церковные события;
  • аллегорические, символические изображения.

По количеству самостоятельных сюжетов:

  • одна, две и более части;
  • основной сюжет и клеммы (небольшие второстепенные рисунки) — житийные, акафистные, иконы с деянием;
  • Иерусалимии — многосюжетные композиции, изображающие святые места города.

Масштабность:

  • оглавные (один лик);
  • оплечные;
  • поясные;
  • тронные (восседающий образ);
  • ростовые.

По месту нахождения:

  • храмовые;
  • дорожные (путные);
  • домовые.

Техника исполнения иконы:

  • живописная;
  • вышивка;
  • литая;
  • резная;
  • типографская (печатная);
  • складная (сводчатый алтарь).

Для верующего икона — это не просто прекрасное живописное творение. Это оконце, через которое он обращается к Богу, Небесной Заступнице. Сюжетное разнообразие икон связано с той ролью, что они имеют в жизни православного.

Для православных иконы имеют огромное значение. Обращаясь к иконе с молитвой, православный человек видит в ней своего рода посредницу между собой и Господом. Иконопись исстари почиталась делом богоугодным; заниматься ею можно было, только получив благословение и очистившись от скверны молитвой.

Одними из самых древних являются греческие иконы, ведь именно в Греции сложилась своя иконописная традиция, вызывающая восхищение своей утонченностью и одухотворенностью. Так, греческие иконы Богородицы поражают выразительностью: на ликах Пресвятой Девы такая отрешенность, такая скорбь, что они затрагивают самые глубокие струны души.

Из истории греческой иконописи

Не вдаваясь подробно в историю Греции, следует напомнить, что в середине 2 века до н.э. она оказалась под властью Римской империи, которая впоследствии распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Византии. Именно здесь иконопись достигла высочайшего уровня развития.

Впоследствии Византия, христианское государство, и Греция, входившая в ее состав, несколько веков находилась под властью Османской империи. Турки достаточно лояльно относились к внутренней жизни страны и даже к православию – главным для них было, чтобы население не бунтовало и исправно платило налоги. Однако в исламе, как известно, запрещено изображение людей, а тем более Бога, поэтому иконы беспощадно уничтожались, а вместе с ними – и греческая (византийская) иконописная традиция.

Когда в 1453 году турки завоевали Константинополь, большинство иконописцев бежало на остров Крит, находившийся под властью Венецианской Республики. До нашего времени дошли сведения примерно о 240 иконописцах, которые писали иконы на заказ как для православных, так и для католических стран. Очень часто они копировали старинные иконы, так как заказов было очень много.

Для византийского стиля иконописи характерно строгое соблюдение сложившихся канонов, где было предопределено всё, от стиля изображения, сюжетов, позы вплоть до цветов одежды. На этих иконах источник света отсутствовал, сам свет равномерно распределялся по всему пространству иконы, а фон был преимущественно золотым. Краски при этом с точки зрения тона были либо одинаково яркими и светлыми, либо одинаково приглушенными.

Греческая иконопись не старается натуралистически передать мир, воспринимаемый чувствами; она обращается к духовному, нематериальному. Иконы изображают не лица, а лики, отсюда некоторая их условность, диктуемая каноническими традициями.

Особенно явственно проявляются характерные особенности византийского стиля в изображении ликов с помощью санкирного способа письма, то есть построения объема путем сложного процесса моделирования, который получил широкое распространение еще в 12 веке. Великолепным образом этого стиля является Владимирская икона Божьей Матери.

Одним из крупнейших центров иконописи стал Афон, иконописцы которого продолжили византийские традиции. Вместе с тем стиль становится более упрощенным, резкие линии сочетаются с локальными цветовыми пятнами. Несмотря на влияние прочих иконописных школ, афонская традиция становится одной из самых главных. Здесь выполнялось множество копий (списков) со старинных икон, которые заказывались для преподнесения в дар христианским властителям или предназначались для паломников.

Современные иконы из Греции

В наше время писание икон стало в Греции немаловажной отраслью экономики, поскольку спрос на иконы из Греции, которые приобретают православные туристы и паломники, не уменьшается.

Особой популярностью пользуются списки (копии) икон Пресвятой Девы, находящихся в монастырях Афона. Они хорошо знакомы не только православным верующим, но и ценителям искусства. Напомним, что некоторые такие списки сделаны с икон, писанных, по преданию, самим евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери. Молитва перед такой иконой, пусть даже и в списке, приносит душе умиротворение и благодать.

Византийские школы иконописи

На протяжении многих веков истории иконописи сформировались многие национальные иконописные школы, претерпевшие собственный путь стилистического развития.

Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур, но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта, Италии. Можно выделить несколько этапов в истории развития иконописания Византии:

· Доиконоборческая эпоха: Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени, датируются VI веком. Ранние иконы VI—VII веков сохраняют античную технику живописи — энкаустику, некоторые произведения сохраняют черты античного натурализма и живописный иллюзионизм, другие же склонны к условности, схематичности изображения. Восточным областям Византии — Египту, Сирии, Палестине был свойственен не античный художественный язык: в их иконописи выразительность была важнее, чем знание анатомии и умение передать объём. Для мозаик V века характерны живые ракурсы фигур, натуралистическая моделировка объёма, живописность мозаичной кладки. В мозаиках конца V века и VI века фигуры становятся плоскими, линии складок одежд жесткими, схематичными. Позы и жесты застывают, почти исчезает глубина пространства, кладка мозаики становится строго упорядоченной. Причиной этих изменений был целенаправленный поиск особого изобразительного языка, способного выразить христианское учение.

· Иконоборческий период: В период иконоборчества многие иконописцы эмигрировали в отдалённые концы Империи и соседние страны — в Каппадокию, в Крым, в Италию, отчасти на ближний восток, где продолжали создавать иконы. В данный период вместо икон в храмах использовались только изображения креста, вместо старых росписей делались декоративные изображения растений и животных, изображались светские сцены, в частности любимые императором Константином V конские бега.

· Македонский период: После окончательной победы над ересью иконоборчества в 843 году, вновь началось создание росписей и икон для храмов Константинополя и других городов. С 867 по 1056 годы в Византии правила македонская династия, который разделяют на два этапа: Македонский «ренессанс» и Аскетический стиль. Произведения первой половины македонского периода отличаются естественностью в передаче человеческого тела, мягкостью в изображении драпировок, живостью в ликах. Во второй же половине македонского периода стиль византийской иконописи резко меняется в сторону, противоположную античной классике. От этого времени сохранилось несколько больших ансамблей монументальной живописи: фрески церкви Панагии тон Халкеон в Фессалониках 1028 года, мозаики кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде 30-40 гг., мозаики и фрески Софии Киевской и другие. Иконам этого периода характерна аскетизация образов: в ликах святых отсутствуют какие бы то ни было чувства и эмоции, фигуры на иконах застывают в строго определённых позах, часто приобретают приземистые, грузные пропорции, руки и ступни ног становятся тяжёлыми, грубоватыми, моделировка складок одежд стилизуется, становится очень графичной.

· Комниновский период: Следующий период истории византийской иконописи приходится на правление династий Дук, Комнинов и Ангелов (1059—1204 гг). Произведения этого времени достигают уравновешенности между классической формой и одухотворенностью образа, они изящны и поэтичны. К концу XI века или к началу XII столетия относится создание Владимирской иконы Богоматери — это один из лучших образов комниновской эпохи, константинопольской работы. В 1131-1132 гг. икона была привезена на Русь, где стала особо почитаема. От первоначальной живописи сохранились только лики Богоматери и Младенца и как раз на примере лика Богоматери, наполненного тонкой скорбью о страдания Сына, можно увидеть характерные физиогномические черты комниновской живописи: вытянутый лик, узкие глаза, тонкий нос с треугольной ямкой на переносице.

· XIII: Расцвет иконописи и других художеств был прерван страшной трагедией 1204 года — рыцари Четвёртого крестового похода захватили и страшно разграбили Константинополь. Несмотря ни на что иконопись продолжала развиваться. В этот период в искусстве всего Византийского мира происходит существенное изменение стилистики: на смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм, изображения становятся крупными, статичными, с ясным силуэтом и скульптурной, пластической формой. Очень характерным примером этого стиля являются фрески в монастыре св. Иоанна Богослова на острове Патмос. К началу XIII века относятся иконы «Христос Пантократор», мозаичная «Богоматерь Одигитрия», «Архангел Михаил» и другие. Во всех них проявляются черты нового направления, делающие их отличными от образов комниновского стиля.

· Палеологовский период: Палеологовский ренессанс — так принято называть явление в искусстве Византии первой четверти XIV века. Почти для всех икон этой эпохи характерны безупречные пропорции, гибкие движения, импозантная постановка фигур, устойчивые позы и легко читающиеся, выверенные композиции. Присутствует момент зрелищности, конкретности ситуации и пребывания персонажей в пространстве, их общения.

Палеологовский период знаменателен эпохой споров о Фаворском свете в 30-40 гг. Именно тогда произошел спор между монахом Варлаамом, приехавшим в Константинополь из Италии, и Григорием Паламой — учёным-монахом с Афона. Они принципиально по-разному понимали задачи и возможности человека в общении с Богом. Для икон времени споров характерна напряжённость в образе, а художественном плане — отсутствие гармонии. Примером иконы этого периода является поясной деисусный образ Иоанна Предтечи из собрания Эрмитажа.

В 50-х гг. XIV века византийская иконопись переживает новый подъем. Из икон уходят напряженность и сумрачность, проступавшие в произведениях 30-40 гг., однако теперь совершенство формы и красота сочетаются с идеей преображения мира Божественным светом: свет понимался символически как проявление Божественной силы, пронизывающей мир. Прекрасным произведением этой эпохи является икона «Христос Пантократор» из собрания Эрмитажа. Изображение удивляет как внешней красотой, совершенством в передаче формы лика и рук, так и очень индивидуальным образом Христа, близким и открытым для человека.